Отказ от закупки по 223 фз образец. Правоприменительная практика отмены результатов закупки. Что делать заказчику

В настоящее время 223-ФЗ не содержит порядок действий, если принято решение об отказе от проведения закупки. При этом порядок каждый заказчик сам должен прописать в (ч. 6 ПП № 908 от 10.09.2012). В п. 31 Постановления сказано, что бумага об отказе от процедуры, в том числе и отмена аукциона по 223-ФЗ, должна сопровождаться датой принятия решения и его основанием.

То есть для начала покупатель должен выявить причину, из-за которой процедура будет отменена.

Отказ от проведения закупки по 223-ФЗ после 01.07.2018 будет регулировать непосредственно 223-ФЗ.Так, вступят в силу ч. 5-7 ст. 3.2 закона — об отмене конкурентной закупки. В них закрепляется, что организатор торгов имеет право отменить конкурентное предложение по одному или нескольким пунктам до окончания срока приема предложений.

С 01.07.2018 начинает действовать п. 23 ст. 3.2 о том, что если заказчиком принято решение об отмене конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, оператор ЭТП не направляет заказчику заявки участников.

Давайте рассмотрим вариант, как проходит отмена торгов по 223-ФЗ на примере Положения о закупках ООО «ЖКС г. Петродворца». Отменить процедуру этот заказчик может в любой момент со дня публикации извещения в ЕИС (раздел 8). При этом в самом извещении устанавливается срок, до которого данное действие возможно: 5 дней до даты окончания подачи заявок для конкурсов и аукционов и 1 день — для запросов котировок и предложений. В более короткий срок отмена возможна только при форс-мажорных обстоятельствах.

В аналогичном документе ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром тоже предусмотрена подобная возможность. Порядок здесь зависит от вида процедуры (конкурс, запрос предложений и т. д.).

Интересно, что в обоих случаях не конкретизируется содержание документа об отказе от проведения процедуры и отсутствует перечень возможных для этого оснований.

Если же обратиться к закупочной документации, например, к извещению № 31806249541 от 16.03.2018 о проведении запроса котировок «ЖКС г. Петродворца», то здесь мы увидим, что покупатель оставляет за собой право отказаться от процедуры в любое время. Речи об основаниях также не идет.

При этом вышеупомянутый заказчик в извещение об отмене закупки по 223-ФЗ все же включил все необходимые сведения.

Принять решение

Какой бы ни была причина отказа, заказчик должен ее задокументировать. Форма подобной бумаги также нигде не регламентируется, однако она должна содержать данные, речь о которых шла выше (дата и основание).

Протокол отмены закупки по 223-ФЗ: образец в 2019 году

Разместить решение о прекращении приема заявок

Важную роль здесь играет дата принятия решения, т. к. относительно нее рассчитывают срок публикации этих сведений в ЕИС, после которой процедура официально считается отмененной. Так, в п. 8.4 Положения о закупках «ЖКС г. Петродворца» сказано, что разместить решение в ЕИС и довести информацию до всех участников необходимо в день его принятия.

После 01.07.2018 ч. 6 ст. 3.2. регулирует, что намерение об отмене конкурентной процедуры публикуется в ЕИС в день его принятия. В ситуации, когда невозможно отменить процедуру до окончания приема заявок, до подписания договора за заказчиком остается право на отказ от определения поставщика, но исключительно при возникновения обстоятельств непреодолимой силы, согласно гражданскому законодательству.

При необходимости заказчик вместе с документом, содержащим сведения об отмене торгов, может разместить в ЕИС и другие файлы в электронном виде (изменения, протоколы и т. д.), в т. ч. само решение (п. 31 ПП № 908).

Перед публикацией вышеуказанных документов их необходимо подписать усиленной квалифицированной подписью, принадлежащей уполномоченному представителю покупателя.

Ответственность за нарушения порядка

За неразмещение информации об отказе от проведения тендера организатору грозит штраф в соответствии с ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Для должностных лиц установлена сумма от 30 000 до 50 000 руб., а для юридических — от 100 000 до 300 000 руб.

При рассмотрении похожего дела № А60-12845/2015 Семнадцатый арбитражный апелляционный суд вынес решение № 17АП-8873/2015-АК, согласно которому размер взыскания был снижен до 50 000 руб. для должностного лица, т. к. заказчик нарушил статью частично — не указал основание принятого решения в опубликованном документе.

Исходя из сложившейся практики закупок в сфере государственных (муниципальных) и корпоративных нужд, иногда складывается такая ситуация, при которой заказчику необходимо отказаться от своих планов по проведению конкретной закупки. Закон № 44-ФЗ весьма определенно диктует условия и порядок такого отказа. Так, при запросе котировок заказчик может отменить закупку не позднее чем за два дня до наступления даты окончания срока подачи заявок. Также, заказчик вправе отказаться от осуществления закупки до размещения извещения в ЕИС, для этого ему необходимо не позднее чем за 10 дней до размещения извещения в ЕИС, внести в установленном порядке, изменения в план-график закупок.

В свою очередь 223-ФЗ не содержит аналогичных конкретных норм, связанных с отказом заказчиков от закупок. Фактически, только в п.9 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, можно увидеть ограничение, которое говорит о том, что если заказчик собирается внести изменения в план закупки (в том числе и отменить закупку), которая осуществляется через конкурс или аукцион, то он обязан это сделать в срок не позднее размещения в ЕИС сведений о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. Тем самым, законодатель дает свободу заказчику на то, чтобы последний смог самостоятельно установить «правила игры» относительно затронутой сегодня проблемы в своих положениях о закупке. Ввиду такой степени свободы творчества, поставщикам (исполнителям, подрядчикам), желающим сориентироваться, был ли правомерным отказ, необходимо тщательно ознакомляться с содержанием закупочной документации отдельного заказчика. В свою очередь заказчикам, дабы максимально учесть все возможные ситуации, необходимо крайне внимательно отнестись к изложению правил в своих положениях о закупке.

Рассмотрим три возможных варианта отказа заказчика от проведения закупки по 223-ФЗ:

Вариант 1.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС.

Такой отказ для заказчика будет наиболее безболезненным, - для этого достаточно исключить ставшую ненужной закупку из плана.

Отметим, что вопрос необходимости внесения изменений в план закупки в случае, когда заказчик передумал осуществлять закупку, является дискуссионным, так как в соответствии с 223-ФЗ заказчик обязан исключать договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с планом закупки за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций (ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») - иных норм, «привязывающих» фактическую закупочную деятельность заказчика к плану закупки в законодательстве нет.

Таким образом, если речь не идет о каких-либо форс-мажорных ситуациях, заказчик может заключать договор на закупку товаров (работ, услуг) только при условии наличия соответствующих сведений в плане закупки. Исходя из этого, если заказчик собирается осуществлять новую закупку, сведения о которой отсутствуют в плане или осуществлять закупку большего объема, на большую сумму, в другие сроки и так далее, он должен внести соответствующие изменения в план, дабы иметь правовые основания для заключения договора. Законодательство не нарушается и в случае если изменивший свои намерения заказчик не заключает договор для осуществления той или иной закупки, сведения о которой тем временем присутствуют в плане закупки. Необходимо отметить, что подобный вывод о необязательности внесения изменений в план закупки в случае отказа от нее заказчика так же относится и к другим видам отказа, которые будут обозначены далее. Тем не менее, заказчику все же рекомендуется по возможности исключать закупку, от которой он желает отказаться из плана закупок, так как этот момент может быть дискутабельным.

Вариант 2.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС

Довольно часто заказчики прибегают к таким формулировкам, при которых за заказчиком остается право на отказ от проведения закупки на любом этапе. Безусловно эта мера предосторожности весьма удобна для заказчика и оставляет «место для маневра».

Именно такая норма закреплена в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» в отношении всех способов закупки, кроме конкурса и аукциона (запрос предложений, запрос цен, конкурентные переговоры, редукцион, мелкая закупка). Что же касается конкурса и аукциона, то в положении говорится, что такое решение тоже может быть принято заказчиком, но в срок, установленный заказчиком в извещении о конкретной закупке.

Разумеется, встречаются и более простые решения, в качестве примера, Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства в своем Положении о закупке установило, что: «заказчик оставляет за собой право отказаться от закупки в любое время до подведения итогов закупки без объяснения причин, не неся при этом никакой ответственности перед любыми лицами, которым такое действие может принести убытки».

Также, заказчик может конкретизировать случаи и условия, предусматривающие отказ от проведения закупки.

В качестве такого примера можно рассмотреть Положение о закупке Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет», - где говорится, что при проведении конкурса заказчик вправе принять решение об отказе от его проведения в любое время до даты окончания срока подачи заявок, кроме того он также может принять такое решение в любое время до даты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в случае:

  1. 1. Отсутствия соответствующего финансирования/софинансирования;
  2. 2. Если отпала необходимость в закупаемых товарах (работах, услугах);
  3. 3. Существенного изменения обстоятельств, из которых заказчик исходил при объявлении конкурса, в том числе изменения рыночной конъюнктуры, настолько, что если бы заказчик мог это разумно предвидеть, то конкурс не был бы объявлен, либо был бы объявлен на значительно отличных условиях.

Аналогичная норма также действует и в отношении других предусмотренных положением конкурентных способов закупки - аукциона и запроса котировок. Обратим внимание, что замысловатость подобных формулировок в принципе может позволять заказчику отказаться от проведения процедуры закупки, если по окончании приема заявок реальным претендентом на победу в ней оказывается участник, который по тем или иным причинам заказчика не устраивает.

Встречаются примеры с использованием более строгих правил. Ярким примером будет Положение о закупке муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 29 комбинированного вида» (г. Петропавловск-Камчатский). В положении имеются однозначные и четкие ограничения от проведения конкурса, аукциона и запроса котировок цен заказчик может отказаться не позднее, чем за 3 дня до срока подачи заявок.

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение действий заказчика, которые предусматриваются положениями о закупке в случае принятия им решения об отказе от проведения процедуры закупки. Как правило, в положениях в таком случае предусматривается размещение в ЕИС соответствующего извещения.

Например,

в Положении о закупке ОАО «НК Роснефть» говорится, что такое извещение должно быть размещено в ЕИС (а также на сайте самого заказчика) в течение 3-х календарных дней со дня принятия решения, но обязательно до срока окончания подачи заявок .

Дальневосточный федеральный университет согласно своему положению о закупке должен разместить такое извещение только в ЕИС, но в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения. Кроме того, дополнительно этот заказчик должен направить по электронной почте уведомления об этом решении всем подавшим заявки участникам закупки в течение 3 рабочих дней со дня размещения в ЕИС извещения об отказе от проведения закупки. При этом в положении отдельно указывается, что заказчик не несет ответственности в случае, если участники закупки или иные лица не ознакомятся с извещением об отказе от проведения закупки.

Да, заказчики могут вкладывать в свои положения о закупке самое разнообразное содержание, однако стоит помнить, что помимо этого есть и гражданское законодательство, которое регулирует в том числе проведение торгов (аукционов, конкурсов). В самом 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2) говорится о том, что заказчики в числе прочего должны руководствоваться ГК РФ. И этим законодательством установлено, что «если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса» (ч. 4 ст. 448 ГК РФ). Следовательно, если заказчик желает обеспечить себе возможность отказа от проведения процедуры аукциона или конкурса «позднее» чем в указанные сроки, то ему обязательно необходимо указывать «сокращенные» сроки в извещении об их проведении.

Стоит отметить, что как правило в случае отказа от проведения закупочной процедуры заказчик предусматривает свою обязанность в тот или иной срок вернуть всем участникам закупки, поданные им заявки. Но встречаются положения в которых такая норма отсутствует.

Обратим внимание, что законодатель дает заказчику достаточно возможностей для отказа от закупки после размещения в ЕИС, что безусловно упрощает решение задач, стоящих перед последним. Идеальным вариантом, разумеется, будет установление в положении правила, согласно которому заказчик может отказаться от проведения процедуры закупки в любой момент до проведения ее итогов, а при проведении аукциона либо конкурса - в срок, обозначенный в извещении о закупке. Тем временем, в этом извещении о проведении аукциона либо конкурса, также можно указывать, что отказаться от их проведения заказчик вправе в любой момент до подведения их итогов.

Вариант 3.

Отказ заказчика от заключения договора

Заказчики в своих положениях могут обозначать свое право отказываться от заключения договора после определения победителя закупочных процедур.

Рассмотрим такой вариант на примере ОАО «НК Роснефть», которое установило для себя возможность «отказаться от заключения договора по результатам процедуры закупки без обязательств по компенсации убытков участникам закупки, за исключением случаев, прямо установленных действующим законодательством Российской Федерации для проведения торгов» . Отметим, что в 223-ФЗ и в 135-ФЗ на данный момент ничего не говорится о таких случаях.

Зато в гражданском законодательстве такие случаи прописаны. В частности, в нем содержится норма (ч. 6 ст. 448 ГК РФ) о том, что «если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора» , а «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения».

Рассмотрим, пожалуй, первую часть данной нормы более подробно. В 223-ФЗ ничего не говорится про порядок оформления результатов проведения торгов, следовательно, требование о подписании протокола, имеющего силу договора, в день проведения аукциона или конкурса норма должна применяться. Однако, в 223-ФЗ также не установлено, что заключение каких-то договоров возможно только через торги (в отличие от ч. 2 ст. 59 44-ФЗ, где прямо прописаны товары, работы и услуги, для закупки которых заказчик обязан проводить торги в виде электронного аукциона), поэтому положение о судебном понуждении заказчика заключить договор здесь не действует. Тем не менее, если заказчик после подведения итогов аукциона или конкурса откажется вступить в договорные отношения с их победителем, но тем самым часть рассматриваемой нормы гражданского законодательства будет все-таки нарушена. Не случайно заказчики, работающие по 223-ФЗ без восторга относятся к проведению аукционов и конкурсов - ведь эти процедуры несут в себе уйму «обременений».

На практике отказ заказчика от заключения договора может предусматриваться им в своем положении о закупке только в случае применения конкретного способа закупки.

Рассмотрим Положение о закупке Дальневосточного федерального университета, где такой отказ предусмотрен только в случае запроса котировок - «заказчик вправе принять решение, что договор по результатам проведения запроса котировок не заключается, направив отказ от заключения договора в адрес победителя в течение 3 дней с момента подведения итогов закупки». Данная норма ни коим образом не противоречит требованиям гражданского законодательства - ведь запрос котировок не является торгами (аукционом либо конкурсом).

Так, с точки зрения интересов заказчика, наилучшим вариантом для него является установление в своем положении о закупке правила, согласно которому он вправе отказаться от заключения договора после проведения итогов процедуры закупки за исключением случаев проведения аукциона или конкурса, разумеется.

На практике в положениях о закупке может встречаться норма об указании в документации о закупке сведений о праве заказчика отказаться от проведения процедуры закупки и/или от заключения договора. Безусловно, наличие подобной нормы может служить важным предупреждением для потенциального участника закупки, хотя указание таких сведений не включено в 13 информационных позиций, наличие которых в документации о закупке требуется самим федеральным законодательством (ч. 10 ст. 4 №223-ФЗ).

Далее стоит упомянуть, что заказчику не стоит путать отказ от процедуры проведения закупки и отказ от заключения договора (то есть полное прекращение процедуры) с пересмотром итогов закупки (изменение протоколов, «перевыборы» победителя и т.д.). Такой пересмотр будет противоречить законодательству в части принципов закупки (ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ), а возможно что и положению о закупке заказчика - тем самым будет нарушаться требование федерального законодательства о защите конкуренции (п.1 ч. 3 ст. 17 № 135-ФЗ), запрещающее нарушать установленный порядок определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений. После такого отказа заказчик может, внеся изменения в план закупок, начать процедуру новой закупки (или нескольких новых закупок) с самого начала, или может вообще больше ее не проводить.

Рассмотрим последовательность действий заказчика в случае, если нужно отменить госзакупку до ее размещения в ЕИС.

Шаг № 1. Принятие решения заказчиком.

Шаг № 2 . Документальное оформление такого решения. Необходимо составить приказ об исключении процедуры из . Документ подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо.

Шаг № 3. Размещение информации в ЕИС в день принятия решения.

Шаг № 4. Незамедлительное доведение информации до участников, подавших заявки, если на конвертах с заявками были указаны контактные данные участника.

Этап № 2. Закупочному подразделению стоит подготовить документы, обосновывающие принятие такого решения: это может быть пояснительная записка ответственного подразделения о необходимости отменить лот, документ, подтверждающий наступление обстоятельств непреодолимой силы или решение закупочной комиссии о выявлении ошибок в документации.

Этап № 3. Информация размещается в ЕИС.

Этап № 4. Уведомление участников и возврат обеспечений заявок в установленные положением о закупке сроки.

В деятельности любой организации может возникнуть ситуация, когда ей по тем или иным причинам приходится отменять закупку. В законе 44-ФЗ случаи, условия и порядок того, как отменить закупку, прописаны четко. Вместе с тем, 223-ФЗ дает заказчикам гораздо большую свободу в вопросе того, как отменить закупку, разрешая им формировать правила отмены закупок в Положении о закупках.

Ограничение, которое можно встретить в касающейся 223-ФЗ федеральной нормативно-правовой базе, говорит о том, что если заказчик собирается внести изменения в план закупки (в том числе и отменить закупку), которая осуществляется через конкурс или аукцион, то он обязан сделать это в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.

Поставщики, имеющим претензии к закупщикам из-за отмены закупки, таким образом, должны руководствоваться тем, нарушает ли заказчик собственные правила или нет. А заказчикам нужно четко и непротиворечиво такие правила описать в своем Положении о закупках.

Варианты отмены закупок:

  • отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения в ЕИС извещения;
  • отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения в ЕИС извещения;
  • отказ заказчика от заключения договора.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки до размещения извещения в ЕИС – это самый простой вариант, достаточно исключить закупку из плана. Есть также точка зрения, что даже в случае неисключения несостоявшейся закупки из плана закон не нарушается.

Отказ заказчика от проведения процедуры закупки после размещения извещения в ЕИС. Заказчики часто прописывают право отказаться от проведения процедуры закупки «в любой момент». Однако им нужно помнить о том, что существует гражданское законодательство, которое регулирует проведение торгов (конкурсов и аукционов). Законодательством, в частности, установлено, что «если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса». Поэтому если заказчик хочет обеспечить себе возможность отказа от проведения процедуры аукциона или конкурса «позднее», чем в указанные сроки, то ему необходимо обязательно указывать «сокращенные» сроки в извещении об их проведении.

В случае отказа от проведения процедуры закупки заказчик обычно предусматривает свою обязанность в тот или иной срок вернуть участникам закупки поданные им заявки. Оптимальным вариантом может быть установление в положении о закупке правила, согласно которому он может отказаться от проведения процедуры закупки в любой момент до подведения ее итогов, а при проведении конкурса или аукциона – в срок, обозначенный в извещении о закупке. В извещении можно указать, что отказаться от их проведения процедур заказчик может в любой момент до подведения их итогов. Отказ заказчика от заключения договора. В положениях о закупке заказчики могут обозначать и свое право отказываться от заключения договора и после определения победителя закупочных процедур.

В гражданском законодательстве, вместе с тем, содержится норма о том, что «если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора», а «если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения». Оптимальным вариантом для заказчика является установление в своем Положении о закупке правила, согласно которому он вправе отказаться от заключения договора после подведения итогов процедуры закупки за исключением случаев проведения конкурса или аукциона.

С 1 октября 2018 года в ЕИС будут реализованы функциональные возможности, предусмотренные Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ) (далее – Закон
№ 44-ФЗ) и от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ) (далее – Закон № 223-ФЗ).
Руководства пользователей и обучающие материалы находятся в подразделе «Обучающие материалы» раздела «Документы» ЕИС.
Детальная информация по новым функциональным возможностям, а также ссылки на руководства пользователей и дополнительные видеоматериалы представлены в соответствующих разделах новости.
Обращаем внимание разработчиков внешних систем размещения заказа и электронных площадок, что актуальные требования к процедурам приема, передачи информации и форматам обмена изложены в и размещены в разделе «Документы» открытой части ЕИС.
Дополнительно сообщаем, что с 13-00 29 сентября до 00-00 01 октября 2018 г. по московскому времени на Официальном сайте ЕИС будут проводиться регламентные работы. Во время проведения работ будут недоступны функции «Личный кабинет» и «Открытая часть».

1.Изменения в части заключения контрактов по результатам электронных процедур (за исключением электронного аукциона) в соответствии с Законом № 44-ФЗ:
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 08.06.2018
№ 656 предусмотрено заключение соглашений о функционировании электронной площадки, специализированной электронной площадки (далее – электронные площадки) Минфином России и ФАС России с электронными площадками, прошедшими отбор,до 1 октября 2018 года . Дата заключения такого соглашения считается датой начала функционирования соответствующих операторов электронных площадок.
Исходя из части 10.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на прошедших отбор электронных площадках. Заключение контрактов по результатам электронных процедур осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ (за исключением электронного аукциона) с даты начала функционирования операторов электронных площадок.
Разъяснения Минфина России в части порядка проведения электронных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, и заключения контрактов по результатам таких электронных процедур, доступны по .
В целях реализации указанных выше норм Закона № 44-ФЗ с 1 октября 2018 года вводятся в эксплуатацию функциональные возможности ЕИС, обеспечивающие возможность заключения контрактов по результатам электронных процедур (за исключением электронного аукциона) в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ, а именно:
-По результатам электронных процедур (за исключением электронного аукциона), извещения о проведении которых размещены в ЕИС с 1 октября 2018 года , заключение контрактов обеспечивается во взаимодействии ЕИС и электронной площадки в следующем порядке:
1) Заказчик из личного кабинета в ЕИС направляет на электронную площадку, а также размещает в открытой части ЕИС проект контракта для подписания победителем электронной процедуры;
2) победитель электронной процедуры направляет из личного кабинета на электронной площадке в ЕИС, а также размещает в личном кабинете на электронной площадке подписанный проект контракта и документы, предусмотренные положениями Закона № 44-ФЗ, или протокол разногласий (при наличии разногласий);
3) заказчик из личного кабинета в ЕИС направляет на электронную площадку подписанный со своей стороны контракт и в открытой части ЕИС размещается заключенный электронный контракт.
Дополнительно сообщаем, что при подписании победителями электронной процедуры проектов контрактов проверка сертификатов электронной подписи обеспечивается на электронных площадках.
-По результатам электронных процедур (за исключением электронного аукциона), извещения о проведении которых размещены в ЕИС до 1 октября 2018 года, заключение контрактов осуществляется в действующем порядке (на электронной площадке).
-Для электронных аукционов, извещения о проведении которых размещены в ЕИС до 1 января 2019 года, сохраняется действующий порядок заключения контрактов (на электронной площадке).
Заключение контрактов по результатам электронных аукционов, извещения о которых размещены в ЕИС начиная с 1 января 2019 года, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Закона № 44-ФЗ. Указанный функционал будет реализован в версии 9.0.
Одновременно обращаем внимание, что при заключении контракта (в том числе при размещении в ЕИС проекта контракта, подписанного по результатам электронной процедуры) необходимо учитывать требования законодательства Российской Федерации в области персональных данных в части обезличивания персональных данных (по аналогии с требованиями пункта 39 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н).
Детальная информация по указанным функциональным возможностям представлена в Кратком Руководстве пользователя по и в .

2.Изменения в части осуществления закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.
В соответствии с требованиями ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в версии 8.3 ЕИС реализована возможность применения конкурентных способов осуществления закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), проведение которых должно осуществляться в электронной форме на отобранных Правительством Российской Федерации электронных площадках с даты начала функционирования соответствующих операторов электронных площадок.
При этом согласно ч. 3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в срок до 1 января 2019 года положения о закупке заказчиков должны быть приведены в соответствие с нормами Закона 223-ФЗ (в редакции 505-ФЗ) и предусматривать конкурентные способы закупки, участниками которого могут являться только субъекты МСП, отвечающие требованиями норм ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Заказчики, положения о закупке которых уже приведены в соответствие с нормами Закона 223-ФЗ в части конкурентных способов закупки, участниками которого могут являться только субъекты МСП, должны использовать реализованные в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) четыре типовые конкурентные способа закупки («Конкурс в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП», «Аукцион в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП», «Запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП», «Запрос предложений в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты МСП») и проводить такие закупки только на электронных площадках, заключивших соглашение об их функционировании с Минфином России и ФАС России.
Заказчики, чьи положения о закупке не приведены в соответствие с нормами Закона 223-ФЗ, до приведения положений о закупке в соответствие с требованиями ст. 3.4 Закона 223-ФЗ (в редакции 505-ФЗ), но не позднее 1 января 2019 года, имеют в ЕИС возможность осуществлять закупки, участниками которых могут являться только субъекты МСП, согласно порядку осуществления закупок, который действовал до вступления в силу положений ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Детальная информация по указанным функциональным возможностям представлена в Разъяснениях по



Просмотров