Перечень основных мероприятий. Поурочное планирование учебного материала по курсу основы (2) Как действовать в условиях наводнения при гидродинамической аварии

Защита населения от чрезвычайных ситуаций является важнейшей задачей единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основным объектом защиты является личность с её правом на защиту жизни, здоровья и имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера включает в себя комплекс специальных мероприятий, среди которых можно выделить следующие: оповещение (предупреждение) и информирование населения об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайной ситуации; эвакуация людей из опасных зон и районов; инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита; рекомендации населению по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера, предусматривают своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях с помощью комплексного использования систем радиовещания, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.

При угрозе и возникновении техногенной аварии или катастрофы экстренной мерой по защите населения от поражающих факторов чрезвычайной ситуации является его эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

    Внимание
    Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций и его временному размещению в заранее подготовленных безопасных районах.

Количество людей, подлежащих перемещению в безопасную зону, определяется местными органами исполнительной власти с учётом рекомендаций органов ГОЧС, которые исходят из конкретных условий обстановки, характера и масштабов чрезвычайной ситуации.

В целях подготовки к чрезвычайным ситуациям происходит строительство новых и реконструкция (ремонт) существующих инженерно-технических сооружений, предназначенных для защиты населения и территорий от поражающих факторов, вызываемых техногенными авариями и стихийными бедствиями.

Основными мероприятиями инженерной защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера являются:

  • укрытие людей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленных сооружениях: подвальных помещениях, цокольных этажах, в подземных пространствах объектов торгово-социального назначения;
  • использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно- и химически опасным объектам;
  • предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путём обваловки (насыпания привозного грунта) или заглубления ёмкостей АХОВ.

Одним из наиболее эффективных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны, которые предназначены для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения защищённости населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера разработаны специалистами МЧС России рекомендации для населения страны по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Как действовать при получении сигнала оповещения о радиационной аварии

  • Если вы находитесь на улице, немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и укройтесь в ближайшем здании, лучше в собственной квартире. При входе в помещение в коридоре следует снять с себя верхнюю одежду и обувь, поместить их в пластиковый пакет или плёнку. Органы дыхания лучше всего закрыть ватно-мар-левой повязкой, которую можно легко изготовить в домашних условиях.
  • Если вы находитесь в своём доме (квартире), немедленно закройте окна, двери, вентиляционные отверстия, включите радиоприёмник, или телевизор, или репродуктор и будьте готовы к приёму информации о дальнейших действиях.
  • Если радиационная авария ещё не произошла, то обязательно загерметизируйте помещение и укройте продукты питания. Подручными средствами заделайте щели на окнах и дверях. Открытые продукты поместите в полиэтиленовые мешки, пакеты или плёнку. Продукты и воду поместите в холодильник или в закрываемые шкафы. Если радиационная авария уже произошла, то помещать открытые продукты в герметичные упаковки поздно. На этот случай в доме необходимо иметь запас консервов.

Как действовать при химической аварии

  • При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприёмник или телевизор для получения достоверной информации об аварии и о рекомендуемых действиях.
  • Если поступила информация об эвакуации, то закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые вещи, трёхсуточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра на расстояние не менее 1,5 км от места пребывания. В указанный пункт назначения нужно передвигаться согласно переданной информации. Для защиты органов дыхания используйте противогаз гражданский фильтрующий ГП-7, а при его отсутствии - ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5%-ном растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2%-ном растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака).
  • Если невозможно покинуть зону поражения, плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах, не приспособленных для защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера.
  • При аварии на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в неё категорически запрещено.

Как действовать после химической аварии

  • При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, принимайте обильное питьё (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу.
  • Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Заражённую одежду снимите и выбросьте в определённое место для утилизации. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после химической аварии, до официального заключения об их безопасности.

Как действовать при угрозе гидродинамической аварии

  • При получении информации об угрозе затопления и об эвакуации безотлагательно в установленном порядке выходите из опасной зоны в назначенный безопасный район или на возвышенные участки местности. Возьмите с собой документы, ценности, предметы первой необходимости и запас продуктов питания на 2-3 суток. Имущество, которое требуется сохранить от затопления, но нельзя взять с собой, перенесите на чердак или верхние этажи здания.
  • Перед уходом из дома выключите электричество и газ, плотно закройте окна, двери, вентиляционные и другие отверстия.

Как действовать в условиях наводнения при гидродинамической аварии

  • При внезапном затоплении для спасения от удара волны прорыва срочно займите ближайшее возвышенное место, заберитесь на высокое дерево или верхний этаж устойчивого здания. В случае нахождения в воде при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.
  • Оказавшись в воде, вплавь или с помощью подручных средств выбирайтесь на сухое место, лучше всего на дорогу или дамбу, по которым можно добраться до незатопленной территории.
  • При подтоплении вашего дома отключите электроснабжение, подайте сигнал о нахождении в доме (квартире) людей путём вывешивания из окна днём флага из яркой ткани, а ночью фонаря.
  • Для получения информации используйте радиоприёмник с автономным питанием.
  • Организуйте учёт продуктов питания и питьевой воды, их защиту от воздействия прибывающей воды и экономное расходование. Готовьтесь к возможной эвакуации по воде, возьмите документы, предметы первой необходимости, одежду и обувь, подручные спасательные средства (надувные матрацы, подушки).
  • Для вынужденного плавания можно подготовить бочки, брёвна, щиты, двери и автомобильные камеры.

    Есть даже рекомендация набить пластиковыми закрытыми бутылками и мячами рубашку или брюки, если больше ничего, что может вас поддержать в воде, под рукой не оказалось. Эвакуироваться самостоятельно можно только при видимости незатопленной территории, угрозе ухудшения обстановки, необходимости получения медицинской помощи, израсходовании продуктов питания и отсутствии перспектив в получении помощи со стороны.

Как действовать при пожаре и аварии на железной дороге

Во время пожара . В случае возникновения пожара необходимо немедленно сообщить об этом проводнику.

При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или машинистом необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана и попытаться выйти из вагона через двери или окна (нельзя выпрыгивать из вагона движущегося поезда или пытаться выбраться на крышу). Если горящий поезд продолжает движение, а пожар возник в передних вагонах, следует перейти в вагоны поезда, где пожара нет, плотно закрывая за собой двери (двигайтесь пригнувшись, дышите через мокрую ткань).

В случае аварии . Во время толчка (удара) постарайтесь ухватиться руками за неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избежание травм.

Если в случае аварии вагон начал опрокидываться, ухватитесь за выступы полок и другие неподвижные части вагона, закройте глаза, упритесь ногами в стену. После того как вагон обретёт устойчивость, осмотритесь и наметьте путь выхода из него. Если дверь заклинило, выбирайтесь через окна.

Выводы

  1. Важнейшим условием своевременного принятия мер по защите населения при угрозе возникновения крупных производственных аварий и катастроф, особенно в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, химических предприятий, гидроузлов), является его оповещение и информирование.
  2. В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера входят мероприятия по инженерной защите.
  3. При угрозе гидродинамической аварии необходимо выйти в безопасный район или на возвышенные участки местности.
  4. Делать попытки эвакуироваться самостоятельно можно только в самых крайних случаях, когда нет другого выхода.

Вопросы

  1. Почему в перечень основных мероприятий, предусмотренных для защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, входит инженерная защита? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров.
  2. С какой целью создаётся система оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций?
  3. Есть ли в вашем доме или школе герметизированное помещение, которое можно использовать в случае аварии на радиационно-опасном или химически опасном объекте?

Задания

  1. Продумайте план обеспечения личной безопасности в случае чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера, которая могла бы произойти в вашем регионе.
  2. Учитывая условия проживания в вашем регионе, подготовьте сообщение на тему «Алгоритм моих действий при наводнении».
  3. Подготовьте сообщение, используя средства массовой информации и Интернет, на тему «Крушение поезда «Невский экспресс» и предпринятые меры по спасению и самоспасению пассажиров» (на материале крушения 2009 г.).

Под термином «защита населения» принято понимать комплекс мероприятий РСЧС (российская система чрезвычайных ситуаций), взаимосвязанных по месту, времени, цели, ресурсам и направленных на устранение или снижение до минимального уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае угрозы возникновения стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф или в условиях реализации опасных и вредных факторов.

Защита населения от ЧС является важнейшей задачей Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, органов государственной власти и управления, местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий и организаций всех форм собственности. Это достигается в результате применения различных средств и способов защиты, которые включают:

1) прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и последствий их возникновения для населения;

2) создание финансовых и материальных резервов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;

3) постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды;

4) подготовку к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий и других организаций, а также органов управления и сил РСЧС;

5) оповещение населения об угрозе возникновения и факте возникновения чрезвычайной ситуации;

6) эвакуацию людей из опасных зон и районов;

7) инженерную, медицинскую, радиационную и химическую защиту;

8) применение специальных режимов защиты населения на зараженной территории;

9) оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности людей, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, порядке действий;

10) проведение спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;

11) защиту от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды.

Оповещение — одно из самых важных мероприятий по защите населения. Оно производится включением сигнала сирен на всех предприятиях и громкими гудками всевозможных технических средств. Это означает сигнал: «Тревога! Слушайте все!» Вспомните, дорогой читатель, когда наши европейские «друзья» со своими американскими покровителями бомбили Сербию только за то, что она не хотела распада своей страны. По телевизору часто показывали, как перед очередным налетом самолетов и крылатых ракет НАТО по всей территории выли сирены, предупреждая людей об опасности. Мы еще поговорим об этом, когда будем обсуждать высокоточное оружие.

По этому сигналу немедленно приводятся в готовность радиотрансляционные узлы, радиовещательные и телевизионные станции, до населения доводятся соответствующие сообщения и указания посредством проводного вещания, радио, телевещания и современных средств телефонии. Сообщения производятся на русском языке и языке народа, проживающего на данной территории. В нем указываются причина тревоги и необходимые действия населения в опасном районе. Кроме того, могут применяться вспомогательные средства оповещения: сирены ручного привода, электромегафоны, автомобильные звукоусилительные станции. С их помощью можно проводить оповещение там, где нет промышленных объектов и крупных зданий: в деревнях, селах, поселках и т.д.

Для защиты населения от опасностей, возникающих в ЧС мирного и военного времени, используются средства коллективной защиты — это инженерные сооружения гражданской обороны. Чаще всего это убежища или, как часто в народе их называют, бомбоубежища.

Убежища предназначены для защиты людей от последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий в мирное время, а также от поражающих факторов оружия массового поражения и обычных средств нападения противника в военное время. Они могут быть отдельно стоящими сооружениями или оборудованными в подвалах жилых домов и других зданий. Часто убежища являются единственным и наиболее надежным средством защиты от оружия массового поражения.

Встроенное (подвальное) убежище достаточно надежно, поскольку заглублено в землю, его стены и, перекрытия сделаны из прочных материалов, имеются вход и аварийный выход. Чтобы зараженный воздух не проник внутрь убежища, оно герметизируется, а свежий воздух подается через фильтровентиляционную систему.

На случай длительного пребывания людей в убежище создают запас продовольствия, питьевой воды и предметов первой необходимости; оборудуют системы освещения, отопления, водопровод, канализацию; устанавливают скамьи и нары. В убежище запрещено курить, шуметь, зажигать без разрешения керосиновые лампы, свечи. Нельзя приносить легковоспламеняющиеся или имеющие резкий запах вещества, а также крупногабаритные вещи и приводить животных.

Опять отступление, дорогой читатель. Во времена «холодной войны» такие убежища создавались и часто имели удовлетворительное состояние. Сейчас, после того как Советский Союз вместе со всей своей промышленностью (кроме нефтегазовой) развалился, большинство таких убежищ пришло в упадок. Денег на их содержание не выделяется или выделяется неудовлетворительно мало. Кроме заплесневелых стен, в большинстве из них ничего не осталось. Русский человек всегда выживал тем, что был силен своей выдумкой. Помните, что любой подвал — это уже неплохое укрытие, если в вашем районе нет специальных и оборудованных укрытий.

2.1. Основные принципы инженерной защиты населения

2.1.1. Основные положения по защите населения

от чрезвычайных ситуаций

Защита населения в условиях возникновения опасных последствий ЧС природного и техногенного характера и военных действий с применением современных средств поражения, является одной из главных задач министерств и ведомств, территориальных и объектовых органов управления.

Мероприятия по ЗНиТ проводятся при различных ЧС как в мирное, так и особенно в военное время. Они включают решение ряда сложных задач, направленных на снижение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости функционирования ОЭ, организацию и обеспечение действий сил и средств при ликвидации последствий ЧС техногенного, природного и экологического происхождения в мирное время, а также в условиях применения ССП в военное время.

В настоящее время в России основным документом, определяющим требования к проведению мероприятий по ЗНиТ, является Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС», который может быть использован и в других странах.

Федеральный закон «ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера», принят Государственной Думой России 11 ноября 1994 г. и подписанным Президентом Российской Федерации (РФ).

Этот Закон определяет общие нормы в области защиты граждан Российской Федерации (РФ), иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (население), всего земельного, водного и воздушного пространства РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территорий) от ЧС.

В законе последовательно изложены основные понятия и определения ЧС, предупреждения и ликвидации ЧС, определены цель закона и задачи Единой Государственной системы предупреждения (ЕГСП) возникновения и развития, снижения ущерба и потерь и ликвидация ЧС.

Задачи ЕГСП включают довольно большой перечень (12 задач), включая разработку и осуществление целевых научно-технических программ по ЗНиТ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования (ПУФ), организаций и объектов социального назначения, подготовку населения, прогнозирование социально-экономических последствий, осуществления государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНиТ. Приводятся классификация ЧС, состав и органы управления подсистем - федерального, межрегионального, регионального и местного уровней.

Границы зон ЧС определяются руководителем работ по соглашению с исполнительными органами, информация о ЧС и их последствиях должна быть гласной и отражать сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях и радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Сформулированы четыре основных принципа ЗНиТ:

1. Мероприятия по предупреждению и снижению ущерба и потерь должны разрабатываться и осуществляться заблаговременно.

2. Мероприятия должны разрабатываться и планироваться с учетом экономических, природных и иных особенностей территории и степени реальной опасности последствий ЧС.

3. При планировании и проведении мероприятий следует исходить из достаточности объемов мероприятий и максимально возможного использования сил и средств.

4. Мероприятия должны осуществляться силами и средствами органов исполнительной власти, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности сил могут привлекаться в установленном порядке федеральные силы и средства.

В соответствии с данными принципами городам присваиваются (назначаются) следующие группы:

группа городов особой важности (с населением 2 млн. и более);

1-я группа (с населением 1-2 млн.);

2-я группа (с населением 500 тыс. – 1 млн.);

3-я группа (с населением 150 – 500 тыс.).

Организациям с учетом специфики их производства, характера и объема выпускаемой продукции присваиваются (назначаются) категории:

объекты особой важности (АЭС, предприятия переработки);

Это условие достигается:

выбором оптимальных средств и способов защиты;

сочетанием государственных интересов;

выполнением организационных и ИТМ проводимых в угрожаемый период;

соблюдением качественных параметров строительства ЗС;

предоставление приоритетов в вопросах защиты, выполнением планов социального и экономического строительства;

личное участие граждан в обеспечении безопасности.

Как известно ликвидацию ЧС осуществляют силами и средствами организаций, органами местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов, на территориях которых сложилась ЧС.

При недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством порядке, привлекают силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Основными способами защиты являются:

укрытие населения в ЗС и других инженерных сооружениях, приспособленных для этих целей в конкретной ситуации (метро, ПГВ, ППГ и др.);

эвакуация населения из зон возможных СБ, аварий, катастроф или при угрозе их возникновения, из зон национальных конфликтов и в военное время, рассредоточение рабочих и служащих предприятий, продолжающих свою производственную деятельность в зонах возможных сильных разрушения (затоплений) и эвакуация всего остального населения из этих зон в загородную зону;

использование СИЗ и медицинских средств защиты (МСЗ).

Защита населения и хозяйства достигается путем сочетания комплекса основных способов защиты (укрытие, эвакуация, применение СИЗ и МСЗ).

Укрытием населения в ЗС является одних из основных и, в ряде случаев, наиболее надежным способом ИЗН, особенно в условиях военного времени и при авариях, связанных с вредными выбросами радиоактивных веществ и АХОВ.

Защитные сооружения должны обеспечивать защиту укрываемых от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от отравляющих и бактериальных средств поражения, а также от АХОВ.

Одним из эффективных способов защиты людей от АХОВ является укрытие их в убежищах, имеющих режим полной изоляции, исключающим необходимость подачи наружного (зараженного) воздуха в убежище.

В современных условиях должно обращаться особое внимание организации ЗН, проживающего в зонах возможных аварий, катастроф, СБ. Это обусловлено тем, что происходят СБ, возникающие в различных районах, производственные аварии и катастрофы (возможны и диверсии) на ОЭ, коммунально-энергетических сетях городов вызывают крупномасштабные разрушения, гибель людей, большие потери материальных ценностей. В свете этого необходимо рассмотреть вопрос о инженерной защите в ЧС природного и техногенного характера.

2.1.2. Общие принципы инженерной защиты населения

Принцип - слово латинское, в буквальном переводе означает: основа, начало. В нашем словосочетании принцип - основные исходные положения, отражающие объективные условия и особенности проведения мероприятий по инженерной защите населения (ИЗН).

Принципиальными положениями являются:

1. Мероприятия по ИЗН направлены на максимально возможное снижение ущерба, потерь и проводятся заблаговременно.

2. Планирование и осуществление мероприятий по ИЗН проводятся с учетом экономических, природных и других характерных особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

3. Объем и содержание мероприятий по ИЗН определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Комплекс инженерно-технических и других специальных мероприятий по ИЗН в ЧС мирного и военного времени может включать следующие основные группы:

1. Создание и совершенствование систем оповещения и информации населения о режимах использования ЗС, поведения и действий в них при ЧС мирного и военного времени.

2. Накопление фонда убежищ и ПРУ за счет приспособления подвалов и заглубленных помещений, метрополитенов, ПГВ, пещер и подземных полостей, а также организация укрытия населения.

3. Накопление и использование СИЗ, материалов для нейтрализации и дегазации АХОВ, герметизация и уплотнение помещений в жилых и производственных зданиях, находящихся в опасных зонах.

4. Введение особых режимов защиты и поведения людей на зараженных территориях вблизи ЗС.

5. Подготовка транспорта и маршрутов ЭН из КГ и опасных зон и организация их вывоза, размещения, ИЗН и жизнеобеспечения в районах размещения с использованием зданий и инженерных сооружений.

6. Обучение населения способам ИЗН, оказание само и взаимопомощи, проведению дегазации и обеззараживанию продуктов питания и воды.

В современных условиях накопление фонда ЗС осуществляется за счет:

строительства новых ЗС при строительстве промышленных объектов;

дооборудование ранее построенных (до 1970 г.) убежищ до современных требований защиты от ССП, если это технически возможно и экономически целесообразно;

приспособления существующих подвалов, подземных переходов и других заглубленных помещений в соответствии с имеющимися рекомендациями по этому вопросу;

строительство и приспособления сооружений метро: для того, чтобы обеспечить защиту населения от ССП метро рассчитывают на нагрузки, учитывающие и особую нагрузку во фронте ВУВ ядерного взрыва, они защищают от светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения; предусматривают надежные противопожарные мероприятия, систему вентиляции, водоснабжение, канализацию и теплоснабжение; на системах вентиляции предусматриваются противопыльные фильтры, гарантирующие и от проникновения внутрь радиоактивной пыли; на входах в метро оборудуют тамбуры с защитно-герметическими воротами;

приспособления искусственных и естественных ПГВ: искусственные и естественные ПГВ, расположенные в пределах ЗВСР, могут быть приспособлены под убежища для защиты НРС предприятий; эти выработки должны быть: рассчитаны по параметрам ВУВ ядерного взрыва и сейсмо- взрывным волнам в грунте, возникающим при взрыве ядерного боеприпаса; иметь соответствующее количество входов и аварийные выходы, оборудованные тамбурами с защитно-герметическими и герметическими дверями; иметь внутреннее инженерно-техническое оборудование (ИТО), обеспечивающее необходимые условия для жизнедеятельности укрываемых, в том числе, защиту от РВ, ОВ, АХОВ и БС; ПГВ, расположенные за пределами ЗВСР, могут быть приспособлены под ПРУ для защиты работающего и неработающего населения, включая эвакуируемых; особое значение для жизнедеятельности укрываемых приобретают системы вентиляции, которые должны проектироваться и с учетом защиты от вредных газов, выделяющихся в ПГВ (метан, сероводород и др.);для надёжной работы этих систем при выходе из строя наружных энергосистем должны быть предусмотрены автономные ДЭС в составе убежища и ПРУ.

На основе приведенного выше предлагается схема «Основных путей накопления фонда ЗС для укрытия населения», приведена на рис.2.1, которая может быть использована в органах управлений.

Что касается вопросов строительства ЗС и улучшения условий использования и эксплуатации их в современных условиях, то здесь можно отметить ряд существенных недостатков.


Рис. 2.1. Основные пути накопления фонда ЗС для укрытия населения

Прежде всего участились случаи нарушения требований нормативных документов по строительству ЗС при промышленном и жилищном строительстве. Начальники соответствующих органов управления, поставив на проекты планировки и застройки населенных пунктов (НП) свои согласующие подписи, забывают о контроле за соблюдением требований норм ИТМ.

В результате проверок ЗС было выявлено, что хозяйственники, за счет снижения требований безопасности людей, стремятся получить максимальную прибыль, не за счет поддержания ЗС в постоянной готовности, а за счет сдачи их в бесконтрольную аренду.

Вместе с тем недостаточно также уделяется внимание вопросам разработки схем размещения ЗС на территории города, населенного пункта.


В статье рассматривается перечень энергосберегающих мероприятий, утвержденный приказом Минстроя России № 98/пр от 15 февраля 2017 года.

В «Перечне мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению энергоэффективности использования энергетических ресурсов, в том числе при капитальном ремонте общего имущества МКД», утвержденных приказом Минстроя России № 98/пр от 15 февраля 2017 года, среди шести основных мероприятий по ограждающим конструкциям и трех дополнительных к таким, которые приводят к реальной экономии энергии, относится только одно!

Вот эти основные мероприятия: «1. Уплотнение входных дверей в подъезды; 2. Заделка и герметизация межпанельных соединений (швов); 4. Повышение теплозащиты крыши, устройство теплого чердака; 5. Повышение теплозащиты пола чердака; 6. Повышение теплозащиты оконных и балконных дверных блоков ЛЛУ» и дополнительные: «15. Повышение теплозащиты пола и стен подвала; 16. Остекление балконов и лоджий; 17. Дополнительное секционирование входных тамбуров».

Отличие энергосберегающих мероприятий в эксплуатируемых зданиях от реализуемых в новом строительстве, например, при дополнительном утеплении чердачных или цокольных перекрытий, в том, что в новом строительстве они приводят к уменьшению теплопотерь смежных помещений , и проектировщики учитывают это снижением площади поверхности нагрева отопительных приборов, а соответственно при эксплуатации будет достигнуто сокращение теплопотребления на отопление этих помещений.

При капитальном ремонте, если система отопления дома вместе с отопительными приборами не заменяется и не пересчитывается, и в процессе капитального ремонта дополнительно не устанавливаются автоматические терморегуляторы на отопительных приборах (а установка этих клапанов в Перечне рассматривается как дополнительное мероприятие в отличие от утепления перекрытий), то уменьшение теплопотерь приведет только к повышению температуры воздуха в смежных помещениях. А поскольку система водяного отопления запроектирована единой на весь дом, включая и места общего пользования (вестибюли подъездов, лестнично-лифтовые узлы), локальное снижение теплопотерь в отдельных помещениях не позволяет провести сокращение подачи теплоты в эти помещения. Подобные мероприятия должны рассматриваться не как энергосберегающие, а как повышающие качество коммунальной услуги по отоплению дома, и внедрять их следует только там, где эта услуга не выполняется полностью.

Из реальных энергосберегающих мероприятий остается только одно - «3. Повышение теплозащиты наружных стен до действующих нормативов» (цитирую в кавычках, подчеркивая как обязательное решение «до действующих нормативов», поскольку в предыдущих федеральных документах, за исключением СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий, такого утверждения не было. Еще более энергоэффективным решением является повышение теплозащиты оконных и балконных дверных блоков квартир также «до действующих нормативов», но поскольку теперь они не являются общедомовым имуществом, при реализации этого мероприятия надо договариваться с жителями квартир. И напомним, утепление стен должно выполняться на всех фасадах здания, а замена оконных блоков во всех квартирах одновременно. При этом получается одинаковое снижение теплопотерь всех помещений здания, что можно учесть перенастройкой контроллера, регулирующего подачу теплоты в систему отопления.

Для получения энергетической эффективности от реализации двух последних решений необходимо сопровождать их установкой автоматизированного узла управления (АУУ) подачей теплоты на отопление на вводе в дом внутриквартальных сетей отопления (при теплоснабжении от ЦТП или квартальной котельной) и подключения к ним центральной системы отопления (СО). Устройство АУУ включает замену элеватора на циркуляционно-подмешивающий насос с установкой регулирующего клапана, автоматически изменяющего расход воды из тепловой сети в систему отопления по команде контроллера, путем поддержания заданного графика температур теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, в зависимости от изменения температуры наружного воздуха и с учетом теплового баланса здания и возможного запаса тепловой мощности системы отопления.

Это наименее затратное известное решение не нашло отражения в рассматриваемом Перечне основных мероприятий по модернизации системы отопления, но приводится более дорогое, аналогичное по энергоэффективности: «9. установка (модернизация) ИТП с установкой теплообменника отопления и аппаратуры управления отоплением, с настройкой параметров теплоносителя в системе отопления в зависимости от температуры наружного воздуха», которое в дальнейшем можно назвать АИТП (автоматизированный индивидуальный тепловой пункт). Такое решение нами рекомендуется при модернизации системы горячего водоснабжения - переносе узла приготовления горячей воды из ЦТП в ИТП с установкой теплообменников ГВС (мероприятие 10 основного Перечня) и СО (мероприятие 9 основного Перечня), циркуляционных насосов в местной системе ГВС и СО и аппаратуры управления теплопотреблением системами ГВС и СО.

При этом обязательны основные мероприятия Перечня: «7. Установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии» (имеется в виду при вводе в дом тепловых сетей централизованного теплоснабжения и устройстве АИТП - учета общего расхода теплоты на ГВС и СО, и отдельно расхода холодной воды на горячее водоснабжение, по которому определяется теплопотребление на ГВС, а по разности общего расхода и на ГВС - теплопотребление на систему отопления) и «8. Установка коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды» . В последнем случае имеется в виду, что в дом подводятся отдельно внутриквартальные сети отопления и горячего водоснабжения от ЦТП и устройство АУУ - учет проводится отдельно теплосчетчиками расхода тепловой энергии, потребляемой системой отопления, и тепловой энергии и расхода горячей воды системой горячего водоснабжения.

В отношении обязательности «установки линейных балансировочных вентилей и балансировки системы отопления» (мероприятие 11 основного Перечня) в было показано, что правильное распределение теплоносителя по стоякам обеспечивается при проектировании благодаря рекомендациям СНиП: при гидравлическом расчете трубопроводов оставлять до 70% потерь давления в стояке и только 30% на общих участках подающего и обратного розливов. При этом установка балансировочных клапанов не требуется в секционных системах отопления жилых домов 2 и 3-го поколений индустриального домостроения, как и в одно подъездных домах башенного типа, не превышающих в плане 30х20 м, и СНиПом не рекомендуется. Максимальная длина плеча таких систем (при подводе теплоносителя в центр системы) не превышает 20 м, а количество стояков на отдельной ветке системы не более 5-7 шт., что чрезвычайно мало, чтобы испытывать трудности в распределении теплоносителя. И в конечном итоге, даже там где могут быть рекомендованы балансировочные вентили, они не сокращают расход теплоносителя, а только способствуют его правильному перераспределению с тех стояков, где расход был больше, к тем, где его было недостаточно.

Следующие 3 мероприятия в Основном перечне относятся к системе электроснабжения, и в данной статье не рассматриваются.

Предложения

1. При капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов последовательность выполнения основных мероприятий , проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению энергоэффективности использования энергетических ресурсов, должна быть:

а) при теплоснабжении от ЦТП или квартальной котельной по отдельным внутриквартальным сетям отопления и горячего водоснабжения - установка коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии отдельно на систему отопления и горячего водоснабжения с одновременным устройством автоматизированного узла управления системой отопления (АУУ) и заменой элеваторов на малошумный циркуляционно-подмешивающий насос;

б) при переносе узла приготовления горячей воды из ЦТП в МКД - установка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, поступающей из тепловой сети в дом, водосчетчика холодной воды, поступающей в водонагреватель горячего водоснабжения, и аппаратуры управления теплопотреблением системами ГВС и СО в АИТП.

Реализация этого решения за счет перенастройки контроллера АУУ на температурный график с учетом увеличения доли внутренних теплопоступлений в тепловом балансе МКД с повышением температуры наружного воздуха позволяет сократить подачу тепловой энергии на отопление по сравнению со стандартным проектным графиком не менее чем на 13% от годового теплопотребления. При наличии запаса тепловой мощности в системе отопления, когда ожидаемая расчетная нагрузка системы отопления, определенная по стандарту НОП 2.01-2014 , меньше проектного значения, например на 20% (что наблюдается даже в большей степени во всех МКД построенных с 2000 года), экономия тепловой энергии достигает 36% и более, за счет пересмотра расчетных параметров температур и расхода теплоносителя, циркулирующего в системе отопления. Так при запасе поверхности нагрева отопительных приборов Кзап = 1,2 и расчетных температурах теплоносителя без запаса t1p = 95 °C и t2р = 70 °C требуемые значения температур при расчетной для проектирования отопления температуре наружного воздуха должны быть в подающем трубопроводе системы отопления tр1тp. = 84 °C, а в обратном - tр2тp. = 63 °C. При переносе узла приготовления горячей воды из ЦТП в АИТП достигается дополнительная экономия тепловой и электрической энергии, из-за исключения внутриквартальных сетей горячего водоснабжения и сокращения объемов циркуляции.

И только после установки перечисленного выше оборудования следует осуществлять утепление наружных стен всех фасадов здания и по договоренности с жителями, желательно одновременно с утеплением стен, выполнять замену окон на более энергоэффективные, герметичные, с возможностью «щелевого» проветривания или наличием воздухопропускных клапанов для обеспечения вентиляции квартир. Вместе с этим возможно при необходимости утепление цокольных перекрытий, совмещенных покрытий или устройство «теплого» чердака. Уплотнение входных дверей в подъезды должно выполняться при текущем ремонте.

2. В условиях выполнения капитального ремонта при ограниченном финансировании оставление в Перечне мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению энергоэффективности использования энергетических ресурсов, мероприятий по выполнению локального утепления ограждающих конструкций здания и не обеспечивающих реальную экономию потребляемой энергии, предоставит возможность недостаточно честным исполнителям отчитываться о якобы соблюдении требований повышения энергоэффективности, выполняя эти недорогостоящие, но не энергоэффективные мероприятия, вместо накапливания средств для проведения утепления стен фасадов и замене окон в квартирах, действительно способствующих экономии энергии.

Оценка энергоэффективности энергосберегающих мероприятий, рекомендуемая постановлением Правительства РФ от 17 января 2017 года № 18 «Об утверждении Правил предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта МКД», путем сравнении теплопотребления до и после выполнения мероприятий с пересчетом на одинаковые климатические данные, носит случайный характер и не дает возможности оценить правильность режима теплопотребления, истинные резервы экономии и установить класс энергетической эффективности МКД.

Для правильной оценки надо фактическое теплопотребление до и после реализации мероприятий пересчитать на нормируемый отопительный период и сравнивать с ожидаемым расчетным расходом тепловой энергии за отопительный период после проведения капремонта , определенным по стандарту НОП 2.01-2014 . Если фактическое потребление системой отопления превышает более чем на 5% ожидаемый расчетно-нормативный расход тепловой энергии на отопление МКД, анализируются причины такого отклонения и намечаются мероприятия по их устранению.

3. В «Изменениях к постановлению № 18 от 25 января 2011 г.», утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 марта 2017 г. № 275, следует отменить исключение установки устройств автоматического регулирования потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха из первоочередных требований энергетической эффективности при реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем теплоснабжения многоквартирных домов и удалить ограничение применения этого устройства при новом строительстве «условиями наличия технической возможности». Какое может быть отсутствие технической возможности на стадии проектирования нового здания? Это условие практически позволяет не выполнять постановление Правительства РФ в данной области.

4. В связи с невыполнением основного положения постановления Правительства РФ № 18 от 25.01.2011 г. об «уменьшении показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании с января 2011 г. (на период 2011-2015 гг.) - не менее чем на 15% по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г. (на период 2016-2020 гг.) - не менее чем на 30% по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г. - не менее чем на 40% по отношению к базовому уровню» следует не вводить изменения в это постановление, а заменить его на новое с учетом новой градации повышения энергетической эффективности зданий , в том числе общественных и административных, установления новых базовых значений удельного годового расхода потребляемых зданием энергетических ресурсов и новой таблицы классов энергетической эффективности, отвечающей новой градации повышения энергоэффективности зданий.

Литература
1. Ливчак В.И. Выбор приоритета в авторегулировании теплоотдачи систем отопления жилых зданий. «Инженерные системы» АВОК Северо-Запад, №1-2016 г.
2. Ливчак В.И. Вместо замены изношенного оборудования в ЦТП и перекладки сетей горячего водоснабжения - устройство ИТП в зданиях. «Энергосбережение», №1-2008г.
3. Рекомендации Р НП «АВОК» 3.3.1-2009. Автоматизированные индивидуальные тепловые пункты в зданиях взамен центральных тепловых пунктов.
4. Ливчак В.И. Сомнения в обоснованности энергоэффективности некоторых принципов автоматизации систем водяного отопления. «Новости теплоснабжения», №6-2012 г.
5. Стандарт Национального объединения проектировщиков «Требования к содержанию и расчету показателей энергетического паспорта проекта жилого и общественного здания» СТО НОП 2.1-2014, М. 2014. Презентация в статье В.Ливчака Об энергетическом паспорте зданий. «ЭНЕРГОСОВЕТ» №1-2015 г.
6. Ливчак В.И. Доведение энергоэффективности многоквартирных домов нового строительства до нормируемого значения. «ЭНЕРГОСОВЕТ» №2-2015 г.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

Оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

Эвакуация и рассредоточение;

Инженерная защита населения и территорий;

Радиационная и химическая защита;

Медицинская защита;

Обеспечение пожарной безопасности;

Подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает, прежде всего, при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, необходимо немедленно включить репродуктор (радиоприемник, телевизор) и прослушать информацию о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации о поведении в этих условиях.

Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.


На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Их задачей является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб; руководителей (дежурных служб) организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на использование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения имеют право приостанавливать трансляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно–правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю.

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться в автоматизированном и в неавтоматизированном режиме. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи, ведомственных сетей связи и сетей вещания.

Значительная роль в решении указанной задачи отведена общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения. Эта система предназначена для своевременного и гарантированного оповещения и доведения информации об опасностях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки населения к действиям в таких ситуациях.

Использование системы предполагает отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на других типах оконечных устройств (мобильных телефонах, персональных компьютерах) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема 5).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее проведения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п. Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения



Просмотров