Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема измерения способностей. Теоретическое введение. Способности —это индивидуально-психологические свойства человека, которые определяют успешность выполнения определенных видов деятельности и пригодность

Уровни развития способностей и индивидуальные различия

Способности это индивидуальные особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Поэтому способности и рассматриваются в качестве основных свойств личности. В отечественной психологии обычно рассматривается следующая классификация уровней развития способностей:

Любая способность в своем развитии проходит ряд этапов. Первый этап может происходить еще до рождения, во время формирования задатков. Развиваясь, способности переходят с уровня на уровень. При этом обычно такой переход совершается при соблюдении ряда условий, связанных с полнотой развития способности на данном уровне.

Задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, которые составляют природную основу развития способностей. В качестве врожденных задатков могут выступать, например, определенные физические кондиции или особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. Интеллектуальные способности определяются функциональной деятельностью мозга, его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др.

И. П. Павлов называл врожденными особенностями нервной системы следующее:

1) сила нервной системы по отношению к возбуждению, т. е. ее способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки;

2) сила нервной системы по отношению к торможению, т. е. способность выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния;

3) уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния;

4) лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.

В. Д. Небылицын предложил 12-мерную модель свойств нервной системы человека. В эту модель входят восемь первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства (уравновешенность по этим основным свойствам).

Было показано, что данные свойства могут относиться как ко всей нервной системе (быть ее общими свойствами), так и к отдельным анализаторам (парциальные свойства нервной системы).

Данные врожденные анатомо-физиологические особенности во многом и определяют природную основу индивидуальных различий между людьми в их поведении и способностях. И. П. Павлов считал, что основу индивидуальных различий определяют преобладающий тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных систем.

Павлов выдвинул предположение, что всех людей можно разделить на три типа по преобладанию первой или второй сигнальной системы:

- "художественный тип" (преобладание первой сигнальной системы),

- "мыслительный тип" (преобладание второй сигнальной системы, т. е. слов),

- "средний тип" (равное представительство).

Соответственно типу можно предполагать и наличие тех или иных врожденных задатков. Дело в том, что основные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для "художника" характерно целостное восприятие, а для "мыслителя" - аналитическое, оперирование понятиями. Вслед за восприятием различия проявляются и в воображении, мышлении. У первого типа лучше развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. У второго - абстрактно-логическое.

Важно понимать и то, что вслед за особенностями восприятия и мышления разный характер могут принимать и личностные особенности. "Художники" в большей степени имеют привычку созерцать вещи как они есть на самом деле , они легко увлекаются ситуацией, могут действовать порывами, вопреки здравому смыслу. "Мыслители" более критически относятся к действительности, склонны формировать единую и (обычно) научную картину мира, воспринимают окружающее не только через категориальный аппарат, но и через фильтр прагматичности. В эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются повышенной эмоциональностью, а для представителей мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.

Наличие определенных задатков у человека однако не означает, что будут развиваться соответствующие способности. Например, существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей. Строение мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков. Более того, развитость слухового анализатора может способствовать развитию не только музыкальных способностей, но и абстрактно-логических: речь и логика человека тесно связана с деятельностью слухового анализатора.

В какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития. При этом следует учесть, что нет никаких гарантий того, что задатки (даже хорошо выраженные) найдут свое проявление в способностях. Развитие задатков - социально и деятельностно обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания, обучения, особенностями развития общества, технологиями, морально-психологическим климатом и многими другими обстоятельствами.

По отношению к профессиональным способностям важно понимать, что задатки развиваются и трансформируются в способности при условии наличия в обществе потребности в данных профессиях и в определенных результатах труда. Если есть в обществе потребность в новых знаниях, то будут и гениальные ученые; если есть потребность в новой и оригинальной архитектуре, то будут великие архитекторы.

Очень важно понимать, что задатки неспецифичны. Вопреки весьма распространенному мнению, не рождаются люди "учителями от бога", "шахтерами как отец", "талантливыми врачами" и т.д. Нет в молекулах ДНК генов, отвечающих за то, чтобы быть учителем (шахтером, врачом...) или не быть. Даже если у ребенка великолепный слух и чувство ритма, совсем не обязательно, что он станет (может стать) хорошим музыкантом. Этот задаток можно использовать и в карьере певца, дирижера, музыкального критика или педагога, композитора, режиссера, настройщика. В меньшей степени этот задаток может пригодиться во множестве других профессий. То есть на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека.

Потенциальные и актуальные способности

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные способностями - те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. Актуальные способности - те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

Общие и специальные способности

Никакая отдельная способность обычно не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения деятельности почти всегда зависит от ряда способностей. Одни из этих способностей общие (присущие многим видам деятельности), другие специальные (присущи только этому виду деятельности).

Хорошему писателю, например, необходимы: наблюдательность (чтобы судить о жизни не по другим книгам или фильмам), образная память, логичность, качества письменной речи, способность к сосредоточению внимания и ряд других способностей.

Однако человеку существенно "упрощает жизнь" то обстоятельство, что одни и те же способности могут применяться в разных видах деятельности. Та же наблюдательность может пригодиться не только писателю, но и доброй половине других профессий: врачу, сотруднику правоохранительных органов, водителю, учителю, строителю и многим другим.

Одаренность

Когда говорят о ком-то, что он "способный", то тем самым обычно подчеркивается, что человек проявляет успехи в отдельной способности. Как правило этот эпитет заслуживают старательные ученики, и эти способности касаются учебных предметов, дисциплин. Но одно дело - быть способным в области физкультуры, а другое дело - быть чемпионом района (города, области...) по боксу.

Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходимыми знаниями и навыками.

Иными словами, если на общие физические способности ребенка наложатся частные (например очень высокая выносливость, весьма развитая мускулатура), плюс к этому - хорошая скорость реакция, концентрация и распределение внимания, то можно уже предполагать одаренность в области бокса. И если уже на эту одаренность наложится опыт, полученный на секции бокса и разного рода соревнованиях, то из ребенка может вырасти чемпион.

Важно понимать, что одаренность почти всегда основывается на направленности интересов человека. В каком-то смысле интерес это тоже способность: способность длительное время удерживать внимание на чем-то без видимых усилий. Интерес к тому или иному предмету может помогать или мешать развитию задатков. Часто бывает и так, что люди без заметных задатков занимаются определенным видом деятельности лишь в силу интереса к нему.

Развитие одаренности

Развитие одаренности происходит в конкретной деятельности. Однако было бы грубой ошибкой утверждать, что само по себе занятие тем или иным видом деятельности влечет развитие одаренности в этой области. Как показывает (и со всей очевидностью) практика, можно разговаривать пятьдесят лет на русском языке и так не научиться грамотно ставить ударения, соблюдать грамматические тонкости, не говоря уже о полном освоении русской лексики. Можно, например, те же пятьдесят лет водить автомобиль, преподавать в школе или заниматься общественной деятельностью - и продолжать совершать грубые ошибки.

Поэтому следует сделать вывод, что даже одаренный в той или иной области человек должен быть требовательным к себе, постоянно заботиться о собственном росте, самосовершенствовании. Необходимо быть самокритичным. Хорошо, когда рядом ("над тобой") стоит личный тренер (учитель, гуру, мастер...) Во всем стараться использовать рационализм, научный подход.

Иными словами, в развитии любой одаренности важно никогда не прекращать учебную (научную) деятельность.

Ведущие и вспомогательные способности

В структуре способностей можно выделить две группы компонентов - по степени важности для деятельности. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомогательными.

Например, в структуре способностей художника ведущими свойствами будут: высокая природная чувствительность зрительного анализатора, сенсомоторные качества руки художника, высокоразвитая образная память, представление. Вспомогательные качества художника: свойства художественного воображения, эмоциональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому.

Диагностика способностей

Проявление способностей индивидуально и чаще всего неповторимо. Свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется сложным, а обычно - невозможным.

С помощью различных психодиагностических методик можно установить наличие некоторых (хорошо изученных в психологии) способностей и определить относительный уровень их развития. Характерный пример - диагностика интеллекта. Пройдя тест на IQ, человек получает "свое место" в общечеловеческом рейтинге.

Лекция: Способности человека

Общая характеристика способностей человека

Обычно под способностями понимают та­кие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких деятельностей . Однако термин «спо­собности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, многими авторами трактуется неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями пони­мают совокупность всевозможных психических процессов и состояний . Это наи­более широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии ХVIII-ХIХ вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое при­обретение, закрепление и эффективное использование на практике .

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его раз­витие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов.Он выделил следую­щие три основных признака понятия «способность».

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные осо­бенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения ка­кой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Способности можно классифицировать на:

    Природные (или естественные) способности , в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей (например, такими элементарными спо­собностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуни­кации);

    Специфические человеческие способности , имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

А) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные , определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.).

Б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

В) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие , связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений;

Г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Уровни развития способностей и индивидуальные различия

В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней раз­вития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное ос­нование, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную осно­ву развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут вы­ступать особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей.

Следует отметить, что врожденные анатомо-физиологические особенно­сти строения мозга, органов чувств и движения, или врожденные задатки, и опре­деляют природную основу индивидуальных различий между людьми. По мнению И. П. Павлова, основу индивидуальных различий определяют преобладающий тип высшей нервной деятельности и особенности соотношения сигнальных сис­тем. Исходя из данных критериев, можно выделить три типологические группы людей: художественный тип (преобладание первой сигнальной системы), мысли­тельный тип (преобладание второй сигнальной системы) и средний тип (равное представительство).

Выделенные Павловым типологические группы предполагают у представите­лей той или иной группы присутствие различных врожденных задатков. Так, ос­новные отличия художественного типа от мыслительного проявляются в сфере восприятия, где для «художника» характерно целостное восприятие, а для «мыс­лителя» - дробление ее на отдельные части; в сфере воображения и мышления у «художников» отмечается преобладание образного мышления и воображения, в то время как для «мыслителей» более характерно абстрактное, теоретическое мышление; в эмоциональной сфере лица художественного типа отличаются по­вышенной эмоциональностью, а для представителей мыслительного типа более свойственны рассудочные, интеллектуальные реакции на события.

Следует подчеркнуть, что наличие определенных задатков у человека не озна­чает, что у него будут развиваться те или иные способности. Например, существен­ной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического (слухового) и центрального нервного аппа­рата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей. Строе­ние мозга не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с му­зыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков. Следователь­но, в какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его инди­видуального развития.

Таким образом, развитие задатков - это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в об­ществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности, где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания .

Задатки неспецифичны. Наличие у человека задатков определенного вида не означает, что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность. На основе одних и тех же задатков могут разви­ваться различные способности в зависимости от характера требований, предъяв­ляемых деятельностью. Так, человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, музыкальным критиком, педагогом, композитором и т. д. Вместе с тем нельзя счи­тать, что задатки не влияют на характер будущих способностей. Так, особенности слухового анализатора скажутся именно на тех способностях, которые требуют особого уровня развития данного анализатора.

Следующий уровень развития – это способности. Это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Способности в значитель­ной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности че­ловека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для разви­тия способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как прави­ло, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в кон­кретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступа­ют косвенным показателем характера социальных условий, в которых развивают­ся способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обес­печивает превращение их в актуальные.

Необходимо отметить, что никакая отдельная способность не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда способностей. Одной лишь наблюдательно­сти, как бы она ни была совершенна, недостаточно, чтобы стать хорошим писате­лем. Для писателя первостепенное значение имеют наблюдательность, образная память, ряд качеств мышления, способности, связанные с письменной речью, спо­собность к сосредоточению внимания и ряд других способностей.

С другой стороны, структура любой конкретной способности включает в себя универсальные или общие качества, отвечающие требованиям различных видов деятельности, и специальные качества, обеспечивающие успех только в одном виде деятельности. Например, изучая математические способности, В. А. Крутец-кий установил, что для успешного выполнения математической деятельности не­обходимо:

1) активное, положительное отношение к предмету, склонность заниматься им, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;

2) ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоя­тельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые интел­лектуальные чувства;

3) наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психи­ческих состояний;

4) определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;

5) отвечающие требованиям данной деятельности индивидуально-психологи­ческие особенности в сенсорной и умственной сферах.

При этом первые четыре категории перечисленных свойств следует рассмат­ривать как общие свойства, необходимые для всякой деятельности, а не считать их компонентами способностей, так как иначе компонентами способностей долж­ны считаться интересы и склонности, черты характера, психические состояния, а также умения и навыки.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одарен­ностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не толь­ко наличие соответствующего сочетания способностей, по и овладение необходи­мыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одарен­ность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Ода­ренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной дея­тельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере бу­дут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным обра­зом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на ма­тематике, другие - на истории, третьи - на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Следует отметить, что в структуре способностей можно выделить две группы компонентов. Одни занимают ведущее положение, а другие являются вспомога­тельными. Так, в структуре изобразительных способностей ведущими свойствами будут высокая природная чувствительность зрительного анализатора - чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма, а также сенсомоторные качества руки художника, высокоразвитая образная память и т. д. К вспомогатель­ным же качествам можно отнести свойства художественного воображения, эмо­циональную настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.

Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности. Однако структура способностей - это весьма гибкое образование. Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково. В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомо­гательных качеств, необходимых для выполнения деятельности. Более того, даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетани­ем качеств, которые позволят им одинаково успешно выполнять данную деятель­ность, компенсируя недостатки.

Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодно­сти человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способно­сти, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недоста­ток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. По мнению Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля дея­тельности, либо через другую, более развитую способность. Возможность широ­кой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного вы­полнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Недостаю­щая способность может быть в очень широких пределах компенсирована други­ми, высокоразвитыми у данного человека. Вероятно, именно это обеспечивает воз­можность успешной деятельности человека в самых различных областях.

Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их разви­тия, как мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Однако отсюда не следу­ет, что мастерство выражается в соответствующей сумме готовых умений и навы­ков. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Недаром говорят: «Мастерство - это когда "что" и "как" приходят одновременно», - подчеркивая, что для мастера нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее ре­шения.

Следующий уровень развития способностей человека - талант. Слово «та­лант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «за­рыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельно­сти . Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкрет­ных задач, которые стоят перед данным обществом.

Следует отметить, что талант - это определенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразви­тая, не может быть названа талантом. Например, среди выдающихсяталантовможно найти много людей как с хорошей, так и с плохой памятью. Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память - это лишь один из факто­ров, от которых зависит ее успешность.Но результаты не будут достигнуты безгибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениаль­ности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 че­ловек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, до­бившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Например, М. В. Ломоно­сов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астро­номии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные каче­ства гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявля­ются ярче.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенно­сти, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой дея­тельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих спо­собностей в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характе­ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направлен­ность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышле­ния.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необ­ратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко­льном детстве.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возмож­ностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целена­правленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно су­щест­вующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направ­ленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не дости­гают высокого уровня развития. Этоподтвердили и результаты диагностики творческих способ­ностей четырех-пятилетних дошкольников э/ц «Букваренок» ДДК го­рода Тольятти. Самые низкие результаты дала диагностика творческого во­ображе­ния. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для раз­вития этого компонента творческих способностей. Для исправления сущест­вующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффек­тивное развитие творческих способностей дошкольников:

1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи да­вать детям задания творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

4. Использование специальных игр, развивающих творческие способ­ности детей.

5. Работа с родителями.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Они не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, однако обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Способности можно классифицировать так:

  1. Природные (или естественные). В основе своей они биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения - типа условно-рефлекторных связей.
  2. Специфические человеческие. Они имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Вторые, в свою очередь, подразделяются на:

  1. Общие : ими определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.). Специальные : они связаны с успехами личности в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки, - математические, технические, литературно-лингвистические, художественные, спортивные и прочие способности.
  2. Теоретические : определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические - лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание их свойственно лишь разносторонне одаренным людям.
  3. Учебные : влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие: связаны с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом.
  4. Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связаны со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, расположенный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью , т. е. единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Таким образом, способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в его деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От них зависят скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что они развиваются в процессе индивидуальной жизни и активно формируют их среда и воспитание.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б. М. Тепловым. Согласно развиваемой им концепции, врожденными могут быть анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.

  • Задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.
  • Способности - не статичные, а динамические образования; их формирование и развитие происходят в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно.

Задатки многозначны, они выступают всего лишь предпосылками для развития способностей, которые ими не предопределяются. Сами по себе задатки ни на что не направлены. Они влияют, но не решающим образом, на формирование таковых, обусловливая разные пути их формирования. Способности развиваются в процессе деятельности и воспитания. Задатки только влияют на уровень достижения, быстроту развития.

У каждой способности есть своя структура, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств. Аналогичные свойства математических способностей - умение обобщать, гибкость мыслительных процессов. Для педагогических способностей ведущими являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Выделяют такие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, содействующий созданию нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них оказывается более значительной, чем другие. Одновременно у разных людей наблюдаются одни и те же способности, хотя и неодинаковые по уровню развития. С начала XX в. предпринимались неоднократные попытки их измерить (зарубежные психологи Г. Айзенк, Дж. Кеттелл, Ч. Спирмен, А. Бине и др.). Для этого использовались тесты. Однако более верный путь определения - выявить динамику успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любых действий определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием таковых, своеобразным у каждого человека. Успех может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие отдельной способности компенсируется другими, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Компоненты педагогических способностей - конструктивные, организаторские, коммуникативные. Первые проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. Организаторские сказываются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и умело воздействовать на личность ребенка. Коммуникативные связаны с умением устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика.

Исследования различных видов специальных способностей проводятся главным образом тогда, когда занимаются профессиональной ориентацией и профотбором.

Все многообразие профессий было предложено разделить на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены (Е. А. Климов):

  • П - природа (растения, животные);
  • Г - техника (машины, материалы);
  • Ч - человек, группы людей;
  • З - знаковая информация (книги, языки, коды, модели);
  • X - художественные образы (искусство).

При решении задач профессиональной ориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессий.

Педагог не только передает ученику некие знания, умения, но и формирует, развивает его способности, помогает ему ориентироваться в мире профессий, чтобы выбрать наиболее подходящую по индивидуальным склонностям и способностям этого человека.

Развитие общих способностей человека предполагает развитие его познавательных процессов, памяти, восприятия, мышления, воображения.

Важным моментом является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Индивидуальные особенности человека обусловливают неповторимый стиль деятельности (Е. А. Климов). Он характеризуется:

  1. устойчивой системой приемов и способов деятельности;
  2. обусловленностью этой системы определенными индивидуальными качествами;
  3. тем, что данная система - средство эффективного приспособления к объективным требованиям;
  4. тем, что особенности стиля деятельности обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека.

Исследования показывают, что в обыденном сознании происходит дифференциация понятий «успех» и «успешность». В понятии « успех» фиксируются, скорее, объективные достижения в конкретной деятельности и в жизни в целом, а понятие « успешность» отражает субъективное переживание и условия достижения успеха. При этом в качестве условий достижения успеха для большинства испытуемых выступают личностные, а не внешние ресурсы.

Образ идеального успешного человека . Психологические исследования позволяют выявить существующие в обществе устоявшиеся стереотипные представления об успехе и успешном человеке, прототипы успешной личности, существующие в культуре.

По данным исследования Н.В. Лейфрида, проведенного по разновозрастной выборке, идеальный успешный человек в представлении других людей обладает такими признаками, как: целеустремленность, общительность, ум, материальная обеспеченность, ответственность.

При описании идеального успешного человека акцент, в первую очередь, делается на личностных характеристиках и способах достижения успеха , чем на конкретных результатах деятельности и других проявлениях успеха.

Образ реально успешного человека . Изучение представлений о реальном успешном человеке выявило, что для успешного человека характерны: материальная обеспеченность, семья, карьерный рост, достижение поставленных целей, престижная работа, высокий социальный статус, статус руководителя предприятия, свой бизнес.

Основными критериями оценки успешной личности в реальной ситуации чаще являются внешние, социально значимые достижения . Данный факт Лейфрид объясняет тем, что внешние показатели объективно более доступны для личности, что существенно сокращает процесс социального познания, интерпретации действительности и отнесения конкретного человека к определенной группе.

Прототипы успешной личности . В общественном сознании представлены разные прототипы успешной личности. Н.В. Лейфрид выделяет два самых распространенных прототипа успешной личности, противоположных по своим характеристикам:

  • первый описывается исключительно внешними, социально признанными показателями успеха, что отражает наиболее распространенные ценности людей современного общества;
  • характерными чертами второго являются исключительно личностные характеристики , что, по всей видимости, и отражает особенности представлений людей, гибко учитывающих современные требования и реалии российского общества.

Типология представлений об успехе в зависимости от типа ответственности

Лейфрид проводит интересное сравнение представлений об успехе в зависимости от личностного типа ответственности. Разработанная типология может быть полезна для диагностики и последующего консультирования представителей бизнеса.

На основе сопоставления показателей ответственности (локус контроля, когнитивный, эмоциональный и поведенческо-результативный компонент) он выделяет следующие типы:

  1. оптимально-ответственный;
  2. исполнительский;
  3. ситуативный;
  4. эгоистический;
  5. функциональный.

1. Оптимально-ответственный тип личности связывает успех и условия его достижения с внутренними личностными ресурсами - умением принимать на себя ответственность, реализацией своих способностей и возможностей в процессе достижения поставленных целей, несмотря на наличие трудностей.

Люди оптимального типа в качестве критериев успеха называют внутренние, личностные, характеристики, такие как самореализация, удовлетворенность, независимость. При этом их определения успеха не являются общепринятыми и не содержат стереотипных высказываний. Они отражают стремление реализовывать свои способности и возможности, проявлять активность и независимость, а также ощущать удовлетворенность своей жизнью. Сравнительный анализ возрастных особенностей представлений об успехе людей этого типа показал, что с возрастом усиливается роль личностных критериев по сравнению с внешними: социально-статусными и материальными критериями. Достижение успеха, по мнению представителей оптимального типа, зависит, прежде всего, от самой личности , наличия необходимых знаний, умений и личностных ресурсов, от способностей реалистично оценивать собственные возможности в процессе достижения поставленных целей, а при наличии трудностей находить средства преодоления. Они считают, что именно ответственность является главным фактором, влияющим на достижение успеха. Это связано с тем, что ответственность предполагает способность личности соотносить необходимое и желательное с точки зрения своих индивидуальных особенностей и тем самым достигать успеха в деятельности и жизнедеятельности. В качестве внешнего критерия оценки успешной личности выступает профессионализм как показатель высоких профессиональных достижений, который предполагает качественное выполнение деятельности.

Специфика представлений испытуемых этого типа ответственности выражается в преобладании в прототипах личностных характеристик, и, несмотря на внешне ориентированные факторы (например, «социальный статус» и «работа и семья»), в каждом из них присутствует личностный критерий успеха. Успешная личность в обыденном сознании людей этого типа - это личность, которая достигает результатов в разных сферах . Основные характеристики представлений об успешном человеке - это осознанность, радикализм (динамика представлений), гармоничность, рационализм, индивидуальность.

2. Люди исполнительского типа связывают представления об успехе и успешной личности с доминированием внешних, социально признанных, критериев . В качестве условий достижения успеха выступают как внешние факторы (удача, благоприятное стечение обстоятельств), так и личностные ресурсы, обеспечивающие успех при отсутствии заинтересованности и добровольности в деятельности (старание, терпение).

Наиболее распространенные определения понятия «успех» у испытуемых исполнительского типа ответственности - (64,2%), осуществление мечты (49,1%) и (40,6%). Наибольший процент испытуемых, не проявляя самостоятельности, дают общепринятое определение успеха, обусловленное существующими в обществе традициями и культурными особенностями страны.

Для лиц исполнительского типа характерно определение успешности как старания (48,1%), в котором отражается специфика ответственности этого типа: с одной стороны, благодаря старанию обеспечивается качество и своевременность выполнения работы (что можно оценить как успех), с другой - старание при отсутствии самостоятельности и отказ от деятельности при наличии трудностей и препятствий не приведет личность к успеху.

При описании успешного человека люди исполнительского типа наиболее часто указывают только внешние признаки достигнутого успеха (исключение составляет целеустремленность), которые можно объединить в три группы:

  • первая связана с профессиональными достижениями - престижная работа, карьерный рост, профессионализм;
  • вторая объединяет статусные характеристики - высокий социальный статус, руководитель предприятия и как следствие - уважение других людей и материальная обеспеченность;
  • третья - это социально значимые ценности современного общества - семья, дети и образование.

Если лица оптимального типа интегрируют и модифицируют социальную информацию, существующую в культуре и отдельных группах в соответствии с убеждениями и личностными особенностями, лица исполнительского типа отражают пассивное отношение к социальной действительности , нежелание осмысленно подходить к формированию представлений и использование внешних, социально-статусных, показателей при определении критериев успешности личности. Примечательно, что данная тенденция проявляется независимо от возраста представителей исполнительского типа.

Женщины этого типа чаще отмечают такие дескрипторы, как семья и дети, отзывчивость, проявление заботы, доброта, общительность, готовность помочь другому, внимание к другим людям и привлекательность. Для мужчин главными характеристиками успешной личности являются престижная работа, своя фирма, бизнес, карьерные достижения, материальная обеспеченность, высокий социальный статус, руководящая должность.

Ответственность как критерий личностной зрелости у лиц исполнительского типа не относится к устойчивым свойствам личности, что отражается в представлении об успехе и успешном человеке. Представления, скорее, характеризуют традиционный для данного общества взгляд на успех и не учитывают современные тенденции и изменения. Содержание представлений ответственности свидетельствует об установке полагаться на готовые, принятые в группе (обществе в целом) суждения.

3. Для представителей ситуативного типа успех - это достижение поставленных целей (78,3%), благоприятное стечение обстоятельств (76,7%), общественное признание (70%). Они чаще дают общепринятое определение успеха, не отличающееся оригинальностью и своеобразием. Понимание успеха как удачи (благоприятного стечения обстоятельств) связано с преобладанием экстернального локуса контроля у испытуемых этой группы. С возрастом представления об успешном человеке у испытуемых ситуативного типа содержательно не изменяются. Этот факт можно объяснить особенностями данного типа: ответственность не является устойчивым свойством личности, а выступает лишь как ответственное отношение к определенному роду ответственным ситуациям и заданиям. Представления об успехе мужчин и женщин отражают существующие в обществе тендерные стереотипы. Мужчины чаще дают такие определения успеха, как материальная обеспеченность, карьерный рост, наличие престижной работы. Типично «женскими» являются определения успеха как благополучия в семье и счастья.

Представители ситуативного типа не дифференцируют понятия «успех» и «успешность». В целом, как при определении успеха, так и успешности, они ориентированы на внешние, социально признанные, критерии . Из наиболее важных условий достижений успеха для лиц ситуативного типа можно выделить: благоприятное стечение обстоятельств, поддержка близких, целеустремленность, помощь других людей. К основным характеристикам успешной личности относят материальную обеспеченность, высокий социальный статус, наличие семьи, карьерный рост, руководящую позицию. Данные характеристики являются объективными, четко определенными, что позволяет безошибочно отнести личность в группу успешных или неуспешных людей, в этом проявляется характерная для людей этого типа тенденция к избеганию неудач.

4. Лица эгоистического типа в представлениях об успехе и успешности зависимы от значимой для конкретной личности сферы или ситуации жизнедеятельности. Частичное принятие ответственности определяет указание в качестве условий достижения успеха как внешних, так и внутренних, личностных, ресурсов. Основными показателями успеха для испытуемых эгоистического типа выступают благополучие во всем, достижение поставленных целей, удовлетворенность собой и своей жизнью. Для людей данного типа удовлетворенность даже при отсутствии первоначального интереса и качества выполняемой работы - важная характеристика, именно этим, на наш взгляд, объясняется определение успеха как благополучия и удовлетворенности.

Специфическим для испытуемых ранней взрослости является определение успеха как достижения поставленных целей. В этом случае фиксируются объективные достижения в конкретной деятельности и жизнедеятельности и субъективная оценка успеха. Испытуемые средней взрослости чаше определяют успех как благополучие во всем, удовлетворенность жизнью, способность решать возникающие проблемы, высокий социальный статус, наличие престижной работы, удача. С возрастом увеличивается значимость субъективной оценки успеха (благополучие, удовлетворенность), количества внешних признаков успеха (статус, престижная работа). Противоречивый характер ответственности людей этого типа находит отражение в содержании представлений об успехе испытуемых средней взрослости: 22% определяют успех как способность решать проблемы, подчеркивая роль личности в его достижении, и 16% - как удачу.

Определение понятия «успешность» содержит указания на субъективное переживание успеха; объективные показатели достижений и субъективную его оценку; условия достижения успеха; на рассмотрение успешности как качества личности. В сознании людей эгоистического типа представления об успешности размыты, не конкретизированы , зависимы от значимого для конкретной личности аспекта жизнедеятельности. В качестве условий достижения успеха люди эгоистического типа в равной степени называют внешние и внутренние личностные ресурсы, что обусловлено, с одной стороны, их самостоятельностью, четким представлением результатов деятельности и умением преодолевать препятствия и трудности, а с другой - частичным принятием ответственности.

В наиболее распространенных представлениях об успешном человеке испытуемых эгоистического типа ответственности преобладают внешние , социально признанные характеристики: материальная обеспеченность, семья, карьерный рост. С возрастом происходит осознание роли личного вклада в достижение успеха. Женщины этого типа одинаково связывают успех с семьей и работой, тогда как мужчины в большей степени ориентированы на социальные позиции, умение их завоевать и личностные условия достижения успеха. В целом можно сказать, что противоречивый характер ответственности, зависимость испытуемых эгоистического типа от группы и конкретной ситуации обусловливает содержание представлений об успехе и успешной личности.

5. Функциональный тип ответственности характеризуется тем, что в содержании представлений об успешности, успехе, условиях его достижения у лиц этого типа доминируют внешние социальные, критерии , демонстрирующие отсутствие самостоятельности, осознанности при их формировании, желание действовать строго по образцу, в соответствии с инструкцией.

В результате изучения представлений об успехе испытуемых функционального типа была выявлена следующая закономерность: из 12 определений успеха последний в иерархии дескриптор был назван 32,2% испытуемыми, поэтому, с одной стороны, можно говорить о четкости представлении, с другой - наличии стремления действовать строго по образцу, не проявляя творчества и отмечая стереотипные характеристики успеха. В группу высокой частоты встречаемости вошли следующие определения успеха: уважение окружающих людей, благополучие в семье, достижение поставленной цели, карьерный рост, материальная обеспеченность, высокий социальный статус. Сравнительный анализ тендерных особенностей представлений об успехе показал, что типично женским является понимание успеха как благополучия в семье, мужским - карьерный рост, материальная обеспеченность, наличие престижной работы.

По мнению испытуемых функционального типа, достижение успеха связано в первую очередь с возможностями и способностями субъекта - настойчивостью как способностью длительное время осуществлять деятельность и достигать в ней успеха и общительностью как умением устанавливать контакты и в итоге иметь социальную поддержку для достижения успеха. Также условиями достижения успеха выступает красота и высшее образование как внешние, не зависящие от самой личности, ресурсы. При описании успешного человека испытуемые функционального типа ответственности называют как внешние, так и внутренние личностные, характеристики, что соответствует феноменологическому описанию данного типа: зависимость от группы, обращение к социально-психологическим поддержкам, ориентация на инструкции, образцы, готовые решения.

Следует отметить, что психологические исследования помогают увидеть наиболее типичные представления о личности деловых людей, соотношении успеха и причинах, обусловливающих их успешность. Это может быть когнитивной основой индивидуального консультирования, работы над имиджем и личностным ростом, в социальном самоопределении субъектов бизнеса.

Наталья Львовна Ивaнoвa , доктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологии ГУ ВШЭ.



Просмотров