Право на свободу преподавания. Право на образование и академическая свобода. Свобода преподавания в конституции рф

к.и.н. Меркушин А.В.

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный

институт имени М.Е. Евсевьева»

2) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

3) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами ;

6) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами , а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Ряд академических прав преподавателя связаны с той образовательной организацией, в которой он осуществляет свою деятельность. В их числе:

– право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

– право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

– право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

– право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Законодатель подчеркивает, что вышеперечисленные академические права и свободы должны осуществляться на основе ряда принципов:

– с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений;

– требований законодательства Российской Федерации;

– норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Последний принцип в контексте его практической реализации нередко приводит к конфликтным ситуациям между студентами и преподавателями. Во многом это определяется субъективным восприятием норм профессиональной этики конкретным преподавателем. Таким образом, академические права и свободы педагогических работников не могут осуществляться с нарушением норм профессиональной этики, прав и свобод других участников образовательного процесса. Академической свободе корреспондирует обязанность использовать ее добросовестно и в соответствии с профессиональным долгом педагогического работника, направленным на решение современных задач, стоящих перед обществом , обеспечение сохранения исторического и культурного наследия.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53. – Ст. 7598.

2. Агешкина, Н. А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования / Н. А. Агешкина. – М. : Омега­­- Л, 2008. – 160 с.

3. Андреев, А. А. Проблемы преподавателей вузов в среде eLearning / А. А. Андреев // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – С. 15–23.

Право на образование – одно из наиболее существенных социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. От уровня образованности напрямую зависят социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус. Чем лучше и больше образованно общество, тем выше его достижения в экономике, социальной жизни и культуре, тем благоприятнее условия жизни каждого человека. Разумеется, это все в тенденции; конкретные случаи могут ей и противоречить.

Не случайно в наиболее развитых странах образование относится к числу приоритетных сфер вложения государственных средств. Это, впрочем, не исключает и частных каналов образования, причем нередко по качеству образование, полученное в частных учебных заведениях, выше, чем в государственных или муниципальных. Однако государство, управляемое разумными людьми, заинтересовано в том, чтобы и государственная система образования находилась на высоком качественном уровне, ибо из среды людей с меньшими доходами также выходят выдающиеся специалисты, благодаря которым общий прогресс общества заметно ускоряется.

Конституции уделяют образованию все большее внимание. Если Конституция США вообще не урегулировала данное право, оставив его на усмотрение штатов, и французская Декларация прав человека и гражданина тоже о нем ничего не говорит, то уже французская Конституция 1791 года содержала нормы, касающиеся образования, а ныне это повсеместное явление, причем регулируется данное право конституциями все подробнее.

С правом на образование тесно связана академическая свобода (свобода преподавания), которая отражает идеологический плюрализм гражданского общества. Академическая свобода в демократическом государстве предполагает право преподавателя учить своему предмету так, как он считает нужным. Можно сказать, что академическая свобода – это проявление и продолжение права на распространение информации, свободы мысли и слова. Учащимся и их родителям академическая свобода дает возможность выбирать таких преподавателей, чьи взгляды и подходы к изучаемой дисциплине представляются наиболее приемлемыми. Различные взгляды, выражаемые преподавателями, побуждают учащегося самостоятельно мыслить и самостоятельно формировать свои убеждения.

Именно поэтому тоталитарные режимы, используя всеобщее образование для воспитания всего общества в желательном для правящей верхушки духе, не допускают свободы преподавания. А значит, тщетно было бы искать данную свободу в социалистических конституциях. Разумеется, свобода преподавания имеет свои пределы, установленные в конституциях. Они сводятся к запрещению внушать учащимся идеи, пропагандирующие насилие, презрение или ненависть к другим людям или народам.


Обратимся к примерам конституционного регулирования права на образование и свободы преподавания.

Согласно ст. 7 Основного закона для Германии все школьное дело находится под надзором государства. Лица, управомоченные на воспитание (родители, опекуны и т.п.), имеют право решать, нужно ли ребенку религиозное обучение. В публичных школах, за исключением неконфессиональных, оно является обязательным предметом. Независимо от права государственного надзора религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин (католической, евангелической и др.). Ни одного учителя нельзя принудить к преподаванию религии против его воли. Гарантируется право на учреждение частных школ. Если они заменяют публичные школы, то нуждаются в разрешении государства и подчиняются законам земель. Разрешение должно быть дано, если частные школы по своим целям обучения и оборудованию, а также по научной подготовке своих преподавателей не уступают публичным школам и не требуют различать учеников по имущественному положению их родителей. В разрешении следует отказать, если экономическое и правовое положение преподавателей недостаточно гарантировано. Частная народная школа допускается только в случае, если управление образования признает наличие в этом особого педагогического интереса или если она по ходатайству управомоченных на воспитание лиц учреждается как общая школа, конфессиональная или неконфессиональная, и в общине нет публичной школы такого типа. Сохраняется отмена подготовительных школ.

Такое обширное регулирование содержит германская конституция. Еще более обширное мы встречаем в ст. 3 мексиканской Конституции, причем здесь обращает на себя внимание выраженный антирелигиозный характер регулирования, а также иные признаки влияния социалистических взглядов. Установлено, что начальное образование является обязательным, а всякое образование, предоставляемое государством, – бесплатным. Свобода преподавания и исследования предусмотрена только для высших учебных заведений.

Однако во многих конституциях право на образование по-прежнему формулируется кратко. Например, в ст. 26 Конституции Японии сказано:

«Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями в порядке, предусмотренном законом.

Все должны в соответствии с законом обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное обучение осуществляется бесплатно».

Здесь, таким образом, многие принципиальные вопросы регулируются текущим законодательством.

Следует обратить внимание на то, что японская Конституция, как и ряд других, предусматривает обязательность и бесплатность школьного обучения. Это своеобразная гарантия для малолетних или несовершеннолетних лиц от равнодушия или легкомыслия родителей, которые не заботятся об образовании и воспитании своих детей, что чревато негативными последствиями не только для них, но и для общества. Асоциальное поведение нередко коррелируется с отсутствием или низким уровнем образованности.

Однако обязательность школьного образования ограничивает право родителей на выбор форм обучения детей и соответствующее право самих детей. Социальное развитие в условиях современного общества обнаруживает тенденцию к утверждению свободы такого выбора, и это получило отражение в некоторых конституциях. Пример дает Бельгийская конституция, где части вторая – четвертая § 1 ст. 24 в редакции 1988 года установили:

«Сообщество гарантирует свободу выбора для родителей в отношении образования их детей.

Сообщество организует образование, которое является нейтральным.

Нейтральность предполагает,в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся».

Другой пример мы видим в ст. 76 Конституции Дании: «Все дети школьного возраста имеют право получить бесплатное начальное образование. Родители или опекуны, которые самостоятельно обучают своих детей или детей, взятых под опеку, в соответствии со стандартами общего начального образования, не могут быть принуждены отдать этих детей в начальные школы».

Статья 19 новой швейцарской Конституции предусматривает только право на достаточное и бесплатное обучение в основной школе.

Пример социалистического подхода к праву на образование дает Конституция КНДР. В главе о правах и обязанностях граждан этому праву посвящена одна небольшая статья (ст. 59), гласящая: «Граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается передовой системой просвещения, бесплатным обязательным образованием и другими народными мероприятиями государства в области образования.» Однако в предшествующей главе «Культура», определяющей государственную политику в данной области, образованию отведены пять статей (ст. 39–43). Примечательно, что они следуют за ст. 38, в которой буквально сказано следующее: «Государство ликвидирует во всех областях образ жизни старого общества и всесторонне утверждает новый, социалистический образ жизни». Роль образования в достижении этой цели очевидна и определяет содержание указанных пяти статей.

Так, ст. 39 гласит: «Государство, осуществляя основы социалистической педагогики, воспитывает подрастающее поколение стойкими революционерами, борющимися за общество и народ, людьми нового, коммунистического склада, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». В последующих статьях сказано, что государство добивается опережающего развития дела народного образования и подготовки национальных кадров, тесно сочетает общее образование с техническим, обучение – с производительным трудом. Оно вводит для всего подрастающего поколения, не достигшего трудоспособного возраста, всеобщее обязательное 10-летнее полное среднее образование и обучает всех учащихся бесплатно. Государство развивает систему стационарного образования и различные формы образования без отрыва от производства; студентам вузов и учащимся техникумов выплачивается стипендия. Государство осуществляет обязательное годичное дошкольное образование для всех детей в детских яслях и садах за счет государственных и общественных средств.

Нетрудно видеть, что вся система образования призвана воспитать весь народ в тоталитарном духе, причем никто такого «образования» избежать не вправе.

Право на образование – одно из наиболее существенных социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. От уровня образованности напрямую зависят социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус. Чем лучше и больше образованно общество, тем выше его достижения в экономике, социальной жизни и культуре, тем благоприятнее условия жизни каждого человека. Разумеется, это все в тенденции; конкретные случаи могут ей и противоречить.
Не случайно в наиболее развитых странах образование относится к числу приоритетных сфер вложения государственных средств. Это, впрочем, не исключает и частных каналов образования, причем нередко по качеству образование, полученное в частных учебных заведениях, выше, чем в государственных или муниципальных. Однако государство, управляемое разумными людьми, заинтересовано в том, чтобы и государственная система образования находилась на высоком качественном уровне, ибо из среды людей с меньшими доходами также выходят выдающиеся специалисты, благодаря которым общий прогресс общества заметно ускоряется.
Конституции уделяют образованию все большее внимание. Если Конституция США вообще не урегулировала данное право, оставив его на усмотрение штатов, и французская Декларация прав человека и гражданина тоже о нем ничего не говорит, то уже французская Конституция 1791 года содержала нормы, касающиеся образования, а ныне это повсеместное явление, причем регулируется данное право конституциями все подробнее.
С правом на образование тесно связана академическая свобода (свобода преподавания), которая отражает идеологический плюрализм гражданского общества. Академическая свобода в демократическом государстве предполагает право преподавателя учить своему предмету так, как он считает нужным. Можно сказать, что академическая свобода – это проявление и продолжение права на распространение информации, свободы мысли и слова. Учащимся и их родителям академическая свобода дает возможность выбирать таких преподавателей, чьи взгляды и подходы к изучаемой дисциплине представляются наиболее приемлемыми. Различные взгляды, выражаемые преподавателями, побуждают учащегося самостоятельно мыслить и самостоятельно формировать свои убеждения.
Именно поэтому тоталитарные режимы, используя всеобщее образование для воспитания всего общества в желательном для правящей верхушки духе, не допускают свободы преподавания. А значит, тщетно было бы искать данную свободу в социалистических конституциях. Разумеется, свобода преподавания имеет свои пределы, установленные в конституциях. Они сводятся к запрещению внушать учащимся идеи, пропагандирующие насилие, презрение или ненависть к другим людям или народам.
Обратимся к примерам конституционного регулирования права на образование и свободы преподавания.
Согласно ст. 7 Основного закона для Германии все школьное дело находится под надзором государства. Лица, управомоченные на воспитание (родители, опекуны и т.п.), имеют право решать, нужно ли ребенку религиозное обучение. В публичных школах, за исключением неконфессиональных, оно является обязательным предметом. Независимо от права государственного надзора религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин (католической, евангелической и др.). Ни одного учителя нельзя принудить к преподаванию религии против его воли. Гарантируется право на учреждение частных школ. Если они заменяют публичные школы, то нуждаются в разрешении государства и подчиняются законам земель. Разрешение должно быть дано, если частные школы по своим целям обучения и оборудованию, а также по научной подготовке своих преподавателей не уступают публичным школам и не требуют различать учеников по имущественному положению их родителей. В разрешении следует отказать, если экономическое и правовое положение преподавателей недостаточно гарантировано. Частная народная школа допускается только в случае, если управление образования признает наличие в этом особого педагогического интереса или если она по ходатайству управомоченных на воспитание лиц учреждается как общая школа, конфессиональная или неконфессиональная, и в общине нет публичной школы такого типа. Сохраняется отмена подготовительных школ.
Такое обширное регулирование содержит германская конституция. Еще более обширное мы встречаем в ст. 3 мексиканской Конституции, причем здесь обращает на себя внимание выраженный антирелигиозный характер регулирования, а также иные признаки влияния социалистических взглядов. Установлено, что начальное образование является обязательным, а всякое образование, предоставляемое государством, – бесплатным. Свобода преподавания и исследования предусмотрена только для высших учебных заведений.
Однако во многих конституциях право на образование по-прежнему формулируется кратко. Например, в ст. 26 Конституции Японии сказано:
«Все имеют равное право на образование в соответствии со своими способностями в порядке, предусмотренном законом.
Все должны в соответствии с законом обеспечить прохождение обязательного обучения детьми, находящимися на их попечении. Обязательное обучение осуществляется бесплатно».
Здесь, таким образом, многие принципиальные вопросы регулируются текущим законодательством.
Следует обратить внимание на то, что японская Конституция, как и ряд других, предусматривает обязательность и бесплатность школьного обучения. Это своеобразная гарантия для малолетних или несовершеннолетних лиц от равнодушия или легкомыслия родителей, которые не заботятся об образовании и воспитании своих детей, что чревато негативными последствиями не только для них, но и для общества. Асоциальное поведение нередко коррелируется с отсутствием или низким уровнем образованности.
Однако обязательность школьного образования ограничивает право родителей на выбор форм обучения детей и соответствующее право самих детей. Социальное развитие в условиях современного общества обнаруживает тенденцию к утверждению свободы такого выбора, и это получило отражение в некоторых конституциях. Пример дает Бельгийская конституция, где части вторая – четвертая § 1 ст. 24 в редакции 1988 года установили:
«Сообщество гарантирует свободу выбора для родителей в отношении образования их детей.
Сообщество организует образование, которое является нейтральным.
Нейтральность предполагает, в частности, уважение философских, идеологических и религиозных взглядов родителей и учащихся».
Другой пример мы видим в ст. 76 Конституции Дании: «Все дети школьного возраста имеют право получить бесплатное начальное образование. Родители или опекуны, которые самостоятельно обучают своих детей или детей, взятых под опеку, в соответствии со стандартами общего начального образования, не могут быть принуждены отдать этих детей в начальные школы».
Статья 19 новой швейцарской Конституции предусматривает только право на достаточное и бесплатное обучение в основной школе.
Пример социалистического подхода к праву на образование дает Конституция КНДР. В главе о правах и обязанностях граждан этому праву посвящена одна небольшая статья (ст. 59), гласящая: «Граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается передовой системой просвещения, бесплатным обязательным образованием и другими народными мероприятиями государства в области образования.» Однако в предшествующей главе «Культура», определяющей государственную политику в данной области, образованию отведены пять статей (ст. 39–43). Примечательно, что они следуют за ст. 38, в которой буквально сказано следующее: «Государство ликвидирует во всех областях образ жизни старого общества и всесторонне утверждает новый, социалистический образ жизни». Роль образования в достижении этой цели очевидна и определяет содержание указанных пяти статей.
Так, ст. 39 гласит: «Государство, осуществляя основы социалистической педагогики, воспитывает подрастающее поколение стойкими революционерами, борющимися за общество и народ, людьми нового, коммунистического склада, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». В последующих статьях сказано, что государство добивается опережающего развития дела народного образования и подготовки национальных кадров, тесно сочетает общее образование с техническим, обучение – с производительным трудом. Оно вводит для всего подрастающего поколения, не достигшего трудоспособного возраста, всеобщее обязательное 10-летнее полное среднее образование и обучает всех учащихся бесплатно. Государство развивает систему стационарного образования и различные формы образования без отрыва от производства; студентам вузов и учащимся техникумов выплачивается стипендия. Государство осуществляет обязательное годичное дошкольное образование для всех детей в детских яслях и садах за счет государственных и общественных средств.
Нетрудно видеть, что вся система образования призвана воспитать весь народ в тоталитарном духе, причем никто такого «образования» избежать не вправе.

Елена Болотова,

профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО, доктор педагогических наук

Свобода преподавания относится к той правовой традиции, без которой невозможно формирование активной, творческой личности, идеологического многообразия гражданского общества. Пользование этой свободой для преподавателя небезгранично: оно сопряжено с его ответственностью, ограничениями, устанавливаемыми правовыми актами.

Свобода преподавания, которая нашла своё отражение в статье 44 Конституции РФ, слабо исследована правовой наукой, мало учитывается при формировании образовательного законодательства. В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО «О положении учителей» (принята 05.10.1966г. Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей) при исполнении профессиональных обязанностей учителя должны пользоваться академической свободой. Академическая свобода как комплекс корпоративных и индивидуальных прав (свобода преподавания, свобода научного исследования, свобода обучения, автономия вуза) трактуется как правовой принцип.

В правовой науке свобода преподавания считается развивающейся категорией, педагогической творческой деятельностью по обучению и воспитанию в интересах личности, неотъемлемой частью цивилизации. Свободу преподавания трактуют как культурное право (статья 15 Пакта об экономических, социальных и культурных правах), самостоятельное правоотношение, либо приравнивают к другим правам, например информационному праву.

Свобода преподавания может быть абсолютной и относительной. В абсолютном смысле она воспринимается как право на распространение информации, свободы мысли и слова. Относительный характер свободы преподавания сопряжён с правом на выбор методик обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и других дидактических материалов, правом на выбор методов оценки знаний учащихся.

Права педагога и учащихся

Включая в себя понятия «свобода учить» и «свобода учиться», свобода преподавания подразумевает, что преподаватель не только имеет право исследовать и учить своему предмету так, как считает нужным, но и то, что у учащихся есть право свободного доступа к источникам знаний и изучению всего, что они пожелают. Такая практика имеет свои положительные и отрицательные стороны, она может породить злоупотребления и разрушения. С одной стороны, преподаватель может раскрыть новые истины, с другой - оспаривая признанные положения, предложить малоизвестные и малодоказательные альтернативы. Учащимся это даёт неограниченные возможности в постижении учебной дисциплины и развитии поисковых умений, но, с другой стороны, недостаточные навыки в дифференцировании изучаемого материала, отсутствие концентрации на главном ведут к сверхзатратам учебного времени и безответственности.

Международный пакт о гражданских и политических правах (19.12.1966) определил, что каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения, что включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию, идеи. Преподавание как вид деятельности непосредственно связан с распространением информации устно, письменно или иными способами. Пользование этим правом налагает особые обязанности и особую ответственность на преподавателя (учителя), что может быть сопряжено с ограничениями, которые устанавливаются законом и связаны с охраной здоровья и нравственности населения. Например, закон Кировской области от 11.02.2003 г. № 133-ЗО «Об образовании в Кировской области» запрещает педагогам образовательных учреждений использовать на учебных занятиях и во внеурочное время компьютерные игровые программы с элементами порнографии, эротики, насилия и жестокости. Запрет на внушение учащимся идей, пропагандирующих разжигание расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны сформулирован в статье 29 Конституции РФ и статье 4 постановления Верховного Совета РФ от 22.11.1991 г.


№ 1920-1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина». К правовым ограничениям свободы преподавания следует отнести и запрет на применение методов психического и физического насилия по отношению к учащимся (пункт 6 статьи 15 Закона Ф «Об образовании»).

Преподавание, как деятельность, связанная с передачей обучаемым суммы знаний, умений и навыков в процессе их обучения и воспитания, относится к тем видам деятельности, которые, согласно Конституции РФ, могут осуществляться в условиях, определяемых государством. Относя свободу преподавания к числу основных свобод человека, Конституция РФ допускает её ограничение. Оно, согласно положениям статьи 55, заключается в создании федеральных законов, ограничивающих свободу преподавания в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Свобода преподавания в школе

Свобода преподавания в пределах образовательного учреждения ограничена положениями законов, особенностями образовательной практики, требованиями построения структуры и организации образования, правовым статусом педагога.

Она ограничена множеством императивов. Так, статья 331 Трудового кодекса РФ и типовые положения об образовательных учреждениях устанавливают необходимые требования для занятия педагогической деятельностью: наличие образовательного ценза, отсутствие медицинских противопоказаний, отсутствие запрета на осуществление такой деятельности в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Такая деятельность невозможна для лиц, признанных недееспособными в установленном законом порядке (статья 281 Гражданского кодекса РФ).

Ключевой фигурой в преподавании является учитель. Его свобода преподавания ограничена не только профессиональными требованиями (прохождение аттестации, подчинение правилам внутреннего трудового распорядка, преподавательская деятельность в соответствии с планами, графиками учебных занятий, обязательное повышение квалификации, ведение соответствующей документации по предмету и т.д.), но и требованиями в отношении планирования обучения, применения тех или иных средств обучения, запретами на распространение определённых видов информации и применения некоторых методов воспитания.

Учитель образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, обязан выполнять требования, установленные для реализации основных образовательных программ (статья 7 Закона РФ «Об образовании»). Это установленное законом ограничение фактически ставит свободу преподавания под государственный контроль. Учитель может распространять учебную информацию, обусловленную государственным стандартом и только в том порядке, который определён образовательной программой, утверждённой образовательным учреждением (статья 55 Закона РФ «Об образовании»).

Разработка и утверждение образовательных программ, учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) относятся к компетенции школы (статья 32 Закона РФ «Об образовании»). Таким образом, педагогический коллектив может также оказывать влияние на реализацию свободы преподавания учителем. Однако и это не последняя инстанция в отборе учителем необходимой для распространения учебной информации. Согласно статье 29 Закона РФ «Об образовании» органы государственной власти субъекта РФ в сфере образования имеют право на разработку и реализацию региональных программ эазвития образования с учётом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей. На практике учитель должен учитывать в преподавании предмета ещё и те ограничения, которые установлены правовыми актами субъектов РФ. Например, учитель не может преподавать по утверждённой школой учебной программе, если она не согласована с организациями, уполномоченными органами управления образованием или не соответствует разработанным этими органами примерным программам по дисциплине (закон города Москвы «Об общем образовании в городе Москве», законы областей и республик «Об образовании»).

Международное сообщество неоднократно отмечало, что повышение качества образования - это путь к экономическому и социальному развитию. Превратившись в национальный императив, качество образования требует таких учебных программ и методов обучения, чтобы они учитывали разнообразие образовательных потребностей личности, развитие навыков и подходов, необходимых для того, чтобы учащийся мог самостоятельно заниматься своим обучением и решать стоящие перед ним задачи. Таким образом, международное законодательство не только провозглашает право преподавания как возможность реализовать способность свободно осуществлять свою деятельность, но также устанавливает границы реализации этой свободы.

Исходя из особой миссии и ответственности педагога, его свобода преподавания может быть ограничена при нарушении им моральных ценностей и норм этики.

Так, Трудовым кодексом РФ прекращение трудовых отношений с педагогом возможно, если он совершит аморальный проступок не только по месту работы, но и вне места работы (часть 5 статьи 81 ТК РФ).

Преподавание должно исходить из качеств и возможностей личности учащегося. Методы преподавания и его содержание не могут быть абстрактными, они должны быть чётко увязаны с основной задачей образования - формирование самостоятельной во всех смыслах личности. Преподавание требует глубоких знаний и специальных навыков, чувства личной ответственности за образование и благополучие учащихся, интеллектуальную взыскательность в отношении норм и методов преподавания. Соответственно даже однократное применение методов физического и (или) психического насилия над личностью учащегося в процессе преподавания прекращает не только возможность реализовать свободу преподавания, но и трудовые отношения педагога с образовательным учреждением (статья 336 ТК РФ).

Условия труда педагога

Ещё одно правовое ограничение свободы преподавания связано с условиями осуществления этого вида деятельности. Для эффективного преподавания должны быть созданы определённые условия труда, позволяющие выполнять профессиональные задачи.

Согласно Рекомендациям ЮНЕСКО/МОТ о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования (Париж, 11.11.1997) преподаватель должен иметь доступ к библиотекам, компьютерным сетям, спутниковым программам и базам данных. Необходимо, чтобы преподавательская деятельность проводилась в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами.

Повышение качества образования требует обеспечения доступа к соответствующим ресурсам образования. Следовательно, для преподавания как элемента качества образования должны быть обеспечены организационные условия. Однако СанПиН 2.4.2.1178-02, типовые положения об общеобразовательных

учреждениях позволяют осуществлять преподавание в учебных группах только в том случае, когда есть номинальная численность учащихся в классе, аудиторный фонд, финансовое обеспечение. Когда нет чего-то одного, обучение в малых группах практически невозможно, и тогда изучение иностранных языков, информатики и иных предметов проводится с целым классом, отчего качество образования невысоко.

Важным условием свободы преподавания является наличие учебной литературы по предмету. В этой системе отношений есть разночтение: для высшего профессионального образования право выбора образовательной программы и учебной литературы предоставлено образовательному учреждению, самому преподавателю, а в системе общего образования действуют жёсткие предписания, по каким учебникам и учебным пособиям необходимо преподавать (пункт 4 статьи 55 Закона РФ «Об образовании»). Поскольку учителя обладают особой компетенцией в оценке учебных пособий и методов обучения, наиболее подходящих для своих учащихся, они должны играть главную роль при выборе и приспособлении учебных материалов, отборе учебников и применении методов преподавания в рамках утверждённых программ.

Ограничение свободы преподавания как общеправовая позиция

Законодательством многих стран формируется правовой статус преподавателя, учителя. Во многих странах для преподавательской деятельности необходимо наличие только педагогического образования (Республики Армения, Грузия, Казахстан, Молдова). В ряде стран преподаватели отнесены к государственным или муниципальным служащим (Эстония, Германия, Англия), что существенно ограничивает свободу «учить в соответствии с собственными суждениями и практикой».

В Российской Федерации свобода преподавания не ограничивается наличием именно педагогического образования, для этого достаточно иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование (Постановление Минтруда РФ от 11.11.1992 г. № 33 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования РФ»). Тем не менее свободу преподавания могут реализовать в общеобразовательных учреждениях лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтверждённую документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (пункт 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196), а в вузе - лица, имеющие высшее профессиональное образование (пункт 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшего учебного заведения), утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71).

Свобода преподавания ограничена требованиями подтверждения квалификации. В высшей школе преподаватели обязаны проходить конкурсный отбор на замещение соответствующей должности (статья 332 ТК РФ), а в системе общего образования проходить аттестацию (Приказ Минобразования РФ от 26.06.2000 № 1908 «Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»). Для большинства стран результаты аттестации становятся основанием для профессионального продвижения преподавателей либо для прекращения с ними трудовых правоотношений.

В стенах школы педагог поставлен в зависимость от субординации и дисциплины (пункт 6 статьи 15, пункты 2, 3 статьи 55 Закона РФ «Об образовании»). Он подчинён предписаниям локальных актов школы, нормативам органов власти различных уровней. Его свобода преподавания постоянно находится в рамках государственно- общественного контроля (Постановление Правительства РФ от 20.02.2007 г. № 116 «Об утверждении правил осуществления контроля и надзора в сфере образования», Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001 г. № 22-06447 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»).

Однако законодательство Российской Федерации не определяет специальных требований к преподаванию в условиях индивидуальной педагогической деятельности. Общие требования к лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью, изложены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Так, индивидуальным предпринимателем признаётся физическое лицо, внесённое в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Важным условием, необходимым для занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью, является государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (внесение соответствующей записи в государственный реестр). Именно с момента государственной регистрации в таком качестве гражданин вправе начать соответствующую деятельность. Иных ограничений индивидуальной препода­ вательской деятельности нет.

Всё это весьма важно, поскольку законодательного определения «преподавание» и «педагогическая деятельность» не существует. Оба эти понятия считаются близкими, что позволяет в рамках Закона РФ «Об образовании» реализовывать свободу преподавания в индивидуальной предпринимательской деятельности лицам с разной дееспособностью. Для сферы образования существенно, что законодатель не определил, какой дееспособностью должен обладать человек, решивший воспользоваться этой свободой. В соответствии со статьёй 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности. Граждане, ограниченно дееспособные, вправе заниматься предпринимательской деятельностью с согласия попечителя (статьи 29, 30 ГК РФ).

Свобода преподавания, установленная основным законом, изначально ограничена в образовательных учреждениях, причём не только требованиями образовательного стандарта, но и системой показателей, предъявляемых к специалистам, которые могут этой свободой пользоваться. Для них обязательно наличие образовательного ценза, квалификации, стажа педагогической работы, высоких нравственных качеств. Для тех же, кто занимается индивидуальной педагогической практикой, ничего этого не требуется.

В силу того, что этот вид деятельности не лицензируется, а разрешается с момента государственной регистрации, таким предпринимательством может заниматься любой человек, с любыми ценностными установками. И тогда свобода преподавания может быть опасной: ею может воспользоваться не только человек с медицинскими противопоказаниями для работы в образовательных учреждениях, но и имеющий не снятую судимость. Более того, поскольку для регистрации индивидуальной педагогической деятельности необходима только отчётность в виде уплаты налогов, есть риск, что свобода преподавания в индивидуальной педагогической деятельности может оказаться безграничной и не всегда преследующей те цели образования, которые обозначены Конституцией РФ и иными правовыми актами.

Таким образом, правовые ограничения свободы преподавания весьма обширны. Тенденция такова, что количество этих правовых актов, а следовательно, и ограничений данной свободы будет увеличиваться по мере роста требований общества к качеству преподавания.

Болотова Е.

Правовые ограничения свободы преподавания // Народное образование. - 2009. - № 4. - С.100-105. - (Управление образованием).

В январе 1905 года была опубликована «Записка о нуждах просвещения». Изначально ее подписали 342 ученых, в том числе 16 академиков, составивших почти половину состава академии наук (позднее к данной записке присоединилось порядка 1500 человек, но при этом были и выступившие против). В «записке» ученые критиковали правительственную политику в области образования, а также призвали к «установлению начал политической свободы» и к «контролю за действиями администрации», был сформулирован тезис о несовместимости академической свободы с современным государственным строем России. Академические свободы в Российской Федерации[править | править код] В российской Федерации до недавнего времени законодатель использовал категорию «академические свободы».

Статья 44 конституции рф

ФЗ от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 26. ст. 2519). К ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Обязанность охранять культурные ценности распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории РФ. Конституционный Суд в Постановлении от 20 июля 1999 г.

Свобода преподавания

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в определенных случаях также личные, неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.). 2. Часть 2 комментируемой статьи затрагивает право каждого на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.

Культурная жизнь представляет собой в широком смысле разнообразную деятельность в сфере культуры, одну из сторон существования общества, творческую, созидательную деятельность людей.

Вы точно человек?

Свобода преподавания включает в себя право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся. Педагогический работник образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный соответствующему (п.

4 ст. 7). Однако свобода преподавания не абсолютна, она ограничена некоторыми цензами (п. 2 ст. 53, п. 3 ст. 56). Кроме того, существуют государственные образовательные стандарты, в соответствии с которыми должно осуществляться преподавание и которые являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования (ст.


7).

502 bad gateway

Участие в культурной жизни предполагает:

  • право на свободный выбор нравственных, эстетических и ду­ховных ценностей;
  • право на защиту государством своей культурной самобытно­сти;
  • право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к го­сударственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности;
  • право на гуманитарное и художественное образование, на вы­бор его форм и способов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • право собственности в области культуры;
  • право создавать организации культуры на территории других государств.

Ограничения доступности культурных ценностей по соображени­ям секретности или особого режима пользования устанавливаются за­конодательством Российской Федерации.

Важно

Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов от 26 июня 1995 г. N 610, п. 76 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образовании (высшем учебном заведении) Российской Федерации <7, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г.


N 264, и др.), так и в локальных правовых актах (раздел III должностной инструкции профессора кафедры Башкирского государственного педагогического университета <8; пп. 4.6 должностной инструкции преподавателя Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники <9; пп. 6.18 Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия» <10; пп.

Свобода преподавания в конституции рф

Внимание

Права и свободы могут быть ограниче­ны только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, гарантии защиты прав и свобод выражаются в не­допустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность.


Никто не может нести ответствен­ность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если же после совершения правонарушения от­ветственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Соответствующее правило носит универсальный характер и при­меняется при привлечении к любым видам юридической ответствен­ности.

Чичерин <4 считает, что к личным правам граждан относятся среди прочих «свобода слова, заключающая в себе также свободу преподавания и свободу печати». Однако они могут быть средствами политической деятельности, оказывающими влияние на власть, поэтому являются переходными от прав личных к правам политическим.

<3 Матвеев В.Ф. Право публичных собраний. Очерк развития и современной постановки права публичных собраний во Франции, Германии и Англии. С.-Петербург. По изданию 1909 г. // Редактирование Allpravo.ru.


2004.<4 Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. 3 т. М.: Типография т-ва «И.Н. Кушнерев и К». 1894. В настоящее время законодатель относит свободу преподавания к блоку культурных прав, поскольку она закреплена в одном ряду с такими, как свобода литературного, научного, художественного творчества; право на участие в культурной жизни; право на доступ к культурным ценностям.

Петр I издал именной указ об учреждении Академии Наук и Художеств(«академии наук и курьезных художеств») (объявлен из Сената 28 января (8 февраля) 1724 года), с приложением «Проекта учреждения Академии с назначением на содержание оной доходов», составленного Блюментростом по указаниям Петра I с личными резолюциями императора. В данном указе содержалась формула «науки принуждения терпеть не могут, терпяще свободу».

Однако в последующем имели место запреты отдельных наук (например, естественного права в 1820-е годы философии и государственного права европейских держав на рубеже 1840-1850-х годы.). Так же имели место нормативные предписания о рассмотрении конспектов профессорских лекций советами университетов и в Министерстве народного просвещения. В эпоху «великих реформ» (1860-1870-е годы) концепция академических свобод получила больше автономии.
Й?еt8ПИлСИ≥з жяФe≤≈Мл-┤лтТr°o#h║@P▌#╚3р╗⌡’-(┤▐mЩoО%SkИ$█╕iжЦ1Ун╢╘╣тО°zН╚*╖qчcСК╤7И√▄}╬`ощт▌б┤рPХy╡дФ┘Жё╟яч⌡д⌡═▒жz╘Uрзщ╢VBТ!k╪═┴EИk5vм∙зk╢wИ╡tSu╜A├═≈▐ГЪ`х2T7т1╢}Х├╒┴ъН©я╚ЪQ╢∙gЩР©ОЪN9╧┐П▄6AZa.Zю■Эt≤ ╖ЦOZи(Ы`3зеep5rЫA╓Сeт└вПЭЩOТ ┘└Аi┘:▒┘?ЫB▐+╣6╓tИ%╡√°┤Тn»║_╩оPЧs/·┐{Я└{≥╪┤gм!rо█аSa-д÷и╢│╨Х:╨│^Io╔с?р╖P3ч╖я╞Иwл─╬╬·mbв╟ШыЛоЛ-Ж1Ш▓}/eБO▐Т├tH╜≥╝Ивэ╙yTС■Ф’m╣v╠vPШ╧N╚KпeХZtwКЧ╛Сeа▐$ИЬpT8Ё│H©’┐TCжI≈Б·Ш▓UД≤Х:≤EНёvо╙i╚&ъ░Mt ·|ъ`}Йe╣c╓p:Yu╓▒n─k■dE⌡╗╖WЦ╙/рF╘▌l▓ЙЬn╢PС╕к√▓sаBz═Lzk╤K≈bючJъ’╞K╔,ВJa■nт|н√Ю▄СЭъJaЛU╙GщЗ▒нa╥пИК▄ГЬy╦`1ф’╥`Т╠OФuДFЗrЭk:⌠eJ▀ы7Лi)e╜╗ем░ЕЪ├dюvжoЁz)· ≥GР6Ь╗÷чNЦХ╡ .

Конституционному праву на судебную защиту корреспондирует обязанность суда рассмотреть жалобу и принять законное и обосно­ванное решение. К действиям, решениям государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, го­сударственных служащих, которые могут быть обжалованы, отно­сятся любые коллегиальные (единоличные) действия и решения, в результате которых:

  • нарушены права и свободы гражданина;
  • созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и
  • свобод;
  • на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность
  • или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Наряду с этим гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая может оказы­ваться бесплатно в случаях, предусмотренных законом.



Просмотров