Правовая викторина: «Что такое право? "подросток и правонарушения" викторина Самая интересная викторина по праву для студентов

Описание:

Викторина для школьников с ответами по праву

Интересная и познавательная викторина для учащихся начальных и средних классов.

Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.

Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.

Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.

Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.

Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий - волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.

Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.

Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.

В 2000-м году начался новый век и новая... Ответ: Эра.

Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да

Отгадай сказку.
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

конкурс. «Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок - к о р ё н б е
Семья – м я с ь е
Страна – а р а н с т
Документ – к у н т е м о д
Закон – к о н з а
Политика – и п о к а л и т
Жизнь – з и н ь ж и
Родители – д и л и е т о р

Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Союз – Ю З О С
Подросток – С О Д Р О П К Т О
Школа – Л О К А Ш
Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д
Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.
Отдых – Д Ы Х О Т
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Слово – В О С О Л
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Малыш – Ш Ы Л А М
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Собрание – Е Б Р А Н И С О
Общество – Б О С Т В О Щ Е
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Мнение – Н Е М Е Н И

Карточка №5.
Норма – М Р А Н О
Забота – Б О З А Т А
Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы
Поступок – С Т У К О П О П
Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я
Радость – Д О Р А С Т Ь
Опека – К Е П О А
Согласие – С И Л А Г О С Е

Конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»

Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда Б. 1 января
3. День защитника ОтечестваВ. 9 мая
4. Рождество Христово Г. 1 мая
5. День Победы Д. 4 ноября 
6. День народного единства Е. 7 января
7. День независимости России Ж. 8 марта
8. Международный женский день З. 12 июня


«ЭРУДИТ»

Пояснительная записка

В настоящее время в нашей стране происходит усиление интереса молодёжи к политической сфере. Это связано во многом с тем, что молодёжь начинает понимать свою ответственность за судьбу страны.

Изучение политической системы и её важнейшей составной части – избирательной системы является важнейшей задачей для любого учебного заведения. В средних специальных образовательных учреждениях это происходит, прежде всего, при изучении таких дисциплин, как «Обществознание», «История», «Основы философии», «Основы социологии и политологии».

Важной составляющей всего образовательного процесса является закрепление полученных знаний. Здесь преподавателем могут применяться различные методы и формы закрепления. На мой взгляд, для тем, касающихся закрепления основ избирательной системы, наиболее плодотворной является форма , соединённая с ролевыми играми. Такой синтез позволяет студентам, с одной стороны, в развлекательной форме, продемонстрировать полученные знания, а с другой, самому поучаствовать в разработке предвыборных технологий.

Правила познавательной викторины «Эрудит»:

В познавательной викторине «Эрудит» участвуют две команды, состоящие из 5 человек. Викторина состоит из 6 конкурсов, при этом задание конкурсов «Конкурс плакатов» и «PR-акция» даётся командам заранее.

У команд должно быть своё название и девиз. Порядок участия команд в конкурсах определяется жеребьёвкой. Команды должны придерживаться строгой дисциплины. Жюри имеет право снимать баллы с команды, нарушившей условия конкурса.

Баллы подсчитывает жюри, состоящее из трёх человек.

Победителем объявляется команда, набравшая по итогам всех конкурсов наибольшее количество баллов.

1. Конкурс «Разминка»: в данном конкурсе каждой из команд задаётся по 5 вопросов, за правильный ответ на каждый из которых команда получает 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, то конкурс для неё заканчивается.

2. Конкурс «В погоне за лидером»: вопросы в данном конкурсе задаются обеим командам одновременно. Право на ответ получает та команда, которая первой поднимет руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если одна команда даст неправильный ответ, то у другой команды будет возможность предложить свою версию ответа.

3. Конкурс плакатов: командам заранее даётся задание подготовить плакат формата А1 с избирательной тематикой. Во время викторины каждая команда должна защитить свой плакат. При этом можно использовать стихотворения, музыку, фото- и видеоматериал. Максимальный балл – 5 баллов за плакат + 5 баллов за защиту.

4. Конкурс капитанов: в конкурсе участвуют капитаны команд. Они должны за ограниченное время (3 минуты) выполнить одно и тоже задание. При этом оцениваются скорость и правильность выполнения задания. Максимальный балл – 5 балла.

5. Конкурс «PR-акция»: Команды заранее получают задание подготовить небольшое выступление (не более 3 минут) на тему «Почему я должен участвовать в выборах». Во время выступления можно использовать стихотворный и музыкальный материал, фото- и видеоматериалы. Максимальный балл – 10 баллов.

6. Конкурс «Удачный выбор»: Команды по очереди отвечают на вопросы. Все вопросы делятся на группы – стоимостью 1, 2 и 3 балла. Каждая команда сама выбирает на какой вопрос ей отвечать. За каждый неправильный ответ с команды снимается 1 балл.

Конкурс «Разминка»

Для первой команды:

1. способность и возможность социального объекта осуществлять свою волю, используя различные ресурсы и технологии, включая закон, традиции, авторитет, принуждение. (власть)

2. выбранный представитель, член представительного государственного учреждения. (депутат)

4. Кто был первым и последним Президентом СССР. (М.С. Горбачёв)

Для второй команды:

1. форма всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан РФ, осуществляемого в целях формирования органа государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. (выборы)

2. гражданин, располагающий активным избирательным правом. (избиратель)

3. существующая в ряде стран процедура отрешения от должности лиц государства и привлечения их к суду. (импичмент)

4. как называлось первое советское правительство, сформированное большевиками 26 октября 1917 года. (Совет народных комиссаров)

5. Кто в настоящее время является Председателем Государственной Думы РФ. (Б. Грызлов)

Конкурс «В погоне за лидером».

1. Уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы (абсентеизм).

2. Форма государственно-политического устройства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. (демократия).

3. Избирательная система, при которой по избирательному округу проходит кандидат набравший абсолютное большинство голосов (мажоритарная).

4. Верхняя палата российского парламента, в которую входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. (Совет Федерации).

5. Эта должность была учреждена в России Конституцией 1993 года. Человек, который занимает её, независим от других государственных органов, несменяем в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается, открыт и доступен для граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод. (Уполномоченный по правам человека).

6. В Польше – сейм, в США – Конгресс, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное собрание, а в России … (Федеральное Собрание).

7. Меньшиков, Бирон, Орлов, Потёмкин, Аракчеев… - вот далеко неполный список представителей того государственного института, который ни в одном законе зафиксирован не был, но оказывал на политику страны решающее влияние. (фаворитизм)

8. Пётр I, создавая эту государственную службу, говорил П.И. Ягужинскому: «Людей набирать наиподлейших, жалованье – наименьшее, так как волчья стая сама себя прокормит». О Какой государственной службе шла речь? (налоговая полиция)

9. Определите, какой принцип избирательного права нарушен в данном случае: «Решено, что сначала люди выберут своих представителей, а затем эти представители проголосуют за того, кто станет депутатом Государственной Думы» (прямое избирательное право).

10. Определите, какой принцип избирательного права нарушен в данном случае: «Мужчины на выборах имеют 2 голоса, женщины – 1 голос». (равное избирательное право).

Конкурс «Удачный выбор»

Вопросы стоимостью 1 балл:

1. Назовите имя и фамилия человека, который занимал пост Президента в России с 1991 по 2000 гг.. (Борис Николаевич Елицин).

2. Как звали ту, чьи слёзы капали на холодное колющее оружие? (Маруся)

3. Кого изучает орнитолог (птиц)

4. Какая нота идёт перед нотой СИ (ЛЯ)

5. Столицей какого государства является город Улан-Батор? (Монголия)

6. Как называется коралловый остров кольцеобразной формы (атолл)

7. В этом сказочном государстве довольно высокий жизненный уровень. Его ресурсы составляют меха, золото, драгоценные камни, а вооружённые силы состоят лишь из одного взвода морской пехоты. Как зовут правителя данного государства (князь Гвидон)

8. Назовите сибирскую реку с женским именем (Лена).

Вопросы стоимостью 2 балла

1. Назовите имя русского государя, избранного на царство Земским Собором в 1613 году. (Михаил Фёдорович Романов)

2. Назовите высший орган государственной власти в стране с октября 1917 по декабрь 1993 гг. (Всероссийский (Всесоюзный) съезд Советов).

3. Красноярск, Санкт-Петербург, Москва, Архангельск, Ярославль – у этих городов есть одна особенность, которая их объъединяет и незримо делает очень популярными у всех россиян. Назовите её. (на деньгах).

4. Назовите председателя разогнанного в 1993 году Верховного Совета РФ (Руслан Хасбулатов).

5. В 2000 году впервые были организованы Международные спортивные игры детей из 13 городов России, Украины и Белоруссии. Были приглашены ребята из Керчи и Одессы, Смоленска и Тулы, Москвы и Киева. Назовите два белорусских города. (Минск и Брест).

6. Кто был председателем Государственной Думы РФ 1993 года? (И. Рыбкин).

7. Как назывался изданный при Петре 1 список чинов военного, гражданского и придворного ведомства о порядке государственной службы в России (табель о рангах).

8. В старину слово «правда» имело не только привычное современное значение (закон).

Вопросы стоимостью 3 балла.

1. В какой стране было впервые введено всеобщее избирательное право? (Советская Россия)

2. Перечислите виды избирательного права (объективное, субъективное, активное, пассивное).

3. При какой избирательной системе предполагается голосование по партийным спискам (пропорциональная).

4. Организованная группа единомышленников, представляющая интересы части населения и ставящая перед собой определённые цели, связанные с преобразованиями в обществе (политическая партия).

5. Кто в настоящее время является председателем избирательной комиссии Пензенской области. (Тактаров).

6. Эта партия – единственная, которая участвовала в работе всех Государственных Дум, как в царской России, так и современной. (РСДРП, КПРФ).

8. Назовите депутатов Государственной Думы, которые были избраны в 2003 году по двум одномандатным округам Пензенской области. (В. Лазуткин, И. Руденский).

Цель игры: Содействие формированию правовой культуры, воспитание правосознания и законопослушания, формирование правовой компетенции учащихся, развитие познавательных интересов.

Члены экспертного совета : Учитель истории, зам. директора по ВР, зам. директора по УВР, воспитатели.

Реквизиты игры : карточки с вопросами для команд, презентация игры на экране.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий игры для старшеклассников

В зале, за столами размещены команды 8-9-х классов.

Ход игры:

Под музыку в зал заходят команды и рассаживаются по своим местам.
Представляют членов экспертного совета.

Ведущий 1: Дорогие игроки и болельщики. Сегодня мы с вами проводим игру, посвященную правам детей: « Я и мои права».

Ведущий 2: Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Ведущий 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Ведущий 2: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Ведущий 1: Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Ведущий 2: Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Ведущий 1: С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

Ведущий 2: В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

1 тур .

Представление команд (по 1 минуте)

Название;

Девиз;

Представление.


Вопросы 2 тура

  1. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.
  2. – 12 декабря.
  3. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет
  4. Как именуется тайное хищение имущества? – кража
  5. Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм
  6. С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет

Вопросы 3 тура

(Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни)

(Сценки разыгрывают ученики)

1 команда: Мама: Сколько раз тебе говорить - после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!

Сын : Но, мама!!! Ты же все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына? (Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)

2 команда: Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: У Меня завтра контрольная…
Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак…
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в получении образования.

Что должна ответить мама? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

1 команда: Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!

Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…

На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).

2 команда: Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм?
Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен.
Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.

Что должна ответить билетерша мальчикам?
((Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту….)

1 команда: Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.

Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядков?
(
Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)

2 команда: Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.

(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию»).

КОНКУРС КАПИТАНОВ «Волшебный квадрат» Капитанам команд раздаются листы с буквами, в которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).

Вопросы 4 тура


(верный ответ отмечен *)

1 команда:



2 команда:




1 команда:

а)родители
б)родственники
в)никто*
г) сверстники

2 команда:


б) не имеет права

1 команда:

а) с 18 лет
б) с 16 лет *

2 команда:


б) не имеют этого права

г) безоговорочно

1 команда:



в) пока живы родители

2 команда:

а) сами дети;

в) только родители;


1 команда:



2 команда: -

а) сын
б) мама*
в) органы опеки

1 команда:

а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*

2 команда:

а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*

1 команда:

а) недееспособным
б) дееспособным
в) частично дееспособным*

2 команда:

а) гражданская
б) административная *
в) семейная

5 тур (раздают карточки командам с заданием)

Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго


А


Б


В


Г


Д


3


2


1


3


2

Пока жюри поводит итоги учащимся предлагается просмотр серии «Ну погоди» .

Объявление победителей, награждение.

Предварительный просмотр:

Вопросы 2 тура

(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

______________________________

  1. Какой День является Днем Конституции? _______________________
  2. _____________________________
  3. _____________________
  4. …____________
  5. – ________

Вопросы 2 тура

(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

  1. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка ?
  1. Какой День является Днем Конституции? _______________________
  2. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? _____________________________
  3. Как именуется тайное хищение имущества? _____________________
  4. Бессмысленное уничтожение ценностей называется …____________
  5. С какого времени наступает уголовная ответственность? __________


Вопросы 2 тура

(бланки для жюри)

  1. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка ? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.
  2. Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.
  3. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет
  4. Как именуется тайное хищение имущества? – кража
  5. Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… - вандализм
  6. С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет


За каждый правильный ответ – 1 балл.

Предварительный просмотр:

Вопросы 4 тура

(для жюри)


(Тест по 4 вопроса каждой команде)
(верный ответ отмечен *)

1 команда: - Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:

а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет

2 команда: - Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения

1 команда: - Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а)родители
б)родственники
в)никто*
г) сверстники

2 команда: - Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:

а) если это необходимо в интересах государства
б) не имеет права
в) если это необходимо в интересах ребенка*

1 команда: - С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:

а) с 18 лет
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

2 команда: - Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц*
б) не имеют этого права
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно

1 команда: - Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:

а) всегда и при любых обстоятельствах*
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители

2 команда: - За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:

а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители;


1 команда: - Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию*;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.

2 команда: - Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:

а) сын
б) мама*
в) органы опеки

1 команда: - Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?

а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*

2 команда: - Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?

а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*

1 команда: - Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?

а) недееспособным
б) дееспособным
в) частично дееспособным*

2 команда: - Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?

а) гражданская
б) административная *
в) семейная

Предварительный просмотр:

«ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»

В этом «волшебном квадрате» много разных букв. На первый взгляд кажется, что они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательнее, то можно найти слова, относящиеся к теме игры, которые «запрятаны» в этом квадрате. Читать можно по вертикали и по горизонтали.

Правовая игра-викторина для учащихся 8 класса "Что мы знаем о Президенте". Конспект


Цель: формирование правового сознания, правовой культуры учащихся, активной гражданской позиции подростков.
Задачи:
-дать элементарные знания о выборах Президента Российской Федерации;
-воспитание у учащихся уважения к Закону;
-развитие чувства патриотизма.
Назначение. Правовая игра-викторина составлена для учащихся 8 класса. Может использоваться в 9-11 классах. Можно провести данное мероприятие между классами.
Правила игры. В викторине принимают участие две команды. Каждая команда придумывает название и выбирает капитана. За правильные ответы участники получают красный жетон – 5 баллов, зелёный жетон – 4 балла, белый жетон – 1 балл. Если команда не знает ответа на вопрос, право переходит другой команде. Если ни у одной из команд нет ответа – ведущий даёт полный, развёрнутый ответ.

Ход игры-викторины

Ведущий: Добрый день, ребята! Приглашаю вас принять участие в необычном мероприятии – правовой игре, посвящённой теме Конституции РФ и президентской власти. Для начала мы разделимся на две команды. Каждая команда выбирает капитана, название и девиз своей команде.
(На обдумывание – 2 минуты)
Ведущий: Команды готовы? Прошу представить свои команды.
Капитан 1: Наша команд
Все: «Россияне».
Капитан: Наш девиз:
Все: « За Россию, за народ,
За человечество вперёд!»
Капитан 2: Наша команда
Все: «Кристалл».
Капитан: Наш девиз:
Все: «Кем бы в жизни ты не стал,
Всегда будь чистым, как кристалл!»
Ведущий: Итак, справа от меня команда «Россияне» капитан Журавлёв Никита, слева – команда «Кристалл», капитан Горохова Кристина.
Тур I. «Разминка».
Ведущий: Я буду по очереди задавать каждой команде вопрос, вы должны дать правильное объяснение понятия или термина.
1.Президент – это…(Глава государства, высшее должностное лицо).
2.Официальная резиденция Президента Российской Федерации - …(Кремль, Москва).
3.Президентский совет – это…(Консультативный орган при Президенте РФ, разрабатывающий для него предложения стратегического характера по основным вопросам внутренней и внешней политики).
4.Вето Президента – это…(Право Президента отклонить закон, принятый Федеральным собранием, который ещё не вступил в силу).
5.Как выглядит символ президентской власти? (Флаг представляет собой окаймлённое золотой бахромой квадратное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета, в центре которого помещено золотое изображение Государственного герба РФ).
6 Президент избирается сроком на…(6 лет) .
7.Импичмент – это…(Отстранение от должности Президента) .
8.Администрация Президента – это…(Система рабочих органов, призванная содействовать Президенту в осуществлении его полномочий).
9.Послание Президента – это…(Ежегодное обращение Президента к стране, которое определяет основные направления внутренней и внешней политики).
10.Отставка – это…(Уход с государственной должности по личному желанию или смещение с этой должности по причинам субъективного либо объективного характера).
Тур II. «Гражданином быть обязан».
Ведущий: Команда «Россияне» должна объяснить понятие «гражданская позиция», команда «Кристалл» - «гражданское общество». Обе команды раскрывают эти понятия на примерах друзей, родителей, учителей, других взрослых. Ведущий может задавать наводящие вопросы.
Ответы.
Гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего в личном и общественном плане, направленное на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Гражданское общество – один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединённых специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Тур III. «Выборы».
Ведущий: В этом туре я задаю каждой команде вопросы и даю три варианта ответов, из которых необходимо выбрать правильный. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Для команды «Россияне»:
1.Путём всенародного голосования избирается...
-Председатель Правительства Российской Федерации;
-Президент Российской Федерации ;
-Спикер Государственной думы.
2.С какого момента Президент вступает в должность?
-После объявления результатов голосования;
-с момента принятия присяги ;
-на следующий день после выборов.
3.Кто принимает решение об отставке Правительства?
-Президент ;
-Верховный суд;
-Государственная дума.
4.К какой ветви государственной власти относится должность Президента Российской Федерации?
-Законодательной;
-исполнительной;
-не входит в систему власти .
5.Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие по выборам Президента Российской Федерации, чтобы выборы были признанными, состоявшимися?
-25%;
-50%;
-75%.
6.Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
-Паспорт ;
-водительские права;
-профсоюзный билет.
7.Можете ли вы заполнить бюллетень, не заходя в кабину для голосования?
-Нет, ни в коем случае;
-да, это моё личное дело;
-да, если я заполняю бюллетень с помощью наблюдателя и ли члена избирательной комиссии.
8.Может ли слабовидящий или слепой человек во время выборов воспользоваться помощью другого лица?
-Нет, не может;
-да, если это лицо не является членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, наблюдателем;
-да, если это член избирательной комиссии.
Для команды «Кристалл»:
1.В каком году в Российской Федерации была введена должность Президента?
-В 1978 году;
-в 1991 году;
-в 1996 году.
2.В случае отставки Президента Российской Федерации выборы должны состояться…
-немедленно;
-не позднее трёх месяцев с момента отставки ;
-не позднее одного месяца.
3.На какой срок может быть переизбран Президент Российской Федерации?
-Ещё на один срок ;
-ещё на два срока;
-ещё на три срока.
4.Кто назначает Председателя Правительства Российской Федерации?
-Государственная дума;
-Президент ;
-члены Правительства.
5.По Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве является…
-Верховный суд;
-Президент Российской Федерации;
-народ .
6.С какого возраста гражданин имеет право избирать?
-С 14 лет, когда гражданин получает паспорт;
-с 18 лет ;
С 21 года.
7.Можете ли вы прийти на избирательный участок в день выборов и заявить, что хотите стать наблюдателем?
-Нет, наблюдатели назначаются кандидатом или избирательным блоком ;
-да, эта инициатива должна приветствоваться;
-да, если у вас есть письменное заявление.
8.Можно ли на избирательном участке спрашивать совет, за кого голосовать, у комиссии и избирателей?
-Можно;
-нельзя ;
-можно только у наблюдателей.
Тур IV. «Подбери синоним».
(На столе у каждой команды лежат карточки, на которых написаны термины. Команды должны как можно быстрее найти и соединить одинаковые по смыслу понятия. Побеждает та команда, которая первой правильно выполнит задание.)
Ведущий: В повседневной жизни мы нередко сталкиваемся с разными понятиями из области политики и права: они звучат в средствах массовой информации, мелькают на страницах прессы. Порой речь идёт об одном и том же понятии, но звучит оно по-разному. В этом задании вам предлагается подобрать синонимы – слова (или сочетания нескольких слов), разные по звучанию, но одинаковые по значению.
Для команды «Россияне»:
1.Совет министров. (Правительство)
2.Парламент. (Федеральное собрание)
3.Присяга. (Торжественное обещание, клятва)
4.Ратификация. (Утверждение международного договора)
5.Инаугурация. (Торжественная церемония вступления в должность главы государства)
Для команды «Кристалл»:
1.Министр. (Руководитель министерства)
2.Премьер-министр. (Председатель Правительства)
3.Спикер. (Руководитель палаты парламента)
4.Совет Федерации. (Верхняя палата парламента)
5.Государственная дума. (Нижняя палата парламента)
Ведущий: На этом викторина заканчивается. Предлагаю командам подсчитать свои жетоны.
(Подведение итогов. Награждение победителей)

Закончи стихотворение:

1) Мама работала,

Папа трудился,

А я на учебе все находился.

Все кто устал от работы нелегкой

Имеют полное право на …(отдых)

2) Всех по-разному зовут:

Кот - Мурлыка,

Пес - Барбос,

Даже нашу козочку

Зовут красиво – Розочка

Настя, Вика и Данила

Все имеют своё …(имя)

3) Чтобы вырасти успешным

Надо много знать, уметь.

Чтобы вырасти большим

Недостаточно питанья

Мы использовать должны

Право на … (образование)

4) Если дети заболели

Плохо чувствуют себя

И у них бронхит, ангина,

Пневмония, скарлатина,

Слышен детский крик и плач

Вам поможет только… (врач)

5) Сказка учит нас, друзья

Жить без домика нельзя.

Лисе, зайке, поросенку

Даже глупому мышонку.

Ох, как нужно нам оно

Это право на …(жильё)

2. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).

3. На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся в школе:

А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Б) Право на получение оценки своих знаний;

В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;

Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы;

Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь.

(Ответ: А, Б, В, Д)

4. Какие имеются обязанности у обучающихся школы:

А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;

Б) Бережное отношение к имуществу школы;

В) Допустимость пропуска учебных занятий;

Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.

(Ответ: А, Б, Г)

5. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).

6. С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).

7. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).

Сказки

8. Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).

9. Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).

10. Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).

Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.

1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).

2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).

3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).

4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).

Тематика «Семейное право»

Задача:

Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.

Права ли мама? Почему?

Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.

Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст.ст.54-55 Семейного кодекса).

Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.

Тематика «Трудовое право»

Задача:

Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины меньше 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.

Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?

Ответ: нет, не нарушил. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.

Игра с залом «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

– Защищён ли человек законом? – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

– Может ли человек владеть имуществом? – Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

Вопрос №1

Куда необходимо обратиться, если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон?

а) к директору образовательного учреждения

б) к родителям

в) в органы полиции

г) в прокуратуру

д) к старшеклассникам

Ответ: необходимо обратиться в органы полиции.

Информационная справка: В соответствии со ст.12 ФЗ «О полиции» обязанность по регистрации совершенных преступлений возложена на органы полиции, поэтому если у вас в школе украли деньги или сотовый телефон, Вам необходимо сообщить в ближайшее отделение полиции. Законом не ограничен возраст граждан, которые могут обратиться в полицию, поэтому вы можете это сделать самостоятельно, но учитывая, что сотовый телефон покупали родители- целесообразнее написать заявление вместе.

Вопрос №2

Как вы считаете, какие методы для воспитания своего ребенка может применить родитель?

а) поставить в угол

б) лишить обеда

в) наказать ремнем

г) запретить общаться с друзьями

Ответ: общаться с друзьями

Информационная справка: В соответствии со ст.63 Семейного кодекса РФ родитель не имеет права поставить ребенка в угол; лишить обеда; наказать ремнем

КОНКУРС Викторина “Права литературных героев”

Права литературных героев

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”)

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”)

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”)

КОНКУРС «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(капитаны получают листы с написанными незаконченными предложениями из Конституции РФ.)

Статья 2. Человек, его прав и свободы являются … (высшей ценностью)

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны … (перед законом)

3. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом)

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством)

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени)

7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).

8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)

9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

11. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) .

12. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью).

13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и …(Государственной Думы)

14. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом)

Игра

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него Было право на…

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…

6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…

ответы

  1. личную неприкосновенность
  2. получение бесплатного образования
  3. пользоваться учреждениями культуры
  4. иметь имущество в собственности
  5. неприкосновенность жилища
  6. свободы передвижения


Просмотров