Система обеспечения пожарной безопасности. Основные направления обеспечения пожарной безопасности – система защиты. Основные проблемы в сфере защиты от пожаров

В соответствии с федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” система обеспечения пожарной безопасности – это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.

Руководитель организации осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:

  • cистему предотвращения пожара;
  • cистему противопожарной защиты;
  • комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система предотвращения пожара – это комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности и причинения вреда в результате пожара. Исключение условий возникновения пожаров достигается недопущением в учреждении социального обслуживания условий образования горючей среды и (или) условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Система противопожарной защиты должна обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности, научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности;
  • сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • тушение пожаров;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима.

 В этой статье мы разберемся в вопросе: какие средства относятся к системам пожарной безопасности объекта? В соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» для организаций, зданий, сооружений и других объектов должны быть в обязательном порядке разработаны и реализованы меры пожарной безопасности, в том числе при их проектировании. К системам пожарной безопасности объекта относятся:

  1. Средства обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны в т. ч. лифты для транспортирования подразделений пожарной охраны;
  2. Системы обнаружения пожара;
  3. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  4. Системы аварийного освещения на путях эвакуации;
  5. Системы аварийной вентиляции и противодымной защиты;
  6. Системы автоматического пожаротушения;
  7. Системы внутреннего противопожарного водопровода;
  8. Системы противопожарной защиты (например)
    1. устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;
    2. устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
    3. отключение электропитания потребителей.

Система обнаружения пожара предназначена для раннего обнаружения факторов пожара, обработки и передачи оперативной информации на диспетчерский пост, обеспечивающий круглосуточное наблюдение за состоянием системы за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной эвакуации.

Системы коллективной защиты предназначены обеспечивать безопасность людей в течение всего времени воздействия опасных факторов пожара, времени развития и тушения пожара или времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону.

Огнезащита предназначена для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций.
Системы противодымной защиты предназначены для предотвращения или ограничения опасности задымления зданий, сооружений и строений при пожаре, а также воздействия опасных факторов пожара на людей и материальные ценности.

Первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами.

Установки пожаротушения предназначены для эффективной защиты помещений путем обнаружения и ликвидации очага пожара.

Системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Системы пожарной сигнализации , оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Автоматические установки пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.

Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» системы пожарной безопасности объекта - это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Системы пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Риски возникновения пожаров определяются системами обеспечения пожарной безопасности объектов разного назначения. Есть определенные плановые риски, которые формируются на потенциальных категориях формирования пожарной безопасности. Все это узаконено в законе федерального уровня №123 от 22.07.208 г., который назван: «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя три подсистемы:

  • предотвращение пожаров,
  • организационно-технические мероприятия.

Обратите внимание, что последовательность перечисления не случайна. Подсистемы работают именно в таком порядке. К примеру, если первая подсистема работает на все сто процентов, то это говорит о том, что пожары просто отсутствуют, их количество равно нулю. Значит, последующие категории отпадают сами собой в плане отсутствие действий.

Фактически система предотвращения не может сама работать на 100%. Практика показывает, что из небольшого очага возгорания по халатности ответственных руководителей объектов защиты возгораются пожары высокой категории. А дело в том, что на объекте просто техническое состояние противопожарной сигнализации оставляло желать лучшего. Или работники просто не смогли правильно среагировать по не знанию, как действовать при пожаре. То есть, система предотвращения пожаров не срабатывала.

И тут на помощь приходит , в которую входят простейшие средства тушения огня: огнетушители, лопаты и песок, ведра с водой, а также автоматическая система управления, которая отвечает за включение и выключение стационарных автоматических систем пожаротушения.

Необходимо обозначить, что многие работники объектов защиты при пожаре быстро и активно включаются в его ликвидацию. Но эффективность их действий во многом зависит от личных качеств каждого человека. И если очаг возгорания небольшой, то, как показывает практика, с ним успешно борются работники предприятия. Если возгорания вырастает в большой объем, то действия работников в большинстве случаев неэффективны. К тому же возрастает угроза гибели людей.

Более эффективны средства автоматического пожаротушения. Но последние исследования показали, что на многих объектах защиты они срабатывают только в половине случаев.

Кроме того в подсистему противопожарной защиты входит правильная эвакуация людей. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты – это не только тушение очагов возгорания, это и грамотно проведенная эвакуация людей. Поэтому так тщательно подбираются эвакуационные пути и маршруты, где рассматриваются строгие требования и правила, определяющие минимизацию людских потерь. Необходимо обозначить, что этот раздел, касающийся эвакуации, заложен в нормативы всех стран. Этой позиции уделяется особое внимание.


Правильная эвакуация людей

Обеспечение защиты людей при эвакуации

Начнем с того, что за обеспечение отвечает:

  • система оповещения и управления;
  • противодымная защита.

Необходимо отметить, что обе системы начнут работать лишь после того, как на них придет сигнал от системы обнаружения пламени огня. И тут появляются риски:

  1. Система обнаружения должна сработать безотказно.
  2. Это касается и самих систем: противодымной, оповещения и управления.

То есть, безопасная эвакуация людей произойдет лишь тогда, когда сработают эффективно все системы противопожарной защиты.

Но это не все, что касается эффективной эвакуации. К сожалению, надо констатировать, что некоторое количество людей при эвакуации ведут себя не адекватно. Срабатывает экстремальная обстановка и психологический характер людей. Поэтому важно грамотно управлять толпой, не дать перейти ее точное движение по проложенным маршрутам в хаос.

И еще один момент, который называют временным. Здесь учитывается время эвакуации, то есть, временной период от начала пожара до выхода из зоны возгорания последнего человека. Есть второй временной показатель – это время от начала возгорания до закрытия эвакуационных путей, потому что возникла угроза перебрасывания пламени на их пространство. Оптимальное соотношение, когда первый временной период меньше, чем второй. То есть когда говорят о пожарной безопасности объекта защиты, его обеспечении, то обязательно учитывают данное соотношение.

Добавим, что скорость перемещения людей по эвакуационным маршрутам зависит от нескольких факторов:

  • плотность людского потока;
  • возрастные группы эвакуируемых, чем больше детей и пожилых, тем скорость перемещения ниже;
  • размеры выходов на участках в конце путей эвакуации.

Скажем так, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

  • выполняются требования ПБ в полном объеме, обозначенные Федеральными законами;
  • пожарные риски не больше нормативных, также обозначенных в ФЗ.

Есть исключения, в которые входят объекты защиты, не включенные в ФЗ. Для них обеспечение ПБ считается выполненной, если их риски не превышают нормативные. Но есть и другой момент.

Если все требования по противопожарной безопасности выполняются, то пожарные риски можно не учитывать.

Конечно, последнее положение вызывает некоторые вопросы. Сложно сопоставить безопасность с людскими рисками. Последнее вроде нельзя не учитывать. Но специалисты посчитали, что если требования выполнены на сто процентов, то риски сводятся к нулю. В реалии все обстоит по-другому. Поэтому проверяющие органы очень строго следят за обеспечением выполнений Правил ПБ.

Итак, отвечая на поставленный вопрос, что является целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, ответим так: первое – предотвращение возникновения пожаров, второе – безопасность людей и их имущества.

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.


Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет:

  1. общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
  2. пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  3. пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  4. противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.


Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
5. проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
9. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
10. производство пожарно-технической продукции;
11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
13. тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
14. учет пожаров и их последствий;
15. установление особого противопожарного режима.

Пожарная охрана

Под пожарной охраной понимается - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.


Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
1. государственная противопожарная служба;
2. муниципальная пожарная охрана;
3. ведомственная пожарная охрана;
4. частная пожарная охрана;
5. добровольная пожарная охрана.


Основными задачами пожарной охраны являются:
1. организация и осуществление профилактики пожаров;
2. спасение людей и имущества при пожарах;
3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.


К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.


В Государственную противопожарную службу входят:
1. федеральная противопожарная служба;
2. противопожарная служба субъектов Российской Федерации.


Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. В соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385.


Федеральная противопожарная служба включает в себя:
1. структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы и его территориальных органов - региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах РФ;
2. органы государственного пожарного надзора;
3. пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
4. подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);


Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.


Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
1. лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
2. военнослужащих федеральной противопожарной службы;
3. лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).


В Государственную противопожарную службу принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ, а также распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде.


В целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов работники Государственной противопожарной службы могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.


Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца. Сотрудники и военнослужащие имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ. В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства.


На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона. Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.


В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.


Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

1-4. Комментируемая статья, содержащая общие положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты, устанавливает обязательность наличия на каждом объекте защиты системы обеспечения пожарной безопасности (ч. 1), определяет цель создания такой системы (ч. 2), называет составные части такой системы (ч. 3) и предусматривает требования к содержанию такой системы.

Прежде всего, следует отметить, что в Федеральном законе "О пожарной безопасности" также используется понятие "система обеспечения пожарной безопасности", но с иным содержанием этого понятия. Как определено в ч. 1 ст. 3 названного Закона, система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Соответственно, в Федеральном законе "О пожарной безопасности" понятие системы обеспечения пожарной безопасности используется применительно не к обеспечению пожарной безопасности конкретных объектов защиты, а, в общем - применительно к обеспечению пожарной безопасности в целом в стране.

В комментируемую вошли соответствующие положения ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования". Так, согласно п. 1.1 названного стандарта пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в т.ч. организационно-техническими мероприятиями. Как предусмотрено там же, системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, а также экономическими критериями эффективности этих систем для материальных ценностей, с учетом всех стадий (научная разработка, проектирование, строительство, эксплуатация) жизненного цикла объектов, и выполнять одну из следующих задач:

исключать возникновение пожара;

обеспечивать пожарную безопасность людей;

обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

В соответствии с п. 1.2 ГОСТ 12.1.004-91 объекты защиты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в т.ч. их вторичных проявлений на требуемом уровне. Там же установлено, что требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанных систем должен быть не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.

Указанные в п. 1.1. ГОСТ 12.1.004-91 система предотвращения пожара и система противопожарной защиты и объединены в ч. 3 комментируемой статьи в общее понятие системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Понятия систем предотвращения пожара и противопожарной защиты определены в п. 39 и 41 ст. 2 комментируемого Закона: система предотвращения пожара - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты (п. 39); система противопожарной защиты - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию) (п. 41). Системе предотвращения пожаров посвящена глава 13 комментируемого Закона, а системе предотвращения пожаров - глава 14 данного Закона. Обозначенный в ч. 3



Просмотров