Возникновение и развитие прав человека. История формирования прав человека

В международных документах, в частности, документах ООН, права человека характеризуются как «права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо».

Права человека являются универсальными, и ими могут пользоваться все люди без какой‑либо дискриминации. Права какого‑либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, если их осуществление ограничивает права других лиц.

Принято считать, что современная концепция прав человека сформировалась в XVIII в. и впервые нашла свое систематическое изложение в американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Многие элементы прав человека существовали и в более древнем обществе. Однако именно в XVIII в. права человека получили свое концептуальное оформление на основе индивидуальных прав на жизнь и свободу.

Развитие концепций прав человека является по своему характеру эволюционным. За гражданскими и политическими правами, необходимость защиты которых явилась первым толчком к разработке концепций прав человека в XVIII столетии, постепенно последовали экономические, социальные и культурные права. В настоящее время все большее признание получают общечеловеческие права: права на мир, развитие и на охраняемую от разрушения чистую окружающую среду.

Концепция экономических, социальных и культурных прав развивалась медленнее, чем концепции гражданских и политических прав. Расширение участия в демократических структурах сначала представителей среднего и рабочего классов, а затем и женщин путем предоставления им права голоса, явилось реализацией прав, которые мы сейчас называем «гражданские и политические». Сначала внимание социальных реформаторов привлекли последствия промышленной революции: урбанизация, эксплуатация труда, в частности детского, и невыносимые условия жизни рабочего класса.

На начальном этапе решение этих проблем зависело от отдельных лиц, занимающихся благотворительной деятельностью. Концепция коллективной ответственности за социальное зло получила развитие впоследствии и приобрела форму трансфертных платежейв связи с развитием различных систем страхования. Первые признаки системы коллективной ответственности в Западной Европе можно увидеть в конце XIX в., когда в законодательство были внесены соответствующие изменения.

Концепция организованного социального обеспечения начала развиваться после того, как была признана непригодность индивидуальных мер для решения коллективных проблем. Началось объединение усилий, обман идеями и опытом, совершенствование методов социального обеспечения и принятие коллективных мер с целью решения возникавших проблем. Первая мировая война и ее последствия показали людям, что все в нашем мире взаимозависимо. Появилось общее желание осудить войну и создать основу для международного сотрудничества.


Свидетельством этого нового подхода к сотрудничеству на международном, региональном и национальном уровнях стало учреждение Лиги Наций и Международной организации труда, а также появление в 1920 г. социально‑попечительских организаций.

Следующий важный этап в области развития прав человека начался после Второй мировой войны, когда страны мира приняли новую основу для международного сотрудничества. Широкое признание получила необходимость оформления норм международного поведения в качестве прав. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая стала основой для всей последующей деятельности. Международное сообщество пришло к выводу, что оно не может оставаться в стороне, когда в какой‑либо стране правам человека угрожает опасность.

Рассмотрим содержание основных прав человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека.

Право на жизнь. Это предполагает, что никто не может быть лишен жизни. Право на жизнь является неотъемлемым и абсолютным правом каждого человека. Осознание ценности жизни – это не личное дело одного человека, оно затрагивает общество в целом. Ухудшение состояния окружающей среды, отсутствие или сворачивание программ в области здравоохранения представляют собой некоторые из тех серьезных факторов, которые создают опасность для жизни.

Свобода. Принцип, в соответствии с которым «все люди рождаются свободными», провозглашаются в первых двух статьях Всеобщей декларации прав человека. Основные права: право на свободу личности; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, а также свобода передвижения и выбора места жительства – провозглашаются в следующих 19 статьях. Однако свобода ограничивается принципом уважения права других лиц на свободу, а также иными факторами.

Равенство и недопущение дискриминации. Основной принцип равенства всех людей провозглашен в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека. В случае принятия принципа равенства дискриминация в отношении какого‑либо лица или группы лиц становится невозможной. Дискриминация представляет собой лишение кого‑либо прав в интересах узкой группы или группы лиц. Дискриминация имеет различные формы. Перечень причин дискриминации, содержащийся во всех соответствующих международных договорах: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, постоянно пополняется. Появляются новые поводы для дискриминации, например, тенденции в области сексуальной ориентации, распространение вируса ВИЧ/СПИДа.

Справедливость. Справедливость имеет различные аспекты: правовые, судебные, социальные, экономические и другие, которые являются основой общества, построенного на принципе уважения достоинства его членов и обеспечения безопасности и неприкосновенности личности.

Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека и справедливое распределение материальных ресурсов. Деятельность в этой области направлена на обеспечение всеобщего доступа к таким важным услугам, как здравоохранение и образование, создание равных возможностей на начальном этапе, защиту лиц или групп лиц, находящихся в неблагоприятном положении, и обеспечение сбалансированности в таких областях, как вознаграждение, потребление и извлечение прибыли.

Солидарность. Солидарность означает не только сострадание к другим людям, но и участие в борьбе этих людей за их интересы. Солидарность имеет большое значение при стихийных бедствиях, а также во многих трагических ситуациях, обусловленных нуждой, несправедливым распределением ресурсов и т. д.

Социальная ответственность. Социальная ответственность – это деятельность, осуществляемая в интересах социально уязвимых слоев населения и жертв нарушения прав человека: оказание им поддержки, защита их интересов, предоставление им помощи. Социальная ответственность – это практическая сторона солидарности. Человек не только должен делиться своим богатством, но и использовать свои таланты и способности во имя прогресса человечества.

Эволюция, отказ от насилия и обеспечение мира. Конфликты в отношениях между людьми неизбежны, однако способы их урегулирования могут быть мирными или насильственными; конструктивными или разрушительными. Революционный принцип – быстрая ломка старого, отжившего, – был основой перемен на протяжении многих веков, сопровождаясь при этом страданиями людей, вооруженными конфликтами. Эволюционный подход является более медленным, не сразу дает результаты, но он позволяет найти более надежное и более эффективное решение.

Отношения между человеком и природой. В XXI в. пришло понимание необходимости поиска гармонии с природой, ее защиты. Деградация окружающей среды является слишком очевидной, чтобы ее можно было игнорировать. Радиоактивное, промышленное и другие виды загрязнений, а также тенденции в области потребления в промышленно развитых и развивающихся странах являются причинами плачевного состояния, в котором находится наша планета. Речь теперь идет не только о защите окружающей среды, но и об экологическом воспитании человека.

Сколько потребовалось человеческих жертв, чтобы перейти из мрачных подземелий, пыток и казней в светлый чертог правды и разума. Таков уж характер человеческой истории : железная пята эволюции придавливает тысячи людей к земле. Можно сказать, что каждое рациональное правило правильного суда покупалось ценою бесчисленных страданий. Оно выковывалось молотом истории, дробившей черепа и кости несчастных жертв темноты и злобы.

Феодальное общество строилось на отношениях господства и подчинения (никто в нем не свободен полностью, каждый имеет своего господина). Период феодализма был эпохой, в ходе которой осмысливались и получали формулировки отдельные принципы, права и свободы.

В Уставе Союза благоденствия (1813 г.) говорилось: «Союз старается также укрощать и искоренять властолюбие и презрение прав человеческих... и убедить всякого в истине, что общее благо народа требует непременно частного, и что каждый человек, какого бы он сословия ни был, вправе им пользоваться» .

Революционные события 1905-1907 гг., обострение обстановки в связи с Первой мировой войной, мощное наступление реакционных сил привели к роспуску I и II Государственных Дум или малоэффективности III и IV Государственных Дум. Поводом к разгону II Думы послужило сфабрикованное МВД и органами юстиции обвинение социал-демократической фракции в подготовке вооруженного восстания. В Манифесте от 3 июня 1907 г. «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Ду-му» Николай II указывал, что она «не оправдала его ожиданий».

Февральская революция 1917 г. положила конец самодержавию и дала новый импульс буржуазно-демократическому развитию России. Временное правительство в Декларации о его составе и задачах от 3 марта 1917 г. провозгласило полную и немедленную амнистию по всем делам политическим и религиозным; свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих ; отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; подготовку к созыву Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования.

Вместе с тем нельзя забывать, что происходящие в период 3040-х гг. прошлого века изменения в советском праве были направлены на укрепление всех систем жизнеустройства в таком их виде, который обеспечивал, по мнению руководства СССР, быструю мобилизацию ресурсов для вывода страны на необходимый уровень обороноспособности, в том числе устранение социальной среды (возможной оппозиции), на которую мог опереться вероятный противник.

Поворотным пунктом, ознаменовавшим переход от тоталитаризма к ограниченным реформам, явилась так называемая «оттепель», во многом связанная с именем Н.С. Хрущева. В феврале 1956 г. XX съезд КПСС осудил злоупотребления и расправы периода 30-50-х гг. Происходит восстановление роли суда и правосудия, прокурорского надзора , расширение общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов. Ликвидируются органы внесудебного рассмотрения дел, упраздняются трибуналы войск МВД, транспортные суды и т.д.

Существенное значение имели обозначенные в октябре 1961 г. XXII съездом КПСС задачи по реформированию общественных отношений, усилению режима законности и правопорядка . Устанавливалось, что переход к коммунизму означает всемерное развитие свободы личности и прав советских граждан.

С начала 1970-х гг. провозглашается, что в СССР построено «общенародное государство», главная цель которого - благо народа. Важную роль в этом процессе играет принятие концепции «развитого социализма».

В этот период получает окончательное оформление социалистическая концепция прав человека, которую представители СССР неизменно стремились проводить в процессе принятия основных документов на международной арене. Так, в 1973 г. Президиум Верховного Совета СССР ратифицирует Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах .

Складывались основные особенности советской доктрины прав человека: отрицание идеи естественных и неотчуждаемых прав человека и их установлении только государством; претензия на превосходство социалистических представлений о правах перед буржуазными; утверждение о приоритете социально-экономических прав над личными и политическими; трактовка проблем прав человека как исключительно внутреннего дела государства, исключающая международное вмешательство и рассмотрение его как посягательство на суверенитет; отрицание частной собственности и гарантий ее независимости от государства; реализация прав и свобод с учетом первостепенной важности интересов социалистического общества.

Особый смысл придавался равенству прав личности как высшему достижению социалистической правовой системы. Государство стремилось к «выравниванию» положения некоторых категорий населения путем установления определенных льгот и преимуществ (для женщин, детей , инвалидов, пенсионеров), т.е. учету в законодательстве естественных и социальных различий. Ограничивался и верхний предел реализации прав личности, лимитировалась заработная плата , предельный размер жилья, в ряде случаев свобода передвижения и др. Поэтому принцип отрицания частной собственности и гарантий ее независимости от государства воспринимался как условие сохранения правового равенства граждан.

Исходя из этого, многие ученые того времени определяли, что право (правовой статус личности, ее права) не является самоцелью, а выступает в качестве специфического средства достижения определенного социального результата.

С середины 80-х гг. начинают формироваться новые подходы к проблемам законности, правопорядка, к системе защиты прав личности. В октябре 1987 г. создается Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг. 5 января 1989 г. ЦК КПСС принимает Постановление «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг.». В 1988 г. провозглашается курс на построение социалистического правового государства . Совершенствовалось законодательство, его положения постепенно приводились в соответствие с нормами международного гуманитарного права . Это стало фундаментом становления системы прав человека в Российской Федерации.

Права человека в СССР

Известно, что огромное влияние на судьбу прав человека не только в России, но и во всем мире оказала Октябрьская революция 1917 г. Правовая основа регулирования субъективных прав , созданная дореволюционным законодательством, рухнула, новым стало революционное правосознание (как его понимали исполнители на местах), что подразумевало отсутствие формальных гарантий личности от вмешательства в ее жизнь публичных органов. Более того, широко обсуждались (к счастью, здесь далеко не зашло) проекты полного обобществления (имущества супругов, детей и пр.).

Так, в течение 1904-1905 гг. было выработано несколько проектов конституции и избирательных законов . Два из них являются наиболее значимыми: проект конституции, разработанный осенью 1904 г. группой «Союз Освобождения», и проект, разрабатываемый в первой половине 1905 г. при участии известного юриста С.А. Муромцева.

Манифест 17 октября 1905 г. стал первым документом всесословного характера, так как в нем провозглашались основные политические права и свободы , предоставленные всем российским подданным вне зависимости от их социального происхождения.

Не будучи законом в формальном смысле, октябрьский манифест 1905 г. обладал огромной правообразующей силой. Все последующее конституционное законодательство России своим развитием обязано главным образом ему. Он не был конституцией и даже конституционным законом, а по своим юридическим характеристикам он походил на так называемые европейские конституционные хартии, получившие распространение в эпоху конституционных преобразований, предусматривающих участие народа в законотворчестве и подтверждавшие права человека.

В свою очередь, положения Высочайше утвержденных Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. говорят о том, что Россия восприняла и декларировала отдельные идеи правового государства . В них впервые были закреплены гражданские права и свободы (в том числе и естественные права). Правда, здесь еще не говорится о «гражданах» - так как монархию на тот момент никто не отменял, - а идет речь о российских подданных. Правам и свободам, наряду с обязанностями подданных, посвящена отдельная, вторая глава, содержащая четырнадцать статей. Правам уделено десять статей. Что касается естественных прав, то из первичных прав этой категории закрепляются право на личную неприкосновенность и некоторые составляющие права на свободу.

Так, российским подданным конституционно гарантировались: неприкосновенность личности и законность юридического преследования («Никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных», ст. 30); неприкосновенность жилища («Жилище неприкосновенно. Производство в жилище, без согласия его хозяина, обыска или выемки допускается не иначе, как в случаях и порядке, законом определенных», ст. 33); свобода передвижения, выбор занятий, места жительства , выезда за пределы государства («Каждый российский подданный имеет право свободно избирать место жительства и занятие, приобретать и отчуждать имущество и беспрепятственно выезжать за пределы государства. Ограничения в сих правах установлены особыми законами», ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свобода собраний (ст. 36), свобода слова и печати («Каждый может в пределах, установленных законом, высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами», ст. 37), свобода союзов (ст. 38), свобода веры («Российские подданные пользуются свободою веры. Условия пользования этою свободою определяются законом», ст. 39).

Подлинное значение норм о правах и свободах человека зависело от текущих законов, регулирующих в каждом отдельном случае дарованные конституцией свободы, а также от связанной с этим административной практики. Однако за короткий период в России невозможно было привести законодательство и административную практику в полное соответствие с конституционными принципами, а также идеями «возрожденного» естественного права. Вместе с тем принятые еще до созыва Государственной Думы демократические акты (указы о печати, союзах и объединениях, собраниях, изданные как временные правила до окончательного урегулирования этих вопросов Думой) продолжали действовать. Это говорит о серьезных шагах в сфере демократизации общества , предпринятых самодержавием.

К сожалению, естественный ход дальнейшего поступательного развития прав человека в России был прерван Октябрьской революцией. В соответствии с установлением нового, большевистского правопорядка , стала создаваться новая правовая система . Так, первый декрет «О суде», принятый 5 декабря 1917 г., объявлял, что в своих решениях суды руководствуются «законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию », а в декрете 1918 г. ссылки на законы свергнутых правительств уже прямо запрещались. От новой правовой системы требовалось, чтобы она легко реагировала на постоянно меняющиеся партийные установки, а само право должно было быть простым и понятным широким массам.

В первых конституциях советского государства разделов о правах граждан не было, что можно объяснить, видимо, сложностью политической ситуации. В Конституции СССР 1936 г. вновь появляется соответствующая глава (глава Х «Основные права и обязанности граждан»). Здесь в целом правам посвящено двенадцать статей, по сравнению с основными государственными законами периода империи несколько увеличен и перечень прав советских граждан, и прежде всего за счет социально-экономических прав (на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, на образование).

Определенным образом закрепляются и основополагающие естественные права, причем формулировки, как видно из нижеследующих примеров, во многом сходны с императорскими. Так, согласно ст. 125 Конституции СССР 1936 г., гарантируются свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций; далее указывается, что «эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления». Правда, тут делается оговорка, которой не было в Основных государственных законах и которая существенно ограничивает указанные свободы. Суть ее заключается в том, что перечисленные свободы гарантируются не вообще, а «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя».

Согласно Конституции, «гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора » (ст. 127), «неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом» (ст. 128).

В дальнейшем обозначенная тенденция находит свое подтверждение. Так, в Конституции СССР 1977 г. тема прав человека отражается в преамбуле, чего раньше не было. В главе седьмой, посвященной основным правам и свободам и обязанностям граждан СССР, содержится уже тридцать статей, из них правам и свободам уделена двадцать одна статья. Как и в предыдущей Конституции, основное внимание сконцентрировано на социально-экономических правах. Однако и естественные права находят большее закрепление. Конституцией гарантируются, в частности, «свобода научного, технического и художественного творчества. Она обеспечивается широким развертыванием научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитием литературы и искусства^» (ст. 47), свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 50), свобода совести (ст. 52).

Несколько статей регулируют право человека на личную неприкосновенность. Так, согласно ст. 54, гражданам СССР гарантируется неприкосновенность личности. «Никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора». Конституцией гарантируются также неприкосновенность жилища - «никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц» (ст. 55), личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений (ст. 56).

В рассматриваемой Конституции впервые появляется положение, где прямо говорится о защите жизни и достоинства личности, правда, это делается пока в рамках одной конституционной нормы. Речь идет о ст. 57, где указывается, что «уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов , общественных организаций, должностных лиц. Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

Наконец, в Конституции России 1993 г. (видимо, в связи с тем, что общественно-политическая ситуация в нашей стране изменилась коренным образом) содержится уже сорок семь соответствующих статей.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что даже количество статей в конституционно-правовых актах, в разные периоды регулирующие права, свободы и обязанности граждан, в том числе касающихся естественных прав, само по себе показательно (1906 г. - десять статей, 1936 г. - двенадцать, 1977 г. -двадцать одна, 1993 г. - сорок семь статей) и подтверждает отмеченную выше закономерность последовательно нарастающего закрепления естественных прав человека нормами позитивного права .

Если говорить о качественной стороне, то и здесь с течением времени очевидна более подробная и, если можно так выразиться, более фундаментальная регламентация естественных прав. Так, в действующей российской Конституции, в отличие от всех предшествующих, впервые появляются нормы, подчеркивающие особое положение естественных прав. Хотя в самой Конституции РФ понятие «естественное право» не используется, однако закрепленные в ней основные права и свободы человека по своей природе являются естественными и придают конституционному правопониманию естественно-правовой характер. Об этом свидетельствуют, в частности, положения ст. 2 Конституции РФ о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью и ч. 2 ст. 17 о том, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Позитивно-правовое значение и приоритетный характер основных прав и свобод человека и гражданина закреплены во многих статьях Конституции РФ. Так, в ст. 18 провозглашено, что «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти , местного самоуправления и обеспечиваются правосудием ».

В Конституции РФ закреплен обширный перечень прав и свобод человека и гражданина, соответствующий мировым стандартам в этой области и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод относится, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести, вероисповедания, свобода мысли и слова, право частной собственности , право свободно распоряжаться своими способностями к труду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры и др.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 Конституции РФ «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Это означает конституционное признание позитивно-правового значения всех общепризнанных в современном международном праве и международных пактах естественных прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, можно констатировать, что естественные права человека получают все более подробное закрепление в нормах позитивного права. Это относится не только к конституционно-правовым актам, но и к нормативно-правовым документам различных отраслей права , где достаточно подробно регулируются вопросы, касающиеся обеспечения естественных прав человека, причем обозначается тенденция к ужесточению санкций за противоправное ограничение или лишение естественных прав. Так, в Уголовном кодексе РФ 1996 г. значительно усилена уголовно-правовая защита естественных прав человека.

Например, согласно ч. 1 ст. 105 УК РФ, убийство (без отягчающих обстоятельств), т.е. умышленное противоправное лишение жизни другого человека - «первейшего» естественного права любого человека, карается наказанием в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет, в то время как по ранее действовавшему УК РСФСР 1960 г. за это же деяние предусматривалось лишение свободы сроком от трех до десяти лет. Кроме того, впервые введена уголовно-правовая защита таких прав, как права на неприкосновенность частной жизни (ст. 137 УК РФ), тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ), неприкосновенность жилища (ст. 139 УК РФ).

Очевидно, что в дальнейшем данная тенденция сохранится, и естественные права, таким образом, будут получать все более детальное закрепление в нормах позитивного права. Одновременно это будет означать все большее сближение естественного и позитивного права.

Помимо указанного, наблюдается тенденция расширения перечня естественных прав, закрепляемых в нормативно-правовых актах , что отмечено выше на примере советских конституций. Здесь важно подчеркнуть, что такой перечень касается естественных прав человека, сформировавшихся в процессе развития социальных отношений. Речь идет прежде всего о правах на свободу, на достоинство личности, личную неприкосновенность и их составляющих (неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, свобода передвижения и др.). Можно предположить, что в перспективе к естественным правам будут добавляться и другие, отнесение которых к числу таковых в настоящее время еще спорно (например, право на собственность, некоторые политические права и др.).

В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции, находившихся у власти классов.

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.Дальнейшим этапом углубления и развития каталога, прав человека стала вторая половина XX в. После, Второй мировой войны, сопровождавшейся грубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределы внутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного внимания международного сообществ: признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, и ряда других, важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся «правящей верхушкой» такого общества.Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Возникнув в глубокой древности, права человека приобретают универсальное значение лишь в буржуазную эпоху, с утверждением в обществе принципов свободы и юридического равенства. Их дальнейшая эволюция совпадает с тремя эпохами новой и новейшей истории, наложившими свой отпечаток на характер понимания прав человека, степень их универсальности, а также механизмы реализации и защиты.



Так, права человека первого поколения - политические и гражданские права формируются с победой буржуазных революций в Европе.

Теоретической основой были концепции буржуазного либерализма, естественного права, общественного договора, разделения властей. Права человека рассматривались как один из краеугольных камней конституционного устройства. Так, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. провозглашалось, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Права человека второго поколения - экономические, социальные и культурные - отражали уже иные исторические условия: становление экономической и социальной функций государства и появление в мире иной концепции прав человека, отражавшей марксистско-ленинскую модель социализма. Процесс формирования этого поколения прав человека, начавшись в конце XIX в. в отдельных странах Европы (в частности, в Германии), получил свое развитие в советских конституциях, прежде всего в Конституции СССР 1936 г. Существенно отличаясь от буржуазной, советская доктрина прав человека исходила, по существу, из позитивистского правопонимания, а также из рассмотрения экономических, социальных и культурных прав - наряду с гражданскими и политическими - в качестве обязательного элемента структуры основных прав человека.

Важно подчеркнуть, что период формирования второго поколения прав человека совпадал с окончанием Второй мировой войны, созданием ООН и началом принятия в ее рамках Международного билля о правах человека. Права человека приобретают в этот период двойное измерение - не только национальное, но и международное.

Права человека третьего поколения сложились в условиях, когда уже были приняты Международный билль о правах человека, а также значительное число развивающих его международных правовых актов. Они отражают глубокую культурно-историческую специфику афро-азиатских развивающихся стран, состоящую в их прошлой колониальной зависимости.

России пришлось пройти очень тяжелый в плане построения и структуры правовой системы этап - советский период. Начало становления советского права, ограничений прав и свобод можно отнести еще к 1918 году, когда была принята Конституция РСФСР, где были закреплены права на свободу совести, защиту в суде, личной неприкосновенности. Помимо Конституции, существовали некоторые правовые акты, кодексы, которые закрепляли некоторые права граждан, например, в ст.5 Гражданского кодекса РСФСР было провозглашено: «...каждый гражданин РСФСР... имеет право свободно передвигаться селиться на территории РСФСР.» . Таким образом, не закрепленное в Конституции право на свободу передвижения в Советской России имело место.

Конституция 1978 года коренным образом изменила представление о личных правах человека. Она послужила началом нового периода в жизни общества - периода «утепления» отношений между обществом и государством.

В Основном законе страны жизнь человека была закреплена как объект конституционной охраны, населению были дарованы права тайны телефонных переговоров, телеграфных сообщений, было наиболее раскрыто понятие свободы совести.

Седьмой этап. Современный период (время с принятия современной Конституции Российской Федерации 1993 года до настоящего времени).

В ряду основ конституционного строя России приоритетом обладает именно положение о правах и свободах человека как высшей ценности, причем принцип их уважения пронизывает все содержание Конституции РФ

Ограничения личных прав и свобод человека и гражданина получила четкую регламентацию.

Возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина предусматривается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Она обусловлена целями защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К конституционным основам института ограничения прав и свобод относятся положения ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, регулирующей режим чрезвычайного положения, а также ряд некоторых других статей (23, 25, 29, 32, 35, 36 и др.), которыми сделаны оговорки о пределах осуществления некоторых конкретных прав и свобод или возможности их ограничения при определенных обстоятельствах. Кроме того, в ч.3 ст.17 Конституции РФ закреплено традиционное для российской и мировой правовой системы положение, согласно которому «осуществление прав и свобод человекам и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц».

Итак, для того чтобы Российская Конституция приняла тот вид, который она имеет сейчас, для того чтобы создать в обществе максимально комфортную атмосферу посредством наделения его личными правами и свободами, стране пришлось пройти этапы послереволюционной экономической и политической разрухи, тяжелого военного времени, а также послевоенного восстановления. Все эти этапы были закономерным путем развития государства.

Особенностью данной концепции является повышенное внимание к проблеме развития этих народов. Отсюда - провозглашение их права на развитие, на благоприятную окружающую среду, на международный мир и безопасность и т.д. Следствием такого подхода является подчеркивание важности социальных, экономических и культурных прав в общем, комплексе прав человека. К нормативно-правовым актам данной группы концепций является и Конституция РФ 1993 года.

Права человека - это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно- правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства. Теория госдарства и права/ Под. ред. В. Д. Перевалов.- 3-е изд.-М.;2008.С.304

Права и свободы человека и гражданина в современном демократическом мире - основа правового государства. Содержание прав и свобод многообразно и охватывает все стороны жизни личности. Они включают право на свободу мысли, религиозные убеждения, физическую безопасность, право на свободу передвижения в своей стране, возможность покидать её и возвращаться. Признаётся право человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, право собственности и ряд других прав. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает личности возможность утвердиться в качестве достойного члена общества. Государства уже не могут действовать, пользуясь неограниченным выбором средств и способов по отношению к личности. Её права, свободы и обязанности сформулированы в международных документах (декларации, договоры, пакты, хартии, конвекции) и в национальном законодательстве.

Права человека и гражданина утвердились в их современном виде не сразу. Процесс их становления сопровождался многовековой борьбой и большими жертвами. Само возникновение категории «права человека» было невозможно ни в государствах Древнего Востока, ни при рабовладении, ни при феодализме. Лишь с массовым возникновением наёмного труда, освобождением личности от феодальной зависимости человечество вышло на новый этап развития.

Была сформулирована общая идея свободы личности в государстве: «свобода-это право делать все, что дозволено законами». В процессе осмысления прав, свобод и их границ в 17-18 вв. сформировались три теории их обоснования, сохранившиеся до настоящего времени.

Теологическое учение признает человека божественным творением, на свободу которого не может посягать государственный деспотизм.

Теория естественного права опирается на сам факт принадлежности человека к сообществу себе подобных. В основе неотъемлемых прав и свобод человека современная демократия провозглашает человеческое достоинство.

Историческая теория прав человека связывает свободу личности с развитием экономических, политических, социальных и идеологических закономерностей общества. Обладание гражданством конкретного государства обогащает права человека, дает им более эффективную защиту. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей. Лица, постоянно проживающие на территории конкретного государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина. Однако реально может обеспечить права и свободы граждан только то государство, которое утвердилось на основе права и демократии.

Государство, признав в своей конституции права человека и гражданина, обязуется через деятельность органов власти, управления, суда, прокуратуры, охраны правопорядка осуществлять их реализацию и защиту. Признание прав человека и гражданина означало исторически новое положение личности в обществе и государстве. Обязанности государства уже распространялись не только на своих граждан. Единство прав человека и гражданина предполагает, что граждан другого государства и лиц, не имеющих гражданства, нельзя рассматривать как бесправные личности: они пользуются всеми правами и свободами, за исключением тех, которые принадлежат только гражданину данного государства.

В истории воплощения требований прав и свобод человека в законах и их соблюдение государством сопровождалось длительной борьбой и социальными потрясениями, первоначально - антифеодальными революциями в Голландии и Англии (17в.), Франции (1789-1794), в борьбе за государственную независимость и свободу.

В новых государствах утверждались идеи свободы и равенства всех людей, закрепление прав и свобод человека и гражданина: свобода собственности, торговли и предпринимательства, свобода слова, вероисповедания, неприкосновенность личности. Эти идеи получили свое закрепление в новых декларациях и конституциях, биллях о правах, которые должно соблюдать и охранять новое буржуазное государство.

Наиболее влиятельной считается Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1789 г. во время Великой французской революции. В Декларации были сформулированы личные и политические права, демократические принципы отношения личности и государства. К ним относились, свобода совести, свобода слова и убеждения. Конкретизировалось право на личную безопасность запрещением необоснованного обвинения, незаконного задержания, установлением права на защиту. Наказания устанавливались лишь в силу закона. Каждый «предполагается невиновным, пока не установлено обратное, а в случаях задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом». Декларация провозглашала, что «собственность есть право неприкосновенное и священное» и «никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости, и при условии справедливого и предварительного возмещения». Декларация закрепляла политические права гражданина. За гражданами признавалось право участвовать в выборах парламента, лично или через своих представителей - в законотворчестве, хотя в тот период признавался высокий имущественный ценз, и право избирать распространялось лишь на взрослое мужское население.

Принципы и нормы этого документа оказали влияние на конституционное творчество стран в последующее время. Вместе с тем объем прав, утвержденных в период первых антифеодальных революции, с развитием нового общества был признан недостаточным. Капитализм в период своего становления характеризовался ничем не ограниченной эксплуатацией наемного труда (14-16 часовой рабочий день, эксплуатация труда малолетних детей, женского труда). Двадцать первый век стал эпохой осознания новых социальных прав, основными из которых стали право на труд и ограничение рабочего дня. Эти права ассоциировались с правом на жизнь. Такой была с начала двадцать первого века позиция рабочего движения в Англии, требовавшего новой хартии прав и поэтому названного «чартизмом». Программа социалистического рабочего движения, в котором действовали партии разных направлений, также требовала преобразования капитализма в Западной Европе, России, США. В двадцать первом веке понятия «социалистический» и «социальный» имели в основном одинаковое значение, но борьба за расширение декларации прав была неотделима для социалистов от требований всеобщего избирательного права. Идея социальных и избирательных прав также поддерживалась мыслителями и политическими деятелями, не разделявшими социалистические доктрины, но стремившимися реформировать капитализм. Среди них экономисты А. Смит и Д.С. Милль, философы Г.Гегель, Г.Спенсер, П.И. Новгородцев.

Гегель рассматривал право как царство осуществленной свободы, реальное ее бытие. «Свобода бывает там,- писал он,- где господствует закон, а не произвол.» Гегель. Философия права. М.;1990. С.28 Также известны кантовские положения о праве как сфере свободы; в обеспечении внешней автономии личности. Он видел основную и назначение права. Кант И. Соч.т.4.42. М.;1962.С.139-140 Только толстой, вопреки всем считал право насилием над личностью.

Борьба за социальные права (право на труд, забастовки, коллективные договоры, организацию профсоюзов, пособия по безработице) привела к определённым результатам лишь в двадцатом веке. Одновременно утверждалось всеобщее прямое тайное избирательное право. Революционные потрясение и мировые войны первой половины двадцатого века привели демократическое мировое сообщество к пониманию того, что попрание прав и свобод личности ведёт к историческим катастрофам.

Организация Объединённых Наций 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую декларацию прав человека. В ней признавалось, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, возмущающим совесть человечества». Содержание этого демократического документа было углублено и конкретизировано принятыми 16 декабря 1966г. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и Международным пактом о гражданских и политических правах.

Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты о правах отразили новые подходы к правам, свободам и обязанностям личности во второй половине двадцатого века. Расширился принцип равноправия как равенство в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, социального происхождения, религиозных верований. Был признан также новый по сравнению с семнадцатым - девятнадцатыми веками принцип «социальной справедливости», утвердивший обязанность государства обеспечить права граждан на определённый минимальный уровень заработной платы, пенсии по старости, пособия по безработице, общедоступное образование, медицинское обслуживание. Принцип социальной справедливости изменил отношение к частной собственности. Во многих обновленных конституциях, принятых во второй половине двадцатого века, признано, что собственность, её использование не должно причинять ущерба безопасности, свободе и человеческому достоинству.

На основе Всеобщей декларации прав человека в 70-90 годы принят ряд международных документов (конвенций, деклараций), утверждающих и защищающих личность с учетом ее природных свойств и признаков. В них защищены права женщин, национальных групп, составляющих меньшинство в отдельной стране (права национальных меньшинств), права ребенка.

Конвенция о правах ребенка (1991г.) принята с учетом того, что сознание, воля и эмоции детей до 18 лет находятся в процессе развития. Однако уже на этом уровне защищается его человеческое достоинство, право иметь религиозные убеждения или не исповедовать никакой религии, свободно высказывать свои убеждения, быть членом детских и юношеских организаций, быть защищенным от жестокого обращения в школе, в семье.

Требование прав и свобод личности утверждалось в неразрывном единстве с обязанностью уважать права и свободы других членов общества. Всеобщая декларация прав человека в ст.20 установила:

«1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». Это же требование закреплено в каждом из Международных пактов о правах. Таким образом, признание прав и свобод человека и гражданина не означает ничем не ограниченных действий. Взрослый и ребенок, мужчина и женщина, человек любой национальности обязаны не нарушать чужие права, воздерживаться от оскорбительных слов и действий по отношению к окружающим, не посягать на их жизнь, физическую неприкосновенность, собственность, уважать их веру, убеждения.

Права и свободы человека и гражданина во всем их объеме существуют только в демократическом обществе. Поэтому международные акты запрещают использовать права и свободы для подрыва демократических государственных и общественных учреждений.

Государство, провозглашающее и обеспечивающее равноправие, социальную справедливость, всю совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, признается правовым и социальным государством.

Таким образом, все то что существует в природных и социальных качествах человека вне зависимости от расовых, национальных различий, пола, религиозной, и идеологической приверженности, обусловливает и общие черты любой правовой системы прошло и современности. В этой связи представляется, что знаменитое изречение Пифагора « Мера всех вещей- человек» имеет непосредственное отношение к праву. Право в единстве природного, социального и политического выступает в виде важнейшего свойства человека. Человек - существо разумное, справедливое, а значит, правовое. Теория госдарства и права /Под ред.В. Д. Перевалов.- 3-е изд.-М.; 2008.С.306



Просмотров