Беспилотные летательные аппараты законодательство. О госрегистрации. Как получить разрешение на полет

Беспилотные летательные аппараты — в обиходе коптеры или дроны — прочно вошли в нашу жизнь. Их используют для видео- или фотосъемки, доставки небольших грузов и просто для развлечения. Рассказываем, как правильно запустить беспилотник.

Популярность беспилотных аппаратов ежегодно растет. Вместе с тем прибавляется забот у их владельцев. Согласно последним изменениям в законодательстве, сегодня коптер нельзя запустить просто по желанию, ничего не нарушив при этом. Сначала его нужно зарегистрировать, а затем получить разрешение на использование воздушного пространства Москвы за пределами МКАД.

Для чего нужна регистрация?

Сегодня регистрация беспилотных аппаратов регулируется Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 291 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Согласно поправкам, внесенным в статью 33, беспилотные гражданские воздушные суда весом от 250 граммов до 30 килограммов подлежат учету. Норма о регистрации вступила в силу 5 июля 2017 года. Это означает, что ставить на учет придется всю летающую технику — от коптеров до детских вертолетов и самолетов.

Столь строгие меры связаны с проблемами, которые создают беспилотники в воздушном пространстве. Дроны, бесконтрольно парящие в небе, мешают авиации, вводят в замешательство операторов и диспетчеров. К тому же не все «внешние пилоты» соблюдают правила безопасности при управлении аппаратами, и это приводит к серьезным инцидентам. Регистрация беспилотников и дополнительное технологическое сопровождение возьмут ситуацию под контроль.

Как это будет происходить

Несмотря на то что федеральный закон вступил в силу, постановка на учет летающей техники пока не проводится. Это связано с тем, что еще не принят нормативный документ о порядке регистрации беспилотников. Но в скором времени это произойдет: проект соответствующего постановления разработан и готовится к направлению в Минюст и Правительство России.

Регистрацией займется ФГУП «Защитаинфотранс», подведомственное Минтрансу России. Чтобы пройти эту процедуру, собственник беспилотника должен будет зарегистрироваться на едином электронном портале оператора системы учета. Будет установлен срок, в течение которого он должен это сделать. При этом надо будет указать персональные данные (фамилию, имя и отчество, дату рождения, почтовый и электронный адрес и другие сведения). После этого на электронную почту владельца беспилотника придет уведомление об учете воздушного судна. Затем по месту жительства «внешнего пилота» по почте придет учетный опознавательный знак. Он крепится на корпус аппарата. Предполагается, что это будет специальная радиочастотная (RFID) метка. С ее помощью коптер станет распознаваемым на расстоянии до 300 метров.

Процедура учета будет проводиться бесплатно. Владельцы дронов массой меньше 250 граммов по-прежнему могут пользоваться ими без регистрации.

До вступления в силу постановления о порядке регистрации беспилотных летательных аппаратов никаких правовых последствий для владельцев коптеров и других беспилотных летательных аппаратов весом до 30 килограммов не наступит. Ими можно владеть, их можно запускать, но при условии наличия разрешения на полет.

Что касается беспилотников тяжелее 30 килограммов, то их учет регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 462 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». Он вступил в силу с 30 марта 2016 года. Регистрацией таких коптеров занимается Росавиация. Заявку в территориальное управление ведомства можно подать лично, через законного представителя, почтой или через курьера. К заявлению следует приложить квитанцию об оплате госпошлины (она составляет 350 рублей) и правоустанавливающие документы на беспилотный аппарат. Рассмотрение займет десять рабочих дней, затем ведомство либо зарегистрирует беспилотник, либо откажет в этом с обоснованием ответа. Важно, что владелец беспилотного аппарата весом от 30 килограммов может быть лишен «авиаправ» из-за судимости или употребления наркотиков.

Как получить разрешение на полет

Однако одной только регистрацией коптера не обойтись. Сегодня воздушное пространство над Москвой закрыто, а значит, для того чтобы запустить аппарат, нужно специальное разрешение. Чтобы его получить, надо подать заявление в городской Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции.

В заявлении юридическим лицам следует указать полное наименование организации, организационно-правовую форму, ОГРН, ИНН, адрес, фамилию, имя и отчество руководителя. Физические лица должны указать фамилию, имя и отчество, номер СНИЛС, место жительства, данные паспорта, номер контактного телефона и адрес электронной почты.

Также в обращении необходимо указать цель запуска беспилотника, дату, время и место, высоту и длительность работ, а также вид воздушного судна, его принадлежность, государственный и регистрационный знаки, серийный номер, шумовые характеристики, количество двигателей. Кроме того, надо представить данные свидетельства о регистрации воздушного судна и сертификата эксплуатанта (когда и кем выданы эти документы). Вместе с запросом следует предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя.

После этого заявка будет направлена на согласование в Генеральный штаб, Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта центральных районов Росавиации, Федеральную службу охраны Российской Федерации, Управление Федеральной службы безопасности России по Москве и Московской области, Главное управление Министерства внутренних дел России по Москве, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы, ГУП «Мосгоргеотрест».

Процедура займет не более 24 рабочих дней. Получить ответ можно лично, по почте и через законного представителя.

Нарушители правил, если они не получили в установленном порядке права на деятельность по использованию воздушного пространства, а их действия не содержат уголовно наказуемого деяния, должны будут заплатить штраф. Для граждан его размер составит от трех до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей. Для юридических лиц — штраф от 300 до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

20.02.2014

Внимание! Статья время от времени обновляется!!

В последнее время все больше людей, не имеющих отношения к авиамоделизму или профессиональному использованию дронов, покупают и летают на недорогих и простых коптерах (например, Phantom). При этом они слабо понимают, в каком правовом поле они оказались и чем все это грозит. Статья, которую я написал, предназначена для таких новичков, которые все-таки задают вопрос о легитимности своего хобби.

Сразу о плохом - это хобби под запретом

Вообще говоря, полеты на беспилотных летательных аппаратах в воздушном пространстве Российской Федерации без разрешения запрещены. Можно сказать, что настоящая редакция закона была подготовлена для нужд военных и гражданских организаций, т.е. закон явно относит беспилотники к воздушному судну со всеми вытекающими нормативными требованиями, например, наличие лицензии у пилота и т.п. Все усугубляется тем, что Федеральные правила использования воздушного пространства дают четкое определение Беспилотного летательного аппарата (БЛА), под которе попадают все радиоуправляемые модели, летающие вне зданий.

Другими словами говоря, физическому лицу управлять коптером, летающей моделью или простом вертолетиком за 30 долларом на территории России не нарушая закона практически невозможно.

Правовая база

Основным документом является постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации " Второй параграф Правил содержит определение БЛА: беспилотный летательный аппарат - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

Таким образом, все, что летает на радиоуправлении либо с помощью полетного компьютера называется БЛА. Более того, БЛА является воздушным судном . Можно было бы найти лазейку в определении воздушного пространства, однако оно определено как “воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем” - Воздушный кодекс Российской Федерации . Т.е. нет даже “щелочки” между поверхность земли и реальным воздушным пространством в которую могли бы поместиться авиамоделисты.

Продолжаем в разделе 52 Федеральных Правил: 52. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

Законодательство - полный кошмар

Чтобы почувствовать этот бред в полной мере, необходимо сопоставить, что в воздушном пространстве класса G для обычного легкомоторного самолета, летающего ниже 300 метров (от 300 метров в Ростовской области до 4500 метров в некоторых районах Восточной Сибири) и не быстрее 450 км/ч разрешение не требуется. А для радиоуправляемого коптера или самолета обязательно нужен план полета и разрешение на использование воздушного пространства. Юридически полный комплект разрешений, необходимый для использования БЛА в воздушном пространстве РФ в соответствии с Воздушным законодательством РФ представляет собой ():

  • сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
  • государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки;
  • сертификат (свидетельство) о допуске к управлению ВС лиц из числа авиационного персонала;
  • подтверждение органа ЕС ОрВД об установлении временного или местного режима и включению поданного установленным порядком плана полета БЛА, в суточный план зонального и районного центра Единой системы;
  • разрешение на использование воздушного пространства органа ЕС ОрВД. Если мы собираемся летать в Москве, необходимо получить специальное разрешение на полеты в запретных зонах (вот ссылка на действующий регламент). А в Санкт-Петербурге в дополнении к вышесказанному канал управления БЛА должен быть защищенным.

Отдельный бред начинается, если вы ко всему прочему занимаетесь картографической съемкой. Я не буду приводить полный алгоритм получения разрешения, отмечу лишь необходимость наличия двух лицензий (на геодезическую деятельность и на работу с гостайной), наличие секретной комнаты с сейфом, наличие разрешения от ФСБ на полет, наличие разрешения от Генштаба области, разрешение администрации населенных пунктов. Насколько я знаю, лицензию на геодезическую деятельность вроде бы можно не предоставлять, а вот время и нервы на получение всего остального можно себе представить.

Даже если у вас есть все лицензии и разрешения на полеты, от судебных разбирательств это не избавит. Вот, например, свежее дело, которое в конце концов ООО «Ижмаш-Беспилотные системы» к счастью выиграло у Управления Ространснадзора . Цена вопроса, между прочим, была от 300 до 500 тысяч рублей, а выиграть удалось только за счет переквалификации дела в малозначительное.

Что же грозит за нарушение закона?

Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Получить физическому лицу (равно как и индивидуальному предпринимателю) разрешение на полеты БЛА в Российской Федерации невозможно .
  2. В Российской Федерации полеты на радиоуправляемых самолетах, вертолетах и коптерах физическим лицам вне помещений запрещены, однако максимальное наказание за полет составляет 5 тысяч рублей (в рамках административного правонарушения).
  3. Избежать наказания можно, если нарушение будет признано незначительным. Т.е. летать надо так, чтобы потенциальная возможность причинить вред была минимальной.

P.S. Есть еще пара статей, под которые можно подвести людей, летающих на коптерах. Я сознательно не буду их здесь публиковать - кто хочет, тот додумается и найдет, а вот давать в руки правохранительных органов подсказки я не стану.

Обновления от 01.08.2014

Очень интересная лазейка в законе содержится в определении "Использование воздушного пространства". Это определение дано в .

1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения .

2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Таким образом, если принять во внимание акцент на "угрозу безопасности", то полеты без угрозы не являются использованием воздушного пространства, соответственно, лицо, выполняющее такие полеты на является пользователем и не может быть рассмотрено в рамках Статьи 11.4 КоАП РФ (см. выше).

Конечно, правовую возможность такой лазейки необходимо будет доказать в суде (как и полную безопасность для воздушного движения), однако это юридическое определение еще раз подчеркивает выводы, сформулированные в этой статье: летайте так, чтобы ваши полеты были безопасны для всех и у правоохранительных органов будет меньше возможностей завести на вас дело.

Огромное спасибо пользователю

«Закон суров, но он закон»: основной смысл нового законодательства сводится к тому, что все беспилотные летательные аппараты (БПЛА) весом более 250 граммов, будь то хоть квадрокоптер, хоть радиоуправляемый самолет, хоть воздушный змей - с 5 июля 2017 года необходимо регистрировать, а их владельцам - получать лицензию внешнего пилота.

Зачем это вдруг понадобилось? В оппозиционных кругах распространена версия о том, что, мол, слишком беспокоятся государственные мужи насчет того, чтобы кто попало не фотографировал их имения с «шубохранилищами» - вот и отбирают у свободных людей их право управлять квадрокоптером.

Safety first

На самом деле, скорее, все дело в безопасности: сейчас квадрокоптеры стали доступны действительно всем желающим, а в неумелых руках такой девайс все-таки довольно опасен. Не ровен час, налетит или упадет куда-нибудь (а приличный дрон весит больше килограмма и развивает скорость свыше 60 км/ч) - серьезных травм не избежать.

Да и пресловутая террористическая угроза - не пустой звук; привязать к дрону мешочек с взрывчаткой и залететь в открытое окно проще простого: любые заборы и охранники ничего не смогут с этим сделать.

Можно привести аналогию с мопедами: долгое время для них не требовалось никаких прав, а хлынувший на рынок поток подержанных скутеров из Японии (по цене от 10 тысяч рублей) сделал «моторянку» доступной любому школьнику, не знающему ПДД и никогда не державшему в руках шлема.

А еще их полюбили любители ездить навеселе: права-то не отберут! Все это привело к лавинообразному росту числа смертельных ДТП с участием скутеристов, и теперь для управления ими нужны права.

Порог в 250 граммов - очень важный момент: легкие дроны не могут нанести заметного вреда здоровью человека или повредить какие-то важные объекты, а грузоподъемность таких БПЛА не позволяет использовать их для террористических целей. Плюс, опять же, дальность и скорость невелика: в случае чего можно быстро найти пилота.

Замкнутый круг

Однако закон оказался совершенно сырым: в нем БПЛА приравниваются к воздушным судам (то есть, квадрокоптер - это то же самое, что вертолет или самолет), но никто не знает, как их регистрировать: у Росавиации, которая, по идее, занимается этими вопросами, понимания процесса нет; ни она, ни Минтранс до сих пор не выпустили никаких нормативных актов; пока их нет - не проявляет инициативу и Госкорпорация по организации воздушного движения (ГК ОрВД).

Известно лишь о том, что в качестве «номеров» на дрон будут ставиться RFID-метки, которые позволят считывать информацию о беспилотнике на расстоянии до 300 метров. Заниматься регистрацией дронов будет ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а заявку можно будет подать через интернет, заплатив 200-300 рублей, либо сразу оформить регистрацию при покупке дрона. Но это всё теоретически: по состоянию на конец апреля 2017 года система регистрации лишь находится в процессе разработки.

Где летать - тоже непонятно, потому что даже частный самолет или воздушный шар ведь не летает просто так, он каждый полет согласовывает с множеством ведомств: от Росавиации и ФСБ до авиадиспетчеров. При этом должен быть план полета - то есть, согласованный маршрут в согласованное время.

Где получать лицензию пилота (без действующей лицензии к полету не допустят) - тоже решительно непонятно. Получается замкнутый круг и, де-факто, полный запрет на использование частных БПЛА.

Луч света

Некоторое понимание процесса имеется пока разве что в Департаменте транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа: они сообщают, что нужно получить разрешение на использование воздушного пространства, которое выдают в Екатеринбургском зональном центре Единой системы организации воздушного движения ЗЦ ЕС ОрВД Екатеринбург, однако напоминают, что передвижения беспилотных летательных аппаратов над населёнными пунктами могут выполняться при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

В разных странах Европы есть свои дополнительные ограничения по дронам (например, в Германии высота не более 100 метров). Фото: Christopher Michel / Flickr / CC BY 2.0

Воруй, убивай

Таким образом, сейчас любой запуск беспилотника - это нарушение закона, за которое предусмотрен штраф в размере 3-5 тысяч рублей. Впрочем, как это обычно бывает в России, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения: пока известно только два случая, когда за запуск квадрокоптеров задерживали и штрафовали, оба раза в Москве на глазах у полиции (в частности, возле стен Кремля - и именно поэтому теперь, оказавшись около Красной Площади, вы по GPS внезапно перекидываетесь во Внуково - в зоне аэропорта дрон, согласно заложенной в него программе, стартовать откажется).

Обычные же полицейские, как правило, не знают о запрете дронов, так что если они увидят в небе ваш квадрокоптер - никто не будет объявлять план «Перехват»; найти пилота достаточно сложно. Опытные «летуны» перед завершением полета советуют сначала отлететь в сторону и зависнуть, чтобы дезориентировать противника, а затем, держа наготове сумку, резко вернуть дрон на базу, прыгнуть в машину и уехать.

Впрочем, есть один нюанс: вы же наверняка захотите выложить видео с дрона в YouTube, и вот оно уже может вызвать интерес органов (хотя, опять же, никого еще за это не оштрафовали).

Что делать

Пока остается только ждать внесения хоть какой-то ясности. Лоббируются попытки изменить законодательство - вплоть до того, чтобы регистрация и лицензия требовались лишь для коммерческих дронов (весом от 30 кг). Соответствующие поправки были даже приняты в 2016 году, однако с 5 июля они прекращают свое действие.

НП «ГЛОНАСС» считает, что главной целью при формировании системы отношений между участниками сферы создания и применения БАС (беспилотных авиационных систем) должно стать обеспечение безопасности их применения.

В НП «ГЛОНАСС» уверены, что ответственность за организацию воздушного движения, в том числе воздушного движения БВС (беспилотного воздушного суда) в составе БАС, должен нести один оператор.

Полагаем, что целесообразно возложить полномочия по контролю и управлением трафиком БАС, а также полномочия выступать в качестве заказчика создания такой системы, на ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

прокомментировали в НП «ГЛОНАСС»

А что у «них»?

Европейское аэрокосмическое агентство (EASA) предписывает не летать на дронах в ближе чем 50 метров от людей, транспортных средств и зданий, а также над ними. Также в Европе нельзя летать выше 150 метров. Дроны разделены на 4 категории (A0-A3) в зависимости от веса и скорости.

Лицензия пилота нужна только для тяжелых дронов A3, применяемых для коммерческих работ. Максимальный вес дрона составляет 25 кг: это значение выбрано потому, что для моделей самолетов весом более 25 кг требуется уже сертификация. Цифра в 250 г тоже фигурирует: все, что легче (и не быстрее 15 м/с), то есть, категория A0 - может летать без дополнительных вопросов. Такими дронами могут управлять и дети до 14 лет.

В США много правил, в частности, нельзя летать выше 400 футов (122 метров), расстояние до ближайшего облака должно быть не менее 500 футов по вертикали и 2000 по горизонтали. Но, главное, требуется лицензия на пилотирование дрона.

Кроме того, запрещены полеты в темное время суток за исключением случаев, когда дрон оснащен габаритными огнями, видимыми не менее чем за 3 мили. При нанесении телесных повреждений или материального ущерба на сумму более 500 долларов пилот обязан сообщить об авиаинциденте в FAA - главный авиационный регулирующий орган.

Вывод

Владеть дроном становится все сложнее. «Вольница», которая действовала еще несколько лет назад, закончилась, и гайки закручивают все сильнее и сильнее. Прежде, чем покупать дрон, подумайте - готовы ли вы нести за него ответственность.

Что будет с 1 июля 2017 года:

  • Дроны массой от 250 г до 30 кг нужно регистрировать с помощью RFID-меток
  • Дроны массой от 30 кг нужно регистрировать как полноценные воздушные суда
  • Для управления дроном нужна лицензия, которую непонятно, где и как получить
  • Перед полетом нужно получить разрешение на использование воздушного пространства

Во время загрузки произошла ошибка.

Теперь всем владельцы беспилотников гражданского назначения обязаны проходить обязательную государственную регистрацию собственных летательных аппаратов. Новшество касается моделей с массой от 0,250 до 30 кг. Постановка на учет осуществляется ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», а документы для регистрации достаточно направить в электронном виде, что значительно упрощает процедуру.

Стоимость учета дрона должна составить примерно 300 руб. В результате регистрации авиалюбитель получает RFID-метку, позволяющую считывать данные о дроне и владельце по воздуху на расстоянии до 300 метров.

О порядке регистрации подробно изложено в законе «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», который дополнен пакетом поправок , описывающих правила учета беспилотных средств.

Ясно, что регистрация необходима, но возникает вопрос как это сделать? На данный момент механизм по регистрации не запущен и база данных БПЛА отсутствует. Нам в сложившейся ситуации остается продолжать летать и следить за ситуацией.

Международный опыт регулирования

Принятие в России закона об обязательной процедуре регистрации и сертификации БПЛА не является чем-то уникальным, а следует международному тренду в этой области. По мере того, как технологии производства беспилотников позволили изготавливать небольшие по размерам, а также различные по назначению и функциональным возможностям аппараты, все больше обычных людей захотели получить БПЛА в собственное распоряжение.

Количество беспилотников в частном владении в большинстве стран мира растет из года в год, в связи с чем возникают различные конфликты и сложные вопросы. Помимо этого, существует фактор террористической опасности, который не могут игнорировать власти. В 2014 году произошел инцидент в лондонском аэропорту Хитроу, где во время взлета пассажирского лайнера едва не произошло столкновение с неизвестным беспилотником. В США также отмечали несколько похожих случаев, которые списали на неадекватность владельцев БПЛА.

В результате, несколько лет назад во многих странах начался процесс принятия законов, регулирующих вопросы покупки и владения БПЛА. Рассмотрим несколько примеров.

Европа

В странах ЕС дроны имеются на руках многих частных владельцев. Различные модели таких аппаратов используются для нужд государства и частных компаний. В последние 2-3 года принимаются законы на национальном уровне, хотя на “общесоюзном” никакого, хотя бы рамочного соглашения, не принято, кроме постановления Европейского парламента, которое касалось двух вопросов:

    ограничения на применение дронов для фото- и видеосъемки (неприкосновенность частной жизни), а также,

    вопросов идентификации операторов БПЛА.

Схожие по ограничениям законы на национальном уровне сегодня уже действуют в таких странах, как: Ирландия, Италия, Австрия, Чехия, Великобритания. В ряде вопросов оно иногда жестче, чем российское. Например, в Ирландии владельцы всех БПЛА, вес которых превышает 1 кг, должны зарегистрировать свои аппараты в Управлении авиации Ирландии (Irish Aviation Authority - IAA). Итальянский закон запрещает запускать беспилотники в местах большого скопления людей, включая городские агломерации. БПЛА нельзя направлять к аэропортам и частным владениям. Схожие ограничения есть в других европейских странах.

США и Канада

В Канаде более либеральные законодательные положения. В частности, частные лица могут не регистрировать свои БПЛА, если приобретают их просто для развлечения. А вот для более серьезных целей дрон придется зарегистрировать, а если он тяжелее 25 кг, то для управления оператору нужно получать лицензию. Есть также возрастные ограничения: если вам меньше 16-18 лет, то управлять БПЛА вы сможете только под руководством более старшего товарища или преподавателя. Получить полное разрешение на управление можно только по достижении 18 лет.

Самое жесткое законодательство принято в США. Вероятно, наученные горьким опытом 11 сентября, а также уже имевшимися многочисленными происшествиями из-за неадекватов с джойстиком, власти Соединенных Штатов предписали регистрировать вообще все дроны. Процедура, правда, очень простая и дешевая (на сайте FAA (Federal Aviation Administration), стоимость всего $5), зато штраф за отказ или уклонение от регистрации составит $27000. О масштабах владения БПЛА в США говорит количество зарегистрированных в первые месяцы аппаратов: 300 000 единиц. Помимо ряда ограничений на федеральном уровне законодательство разрешает вводить собственные ограничения на уровне штатов.

История принятия закона о БПЛА в России

Как видим, российское законодательство о БПЛА формировалось в русле международных тенденций, другое дело, что современный вариант закона был принят в результате многочисленных споров и протестов. Количество дронов в России за последние годы существенно выросло, хотя точной статистики нет. БПЛА есть в распоряжении государственных и частных структур, а также физических лиц.

Причины появления правительственного законопроекта

Положения Воздушного кодекса РФ 1997 года, не учитывали новой реальности, поэтому возникла острая необходимость уточнения его отдельных положений. Кроме того, государство решило создать общую базу данных по всем имеющимся в стране БПЛА. Подготовка нового законопроекта была возложена на Министерство транспорта РФ, которое завершило работу над поправками в Воздушный кодекс к марту 2015 г. Кстати, в проекте закона все БПЛА были названы “экспериментальной авиацией”.

Какие цели преследовал новый законопроект? С точки зрения органов государственной власти, Воздушный кодекс в новых условиях явно устарел, особенно “в части подготовки, аттестации и допуска к деятельности специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации”, так как ранее нормы регулировали только проблемы военной и гражданской авиации. Поэтому разработчиками закона предлагалось внести следующие нововведения в Воздушный кодекс:

    в новой статье закона сделать обязательной аттестацию авиационного персонала экспериментальной авиации (то есть, БПЛА);

    ввести обязательную сертификацию для операторов БПЛА, выдавая им свидетельства по результатам обязательной аттестации;

    разработать специальные программы подготовки операторов БПЛА.

Любопытно, что в законопроекте Минтранса никаких норм регулирующих параметры БПЛА для обязательной регистрации не было вообще. 19 марта данный законопроект был одобрен Правительством Д.Медведева, а в конце того же месяца поступил для рассмотрения в Государственную Думу.

Обсуждение и принятие закона в версии 2015 года

В ходе обсуждения закона депутатами были предложены поправки, которые определяли такие понятия, как:

    беспилотный летательный аппарат и беспилотная авиасистема,

    кто является пилотом и/или участником экипажа БПЛА,

    кто несет ответственность за спасение терпящего бедствие БПЛА и т.п.

Этих определений в прежней версии Воздушного кодекса не было, хотя беспилотники в СССР и России существовали с 1970-х годов (в Вооруженных силах).

В третьей редакции обновленного кодекса появилось так возмутившее многих положение о том, что “государственной регистрации подлежат […] беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 0,25 килограмма и менее”. Покупка обычных радиоуправляемых моделей, авиамоделирование и авиамодельный спорт тоже оказались под угрозой наряду с БПЛА других типов. Существовали и другие совершенно абсурдные положения: например, согласование маршрута следования БПЛА.

Депутатами было предложено внести на учет все “беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации”. Когда же возник вопрос о том, кто будет вести учет таких аппаратов, то было решено поручить эту процедуру ФСБ.

Планировавшийся порядок регистрации БПЛА

Процедура регистрации, по мысли законодателей, должна была носить стандартный характер. Заявитель должен внести ряд следующих параметров:

    Указать страну происхождения БПЛА;

    Указать тип (название, данное изготовителем);

    Вписать серийный номер;

    Указать год производства;

    Обязательно указать военное или гражданское назначение аппарата;

    Дать информацию о фирме или физическом лице, изготовившем летательный аппарат;

    Указать максимальную взлетную массу;

    Дать информацию о типе, количестве и мощности двигателей;

    Принести документ, который подтверждал бы легальную покупку летательного аппарата (обязательно для зарубежных моделей);

    Принести документ, подтверждающий изготовление БПЛА (если он был сделан в кустарных условиях);

    Указать свои данные в качестве: физического или юридического лица (ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения, номер телефона, основной номер госрегистрации и ИНН (при наличии).

Ответственная за учет структура должна была после этого внести аппарат в единый реестр о беспилотных воздушных судах и предоставить владельцу БПЛА документ о постановке на учет. После регистрации регистрационный номер также наносился на борт БПЛА в качестве опознавательного знака.

Теперь представим, что если бы закон действовал сегодня именно в таком формате, то каковы были бы шаги человека, решившего подарить своему сыну радиоуправляемую модель самолета или вертолета. Он вынужден был бы подать в соответствующее подразделение службы безопасности стандартную заявку с указанием всех параметров детской игрушки, а далее ждал бы разрешения властей на ее использование со всеми полагающимися последствиями. А сколько вообще было бы заявлений от владельцев различных БПЛА?

Понятно, почему закон, подписанный 30 декабря 2015 года Президентом, вызвал возмущение и протесты.

Изменения в законе от 21 июня 2016 года

Прежний закон оказался недоработанным и содержал не только чересчур жесткие ограничения, но и оставил без регулирования ряд важных вопросов, например, порядок регистрации и учета БПЛА, а также санкции в отношении нарушителей. Предполагалось, что остальные вопросы будут урегулированы дополнительными положениями Правительства РФ. Вопрос об общественных слушаниях предложений правительства также повис в воздухе, так как никаких четких рекомендаций и регламента регистрации аппаратов не было.

В итоге, не проработанный детально закон “повис” в воздухе, а Думе пришлось принимать обновленные положения поправок к Воздушному кодексу. Принятый в начале июля 2016 года закон отменил поправки в Воздушный кодекс, закрепленные в декабре прошлого года. Теперь не нужно проходить государственную регистрацию и сертифицировать БПЛА весом до 30 кг. Кроме того, владельцам таких аппаратов не нужен сертификат летной годности и свидетельство авиационного персонала гражданской авиации.



Просмотров