Федеральный закон от 28.12 16 488 фз. С изменениями и дополнениями от

Добрый день, дамы и господа!

У меня в руках текст Федерального закона №488-ФЗ от 28 декабря 2016 года . Согласно данному документу, кредиторы юридического лица, в том числе, если этим кредитором является бюджет (то есть налоговая инспекция), признанного недействующим, могут предъявить иски к его бенефициарам. Я переведу сейчас это на русский язык. Данным документом внесены изменения в законодательство, позволяющие взыскивать с руководителей предприятий и других лиц, ответственных за принятие решений, в том числе налоговую задолженность. Иски в данном случае будут инициированы органами ФНС России.

О чем же идет речь? Речь в этом замечательном федеральном законе №488-ФЗ идет об изменениях, внесенных в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ , куда добавлен п.3.1 ст.3 . Изменения внесены не только в ст. 3 , но еще и в ст. 10 Федерального закона «О несостоятельности и банкротстве» №127-ФЗ . И речь идет о следующем, поясню на конкретных примерах.

Допустим, вы решили, ликвидировать свою организацию. Своевременно уведомили налоговиков. В соответствующем вестнике опубликовано ваше решение о ликвидации. В течение двух месяцев вы принимали различного рода претензии от ваших кредиторов. Ваши кредиторы никаких претензий к вам не предъявили. Налоговая инспекция как кредитор, проведя камеральную налоговую проверку, допустим, никаких претензий к вам не предъявила. Вы после этого подготовили ликвидационный баланс, заполнили форму Р16001. Сходили к нотариусу, заплатили государственную пошлину. Сдали все бумаги, и налоговики ликвидировали вашу организацию, вычеркнув ее из ЕГРЮЛ, подтвердив таким образом, что вы больше ничего никому не должны. В том числе, налоговики своим решением подтверждают, что вы ничего никому не должны в части, касающейся бюджета по налогам. Это один путь.

Другой путь. Вами была проведена грамотная процедура абсолютно законного банкротства. Ваша компания ликвидирована в результате банкротства. Вы принимали всевозможные претензии. Все претензии удовлетворили. Компания была ликвидирована. Судебное решение, на основании которого ваша компания была вычеркнута налоговикам из ЕГРЮЛ, дает вам право считать, что вы чисты, и спать вы можете спокойно.

Нет, уважаемые коллеги! Теперь, в связи с изменениями в №14-ФЗ , в связи с изменениями в №127-ФЗ , спать спокойно больше не придется. Теперь в течение 3 лет с момента официальной государственной ликвидации, налоговики могут вернуться к этой уже ликвидированной компании. Я не буду рассказывать, как они могут проверить, но, поверьте мне, могут проверить взаимосвязи этой компании за все ее прошлое. Найти ее связи с каким-то «серыми» или нехорошими конторами. Посчитать для уже ликвидированной компании недоимки, пени и штрафы. А так как компания ликвидирована, то эти недоимки, пени и штрафы невозможно предъявить организации. Так вот, налоговики теперь радостно будут предъявлять эти претензии (обратите внимание, все это за счет личного имущества) о погашении недоимок, пеней и штрафов для уже ликвидированной организации в течение трех лет с момента ликвидации «лицам, которые в силу закона или иного правового акта или учредительного документа юр. лица, могут выступать или могли выступать его имени учредителями, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнение своих обязанностей это лицо, действовало недобросовестно или неразумно, в том числе, если его действия/бездействия не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску».

Посмотрите, коллеги, п. 1 ст. 53.1 ГК РФ . А также эти претензии налоговики будут предъявлять к членам коллегиальных органов юридического лица, например, к совету директоров, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков. Или действуя добросовестно не принимал участия в голосовании (п. 2 ст. 53.1 ГК РФ ). Также они будут предъявлять претензии лицам, имеющим фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе давать возможность указания должностным лицам (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ ).

Давайте, я переведу это на русский язык. Это означает, что в течение 3 лет с момента ликвидации юридического лица, отвечать по долгам этого юридического лица всем своим личным имуществом будет любой единоличный исполнительный орган любого общества, то есть директор, генеральный директор, исполнительный директор или управляющий, управляющая организация. Также всем своим личным имуществом будут отвечать основные акционеры либо учредители. Также всем своим личным имуществом будут отвечать (здесь мутно, я не знаю, как будет складываться судебная практика) иные лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе иметь возможность давать указания должностным лицам. Черт его знает, что это означает! Означает ли это, что отвечать всем своим личным имуществом по долгам уже ликвидированной компании будет, например, финансовый директор или главный бухгалтер? Не знаю. Не хочу заранее запугивать. Посмотрим судебную практику. Этот закон по поводу «замечательной» ответственности окончательно вступит в силу с 1 июля 2017 года. Будет действовать «назад». Это означает, что если проверка придет к вам после 1 июля 2017 года, или кто-то вспомнит про уже ликвидированную вами компанию после 1 июля 2017 года, то, конечно же, эти претензии могут быть предъявлены.

Ну и какова же цель принятия этого закона? Цитирую: «По мнению представителей ФНС России, благодаря этому закону, налоговые органы смогут напрямую предъявлять требования к контролирующим должника лицам, виновным в неплатежеспособности юридического лица». Какая забота о нас! Для этого даже не нужно будет возбуждать процедуру банкротства, так как при отсутствии конкурсной массы в рассматриваемой ситуации это повлечет излишние траты. Зачем? Можно будет сразу предъявить претензии бывшему учредителю, и разорить его к чертовой матери, отобрав чуть ли не последнюю квартиру. А когда я говорю «последнюю квартиру», я знаю, о чем говорю.

Это новый законопроект, в соответствии с которым будут отнимать единственное жилье, при условии, если на каждого члена семьи идет превышение установленного метража в 15-18 м² на человека в 2 и более раза. Понимаете, какая штука? Такой подход, как говорят представители ФНС России, позволит в 2-3 раза снизить количество неэффективных процедур банкротства и, конечно же, пополнить бюджет.

Замечательно! Просто замечательно! Вы думаете это все, коллеги? Нет, конечно! Не только ФНС России смогут возбуждать подобные дела. Право возбуждать подобные дела дано, в том числе, вашим бывшим сотрудникам или вашим нынешним сотрудникам. Я могу это процитировать. Прочитайте сами этот замечательный №488-ФЗ ! Я приготовил кое-какие цитаты, но не знаю, грузить вас ими или нет. Раз уж я ссылался на будущие изменения в п.3.1. ст.3 14-ФЗ , я немного процитирую: «…в данном случае, если неисполнение обязательств общества, в том числе в следствии причинения вреда, обусловлено тем, что лица, указанные в п.1-3 ст. 53.1 ГК РФ …»

Что это за лица? В п. 1 написано, что это директор. В п. 2 написано, что это члены коллегиальных органов юридического лица. Это совет директоров, за исключением тех, кто голосовал против. В п.3 написано, что это лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица, то есть учредители. Так вот, в данном случае, если неисполнение обязательств общества, в том числе в последствии причинения вреда обусловлены тем, что перечисленные мною лица, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора, имеется ввиду ФНС РФ, на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

То есть, уважаемые дамы и господа, все, о чем я говорил до этого – не плод моего больного воображения. Это плод мысленных усилий чиновников. Как такое вообще возможно в правовом государстве? Сначала подтвердить человеку, что к нему нет никаких претензий, но оставить себе лазейку в течение трех лет его разорить. Я не знаю, как такое возможно. Но, факт в том, 488-ФЗ подписан. Не знаю, цитировать вам дальше все эти замечательные вещи или не цитировать…

Почитайте сами. Я писал про работника, про бывшего работника должника. Он тоже может инициировать все это «хозяйство». Почитайте: тут все «замечательнейшим» образом написано. Т.е., если ваш бывший работник в течение 3 лет с момента ликвидации вашей компании очухается и решит, что вы ему что-то должны и докажет через суд, что вы ему действительно что-то должны… Что ж, замечательно, за счет личного имущества, субсидиарную ответственность будет нести директор, генеральный директор, учредители и члены совета директоров, в том числе.

Внести в Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785; 2002, N 12, ст. 1093) следующие изменения:

А) абзац первый дополнить словами ", в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц";

Б) дополнить абзацем следующего содержания:

"В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется арбитражным судом в форме электронного документа.";

4) пункт 2 статьи 147 дополнить абзацами следующего содержания:

"перечень требований кредиторов по текущим обязательствам, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора);

Перечень требований кредиторов, чьи требования признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора).".

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2) статью 28 дополнить пунктом 6.7 следующего содержания:

"6.7. Оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, сведения о наименовании должника - юридического лица и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), сведения о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о дате введения соответствующей процедуры, сведения о прекращении производства по делу о банкротстве, сведения об утвержденных внешнем управляющем или конкурсном управляющем (фамилия, имя и, если имеется, отчество такого арбитражного управляющего, его идентификационный номер налогоплательщика) и об изменении таких сведений. Указанные сведения представляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее трех дней со дня их внесения в данный реестр.";

3) в пункте 4 статьи 42:

а) абзац первый дополнить словами ", в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется арбитражным судом в форме электронного документа.";

4) пункт 2 статьи 147 дополнить абзацами следующего содержания:

"перечень требований кредиторов по текущим обязательствам, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора);

перечень требований кредиторов, чьи требования признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора).".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

2. Пункт 2 статьи 1, подпункты "в" и "г" пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 сентября 2017 года.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 105.14 ЧАСТИ ПЕРВОЙ И ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 21 декабря 2016 года
Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2016 года

а) в абзаце первом пункта 2 слова "2. Участник" заменить словами "2. Если иное не установлено пунктом 2.1 настоящей статьи, участник";

б) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1. Участник проекта - исследовательский корпоративный центр утрачивает право на освобождение в случае, если:

утрачен статус участника проекта, с момента утраты такого статуса;

совокупный размер прибыли исследовательского корпоративного центра, рассчитанный в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил один миллиард рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли;

доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав, определяемые в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, составили менее 50 процентов в общей сумме его доходов, с 1-го числа налогового периода, за который полученный исследовательским корпоративным центром доход от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составил менее 50 процентов в общей сумме его доходов.

Сумма налога за налоговый период, в котором произошла утрата статуса участника проекта, и (или) в котором имело место указанное превышение совокупного размера прибыли, и (или) в котором указанная доля дохода составила менее 50 процентов в общей сумме доходов, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с исследовательского корпоративного центра соответствующих сумм пеней.";

в) в абзаце четвертом пункта 5 слова "пункте 2" заменить словами "пункте 2 или 2.1";

а) абзац второй дополнить предложением следующего содержания: "При этом положения настоящего абзаца не распространяются на прибыль, полученную в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.";

б) дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:

"В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 настоящего Кодекса, превысил 300 миллионов рублей (для участника проекта - исследовательского корпоративного центра - один миллиард рублей), и (или) в котором участник проекта утратил статус участника проекта, и (или) в котором доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составили менее 50 процентов в общей сумме доходов исследовательского корпоративного центра, полученная таким участником проекта прибыль подлежит налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 1 настоящей статьи, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом положения настоящего абзаца распространяются на прибыль, полученную в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.";

а) в пункте 20 слова "предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса" заменить словами "предусмотренных пунктом 2 статьи 145.1 настоящего Кодекса (для указанных в настоящем пункте организаций, являющихся исследовательскими корпоративными центрами, - пунктом 2.1 статьи 145.1 настоящего Кодекса)";

б) в пункте 25:

в абзаце третьем слово "взаимозависимыми;" заменить словом "взаимозависимыми.";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Исключения, установленные абзацами вторым и третьим настоящего пункта, не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного начиная с 1 января 2013 года. Дата производства железнодорожного подвижного состава определяется на основании технических паспортов;";

5) в статье 426:

а) в наименовании цифры "2018" заменить цифрами "2019";

б) в абзаце первом цифры "2018" заменить цифрами "2019";

6) в пункте 2 статьи 427:

а) абзац первый после слов "настоящей статьи," дополнить словами "в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования";

б) в абзаце первом подпункта 1 слова "подпунктах 1 - 3" заменить словами "подпунктах 1 и 2";

в) дополнить подпунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1) для плательщиков, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, в течение 2017 - 2023 годов:

на обязательное пенсионное страхование - 8,0 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,0 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), - 1,8 процента;

на обязательное медицинское страхование - 4,0 процента;";

7) подпункт 1 пункта 9 статьи 430 дополнить словами "(в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности)".

Статья 3

Признать утратившими силу абзацы сорок восьмой - пятидесятый пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 221-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4222).

Статья 4

2. Положения пункта 2.1 статьи 145.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют до 31 декабря 2021 года включительно.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

В 1992 году был принят первый закон о банкротстве. Поскольку на тот момент опыт ведения бизнеса был не велик, а для развития предпринимательской деятельности требовались комфортные условия, закон сделали максимально слабо защищающим интересы кредиторов.
Второй закон о банкротстве приняли в 1998 году. На рассмотрение заявления о банкротстве выделялось 10 дней, руководство предприятия практически сразу лишалось полномочий. В результате - в тот период банкротство стало важнейшим инструментом рейдера.
Действующий сейчас закон был принят в 2002 году. В этом законе законодатели попытались учесть ошибки предыдущих, соблюсти баланс интересов должников и кредиторов. И пытаются сделать это по сей день – за время существования Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» было принято около восьмидесяти законов, вносящих в него поправки.
Вот только баланс интересов должников и кредиторов смещается в сильной зависимости от экономической ситуации. В последние несколько лет - активно в пользу кредиторов. Более того, в основном, в пользу одного кредитора – ФНС. Достаточно вспомнить некоторые поправки, внесенные в 2015 - 2016 годах, в соответствии с которыми:
должник при подаче заявления на «самобанкротство» потерял право выбирать арбитражного управляющего;
введена презумпция вины руководителя (что приводит к субсидиарной ответственности) в случае, если больше 50% требований в реестре кредиторов у ФНС;
для некоторых требований (по сути, опять в основном для ФНС) срок включения в реестр кредиторов увеличен с двух до восьми месяцев.
И вот, буквально перед новогодними праздниками Президент подписал Федеральный Закон № 488-ФЗ от 28.12.2016 года.
Что же изменилось?
Возможность привлекать к субсидиарной ответственности без банкротства, после исключения компании из ЕГРЮЛ.
До поправок судебная практика (за редким исключением) говорила о том, что субсидиарная ответственность без банкротства не возможна. Теперь в Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» внесены положения, позволяющие привлекать директора и участников к субсидиарной ответственности после исключения общества из ЕГРЮЛ, если неоплата долгов обусловлена недобросовестностью или неразумностью вышеуказанных лиц.
Возможность привлекать к субсидиарной ответственности, если банкротство невозможно из-за отсутствия денег на это банкротство.
Раньше подавать заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц можно было только в ходе конкурсного производства. Поправки позволят делать это в тех случаях, когда заявление о банкротстве было возвращено или процедура банкротства была прекращена вследствие отсутствия средств на финансирование банкротства.
Возможность привлекать к субсидиарной ответственности в течение трех лет после завершения конкурсного производства.
Закон о банкротстве говорил, что долги, не погашенные в процедурах банкротства, после завершения процедур считаются погашенными. Кроме того, существовавшие нормы не позволяли кредиторам подавать заявления о привлечении к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства.
Новые нормы позволяют подавать заявление о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в течение трех лет со дня завершения конкурсного производства в случае, если кредитор узнал о наличии соответствующего оснований после завершения конкурсного производства.
Как быть?
Конечно, хотелось бы дать универсальный совет – не нарушать законодательство и не причинять убытков кредиторам. Но в существующих реалиях это не всегда возможно.
На мой взгляд, для успешного избавления от обремененного долгами юридического лица без негативных последствий необходимо соблюдение ряда условий:
1. Грамотное управление налоговыми обязательствами. Наверное, пора перестать уже бросать сотни миллионов на ООО «Василек» за товарно-материальные ценности, которых никто не видел.
2. Продуманные «предбанкротные» мероприятия. Предприниматели должны понимать, что те времена, когда можно было оформить продажу активов на ООО с похожим названием и таким же юрадресом, перевести туда же сотрудников и контракты, а потом бросить проблемное предприятие – безвозвратно прошли.
3. Квалифицированное (грамотное, профессиональное, не шаблонное) проведение процедур банкротства.

После принятия закона появился ряд статей, утверждающих, что любой ликвидированной компании могут быть доначислены налоги, которые могут быть «перевешены» на ее руководителя и учредителя. По нашему мнению, далеко не для каждого директора не каждой компании найдутся соответствующие основания.

И несколько практических советов.

Закон говорит, что после закрытия компании можно предъявить претензии, если:
1. Компания исключена из ЕГРЮЛ в административном порядке, решением налогового органа.

Соответственно, не нужно до этого доводить.

2. Кредитор узнал о наличии оснований для субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства

Значит, нужно сделать так, чтобы кредитор узнал об этом в ходе конкурсного производства.

3. Если заявление было возвращено или производство прекращено из-за отсутствия финансирования.

В этом случае — нужно найти финансирование.



Просмотров