Источники гражданского права. Их классификация. Основные источники гражданского права Федеральные законы являющиеся источниками гражданского права

Источник права (из ТГП)

Источник (форма) права - исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Включают:

  • правовой обычай;
  • нормативные правовые акты (НПА) государственных органов;
  • нормативные правовые акты (НПА) общественных организаций (с санкции государства);
  • правовой договор;
  • прецедент.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

К числу источников отечественного гражданского права следует относить:

  1. международные договоры, в которых участвует РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международ­ного права;
  2. законодательство (нормативные правовые акты);
  3. обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи;
  4. судебную практику (спорно, de facto)
  5. договоры (спорно) .

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и, следова­тельно, одним из источников ее права. Для их действия, согласно ст. 7 ГК РФ, характерно то, что они:

  • обладают непосредственным действием (т.е. не нуждаются в том, чтобы они специально признавались или воспроизводились в актах РФ, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта);
  • имеют приоритетное действие, что предусмотрено Конституцией РФ ("если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора").

Замечание

ВАЖНО! Федеральным конституционным законом от 14.12.2015 № 7-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" в ст. 3 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" внесена ч. 3.2 , дающая Конституционному суду РФ право признавать невозможным исполнение в России решений международных судов, если они нарушают принцип верховенства российской конституции.

Господствующей фор­мой (источником) права являются нормативные акты , среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере последние охватываются по­нятием гражданского законодательства.

Основные виды федеральных нормативных актов по гражданскому праву:

1) законы;

Законы - федеральные (в т.ч. кодифицированные) и (по вопросам совместной компетенции) субъектов Федерации (которые должны строиться на основе и соответствовать федеральным нормативным актам). Центральное место среди законов занимает ГК РФ.

2) подзаконные акты.

2) Подзаконные акты:

  • указы Президента РФ , которые не должны противоречить ГК РФ и иным федеральным законам (или, по сложившейся практике, приниматься и действовать до принятия соответствующего закона);
  • постановления Правительства РФ , которые могут содержать нормы гражданского права, принятые на основании и во исполнение ГК РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.
  • ведомственные акты , которые могут содержать нормы гражданского права только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, федеральными законами и "иными правовыми актами" (то есть указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

При рассмотрении и решении гражданских дел могут применяться обычаи , которые в ГК РФ получили название "обычаев делового оборота". Это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, не имеет юридического значения, зафиксированы ли эти правила в каком-либо документе или нет (ст. 5 ГК РФ).

В российской правовой системе весьма велико значение судеб­ной практики . Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источ­ником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действую­щего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил (modolegislatoris). Так, в соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по при­менению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательны­ми, т.е. содержащими обязательное толкование действующих правовых норм.

Альтернативная точка зрения

Ряд ученых не относит судебную практику (например, акты высших судебных инстанций - Верховного и Конституционного судов) к источникам гражданского права. Например, П.В. Крашенинников пишет: "Сами по себе такие акты акты конституционного судопроизводства вряд ли можно считать источниками гражданского права, однако недооценивать их роль нельзя. В целом ряде случаев постановления и определения Конституционного Суда РФ восполняют пробелы в гражданском законодательстве. Нередко акты Конституционного Суда содержат положения, толкующие гражданский закон... разъяснения (Верховного Суда РФ - прим. моё) способствуют правильному и единообразному применению актов гражданского законодательства" (см. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с. С.74.)

Однако несложно заметить, что судебная практика высших судов содержит основные (существенные) черты источника права:

  • исходит от государства (от одной из ветвей государственной власти - судебной);
  • официально признаётся государством.

Не являются источниками права

Не является источником права цивилистическая доктрина . Обосно­ванные учеными выводы, изложенные в комментариях, монографиях и т.д., обычно представляют собой результат доктринального (научно­го) толкования закона и других источников права, но не имеют обяза­тельного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовер­шенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера , не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто ис­пользуются конкретные уставы различных юридических лиц, их внут­ренние регламенты и другие «корпоративные» документы, примерные договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не слу­чайно говорят, что «договор - закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию.

Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состо­ит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства, наде­ленными компетенцией по изданию нормативных актов, а приня­ты самими участниками гражданских правоотношений. Такие ак­ты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов, а не правовых норм: не будучи общеобязатель­ными правилами поведения, они имеют значение для возникнове­ния, изменения или прекращения конкретных правоотношений, в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии пол­ного соответствия их содержания действующему законодательст­ву). С их помощью участники гражданских правоотношений мо­гут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкрет­ные взаимосвязи.

Источники гражданского законодательства

Гражданское законодательство (в широком смысле) - это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, которые действуют в Российской Федерации.

Ст. 3 ГК РФ устанавливает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и состоит из

  1. Гражданского Кодекса и
  2. принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу.

По Конституции РФ гражданское законодательство "находится в ведении Российской Федерации". Это значит, что вопросы гражданского права определяются и в основном регулируются федеральными нормативными актами. По вопросам установленного Конституцией совместного ведения акты субъектов Федерации, касающиеся гражданско-правовых вопросов (например, по жилищным отношениям), должны основываться и строиться в соответствии с федеральными нормативными актами.

Центральное положение среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс РФ.

Законы - федеральные и (по вопросам совместной компетенции) субъектов Федерации, должны строиться на основе и соответствовать федеральным нормативным актам, центральное место среди которых занимает ГК РФ.

Других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права, довольно много. Их перечень включает как федеральные законы, прямо указанные в тексте ГК РФ (например, закон об актах гражданского состояния (ст. 47), закон об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87), и др), так и не указанные в нем.

Особо следует выделить кодифицированные акты, содержащие гражданско-правовые нормы, к которым относятся Земельный, Жилищный, Семейный, Трудовой, и другие кодексы российского права.

Понятие гражданского права означает одну из отраслей права , регулирующую имущественные и личные неимущественные гражданские правоотношения . Гражданское право - основа удовлетворения частных потребностей человека, а также нормального развития экономики страны. Государство является гарантом защиты гражданских прав.

Система гражданского права берет корни еще в римском праве (или цивильном праве ) - системе регулирования имущественных отношений между гражданами Древнего Рима. Такой принцип гражданского права характерен для России и всей континентальной Европы, в отличие от англосаксонских стран (Великобритания, США, Канада, Австралия), где основой законодательства стало не римское право, а принцип «прецедента».

Источники гражданского права.

Источниками гражданского права Российской Федерации являются:

  1. Конституция .
  2. Гражданский кодекс.
  3. Федеральные законы, касающиеся гражданского права.
  4. Указы президента и постановления правительства.
  5. Акты органов власти субъектов Федерации .
  6. Местные нормативные документы юридических лиц (например, документы нотариуса).
  7. Некоторые (действующие) нормативные документы СССР и РСФСР.

Объектами гражданского права являются материальные (движимое и недвижимое имущество, деньги и ценные бумаги) и нематериальные (интеллектуальная собственность, информация, авторское право) блага .

Один из основных параметров субъекта гражданского права - понятие гражданской дееспособности . Гражданская правовая дееспособность - это возможность гражданина своими действиями осуществлять и приобретать права и обязанности. Согласно Конституции РФ, о полной дееспособности можно говорить после достижения совершеннолетия. С 14 лет до 18 лет - граждане являются частично дееспособными, а до 14 лет - недееспособными в правовом понимании. Недееспособным может быть признан также гражданин с серьезным психическим расстройством (только по постановлению суда). Синонимом правовой дееспособности гражданского права в уголовном праве является вменяемость.

Основной предмет гражданского права (как и римского права) - это частное право , или право собственности . В России действует так называемая «триада » гражданского кодекса:

  • право владения (обладания) собственностью;
  • право распоряжения (возможность изменять, дарить, распоряжаться по собственному усмотрению);
  • право пользования (извлекать доходы из собственности, использовать собственность).

Отдельными подотраслями гражданского права являются семейное право (семейный кодекс) и земельное право (земельный кодекс), а также в некоторых странах - торговое (коммерческое) право и

Формы выражения гражданско-правовых норм, которые в совокупности образуют гражданское право, называются источниками гражданского права.

Источники гражданского права делятся на правовые акты и обычаи.

Законодательство РФ включает правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права, закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами. В ней содержатся основополагающие для гражданско-правового регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие предпринимательской деятельностью, и т. д.

Особое место в системе гражданского законодательства занимает ГК РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов, и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить. Приняты и введены в действие части первая, вторая, третья и четвертая ГК РФ.

Следует отметить, что после принятия ГК РФ продолжают действовать ряд законов, например Закон РФ от 29 мая 1992 г. «О залоге» 1 , поскольку они не противоречат Кодексу.

Кроме того, сохранили юридическую силу некоторые нормы гражданского права, принятые еще в СССР. Так, в постановлении Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» было указано, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции РСФСР, ее законодательству и названному Соглашению.

Аналогичное положение содержалось и в постановлении Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 г. «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» , в котором были названы временно действующие акты СССР, применяемые на территории России впредь до принятия соответствующих законодательных актов, если они не противоречат новому российскому законодательству. К ним, в частности, относятся Положения о поставках продукции и товаров, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. , Положение о переводном и простом векселе и др.

Нормы гражданского права содержатся и в так называемых подзаконных актах: указах Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 4, 7 ст. 3).

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК РФ или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, относящемуся к компетенции Президента РФ (ст. 80, 83-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК РФ или федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Следует иметь в виду, что ни Конституция РФ, ни ГК РФ не предусматривают принятия актов гражданского права субъектами РФ - республиками, областями, городами федерального значения.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и ГК РФ (ст. 7) общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Одни международные договоры, участником которых является Российская Федерация, могут применяться к соответствующим гражданско-правовым отношениям непосредственно, тогда как для применения других международных договоров требуется издание внутригосударственного акта - имплементация. Международным договорам РФ придана более высокая юридическая сила по сравнению с внутренним законодательством. Как следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 2 ст. 7 ГК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством РФ, применяются правила международного договора. В качестве примера таких соглашений можно привести Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности, конвенцию УНИДРУА (Международного института унификации частного права) о международном финансовом лизинге и др.

Источником гражданского права является также обычай. Под обычаем понимаются правила, сложившиеся в результате длительного практического применения и получившие признание государства, однако не предусмотренные законодательством. В сфере предпринимательской деятельности обычаи не только складываются, но и применяются. Поэтому в ст. 5 ГК РФ говорится об обычае делового оборота. При этом не имеет значения, зафиксирован ли обычай в каком-либо документе, хотя такие документы в ряде случаев существуют. Например, в России обычаи зафиксированы в сборниках обычаев морских портов, публикуемых как администрацией отдельных портов, так и Торгово-промышленной палатой РФ. Известным является также сборник торговых обычаев «Инкотермс», подготовленный Международной торговой палатой (Париж).

Существование обычая подлежит доказыванию с помощью экспертов, знакомых со сферой его применения. Одновременно надо доказать, что этот обычай был известен и другой стороне. Применяются же обычаи при наличии пробела в законодательстве и отсутствии соответствующего соглашения между сторонами.

    Особенности и виды источников гражданского права РФ
    Понятие и система гражданского законодательства РФ
    Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.
1. Особенности и виды источников ГП РФ.

Понятие и виды источников гражданского права
Источник (форма) права - это внешний способ выражения государством норм права. Если содержанием права является совокупность правил поведения, а его внутренней формой выступают способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, то внешняя форма, или источник права, есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования» государственной воли (Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб, 2001. - С.188.).
Источникам права присущи такие черты, как обязательность, формальная определенность, общеизвестность.
Источники гражданского права представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.
К источникам гражданского права относятся:
конституция РФ; законы; иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права; обычаи делового оборота; нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Анализ правовых систем различных государств показывает, что в каждой из них существуют достаточно разнообразные формы права. Не все виды источников права в конкретном государстве имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.
В странах англо-американской правовой системы преобладающим источником права является судебный прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу. В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как источнике права. Но законы, которыми руководствуется судья в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело.
В континентальной, в том числе и в российской правовой системе, основные источники права - закон и иные нормативно-правовые акты. Прецедент формально не считается источником права, хотя фактически значение судебной практики разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико.
Не являются источником права выводы ученых, которые обычно представляют собой результат научного (доктринального) толкования закона и других источников, но не имеют обязательного характера.
Не могут также считаться источниками права и индивидуальные акты или акты локального характера (например, договоры, уставы различных юридических лиц, правила внутреннего распорядка и др.), которые не содержат общеобязательных предписаний и имеют значение только для регулирования конкретных отношений, возникших между их участниками.
Конституция РФ
Конституция РФ была принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г. Основополагающее значение для гражданско-правового регулирования имеют конституционные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34-36 и др. Конституции РФ), равенство всех форм (ст. 35), право на судебную защиту нарушенных прав; закрепляющие гражданское законодательство в ведении РФ (ст. 71).
Это закон, имеющий высшую силу и верховенство на территории всей РФ. Это означает, что законы и иные нормативные акты, не соответствующие Конституции, не имеют юридической силы, не должны применяться. Конституция имеет прямое действие, т.е. для ее вступления в силу и действия не требуется издания дополнительных нормативно-правовых актов. Конечно, в ряде статей имеются отсылки к федеральным законам (например, в соответствии с ч. 3 ст. 36 «Условия и порядок пользования землей определяется на основании федерального закона»), но их действие носит уточняющий характер.
Законы
Законы - это нормативно-правовые акты, принятые государственными органами представительной власти с соблюдением установленной процедуры. Здесь можно выделить следующие группы:

    Гражданский кодекс РФ. Он занимает центральное место в системе гражданского законодательства и представляет собой отраслевой кодифицированный нормативный акт. Гражданский кодекс состоит из четырех частей. Первая часть, которая регулирует общие положения гражданского права, право собственности и общую часть обязательственного права, введена в действие с 1 января 1996 года. Вторая часть Гражданского кодекса, регулирующая отдельные виды обязательств, введена в действие с 1 марта 1996 года. Третья часть, которая регулирует наследственное и международное частное право, введена в действие с 1 марта 2002 года. Четвертая часть ГК РФ, регулирующая право интеллектуальной собственности, вводится в действие с 1 января 2008 года. Гражданский кодекс, являясь по своей правовой природе также федеральным законом, имеет по отношению к остальному законодательству приоритетное значение, т.е. нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям, закрепленным Кодексом.
    Федеральные конституционные законы. Они принимаются по прямому указанию в Конституции на необходимость их принятия.
    Законы РФ (федеральные законы). Принимаются они по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в федеральном ведении находятся регулирование и защита прав и интересов человека и гражданина; федеральная государственная собственность и управление ею; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; внешнеэкономические отношения; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности, а также ряд других вопросов, входящих в круг хозяйственных правоотношений.
Федеральные законы также как и Конституция имеют верховенство на всей территории РФ, прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к остальным нормативно-правовым актам, издаваемым по вопросам, отнесенным к ведению РФ либо совместному ведению РФ и ее субъектов. Законы обязательно должны соответствовать Конституции РФ.
Принимаются федеральные законы Государственной Думой с соблюдением установленной процедуры.
Если иное не установлено в самом законе, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Неопубликованные в официальном порядке законы не имеют юридической силы и не должны применяться. Это положение распространяется также и на законы, принятые субъектами РФ.
Следует отметить, что в настоящее время могут также действовать законы (а также иные нормативные акты) СССР, РСФСР, при условии, что они:
    не отменены позднее принятым нормативным актом Российской Федерации
    не противоречат нормативным актам Российской Федерации.
Указы Президента РФ
Указы издаются Президентом по вопросам, входящим в круг его полномочий (ст. 83-89 Конституции). Указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они подлежат официальному опубликованию и вступают в силу, если иное не установлено самим указом, по истечении 7 дней.
Необходимо отметить, что указы, распоряжения Президента могут носить и ненормативный, индивидуальный характер (например, о награждении директора предприятия почетной грамотой за вклад в российскую экономику) - в этом случае они не являются источниками права.
Постановления Правительства РФ
Постановления Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента. В случае их противоречия вышеуказанным нормативным актам, они могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции). Вступают в силу по истечении 7 дней с момента опубликования.
Акты федеральных органов исполнительной власти
Акты федеральных органов исполнительной власти это нормативные акты министерств, служб, агентств (приказы, инструкции, положения, указания). Издаваться они могут в случаях и в пределах, установленных законами РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Однако, следует учитывать, что, для того, чтобы акты, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер стали обязательными к применению всеми субъектами, т.е. приобрели нормативный характер, необходимо прохождение правовой экспертизы в Министерстве юстиции и их опубликование. Официальное опубликование производится в Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормы международного права
Особо в качестве источников гражданского права Гражданский кодекс выделяет нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Эти нормы и принципы содержатся в документах международных организаций, многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.).
Нормы международных документов обычно применяются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц, определяют их гражданско-правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории РФ, порядок совершения внешнеэкономических сделок и т.д. При этом они подлежат применению и в отношениях между российскими физическими и юридическими лицами, например, при международных перевозках пассажиров и багажа.
Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. В качестве примера можно привести Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 года, которая установила, что условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются национальным законодательством страны-участницы (ч. 1 ст. 6). В соответствии с данной конвенцией в России был принят национальный закон от 23 сентября 1992 года «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Международные договоры имеют приоритет перед национальным законодательством. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством РФ, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ).
Обычай делового оборота
Обычай делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (ст. 5 ч. 1 ГК РФ).
Особенностью данного источника права является его ненормативный характер: обычаи не принимаются государственными органами в установленном порядке, а складываются стихийно, в силу частого применения. Например, гражданское законодательство устанавливает обязанность банка-эмитента информировать исполняющий банк об открытии аккредитива и его условиях. В банковской практике сложилось правило, что такое извещение происходит путем направления копии заявления об открытии аккредитива.
В соответствии со ст. 6 ГК если отношение, входящее в предмет гражданского права, не урегулировано законодательством или соглашением сторон, то к нему применяется обычай делового оборота. Вместе с тем, обычаи делового оборота применяются только в том случае, если они не противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора (п. 2. ст. 5 ГК РФ).
Он может нигде письменно не фиксироваться, т.е. существовать только в устной форме. Регулирует только отношения в сфере предпринимательской деятельности.

2. Система законодательства ГП РФ.

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.
В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые.
Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов (в дальнейшем – нормативные акты или правовые акты), которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле .
Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». Обусловлено это, по-видимому, тем, что принятие законов является прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать.
Поэтому указы Президента РФ и постановления Правительства РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств именуются «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».
Понятие «гражданское законодательство» используется также в широком смысле , охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Именно в таком смысле используется понятие гражданского законодательства в ст. 71 Конституции РФ.
Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.
Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему. При применении на практике норм действующего законодательства, наряду с правилами разграничения предписаний нормативных документов по отраслям права, к которым они относятся, следует учитывать, что все нормативные акты действуют в системе определенной иерархической соподчиненности друг другу, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное практические значение. Ввиду многочисленности нормативных актов гражданского законодательства и несовершенства законодательной техники встречаются ситуации, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В таком случае применяется нормативный акт, имеющий большую юридическую силу.
.
Исключительное ведение Российской Федерации в сфере гражданского законодательства исключает для субъектов Федерации возможность издавать в области гражданского права не только свои законы, но и свои иные нормативно-правовые акты. Этот очевидный вывод следует не только из существа исключительности компетенции Федерации в сфере гражданского законодательства, но и из прямых указаний Федерального закона (п.3-7 ст.3 ГК) относительно того, что положения этого законодательства могут развиваться и конкретизироваться лишь подзаконными правовыми актами федерального уровня.
Вместе с тем следует учитывать, что нормы гражданского права могут содержаться и в актах некоторых других отраслей законодательства, отнесенных к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). К их числу относится, например, жилищное законодательство, которое состоит из комплексных нормативных актов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права (таков, в частности, Жилищный кодекс). Указанные акты могут, следовательно, приниматься и субъектами Федерации, но не могут противоречить нормам федеральных законов (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 76 Конституции Российской Федерации разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:
- обладающие высшей юридической силой федеральные законы – нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ; Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием гражданское законодательство (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать).
- носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства охватываются понятием иные правовые акты (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. 3–6 ст. 3 ГК);
- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств) составляют понятие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.
ГК как отраслевой кодифицированный законодательный акт призван обеспечить единообразное правовое урегулирование имущественно-стоимост-ных и личных неимущественных отношений на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим ГК закрепляет наиболее важные положения гражданского законодательства, направленные на регулирование, в принципе, всех общественных отношений, входящих в предмет гражданского права.
Следует согласиться с мнением М. И. Брагинского о том, что ГК по отношению к любым другим федеральным законам занимает положение «первого среди равных» В этом смысле ГК иногда условно называют «экономической конституцией» Такое положение отнюдь не означает ограничений законодателю в установлении новых правовых норм в данной сфере, ибо оно должно поддерживаться путем внесения необходимых изменений в ГК одновременно с принятием новых законов.
Предмет гражданского права составляют столь многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом, как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы, развивающие и конкретизирующие его правила и институты. ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Следует иметь в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.
Например, Закон Российской Федерации «О страховании», регулирует отношение в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также отношения страховых организаций между собой; Патентный закон Российской Федерации регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями.
Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера, как ГК, имеют чрезвычайно важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.
Входящие в группу (иные правовые акты) нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.
Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны не только соответствовать Конституции, ГК, другим федеральным законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-правовое значение.
Те постановления Правительства Российской Федерации, в которых содержатся нормы гражданского права, входят в систему гражданского законодательства. В сфере хозяйственной деятельности федеральное правительство принимает большое количество нормативных актов, главным образом комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд правительственных постановлений принят по вопросам, которые согласно ГК могут регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы, сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не противоречащей Кодексу.
Нормативные акты федеральных министерств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня – законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.
Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания).
Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права. Если же в нормативном акте имеются лишь незначительные «вкрапления» норм иных отраслей права, то такие нормативные акты не становятся комплексными, оставаясь нормативными актами той отрасли права, нормы которой составляют его основное содержание. Так, ГК является гражданско-правовым нормативным актом, хотя в нем имеются и нормы публичного права. Абсолютно «чистые» отраслевые нормативные акты, не содержащие норм иной отраслевой принадлежности, встречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что законодатель обычно стремится обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных актов.
Особо в качестве источников гражданского ГК выделяют нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ).
Российская Федерация является частью мирового сообщества, поэтому гражданское законодательство Российской Федерации не может не считаться с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. В силу этого п. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что при регулировании общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, применяются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ. Международные договоры РФ применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
К источникам гражданского законодательства можно отнести также деловые обыкновения, обычаи делового оборота, правила морали и нравственности.
Под деловыми обыкновениями понимаются установившиеся в гражданском обороте правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему гражданского законодательства.
В настоящее время из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет обычаи делового оборота , которые применяются исключительно в сфере предпринимательской деятельности. Под обычаем делового оборота, который в силу ст. 5 ГК может быть применен судом при разрешении спора, вытекающего из предпринимательской деятельности, следует понимать не предусмотренное законодательством или договором, но сложившееся, т.е. достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т.п.
Правила морали и нравственности сами по себе также не являются источниками гражданского права. Указан
и т.д.................

Гражданское законодательство и иные правовые акты. Международные договоры и соглашения.

Под источником гражданского права понимается внешняя форма выражения норм права, регулирующих гражданские правоотношения. Можно выделить следующие источники гражданского права:
1.Конституция РФ от 12.12.1993г. - содержит ряд норм, регулирующих имущественные отношения, к примеру, статьи, устанавливающие принципы неприкосновенности собственности, свободы предпринимательской деятельности и т.п. Нормы Конституции РФ имеют прямое действие, т.е. в обоснование своих требований при обращении в суд лицо может ссылаться непосредственно на Конституцию РФ.
2.Международные договоры РФ - в соответствии со ст.15 Конституции РФ имеют большую юридическую силу по сравнению с национальным законодательством РФ. Международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта.
3.Гражданское законодательство - включает в себя Гражданский кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы.
4.Подзаконные нормативные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств, принимаемые в рамках их компетенции. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК). Такие нормативные акты (их принято именовать ведомственными) направлены в первую очередь на реализацию предписаний ГК и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и регламентируют преимущественно предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что в отдельных отраслях предпринимательской деятельности, таких как, к примеру, обращение ценных бумаг, перевозки, ведомственные нормативные акты являются преобладающим регулятором общественных отношений.
5. Обычаи делового оборота - в соответствии со ст.5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай делового оборота - это вспомогательный источник гражданского права, он должен соответствовать указанным в ст. 5 ГК признакам и не может противоречить нормам законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.
В ГК неоднократно встречаются указания на то, что права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства (ст. 311, 312, 315, 316 и др.). Существующие обычаи делового оборота, как правило, обобщаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сборников. К примеру, к обычаям делового оборота относятся опубликованные и широко применяемые на практике Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2010».
В соответствии со ст.3 ГК РФ гражданское законодательство включает в себя Гражданский кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы.
Основным законом гражданского права является Гражданский кодекс, устанавливающий важнейшие нормы этой отрасли права и систему, содержание и юридическую терминологию других актов гражданского законодательства. В течение более 30 лет в Российской Федерации действовал ГК 1964 г. (с рядом последующих изменений), насчитывавший 569 статей. После принятия в 1993 г. Конституции РФ был разработан новый ГК РФ, часть первая которого вступила в силу с 1 января 1995 г., часть вторая - с 1 марта 1996 г., часть третья - с 1 марта 2002 г., а часть четвертая - с 1 января 2008 г.
ГК основан на принципах, закрепленных в Конституции РФ, и дает более полную регламентацию гражданско-правовых отношений по сравнению с ранее действовавшим ГК; в нем насчитывается уже 1551 статья.
Часть первая ГК содержит три обширных раздела: 1. Общие положения; 2. Право собственности и другие вещные права; 3. Общая часть обязательственного права. Часть вторая ГК РФ посвящена отдельным видам обязательств. Часть третья - нормам наследственного права и международного частного права. Часть четвертая регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Федеральные законы, принятые в соответствии с ГК.

В статьях ГК названо несколько десятков федеральных законов, подлежащих принятию в развитие и дополнение норм Кодекса; большинство таких законов уже введено в действие. Наиболее важными законами, дополняющими ГК, являются законы следующих групп:
В области корпоративного права это: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ряд законов о некоммерческих организациях.
Ряд важных законов издан о собственности. Это, прежде всего, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», следует также отметить Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В области обязательственного права изданы Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей», и ряд других.
Анализируя положения ст.3 ГК РФ можно сделать ряд выводов: во-первых, гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст.71 Конституции РФ), то есть ни органы власти субъектов РФ, ни органы местного самоуправления не наделены компетенцией по изданию актов гражданского законодательства; во-вторых, федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, в силу прямого указания ГК не должны ему противоречить, то есть, несмотря на то, что ГК РФ имеет статус федерального закона, в сфере гражданско-правового регулирования законодателем ему придана бóльшая юридическая сила по сравнению с иными федеральными законами.
Среди международных актов особое место занимают многосторонние договоры (конвенции), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских отношений. Следует прежде всего указать на Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венскую конвенцию). Указанная Конвенция состоит из 101 статьи. Они посвящены порядку заключения соответствующих договоров, правам и обязанностям контрагентов, средствам правовой защиты, применяемым при нарушении сторонами своих обязанностей, определению момента перехода риска случайной гибели передаваемых по договору товаров, обеспечению поставок товаров отдельными партиями и др.
Россия является участником и других аналогичных актов, включая, в частности, Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (имеются в виду автомобильные перевозки), Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и их багажа, конвенции из области патентного права (Патентную конвенцию по охране промышленной собственности, Многосторонний договор о патентной кооперации, Конвенцию о международной регистрации фабричных и товарных знаков), ряд других конвенций, в том числе Всемирную (Женевскую) конвенцию об авторском праве, Женевские вексельные конвенции и др.
Вступившие в силу для РФ международные договоры (кроме договоров, заключенных между ведомствами) подлежат официальному опубликованию в ежемесячнике "Бюллетень международных договоров", а в случаях необходимости также в "Российской газете".
ГК в п. 2 ст. 7 предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства. Вопрос решается в пользу первого: "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора". В настоящее время соответствующая норма о приоритете международного договора по отношению не только к гражданским правоотношениям, но и к любой иной отрасли права включена в Конституцию РФ (п. 4 ст. 15).

Обычай как источник гражданского права

Обычаи всегда принимались во внимание в правовом регулировании гражданских отношений. В частности, в п. 2 ст. 57 Основ (ст. 168 Гражданского кодекса 1964 года) предусматривалось, что "обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями".
ГК сохранил указанный выше принцип, но ввел в регулирование вопроса об обычаях ряд новелл. Прежде всего он выделил в самом Кодексе из всех обычаев ("обычно предъявляемых требований") "обычаи делового оборота", рассчитанные исключительно на предпринимательские отношения. Ст. 5 ГК Обычаи делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. При этом не имеет значения, зафиксировано такое правило в каком-либо документе или нет.
Из сопоставления ст. 5 и 6 следует, что суд или другой правоприменительный орган не только может, но и обязан при обнаружении в правовом либо ином нормативном акте пробела, который не восполняется договором, применить обычаи делового оборота.
Правовое значение обычаев делового оборота состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативных актов и договора. В этой связи ст. 5 предусматривает, что обычаи делового оборота, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договора, не применяются.
Обычаи делового оборота широко применяются во внешнеторговом обороте. Это объясняется в значительной мере тем, что прямые отсылки к ним содержатся в актах, регулирующих порядок разрешения внешнеторговых споров, а также в некоторых международных актах.
Так, ст. 9 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (начиная с 1 сентября 1991 года вступила в силу для СССР, а значит, и для РФ) предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и установленной практикой отношений. Не ограничиваясь этим, Конвенция устанавливает: "При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли.
Примером таких обычаев являются Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС.
Условия применения обычаев делового оборота:
отсутствие правил, установленных гражданским законодательством;
недоговоренность сторон об ином порядке;
непротиворечие действующему законодательству;
возникновение в отдельной области предпринимательства (международная торговля).

Роль и значение разъяснений и толкований высших органов судебной власти.

Суды общей компетенции, арбитражные и третейские суды, правоохранительные органы наряду с другими правоприменительными органами могут выступать субъектами толкования гражданского законодательства применительно к рассматриваемым ими делам. Под толкованием гражданского законодательства понимаются установление и уяснение его содержания (смысла) путем устранения обнаруженных в нем неточностей. Пример и порядок толкования приведены в ст. 431 ГК.
Высшие органы российской судебной системы - Пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - наделены правом давать нижестоящим судам руководящие разъяснения о правильном применении норм действующего законодательства, которые имеют форму постановлений.
После введения в действие ГК на основании его норм высшими судебными инстанциями Российской Федерации был издан ряд важных разъяснений. Особое значение имеет Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации».
В практике Высшего Арбитражного Суда РФ за последние годы широкое распространение получили информационные письма о применении норм ГК и крупных федеральных законов, которые рассылаются от имени Президиума ВАС РФ и публикуются в Вестнике ВАС РФ. Правовое значение таких писем и ответов в нормах действующего законодательства не определено. Они отражают практику применения высшими судебными инстанциями норм гражданского законодательства, и их следует считать актами судебного толкования норм права.
Что касается решений, выносимых судами общей юрисдикции и арбитражными судами по конкретным гражданско-правовым спорам, то они не могут считаться источником гражданского права, поскольку имеют индивидуальный характер и отражают особенности отдельных споров.

Действие и порядок применения норм гражданского законодательства. Применение норм гражданского законодательства по аналогии.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" все нормативные акты, регулирующие гражданский оборот, подлежат обязательному официальному опубликованию в Собрании законодательства Российской Федерации и "Российской газете".
Все федеральные конституционные законы и федеральные законы принимаются только Государственной Думой РФ, и датой их принятия считают день принятия Государственной Думой РФ в окончательной редакции. В течение 7 дней после подписания федерального закона Президентом РФ он публикуется, а по истечении 10 дней со дня его первого официального опубликования вступает в законную силу на всей территории Российской Федерации. В то же время самим законом может быть предусмотрен иной порядок вступления в законную силу в связи с различными обстоятельствами, в частности необходимостью подготовки участников гражданских правоотношений к его применению в практической деятельности. Так, часть первая ГК РФ принята Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г. и опубликована в "Российской газете" 8 декабря 1994 г., а введена в действие с 1 января 1995 г. Глава 4 "Юридические лица" введена в действие со дня официального опубликования части первой ГК РФ. Часть вторая ГК РФ принята 22 декабря 1995 г., опубликована 6 февраля 1996 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г.
Данный порядок применяется к указам Президента РФ и к постановлениям Правительства РФ, только они публикуются в течение 10 дней после дня их подписания, а вступают в законную силу по истечении 7 дней после их первой официальной публикации.
Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете "Российские вести" или в сборнике "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" в течение 10 дней после их государственной регистрации, а после истечения 10 дней вступают в законную силу.
Общее правило о действии гражданского законодательства во времени состоит в том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем регулируемым гражданским правом отношениям, которые возникнут после введения их в действие, а если устанавливаются исключения из этого правила, то они прямо указаны в Гражданском кодексе РФ (ст. 4 ГК РФ). Данное положение направлено на развитие и обеспечение стабильности гражданского оборота, предпринимательской и хозяйственной деятельности, что способствует устойчивости рыночных преобразований. Придание обратной силы закону или его отдельным нормам применительно к определенным гражданско-правовым отношениям осуществляется в связи с отсутствием правового регулирования данных правоотношений или их недостаточной регламентации. К примеру, общий срок исковой давности три года, установленный ГК РФ, распространяется на все правоотношения, даже если они возникли до его вступления в законную силу.
Другой важный момент действия нормативных актов заключается в определении порядка его прекращения или утраты юридической силы. Как правило, в большинстве актов гражданского законодательства срок их действия не определен. Они прекращают свое действие в результате их непосредственной отмены либо принятия и вступления в законную силу нового нормативного акта, который отменяет или изменяет ранее действовавший закон или подзаконный акт.
Существенной особенностью гражданского законодательства является его действие в пространстве и по кругу лиц. Принятие нормативного акта по гражданским правоотношениям и вступление его в законную силу на всей территории Российской Федерации определяется федеративным характером российского законодательства. Ограничение территориального действия норм, регулирующих гражданский оборот, может осуществляться прямым указанием федерального закона и только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 1 ГК РФ). Нормы гражданского законодательства регламентируют соответствующие правоотношения всех субъектов гражданского права, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). К примеру, разбирательство возникшего хозяйственного спора между сторонами внешнеторгового контракта может регулироваться гражданским законодательством как одной, так и другой страны в соответствии с условиями договора.
Многообразие и сложность гражданско-правовых отношений предполагает возникновение правовых ситуаций, не отрегулированных гражданским законодательством, и данный пробел устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Аналогия закона - это способ восполнения пробелов в гражданском законодательстве, когда к соответствующим правоотношениям применяются нормы, регулирующие сходные ситуации. Применение аналогии закона допускается при следующих условиях:
1) возникшее правоотношение носит гражданско-правовой характер;
2) данный пробел не может быть урегулирован действующим гражданским законодательством или договором;
3)наличие законодательного регулирования сходных правоотношений;
4) гражданское законодательство допускает применение аналогии закона к регулированию возникшего правоотношения.
В редких случаях может возникнуть правовая ситуация, когда регулирование возникшего правоотношения осуществляется по аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК РФ), когда отсутствуют необходимые нормы гражданского законодательства и нет возможности применить аналогию закона. Правовой смысл применения аналогии права заключается в том, что определенные конкретные права и обязанности сторон гражданского правоотношения определяются исходя из общих принципов и смысла гражданского законодательства, с учетом требования добросовестности, разумности и справедливости.

Лекция, реферат. Понятие и виды источников гражданского права - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Понятие и предмет гражданского права.
2. Система гражданского права
3. Принципы гражданского права

5. Гражданское правоотношение
6. Классификация гражданских правоотношений
7. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
8. Осуществление гражданских прав
9. Защита гражданских прав
10. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права. Гражданская право и дееспособность.
11. Ограничение гражданина в дееспособности и лишение гражданина дееспособности
12. Опека и попечительство по гражданскому законодательству России
13. Понятие и признаки юридического лица
14. Классификация (виды) юридических лиц
15. Ликвидация юридического лица
16. Хозяйственные товарищества
17. Хозяйственные общества
18. Производственные кооперативы
19. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица: понятие, виды и общая характеристика их правового статуса.
20. Некоммерческие организации как юридические лица:
21. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом.
22. Понятие и виды объектов гражданских прав.
23. Вещи как объекты гражданских прав. Классификация вещей.
24. Деньги как объекты гражданских прав.
25. Результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации юридического лица как объекты гражданских прав
26. Работы и услуги как объекты гражданских прав.
27. Нематериальные блага как объекты гражданских прав.
28. Ценные бумаги как объекты гражданских прав. Понятие, свойства, классификация.
29. Понятие и виды сделок.
30. Форма и государственная регистрация сделок. Последствия их несоблюдения.
31. Недействительность сделок: понятие и основания. Ничтожные и оспоримые сделки. Последствия недействительности сделок. Сроки исковой давности по недействительным сделкам.
32. Недействительность сделок с пороком субъектного состава.
33. Недействительность сделок с пороком воли.
34. Недействительность сделки с пороком правового основания.
35. Представительство в гражданском праве: понятие, значение и виды представительства. Доверенность.
36. Сроки в гражданском праве. Понятие, значение и виды гражданско – правовых сроков. Правила исчисления гражданско–правовых сроков.
37. Исковая давность в гражданском праве. Понятие и значение исковой давности. Сроки исковой давности. Применение исковой давности.
38. Начало течения исковой давности, основания перерыва и приостановления исковой давности, восстановление исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.
39. Вещные права в системе имущественных гражданских прав.
40. Отношения собственности как предмет гражданско-правового регулирования. Формы и виды собственности.
41. Понятие и содержание права собственности. Бремя содержания имущества и риск его случайной гибели.
42. Особенности возникновения и осуществления права собственности на недвижимое имущество. Значение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
43. Особенности права собственности на жилые помещения.
44. Право государственной и муниципальной собственности.
45. Приватизация государственного и муниципального имущества
46. Первоначальные способы приобретения права собственности.
47. Производные способы приобретения права собственности.
48. Понятие и виды общей собственности.
49. Право общей долевой собственности.
50. Право общей совместной собственности.
51. Понятие и виды ограниченных вещных прав.
52. Сущность права хозяйственного ведения и оперативного управления как ограниченные вещные право.
53. Защита права собственности и других вещных прав.
54. Виндикационный иск.
55. Негаторный иск.
56. Понятие и виды обязательств.



Просмотров