Право военнослужащих на земельный участок. Как пенсионеру получить земельный участок. Отдельная группа пенсионеров имеющих право на получении бесплатной земли

Лесохозяйственное использование земельных участков включает в себя: заготовку древесины; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек и т. п.). В-четвертых, в случае принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка заявитель в установленном порядке обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка на основании имеющегося проекта границ земельного участка, а территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в недельный срок со дня представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка заключает с ним договор аренды земельного участка или договор безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Как получить земельный участок военнослужащему?

Важно

Нормы отвода земельных участков для крестьянского (фермерского хозяйства), садоводства, огородничества, животноводства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, для личного подсобного хозяйства – нормативными документами органа местного самоуправления. Изготовление проекта границ земельного участка и его утверждение обеспечивает орган местного самоуправления. Для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду отводится 2-недельный срок.


При этом договоры аренды земельного участка, заключенные на срок до 1 года, не подлежат государственной регистрации (ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации).

Право на землю военным пенсионерам

Так, если военнослужащий-контрактник прослужил 10 лет и более, то ему бесплатно предоставлялся в собственность или пожизненное наследуемое владение земельный участок по его желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства, но по месту военной службы. Если же военнослужащий-контрактник в общей сложности прослужил 15 лет и более, то он за 3 года до увольнения с военной службы по возрасту вправе был бесплатно получить в собственность земельный участок или по месту военной службы, или по избранному месту жительства. Участок по желанию военнослужащего мог быть предоставлен для указанных выше целей.

После того как ст.

Предоставление земельных участков военнослужащим

Пандакова и Е.А. Суховой, что в законодательстве отсутствует характеристика «первоочередное выделение земельного участка». И суды приходили к выводу о том, что заключение договоров купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства военнослужащим осуществляется в общем порядке на торгах в форме аукционов. Например, в решении Ростовского районного суда Ярославской области от 30 мая 2012 г.
по делу N 2-28/12 указано: «Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК Российской Федерации (редакция, действовавшая на момент вынесения решения) продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст.

Предоставление земельных участков бесплатно для военнослужащих

Инфо

Вместе с тем такие акты и по сей день являются преобладающими основаниями возникновения прав на землю, поэтому и в настоящее время, в условиях отмены монополии государства на землю, можно говорить лишь об относительном сокращении таких оснований. Следует отметить, что законодательство о порядке предоставления земли подвергалось частым изменениям и все еще остается крайне запутанным. В условиях, когда подавляющее большинство земельных участков находится в государственной или муниципальной собственности, крайне важным становится соблюдение принципа обеспечения доступности земли при ее предоставлении военнослужащим и членам их семей.


Проблема отсутствия открытого доступа к приобретению земельных участков выходит за рамки жилищной проблемы.

Как получить земельный участок военному пенсионеру: положен ли бесплатный надел

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.Земля военнослужащим - только в собственность В то же время проводимый анализ норм, содержащихся в данном Кодексе, позволяет отметить существование правовых коллизий. Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Жилищного кодекса Российской Федерации, а также указом Президента Российской Федерации, и состоит на таком учете — в случае подачи ходатайств, предусмотренных частью 6.3 статьи 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», в Фонд. В случае подачи в Фонд ходатайств, предусмотренных частью 6.1 статьи 11 этого Федерального закона, основание, указанное в настоящем подпункте, не применяется. Если у вас остались вопросы не освещенные в данной статье, вы можете получить бесплатную онлайн консультацию юриста на нашем сайте.

Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельных участков без проведения торгов, изложен в приложении к Приказу Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов»;4) в случае отсутствия оснований для отказа, указанных в п. 8 ст. 39.15 и ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган обязан в течение 30 дней утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.15 ЗК РФ).

Предоставление земельных участков военнослужащим в московской области

Это затрудняет реализацию как конституционного права военнослужащих на землю, так и связанных с этим правом других отношений, таких как право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на жилье и т.д., поскольку они производны от общегосударственных задач в области обороны и безопасности. Сняв с органов государственной власти и местного самоуправления обязанность по участию в земельном, жилищном обеспечении военнослужащих, законодатель не предусмотрел механизм возложения обязанности на эти органы по предоставлению земельных участков для жилищного (включая и индивидуальное) строительства военнослужащих. Библиографический список 1. Пандаков К.Г., Сухова Е.А. Проблемы предоставления земельных участков льготным категориям граждан // Право. Законодательство. Личность. 2012. N 2 (15). С. 115 — 121.2. Петров В.
Время для вынесения решений администрацией регламентировано нормативными актами и не может составлять больше 30 дней. Однако мероприятия по кадастровому учету и межеванию могут быть произведены в значительные сроки. Региональные особенности На федеральном уровне нет никаких льгот на получение земельных наделов военными пенсионерами бесплатно.


Однако некоторые регионы сохранили такое право для военнослужащих на пенсии и ветеранов боевых действий. К таким регионам относятся: Челябинская, Нижегородская, Ульяновская области. Одна из сложностей, с которой может столкнуться при получении земельного участка военный пенсионер – участие в торгах на землепользование.
В крупных городах, где спрос на землю большой, торги проводятся довольно часто.
Предоставление военнослужащим земель военного ведомства, которые временно не используются Офицеру (мичману или прапорщику) на безвозмездной основе может быть предоставлено право пользования земельным участком, ранее переданным военному ведомству, который временно не используется для обеспечения нужд государственной безопасности. При этом земля предоставляется исключительно для ведения сельского, фермерского или иного хозяйства, использовать подобные участки для строительства жилых домов запрещено.

​Действующим военным законодательством определено, что офицеры (мичманы или прапорщики) во время службы имеют право принимать участие или в специализированных жилищных кооперативах, которые создаются для обеспечения граждан жильем, или получать в первоочередном порядке участки земли для строительства на них отдельных домов в целях дальнейшего проживания либо ведения фермерского хозяйства. Подобным правом также могут воспользоваться и те граждане, служба которых проходит либо за пределами Российского государства, либо в неблагоприятных условиях (по климатическим или экологическим показателям).

Положен ли военнослужащему земельный участок? Чтобы военнослужащий, уволенный в запас, мог претендовать на получение земельного надела, основанием для прекращения действия его контракта должно служить либо достижение им определенного возраста, либо осуществление в воинской части мероприятий по изменению штатной численности, либо существенное ухудшение его состояния здоровья. В подобных случаях участок предоставляется как в той местности, в которой офицер (мичман или прапорщик) проходил службу, так и в ином выбранном им месте.

Особенности получения гражданином, проходящим службу по контракту, земельного участка на безвозмездной основе

Как военнослужащему получить земельный участок бесплатно? Военнослужащий может претендовать на получение земельной площади для возведения отдельного жилого дома или основания подсобного сельского хозяйства бесплатно в случае выполнения обязательных требований, предусмотренных законодательством:

  1. офицеру (мичману или прапорщику) может быть предоставлен только такой участок земли, на котором в соответствии с утвержденным градостроительным планом разрешено осуществление вышеуказанных действий;
  2. офицеру (мичману или прапорщику) органом местного самоуправления ранее не был предоставлен участок земли, предназначенный для строительства отдельного дома (для проживания в нем) или осуществления сельскохозяйственных работ;
  3. продолжительность военной службы офицера (мичмана или прапорщика), изъявившего желание получить земельный участок, не должна быть меньше пятнадцати лет (в календарном исчислении).

Порядок бесплатного получения военнослужащим участка земли, предназначенного для индивидуального строительства

Получению офицером (мичманом или прапорщиком) земли предшествует процедура проведения обязательных кадастровых работ для выделения на общем земельном плане муниципалитета предоставленного ему участка, которая состоит из следующих этапов:

  1. Если вопрос о местонахождения земельного участка с администрацией был решен, то военнослужащему необходимо подготовить заявление, которое должно содержать ходатайство о предоставлении земли, пояснения о целевом назначении участка, а также информацию о его размерах. Если данная земля уже имеет определенное функциональное значение, то дополнительным требованием, предъявляемым к заявлению, является включение в него обязательства о том, что предназначение участка не будет изменено.

В действующем земельном законодательстве отсутствует специально разработанный бланк данного заявления, поэтому составляется оно в произвольной форме. Как правило, территориальные государственные учреждения, занимающиеся такими вопросами, разрабатывают собственные формы подобных документов, которые следует применять в качестве образца.

К заявлению дополнительно прикладываются документы:

  • доказывающие наличие у гражданина, проходящего службу по контракту, льготы на получение участка земли (например, копию военного билета);
  • удостоверяющие отсутствие иного участка земли, предоставленного для возведения отдельного дома (для проживания в нем) или для ведения подсобного хозяйства.
  1. Офицером (мичманом или прапорщиком) на предоставляемый участок должен быть оформлен кадастровый план.
  2. Территориальное государственное учреждение, занимающееся вопросами оформления земельных участков, должно оповестить собственников (или арендаторов) участков, находящихся по соседству, о том, что данная земля будет предоставлена гражданину, проходящему службу по контракту, для строительства отдельного жилого дома или ведения фермерского хозяйства.
  3. Офицером (мичманом или прапорщиком) должно быть подготовлено ходатайство (заявление) о проведении проверки находящихся на земельном участке коммуникаций в целях получения разрешения соответствующих должностных лиц на осуществление строительных работ. После получения согласования на плане данного земельного участка должна быть сделана отметка о наличии элемента государственной инфраструктуры в пределах его территории.
  4. Военнослужащий совместно с представителем администрации должен оформить акт, содержащий информацию о предоставлении выбранного участка земли для строительства индивидуального жилого дома.
  5. Специалист по кадастровым вопросам должен подготовить соответствующее заключение в отношении получаемого военнослужащим земельного участка для постановки его на кадастровый учет.

Вышеописанная процедура требует колоссального количества времени для правильного оформления всех необходимых документов. Поэтому большинство специалистов рекомендуют выбирать такие земельные участки, которые уже включены в соответствующий перечень объектов, состоящих на кадастровом учете.

Предоставление военнослужащим земель военного ведомства, которые временно не используются

Офицеру (мичману или прапорщику) на безвозмездной основе может быть предоставлено право пользования земельным участком, ранее переданным военному ведомству, который временно не используется для обеспечения нужд государственной безопасности. При этом земля предоставляется исключительно для ведения сельского, фермерского или иного хозяйства, использовать подобные участки для строительства жилых домов запрещено.

Для получения земельного участка подобным образом военнослужащему необходимо направить заявление в соответствующее территориальное государственное учреждение (по месту нахождения участка), которое должно содержать:

  • ходатайство о предоставлении ему участка земли, который находится в ведении военного ведомства;
  • информацию о целях использования данного участка;
  • сведения о расположении земельного участка.

Если уполномоченным государственным учреждением будет принято положительное решение по вопросу предоставления военнослужащему земельного участка, то заключается договор о временном (на срок до пяти лет) предоставлении гражданину данной земли на безвозмездной основе.

В силу изменившегося законодательства, данная статья потеряла свою актуальность.

law03.ru

Выделение земли военному пенсионеру четко не регламентировано. До 2005 года действовала норма, определенная в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», где было указание, что военнослужащему, уволившемуся со службы по достижению пенсионного возраста или состоянию здоровья, бесплатно выделяются наделы земли в месте прохождения службы или в другом месте по выбору. Эта норма была отменена. Только в некоторых региональных нормативных актах есть директивы по льготной передаче землевладений военнослужащим, вышедшим на пенсию. В каких именно регионах положен военному пенсионеру земельный участок на льготных условиях?

Также есть норма в ФЗ-76, ст.15, п.12, предоставляющая органам самоуправления право в 2018 году выделять землю военным пенсионерам для вступления в садовые товарищества для постройки дома. Однако, ст. 28 Земельного кодекса гласит, что землевладение выделяется только за плату либо в аренду, и в том же пункте указано, что бесплатное право землепользования может быть реализовано для граждан в случаях, перечисленных федеральным или региональным нормативными актами.

Права военных пенсионеров на получение надела

Как военному пенсионеру получить земельный участок? Проще всего оформить землевладение на общих основаниях, то есть выкупить его у муниципалитета, воспользовавшись льготами при приобретении земли, если они конечно есть. Поскольку военным пенсионерам делегировано право на получение жилья не только в регионе службы, но и в любом регионе по выбору, то можно обратить внимание на те области, где есть льготы по оплате земли или порядок безвозмездной передачи земельного участка в собственность.

Пенсионеру может быть предоставлено в бесплатное пользование землевладение принадлежащее Министерству обороны, которое временно не используется. В таких случаях возможность использования надела ограничивается сельскохозяйственными работами. Строить на нем здания запрещено.

Куда обращаться военному пенсионеру, чтобы получить бесплатную землю

Военнослужащему, уволенному со службы по достижению пенсионного возраста или состоянию здоровья, необходимо обратится в муниципалитет по месту проживания с заявкой о выделении земельных участков военным пенсионерам.

Военнослужащий на пенсии может ссылаться на ФЗ-76, ст.15, п.12 и ходатайствовать о выделении участка для вступления в садово-дачное товарищество или предоставление землевладения в пользование. На основании нормы Земельного кодекса в случае 5-летнего использования надела по назначению, арендатор имеет право на бесплатную приватизацию данного участка. Поэтому можно сказать, что земельные участки военным пенсионерам бесплатно предоставляются на общих основаниях. Особых привилегий они не имеют.

Необходимые документы

Для получения надела в пользование необходимо предоставить документы:

  1. Заявление с просьбой предварительного согласования предоставления участка в пользование или аренду.
  2. Если в данном регионе есть нормы, предоставляющие льготы военнослужащим на пенсии, приложить документы, подтверждающие эти льготы.
  3. После получения одобрительного ответа администрации на заявку, необходимо оформить межевой план и кадастровый паспорт надела.
  4. Землевладение ставится на кадастровый учет.
  5. На этом этапе заявитель подает в отдел администрации заявление о предоставлении конкретного надела в долгосрочное пользование или аренду.
  6. Уполномоченный орган рассматривает заявление и принимает решение о заключении договора аренды, безвозмездного пользования или купли-продажи, если заявитель принял решение о приобретении.
  7. Договор аренды регистрируется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Сроки рассмотрения дела

Длительность оформления землевладения в аренду или в безвозмездное пользование объясняется не только согласованием документов и договоров. Много времени уходит на оформление кадастрового паспорта и межевого плана.

Время для вынесения решений администрацией регламентировано нормативными актами и не может составлять больше 30 дней. Однако мероприятия по кадастровому учету и межеванию могут быть произведены в значительные сроки.

Региональные особенности

На федеральном уровне нет никаких льгот на получение земельных наделов военными пенсионерами бесплатно. Однако некоторые регионы сохранили такое право для военнослужащих на пенсии и ветеранов боевых действий. К таким регионам относятся: Челябинская, Нижегородская, Ульяновская области.

Одна из сложностей, с которой может столкнуться при получении земельного участка военный пенсионер – участие в торгах на землепользование. В крупных городах, где спрос на землю большой, торги проводятся довольно часто. В маленьких поселениях есть возможность взять надел в аренду и без аукциона, но в таком случае придется подождать в очереди примерно месяц, чтобы выявить всех желающих на данный участок.

Скачать заявление на получение бесплатного земельного участка от государства

Как работает сайт?

Пользователь задает
вопрос на сайте

Вопрос поступает
дежурному юристу

Вопрос обрабатывается:
определяется его тематика,
анализ вопроса, поиск ответа

Решение проблем
пользователя - это ответ на
его вопрос

Юрист связывается
с пользователем и
предоставляет ему
консультацию

задать вопрос юристу:

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 350-81-93

Читайте также:

Особенности покупки дома под материнский капитал в 2018…

Привилегии матерям-одиночкам: как получить жилье от…

Бесплатный участок под жилое строительство: как…

posobie.net

Исходя из законов и положений РФ, государство предусматривает земельные льготы для военных. В соответствии с их желанием и стремлением организация должна предоставить право на участие в строительстве кооператива или на получение земли для строительства собственного дома с целью личного пользования.

Военнослужащие - обладатели земельных льгот

К военнослужащим относят следующие лица:

  • проходящие службу по контрактной системе;
  • уволенные с должности по достижению пенсионного возраста, по состоянию здоровья, но стаж работы должен составлять не менее 10 лет;
  • направленные на службу в горячие точки.

Привилегии на получение военными земельных участков определяется следующими пунктами:

  • человек не имеет в собственности участка земли, который был бы предоставлен органами власти;
  • у гражданина не имеется накопительно-ипотечной системы по обеспечению жилищным фондом;
  • состоит на учете у исполнительной власти в качестве нуждающегося лица.

Вернуться к оглавлению

Земельные преимущества для военных граждан

Земельный участок предоставляет военнослужащему уполномоченный орган государственной власти и орган местного управления, исходя из норм и порядков, которые написаны Законом и нормативными документами страны.

Государство предоставляет большие земельные льготы для военных на землю, а именно, приобретение бесплатного земельного участка отдельным категориям граждан.

Как получить бесплатное имущество и с чего начать его оформление? Первым делом необходимо подать составленное по образцу заявление в исполнительные органы по месту расположения земельного участка. К заявлению следует приложить документ, который подтвердит права гражданина на применение (пожизненное использование) земли или дома.

Для военнослужащих, прослуживших по контрактной системе от 10 до 15 лет, государство предоставляет землю под ведение личного хозяйства и под создание жилого дома.

По Закону РФ военнослужащему может быть бесплатно выдан земельный участок на территории, на которой проходит контрактная служба, срок которой превышает 10 лет. Здесь гражданин имеет право на ведение индивидуального жилищного строительства, а также фермерского, подсобного хозяйства, проводить садоводческие работы. Такими льготами наделены и следующие категории граждан:

  • военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту сроком выше 15 лет и за 3 года до ухода на пенсию;
  • увольняющиеся лица, которые достигли определенного возраста;
  • увольняющиеся в связи с ухудшением здоровья или при наличии организационно-штатных реформ.

Главный критерий в описанных случаях - длительность военной службы более 15 лет. Земля может предоставляться гражданам как по местности прохождения военной службы, так и по выбранному месту проживания. Выбранный земельный участок оформляется определенным актом и решением, в котором описано место для строительства жилья и других прилегающих к нему построек. Далее проводятся кадастровые работы, а сама земля должна состоять на учете в кадастре.

Следующий шаг - подготовка заявления о возможном строительстве частного жилья. Здесь следует приложить топографический план. В целом на процедуру оформления земельного участка уходит не более месяца. Участок выдается гражданину с условием начать строительные работы в течение первых 3 месяцев.

Вернуться к оглавлению

Льготные земельные налоги для военнослужащих

Послабления по уплате налогов на имущество военнослужащих, а также на землю предназначаются для граждан, предоставляющих определенные документы, где должна быть отметка о звании и должности лица. К таким документам относят удостоверение личности или военный билет с условием наличия фотографии и специальных реквизитов. Основанием для пользования льготы военным выступает срок службы не менее 20 лет, удостоверение, которое должно выдаваться военным комиссариатом, воинской частью или иным специализированным учреждением Минобороны.

В соответствии с написанным Законом, гражданин, который наделен правами на льготы и желает их использовать, должен самостоятельно предоставить необходимую информацию и документы в налоговую инспекцию, где зарегистрирована недвижимость.

Льготы военнослужащим по земельному налогу предоставляются исходя из Законодательства РФ.

Военнослужащие, которые были уволены со службы, срок которой был не менее 20 лет, имеют право на полное освобождение от уплаты налога на землю и других имущественных налогов. Кроме того, граждане, подходящие под предыдущую категорию, а также члены их семей, частично или полностью имеют право освобождаться от местных налогов. Льготы имущественного налога предоставлены следующим категориям граждан, не относящихся напрямую к военнослужащим:

  • семья военного и все ее члены, которые потеряли кормильца;
  • семья, а именно, родители и супруга (супруг), погибшего военнослужащего при исполнении государственного долга и своих обязанностей.

Налог на землю для военнослужащих для многих остается загадкой. Недостаточные знания при подготовке актов и документов приводят к тому, что большая часть военнослужащих не предполагают о наличии и возможности использования налоговых льгот по уплате имущественных налогов.

Большинству военных граждан следует надеяться на понимание должностных лиц, которые уполномочены давать разъяснения по поводу социального обеспечения военнослужащих. Все-таки каждый человек в стране имеет права и свободу, а признание, соблюдение и их защита - одна из главных задач страны.

voensluzhba.ru

Как военнослужащему получить землю?

, преподаватель Военного университета

Предоставление земельного участка – наиболее распространенное и типичное основание возникновения прав на землю у военнослужащих и членов их семей, хотя оно и не является единственным у данных субъектов землепользования.

Необходимо отметить, что в связи с переходом к рыночной экономике и отменой монополии государства на землю число оснований возникновения прав на землю значительно возросло, главным образом за счет таких оснований, как договоры купли-продажи, дарения, наследования по завещанию и т. д., чего в условиях монополии и национализации земли не было и не могло быть. Соответственно сократилось число административных актов, на основании которых возникают права на землю. Вместе с тем такие акты и по сей день являются преобладающими основаниями возникновения прав на землю, поэтому и в настоящее время, в условиях отмены монополии государства на землю, можно говорить лишь об относительном сокращении таких оснований.

Следует отметить, что законодательство о порядке предоставления земли подвергалось частым изменениям и все еще остается крайне запутанным. В условиях, когда подавляющее большинство земельных участков находится в государственной или муниципальной собственности, крайне важным становится соблюдение принципа обеспечения доступности земли при ее предоставлении военнослужащим и членам их семей. Проблема отсутствия открытого доступа к приобретению земельных участков выходит за рамки жилищной проблемы.

Говоря о предоставлении земли военнослужащим, нельзя не учитывать и тот факт, что Федеральным законом “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов …” от 01.01.01 г. ст. 17 Федерального закона от 01.01.01 г. “О статусе военнослужащих”, которая регулировала вопросы землепользования военнослужащих и членов их семей, признана утратившей силу с 1 января 2005 г.

В соответствии с ранее действовавшим п. 2 ст. 17 Федерального закона «О статусе военнослужащих» льготы по предоставлению земельных участков зависели от продолжительности военной службы.

Так, если военнослужащий-контрактник прослужил 10 лет и более, то ему бесплатно предоставлялся в собственность или пожизненное наследуемое владение земельный участок по его желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства, но по месту военной службы.

Если же военнослужащий-контрактник в общей сложности прослужил 15 лет и более, то он за 3 года до увольнения с военной службы по возрасту вправе был бесплатно получить в собственность земельный участок или по месту военной службы, или по избранному месту жительства. Участок по желанию военнослужащего мог быть предоставлен для указанных выше целей.

После того как ст. 17 вышеназванного Федерального закона была признана недействующей, лишь в нескольких субъектах Российской Федерации имеются нормативные правовые акты, регулирующие рассматриваемые вопросы. Так, постановлением администрации Нижегородской области “О первоочередном праве на выделение земли военнослужащим и членам их семей” от 8 сентября 1993 г. № 000 предусмотрено выделение в первую очередь военнослужащим, уволенным в запас, и членам их семей на основании их заявлений земельных участков для организации крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства из фондов перераспределения земель, фонда губернатора и других фондов.

Аналогичные акты действуют в Московской области, Чувашии, Новосибирской и некоторых других субъектах Российской Федерации. Кроме военнослужащих, право на бесплатное предоставление земельных участков в ряде регионов имеют неработающие участники Великой Отечественной войны и других боевых операций по защите СССР, а также ветераны Вооруженных Сил; члены семей военнослужащих, погибших или умерших вследствие выполнения обязанностей военной службы; воины-интернационалисты; неработающие пенсионеры из числа военнослужащих, уволенных с военной службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, имеющих выслугу не менее 15 лет в календарном исчислении.

Однако процедура обращения военнослужащего с заявлением о предоставлении земельного участка и в указанных выше регионах не конкретизирована, не детализирована, что порождает различные злоупотребления как со стороны должностных лиц, так и со стороны военнослужащих, волокиту и бюрократизм при рассмотрении их заявлений. Так, например, в 2004 г. в Ново-Федоровском и Марушкинском сельских округах Наро-Фоминского района Московской области был выявлен ряд нарушений при предоставлении земли военнослужащим: некоторые из них дважды получали бесплатно земельные участки.

Часть полномочий в вопросах определения условий и порядка предоставления земли делегирована органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

В настоящее время на федеральном уровне закреплено право на предоставление земельных участков бесплатно для:

– Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой славы. Им бесплатно предоставляются в собственность земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов, дач и под садово-огородные хозяйства площадью 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности;

– Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Им бесплатно предоставляются в собственность земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово-огородные и личные подсобные хозяйства в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности.

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (ст. 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 01.01.01 г. с последующими изменениями);

«Чернобыльцы» в соответствии с п. 8 ст. 14 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” от 01.01.01 г. № 000-1 (с последующими изменениями) вне очереди обеспечиваются земельными участками для индивидуального жилищного строительства (при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий).

Рассмотрим более подробно порядок предоставления в собственность, аренду земельных участков военнослужащим на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Военнослужащие, право которых на предоставление земельного участка установлено в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и которые заинтересованы в его получении, должны подать заявление в орган местного самоуправления, т. е. процедура носит заявительный характер. В заявлении должны быть указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, испрашиваемое право.

Земельное законодательство не разработало специального бланка для такого заявления, поэтому военнослужащий может составить его в произвольной форме. Однако многие территориальные органы Росземкадастра утверждают свои образцы, которые, как правило, вывешивают в приемных.

Нормы отвода земельных участков для крестьянского (фермерского хозяйства), садоводства, огородничества, животноводства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, для личного подсобного хозяйства – нормативными документами органа местного самоуправления. Изготовление проекта границ земельного участка и его утверждение обеспечивает орган местного самоуправления. Для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность или аренду отводится 2-недельный срок. При этом договоры аренды земельного участка, заключенные на срок до 1 года, не подлежат государственной регистрации (ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, процесс предоставления земельных участков военнослужащим и членам их семей, имеющим право на их предоставление в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации и установленным целевым назначением, состоит из следующих последовательных стадий: 1-я стадия – обращение в администрацию субъекта Российской Федерации, местную администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка; 2-я стадия – принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному субъекту; 3-я стадия – проведение землеустроительных мероприятий; 4-я стадия – юридическое оформление субъективного права на предоставленный земельный участок.

Порядок предоставления земли военнослужащим и членам их семей для индивидуального жилищного строительства. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Однако, как указывал автор выше, п. 2 ст. 17 указанного Закона, предусматривавший предоставление военнослужащим и членам их семей в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа, в сельской местности, отменен (ст. 17 утратила силу).

С 1 января 2005 г. вступил в силу «пакет жилищных законов», в числе которых и Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 01.01.01 г. № 191-ФЗ.

Согласно указанному Закону с 1 октября 2005 г. земельные участки для жилищного строительства (в том числе и индивидуального) как в собственность, так и в аренду предоставляются исключительно на торгах в форме открытого аукциона.

С учетом материального положения военнослужащих и членов их семей, когда военнослужащие включаются сегодня многими аналитиками, общественными и государственными деятелями, учеными в число особо уязвимых групп населения и ставятся в один ряд с категориями граждан, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и требующими в связи с этим особой защиты и поддержки со стороны государства, автор считает необходимым внесение изменений в действующее земельное законодательство и установление исключения для военнослужащих при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства положения об их предоставлении только на аукционе.

Процедура предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства включает 3 этапа:

1-й этап . Проведение работ по формированию земельного участка. Работа по формированию земельного участка включает подготовку проекта его границ и установление их пределов на местности; определение разрешенного использования участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение; принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов, публикацию сообщения о проведении торгов.

2-й этап . Государственный кадастровый учет. После принятия постановления исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка заявители обращаются в соответствующие подразделения Федеральной регистрационной службы для осуществления государственной регистрации своих прав или регистрации сделок на земельный участок.

Постановка на государственный кадастровый учет сформированного земельного участка осуществляется на основании материалов межевания по заявлениям уполномоченных органов по управлению и распоряжению земельными участками и иной недвижимостью муниципальных образований, являющихся правообладателями (распорядителями) земельных участков.

Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. Предметом сделки может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет.

3-й этап . Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже участка или права на заключение договора его аренды или предоставление земли без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.

Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на объекты недвижимого имущества (в том числе земельные участки) подлежит государственной регистрации. Если же по результатам торгов подписан договор аренды земельного участка и срок его действия составляет менее 1 года, то он не подлежит государственной регистрации.

В ст. 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлен еще один вариант предоставления земельного участка – для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Однако он в большей степени характерен для многоквартирного строительства, поэтому в настоящей статье не рассматривается.

Порядок предоставления временно неиспользуемых земельных участков из состава земель обороны и безопасности в аренду, безвозмездное срочное пользование военнослужащим. 31 марта 2006 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 000 были утверждены правила передачи временно неиспользуемых земельных участков из состава земель обороны и безопасности, в том числе гражданам (военнослужащим) для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного назначения.

Несмотря на то, что, по мнению автора, указанное постановление в первую очередь направлено на извлечение дохода от аренды неиспользуемых земельных участков и является попыткой таким образом решить вопросы, в частности, связанные с регистрацией прав на земельные участки в Министерстве обороны Российской Федерации, военнослужащий также может стать их владельцем.

Каким же образом военнослужащий может реализовать свое право на предоставление земельного участка?

Во-первых, необходимо путем инвентаризации установить временно неиспользуемые земельные участки из состава земель обороны и безопасности, которая проводится в соответствии с Федеральным законом «О землеустройстве» от 01.01.01 года.

Контроль за правильным использованием земельных участков, состоящих на учете КЭЧ района, возлагается на начальника КЭЧ района. Ему же предоставлено право назначать и проводить проверки в целях выявления временно неиспользуемых земельных участков.

Назначенная начальником гарнизона гарнизонная инвентаризационная комиссия на местности устанавливает временно неиспользуемые земельные участки из состава земель обороны и безопасности, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании воинских частей (военных организаций).

Временно неиспользуемыми земельными участками следует признавать земли из состава земель обороны и безопасности, которые в течение 3 лет не используются для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации (размещения военных организаций, учреждений и других объектов, дислокации войск и сил флота, проведения учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательные полигоны, места уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).

Во-вторых, на основании проведенной инвентаризации комиссия составляет в 2 экземплярах перечень временно неиспользуемых земельных участков, находящихся на учете в КЭЧ района или гарнизона, включающий в себя сведения о местоположении (адресе) и площади земельных участков, предполагаемых правах на них и разрешенном использовании земельных участков, а также о возможных ограничениях использования земельных участков, установленных Министерством обороны Российской Федерации.

К указанному перечню прилагаются проекты границ земельных участков, подготовленные в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Первый экземпляр перечня остается в квартирно-эксплуатационной части гарнизона (района), а второй направляется в квартирно-эксплуатационное управление или отдел военного округа.

На основе перечней земельных участков, полученных из КЭЧ гарнизона (района), в КЭУ (отделе) военного округа составляется сводный перечень земельных участков по военному округу.

Первый экземпляр перечней по военному округу с прилагаемыми проектами границ земельных участков брошюруется и направляется до 1 марта в Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации, второй остается в КЭУ (отделе) военного округа.

Перечни временно неиспользуемых земельных участков ежегодно, не позднее 1 мая, представляются заместителем Министра обороны Российской Федерации в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом для рассмотрения возможности предоставления земельных участков в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам (в том числе и военнослужащим) для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В-третьих, военнослужащий, заинтересованный в получении земельного участка, направляет в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (по месту нахождения земельного участка) заявление. В заявлении указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, а также испрашиваемое право на землю.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в 2-недельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении заявителю земельного участка либо об отказе в его предоставлении в случае, если заявленная цель использования земельного участка не соответствует земельному законодательству и разрешенному использованию земельного участка.

Так, для сельскохозяйственного назначения могут использоваться земли для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (например, гражданами для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества).

Лесохозяйственное использование земельных участков включает в себя: заготовку древесины; заготовку живицы; заготовку второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек и т. п.).

В-четвертых, в случае принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка заявитель в установленном порядке обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка на основании имеющегося проекта границ земельного участка, а территориальный орган Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в недельный срок со дня представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка заключает с ним договор аренды земельного участка или договор безвозмездного срочного пользования земельным участком. В случае если до окончания срока действия соответствующего договора в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) не поступило заявление Министерства обороны Российской Федерации о необходимости использования земельного участка для нужд обороны и безопасности, Федеральное агентство принимает решение о продлении действующего договора.

Кроме того, право военнослужащих и членов их семей на предоставление земли для садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства может быть реализовано и при выводе земельных участков из состава земель обороны и безопасности с изменением их целевого назначения на основании Федерального закона “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую” от 01.01.01 г. . Указанные вопросы будут рассмотрены в других статьях по рассматриваемой тематике.

См., например: Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. 2002. № 1. С. 24; Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 – 2004 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. ; Концепция действий на рынке труда на 2003 – 2005 годы, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. .

С.В. ШАНХАЕВ

С.В. Шанхаев, офицер юридической службы Министерства обороны Российской Федерации, лейтенант юстиции.

Проводимая земельная реформа в России затронула в этой сфере права практически всех участников земельных отношений: граждан, юридических лиц, государства. В стороне не оказались и военнослужащие. В процессе данной реформы был принят новый Земельный кодекс Российской Федерации, главной задачей которого является приведение земельных отношений в соответствие с экономическим и социальным развитием общества и государства в целом. В то же время проводимый анализ норм, содержащихся в данном Кодексе, позволяет отметить существование правовых коллизий. Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность или пожизненное наследуемое владение земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства.

Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального (коллективного) садоводства - по нормам, установленным органами местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 гектара в сельской местности;
- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства после увольнения с военной службы - по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Однако в соответствии со Земельного кодекса Российской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие данного Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие данного Кодекса не допускается. При этом употребление слова "предоставление" указывает на то, что данное право может возникать у граждан в рамках административно-правовой процедуры. В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" предусмотрен именно такой порядок. Соответственно можно сделать вывод о том, что данное положение не затрагивает случаев приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Так каким же образом могут предоставляться земельные участки военнослужащим: в собственность или пожизненное наследуемое владение? Какой нормативный правовой акт ухудшает или, наоборот, улучшает правовое положение и какой из них необходимо применять? Для этого необходимо выяснить, что такое пожизненное наследуемое владение и право собственности.

Прежде всего рассмотрим понятие "право собственности". ГК РФ определяет содержание права собственности: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Право собственности - это вещное право, дающее обладателю данного права возможность определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества. В структуру права собственности входят три составных и обязательных элемента (правомочий): правомочие владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Правомочие владения означает возможность иметь у себя данное имущество, т.е. фактически обладать им. Правомочие пользования означает возможность эксплуатации имущества путем и в целях извлечения из него полезных свойств. Оно тесно связано с правомочием владения. Правомочие распоряжения означает возможность именно собственнику и никому иному, за исключением некоторых случаев, определять юридическую судьбу имущества.

В соответствии со ст. 265 ГК РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству. Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности. Владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование. Продажа, залог земельного участка и совершение его владельцем других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются.

Проводя анализ правомочий собственника земельного участка и владельца земельного участка, нетрудно заметить разницу между ними. Правовые возможности владельца значительно уже по сравнению с собственником.

Мнение автора статьи сводится к тому, что земельные участки, предоставляемые военнослужащим в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должны передаваться только в собственность, независимо от выслуги лет, указанной в статье Федерального закона.

Тем более что Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу Российской Федерации. Таким образом, устанавливается приоритет данного Кодекса по отношению к другим федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, содержащим нормы земельного права. Значение этой правовой нормы заключается в том, что по отношению к любым федеральным законам, которые регулируют земельные отношения, нормы Земельного кодекса Российской Федерации имеют абсолютный приоритет. В случае возникновения правовых коллизий должен применяться нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, в данном случае Земельного кодекса. Тем более что п. 4 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков из оборота;
- установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
- резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В случае невыполнения данного положения органами государственной власти или органами местного самоуправления добиться реализации своего права можно в судебном порядке путем подачи искового заявления в соответствующий суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (ГПК РФ). В данном случае средством защиты будет именно исковое заявление, так как при подаче заявления (жалобы по ГПК РСФСР) в соответствии с правилами ГПК РФ (подразд. 3) данное заявление не будет соответствовать п. 3

С выходом на заслуженный отдых большинство пенсионеров задумываются о приобретении земельного участка. Поскольку свободного времени на пенсии становится значительно больше, то реализовывать свой трудовой потенциал большинству граждан нравится именно на лоне природы.

Особенно это касается городских жителей, да и постоянные переезды по долгу службы военнослужащего не способствуют обретению душевного равновесия. В данной ситуации бывшие военные интересуются своими правами военных пенсионеров на земельный участок.

Законодательная основа

На данный момент четкой формулировки по выделению бесплатных земельных участков пенсионерам не существует. Основным законодательным нормативным актом по обеспечению населения наделами земли остаётся Земельный кодекс РФ, в котором чётко прописано, что получить безвозмездно землю на бесплатной основе не положено никому. Ранее (до 2005 года) действовал отдельный закон «О статусе военнослужащего гражданина», который подтверждал льготные права военных пенсионеров на земельный участок.

В то же время Федеральный Закон №76 позволяет выделять землю для военных пенсионеров на общих основаниях с целью дальнейшего вступления в ряды садового кооператива. После получения права пользования участком арендатору необходимо уплачивать налог на землю согласно Налоговому кодексу.

Блок внимания! Пользоваться землёй полностью на бесплатных основаниях можно только при выделении участка Минобороны РФ. Однако заниматься на нём можно исключительно садово-огородными работами, без возведения строений.

Процедура оформления

Земля военнослужащим оформляется согласно общему порядку по предоставлению участков. По окончанию военной службы следует обратиться в органы самоуправления выбранного населённого пункта с соответствующим заявлением.

Процедура согласования всех документов следующая:

  • Подтверждение своей льготной категории (по необходимости);
  • По факту одобрения заявки претендента следует оформление технической документации – кадастрового номера и плана межевании участков;
  • Следующий этап – постановка на специальный кадастровый учёт;
  • Далее нужно подать следующее заявление в административный орган с указанием целевого предназначения участка и способа использования – долгосрочное использование или аренда;
  • На очередной сессии депутатов органа самоуправления принимается официальное решение о передаче участка заявителю;
  • Дальнейшая регистрация имущественных прав в ЕГРИП (единый государственный реестр имущественных прав).

По истечению 5-ти лет можно заняться вопросами приватизации надела земли, после которой арендатор становится законным владельцем.

Блок внимания! Срок на принятие решения государственными органами составляет – 30 рабочих дней. Однако большие временные затраты уходят на составление и регистрацию кадастровых и межевых планов.

Региональные различия

Правила получения участков в различных регионах достаточно отличаются, поскольку в центральных городах, например Санкт-Петербурге очередь из льготников растянута уже на несколько лет вперёд. До сегодняшнего дня дают право получить бесплатно земельный участок бывшему военному только в трёх областях:

  • Калужская область;
  • Нижегородская область;
  • Ульяновская область.

В данных областях военнослужащие на пенсии и участники боевых действий определены в отдельную группу льготных категорий населения. В остальных населённых пунктах за оформление участка необходимо будет внести определённую сумму денег (согласно установленным государственной администрацией тарифам).

Блок внимания! По закону земельный налог на участок площадью 6 соток и менее для пенсионеров отменён. С 1 января 2018 правительством РФ был принят и подписан соответствующий нормативный документ (статья 395 НК РФ).

Как видим, особых льгот военнослужащим не предоставлено на общегосударственном уровне, однако региональные органы могут самостоятельно принимать решения о выделении бесплатного участка земли военнослужащим.

​Действующим военным законодательством определено, что офицеры (мичманы или прапорщики) во время службы имеют право принимать участие или в специализированных жилищных кооперативах, которые создаются для обеспечения граждан жильем, или получать в первоочередном порядке участки земли для строительства на них отдельных домов в целях дальнейшего проживания либо ведения фермерского хозяйства. Подобным правом также могут воспользоваться и те граждане, служба которых проходит либо за пределами Российского государства, либо в неблагоприятных условиях (по климатическим или экологическим показателям).

Положен ли военнослужащему земельный участок? Чтобы военнослужащий, уволенный в запас, мог претендовать на получение земельного надела, основанием для прекращения действия его контракта должно служить либо достижение им определенного возраста, либо осуществление в воинской части мероприятий по изменению штатной численности, либо существенное ухудшение его состояния здоровья. В подобных случаях участок предоставляется как в той местности, в которой офицер (мичман или прапорщик) проходил службу, так и в ином выбранном им месте.

Особенности получения гражданином, проходящим службу по контракту, земельного участка на безвозмездной основе

Как военнослужащему получить земельный участок бесплатно? Военнослужащий может претендовать на получение земельной площади для возведения отдельного жилого дома или основания подсобного сельского хозяйства бесплатно в случае выполнения обязательных требований, предусмотренных законодательством:

  1. офицеру (мичману или прапорщику) может быть предоставлен только такой участок земли, на котором в соответствии с утвержденным градостроительным планом разрешено осуществление вышеуказанных действий;
  2. офицеру (мичману или прапорщику) органом местного самоуправления ранее не был предоставлен участок земли, предназначенный для строительства отдельного дома (для проживания в нем) или осуществления сельскохозяйственных работ;
  3. продолжительность военной службы офицера (мичмана или прапорщика), изъявившего желание получить земельный участок, не должна быть меньше пятнадцати лет (в календарном исчислении).

Порядок бесплатного получения военнослужащим участка земли, предназначенного для индивидуального строительства

Получению офицером (мичманом или прапорщиком) земли предшествует процедура проведения обязательных кадастровых работ для выделения на общем земельном плане муниципалитета предоставленного ему участка, которая состоит из следующих этапов:

  1. Если вопрос о местонахождения земельного участка с администрацией был решен, то военнослужащему необходимо подготовить заявление, которое должно содержать ходатайство о предоставлении земли, пояснения о целевом назначении участка, а также информацию о его размерах. Если данная земля уже имеет определенное функциональное значение, то дополнительным требованием, предъявляемым к заявлению, является включение в него обязательства о том, что предназначение участка не будет изменено.

В действующем земельном законодательстве отсутствует специально разработанный бланк данного заявления, поэтому составляется оно в произвольной форме. Как правило, территориальные государственные учреждения, занимающиеся такими вопросами, разрабатывают собственные формы подобных документов, которые следует применять в качестве образца.

К заявлению дополнительно прикладываются документы:

  • доказывающие наличие у гражданина, проходящего службу по контракту, льготы на получение участка земли (например, копию военного билета);
  • удостоверяющие отсутствие иного участка земли, предоставленного для возведения отдельного дома (для проживания в нем) или для ведения подсобного хозяйства.
  1. Офицером (мичманом или прапорщиком) на предоставляемый участок должен быть оформлен кадастровый план.
  2. Территориальное государственное учреждение, занимающееся вопросами оформления земельных участков, должно оповестить собственников (или арендаторов) участков, находящихся по соседству, о том, что данная земля будет предоставлена гражданину, проходящему службу по контракту, для строительства отдельного жилого дома или ведения фермерского хозяйства.
  3. Офицером (мичманом или прапорщиком) должно быть подготовлено ходатайство (заявление) о проведении проверки находящихся на земельном участке коммуникаций в целях получения разрешения соответствующих должностных лиц на осуществление строительных работ. После получения согласования на плане данного земельного участка должна быть сделана отметка о наличии элемента государственной инфраструктуры в пределах его территории.
  4. Военнослужащий совместно с представителем администрации должен оформить акт, содержащий информацию о предоставлении выбранного участка земли для строительства индивидуального жилого дома.
  5. Специалист по кадастровым вопросам должен подготовить соответствующее заключение в отношении получаемого военнослужащим земельного участка для постановки его на кадастровый учет.

Вышеописанная процедура требует колоссального количества времени для правильного оформления всех необходимых документов. Поэтому большинство специалистов рекомендуют выбирать такие земельные участки, которые уже включены в соответствующий перечень объектов, состоящих на кадастровом учете.

Предоставление военнослужащим земель военного ведомства, которые временно не используются

Офицеру (мичману или прапорщику) на безвозмездной основе может быть предоставлено право пользования земельным участком, ранее переданным военному ведомству, который временно не используется для обеспечения нужд государственной безопасности. При этом земля предоставляется исключительно для ведения сельского, фермерского или иного хозяйства, использовать подобные участки для строительства жилых домов запрещено.

Для получения земельного участка подобным образом военнослужащему необходимо направить заявление в соответствующее территориальное государственное учреждение (по месту нахождения участка), которое должно содержать:

  • ходатайство о предоставлении ему участка земли, который находится в ведении военного ведомства;
  • информацию о целях использования данного участка;
  • сведения о расположении земельного участка.

Если уполномоченным государственным учреждением будет принято положительное решение по вопросу предоставления военнослужащему земельного участка, то заключается договор о временном (на срок до пяти лет) предоставлении гражданину данной земли на безвозмездной основе.

В силу изменившегося законодательства, данная статья потеряла свою актуальность.



Просмотров