Правовой статус школьника. Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях и юридические гарантии их прав Особенности правового статуса отдельных категорий обучающихся

  • 2. Понятие и характерные черты исполнительной власти
  • 3. Основные направления совершенствования государственного управления в рф. Административная реформа
  • Тема 3. Предмет и метод административного права. Административные правовые нормы и отношения
  • 1. Предмет и метод административного права
  • 2. Административные правовые нормы
  • 3. Понятие и характерные черты административных правоотношений
  • Две концепции административных правоотношений. В науке административного права теория административных правоотношений развивалась достаточно долго, существовало две концепции этих отношений.
  • 4. Виды административно - правовых отношений
  • Модуль 2 «субъекты административного права»
  • Раздел 2 «Административно-правовой статус граждан и организаций» Тема 4. Граждане как субъекты административного права
  • 1. Субъекты административного права
  • 3. Основы административно-правового статуса граждан
  • 4. Права и обязанности граждан по административному праву
  • 5. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
  • Тема 5. Способы защиты субъективных публичных прав граждан
  • 1. Административно-правовые гарантии реализации прав граждан
  • 2. Административно-правовой порядок рассмотрения обращений граждан
  • 3. Судебный порядок рассмотрения обращений граждан
  • Тема 6. Коллективные субъекты административного права
  • 1. Коллективные субъекты административного права: понятие и виды
  • 2.Административно-правовой статус организаций
  • Раздел 3 «Органы исполнительной власти» Тема 7. Органы исполнительной власти
  • 1. Понятие и правовое положение органа исполнительной власти
  • 2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти
  • 3. Классификация органов исполнительной власти. Факторы, влияющие на построение системы органов
  • 5. Структура и штаты органов исполнительной власти
  • 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
  • Раздел 4 «Государственная служба» Тема 8. Государственные служащие как субъекты административного права
  • 1. Понятие и принципы государственной службы
  • 2. Правовое регулирование государственной гражданской службы
  • 3. Понятие и виды должностей
  • 4. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего
  • 5. Прохождение государственной гражданской службы
  • Модуль 3 «формы и методы государственного управления»
  • Раздел 5 «Функции, формы и методы государственного управления» Тема 9. Содержание, методы и формы государственного управления
  • 1. Содержание (функции) государственного управления
  • 3. Понятие и виды методов государственно-управленческой деятельности
  • 4. Формы управленческой деятельности, их классификация
  • Тема 10. Правовые акты государственного управления
  • 1. Понятие и правовая природа актов управления
  • 2. Классификация актов управления
  • 3. Порядок издания и отмены актов государственного управления
  • 4. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
  • Тема 11. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении
  • 1. Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти
  • 2. Виды контроля и надзора за законностью в деятельности органов исполнительной власти
  • 3. Судебный контроль. Понятие административной юстиции
  • Тема 12. Административный договор
  • 1. Дискуссии в административном праве об административном договоре
  • 2. Понятие и признаки административного договора
  • Тема 13. Административный процесс
  • 1.Сущность административного процесса
  • 2. Принципы административного процесса
  • 3. Структура административного процесса. Виды административных производств
  • 4. Административно-процессуальные нормы и отношения. Проблема кодификации административно-процессуального права
  • Раздел 6 «Административное принуждение и ответственность» Тема 14. Административное принуждение
  • 1. Понятие, содержание и назначение административного принуждения
  • 2. Виды мер административного принуждения
  • 3. Органы и должностные лица, применяющие меры административного принуждения
  • Тема 15. Административная ответственность
  • 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности
  • 3. Понятие и состав административного правонарушения
  • Административная ответственность юридических лиц. Ст. 10 КоАп рф закрепляет административную ответственность юридических лиц. Принципы применения ответственности:
  • 4. Понятие и виды административных наказаний. Основные правила их назначения
  • Тема 16. Производство по делам об административных правонарушениях
  • 1. Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика
  • 2. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 3. Доказательства, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 4. Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях
  • Модуль 4 «государственное управление в отдельных отраслях и сферах»
  • 2. Государственное управление в сфере экономики
  • 3. Государственное управление в социальной сфере (социально-культурной сфере)
  • Управление в области иностранных дел осуществляет Министерство иностранных дел.
  • Раздел 8 «Государственное управление в социальной сфере» Тема 18. Правовые основы управления образованием
  • 1. Правовые основы системы образования
  • 2. Органы, осуществляющие управление в сфере образования
  • 3. Правовое положение образовательных учреждений
  • 4. Правовое положение обучающихся в образовательных учреждениях.
  • Раздел 9 «Государственное управление в административной сфере» Тема 19. Управление в области государственной безопасности
  • 1. Правовое регулирование в области безопасности. Основные понятия
  • 2. Органы исполнительной власти в области безопасности
  • 3. Понятие государственной тайны
  • Тема 20. Управление в области внутренних дел
  • 1. Содержание управления в области внутренних дел
  • 2. Система органов внутренних дел
  • 3. Организация милиции
  • 4. Особенности прохождения службы в органах внутренних дел
  • Тема 21. Административное право зарубежных стран
  • 1. Возникновение и развитие административного (полицейского) права
  • 2. Характерные черты административного права как отрасли права
  • 3. Принципы административного права
  • Глоссарий -а-
  • 4. Правовое положение обучающихся в образовательных учреждениях.

    Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

    Граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости , в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством.

    Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

    Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

    Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

    Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения. Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.

    Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право :

    1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

    2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

    3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

    4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

    5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

    6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

    7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

    Студенты высших учебных заведений обязаны:

    1) овладевать знаниями,

    2) выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования,

    3) соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

    За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

    Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

    Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

    Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного или муниципального высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии.

    Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

    Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

    Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.

    Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

    Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:

    1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

    2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

    3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

    4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

    5) иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

    Реферат *

    450руб.

    Введение
    1. Образовательное учреждение дошкольного образования как один из типов образовательного учреждения

    Выводы
    Список использованной литературы

    Введение

    Правовой статус обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования

    Фрагмент работы для ознакомления

    ДОУ реализующие только инвариантную (обязательную) часть общеобразовательной программы дошкольного образования;
    ДОУ, реализующие вариативную (дополнительную) часть общеобразовательной программы дошкольного образования.
    3. С учетом возраста воспитанников.
    ДОУ с 2-х месяцев;
    ДОУ с 2-х лет;
    ДОУ с 5-ти лет;
    4. По принципу платности:
    Полностью бесплатные ДОУ;
    Частично платные ДОУ;
    Полностью платные ДОУ;
    5. С учетом реализации методик воспитания:
    ДОУ, работающие по классической методике;
    ДОУ, работающие по методике Монтессори;
    ДОУ, работающие по Вальдорфской методике;
    ДОУ, работающие по методике Зайцева;
    6. С учетом продолжительности пребывания воспитанников в ДОУ:
    ДОУ с пребыванием от 2-4 часов, ДОУ с пребыванием от 8 -12, ДОУ с пребывание более 12 часов, Интернаты (с пребыванием более 5 суток).
    7. По источникам финансирования:
    муниципальные ДОУ, ведомственные ДОУ и частные ДОУ.1
    2. Понятие, правовые основы правового статуса обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
    Правовой статус - это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, которое выражается в определенном комплексе его прав и обязанностей. Он отражает юридически оформленные взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. В нем выражаются легальные пределы свободы личности, объем ее прав, обязанностей, других правовых возможностей и ответственности.
    Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Общий - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.). Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.1
    Правовой статус обучающихся в ДОУ является разновидностью специального статуса, имеет ряд особенностей. Так, при рассмотрении правового статуса обучающихся в ДОУ необходимо учитывать, что обучающиеся, воспитанники дошкольных образовательных учреждений имеют довольно ограниченную дееспособность. Правовая ответственность во многом лежит на их родителях (законных представителях).
    Сообразно содержанию образовательных отношений действующее законодательство закрепляет правовой статус их участников, который имеет ряд специфических признаков не только на уровне конкретных прав и обязанностей, но и в содержании правоспособности и дееспособности.
    У обучающихся образовательная правоспособность возникает с того момента, как они приступают к занятиям в дошкольном или школьном образовательном учреждении, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Дееспособность субъектов правоотношений других отраслей права возникает намного позже, в возрасте 16 - 18 лет.
    В отличие от всех иных отраслей права, признающих определенную часть граждан недееспособными (дети, психически больные лица), образовательное право подобного института не знает. Все жители страны независимо от их умственного и психического развития, а также состояния здоровья имеют образовательную дееспособность и могут получать образование, необходимое им для социальной адаптации и интеграции в общество. В этих целях государство и органы местного самоуправления создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы или группы, обеспечивающие лечение, воспитание и обучение детей и подростков с отклонениями в умственном или психическом развитии.
    Образовательное право не знает и института полного или частичного лишения образовательной дееспособности граждан. Даже лица, осужденные к лишению свободы, имеют реальную возможность получать образование.1
    В соответствии с п. 24 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются: а) воспитанники, б) обучающиеся, в) родители (лица, их заменяющие), г) педагогические работники. Они же являются и участниками соответствующих образовательных правоотношений. Согласно действующему законодательству, взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируется договором. В таком договоре обычно прописываются взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода. Нарушения прав ребёнка являются основанием для прекращения трудового договора (контракта) с педагогом.
    Права и обязанности обучающихся в ДОУ определяются законодательством РФ, уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. 1
    Согласно ст. 43 Конституции в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Основы правового статуса обучающихся в ДОУ закреплены в положениях Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании".
    Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которым регулируются организация деятельности ДОУ и образовательного процесса.
    Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 утверждено Типовое положение дошкольном образовательном учреждении, которое обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.
    Письмом Минобразования России от 14 марта 2000 г. N 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" регламентируется учебная нагрузка при построении образовательного процесса.
    3. Права, свободы, законные интересы обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
    Обучающиеся в ДОУ имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, также имеют право на обучение по индивидуальным учебным планам, однако в пределах рамок очерченных указанными государственными стандартами. Обучающиеся имеют право на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений в процессе обучения.
    Законодательством предусмотрена возможность получения дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг. Родители (представители) обучающихся также имеют право на участие в управлении образовательным учреждением.
    Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др. Согласно действующему законодательству, выпускники ДОУ обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня. В ДОУ содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Для детей с какими-либо отклонениями в развитии органы управления образованием создают коррекционные образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.
    Законодательством запрещено привлекать ДОУ к труду, не предусмотренному образовательной программой, если на это не получено согласие родителей (законных представителей).
    Обучающиеся в ДОУ право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебной программой.1
    Деятельность воспитанников и обучающихся в свободное от занятий время должна организовываться с учетом индивидуальных особенностей состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребности в общении.
    Установлено, что дисциплина в ДОУ должна поддерживаться с обязательным соблюдением принципа уважения человеческого достоинства воспитанников, обучающихся и педагогов. Запрещено применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся ДОУ.2
    Также права и обязанности родителей обучающихся зафиксированы ст.52 Закона об образовании, согласно которому родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право самостоятельно определять формы получения образования, а также образовательные учреждения. Родители осуществляют защиту законных прав и интересов ребенка, вправе принимать участие в управлении образовательным учреждением.
    Законодательством возложена на родителей (законных представителей) обучающихся в ДОУ обязанность выполнять устав учреждения, оплачивать их обучение (в случаях установленных нормативными актами). Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.
    4. Юридические гарантии прав и законных интересов обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования
    Основные государственные гарантии прав обучающихся в образовательных учреждениях дошкольного образования очерчены в ст.5 Закона РФ об образовании, согласно которой гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо без какой-либо дискриминации.
    Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
    Так, одной из важнейших гарантий права на дошкольное образование является его доступность. В то же время в современном мире отмечают несколько противоречий в развитии образования. Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается другим противоречием - усилением неравенства в плане доступа к образованию. Следующее противоречие - усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений - запросы по финансированию своего развития системой образования сопровождаются сокращением финансирования государством.

    Список литературы

    "1.Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования. М.: Омега-Л, 2008. 156 с.
    2.Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - ""Про-спект"", 2009.
    3.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I ""Об образовании"" // Ве-домости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., N 30, ст. 1797
    4.Кирилин А.В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 ""Об образовании"" (постатейный). М.: Деловой двор, 2008. 304 с.
    5.Лилит С.Х. / Роль дошкольных образовательных учреждений на рынке образовательных услуг России // Сервис в России и за рубежом, 2010, N 1.
    6.Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204 ""Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста"" // Собрание за-конодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4542
    7.Правоведение: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев, Ю.В. Берладир, М.В. Колганова и др.; под ред. М.И. Абдулаева. М.: Магистр-Пресс, 2006. 560 с.
    8.Сырых В.М. / Образовательные услуги и образовательные пра-воотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание // Журнал российского права, 2010, N 4

    Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

    * Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

    В общем плане понятие правового статуса применительно к образовательному учреждению уже была представлено и рассмотрено в предыдущей главе. Однако в отношении индивида это понятие требует несколько более детального анализа.

    Подправовым статусом индивида (гражданина) в правовой науке обычно понимается совокупность юридически закрепленных прав, свобод и обязанностей индивида (человека), выражающая связь его с государством, а также юридических гарантий осуществления этих прав и обязанностей. Структура правового статуса достаточно сложна, поскольку он включает в себя:

      Правовые нормы (нормы действующего законодательства).

      Юридические права и обязанности (основной элемент, составляющий смысловое и содержательное ядро правового статуса).

      Гражданство.

      Правосубъектность данного субъекта правоотношений.

      Юридические (общие и специальные) гарантии осуществления юридических прав и обязанностей.

      Законные интересы данного субъекта (т.е. интересы, опосредованные нормами действующего законодательства и прежде всего Конституцией).

      Юридическая ответственность (она может рассматриваться также в качестве одной из разновидностей (мерой) юридической гарантии).

      Правовые (общие, межотраслевые и отраслевые) принципы, на основе которых и в соответствии с которыми устанавливается и регулируется (изменяется) правовой статус.

    Применительно к трактовке содержания и структуры правового статуса субъекта образовательных правоотношений, в том числе обучающегося, выделяются две составляющие этого статуса -общая ифакультативная.

    Общую часть образуют общие права, обязанности и ответственность обучающегося, обусловленные его пребыванием в образовательном учреждении, и зафиксированные в Уставе образовательного учреждения.Факультативная же часть формируется в зависимости от ряда текущих обстоятельств: образовательного уровня обучающегося, реализуемых образовательных программ, содержания договора на оказание образовательных услуг и т.д.

    Важно подчеркнуть, что вхождение индивида в число обучающихся не влечет за собой никаких ограничений в его общеправовом статусе гражданина, так как он получает дополнительные социальные и административно-правовые гарантии от государства для реализации своего конституционного права на образование.

    Правовой статус обучающихся определяется Законом РФ «Об образовании», Типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях, локальными актами образовательного учреждения (прежде всего, его Уставом).

    Понятие правового статуса обучающегося как управомоченного лица неразрывно связано с реализацией егосубъективного права , под которым понимается:

    а) возможность определенного дозволенного поведения (поведения направленного на удовлетворение своих потребностей и интересов путем добровольного и самодеятельного прохождения обучения 26);

    б) возможность требовать от обязанного лица (образовательного учреждения, педагогического работника) определенного правового поведения, которое вытекает из его функциональных обязанностей (должностной инструкции);

    в) возможность обратиться к государственным органам (в т.ч. правоохранительным органам и органам правосудия) за правовой защитой своих нарушенных прав (правопритязание).

    В ст. 50 Закона РФ «Об образовании» представлен перечень основных прав обучающихся, к числу наиболее существенных из которых относятся:

    Право совершеннолетних граждан РФ на выбор образовательного учреждения и формы получения образования;

    Право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения;

    Право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;

    Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

    Право на участие в управлении образовательным учреждением;

    Право на уважение своего человеческого достоинства;

    Право на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

    Право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

    Право обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

    Право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации и др.

    От понятия прав (субъективных прав) обучающихся следует отличать понятиезаконного интереса, под которым в юридической литературе понимается (в самом общем плане) обусловленное потребностями и социальными интересами личности ее стремление к получению и пользованию определенными социальными благами, которые опосредованы действующим правом (законодательством), т.е. обладание которыми дозволено государством в лице законодательства, и могут быть обеспечены и защищены в установленном законодательством порядке и формах компетентными органами и лицами (А.В. Малько, В.В. Субочев). Так, законными интересами личности обучающегося является его стремление к получении качественного образования, уважение, соблюдение и защита его прав и свобод со стороны образовательного учреждения в целом и педагогических работников, в частности и др.

    Общим для субъективного права и конкретного законного интереса обучающегося в данном случае будет то, что оба они юридически гарантируются законодательством и соответствующими компетентными органами и лицами. В дальнейшем изложении нет необходимости в глубоком разграничении этих двух понятий, поэтому они будут рассматриваться как однопорядковые.

    Неотъемлемой составляющей правового статуса обучающегося являетсяюридическая обязанность как мера должного поведения, обеспеченная государством. Должное поведение включает в себя такие составляющие, как:

    а) обязанность воздерживаться от действий, противоречащих образовательному законодательству, наносящих вред образовательному процессу и образовательному учреждению, правам и интересам других обучающихся, педагогических работников;

    б) совершение определённых действий в интересах управомоченных лиц, органов и организаций (образовательного учреждения, прежде всего);

    в) обязанность претерпевания неблагоприятных последствий за совершённое правонарушение, предусмотренных санкциями норм образовательного и иного (административного, гражданского, уголовного) законодательства (выговор, строгий выговор, отчисление обучающегося из образовательного учреждения и др.).

    Определенное своеобразие имеет правовая ответственность обучающихся, о которой предметно говорится в следующем параграфе настоящей главы. В данном случае кратко коснемсявидов правового статуса обучающихся, которые помимо структуры, играют важную роль в характеристике правового статуса индивида и специфика которых обусловливаемых особенностями содержания статуса индивидов, занимающих различное социально-правовое положение.

    В числе этих видов обычно выделяютобщий, специальный (родовой) ииндивидуальный правовой статусы, наиболее отчетливо выражающие особенности положения (места и роли), в том числе и относительность этого положения, данного субъекта в системе социальных связей.

    Понятиемобщего правового статуса гражданина (личности) охватывается те юридические права, обязанности и законные интересы, которые присущи всем гражданам и каждому гражданину в отдельности независимо от особенностей их социально-классового, половозрастного, семейного, служебного положения (И.П. Левченко, С.В. Облиенко). В этом отношении каждый обучающийся, как являющийся гражданином РФ, так и не имеющий российского гражданство, но обладающий правом обучения в образовательных учреждениях России (в соответствии с международными договорами и соглашениями) является носителем общего (прежде всего, конституционного) правового статуса Тем самым, на каждого такого субъекта распространяется действие ст. 43 Конституции Российской Федерации.


    Специальные правовые статусы включают в себя специфические права и обязанности отдельных категорий лиц, выделенных по выделенным выше признакам – социальному положению, половозрастным особенностям и т.д. В этом случае речь идет о специальных правах и обязанностях государственных служащих, рабочих, предпринимателей, военнослужащих, работников милиции и т.д., предусмотренных, соответственно, и специальным законодательством. В этом отношении правовой статус различных категорий (групп) обучающихся также является специальным статусом, поскольку их прав и обязанности предусмотрены, главным образом, образовательным законодательством (Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»Ю подзаконными актами Минобрнауки РФ, Рособразования и Рособрнадзора, органами управления образования муниципальных образований, локальными актами образовательных учреждений. Применительно к общей категории обучающихся можно выделить такие подвиды специального статуса, различающиеся в зависимости от уровня образования и типа образовательного учреждения как правовые статусы обучающихся (воспитанников) в дошкольного и младшего школьного возраста, учащихся общеобразовательных школ (основное среднее и полное общее образование), учащиеся учреждений начального профессионального образования, студенты (слушатели) учреждений среднего и высшего профессионального образования, обучающиеся в системе послевузовского профессионального образования. Нужно также заметить, что одно и то же лицо может быть носителем разных специальных правовых статусов в зависимости от тех социальных позиций, которое оно занимает в обществе. Скажем, тот же студент высшего учебного заведения (специальный правовой статус) может быть студентом как государственного, так и негосударственного вуза; вуза, имеющего государственную аккредитацию, либо не имеющего. Правовые статусы студентов разных курсов также различаются, хотя нередко это может расцениваться как нарушение их прав и законных интересов в форме злоупотребления своим правом тех или иных организаций и учреждений. К примеру, читальным залом Государственной публичной библиотеки им В.Г. Белинского Свердловской области могут пользоваться лишь студенты 3 и выше курсов высших учебных заведений.

    Своеобразием отличается понятиеиндивидуального правового статуса личности. В отличие от общего и специального правовых статусов, индивидуальный статус имеет статический и динамический аспект. Статический аспект отражаетвозможность реализации каждым индивидом своего общего и специального статуса в ситуации типичного (родового, видового) характера, предусмотренной этими статусами. Как правило, такой статус закрепляется, например, в договорах на обучение между конкретным образовательным учреждением и конкретным лицом или его законными представителями. Динамический же, или, иначе, конкретный, индивидуальный правовой статус характеризуетреальное использование конкретной личностью прав и обязанностей в реальной сложившейся правовой ситуации. Так, если каждый студент имеет право на сдачу экзамена при соблюдении определенных требований условий, обеспечивающих допуск к экзамену, то студент N., который выполнил такие требования и условия, реально допускается к экзамену. Иными словами, индивидуальный правовой статус (конкретный статус) показывает, какие именно права и обязанности личностью фактически реализуются, используются на данный момент времени (Н.В. Витрук).

    Кроме этих видов правового статуса обучающегося, могут быть и иные, выделяемые в зависимости от других критериев (факторов). Среди этих факторов такие, как:

    а) является ли образовательное учреждение, в котором обучается обучающийся, государственным или негосударственным, аккредитованным или не аккредитованным;

    б) к кому ведомству принадлежит образовательное учреждение гражданское, военное, учреждение системы МВД или МЧС и др.);

    в) особенности источников финансирования обучения (средства бюджетов различных уровней, физические или юридические лица);

    г) наличие договора на образование, его содержание;

    д) индивидуальные способности обучающегося и предшествующий уровень его образования;

    е) право обучающегося на льготы и т.д.


    Конституционные основы статуса ребенка в Российской Федерации Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью Статья З Запрещена дискриминация по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности


    Законодательство о правах ребенка в Российской Федерации Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от г. 124-ФЗ, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от г. 120-ФЗ.


    Права ребенка: личные права ребенка (право на жизнь, воспитание в семье, право на имя, отчество и фамилию, на честь и достоинство, право выражать свое мнение и т.д.); имущественные права (право на получение содержания от своих родителей, право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на имущество, приобретенное на средства ребенка); социальные и культурные права ребенка (право на получение социальных льгот, право на образование, право на защиту со стороны государства и т.д.).


    Права и обязанности обучающихся в образовательном учреждении конкретизируются: Типовыми положениями о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъекта федерации. Правовыми актами органов местного самоуправления. Уставом образовательного учреждения и предусмотренными уставом локальными нормативными актами учреждения. Договором между родителями обучающегося и образовательным учреждением.


    Право на получение образования Статья 43 Конституции Российской Федерации. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.


    Экономические гарантии Общедоступность и бесплатность дошкольного, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных учреждения в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (п. 3 ст. 5 Закона «Об образовании»).


    Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на: получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).


    Право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг Дополнительные образовательные услуги могут предоставляться бесплатно за счет средств учредителя, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и/или юридических лиц, внебюджетных средств учреждения или за плату (за счет средств обучающихся и их родителей). Дополнительные платные образовательные услуги оказываются на основе договора и в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от г Принципы: 1. Получение платных образовательных услуг – право, а не обязанность обучающегося. 2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета (п. 3 ст. 45 Закона РФ «Об образовании »).


    Право на участие в управлении образовательным учреждением Обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательным учреждением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»). Такое участие предусматривается в том числе типовыми положениями о соответствующих образовательным учреждениях. Формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируется уставом данного образовательного учреждения. Как правило, участие в управлении образовательным учреждением реализуется в форме представительства учащихся Совете образовательного учреждения. Могут создаваться специальные органы ученического самоуправления.


    Право на свободу информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений ст. 13 Конвенции: ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. Ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц; или б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья, или нравственности населения.


    Право на получение информации Ограничивается в интересах ребенка посредством защиты от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Оградить обучающегося от информации, наносящий вред его здоровью и нравственному развитию, в том числе от информации, пропагандирующей национальную, классовую, социальную нетерпимость, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий; от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.


    Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний В государственных и муниципальных образовательных учреждениях создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются (п. 5 ст. 1 Закона РФ «Об образовании»). Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно- политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются (п. 15 ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).


    Создание общественных объединений Федеральным законом «Об общественных объединениях» от г. 82-ФЗ (ст. 19) предусматривается возможность (право) создания специальных молодежных общественных объединений, членами и участниками которых могут быть граждане, достигшие 14 лет и детских общественных объединений, членами и участниками которых могут быть граждане, достигшие 8 лет. Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае избрания в руководящие органы указанных объединений граждан, достигших 18 лет. Образовательным учреждениям запрещается препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.


    Право на труд и свободу труда Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен (ст. 37). Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается (п. 14 ст. 50 Закон РФ «Об образовании»).


    Защита здоровья обучающихся обязательные периодические бесплатные медицинские обследования педагогических работников (п. 3 ст. 51 Закона РФ «Об образовании»); для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта РФ; медицинское обслуживание обучающихся образовательного учреждения, которое обеспечивают органы здравоохранения в помещениях, предоставляемых образовательным учреждением; организация питания обучающихся в общеобразовательном учреждении возлагается на сами образовательные учреждения. В учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников, а расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания.


    Защита прав ребенка Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Такое расследование должно быть проведено с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников. Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.


    Доведение информации В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), должны быть вывешены: тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.


    Обязанности обучающихся Обучающиеся обязаны добросовестно учиться. Обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу учреждения. Обучающиеся обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения. Обучающиеся обязаны выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.


    Обязанности обучающихся На основе нормативных актов, например, п. 57 Типового положения об общеобразовательном учреждении, в уставах образовательного учреждения могут закрепляться обязанности обучающихся соблюдать устав образовательного учреждения. Для этого обучающиеся должны быть ознакомлены с уставом при поступлении (п. 47 Типового положения об общеобразовательном учреждении), устав должен быть вывешен на видном месте, доступном для обучающихся и родителей (п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). За невыполнение требований устава к обучающимся могут применяться дисциплинарные меры (меры педагогического воздействия), не сопряженные с физическим и/или психическим насилием. Эти меры разрабатываются учреждением самостоятельно и закрепляются в уставе и принятых на его основе локальных правовых актах школы.


    Прием обучающихся Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.


    Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.


    Перевод обучающихся Перевод в другое образовательное учреждение возможен: А) по желанию обучающего и/или родителей; Б) в связи с длительной болезнью (отклонением в развитии) обучающегося; В) в связи с ликвидацией (реорганизацией) образовательного учреждения.


    В соответствии со п. 19 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующие общеобразовательную программу, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации. Перевод несовершеннолетних до получения ими основного общего образования возможет только с согласия их родителей, поскольку они пользуются правом выбора образовательного учреждения для своих детей (п. 1 ст. 52 Закона РФ «Об образовании»).


    Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы Для перевода (направления) обучающихся в специальные (коррекционные) классы, ровно как и перевод их в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии необходимо: заключение психолого-педагогической и медико- педагогической комиссий, а также согласие родителей обучающихся. Перевод осуществляется органом управления образованием (п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства РФ от г. 288).


    Отчисление обучающегося Отчисление из образовательного учреждения возможно: а) по решению обучающегося и (или) его родителей; б) как мера дисциплинарной ответственности; в) по решению суда; г) в случае смерти обучающегося. Отчисление из образовательного учреждение по решению обучающегося и/или его родителей возможно при изменении формы обучения на обучение в семье или экстернат. Согласно п. 6 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить образовательное учреждение до получения основного общего образования с согласия родителей и местного органа управления образованием.


    Исключение обучающегося В соответствии со статьей 19 Закона Российской Федерации «Об образовании». Исключение может иметь место: по решению органа управления образовательного учреждения, за совершенные нарушения устава образовательного учреждения, если нарушения были совершены неоднократно и были грубыми, если обучающийся достиг возраста пятнадцати лет, если ранее к нему были применены меры воспитательного характера не они дали результата, если дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Процедура исключения должна быть подробно регламентирована в уставе и (или) в правилах о поощрении и взыскании обучающихся.


    Грубым нарушением устава школы признается нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжкие последствия в виде: умышленного причинения вреда жизни, здоровью обучающихся, работников учреждения, посетителей школы; умышленного причинения существенного ущерба имуществу школы, имуществу обучающихся, работников и посетителей школы; дезорганизации работы школы как образовательного учреждения. Факт применения ранее мер воспитательного воздействия должен быть документально зафиксирован. Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.


    Учет мнения родителей На ступени общего образования: общеобразовательное учреждение вправе открывать по запросам родителей группы продленного дня (п. 28 Типового положения об общеобразовательном учреждении); с учетом интересов родителей по согласованию с учредителем в общеобразовательном учреждении могут открываться классы компенсирующего обучения (п. 29 Типового положения об общеобразовательном учреждении); исходя из запросов обучающихся и их родителей, при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям (п. 35 Типового положения об общеобразовательном учреждении).


    Совершение определенных действий возможно лишь с согласия родителей обучающегося: определение порядка дальнейшего образования ребенка, который на ступени начального общего и основного общего образования не освоил программу учебного года и имеет академическую задолженность по двум и более предметам (п. 4 ст. 17 Закона РФ «Об образовании»); обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия обучающихся и по просьбе их родителей (п. 4 ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»); по согласию родителей и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования (п. 6 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»); органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии. При этом перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей обучающихся по заключению комиссии, состоящей из психологов, медицинских работников и педагогов (п. 30 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

    ПРАВОВОЙ СТАТУС ШКОЛЬНИКА

    Малютина Анастасия

    класс 11 »А», МОУ «СОШ № 19», г.о. Электросталь, Московской обл.

    Балакина Светлана Владимировна

    научный руководитель, учитель высшей категории, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 19», г.о. Электросталь, Московской обл.

    Введение

    Личностью не рождаются, личностью становятся! Школа - агент социализации. Именно здесь ученики приобретают бесценный опыт общения. И так как школа представляет собой модель общества, то, соответственно, ребята сталкиваются здесь с теми же проблемами и в плане взаимодействия между людьми, и в области прав человека, что и взрослые в своей «большой жизни».

    Цель работы - исследование проблемы правового статуса школьника и определения его правового положения в системе школьного образования.

    Задачи :

    · проанализировать документы, в которых закреплены права и обязанности учащихся;

    · выявить уровень правовых знаний школьников, ситуацию в школе с точки зрения реализации прав и выполнения обязанностей школьниками;

    · выявить представления учащихся о самоуправлении.

    Существуют международные стандарты в области прав человека, которые отражены во «Всеобщей Декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребенка», и, безусловно, права и обязанности участников образовательного процесса должны им соответствовать.

    Чтобы быть компетентным в ситуации нарушения прав человека, быть способным отстоять свои права, необходимы правовые знания. Вероятность попадания в сложную жизненную ситуацию будет тем меньше, чем больше ты знаешь о своих правах и обязанностях.

    Все основные права граждан закреплены в Конституции РФ. Ученики школ имеют свой правовой статус - совокупность прав и обязанностей. Конкретные права закреплены в статье 50 Закона РФ «Об образовании» и статье 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в которых определено, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право:

    · на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами (это означает, что каждый ученик должен получить определенный объем знаний и умений, которые гарантируются государством);

    · на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам (это означает, что ученик в зависимости от своих способностей может изучать школьную программу быстрее или медленнее остального класса. Для того чтобы узнать, как составляется индивидуальная программа, необходимо ознакомиться с соответствующим разделом устава школы);

    · на уважение своего человеческого достоинства;

    · на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

    · на участие в управлении образовательным учреждением (например, в школьных органах самоуправления);

    · на проведение во внеурочное время собраний и митингов по поводу защиты своих нарушенных прав;

    · на обращение с официальной просьбой к администрации образовательного учреждения о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников учреждения, нарушающих и ущемляющих их права (в расследовании имеют право участвовать выборные представители учеников);

    · на обращение через своих выборных представителей за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы (например, в окружное управление образования или в суд). Можно обратиться у Уполномоченному по правам ребенка, если ученики не согласны с решением администрации образовательного учреждения;

    · на ускоренный курс обучения;

    · на бесплатное пользование книгами, информационными ресурсами библиотек;

    · на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

    Эти права отражены в уставе образовательного учреждения, а также локальных правовых актах, которые приняты в соответствии с уставом школы.

    Я провела социологическое исследование «Твои права и обязанности». В нем приняли участие 54 учащихся 10-11 классов нашей школы. Сначала я попросила ребят перечислить свои права. Они назвали следующие: получение бесплатного образования; выбор образовательного учреждения; свободное выражение своих взглядов и убеждений; уважение чести и достоинства; бесплатное пользование библиотекой и учебниками.

    Видно, что молодые люди довольно неплохо знают свои основные права. Вполне естественно, ведь сегодня этому вопросу уделяется достаточно много внимания и на уроках права и обществознания, и на классных часах, и в средствах массовой информации.

    Также я попросила респондентов сказать, «Соблюдаются ли твои права в твоей школе?»:соблюдаются всегда или почти всегда - 24 %,чаще всего соблюдаются - 39 %, не соблюдаются никогда или почти никогда - 19 %, затрудняюсь ответить - 18 % (см. приложение). Более половины респондентов ответили, что в целом, права в школе соблюдаются, что свидетельствует о хорошем школьном микроклимате. Но проблемы, безусловно, есть! Чаще всего ребята говорят об оскорблениях как со стороны учителей, так и со стороны учащихся.

    Следующим был вопрос о том, «Куда или к кому ты бы обратился при нарушении твоих прав»? Вот какие ответы были получены - к администрации школы, к классному руководителю, к родителям. Ни у кого из ребят не возникло мысли, что можно обратиться в Совет старшеклассников (даже у тех, кто сам в него входит)! А ведь это орган ученического самоуправления, который должен заниматься не только организацией досуга, что, безусловно, тоже важно. Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Ученическое самоуправление, наделенное реальными полномочиями, может выступать в школе в качестве правозащитной структуры.

    Механизмы защиты прав человека в школе прописаны в российских законах. Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в частности, содержат следующие нормы:

    · Учащиеся могут ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования в отношении работников школы по фактам нарушения прав ребенка. Они могут сделать это либо лично, либо через своих выборных представителей. Ученики также могут направить своих выборных представителей в комиссию, которая будет проводить это расследование. По завершении дисциплинарного расследования, директор школы должен принять решение на основе установленных комиссией фактов. Если обучающиеся не согласны с этим решением, они через своих выборных представителей могут обратиться за помощью в уполномоченные государственные органы.

    · Обучающиеся могут проводить в школе митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Эти митинги должны проходить во внеучебное время, не мешая учебно-воспитательному процессу. Если в уставе школы указаны условия проведения таких митингов, то организаторы митингов должны их выполнить.

    · Администрация школы имеет право уволить педагогического работника даже за однократное применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

    · В каждой школе на видном месте должны быть вывешены списки органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав ребенка. В списках должны быть указаны способы связи с должностными лицами этих органов.

    Право - это не только права…

    Дальше я попросила ребят назвать свои обязанности. Вот что они ответили: выполнять Устав школы; добросовестно учиться; бережно относится к имуществу школы; соблюдать правила поведения учащихся; иметь аккуратный внешний вид. Примечательно, что практически никто не сказал, что в обязанность учащихся входит уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы. В этом, на мой взгляд, кроется основная проблема, существующая в школе - мы требуем уважения по отношению к себе, но не считаем, что должны уважать других.

    Следующий вопрос звучал так:«Как ты считаешь, что важнее - исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?» Ответы распределились следующим образом: исполнять свои обязанности - 7 %; требовать соблюдения своих прав - 6 %; и то и другое одинаково важно - 87 %.

    Следующим был вопрос «Как ты считаешь, исполняют ли школьники свои обязанности?»:исполняют всегда или почти всегда - 10 %; чаще всего исполняют - 13 %; редко исполняют - 59 %; не исполняют никогда или почти никогда - 7 %; затрудняюсь ответить - 11 %. В вопросе исполнения своих обязанностей, на мой взгляд, многое зависит от личности, характера и воспитания школьника.

    Далее я попросила респондентов сказать, «Почему школьники не выполняют свои обязанности?»:не знают своих обязанностей - 7 %; не понимают значимости выполнения - 54 %; не боятся наказания - 35 %; в школе отсутствует система наказаний за невыполнение обязанностей - 4 %. Многие респонденты считают, что неисполнение обязанностей школьника связано с непониманием их значимости и незначительностью наказания за провинность - поэтому-то многие школьники и нарушают права других, не соблюдают свои обязанности.Обязанность в понимании детей - это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Конечно, многие из обязанностей мы воспринимаем в штыки, как повинность, но нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности.

    Что делать?

    Где выход из сложившейся ситуации? Я убеждена, что до тех пор, пока мы будем сидеть и просто возмущаться беспорядками, ожидая, что кто-то решит наши проблемы, ничего не изменится! Очень важно, чтобы каждый понимал, что судьба конкретного человека зависит от него самого.

    Я считаю, что в каждой школе должна быть открыта общественная приёмная по проблемам школы, оказывающая влияние на решение школьных проблем. Такую приёмную можно отнести к школьному самоуправлению, где школьные активисты консультируют учеников, дают им советы по решению возникающих у них проблем в школе, выслушивают их предложения.

    Ученикам необходимо создать в школе дискуссионный клуб, обсуждающий школьные проблемы. Материалы и результаты дискуссий должны выноситься на рассмотрение учеников, родителей, педагогов, администрации. Такой клуб можно считать формой школьного самоуправления.

    Ученики могут выпускать газету о жизни школы, в которой ставятся проблемы школы, вопросы, которые необходимо решать. Данная газета может влиять на общественное мнение, следовательно, способствовать изменению ситуации в школе.

    Ученический совет должен создать аналитическую группу , которая читает приказы директора и другие локальные акты школы и следит, чтобы они не ущемляли интересы учеников. Аналитическую группу так же можно считать формой школьного самоуправления. Её работа будет способствовать совершенствованию нормативной базы школы, корректировке локальных актов, ущемляющих права и интересы учеников.

    Ученикам необходимо создать правозащитный комитет , который будет помогать им защищать нарушенные права, работать в интересах учеников и решать проблему соблюдения прав человека в школе.

    Заключение

    Изучать права надо в первую очередь для того, чтобы научиться ими пользоваться. Права человека - это ценность, которую необходимо защищать. Это не моральный идеал, а практический инструмент, с помощью которого ученик гарантированно сможет добиться восстановления справедливости. Но все, без исключения, должны осознавать, что права и свободы, обязанности и ответственность взаимосвязаны.

    Пусть в школе будут самые обычные учителя и самые обычные дети. Пусть даже там не будет учебных курсов по правам человека. Главное, чтобы у каждого ребенка в этой школе была возможность защитить свои нарушенные права. Речь идёт о том, чтобы в школе появились эффективные механизмы защиты прав человека.

    Список литературы:

    1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
    2. Декларация прав ребенка (1959 г.)
    3. Декларация принципов толерантности (1995 г.)
    4. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
    5. Конституция Российской Федерации (1993г.)
    6. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.; с изменениями и дополнениями на 2010 г.)
    7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.)
    8. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» (2009 г.)


    Просмотров