Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени. Придаточное предложение времени

Тема учебного занятия: Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

Ход учебного занятия:

Организация проверки домашнего задания.

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

1 группа (упр. 138):

Задание: по данным схемам составить СПП, определить значения придаточных.

    …туда, где… . 2) …сущ. , где… .

3) Там, где… ,… . 4) …сущ. , куда… .

5) …глаг. , куда… .

2 группа (упр. 137):

Задание: дополнить главные предложения придаточными с союзным словомгде. Какие это придаточные?

    Теплоход остановился у того берега…

    Мы не знали…

    Город Астрахань стоит там…

3 группа (упр. 136):

Задание: перестроить простые предложения в СПП, заменяя выделенные второстепенные члены придаточными места.

    Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку.

    Все бросились к месту приземления самолёта.

    Лодка с силой ткнулась в берег у крутого поворота реки .

    Беседа с классом.

    Какое предложение называется сложноподчинённым?

    На что указывают придаточные предложения места?

    На какие вопросы отвечают придаточные места?

    С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.

    Проверка упр.138, 137, 136.

    Учащиеся 1 группы читают составленные по схемам СПП, называют значения придаточных;

    Учащиеся 2 группы читают получившиеся предложения, называют значения придаточных:

1) Теплоход остановился у того берега, где была подходящая пристань. (Определительное).

2) Мы не знали, где хранятся секретные материалы . (Изъяснительное.)

3) Город Астрахань стоит там, где Волга впадает в Каспийское море. (Место.)

    Учащиеся 3 группы читают получившиеся СПП с придаточными места.

1) Город Коломна находится там, где река Москва впадает в Оку.

2) Все бросились туда, где приземлился самолёт.

3) Лодка с силой ткнулась в берег там, где река круто поворачивала.

    Отвечают на вопросы учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    «Третье лишнее».

Задание: 1) вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы; 2) какое предложение не является СПП с придаточным места?

    Где умирает надежда, там возникает пустота. (Леонардо да Винчи.)

    В том месте, где зашло солн це, небо ещё рдело ба гряными по ло сами.

    3) Там, где днём были лужи, теперь тре щал под но гами ле док.

    Учащиеся вставляют пропущенные буквы, объясняя условия выбора.

    Находят предложение, которое не является СПП с придаточным места.

В том месте, где зашло солн це, небо ещё рдело ба гряными по ло сами.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Задание: по лексическому значению определить, какое это слово и подчеркнуть.

1-е слово – одной сплошной чертой; 2-е – двумя сплошными чертами; 3-е – пунктирной линией; 4-е – пунктирной линией с точками; 5-е – волнистой линией.

Экология – наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы.

Президент –название руководителя, главы государства.

Экологический – имя прилагательное, образованное от слова, обозначающего науку, занимающуюся охраной и восстановлением окружающей природы.

Опера – музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре, а также театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Балет – театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой.

    Учащиеся определяют по лексическому значению слово и подчёркивают его:

    экология;

    президент;

    экологический;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Анализ предложений:

    Мы прибежали на вокзал, когдапоезд уже отправился.

    Не двинусь с места никуда, пока не наслушаюсь досыта незатейливой родниковой чистотой песенки.

    Как стемнеет, устроим привал.

    Работа с таблицами «Придаточные времени».

Таблица № 1

придаточного предложения

на которые

он отвечает

и союзные слова

когда? как долго?

с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

когда (когда… то), едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

Таблица № 2

1. Содержат: указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.

2. Отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

3. Используются союзы и союзные слова: едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

4. Место по отношению к главному предложению : любое.

    Учащиеся вместе с

учителем анализируют предложения.

    Работают с таблицами

и отвечают на вопросы учителя.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    В каком сложноподчинённом предложении есть

придаточное времени?

1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески. (Сергеев-Ценский).

2. Как только стало светать, мы двинулись дальше. (Катаев).

3. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко. (Каверин).

    Работа с учебником.

    УПРАЖНЕНИЕ № 140

    Составьте схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.

    Учащиеся выполняют упр. № 140, составляют схемы 2, 3, 4, 5 и 6-го предложений.

2) Пока… , .

3) Когда… , .

4) Как только, .

5) …того, как… .

6) В то… , как… , … .

    Анализ предложений (СПП с придаточными времени, СПП с придаточными, внешне сходные с ними):

Таблица 1.

    Скажите, когда отправляется поезд? (Придаточное изъяснительное.)

Таблица 2.

    Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну. (Придаточное времени).

    Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит чёрным лесистым краем. (Придаточное определительное.)

    Учащиеся анализируют предложения, определяют вид придаточного.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное времени?

1. Витька страшно не любил, когда ему напоминали об этом.

2. Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.

3. Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

    Работа с учебником.

    УПРАЖНЕНИЕ № 145.

    Составьте схемы 1, 2 и 3 -го предложений из п. I .

    Находят СПП с придаточным времени:

Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

    Учащиеся выполняют упр. № 140, составляют схемы 1, 2, и 3-го предложений из п. I :

1) …там, откуда… .

2) …с той, откуда… .

3) , когда… , .

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Проверочная работа (разноуровневая)

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

1. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

2. Когда ты шутишь я смеюсь.

3. Идём-ка домой пока погода окончательно не испортилась.

Задания:

Группа 1 . Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, охарактеризуйте данный тип предложений.

Группа 2. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, составьте схемы.

Группа 3 . Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте их схемы.

    Выполняют упражнения по группам.

Группа 1

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

    Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго с каких пор? до каких пор?

    Придаточные времени относятся ко всей главной части.

    Указательных слов, как правило, в главном предложении нет.

    Средство связи – союзы (простые и составные).

    Главное и придаточное предложения можно поменять местами.

Группа 2.

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда…), .

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.

, (пока…).

Группа 3

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

[ ,(где…), ].

2. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда…), .

3. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась.

, (пока…).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Подведение итогов урока

    Проводится инструктаж по домашнему заданию – упр.146.

    Словарные слова записать в «Словарик современного школьника».

    Разбор случаев, вызвавших затруднение у учащихся.

    Слушают, записывают домашнее задание.

    Задают вопросы по наиболее трудным случаям.

1.

Придаточные обстоятельственные - придаточные, которые отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства.

В центре обстоятельственных сложноподчиненных предложений находятся предложения, значение которых так или иначе связано с отношениями причины и следствия. Это предложения с придаточными причины, следствия, уступки, условия, цели . В силу известной близости значений их легко перепутать друг с другом. Однако каждая из этих разновидностей характеризуется своими союзами (придаточное следствия - союзом так что ,цели - союзом чтобы и т.д.).

Каждая из этих разновидностей сложноподчиненного предложения имеет и свои отличия в значении.

Так, сложноподчиненное предложение с придаточным причины выражает отношение двух событий, одно из которых (с точки зрения говорящего) закономерно порождает другое.

Например: Машина засветила фары, потому что в лесу уже стемнело (Г. Николаева).

Сложноподчиненные предложения следствия передают те же отношения, но причина в них выражена в главной, а не в придаточной части: В лесу уже стемнело, так что машина засветила фары . То, что было главным предложением в первом случае, здесь стало придаточным.

Уступительные сложноподчиненные предложения также по смыслу связаны с причинными. Но следствие здесь прямо противоположно по смыслу тому, что закономерно вытекает из содержания придаточного.

Например: Хотя в лесу уже стемнело , машина не засветила фары. Говорящий ждет закономерного следствия придаточного (машина засветила фары ), но оно не осуществляется.

Обстоятельственные придаточные цели также близки к причинным, но в качестве причины здесь выступает желание деятеля в главном предложении, чтобы осуществилось действие придаточного.

Например: Он приехал в Ростов, чтобы поступать в институт .

Сравните: Он приехал в Ростов, так как хотел поступить в институт .

Обстоятельственные придаточные условия тоже передают причину, но такую, в осуществлении которой не уверен говорящий.

Например: Если брат поступил в институт

Сравните: Так как брат поступил в институт , он скоро нам об этом напишет.

Кроме того, к обстоятельственным относятся придаточные времени, сравнения, образа действия.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Теоретические сведения

Придаточные обстоятельственные очень разнообразны и поэтому имеют собственную классификацию.

Различают следующие виды придаточных обстоятельственных: образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия.

Придаточные образа действия и степени обозначают образ, степень или меру действия (признака), названного в главном предложении; отвечают на вопросы: как? каким образом? в какой степени? насколько? и др.; относятся к словосочетаниям в главном предложении: глагол + так ; полное прилагательное + такой ; полное прилагательное + существительное + такой ; присоединяются союзамичто, чтобы, будто и др. и союзными словами: как, сколько, насколько и др.

В главном предложении могут быть указательные слова: так, столько, настолько, в такой степени, такой и др.

Например: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой).Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки... (А. Чехов).

Придаточные места обозначают место действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы: где? куда? откуда? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются союзными словами: где, куда, откуда . В главном предложении им часто соответствуют указательные слова: там, туда, отовсюду, повсюду, везде и др.

Например: Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум (А. Пушкин). Там, где кончалась чаща , белели березы.

Придаточные времени обозначают время действия, названного в главном предложении; отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому. В главном предложении часто присутствуют указательные слова:тогда, теперь, всегда, однажды, иногда и др.

Например: Пока он пел , кот Васька все жаркое съел (И. Крылов). Иногда, когда бредешь по некошеной залежи , почти из-под самых ног вырывается многочисленный выводок перепелок или серых куропаток (С. Огнев).

Придаточные условия обозначают условие, при котором может осуществиться действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы: при каком условии? в каком случае? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются условными союзами:если, раз, коли, коль, когда (в значении "если "), как (в значении "если ") и др.

Например: Если жизнь тебя обманет , не печалься, не сердись (А. Пушкин); Когда в товарищах согласья нет , на лад их дело не пойдет (И. Крылов).

Придаточные причины обозначают причину того, о чем говорится в главном предложении; отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо только к сказуемому; присоединяются причинными союзами: так как, потому что, оттого что и др.

Например: Мне грустно, потому что весело тебе (М. Лермонтов); Осетин-извозчик неутомимо погонял лошадей, так как желал до ночи взобраться на Каурскую гору (М. Лермонтов).

Придаточные цели обозначают цель действия названного в главном предложении; отвечают на вопросы: зачем? для чего? ради какой цели? для чего? и др.; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются целевыми союзами: чтобы (чтоб), затем чтобы, для того чтобы и др.

Например: Чтобы музыкантом стать , так надобно уменье (И. Крылов). Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. Пушкин).

Придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения; отвечают на вопрос: подобно чему? ; относятся либо ко всему главному предложению, либо к его сказуемому; присоединяются сравнительными союзами: как, будто, как будто, точно, чем (тем) и др.

Например: Минуты две было тихо, точно обоз уснул (А. Чехов). И колючей веткой ель в окно стучится, как стучит порою путник запоздалый (А. Плещеев).

Придаточные уступки обозначают обстоятельство, вопреки которому совершается действие, названное в главном предложении; отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? ; относятся ко всему главному предложению или к его сказуемому; присоединяются уступительными союзами: хотя (хоть), несмотря на, пусть, пуская, даром что; несмотря на то, что и др., союзными сочетаниями:что ни, кто ни, сколько ни, когда ни, как ни и др.

Например: Жарко, хотя солнце уже опустилось к западу (М. Горький). Хоть и холодно , да не голодно (Пословица). Куда ни кинь , всюду клин (Пословица).

Придаточные следствия обозначают следствие (вывод, результат), вытекающее из содержания главного предложения; отвечают на вопросы: что из этого следует? ; относятся ко всему главному предложению; присоединяются союзами: следствия так что, поэтому .

Например: Ветер воет во всю мочь, так что я у себя не мог спать (И. Гончаров). Весь следующий день Герасим не показывался, поэтому вместо него за водой должен был съездить кучер Потап (И. Тургенев).

Следует различать придаточное следствия и придаточное образа действия и степени.

Сравните: Дорогу размыло дождем, так что по горам образовались широкие рытвины (И. Гончаров) (придаточное следствия); Дорогу размыло дождем так, что по горам образовались широкие рытвины (придаточное образа действия и степени).

2.Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Теоретические сведения

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными .

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении.

Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации). Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Например: [Я пришёл к тебе с приветом, рассказать ], (что солнце встало ), (что оно горячим светом по листам затрепетало ). (А. Фет.)

Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения.

Например: [Я отвечал ], (что природа хороша ) и (что особенно хороши в наших местах закаты ). (В. Солоухин.)

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением .

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении.

Например: (Когда у меня в руках новая книга ), [я чувствую ], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное ). (М. Горький.)

При неоднородном подчинении придаточные могут относиться к одним и тем же словам главного предложения, но не являются однородными, так как отвечают на разные вопросы.

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением .

II. Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы ], (так как боялись отца ), (который тоже был несколько смущён ), (хотя старался этого не показывать ). (Н. Гоголь)

Такая связь называется последовательным подчинением .

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно ], (что , (когда солдаты бежали внизу ), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

№3. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Для выражения своего мнения, своего отношения к факту, явлению мы часто используем сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными .

Придаточные изъяснительные относятся к членам предложения, имеющим значение речи, мысли, чувства, сообщения и пр. Глаголы, при которых употребляется придаточная изъяснительная часть, обычно обозначают: речь (сказал, крикнул ), восприятие (увидел, услышал, почувствовал ), мыслительную деятельность (думал, решил, определил ), внутреннее состояние человека (боялся, удивился ).

Например, И.С.Тургенев в своем письме к П.Виардо писал о своих чувствах: Я без волнения не могу видеть , как ветка, покрытая молодыми зеленеющими листьями, отчётливо вырисовывается на голубом небе.

В предложении: Софья, характеризуя Чацкого, говорит , что «он в друзьях особенно счастлив» , - используется глагол говорения.

Очень часто мы пользуемся придаточными изъяснительными, когда высказываем свое мнение:

Я убежден, … Я считаю, … Я согласен с тем, … Могу с уверенностью сказать,… Мне кажется, …. Меня привлекает (интересна) мысль, (высказывание) о том… .

Кроме того, сложноподчинёнными предложениями с придаточными изъяснительными передаётся косвенная речь : Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности. (М. Лермонтов) Верочка сказала, что не хочет чаю , и ушла в свою комнату. (Н. Чернышевский)

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными

Теоретические сведения

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли и др.) и союзными словами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.).

Например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) - средство связи - союзчтоб .

Я не знаю, хочу ли я идти с ними - средство связи - союз ли , который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также , стоит не в начале части.

Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки. (А. Н. Толстой) - средство связи - составной союз что будто бы .

Один бог разве мог сказать, какой был характер у Манилова (Н. В. Гоголь) - средство связи - союзное слово какой , входящее в состав сказуемого.

Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... (М. Ю. Лермонтов) - средство связи - союз когда .

Придаточные изъяснительные относятся к одному слову в главной части - глаголу, краткому прилагательному, наречию, отглагольному существительному со значением речи, мысли, чувства, восприятия.

Например: Я обрадовался / выразил удивление / был рад, что он пришел. Хорошо, что он пришел.

В главной части может находиться указательное слово то в разных падежных формах: Я был рад тому , что он пришел. В этом предложении слово тому может быть опущено, поэтому придаточное относится к прилагательному рад.

Однако в некоторых сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными указательное слово в главной части является обязательным компонентом структуры предложения.

Например: Все началось с того , что вернулся отец.

Такие придаточные относятся именно к указательному слову, в качестве которого может выступать только слово то. Эта особенность сближает такие предложения с местоименно-определительными, использование же союза, а не союзного слова позволяет отнести их к изъяснительным.

Изъяснительное придаточное обычно находится за тем словом в главной части, к которому относится, но изредка, преимущественно в разговорной речи, она может располагаться и перед главной частью.

Например: Что он не придет , мне было ясно сразу.

4.Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Теоретические сведения

Определительные придаточные поясняют (характеризуют) тот член главной части предложения, который выражен именем существительным или местоимением, и отвечают на вопросы определения:какой? чей?

Например: (1) Метели (какие?), (2) что ломятся в дверцы, (1) с дороги меня не собьют.

К главной части придаточные определительные присоединяются только с помощью союзных словкоторый, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:

Например: И Таня видит дом пустой (какой?), где жил недавно наш герой. (А. Пушкин) [– = сущ. ], (где = –).

Придаточные определительные имеют строго определённое место в составе сложноподчинённого предложения: они стоят всегда после определяемого слова.

Например: Детство - это путешествие (какое?), которое никому не удалось совершить дважды . (В. Санин) [ сущ. – сущ. ], (которое =).

Союзные слова который, какой, чей с определяемым словом только согласуются в роде, числе , а падежная форма их зависит от того, каким членом предложения являются эти союзные слова в придаточной части:

Например: Мне нравятся люди, которым небезразлична жизнь страны. (Слово которым употреблено в дательном падеже.)

Сравните: Мне нравятся люди, с которыми легко общаться. (Слово которыми употреблено в творительном падеже.) - Мне нравятся люди, о которых слагают легенды. (Слово которых употреблено в предложном падеже.)

Слово который может стоять не только в начале, но и внутри придаточной части.

Например: 1) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях. (М. Лермонтов) 2) Точно закованная в цепи, примолкла, приутихла северная река, шум которой слушали деды и прадеды поморов рыбаков. (И. Соколов-Микитов)

Близки по значению к определительным придаточные местоименно-определительные , которые относятся к местоимениям тот, каждый, такой, весь, всякий и др., находящимся в главной части.

Например: (1) Уйдет далёко в прошлое всё то , (2) чем я живу . (Н. Глазков).[ = то ], (чем – =).

№5. Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

Придаточное предложение – это синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово.

Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно (Короленко).

Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” - “главная часть”); тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.

В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.

1. Придаточные делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние подразделяются на подгруппы.

2. Придаточные делятся на подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения вида придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).

Поскольку более распространенной в практике школьного и довузовского преподавания является классификация, принятая в первом случае, Мы будем придерживаться именно её.

Напомним, что знания о видах придаточных в сложноподчинённом предложении также проверяются в тестах ЕГЭ в части В (задание В6 ) в 11 классе.

Виды придаточных в сложноподчинённом предложении

Теоретические сведения

По значению и строению придаточные части сложноподчинённых предложений делятся на три основные группы, которые соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями, обстоятельствами.

Определительные придаточные поясняют (характеризуют) тот член главной части предложения, который выражен именем существительным или местоимением, и отвечают на вопросы определения: какой? чей?

Например: (1) Метели (какие?), (2) что ломятся в дверцы , (1) с дороги меня не собьют. (А. Фатьянов) [ – , (что =), =].

Изъяснительные придаточные поясняют член предложения (чаще всего сказуемое) главной части и, как и дополнения, отвечают на вопросы косвенных падежей.

Например: (1) Мы оживлённо беседовали о том (о чём?), (2) как разрешить создавшуюся ситуацию . [ – = ], (как =).

Обстоятельственные придаточные обозначают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т. д. того, о чём сообщается в главной части сложноподчинённого предложения. Они отвечают на вопросы обстоятельства.

Например: (1) Чтобы полюбить музыку , (2) надо прежде всего её слушать (с какой целью?). (Д. Шостакович) (Чтобы =), [=].

6.Сложноподчинённое предложение

СПП с придаточными места

Понятие о сложноподчиненных предложениях расчлененной структуры

Нерасчлененным СПП с присловной зависимостью противопоставляются СПП расчлененные , в которых зависимость предложенческого типа. Придаточная часть такого СПП содержит указание на определенное обстоятельство, при котором совершается или может совершаться то, о чем говорится в главной (время, условие, причину, следствие и т.д.). Такие придаточные распространяют всю главную часть, реже состав одного из ее сказуемых или обособленный оборот в главной части и прикрепляются семантическими союзами. Исключение представляют только придаточные места, связь которых с главной частью осуществляется с помощью соотносительных слов. Однако и в этом случае соотносительное слово относится не к отдельному слову в главной части, образуя с ним словосочетание, а обычно ко всей главной части или к составу ее ска­зуемого: Казалось бы, совсем не место веселью там, где снаряды роют землю (Овечкин) (придаточная часть места); Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее (Симонов) (придаточная часть времени); До чего же бывает речная вода хороша, если пить ее в полдень большими глотками из каски (Сурков) (придаточная часть условия).

Главная часть СПП расчлененной структуры обычно не требует распространения вообще, выражает относительно законченную мысль, может существовать без придаточной, а также свободно присоединяет и другие виды придаточных. Ср.: Доктор не любил нашего хозяйства, хотя находил его вполне сносным; Доктор не любил нашего хозяйства, чего отнюдь и не скрывал. Такая, «свобода» в присоединении придаточных частей свидетельствует об их нетесной связи с главной. Таким образом, синтаксическая связь в нерасчлененных предложениях предсказуема, а в расчлененных – непредсказуема.

СПП с придаточными места

Придаточные места содержат указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части (с соотносительным слоном там) , на направление дей­ствия главной части, прямое (с соотносительным слоном туда) и обратное (с соотносительным словом оттуда) : Алексей пополз туда, куда ушел самолет (Полевой); Он выехал оттуда, откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).

Придаточные места присоединяются к главной союзными словами где, куда, откуда . Они могут распространять главную часть предложения, раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и иметь уточняющий характер. Придаточные места могут занимать по отношению к главной части любое положение.

Придаточные при соотношении

· там... где либо содержат указание на место совершения действия главной части: Там, где ветры слизали снег, земля по ночам гулко лопается (Шол.);

· туда... где содержат указание на направленность движения: Настасья посмотрела вперед, туда, где заранее намечена была линия первого гона... (Г. Ник. );

· оттуда... где указывают на исходный пункт движения: Оттуда, где была река, веяло сыростью;

· везде... где ограничивают значение местоименного наречия главной части предложения: Мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит (Л.).

· туда... куда указывается на направление движения: Куда конь с копытом, туда и рак с клешней (посл.);

· там... куда обозначается место совершения действия главной части: Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съеживались и увядали (Гарш.);

· оттуда... куда указывается на исходный пункт движения: Оттуда, куда он указал пальцем, валил дым.


Временньіе придаточные содержат указание на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части предложения. Придаточные времени отвечают на вопросы «когда?», «как долго?», «с каких пор?», «до каких пор?», «на сколько времени?» и относятся ко всей главной части: Как в ворота чугунные въедешь (когда?), тронет тело блаженная дрожь (А. Ахматова); По синим водам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий (когда?) несется, несется на всех парусах (М. Лермонтов); Кто-то положил на пяльцы письмо. и скрылся (когда?), прежде чем Марья Кириловна успела образу миться (А. Пушкин); По мере того как мы продвигались к озеру Ханка, течение становилось медленнее (когда?) (В. Арсеньев).
Придаточные времени могут выполнять функцию распространения главной части, когда в ней нет обстоятельства времени: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза (В. Гаршин); Когда мы возвращались обратно, лес совсем проснулся и ожил и весь наполнился птичьим радостным гомоном (А. Куприн), или уточнять обстоятельство времени, имеющееся в главной: Прежде, когда я был помоложе, мои родные и знакомые знали, что со мною делать... (А. Чехов); Весною, когда земля оттает, люди тоже как будто становятся мягче (М. Горький).
Временные отношения в сложном предложении могут быть осложнены причинно-следственными и сопоставительно-противительными: Когда человек утомлен и хочет спать, то ему кажется, что то же самое состояние переживает и природа (А. Чехов); Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу (Н. Гоголь). В этих предложениях соотношения во времени отодвинуты на второй план. Неосложненные временные отношения устанавливаются лишь в тех предложениях, придаточные которых содержат указание на те или иные определения времени (Когда прошло десять лет...; Когда наступило утро и т. д.).
Временные придаточные части могут занимать по отношению к главной части любое положение. Ограничения связаны лишь с теми случаями, когда они уточняют значение имеющегося в главной части обстоятельства времени и, естественно, помещаются после него: А сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом (С. Есенин); Всюду, где только лес был прежде, лежали на земле белые холсты лунного света (В. Катаев).
Определенный порядок следования частей связан также с употреблением двойных союзов. В таких случаях главная часть, обязательно постпозитивная, имеет слова-скрепы: Едва Ростов успел передать письмо и рассказать все дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги (JI. Толстой); Когда писатель из повествователя превращается в мыслителя, тогда он художник истинный (Ю. Бондарев); Когда же он открыл глаза, то в них уже светились внимательные теплые искры (А. Куприн).
Обязателен порядок частей и в предложениях типа: Не прошло и десяти минут, как мы тронулись с места; Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел (И. Крылов), где временные отношения создаются общей семантикой лексически ограниченных и структурно связанных оборотов не прошло и... как; не успел... как, не проходило дня... чтобы, не успел... а. Такие предложения экспрессивно окрашены (тип предложения с так называемым взаимным подчинением).
Сложные предложения, выражающие временные отношения, по значению делятся на предложения с отношением одновременности и предложения с отношением разновременности. Эти отношения выражаются средствами связи (союзами и союзными словами) и видовременными значениями глаголов.
Отношение одновременности выражается в предложениях с придаточными, присоединяемыми союзами когда, пока, как, покамест, покуда, в то время как и формами глаголов (обычно глаголы в главной и придаточной частях несовершенного вида одного времени).
Союз когда служит для выражения отношений одновременности без подчеркивания совпадения во времени действий главной и придаточной частей: Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь (К. Паустовский); Бывали моменты, когда она талантливо вскрикивала, талантливо умирала (А. Чехов); Дедушка был старик изворотливый и не брезговал побарышничать на стороне, когда ездил в извоз (Ф. Гладков). Достаточно редко в том же значении используется союз как (архаический или просторечный): Как подошла сеноуборка, установилась сухая, жаркая погода (Ю. Нагибин). Союз когда может соотноситься с наречием тогда в главной части, подчеркивающим момент совпадения действия: Подобные мысли стали приходить мне в голову в конце жизни, тогда, когда я сводил счеты со своей юностью (В. Катаев); Тогда сироте праздник, когда белую рубаху дадут (Пословица).
Союзы пока, покуда, покамест подчеркивают совпадение сроков действия, показывают, что действие главной части целиком укладывается в промежуток времени действия придаточной: Иль не меня четыре года, покамест шла войны страда, трепала всякая погода, мотала всякая езда (А. Твардовский); И пока обезумевший зверь метался по клетке, хозяин зверинца любовался им, восхищался его силой (В. Бианки); Куй железо, пока горячо (Поговорка); Пока мы переходили через поляну, турки успели сделать несколько выстрелов (В. Гаршин).
Союз в то время как (при глаголах совершенного вида) подчеркивает момент совпадения действия придаточной части с действием главной: В то время как товарищ мой остановился, мелькнула перед моими глазами большая бабочка (С. Аксаков); В то время как Егорушка смотрел на сонные лица, неожиданно послышалось тихое пение (А. Чехов).
Отношение разновременности выражается союзами когда, пока, покамест, покуда, после того как, с тех пор как, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, как, едва, лишь, прежде чем, раньше чем, перед тем как, а также соотношением видовых форм глаголов-сказуемых и порядком расположения главной и придаточной частей предложения.
Сложные предложения с отношением разновременности имеют две основные разновидности: в одних предложениях действие главной части следует за действием придаточной, в других - действие главной предшествует действию придаточной.
Наиболее употребительными являются конструкции с обозначением того, что действие или состояние, о котором говорится в главной части предложения, следует за действием или состоянием, обозначенным в придаточной- Для выражения такой последовательности во времени служат союзы когда, после того как, с тех пор как, как только, только что, лишь только, только"лишь, только, чуть, как, едва, лишь. Сказуемые в таком случае выражаются глагольными формами совершенного вида и реже - несовершенного.
Поскольку союз когда употребляется и в предложениях с отношением одновременности, основным средством выражения последовательности действий или состояний служит глагольная форма совершенного вида в придаточной части.
Сложные предложения с союзом когда при наличии глаголов совершенного вида в главной и придаточной частях обозначают, что действие главной части следует за действием придаточной: Когда барабанщик вошел в избу, Петя сел подальше от него (JI. Толстой); Когда затих уже топот его лошади, я пошла кругом на террасу и опять стала смотреть в сад (JI. Толстой). Наличие в главной части предложения глагола несовершенного вида служит средством обозначения того, что совершение действия придаточной части совпадает с продолжением действия главной: Когда много знаешь, трудно сочинять (Д. Гранин); А когда, сквозь волны фимиама, хор гремит, ликуя и грозя, смотрят в душу строго и упрямо те же неизбежные глаза (А. Ахматова).
В сложных предложениях с союзами как, как только, лишь только, только лишь, только что, только, лишь, чуть, едва указывается на то, что действие или состояние главной части предложения следует за действием или состоянием (или его началом) придаточной особенно быстро: Эта история продолжалась всякий раз, как приезжал Азамат (М. Лермонтов); И только что землю родную завидит во мраке ночном, опять его сердце трепещет и очи пылают огнем (М. Лермонтов); Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки, французы тут как тут (М. Лермонтов); Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому (Н. Гоголь); Едва солнце вышло из-за горы и стало освещать долину, волнистые облака тумана рассеялись (Л. Толстой).
Союз после того как указывает, что действие главной части предложения начинается только после окончания действия придаточной: После того как были изготовлены прописанные мне очки, наступило время отъезда из Москвы (М. Исаковский); Ледоход начинается почему-то чаще всего по темным ночам, после того как «пойдут овраги» (К. Паустовский).
Союз с тех пор как подчеркивает начальный момент действия главной части: С тех пор как она отказала Андрею, старик был с Ионной официально сух, а Марианна едва отвечала ей (В. Панова). Сложные союзы после того как, с тех пор как и другие могут расчленяться, в придаточной части в таком случае остается лишь союз как: С тех пор, как ямщик мой ехал сзади, он сделался как будто веселее и разговорчивее (JI. Толстой).
Другую группу предложений с отношением разновременности составляют предложения, в которых действие или состояние главной части предшествует действию или состоянию придаточной. В таких предложениях придаточная присоединяется посредством союзов прежде чем, раньше чем, перед тем как, пока, покамест, покуда.
Предложения с союзами прежде чем, раньше чем могут осложняться сопоставительно-противительными отношениями: И, еще раньше чем Сережка мог рассмотреть, что это такое, он понял по наполнившему степь стрекоту, что это движется отряд мотоциклистов (А. Фадеев). Такого осложнения может и не быть: Прежде чем учить мальчика, я должен узнать его душу (А. Чехов); Нужно было попробовать много дорог, прежде чем остановиться на какой-нибудь из них (Н. Добролюбов).
Неосложненное указание на то, что действие или состояние главной части предложения предшествует действию или состоянию придаточной, содержится в предложениях с союзом перед тем как: В хате еще висит на гвозде, направо от дверей, шахтерская куртка отца, как он сам ее повесил, придя с работы, перед тем, как идти в военкомат... (А. Фадеев); Перед тем как снова двинуться в путь, Алексей Мересьев вырезал из можжевельника палку (Б. Полевой). Союз перед тем как может расчленяться; Он выдкочил из дома в самый последний момент перед тем, как обрушилась крыша (В. Ильенков).
То же значение может быть передано союзами пока, покамест, покуда, но с указанием предела, до которого продолжается действие главной части: Но в иные дни приходилось подолгу всматриваться и шарить, покуда не сыщется семейка боровичков в тесных чепчиках- (В. Набоков); Лягу спать и шепчу стихи, пока не засну (М. Горький).
Обозначение предела может подчеркиваться наличием в главной части сочетания до тех пор: Почему-то я молчаливому указанию собаки не придавал значения и занимался своими думами до тех пор, пока сзади меня не послышался новый шорох (М. Пришвин).
Среди сложных предложений с придаточными времени данного типа есть предложения, придаточные которых приобретают большую самостоятельность, что приближает эти предложения к сложносочиненным. Такие переходные случаи между сочинением и подчинением возникают при употреблении союза как (в сочетании с вдруг): Я собрался было встать и снова попытать счастья, как вдруг мои глаза остановились на неподвижном человеческом образе (И. Тургенев); Разогнался Андрий и чуть было уже не настигнул Го- локопытенко, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня (Н. Гоголь).
Необходимо отличать придаточные времени от других придаточных, присоединенных союзным словом когда: Случаются такие благостные минуты (какие?), когда человеку хочется помолчать (В. Поволяев) - придаточная определительная; Еще до суда в камерах обсуждалось (что?), когда поведут по этапу (Л. Толстой) - придаточная изъяснительная; Когда бы я злой человек был, так разве я (при каком условии?) выпустил бы добычу из рук (Д. Мамин-Сиби- ряк) - придаточная условия; Когда Каретников проснулся, то никак (когда?) не мог оторвать голову от чего-то твердого (В. Поволяев) - придаточная времени.

Урок русского языка в 9 классе.

Тема урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Вид урока. Личностно-ориентированный урок

Цели урока:

углубить знания учащихся о СПП;

– учить распознавать придаточные предложения места и времени, отличать их от других придаточных;

– определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении;

– совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными места и времени;

– совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП;

– способствовать развитию кругозора, интереса и любви к Крыму.

Оборудование. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения/В.Голобородько и др., 2006; плакат «Цели урока»; фотографии Ливадийского дворца; раздаточный материал (приложение)

Ход урока

I. Организационный этап

II. Мобилизующий этап

Чтение учителем отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Небесный чердак»:

В путь,
в зной
крутизной!
Туда,
где горизонта черта,
где зубы
гор
из небесного рта,
туда,
в конец,
к небесам на чердак,
на -
Чатырдаг.

Подумайте, какое предложение использовала автор? Как это может быть связано с темой сегодняшнего урока? Что нового мы должны узнать?

III. Осмысление учениками темы урока

– Итак, тема нашего урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени».

(Запись на доске и в тетради)

– Посмотрите еще раз на тему урока. Что вы уже знаете? А что должны узнать нового?

На этом этапе учащиеся вспоминают, что такое предложение, какое предложение называют сложноподчиненным, что такое главное и придаточное предложения, виды придаточных.

IV. Cамостоятельное формулирование целей урока

Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.

Можно использовать плакат со следующим текстом:

Цели урока:

учиться находить …;

узнать способы связи …;

закрепить умения ставить...;

учиться правильно употреблять ….

– А кроме этого, мы еще сегодня убедимся, что такие предложения часто использовали разные писатели и поэты, говоря о Крыме. Я думаю, что это поможет вам еще больше узнать о родном крае, и, возможно, еще больше полюбить его, потому что его так любили и ценили творческие люди, люди с тонко чувствующей душой.

Не случайно в начале нашего урока прозвучало четверостишие о Брюсове, потому что в этом году исполняется 140 лет со дня рождения этого замечательного русского поэта (данные на 13 декабря 2013 года), о котором вы подробно будете говорить в 11 классе. Он бывал у нас в Крыму, поэтому мы начали наш урок с упоминания о нем.

V. Изучение нового материала

– А начать изучение нового материала я предлагаю вам со слов известного писателя XIX века Евгения Маркова:

«Когда переносишься на Южный берег Крыма, ты чувствуешь себя в плену у какого-то нового для тебя мира. Оттого ты смотришь на все, как во сне, обольстительном и невероятном сне. Ты долго будто не веришь волшебным декорациям, развертывающимся кругом тебя. Взгляд невольно устремляется туда, где синее море сливается с небом. Деревеньки – игрушки словно уронил кто-то туда, где торжествует хаос утесов и зелени. Зато, когда ты покидаешь Южный берег, душа твоя томится по нему, как по потерянному раю. Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые дает только один Крым, никогда не забывают его".

(Текст у каждого ученика в виде раздаточного материала)

Задания к тексту

  1. Подберите заголовок.
  2. Определите стиль данного текста, докажите.
  3. Найдите в тексте орфограммы, которые кажутся вам наиболее трудными и объясните написание слов с этими орфограммами.
  4. Найдите в тексте трудные для вас пунктограммы, объясните постановку знаков препинания.
  5. Найдите сложноподчиненные предложения. Задайте вопросы к придаточным. Попробуйте определить их вид. Всегда ли вы можете это сделать?

Слово учителя.

Сегодня мы встретились с новым для вас видом придаточных предложений: места и времени, узнали некоторые вопросы, на которые они отвечают и некоторые союзы и союзные слова, которые могут присоединять их к главному предложению. Полные сведения об этих придаточных мы узнаем с помощью учебника (или с помощью теоретического материала на листочках):

(Раздаточный материал у каждого на парте)

Работа в парах по инструкции:

– внимательно прочитай теоретический материал по теме урока;

– продумай, как лучше преподнести материал своему напарнику;

– объясни новый материал соседу так, чтобы он понял;

– задай ему 1-2 вопроса для проверки усвоенного;

– выслушай своего напарника, задай вопросы, если что-то неясно.

VI. Субъективизация при осмыслении нового материала

Беседа по вопросам:

– Что из услышанного сегодня вы знали, а что нет?

– Что из услышанного осталось непонятным?

– Как вы думаете, почему?

VII. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Дифференцированное задание

1 . По новому материалу составить несколько тестовых заданий с вариантами ответов (12 баллов).

2 . Составить план «Новый материал сегодняшнего урока» (8 баллов).

3. Составить план « Новый материал сегодняшнего урока», подобрать свои примеры к каждому пункту (10 баллов).

2. Задание по вариантам. Цифровой диктант.

1-ый вариант записывает номера сложноподчиненных предложений с придаточными времени, а 2-ой – с придаточными места.

Все предложения взяты из стихотворений разных поэтов о Крыме.

1. Где подступает к морю сад,

Я знаю грот уединенный (В.Я. Брюсов).

2. Когда уйду, пускай с лугов России
Сюда летит привет горячий мой (Е. Громова «Старый Крым») .

3. Друг милый, ангел мой! сокроемся туда,
Где волны кроткие Тавриду омывают. (К. Батюшков «Таврида»)

4. Куда ни глянь, сады вокруг. (Н. Доризо «Костры»)

5. Едва лишь я вступил под твой знакомый кров,
Бросаются в глаза мне надписи врагов (А.К. Толстой «Приветствую тебя»).

6. А туда, на берег моря,
Высыпает город весь (Д.Д. Минаев «На исходе лета в Ялте»).

7. А признаюсь, когда мы там
Ползли, как мухи, по скалам,
То мне немного было жутко:
Сорваться вниз - плохая шутка! (А.К. Толстой «Всесильной волею аллаха»).

8. Где был заветный лес Дианы,
Там слышны звуки топора (А.К. Толстой «Светлый ключ»)

9. …И дум порывы
Невольно к вам я устремлял,
Когда под лавры и оливы
Главу тревожную склонял (В.Г. Бенедиктов «В стране, где ясными лучами»).

10. Тогда лишь становится город героем,
Когда стал героем солдат. (М.С. Лисянский «Горит черноморское солнце»)

Ключ:

1 вариант – 2, 5, 7, 9, 10

2 вариант – 1, 3, 4, 6, 8

3. Соедините главные и придаточные предложения. Составьте схемы.

(это задание выполняется у доски)

1. 200 млн. лет назад громадный океана Тетис шумел там

2. Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас

3. Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца

1. блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам Ай-Петри.

2. откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров.

3. они изящно ползают по склонам Ай-Петри.

Ответы

200 млн. лет назад громадный океана Тетис шумел там, откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров.

Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас, когда дождевые и талые воды просачиваются по трещинам и растворяют известняк.

Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца, когда, блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам Ай-Петри.

Составленные предложения взяты из лирического путеводителя Владлена Авинды. Настоящее имя ялтинского писателя Владлен Петрович Гончаров - лауреат Государственной премии АРК, автор замечательных книг о Крыме.

4. Продолжите сложноподчиненные предложения. Укажите вид придаточного предложения .

Когда последний урок закончился,…

Как только мы приехали в Севастополь,…

Мы возвратились туда,…

5. Творческое задание.

Слово учителя (демонстрируются фотографии) .

Кто из вас бывал в Ливадийском дворце? Много ли вы знаете о нем? Посмотрите на фотографии, вспомните это удивительное место. Пусть наше следующее задание поможет вам не только повторить новый материал, но и еще раз вспомнить об одной из крымских достопримечательностей.

Задание. Составить небольшой рассказ на тему «Ливадийский дворец», используя сложноподчиненные предложения . Указать вид придаточных. .

Можно использовать образцы:

Многочисленные экскурсии отправляются туда, где …

С тех пор как в Ливадии построен роскошный белокаменный дворец, …

… , где находилась резиденция императорской семьи.

…, откуда можно выйти в один из лучших парков Южного берега Крыма.

VIII. Рефлексивный этап урока

2- 3 человека выступают с кратким эссе на тему «Что мы сегодня узнали, что было интересным на уроке».

2- 3 человека высказывают мнение о том, что получилось и не получилось у них, что и почему осталось непонятным.

IХ. Домашнее задание.

1) Теоретический материал выучить (стр. 80 и 81) .

2) Упражнение 104

Или

Составить небольшой рассказ на тему «Крым в моей жизни», используя СПП.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздаточный материал.

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор ? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:

С тех пор как мы побывали на море, я постоянно думал о нем

При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда , придаточная присоединяется союзным словом когда , стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:

Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов - придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством.

При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части.

Сложноподчиненные предложения с придаточными места

Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда , выступающие в синтаксической функции обстоятельств:

А там, где еще вчера сияло солнце, царил осенний туман .

В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию, например:

Он пошёл, куда ему захотелось , - в главной части пропущено слово туда.

Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках:

Где тонко, там и рвется.




Просмотров