Справка судебным приставам об удержании алиментов. Отчитываемся по алиментам судебным приставам. Регулирующие вопросы алиментов документы и законы

В любой момент приставы могут затребовать у вас отчет по алиментам. Составьте отчет, если приставы прислали официальный запрос. Если бумагу потребовали по телефону, вы вправе не отвечать.

Особенно приставов интересуют работники, у которых долги по алиментам. Периодичность, в течение которой надо отчитываться, приставы устанавливают разную. Одним компаниям предлагают сдавать отчет ежемесячно, другим — ежеквартально.

Что делать, если потребовали отчет по алиментам

Безопаснее ответить на запрос приставов. Они вправе проверять, правильно ли компания удерживает алименты. А организация должна выполнять требования приставов (ст. 12, 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ, подп. 16 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

Если ответ не дать, то компанию могут оштрафовать на сумму до 100 000 руб., директора — до 20 000 руб. (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ). Кроме того, есть риск, что приставы нагрянут в компанию с внеплановой проверкой. Во время ревизии они могут обнаружить, что вы нарушаете трудовое или налоговое законодательство. К примеру, платите зарплату ниже МРОТ. О нарушениях они скорее всего сообщат в трудовую или налоговую инспекцию (раздел VII Методических рекомендаций, утв. ФССП России 19 июня 2012 г. № 01-16).

Специального бланка, на котором надо составить отчет по алиментам для приставов, нет. Составляйте его в произвольной форме на бланке организации. За основу можете взять наш образец. Если к запросу приставы приложили свой бланк отчета, то используйте его.

Отвечайте только на официальный запрос приставов. Иногда они озвучивают свои требования по телефону. Телефонный разговор вас ни к чему не обязывает. Без бумажного запроса вы вправе не отчитываться перед приставами. Штрафовать компанию за это не будут — не за что. Предупредите приставов, что если им действительно нужен отчет по алиментам, то пусть сначала пришлют официальный запрос.

Некоторые приставы требуют отчитываться по факсу — так им удобнее. Доходит до того, что компанию устно принуждают купить аппарат, если в офисе его нет. Эти требования также незаконны. Предложите приставу взаимодействовать через электронную почту. Коллеги рассказывают, что приставы охотно соглашаются на такой вариант. Если этой возможности нет, то направляйте бумажные документы по почте или передавайте приставу лично.

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Новая методичка по удержанию алиментов

Комментарий к Методическим рекомендациям по расчету алиментных долгов и проверке работодателей

Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утв. ФССП 19.06.2012 № 01-16 Комментируемые Методические рекомендации можно найти:

Служба судебных приставов утвердила новые Методические рекомендации, касающиеся взыскания алиментов по исполнительным документам. Они наконец-то заменили Временную инструкци юутв. Минюстом 02.09.93 , не действующую аж с 2000 г.Приказ Минюста от 11.09.2000 № 269

Новая методичка ориентирована прежде всего на судебных приставов. Однако она будет полезна и самим должникам, в частности в ней есть отдельный раздел, посвященный расчету алиментов с предпринимателей. Организациям, удерживающим алименты с работников, тоже следует ознакомиться с этими рекомендациями. Хотя бы по той причине, что в них приведены правила проверок приставами работодателей должников. Сейчас мы пройдемся по наиболее важным для бухгалтеров моментам.

Проверки приставов

Судебный пристав может прийти к работодателю должника с проверко йч. 2 ст. 12 Закона от 21.07.97 № 118-ФЗ ; п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона от 19.09.2007 № 229-ФЗ (далее - Закон № 229-ФЗ) . Такие проверки проводятся, как правило, или по заявлению получателя алиментов, или в случае нарушения бухгалтерией ее обязанностей. К примеру, если пристав не получит от организации в срок нужную информацию.

Так, получив постановление судебного пристава-исполнителя и копию исполнительного документа, бухгалтер в тот же день должен отправить судебному приставу обратное уведомление о получении документов с печатью организации и своей подписью. Бланк этого уведомления, как правило, приложен к поступившим от пристава документам. Если пристав не получит в разумный срок такое уведомление, это может быть поводом к проверке.

Проверять пристав может не все, что ему захочется, а лишь то, что имеет отношение к удержанию алиментов. А они, напомним, удерживаются на основании:

  • исполнительных листов;
  • судебных приказов;
  • нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов.

Учтите, что добровольные заявления работников о перечислении алиментов не относятся к исполнительным документам. Поэтому пристав не должен проверять правильность расчета и перечисления подобных сумм.

Если пристав обнаружит, что организация нарушает трудовое и/или налоговое законодательство, то он должен сообщить об этом в Роструд и/или в налоговую службу. Интересно, что в качестве примера налогового нарушения в методичке приведена выплата должнику зарплаты в размере ниже среднеотраслевого уровня.

По итогам проверки пристав составит актприложение № 6 к Методическим рекомендациям . Если окажется, что организация неправильно рассчитывала алименты, ошибки надо будет исправить.

За утрату исполнительного документа, за несвоевременное его отправление приставам после увольнения работника и за другие нарушения законодательства об исполнительном производстве судебный пристав может наложить административный штра фст. 113 Закона № 229-ФЗ ; ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ :

  • на должностных лиц организации - от 15 000 до 20 000 руб.;
  • на саму организацию - от 50 000 до 100 000 руб.

Не забыли приставы пригрозить и уголовной ответственностью злостным нарушителя мст. 315 УК РФ .

Алименты - только с реальных доходов, и то не со всех

Некоторые бухгалтеры неправильно считают алименты в ситуации, когда у работника были прогулы. Ссылаясь на нормы старой Временной инструкции, они подстраховываются и берут для расчета алиментов зарплату за полный месяц (то есть сумму бо´ -льшую, чем получил работник)п. 21 Временной инструкции, утв. Минюстом 02.09.93 .

Перечень доходов, с которых также не надо удерживать алименты, утвержден Постановлением Правительства от 18.07.96 № 841. Его вы можете найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Однако такой подход неправильный, и не удивительно, что в новой методичке подобных положений больше нет. Так что работодатель должен удерживать алименты только с сумм доходов, реально начисленных работнику. Разумеется, алименты рассчитываются с суммы, оставшейся после удержания НДФЛ.

Вместе с тем не нужно начислять алименты с «нетрудовых» доходов работника. Например, с выплат работнику, связанных с покупкой у него его имущества, будь то компьютер или квартир аОпределение КС от 17.01.2012 № 122-О -О ; разд. VI Методических рекомендаций .

Как считать алименты, если долгов много

Случается, что на одного работника приходит несколько исполнительных документов. В этом случае бухгалтер должен определить, в какой последовательности гасить долги работника. Сначала нужно удержать суммы в погашение долгов первой очереди. К ним относятся и алименты. Но, кроме них, к требованиям первой очереди относятся требовани яп. 1 ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ :

  • по возмещению вреда, причиненного здоровью;
  • по возмещению вреда в связи со смертью кормильца;
  • по возмещению ущерба, причиненного преступлением;
  • о компенсации морального вреда.

Напомним, что при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей и иных требований первой очереди общий размер удержания не может превышать 70% от зарплаты и иных доходов должника. В остальных случаях можно удержать не более 50%ч. 2, 3 ст. 99 Закона № 229-ФЗ .

А если общей суммы, которую можно удержать из зарплаты работника, не хватает на погашение всех долгов первой очереди, бухгалтер должен сам распределить удержанную из доходов работника сумму между всеми его долгами первой очереди (пропорционально суммам долгов)ч. 3 ст. 111 Закона № 229-ФЗ .

К примеру, у бухгалтера есть два исполнительных листа на сотрудника Петрова. По одному надо направить гражданке А. (матери его первого ребенка) 15 000 руб., а по другому гражданке В. (матери его двух других детей) - 30 000 руб. Из зарплаты работника Петрова за август 2012 г. можно удержать только 20 000 руб. В этой ситуации гражданке А. надо направить 6666,67 руб. (15 000 руб. х 20 000 руб. / (15 000 руб. + 30 000 руб.)), а гражданке В. - 13 333,33 руб.

Неизвестно, куда перечислять алименты, - направляйте их приставам

Реквизиты получателя бухгалтер должен взять из исполнительного документа или из постановления судебного пристава-исполнителя. Но если даже адрес получателя алиментов неизвестен, это не означает, что алименты можно оставить работнику. Служба судебных приставов рекомендует перечислять такие алименты на расчетный счет местного подразделения ФССП России. Напомним, что все издержки по перечислению алиментов оплачивает работник-должни кст. 109 СК РФ .

Индексация алиментов, установленных в процентах от прожиточного минимума

Бывает, что алименты установлены не в процентах от дохода работника, а в твердой денежной сумм еп. 2 ст. 117 СК РФ . И в этом случае бухгалтер в исполнительном документе может увидеть не конкретную сумму, а формулу, в которую надо подставить текущее значение прожиточного минимума, установленное субъектом РФ. Причем этот минимум надо брать по месту жительства лица, получающего алименты (а не по субъекту, где живет сам работник или находится организация)ч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ ; п. 1 ст. 117 СК РФ .

За российской величиной прожиточного минимума можно следить: официальный сайт Росстата → Население → Уровень жизни → Прожиточный минимум

Величина прожиточного минимума должна определяться в субъекте ежеквартально. Причем надо еще учитывать социально-демографическую группу, к которой относится получатель алименто вч. 1 ст. 102 Закона № 229-ФЗ ; п. 1 ст. 117 СК РФ . Если в субъекте РФ, где живет получатель алиментов, не установлена величина прожиточного минимума для его социально-демографической группы, то нужно ориентироваться на прожиточный минимум для данной группы, установленный в целом по России.

Региональные значения прожиточного минимума надо отслеживать по законам субъектов. К примеру, для этого можно пользоваться базой КонсультантПлюс.

Учтите, что по норме Семейного кодекса индексация алиментов предусмотрена только пропорционально росту величины прожиточного минимум ап. 1 ст. 117 СК РФ .

Из этой формулировки служба судебных приставов сделала вывод, что если величина прожиточного минимума снизилась, то алименты нужно удерживать в той сумме, в которой они удерживались в предыдущем квартале.

Прожиточный минимум редко, но все же снижается в некоторых регионах. Поэтому бухгалтеру надо быть внимательным и не доверять расчет алиментов программе либо закладывать в нее сложный алгоритм, учитывающий такую особенность.

Бывает так, что в исполнительном документе размер алиментов привязан к МРОТ. Для расчета таких алиментов методичка предписывает применять федеральный МРОТ, а не региональный. Напомним, что с 01.06.2011 он составляет 4611 руб.ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ

Кстати, у бухгалтеров с расчетом алиментов, привязанных к прожиточному минимуму, могут возникнуть и иные сложности. Ведь, как правило, величина такого минимума становится известна не в первом месяце квартала и даже не в последнем, а попозже. Причем насколько попозже - зависит исключительно от скорости его утверждения конкретным субъектом РФ. О том, как в подобных случаях удерживать алименты, в Методических рекомендациях ничего не сказано. А бухгалтеру при расчете алиментов ничего не остается, как считать алименты, используя сумму последнего прожиточного минимума (разумеется, если он не снижался по сравнению с предыдущим кварталом).

К примеру, на начало сентября 2012 г. во многих регионах прожиточный минимум даже за II квартал еще не утвержден - есть только данные о его размере за I квартал. И тогда при расчете алиментов за сентябрь придется ориентироваться на прожиточный минимум за I квартал.

Затем же, если региональные власти утвердят повышенную величину прожиточного минимума за II квартал, наиболее безопасный путь - пересчитать алименты за апрель - июнь и доудержать их. А когда появятся данные о том, что и в III квартале прожиточный минимум установлен в повышенном размере, бухгалтеру нужно будет пересчитать алименты за июль - сентябрь. Зато если прожиточный минимум снизится или останется прежним, пересчеты не потребуются. Но в целом бухгалтеру можно посочувствовать: наверняка и без этих пересчетов работы у него хватает.

Если же вы не пересчитаете алименты, удержанные исходя из последних данных о прожиточном минимуме, пристав может счесть подобный непересчет ошибкой.

Если работник уволится, а затем станет известно о повышении прожиточного минимума, пересчет алиментов будет уже заботой пристава.

Учет удержанных алиментов и отчет о них

При увольнении работника-должника надо сразу сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и возвратить ему исполнительный документ с отметкой о всех суммах, удержанных с должника за время его работы в вашей организаци ист. 98 Закона № 229-ФЗ ; ст. 111 СК РФ . Указываются:

  • размер удержаний;
  • каждая удержанная сумма, номер каждой платежки (квитанции) с датой перечисления;
  • остаток задолженности.

Эту запись надо заверить печатью организации и подписью должностного лица.

Чтобы на момент увольнения работника-должника не пришлось поднимать первичные документы за несколько лет, лучше по каждому такому должнику вести отдельный регистр учета удержанных и перечисленных сумм алиментов.

В целом методичка получилась довольно понятной, хотя нельзя сказать, что в ней можно найти ответы абсолютно на все вопросы, которые могут возникнуть при удержании алиментов.

Так, к примеру, не прописано, как удерживать алименты при наступлении совершеннолетия ребенка. Ведь в большинстве случаев день рождения приходится не на последний день календарного месяца, а зарплата начисляется за месяц в целом.

Логично предположить, что для расчета последних алиментов надо брать сумму зарплаты, начисленную за дни месяца, предшествующие совершеннолетию ребенк а

В бухгалтерию поступают постановления судебных приставов-исполнителей, где в одном из пунктов каждого постановления указано следующее требование:

«обязать лицо, производящее удержания, предоставлять судебному приставу-исполнителю один раз в квартал до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об удержании и перечислении ПАО «С» должника (Ф.И.О.) в пользу взыскателя (Ф.И.О. или название организации взыскателя) с указанием сумм начисленной заработной платы, иных выплат, из которых производится удержание долга, суммы перечисленных денежных средств и дат их перечисления с приложением платежных документов, подтверждающих перечисление. Информацию направлять в письменном виде (далее следует название отдела судебных приставов и адрес)».

Вопрос:

Обоснованны ли требования судебных приставов-исполнителей?

Ответ:

В соответствии со ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве ) на работодателя должника возложена обязанность производить удержание денежных средств из заработной платы должников в счет погашения задолженности по судебным актам и актам иных органов, в том числе по постановлениям судебных приставов - исполнителей.

Постановления судебного пристава-исполнителя в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве являются самостоятельными исполнительными документами, которые исполняются в порядке, предусмотренном указанным законом (из Определения ВАС РФ от 15.03.2010 № ВАС-2352/10 по делу № А63-15938/2008-С6-39).

В п.1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве предусмотрен перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель, в том числе: запрашивать необходимые сведения у организаций и органов, получать от них объяснения, информацию, справки (подп. 2); проводить проверку, в том числе проверку документов, по исполнению исполнительных документов (подп. 3); запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию (подп. 11); совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (подп. 17). Аналогичная норма содержится и в п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах", согласно которой судебный пристав-исполнитель вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию , в том числе персональные данные, объяснения и справки, а также давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по совершения конкретных исполнительных действий .

Таким образом, перечень действий судебных приставов-исполнителей не является закрытым, поэтому судебные приставы-исполнители могут применять самые разные не противоречащие принципам исполнительного производства меры для исполнения требования исполнительного документа. Это, по нашему мнению, означает, что, несмотря на то, что законодательством прямо не право судебного пристава-исполнителя требовать от организаций, выплачивающих должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, предоставления информации о произведенных удержаниях, но такое требование не противоречит вышеназванным нормам законов об исполнительном производстве и о судебных приставах.

Кроме того, в п. 8 Приложения № 108 «Постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника» к приказу Федеральной службы судебных приставов от 11 июля 2012 г. № 318 "Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства" обязанность организации предоставлять отчет прямо предусмотрена:

Некоторые региональные ФССП России (например, по и по областям) разработали «Памятку для и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств по исполнительным документам различных категорий», в которых требование о предоставлении отчета также прямо закреплено:

«О произведенных удержаниях и перечислении денежных средств взыскателю работодатель обязан ежемесячно представлять информацию судебному приставу - исполнителю в порядке, указанном в постановлении об обращении взыскания на заработную плату».

Согласно п. 4. ст. 14 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении , и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде. То есть, в том случае, если организация полагает, что требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении отчета нарушает ее права, она вправе обратиться в суд с заявлением о признании его незаконным. К сожалению, нам не удалось найти ни одного судебного акта, в котором бы анализировалась законность рассматриваемого требования судебного пристава-исполнителя.

Мы думаем, что в данном случае при подаче такого заявления перспектива судебного решения в пользу организации крайне мала, так как истребуемый отчет необходим судебному приставу-исполнителю для контроля исполнения требований исполнительных документов, а аргументировать, в чем заключается нарушение прав и законных интересов организации, у которой затребован отчет, практически невозможно.

В свою очередь, н арушение законодательства об исполнительном производстве является административным правонарушением, предусмотренным статьей 17.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с п. 1 которой:

«нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства, за исключением нарушения, предусмотренного статьей 17.17 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей».

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Таким образом, по нашему мнению, требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении отчета о произведенных удержаниях следует исполнять в сроки и в порядке, предусмотренном в соответствующем постановлении.

После рассмотрения алиментного спора между родителями ребенка, суд приходит к определенному решению и может обязать одну из сторон выплачивать алименты. Решение суда и исполнительный лист являются главными документами, регулирующими дальнейший процесс отчислений. Кроме вышеуказанных документов, граждане часто сталкиваются с таким документом, как справка об алиментах. В чем суть этой справки, где можно ознакомиться с образцом справки об алиментах, как ее получить и что для этого необходимо?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Понятие и предназначение

В конце документа проставляется дата выдачи и подпись уполномоченного на выдачу сотрудника. При запросе сведений от заявителя в справке также могут подробно уточнить суммы переведенных алиментов за определенный период.

О долгах

Справку о задолженности по алиментам следует получать у судебного пристава, который занимается взысканием алиментов. На его имя необходимо написать заявление, которое имеет следующую структуру:

  • реквизиты ФССП;
  • сведения о заявителе (Ф.И.О., адрес проживания );
  • наименование «заявление о расчете задолженности»;
  • описание данных исполнительного производства: кто, кому и на чье содержание отчисляет алименты, с каких пор происходит взыскание;
  • указание дня последнего произведенного платежа по алиментам и причины остановки выплат;
  • описание необходимости расчета долга за нужный период;
  • просьба о расчете суммы накопившейся задолженности по отчислениям;
  • перечень бумаг к заявлению;
  • дата, подпись и ее расшифровка.

Писать заявление на получение справки о задолженности по алиментам необходимо тогда, когда на протяжении длительного периода алименты не платились, а расчет долга при этом судебным исполнителем не производился.

Если пристав отказывает в выдаче справки, то можно пожаловаться руководству ФССП или в прокуратуру, ведь закон предусматривает обязанность судебного исполнителя вовремя производить расчет задолженности.

Общая структура

В общих случаях заявление для выдачи справки об алиментах должно содержать следующие реквизиты:

  • сведения о получателе и плательщике алиментов;
  • наименование организации или учреждения, которое переводит средства в счет алиментов;
  • личные данные и должности работников компании, которые отвечают за перечисления алиментных выплат;
  • периодичность начисления выплат;
  • срок годности справки (по факту документ не имеет определенного срока годности, и его данные будут актуальными в любой момент );
  • разбивка сумм начислений по определенным периодам (если существует необходимость отобразить выплаты помесячно, поквартально или за другие промежутки времени );
  • по алиментам.

Заверяется справка круглой печатью предприятия, подписью руководителя и должностного лица, оформившего документ.

Также канцелярией проставляется угловой штамп с датой и исходящим номером.

Образец справки об алиментах

Перед тем как обращаться к работодателю или в ФСПП за информацией об удержании или выплате алиментов, следует ознакомиться с примером справки об алиментах. Распечатав и взяв бланк справки с собой на прием, можно попробовать попросить устно судебного исполнителя или работника бухгалтерии заполнить его.

В последующем заполненная справка действительна для предъявления органам социальной защиты, судебным, банковским и прочим учреждениям.

Есть ли период действия

Справка об алиментах зачастую выдается в подтверждение выплат, произведенных за прошедший период от трех до шести месяцев.

Этот документ не имеет никакого срока годности и будет действительным на протяжении всего периода его предъявления.

Объясняется это тем, что любая другая справка, описывающая выплаты за тот же период, будет содержать идентичные цифры и показатели.

Если требуется справка за иной период времени, то текущая уже будет недействительной для предъявления, поскольку не охватывает нужный период.



Просмотров