Характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций. Классификация чрезвычайных ситуаций Классификация и причины ЧС техногенного характера

Для современного состояния России и других промышленно развитых стран мира характерно нарастание угроз в природно-техногенной сфере, а техногенные и природные катастрофы становятся постоянно действующими факторами не только экономики, но и политики. Крупнейшие аварии, катастрофы и стихийные бедствия, имевшие место в последние десятилетия в России и за рубежом, унесли сотни тысяч человеческих жизней, причинили большой и часто невосполнимый ущерб окружающей среде. Прямые экономические потери и затраты на ликвидацию их последствий достигают десятков и сотен миллиардов долларов.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” под чрезвычайной ситуацией природного и техногенного характера понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, кᴏᴛᴏᴩые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Наносимый чрезвычайными ситуациями вред выражается через последствия природного и техногенного бедствия, являющегося источником чрезвычайной ситуации.

Источник чрезвычайной ситуации — опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Потери и ущерб

Главными составными частями, учитывающими тяжесть последствий, будут потери и ущерб. Потери — ϶ᴛᴏ выход из строя людей ввиду гибели, ранений, травм, болезней. Ежегодно в России в различного рода авариях и катастрофах гибнет более 50 тыс. и получают травмы более 250 тыс. человек.

Ущерб демонстрирует материальный и финансовый урон, нанесенный в процессе чрезвычайной ситуации. Стоит заметить, что он бывает прямой и косвенный. Прямой ущерб обусловлен поражающими воздействиями, приводящими к разрушениям, повреждениям, выходу из строя объектов хозяйственного и социального назначения, нанесению вреда природной среде, природным ресурсам. Косвенный ущерб возникает из-за остановки хозяйственной деятельности, упущенной выгоды, необходимости затрат на ликвидацию чрезвычайной ситуации и ее долговременных последствий. Ежегодный прямой экономический ущерб оценивается в России в 4-5% от ВВП и может достигать 10%. Прогнозируемый рост количества возникающих чрезвычайных ситуаций различного характера будет вести к увеличению ущерба от них, кᴏᴛᴏᴩый уже исчисляется в целом триллионами рублей в год. Это будет существенно тормозить экономический рост в стране, переход России к стратегии устойчивого развития. В связи с данным в стране деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций приобрела общенациональную значимость, поднялась на уровень государственной политики и будет одной из сфер национальной безопасности страны. Необходимость противодействовать чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера обусловлена наличием ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих опасностей.

Опасностью в чрезвычайной ситуации называется состояние, при кᴏᴛᴏᴩом создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, т. е. на территории, на кᴏᴛᴏᴩой сложилась чрезвычайная ситуация.

Степень опасности зависит от вероятности ее реализации, тех или иных поражающих факторов, а также от уязвимости и защищенности самого опасного объекта от внешних опасностей.

Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации — составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, кᴏᴛᴏᴩые определяются или выражаются ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующими параметрами. Поражающие воздействия, оказываемые при чрезвычайных ситуациях, могут иметь различный характер: механический, тепловой, химический, радиационный, биологический.

Механическое воздействие

При механическом воздействии в результате действия кинетической энергии возникают разрушения или повреждения биологических организмов, материальных объектов, природных ландшафтов. Это наиболее распространенный вид воздействия при природных и техногенных бедствиях. Примерами поражающих факторов механического характера могут быть воздушная и гидродинамическая ударная волна и потоки, сейсмические толчки, воздействие масс породы и снега, падающих конструкций, разлетающихся осколков и т. п.

Отметим, что тепловое воздействие

При тепловом воздействии происходят воспламенение, сгорание, обугливание, ожоги, удушение продуктами сгорания.
Стоит отметить, что основные поражающие факторы при ϶ᴛᴏм — пламя, высокие температуры и отравляющее действие продуктов сгорания.

Радиационное воздействие

Следствиями радиационного воздействия будут ионизация клеточных структур организмов, лучевая болезнь, другие, в т.ч. генетические изменения в тканях, радиоактивное загрязнение различных объектов и природной среды.
Стоит отметить, что основной поражающий фактор при радиационном воздействии — ионизирующее излучение.

Химическое воздействие

Химическое воздействие вызывает отравление и ожоги организмов, заражение суши, воды и воздуха, различных материальных объектов, в т.ч., продуктов питания, сельскохозяйственного сырья и фуража, а также долговременные нарушения в органах и системах организмов.
Стоит отметить, что основным поражающим фактором при ϶ᴛᴏм будет отравляющее действие аварийно химически опасных веществ.

Классификация чрезвычайных ситуаций

По источникам возникновения чрезвычайные ситуации делятся на природные, техногенные и биолого-социальные . При этом природные, техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Эти классификации важны для практических целей и служат основой при определении общего содержания и объема мер по противодействию различным опасным явлениям и событиям, планировании деятельности в ϶ᴛᴏй области и т. д.

На основе приведенных классификаций ведется статистика чрезвычайных ситуаций, кᴏᴛᴏᴩая используется для оценки общей обстановки на территории Российской Федерации по природных и техногенным угрозам, а также выбудут тенденции ее возможного развития.

По данным МЧС, в нашей стране ежегодно происходит 300- 350 стихийных бедствий и свыше 600 техногенных аварий. В последние годы количество и масштабы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся все более опасными для населения, окружающей среды и экономики страны.

Классификация ЧС по масштабам

Класс (уровень) ЧС

Пострадало, чел.

Нарушены условия жизни, чел.

Материальный ущерб, тыс. МРОТ руб.

Граница действия поражающих факторов в пределах

Объективные (локальные)

1 объекта

Района, города, населенного пункта

Отметим, что территориальные

Субъекта РФ

Региональные

Двух субъектов РФ

Федеральные

Более 5 000

Более двух субъектов РФ

Трансграничные

За пределами РФ

Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, кᴏᴛᴏᴩые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по различным признакам. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с постановлением Правительства РФ № 304 от 21.05.2007 г. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципального характера, ЧС межмуниципального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС федерального характера.

К ЧС локального характера ᴏᴛʜᴏϲᴙтся ЧС, в результате кᴏᴛᴏᴩых территория, на кᴏᴛᴏᴩой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее — зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при ϶ᴛᴏм количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее — количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее — размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.

ЧС муниципального характера — те ЧС, в результате кᴏᴛᴏᴩых зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при ϶ᴛᴏм количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к ЧС локального характера.

К ЧС межмуниципального характера ᴏᴛʜᴏϲᴙтся ЧС, в результате ко торых зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при ϶ᴛᴏм количество пострадавших составляет более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн рулей.

ЧС регионального характера — те ЧС, в результате кᴏᴛᴏᴩых зона ЧС не выходит за пределы одного субъекта РФ, при ϶ᴛᴏм количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн рублей, но не более 500 млн рублей.

К ЧС федерального характера ᴏᴛʜᴏϲᴙтся ЧС, в результате кᴏᴛᴏᴩых количес тво пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн рублей.

По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

К техногенным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся чрезвычайные ситуации, происхождение кᴏᴛᴏᴩых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, выбросы РВ на радиационно опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения, транспортные катастрофы и др.

К природным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) ᴏᴛʜᴏϲᴙтся аномальные изменения состояния природной срсды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС — события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применением силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны), голод и др.

Антропогенные ЧС - следствия ошибочных действий людей.

По причине возникновения ЧС делятся на случайные (непреднамеренные) и преднамеренные. К последней группе ᴏᴛʜᴏϲᴙтся террористические акты, экстремистские действия, другие умышленные действия. Важно знать, что большинство ЧС носят случайный характер. При этом ϶ᴛᴏ не значит, что возникновение и развитие ЧС не подчиняется никаким закономерностям.

По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного времени и военного времени.

Для ЧС военного времени в нормативной и методической литературе используется выражение «ЧС от опасностей, возникающих при введении военных действий или вследствие данных действий».

По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии); стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ, АХОВ); умеренные (паводки, наводнения, извержения вулканов и др.)

Чрезвычайные ситуации характеризуются качественными и количественными критериями. К качественным критериям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: временной (внезапность и быстрота развития событий); социально-экологический (человеческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота больших площадей); социально-психологический.

Основные причины возникновения ЧС:

  • внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, просктно-коисгрукторскис недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
  • внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи энергоносителей, технологических продуктов, терроризм, войны.

Характер развития ЧС. Возникновение ЧС обусловлено наличием остаточного риска. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с концепцией остаточного риска абсолютную безопасность обеспечить невозможно. По϶ᴛᴏму принимается такая безопасность, кᴏᴛᴏᴩую приемлет и может обеспечить общество в данный период времени.

Условия возникновения ЧС: наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, РВ); действия фактора риска (выброс газа, взрыв, возгорание); нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.

Анализ причин и хода развития ЧС различного характера показывает на их общую черту — стадийность. В интересах профилактики целесообразно выделить пять стадий развития аварий и чрезвычайных ситуаций:

  • накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;
  • период развития катастрофы;
  • экстремальный период, при кᴏᴛᴏᴩом выделяется основная доля энергии;
  • период затухания;
  • период ликвидации последствий.

В целом па развитие государства ЧС оказывают тормозящее действие: происходит потеря ресурсов, используемых на социальное и экономическое развитие; в зависимости от масштабов текущие программы развития могут быть прерваны с целью перевода ресурсов из долгосрочных программ па программы по ликвидации последствий ЧС и осуществление программ реконструкции; ухудшаегся инвестиционная картина, возможен рост безработицы и спад рыночного спроса в регионе ЧС, что ведет к стагнации экономики; оказывает негативное влияние на частный сектор экономики, кᴏᴛᴏᴩый несет при ϶ᴛᴏм как прямые, так и косвенные убытки.

В настоящем материале под понятием "объект экономики" понимается государственное, арендное или иное предприятие, учреждение или организация сферы материального производства либо непроизводственной сферы хозяйства, объединенное единой системой управления и расположенное на единой площадке.

В единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятия как объекты экономики классифицируются по основным показателям, имеющим определяющее значение в вопросах обеспечения техногенной безопасности населения и территорий, а также взаимодействия территориальных органов управления и органов госнадзора по обеспечению промышленной безопасности.

При решении задач обеспечения безопасности в техносфере наиболее важными критериями оценки и классификации объектов являются:

Ø форма собственности предприятия;

Ø техническая сложность объекта экономики;

Ø виды опасности, которые исходят с территории объекта;

Ø этап эксплуатации объекта;

Ø важность объекта в экономике государства либо субъекта РФ;

Ø порядок функционирования в чрезвычайных ситуациях (условиях);

Ø критерий в соответствии с Нормами международного гуманитарного права;

Ø ведомственная принадлежность.

Формы собственности предприятий были рассмотрены выше. Остается лишь отметить, что в зависимости от формы собственности в сочетании с рентабельностью определяется успех работы по обеспечению безопасности и безаварийности производства, активность и инициативность персонала в рассматриваемой области.

Из огромного перечня промышленных предприятий, а также учреждений и организаций в интересах обеспечения пристального контроля и надзора выделяется особая группа объектов. Состав этой группы определен Минстроем РФ и определяется как технически особо сложные объекты .

К ним относятся:

Ø ядерно и (или) радиационно опасные объекты (атомные станции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, объекты временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);

Ø объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;

Ø гидротехнические сооружения 1 и 2 класса;

Ø объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;

Ø магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 Мпа;

Ø крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;

Ø объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных и твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению;

Ø предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;

Ø тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт;

Ø морские порты, аэропорты с длиной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500м, метрополитены;

Ø крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.

В проектах строительства этих объектов в проектной документации обязательно рассматриваются инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Вопросы обеспечения безопасности потенциально опасных и технически особо сложных объектов подлежат государственной экспертизе уже на этапе проектирования предприятий.

Одним из важнейших признаков является опасность объекта (учреждения, организации). Органами, специально уполномоченными в области промышленной безопасности и безопасности населения и территорий, используются несколько основных понятий предприятий, реально представляющих опасность для рабочих, служащих, населения и окружающей среды:

Ø потенциально опасный объект;

Ø опасный производственный объект.

Первым и самым важным признаком является опасность объекта. В соответствии с ГОСТ Р 22.0.02-94 потенциально опасным (ПОО) называется объект , на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво-, пожароопасные, опасные химические и биологические вещества (материалы), создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС, либо применяют опасные технологические процессы.

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (1997г.) к категории опасных производственных объектов относятся те, на которых:

Ø получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: воспламеняющиеся газы, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные вещества, высокотоксичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды в количествах, превышающих нормы, установленные этим законом;

Ø используется оборудование, работающее под давлением более 0,07МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;

Ø используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

Ø получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе;

Ø ведутся горные выработки по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.

Обобщая, можно отметить основные потенциально опасные объекты:

Ø радиационно опасные объекты (промышленные предприятия);

Ø ядерно опасные объекты;

Ø химически опасные объекты;

Ø взрыво-, пожароопасные промышленные предприятия;

Ø гидродинамически опасные объекты;

Ø биологически опасные предприятия (объекты);

Ø транспортные предприятия;

Ø объекты - источники электромагнитных излучений;

Ø объекты полигенной опасности.

К категории радиационно опасных объектов относятся те, на которых используют, хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии или разрушении которых может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды.

Отнесение к радиационно опасным и ядерно опасным объектам производится компетентными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 238 утвержден перечень особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов. В этом перечне более ста организаций. Безопасность таких объектов контролирует и обеспечивает Госатомнадзор, Минатом, Госкомэкология, МАГАТЭ, органы исполнительной власти административно-территориальных образований.

К химически опасным относятся объекты , на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на которых или при разрушении которых может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды. На территории Российской Федерации таких объектов насчитывается более трех с половиной тысяч.

Взрыво-, пожароопасным является объект , на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и взрыво-, пожароопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной техногенной ситуации.

Состав гидротехнических сооружений , представляющих опасность для населения, определен Законом Российской Федерации "О безопасности гидротехнических сооружений" от 23 июня 1997 г.

Биологически опасные объекты - объекты, на которых возможна авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, сельскохозяйственных животных и растений, приводящих к ущербу окружающей природной среды.

Особое место в классификации потенциально опасных объектов занимают объекты полигенной опасности , т.е. объекты, обладающие различными источниками опасности и характеризующиеся более чем одним видом опасности.

Объекты полигенной опасности , одной из характеристик которых является взрыво-, пожароопасность, склонны к реализации в чрезвычайных ситуациях эффекта "домино" и представляются как одни из наиболее опасных и сложных с точки зрения локализации аварии и проведения спасательных работ.

По результатам прогнозирования ЧС техногенного характера потенциально опасные объекты категорируются по степени опасности в зависимости от возможных на них ЧС следующим образом:

Ø потенциально опасные объекты федерального значения - если на них определена возможность возникновения федеральных и/или трансграничных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;

Ø потенциально опасные объекты регионального значения - если на них определена возможность возникновения региональных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;

Ø потенциально опасные объекты местного значения - если на нихопределена возможность возникновения местных и территориальных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;

Отнесение потенциально опасных объектов к той или иной категории и зависимости от возможных на них ЧС производится на основе вероятностной оценки органами управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации. Сведения о категорировании представляются в МЧС России.

Вероятность возникновения ЧС на объекте экономики, как показывает практика, зависит от этапа его функционирования, так как параметры, характеризующие его опасность по отношению, прежде всего, к населению, могут изменяться, а также могут изменяться виды опасностей и их количество. Каждый из этапов существования промышленного предприятия характеризуется, как это было отмечено выше, своим набором присущих предприятию опасностей и соответственно мероприятий органов управления РСЧС по предупреждению ЧС.

В связи с этим практически оправдана классификация промышленных предприятий по этапам их существования :

Ø проектируемые промышленные объекты;

Ø строящиеся объекты;

Ø вводимые в эксплуатацию и производящие пусконаладочные работы;

Ø нормально функционирующие предприятия;

Ø реконструируемые и расширяющиеся предприятия;

Ø технически перевооружаемые;

Ø перепрофилируемые;

Ø законсервированные объекты;

Ø промышленные объекты, выводимые из эксплуатации;

Ø аварийные объекты на любом этапе их функционирования.

Даже без предварительной оценки понятно, что на каждом этапе работы объекта вероятность возникновения аварийной ситуации (ЧС в том числе) будет различна. Соответственно этой величине должна быть определена степень внимания к объекту органов, уполномоченных в области безопасности.

В системе Гражданской обороны РФ в интересах обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в чрезвычайных условиях (под термином "чрезвычайные условия" здесь и далее понимаются условия военного времени) промышленные предприятия как объекты ГО в зависимости от важности их в обеспечении устойчивости экономики государства в целом подразделяются на:

Ø объекты особой важности;

Категория объекта зависит от вида выпускаемой продукции, ее объема, от численности работающего персонала и важности этой продукции в сфере обеспечения безопасности государства (объема выпускаемой продукции, работ, услуг). Порядок отнесения организаций к категориям по Гражданской обороне утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации в 1998г.

Как правило, категорированные объекты имеют особые обязательства перед государством по выпуску важнейших для экономики страны видов продукции и выполнению услуг либо работ. В зависимости от организации функционирования в чрезвычайных условиях объекты разделяются на:

Ø прекращающие свою деятельность на определенной территории, подверженной воздействию опасных факторов в чрезвычайных условиях, либо ситуациях;

Ø переносящие свою деятельность на территорию вне опасных зон;

Ø продолжающие работу в опасных зонах;

Ø объекты-дублеры.

Перечень объектов, продолжающих свою работу в чрезвычайных условиях, определяется Правительством РФ, органами управления министерств и ведомств и Суженным Заседанием органов исполнительной власти от Субъекта РФ до муниципального образования. Уточняя особенности функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, территориальные органы исполнительной власти тем самым определяют перечень производств и объектов, устойчивость деятельности которых в зоне ЧС необходимо обеспечить. Очевидно, что нет смысла тратить силы и средства на те объекты, деятельность которых можно прекратить уже при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации либо в чрезвычайных условиях.

В зависимости от рассматриваемого периода (мирное время, военное время) перечень таких объектов может быть различным.

В системах РСЧС и ГО особое место занимают предприятия (объекты) жизнеобеспечения, устойчивость функционирования которых важна как в чрезвычайных условиях (ЧУ), так и в чрезвычайных ситуациях (ЧС) . К ним относятся:

Ø объекты (предприятия) топливно-энергетического комплекса;

Ø учреждения управления;

Ø предприятия (объекты) связи;

Ø объекты здравоохранения;

Ø объекты (предприятия) транспорта;

Ø предприятия пищевой промышленности;

Ø предприятия коммунального хозяйства и бытового обслуживания;

Ø строительные организации и предприятия по производству строительных материалов;

Ø производители средств спасения;

Ø ремонтные предприятия;

Ø предприятия и учреждения средств массовой информации;

Ø другие предприятия, деятельность которых важна в ЧС.

Состав объектов жизнеобеспечения для каждой конкретной территории определяется комиссией по чрезвычайным ситуациям ATE. Проект перечня таких объектов готовит отдел, управление (главное управление) по делам ГОЧС и после утверждения списка контролирует выполнение мероприятий по подготовке к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях, определенных перечнем объектов. Одновременно территориальные органы управления РСЧС в составе предприятий жизнеобеспечения должны обратить внимание на объекты, безаварийная остановка которых самапо себе может привести к чрезвычайной ситуации на подконтрольной территории. Примером может служить остановка работы теплоцентрали в холодное время года.

Если говорить обобщенно, то к рассматриваемому спискутаких объектов относятся:

Ø объекты топливно-энергетического комплекса;

Ø объекты транспорта;

Ø объекты водоснабжения;

Ø объекты здравоохранения и другие.

Классифицируя объекты экономики, нельзя обойти вниманием классификацию объектов, определенную Нормами международного гуманитарного права. В частности, ими определены такие понятия, как "военный объект", "гражданский объект" . Отнесение рассматриваемого объекта к той или иной категории одновременно предопределяет понимание опасностей, которым он может быть подвергнут в военное время. Соответственно и мероприятия по защите этих объектов будут различными. Женевская конвенция "О защите гражданского населения во время войны" дает понятие военного объекта: "Военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения и использования «носят эффективный вклад в военные действия, а полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых дает явное военное преимущество" . Гражданскими объектами являются все те, которые не являются военными.

Таким образом, в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года, все объекты военно-промышленного комплекса, топливно-энергетического комплекса, металлургии являются военными, т.е. объектами поражения противника. В свою очередь, гражданские объекты находятся под защитой Международного гуманитарного права и не должны являться объектом нападения в военное время,

Рассматривая в целом всю экономику страны, можно классифицировать промышленные предприятия как объекты различной ведомственной принадлежности, например:

Ø объекты местной обороны, имеющие подчинение МО РФ;

Ø объекты МВД РФ;

Ø объекты ФСБ;

Ø объекты ФАПСИ;

Ø объекты МПС и другие предприятия, сохранившие вертикальную ведомственную систему управления.

В качестве примера как наиболее представительную группу рассмотрим объекты местной обороны (ОМО). К ним относятся учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства обороны РФ:

Ø арсеналы, военные базы, заводы (фабрики) и склады;

Ø узлы связи и передающие центры ГШ и видов ВС РФ;

Ø испытательные полигоны, проектные и научно-исследовательские институты;

Ø военно-учебные заведения (в т.ч. суворовские и нахимовские училища);

Ø госпитали, поликлиники, санатории, пансионаты, турбазы;

Ø типографии, дома офицеров, студии, театры, музеи;

Ø предприятия военной торговли;

Ø КЭЧ районов, в/ч, другие предприятия и организации.

Объекты местной обороны, в зависимости от важности и предназначения, подразделяются на объекты ОВ, I, 2 категории и некатегорированные. Эти объекты не контролируются МЧС, но, как правило, являются опасными и представляют угрозу для населения и территорий. На этих объектах вопросы обеспечения защиты РиС, а также взаимодействие с управлениями по делам ГО ЧС решают начальники штабов местной обороны.

Организация работы территориальных ОУ РСЧС с этой категорией объектов имеет свою специфику. В первую очередь эта специфика заключается в сложности доступа специалистов РСЧС на территорию таких объектов или целых закрытых территориальных образований для оценки состояния безопасности территорий и степени защиты рабочих, служащих и проживающего вблизи этих объектов населения. Работа территориальных органов с такими объектами осуществляется через соответствующее министерство (ведомство), а также непосредственно "объект-территория" на договорной основе (за исключением объектов МО) с учетом требований Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положения "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС". В то же время именно из-за ведомственных преград территориальные органы управления не всегда могут иметь исчерпывающую информацию о степени опасности для населения объектов экономики ведомственного подчинения. Именно ведомственные объекты и закрытые территориальные образования могут являться непредвиденным ранее источником опасности.


Похожая информация.


Практически на всех материках земного шара используются тысячи потенциально опасных объектов, которые обладают большими объемами запасов вредных веществ (радиоактивных, отравляющих, взрывчатых). И если возникнет чрезвычайная ситуация, то они могут причинить значительный вред окружающей среде или даже уничтожить жизнь на нашей планете.

Любое чрезвычайное происшествие начинается с того, что происходят те или иные отклонения от обычного хода какого-нибудь процесса. Характер данного происшествия, а также его последствия, зависят от дестабилизирующего фактора различного происхождения. Таким фактором может быть как природное, так и антропогенное социальное или какое-либо другое воздействие, которое расстраивает функционирование системы в целом.

ЧС в своем развитии проходят пять условных фаз:

Первая – нагромождение отклонений от нормального состояния или процесса;

Вторая – инициирование чрезвычайного происшествия (аварии или стихийного бедствия);

Третья – процесс чрезвычайного происшествия, во время которого происходит влияние на людей, объекты и окружающую среду, эта фаза является следствием и развитием второй;

Четвертая – действие вторичных поражающих факторов под воздействием возможных чрезвычайных условий;

Пятая – ликвидация последствий ЧС. Пятая фаза по времени начинается еще до завершения третьей фазы и объединяется с четвертой.

Чрезвычайная ситуация – чрезвычайная ситуация - обстановка на отдельной территории или субъекте хозяйствования на ней или водном объекте, которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения, вызванная катастрофой, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением средств поражения или другим опасным событием, которая привела (может привести) к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, большого количества погибших и пострадавших, значительным материальным убыткам, а также к невозможности проживания населения на такой территории или объекте, производство на ней хозяйственной деятельности;

C целью создания эффективного механизма оценки события, которое произошло или может произойти в прогнозированный срок, и определение степени реагирования на соответствующем уровне управления производится классификация ЧС.

Классификация ЧС на территории Украины производится в соответствии с Постановлением КМ Украины от 24.03.2004г. № 368 «О утверждении порядка классификации ЧС по их уровню», Национальным классификатором ДК 019:2010 "Классификатор чрезвычайных ситуаций", и «Классификационных признаков ЧС» утвержденных приказом МЧС Украины от 12.12.2012г. № 1400.

ЧС по происхождению делятся на:

ЧС техногенного характера – транспортные аварии (катастрофические пожары, неспровоцированные взрывы, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и зданий, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на плотинах, дамбах и т. д.).

ЧС природного характера – опасные геологические метеорологические, гидрологические, морские и пресноводные явления, деградация почвы или недр, естественные пожары, изменение воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей и сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений болезнями или вредителями, изменение состояния водных ресурсов и биосферы и т. д.

ЧС социального характера – нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на отдельной территории или объекте на ней или на водном объекте, вызванное противоправными действиями террористического и антиконституционного направления, или связано с исчезновением (похищением) оружия и опасных веществ, несчастными случаями с людьми др.

ЧС военного характера - связанные с последствиями применения оружия массового поражения или обычных средств поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения вследствие разрушения атомных и гидроэлектрических станций, составов и хранилищ радиоактивных и токсичных веществ и отходов, нефтепродуктов, взрывчатки, транспортных и инженерных коммуникаций и т. д.

Классификация чрезвычайных ситуаций по их уровням осуществляется для обеспечения организации взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций в процессе решения вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями и ликвидацией их последствий.

В зависимости от объемов причиненных последствий, технических и материальных ресурсов, необходимых для их ликвидации, чрезвычайная ситуация классифицируется как государственного, регионального, местного или объектового уровня.

Для определения уровня чрезвычайной ситуации устанавливаются следующие критерии:

1) территориальное распространение и объемы технических и материальных ресурсов, необходимые для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

2) количество людей, которые вследствие действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации погибли или пострадали, или нормальные условия жизнедеятельности которых нарушены;

3) размер убытков, причиненных поражающими факторами источника чрезвычайной ситуации, рассчитывается в соответствии с Методикой оценки убытков от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 15 февраля 2002 г. N 175 (Официальный вестник Украины, 2002 г., N 18, ст. 356; 2003 г., N 23, ст. 1070).

ЧС Государственного уровня :

1) которая распространилась или может распространиться на территорию других государств;

2) которая распространилась на территорию двух или более регионов Украины, Автономной Республики Крым, областей, мм. Киева и Севастополя), а для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, превышающих возможности этих регионов, но не менее 1 процента от объема расходов соответствующих местных бюджетов (чрезвычайная ситуация государственного уровня за территориальным распространением);

3) которая привела к гибели свыше 10 человек или в результате которой пострадало свыше 300 человек (пострадавшие - лица, которым в результате действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации нанесено телесное повреждение или которые заболели, что привело к потере трудоспособности, заверенной в установленном порядке) или были нарушены нормальные условия жизнедеятельности свыше 50 тыс. человек на длительное время (более 3 суток);

4) вследствие которой погибло свыше 5 лиц или пострадало свыше 100 человек, были нарушены нормальные условия жизнедеятельности свыше 10 тыс. человек на длительное время (более 3 суток), а убытки (оцененные в установленном законодательством порядке), вызванные чрезвычайной ситуацией, превысили 25 тыс. минимальных размеров (на время возникновения чрезвычайной ситуации) заработной платы;

5) убытки от которой превысили 150 тыс. минимальных размеров заработной платы;

6) в других случаях, предусмотренных актами законодательства, по своим признакам признается как чрезвычайная ситуация государственного уровня.

ЧС регионального уровня - ЧС которая развивается на территории двух и более административных районов (городов областного значения), АР Крым, городов Киева и Севастополя или угрожает перенесением на территорию смежной области Украины, а также в случае, когда для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности одного района, но не менее 1% объема расходов соответствующего бюджета;

ЧС которая привела к гибели от 3 до 5 человек или в результате которой пострадало от 50 до 100 человек, были нарушены нормальные условия жизнедеятельности от 1 тыс. до 10 тыс. человек на длительное время (более чем на 3 суток), а убытки превысили 5 тыс. минимальных размеров заработной платы;

ЧС убытки от которой превысили 15 тыс. минимальных размеров заработной платы.

ЧС местного уровня – ЧС которая выходит за границы потенциально опасного объекта, угрожает распространением самой ситуации или ее вторичных последствий, которые влияют на окружающую среду, соседние населенные пункты, инженерные сооружения, а также в случае, когда для ее ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, которые превышают собственные возможности потенциально опасного объекта, но не менее 1% объема расходов соответствующего бюджета.

ЧС в результате которой погибло 1–2 человека или пострадало от 20 до 50 человек были нарушены нормальные условия жизнедеятельности от 100 до 1000 человек на длительное время (более чем на 3 суток), а убытки превысили 0,5 тыс. минимальных размеров заработной платы;

ЧС убытки от которой превысили 2 тыс. минимальных размеров заработной платы.

ЧС объектового уровня – все ЧС, которые не подпадают под указанные определения (разворачивается на территории объекта, или самом объекте, и последствия которой не выходят за границы объекта или его санитарно-защитной зоны).

Чрезвычайная ситуация относится к определенному уровню, при условии соответствия ее хотя бы одному из значений критериев, приведенных выше.

Основные признаки ЧС:

1. Опасность для жизни и здоровья людей; объектов экономики и окружающей среды.

2. Существенное нарушение экологического равновесия в районе ЧС.

3. Выход из строя систем жизнеобеспечения и управления, полное или частичное прекращение хозяйственной деятельности.

4. Значительный материальный и экономический ущерб.

5. Необходимость привлечения больших сил и средств для спасения людей и ликвидации последствий ЧС.

6. Психологический дискомфорт для больших групп людей (завалы в шахтах, гибель АПЛ "Курск"и т.д.).

Безопасность жизнедеятельности - научная дисциплина, изучающая опасности и

защиту от них.

Опасность - это процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их

комбинация, угрожающие здоровью и жизни человека.

Опасность возникает в результате появления чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в

результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия,

которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей

или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий

жизнедеятельности людей.

Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное

техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных

средств поражения, в результате чего произошла или может произойти ЧС.

Ежегодно чрезвычайные ситуации уносят жизни 2,5 - 3 миллионов жителей нашей планеты. Материальный ущерб от ЧС исчисляется в пределах 50 - 100 миллиардов долларов в

год, и эти цифры постоянно растут.

Статистика ежегодной гибели людей в Российской Федерации:

• в ДТП - более 30 тысяч человек;

• на пожарах - 13 - 18 тысяч человек;

• на водоемах - более 17 тысяч человек;

• вследствие суицида - до 30 тысяч человек;

• пищевые отравления - 50 тысяч человек;

• вследствие алкогольной интоксикации - 27 тысяч человек;

• травмы и увечья на производстве - более 70 тысяч человек

В зависимости от источника чрезвычайные ситуации подразделяются на: природные, техногенные, социальные, экологические (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Классификация ЧС

Чрезвычайные ситуации постоянно сопровождают человека, угрожают его жизни, приносят

боль, страдания, травмы, гибель людей, повреждают и уничтожают материальные ценности, нано-

сят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу, цивилизации.

Таблица 1.1.

Количество ЧС в 2003 году в Российской Федерации

Таблица 1.2.

Доля погибших в результате ЧС

Таблица 1.3.

Доля пострадавших в результате ЧС

По прогнозам ученых, количество чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы будет расти.

Если в 60-х годах от ЧС природного и техногенного характера пострадал в среднем 1 человек из

62 проживающих на Земле, то в 90-х - уже 1 из 29. В мире установилась тенденция ежегодного

роста в результате ЧС числа пострадавших на 8,6% и материальных потерь - на 10,4%.

В России число погибших ежегодно повышается в среднем на 4%, материальный ущерб

возрастает в среднем на 10%. По прогнозам ученых, общемировой ущерб от ЧС в 2010 году мо-

жет составить 150 миллиардов долларов.

В зависимости от количества людей, пострадавших в ЧС, размера материального ущерба,

а также границ зон распространения поражающих факторов, ЧС подразделяются на: локальные,

местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 года № 1094) (рис. 1.2).

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не

более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

Рис. 1.2. Классификация ЧС в зависимости от материальн

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от

10 до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 чело-

век, либо материальный ущерб составляет от 1 тысячи до 5 тысяч минимальных раз-

меров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, зона чрезвы-

чайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от

50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо

материальный ущерб составляет от 5 тысяч до 0,5 миллиона минимальных размеров оплаты

труда, зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной (федеральной) относится чрезвычайная ситуация, в результате ко-



торой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности

от 500 и свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда, зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ или выходит за их пределы.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

В Российской Федерации в 2003 году произошло 838 чрезвычайных ситуаций, в том числе:

• локальных - 348;

• местных - 296;

• территориальных - 183;

• федеральных - 0;

• трансграничных - 0.

Много бед человечеству приносят чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные

бедствия).

К ним относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы, такие как: землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, природные пожары, оползни, сели, лавины, ливни, бури, засухи, метели, холода, жара, извержения вулканов, град, сильные снегопады, грозы, туманы, гололед, изморози (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Классификация природных ЧС

Стихийные бедствия - это природные явления значительного масштаба, в результате которых возникает угроза жизни или здоровью людей, может произойти

уничтожение материальных ценностей или будет нанесен вред окружающей природной среде.

Количество стихийных бедствий в мире удваивается каждые 10 лет. В период с 1950 по

2000 год количество катастрофических стихийных бедствий в мире выросло в 6 раз. По данным Комитета Красного Креста, стихийные бедствия унесли в двадцатом столетии 11 миллионов человеческих жизней. Ежегодно число пострадавших от стихийных бедствий в мире увеличивается в среднем на 6%. В 2003 году на территории России произошло 286 чрезвычайных

ситуаций природного характера, в них пострадало 8971 человек, погибло 18 человек. По прогнозам ученых, в ближайшие годы количество стихийных бедствий будет расти.

Для России основными ЧС природного характера (стихийными бедствиями) являются:

наводнения, землетрясения, сильный ветер, циклоны, природные пожары, лавины, обвалы,

оползни, сели, экстремальные температуры воздуха, туман, гроза.

В настоящее время стихийные бедствия являются причиной возникновения многих ЧС.

Они регулярно приносят страдания людям, ущерб экономике и окружающей природной среде.

История развития земной цивилизации неразрывно связана с созданием условий для возникновения ЧС техногенного характера. ЧС, которые являются

следствием производственной и хозяйственной деятельности человека называются

техногенными. Неоспоримые преимущества, которые получил человек в результате технического прогресса, обернулись для него и окружающей природной среды неисчислимыми бедами.

Ежеминутно в мире гремят взрывы, вспыхивают пожары, обрушиваются здания и сооружения, выбрасывается в окружающую природную среду огромное количество вредных и опасных веществ, происходят аварии и катастрофы на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, связи.

Техногенные ЧС приводят к травмам и гибели людей, уничтожению материальных

ценностей, значительным экономическим и экологическим потерям.

Всем известна техногенная авария на Чернобыльской АЭС. Она привела к радиоактивному заражению территорий 20 государств, огромным экономическим потерям, страданиям миллионов людей. Два рукотворных ядерных взрыва над Японией в 1945 году унесли жизни

сотен тысяч людей. Неисчислимые беды и страдания приносят людям пожары, взрывы, аварии

на производстве и транспорте. Ежегодно в мире почти 1 миллион человек погибает, 8 миллионов получают ранения в транспортных авариях и катастрофах.

Авария - это повреждение машины, станка, установки, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Различают следующие виды катастроф:

• Экологическая катастрофа - стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, к массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы. Последствием экологической катастрофы, как правило, является значительный экономический ущерб.

• Производственная или транспортная катастрофа - крупная авария, повлекшая за со-

бой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.

• Техногенная катастрофа - внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.

Под помощью при катастрофах понимают меры, которые способны ограничить или изменить последствия катастрофы.

Классификация ЧС техногенного характера представлена на рис. 1.4.

Рис.1.4. Классификация техногенных ЧС.

Транспортные аварии (катастрофы) случаются во время движения транспортных

Пожары и взрывы происходят на пожароопасных и взрывоопасных объектах, на железнодорожном и трубопроводном транспорте, которые осуществляют перемещение пожароопасных и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) - это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ возникают на радиационно-опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.

Аварии с выбросом биологически опасных веществ (БОВ) - наиболее опасные для населения аварии, так как тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду очень велика.

Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной

проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т.д.

Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения

существенно затрудняют жизнедеятельность населения, особенно в холодное время года.

Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят к выбросам отравляющих,

токсических и вредных веществ в окружающую среду.

Гидродинамические аварии возникают при разрушении гидротехнических сооружений,

чаще всего плотин. Их последствия - затопление обширных территорий.

При дальнейшем развитии технического прогресса общества появятся новые ЧС, поэтому

важное значение приобретают знания, умения, навыки, опыт людей по их предотвращению,

действия, направленные на сохранение здоровья и жизни в случае возникновения ЧС техногенного характера.

Важное место в жизни современного общества занимают ЧС социального характера:

войны, террористические акты, захват заложников, кражи, мошенничество, азартные игры, изнасилования, вредные и опасные привычки, массовые скопления людей, неформальные объединения.

Их общее количество, разновидность, масштабы последствий постоянно растут. Специфическая особенность социальных ЧС заключается в том, что все они возникают в сфере

взаимоотношений между людьми и зависят от человека. ЧС социального характера сознательно планируются, готовятся, проводятся людьми. Эти люди пытаются с помощью ЧС социального

характера решить свои политические, национальные, религиозные, криминальные, финансовые,

личные задачи.

Для этих целей используются различные жестокие методы: угрозы, шантаж, насилие, обман, захват заложников, кражи, убийства.

Организаторов, заказчиков, исполнителей не останавливает то, что жертвами социальных ЧС чаще всего становятся мирные жители.

По данным ООН, за последнее десятилетие прошлого века 2 миллиона детей были

убиты в результате конфликтных ситуаций, более 1 миллиона детей стали сиротами, более - 6

миллионов детей были серьезно ранены или стали инвалидами и более 10 миллионов детей до сих пор испытывают последствия серьезных психологических травм, полученных вследствие социальных конфликтов.

Рис.1.5. Классификация социальных ЧС.

На борьбу с ЧС социального характера направлена деятельность мирового сообщества, государств, правительств, специальных служб. Важное место в общей системе противодействия социальным ЧС принадлежит населению, каждому из нас. Своими умениями, знаниями,

правильными и своевременными действиями можно предотвратить многие ЧС социального характера, смягчить тяжесть их последствий.

Для комфортного проживания на Земле человечеству необходимо уделять большое внимание экологическим ЧС, к ним относятся: вымирание растений и животных, загрязнения,

засоление, заболачивание и эрозия почвы, загрязнения атмосферы, загрязнение вод Мирового

океана, загрязнение природной среды, истощение водных ресурсов и т.д. (рис. 1.6.).

Рис. 1.6. Классификация экологических ЧС.

Загрязнения природы, уменьшение толщины озонового слоя подавляют иммунную сис-

тему живых организмов, в том числе и человека.

В результате безудержной техногенной агрессии средняя продолжительность жизни в

России находится в конце четвертого десятка стран мира, по детской смертности - в конце

пятого десятка стран (на уровне африканских стран). Сегодня смертность в России превышает

рождаемость в 1,7 раза. В России сложилась беспрецедентная ситуация со смертностью муж-

чин в трудоспособном возрасте от несчастных случаев, отравлений и травм. Для стран Евро-

пы, США и Японии доля умерших от этих причин составляет 5 - 5,5%, а в России 22 - 25%.

Это является результатом резкого ухудшения экологической обстановки, разрушения ранее существовавших в стране систем общей профилактики заболеваний и пренебрежения к прави-

лам и нормам безопасности жизнедеятельности.

Одним из главных факторов, приведших к ухудшению природной среды России, стало

необоснованное развитие отраслей добывающей промышленности. Численность населения

России составляет менее 3% общемировой, но Россия производит свыше 20% мирового объе-

ма продукции горнодобывающей промышленности, большая часть этого сырья экспортируется.

В этом отношении Россия мало отличается от стран Третьего мира, которые являются сырье-

выми придатками промышленно развитых стран.

В структуре экспорта России кроме сырой нефти, газа и необработанного леса имеет-

ся металл и минеральные удобрения. На мировом рынке у России покупают и черные, и цвет-

ные металлы. Однако металлургия - одно из самых экологически грязных производств. Поэтому

покупатели нашей металлургической продукции предпочитают иметь грязные производства в

России, а не у себя дома. То же самое относится к промышленности минеральных удобрений.

Мировой опыт показывает, что для стабилизации экологической ситуации в стране нуж-

но тратить не менее 3% валового национального продукта, а для улучшения экологической

ситуации - необходимо 5%. Такие расходы несут Германия, Англия и Швеция. Самые большие

затраты на природоохранные мероприятия у США - 7%. В России, по данным Комитета по

экологии Государственной Думы, выделяется на эти цели не более 0,5%.

1. Какая ситуация называется чрезвычайной?

2. Что понимают под источником чрезвычайной ситуации?

3. Как классифицируются чрезвычайные ситуации в зависимости от источника?

4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации в зависимости от масштабов?

5. Какая чрезвычайная ситуация является локальной?

6. Какая чрезвычайная ситуация является местной?

7. Какая чрезвычайная ситуация является территориальной?

8. Какая чрезвычайная ситуация является региональной?

9. Какая чрезвычайная ситуация является трансграничной?

10. Дайте определение стихийного бедствия.

11. Какова статистика стихийных бедствий?

12. Какая чрезвычайная ситуация называется природной?

13. Как классифицируются природные чрезвычайные ситуации?

14. Какие стихийные бедствия относятся к геологическим природным чрезвычайным

ситуациям?

15. Какие стихийные бедствия относятся к метеорологическим природным чрез-

вычайным ситуациям?

16. Какие стихийные бедствия относятся к гидрологическим природным чрезвы-

чайным ситуациям?

17. Какая чрезвычайная ситуация называется техногенной?

18. Как классифицируются техногенные чрезвычайные ситуации?

19. Дайте определение аварии.

20. Дайте определение катастрофы.

21. Какие виды и характеристики катастроф вы знаете?

22. Какая чрезвычайная ситуация называется социальной?

23. Как классифицируются социальные чрезвычайные ситуации?

24. Какая чрезвычайная ситуация называется экологической?

25. Как классифицируются экологические чрезвычайные ситуации?

1. В зависимости от источника, ЧС подразделяются на:

1. природные, техногенные, криминальные, экологические;

2. природные, техногенные, социальные, производственные;

3. природные, техногенные, социальные, экологические;

4. техногенные, социальные, экологические, природные пожары;

5. природные, метеорологические, социальные, экологические.

2. По классификации землетрясение - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

3. По классификации транспортная авария - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

4. По классификации война - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

5. По классификации вымирание растений - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

6. По классификации извержение вулкана - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

7. По классификации пожары и взрывы - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

8. По классификации массовые беспорядки это ЧС

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

9. По классификации вымирание животных - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

10. По классификации оползень - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

11. По классификации аварии с выбросом радиоактивных веществ - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

12. По классификации массовые драки - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

13. По классификации загрязнение почвы - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

14. По классификации сель - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

15. По классификации аварии с выбросом АХОВ - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

16. По классификации столкновения - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

17. По классификации загрязнение атмосферы - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

18. По классификации обвал - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

19. По классификации авария с выбросом БОВ - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

20. По классификации погром - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

21. По классификации загрязнение Мирового океана - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

22. По классификации лавина - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

23. По классификации обрушение здания - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

24. По классификации вредные привычки - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

25. По классификации загрязнение природы - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. метеорологическая.

26. По классификации ураган - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

27. По классификации авария на очистном сооружении - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

28. По классификации алкоголизм - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

29. По классификации истощение водных ресурсов - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

30. По классификации буря - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

31. По классификации авария системы жизнеобеспечения - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

32. По классификации наркомания - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

33. По классификации засоление почвы - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

34. По классификации смерч - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

35. По классификации гидродинамическая авария - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

36. По классификации преступность - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

37. По классификации град - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

38. По классификации авария системы электроэнергетики - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

39. По классификации мошенничество - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

40. По классификации заболачивание почвы - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

41. По классификации наводнение - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

42. По классификации терроризм - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

43. По классификации опустынивание территории - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

44. По классификации половодье - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

45. По классификации похищение людей - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

46. По классификации образование кислотных дождей - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

47. По классификации тайфун - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

48. По классификации образование щелочных дождей - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

49. По классификации цунами - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

50. По классификации лесные пожары - это ЧС:

1. природная;

2. техногенная;

3. социальная;

4. экологическая;

5. геологическая.

51. В Российской Федерации ежегодно погибают более 70 тысяч человек:

1. на водоемах;

2. на производстве;

4. на пожарах;

52. В Российской Федерации ежегодно погибают 27 тысяч человек:

1. на водоемах;

2. на производстве;

4. на пожарах;

5. от алкогольной интоксикации.

53. В Российской Федерации ежегодно погибают более 50 тысяч человек:

1. на водоемах;

2. на производстве;

4. на пожарах;

5. от пищевых отравлений.

54. В Российской Федерации ежегодно погибают до 30 тысяч человек:

1. от суицида;

2. на производстве;

4. на пожарах;

5. от алкогольной интоксикации.

55. В Российской Федерации ежегодно погибают более 17 тысяч человек:

1. на водоемах;

2. на производстве;

4. на пожарах;

5. от алкогольной интоксикации.

56. В Российской Федерации ежегодно погибают 13 - 18 тысяч человек:

1. на водоемах;

2. на пожарах;

4. на пожарах;

5. от алкогольной интоксикации.

57. В Российской Федерации ежегодно погибают более 30 тысяч человек:

1. на водоемах;

2. на производстве;

4. на пожарах;

5. от алкогольной интоксикации.

58. В результате локальной ЧС пострадали (человек):

1. менее 10;

4. более 500;

59. В результате местной ЧС пострадали (человек):

1. менее 10;

4. более 500;

5. граждане нескольких государств.

60. В результате территориальной ЧС пострадали (человек):

1. менее 10;

4. более 500;

5. граждане нескольких государств.

61. В результате региональной ЧС пострадали (человек):

1. менее 10;

4. более 500;

5. граждане нескольких государств.

62. В результате трансграничной ЧС пострадали (человек):

1. менее 10;

4. более 500;

5. граждане нескольких государств.

63. Если в результате ЧС пострадало менее 10 человек, то это ЧС:

1. локальная;

2. местная;

3. территориальная;

4. региональная;

5. трансграничная.

64. Если в результате ЧС пострадало 10 - 50 человек, то это ЧС:

1. локальная;

2. местная;

3. территориальная;

4. региональная;

5. трансграничная.

65. Если в результате ЧС пострадало 50 - 500 человек, то это ЧС:

1. локальная;

2. местная;

3. территориальная;

4. региональная;

5. трансграничная.

66. Если в результате ЧС пострадало более 500 человек, то это ЧС:

1. локальная;

2. местная;

3. территориальная;

4. региональная;

5. трансграничная.

67. Если в результате ЧС пострадали граждане нескольких государств, то это ЧС:

1. локальная;

2. местная;

3. территориальная;

4. региональная;

5. трансграничная.

68. В результате локальной ЧС материальный ущерб (МРОТ) составляет:

1. менее 1 000;

2. 1 000 - 5 000;

3. 5 000 - 500 000;

4. более 1 000 000;

5. более 5 000 000.

69. В результате местной ЧС материальный ущерб (МРОТ) составляет:

1. менее 1 000;

2. 1 000 - 5 000;

3. 5 000 - 500 000;

4. более 1 000 000;

5. более 5 000 000.

70. В результате территориальной ЧС материальный ущерб (МРОТ)

составляет:

1. менее 1 000;

2. 1 000 - 5 000;

3. 5 000 - 500 000;

4. более 1 000 000;

5. более 5 000 000.

71. В результате региональной ЧС материальный ущерб (МРОТ) составляет:

1. менее 1 000;

2. 1 000 - 5 000;

3. 5 000 - 500 000;

4. более 1 000 000;

Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" дано такое определение: "Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной зоне, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей".

ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей.

Зона чрезвычайной ситуации - территория или водная акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий на другие районы возникла ЧС.

Стихийные бедствия - это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, нарушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

Стихийные бедствия часто приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах деятельности человека.

Авария - это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально-бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Эти происшествия не столь значительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа - это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Экологическая катастрофа - стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, как правило, к массовой гибели живых существ и значительному экономическому ущербу.

Все ЧС классифицируются по трем признакам:

1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации;

2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация;

3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

1 . По сфере возникновения

Различают природные (рис. 1), техногенные (рис. 2) и экологические (рис. 3) ЧС.

Рис. 1. Классификация ЧС природного характера

Рис. 2. Классификация ЧС техногенного характера

Рис. 3. Классификация ЧС экологического характера

2. По ведомственной принадлежности различают ЧС:

1) в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

2) в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, удобрений);

3) в коммунально-бытовой сфере (на водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);

4) на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном);

5) в сельском и лесном хозяйстве.

3 . Классификация ЧС по масштабу возможных последствий

ЧС классифицируются согласно "Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094. Оно предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.

В нем говорится, что ЧС классифицируются в зависимости от:

1) количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

2) размера материального ущерба;

3) границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на:

1) локальные;

2) местные;

3) территориальные;

4) региональные;

5) федеральные;

6) трансграничные.

К локальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом, затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются - организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации, местной - силами и средствами органов местного самоуправления, территориальной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостатке собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайной ситуации соответствующие комиссии могут обращаться за помощью к вышестоящим КЧС.

Ликвидация чрезвычайной трансграничной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.



Просмотров