Игра - как средство формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников. Материал на тему: консультация для воспитателей "Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей"

С первых шагов создания сети внешкольных учреждений и начала ведения внешкольной воспитательной работы с детьми появилась необходимость разработать научные основы и общие принципы этой работы, определить содержание, формы и методы работы по отдельным направлением. Игровая деятельность как особая форма освоения реальной социальной действительности является одним из таких направлений. Игра представляет собой тип символико-моделирующей деятельности. Она как модель содержит в себе «культурный код» детского развития (В. П. Зинченко). Игра - эмоционально насыщенная деятельность, она захватывает ребенка целиком. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры «определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания» . Согласно рассуждениям Л.С. Выготского игра представляет собой школу произвольности, воли и морали.

Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех игр решалась не только одна профильная задача, необходимо выделить идейно - нравственный аспект, усилить трудовую направленность в процессе подготовки, нравственно-воспитательный результат. Важно, чтобы любая игра решала максимум воспитательных задач.

Внеучебная воспитательная работа не должна строиться только по принципе развлекательности, однако желательно, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность.

Успеху внеучебной воспитательной работы содействует четкое планирование, организация, и проведение игр различной тематики и направленности .

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни .

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность

приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру. Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни .

В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра - практика развития.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Для ребенка игра - это средство психологической подготовки к будущим реальным жизненным ситуациям.

Непосредственно игра в внеучебной воспитательной работе оказывает на ребенка определенное просветительное и воспитательное влияние. Прежде всего, стоит определить, в чем же заключается педагогический эффект игры.

Во-первых, игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности.

Во-вторых, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи.

В-третьих, сплачивает, рождает, хотя и временную, общность. Общность, которая возникает во время игры, тяготеет к сохранению даже после окончания игры. Возникшие в ее процессе совместные усилия, взаимоподдержка и взаимовыручка рождают положительные эмоции, сближают и побуждают к их сохранению и воспроизведению

В-четвертых, в кругу игры законы и нормы повседневной жизни не берутся в расчет.

В-пятых, игра, хотя и осуществляется в рамках правил, создает простор для фантазии, импровизации.

В-шестых, игра полностью отвечает принципу единства познания и рекреации. Наряду с удовольствием от самой игры, ребенок получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.

В-седьмых, в игре можно проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения.

Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» . Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех её различных видах, которые составляют жизнь личности, её общественное бытие. Активная деятельность школьника способствует повышению жизненного тонуса школьника, удовлетворяет его интересы, социальные потребности. Поэтому игра дисциплинирует детей, приучает подчинять свои действия, чувства и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

В игре рождается и формируется воображение. Воображение - это действие в смысловом поле, которое является предтечей символического мышления.

Воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно дает импульс творческому процессу, именно в воображении лежит путь к нахождению интуитивных решений (А. Я. Пономарев) .

Существуют различные виды игр и игровых упражнений, которые можно использовать для формирования коммуникативных умений. В любой игре происходит взаимодействие участников. Важное значение в таком взаимодействии имеет степень сформированности коммуникативных умений, но и сама игра может развивать и формировать данные умения за счет творческого характера, заданности сюжета, ролевой позиции.

Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому - недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».

Можно сказать, что игра - это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества, самостоятельности. Советский писатель Василий Белов в своей книге “Лад” высказал мысль: “Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески”.

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные игры (подвижные, сюжетно - ролевые, интеллектуально - развивающие). Большинству игр присущи четыре главные черты :

  • 1) свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);
  • 2) творческий, значительно импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");
  • 3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение");
  • 4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Выделенные черты игр и составляют основу формирования коммуникативных умений.

Игра -- прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра -- особая, суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребёнка.

Игра одновременно -- развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого. Именно в игре происходит формирование опыта коммуникативных отношений со сверстниками и взрослыми, в игре ребенок получает необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использования в практике общения.

Игра как одна из форм внеучебной воспитательной работы способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса.

Игра создает возможности для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей

Глава 3. Экспериментальная часть

Игра как средство формирования коммуникативных умений современных младших школьников

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения в недостаточной степени способствует формированию коммуникативных умений. Важно поэтапное формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Коммуникативные умения – это умения в структуре деятельности общения, умения, связанные с обменом информации. Согласно учению Л. С. Выготского, коммуникативные умения относятся к высшим психическим функциям, т.к. формируются при жизни.

Коммуникация привлекает внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики и др.

Данной проблемой занимались такие ученые как Андреева Г.М, Апель К.О., Герберт М.М, Горбунова М.Ю., Мухина В.С., Фишер Б. .

Однако в трудах ученых еще не достаточно исследованы возможности игры как средства развития коммуникативных умений младших школьников.

Необходимость развития коммуникативных умений понимают и учителя школ, которые активно используют в этих целях разные формы и методы работы, возможности учебного процесса. Понимают учителя и то, что развитие коммуникативных умений невозможно без игры, однако применяется игра как воспитательное средство зачастую нецеленаправленно. Определенная часть учителей попросту недооценивают возможность и эффективность игры как средства развития коммуникативных умений.

Нам удалось выявить противоречия, сложившиеся в педагогической практике по проблеме развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте. К ним мы относим следующие:

    противоречие между возможностями игры как средства развития коммуникативных умений детей и недостаточной реализацией этих возможностей в педагогической практике;

    противоречие между необходимостью формирования у младших школьников коммуникативные умения и недостаточным методическим обеспечением данного процесса.

Выявленные нами противоречия в теории и практике решения данной проблемы и обусловили выбор темы нашего исследования: «Игра как средство развития коммуникативных умений современных младших школьников».

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра - осмысленная деятельность.

Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.

Г. В. Плеханов, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание.

По его мнению, игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.

Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра - образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду.

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки (Психологический словарь \ Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, 1990).

В структуру игры как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Учитывая, что методик на изучение коммуникативных умений младших школьников на сегодня разработано недостаточно, мы решили разработать собственную методику, для чего ввели критерии оценки уровня развития коммуникативных умений.

Нами введены такие критерии как 1) когнитивный,

2) операциональный,

3) рефлексивный.

Под когнитивным критерием мы понимаем наличие у ребенка знаний, представлений о нормах и правилах общения. Под операционным критерием - наличие у ребенка умений и навыков выстраивать общение на основе усвоенных знаний, норм, правил. Например, умение обращаться к взрослым, считывать вербальные и невербальные проявления собеседника. Под рефлексивным критерием мы подразумеваем готовность ребенка объективно оценивать ситуации общения, анализировать собственные ошибки и ошибки сверстников, окружающих людей.

Для выявления этого актуального уровня мы применили данную методику.

Она проведена в 4 классе «А» школы №93. В данном классе 24 человека, 12 человек это девочки, еще 12 это мальчики. Все дети из полных семей, среднего социального положения.

Представим данные, полученные в ходе первичного среза в таблице 1.

Таблица 1

Уровень

Количество

В том числе

человек

девочек

мальчиков

чел

чел

Высокий

Средний

Низкий

Таким образом, мы выяснили, что 54% детей имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений по всем критериям, а 46% - средний. Низкий уровень развития коммуникативных умений по всем трем критериям у младших школьников не выявлен.

Мы видим, что более 50% детей данного класса имеют высокий уровень, это объясняется тем, что учитель работал над формированием коммуникативных умений. Она проводила классные часы на темы: «Правила поведения в столовой», «День именинника», «Школа вежливых наук», «Манеры поведения», «Нехорошие слова – недобрые шутки». Эти классные часы были направлены на ознакомление и отработку умения правильно вести себя в столовой, гостях, общественных местах, на умение анализировать свою речь.

Из таблицы видно, что 66% девочек находятся на высоком уровне развития коммуникативных умений, мальчиков, имеющих высокий уровень всего 34%, в то время как на среднем уровне находятся 58% мальчиков, а девочек всего 42%.

Таким образом, мы видим, что коммуникативные умения лучше развиты у девочек, чем у мальчиков данного класса.

Изучив актуальный уровень развития коммуникативных умений, мы подобрали игры с учетом данного уровня.

Для ознакомления детей с нормами общения нами были разработаны конспекты внеклассных занятий. В эти занятия были включены такие игры, как «Подарок», «Закрытый класс», «Комплимент», а так же упражнения в игровой форме, направленные на ознакомление и усвоение норм общения.

Постепенно мы вводили игры, которые помогают формировать более сложные умения, например умение слушать, которое осуществлялось с помощью применения таких игр, как «Снежный ком», «Бегущие огни», «Передай другому».

Так же мы формировали умения и навыки в сфере невербального общения. Для этого мы использовали игры указанные выше, а именно «Подарок» и «Закрытый класс», а так же использовали такие игры, как «Приветствие», «Рукопожатие», «Комфортная зона», «Интуиция», «Восточный рынок», «Зеркало», «Мост», «Театр».

На более поздних этапах мы предлагали учащимся такие игры, как «Нет, я не иду с Вами», «Козлятушки – ребятушки», «Карусель», «Кто я», «Общение в паре», «Установление контакта», которые позволяли освоить умения адекватной коммуникации, позволяли отработать эффективные средства общения, развивали умения вести себя в соответствии с принципом «здесь и теперь», а так же позволяли формировать навыки ассертивного поведения.

Завершая формирующий эксперимент, мы провели контрольный срез, с целью выявить уровни сформированности коммуникативных умений. Нас интересовало, произошла ли положительная динамика в их развития. Мы применяли ранее используемую методику. Представим полученные данные в таблице 2.

Таблица 2

Уровень развития коммуникативных умений младших школьников экспериментальной группы.

Уровень

Количество

В том числе

человек

девочек

мальчиков

чел

чел

Высокий

Средний

Низкий

Таким образом, мы выяснили, что 92% детей имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений по всем критериям, а 8% - средний. Низкий уровень развития коммуникативных умений по всем трем критериям у младших школьников не выявлен.

Из таблицы 2 видно, что 92% девочек находятся на высоком уровне развития коммуникативных умений, мальчиков, имеющих высокий уровень так же 92%, в то время как на среднем уровне находятся 8% мальчиков, девочек так же 8%.

Таким образом, мы видим, что коммуникативные умения одинаково развиты у девочек и у мальчиков данного класса.

Результаты по когнитивному критерию представим в таблице 3.

Таблица 3

Развитие коммуникативных умений младших школьников на начало и конец эксперимента.

По всем критериям

Критерии

когнитивный

операцион-ый

рефлексивный

Из таблицы 3 мы можем сделать вывод о том, что в данном классе, после формирующего эксперимента, количество девочек с высоким уровнем развития коммуникативных увеличилось на 23%, а мальчиков на 50%, со средним уровнем развития коммуникативных умений девочек стало меньше на 16%, а мальчиков на 33%. Низкий уровень после формирующего эксперимента у испытуемых не выявлен.

Уровень развития коммуникативных умений по операциональному критерию повысился, а именно: после формирующего эксперимента, с высоким уровнем девочек уменьшился на 9%, в то время как у мальчиков увеличился на 25%, девочек со средним уровнем коммуникативных умений стало больше на 9%, а мальчиков стало меньше на 17%. Низкий уровень развития коммуникативных умений по операциональному критерию после формирующего эксперимента не выявлен. Как видим, развитие коммуникативных умений по операциональному критерию более выражено произошло у мальчиков.

По рефлексивному критерию количество девочек с высоким уровнем развития коммуникативных умений увеличился на 42%, у мальчиков он так же на 42%, девочек со средним уровнем развития коммуникативных умений по рефлексивному критерию стало меньше на 42%, а у мальчиков меньше на 34%. Низкий уровень после формирующего эксперимента не выявлен.

Применение критерия G показало, что развитие коммуникативных умений младших школьников произошло на конец эксперимента на 1% уровне статистической значимости.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что применение игры способствует развитию коммуникативных умений младших школьников при реализаций следующих условий:

При отборе игр учитывается актуальный уровень развития коммуникативных умений

Через содержание игры обеспечивается последовательное и системное ознакомление учащихся с нормами общения

Осуществляется включение игры как средства развития коммуникативных умений в учебный процесс.

Тема данной работы «Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» особо актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что игру традиционно связывают с детством.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Теоретические основы детской игры исследовали ведущие педагоги и психологи: Сухомлинский В.А., Крупская Н.К. ,Макаренко А. С., Выготский Л. С. , Запорожец А. В., Рубинштейн С. Л., Эльконин Д. Б. и многие другие.

В связи с этим целью данной работы: Теоретическое рассмотрение игры как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования : Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотрение литературы по проблеме исследования;

2. Выявить особенности и сущность детской игры;

3. Рассмотреть классификацию детских игр;

4. Выделить значение игры в формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

Методы исследования: В работе использованы материалы методических пособий, педагогической и психологической литературы.


Глава 1. Сущность и своеобразие игры как деятельности ребенка

1.1.Сущность и понятие игр

В условиях современных стандартов педагогам необходимо знать траекторию развития каждого ребенка. Игра-это неотъемлемая часть развития детей.

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.

Детская игра имеет многовековую историю. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащения внутреннего содержания».

Крупская Н. К. считала игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников - способ познания окружающего».

Горький А. М. писал: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Эти высказывания подтверждаются данными физиологии.

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра - осмысленная деятельность, а радость игры - «радость творческая», «радость победы».

А.С.Макаренко писал: « Игра имеет важное значение в жизни ребенка…Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…»

Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.

По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

Сеченов И. М. говорит о прирожденном свойстве нервно-психической организации человека - безотчетном стремлении понимать окружающее. У ребенка это выражается в вопросах, с которыми он обычно обращается к взрослым, а также в играх. К игре ребенка побуждает и склонность к подражанию.

Сущность игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость. В игре учащиеся познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов.

Значение использования игр в детском возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.

В психическом развитии ребенка игра выступает, прежде всего, как средство овладение миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровня психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает себя замещение (в место людей – кукла), упрощения (обыгрывается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрублено имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность.

Игра – это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель. Цели не являются постоянными. Н.К.Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

1.2.Классификация игр

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна.

Основу классификации игр заложил П.Ф.Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. Также он раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

В педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Купской Н.К. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.

В современной педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются «творческими» или «сюжетно-ролевыми».

Творческие игры различаются по:

¾ организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);

¾ по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок, строительные).

При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.

Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них – решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические.

Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.

Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил.

Сегодня мы поговорим о том, что существует много классификаций игр, так как время от времени возникала и возникает потребность в их систематизации с целью наиболее адекватного использования в воспитании и обучении детей.

Большинство классификаций опирается на содержание и воспитательную или развивающую направленность детских игр, специфику использования игрушек, особенности поведения играющих и т.п. Есть классификации, основанные на выделении психических процессов, преимущественно реализуемых в игре. Неоднократно выдвигались классификационные принципы, определяемые этнической принадлежности играющих, древностью игр и их направленностью на воспитание тех или иных черт личности. В основу классификации игр иногда предлагается положить их внутреннее строение. Распространены также классификации, связанные с особенностями материала игрового поля или места, где играют.

Изучение отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблеме детских игр, показывает, что их многообразие требует пристального внимания к ним, в том числе и с точки зрения их классификации.

Вместе с тем в последние десятилетия в некоторых программах из всего многообразия игр были выбраны лишь сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и иногда еще и музыкальные, что свидетельствует о недооценке игры как традиционного средства воспитания детей и как формы организации их жизни.

У многих практических работников нет четкого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. В результате – игры недостаточно используются в педагогическом процессе. Итог весьма печален: в образовательном пространстве игра все больше вытесняется занятиями.

Предлагаемая классификация игр, не отрицая рациональности прежних подходов, выдвигает в качестве основы классификации категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. По этому признаку все игры разбиваются на 3 класса: игры, возникающие по инициативе ребенка; игры по инициативе взрослого; народные игры.

I. Игры, возникающие по инициативе ребенка.

Игры-экспериментирования генетически, т.е по происхождению - самые древние. Они восходят к нашим далеким предкам - обезьянам. Игры эти важны тем, что развивают познавательную активность, инициативу ребенка. Такие игры свойственны детям от первого года жизни до 10 лет.

Сюжетные самодеятельные игры - это игры, в которые дети играют сами, по своему выбору и своей инициативе. Роль взрослого в данной игре - не направлять развитие сюжета, не помогать в распределении ролей, не мешать развитию игровой инициативы ребенка. Но и оставаться в стороне взрослый не может.

Виды сюжетных самодеятельных игр:

1. Сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок отображает то, что увидел в реальной жизни: игра в полицейских, в «Макдональдс» и т.д.

2. Сюжетно-ролевые игры - они происходят даже при малом количестве игрушек-заместителей, здесь важен обмен репликами. При этом и сюжет, и распределение ролей - инициатива ребенка.

3. Режиссерские игры - это сюжетно-ролевые игры с фигурками (может быть, с рисованием), когда ребенок продумывает поступки, саму судьбу своих героев. Когда у маленького мальчика, играющего с солдатиками, спросили: «А ты сам - их полководец?», он ответил: «Нет, я их судьба!»

4. Театрализованные игры - когда ребенок берет атрибуты костюмов и «актерничает», изображая взрослых, сверстников и т.д.

II. Игры по инициативе взрослого.

Обучающие игры

Сюжетно-дидактические (по определенной тематике): они знакомят детей с трудом взрослых, учат уважать труд, расширяют кругозор ребенка (наши сюжетные уголки). Характер игры - репродуктивный, а не творческий: ребенок повторяет действия взрослого.

Учебные (предметные) дидактические игры - игры на занятиях по РЭМП, развитию речи, обучению грамоте.

Досуговые игры передают ребенку всю палитру культуры народа. Они проводятся во время праздничное, досуговое.

Интеллектуальные - шашки, шахматы.

Игры-забавы - кулуарные игры, с одним-двумя детьми, тихие игры с забавными игрушками (движущимися, плавающими).

Игры-развлечния - шумные, могут быть командные, эстафетные.

Театральные игры - постановочные, с куклами, спектакли.

Празднично-карнавальные игры - игры народов мира, шествия, колядования. Это игры на праздниках, утренниках.

Компьютерные игры - педагогические, научно обоснованные (не низкопробные «стрелялки», «догонялки», «убивалки»). Такими играми обеспечивает ассоциация «Компьютер и детство».

III. Народные игры - традиционные игры, идущие от мировой инициативы этноса. Игра как традиционная культура изучается давно. В ней выделяются:

Обрядовые - они имеют огромное значение для социального развития дошкольников, постижения ими культуры своего народа:

Семейные - отражают реалии семейной жизни.

Сезонные - связанные с временами года.

Культовые - связанные с религиозными культами.

Тренинговые:

Интеллектуальные - архангелгородская деревянная игрушка-головоломка.

Сенсо-моторные - курочки, клюющие зернышки; игра в камешки и в косточки, игра в бабки.

Адаптивные - на адаптацию к природной среде, к среде людей: «Колечко», «Белый камень».

Досуговые

Игрища - в них участвуют люди разных возрастов. Они ценны тем, что помогают ребенку в установлении своей социальной роли, приближают ребенка ко взрослым и показывают перспективу развития.

Тихие игры - перебирание ниток, пуговиц (перед сном).

Возрастная адресованность различных видов игр опирается на представление о непрерывности игры в жизни ребенка. Следует подчеркнуть, что некоторые игры характерны для определенного возраста, а некоторые – практически для всех возрастных групп (их содержание, естественно меняется).

Глава 2.Значение игры в формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

2.1.Значение игры в развитие коммуникативных навыков старшего дошкольника

О первостепенном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.

Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение.

Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование.

Игра – это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок, который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции, как бы самоочищается.

Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе.

Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращённую речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Также в старшем дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Поэтому и цель занятий по развитию речи – формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

Активизировать коммуникативные навыки нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.

Именно благодаря им у ребёнка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, её темпоритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка.

2.2.Игра, как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

В качестве основных средств и приемов на занятии в различной последовательности используются:

¾ коммуникативные игры,

¾ разыгрывание и решение «трудных ситуаций»,

¾ ритмические и интонационные игры со словом,

¾ обыгрывание эмоционального состояния

¾ подвижные игры и т.д.

Приведем пример занятия «Цветные карандаши»,для развития коммуникативных навыков.

Пособие: шапочки и накидки семи цветов радуги, семь цветных карандашей, которые можно держать в руках, цветные дорожки.

Ход занятия

I «Вхождение» (Дети входят в зал под песню «Добрые волшебники»)

Педагог: «Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие: мы отправимся в Школу цветных карандашей. Сразу хочу предупредить Вас, что Школа находится далеко, поэтому идти нам придётся долго. Вполне возможно, что на пути нам встретится немало препятствий, преодолеть которые можно будет только в том случае, если у Вас будет хорошее настроение (улыбнулись) и если вы будете помогать и заботится друг о друге. Вы готовы выполнить эти условия? Тогда в путь-дорогу!»

Дети друг за другом идут по цветным дорожкам (звучит спокойная музыка)

¾ Идём по мягкой шелковистой траве. Правда, приятно идти? А как приятно пахнет травой! Вдохнули полной грудью.

¾ А вот и первое препятствие – болото. Перейдём его, перепрыгивая с одной кочки на другую. Не торопитесь, а то можете провалиться.

¾ Наконец, вышли на тропинку. Какая она узкая, идём осторожно. Ой, смотрите, медведь разлёгся! Пойдём на носочках, останавливаясь и знаками показывая друг другу: «Тише! (шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к губам, брови подняты вверх). Дойдя до медведя, осторожно его перешагнём, плавно поднимая сначала руки, а потом ноги.

Вот мы и пришли прямо к Школе цветных карандашей! Молодцы, ребята! Вы с честью выдержали этот нелёгкий путь! Но я вижу, вы немного устали и хотите отдохнуть. Давайте немного полежим на лесной полянке с закрытыми глазами!

Упражнение «Волшебный сон» (Звучит релаксационная музыка)

«Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем…

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают…

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают

Шея не напряжена и расслаблена…

Дышится легко, ровно, глубоко….

Пауза. . .

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали

Хорошо нам отдыхать, но проа уже вставать.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

Детей встречает Весёлый карандаш (педагог перевоплощается с помощью атрибутов)

Карандаш: «Дорогие ребята! Я буду подходить к каждому из вас, а вы сами выберете способ, как вы со мной поздороваетесь: кулачками, мизинчиками, локотками, ладошками, кулачками, коленками, носиками и т. д.

Ребята, в Школе Цветных карандашей вы будете рисовать не настоящие, а воображаемые рисунки. Сейчас, я взмахну своим карандашом и превращу Вас в цветные карандаши (карандаш дотрагивается до каждого ребёнка, способствуя его чудесному «превращению» – помогает надеть шапочки и накидки.

Карандаш: «Ребята, а как вы думаете, что можно нарисовать красным карандашом?

(дети предлагают разные варианты рисунков). А я предлагаю Вам нарисовать красным карандашом красные цветы. Какие красные цветы вы знаете? (гвоздика, роза, мак, тюльпан, астра, герань)

Покажем нашим гостям как расцветают цветы на солнечной полянке. Представьте себя маленькими ростками цветов. Выберете, кто каким цветком будет. А теперь, прислушиваясь к тому, что я буду говорить, покажите как растёт и как медленно распускается ваш цветок.

Этюд «Цветы на поляне»

Карандаш: «Тёплый луч солнца упал на землю и согрел в земле маленькое семечко. Из семечка проклюнулся маленький росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, тянет листочки к солнышку, раскрывается, ему тепло и радостно (сесть на корточки, голову и руки опустить, поднимается голова, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, руки поднимаются вверх, глаза полузакрыты, на лице улыбка).

Карандаш подходит к любому ребёнку и спрашивает: «Вот цветочек красный. Нежный и прекрасный.

Какой ты цветок? Где ты растёшь? Как себя чувствуешь?

II. Карандаш: «Ребята, а что можно нарисовать оранжевым карандашом? (ответы детей)

Угадайте, а что нарисовал я? Какое животное?

Послушайте сказку о приключениях лисички в лесу и попробуйте мимикой лица, движениями рук и всего тела изобразить те эмоциональные состояния, которые испытала в этот день лисичка в лесу.

Жила-была лисичка. Однажды, в день своего рождения, она решила устроить себе праздник и прогуляться по лесу. Лисичка шла не спеша, радуясь каждому кустику, каждому цветочку, зверюшке, встречаемому ей на пути. Но вдруг неожиданно пошёл сильный дождь, засверкали молнии, загремел гром. Лисичка испугалась и спряталась за пенёк (изобразите испуг) Но вот дождь прошёл, и лисичка увидела на полянке вот такой гриб. Лисичка так сильно удивилась такому чуду природы (изобразите удивление), что не заметила коварного и злого волка, который, решив испортить лисичке настроение, прыгнул на гриб и сломал его. Лисичка поначалу рассердилась на волка (изобразите), а потом ей стало грустно, что никто теперь не сможет увидеть такую красоту.

Села лисичка под кустик и заплакала (изобразите грустную лисичку)

Ребята, а как можно снова развеселить лисичку? Попробуйте каждый по очереди подойти к ней и со словами «уж ты лисонька-лиса, всему свету ты краса!», своим способом развеселить её. (погладить по голове, пощекотать, станцевать, подарить подарок и т. д.)

III. Карандаш: «А что можно нарисовать жёлтым карандашом? (ответы детей).

Я слышал, как Лена предложила нарисовать солнышко. А все вместе мы нарисуем много солнышек. Поиграем в игру «Я - солнышко, ты – солнышко», для этого нужно разделиться на пары и, обращаясь друг к другу, говорить такие слова:

Я – солнышко, ты – солнышко! (ребёнок показывает на себя, затем на партнёра)

У меня – нос, у тебя – нос!

У меня – гладкие, у тебя – гладкие! (щёки)

У меня – сладкие, у тебя – сладкие! (рот)

Я твой друг, ты мой друг! (дети показывают и потом обнимают друг друга)

IV. Карандаш: А что можно нарисовать зелёным карандашом? (ответы детей) Отгадайте загадку, и вы узнаете, что ещё может нарисовать зелёный карандаш.

Загадка: «Ни окон, ни дверей, полна горница людей» (огурец)

Проводится речевая игра «Огуречик»

«Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:

Огуречик, огуречик

Приходи на тот конечик

Там мышка живёт

Тебя в гости очень ждёт. .

Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:

Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Тут и птенчик из гнезда пропищал…

Медведь из берлоги прорычал…

Сорока-белобока протараторила…

Улитка медленно-медленно произнесла…

А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…

Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…

Прибежал домой и решил никуда не ходить.

VI. Карандаш: «Ребята, что можно нарисовать синим карандашом? « (Ответы детей).

Карандаш предлагает нарисовать волшебный клубочек.

Коммуникативная игра «Клубочек».

Дети по кругу передают друг другу клубочек и тот, у кого он окажется, говорит свое пожелание.

Карандаш высказывает надежду, что желание детей обязательно сбудется.

VII. Карандаш: «Дети, что можно нарисовать фиолетовым карандашом? « (ответы детей)

Проводится музыкальная игра «Колокольчик».

На первую часть музыки танцует ребенок с колокольчиком, (в центре круга), все хлопают. На вторую часть музыки дети придумывают свои движения, а ребенок выбирает лучшее исполнение и с поклоном отдает колокольчик тому, чье движение ему понравилось.

Карандаш: « Молодцы, ребята, вы настоящие художники! Еще никто не смог так изобразить различные предметы, так как смогли сделать это вы. А знаете, на что вы похожи, если вас поставить рядом? (На радугу).

Молодцы! Покажите, какие вы сегодня были веселые, ловкие, смелые. Погладьте себя по головке, обнимите друг друга. Дети прощаются и уходят.

Заключение

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития. Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д.В. Хухлаева и др.)

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир.

Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки.

Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.

Список литературы

1. Агаева Е. Л. и др. "Чего на свете не бывает?". М.: Просвещение, 1991 г.

2. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2000 г. - №7. – М. – С.16 – 19.

3. Амонашвили Ш. А. "В школу с шести лет"- М.: Просвещение, 1981 г.

4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе. Просвещение 1997.

5. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.

6. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. -№5. - М.. - С.24 – 26.

7. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. – Знание, 1989. - 256 с.

8. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. – М. - С.58 – 61.

9. Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981 г.

10. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение. 1991 г.

11. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983 г.

12. Венгер Л. А. Воспитание о бучение детей шестого года жизни. М. Просвещение, 1987.

13. Волкова Н. П. Педагогика. К. центр Академия. 2001 г.

14. Доронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение. 1981 г.

15. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. – М. - С.14 – 24.

16. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – М. – С.2 – 7.

17. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. – М. - С.124 – 126.

18. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1998 г.

Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – М. – С.2 – 7.


Ховрина Г. Игра как средство коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе // Школьный психолог. – 2005. - №21. – М. – С. 41 - 44.


Лэндрэт Г.Л. игровая терапия: искусство отношений. М.: международная педагогическая академия. 1994. С. 18.


Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных компетенций.

Проблема коммуникативных способностей находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникативная деятельность предполагает:

1. Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разными видами деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.

У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы и они могут проявить: робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Театральная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Воспитательные возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

1. Знакомство с окружающим миром.

2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).

3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).

5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).

6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).

7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

8. Формируется представление о театре как об искусстве, появляется интерес к театрально-игровой деятельности.

9. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.

Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, что она способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность и правильное коммуникативное поведение.

Театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений. Ребёнок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу. Яркость, зрелищность и иносказательность, присуще искусству театра, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные предоставления о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей. Дошкольники учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Через ролевые высказывания, драматическую разработку сюжетов литературных произведений ребёнок – дошкольник усваивает смысл и активно экспериментирует со словом, мимикой, жестом, движением, овладевает различными способами выражения мыслей, характера, образа героев спектакля.

Участвуя в театрализованной игровой деятельности дети познают мир, становятся участниками событий из жизни мира природы и людей. Все театрализованные игры строятся на материале сказок и играя, дети учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами

Принципы развития коммуникативных способностей, которые формируются в театрализованной деятельности:

1. Принцип интергративности (взаимосвязь с другими видами деятельности).

2. Разнообразие тематики и методов работы.

3. Максимальная активность детей.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми (взаимосвязь ребёнка и взрослого).

5. Компетентность педагога.

6. Принцип индивидуального подхода к детям (дифференцированный подход).

7. Принцип игровой подачи материала.

Виды мотиваций в театрализованной игре:

  • Социальный (создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребёнка на ошибку).
  • Содержательный (формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми).
  • Прагматической (усиление внимания детей к данному виду деятельности развитие познавательного интереса).

Необходимо создать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности. В нашей группе оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «мини-музей», «театральная сцена», «в стране театра», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр.

Театральные центры представлены разнообразным оснащением и следующим материалом: книги, театральные маски и отдельные элементы костюмов, наборы кукол, ширмы, разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, театр ложек, пальчиковый театр, театр кукол с «живой рукой», театр петрушек, эстрадный театр, театр-драматизации, театр на блюдечках, театр на зонтике, театр на воздушном шаре, театр на ладошках, театр картинок (фланелеграф), атрибуты и декорации (макет дерева, домик, цветы и так далее).

Принципы организации театральной среды:

1. Принцип дистанции (общение взрослого с ребёнком «глаза в глаза».

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

3. Принцип стабильности-динамичности.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования (дети занимаются одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу).

5. Принцип эмоциогенности (индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка).

6. Принцип эстетической организации (сочетание привычного и нового).

7. Принцип половых и возрастных различий (эталоны мужественности и женственности).

Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она может быть организована в утренние и вечерние часы, в любое свободное время в течение дня.

Вся работа должна быть систематизирована таким образом, чтобы педагог каждый раз стимулировал бы двигательную, интонационную, творческую активность всех детей.

Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, частые их выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

Литература

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2008.

2. Бодраченко И.А. Журнал «Современное дошкольное образование» № 3, 2010.

3. Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005.

4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.

5. Кислинская Т. А. Игры-сказки для ладошек из тридесятого царства – солнечного государства. М.: Генезис, 2009.

Марина Саенко
Игра как средство формирования коммуникативных умений у детей

Игра как средство формирования

коммуникативных умений

и взаимоотношений у детей .

(из опыта работы)

Самоотчет по игровой деятельности воспитателя старшей группы «Ромашка» М. В. Саенко

Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка. Игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей детей . И особенно сюжетно- ролевая игра . В сюжетно-ролевой игре воспитывается умение действовать сообща , оказывать помощь друг другу, развивать ответственность за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слышать друг друга . Организуя сюжетно-ролевую игру я вовлекаю детей в прямое общение «ребенок- взрослый, ребенок- ребенок» . Сюжетно-ролевые игры «Семья, Магазин, Детский сад, Больница» - это игры с более содержательным сюжетом или даже несколькими сюжетами. Например, игра «Магазин» - дети распределяют роли «продавец» - «покупатель» . В первый день дети могут пойти в овощной магазин, на второй день в магазин игрушек, на третий день в магазин книг и т. д. В сюжетно-ролевой игре развивается речь ребенка. А именно диалогическая речь. Диалог. В нашей группе дети испытывают затруднения при построении диалога : не выслушивают друг друга, перебивают, не поддерживают общую тему для разговора. Поэтому есть над чем работать.

Необходимо развить коммуникативное качество «любознательный, активный» (т. е. задает вопросы взрослому, любит экспериментировать) . Коммуникативное качество «овладение необходимыми умениями и навыками » (т. е. самостоятельно придумывать сюжет игры, договариваться, принимать роль в игре, соблюдать ролевое поведение.)

Свободная сюжетно-ролевая игра в семье -самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность применяемая в домашней обстановке. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетно-ролевой игры, действием в воображаемой условной ситуацией. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка реального ощутимого продукта, в ней все условно, все как будто «понарошку» . В старшей группе «Ромашка» налажено сотрудничество с родителями. Родители принимают участие в изготовлении атрибутов для игр. Игра «Полиция» , «Больница» сделана родителями, родителям рекомендуем играть со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.

Лучше узнать друг друга детям помогают игровые ситуации. Например игровая ситуация «Скажи ласково» .Садимся в круг, держим друг друга за руки и называем рядом сидящего ласково Наташа- Наташенька, Ваня -Ванечка, «Расскажи о своем друге» .

Театрализованная игра , так-же является средством развития общения детей : дети познают мир. Передают эмоции,используют движения, мимику, жесты. Личный опыт : инсценировка (в начале игры так поприветствовали друг друга две подружки)

«Подружки»

Привет Наташа!

Привет Дашка!

А почему ты меня так называешь?

А тебе не нравится? Это же смешно.

Вот тут необходимо обязательно анализировать

ситуацию (Почему произошла ссора? Можно ли давать

обидные прозвища? Почему). Часто детям трудно рассказать что они чувствуют, или как на них повлияло то, что они пережили. Но они могут выразить все это посредством игры .

И конечно дидактическая игра . Дидактическая игра имеет две цели : одна обучающая, которую контролирую я, другая- игровая, ради которой действует ребенок. Главное, что бы эти две цели дополняли друг друга. И роль воспитателя - то есть моя -руководить познавательным процессом, обучить детей , а с другой стороны- выполняю роль участника игры, партнера.

Игры с предметами, словесные игры, настольно-печатные- все виды дидактических игр мы используем в своей работе.

Заключение : «Притча» .

Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него неуслышанными. Я пытался достичь его сердце книгами, он бросал на меня озадаченный взгляд. В отчаянии я подумал «Как я могу пройти к его сердцу?» Он прошептал мне тихо,

на ухо «Поиграй со мной

Публикации по теме:

Консультация «Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста» «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Способность осознавать и контролировать.

«Сказкотерапия как средство формирования коммуникативных навыков у воспитанников с ОВЗ». В помощь учителю-дефектологу Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. В.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Картотека игр для формирования коммуникативных умений у старших дошкольников Картотека игр, на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников. 1. Клеевой ручеёк Цель: развить умение действовать совместно.

Конспект НОД по формированию простейших коммуникативных умений в средней группе для детей с ОНР Тема занятия: «В гости к Солнышку» Программное содержание: Создать атмосферу доброжелательного, открытого взаимодействия педагогов и детей.

Консультация «Народная игра - как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста». Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими,.



Просмотров