Имеет ли право сотрудник гибдд снимать на камеру водителя. Гибдд обойдется без постов дпс и запрещает видеосъемку. Что делать, если инспектор запрещает съемку

На территории Ирана известно около 100 месторождений каменного угля в Тебесском (Керманском) и Эльбурсском угольных бассейнах . Угленосны интенсивно дислоцированные отложения триаса и юры. Продуктивная толща мощностью 1,5-4 км (иногда до 8 км) содержит до 92 угольных пластов , из которых от 4 до 18 имеют рабочую мощность (3,8-10,9 м). Угли мало- и среднезернистые, высокозольные, требующие обогащения. Содержание фосфора до 0,1%, теплота сгорания 35,2-37,4 МДж/кг (значительная часть углей — коксующиеся).

На территории Ирана выявлено около 40 месторождений железных руд; наиболее крупные расположены в районах Бафк и Сирджан, мелкие — в Эльбрусе и на юге страны. Главные месторождения — Чогарт (разведанные запасы 215 млн. т), Чадармалю (410 млн. т), Зеренд (230 млн. т) и др. Большая часть месторождений скарновые и метасоматические, известны также месторождения гидротермальные, метаморфогенные, осадочные и связанные с корами выветривания .

Наиболее важные месторождения хромовых руд расположены в районах Минаб и Себзевар. Наиболее крупное месторождение Шахриар (запасы 2 млн. т) состоит из 31 рудного тела , запасы которого измеряются от 1 до 500 тысяч т каждое. Вероятные запасы в районе Себзевар 1,2 млн. т, перспективные — 10 млн. т. Самое крупное месторождение — Мир-Махмуд с разведанными запасами руды около 100 тысяч т.

Большая часть сырья (с 1979 около 60%) экспортируется в капиталистические (в т.ч. в страны ЕЭС и Японию), развивающиеся и социалистические страны. Основные экспортные погрузочные терминалы находятся на островах Сирри, Лаван и Харк (1982). Крупные нефте- и продуктопроводы: Тегеран — Мешхед; Абадан — Ахваз; Тегеран — Казвин — Решт; Абадан — Ахваз — Эзна — Тегеран; Ахваз — Тенг — Фани — Тегеран; Марун — Исфахан; Исфахан — Тегеран. Общая протяжённость нефте- и продуктопроводов 7,9 тысяч км (1982). В стране действуют (1982) 6 нефтеперерабатывающих заводов (в гг. Тегеран, Тебриз, Шираз, Исфахан, Бахтаран и Месджеде-Солейман; один из крупнейших в мире нефтеперерабатывающий завод в Абадане годовой производственной мощностью свыше 30 млн. т выведен из строя) общей годовой производственной мощностью 26 млн. т, что не полностью обеспечивает внутренние потребности Ирана.

Освоение месторождений природного газа начато в Иране в начале 70-х гг. 20 в. Добыча осуществляется на месторождениях Хангиран , Горган, Кенган (месторождения Парс и Серадже не разрабатываются). Основное количество газа добывается на газонефтяных месторождениях , по запасам попутного газа Иран занимает 2-е место среди промышленно развитых капиталистических и развивающихся стран (до 150 м3 на 1 т нефти). Газ используется для закачки в нефтяные месторождения , в химическом и нефтехимическом производстве, а также как топливно-энергетическое сырьё (в 1981 из добытых 16,8 млрд. м 3 закачано в пласт 1,9 млрд. м 3 , использовано на различных нужды 7,2 млрд. м 3 и 7,7 млрд. м 3 сожжено в факелах). Незначительный объём сжиженного газа с острова Харк (1982) экспортируется в Японию (1982). Для перекачивания газа сооружён магистральный газопровод Бир-Боленд — Кум — Казвин — Регит — Астара, который имеет ответвления на гг. Шираз, Исфахан, Кашан и Тегеран. Кроме того, транспортировка осуществляется системой газопроводов от месторождения Хангиран до гг. Мешхед, Горган, Нека и др. Имеется также разветвлённая газораспределительная сеть по подаче газа местным потребителям. Общая длина газопроводов 2,1 тысяч км, пропускная способность 18,2 млрд. м 3 (1982).

Добыча угля в Иране достигла промышленных масштабов в 70-е гг. 20 в. Стимулом её развития послужила необходимость создания топливной базы для Исфаханского металлургического завода. Максимальный уровень добычи достигнут в 1974- 1,2 млн. т, в начале 80-х гг. — 0,9 млн. т (в пересчете на товарный). Разработка контролируется в основном государственными компаниями, подчинёнными "National Iranian Steel Соrp.", а также "Iran Mining and Metal Smelting Со.". В Тебесском угольном бассейне основным районом разработки является Керманский (объём коксующегося угля в 1980 свыше 500 тысяч т). На наиболее крупном Керманском месторождении действуют шахты "Пабдане" и "Бабнизу" (производственные мощность соответственно 133 и 87,5 тысяч т коксующегося угля, 1981). Перспективы дальнейшего расширения производства связываются с переходом на нижележащие горизонты и вовлечением в разработку новых участков месторождения. В Эльбурсском бассейне разработка ведётся в Агусбинском (шахта "Сенгруд"), Алаштинском (шахта "Кармозд"), Шахрудском районе (месторождение Тазаре — шахты "Калариз" и "Мамеду"). Кроме того, на территории Ирана известно большое число мелких и слабоизученных месторождений, которые эксплуатируются частными компаниями. В стране действуют Шахрудская, Ригабадская, Зерендская, Кармоздекая и другие обогатительные фабрики , используются тяжелосредные сепараторы и флотоустановки. Каменный уголь потребляется на внутреннем рынке. Часть высококачественного коксующегося угля импортируется из ФРГ (51 тысяч т в 1979). Перспективы развития добычи полезных ископаемых связаны с разведкой северной части Тебесского угольного бассейна (месторождения Перверде, Маснан, Кадир, Кучек-Али).

Добыча медной руды. Промышленная добыча медной руды начата в 60-х гг. 20 в. Максимальный уровень достигнут в 1978 — 20 тысяч т. Разработку осуществляют в основном государственная компания "National Iranian Соpper Industries Со." и её дочерние филиалы, а также организация "Бонъяде Мостазафин" ("Фонд угнетённых"). Основные районы добычи расположены в северной части Иранского Азербайджана (месторождения Сенган и Мезреэ), юго-западнее г. Керман (Серчешме и Чахар-Гонбад) и в восточной части пустыни Деште-Лут (Кале-Зере). Важнейшее предприятие по производству медно-молибденовой руды (проектная производственная мощность 40 тысяч т руды в сутки) — горно-металлургический комплекс на месторождении Серчешме, в состав которого входят обогатительная фабрика и медеплавильный завод (проектная производственные мощность 145 тысяч т меди в год). Эксплуатируется государственной компанией "Sar-Cheshmehb Соpper Mining Со.". Способ разработки месторождения — открытый. Основное горнотранспортное оборудование — экскаваторы , колёсные погрузчики, автосамосвалы (грузоподъёмность 120 т). Производственная мощность обогатительной фабрики 600 т медного концентрата в сутки, содержащего 34% Mo, и 10 т концентрата с 54% Mo: медеплавильного цеха — 70 тысяч т в год (1982). Месторождение Кале-Зере разрабатывается компанией "Sociйtй Maaden Louto" с участием японских фирм. В 1980 здесь добыто 225 тысяч т руды; на обогатительной фабрике, действующей на месторождении, произведено 14 тысяч т концентрата (проектная мощность 50 тысяч т концентрата в год). Кроме того, действуют предприятия на месторождениях Сенган, Мезреэ, Чахар-Гонбад. Часть производимых концентратов перерабатывается на черновую и рафинированную медь (максимальный выпуск в 1977-78 — 7 тысяч т); основное количество экспортируется в Японию. По достижении комплексом в Серчешме проектной мощности переработка медной руды будет осуществляться в Иране.

Добыча свинцово-цинковых руд начата в стране в 20 в., экспорт свинцово-цинковых концентратов — с конца 40-х гг. С начала 60-х гг., в связи с привлечением иностранного капитала, добыча руды постепенно возрастала. Разработка контролируется в основном государственной компанией "Iran Mining and Metal Smelting" и организацией "Бонъяде Мостазафин". Основные разрабатываемые месторождения расположены севернее линии Керман — Йезд (месторождения Кушк , Дере-Зенджир, Мехди-Абад, Таре), западнее г. Исфахан (Хосейнабад, Лекан, Энджире — Тиран) и южнее г. Миане (Энгуран). Преобладает подземный способ добычи. Наиболее крупное предприятие по добыче свинцово-цинковых руд (производственная мощность около 200 тысяч т руды в год) действует с 1956 на месторождении Энгуран. Добыча комбинированным способом; руда поступает на обогатительную фабрику. Месторождение Кушк разрабатывается с 1957 подземным способом, имеется обогатительная установка, производительность около 150 тысяч т руды в год. На мелких предприятиях добыча и обогащение осуществляются вручную. В Иране разработан проект строительства завода по выплавке свинца и цинка . Основная часть свинцово-цинковых руд и концентратов экспортируется.

Добыча поделочных камней , главным образом бирюзы, осуществляется на месторождении Нишапур. Уровень её в связи с истощением запасов постоянно падает. В 1972 добыто около 300 т бирюзы, в 1978 — 35 т. Основное количество бирюзы экспортируется в сыром и обработанном виде. В 1979 экспорт в стоимостном выражении составил 1,3 млн. долларов (в т.ч. на 600 тысяч долларов в и 580 тысяч долларов в Швейцарию).

Добыча нерудных строительных материалов осуществляется преимущественно мелкими частными предприятиями и государственными компаниями. Добыча составляла в конце 70-х гг. (тысяч т): гипса 8000, (обработанного) 450, 1500, травертина (обработанного) 350-400.

Горно-геологическая служба . Подготовка кадров. Деятельность горнодобывающих предприятий в Иране контролируется Министерством тяжёлой промышленности и регулируется законом о рудниках 1957, геологоразведочные работы — Геологическим департаментом министерства. Исследования проводятся отраслевыми компаниями, а также в Институте геофизики при Тегеранском университете (издаёт труды). Подготовка кадров осуществляется в основном в Абаданском технологическом институте, Институте стандартов, Тегеранском университете, учебных центрах отраслевых компаний.

Сегодня, 20 октября, вступает в силу новый административный регламент для сотрудников ГИБДД (приказ №664), который спровоцировал изрядную шумиху в СМИ. Мы решили разобраться, действительно ли инспекторов запретили снимать на видео и правда ли, что останавливать машину для проверки документов теперь можно где угодно.

Инспектор может остановить водителя для проверки документов вне стационарного поста, но обосновать необходимость должен в любом случае

Пост закончен

- В чем причина остановки? - любят вопрошать грамотные водители, когда их тормозит инспектор.

Так вот, раньше при остановке вне поста сотрудник ГИБДД не мог сослаться на необходимость проверки документов. Теперь может. Но изменилось ли что-то по существу? Нет, считают наши эксперты.

Возможность для остановки вне стационарного поста у инспектора была и раньше, и любой мало-мальски подкованный сотрудник без труда соблюдал формальности регламента.

В новом регламенте, на первый взгляд, полномочия даже расширены, но по факту остановка для проверки документов все равно должна быть обоснованной.

Требования к проверке документов только ужесточились: теперь хоть на стационарном посту, хоть вне его инспектору нужны для этого основания, которые перечислены в п. 106 нового регламента, - объясняет автоэксперт Юрий Панченко.

Не вдаваясь в подробности, причины можно разделить на три группы: выявление признаков нарушения ПДД, наличие ориентировок или проведение мероприятий.

Проще говоря, останавливать для проверки документов теперь можно, но поводы к остановке водителя по сути те же самые! Инспектору достаточно лишь заявить о выявлении признаков нарушения ПДД или сослаться на спецоперацию - и церемониальная часть будет закончена.

К этому якобы запрету останавливать машины вне стационарных постов чаще всего апеллировали пьяные водители, пытаясь развалить дело. Но я не помню, чтобы какой-то суд принял их аргументацию, даже если инспектор нарушил требования регламента, - объясняет автоюрист Лев Воропаев. - Поймите, суды крайне редко принимают во внимание упомянутый регламент при рассмотрении административных дел в отношении водителей, так как производство по ним регулируется Конституцией РФ, КоАП РФ, а порядок действий инспектора - в том числе и Указом Президента РФ №711, законом «О полиции» и т. д. Тема с запретом проверки документов вне стационарных постов изначально раздута.

Тайные знаки

А вот довольно любопытный аспект, обнаруженный автоэкспертом Юрием Панченко: в прежнем регламенте ст. 57 запрещала применять средства автоматической фиксации в местах установки временных знаков. Сейчас такой запрет из регламента исчез.

С одной стороны, уполномоченному лицу нужно как-то подтвердить, что временный знак действительно был установлен в такое-то время на таком-то участке дороги, - комментирует Юрий Панченко. - С другой, можно предварительно получить подтверждение установки временного знака, например, у подрядной организации, которая выполняет ремонтные работы, и затем шлепать «автоматические» штрафы, даже если знак не установлен или установлен с нарушениями.

Временные знаки имеют желтый фон, и прежний регламент запрещал фото- и видеофиксацию нарушений в зоне их действия

Это может породить нехорошую практику, потому что временные знаки часто неуловимы, как счастье. Речь не только про намеренный подлог: временный знак может упасть из-за ветра, быть украден или закрыт строительной машиной, но доказать что-либо через несколько недель водителю удастся разве что при сохранении записи с видеорегистратора.

При нарушениях, зафиксированных автоматикой, доказательство собственной невиновности лежит на водителе. Наличие или отсутствие временных знаков на соответствующем участке дороги в момент нарушения придется доказывать именно гражданину, а не инспектору, что, конечно, крайне проблематично, - считает Лев Воропаев.

Как снять инспектора

Еще одной раздутой темой является якобы запрет снимать инспектора ГИБДД на видео. В прежней версии регламента формулировка была такой: «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».

Подобное требование было введено с подачи высшего руководства ГИБДД после серии конфликтов между водителями и инспекторами ДПС, и мотив его понятен - сделать работу сотрудника ГИБДД прозрачной.

Если градус разговора повысился, водитель может записать его содержание на смартфон – новый регламент не разрешает этого в явном виде, но, что важно, и не запрещает

Юрий Панченко считает, что разрешение снимать инспектора никуда не делось:

СМИ трубят о том, что за съемку сотрудника можно схлопотать чуть ли не ч. 1. ст. 19.3 («Неподчинение законным требованиям инспектора»), которая грозит наказанием вплоть до ареста - чушь несусветная. Отсутствие прямого разрешения в административном регламенте не меняет ничего по существу, потому что право вести такую съемку определяется другими законами, в частности, законом «Об информации...». Закона, который бы запрещал записывать разговор с инспектором, нет, поэтому вести съемку можно хоть скрыто, хоть открыто. Но предостерегу от использования скрытых спецсредств для записи, например, ручек с вмонитрованным диктофоном. В России даже их приобретение образует состав уголовного преступления. Снимать инспектора на обычный смартфон по-прежнему можно.

Лев Воропаев уверен, что новая редакция регламента увеличит количество спорных ситуаций:

Инспекторы и раньше через одного считали, что снимать их нельзя, но, по крайней мере, прямое разрешение делать это содержалось в административном регламенте. Сейчас убрали, и хотя это ничего не изменило по сути, вряд ли рядовые сотрудники будут вникать в эти тонкости. Они чаще ориентируются на информационный фон СМИ, где муссируется идея о появлении запрета на съемку, поэтому не удивлюсь, если сотрудники ГИБДД будут чаще препятствовать съемке.

О «коммерческих» камерах

Во многих регионах сложилась практика, когда комплексы видеофиксации нарушений не принадлежат ГИБДД. Их операторами и собственниками выступают специализированные компании, которые работают с ГИБДД в рамках закона о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве.

В центре обработки данных с камер фотофиксации нарушений

В новом административном регламенте подобный подход закрепили официально: пункт 76 разрешает использовать технические средства, принадлежащие в том числе общественным объединениям и организациям.

Кроме того, камеры должны удовлетворять недавно появившемуся ГОСТу, что актуально для комплексов, установленных после 1 июля 2017 года.

Лучший способ для развода

- Старый регламент при изъятии поддельного водительского удостоверения предусматривал выдачу водителю временного разрешения, - говорит Юрий Панченко. - В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена, а согласно пункту 7.11 выдается копия изъятого водительского удостоверения при наличии признаков его подделки. Но об изъятии документов говорится еще и в пункте 219, который сформулирован таким образом, что выдавать водителю копию прав не нужно. Цитирую: в случае, если изымаются документы, за исключением изъятия водительского удостоверения, с них изготавливаются копии... На практике это открывает лазейку для такого развода: останавливают отдыхающего водителя где-нибудь под Краснодаром и говорят, что права имеют признаки подделки, в связи с чем они изымаются.

А поскольку пункт 219 не требует предоставления заверенной копии, то будет проводиться экспертиза, а водитель никуда не поедет. И тут ему предлагают решить вопрос «полюбовно».

В новом регламенте выдача временного разрешения не предусмотрена

Эксперт отмечает, что подобный развод возможен, но незаконен. Подделка документов образует состав не административного нарушения, о котором идет речь в пункте 219, а уголовного преступления, и, в соответствии с УПК, в этом случае предоставление копии обязательно, о чем и сказано в пункте 7.11.

Но инспекторы могут на дурачка попугать водителя, что он вдали от дома останется без водительского удостоверения, - подытоживает Юрий Панченко. - Если такое произойдет – не поддавайтесь и требуйте заверенной копии документа. И если права все-таки изымут, и они окажутся подлинными, то обращайтесь в суд за компенсацией.

Медосвидетельствование с доставкой

Регламент пополнился статьей 223, которая предписывает сотрудникам полиции доставить водителя от медцентра к его автомобилю, если медицинские работники не подтвердили состояние опьянения.

По большому счету, новый регламент - это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет

Надо ли зубрить регламент

Ажиотаж вокруг нового административного регламента создает впечатление, что это - чуть ли не основной документ, регулирующий отношения сотрудника ГИБДД и водителя. Лев Воропаев объясняет, что его значимость преувеличена:

По большому счету, это внутренний документ инспекции, и прямого отношения к водителям он не имеет. Об актуальности регламента можно говорить лишь в тех случаях, когда стоит вопрос о привлечении инспектора к ответственности за нарушения, что на практике происходит нечасто по понятным причинам. Прекратить дело об административном правонарушении в отношении водителя (уйти от штрафа, лишения права управления, ареста и т. п.) знание административного регламента вряд ли поможет. Он не является первоочередным документом, который бы определял деятельность ГИБДД, если мы говорим о практике судебных разбирательств административных дел против водителей

Юрий Панченко считает, что польза от знания регламента все же есть:

Он описывает все действия инспектора и представляет выжимку из законов да еще и со ссылками на них. При подаче жалобы открывайте нужный раздел регламента, переписывайте, как инспектор обязан был поступить, но не поступил, но ссылку ставьте не на сам регламент, а на упомянутые там законы, - подытоживает он.

Еще 20 октября 2017 года в силу вступил новый регламент, из которого исчезло прямое указание на запрет ограничения видеосъемки инспектора ДПС при исполнении служебных обязанностей. Возникло огромное количество спорных ситуаций. Вплоть до привлечения граждан к административной ответственности в виде ареста за неподчинение законному требованию сотрудника полиции (статье 19.3 КоАП). Рассказываем как нужно действовать, чтобы у сотрудника ДПС не было ни одной возможности запретить вам съемку.

В старом регламенте ГИБДД было прямое указание на запрет ограничения видеосъемки

Это действительно так. В новом регламенте этот запрет убрали, поэтому особенно хитрые сотрудники ГИБДД начали сильно стесняться камеры, запрещать себя снимать и угрожать привлечением к ответственности лиц, которые снимают их при исполнении на камеру.

Снимать сотрудника ДПС можно!

Во-первых, регламент создан для сотрудников МВД. Он является их внутриведомственной документацией, поэтому они обязаны ему следовать, а простой гражданин может даже не знать о его существовании. Зато простой гражданин знает о Законе “О полиции”, в котором написано, что деятельность полиции является публичной и гласной.

Во-вторых, согласно закону о персональных данных, вы имеете право снимать публичную деятельность сотрудников полиции в сфере регулирования ими дорожного движения и осуществления контроля за исполнением требований правил дорожного движения.

В-третьих, в соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Все эти доводы подкрепляются решением Норильского городского суда по делу 5-168/2014.

Ну и самое главное: инспектор ДПС не может запретить водителю видеосъемку. Об этом сказано в официальном письме за подписью начальника Госавтоинспекции Михаила Черникова, которое являлось ответом на обращение председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослава Нилова к руководству ГИБДД страны.

То есть сотрудника ДПС снимать на видео можно всегда и везде?

Почти. За исключением нескольких случаев:

  1. Когда он участвует в охранных либо оперативно-розыскных мероприятиях;
  2. В целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;
  3. На режимных объектах или на территориях, где введен режим контртеррористической операции.

Во всех случаях сотрудник обязан вас вежливо уведомить о том, что на данный момент съемка запрещается и объяснить причину своего запрета. Снимать запрещено ТОЛЬКО в вышеперечисленных случаях!

Кстати, запрет на съемку в данном случае касается и самого сотрудника ГИБДД. В случае, если вам съемка была запрещена в связи с наличием условий, о которых мы говорили выше, то и сотрудник ГИБДД не имеет права использовать личный видеорегистратор.



Просмотров