Как проводится судебная экспертиза по дтп. Судебная экспертиза автомобиля после дтп. Кто проводит экспертное исследование

Ежедневно на дорогах населенных пунктов происходит масса аварийных ситуаций. С резким увеличением численности машин пришло и значительное увеличение ДТП. Далеко не всегда удается определить истинного виновника аварии. Сделать это могут только специалисты после проведения специальной автотехнической экспертизы.

Этот комплекс действия нельзя назвать легким, и потому очень часто экспертиза не всегда может выявить все с абсолютной точностью. Об особенностях автотехнической экспертизы рассказывается ниже.

Автотехническая экспертиза — это комплекс мероприятий, который проводится специалистами на месте ДТП. Этот комплекс позволяет определить виновника аварийной ситуации, а также все причины и обстоятельства, которые последовали первопричиной ДТП.

Основной целью экспертизы считается установление всех факторов и обстоятельств, которые привели к появлению опасной ситуации на дороге. Внимательно изучив место столкновения, и проанализировав степень повреждения транспортных средств, эксперты способны с точностью составить картину аварии, и определить виновника опасности.

Комплекс действия при экспертизе позволит избежать финансовых проблем, которые непременно возникнут в процессе разбирательства. Как правило, экспертиза назначается судебными инстанциями в тех случаях, если показания свидетелей запутанны, а доказательная база не может дать ответ на вопрос, кто же является очевидным виновником происшествия.

Важно! Экспертиза может быть проведена в добровольном порядке, если одна из сторон конфликтной ситуации решает опротестовать судебный вердикт.

Таким образом, автотехническая экспертиза дает уникальную возможность составить картину ДТП и понять, какие причины привели к созданию дорожного происшествия, и кто должен понести ответственность за невнимательность на дороге.

Автотехническая экспертиза считается обязательным условием судебного разбирательства в делах о ДТП. Кроме того, на проведении комплекса этих исследований частенько настаивают страховые компании, которые нанимают соответствующих специалистов для того, чтобы определить точный размер компенсации, на которую может рассчитывать пострадавший.

Стоит заметить, что экспертиза может быть назначена практически на любой стадии расследования. Как правило, изначально при передаче дела на рассмотрение в судебные инстанции судом определяется обязательное прохождение экспертной комиссии. И только основываясь на результатах, которые предоставят суду эксперты, может быть принято окончательное решение.

Важно! В случае несогласия с итогами экспертной проверки, стороны конфликта имеют полное право подать жалобу и добиться назначения повторной независимой проверки. Также это осуществимо в той ситуации, когда одна из сторон-участников конфликта подозревает экспертов в предвзятости.

Для того чтобы экспертиза была проведена, необходимо ходатайствовать об этом. Стоит отметить, что на этом этапе лучше всего привлекать квалифицированных адвокатов, которые помогут составить правильный иск и инициируют начало экспертной проверки.

Первая экспертиза назначается, как правило, судом, однако в половине случаев участники ДТП не выражают доверие к ее результатам, и вынуждены настаивать на проведении повторной независимой оценки.

Для того чтобы подать ходатайство о проведении повторной оценки, необходимо изначально сформулировать причину, по которой она должна быть проведена еще раз. Без обоснования суд может отказать в назначении экспертизы. Количество экспертиз не ограничивается по закону, и потому каждый участник ДТП вправе подавать ходатайство неограниченное количество раз.

Для того, чтобы избежать появления нестыковок и мелких ошибок, рекомендуется привлечь к процессу квалифицированного автоюриста. Несмотря на то, что образец ходатайства можно найти практически повсеместно, правильно его заполнить бывает проблематично.

О том, что ходатайство о повторной экспертизе намеревается быть проведенным, необходимо сообщить оппоненту по судебному процессу и страховой компании. Таким образом, уведомление о назначении независимой экспертизы должно быть минимум в трех экземплярах.

Вполне естественно, что автотехническая экспертиза является платной услугой, и зачастую возникает вопрос, кто же обязан ее оплачивать. Законодательство на этот вопрос четкого ответа не дает, однако чаще всего плата за проведение комплекса оценочных работ накладывается на виновника аварийной ситуации.
Стоимость экспертизы может быть разной, и ее цена будет напрямую зависеть от характера повреждений машины и стоимости услуг эксперта. Таким образом, касательно цены можно сказать, что определить ее точно невозможно, и все будет зависеть от конкретной ситуации.

Судебная экспертиза может быть проведена за счет любой из сторон конфликта. Однако при этом допускается дальнейшее возмещение расходов на проведение проверки в пользу пострадавшего. Таким образом, несмотря на то, что будет оплачивать экспертизу, в случае определения его невиновным он может стребовать возврат денежных средств с виновника дорожного происшествия.

То же самое касается и независимой экспертизы. Оплачивать ее возьмется та сторона, которая инициировала повторную проверку, и в случае определения невиновности можно будет подать дополнительный иск о взыскании с виновника аварии расходов на проведение оценки.

Первостепенной задачей автотехнической экспертизы при ДТП является оказание непосредственной экспертной помощи при расследовании обстоятельств, а также причин дорожного происшествия любого характера. Этот комплекс мероприятий, в результате должен предоставить ответы на некоторые вопросы, которые можно условно разделить на 3 блока:

  1. Вопросы технического характера. В процессе работы над оценкой обстоятельств и причин ДТП эксперт будет обязан обследовать техническое состояние автомобиля, сверив его с исходными данными. Также эксперт должен будет выяснить основные показатели транспортного средства в период столкновения. В частности, должна быть определена скорость, с которой автомобиль двигался на момент аварии и прочие физические характеристики.
  2. Вопросы, которые напрямую затрагивают анализ действий автомобилиста. С точки зрения последовательности и правильности эксперт оценивает, насколько водитель использовал все правила и предосторожности ПДД при попадании в аварийную ситуацию. Это поможет определить, нарушил ли водитель правила движения, и не произошла ли авария исключительно по его вине. Параллельно будет дан ответ на вопрос, можно ли было избежать опасной ситуации на дороге, и что для этого сделал водитель.
  3. Вспомогательные вопросы. Этот комплекс вопросов тщательно изучает состояние дорожной инфраструктуры на момент опасной ситуации на дороге. Не секрет, что некоторые аварии происходят из-за причин, которые не связаны с людским фактором. Среди таковых состояние автодорожного покрытия, наличие ограничительных знаков и светофоров на дороге. Кроме того, в этом блоке вопросов будут даны ответы и на все данные, которые связаны с погодными условиями. То есть, не могла ли главной причиной аварии стать неудовлетворительная погода, например, сильный туман или обильный снегопад и гололедица.


Порядок проведения автотехнической экспертизы при ДТП

В случае серьезного ДТП крайне важно определить все обстоятельства, которые в совокупности привели к трагедии. В этом существенную помощь окажет автотехническая экспертиза. Как и любая процедура подобного характера, она требует особого внимания и проводится с учетом некоего порядка действий:

  1. Исследование обстоятельств аварийной ситуации.
    На этом этапе определяется вина и невиновность всех участников ДТП, и кроме того, эксперт дает однозначные ответы на вопросы технического характера. Это означает, на первом этапе экспертизы эксперт предоставит информацию относительно технического состояния машин на момент столкновения, их скоростного режима и т.д. Кроме того, будут рассмотрены возможности избегания ДТП с учетом технических показателей.
    Параллельно устанавливаются еще некоторые моменты, среди которых:
    — определение действий или бездействия водителя;
    — исследование причин возникновения опасной зоны;
    — удаленность участников ДТП друг от друга на момент аварийного столкновения.
  2. Оценка технического состояния автомобилей.
    Эта часть исследования является обязательной, и зачастую может пролить свет на обстоятельства ДТП, если они связаны с неисправностью машины и ее отдельных компонентов. В процессе этого этапа будут исследованы:
    — дефекты и повреждения машины, которые присутствовали на момент ДТП;
    — повреждения, которые были нанесены автомобилю в результате столкновения;
    — экспертная оценка всех элементов двигательной системы, приборов и кузова, а также обследование коробки передач.
  3. Трасологическое исследование.
    Обследование следов автомобилей на месте аварии позволяет восстановить события в период ДТП и помогает определить движение автомобилей и их расположение по отношению друг к другу и другим участникам аварийной ситуации. Исследование этого типа не предусматривает выезд на место столкновения, и экспертиза проводится на основании наличных фотографий и видеосъемки.

    Важно! Эксперт не вправе собирать базу для исследования самостоятельно, эта обязанность возлагается на заказчика.

  4. Инженерно-психологическое обследование.
    Во время проведении экспертных мероприятий, в обязательном порядке специалисты будут изучать состояние психики водителя. Причем изучение будет касаться не только поведения автовладельца на момент ДТП, а и после него. Эта составляющая экспертизы является важной, и зачастую способна оказать существенное воздействие на результаты общего исследования.

Если в процессе проверки будет выявлено, что водитель мог избежать аварии, но не сделал этого по какой-либо причине, то он может быть признан виновным в судебном порядке. И итогом этого решения станет лишение прав на определенный срок, который будет зависеть о степени тяжести аварии.

На момент рассмотрения дела о ДТП в суде, заказать экспертизу могут как судьи и следователи, так и участники процесса. Однако к специалистам, которые будут работать над исследованием, предъявляются некоторые требования.

  1. Специалист должен иметь лицензию на осуществление профессиональной деятельности. Кроме того, он должен быть готов к тому, чтобы предоставить подтверждение своей квалификации и персональный идентификатор.
  2. Специалист должен иметь профильное образование, которое позволит ему тщательным образом провести исследование.
  3. Экспертизу не могут осуществлять сервисные центры, в который автомобиль ремонтировался до ДТП. Это объясняется тем, что в подобной ситуации они будут заинтересованными лицами, и результаты их исследования будут неточными.
  4. Эксперт должен быть абсолютно нейтральным и не имеет права занимать чью-либо сторону в процессе конфликта.

Стоит отметить, что основным требованием к эксперту будет наличие лицензии от Минюста и персонального идентификатора. Наличие этих документов подразумевает тот факт, что специалист обладает всеми необходимыми навыками и умениями, и может это подтвердить.

Обязанности эксперта четко прописываются в условиях соглашения с ним, которое подписывает и заказчик. И в случае обнаружения недостаточно квалифицированной работы, заказчик может опротестовать результаты исследований и принудить эксперта к повторной оценке.

Результатом проведения комплексной автотехнической экспертизы является официальное заключение, которое эксперт оформляет в письменном виде и предоставляет заказчику и суду. Результат оценки оформляется в виде документа, который условно состоит из нескольких частей.

  1. Введение. Здесь находятся сведения о разъяснениях законных прав и обязанностей, и получения информации о даче ложных показаний и предоставлении неправомерных сведений.
  2. Исследование. В этой части подробно и развернуто аналитическое исследование обстоятельств ДТП. В этой части документа эксперт должен описать исследовательский комплекс работ, которые были им проведены, расписать выбранные им методики и указать все ГОСТы и технические условия, которые были затронуты в процессе проверки.
  3. Заключение. В этой части итогового документа эксперт делает окончательные выводы относительно характеристики ДТП и предоставляет развернутые ответы на все вопросы, которые в процессе исследования интересовали заказчика.

Важно! Законодательство не регламентирует сроки проведения экспертизы.

В среднем, на проведение комплексной оценки специалисту достаточно от 1 до 3 дней, но чаще всего сроки будут увеличены, особенно в тех случаях, когда у него имеется сразу несколько заказчиков одновременно. На практике все будет зависеть от загруженности специалиста.

Видео на тему автотехническая экспертиза после ДТП

Последующие следственные действия зависят от той ситуа­ции, которая сложится после начального этапа расследования. Если ТС еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, то глав­ным служит получение и проверка сведений о ДТП. С этой целью пла­нируется установление идопрос новых свидетелей, проверка и уточне­ние показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение при необходимости следственного эксперимента и предъявления для опознания.

Судебные экспертизы играют по данной категории дел очень важную роль. В первую очередь это Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и вре­мени смерти, механизме повреждений на теле человека, прижизненности или посмертности этих повреждений, степени тяжести вреда, при­чиненного здоровью потерпевшего, и др. Если на ТС обнаружены следы крови, волосы или иные объекты биологического происхождения, то назначается судебно-биологическая экспертиза вещественных доказа­тельств.

Автотехническая экспертиза.

Судебная автотехническая экспертиза в основном решает технические вопросы, связанные с транспортным средством, участвующим в ДТП. Вопросы, решаемые этой экспертизой, можно разделить на три группы.

В первую группу входят вопросы, которые позволяют установить механизм происшествия. К ним относятся, например, скорость движения транспортного средства и пешехода к моменту происшествия, установление причинной связи между неисправностями транспортных средств и дорожным происшествием, установление причины заноса и опрокидывания транспортного средства и другие.

Во вторую группу входят вопросы, относящиеся к оценке действий водителя по обеспечению требований безопасности дорожного движения. Например, как следовало действовать водителю в конкретной ситуации с технической точки зрения и мог ли водитель предотвратить данное происшествие в данной ситуации и другие.

К третьей группе следует отнести вопросы, касающиеся установления причинной связи между действиями участников происшествия и наступившими последствиями.

САТЭ прово­дится, чтобы выяснить техническое состояние ТС или отдельных его механизмов и узлов; определить относительное время появления конк­ретной неисправности (возникла ли она до ДТП или в результате его); причин и условий ее образования; установить причинную связь между имеющейся неисправностью и наступившими последствиями, привед­шими к ДТП. Автотехническая экспертиза решает также ряд вопросов, связанных с анализом механизма этих происшествий, например: опре­деляет по длине тормозного пути скорость движения ТС, возникнове­ние момента опасной ситуации; как должен был действовать в данной ситуации водитель, имел ли он техническую возможность избежать про­исшествия (наезда, столкновения); соответствовали ли его действия пра­вилам дорожного движения. Однако эксперт не предрешает вопроса о виновности водителя; она будет установлена на основе оценки всех фак­тов, собранных по делу, в частности, наличия или отсутствия причин­ной связи между действиями (бездействием) водителя и наступившими последствиями.


Трасологическая экспертиза

Она решает два вида задач: идентификаци­онные и диагностические. К первым относится отождествление ТС или установка его групповой принадлежности по следам его ходовой части, по следам выступающих частей, по отделившимся деталям и частям (часто по осколкам фарных рассеивателей). Трасологическая экспертиза назначается с целью идентификации конкретного ТС по следам, оставленным на месте происшествия. Однако следует иметь в виду, что если ходовая следообразующая часть транспортного средства съемная, то устанавливается эта часть, а не транспортное средство. Например, эксперт может установить, что след оставлен шиной, обнаруженной на определенном автомобиле. Однако это не значит, что след остался в результате движения данного автомобиля, так как шину после оставления следа могли переставить на другую автомашину.

Диагностическая задача: установить направленность движения ТС, точное место кульминационной стадии ДТП, линию и угол столкновения; разграничить следы первично­го и повторного соударения (опрокидывания); установить обстоятель­ства выпадения человека из ТС; изучить прочие следы, обнаруженные на ТС. Решение подобных вопросов позволяет эксперту получить пред­ставление о механизме ДТП, точном его месте и динамике.

Важное значение при расследовании ДТП имеет назначение комп­лексных экспертиз. В случаях наезда (переезда) на человека чаще всего назначают комплексную судебно-медицинскую и судебно-автотехническую экспертизу, при столкновении ТС – судебно-автотехническую и трасологическую.

В ходе расследования нередко проводят судебно-материаловедческие экспертизы: горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, ла­кокрасочных покрытий, волокон тканей и пр. На экспертизу направляют одежду потерпевшего со следами смазки или краски; волокна ткани, изъятые с поверхности ТС; частицы краски с места происшествия и т. д. На разрешение экспертизы ставятся вопросы: каким веществом образо­ваны пятна, не совпадает ли это вещество по источнику своего проис­хождения с аналогичным веществом, изъятым при осмотре ТС; не со­впадают ли волокна, обнаруженные на ТС, с волокнами одежды потер­певшего.

При расследовании ДТП в зависимости от сложившихся обстоятельств проводится так же ряд других экспертиз. Прошу их изучить самостоятельно.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) редко обходятся без серьезных последствий, и в зависимости от их вида и тяжести встает вопрос о привлечении виновного лица к гражданской, административной или уголовной ответственности, а также выплаты возмещения. В рамках расследований и судебных разбирательств по делам о ДТП назначаются разные экспертизы, одна из ключевых и, можно сказать, обязательных – автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП.

Дорожно-транспортное происшествие – сложное событие, которому предшествуют и на которое влияют многочисленные и разнообразные факторы. Для установления всех обстоятельств ДТП крайне важно выявить эти факторы, определить степень влияния каждого на возникновение и развитие происшествия, а также соотнести все это с действиями участников аварии. Это дает получение ясной, объективной, реальной картины произошедшего, что является основной целью расследований и судебных разбирательств по делам о дорожных авариях.

Несмотря на то, что в современных условиях большое значение имеют средства видеофиксации, они не в силах помочь установить абсолютно все причины, механизм и последствия ДТП. Иначе обстоит дело с автотехнической экспертизой – это всестороннее исследование обстоятельств дорожной аварии, которое позволяет выявлять неочевидные факты и явления, устранять противоречия и разрешать спорные ситуации, делая категоричное заключение.

Назначение автотехнической экспертизы обязательно по всем уголовным делам о ДТП. В гражданских делах назначение судебной автотехнической экспертизы судом , в том числе по ходатайству участника процесса, также считается обязательным для установления всех обстоятельств ДТП, но прежде всего неясных и спорных. Для этого, в частности, проводятся следующие исследования:

  • экспертиза механизма ДТП ;
  • экспертиза действий участников аварии;
  • экспертиза нарушений ПДД .

Необходимо особо обратить внимание на то, что автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП не определяет виновных в аварии – это делает следствие и суд на основе всей совокупности доказательств. Поэтому в названии статьи «установление» виновности взято в кавычки. Но автотехническое исследование позволяет установить, какие нарушения ПДД и кем именно были допущены, как они повлияли на возникновение и ход происшествия, а также наступление тех или иных последствий.

Проблемы и ошибки при назначении экспертизы

Как правило, следователи и суды знают, когда, как и для чего нужно назначить автотехническую экспертизу. Сказывается профессиональный уровень и опыт. Аналогичное можно сказать об адвокатах и юристах, которые специализируются на делах о ДТП и представляют интересы клиентов на следствии и в суде. Но вот непосредственные участники аварий, в подавляющем большинстве, абсолютно не знают, какое значение может иметь в их деле автотехническая экспертиза.

Многие думают: назначил следователь или суд экспертизу, походатайствовал об этом адвокат – значит это для чего-то нужно, значит так положено. Такая позиция – недопустима. Никто не заинтересован в исходе дела больше, чем непосредственный участник ДТП. Да, у вас, скорее всего, не хватает нужных знаний, у вас стрессовое состояние и вам не до активного участия в процессе. Но у вас есть, должен быть профессиональный представитель – юрист или адвокат. И необходимо активно с ним контактировать и взаимодействовать, задавать вопросы и вникать в ход расследования или судебного разбирательства, настаивать на производстве экспертизы, которая, возможно, станет вашим единственным козырем для выигрыша дела или смягчения ответственности. Ваша судьба – в ваших руках.

Вторая проблема и ошибка – излишняя самоуверенность. Этим страдают как участники аварии, так и их представители. Вы можете быть трижды правы, но пока не докажете свою правоту в суде, ваша правда ничего не стоит. И как здесь не напомнить, что автотехническая экспертиза – одно из ключевых, а нередко – единственное доказательство в делах о ДТП. В судебных процессах важна каждая мелочь. Один судья посмотрит на дело так, другой – иначе. Один посчитает нужным самому назначить экспертизу, а другой – будет ждать от участников дела активных действий. Автотехническая экспертиза не бывает лишней, поэтому если есть хоть единственный шанс с ее помощью доказать вашу невиновность или, напротив, привлечь виновного к ответственности – воспользуйтесь им.

И, наконец, третья серьезная ошибка – назначение автотехнической экспертизы без должной подготовки. Это проявляется в следующем:

Первое. Экспертиза назначается ради экспертизы, как формальность, без четких целей и задач. В этой ситуации вы получите либо некий безотносительный к конкретике дела результат, либо заключение, которое не станет сильным доказательством, либо, того хуже, доказательство против вас. Впрочем, возможно, и угадаете, но не факт. Формальный подход к экспертизе – это всегда непредсказуемый результат. Правильный подход – понимание, зачем проводится экспертиза, что она может дать, как потом использовать ее результаты в доказывании. Назначение экспертизы – тактический прием в стратегии ведения дела, ее результат – мощное оружие в цепочке доказательств. Нужно относиться к этому именно так.

Второе. Формулировка типовых вопросов. Это может быть следствием первой ошибки, но может быть и следствием отсутствия нужных знаний. Сегодня не составляет труда найти нужную информацию по вопросам для автотехнической экспертизы или сразу образцы постановлений о назначении автотехнической экспертизы . Проблема в том, что массовое распространение получили именно типовые вопросы, и вы рискуете попасться на них. Результат – может, угадаете с содержанием и формулировкой вопросов, но, может, и нет. Не бывает абсолютно одинаковых ДТП, любая автотехническая экспертиза исследует конкретную, а не некую типовую ситуацию, поэтому определяются в индивидуальном порядке исходя из целей и задач назначаемого исследования.

Третье. Формулировка вопросов абы как, по принципу «больше – не меньше». Такой подход, возможно, и даст неплохой результат, но будьте готовы к тому, что цена и сроки исследования увеличатся кратно.

Четвертое. Неготовность материалов для исследования, ошибки, неполнота. Этим страдают те, кто плохо разбирается в автотехнических экспертизах и особенностях их назначения, и те, кто формально или невнимательно подошел к предстоящему исследованию. Как правило, материалами для исследований выступают документы из материалов дела: протоколы осмотра места происшествия, схема ДТП, протокол осмотра/проверки транспортного средства и его технического состояния, справки по ДТП, видео, фотоматериалы, объяснения, допросы, заключения других экспертиз, например, судебно-медицинской или трассологической, которые, среди прочего, определяют механизмы образования телесных повреждений и повреждений на транспортном средстве или иных объектах. Необходимые к представлению материалы определяются лицом, которое назначает экспертизу. Но участники процесса вправе в своем ходатайстве указать на перечень материалов, которые они считают необходимыми к направлению на исследование. Избежать ошибок помогает следование простому правилу: не знаете или не уверены, что нужно отправлять на экспертизу, обсудите этот вопрос с экспертом.

Порядок действий при назначении автотехнической экспертизы

Экспертизы назначаются и производятся по следующей схеме:

  1. Изучение, в том числе повторное, обстоятельств и материалов дела. Определение целей и задач производства экспертизы.
  2. Постановка вопросов для эксперта.
  3. Определения перечня и содержания материалов, которые будут предоставлены для производства экспертизы. Проверка отобранных материалов на предмет их достоверности, законности получения и достаточности для исследования и дачи заключения в соответствии с поставленными вопросами.
  4. Подготовка ходатайства в суд (следователю) о назначении автотехнической экспертизы (если инициатор исследования – участник процесса или его представитель).
  5. Вынесение определения суда (постановления следователя) о назначении автотехнической экспертизы .
  6. Ознакомление участников процесса с определением/постановлением о назначении автотехнической экспертизы , в рамках которого можно заявлять ходатайства, возражения на ходатайство другой стороны, делать иного рода заявления по существу вопроса. Здесь также допустимо ставить свои вопросы перед экспертом, дополняя перечень, сформулированный судом или следствием.
  7. Если следователь/суд сочтет возможным удовлетворить ходатайства сторон, заявленные при ознакомлении с постановлением/определением о назначении экспертизы, в него вносятся необходимые изменения/дополнения.
  8. Передача постановления/определения и материалов на экспертизу.
  9. Производство экспертизы.
  10. Ознакомление участников процесса с заключением эксперта, если необходимо – заявление ходатайств по результатам ознакомления. Возможна постановка вопроса о производстве повторной экспертизы.

В принципе, порядок действий практически идентичен процедуре назначения экспертиз другого вида. Поэтому остановимся на важных специфических деталях.

Анализируем ситуацию, определяем вопросы для эксперта

Вряд ли рядовой участник ДТП сможет самостоятельно полноценно разобраться во всех юридических тонкостях, особенностях, целях и задачах назначения автотехнической экспертизы. Поэтому, если вы – предполагаемый виновник ДТП или потерпевшая сторона, воспользуйтесь помощью своего юриста или адвоката. Решение о назначение экспертизы должно быть совместным. Вы должны понимать, что это даст, какие вопросы поставить, как действовать дальше. Необходимо и определиться с назначением экспертизы: кто будет инициатором.

  1. Для суда и следствия экспертиза – конечно, важное доказательство, но не такое, как для вас. Поэтому с назначением экспертизы могут тянуть, а в итоге – поставить не те вопросы или не так, как нужно было бы в ваших интересах.
  2. Пока вы медлите, дело в свои руки может взять вторая сторона. И тогда не вы, а ваш, по сути, соперник, будет определять, как и для чего проводить экспертизу. Соответственно, и заключение, вполне вероятно, будет в его интересах. По гражданским делам критически важно взять инициативу в свои руки. В уголовном процессе многое зависит от опыта, квалификации, порядочности следователя, но если ходатайство заявит другая сторона, она явно постарается включить в перечень вопросов такие, ответы на которые будут доказывать ее правоту.
  3. Исследования делают относительно долго, эксперт может быть загружен, поэтому быстрое назначение экспертизы – залог быстрого получения заключения, которое способно снять с вас обвинение, послужить окончательным доводом для разрешения спора и выигрыша дела. Любой процесс, будь то уголовный или гражданский, сказывается и на нервах, и на расходах – не забываем об этом.

Вопросы для экспертизы необходимо формулировать четко, конкретно, исходя из целей производства исследования, его предмета, и понимая, что эксперт должен дать на них категоричный, а не предположительный ответ.

Как правило, базовые вопросы автотехнической экспертизы после ДТП берутся из типовых, которые соответствуют авариям, имеющим схожие обстоятельства. Например, есть типовые вопросы автотехнической экспертизы при наезде на пешехода , столкновении двух транспортных средств и по другим категориям ДТП. Но такие вопросы нужно брать из научной, методической литературы, но никак не с форумов и соцсетей. И в любом случае необходимо внимательно смотреть, подходят ли типовые вопросы к вашей ситуации, все ли они требуются, нужно ли их редактировать или дополнять другими вопросами исходя из специфики вашего дела.

Для примера список типовых вопросов при столкновении двух транспортных средств:

  1. Соответствуют ли объяснения водителей А. и Б. развитию дорожно-транспортной ситуации?
  2. Как должны были действовать в сложившейся дорожно-транспортной ситуации водители А. и Б.?
  3. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители А. и Б.?
  4. Какие пункты правил дорожного движения нарушили водители А. и Б.?
  5. Имели ли водители А. и Б. техническую возможность избежать столкновения/наезда?

Бессмысленно задавать вопросы, на которые эксперт ответить не сможет. Например, о виновнике ДТП или степени вины. Эксперты дают ответы в пределах своей компетенции, не подменяя собой следствие или суд. Лишними будут и вопросы, не касающиеся задач конкретной экспертизы – это лишь усложнит исследование, затянет сроки и повысит стоимость.

При любых сложностях или сомнениях – смело консультируемся непосредственно с экспертами. Правильные вопросы при назначении автотехнической экспертизы лучше определять совместными усилиями.

Подготовка материалов для экспертизы

Зачастую стороны процесса, суд и следствие не усложняют себе задачу – присылают на экспертизу все материалы уголовного или гражданского дела. Это не является ошибкой, но нужно исходить из разумности и целесообразности.

В рамках анализа определяется:

  1. Какие материалы есть в деле, какие из них соответствуют предмету экспертизы, позволят дать заключение и ответить на поставленные вопросы.
  2. Будут ли предоставляемые материалы достаточны для исследования и выводов либо нужно позаботиться о получении дополнительных материалов и доказательств.

Эксперт не вправе сам собирать материалы, образцы для исследований. Поэтому будет проводить исследование на основании того, что представлено. Вместе с тем, эксперт вправе затребовать дополнительные материалы, только делают это далеко не все, не проявляя заинтересованности в качестве заключения.

Представленные материалы должны:

  • иметь отношение к предмету исследования;
  • как можно более подробно, детально и достоверно описывать обстоятельства ДТП, фиксировать их;
  • быть достаточными, чтобы дать ответы на все поставленные вопросы в категоричной форме.

Целесообразно проанализировать и исключить из материалов такие доказательства, которые высоковероятно могут быть поставлены под сомнение. Иногда протоколы и другие документы «грешат» процессуальными нарушениями. Признание этих доказательств недопустимыми поставит под сомнение и экспертизу.

Назначение экспертизы

Окончательное решение о назначение автотехнической экспертизы принимает следователь или суд. Но стороны процесса, их представители вправе и должны настаивать на производстве экспертизы, если считают ее необходимой.

Стороны, их адвокаты (юристы) могут:

  1. Подготовить ходатайство в суд (следователю) о назначении автотехнической экспертизы . При этом необходимо обосновать свою просьбу и крайне желательно сразу перечислить вопросы, а также указать эксперта (экспертную организацию), которому следует поручить производство исследования. Кроме того, можно указать экспертов (организации), производство экспертизы у которых нежелательно.
  2. Подготовить возражение на ходатайство о проведении автотехнической экспертизы , если вы не согласны с вопросами, экспертной организацией (экспертами) или другими заявлениями. Помимо обоснования возражений, если вы не против самой экспертизы, целесообразно указать свой перечень вопросов и определиться с экспертом (экспертной организацией).
  3. Обжаловать частичный или полный отказ в удовлетворении ходатайства о производстве экспертизы.

Постановление (определение) о назначении экспертизы

Следователи и судьи на практике используют для этого процессуальные образцы постановлений (определений) о назначении автотехнической экспертизы или переделывают под конкретную ситуацию постановления (определения) по предыдущим автотехническим экспертизам.

Определение суда о назначении автотехнической экспертизе или аналогичное постановление следователя:

  • является основанием для производства экспертизы;
  • готовится в соответствии с процессуальными требованиями (УПК, ГПК);
  • должно четко и полно отражать установленные к текущему моменту обстоятельства дела, содержать обоснование назначения экспертизы;
  • должно определять предмет исследования, представляемые материалы и вопросы для экспертизы;
  • направляется эксперту вместе с материалами для исследования.

С постановлением знакомятся стороны процесса. Они вправе делать заявления и ходатайства. Если что-то не так, обязательно необходимо выражать свое несогласие. Стороны, их представители могут корректировать и дополнять список вопросов, но окончательное решение – за судом или следователем.

Если экспертиза не в вашу пользу (повторная экспертиза)

Автотехническая экспертиза – независимое, объективное исследование, ограниченное предметом, представленными материалами и поставленными вопросами. Поскольку у сторон процесса интересы, как правило, противоположные, понятно, что и отношение к заключению эксперта будет различаться.

Нередко и сам инициатор исследования не согласен с выводами. Что-то не рассчитал, допустил ошибку при назначении экспертизы, переоценил ее возможности и т.д. – самые разные факторы могут оказать влияние. Чего греха таить, ошибаются и эксперты, а иногда и идут на поводу каких-то своих личных выгод и интересов.

При несогласии с экспертизой возможно назначение повторной экспертизы. Правда, это считается исключительной мерой. Отсюда – сложности с достижением поставленной цели, если речь идет о стороне процесса.

Для производства повторного исследования нужны веские основания. Сослаться на несогласие не получится. Необходимо подготовить мотивированное ходатайство о проведении повторной (если необходимо, комплексной) автотехнической экспертизы . Как правило, самое весомое основание – доказанность недостоверности, необъективности, предвзятости или других «пороков» исследования и заключения.

Если следствие или суд согласятся с вашими доводами, будет назначена повторная экспертиза. Порядок ее назначения схож с назначением первичной экспертизы, но, по понятным причинам, требует более ответственного и внимательного подхода. Повторное исследование может быть проведено либо другим экспертом, либо в другой экспертной организации.

В ДТП лучше не попадать, но, увы, это самые распространенные происшествия. Если уж так случилось, что вы оказались возможным виновником аварии или потерпевшим, главное – не опускать руки, готовить план действий и всеми законными средствами добиваться справедливости. Автотехническая экспертиза – очень весомое доказательство, которое используется чуть ли не в каждом деле о ДТП с причинением вреда здоровью, серьезным материальным вредом или со смертельным исходом. Чем весомее доказательство, тем ответственнее нужно подходить к его получению. Задействуйте хорошего юриста (адвоката), совместно с ним, привлекая для консультаций экспертов-автотехников, подготовьтесь к назначению экспертизы и внимательно, шаг за шагом выполните указанные выше рекомендации. Это не так сложно, как кажется. А если у вас есть какие-то вопросы, которые мы не смогли рассмотреть, вы всегда можете задать их и получить профессиональные ответы от наших экспертов.

По делам о ДТП на первоначальном этапе расследования выделяют три типичные ситуации:

  • 1) водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;
  • 2) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;
  • 3) транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.

Самой распространенной является первая ситуация, когда и водитель, и транспортное средство находятся на месте ДТП. Следует учесть, что в данной ситуации не имеет значения, находится водитель непосредственно на месте происшествия или направлен в лечебное учреждение либо в ОВД: главное – его личность установлена и место его нахождения достоверно известно. Основной задачей в данной ситуации является установление всех обстоятельств ДТП и виновности конкретных участников.

Наиболее характерными для этой ситуации являются следующие следственные действия: осмотр места происшествия (включая осмотр транспортного средства и, если есть жертвы, трупа); допросы свидетелей ДТП; освидетельствование водителя и потерпевшего с целью установления алкогольного и наркотического опьянения; допрос водителя; допрос потерпевшего; назначение судебных экспертиз.

Вторая ситуация – когда ни водителя, ни транспортного средства на месте происшествия нет (есть лишь информация о самом событии и его последствиях). Основная задача в таком случае – установление и обнаружение как транспортного средства, так и его водителя. Для этого проводятся: осмотр места происшествия; допросы свидетелей, потерпевшего; медицинское освидетельствование потерпевшего на предмет установления алкогольного или наркотического опьянения; назначение судебных экспертиз, а также дается поручение органам дознания производства соответствующих ОРМ.

Для третьей ситуации, когда транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся, характерны те же следственные действия (в ходе осмотра места происшествия проводится также осмотр транспортного средства). Поскольку водители, совершившие ДТП, нередко делают ложные заявления об угоне транспортного средства, таким образом создавая себе ложное алиби на это время, основная задача расследования в данной ситуации – разоблачение виновного путем проведения как следственных действий, так и ОРМ, которые поручаются органам дознания.

Экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях

Из числа судебных экспертиз, назначаемых при расследовании ДТП, наиболее характерными являются: судебно-автотехническая (дорожно-транспортная), судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств (биологическая), трасологическая, судебная экспертиза веществ, материалов и изделий. Могут также назначаться комплексные экспертизы (медико-автотехническая, медико-криминалистическая, трасолого-автогехническая) и другие в зависимости от конкретных обстоятельств.

В ходе проведения судебно-автотехнической (дорожно-транспортной) экспертизы выясняются следующие обстоятельства: какие повреждения имеются на транспортном средстве; когда и в результате чего они образовались – до ДТП, после или в момент ДТП; с какой скоростью двигалось транспортное средство до наезда (столкновения); с какой скоростью двигался пешеход; на каком расстоянии находилось транспортное средство по отношению к пешеходу (другому транспортному средству, препятствию) на различных этапах события (в момент нахождения пешехода на обочине, проезжей части, в пределах зоны видимости и т.п.); каков тормозной и остановочный путь транспортного средства; была ли техническая возможность предотвратить происшествие; какова непосредственная техническая причина происшествия; какие обстоятельства способствовали ДТП.

На разрешение судебно-медицинской экспертизы чаще всего выносятся следующие вопросы: какие повреждения имеются на теле потерпевшего; каковы их характер, расположение, механизм образования, последовательность нанесения; какие повреждения явились непосредственной причиной смерти потерпевшего; когда причинены повреждения; когда наступила смерть; явились ли повреждения результатом ДТП, и если да, то каков механизм их происхождения (удар, переезд, сдавливание и т.п.); в каком положении находился потерпевший в момент нанесения ему повреждения; какими частями транспортного средства могли быть нанесены повреждения; с какой скоростью двигалось транспортное средство; принимал ли потерпевший незадолго до смерти алкоголь, наркотические средства; если да, то в каком количестве; имелись ли у потерпевшего физические недостатки (дефекты зрения, слуха); какова его группа крови.

При обнаружении на транспортном средстве, дорожном покрытии различных веществ биологического происхождения (кровь, волосы) появляется необходимость в проведении судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств (биологической), в ходе которой решаются следующие вопросы: не является ли обнаруженное на месте происшествия вещество веществом организма человека; если да, то каким именно; к какой группе и типу оно относится; какова региональная природа вещества (из какой части тела оно происходит); какова давность происхождения данного следа; может ли это вещество принадлежать потерпевшему и т.п.

Объектами исследования трасологической экспертизы по делам о ДТП являются следы транспортного средства, оставленные на дорожном покрытии и препятствии, а также предметы и их части, отделившиеся от транспортного средства, и следы от препятствия на самом транспортном средстве. Так, при обнаружении на дорожном покрытии следов шин транспорта наиболее распространенными вопросами являются следующие: какой моделью шин оставлены следы на месте происшествия; на каких транспортных средствах устанавливаются шины данной модели; транспортным средством какого типа (модели) оставлены следы; не оставлены ли следы шин конкретным транспортным средством; если да, то каким колесом (колесами).

При обнаружении осколков стекла, частей кузова, одежды проводится трасологическая экспертиза для установления целого по частям.

При оставлении места происшествия водителем, если транспортное средство находится на месте ДТП, возникает необходимость в проведении дактилоскопической экспертизы с целью исследования следов пальцев рук, оставленных на различных механизмах, предметах транспортного средства (рулевое колесо, рычаг переключения скоростей, ручка двери, стеклоподъемника и т.п.). При этом основной вопрос таков: не оставлены ли следы пальцев рук конкретным лицом.

Для установления однородности того или иного вещества, обнаруженного на месте происшествия, транспортном средстве, потерпевшем, проводится судебная экспертиза веществ, материалов и изделий (ГСМ, лакокрасочных покрытий, жидких и сыпучих грузов).

Одной из особенностей расследования ДТП являются многочисленные экспертизы. Производство судебной экспертизы в уголовном судопроизводстве регулируется ст. 57, 80, 195–207 УПК РФ.

По делам о ДТП необходимость в назначении экспертиз возникает при необходимости получения ответов на ряд вопросов: о степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего в результате ДТП; о размере ущерба, причиненного в результате ДТП о наличии у водителя технической возможности предотвратить ДТП; о принадлежности частей кожного покрова или мышечной ткани конкретному человеку; об однородности ГСМ, обнаруженных на месте ДТП и ГСМ, которые исследовались при эксплуатации данных ТС и так далее. Для разрешения возникающих вопросов по уголовному делу о ДТП назначаются судебные экспертизы.

Основная трудность при расследовании дорожно-транспортных происшествий, совершенных в условиях неочевидности, заключается в том, что с момента происшествия и поступления информации в дежурную часть проходит длительное время, порой до 6–12 часов, и за данный период имеющиеся следы и иные вещественные доказательства теряются, дорожная и метеорологическая обстановка претерпевает значительные изменения.

Например, 19 мая 2006 года в подъезде дома № 6 по ул. Аксакова г. N был обнаружен труп Савелова К. Н. Первоначальные действия были направлены на установление причины смерти Савелова К. Н. После произведенного судебно-медицинского исследования трупа Савелова К. Н. было установлено, что он погиб от телесных повреждений, причиненных при ДТП. Только после этого началась работа по установлению очевидцев дорожно-транспортного происшествия и транспортного средства, совершившего наезд. Однако время было упущено и оперативно-разыскные мероприятия положительных результатов не дали. В результате преступление осталось нераскрытым.

Вопрос о необходимости назначения экспертизы по делу о ДТП решает следователь в производстве которого находится уголовное дело, за исключением случаев, когда производство экспертизы является обязательным. В зависимости от обстоятельств расследованного дела на экспертизу могут быть направлены: труп потерпевшего в результате ДТП; материальные объекты, сохранившие следы ДТП; материалы уголовного дела, содержащие сведения, необходимые экспертам для дачи заключения и т.п.

Виды экспертиз, назначаемых по делам о ДТП, в каждом конкретном случае определяются с учетом обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу и характера специальных показаний, необходимых для разрешения вопросов, возникающих в ходе предварительного следствия. Обычно по делам о ДТП назначают следствие экспертизы: автотехническую; транспортно-трасологическую, металловедческую; веществ и материалов; лакокрасочных материалов и покрытия; нефтепродуктов и ГСМ, биологическую; почвоведческую; дорожно-транспортную; судебно-медицинскую; автотовароведческую; психофизиологическую экспертизу водителя; комплексные и иные экспертизы.

Одной из особенностей расследования дел о дорожно-транспортных происшествиях, когда водители скрылись, является необходимость проведения различных экспертиз. Наиболее часто производятся экспертизы: трасологические, автотехнические, судебно-медицинские, судебно-биологические, материалов, веществ и изделий.

Могут быть назначены металлографическая, геодезическая, биолого-почвенная, ботаническая и другие экспертизы.

Трасологическая экспертиза решает следующие задачи: установление по следам типа, марки и модели транспортного средства; идентификация водителя транспортного средства, установление по следам фактических обстоятельств расследуемого происшествия.

В соответствии с указанными задачами ниже приводится перечень наиболее часто встречающихся вопросов, разрешаемых трасологической экспертизой. Многие из этих вопросов решаются комплексно, с участием автотехников и специалистов в области экспертизы материалов, веществ и изделий.

Установление по следам типа, марки и модели транспортного средства:

1. Является ли след на месте происшествия отпечатком протектора автомобильной шины?

2. Шиной какой модели оставлены следы на месте происшествия? На каких автомобилях устанавливаются шины такой модели?

3. Не оставлен ли след на одежде пострадавшего какой-либо деталью автолюбителя? На каких автомобилях устанавливается данная деталь?

4. Не являются ли осколки стекла, найденные на месте происшествия, частями фарного рассеивателя (подфарника, световозвращателя)? Если являются, то какова модель рассеивателя, на каких транспортных средствах он устанавливается?

5. Является ли деталь, найденная на месте дорожно-транспортного происшествия, деталью автомобиля? На каких автомобилях данная деталь применяется?

Для решения этих вопросов экспертам необходимо представить протоколы осмотра места происшествия или выписки из протоколов, где содержатся подробные описания следов, масштабные фотоснимки и зарисовки следов, гипсовые слепки, объекты на которых оставлены следы (одежда пострадавших, доски, листы бумаги и т. п.).

Идентификация транспортного средства:

1. Не оставлен ли след протектора на месте происшествия колесом автомобиля регистрационный знак…?

Такой вопрос ставится в тех случаях, когда разыскано транспортное средство, которое по данным следствия могло участвовать в данном дорожно-транспортном происшествии. В подобных случаях, наряду с протоколами осмотра, фотоснимками, слепками со следов колес, экспертам должна быть предоставлена возможность осмотреть транспортное средство. Если это по каким-либо причинам сделать невозможно, на экспертизу следует направить шины с указанием, на каком колесе какая из них находилась, либо экспериментальные отпечатки рисунка протектора на листах бумаги или слепки с экспериментальных следов.

2. Не оставлен ли след скольжения на багажнике велосипеда, принадлежащего гр-ну А., правым крылом автомобиля регистрационный знак…?

В этом случае на экспертизу направляются оба транспортных средства или их детали, на которых имеются следы.

3. Не оставлен ли след на бампере автомобиля регистрационный знак… тканью одежды пострадавшего?

4. Не оставлен ли след на куртке пострадавшего какой-либо деталью автомобиля регистрационный знак…?

5. Не составляли ли ранее одно целое осколки стекла, найденные на месте происшествия, и осколки стекла, изъятые из правой фары автомобиля регистрационный знак…?

6. Не является ли металлический обломок, найденный на месте происшествия, частью молдинга автомобиля регистрационный знак…?

7. Не являются ли кусочки краски, найденные на месте происшествия, частью лакокрасочного покрытия автомобиля регистрационный знак…?

Осколки стекла, обломки деталей, кусочки краски, изъятые на месте происшествия и обнаруженные на подозреваемом автомобиле, обычно исследуются комплексной экспертизой с применением трасологических и физико-химических методов исследования.

Если экспертным исследованием устанавливается, что ранее осколки стекла, обломки детали, частицы краски, найденные на месте происшествия, составляли единое целое с соответствующими объектами, изъятыми с автомобиля, это является прямым доказательством причастности данного транспортного средства к расследуемому событию.

Установление того, что перечисленные объекты относятся к одной группе, виду, модели транспортных средств, может явиться одним из косвенных доказательств по делу.

Идентификация водителя по следам:

1. Не оставлены ли следы пальцев, обнаруженные на ветровом (заднем, боковом) стекле, рулевом колесе, щитке приборов и т. п., руками гражданина ….. ?

2. Не оставлен ли след обуви, с которого изготовлен гипсовый слепок на месте происшествия, обувью, изъятой у гражданина …..?

Такие вопросы ставятся на разрешение экспертизы в случаях, когда скрывшийся с места происшествия водитель впоследствии заявляет, что происшествие совершил не он, а лицо, угнавшее его автомобиль.

3. Не оставлены ли следы на такой-то детали транспортного средства руками пострадавшего?

Установление по следам фактических обстоятельств дорожно-транспортного происшествия:

1. Какова причина образования повреждения камеры и покрышки левого переднего колеса автомобиля регистрационный знак…? Образовалось ли это повреждение до или в результате происшествия?

2. Каково было взаимное расположение транспортных средств перед столкновением с учетом следов на них, на поверхности дороги, зафиксированного положения транспортных средств после столкновения?

3. Каков механизм образования следов, имеющихся на автомобиле регистрационный знак…?

Автотехническая экспертиза является одной из важнейших при расследовании ДТП. Она охватывает широкий круг вопросов, для разрешения которых используются специальные познания, что позволяет получить доказательства для формулирования следователем заключения об обстоятельствах расследуемого ДТП.

Задачами автотехнической экспертизы являются:

  • исследование технического состояния транспортных средств;
  • определение скорости движения, остановочного и тормозного пути по следам транспортного средства;
  • восстановление обстоятельств дорожно-транспортного происшествия путем технических расчетов и анализа следов;
  • определение соответствий действий водителя требованиям правил движения в конкретной дорожной обстановке;
  • определение технических причин потери управляемости и устойчивости транспортных средств;
  • проверка с технической точки зрения правильности показаний обвиняемых, подозреваемых, свидетелей и потерпевших.

Специфической особенностью автотехнической экспертизы является то, что в большинстве случаев ее объектами являются не вещественные доказательства, а фактические данные об обстоятельствах происшествия, содержащиеся в материалах уголовного дела. Поэтому представление эксперту полных, всесторонних и достоверных исходных данных - важнейшее условие проведения автотехнической экспертизы.

Объем материала, представляемого на экспертизу, зависит от характера вопросов, требующих разрешения. Однако вне зависимости от содержания вопросов в распоряжение эксперта предоставляется постановление о назначении экспертизы, протокол осмотра места происшествия, схема к протоколу осмотра места происшествия, протокол осмотра транспорта, фотоснимки к протоколам осмотра места происшествия и транспорта.

В постановлении о назначении экспертизы должны быть все исходные данные, необходимые для решения поставленных вопросов. Эти данные должны быть точными и выражаться в конкретных числах. Поэтому перед тем, как вынести постановление о назначении экспертизы, следователь должен предварительно тщательно проанализировать и оценить полученную в результате проведенных следственных действий информацию.

Судебно-биологическая экспертиза. Для установления механизма дорожно-транспортного происшествия и причастных к нему лиц особое значение имеют следы крови, волосы, частицы тканей тела человека, исследование которых проводится в лабораториях экспертиз биологических объектов криминалистических подразделений органов внутренних дел.

Исследованием могут быть разрешены следующие вопросы:

при исследовании крови:

1. Являются ли обнаруженные следы кровью?

2. Кому принадлежит эта кровь: человеку или животному (если животному, то какому)?

3. Какова группа крови (если эта кровь человека)?

4. Кому принадлежит кровь: мужчине или женщине?

5. Каков механизм образования следов крови?

6. Не принадлежит ли кровь определенному лицу?

при исследовании волос:

1. Являются ли представленные объекты волосами?

2. Кому принадлежат изъятые волосы: человеку или животному (если животному, то какому)?

3. Каков механизм отделения волос?

4. С какой части тела происходят волосы?

5. Кому принадлежат волосы мужчине или женщине?

6. Не принадлежат ли волосы определенному лицу?

при исследовании частиц тканей человека:

1. Являются ли изъятые объекты частями тканей человека? Если это части тканей человека, то каких именно?

2. Не произошли ли эти кусочки тканей от женского или мужского организма?

3. Не являются ли кусочки ткани частями тела пострадавшего?

Экспертиза материалов, веществ и изделий (КЭМВИ). Этой экспертизой могут быть решены следующие основные вопросы:

при исследовании частиц краски:

1. Являются ли представленные на исследование частицы следами лакокрасочного покрытия транспортного средства и принадлежат ли исследуемые частицы конкретному транспортному средству?

2. Являются ли наслоения на одежде притертостями лакокрасочного покрытия, если да, то имеют ли они общую родовую (групповую) принадлежность с представленными образцами лакокрасочного покрытия данного автомобиля?

3. Являются ли частицы, обнаруженные на месте происшествия автомобильным лакокрасочным покрытием, если да, то имеют ли они общую родовую (групповую) принадлежность с представленными образцами лакокрасочного покрытия данного автомобиля?

при исследовании остатков нефтепродуктов:

1. Являются ли представленные на экспертизу объекты нефтепродуктами и, в частности, смазочными материалами?

2. Не происходит ли этот смазочный материал от конкретного транспортного средства?

3. Имеются ли на одежде пятна нефтепродуктов, если да, то однородны ли они с нефтепродуктами, представленными в качестве образцов?

при исследовании осколков стекла:

1. Являются ли изъятые осколки стекла частью стекла, устанавливаемого на транспортных средствах?

2. К какому виду стекла оно относится (лобовое, боковое, фарное)?

3. На каких транспортных средствах устанавливаются данные стекла?

4. Не составляли ли частицы стекла, изъятые с места происшествия, и транспортного средства, ранее одно целое?

при исследовании частиц одежды:

1. Происходят ли волокна, изъятые с автомобиля (указывается место, откуда изъяты), от одежды потерпевшего (указываются предметы одежды)?

2. Имеются ли среди волокон, изъятых с автомобиля (указывается место) волокна, имеющие общую родовую (групповую) принадлежность с волокнами, входящими в состав одежды потерпевшего (указываются предметы одежды)?

Нередко виновное лицо после угона транспортного средства совершает ДТП и скрывается с места происшествия. В ходе осмотров мест таких происшествий и оставленного транспортного средства часто не удается найти и изъять пригодные для идентификации традиционные следы преступлений (следы рук, обуви и др.). В таких случаях возможно назначение экспертизы запаховых (пахучих) следов человека . Это вид экспертного исследования, в основе которого лежит исследование специалистами запаховых следов человека с использованием обоняния и рефлексии собак-детекторов. В настоящее время экспертные исследования запаховых следов человека выполняются в ЭКЦ МВД России, ЭКЦ МВД Республики Татарстан, ГУВД Алтайского, Краснодарского краев, ГУВД Волгоградской, Самарской областей.

Экспертизой запаховых следов человека решаются вопросы:

Имеются ли в представленных пробах (или на предметах) запаховые следы человека?

Оставлены ли они одним человеком или несколькими лицами?

Лицом какого пола оставлены данные запаховые следы?

Имеются ли запаховые следы данного лица в изъятых следах крови, на волосах?

Происходят ли запаховые следы человека, изъятые с разных предметов (или с фрагментов одного из них), от конкретного лица?

На каких предметах (из представленных) имеются запаховые следы данного подозреваемого лица?

Кем из нескольких проверяемых лиц оставлены запаховые следы на представленных предметах (или в собранных с этих предметов пахучих пробах)?

В распоряжение эксперта предоставляются следующие материалы:

Постановление о назначении экспертизы запаховых следов;

Изъятые предметы с предполагаемым запахом или ольфакторные пробы с них, собранные на хлопковые салфетки посредством контакта их со следами рук в течение часа, ног, других частей тела человека, или со следов обуви (салфетки с пробами, завернутыми в алюминиевую фольгу или упакованными в стеклянные банки);

Изъятые следы крови или ее следы, находящиеся на предметах;

Сравнительные ольфакторные образцы, полученные от лиц, проверяемых на причастность к преступлению (марлевые тампоны с сухими образцами крови или пробы пахучих веществ, полученные на хлопковые салфетки получасовым контактом с телом человека);

Пробы с посторонними (фоновыми) запахами с места следственного действия (животных, нефтепродуктов, пищи, лекарств и т. п.), собранные на хлопковые салфетки во время осмотра;

Образцы чистой хлопковой ткани, использовавшейся для сбора представленных пахучих проб (для контроля).

Необходимо отметить возрастающее значение современных методик и оборудования, позволяющих при помощи ДНК-анализа на основе изучения состава потожирового вещества следов пальцев рук в течение 2 – 3 суток установить конкретного человека. ДНК-анализом решаются следующие вопросы:

  1. Произошли ли биологические следы организма человека от конкретного лица, и если да то с какой вероятностью?
  2. Является ли конкретный человек биологическим родственником (сыном, отцом, матерью, братом) другого человека?
  3. Может ли кровь (сперма, слюна и др.) принадлежать конкретному лицу?
  4. Являются ли части трупа останками конкретного гражданина?

В качестве образцов сравнения также представляются образцы крови заинтересованных лиц.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации / Принят Государственной думой 22 ноября 2001 г. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001г. Подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. // Российская газета. 2001. 22 декабря (с изменениями и дополнениями).

Обзор следственной практики по расследованию дорожно-транспортных происшествий ОВД МВД по Республике Башкортостан за 2002–2006 гг. Главное следственное управление при МВД по Республике Башкортостан.

Расследование дорожно-транспортных происшествий / под общ. ред. В. А. Федорова, Б. Я. Гаврилова. М. : Изд. Экзамен, 2003.

Аминев Ф. Г. Указ. соч.

См.: Старовойтов В. И., Шамонова Т. Н. Запах и ольфакторные следы человека. М. : ЛексЭСТ, 2003. С. 76.

Аминев Ф. Г. Указ. соч.



Просмотров