Мероприятия инженерной защиты. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций Мероприятия по инженерной защите населения от чс

Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного характера включают строительство специальных сооружений и убежищ, способных укрыть людей во время развития опасного природного процесса и полностью защитить их от угрозы; повышение устойчивости зданий и сооружений воздействию природной стихии; защитные инженерные мероприятия (противосейсмические, противооползневые и др.); эвакуационные мероприятия; мероприятия медицинской защиты. Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения и территорий определяются на основании прогнозов состояния природной опасности соответствующих территорий.

Строительство укрытий

Строительство специальных укрытий и убежищ осуществляется в тех случаях, когда здания, сооружения, дамбы или другие инженерные сооружения неспособны защитить население от природных опасностей. Защитные объекты должны возводиться в легко доступных местах, где имеется большое скопление населения, которое могло бы в предельно сжатые сроки укрыться в этих объектах. Так, например, в Японии был учтен страшный опыт Токийского землетрясения 1923 г. и ядерных бомбардировок 1945 г. Разработанная и реализованная национальная программа строительства в городах сети бомбоубежищ позволяет в каждом из них укрыть до 20 тыс. человек. С учетом этого, а также других мер население Японии в настоящее время считается одним из самых защищенных от природных и техногенных катастроф.

Повышение устойчивости зданий и сооружений достигается совершенствованием проектных решений и применением новых более прочных строительных материалов. Такое строительство признано социально приемлемым и экономически оправданным. Несмотря на то, что стоимость его может повышаться до 60%, а иногда и больше по сравнению с обычным строительством, получаемый эффект несравнимо выше.

Изменившиеся в последние годы требования к безопасности людей ведут к ужесточению строительных норм по стойкости зданий и сооружений. Во многих развитых странах в настоящее время реализуется стратегия строительства, в соответствии с которой строительные объекты и сооружения, подвергающиеся опасным стихийным бедствиям, при всех обстоятельствах не должны выходить из режима нормального функционирования. Так, например, в США национальная стратегия смягчения последствий стихийных бедствий предусматривает разработку новых сооружений на основе такой технологии, которая способна обеспечивать устойчивость ко всем видам катастроф. В первую очередь эти требования относятся к строительству всех федеральных зданий и жизнеобеспечивающих объектов.



Важное значение имеют разработка генеральных планов застройки населенных пунктов и ведение градостроительной политики с учетом природных особенностей регионов и отдельных территорий, подверженных действию опасных природных явлений. С этой целью осуществляется зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного риска. Выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможных опасных геологических явлений.

Гидротехнические сооружения должны возводиться таким образом, чтобы в зону возможного катастрофического затопления попадало минимальное количество объектов социального и хозяйственного назначения. В районах возможного катастрофического затопления не допускается размещение населенных пунктов и важных промышленных объектов, а также размещение зданий и сооружений в опасных зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, зонах возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры. В районах, подверженных воздействию землетрясений, наводнений, оползней, селей, обвалов, должно предусматриваться местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки площади и элементы инфраструктуры. В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывопожароопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью в 7–9 баллов, как правило, должны проектироваться одно- и двухсекционные жилые дома высотой не более 4 этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками.

Смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного характера способствуют разработка и совершенствование технологических методов: разработка проектов, создание строительных материалов, совершенствование технологий строительства, выбор соответствующих конструктивных и технологических решений, компенсирующих опасные воздействия.

Сегодня практически во всех странах на основе мирового опыта с учетом региональных и национальных особенностей каждой страны разработаны строительные нормы и правила (СНиП). Соблюдение строительного законодательства является обязательным для всех организаций независимо от их подчиненности и формы собственности.

Помимо СНиП, содержащих основные правила ведения строительных работ, строительными ведомствами различного уровня выпускаются рекомендации по строительству с учетом специфических особенностей отдельных регионов и видов строительства. В этих документах имеются рекомендации по хозяйственному использованию сейсмоопасных, оползнеопасных, подтопляемых и других территорий, подверженных различным природным опасностям.

Инженерно-технические мероприятия по защите территорий планируются и осуществляются в районах опасных природных процессов независимо от ведомственной принадлежности защищаемой территории и объектов. Мероприятия инженерной защиты должны обеспечивать предотвращение, устранение или снижение до допустимого уровня отрицательного воздействия опасных природных процессов на защищаемые территории, здания и сооружения. Экономический эффект инженерной защиты определяется размером предотвращенного ущерба территории или сооружению за вычетом затрат на осуществление защиты. В настоящее время имеются примеры строительства уникальных защитных сооружений, требующих огромных финансовых затрат. Так, например, в Нидерландах вдоль морского побережья возведены дамбы протяженностью на десятки километров, которые защищают от катастрофических морских штормов почти 50% территории страны, где проживает около 60% населения.

Противосейсмические мероприятия, направленные на снижение разрушительного воздействия землетрясений, включают:

строительство зданий и сооружений в сейсмически опасных районах в соответствии с нормами сейсмостойкости;

усиление несущих конструкций существующих зданий и сооружений (фундаментов, стен, перекрытий) с учетом сейсмического риска для соответствующей территории;

изменение существующей законодательной базы строительства в сейсмоопасных районах, уточнение принципов и системы сейсмозащиты и др.

К противооползневым и противообвальным мероприятиям относятся:

изменение рельефа и формы склона в целях повышения его устойчивости;

искусственное понижение уровня подземных вод;

закрепление грунтов различными способами;

строительство удерживающих сооружений (подпорные стены, свайные конструкции и столбы и др.).

В группу противоселевых мероприятий входят:

селезадерживающие сооружения (бетонные, каменные плотины, плотины из грунтовых материалов);

селепропускные сооружения (каналы, селеспуски);

селенаправляющие сооружения (направляющие и ограждающие дамбы);

стабилизирующие сооружения (каскады запруд, подпорные стены, дренажные устройства);

селепредотвращающие сооружения (регулирующие паводок плотины).

Противолавинными мероприятиями являются:

профилактические мероприятия (организация службы мониторинга, прогноза и оповещения, искусственно регулируемый сброс лавин);

лавинопредотвращающие сооружения и мероприятия (снегоудерживающие заборы, стенки, щиты, решетки);

лавинозащитные сооружения (направляющие - стенки, искусственные русла; тормозящие и останавливающие - холмы, траншеи, дамбы), пропускающие (галереи, эстакады).

Мероприятиями по противодействию наводнениям служат:

перераспределение максимального стока между водохранилищами, переброска стока между бассейнами и внутри речного бассейна;

ограждение территорий дамбами (системами обвалования);

увеличение пропускной способности речного русла (расчистка, углубление, расширение, спрямление русла).

Предупредительными инженерно-техническими мероприятиями по защите от наводнений являются:

строительство защитных сооружений (плотин, дамб, обвалований);

реконструкция существующих защитных сооружений;

использование противопаводковых емкостей водохранилищ с целью срезки пика половодий и паводков.

Защита населения от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями на химически и радиационно опасных объектах, взрыво и пожароопасных объектах, а также во время возникновения стихийных бедствий, катастроф и, конечно, в случае применения оружия обычных видов и современных средств массового поражения- является одной из главных задач ГО и ЧС. Так как потерю материальных ценностей невозможно сравнить с потерей людских ресурсов.

Как известно, для защиты населения в ЧС используются различные способы и средства. Среди них важное значение придается укрытию населения в защитных сооружениях

Для решения защитных мероприятий заблаговременно планируются и проводятся в комплексе основные способы защиты:

n укрытие населения в защитных сооружениях;

n рассредоточение и эвакуация населения из опасных районов и расселение их в загородной зоне;

n использование населением средств индивидуальной защиты.

На этом занятии мы рассмотрим один из основных способов защиты: - укрытие населения в защитных сооружениях.

Инженерная защита населения включает комплекс мероприятий по накоплению фонда убежищ и укрытий, их содержанию и приведению в готовность для укрытия населения в ЧС. Указанные мероприятия должны планироваться и в максимально- возможной степени проводиться заблаговременно и на всей территории страны, причем они должны охватывать все категории населения.

Задачи инженерной защиты населения решаются на основе строительных норм и правил с учетом развития средств поражения и экономических возможностей государства.

Начиная с 80-х годов уже прошлого столетия вероятность внезапного применения ОМП и невозможности в связи с этим проведения эвакуационных мероприятий в короткие сроки- укрытие населения в наше время становится основным и наиболее надежным способом защиты.

На современном этапе полностью исключить угрозу военной опасности нельзя, несмотря на то, что в последние годы приняты решения о сокращении ядерного потенциала, запрещении и уничтожении химического оружия. В настоящее время упор делается на более высокоточное оружие, оружие на новых физических принципах.

В федеральном законе “О гражданской обороне” в качестве главной задачи предусмотрена защита населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ о опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Под этими опасностями понимают:

n поражающие факторы современного оружия,

n вторичные факторы поражения, возникающие при разрушении потенциально опасных объектов;

n а также лишения и угрозы, связанные с государственным терроризмом и нарушением среды обитания человека.

Целью защитных мероприятий в соответствии с законом является предотвращение или максимальное снижение возможности поражения населения.

Эти мероприятия планируются заблаговременно, осуществляются, по возможности, в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженного конфликта

Мероприятия по защите персонала потенциально опасных объектов, по защите населения в зонах возможного радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения) вокруг них, а также в зонах возможного катастрофического затопления (со временем добегания волны прорыва до 4 ч.) проводятся заблаговременно, в мирное время.

Основными инженерно-техническими мероприятиями по защите населения являются:

n укрытие людей в приспособленных для их защиты помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

n повышение устойчивости систем жизнеобеспечения (водоснабжение, энергопитание, теплофикация и пр.) при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военное время, а также устойчивости жизненно важных объектов социального и производственного назначения;

n выполнение ряда градостроительных требований(мероприятий), позволяющих при крупномасштабных ЧС и применении в военных конфликтах современных средств поражения уменьшить количество жертв, обеспечить выход населения из разрушенных частей города в парки и леса загородной зоны, а также обеспечить ввод в пораженную зону аварийно-спасательных сил.

В соответствии с действующими нормами и правилами по вопросам выполнения инженерно-технических мероприятий, а также в соответствии со строительными нормами и правилами к защитным сооружениям относятся: УБЕЖИЩА и противорадиационные укрытия (ПРУ) (СНиП П-11-77г).

Указом президента РФ от 8 мая1993г. ,№643 “О гражданской обороне” (п.3) определено, что руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, министерств, ведомств, учреждений, организаций, предприятий, независимо от форм собственности(являющиеся одновременно по должности соответствующими начальниками ГО). Несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества гражданской обороны.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в ЧС техногенного характера входят мероприятия по инженерной защите


Это должен знать каждый

Основные мероприятия инженерной защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера являются:

  • Укрытия людей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленных сооружения(подвальное помещение, цокольные этажи, подземные пространства объектов торгово – социального назначения)
  • Использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданий на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам
  • Предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем обвалки или заглубления емкостей АХОВ

Защитные сооружения гражданской обороны по своему предназначению и защитным свойствам делятся

  • Убежище
  • Противорадиационные укрытия
  • Простейшие укрытия



Убежища подразделяются

  • По времени возведения:

построенные заблаговременно и быстровозводимые

  • По вместимости
  • По защитным свойствам

Убежища обеспечивают

  • Непрерывное пребывание людей
  • Снабжение электроэнергией от внешних источников
  • Телефонную связь и радиосвязь
  • Минимальный запас воды из расчета 6 литров питья 4 литра для санитарно – гигиенических норм
  • Систему вентиляции работающую в двух режимах – чистая вентиляция и фильтровентиляция

План убежища

Защитно - герметичные двери

Шлюзовые камеры

Основное помещение для размещения людей

Помещение санитарного узла

Галерея и оголовок аварийного выхода

Фильтровентиляционная камера

Медицинская комната

Кладовая для продуктов


Противорадиационные укрытия

  • ПРУ это защитные сооружения гражданской обороны, которые используются главным образом для защиты населения сельской местности и небольших городов
  • Особенно удобно устраивать ПРУ в подвалах, в цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения (погребах, подпольях, овощехранилищах)


Противорадиационное укрытие

Овоще-хранилище используемое как ПРУ


Погреб приспособленный под укрытие

Основное помещение

Место для сидения

Приточный короб

Вытяжной короб


ЗАПОМНИТЕ!!!

Дооборудование подвальных этажей и внутренних помещений зданий повышает их защитные свойства в несколько раз. Так, необорудованный погреб ослабляет ионизирующее излучение в 7 - 12 раз, а оборудованный – 350 - 400 раз.


СТАТИСТИКА

В настоящее время фонд защитных сооружений гражданской обороны составляет 33 тысячи убежищ и около 11 тысяч противорадиационных укрытий, что составляет около 80% от потребности. По данным МЧС


Простейшее укрытие - щель

Наиболее доступное простейшее укрытие являются щели. Возводится самостоятельно населением в местах проживания


Перекрытые щели предохраняют от непосредственного попадания на одежду и кожу людей радиоактивных осадков, а также от поражения обломками разрушающихся зданий.

Щели рассматриваются как промежуточный этап в обеспечении населения защитными сооружениями. В конечном итоге все население страны должно иметь возможность укрываться в более надежных сооружениях – убежищах и противорадиационных укрытиях.

Это должен знать каждый

Некоторые правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны.

  • Укрытие населения в защитных сооружения производится по соответствующим сигналам оповещения органов ГОЧС
  • Заполнение защитных сооружений производится организованно и быстро. Люди размещаются в них по указанию коменданта (старшего) защитного сооружения
  • По истечению времени, указанного в речевой информации ГОЧС, заполнение сооружение прекращается, двери в него закрываются.
  • В защитных сооружения необходимо строго соблюдать установленный режим и распорядок дня. Укрываемые должны беспрекословно выполнять все распоряжения коменданта (старшего). Укрываемым не разрешается без необходимости ходить по помещению укрытия, курить, самостоятельно включать и выключать электроосвещение, инженерные агрегаты, открывать и закрывать двери. В защитных сооружениях необходимо соблюдать тишину.
  • При необходимости выхода из укрытия на зараженную местность следует использовать средства индивидуальной защиты.
  • Время пребывания людей в защитных сооружениях определяется органами ГОЧС. Они устанавливают порядок действия и правила поведения населения при выходе его их защитных сооружений. Команды об этом передаются в защитные сооружения по средствам связи.

Защита населения страны в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени - одна из важнейших государственных задач. Как в прошлом, так и в настоящее время одним из путей решения этой задачи наряду с другими является накопление фонда защитных сооружений ГО.

Накопление фонда защитных сооружений проводится заблаговременно, путем нового строительства по текущим планам и приспособления существующих помещений под защитные сооружения ГО.

В "Основных принципах защиты населения" отмечается, что защита предполагает создание необходимых условий для сохранения жизни, предотвращение или максимальное снижение потерь граждан. Одним из необходимых условий является проведение заблаговременных инженерных мероприятий, укрытие, в случае чрезвычайной ситуации, всего населения в защитных сооружениях с разумной достаточностью, как по вместимости, так и по степени защиты сооружений ГО.

В связи с этим, усилия по выполнению задач инженерной защиты населения должны быть сосредоточены на разработке необходимой правовой и нормативно-методической базы, механизма материально-технического и финансового обеспечения превентивных мероприятий, координации деятельности министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Инженерная защита представляет собой комплекс взаимосвязанных по месту, времени, цели и ресурсам мероприятий, направленных на исключение или максимальное снижение людских потерь при применении противником средств ОМП и возникновении ЧС природного и техногенного характера. Указанные мероприятия должны планироваться и в максимально возможной степени проводиться заблаговременно и на всей территории страны, охватывая все категории населения.

Объем и содержание ИТМ защиты населения, правила и порядок их осуществления устанавливаются в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-правовых документов по вопросам защиты населения и территории от ЧС и от опасностей возникающих при ведении военных действий и с учетом экономических, природных и иных особенностей конкретных территорий, зон, городских и сельских поселений и реальной опасности для населения в мирное и военное время.

Основными инженерно-техническими мероприятиями по защите населения являются:

Укрытие людей в приспособленных для их защиты помещениях, производственных, общественных и жилых зданиях, а так же в специальных защитных сооружениях гражданской обороны (ЗС ГО);

Противорадиационное укрытие их тонких бревен или жердей: 1 – вход в укрытие; 2 - перекрытие из бревен; 3 – грунтовая засыпка; 4 – вытяжная труба.

Повышение надежности систем жизнеобеспечения (водоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение и др.) при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и в военное время, а так же устойчивости жизненно важных объектов социального и производственного назначения;

Выполнения ряда градостроительных требований, позволяющих при крупномасштабных ЧС и применении в военных конфликтах современных средств поражения уменьшить количество жертв, обеспечить выход населения из разрушенных частей города в парки и леса загородной зоны, а так же создать условия ввода в пораженную зону аварийно-спасательных сил.

Из опыта Великой Отечественной войны и других войн известно, что наилучшая защита населения от любых средств нападения обеспечивается либо путем укрытия в ЗС ГО, либо выводом его за пределы зон поражения.

К началу ВОВ в стране было построено значительное количество убежищ. Только в Москве можно было укрыть около 400 тыс. человек. За месяц до первого воздушного налета на Москву было сооружено 19500 землянок и щелей на 236 тыс. человек. К концу 1941 года в столице удалось подготовить 1029 газоубежищ с ФВУ и 6125 бомбоубежищ, а так же приспособить для укрытия станции метрополитена. Таким образом уже к концу года в убежищах капитального типа могли укрываться почти 1,4 млн. человек – практически все оставшееся, после эвакуации, население города. Благодаря использованию этих ЗС удалось значительно снизить потери среди населения. После войны работа по накоплению фонда ЗС была продолжена, при этом, начиная с 1956 года, основное внимание уделялось возведению таких ЗС, которые бы надежно защищали от поражающих факторов ядерного оружия и других средств массового поражения.

Так же как и раньше на сегодняшний день основным способом защиты населения от современных средств ОМП, от крупномасштабных ЧС, вызванных авариями и катастрофами на потенциально опасных объектах, остается укрытие персонала и населения в ЗС.

Статью прислал: Manila

Защита населения от чрезвычайных ситуаций - это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:

    риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;

    предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:

    оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

    эвакуационные мероприятия;

    меры по инженерной защите населения;

    меры радиационной и химической защиты;

    медицинские мероприятия;

    подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Организация оповещения населения

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности . Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности - “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации - радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеютнесколько уровней - федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый . Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Основной способ оповещения и информирования населения - передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут - 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Система оповещения района. Верхнее звено системы оповещения района, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС района, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300–400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города или поселка при установке на уровне второго этажа, а сельского населенного пункта на столбе или опоре (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40–50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

В чрезвычайных ситуациях используются все виды оповещения: на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью как специальной аппаратуры, электросирен, уличных громкоговорителей, мобильной связи, оповещения «по цепочке»с использованием посыльных.

Эвакуационные мероприятия

Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

    видам опасности - эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;

    способам эвакуации – различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

    удаленности - локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

    временным показателям - временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).

    В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

Экстренная эвакуация населения из опасного района - при возникновении чрезвычайной ситуации.

Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.

Эвакуация осуществляется по производственно-территориальному принципу. Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.

Укрытие населения в защитных сооружениях

Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Защитное сооружение - это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Защитные сооружения классифицируются по:

    назначению - для укрытия техники и имущества; для защиты людей (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия);

    конструкции – открытого типа (щели, траншеи); закрытого типа (убежища, противорадиационные укрытия).

Надежным способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются убежища.

Убежища - это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут использоваться защитные сооружения гражданской обороны, которые создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и чрезвычайных ситуациях различного характера. Они обеспечивают защиту при радиационных и химических авариях, задымлениях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах и т. п.

В убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской помощи, сбора пострадавших и другие.

Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:

    освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;

    постановки на учет и в случае необходимости дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;

    возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

В последнее время установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов. Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющиеся защитные сооружения, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.

Использование средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По предназначению СИЗ подразделяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), принципу защитного действия - на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи - специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа производят защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи в данном случае обеспечивается полной ее изоляцией от окружающей среды.

Доступными для населения являются гражданские противогазы, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение - защита органов дыхания от отравляющих веществ и радиоактивной пыли. Это противогазы ГП-5 и ГП-7. Но они не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, поэтому изготавливаются специальные патроны ДПГ-1 ДПГ-3 для защиты от аммиака, хлора, фосгена и других. Патрон защитный универсальный ПЗУ-К обеспечивает защиту органов дыхания как от окиси углерода, так и ряда АХОВ. Но выпуск дополнительных патронов в настоящее время крайне ограничен по причине отсутствия средств на их производство.

Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС - обеспечение накопления необходимого количества средств индивидуальной защиты и своевременность их выдачи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Медицинские мероприятия по защите населения

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ–2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП–8, ИПП–10, ИПП–11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).



Просмотров