Правовое положение рабов в римском праве. Римское право - краткий словарь для рабов. Основные источники рабства

10. Правовое положение рабов

С IV–III вв. основными работниками в Риме были рабы. Они выступали не субъектами, а объектами права.

Выделялись следующие способы установления рабства: плен; рождение от матери-рабыни; осуждение к определенным выдам наказаниям (каторга); совершение отдельных видов преступлений.

На первоначальном этапе развития и становления Рима рабы жили и работали вместе со своими хозяевами и их подвластными.

Со временем рабство получило более широкое распространение. Рабы стали жить отдельно от хозяина, но они не могли иметь в собственности какое-либо имущество и были предметом обязательств. Рабы подвергались жестокой эксплуатации.

Велись многочисленные войны, и, следовательно, росло число рабов. Но, несмотря на это, положение рабов в обществе не улучшалось, они по-прежнему были бесправными.

Рабы не имели семьи. Дети, рожденные рабыней, становились собственностью хозяина. Все вещи, приобретенные рабом путем находки, дарения и прочего, переходили в собственность хозяина. Рабам была предоставлена дееспособность, которую они получали в интересах хозяина. Когда они совершали сделку, то права предоставлялись хозяину, а обязанности возлагались на раба.

Если раб совершал какое-либо правонарушение, то его хозяин выплачивал за него определенную сумму денег или выдавал его потерпевшему. Но любой вред, причинный рабу, предоставлял хозяину право потребовать возмещения ущерба.

С дальнейшим развитием и становлением римского общества положение рабов улучшилось. С этого момента хозяину запрещается жестокое отношение к рабам без причин. Хозяин, убивший раба, так же признается виновным, как если он убил бы чужого раба.

С ростом товарно-денежных отношений признается личность раба, хотя это и происходит в интересах владельца. Некоторых рабов наделяют имуществом, за ними признается правоспособность по осуществлению сделок, которые могут осуществляться только в интересах хозяина.

В первой половине IV в. рабам было разрешено предъявлять иски к рабовладельцам; указывать на то, что хозяин виновен в сокрытии пошлин, подделке монеты. Но положение рабов продолжало оставаться тяжелым.

В соответствии с римским правом существовало три способа освобождения от рабства (манумиссия): освобождение раба в завещании (manumissio teslamenlo), внесение раба в цензовые списки с разрешения владельца (manumissio censu) и фиктивный судебный процесс о свободе (manumissio vindicta). Постепенно основания манумиссии увеличивались.

Поскольку Римская империя не была заинтересована в массовом освобождении рабов, в начале I в. были приняты законы, которые были направлены на ограничения освобождения рабов.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Из книги Римское право: конспект лекций автора Пашаева Ольга Михайловна

3.3. Правовое положение латинов, перегринов, рабов, вольноотпущенников Правовое положение латинов и перегринов. Латины. На территории Италии, а затем и вне ее, в римских провинциях, проживала такая часть населения, как латины. Вначале латинами именовались древнейшие жители

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

32. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЖЕНЦЕВ Беженец – лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной

Из книги Жилищное право. Конспект лекций автора Ивакин Валерий Николаевич

11.2. Правовое положение членов ТСЖ Глава 14 ЖК определяет правовое положение членов ТСЖ. Согласно ст. 143 ЖК членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество. Таким образом, для того чтобы стать

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

Правовое положение личности В отличие от большинства государств Великобритания не устанавливает деления прав и свобод и обязанности граждан на конституционные (основные) и отраслевые (производные). Это объясняется особым характером конституции. Содержание основных

Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Правовое положение личности Нормы о правах, свободах и обязанностях закреплены в разделе I основного закона «Основные права», что говорит о значении, которое законодатель придавал этому институту. Положения, касающиеся прав, свобод и обязанностей, содержатся и в иных

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

Из книги Римское право. Шпаргалка автора Левина Л Н

Правовое положение личности Основные права и обязанности - таково название раздела XII конституции, регулирующего статус человека и гражданина. Содержание его по сравнению с текстом, действовавшим до осени 1989 года, изменено принципиально. Если ранее, по примеру

Из книги Римское право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

11. Правовое положение рабов Рабы не обладали правоспособностью, они являлись не субъектами, а объектами права, вещами. Однако все же были определенные проблески признания правом человеческой личности раба (в частности, место погребения раба, как и любого человека,

Из книги Коммерческое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

18. Правовое положение перегринов Перегрины (peregriai) - все свободнорожденные категории граждан, не принадлежавшие к римскому или латинскому гражданству, но находившиеся в подданстве Римского государства.Основания возникновения правового положения

Из книги автора

19. Правовое положение рабов Раб (servus) находился вне политического общества и не являлся субъектом права. По римскому праву он считался вещью. Специфика этой вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.Рабы переходили в собственность граждан двумя способами: по

Из книги автора

20. Правовое положение вольноотпущенников Вольноотпущенниками (libertini) признавались освобожденные по завещанию или внесением в списки ценза рабы. Они представляли собой категорию лиц свободного состояния, однако отличались в своих правах от полноценных римских

Из книги автора

21. Правовое положение колонов Колон - арендатор чужой земли, юридически независимый от арендодателя, которому он платил деньгами или частью урожая.Частые восстания и многочисленные казни рабов, слабый естественный их прирост и прекращение победоносных войн,

Из книги автора

11. Правовое положение вольноотпущенников Вольноотпущенными являлись рабы, отпущенные на волю. Их правовое положение находилось в прямой зависимости от прав лица, которое отпускало их на волю. Если раб был отпущен на свободу квиритским собственником, то он приобретал

Из книги автора

25. Правовое положение рабов Рим строился на основе существования двух больших групп населения – рабовладельцев и рабов. Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Рабы были государственные и частновладельческие.

Из книги автора

88. Правовое положение иностранцев в РФ В РФ правовое положение иностранцев регулируют Конституция РФ и ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и ЛБГ в РФ». Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства (ЛБГ) на территории РФ пользуются правами

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Правовое положение рабов в Древнем Риме



Рабы являлись объектами оборота. Правовое положение рабов в различные периоды истории развития Римского государства было неодинаковым. Например, в доклассический период собственник обладал в отношении раба правом жизни и смерти. К концу доклассического периода отношение к рабам меняется с развитием идей естественного права. Излишняя немотивированная жестокость в отношении рабов рассматривалась как злоупотребление правом. Любой гражданин мог вчинить популярный иск и по решению суда такой собственник принуждался продать раба. С началом классического периода за рабами стали признаваться некоторые свойства человеческой личности, например, хозяин обязан был похоронить раба после смерти, и место его погребения (как и место погребения свободного) считалось священным. Стали признаваться родственные и кровные связи рабов, наличие между ними семейных связей и родительских отношений. Каких-либо правовых отношений из таких связей не возникало, но некоторые из них порождали определенные правовые последствия, в частности, сожительство между рабами влекло 2 основных правовых последствия:

  • 1. Кровное родство, основанное на таком сожительстве родителей рабов, было препятствием для заключения брака после их освобождения.
  • 2. Нельзя было распродавать рабскую семью в разные места и разным хозяевам.

Умышленное убийство чужого раба влекло за собой имущественную ответственность причинителю вреда в размере высшей стоимости убитого раба, которая определялась по тем ценам, которые имели место в течении предшествующего года. Если же раб причинял кому-либо вред, то имущественную ответственность нес хозяин. Он обязан был либо сам возместить причиненный вред, либо выдать раба потерпевшему для отработки ущерба.

Во второй половине доклассического периода распространяется практика освобождения рабов. В тот период применялись два основных способа:

  • 1. Manumissio-vindicta – освобождение осуществлялось путем мнимого фиктивного процесса о свободе. Заявитель произносил ритуальную фразу: «Я утверждаю, что по праву Квиритов этот человек свободен». Хозяин либо молчал, либо давал утвердительный ответ.
  • 2. Manumissio-testamenta – освобождение по завещанию. Наследнику, указанному в завещании предписывалось освободить конкретного раба. Либо наследником назначался сам раб с условием, что после открытия наследства он получает свободу.

С началом классического периода этот формализм исчезает, раба можно было освободить обычным публичным заявлением в присутствии свидетелей либо на основании обычного письма.

Но были и ограничения. Например, общее количество освобождаемых рабов – не больше 100 человек. Собственник, не достигший 14(12)-ти лет, не мог совершать манумиссию, а до 25-ти лет – с согласия попечителя . Женщина могла совершать манумиссию только с согласия опекуна. Акт манумиссии не мог ущемлять права кредитора. А если раб был частью залога кредитору, то манумиссия не допускалась.

Раб мог стать свободным даже вопреки воли господина на основании публичных предписаний. При Октавиане Августе на основании решения Сената даровалась свобода рабам, которые доносили о подготовке бунта или восстания, обнаруживали или указывали на убийц своих господ. При Калигуле даровалась свобода рабам, которые доносили на своих хозяев.

Раб был основным производителем, и дальнейшее развитие производства требовало новых масс рабов. Потребность в рабах в римском обществе была постоянной, и удовлетворялась она из разных источников. Большое количество рабов давала война. При удачных военных действиях в руки победителей попадали массы пленных воинов, гражданского населения, к ним же переходило имущество последних.

Очень многие войны Рима II-I вв. до н.э. были удачными, и римляне выбрасывали на рынок громадное количество пленных. Захваченные пленные продавались, с аукциона обычно их крупными партиями покупали работорговцы, следовавшие за римским войском. Долговое рабство для римских граждан было уничтожено еще в 326 г. до н.э. Пользуясь попустительством римской администрации, римские сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты (до 48%), а когда должники оказывались не в состоянии уплатить долг, их закабаляли, производя опустошения, как при военных действиях.

Таким образом, долговое рабство в провинциях служило одним из источников рабства во II-I вв. до н.э. Пополняли рынок рабов и морские пираты. Они бороздили моря, грабили корабли и приморские селения, похищали и продавали в рабство свои жертвы. Пираты поставляли на рынок большие контингенты рабов. Однако пиратство, так же как и другие источники рабства, например, самопродажа, продажа в рабство своих детей, вора, дезертира, поджигателя и т.д. не имели большого экономического значения. К середине II в. до н.э. в средиземноморских странах развилась оживленная работорговля. Торговлю рабами нельзя считать особым источником рабства. На рынке продавали рабов, которые оказались таковыми либо в силу пленения, либо за долги. Под источником рабства следует понимать тот или иной способ превращения свободного человека в раба, в то время как работорговля лишь перемещает раба от одного хозяина к другому, не меняя его социального положения. В древнейшее время основные варианты возникновения рабского состояния пленение воинов вражеского государства, обращение в рабство иностранцев, находящихся на территории Рима, и рождение от рабыни. Последний вариант являлся следствием того, что правовой статус отца приобретали лишь дети, рожденные в законном браке. Вступление же в брак с рабыней исключалось. Вначале определяющим был статус матери в момент родов, затем, в послеклассическую эпоху, - любой отрезок времени, в который мать была свободной в период беременности. Возможно, было обретение рабского состояния свободнорожденным римлянином.

В статье 88 Институций предусматривается, что «если рабыня зачнет от римского гражданина, а затем в силу отпущения на волю делается римскою гражданкой и родит, то родившийся, хотя он римский гражданин, как его отец, все-таки не переходит под власть своего отца, так как он незаконно зачатый, и нет сенатского постановления, которое бы считало такую связь законною.» А в статье 89 Институций делается такая оговорка: «Но естественным требованием и соображением решено, что, если рабыня зачнет от римского гражданина, а затем, отпущенная на волю, родит, то дитя рождается свободным, так как зачатые незаконно приобретают состояние с того времени, когда рождаются. Поэтому они считаются свободными, если рождаются от свободной, и безразлично, от кого мать зачала их, когда еще была рабыней. Но законно зачатые приобретают состояние с момента зачатия».

Таким образом, в соответствии с нормами Институций Гая при рождении отпущенной на волю рабыней ребенка, зачатого ею от римского гражданина в период, когда она еще была рабыней, тот факт, что родившийся ребенок является незаконнорожденным, имеет значение только в том смысле, что он не переходит под власть отца, и, следовательно, не имеет тех прав, которые он имел бы, находясь под властью отца. К примеру, по инициативе потерпевшего рабом мог стать вор, застигнутый на месте преступления, или член семьи, проданный ее главой в рабство. Свободнорожденные римляне не могли быть рабами (до периода империи) на территории своего государства, они продавались за границу.

Соотношение источников рабства к началу классического периода меняется. Запрещается порабощать сограждан, сокращается долговая кабала. Возникновение рабского состояния связывается с определенными наказаниями за преступления. Обращались в рабство приговоренные к смертной казни, каторге. Та же участь постигала свободную женщину, уличенную в интимной связи с рабом. Мог быть возвращен в рабское состояние неблагодарный по отношению к своему бывшему господину вольноотпущенник.

Таким образом, рабство устанавливалось следующими способами:

  • - рождением от матери-рабыни (и наоборот, если отец - раб, а мать - свободная, ребенок признавался свободным);
  • - взятием в плен или просто захватом лица;
  • - продажей в рабство (в древнейшую эпоху);
  • - лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках.

Разумно так же отметить и о прекращении рабского состояния. В соответствии с римским правом существовало три способа освобождения от рабства (манумиссия):

  • - освобождение раба в завещании;
  • - внесение раба в цензовые списки с разрешения владельца;
  • - фиктивный судебный процесс о свободе.

Постепенно основания манумиссии увеличивались, поскольку Римская империя не была заинтересована в массовом освобождении рабов, и в начале I в. были приняты законы, которые были направлены на ограничения освобождения рабов.

Он считался вещью . Специфика этой вещи состоит в том, что она не бывает ничейной.

Рабы переходили в собственность граждан двумя способами: по цивильному праву и по праву народа.

Цивильные способы перехода в рабство:

  • пленение на войне «врага Рима», т. е. человека , принадлежавшего враждебному для римского народа государству ;
  • обращение в рабство иностранцев , находившихся на территории Рима;
  • продажа в рабство в порядке ответственности по обязательствам ;
  • самопродажа ради получения части выкупной цены;
  • осуждение на смерть или каторжные работы;
  • уклонение от военной службы ;
  • непрохождение периодического имущественного ценза.

По праву народов рабами считались плененные или рожденные от рабынь. Рабыней становилась также свободная женщина, уличенная в интимной связи с рабом и продолжавшая ее, несмотря на предупреждение.

На раннем этапе истории Рима рабство было домашним, патриархальным и раб, хотя и не мог иметь ни своего имущества, ни своей семьи , все же еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой личности . Они выражались в том, что могила раба находилась под защитой сакрального права , как и могила свободного; кровнородственные отношения рабов являлись препятствием к браку между ними; при отчуждении рабов запрещалось разделять близких родственников.

В имущественной сфере раб выступал как «говорящее орудие». Возможность раба совершать юридические действия (но только в пользу хозяина) выводилась из правоспособности последнего, т. е. как если бы такие действия совершал сам рабовладелец.

Однако по обязательствам рабов господин никакой ответственности не нес.

Начиная с I в. юристы признали в некоторых случаях за рабами возможность действовать от своего имени. Отражая потребности экономического развития и защищая интересы контрагентов рабов, они, несмотря на отсутствие у них правоспособности, санкционировали заключаемые ими договоры и вытекающие из них обязательства.

Другая новелла состояла в признании ответственности рабовладельцев по обязательствам рабов, возникающим в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности по поручению своих хозяев.

Более широких хозяйственных и правовых возможностей требовали отношения, возникавшие на базе пекулия – обособленного имущества, выделенного рабу господином для самостоятельного управления , с внесением последнему определенной части дохода . Поскольку хозяйственная деятельность велась рабом по своей инициативе и в собственных интересах, а пекулий юридически принадлежал господину, то по обязательствам раба он отвечал в пределах пекулия.

С введением когниционного процесса рабы, не имевшие права предъявлять иски в обычных судах , получили возможность обращаться с жалобой к чиновникам (префекту), которые могли принудить соответствующее лицо исполнить обязательство.

Освобождение рабов должно было носить правовую форму – manumissio. Оно носило только личный характер. Господин мог сделать распоряжение об освобождении раба собственным решением в завещании либо посредством фиктивного судебного процесса об отчуждении имущества.

Рим был рабовладельческим государством на всех этапах своей истории. Собственники рабов - в основном физические лица, но Рим знал и государственных рабов, и рабов отдельных муниципий.

Способы установления рабства:

основной способ - захват пленных на войне;

пиратство и частное порабощение рабов по всему Средиземноморью;

в древнем праве - продажа римского гражданина за долги и частные сделки самозаклада;

присуждение к некоторым видам наказаний за совершение тяжких преступлений (работы в рудниках, борьба с дикими зверями);

вступление свободной женщины в связь с рабом и после нескольких предупреждений не прервавшей с ним связи.

Способы освобождения от рабства

В древнем праве освобождение раба могло происходить тремя способами:

  • - освобождение путем мнимого процесса о свободе;
  • - освобождение по завещанию;
  • - освобождение путем занесения раба в цензорские списки, как налого- и военнообязанного.

В классическом праве наряду с формальными способами появилось неформальное освобождение: на основании обычного письма и освобождение в присутствии друзей.

Классическое право ввело ряд ограничений для освобождения из рабства:

можно было освободить не всех, а лишь определенную часть рабов, но не больше 100;

нельзя было освобождать рабов моложе 30 лет;

господин не может быть моложе 20 лет;

если освобождение было совершено вопреки интересам кредитора.

В постклассическом праве из ограничений остались два: господин должен быть старше 20 лет и освобождение не должно иметь место вопреки интересам кредитора.

Раб мог стать свободным независимо и даже вопреки воле господина. На основании закона или решения государственных органов свободными становились рабы, донесшие о подготовке бунта или восстания; указавшие или обнаружившие убийц своих господ; старые и больные рабы; рабы, имеющие заслуги перед Римом.

Правовое положение рабов в разное время истории Рима было различным. Если в Древнем Риме хозяин имел в отношении своего раба право жизни и смерти, т.е. мог даже убить его, то в христианскую эпоху, безусловно, запрещалось убивать своих рабов даже за совершение тяжких преступлений. Рабы пользовались правом убежища в храме, церкви, монастыре. Излишняя жестокость в отношении рабов рассматривалась как злоупотребление правом, и господин принуждался продать такого раба.

Убийство чужого раба наказывалось по Закону Аквилия уплатой его наивысшей стоимости в течение последнего года. За вред, причиненный рабом, отвечал его хозяин по ноксальному иску: он должен был сам возместить вред или выдать раба "головой" для обработки долга потерпевшему.

Вместе с тем положение рабов при патриархальном рабстве было менее тяжелым, чем во времена классического рабства. Раб был членом семьи хозяина, и работа в натуральном хозяйстве не была столь обременительной, как в последующие века на плантациях.

Государство жестоко расправлялось с рабами, восстававшими против своих хозяев из-за непереносимо тяжких условий жизни.

Несмотря на полное правовое бесправие рабов, они пользовались некоторым признанием своей человеческой личности. Хозяин обязан был похоронить раба после его смерти, и место погребения считалось священным. Признавались родственные и кровные связи рабов, наличие семейно-брачных связей, родительских отношений. Вместе с тем правовых отношений из этих фактических связей не возникало, хотя некоторые правовые последствия признавались.

Так, брак рабов влек за собой два последствия:

кровное родство, проистекавшее из таких связей, было препятствием для заключения брака и после освобождения раба;

нельзя было распродавать рабскую семью в разные места и разным господам.

С развитием хозяйственного оборота Римского государства возникла необходимость правового урегулирования некоторых отношений с участием рабов. Раб мог заключать отдельные сделки, ответственность по которым нес хозяин раба, однако лишь в определенных пределах: если господин сам уполномочил раба на совершение сделок в качестве управляющего, приказчика и т.п., то он полностью отвечал по таким сделкам.

Практиковалось выделение в управление рабу обособленного имущества для ведения самостоятельного хозяйства (пекулий). Пекулий оставался собственностью господина, он отвечал по сделкам раба в объеме пекулия, но после смерти господина пекулий подлежал специальному наследственному регулированию, а в случае освобождения раба закреплялся за ним.



Просмотров