Привет студент. Современные средства оценки результатов обучения

Лекция 3. Контроль и оценка.

1.Традиционные средства контроля, оценки и отметки.

2. Инновационные тенденции контроля и оценки в образовании.

1. Традиционные средства контроля, оценки и отметки

Традиционные формы и средства контроля. В школе к традици­онным средствам контроля относятся письменные или устные по­урочные опросы, домашние задания и экзамены. Устные поуроч­ные опросы обычно применяются в текущем контроле. Они пред­полагают получение ответов учащихся на вопросы учителя и об­ладают достоинствам и, поскольку легки в организационном пла­не, обеспечивают оперативную обратную связь в процессе кор­рекции усвоения знаний учащимися, стимулируют обсуждения в классе и развивают коммуникативные компетенции. Недостат­ком устных опросов является фрагментарность охвата учащихся, поскольку за урок учитель может опросить не более 4-5 человек. К письменным поурочным опросам относятся контрольные работы, которые подводят итоги определенного периода обучения.

Особой формой контроля является домашняя работа, обсужде­ние результатов которой в классе оказывает обучающее воздей­ствие, особенно в тех случаях, когда задания допускают нестан­дартные решения. В итоговом контроле обычно используют уст­ные или письменные экзамены, как правило, вызывающие значи­тельные эмоциональные и физические перегрузки у школьников, привыкших добросовестно учиться.

Достоинства и недостатки традиционных контрольно-оценочных средств. Разработка традиционных контрольно-оценочных средств обычно не вызывает затруднений у педагогов, поскольку она опирается на обширную методическую базу и легко осуществима. К тому же необходимую подготовку к использованию привычных опросов и экзаменов учителя получают из собственного опыта школьных лет. Традиционный контроль не требует предваритель­ных финансовых вложений, для его проведения не нужны доро­гостоящие компьютеры, программное обеспечение и тесты.

Недостатки традиционных контрольно-оценочных средств зна­чительно перевешивают достоинства. К этим недостаткам отно­сятся отсутствие связи традиционных средств контроля с совре­менными технологиями обучения, обеспечивающими развитие ва­риативности и доступности для учащихся образовательных про­грамм, низкая эффективность в условиях массового обучения, субъективизм и несопоставимость результатов контроля. Несмот­ря на эти недостатки, многие учителя, даже те, кто привык доб­росовестно трудиться, ратуют за использование традиционных кон­трольно-оценочных средств. Говорят, что преподаватель на экза­мене сам выставляет себе отметки, но мало кто способен беспри­страстно оценить собственную работу. Поэтому контроль – доста­точно консервативная сфера практической педагогики, хотя мно­гие учителя в своих выступлениях обращают внимание на то, что в существующую традиционную систему контроля необходимо внести изменения.

Оценки и отметки. Проверочная деятельность учителя заверша­ется выставлением оценок. По сложившейся традиции в учебном процессе слово «оценка» означает некий результат. В более широ­ком значении под этим словом понимается не только конечный результат, но и процесс формирования оценки. Чтобы избежать путаницы, в контексте данного пособия в последнем случае ис­пользуется термин «оценивание».

Оценивание является необходимым компонентом процесса контроля, результаты которого имеют большое значение для уча­щихся и их родителей, поскольку школьные оценки влияют в той или иной степени на будущее ребенка и вносят элемент соревнования в отношения учащихся. Казалось бы, такие аргументы дол­жны вызывать у педагога стремление к максимальной объектив­ности и беспристрастности. Однако зачастую этого не происхо­дит, например, в тех случаях, когда оценки ставятся в спешке или зависят от личностных отношений учителя и ученика, посе­щаемости занятий, поведения учащегося на уроках и т.д.

Для придания оценки максимальной объективности и адекват­ности поставленной цели контроля необходимо сосредоточиться на предмете оценивания и минимизировать влияние других фак­торов, смещающих оценочные суждения. Конечно, в реальности на каждую оценку, выставленную традиционным путем, оказы­вают влияние различные факторы, поэтому такие оценки нельзя использовать для сравнения результатов работы учителей, интер­претировать их в управлении качеством образования.

Педагогические оценки нередко ошибочно отождествляют с отметками. Следует помнить, что оценка выражает результат, а отметка служит для установления численных аналогов оценоч­ных суждений. Например, по установившейся в нашей школе пятибалльной шкале отметок удовлетворительные знания оце­ниваются «тройкой», отличные - «пятеркой». На самом деле эти баллы не имеют четкого педагогического смысла и не дают ко­личественной характеристики ответа учащегося. Во многих стра­нах вместо численных аналогов используются буквенные симво­лы (А, В, С и т.д.), с помощью которых устанавливается место результата каждого учащегося в группе контролируемых учени­ков.

Характеристика процесса оценивания. Процесс оценивания ос­нован на сравнении, которое может иметь различный характер в зависимости от того, что выбрано в качестве базовой системы при выставлении оценок. Такой системой могут быть:

1) результаты других учащихся;

2) требования программы или ГОС;

4) объем затраченного учащимся труда и его прилежание в освоении учебного материала.

В первом случае при выставлении оценки проводится срав­нение подготовленности каждого учащегося с результатами всего класса или определенной группы учеников, после чего учащиеся ранжируются на группы, внутри которых все имеют одинаковые оценки. Обычно в классе учитель руководствуется именно такой логикой. Например, если во время устного опроса большинство учеников дает слабые ответы, на «тройку», более сильный ответ учащегося на фоне предыдущих всегда в глазах учителя заслужи­вает «четверки» или «пятерки».

Во втором случае , при с равнении подготовленности уча­щегося с установленными требованиями к учебным достижени­ям, результаты остальных учеников не играют никакой роли, а оценка выставляется в зависимости от процентного соотноше­ния выполненных требований и полного объема требований, пла­нируемых к усвоению. Полученный для каждого учащеюся про­цент сравнивается с критериями, установленными экспертным или эмпирическим путем. По результатам сравнения в зависимо­сти от полученного процента выставляются оценки. Хотя на сло­вах такой процесс кажется достаточно простым и объективным, он трудноосуществим на практике, поскольку разработать эта­лонные наборы требований для всех школ и каждого урока не­реально.

В третьем случае достижения учащегося сопоставляются с его потенциальными возможностями, интуитивно оцененными учителем. Те ученики, чьи способности, по мнению педагога, высоки, а достижения ниже возможностей, получают низкие оцен­ки. Ученики с низким потенциалом, демонстрирующие в процес­се контроля такие же достижения, что и более способные, полу­чают более высокие оценки. Такой подход кажется многим педа­гогам очень привлекательным, поскольку, по их мнению, моти­вирует учеников к повышению уровня учебных достижений. На самом деле он несправедлив, субъективен и служит обычно при­чиной конфронтации в классе.

В четвертом случае в качестве основы для сравнения вместо способностей выбираются усилия, затраченные учащи­мися на приобретение новых знаний, интенсивность учебной де­ятельности и прилежание. По сравнению с предыдущим такой подход еще более несправедлив, так как направлен против ярких одаренных детей и снижает мотивацию самых способных учащих­ся к получению высоких оценок. Ученикам, которые склонны к упорному труду, учителя обычно завышают оценки, руководству­ясь простой логикой – чем больше затраченные усилия, тем выше оценка. Тем же, кто легко усваивает материал, оценки занижают­ся, тогда как другие вознаграждаются за то, что истратили боль­ше времени на усвоение того же или меньшего объема учебного материала.

Современные тенденции в оценочных процессах. Отсутствие в нашей стране стандартизированных тестов, фиксирующих на мно­гие годы в единых шкалах требования к подготовленности уча­щихся и задающих некоторые нормы оценок, привело к девальвации существующей пятибалльной шкалы . Согласно данным исследования, проведенного А.Г.Шмелевым путем опроса сотен респондентов, в сознании педагогов чаще присутствует идеали­зированная шкала, в которой отметки выставляются при сопоставлении планируемого и достигаемого уровня усвоения учебного материала. Применимая в школах шкала выглядит намного нейт­ральнее идает возможность учителям, за небольшим исключени­ем (в сильных, профильных классах), ставить минимальное коли­чество «двоек».

Введение в 2001 г. ЕГЭ опровергло несколько идеализирован­ные представления о качестве российского образования. Объек­тивные данные ЕГЭ по большинству регионов России показали, что существующая граница между «двойкой» и «тройкой» на­много ниже, чем субъективные представления о ней, поскольку вместо абсолютной успеваемости во многих школах появилось до 20 % двоечников. В целом опыт ЕГЭ можно оценить как пози­тивный. Совмещение субъективных оценочных суждений учите­лей и объективных данных тестирования со временем неизбежно приведет к выставлению более обоснованных отметок в школах и будет стимулировать учащихся к повышению уровня учебных до­стижений.

2. Инновационные тенденции контроля и оценки в образовании

Условия обновления контрольно-оценочной системы в школь­ном образовании. Инновационные тенденции, характерные для современного образования, затрагивают не только процесс обра­зования, но и контрольно-оценочную систему, выдвигая повы­шенные требования к ее эффективности. Для обновления конт­рольно-оценочной системы необходимо:

Минимизировать субъективизм в итоговом контроле и перей­ти к расширенному использованию стандартизированных тестов;

Отказаться от преимущественной ориентации текущего и ито­гового контроля на оценку результатов заучивания, деятельности по образцу, алгоритмических знаний и перейти к инновацион­ным измерителям, обеспечивающим оценку компетентностей, способностей к творческой и практической деятельности;

Заменить привычную ориентацию на «среднего ученика» индивидуализированными методами коррекции учебной деятельно­сти в процессе текущего контроля, систематически использовать входной контроль;

Снизить долю традиционных письменных проверок за счет введения аутентичных форм оценивания, предполагающих исполь­зование в контроле релевантных, значимых для учащихся, оце­ночных средств: тестов практических умений, ситуационных за­даний и портфолио.

Основные инновационные тенденции в контроле. В последнее де­сятилетие наблюдаемся усиление связи между контролем и обуче­нием. Целевые установки, определяющие результаты образования, задаются в терминах измеряемых результатов. В свою очередь про­цесс обучения строится так, чтобы активизировать обучающие и развивающие функции контроля за счет оптимизации содержа­ния и трудности учебных задач, подбираемых для текущего конт­роля в индивидуальном режиме. Контроль приобретает все боль­шее значение, он меняет свой характер и объединяет традицион­ные функции по проверке и оценке результатов обучения с функ­циями управления качеством всего учебного процесса.

В системе оценивания результатов обучения происходят значи­тельные изменения, которые характеризуются переходом от би­хевиористской точки зрения к когнитивной и проявляются в сме­щении акцентов с преимущественной оценки результатов обуче­ния на компоненты процесса получения результата, с пассивного ответа на заданный вопрос на активное конструирование содер­жания ответа, с оценки отдельных, изолированных умений на интегрированную и междисциплинарную оценку. В контроле значительно усилилось внимание к метапознанию, предполагающе­му формирование межпредметных знаний, умений переноса зна­ний из одного предмета в другой и общеучебных умений. При оценивании результатов обучения изменился контекст расшиф­ровки понятий «знающий» и «умеющий». Вместо прежнего при­оритета фактологии и алгоритмических умений на первое место вышли умения применять знания в нестандартных или практических ситуациях.

В современном контроле измерения стали органической ча­стью образовательного процесса, важнейшим средством получе­ния информации, широко используемой в управлении качеством образования. На фоне постоянно растущей роли тестов пришло осознание ограниченности количественных методов, благодаря чему в педагогическом контроле стала развиваться так называе­мая смешанная методология, строящаяся на сочетании количе­ственных и качественных оценок. Соответственно появилось но­вое поколение измерителей, обеспечивающих вместе с традици­онными средствами контроля и тестами многомерные аутентич­ные (комплексные, многогранные) оценки, охватывающие ре­зультаты учебной деятельности и в школе, и во внеучебное время. Приоритет статических оценок, фиксирующих уровень подготов­ленности обучаемых в момент контроля, сменился в последнее время преобладанием динамического анализа изменений качества подготовленности учащихся, основанного на повсеместно разрабатываемых и внедряемых системах мониторинга качества образо­вания .

Портфолио и тесты для оценки практической деятельности уча­щихся. В современном контроле появились новые виды измерите­лей, выявляющих позитивную динамику изменений подготовлен­ности, активность учащихся в усвоении новых знаний, рост их компетентности, а также степень освоения коммуникативных и интеллектуальных умений. В первую очередь к числу таких измери­телей следует отнести портфолио (рабочие папки), содержащие целевые подборки работ учащегося по одной или нескольким учеб­ным дисциплинам и составленные учителем в сотрудничестве с учащимся. Участие ученика в отборе работ является важным фак­тором положительной мотивации учебной деятельности, стиму­лирующим стремление к самооценке своих достижений. Поэтому многие преподаватели видят в портфолио эффективное средство развития у школьников навыков критического мышления и полу­чения реальных самооценок. Несмотря на индивидуализирован­ный подход при выборе заданий, результаты выполнения кото­рых нуждаются в основном в экспертных оценках, портфолио обес­печивают достаточно объективную информацию о качестве учеб­ных достижений. Это связано с тем, что процесс их проверки пре­дельно стандартизируется, четко определяются критерии оценки достижений, вырабатываемые в сотрудничестве с учащимися, тща­тельно обеспечиваются свидетельства самостоятельной работы уче­ников.

На сегодняшний день в сфере образования существует опре­деленная типология портфолио , представленная в оте­чественных и зарубежных работах . Первый вид – рабочее портфоли – включает работы учащегося за определенный пе­риод времени, которые показывают произошедшие изменения в его знаниях. Второй вид – протокольное портфолио – в докумен­тальной форме отражает все виды учебной деятельности и подтверждает самостоятельность работы учащегося. В этот вид порт­фолио могут включаться черновики готовых работ ученика. Тре­тий вид – процессное портфолио – предназначено для демонст­рации достижений учащегося на различных этапах процесса обу­чения. Четвертый вил итоговое портфолио – обычно исполь­зуется для получения суммарной оценки знаний и умений уча­щегося, усвоенных по основным предметам учебной программы. В последнем случае в портфолио обычно включается самая луч­шая завершенная работа ученика, выбранная им совместно с учителем. Формы представления материалов портфолио могут быть различными. Нередко используются аудиовизуальные средства, такие как фотографии, видеозаписи, электронные версии работ учащегося.

Сторонники портфолио обычно относят их к средствам аутен­тичного оценивания и в качестве позитивной аргументации при­водят их высокую валидность, адекватность современным требо­ваниям к качеству образования. Однако портфолио, как и тесты, не решают всех проблем оценивания качества образования, по­скольку имеют недостатки. Они дороги, требуют больше времени при использовании по сравнению с тестами и вызывают сомне­ния в надежности.

К числу новых форм измерителей относятся тесты, которые разрабатываются для оценки практической деятельности учащих­ся (Performance assessment ) . Такие тесты позволяют вы­явить уровень освоения практических навыков с помощью экспериментальных заданий деятельностного характера, в результате выполнения которых получается некоторый материальный про­дукт, оцениваемый экспертами в стандартизированной шкале бал­лов. Многие из тестов практических умений не отвечают по своим характеристикам требованиям теории педагогических измерений. Тем не менее они имеют высокую валидность и вызывают боль­шой интерес у учеников. Экспериментальные задания обычно при­меняются в процессе текущего контроля, но не влияют на приня­тие административных решений в образовании, поэтому низкая точность оценок не является проблемой. В случае неудачи ученик может заново выполнить тесты и добиться успеха.

Автоматизированный контроль . В последнее десятилетие интен­сивно развиваются новые компьютерные технологии, позволя­ющие автоматизировать процесс текущего и итогового контроля на основе использования программно-инструментальных средств . Нередко контролирующие программы совмещают с обучающими программами, при этом используют диалог учи­теля с обучаемым для проверки или коррекции учебной дея­тельности с помощью дополнительной информации, восполняющей обнаруженные пробелы в знаниях учащихся. Современные инструментальные системы контроля и оценки знаний имеют, как правило, дружественный интерфейс, поддерживают различ­ные формы заданий и позволяют реализовывать сценарии про­ведения контроля, используют работу с текстом, неподвижны­ми и анимированными изображениями, звуком, видео и т.д.

Отдавая предпочтение тем или иным инновациям, нужно все­гда стремиться к многогранной оценке качества результатов обу­чения и пониманию целесообразности использования новшеств в учебном процессе. Например, информация, полученная о подго­товленности учащегося с помощью средств автоматизированного контроля, должна обязательно подкрепляться дополнительными данными об особенностях его памяти, воображения, мышления и речи. Следует принимать во внимание уровень подготовленности ученика к работе на компьютере, его коммуникативные способ­ности (умение вести диалог, дискуссию, вербально выражать свои взгляды и мысли, общаться и сотрудничать со своими сверстника­ми и учителями и т.д.).

    Оценивание – процесс формирования оценки учебных достижений, в котором интегрируются и представляются в определенной шкале данные, полученные при тестировании, использовании портфолио, проведении экзаменов, выполнении практических работ учащимися, рейтинговании их результатов.

    Тестирование – процесс применения тестов, который является частью процесса оценивания.

    Аттестация – процедура установления соответствия уровня и качества подготовки выпускников зафиксированной документально системе требований к уровню и качеству образования.

    Критерий надежности – проверка точности и устойчивости данных тестирования.

    Критерий валидности – адекватность данных поставленной цели измерений.

    Самоконтроль – действия обучаемых, проявляющиеся в навыках осуществления контроля за результатами собственной деятельности и коррекции ее в процессе выполнения учебных заданий.

    Самооценка – результат процесса самоконтроля.

    Устные поурочные опросы – получение ответов учащихся на вопросы учителя.

    Письменные поурочные опросы – контрольные работы, которые подводят итоги определенного этапа обучения.

    Портфолио – вид измерителя, выявляющий позитивную динамику изменений подготовленности, активности учащихся в усвоении новых знаний, рост их компетентности, степень освоения коммуникативных и интеллектуальных умений.

    Рабочее портфолио – работы учащегося за определенный период времени, которые показывают произошедшие изменения в его сознаниях.

    Протокольное портфолио – отражает все виды учебной деятельности и подтверждает самостоятельность работы учащегося.

    Процессное портфолио – предназначено для демонстрации достижений учащегося на различных этапах процесса обучения.

    Итоговое портфолио – используется для получения суммурной оценки знаний и умений учащегося, усвоенных по основным предметам учебной программы.

    Тесты – новая форма измерителей для оценки практической деятельности учащихся.

    Репрезентативность выборки – важнейший фактор, влияющий на обоснованность интерпретации результатов тестирования и качества измерений.

    Теория генерализации – обосновывает качество широкого диапазона компонентов измерений: тестов, шкал учебных достижений, моделей измерения, процедур проведения тестирования, методов обработки результатов, поведения экзаменаторов и экспертов, влияющих на величину ошибки при принятии определенных управленческих решений.

    Метод оценивания надежности – метод, основанный на расщеплении результатов на две части (split-half method) позволяет вычислить коэффициент надежности при однократном выполнении учениками теста.

    Метод Кьюдера – Ричардсона – метод для оценки надежности, основанный на однократном тестировании и не зависящий от искусственных допущений о полной параллельности двух частей теста.

    Корелляционный анализ- метод обработки статистических данных, с помощью которого измеряется теснота связи между двумя или более переменными.

    Валидность – это характеристика теста, отражающая его способность получать результаты, соответствующие поставленной цели и обосновывающая адекватность принимаемых решений.

    Принцип конфиденциальности – это неразглашение сведений о результатах тестирования без согласия ученика.

    Принцип доступности – это право учащегося на получение доступа к содержательной интерпретации тестовых результатов, анализу проблем и неудач в выполнении отдельных заданий теста.

    Шкалирование – это отображение сырых балов на готовую шкалу, производимое по определенным правилам

    Перцентиль – это производный показатель, который оценивается в единицах процента испытуемых

    Пробит-преобразование – способ преобразования сырых балов к нормальному распределению

    Шкала «станайн» - разбиение нормального распределения на девять интервалов.

    Шкала стенов – это шкала стандартных десяти единиц

    Шкала Гуттмана – это шкала, в которой задания отбираются в порядке возрастания их трудности по определенным, тщательно структурированным элементам содержания дисциплины.

    Рейтинговый балл учащегося- это накопленный балл, полученный в результате простого или взвешенного суммирования оценок в порядковых шкалах, которые строятся на основе субъективного выставления и учета баллов учащегося в соответствии с различными уровнями учебной деятельности, временными промежутками в обучении или уровнями усвоения.

    Дистракторы - неправильные, но правдоподобные ответы в тесте.

    Фасет - форма, обеспечивающая представление нескольких вариантов одного и того же элемента содержания теста.

    Автоматизированный тестовый дизайн - метод автоматизированной компоновки теста для компьютерного предъявления в режиме оффлайн или онлайн.

    Фиксировано-ветвящаяся стратегия - стратегия адаптивного тестирования когда один и тот же набор заданий с их фиксированным расположением на оси трудности используется для всех испытуемых, но каждый учащийся движется по набору заданий индивидуальным путём в зависимости от результатов выполнения очередного задания.

    Варьирующе-ветвящаяся стратегия адаптивного тестирования предполагает отбор заданий непосредственно из банка по определённым алгоритмам, которые прогнозируют оптимальную трудность последующего задания по результатам выполнения испытуемым предыдущего задания адаптивного теста.

    Общероссийская система оценки качества образования – это совокупность организационных и функциональных структур, которая обеспечивает основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений граждан, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты

    КИМ – контрольно-измерительный материал. Это вопросы и задания, которые на ЕГЭ.
    Оценка учебных достижений выпускников проводится стандартизовано в максимально однородных ycловияx, и с применением максимально однородных по содержанию и сложности экзаменационных материалов.

    Мониторинг – это стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать историю состояние объекта во времени, количественно оценивать изменение субъектов обучение и образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития.

    Информационный мониторинг – это сбор, накопление, анализ, структуризация и интерпретация данных по выделенной совокупности показателей при условии, что анализ носит не сопоставительный характер или прогностический, а констатирующий характер.

    Диагностический мониторинг – это мониторинг, который предназначен для определения того, как справляются с различными темами или разделами учебного плана большинство учащихся

    Сравнительный мониторинг – это специфический анализ данных, который направлен на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей для регионов, областей, районов, школ, отдельных преподавателей и других участников образовательной деятельности.

    Прогностический мониторинг – это мониторинг, который предназначен для выявления и предсказания позитивных и негативных тенденций в развитии образовательных систем. Он очень важен для решения управленческих задач в образовании, связанных с формированием социального заказа и соответствующих потенциалу системы образования.

    Модель соответствия нормам и стандартам – это модель мониторинга, которая нацелена на сбор данных о процессе и результатах образовательной деятельности, включая их анализ путем сопоставления с установленными нормами и стандартами.

    Модель "вход-выход"- это модель мониторинга, которая основана на предположении о том, что входные данные учащихся существенно влияют на результаты их обучения в школе.

    Стратификация – расслоение выборки на страты, размеры которых должны быть пропорциональные размерам соответствующих популяций в генеральной совокупности учащихся.

    Стандартизация теста – процесс определения норм

    Нормы – это совокупность показателей, отражающая результаты выполнения теста четко определенной выборкой испытуемых - релевантной нормативной группой, репрезентативно представляющей генеральную совокупность тестируемых учащихся.

    Стандарты выполнения – критерии, полученные экспертным путем и прошедшие эмпирическую валидизацию в процессе конструирования текста.

    Истинный балл – это идеализированная константа испытуемого в гипотетической генеральной совокупности заданий бесконечного теста.

    Матрица – это прямоугольная таблица, сводящая воедино профили ответов учащихся (строки из оценок учащегося по всем задания теста) и профили заданий теста (столбцы из оценок всех учащихся по каждому заданию теста).

    Мода – это такое значение, которое встречается наиболее часто среди результатов выполнения теста.

    Среднее выборочное (среднее арифметическое) – это значение, определяющееся суммированием всех значений совокупности баллов и последующим делением на их число.

    Размах – это расстояние на шкале, в пределах которого измеряются все значения показателя в распределении.

    Дисперсия – это мера изменчивости, основанная на вычислении отклонений каждого значения показателя от среднего арифметического в распределении.

    Корреляция – это статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин, а также наборов данных.

    Предметная чистота – это требование к содержанию любого теста, заключающееся в том, чтобы все проверяемые знания относились к проверяемому предмету и/или теме.

    Валидность – это показатель дифференцирующей способности (дискриминативности) заданий теста.

    Гомогенность (содержательная однородность) задания – это характеристика задания, отражающая степень соответствия его содержания измеряемому свойству человека.

    Функция правдоподобия - это вероятностная модель выполнения заданий теста группой испытуемых, предложенная Р. Фишером.

    Предтестовое задание – это единица контрольного материала, содержание, логическая структура и форма представления которого удовлетворяют ряду требований и обеспечивают однозначность оценок результатов выполнения благодаря стандартизированным правилам проверки.

    Нормативно – ориентированный тест – это система тестовых заданий, упорядоченных в рамках определенной стратегии предъявления и обладающих такими характеристиками, которые обеспечивают высокую дифференциацию, точность и обоснованность оценок качества учебных достижений.

    Уровневый системный подход описания достижений учащихся – подход, позволяющий сгруппировать результаты обучения в зависимости от уровней учебной деятельности.

Современные средства оценивания результатов обучения

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.

Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.

Сегодня в качестве современных средств используют: тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.

    Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Тесты обученности применяются на всех этапах учебного процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, учебных достижений. Однако не все тесты могут дать желаемый результат. Пользоваться необходимо соответствующими тестовыми измерителями, разработанными и проанализированными в соответствие с правилами и требованиями тестологии, на уровне мировых стандартов. При этом в настоящее время такой тестовой продукции пока слишком мало.

На своих уроках в 5 – 6 классах регулярно использую «Тесты по математике» под редакцией В. Н. Рудницкой. Содержание сборника дает возможность оперативно вести изучение успешности усвоения учащимися основных вопросов программы по математике.

Так в 6 классе с помощью тестов проверяются важнейшие предметные знания и умения по следующим блокам: делимость натуральных чисел; сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень рациональных чисел; преобразование алгебраических выражений; пропорции и пропорциональные зависимости; линейные уравнения первой степени; величины.

Тестами также проверяются универсальные общеучебные способы деятельности учащихся (наблюдение, сравнение, выбор ответа, контроль и оценка, умение анализировать и делать вывод и др.). К каждому тестовому заданию даются от двух до четырех вариантов ответов. Выбрав верный с точки зрения ответ, ученик ставит в соответствующей клеточке на полях страницы «знак». Предлагая ребятам тот или иной тест, стараюсь учитывать особенности учащихся каждого конкретного класса, их подготовку и скорость работы. Время проведения теста и его место на уроке определяю сама.

В своей практике использую образовательный проект «Школьный помощник». Э то сервис, который поможет закрепить знания учащихся, полученные в школе, или наверстать пропущенный материал. Он создан для дополнительных занятий по предметам школьной программы.

Выбрав предмет и класс в левом меню, мы попадаем на страницу со списком тем. Перейдя к соответствующей теме, можно прочесть правила, а также выполнить упражнения или решить задачи. Ответы проверяются компьютером и для зарегистрированных пользователей, сохраняются в базе данных "Школьного помощника". Независимо от того, правильно решена задача или нет, каждый сможет посмотреть правильное, подробное решение. Статистику своих занятий зарегистрированный пользователь сможет увидеть в личном кабинете.

Нравится мне и моим обучающимся сайт «ЯКласс». За три года существования он был признан одним из лучших образовательных проектов, который позволяет педагогам успешно внедрять новые государственные стандарты обучения. Сегодня «ЯКласс» даёт в руки учителю не просто современные инструменты ИКТ-образования, но и помогает эффективно применить их в повседневной работе. Это уникальный тренажёр знаний по школьной программе, который поможет освоить непонятную тему и улучшить успеваемость. Это доступ к более чем 6 000 000 вариантов заданий по основным предметам школьной программы и подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. На сайте каждый заинтересованный ученик может создать свой профиль и соревноваться с одноклассниками.

Своим ученикам даю тестовые задания на ЯКлассе. Для этого:

    Составляю тестовую работу для всего класса.

    Автоматическая проверка и отчётность – оценки сразу готовы для выставления в журнал!

На уроках вместе с учащимися и самостоятельно дома вела работу на сайте «Мастер-Тест», который позволял создавать тесты по любой теме. Я могла как создать онлайн - тест, так и скачать его. Ученики могли пройти как онлайн-тестирование, так и тестирование без подключения к интернету.

    Модульная система имеет целью поставить учеников перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года.

    Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося. Рейтинг (от английского «rating») - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Данная система дает возможность:

    определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

    отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

    дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);

    отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учащимся труда;

    повысить объективность оценки знаний.

    Учебное портфолио. Третий год практикую у учащихся, склонных к точным наукам, формирование портфолио по математике. Сегодня в российской образовательной практике растёт понимание того, что стандартная процедура экзамена не позволяет оценить индивидуальные возможности и склонности учащихся, необходимые им для успешной реализации жизненных и профессиональных стратегий после окончания школы.

Портфолио решает важные педагогические задачи:

    поддерживает высокую учебную мотивацию школьников;

    поощряет их активность, самостоятельность в освоении образовательных программ разного уровня и направленности, стимулирует к самообразованию;

    развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

    формирует умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

В учебное портфолио можно включить следующие категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности: во-первых, работы самого учащегося - как классные самостоятельные, так и домашние. Затем прикладные математические проекты (как индивидуальные, так и групповые); решения сложных занимательных задач по данной теме (на выбор), решения задач и упражнений из учебника, выполненные сверх учебной программы; математическое сочинение по сложным вопросам данной темы; математический реферат с историческим содержанием, наглядные пособия по данной теме, настенные материалы, модели; копии статей из журналов и книг, прочитанных учащимся по данной теме; математическая автобиография учащегося; математический дневник; работы над ошибками, выполненные в классе и дома; задачи, составленные самим учащимся по данной теме; оригиналы, фотографии или зарисовки математических моделей и объектов по данной теме, сделанные учащимся или группой учащихся; копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных по данной теме; графические работы, выполненные по данной теме; исследовательские работы; описания экспериментов и лабораторных работ учащимся (выполненных как индивидуально, самостоятельно, так и в малой группе); варианты работ, выполненные учащимся в парах или в процессе взаимообучения; аудио-, видеокассеты с записью выступления учащегося по данной теме на уроке (школьной конференции, семинаре...); листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; работы из смежных дисциплин и практических ситуаций, в которых учащийся использовал свои знания и умения по данной теме; лист целей, которых учащийся хотел бы достигнуть после изучения данной темы, уровень реального достижения и описание причин в случае не достижения целей; копии работ учащегося, выполненные в математических кружках, на разного уровня математических турнирах и олимпиадах, имеющих отношение к данной теме, и копии электронных записок, которыми он обменивался с одноклассниками, учителем и др. при выполнении проектов и творческих заданий; дипломы, грамоты и поощрения.

Основной смысл учебного портфолио - показать все, на что способен мой ученик.

С 80-х гг. XX в. до сегодняшнего дня идут активные научнотеоретические исследования в области изучения проблем контроля, оценки качества обучения. Продолжаются поиски оптимальных шкал для оценивания учебных достижений школьников: от 6-ти до 100-балльной системы. Эти поиски связаны с объективными причинами: учителя, не удовлетворенные 5-балльной системой, старались ее изменить: либо сжимали оценочную шкалу, либо растягивали ее. У одних учителей шкала, по сути, была двубалльной: учащиеся, которые имеют проблемы с обучением, получали лишь «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», а у «учеников - хорошистов» и «отличников» диапазон отметок соответственно составлял «отлично» и «хорошо». Другие учителя стремились в дополнение к четырем баллам (разницы между «двойкой» и «единицей» никто не мог объяснить) использовать знаки «плюс» и «минус», что приводило к 12 или 10-балльной, по сути, системе: 5 + , 5, 5-, 4+, 4, 4-,3+,3, 3-,2+,2, 2- (иногда градация «двойки» не использовалась).

В целом в XX в. в отечественной школе сложилась практика ориентации на разработанные Министерством нормы, например, «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», в которых указывается, каким требованиям должен отвечать устный или письменный ответ ученика для его аттестации соответствующим баллом, а также типичные недостатки ответа, за которые балл снижается.

Сегодня в соответствии с федеральным законом «Об образовании» каждая школа имеет право принимать в своем учебном заведении собственную систему отметок. Некоторые школы перешли на 10-12-балльную систему.

Учитель-новатор Н. Палтышев предложил свою систему оценивания. Он развел отметку, которая выставляется за знания, которые обеспечил учитель (за то, чему он научил), и оценку, которой оценивается деятельность ученика. В книге «Педагогическая гармония» он пишет, что на разных типах урока видоизменяется оценочная деятельность, поэтому для ее разных видов он ввел следующую систему знаков: # - отметки, 0 - оценочная деятельность учащихся, 0 - # - превалирует оценочная деятельность, # - 0 - превалирует отметочная деятельность. Таким образом, оценочная деятельность в зависимости от типа урока выглядит следующим образом: вводный урок - 0; урок изложения новых знаний - 0; урок закрепления знаний - 0 - #; урок отработки полученных знаний - 0 - #; урок контроля знаний - #; урок по ликвидации пробелов в знаниях учащихся - 0 - #; обобщающий урок - # - 0.

Учителями, работающими в системе «ТРИЗ-шанс», использовалась на уроках своя валюта (например, «таланты», «абсолюты» и др.), при которой ученик за определенные виды заданий получал некоторое количество валюты, при накоплении определенной суммы ученик «обменивал» ее на отметку.

Аккредитованные при международной системе бакалавриата школы используют критериально-ориентированную систему оценивания, то есть за разные виды работы выставляются оценки с учетом разных критериев. Например, в гимназии № 45 на уроках русского языка оценивают учащихся по следующим критериям: критерии «А» (проверяется содержание речи учащегося): «отражает способность учащегося продемонстрировать осознание значения и функции родного языка как основного средства общения и выражения своих мыслей по самым разным вопросам через творческие работы, понимание литературных произведений и отклик на литературу», критерии «В» (проверяется сформированность организационных умений): «выражает способность учащегося выражать свои мысли последовательно и ясно», критерии «С» (помогают проанализировать стиль и использование языка в речи школьника): «выражает способность учащегося использовать язык в разных целях. При этом он отбирает соответствующую лексику и стилистику в соответствии с типом и стилем речи. Отражает практическое применение в письменной речи знаний о системе языка, правил и норм правописания», критерии «Б» (проверяются знания учащихся о системе языка и речи): «этот критерий отражает знания и понимание общих сведений о языке, о его системе, о функционировании языка и речи, а также различные учебно-языковые умения (различные виды разбора)».

В течение последних нескольких лет российские педагоги активно обсуждают реформу школьной оценки. В ходе дискуссий было предложено множество вариантов, которые можно свести к шести.

Вариант 1-й: вовсе отменить школьные баллы, а ограничиться зачетами и незачетами. Вариант 2-й: использовать трехбалльную шкалу, при этом «1» будет означать плохое знание предмета, «2» - средний уровень успеваемости, «3» - школьник прекрасно знает материал. Вариант 3-й: использовать семибалльную систему, в этом случае «4» можно ставить вместо «4», «5» превратится в твердую «четверку», «6» заменит «5», а «7» знаменует собой безупречное знание материала; таким образом сразу решится проблема плюсов и минусов, которые сегодня ставят учителя в школьных тетрадях, хотя в официальных табелях успеваемости они не выставляются. Вариант 4-й: ужесточить критерии выставления оценок, добавить к целым оценкам еще и дробные, например, «3,4» или «3,8» покажет, что подросток знает материал лучше, чем на простую «тройку», но до «четверки» еще недотягивает. Вариант 5-й: использовать десятибалльную систему оценок, она позволит педагогам точнее, нежели сейчас, оценивать реальный уровень знаний школьников, при такой шкале за слабое усвоение материала ученикам следует ставить от «1» до «4», знание основных понятий достойно таких отметок, как «5» и «6», это показывает, что ученик старается, но до хорошего результата недотягивает, а «7» - «10» должны отождествляться с сегодняшними «хорошо» и «отлично». Вариант 6-й: введение 100-балльной системы, так до 50 баллов оценка будет считаться неудовлетворительной, от 50 до 70 - удовлетворительной, от 70 до 90 - хорошей, а от 90 до 100 - отличной. Пока неясно, какой вариант будет избран.

В зарубежной школе ситуация другая: системе оценивания отводятся иные функции: обеспечение эффективности ранжирования и отбора индивидов, сертификация, то есть подтверждение завершения стандартного курса или цикла обучения, систематическое диагностирование для повышения качества обучения, средство наблюдения за реформированием системы образования.

Термин «оценивание» используется в широком смысле, включая все возможные суждения, связанные с результатами образования, индивидуальными и агрегированными, служащими одной или нескольким целям и используемые различными людьми и институтами.

В большинстве зарубежных стран традиционно, начиная с начала XX века, для контроля над результатами обученности используются тестовые методики, хотя в последнее десять лет в большинстве стран мира (Германии, Франции, Великобритании и США) явно проявляется тенденция замены тестовых процедур (testing) на эссессмент (assessment - проверка, контроль), то есть замена тестов как системы заданий с выбором ответов на задания, позволяющие оценить не только правильность полученного ответа, но логику изложения, обоснованность суждений и многие другие умения, которые невозможно проверить с помощью тестов. Появились такие понятия, как аутентичная оценка (authentic assessment) и оценка деятельности (performance assessment).

В «Энциклопедии TIMSS» говорится: «... оценка образовательных достижений школьников осуществляется наиболее часто учителем в процессе текущего и итогового контроля. Текущий контроль обычно используется для постоянного слежения за обучением учащихся, а также планирования и организации учебного процесса. Итоговый контроль в основном дает информацию об усвоении учащимися пройденного курса или программы. Основными формами являются письменные и устные тесты, портфолио, практические работы, самооценка и наблюдения учителя. В большинстве стран учащиеся сдают письменные экзамены в конце основных ступеней обучения для определения возможности их перехода на последующую ступень обучения. В основном эти экзамены проводятся и проверяются в школах».

В различных странах по-разному подходят к выбору шкал оценивания, например, в Германии в среднем образовании используется 6-балльная система оценок с обратной зависимостью, то есть количественные и качественные обозначения имеют следующий вид: 1 - sehr gut «отлично»; 2 - gut «хорошо»; 3 - befriedigend «достаточно»; 4 - ausreichend «удовлетворительно»; 5 - mangelhaft «неудовлетворительно»; 6 - ungeniigend «очень плохо». В Польше используется 6-балльная система, во Франции - 20-балльная, в Италии - 30-балльная, в Японии, Африке и Голландии - 100-балльная система.

В США оценочная шкала имеет не цифровое, а буквенное обозначение: от «А» до «F», что приравнивается к цифровым баллам следующим образом: А = 4, В = 3, С = 2, D = 1, F = 0. В некоторых штатах используются варианты, представленные знаками «плюс». Их обычно считают, как соответственно «плюс» - 0.3 и «минус» - 0.7. Например, так как В = 3, то В+ = 3.3 и В- = 2.7. Некоторые учреждения используют единственную среднюю точку между единицами шкалы. Они считают оценки А- и В+ одинаковыми. В таких случаях оценка АВ заменяет опции А-/В+ и считается как 3.5. Также иногда опускается D - считая, что всё, что ниже D, по определению провал.

В Великобритании принята не отметочная, а словесная оценка работы ученика, что позволяет дать более полную и развернутую характеристику школьника. Именно это в последующем помогает не совершать ребенку ошибок. Форма оценивания выглядит так:

I. Фамилия, имя ученика. Учебный предмет. Дата заполнения. Характеризуемый период времени (1, 4 или 12 недель).

И. Общая характеристика успеваемости ученика по предмету - развернутое мнение учителя.

III. Подробная характеристика по отдельным видам деятельности и отношений:

  • 1. Классная работа выполнялась: всегда, регулярно, в половине случаев, редко, почти никогда.
  • 2. Домашняя работа выполнялась: всегда, регулярно, в половине случаев, редко, почти никогда.
  • 3. Отношение к предмету в целом: положительное, безразличное, негативное.
  • 4. Участие в работе класса на уроках: постоянное и инициативное, регулярное, частое, редкое.
  • 5. Глубина понимания материала: отличная, хорошая, слабая, очень слабая.
  • 6. Любознательность и познавательный интерес проявляется: часто, редко, почти никогда.
  • 7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности: всегда самостоятелен, нуждается в помощи и сопровождении, самостоятельность проявляет редко, уклоняется от ответственности.
  • 8. Внимание: отличное, среднее, легко отвлекается.
  • 9. Поведение в классе: отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое.
  • 10. Взаимодействие и взаимоотношения с товарищами: положительные, безразличные, негативные.
  • 11. Общее впечатление учителя об ученике: отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое.

Документ подписывается как учителем, так и учеником.

Многие страны бывшего СНГ тоже перешли на более широкую балльную шкалу: Белоруссия, Молдавия и Грузия ввели 10-балльную шкалу; Украина - 12-балльную; в Эстонии используется пятибалльная шкала («1» - оценка за невыполненную работу).

Судя по последним новостям, на мировом образовательном пространстве грядут изменения, касающиеся системы оценивания. Так, в конце 2009 г. на Всемирном форуме по обучению и технологиям (Learning and Technology World Forum), прошедшем Лондоне, компании Cisco, Intel и Microsoft предложили план многоотраслевого исследовательского проекта по разработке новых подходов, методик и технологий, которые позволят оценивать успешность преподавания и обучения по всему миру в XXI веке. Проект предполагает работы в нескольких ключевых областях, способных привести к наиболее значительным преобразованиям обучения и системы оценок. Группы преподавателей и научных сотрудников сконцентрируют свои усилия на создании методик и технологий образовательных оценок, эффективных обучающих сред, а также воспроизводимых методов преподавания и выставления оценок на базе ИКТ, направленных на приобретение необходимых учащимся знаний, умений и навыков, а также на контроль результатов обучения. Чтобы ускорить реализацию проекта и включить его результаты в очередные версии PISA и TIMSS, будут изучены практические методы аудиторного преподавания и тестирования знаний, умений и навыков, необходимых в XXI веке, а также сделаны выводы о возможности широкомасштабного использования этой системы оценок. Это сотрудничество, по мнению его инициаторов, поможет изменить глобальную образовательную систему, в частности устранить существующий разрыв мещду школьными знаниями и требованиями реального мира, а также более эффективно оценить навыки, действительно необходимые в XXI веке.


Национальная образовательная инициатива Новая школа - это современная система оценки качества образования. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей.




XVI-XVII век В иезуитских школах распределение учеников по разрядам Средневековая Германия первая трёхбалльная система Дореволюционная Россия Единая 12-ти бальная система в военных учебных заведениях 3,5,10-бальная системы в гражданском образовании 1837 год Официально введена 5-ти балльная система Май 1918 года Отмена балльной системы 1932 год Восстановление принципов системного учёта знаний 1944 год Восстановление 5-ти балльной системы






























Рейтинг (от английского «rating») - это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию» Рейтинговая система эффективна благодаря тому, что она: учитывает текущую успеваемость ученика, что активизирует его самостоятельную работу в течении четверти; учитывает текущую успеваемость ученика, что активизирует его самостоятельную работу в течении четверти; более объективно и точно оценивает знания ученика за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок; более объективно и точно оценивает знания ученика за счет использования дробной 100-бальной шкалы оценок; создает основу для дифференциации учеников, что особенно важно при переходе на профильную систему обучения; создает основу для дифференциации учеников, что особенно важно при переходе на профильную систему обучения; позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учеником и повышает объективность оценки. позволяет получать подробную информацию о ходе усвоения знаний каждым учеником и повышает объективность оценки.




Учебное портфолио - форма и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения. Отдельные авторы характеризуют учебные портфолио, как: коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами; коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами; выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год); выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год); форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося; форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося; антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку. антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.


Портфолио по математике Цель обучения математике- развитие математического мышления и прикладных математических умений, формирование умения решать задачи. Учебное портфолио Работы самого ученика (классные,домашние, самостоятельные) Заметки учителя, родителей, одноклассников


Прикладные математические проекты (как индивидуальные, так и групповые); прикладные математические проекты (как индивидуальные, так и групповые); решения сложных занимательных задач по данной теме (на выбор учащегося), решения сложных занимательных задач по данной теме (на выбор учащегося), решения задач и упражнений из учебника, выполненные сверх учебной программы; решения задач и упражнений из учебника, выполненные сверх учебной программы; математическое сочинение по сложным вопросам данной темы; математическое сочинение по сложным вопросам данной темы; математический реферат с историческим содержанием, математический реферат с историческим содержанием, наглядные пособия по данной теме, настенные материалы, модели; наглядные пособия по данной теме, настенные материалы, модели; копии статей из журналов и книг, прочитанных учащимся по данной теме; копии статей из журналов и книг, прочитанных учащимся по данной теме; математическая автобиография учащегося; математический дневник; математическая автобиография учащегося; математический дневник; работы над ошибками, выполненные в классе и дома; работы над ошибками, выполненные в классе и дома; задачи, составленные самим учащимся по данной теме; задачи, составленные самим учащимся по данной теме; оригиналы, фотографии или зарисовки математических моделей и объектов по данной теме; оригиналы, фотографии или зарисовки математических моделей и объектов по данной теме; копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных по данной теме; копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, прочитанных по данной теме; графические работы, выполненные по данной теме; графические работы, выполненные по данной теме; описания экспериментов и лабораторных работ; описания экспериментов и лабораторных работ; варианты работ, выполненные учащимся в парах или в процессе взаимообучения; варианты работ, выполненные учащимся в парах или в процессе взаимообучения; аудио-, видеокассеты с записью выступления учащегося по данной теме на уроке (школьной конференции, семинаре...); аудио-, видеокассеты с записью выступления учащегося по данной теме на уроке (школьной конференции, семинаре...); листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; лист целей, которых учащийся хотел бы достигнуть после изучения данной темы, уровень реального достижения и описание причин в случае недостижения целей; лист целей, которых учащийся хотел бы достигнуть после изучения данной темы, уровень реального достижения и описание причин в случае недостижения целей; копии работ учащегося, выполненные в математических кружках, на разного уровня математических турнирах и олимпиадах; копии работ учащегося, выполненные в математических кружках, на разного уровня математических турнирах и олимпиадах; дипломы, поощрения, награды по данному предмету дипломы, поощрения, награды по данному предмету


Портфолио по математике Цель обучения математике- развитие математического мышления и прикладных математических умений, формирование умения решать задачи. Учебное портфолио Работы самого ученика (классные, домашние, самостоятельные) Заметки учителя, родителей, одноклассников


Описание результатов наблюдений учителя за данным учащимся на уроках математики; описание результатов наблюдений учителя за данным учащимся на уроках математики; описание интервью, бесед учителя с учащимся; описание интервью, бесед учителя с учащимся; листы проверок учителя с комментариями (посещаемость, участие в работе класса, уровень и качество выполнения самостоятельных и контрольных работ); листы проверок учителя с комментариями (посещаемость, участие в работе класса, уровень и качество выполнения самостоятельных и контрольных работ); копии записок учителя родителям учащегося, другим учителям и т.д.; лист оценок и комментариев учителя по работам учащегося; копии записок учителя родителям учащегося, другим учителям и т.д.; лист оценок и комментариев учителя по работам учащегося; математическая характеристика, включающая как количественные результаты, так и качественные показатели учебно-познавательной деятельности учащегося; математическая характеристика, включающая как количественные результаты, так и качественные показатели учебно-познавательной деятельности учащегося; отзывы других учителей, школьной администрации, одноклассников, родителей, общественных организаций и др. о данном школьнике. отзывы других учителей, школьной администрации, одноклассников, родителей, общественных организаций и др. о данном школьнике.





Просмотров