Что такое психика в психологии кратко. Общая психология

Душа человека - самое загадочное творение природы, о котором существует больше всего предрассудков. Самое близкое и повседневное при ближайшем рассмотрении оказывается и наиболее непознанным, хранящем столько тайн, сколько не содержит вся вселенная. По крайней мере, глубина сознания влечет нас больше, чем остальные загадки мира.

Мало что вызывало больше споров, чем сознание. То, что все религии, культы и эзотерические теории напоминают поиск негра ночью, понятно - здесь под негром мы понимаем механизмы зарождения поступков, а под ночью - совокупные процессы психики. Причем все говорят об истине, и хорошо, если эти заявления обходятся без крови. Часто, как у крестоносцев, поиск приводит к войнам, длящимся десятилетиями. Так почему же самое родное, что у нас есть, то, о чем мы должны бы все знать, ведь пользуемся этим ежеминутно, вызывает у нас больше вопросов, чем логика женщины?

Что такое человеческая психика

Древним грекам первым понадобилось понятие, одновременно объединяющее и разграничивающее естественную биохимию организма и его метафизическую сущность. Они задумались о том, как появляются мысли, поступки и убеждения. Этот вопрос до сих пор не дает покоя ученым и теологам.

Наука говорит, что психика - это отражение биологического существования посредством органов чувств и центральной нервной системы. Мышление помогает субъекту воспринимать действительность и ориентироваться в ней. Без этого жизнь высшего существа не представляется возможной. Внешний хаос упорядочивается, события ранжируются и выстраиваются в цепь. Настоящее течет, превращаясь в опыт, который формирует планы на будущее.

Сознательные и бессознательные функции психики

Выделяются осознанные мысли и мотивы, скрыто влияющие на жизнь через подсознание. Но функции психики человека, независимо от уровня осознанности, кардинально отличаются от таковых у животных. Основные различия - сознание и трудовая деятельность.

То, что мы осознаем - мысли, чувства, мечты - осознанная часть системы, поддающаяся прямому воздействию и корректировке. Но, согласно исследованиям, начало которым положил Зигмунд Фрейд, большее влияние на психику оказывают скрытые за "порогом" сознания мотивы, которые прорывают границу осознанности во сне или в моменты катарсиса.

Теория Зигмунда Фрейда

Взгляды Фрейда перевернули понятие о душе. В его пуританскую эпоху теория сексуальности вызвала шквал осуждения. Хотя дело всего лишь в том, что нельзя сбрасывать со счетов одну из основных сил, движущих развитие общества.

Экспериментальным путем он доказал существование нескольких слоев сознания. Самый глубокий, темный и неподвластный влиянию слой получил название бессознательного. Там содержится все забытое, неосознанное, все комплексы, которые при должном воздействии можно «протащить» через порог сознания и сделать доступным пониманию. Все это способно влиять на обдуманные решения. А если это запущенные комплексы, жизнь может стать совсем безрадостной. Например, комплекс матери может сделать человека гомосексуалистом, а комплекс отца - преступником.

Теория Карла Юнга

Научная революция уронила авторитет церкви, чему во многом поспособствовал Фрейд. Поэтому новым исследователям сознания открылась девственная нетронутая территория - душа человека. Следующим, кто пришел в психологию вслед за Фрейдом и сделал не менее значительный вклад в развитие этой науки, стал сын швейцарского пастора - Карл Густав Юнг.

В молодости Юнг восхищался Фрейдом, революционностью его идей и смелостью методов исследования. Однако в какой-то момент пути выдающихся ученых разошлись. Юнгу претило то, что по Фрейду психика - это не более чем по-разному истолкованная теория сексуальности. Он считал ее слишком односторонней и не оставляющей места человеческому духу.

Юнг всегда повторял о неоценимом вкладе оппонентов, но критиковал нарочитую «догматичность» их взглядов, которая использовалась для подавления религиозного инстинкта. Значительная часть его трудов посвящена мифам, легендам и взглядам средневековых алхимиков. Такая гибкость взглядов позволила ученому создать аналитическую психологию, включающую сны, озарения и предчувствия. Его метод иногда напоминает магию, когда говорит о связи всего сущего и передаче мысли на расстоянии.

Аналитический метод Юнга

В своих исследованиях Юнг использовал комплексный подход, при котором, помимо принятых тогда кляксографических и других тестов, применялся метод словесной ассоциации. Он заметил, что некоторые слова вызывают необычную реакцию - паузу, повторение или забывание.

Ему удалось доказать существование скрытых идей и чувств, названных комплексами и влияющими на жизнь личности. Эти спайки из травматических переживаний ведут активную деятельность, скрываясь от сознания. И так как эти констелляции способны причинять неудобства индивиду, Юнг разработал лечение, при котором комплексы выявляются и путем рефлексии сводятся на нет.

Основные идеи теории Юнга

Есть два личностных типа, характеризующихся стремлением к экстраверсии (обращенности психики во внешний мир) и интроверсии (склонности к самоанализу). А также четыре составляющие сознания - ощущение, интуиция, мышление и чувствование.

Каждый человек наделен личным и коллективным бессознательным. Первое состоит из опыта, истории и переживаний конкретного субъекта. Второе включает родовую память, все образы и архетипы, которые сложились на протяжении эволюции. Люди способны воспринимать коллективные образы во сне или в процессе чтения сказаний, мифов и легенд.

Всем нам присуще стремление к совершенству - Юнг назвал этот процесс индивидуацией. Это желание обрести гармонию с бессознательным приходит во второй половине жизни и проявляется как кризис среднего возраста с последующим становлением более целостной личности.

Сны рождаются во «всеобъемлющих глубинах» для того, чтобы указать нам на пробелы в жизни, на слабые места и призвать к преодолению. Так личность обретает устойчивость (устранив указанные снами комплексы).

Психология народов

Изучение мифов натолкнуло Юнга на мысль о связи народного творчества с коллективным бессознательным. Он провел много лет среди африканских аборигенов и южноамериканских индейцев.

Один из описываемых феноменов - перестройка сознания в зависимости от среды обитания. В Африке это назвали «стать черным». Воспитанные образованные европейцы после продолжительного общения с коренным населением перенимали их модель поведения. Они начинали искренне верить в местные обычаи, вплоть до участия в кровавых колдовских ритуалах. И чем более слабая психика была у человека, тем быстрее и необратимее он переодевался в набедренную повязку.

Можно предположить, что в современной Америке происходит обратный процесс, когда темнокожее население забывает корни, приобретая европейский лоск. Но, как видно из голливудских фильмов, это обоюдоострый меч: манера речи, мимика и пластика американских европеоидов насквозь пропитаны влиянием Африки.

Психология групп по Вундту

В. Вундт (1832-1920) известен своим трудом «Психология народов». В нем психика человека, ее стороны и их влияние на становление самосознания нации рассмотрены с историко-культурной позиции. Ученый выдвинул теорию о том, что мышление напрямую зависит от культурных, климатических и технологических условий жизни социума.

Он возражал против отождествления личного и народного сознания. Вундт настаивал на том, что синтез мыслящих личностей способен привести к появлению новой реальности, сверхсознания, наполненного надличностными мифами и моралью.

Массовая психология Уорда

Американец Л. Ф. Уорд (1843-1913) назвал расцвет культуры высшим эволюционным симбиозом всех космологических и антропогенетических сил. Он наделяет культуру чувством и наличием цели.

Удовлетворив основные потребности в виде голода, жажды и половой страсти, человек обретает новые желания, полные возвышенных целей и сложных интеллектуальных возможностей. Эти стремления и двигают общество к улучшению. Сюда относится и феномен поиска счастья - свободы от страданий.

У. Самнер

Согласно работе У. Самнера (1840-1910) «Народные обычаи», на жизнь масс влияет ряд факторов, которые оно назвал обычаями. Они появляются, когда люди стараются выжить в сложных климатических условиях или под угрозой уничтожения другой группой. Так складываются и совершенствуются модели поведения, которые принимаются людьми и передаются следующим поколениям.

На обычаи также влияют личные интересы - голод, жажда, секс, честолюбие. По Самнеру, психика - это либо «мы - группа», когда отношения складываются на основе поддержки и взаимопонимания, либо «они - группа», где между сообществами устанавливается враждебность.

Итак, изучив культуру народа, его мифы, мораль и мировоззрение, можно с большой достоверностью говорить как о психике индивида, так и целого народа.

Греки - первопроходцы души

Неудивительно, что именно греки первыми заговорили о существовании внутреннего мира, живущего по собственным законам. Живя в небывалой свободе, не имея рамок и ограничений, они имели лабораторию по изучению духа, воссоздать которую более не представится возможным. Современники Гомера еще не получили прививки постоянной гложущей вины. Не знали сожаления о греховности своей природы, отравившей христианский период истории.

Они с детской наивностью верили в справедливость мести, были убеждены в том, что сочувствие чужому горю унижает не только того, кто его испытывает, но и объект, которому оно предназначено. Все особенности психики эллины запечатлели в Олимпийцах, ведущих такой же свободный и аморальный, по нынешним меркам, образ жизни. Каждый народ, эпоха или партия имеют свои мораль и менталитет, и все претендуют на исключительность. В итоге получается, что морали нет - есть эволюционная необходимость.

Психология эпохи христианства

После греческого и римского разгула наступил период, когда развитие психики потребовало введения строгих моральных норм во избежание вырождения цивилизации. И так как это происходило бессознательно, не удалось избежать перегибов. Первые апостолы придерживались крайне строгого воздержания - их вера должна была переломить привычный ход вещей и убедить планету в их святости.

И они достигли цели. Представьте святого: он в отрепье, он дышит на ладан от голода и весь в струпьях. Но в его глазах горит непоколебимая уверенность в своих словах, а в голосе металлом звенит непреклонная воля - невозможно так жить, если действительно не посвящен в тайны мироздания. И мир купился: на сотни лет люди водрузили на себя гнет незаслуженного греха. К чему это привело, мы знаем - войны, нетерпимость и костры инквизиции.

Но потери неизбежны. Ведь в этой игре целью было обуздать звериный нрав и начать жить в относительном мире. Заповеди научили воспринимать причиняемое зло как ущерб себе. Сочувствие ближнему не дает уничтожать людей, потому что это переживается, как личное горе. «А вдруг все обернется гневом Господним?» - этот вопрос предотвратил много войн.

Психология современности

Нам повезло жить в необыкновенное время. В чем-то правы те, кто называет некоторые города новым Римом - там царит такой же вечный праздник, не омраченный узами морали. Современная психика - это свободная территория, которую благодаря науке Бог покинул, а новые правила, составляющие основу души, еще очень зыбки и ненадежны.

И мы снова ищем опору. Теперь в науке. Как будто, если подтвердить эту пресловутую теорию всеобщего поля, исчезнут войны, и люди возлюбят друг друга. Чем современные поиски новых элементов отличаются от изысканий алхимиков с их философским камнем, представлявшим модель души?

Страшно представить, что переживает психика ребенка: насилие, рекой льющееся с экрана, интернет с порнографией и соцсетями... Небывалое давление, которое мы переживаем, готовит почву для самых непредсказуемых последствий. Снова человек оказался на перепутье без подсказок и помощников. К чему приведет этот эволюционный виток, известно только Богу, которого мы свергли. Может, мы прорвемся, и новый мир озарится рождением невиданного ранее строения психики?

Понятие о психике

Психика, как и сознание, относится к числу понятий, значимость существования которых никто не отрицает, но и дать которым однозначное толкование очень сложно. По крайней мере, как и в ученой среде, так и на обывательском уровне существуют весьма разные определения того, что есть психика.

В обиходе слово "психика" в основном употребляют при объяснении поведения конкретного человека. То есть психика рассматривается как главный источник поведения, ну и, соответственно, как источник личностного разнообразия. Часто слово "психика" используется для общей характеристики человека или его поведения: "у него неуравновешенная психика", "обладает устойчивой психикой".

В науке под психикой обычно понимают свойство высокоорганизованной живой материи, свойство центральной нервной системы, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Поэтому в каком-то смысле под психикой можно понимать что-то вроде содержательного наполнения деятельности центральной нервной системы. Можно провести довольно грубую аналогию: как у компьютера есть операционная система и программы, так и у нашего организма есть психика.

В психологии обычно считают синонимами слова "душа" и "психика". Само название науки психологии происходит от древнегреческого составного слова, которое можно перевести как "наука о душе". Кстати, "психо" происходит от "псюше" - зеркало. Существует огромное количество житейских, околонаучных и псевдонаучных концепций о человеке, в которых используется слово "душа". Это, в общем-то, единственная причина, по которой в научной психологии утвердилось именно "психика", а не "душа".

Что все же конкретно входит в понятие "психика"? Очевидно, что психика присуща не всякому материальному объекту во вселенной. Нет психики, например, у камня или травинки. Это мы можем утверждать довольно смело, потому что у них нет ни нервной системы, ни чего-то такого, что напоминало бы ее.

Если ли психика у автомобиля? Тут уже так просто не ответишь, потому что у всех автомобилей есть провода и электронные компоненты, такие как транзисторы или микросхемы, по функционалу напоминающие нейроны. К тому же у многих автомобилей имеются компьютеры и управляющие ими программы, что значительно повышает "интеллектуальность" машины и еще приближает ее к человеку.

Обычно в общей психологии, антропологии и других науках этот вопрос решается весьма грубо. Постулируется, что психика это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Другая существенная характеристика психики заключается в способности отражать объективный мир. То есть высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. При этом получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. И важен не столько факт способности получить этот образ, сколько способность выстроить из образов целостную картину мира.

Получаемая психикой информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения. Это определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Другим признаком психики, который вытекает из способности формировать целостную картину мира, является способность организма к обучению, значимость этого обучения для жизнедеятельности конкретного организма. То есть чем более опытен организм, тем более сложно его поведение.

Есть множество врожденных схем реагирования. Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Амеба, например, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой. Однако она удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде.

Сложное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство - раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Даже у растений обнаруживаются первичные формы раздражимости - существует тропизм (вынужденное движение).

Элементарные организмы реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, на биотические раздражители. Растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т.д. Эти организмы реагируют лишь на очевидно значимые для них факторы, и эти реакции происходят лишь в ответ на изменение факторов. Поэтому такие организмы можно назвать "простыми автоматами".

У развитых организмов значительно более сложное строение, и это позволяет их поведению быть более сложным и менее предсказуемым для внешнего наблюдателя. Живые организмы данного уровня развития занимают экологическую нишу, в которой они вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. Как считает А. Н. Леонтьев, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

По сравнению с раздражимостью чувствительность подразумевает возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму. Это позволяет формироваться одному из главных свойств психики - способности к опережающему и целостному отражению реального мира.

Эта способность предполагает моделирование окружающей действительности "в режиме реального времени". Например, если одно животное видит двигающееся другое животное, то оно может предположить: где это животное было некоторое время назад, где оно может оказаться, какую пользу или вред оно может нанести. А для этого предположения необходимо "прокрутить в голове" события прошлого и предполагаемые события будущего.

Поведение это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. У собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать осознанное и целенаправленное поведение. Человек, например, может потратить много усилий для достижения цели, не имеющей в данное время актуальной значимости. Скажем, он занялся изучением японского языка, намереваясь лет через десять посетить страну восходящего солнца.

Столь сложное поведение возможно благодаря наличию в составе психики человека развитого сознания. Сознание - высший интеграционный психический процесс, объединяющий другие: память, внимание, мышление, речь и пр. Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно перемешивающихся между собой и предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

Сознание - и соответственно психика - человека позволяет ему выделять себя из окружающей среды и осознавать свою индивидуальность, формировать так называемую "Я-концепцию" (совокупность представлений о себе. Я-концепция позволяет глубже понимать объективную действительность, разделяя собственные мнения и объективные факты. Человек может относиться к объекту несколько предвзято. Например один вид самолета может ассоциироваться с авиакатастрофами, и человек тогда боится летать. Он однако довольно четко понимает природу своего страха, понимает при этом, что реальная вероятность разбиться очень мала, понимает, что лететь все равно необходимо. И приходит к сознательному, аргументированному выводу. Если животное испытывало бы подобный страх перед самолетом, оно вообще наотрез бы отказалось приближаться к самолету.

Психика человека, благодаря наличию развитого сознания, позволяет относиться к получаемой информации критически. Любое знание, любую идею мы можем оспорить, выдвинув альтернативные, пробные точки зрения. Слыша, например, в джунглях крик какой-то птицы, человек может усомниться: а птица ли это? возможно, какой-то другой человек изображает этот крик? С развитием социальных отношений, коммуникаций роль критики только вырастает, потому что люди научились лгать, и делают это весьма охотно.

В общей психологии, таким образом, выделяется четыре основные уровни развития психики живых организмов:

Раздражимость,

Чувствительность,

Поведение высших животных,

Сознательное поведение.

Психика отдельного индивида не находится в стагнации. В процессе онтогенеза она проходит ряд этапов своего формирования. Даже в зрелые годы она развивается, корректируется, и происходит это весьма быстро. На формирование и развитие психики влияет ряд факторов: наследственность, здоровье и физико-физиологические особенности жизнедеятельности, социальное окружение, опыт, случайные и иные факторы.

Один из самых сложных вопросов для науки - каковы функции психики? Ее проявления столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Нельзя, например, ограничиваться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды. Известно, что человек может не только приспосабливаться к окружающей действительности, но и действовать творчески, новаторски, часто с риском для жизни. Если бы человек только приспосабливался, то не было бы выдающихся ученых и изобретателей, писателей и художников, политиков и революционеров, инженеров и программистов, других активных личностей. Тем не менее, безусловно, адаптация - главнейшая функция психики. Психика обеспечивает тонкое приспособление к окружающей среде.

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания – знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Итак, психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики – психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.

Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, "проигрывать" варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации.

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности – информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.

Итак, психическое отражение, психический образ – не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность – значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безóбразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:
1. Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.
2. Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.
4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.
5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. Психика проявляется в психических явлениях .

Все психические явления делятся на три группы: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства личности.

Некоторые авторы отмечают, что психика есть функция мозга . Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия , а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика .

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа . Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями.

Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности , а всеобщей функцией – регуляция деятельности .

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание человека , которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и других психических явлений.



Просмотров