Что является ухудшением жилищных условий. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий Не является ухудшением жилищных условий

№ 356-ПП О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 13 мая 1997 г. N 356-ПП О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве На основании Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года, Указа Президента Российской Федерации от 9 апреля 1993 года N 442 "О мерах по обеспечению права граждан на жилище", в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и в целях расширения жилищной реформы в г.Москве, направленной на обеспечение конституционных прав граждан на жилище, и упорядочения системы предоставления жилых помещений Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Положение о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве (приложение) и ввести его в действие с 10 июля 1997 года. 2. Префектам административных округов, Комитету муниципального жилья провести необходимую организационную и разъяснительную работу в связи с введением в действие Положения (п.1) и в дальнейшем процессе реализации жилья руководствоваться настоящим постановлением. 3. Установить, что за гражданами, принятыми на учет по улучшению жилищных условий до 10 июля 1997 года в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве, утвержденными решением исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30 ноября 1984 года N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве" и последующими изменениями и дополнениями, сохраняется право улучшения жилищных условий в соответствии с существующей очередностью, а также с учетом установленных данными Правилами льгот по предоставлению жилых помещений. Жилые помещения этим гражданам предоставляются в соответствии с ежегодно утверждаемыми Правительством Москвы направлениями реализации жилой площади, по нормам и в порядке, установленным настоящим постановлением. 4. Комитету муниципального жилья совместно с префектами административных округов до 1 октября 1997 года провести перерегистрацию граждан, принятых на учет по улучшению жилищных условий по месту жительства до 10 июля 1997 года. 5. С 10 июля 1997 года считать утратившими силу решения исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 30 ноября 1984 года N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве", от 4 августа 1986 года N 1809 "О некоторых дополнениях и изменениях "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г.Москве", решения исполкома Моссовета, президиума МГСПС и МГК ВЛКСМ от 17 декабря 1986 года N 2986 "Об утверждении Правил учета граждан, желающих стать жителями молодежных жилых комплексов, и предоставления жилых помещений в домах молодежных жилых комплексов в г.Москве", решения исполкома Моссовета и президиума МГСПС от 7 июля 1987 года N 1601 "О дополнении "Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в г.Москве" и постановление Правительства Москвы от 8 января 1992 года N 4 "О некоторых дополнениях и изменениях Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве". 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы, руководителя Комплекса социальной сферы Шанцева В.П. и членов Правительства Москвы - префектов административных округов. П.п.Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 13 мая 1997 г. N 356-ПП ПОЛОЖЕНИЕ о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.Москве Настоящее Положение устанавливает порядок учета граждан, желающих приобрести в собственность или получить на условиях социального либо коммерческого найма жилые помещения из государственного и муниципального жилищных фондов г. Москвы, а также общий порядок приобретения и предоставления жилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Граждане, желающие улучшить свои жилищные условия, имеют право: а) на предоставление в установленном порядке жилого помещения: - по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов г.Москвы в пределах социальной нормы жилья, - по договору коммерческого найма; б) на приобретение жилого помещения: - у собственников недвижимости в жилищной сфере, - путем участия в строительстве жилья жилищными товариществами, жилищно-строительными кооперативами, - путем участия в финансировании жилищного строительства, - путем покупки и погашения жилищных ценных бумаг, - по другим законным основаниям. 2. Предоставление жилых помещений осуществляется по норме предоставления жилья. Норма предоставления жилья - размер общей площади, приходящейся на каждого члена семьи, в пределах которого осуществляется предоставление жилья в зависимости от способа улучшения жилищных условий: а) по договору социального найма - норма предоставления составляет 18 кв.м общей площади на одного человека (социальная норма); б) путем вступления в ЖСК - из расчета: не менее социальной нормы жилья и не более одной комнаты на каждого члена семьи независимо от ее площади; в) по договору коммерческого найма или приобретения жилья в собственность - размер жилья не ограничивается; г) путем вступления в строительные или иные товарищества и объединения, а также финансирования строительства за счет собственных или привлеченных средств - размер жилья не ограничивается. Жилое помещение может быть предоставлено с превышением указанной в подпункте "а" настоящего пункта нормы, если оно составляет одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для заселения лицами разного пола старше 9 лет, кроме супругов, а также при наличии льгот, дающих право на дополнительную жилую площадь. Дополнительная жилая площадь предоставляется отдельным категориям граждан по договору социального найма сверх установленной настоящим Положением социальной нормы в пределах, установленных действующим законодательством. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение дополнительной площади, устанавливается Правительством Российской Федерации, законами и иными нормативными актами города Москвы. 3. На условиях договора социального найма жилое помещение предоставляется гражданам в домах жилищного фонда социального использования, формируемого из государственного и муниципального жилищных фондов города Москвы, объемы которого утверждаются Правительством Москвы. 4. По договору социального найма жилого помещения наймодатель передает нанимателю жилое помещение в пользование в пределах нормы на срок, установленный законодательством, а наниматель обязуется использовать его для проживания, своевременно вносить плату за пользование им и оплачивать коммунальные услуги. 5. Органы исполнительной власти обязаны по обращению граждан о замене занимаемого по договору социального найма жилого помещения площадью, превышающей норму, установленную в пункте 2 "а" настоящего Положения, на жилое помещение в пределах социальной нормы, предоставить им соответствующие жилые помещения также по договору социального найма. 6. Жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов города Москвы предоставляются по договорам коммерческого найма гражданам пригодными для постоянного проживания, в виде отдельных квартир (или комнат), благоустроенные применительно к условиям г.Москвы и отвечающие санитарным и техническим нормам. 7. По договору коммерческого найма жилого помещения наймодатель передает нанимателю жилое помещение без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование, а наниматель обязуется использовать его в соответствии с назначением и своевременно выполнять обязательства по договору. 8. Условия и порядок предоставления жилых помещений по договорам коммерческого и социального найма регулируются законодательством Российской Федерации и города Москвы. 9. Доли жилой площади во вновь вводимом в эксплуатацию государственном и муниципальном жилищных фондах города Москвы, предоставляемой по договорам социального или коммерческого найма, а также подлежащей продаже, утверждаются ежегодно Правительством Москвы. 10. Доли жилой площади, освобождающейся за выбытием граждан в муниципальном жилищном фонде города Москвы, предоставляемой по договорам социального или коммерческого найма, определяются ежегодно префектурами административных округов. 11. Граждане, проживающие в жилых помещениях по договорам социального и коммерческого найма, а также члены жилищных товариществ и жилищно-строительных кооперативов, граждане и члены их семей, имеющие жилые помещения на праве собственности, принимаются на учет по улучшению жилищных условий в общем порядке в соответствии с настоящим Положением. Предоставление жилых помещений этим гражданам по договорам социального найма производится в общем порядке и с учетом имеющегося у них жилья, как занимаемого по месту регистрации, так и принадлежащего им на праве собственности. Проверка данных о наличии у граждан жилой площади, а также о сделках по ее отчуждению при предоставлении жилья является обязательной для органов, осуществляющих учет граждан и предоставление им жилой площади. 12. Жилые помещения в коммунальных квартирах предоставляются гражданам в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными актами города Москвы. 13. Приобретение жилой площади в собственность в соответствии с настоящим Положением распространяется на все случаи приобретения жилья с использованием льгот и государственной помощи, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы (дотации, кредиты, субсидии, займы и т.д.). Приобретение жилой площади на рынке жилья регулируется гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными актами города Москвы. 14. Лица, виновные в нарушении порядка постановки на учет граждан, желающих улучшить свои жилищные условия, снятия с учета, предоставления и приобретения жилых помещений, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. II. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ И ПОСТАНОВКИ ИХ НА УЧЕТ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛЬЯ. 15. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в городе Москве не менее 10 лет и: а) занимающие жилые помещения менее установленной нормы жилья на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой постановки на учет является размер приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи площади, в том числе с учетом отсутствующих в связи с призывом в Вооруженные Силы, командированных на работу за границу, выехавших на учебу в другие населенные пункты и иных лиц, за которыми сохраняется право на жилую площадь на период их временного отсутствия, составляющий менее 10 кв.м общей площади для отдельных квартир и 18 кв.м общей площади для коммунальных квартир, который дает право постановки на учет по улучшению жилищных условий путем получения жилья по договору социального или коммерческого найма либо приобретения его на возмездной или частично возмездной основе с использованием льгот, установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы; б) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечень которых утверждается постановлением Правительства Российской Федерации, при которых совместное проживание с больными (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно; в) проживающие в смежных неизолированных комнатах, а также в однокомнатных квартирах по две и более семьи независимо от размеров занимаемого жилья, в т.ч. семьи, которые состоят из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке; г) проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке не пригодными для постоянного проживания, независимо от размеров занимаемого жилого помещения. 16. Граждане, прожившие в г.Москве не менее 40 лет и имеющие трудовой стаж на предприятиях и в учреждениях Москвы не менее 25 лет, подлежат постановке на учет из коммунальных квартир независимо от размеров занимаемой площади при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее 20 лет. 17. Ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, герои и ветераны труда, иные категории граждан, которые в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и города Москвы имеют право на первоочередное или внеочередное предоставление жилой площади, подлежат постановке на учет и предоставлению жилой площади в соответствии с имеющимися у них льготами. 18. Граждане, принятые и состоящие на учете по улучшению жилищных условий по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего Положения, сохраняют свою очередность и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Положением и другими нормативными актами города Москвы. 19. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в территориальных жилищных органах по месту жительства. 20. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, необходимых для решения данного вопроса, перечень которых утверждается городскими нормативными актами. В случае наличия у граждан и членов их семей нескольких квартир или комнат, занимаемых по договорам социального (коммерческого) найма или на праве собственности, расчет площади при принятии на учет производится исходя из суммарного размера всех занимаемых и принадлежащих им на праве собственности жилых помещений. 21. Очередность принятых на учет по месту жительства граждан устанавливается распоряжением префекта административного округа и ведется в муниципальных жилищных органах по годам постановки на учет. 22. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилья по месту работы на предприятиях и в учреждениях, созданных на базе государственной и муниципальной собственности и финансируемых за счет бюджетных средств, которым выделяется жилая площадь из государственного и муниципального жилищного фондов, осуществляется по решению администрации и профсоюзного комитета в соответствии с настоящим Положением. Решение администрации и профсоюзного комитета о постановке на учет и предоставлении жилой площади утверждается распоряжением префекта административного округа. 23. Постановка на учет и предоставление жилой площади в организациях и на предприятиях, созданных на базе иных форм собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, осуществляется на основании заключаемых трудовых, коллективных или иных соглашений работников с администрацией этих организаций и предприятий под контролем профсоюзных органов. По соглашению трудовых коллективов, профсоюзных органов и администрации этих предприятий и организаций допускается осуществление контроля и утверждение решений о постановке на учет и предоставлении жилой площади со стороны исполнительных органов власти г.Москвы. 24. Заявления граждан об улучшении жилищных условий и прилагаемые документы, в том числе подтверждающие наличие установленных жилищным законодательством льгот, сведения о доходах, должны быть рассмотрены общественной жилищной комиссией при префекте административного округа. В результате рассмотрения заявлений граждан комиссия должна рекомендовать способ улучшения жилищных условий (социальный наем, коммерческий наем, приобретение жилья в собственность с учетом соответствующих льгот). 25. В случае принятия комиссией рекомендации о невозможности улучшения жилищных условий гражданину путем предоставления жилой площади по договору социального найма, он имеет право сам выбрать вариант улучшения жилищных условий путем коммерческого найма или приобретения жилья в собственность, в том числе с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством. При ухудшении жилищных условий (путем обмена, мены, раздела жилой площади, отчуждения имеющегося в собственности жилья), в результате чего на каждого проживающего стало приходиться менее нормы, установленной пунктом 15 "а" настоящего Положения, граждане подлежат постановке на учет для получения жилья по договору социального найма по истечении 5 лет после ухудшения жилищных условий. 26. Рекомендация комиссии с учетом выбранного гражданином варианта улучшения жилищных условий утверждается распоряжением префекта административного округа. 27. По результатам рассмотрения документов граждан формируются: а) список граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма; б) список граждан, которым жилые помещения предоставляются по договорам коммерческого найма; в) список граждан, желающих приобрести в собственность жилые помещения из жилищного фонда г.Москвы с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством. 28. Граждане должны быть в месячный срок со дня подачи заявления письменно уведомлены о принятом решении, а в случае постановки на учет - с указанием способа улучшения жилищных условий. 29. Право состоять на учете сохраняется за гражданином до получения или приобретения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в п.30 настоящего Положения. 30. Граждане снимаются с учета: - по личному заявлению граждан, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, подаваемому в письменном виде по месту учета; - в случае изменения жилищных условий, а также увеличения уровня доходов на каждого члена семьи, если отпали основания для постановки на учет по улучшению жилищных условий; - в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства; - в случае получения в установленном законом порядке субсидий, кредитов или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений; - в случае выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на соответствующий учет; - в случае погашения облигаций Московского жилищного облигационного займа в форме квартиры. 31. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в получении или приобретении жилых помещений семьи, не обеспеченные жильем по социальным нормам и имеющие доход на каждого члена семьи ниже уровня, установленного Правительством Москвы, а также граждане, являющиеся очередниками по улучшению жилищных условий и проживающие в коммунальных квартирах. 32. Ежегодно, в установленные Правительством Москвы сроки, муниципальные жилищные органы проводят проверку данных учета граждан, принятых на учет по улучшению жилищных условий. В случае изменения оснований, по которым граждане были приняты на учет, они подлежат переводу в списки на получение жилья в соответствии с изменившимися условиями, либо снятию с учета, если данные проверки отвечают требованиям п.30 настоящего Положения. 33. Снятие с учета осуществляется органом, по решению которого граждане были приняты на учет, с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении. III. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ. 34. По договору социального найма жилая площадь предоставляется гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий, имеющим на каждого члена семьи доходы ниже уровня, установленного Правительством Москвы, и относящимся к категории лиц, перечисленных в п.35 настоящего Положения. 35. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются: а) семьям, имеющим в своем составе инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов труда I и II групп; б) семьям погибших или пропавших без вести воинов, лиц, погибших при исполнении государственных обязанностей; в) семьям, имеющим в своем составе лиц с тяжелыми формами заболеваний или инвалидов по заболеванию (по заключениям лечебных учреждений, органов социального обеспечения или ВТЭК); г) не имеющим жилой площади военнослужащим сверхсрочной службы, прапорщикам, мичманам и лицам офицерского состава Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск и органов безопасности, уволенным в запас и/или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, имевшим до призыва в Вооруженные Силы жилую площадь в г.Москве и призванным на военную службу из г.Москвы; д) детям-сиротам, достигшим совершеннолетия и проживающим в интернатах, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании; е) детям-инвалидам, пребывающим в стационарных учреждениях, являющимся сиротами, по достижении совершеннолетия, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность вести самостоятельный образ жизни; ж) гражданам, утратившим право пользования жилым помещением в г.Москве вследствие незаконного осуждения, при невозможности возврата ранее занимаемого ими жилого помещения; з) гражданам, возвратившимся из мест лишения свободы, в случае предоставления жилищными органами их прежней жилой площади другим лицам; и) семьям, проживающим на жилой площади, не пригодной к постоянному проживанию (по заключению МВК), если они занимают ее по договору социального найма; к) государственным служащим, судьям, работникам прокуратуры и иным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и г.Москвы; л) гражданам, указанным в п.16 настоящего Положения; м) иным категориям граждан, установленным действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы. Граждане, перечисленные в подпунктах "а","в","е" настоящего пункта и страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, обеспечиваются жилой площадью в специально построенных домах либо на первых этажах жилых домов. 36. Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, перечисленным в подпунктах "д","е","ж" пункта 35 настоящего Положения, состоящим на учете по улучшению жилищных условий по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего Положения и имеющим право на внеочередное получение жилой площади, а также проживающим в жилых помещениях (жилых домах), признанных в установленном порядке аварийными или грозящих обвалом. 37. В первую очередь жилые помещения по договору социального найма предоставляются: а) инвалидам I и II групп, а также лицам, получившим инвалидность в связи с выполнением служебных обязанностей; б) гражданам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий до введения в действие настоящего Положения и имеющим право на первоочередное получение жилой площади; в) гражданам, перечисленным в подпунктах "б","в" п.35 настоящего Положения; г) другим категориям граждан в соответствии с законодательством г.Москвы. Остальным гражданам жилые помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах предоставляются на возмездной или частично возмездной основе в порядке очередности на условиях коммерческого найма или приобретаются ими в установленном законодательством Российской Федерации и г.Москвы порядке. Граждане, перечисленные в п.35 настоящего Положения, могут по их желанию получить жилые помещения по договорам коммерческого найма либо приобрести их в собственность с использованием субсидий и иных льгот, установленных действующим законодательством в первоочередном порядке. 38. Льготы по первоочередному или внеочередному предоставлению жилой площади при получении жилья из социального фонда могут быть использованы гражданином только один раз. Последующее улучшение жилищных условий производится в порядке и на условиях настоящего Положения с учетом реализованного права на жилищные льготы. 39. Жилищные вопросы граждан, расторгнувших брак, постоянно проживающих в Москве, решаются путем предоставления жилых помещений на условиях коммерческого найма, приобретения жилья в собственность или путем обмена жилой площади. 40. Не допускается предоставление жилых помещений социального использования гражданам, не состоящим на учете, за исключением: неотложного расселения граждан (в связи со стихийным бедствием, из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными, грозящих обвалом, подлежащих сносу или освобождению и т.п.), решения народного суда, а также в других случаях, установленных действующим законодательством. 41. Освобождающиеся изолированные жилые помещения в коммунальных квартирах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам г.Москвы, в которых проживают несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (с учетом права на дополнительную площадь), а при отсутствии таковых - гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы на одного человека. Предоставление жилой площади сверх установленных социальных норм осуществляется на возмездной основе. Оплата за образующиеся излишки жилья производится в соответствии с нормативно-правовыми актами г.Москвы при условии оформления квартиры в собственность. 42. При отсутствии в квартире указанных в п.41 граждан освободившееся жилое помещение передается иным нанимателям этой квартиры по договору коммерческого найма или купли-продажи. 43. При согласии всех проживающих один из них может приобрести иные жилые помещения и передать их для переселения другим нанимателям коммунальной квартиры в частную собственность, занять освободившиеся в квартире жилые помещения и оформить их в собственность в установленном порядке без дополнительной платы. 44. При отсутствии в квартире граждан, желающих заселить освободившееся жилое помещение, оно предоставляется другим гражданам в установленном законом порядке. 45. Вопросы заселения жилых помещений, освобождающихся в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности г.Москвы, и в домах муниципального жилищного фонда, рассматриваются жилищными органами в административных округах. 46. Лицо, которому предоставлено жилое помещение, обязано в течение 15 дней заключить договор социального или коммерческого найма с собственником этого жилого помещения либо уполномоченным им органом. 47. В случае пропуска указанного срока свыше одного месяца по неуважительным причинам орган, принявший решение о предоставлении жилой площади, может его аннулировать и выделить жилую площадь другому лицу с обязательным письменным уведомлением гражданина о принятом решении. 48. В случае пропуска срока, указанного в п.46 настоящего Положения, по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) и их документального подтверждения он может быть продлен органом, принявшим решение о предоставлении жилой площади. 49. В случае невозможности заключения договора найма по вине органа, предоставившего жилое помещение, срок, указанный в п.46 настоящего Положения продлевается на время, необходимое для устранения причин, препятствующих заключению вышеуказанного договора, либо ранее предоставленное помещение подлежит замене на равнозначное или равноценное.

Документ опубликован в соответствии с Законом № 63 от 28.11.2012 О внесении изменений в статью 21 Закона города Москвы от 14 декабря 2001 года № 70 «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы» и статью 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах города Москвы»

Ухудшение жилищных условий – это операции с недвижимостью, которые приводят граждан к снижению качества жизни, ухудшая условия обитания.

Связаны с необходимостью раздела или сбыта имущества, что приводит к уменьшению жилой площади. А так же – к отсутствию собственного помещения, пригодного для существования граждан и членов их семей.

То есть к таким деяниям относятся инциденты, которые переводят собственников в разряд претендентов на заключение с администрацией договоров .

В данном случае речь идёт о намеренных прецедентах, которые инициируют недобросовестные правообладатели. Их действия мотивированы корыстными убеждениями в возможности получить новое жильё на условиях социального найма или на иных условиях.

Преследуя данную цель, собственники помещений продают или обменивают с доплатой квартиры или дома, пытаясь встать на .

Последствия подобных инициатив определены в статье 53 ЖК РФ.

Определение прецедента происходит по усмотрению административного органа. Характеристики и варианты преднамеренного деяния различны.

Например, бездетная молодая семья обменивает однокомнатную квартиру на комнату в , с доплатой. Получив денежные средства, семья обращается в администрацию, как остро нуждающаяся в постановке на очередь, тем более, если планируется рождение ребёнка.

Главные причины ухудшения жилищных условий кроются в следующих ситуациях:

  • Уменьшение метража занимаемой площади посредством или вселения на территорию владельца дальних родственников или лиц, не являющихся родственниками.
  • Фиктивное расторжение брака.
  • Выселение собственником членов семьи, в помещение с худшими условиями.
  • Порча помещения в результате поджога, затопления и т.п.
  • большого количества граждан, не имеющих отношения к родственнику, в том числе – из числа арендаторов, или регистрация группы лиц без гражданства РФ.
  • Нарочитое изменение порядка пользования жилым имуществом, в ущерб претенденту на очередь.
  • Выход из , без обоснованных причин.

Предотвратить недобросовестные мотивы имущественных сделок, гарантируя сохранение и надлежащее распределение , позволяют меры, принимаемые региональными органами власти.

Их распоряжения опираются на запрет постановки на общую или льготную очередь лиц, которые намеренно ухудшили условия проживания в течение последних 5 лет, пребывая на территории региона или населённого пункта.

Такие нормативы постановки на очередь вводятся административными приказами и иными муниципальными распоряжениями. А так же – локальными актами утверждения нормативов в населённом пункте.

Тем не менее, опираясь на мотивации продажи недвижимости, достаточно сложно адекватно определить позицию правообладателя в контексте намерений. Перечисляя позиции, констатирующие изменение качества жизни, статья 53 ЖК не даёт критериев определения намеренности действий.

В соответствии с чем, муниципалитеты руководствуются общим правилом: если в течение последних 5 лет граждане изменяли имущественное положение, связанное с наличием квартиры или частного дома, так, что нарушились санитарные или помещения, или семья лишилась жилплощади – постановка на очередь прекращается. Обозначенное право восстанавливается через 5 лет после проведения такой сделки.

Претенденты на получение муниципальных квартир вправе обращаться в администрацию, представляя справку за последние 5 лет, которая подтверждает, что нарушения качества жизни в данный период не происходило.

Ухудшение жилищных условий при разводе

Развод – естественный случай, в результате которого происходит размен квартир, продажа частных домов и аналогичные ситуации. Так как недвижимость, нажитая совместно, разделяется по закону.

Эти ситуации могут не рассматриваться в качестве намеренных действий лиц, впоследствии притязающих на получение муниципальных квартир. Но только при условии добросовестного раздела, опирающегося на законные основания (см. ).

В этом случае включение лица в список очередников допустимо, если предоставлены подтверждающие бумаги, о правомочности раздела имущества и прекращении брачных отношений.

Недобросовестные деяния ориентированы на фиктивный развод, который приводит к юридическим последствиям, без прекращения фактических брачных отношений, которые переходят в статус сожительства.

Такие основания неправомерны для определения нуждаемости в получении квартиры.

Если очередник оформляет фиктивный развод, с целью ухудшить качество жизни – администрация может лишить его права получения жилья, отодвинув очередь специальным административным распоряжением, или вычеркнув такого очередника из списка.

Ухудшение жилищных условий у военнослужащих

Государство предоставляет субсидии на безвозмездное получение квартир военнослужащими. Для этого требуется предоставить документацию, подтверждающую отсутствие иного жилья или справки и акты о том, что жилищные условия контрактника не соответствуют санитарным нормам.

Такие требования мотивируют продажу квартир и домов, перед заключением контракта. Иногда военнослужащие, так же как и гражданские лица, обращаются к фиктивному бракоразводному процессу.

Эти и подобные им действия считаются недобросовестными и дают право ведомству отказать в предоставлении квартиры или увеличении её площади.

К подобным прецедентам не относятся ситуации фактических бракоразводных процессов, а так же случаи, когда военнослужащий вступает в брак и прописывает на собственной площади жену, а так же ребёнка (детей) от предшествующего брака или родившихся в браке детей.

На военнослужащих распространяются те же нормы, что и на гражданских лиц. Но признание умышленности прецедентов с недвижимостью, производится не административным органом местной власти, а военным ведомством. В силу этого последствия ухудшения условий могут быть самыми различными и рассматриваются в силу влияния многочисленных факторов.

Нередко спорные ситуации связаны с тем, что в период родителями, военнослужащие получали доли в имуществе, которыми вправе распоряжаться. Так же квартиры и иная или в дар, что создаёт препятствия для получения жилья.

По преимуществу к ним применяют действие срока 5 лет, в течение которого обеспечение квартирами не производится. Но иногда военное ведомство предусматривает исключение или альтернативные варианты.

Ухудшение жилищных условий детей

Права детей защищают родители, являясь законными представителями таковых в обществе, до достижения 18 лет. Иногда возникают ситуации, когда родители не только не защищают их права, но и стремятся нарушить их.

Такие действия противозаконны, так как государство осуществляет прокурорский надзор за добросовестным исполнением родительских обязанностей лиц и опирается на контроль над имущественными сделками с недвижимостью там, где замешаны интересы детей.

При фиктивном разводе, собственник помещения не вправе выписать детей с собственной площади, если условия, предоставленные детям в результате выселения, окажутся хуже, чем были до развода.

То же касается имущественных сделок, которые курируются органами опеки и попечительства, куда родители подают отчёт о гарантиях, представляемых детям, в результате сбыта недвижимости (см. ).

Тем не менее, случаи, когда недобросовестные родители лишают детей жилья, оперируя сложившимся положением перед административным органом, требуя постановки на очередь, не редкость. Таковые рассматриваются в особом порядке и могут привести к юридическим последствиям.

Ответственность за намеренное ухудшение условий

Так как собственник вправе распоряжаться недвижимым имуществом по усмотрению, ответственность за обозначенные действия не наступает. Однако административный регламент отсрочки в притязаниях постановки на очередь, следует соблюдать.

Он составляет 5 лет, отсчитанных со дня проведения имущественной сделки или по месту постоянного проживания.

Когда вопрос касается ухудшения положения иждивенцев, малолетних детей или неработающих подростков, а так же инвалидов – может вменяться гражданская ответственность.

В этом случае договор имущественной сделки по сбыту или иному виду отчуждения имущества, допускает , в силу нарушения имущественных интересов третьих лиц.

В этом случае судебным решением принимается постановление о реституции – отмене юридических последствий сделки, восстанавливающей нарушенные права.

Наиболее грубые формы нарушения прав детей, рассматриваются в качестве оснований, которые допускают постановку вопроса об ограничении и даже лишении родительских прав лиц, недобросовестно исполняющих родительские обязанности.

Законы об ухудшении жилищных условий

Кроме обозначенной статьи 53 ГК РФ, играющей в данном юридическом контексте главную роль, допускается применение иных источников законодательства.

В том числе:

  • Ст. 49 ЖК РФ оглашает регламент граждан, подлежащих учёту в качестве нуждающихся в улучшении условий проживания.
  • П.3 ст.54 оглашает требование соблюдения пятилетнего срока после имущественной сделки, ориентированной на нормы статьи 53 ГК РФ.
  • П.1 ч.6 ст.56 ЖК РФ регламентирует снятие с учёта лиц, представивших недостоверные сведения.
  • П. 6 ст. 5 ЖК РФ допускает принятия нормативов на региональном уровне, которые регулируют правоотношения при распределение комнат или квартир.
  • Ст. 9 ГК РФ допускает произвольное распоряжение недвижимостью со стороны собственников.
  • П.2 ст.10 ГК РФ определяет гарантии лиц для постановки на учёт в качестве нуждающихся.
  • Федеральный закон от 21.07.97, под № 122-ФЗ, требующий регистрации сделок с недвижимостью.
  • Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О.

Кроме обозначенных источников, допускается применение норм семейного законодательства и законов, дополнительно регулирующих предоставление помещений военным и их семьям.

В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний - желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.

Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.

Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий - это умышленность деяния , при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.

Чтобы разобраться во всех юридических тонкостях этого запутанного вопроса, следует понять, что является ухудшением жилищных условий. У этого понятия нет четкого определения в нормативных документах. Но в территориальных законодательных актах определены несколько факторов, при которых у гражданина ухудшаются условия проживания:

  • уменьшение жилой площади в результате обмена жилья;
  • разделение лицевых счетов;
  • прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка;
  • выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения
  • (неуплата квартплаты, нарушение правил общежития и пр);
  • передача, продажа жилого помещения или же его доли другим лицам в результате сделки;
  • изменение, определение или выделение отдельных долей жилого помещения другим лицам;
  • перевод части жилья в нежилое помещение;
  • отказ от пользования социальным жильем.
Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении

Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания

Для определения факта умышленного ухудшения условий проживания используются нормативные акты муниципальных органов власти и нормы, существующие в Жилищном Кодексе РФ. Выделен перечень ситуаций, подпадающих под умышленное ухудшение жилищных условий:

  • обмен, дарение, купля-продажа жилья, влекущая за собой уменьшение размера жилплощади;
  • фиктивный развод, целью которого является получение дополнительной жилплощади;
  • перевод жилья из жилого в нежилое;
  • вселение родственников, в результате чего уменьшается размер жилого помещения, рассчитанный на одного члена семьи;
  • принудительное выселение жильцов в менее благоустроенное жилье в результате грубого нарушения по части его использования.
  • не попадают под это определение!
Каждая ситуация требует тщательного изучения и рассмотрения в судебной инстанции

Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:

  • гражданин имеет желание быть признанным нуждающимся в улучшении жилья, после того как собственноручно ухудшил
    условия своего проживания;
  • в результате своего деяния гражданин приобрел право на получение социального жилья от государства;
    ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.

Если во время своих вышеуказанных действий гражданин уже стоит в очереди на получение социального жилья, его деяния не могут быть признаны умышленными. Если обобщить все вышесказанное, намеренным ухудшением условий проживания признается любое действие, ведущее к признанию гражданина нуждающимся в получении жилья от государства. Допустим, если семья из 4 человек меняет квартиру площадью 72 кв м на меньшую с площадью 48 кв м и после этого имеет желание встать на учет и получить жилье от государства, это явно говорит о намеренных действиях.

Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено. Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства. Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:

  • прописка несовершеннолетних детей у одного из родителей;
  • прописка мужа (жены), родителей и прочих близких родственников, если соблюдаются законодательные нормативы;
  • временная регистрация жильцов;
  • отказ от квартиры или же ее доли в качестве дара или отказ дарителя от условий договора дарения;
  • признанная судом незаконная сделка с жилой недвижимостью;
  • расторжение договора ренты и дальнейший возврат жилья по желанию получателя.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Для категории военнослужащих признаки умышленных деяний, ухудшающих жилищные условия, прописаны в Инструкции Министерства обороны от 30. 09. 2010 г. Согласно этого документа к ним относятся:

  • сознательное нарушение порядка пользования жильем;
  • обмен жилья, ведущий к уменьшению уровня обеспеченности жилыми квадратными метрами каждого представителя семьи;
  • развод с последующим выделением доли в квартире;
  • фиктивный брак и регистрация супруги или супруга на жилой площади;
  • не соблюдаются условия проживания в социальном жилье (неуплата коммунальных услуг, порча жилья и пр);
  • дарение или же сделка купли-продажи квартиры либо ее доли, повлекшие за собой уменьшение учетной нормы на каждого
    представителя семьи военнослужащего.

В Инструкции Министерства обороны содержатся факторы, при которых действия, ухудшающие жилищные условия, не расцениваются как умышленные. Это касается регистрации на своей жилплощади детей либо супругов, а также родителей и других родственников (по решению суда). Однако сделать это можно, только если перечисленные лица:

  • были пользователями или же собственниками жилья, признанного непригодным для проживания в законном порядке;
  • не имели какого-либо жилого помещения для проживания;
  • потеряли право пользования жилплощадью по причине вступления в брак с военнослужащим и дальнейшим переездом к нему.

Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

Особое внимание в жилищном праве уделяется соблюдению прав несовершеннолетних детей

Поэтому родители не могут совершить никаких действий, влекущих за собой ухудшение условий проживания несовершеннолетних, без согласия органов опеки и попечительства.

Одноклассники

    Еще ни разу не слышала о такой практике в действии. Но вот с Юлией соглашусь, слишком много времени, сил и нервов нужно потерять, чтобы получить это социальное жилье (и то не факт, что получите!). Да и, действительно, кто намеренно захочет жить в плохих условиях довольно продолжительное время? Это просто неуважение какое-то. Да и в государственных органах не дураки сидят, чтобы их можно было так просто обвести вокруг пальца, они то самые первые и заметят неладное в таких социальных движениях.

    Думаю, что обмануть государственные органы очень сложно. Сейчас крайне очень редко выдают социальное жилье, чтоб улучшить жилищные условия, а если и выдают, то долго проверяют семью. И только по истечению примерно 7 лет(пока дойдет очередь) супруги могут получить жилье. Но жить все это время в намеренно ухудшенных условиях под силу далеко не каждому.

    Высокие цены на недвижимость позволяют обзавестись собственным углом далеко не всем. На помощь приходят государственные программы по предоставлению жилья гражданам, чьи жилищные условия не соответствуют установленным нормам. И решающие значение для постановки на учет нуждающихся имеют причины ухудшения условий их проживания. "Ухудшение жилищных условий жителей РФ может стать основанием для постановки их в очередь на получение дополнительной площади от государства. На практике такую процедуру возможно осуществить лишь при условии непреднамеренного ухудшения условий проживания, что придется подтвердить документально, в том числе и таким категориям граждан, как военнослужащие.

    Что является ухудшением жилищных условий

    В федеральном законе четко не прописано, что можно отнести к понятию ухудшение жилищных условий. Однако жилищное законодательство трактует это как действия, в результате которых физические лица становятся претендентами на получение недвижимого имущества на социальных условиях. К непреднамеренному ухудшению жилищных условий, согласно этому, относятся:

  • вселение и одновременная прописка в дом или квартиру новых жильцов, за исключением временных. Примером тому может стать регистрация брака;
  • изменение состава семьи в случае рождения новых членов или развода;
  • обмен недвижимого жилого имущества и, как следствие, уменьшение его метража;
  • необходимый перевод части жилого помещения в нежилое, что влечет за собой изменение порядка пользования жильем;
  • отчуждение долей или целого жилого помещения, имеющихся в собственности граждан, в результате требований кредиторов или других обстоятельств;
  • выселение в судебном порядке собственника жилья и членов его семьи по причине невыполнения условий договора купли-продажи, безвозмездного пользования, коммерческого найма и др;

Важно отметить, что под ухудшение жилищных условий не попадают любые правовые операции договора аренды по инициативе желающего получить социальную недвижимость, прописка несовершеннолетних детей по месту жительства родителей, вселение родственников или супругов при соблюдении законодательных норм, а также отказ одаряемого от принятия в дар жилого имущества или дарителя от соблюдения условий договора дарения.

Кроме того, в каждом регионе действует свой закон, определяющий, какие действия можно отнести к ухудшающим жилищным условиям, поэтому при желании увеличить площадь квартиры на социальных условиях важно ознакомиться с местным законодательством.

Чтобы стать в очередь на получение социального жилья из-за ухудшения условий проживания, следует написать заявление по установленной форме и подписать всеми членами семьи. Собрать необходимый пакет документов, включая те, которые подтверждают право на получение дополнительной площади от государства, и подать все это в Департамент жилищной политики по месту проживания. Уточнить форму заявления и перечень документов можно на сайте этого ведомства или в любом многофункциональном центре (МФЦ).

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих

Вопрос улучшения жилищных условий такой категории граждан, как военнослужащие, регулируется ФЗ «О статусе военнослужащего», Постановлением Правительства № 512, а также ст. 52 Жилищного кодекса РФ. Действия, позволяющие военнослужащим претендовать на получение социального жилья в результате ухудшения жилищных условий, практически идентичны тем, которые прописаны для остальных категорий граждан. Равно как и намеренное ухудшение условий проживания. К последнему относится распоряжение имеющимся жильем в личных интересах, чтобы получить статус нуждающихся в дополнительной площади от государства.

Так, к незаконным способам ухудшения жилищных условий относятся:

  • намеренная продажа имеющегося жилья, в том числе полученного в наследство, чтобы потом стать на учет в качестве нуждающегося в увеличении жилой площади;
  • перепланировка квартиры;
  • расторжение договора социального найма в одностороннем порядке;
  • фиктивное расторжение брака;
  • искусственное расширение семьи посредством прописки в имеющейся муниципальной площади посторонних людей, в том числе в результате заключение фиктивного брака.

При этом прописка военнослужащим в своей квартире ребенка, старых родителей и других родственников-иждевенцев, даже если это предполагает уменьшение жилой площади на человека, не относится к намеренному ухудшению условий проживания, а значит, гражданин в этом случае вполне может претендовать на получение от государства дополнительной площади.

При установлении факта совершения любых действий, относящихся к незаконному ухудшению условий проживания с целью получения квартиры, военнослужащий может лишиться права на это на 5 лет. Этот же срок ему придется выждать и после продажи, дарения или обмена находящегося в собственности имущества.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Разобраться в причинах ухудшения условий проживания для получения дополнительной жилплощади от государства часто бывает не просто, так же как и установить факт намеренного совершения противоправных действий, тем более что строгого наказания за это не предусмотрено. Однако законодательством установлен признак, по которому можно отличить намеренное ухудшение жилищных условий от естественного.

Так, если гражданин РФ уже имеет статус нуждающегося в жилой площади на момент купли-продажи или обмена находящейся в его собственности квартиры или совершения иных действий, попадающих в категорию преднамеренного ухудшения жилищных условий, его поступок нельзя отнести к правонарушению. В этом случае он останется претендентом на получение жилья от государства.

Таким образом, ухудшением жилищных условий считаются действия, приводящие к уменьшению установленного нормами метража жилой площади на человека. При подтверждении такого факта отдельные категории граждан РФ становятся претендентами на получение квартиры от государства. Однако для постановки в очередь важно сначала подтвердить естественность ухудшения условий проживания, так как часто имеют место быть случаи преднамеренных действии по снижению метража площади, что является незаконным.

08.12.2016

Намеренное ухудшение жилищных условий – одно из основных препятствий для реализации военнослужащими своих жилищных прав.

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий?

В соответствии со статьёй 53 Жилищного кодекса, Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий обладает рядом обязательных признаков:

  • они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);
  • в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении* .

* (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

Важно : действия, не указанные в данном пункте, не обязательно являются намеренным ухудшением жилищных условий.

Сам перечень, составленный по принципу «от обратного», весьма сомнительный.

Например, если военнослужащий вселил супругу, которая ранее имела в собственности или пользовалась квартирой (или её частью), то по данному Приказу это является намеренным ухудшением жилищных условий. Однако трудно себе представить супругу военнослужащего, которая возникла из безвоздушного пространства или была ранее БОМЖом.

На самом деле, для определения того, было ли намеренное ухудшение жилищных условий, без математики и без применения таких понятий, как «уровень обеспеченности» «учетная норма» не обойтись (подробно об этих понятиях смотрите ).

Военнослужащий А, состав семьи 4 человека, в собственности квартира общей площадью 39 кв. метров, уровень обеспеченности составляет 39: 4 = 9, 75 кв. метров на одного человека.

Учётная норма, установленная в городе Ростове-на-Дону – 10 кв. метров. Военнослужащий вселил в квартиру супругу своего сына, которая ранее проживала в квартире, принадлежащей на праве собственности своей матери.

После вселения уровень обеспеченности составил 39: 5 = 7,8 кв. метров. Как до вселения, так и после него уровень обеспеченности был ниже учётной нормы, то есть право на получение жилого помещения (улучшения жилищных условий) было и ранее, а вселение ничего не изменило. Вывод: намеренного ухудшение жилищных условий не было.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ

В случае возникновения споров по поводу того, имелось ли намеренное ухудшение жилищных условий, необходимо руководствоваться правовыми позициями Конституционного Суда РФ, в соответствии с которыми:

…По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем…

…При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются…

…В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции…

Чем отличается намеренное ухудшение от сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений?

Как уже было сказано выше, намеренное ухудшение совершаются с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, оно может быть совершено, если данный гражданин ещё не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Внимание!

Поэтому, если после признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, ему вдруг сообщают, что он намеренно ухудшил жилищные условия, да ещё и снимают с учёта нуждающихся, то такие действия являются незаконными и их необходимо в течение 3 месяцев обжаловать в суде.

Однако, если уже после признания нуждающимися в получении жилья, военнослужащий сделал отчуждение жилого помещения (или его части), то это будет совершение сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений. Правовые последствия — значительно отличаются. Однако этот вопрос подробно рассмотрен в специальной статье, которая посвящена теме предоставления жилого помещения.



Просмотров