Для ребенка в британию отдельная виза. Виза в великобританию ребенку. Если ребенок путешествует один или в сопровождении взрослого, не являющегося родителем или опекуном

Известно, что агитационный советский пассажирский восьмимоторный самолёт «Максим Горький» - АНТ-20 - считается самым крупным авиалайнером своего времени, оснащённым сухопутным шасси. Его построили в городе Воронеже на авиационном заводе.

Создание

Давайте изучим, как же разрабатывался самолёт «Максим Горький». В 1932 году, в октябре, отмечался 40-летний юбилей письменной практики Максима Горького. Журналисты и писатели во главе с М. Кольцовым находились на этом интересном мероприятии. Именно в этот день они решили построить агитсамолёт, наименовав его в честь легендарного литератора - «Максим Горький». По строительству этого объекта был организован Всесоюзный комитет, вся страна начала собирать средства на постройку. В короткий срок людям удалось собрать более шести миллионов рублей.

Кто изобретатель самолёта «Максим Горький»? Комитет в своём составе организовал Технический совет, председателем которого назначили начальника ЦАПИ Харламова. Именно ему поручили определить лицо будущей железной птицы и создать исходя из её базовых назначений.

В разработках Технического совета участвовали институты: ЦАПИ, ЦИАМ, исследовательско-научный институт ВВС, полиграфической индустрии, Кинофотоинститут, множество конструкторов и инженеров: В. М. Петляков, Н. С. Некрасов, А. Саукке (ведущий инженер), А. А. Енгибарян (оборудование), В. Н. Беляев (вычисление прочности), Б. М. Кондорский (совокупные виды), Е. И. Погосский и другие. Работу возглавлял А. Н. Туполев.

Самолёт «Максим Горький» создавался большим количеством организаций. Наблюдала за постройкой и передавала заказ на различное оборудование строительная комиссия (председатель А. Н. Горянов), организованная при комитете. В 1933 году данная комиссия заключила договор с ЦАПИ на постройку авиалайнера АНТ-20.

Известно, что конструктор А. Н. Туполев к 1933 году благополучно запустил пикировщик ТБ-3 в серийное изготовление. Именно он занимался дальнейшим проектированием внушительных колоссов - небесных бастионов. Далее специалисты разработали эскизный черновик пассажирской модели бомбардировщика ТБ-4, названной АНТ-20.

Новинки был рассмотрен в апреле 1933 года, предусматривалась вероятность её применения в виде транспортного агитационного бомбардировщика, на котором могли быть ещё и размещены пассажиры. Самолёт «Максим Горький» мог выполнять задачи передвижного штаба для высших политических и военных структур страны.

Устройство

АНТ-20 от ТБ-4 (Ант-16) отличался лишь размерами и должен был выдерживать полезную нагрузку на 1500 кг большую, его можно было эксплуатировать с малых аэродромов. Для того чтобы подняться в воздух, он должен был брать разгон с расстояния 300-400 м (у ТБ-4 - около 800 м).

По этой причине специалисты спроектировали новое крыло, которое имело большее удлинение и площадь, чем крыло ТБ-4. Почти всю его поверхность сделали рифлёной.

Самолёт «Максим Горький» был оснащён силовой установкой, которая имела восемь движков М-34ФРН, каждый по 900 л. с. (общая ёмкость 7200 л. с.). Шесть авиамоторов находилось на крыльях, два - над фюзеляжем в тандемной установке. Винты гиганта были сделаны из дерева и имели диаметр 4 м. Изначально планировалось установить шесть двигателей, но оказалось, что их мощности недостаточно.

Самолёт «Максим Горький» внутри был великолепен! Площадь его внутренних помещений составляла 100 кв. м.: в них могли разместиться около семидесяти пассажиров. В крыльях стояли двухуровневые кровати для отдыха. Авиалайнер оборудовали лестницей, которая, сворачиваясь, превращалась в часть пола.

Впервые для массивного самолёта эксперты применили электродистанционную систему управления. Навигационно-пилотажная оснастка АНТ-20 обеспечивала его использование и днём, и ночью. Он также мог совершать посадки на неподготовленной местности.

Кстати, АНТ-20 специалисты также оснастили автопилотом. На его борту размещались разнообразные агитационные средства, в том числе киноустановка, мощная радиоустановка «Голос с неба», типография, радиопередатчики, фотолаборатория, библиотека и прочее. Новинку оснастили пневматической почтой.

Самолёт «Максим Горький» (АНТ-20) оборудовали с переменным током 120 В, 50 Гц. Такое новшество применялось в отечественной практике впервые (возможно, и в мировой). Бортовая радиостанция его состояла из двух бензиновых движков (каждый имел номинальную частоту вращения 3000 об/мин) и четырёх генераторов (два генератора проводили переменный ток мощностью 3 и 5,5 кВт, два генератора имели постоянное напряжение 27 В ёмкостью 3 кВт и 5,8 кВт).

Если было необходимо, самолёт могли разобрать и транспортировать железной дорогой.

Полёты

Согласитесь, лучшие эксперты создавали самолёт «Максим Горький». Устройство и конструкция его сногсшибательны! Его создание началось в 1933 году, 4 июля, а в 1934 году, 3 апреля, изделие уже было вывезено на аэродром. Далее, 24 апреля, его приняла особая комиссия. В первый раз на нём совершил полёт лётчик-испытатель М. М. Громов 17 июля, в этом же году. Полёт длился 35 минут.

Авиалайнер во второй полёт отправился через два дня: он пролетел над Красной площадью в момент встречи челюскинцев. Эскортировали самолёт два истребителя И-5.

В том же 1934 году Н. С. Журову и М. М. Громову на этой машине удалось совершить два небывалых достижения: они подняли багаж весом десять и пятнадцать тонн на высоту пять тысяч метров! Известно, что даже сам Антуан де Сент-Экзюпери, побывав с визитом в СССР, на нём летал!

Трагедия

Самолёт «Максим Горький» характеристики имел великолепные, но его жизнь длилась чуть более года. В 1935 году 18 мая на московском центральном аэродроме проводился показательный полёт, после которого планировалось передать АНТ-20 агитэскадрилье им. Горького. Авиатору агитэскадрильи И. В. Михееву передавал машину лётчик Н. С. Журов. Разрешено было на ней полетать и членам семей создателей АНТ-20.

Вообще, изобретатель самолёта «Максим Горький» очень гордился своим детищем. В сопровождение железной птице снарядили два воздушных судна: двухместное Р-5 (управлял машиной пилот Рыбушкин) и истребитель И-5 (управлял машиной испытатель Н. П. Благин). Киносъёмку полёта осуществлял оператор Щекутьев с Р-5.

А вы когда-нибудь видели самолёт «Максим Горький»? Описание, фото этой изумительной железной птицы можно найти в научных книгах тех времён! Но продолжаем далее наш рассказ. Известно, что Н. П. Благин должен был выполнить особую задачу: по замыслу кинодокументалистов, ему нужно было во время съёмок лететь около АНТ-20, чтобы зрителям была видна разница в размерах.

Взлетев, гигант описал над аэродромом широкий круг. Но полёт неожиданно приобрёл ужасающий вид: Благин выполнял на истребителе виртуозные трюки, находясь при этом на небольшом расстоянии от АНТ-20. За хвостом «Максима Горького» Благин направил свою машину в короткое пике, круто рванул на себя ручку управления (он намеревался вокруг гиганта описать «мёртвую петлю»). Достигнув верхней точки, истребитель завис и, лишившись скорости, рухнул вниз, на величаво летящий под ним АНТ-20.

Это был сногсшибательный самолёт - «Максим Горький»! Чертежи его создавали лучшие специалисты. И вот самолёт Благина наскочил на его средний двигатель и выбил его одним ударом. Тот переломился и рухнул вниз, а аппарат Благина застрял в появившейся рваной дыре крыла. Этот ужасный таран авиалайнер выдержал.

Возможно, Михеев и Журов смогли бы его посадить, если бы у И-5 не отвалился хвост, который нанёс второй, теперь уже смертоносный удар по «Максиму Горькому»: он врезался в его органы управления.

Величавая птица завалилась на крыло, перевернулась и начала распадаться в небе. Через пару секунд прогремел ужасный взрыв, и АНТ-20 осыпался на дачный хуторок Сокол. Этот полёт унёс жизни 49 человек, в том числе Благина, 11 членов экипажа авиалайнера и 37 пассажиров - сотрудников ЦАПИ и их родственников, в том числе шести малышей. Киносъёмка этой катастрофы исчезла (многие думают, что её засекретили вместе с материалами дела).

Монумент

Погребение всех жертв авиакатастрофы состоялось на Новодевичьем кладбище. В последний путь погибших провожали члены правительства, среди которых был первый секретарь МК и МГК ВКП(б) Н. С. Хрущёв и глава Моссовета Н. А. Булганин. Тела умерших кремировали, урны с прахом захоронили в третьей секции колумбария на старой части погоста. Сегодня мемориал увенчан внушительным барельефом разбившегося гиганта, изготовленным из гранита.

Причины трагедии

Всем очень нравился самолёт «Максим Горький». Описание его даёт некоторый простор мысли и будоражит воображение! Советская официальная пресса всю вину возложила на Благина, нарушившего дисциплину и выполнившего послужившую причиной катастрофы.

Иная, совершенно фантастическая версия гласит, что Благин нарочно протаранил АНТ-20. Польская газета «Меч» в 1935 году 12 сентября опубликовала письмо, подписанное Благиным, в содержании которого имелись воззвания, порочащие коммунистический режим. Позднее оно появилось в парижской газете русских иммигрантов «Возрождение». Сегодня признали, что это письмо являлось фальшивкой.

Похоронен Благин рядом с другими жертвами катастрофы. Его дочери и вдове оказана помощь: их поселили в новой квартире, дочь определили учиться в новую школу. Дочери, вдове и одному из родителей Благина моментально назначили пенсии по потере кормильца. Его семейство было окружено вниманием и заботой местных партийных лидеров. Очевидно, версия о дурном намерении была несостоятельной.

Незавидная участь постигла самолёт «Максим Горький». Чертежи его до сих пор хранятся в архивах. Продолжаем далее изучать трагедию того времени. Итак, вышеуказанные факты дали повод говорить о третьей, наиболее правдивой версии: многие считали, что Благину приказали выполнить неприемлемые трюки в воздухе. В итоге он сорвался в «штопор» из-за небольшой скорости. Перед этим событием Сталина знакомили с зарубежной кинохроникой, которая содержала кадры авиационных трюков, популярных в те годы. В результате появилась идея совершения подобных действий с участием самолёта «Максим Горький».

Сотрудники НКВД провели следствие, которое определило, что за полтора часа до полёта с пилотами, принимавшими участие в полёте с самолётом-гигантом, встретились сотрудники кинофабрики учебно-военных кинолент В. Г. Ряжский и А. А. Пуллин. Их очень интересовал самолёт-гигант АНТ-20. Фото («Максим Горький» действительно был великолепен) его произвело на них огромное впечатление, они хотели сенсации. Санкция высшего руководства ВВС позволила им настоять на изменении сценария полёта. В итоге лётчики, без согласования с руководителем полёта и непосредственными начальниками, вынуждены были согласиться. Кинодокументалисты преследовали цель обеспечения съёмок воздушных трюков возле «Максима Горького» для агитационной работы. Ряжский и Пуллин после трагедии попали за решётку.

АНТ-20 бис

Фактически мы рассмотрели самолёт «Максим Горький». Кто изобрёл его, нам теперь также известно. После его крушения было решено создать второй, улучшенный экземпляр. Тандемную установку ликвидировали, а вместо восьми М-34ФРН установили шесть М-34ФРНВ ёмкостью 1000/1200 л. с. Создание новой машины завершилось в 1938 году, занимался снова М. М. Громов её испытанием.

В 1940-1941 годах этот лайнер под маркой ПС-124 (Л-760) перевозил пассажиров из Москвы в Минеральные Воды через Харьков и Ростов-на Дону. Когда началась война, он применялся как перевозчик грузов в тылу. Разбился он в 1942 году 14 декабря в 60 км от Ташкента при заходе на посадку, налетав 272 часа.

Вообще планировалось создать ещё 18 лайнеров АНТ-20 бис, впрочем, ни его, ни АНТ-20 к массовому изготовлению так и не допустили. Конечно же, специалисты разработали проекты ещё более крупных машин Ант-26 и Ант-28, но работы по ним остановили в 1936 году.

Запутанная ситуация

Так что же произошло в тот злосчастный день в 1935 году? Поговорим об уникальной авиакатастрофе, случившейся 18 мая. В первую очередь нужно выделить ужасную символичную общность дат: в 1896 году 18 мая (ст. стиль) ровно 39 лет назад, в день венчания на царство Николая II, на Ходынском поле, в ужасной давке за незатейливыми царскими гостинцами изувечено было около 1300 человек и ещё столько же погибло.

ТАСС официально сообщило подробности трагедии: вроде бы, действительно, около пятидесяти ни в чём не повинных людей, и шестерых малышей в том числе, погубил лётчик-лихач. И тем не менее достоверных ответов на бесчисленные вопросы, связанные с крушением лайнера, нет и по сей день. Совершенно недавно документы из архивов Лубянки рассекретили, и они ещё больше запутали обстоятельства дела.

Нам уже известно, что проектирование и постройка лайнера были возложены на ОКБ А. Н. Туполева в ЦАГИ: объект должен был быть построен к 1 мая 1934 года. Самолёт «Максим Горький» внутри был выполнен с особым комфортом: в пассажирских отсеках на окнах висели занавески, столики были оснащены настольными лампами, стояли просторные кресла, пол был устлан коврами. В лайнере также было множество спальных кают, склад для провизии, багажное отделение, библиотека, электрифицированный буфет с холодными и горячими закусками, туалеты и умывальники.

И вот наконец гигантская машина поднялась в небо. А далее началось самое ужасное. И-5 начал выделывать фигуры вокруг АНТ-20. Когда он выполнял вторую «мёртвую петлю», столкнулся с крылом «Максима Горького». Удар был чудовищной силы. Ант-20 накренился сперва вправо, по инерции пролетел ещё 10-15 секунд, затем перешёл в отвесное пикирование и опрокинулся на спину. Самолёт упал на сосны, снёс деревья и в завершении рассыпался на земле. Об этом написала через день газета «Правда» (№ 137 1935 года 20 мая).

Конечно же, число жертв не ограничивалось летевшими в самолёте. Обломки расшвыряло по территории станицы художников «Сокол», разгромив дом № 4 по ул. Левитана и повредив по ул. Сурикова дома № 7 и 11. Здесь число погибших не уточняется.

Анализ катастрофы её истинных причин не выяснил. Ответ на главную загадку - было ли чьё-нибудь указание выполнять воздушные трюки вокруг АНТ-20, или же это обычное «воздушное озорство» Благина - так и не получен. В «Правде» 19-20 мая были опубликованы кадры киносъёмки, но они не состыковывались с текстом сообщения ТАСС. Трагедию попытались побыстрее предать забвению, при этом даже ликвидировали практически готовую к прокату художественную киноленту «Большие крылья».

«Бочка» или «петля»?

Необходимо сделать акцент на том, что злосчастный воздушный трюк в тексте сообщения ТАСС назван «мёртвой петлёй», а в своём рассказе лётчик Рыбушкин его назвал «бочкой». Ягода в своей докладной фигуру Благина также назвал «бочкой», и далее некоторые авиационные историки в своих изысканиях стали заявлять, что Благин выполнял «бочку» - ведь Сталину не могли же докладывать неверно! В итоге в последнее время анализ версий и причин происшествия вместо конструктивного обсуждения очень часто подменялся бесполезным диспутом на тему: «бочка» или «петля»? По рассуждениям некоторых экспертов, можно придерживаться версии, что Благин выполнял «петлю».

Можно сказать лишь одно: в осовном задача у Н. П. Благина была гораздо экстремальней, чем у известного пилота В. П. Чкалова, совершившего полёт под Невским мостом.

Необходимо отметить, что Благин первую петлю выполнил ювелирно, что говорит о том, что лётчик накануне немало поработал над схемой и траекторией полёта. Неизвестно, имел ли пилот профессию конструктора… Мы знаем, что он активно изобретал различные вещи и, без сомнения, был великолепно знаком с инженерными вычислениями. О том, что же случилось в момент исполнения второй петли, можно лишь догадываться. Бог знает, выполнил ли он её последовательно (рассматривая кадры разных точек съёмки, это невозможно обнаружить), или же ушёл на новый заход.

Предположения

На базе вышеизложенной информации, многие эксперты высказывают следующие предположения:

  1. Ракурс камеры Р-5 в момент исполнения петли, её положение и минимальная дистанция от авиалайнера (крылья в кадр полностью не попали) позволяет думать, что всё было заранее скоординированно между кинооператором и лётчиками. Без сомнения, здесь фигурировало чьё-нибудь указание на выполнение такой съёмки.
  2. Нельзя утверждать, что было совершено «воздушное хулиганство». Разумеется, трюк был опасным (сперва получился, затем - нет), но мы видим лишь, что здесь нарушены правила безопасности полётов. Вообще, подобные полёты с пассажирами на борту для киносъёмки выполнять преступно.
  3. Подлинным источником трагедии послужила ошибка пилота Благина, причём даже не методическая (первую петлю он верно вычислил), а всего лишь техническая, которая выразилась в небольшом (менее одной секунды) промедлении в момент захода на вторую петлю.
  4. Лётные навыки Н. П. Благина говорят о его универсализме и высоком профессионализме - он мог состязаться с самим М. М. Громовым. В 1935 году Благин всего лишь за пять месяцев налетал 26 часов 11 минут.

Известно, что во время следствия все причастные к роковой киносъёмке всё свалили на Благина. Однако урна с прахом Благина погребена в стене Новодевичьего кладбища, вместе с другими жертвами катастрофы. На могильной коллективной доске написана официальная версия гибели, которую сообщило ТАСС.

Писатель М. Горький, кстати, очень расстроился из-за гибели «однофамильца». Но, по большому счету, на проекты серийного изготовления транспортных и пассажирских самолётов-гигантов трагедия никак не повлияла.

В истории рождения самолета «Максим Горький» («МГ») замечательным является то обстоятельство, что идея постройки пробудила во всех его строителях желание сделать самолет необычайным, совершенным и дать ему максимальные качества.

Как известно, в настоящее время самолет уже построен, делал его ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт), и мы все теперь вправе гордиться, что такой самолет построен в Советском союзе, из советских материалов и снабжен моторами также советского производства, ибо самолет «МГ» по своим размерам и грузоподъемности является для нашего времени гигантом, не имеющим себе равного нигде в мире ни по своему техническому оборудованию, ни по тем задачам, которые он перед собой ставит.

Салон (редакция).

Самолет «Максим Горький».

Расположение помещении самолета «Максим Горький». 1. Рубка механика. 2. Спальная кабина. 3. Фото. 4. Рубка старшего механика. 5. Машинописное бюро. 6. Багаж. 7. Ресторан. 8. Передаточная радиостанция. 9. Кино. 10. Экспедиция. 11. Типография. 12. Бензиновые баки. 13. Механик. 14. Коридор. 15. Гардероб. 16. Уборная. 17. Приемочная радиостанция. 18. Пассажирская кабина. 19. Пилоты. 20. Салон. 21. Аэронавигатор. 22. Электростанция. 23. Гардероб. 24. Коридор.

Главным конструктором его является инженер А. Н. Туполев. Самолет выполнен целиком из металла, в основном из дураля - советского легкого сплава, по своей прочности близко подходящего к стали, но примерно в 3 раза легче ее. В главнейших узловых соединениях, а также в изготовлении шасси применена особая, высокосортная сталь (хромомолибденовая сталь), также советского производства, чрезвычайной прочности. Эта сталь значительно облегчила изготовление отдельных элементов конструкции, так как ее необычайная прочность позволила допускать чрезвычайно большие напряжения.

Самолет представляет собой моноплан со свободно несущим крылом, нижняя плоскость которого расположена вровень с полом фюзеляжа. Это создает удобство сообщения между каютами, расположенными как в крыле, так и в фюзеляже. Размер крыла по высоте настолько большой, что позволяет человеку во весь рост свободно перемещаться внутри него.

Самолет снабжен восемью моторами, общей мощностью около 7 тыс лош. сил; полетный вес «МГ» 42 тонны; скорость его 260 километров в час. Запас горючего позволяет лететь без посадки 2000 километров.

На «МГ» впервые для тяжелых самолетов применено крыло с большим удлинением, улучшающим его аэродинамические качества. Размах крыла 63 метра.

Длина фюзеляжа 32,5 метров. Высота самолета в положении стоянки равна 10,6 метр.

Для удобства перевозки самолета по железным дорогам он может разбираться на части, так например, фюзеляж состоит из четырех частей, крыло из десяти.

На «МГ» поставлены двухметровые тормозные колеса с колеей в 10,6 метра. Самолет рассчитан на 80 пассажиров.

Но основное назначение «МГ» - это служить целям агитации. В этом случае самолет представляет вполне самостоятельную единицу, являющуюся новым средством агитации, с возможностью применения ее как в мирное, так и в военное время, И мировая техника еще не знает самолетов с таким сложнейшим оборудованием, как на «МГ».

На самолете имеется совершенно исключительное радиооборудование, построенное Горьковскими заводами, с особой громкоговорительной установкой, допускающей широковещание с охватом района в 5-6 кв. километров. Станций две - длинноволновая и коротковолновая, питающиеся обе от мощного выпрямителя. Станции допускают применение телефонной, телеграфной, а также автоматически действующей связи.

Для ведения самолета по заданному курсу на «МГ» помимо обычных аэронавигационных приборов имеется еще специальный радиоприемник, позволяющий штурману держать правильное направление на радиомаяк, находящийся на пути следования.

Внутренняя связь на самолете осуществляется посредством автоматической телефонной станции (АТС) на 16 номеров, с вызовом посредством специальной сигнальной лампочки. Система АТС на «МГ» допускает одновременный вызов всех абонентов и разговор с ними командира и пилота.

АТС спроектирована и построена Ленинградским заводом «Красная заря».

Кроме этого, на самолете функционирует пневматическая почта, связывающая отдельных лиц экипажа. Посредством сжатого воздуха могут быть отправлены письма, вкладываемые в специальные патроны.

Самолет «МГ» является первым воздушным кинотеатром, с прекрасным кинооборудованием, центральной частью которого является киноаппарат и экран, при помощи которых во время стоянки самолета можно демонстрировать звуковые кинокартины.

Экран, размером 4,5х6 метров, в сложенном виде представляет чрезвычайно компактный вид и хранится в хвостовой части фюзеляжа.

Этот же киноэкран может при посадке служить радиомачтой.

Для того чтобы в полете можно было заснять картины, в «МГ» предусмотрено помещение для специальной фотолаборатории.

В мировой технике еще нет примера установки на самолете типографии, между тем на «МГ» типография - это центр, вокруг которого закипит работа в агитационных рейсах. Мысль установки типографии на самолете сама по себе является совершенно новой, и потому она потребовала больших экспериментов, исследования новых технологических процессов и конструирования совершенно нового типа машины, такой машины, которая по своему весу позволяла бы установку ее на самолете и в то же время была бы настолько «дееспособной», чтобы в течение 2-3 час. полета на ней можно было напечатать несколько тысяч листовок.

Для типографии на «МГ» имеется уже особое просторное помещение; сама же печатная машина будет установлена в ближайшее время.

Самолет «МГ» имеет свою центральную электрическую станцию с отдельным двигателем и динамо, дающую и постоянный и переменный ток. Постоянный ток служит для всех жизненных функций самолета - для внутреннего освещения, для управления самолетом, для питания механизмов, подающих топливо, и т. д.

Переменный ток в 120 вольт впервые употребляется на самолете и служит для питания прожекторов, радиоустановок, звукового кино, типографии и кухни.

Для работы, во время полета, агитработников и редколлегии на самолете предусмотрены отдельные светлые помещения, с удобно расположенными столами и креслами.

В самолете предусмотрено также отдельное помещение для отдыха этих работников как днем, так и ночью, а также все современные бытовые устройства, как, например, буфет, умывальники, уборные, аптечка и пр., словом в самолете «МГ» обеспечен полный комфорт пассажирам и экипажу.

Организацию строительства «Максима Горького» со всем его сложнейшим оборудованием взял на себя и провел в жизнь Всесоюзный комитет по постройке этого самолета, с председателем его Михаилом Кольцовым, главным инициатором этого замечательного строительства.

На долю Всесоюзного комитета выпала большая задача - увязать работу ЦАГИ - основного строителя гиганта, с десятками заводов-поставщиков, разбросанных по всему Союзу, согласовать сроки поступления отдельных агрегатов и предметов оборудования, установить необходимую очередность готовности и т. д.

И задача была выполнена полностью.



Просмотров