Доказано: творческие люди думают и действуют иначе. Вот четырнадцать черт, характерных для творческих натур. Творческие люди не любят своих творений

По мнению Майкла Гелба, каждый может быть креативным и, не изобретая колесо, создавать что-то новое и интересное.

Сегодня мы поговорим о характере творческих людей. Этот вопрос изучает профессор психологии Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi). Это один из наиболее авторитетных экспертов в области психологии бизнеса, известный, в первую очередь, теорией потока. Чиксентмихайи автор нескольких бестселлеров, в том числе, книги «Креативность: жизнь и работа 91 известного человека» (Creativity: The Work and Lives of 91 Eminent People, 1996). В ней он описывает 10 парадоксальных черт, присущих творческим личностям, которые ему удалось выявить за 30 лет своей работы.

Хотите узнать, что отличает творца от обывателя? Тогда добро пожаловать под кат.

1. Сильные, но не тренированные

У творческого человека довольно много физической энергии, но, к сожалению, она мало расходуется. Ведь работа творца – это, в первую очередь, работа его мозга. Концентрация исключительно на интеллектуальном труде приводит к тому, что здоровое тело выглядит слабым. Именно поэтому важно соблюдать баланс разума и тела.

2. Умные, но наивные

Михай Чиксентмихайи признает, что творческие люди умны, их отличает гибкость и оригинальность мышления, способность слышать различные точки зрения. Но почти все наивно полагают, что измерить креативность можно творческими тестами, а развить на специализированных семинарах.

3. Игривы, но самоотверженны

Творческие люди любят отдыхать. Как говорится, ничто гедонистическое им не чуждо. Но когда речь заходит о «рождении» нового проекта, они способны работать, как одержимые. К примеру, итальянский художник Паоло Уччелло, когда разрабатывал свою знаменитую «теорию перспективы», целую ночь не спал и ходил из угла в угол.

Чиксентмихайи отмечает, что большинство творцов работают до поздней ночи и ничто не может их остановить.

4. Фантазеры, но реалисты

Это загадка творческих людей. Они великие выдумщики, могут придумать что угодно, но при этом большинство из них смотрят на жизнь вполне реалистично. Видимо, прав был Уильям Уорд, говоривший, что пессимист жалуется на ветер, оптимист надеется на перемену погоды, а реалист ставит паруса.

5. Экстраверты, но замкнуты

Мы привыкли делить людей на экстравертов и интровертов. Считается, что первые общительны, легко сходятся с людьми, обладают харизмой и т.д. А вторые, напротив, живут в своем внутреннем мире, куда пускают лишь «избранных».

Но, по наблюдениям Чиксентмихайи, по-настоящему творческие люди сочетают в себе обе этих черты. На людях они – душа компании, а в кругу близких тихи и немногословны.

6. Скромные, но гордые

Творческие люди, как правило, очень скромные. Они не ждут похвалы – им важен сам процесс создания нового. Однако при этом они никому не дадут спуска и не позволят унижать собственное достоинство.

7. Мужественные, но женственные

Михай Чиксентмихайи утверждает, что творческие люди часто не соответствуют своим гендерным ролям. Так, девушки-творцы нередко отличаются жестким нравом, а мужчины, напротив, чувственностью и сентиментальностью.

8. Бунтари, но консерваторы

Что есть творчество? Верно – создание чего-то нового. В связи с этим творческие люди очень часто слывут бунтарями, так как их идеи выходят за рамки привычного. Но в то же время многим из них трудно расставаться со своими закостенелыми привычками, менять амплуа и прочее.

9. Страстны, но объективны

Все творческие люди страстно влюблены в свою работу. Казалось бы, страсть должна ослеплять, но по-настоящему креативные люди всегда объективно смотрят на то, что они делают.

Чиксентмихайи подчеркивает, что творческий человек должен адекватно воспринимать критику, а также отделять свое «Я» от своей работы.

10. Открыты, но счастливы

Одним из творческих секретов Леонардо да Винчи была «острота чувств». Творцы всегда открыты к восприятию новых событий, даже если они причиняют им боль. При этом внутренне это гармоничные счастливые люди, так как они умеют получать удовольствие от самого творческого процесса.

Как видите, творческие люди действительно полны противоречий. Но как говорит Михай Чиксентмихайи, именно эти парадоксы помогают им адаптироваться практически в любой ситуации, приспосабливая все вокруг для достижения своих целей.

А какие парадоксальные черты творческих людей знаете вы?

Нет, не любить их можно и просто из зависти - талантливые люди зачастую успешны в карьере. Однако с талантом обычно ассоциируют положительные черты характера - чуткость к другим, способность понимать, желание сделать жизнь окружающих ярче. Увы, креативным натурам свойственно не только хорошее: исследования психологов показали, что есть ряд неприятных качеств, которыми одаренные индивиды обладают чаще, чем среднестатистический человек.

1. Творческие люди лгут охотнее и изощреннее

2. При этом они еще и недоверчивы!

Парадокс: при том, что творческие люди сами любят лгать и прекрасно распознают ложь других, они отличаются повышенной недоверчивостью. Психологи, установившие этот факт, считают, что недоверчивость не является случайным спутником талантливой натуры: она - ее суть. Дело в том, что в основе креативного мышления лежит способность подвергать сомнению то, что кажется другим людям давно решенным вопросом, имеющим один-единственный ответ. Одаренные люди мыслят по принципу «а что, если...» - они способны нестандартным образом использовать обыденные предметы, находить неожиданные черты у явлений, которые считаются хорошо изученными, смотреть на ситуацию с неожиданных точек зрения. Впрочем, исследователи установили, что недоверчивостью отличаются в основном те из творческих людей, которые не являются публичными фигурами, - а вот те, кто по своему роду занятий вынужден постоянно прибегать к самопрезентации, не могут позволить себе такой роскоши, как недоверие к другим, - напротив, они должны увлекать окружающих своими идеями и инициативами, а без веры в окружающих это невозможно**.

3. Одаренные натуры зачастую нахальны

С характерным для талантливых личностей моральным релятивизмом связано еще одно неприятное качество - нахальство. Исследователи анализировали характеры 1304 добровольцев по шестимерной личностной модели HEXACO, одна из шкал которого посвящена оценке таких качеств, как искренность, справедливость, щедрость и скромность. После этого все добровольцы должны были решить несколько тестов, позволяющих оценить их креативность. Выяснилось, что у самых одаренных были минимальные показатели по всем из упомянутых качеств. Особенно не хватало им скромности - как утверждают исследователи, одаренные люди лучше других осведомлены о своих талантах и, как правило, необычайно высокого мнения о себе. Другим любопытным результатом исследования стало то, что между креативными и обычными людьми не оказалось существенной разницы в проявлениях ряда качеств, традиционно ассоциируемых с одаренностью, - терпимости, готовности к диалогу, мягкости, доброты и т. п. Зато талантливые обнаружили куда более высокие показатели по уровню открытости для новых впечатлений и экспериментов***.

4. Творческие личности чаще страдают от клинической депрессии

Одаренный человек - не слишком хороший товарищ не только потому, что склонен ко лжи: у него вдобавок часто бывает плохое настроение. Более того, талантливые легко впадают в депрессию и выходят из нее куда тяжелее. Каждый образованный человек без труда вспомнит имена писателей и художников, в чьем творчестве легко обнаружить панические нотки, но с большим удивлением узнает о том, что современный психолог обнаружил бы повышенную склонность к депрессии не только у таких авторов, как Эрнест Хемингуэй или Вирджиния Вульф, но даже и у тех, чье творчество отмечено верой в Бога и надеждой на лучшее, - например, у Чарльза Диккенса и Льва Толстого. Подвержены творческие люди и большому числу различных фобий: например, Эдгар По и Николай Гоголь страдали одинаковым страхом - быть похороненными заживо. Шведские психологи решили проверить, не является ли связь между талантом и депрессивностью всего лишь расхожим стереотипом, и воспользовались для этого данными 1,2 миллионов пациентов психиатрических клиник и их родственников. Карточки пациентов включали упоминание их профессий, и психологи без труда составили статистику по распространенности среди представителей того или иного рода занятий различных психических недугов. Выяснилось, что работники творческих профессий - в частности, писатели, фотографы и танцоры, гораздо чаще страдают тяжелыми заболеваниями - так, у них на 8% чаще, чем у других людей, диагностировалось биполярное аффективное расстройство личности. Кроме того, например, писатели на целых 121% чаще страдают от условий своей жизни, чем рядовые обыватели, и почти на 50% сильнее склонны к самоубийству. Тот факт, что и среди родственников представителей творческих профессий психические недуги (шизофрения, аутизм, биполярное расстройство и даже анорексия) встречались чаще, чем среди прочих людей, позволил ученым сделать еще один важный вывод: и способность к творчеству, и упомянутые расстройства во многом обусловлены генетикой.

*J. Walczyka et al. «The Creativity of Lying: Divergent Thinking and Ideational Correlates of the Resolution of Social Dilemmas». Creativity Research Journal, 2008.

** J. Mayer, T. Mussweiler «Suspicious spirits, flexible minds: When distrust enhances creativity». Journal of Personality and Social Psychology, 2011.

*** P. Silvia et al. «Cantankerous creativity: Honesty–Humility, Agreeableness, and the HEXACO structure of creative achievement». Personality and Individual Differences, 2011.

**** S. Kyaga et al. «Mental illness, suicide and creativity: 40-year prospective total population study». Journal of Psychiatric Research. 2013.

Каждый, кто испытывал депрессию, знаком с чувством одиночества и ненужности. За фрустрацией скрывается нечто большее, то, что не видно невооруженным глазом. Люди с развитым творческим мышлением воспринимают окружающий мир не так, как все остальные.

Появляются все новые доказательства взаимосвязи между творческими способностями, депрессией и различными психическими расстройствами. Но это вовсе не значит, что все гении безумцы, а все безумцы – гении. Хотя знаменитых творцов и их талант иногда и связывали с особенностями психики, наука доказывает – представители творческих профессий часто испытывают депрессию из-за особенностей восприятия окружающего мира. Некоторым художникам и писателям кажется, что они склонны к хандре сильнее других, на самом деле для них это естественное состояние.

«Другой» мозг

Нейробиолог Ненси Андреасен считает, что люди с менее выраженными творческими способностями быстрее адаптируются к новым ситуациям, смене места и окружения благодаря информации, полученной от авторитетных фигур. Им проще в жизни, потому что они доверяют мнению авторитета и редко подвергают сомнению то, что узнали от него.

Другое дело люди с креативным мышлением. Они переживают те же ситуации по-другому. Гибкость мышления – фундамент креативности. Она позволяет воспринимать вещи и события свежим, незамыленным взглядом. Но также это отражается на внутреннем мире творческих людей: он сложный и неоднозначный. В их мире много вопросов и мало простых ответов.

Окружайте себя похожими людьми. Тогда творческие способности будут расцветать

Если обычные люди быстро реагируют на новые ситуации в зависимости от того, что им раньше говорили родители, учителя, политики, пасторы, раввины или священники, творческий человек живет в более изменчивом и расплывчатом мире. Поэт смотрит на мир с другого ракурса: он все время сомневается, взвешивает, анализирует. Это вызывает ощущение изоляции, отчужденности или депрессии – писатели, композиторы, музыканты, художники ведь отличаются от большинства, поэтому чувствуют себя чужими и странными. Привычная для обычного человека среда у творческого человека может вызвать стресс.

Найдите «своих»

Ощущение изоляции и одиночества в той или иной степени знакомо и понятно каждому человеку. Но творческим нужно искать похожих на себя, чтобы испытать подлинную причастность. Политики чувствовали бы себя неуютно в танцевальной школе, точно так же креативные умы разочаровываются, пытаясь вписаться в общепринятые нормы. Чтобы осознать свои отличия от других и понять, что делает их такими особенными, нужны правильные стимулы и поддержка. Иначе велика вероятность уйти в себя.

Что же делать? Как не впасть в уныние?

Примите свою креативность

По мнению Ненси Андреасен, всем креативно мыслящим следует помнить несколько вещей: «Вы должны признавать свои способности, ни при каких обстоятельствах не давать им пропасть зря. Нужно ценить свои таланты и развивать их, словно вы ухаживаете за любимым садом. Если мы душим таланты, мы подавляем свою подлинную сущность, что приводит к глубокой депрессии. Также мы должны принять наши странности. Мы всегда будем казаться странными для менее оригинальных людей. Быть странным гораздо интереснее, нежели нормальным. Окружайте себя похожими людьми. Тогда творческие способности будут расцветать. Кроме того, вас будут любить и поддерживать такими, какие вы есть».

Если мы душим свои таланты, мы подавляем свою подлинную сущность, что приводит к глубокой депрессии

Ненси Андреасен признает – творческие люди действительно больше других склонны к психическим расстройствам, поскольку испытывают «сложности с фильтрацией и восприятием информации, поступающей в мозг». Некоторые из них избегают социальных контактов из-за высокой чувствительности своей натуры. Однако понимание и признание своей уникальности помогает продвинуться вперед в борьбе с депрессией.

Так что самое важное – найти свой круг или тех, кто поддерживает вас или разделяет с вами ваше мировоззрение.

Существует много замечательных людей, творческий потенциал которых по каким-то странным причинам постоянно оказывается недооцененным. На мой взгляд, за этим стоят в первую очередь коммуникационные трудности. Например, если на презентации вы невнятно, неуверенным голосом сформулировали свою замечательную идею, ее скорее всего пропустят мимо ушей, сочтя недостойной внимания. Если на переговорах вы не сумели объяснить, почему ваши услуги стоят столько, за сколько вы их хотели продать, их купят по остаточной стоимости.

В этой заметке речь пойдет о коммуникационных проблемах, типичных для независимого творческого профессионала, который сам себя продает. Это может быть фрилансер (от дизайнера до программиста) или владелец бизнеса, вышедший из творческих кругов. Таких проблем после некоторого размышления набралось 13 - удачное число, правда?

1. Интроверсия

У творческого человека всегда есть свой богатый внутренний мир (из которого ему зачастую не хочется уходить). Однако со стороны это часто выглядит как состояние «не от мира сего», закрытость, отстраненность, невнятность, вялость. Разумеется, никто не требует от вас избавляться от духовного багажа. Однако, научившись почаще всплывать на поверхность, вы избежите негативных оценок - в этом случае ваша неотмирность сойдет за интересный опыт общения с необычным человеком.

2. Впечатлительность

Творческие люди обладают развитым воображением и потому очень впечатлительны. Из-за этого они часто поддаются силовому давлению — например, легко уступают в цене, если возникает угроза потерять заказ. В таких ситуациях никогда не лишне спросить себя: а так ли страшна эта угроза?

3. Неадекватная самооценка

Она может быть одновременно и завышенная, и заниженная, в общем, не соответствовать ситуации. Из-за этого в общении иногда возникают моменты из серии «Остапа понесло» - человек начинает надувать щеки, когда нужно проявить скромность, или наоборот — нужно заявить о себе, а он считает, что это не его дело. Бороться с этим непросто. Лучше стараться поменьше думать о себе и производимом впечатлении и проявлять больше внимания к собеседнику.

4. Проблема языка

Язык начитанного человека — враг его. При общении с человеком, не обремененным культурным багажом (это может быть просто нормальный менеджер), подспудно возникает ощущение того, что вы находитесь в разных мирах, и как следствие возникает барьер. Не пытайтесь в такой ситуации имитировать язык собеседника. Лучше будьте предельно краткими и говорите только по существу.

5. Ложная совесть («неудобно»)

Неудобно отказать, неудобно попросить, неудобно настоять на своем, неудобно назвать цену, жутко неудобно взять больше денег чем «это стоит» и так далее.

Совершенно убийственное качество. Такой лучше умрет, чем попросит лишнего. Напоровшись на опытного манипулятора, выйдет с переговоров в глубоком минусе, и притом с ощущением, что его облагодетельствовали.

Научитесь говорить нет. Тренируйтесь - смоделируйте предстоящие переговоры и попросите знакомого или жену побыть тренажером: выдвигать возражения, предъявлять требования, ставить условия, стараться уронить вас в цене и т.д. Как пишет Екатерина Михайлова в своей замечательной статье Скажи «нет» по-научному , «Есть существенная разница между теми, кто долго терпит, потом говорит одно большое «нет» всему миру, и тем, кто умеет защищать свои интересы вовремя. Чем раньше и четче звучит ваше «нет», тем меньше опасность, что энергия всех несказанных «нет» накопится и выйдет из-под контроля.»

6. Ложная скромность (снова «неудобно»)

Неудобно выступать перед людьми, неудобно говорить о себе, неудобно продвигать свои услуги и т.д. Причем это неудобство глубоко завязано с российским менталитетом: достаточно вспомнить знаменитое «Никогда никого ни о чем не проси». Есть, правда, и другие максимы, например, «Под лежачий камень вода не течет»:)

7. Нарциссизм

Творческие люди могут легко увлечься собой или своим любимым делом, теряя из вида суть переговоров. Собеседника редко интересуют тонкие особенности вашей профессии, ваши достижения и гениальные инсайты. У него есть своя вполне земная цель - например, получить качественную услугу по приемлемой цене. Если вы подсели на любимого конька, ущипните себя и срочно вернитесь обратно в реальность, пока не поздно:)

8. Побочные эффекты самомотивации

У творческих людей внутренняя мотивация часто преобладает над финансовой. С точки зрения партнера по переговорам это может выглядеть как излишняя уступчивость или наоборот негибкость.

Мотив «деньги для меня не главное», возникающий как побочный эффект внутренней мотивации, опасен в переговорах для обеих сторон. Со стороны такие люди кажутся неуправляемыми и ненадежными - возьмется за работу и бросит. Кроме того, убеждая себя, что деньги для вас не главное, вы неизбежно отнимаете средства к существованию у себя и своих близких. Если вы готовы делать эту работу за маленькую сумму, никто не будет порываться заплатить вам больше, а вот спрос с вас будут ровно такой же, как и при более высокой оплате.

9. Частая смена точки зрения

Творческие люди по определению способны менять точку зрения - именно это и делает их творческими. Этот большой плюс имеет свою обратную сторону: со стороны это выглядит как ненадежность, несерьезность, неуверенность. Пока вы поражаете собеседника широтой и гибкостью своего мышления, он тихо думает, что вы проявляете нерешительность или мечетесь из стороны в сторону.

10. Нетренированность

Бизнес-пиплы, особенно те, от которых зависит прибыль компании, сейчас, как правило, регулярно проходят тренинги по переговорам, продажам, презентациям, НЛП и т.п. У них есть масса инструментов для давления и манипуляций. А вот творческие профессионалы редко участвуют в таких тренингах, считая, что это удел скучных менеджеров. Однако на деле они из-за этого оказываются очень уязвимыми. Очень советую каждому, кто продает свои услуги, задуматься об этом и пройти хороший тренинг по переговорам.

11. Излишняя требовательность

Может проявляться в отношении к себе как перфекционизм или в отношении к другим как недостаток снисхождения к чужим ошибкам. Здесь поможет правило «80х20»: за 20% времени делается 80% работы и наоборот. Вывод: если есть возможность - не делайте эти оставшиеся 20%, возможно, это никому и не нужно. (Не случайно все сервисы google перманентно пребывают в «бете»:))

12. Неадекватный внешний вид

Понятно, что не будет творческий человек в пиджаке ходить (хотя смотря в каком, конечно). Однако обратная крайность тоже никого не порадует — когда на переговоры приходит волосатый программист, весь жеваный, с блестящими на заднице джинсами, в которых он уже два месяца сидит за компьютером, всем сразу все становится ясно. Не стоит путать оригинальность и банальную неопрятность.

Вообще-то одежда - это только один из многих признаков, по которым вас подсознательно оценивают, помещая в разные сектора памяти (или фильтруя, если вы ни в один не подходите). Не меньшее значение имеет, например, цена ваших услуг.

13. Непунктуальность

Творческие люди всех рангов часто опаздывают на переговоры. Понятно, что клиент и не догадывается о вашей замечательной бурной творческой жизни, из-за которой вы слегка, всего на час, опоздали. Однако посмотрите на ситуацию его глазами, и многое встанет на свои места. Вы ведь тоже не любите ждать, правда?

Напоследок добавлю, что плохие коммуникации можно рассматривать еще и как как одно из ключевых препятствий креативности. Ведь креативным называют то новое, которое общество или какой-то круг людей признает ценным. Однако общество практически никогда не бывает готово признать ценность новой идеи исходя только из качества самой этой идеи. Чаще всего ему нужен для этого некоторый позитивный стимул. Люди (те, которых Хайдеггер называл das Man), не любят и не хотят разбираться в существе вопроса — у них нет на это времени. Поэтому вместе с самой идеей ее автор должен передать кругу заинтересованных лиц еще и некий дополнительный импульс для ее положительной оценки. На бизнес-языке это как раз и называется презентацией.

И в заключение небольшая схемка на тему эволюции переговорного искусства.

По-моему, именно таков идеальный путь к овладению искусством переговоров. Сначала вы думаете, что просто говорите, а в это время вас разводят. Потом вы начинаете думать: на самом деле я хочу того-то, оппонент добивается того-то, без этого не уходить, с этим оставаться нет смысла и так далее. А потом вы снова просто говорите, но уже так, как надо, и то, что надо. Это отнюдь не значит, что вы подавляете собеседника и навязываете ему свою волю - раздавленный оппонент никому не нужен. Однако путь к действительно плодотворному сотрудничеству зачастую оказывается не таким простым, как кажется, и нужно быть к этому готовым.

Комментировать (уже 15)

    Очень плодотворная тема. А есть ли опыт использования привлеченных людей для ведения переговоров? Для меня это всегда была проблема: с одной стороны, проф. переговорщик переговорит гораздо успешнее)) С другой стороны — он не в теме моего дела, может дров навалять.

    Хотя, для «творческих» людей, переговоры, я думаю — это очень полезно. Развивает и приземляет. Мышление становится эффективнее, гораздо четче чуются проблемы.

    Кстати, переговоры с менеджерами — ужастно скучные и предсказуемые. Наверное, из-за тренингов. Самое чудесное — это напрямую с владельцем бизнеса. Если бизнес успешен, то хозяин, как правило, очень интересный и нестандартный человек (хотя и не в таком смысле, как творческие товарищи). У них есть чему поучиться.

    Илья, спасибо за комментарий, я думаю, рассматривать возможность о привлечении переговорщиков стоит только тогда, когда точно известен желаемый результат переговоров, что в сфере услуг случается нечасто. По большей части клиент не знает, чего хочет, а у вас, наоборот, очень широкое поле возможностей, перспективность которых трудно оценить стороннему человеку.

    Переговоры с владельцем действительно проходят на порядок интереснее и эффективнее. Я думаю, дело тут не в тренингах, а в том простом факте, что это его собственный бизнес и он действительно заинтересован в его развитии. Разницу между наемным работником и владельцем вообще трудно переоценить. По большей части это люди из разных миров.

    Кажется, есть еще одно нарушение коммуникации. Это нарушение общения с самим собой сегодняшним и завтрашним. Эти проблемы отражаются во вне.

    sushestvuet rjad professii v sfere kommunikacii, kotorie, sobstvenno i byli sozdany, chtoby oblegchit zhizn tem, u kogo problema v obshenii….na zapade oni cenjatsja i oplachivjutsja….oplachivajutsja ne ploho…pr professii v zavisimosti ot sfery dejatelnosti….samaja pribylnaja — investment relations….gde nuzhno ubaltyvat bogatogo klienta, malo predstavljajushego, chto delat s dengami…..ili somnevajushegosja….itd…

    hochetsja dobavit k vashim 13 faktoram bezuspeshnyh kommunikacii disleksiju, kotoruju v UK naprimer, v creativnoi industrii rassmatrivajut kak ochen znachitelnuju problemu i udeljajut ei ogromnoe vnimaje….studenty universitetov, stradajushie dislekciei poluchajut skidki po opredelennom predmetam, u nih raznye sroki sdachi rabot itd…

    Navernoe, hotelos, chtoby v Estonii nachali provodit Enterprise seminary, na kotoryh, sobstvenno, i govoritsja o tom, kak svoei kreativnosju nachat zarabatyvat dengi….))

    Не знаю, как в остальных заведения, у нас в колледже среди обязательных предметов психология общения и работы с клиентом есть. Скорее всего, только на начальном уровне, но и это неплохо.

    PS: Если бы такие семинары в Эстонии проводила ты — было бы неплохо))

Российская студенческая весна-2017

Направление: журналистика

Номинация: лучший редакционный материал

Почему творческие личности немного странные?

«Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить».

Н.В. Гоголь

Вы наверняка хоть раз в жизни слышали фразу «творческая личность», причем обычно она носит слегка ироничный подтекст со значением «необычный, чудной». Творческие личности думают, поступают, а иногда даже говорят не так, как обычные люди. У них странные, непонятные привычки и режим дня. Они могут нелепо одеваться и быть чересчур эмоциональными, инфантильными и эксцентричными. Но, самое удивительное, что себя они странными нисколько не считают. Им просто некогда обращать внимание на такие пустяки, ведь они полностью поглощены своим творчеством, и даже если в глазах общественности индивид вообще лишен таланта, то сам он очень любит свой труд несмотря ни на что.

Почему творческие люди странные? Часто про них говорят, что они «летают в облаках» или «не от мира сего». И это абсолютно верно. Креативность в человеке проявляется, в первую очередь, через его воображение. Воображение лежало в основе музыки Баха, стихов Пушкина и картин Пикассо. Благодаря повышенной чувствительности творец в своей повседневной жизни постоянно сталкивается с несовершенством мира, дисгармонией, хаосом и противоречиями, поэтому с помощью своей фантазии он перемещается в чудесный выдуманный мир, в котором нет места бытовым проблемам и невзгодам. Там очень хорошо, и именно туда отправляется творец всякий раз, когда берет в руки кисть/надевает пуанты/садится за рояль (нужное подчеркнуть). Сам процесс творчества приносит ему огромное удовольствие, поэтому он работает днями и ночами напролет, забывая про сон и пищу. А результаты своих творческих порывов он стремится показать другим, чтобы подарить им часть своего идеального мира, чтобы сделать их жизнь гармоничнее, совершеннее и прекраснее. В каждом творце живет романтик, который мечтает изменить реальность к лучшему.



Еще одно качество творческих личностей – способность видеть необычное в обычном. Творцы, как дети, готовы удивляться всему! Они очень наблюдательны, любознательны и любят учиться. Постоянное стремление пробовать новое отличает творческого человека от обычного. Творческая личность должна постоянно развиваться и расти, совершенствуя свое мастерство.

Иногда творческие личности воспринимаются в обществе неадекватно в связи со своей независимостью в суждениях и творческой смелостью. У творца всегда есть свое мнение, а мнение окружающих влияет на него гораздо меньше, чем на типичного обывателя. Творцу все равно, что подумают о нем другие, а наплевательское отношение на общественное мнение зачастую вызывает негативные суждения со стороны. Творчество само по себе – это выход за пределы стереотипов и шаблонов, а такое поведение, как известно, не приветствуется толпой. Толпа имеет свои правила, и креативы в них точно не вписываются.

Еще одной характеристикой творческих людей психологи называют позитивное отношение к сложным задачам. Трудности только мотивируют их работать еще больше и усерднее. Кстати, стоит упомянуть и о работоспособности творцов. Уж они точно не побегут, сломя голову, с работы, как только стукнет шесть часов вечера. В плане своей личной жизни они могут казаться безалаберными лентяями, но в своем деле они очень дисциплинированны, обязательны и трудолюбивы.

Ну и последнее, наверное, самое важное качество творца – это талант. Талант закладывается в человеке природой в его умственных способностях и анатомических свойствах. «Талант - как бородавка - либо он есть, либо его нет», - говорила Фаина Раневская. Уже в детстве родители замечают, что их ребенок делает что-то лучше, чем другие дети. Наверное, сейчас я скажу прописную истину, но талант может угаснуть навсегда, если его вовремя не подхватить и не развить упорным трудом. Кроме таланта, креативы обычно имеют повышенное стремление к красоте, так сказать, развитое эстетическое чувство.

Подводя итог, хочется сказать, что все-таки творческими личностями не рождаются, а становятся. Известно огромное количество примеров, когда самодисциплина и трудолюбие создавали настоящих гениев, не хуже тех, которые были талантливы изначально. Сейчас существует масса тренингов по развитию креативности и тестов на распознавание своих творческих наклонностей. А в целом, все это неважно, если творчество, которым Вы занимаетесь, приносит Вам удовольствие. И, даже если Вы не умеете танцевать, но Вам это безумно нравится, никто не смеет Вас останавливать!

Источник фото: http://dance-theatre.ru/centr-sovremennoi-horeorgafii/



Просмотров