Экспертиза обстоятельств ДТП. Трасологическая экспертиза. Назначение автотехнической экспертизы для определения обстоятельств ДТП и «установления» виновности в аварии Вопросы автотехнической экспертизы после дтп

В рамках автотехнической экспертизы возможно ответить так же на следующие вопросы:

1. Имеются ли на автомобиле признаки внесения изменений в конструкцию транспортного средства?

2. Имеются ли на автомобиле наличие устройств, не предусмотренных заводом изготовителем?

3. Если такие устройства или изменения в конструкции имеются, будет ли установка таких устройств или внесение изменения в конструкцию транспортного средства отвечать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 720 г. Москвы «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»?

4. Если такие устройства или изменения в конструкции имеются, будет ли установка таких устройств или внесение изменения в конструкцию ТС соответствовать требованиям Правил дорожного движения РФ, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих безопасность транспортных средств?

В рамках автотовароведческой экспертизы возможно решение следующих вопросов:

1.Какова стоимость восстановительного ремонта повреждений , полученных в результате ДТП, произошедшего (дата)?

Суду, назначившему экспертизу, либо лицу, заявившему ходатайство о назначении экспертизы, необходимо конкретизировать дату, на которую нужно определять стоимость (на дату ДТП, либо на день проведения экспертизы).

Так же необходимо указать, какую из стоимостей необходимо определять:

Стоимость восстановительного ремонта повреждений, полученных в результате ДТП по данным официального дилера;

Среднерыночную стоимость;

Стоимость в конкретной организации.

2. Какова стоимость восстановительного ремонта с учётом стоимости ремонта скрытых повреждений ?

3. Какова стоимость восстановительного ремонта повреждений, полученных в результате ДТП, с учётом износа (либо без учёта износа)?

, связанные с наездами на пешеходов :

1. С какой скоростью двигалось ТС-1 в данных условиях к моменту начала торможения, исходя из указанной в ИД длины следа торможения на юз.

2. Какой остановочный путь имеет ТС-1 в условиях места происшествия.

3. На каком расстоянии от места наезда находилось ТС-1 в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД.

4. Располагал ли водитель ТС-1 технической возможностью предотвратить наезд на пешехода в момент начала движения пешехода на пути, указанном в ИД, или появлении его из-за ТС-2.

5. Имел ли возможность потерпевший выйти за пределы полосы движения автомобиля, если бы водитель своевременно применил торможение, при том же темпе движения пешехода.

6. Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель автомобиля в данной дорожной ситуации и соответствовали его действия с технической точки зрения требованиям ПДД.

Вопросы на разрешение экспертизы столкновением транспортных средств :

1. С какой скоростью двигалось ТС-1 (или ТС-2) перед торможением, если длина следа юза до столкновения составляет..... м, после столкновения ТС-1, развернулось на..... гр. и продвинулось до остановки на..... м?

2. На каком удалении находилось ТС-1 от места столкновения в момент начала движения ТС-2 через перекресток (или выезда на его полосу в момент обгона или объезда ТС-3 или в момент возникновения опасности?

3. Каков остановочный путь ТС-1 в данной ДТС при экстренном торможении в данных дорожных условиях со скорости, установленной экспертом или (следствием)?

4. Имел ли водитель ТС-1 техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент (указать момент возникновения опасности или в момент обнаружения опасности в зоне видимости)

5. Имел ли техническую возможность (успевал ли) водитель ТС-2 выехать за пределы полосы движения ТС-1, если бы последний, двигаясь с разрешенной скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости.

6. Какими пунктами Правил должен был руководствоваться водитель ТС-1 в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям ПДД.

7. Какова с технической точки зрения причина данного происшествия и не находятся ли в причинной связи действия водителя ТС-1 или ТС-2 с данным происшествием.

При столкновении ТС в отдельных случаях следствию есть необходимость в решении вопросов по транспортной трасологии :

1. Каков механизм столкновения ТС-1 и ТС-2?

2. Каков угол взаимного расположения ТС-1 и ТС-2 в момент столкновения?

3. Где относительно границ проезжей части находится место столкновения ТС-1 и ТС-2?

Для этой цели необходимо кроме указанных ИД представить для осмотра оба транспортных средства с повреждениями без их искажения при транспортировке и хранении до момента осмотра.

Вопросы на разрешение экспертизы при расследовании ДТП, связанных с потерей устойчивости ТС с ударом о препятствие, столкновением и т.п. :

1. Какова критическая скорость автомобиля на повороте с данным радиусом?

2. Возможно ли опрокидывание или занос на повороте с данным радиусом на указанной скорости и указанной загрузке?

3. Какова причина потери устойчивости транспортного средства, не вызвано ли это техническим состоянием ТС, дорожными условиями или действиями водителя по управлению ТС.

4. Какими пунктами ПДД следовало руководствоваться водителю в данной ДТС и соответствовали ли его действия требованиям Правил с технической точки зрения.

При наличии указанных ИД экспертом могут быть решены следующие вопросы, при расследовании ДТП, связанных с маневрированием транспортного средства (в процессе обгона):

1. При заданных исходных данных, каково необходимо безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля..... автомобилем.....

2. Каково безопасное расстояние до встречного транспортного средства для выполнения вышеуказанного маневра при исходных данных, указанных в постановлении.

3. Соответствовали ли действия водителя автомобиля (совершающего обгон)... требованиям ПДД и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.

4. Соответствовали ли действия водителя обгоняющего автомобиля и встречного автомобиля требованиям Правил дорожного движения.

При исследовании технического состояния ТС экспертом могут быть решены следующие вопросы:

1. По рулевому управлению ТС:

Каково техническое состояние рулевого управления и поворотных устройств управляемых колес автомобиля..... на момент осмотра; соответствовало ли техническое состояние рулевого управления требованиям ПДД;

Могли ли данные неисправности привести к потере управляемости ТС в условиях данного происшествия;

Если неисправность возникла до ДТП, то мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить ее при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства.

2. По рабочей тормозной системе ТС:

Работоспособна ли на момент осмотра рабочая тормозная система автомобиля........; соответствует ли техническое состояние рабочей тормозной системы требованиям ПДД;

Если тормозная система неработоспособна, то когда и вследствие чего наступил отказ;

Если отказ произошел до ДТП, то не является ли это причиной данного происшествия.

3. По ходовой части ТС:

Каково техническое состояние узлов ходовой части ТС;

Могли ли данные повреждения возникнуть до ДТП и не находятся ли они в причинной связи с происшествием.

Вопросы для экспертизы согласовываются с экспертом при расследовании ДТП, связанных с исследованием деталей ТС (металлографическое исследование, исследование резинотехнических изделий) .

По автолампам эксперту могут быть поставлены вопросы:

Горела или нет электролампа в момент разрушения колбы (или в момент столкновения);

Какой свет ближний или дальний был включен в электролампе в момент разрушения колбы (или в момент столкновения).


На разрешение эксперта ставятся вопросы при расследовании ДТП, связанных с проверкой показаний :

Кто из лиц, сидящих в автомобиле, находился за рулем в момент ДТП. Не мог ли находиться за рулем автомобиля гражданин....... (указать фамилию и инициалы).

Совместными объектами исследования являются:

Одежда и телесные повреждения;

Масштабные фотоснимки мест повреждения транспортного средства;

Транспортное средство с повреждениями, соответствующие моменту ДТП;

Протокол осмотра места ДТП с масштабной схемой.

Данный вид исследования проводится наряду с другими вопросами, указанными в постановлении, при исходных данных, изложенных выше.

Следует также сказать, что для разрешения названных вопросов, наряду с экспертами автотехниками и судебными медиками, привлекается к исследованию одежды и обуви эксперт трасолог.

Обновлено: 26.06.2018 1361

Всё об оценке авто при ДТП: зачем нужна, как проходит, сколько длится, кто платит и не только…

Приветствую всех! Это Кулик Илья. Очень часто при дорожных происшествиях невозможно точно установить обстоятельства случившегося, определить, кто виноват в произошедшем, основываясь только на показаниях участников аварии и очевидцев.

А узнать, как всё было на самом деле, необходимо, ведь от этого зачастую зависит судьба человека: останется он на свободе или отправится в колонию. Именно для этого проводится оценка авто при ДТП. О ней сегодня и поговорим.

Автотехническая экспертиза после ДТП - это специальное исследование транспортных средств (ТС), а также различных объектов, относящихся к аварии, необходимое для выяснения различных вопросов, обычно касающихся дорожно-транспортного происшествия. Экспертиза ДТП необходима для выявления обстоятельств, причин и факторов, вызвавших ДТП, а также оценки его последствий. Делается это с двумя целями.

Во-первых, выяснение обстоятельств происшествия необходимо для определения виновности участников, каждого из них, что особенно важно, когда в аварии или получают ранения. Чаще всего это основная цель назначения автоэкспертизы.

Во-вторых, собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.

Виды автотехнических экспертиз

Автотехническая экспертиза (АТЭ) – это очень обширное понятие, в которое входит множество разнообразных исследований. Поэтому определено несколько критериев, по которым делятся автоэкспертизы. Наиболее часто выделяют исследования:

  • по типу и объекту изучения;
  • по очерёдности проведения;
  • по лицам , выполняющим экспертизу.

Виды АТЭ по содержанию

Это основная классификация для автотехнических экспертиз. Так как необходимо выявить все причины и обстоятельства происшествия, дать оценку случившегося с разных сторон, приходится исследовать совершенно различные предметы, использовать множество методик. Естественно, даже очень хороший специалист не сможет в совершенстве освоить все виды исследований.

Поэтому выделяют экспертизы:

  • обстоятельств дорожной аварии – изучается дорожная ситуация, приведшая к аварии, устанавливаются параметры движения участников столкновения, анализируются возможные и предпринятые водителями действия;
  • технического состояния транспортных средств подразумевает исследование ТС с точки зрения работоспособности и соответствия нормативам различных узлов и механизмов, в случае выявления неисправностей определяется причины и время их возникновения, возможность обнаружить их до аварии;
  • дорожных условий – исследуются состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, погодные факторы, имевшие влияние на возникновение аварийной ситуации;
  • – исследование любых следов, оставленных в результате ДТП: на ТС, на одежде и телах пострадавших людей, на дороге и придорожных объектах и т. д. для выявления обстоятельств происшествия, точного места столкновения, механизма взаимодействия ТС и другого;
  • автотовароведческую – оценка стоимости автомобиля, годных остатков и т. д.;
  • инженерно-психофизиологическую участников происшествия – изучение индивидуальных особенностей лиц, ставших участниками ДТП, их профессиональной деятельности как водителей, а также жизненных обстоятельств, которые могли оказать влияние на их психофизиологическое состояние, и, следовательно, привести к аварии, психической составляющей в действиях лиц, причастных к аварии.

Типы экспертиз по очерёдности

В процессе расследования обстоятельств происшествия одной экспертизы может быть недостаточно. Для дифференциации экспертных исследований по очерёдности проведения используют понятия:

  • первичная – является первым исследованием объектов;
  • дополнительна я – проводится если первой экспертизы оказалось недостаточно для выяснения всех обстоятельств. Исследуются вопросы, не задававшиеся во время проведения предыдущей автоэкспертизы;
  • повторная – перепроверяют выводы, полученные в результате проведённых ранее исследований, если есть сомнения в их точности и достоверности. Назначается также при выявлении новых обстоятельств, которые влияют на исход АТЭ. Проводится обычно комиссионно, при этом лица (организации), приводившие первую экспертизу, не могут участвовать в повторном исследовании.

Деление экспертных исследований по исполнителям

Знаний и возможностей одного эксперта может не хватить для расследования сложных, неоднозначных событий. А иногда при проведении АТЭ возникают вопросы, для выяснения которых требуется проведение особых исследований, не относящихся напрямую к автотехнике. Всё это будет влиять на число и квалификацию исполнителей.

Поэтому смотря по тому, кто проводит исследование, выделяют следующие типы экспертиз:

  • единоличную – проводится одним специалистом, обычно применяется в простых случаях;
  • комиссионную – исследование проводят несколько экспертов одной специальности, которые совместно отвечают на одни и те же вопросы. Каждый из них может дать своё обособленное мнение, при несогласии с другими членами комиссии;
  • комплексную – когда требуется привлечение специалистов из различных областей знаний, объединяет в себе несколько видов автоэкспертиз. Кроме того, АТЭ иногда может объединяться с исследованиями, не относящимся к транспортным, например, могут привлекаться специалисты из области медицины, криминалистики и т. д.;

Сколько стоит автоэкспертиза

Так как глубина и обширность исследований может быть совершенно различной, точно назвать стоимость трудно. Она будет зависеть от вида экспертизы, её сложности, срочности и количества вопросов, на которые должен будет ответить в процессе изучения обследуемых объектов.

Поэтому цена может составить как 3-5 тысяч рублей, за простые исследования по одному вопросу, так и 50 тысяч рублей и больше за комплексные, сложные автоэкспертизы. Стоит отметить, что судебная экспертиза, то есть проводимая по постановлению судьи в ходе тяжбы обычно дороже на 25-30% чем такое же исследование, проводимое до суда.

Кто оплачивает работу эксперта

Платит за экспертизу, в том числе судебную, всегда её инициатор. Если экспертное исследование проводилось до суда, оплативший её может взыскать их с оппонента в порядке предъявления претензии или в суде.

Если в суде несколько сторон изъявили просьбу о проведении исследования, платят они поровну. В случае трудного финансового положения лица, подающего просьбу, экспертиза может быть по решению суда частично или полностью оплачена из бюджета.

Бюджетные средства также идут на оплату экспертизы, когда её инициатором выступает судья или должностное лицо. Деньги перечисляются лицом, подавшим ходатайство о назначении АТЭ, на специально предназначенный для этого счёт суда.

Но при вынесении решения по делу суд назначает проигравшей стороне возместить все расходы, понесённые стороной, выигравшей тяжбу. Если иск удовлетворён частично, то расходы компенсируются пропорционально удовлетворённым требованиям. Так же в соответствии с решением суда распределяются затраченные бюджетные средства.

Сроки проведения

Время, которое необходимо затратить на экспертное исследование, главным образом зависит от объёма работ и их сложности. Законодательством временные границы для экспертизы не определены.

На проведение экспертизы уходит обычно от 3 до 5 суток, в сложных случаях расследование может идти и 15-30 дней. Многие компании предлагают выполнение исследования в сокращённые сроки за дополнительную плату.

При проведении экспертизы конкретные сроки устанавливает судья. Они закрепляются в постановлении о проведении автоэкспертизы. В этом случае за несоблюдение сроков к исполнителю принимаются взыскания, вплоть до штрафов. Ведение дела приостанавливается, пока выполняется исследование.

Кто проводит экспертное исследование

Кроме того, помня о многообразии автоэкспертиз, необходимо следить, чтобы проводящее исследование лицо имело соответствующую квалификацию. Чтобы трасолог не оценивал техническое состояние автомобиля, и, наоборот, специалист по техсостоянию не исследовал следы.

Какие вопросы надо задавать эксперту

Для того чтобы по результату экспертизы можно было установить обстоятельства аварии необходимо правильно поставить вопросы. Иначе вместо исследования получится пустая трата времени и денег.

Точный список вопросов зависит от ситуации, причём для определения задач для эксперта лучше всего проконсультироваться с человеком, имеющим опыт проведения экспертных исследований. Потому что, например, даже хороший юрист, практикующий адвокат, может не знать некоторых технических аспектов, и поэтому не сможет задать вопросы, ответ на которые будет однозначно свидетельствовать в пользу его подопечного.

Поэтому по вопросам на экспертизу следует проконсультироваться именно у эксперта, это можно сделать в любой экспертной фирме.

Здесь я приведу общий, но не исчерпывающий список возможных вопросов. Следует знать, что эксперт-техник отвечает только на прямые вопросы, связанные с техническими аспектами. То есть он не может сказать, например, кто виновен в аварии.

Задачи эксперту при столкновении автомобилей

Конечно, вопросы будут различаться в зависимости от типа расследования и от обстоятельств ДТП. Так, для автотовароведческой характерен вопрос: «Какова стоимость восстановительного ремонта ТС или годных остатков?». Но для выяснения обстоятельств аварии проводятся обширные исследования: трасологические, обстоятельств аварии, технического состояния авто, и другие.

Примерными вопросами для эксперта могут стать:

  • каков был коэффициент сцепления дорожного покрытия;
  • на какую дальность была видимость ;
  • с какой скоростью и ускорением двигалось ТС ;
  • какое расстояние между ТС было , когда водитель, создавший помеху начал движение
  • когда водитель начал торможение ;
  • имелась ли техническая возможность предотвратить аварию;
  • по какой траектории двигалось ТС;
  • в каком месте произошло взаимодействие ТС;
  • под каким углом машины врезались друг в друга
  • сколько времени прошло между различными фазами аварийной ситуации (например, от начала торможения до столкновения);
  • как располагались на проезжей части ТС участников аварии;
  • на какой скорости при данных условиях возможен занос, опрокидывание;
  • что стало причиной потери устойчивости ТС;
  • имеются ли неисправности в каждой из систем автомобиля, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее (например, на техосмотре);

Интересно! Специальными экспертизами можно установить даже то, были ли включено наружные световые приборы, причём даже по разбитой лампе.

Вопросы эксперту при ДТП с пешеходом

Но возможно заказать и любое другое автотехническое исследование, например, чтобы идти в суд не с пустыми руками, а уже с оценкой обстоятельств происшествия, данной экспертом. Хотя и при наличии экспертного заключения суд может назначить повторную судебную экспертизу.

Досудебные исследования, как правило, дешевле аналогичных, проводимых по постановлению суда, иногда значительно, что тоже немаловажно.

Как самостоятельно провести экспертное исследование

Для проведения такой экспертизы достаточно заключить договор на соответствующую услугу с экспертом-техником (экспертной компанией), уведомить другую заинтересованную сторону (другого участника аварии, страховую компанию), и предоставить объекты для исследования.

По результатам исследования будет составлено экспертное заключение, обосновываясь на котором можно предъявлять претензии к оппонентам или отстаивать свои права в суде. Но чтобы документ имел силу, важно, чтобы он был составлен аттестованным компетентным специалистом, поэтому к выбору исполнителя надо отнестись очень серьёзно.

Экспертиза при административном расследовании

Если при производстве по делу об административном происшествии (АП) в ГИБДД или в суде обстоятельства требуют экспертного исследования, должностное лицо или судья выносят соответствующее определение, в котором прописываются:

  • основание для назначения экспертизы;
  • название экспертной организации или ФИО эксперта, которому поручается выполнение автоэкспертизы;
  • перечень вопросов , для ответа на которые и назначается АТЭ;
  • список материалов и объектов , относящихся к делу, предоставляемых для исследования;
  • разъяснение прав и обязанностей эксперта , предупреждение об ответственности за ложные сведения.

Лицо, вынесшее определение о назначении экспертизы, обязано до его направления исполнителю ознакомить с ним потерпевшего и лицо, в отношении которого ведётся дело об АП (ЛВОК). При этом указанные лица имеют право, объясняя свою точку зрения:

  • просить устранить конкретного эксперта от исследования;
  • просить привлечь других специалистов;
  • добавлять свои вопросы на экспертизу.
Итог исследования

Результатом исследования становится экспертное заключение, оформляемое её исполнителем. В заключении указывается:

  • кто выполнял исследование;
  • на каком основании проводилась экспертиза;
  • в чём заключалось исследовани е;
  • чёткие ответы на поставленные вопросы и выводы по ним.

Должностное лицо или судья, вынесшие определение о назначении автоэкспертизы, могут и не согласиться с выводами, сделанными экспертом, однако для этого они должны обосновать своё мнение.

Судебная экспертиза

Порядок и принципы назначения и проведения экспертных исследований схож для любого судебного процесса: административного, уголовного, гражданского или арбитражного. По сути, различия заключаются только в терминах и некоторых процессуальных особенностях, а права и обязанности лиц, причастных к делу, одинаковы.

Наиболее полно о судебной экспертизе написано в УПК, поэтому я расскажу об АТЭ с точки зрения проведения её при расследовании по уголовному делу. Кроме того, если не считать автотовароведческой, автоэкспертизы проводятся в большинстве случаев после ДТП с тяжёлыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание.

Назначение экспертизы

Экспертное исследование назначается по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя. Инициатива может исходить как от истца, так и от ответчика. Подавать прошение можно в суде первой инстанции до окончания стадии исследования доказательств.

В апелляции ходатайство удовлетворяется только при наличии уважительной причины, объясняющий невозможность провести экспертизу ранее (например, суд первой инстанции отклонил аналогичную просьбу).

В уголовном процессе назначать автоэкспертизу также может следователь ещё до суда и даже до возбуждения уголовного дела. Но называться такое исследование всё равно будет судебным.

Как написать ходатайство

Писать ходатайство можно в свободной форме. В его тексте обязательно должны содержаться:

  • реквизиты документа (название суда, информация о деле);
  • основания для назначения экспертизы, подкрепляемые ссылками на нормативно-правовые акты;
  • вопросы , которые необходимо задать эксперту;
  • желаемого исполнителя ;
  • перечень предметов , предоставляемых стороной для исследования.

Для составления документа лучше воспользоваться услугами юриста. В качестве примера предлагаю вам скачать для гражданского суда и в защиту обвиняемого по уголовному делу. Ходатайство передаётся должностному лицу, ведущему дело, или в суд: через канцелярию или на судебное заседание.

Постановление о назначении исследования

Лица, причастные к судебному процессу, имеют право предлагать свои вопросы к эксперту, но окончательный их перечень устанавливает судья. Если судья отказывает включить в задачи для специалиста какой-либо из вопросов, поступивший от участвующих сторон, он должен мотивировать своё решение.

Приняв окончательное решение о назначении исследования, следователь или судья выносит постановление или определение, в котором должна содержаться та же информация, что и при административном расследовании:

  • основание для проведения исследования;
  • назначенный исполнитель ;
  • вопросы эксперту;
  • исследуемые материалы .
Права сторон

Лицам, причастным к делу, обязательно показывается текст постановления о назначении автоэкспертизы, и получить разъяснения своих прав, в которые входят полномочия:

  • просить об исполнении экспертизы конкретным лицом или организацией;
  • просить устранить того или иного специалиста от исследования (заявить отвод);
  • ходатайствовать о добавлении вопросов , задающихся исполнителю;
  • знакомиться с определением суда о назначении экспертного исследования , а также с заключением эксперта, протоколом его допроса;
  • присутствовать при исследовании , давать объяснения;
  • ходатайствовать о назначении новых экспертиз.

Примечание. Свидетель имеет право ознакомиться только с заключением по экспертизе, выполненной в отношении его самого.

АТЭ в отношении потерпевшего и свидетелей может быть выполнена только после получения письменного согласия от них или их представителей.

Очень важно знать! Если одна из сторон судебного процесса уклоняется от участия экспертизе, мешает проведению исследования, например, не предоставляет принадлежащие ей объекты, что делает проведение автоэкспертизы невозможным, суд может и без проведения исследования признать установленным или опровергнутым факт, для выяснения которого и назначалась экспертиза, так, чтобы решение было не в пользу уклоняющейся стороны.

Проведение судебной АТЭ

Следователь направляет руководителю экспертной компании или непосредственно частному эксперту-технику соответствующее постановление и необходимые для исследования объекты и материалы. Эксперт должен получить от своего руководителя или от следователя разъяснение своих прав и ответственности.

Если квалификация эксперта не позволяет выполнить исследование, или материалов недостаточно, эксперт-техник может сразу вернуть постановление, объяснив причину возврата.

Следователь может присутствовать при выполнении исследования, узнавать у эксперта объяснение его действий. Специалист по АТЭ в своём заключении должен указать на присутствие других лиц при её проведении. Потерпевший, обвиняемый и их представители с разрешения следователя также могут находиться при осуществлении экспертизы.

Особенности комиссионной и комплексной экспертиз

По решению должностного лица или руководителя экспертной фирмы может быть назначена комиссионная автоэкспертиза, то есть исследование будет выполняться несколькими экспертами одной специальности. По вопросам, вызвавшим разногласия между экспертами, составляется отдельное заключение каждым из участников исследования. Если члены комиссии сходятся во взглядах, пишется одно экспертное заключение.

При комплексной экспертизе, когда исследование выполняют специалисты из различных областей знания, оформляется одно заключение, но каждый из экспертов подписывает только ту часть документа, которая описывает проделанную им работу и его выводы. Соответственно, несёт ответственность он также только за свои действия и ответы.

Итог исследования

После проведения АТЭ эксперт (комиссия) составляют заключение, которое содержит следующую информацию:

  • дата, время и место выполнения исследования;
  • основания для выполнения автоэкспертизы;
  • должностное лицо , назначившее проведение;
  • сведения об исполнителе (экспертной организации);
  • информация о предупреждении эксперта об ответственности за дачу ложных показаний;
  • объекты и материалы , изученные в ходе автоэкспертизы;
  • информация о присутствовавших при экспертизе (следователь, стороны процесса);
  • сведения о выполненных исследованиях , с перечислением методик;
  • ответы на поставленные вопросы , их обоснование и выводы по ним.

Если во время исследования были выявлены значимые для уголовного дела сведения, узнать которые не требовалось, специалист имеет право включить эти данные в заключение.

К заключению прилагаются различные материалы, подтверждающие выводы специалиста, это могут быть различные фотографии, графики, схемы. Причём они являются частью заключения.

Когда сделать выводы невозможно

Иногда эксперт не может дать провести исследование по предоставленным ему материалам и сведениям. Как правило это случается при низком качестве представленных для исследования материалов, неполных исходных данных.

В такой ситуации эксперт сообщает о невозможности сделать заключение, объясняя причины. С содержанием этого сообщения также могут ознакомиться лица, причастные к делу (кроме свидетеля).

Объяснение результатов

Эксперт может быть вызван в суд для объяснения и дополнения сделанных им в заключении выводов. Инициировать это могут как участники тяжбы, подав ходатайство, так и судья или следователь.

Задавать вопросы может любой из участников процесса, но начинает всегда сторона, по просьбе которой проводилось исследование. При необходимости эксперту даётся время на подготовку ответов. Задавать вопросы можно только в рамках проведённой экспертизы. Допрос эксперта обязательно протоколируется в судебных документах.

Экспертное заключение показывается потерпевшему, обвиняемому и их представителям, при этом им напоминают об их праве ходатайствовать о новой АТЭ.

Если проведённое исследование недостаточно прояснило ситуацию, возможно назначение повторной или дополнительной автоэкспертиз. Дополнительную может выполнять как тот же самый эксперт, что и проводил предыдущую, так и другой человек. Для повторной обязательно назначается новый специалист.

  • тщательно выбирайте эксперта (экспертную компанию);
  • по возможности присутствуйте при экспертизе;
  • внимательно подойдите к составлению вопросов для эксперта. Воспользуйтесь квалифицированной помощью в этом деле. Помните, какой будет вопрос, такой и ответ.
  • не спешите с изучением документов , результатов исследования. Ограничивать вас во времени никто не вправе;
  • помните о возможности проведения дополнительной и повторной экспертизы.

Заключение

Как вы теперь знаете, именно автотехническая экспертиза позволяет точно установить многие обстоятельства и последствия дорожного происшествия. Но для получения результатов, соответствующих реальности, подготовка к автоэкспертизе и её выполнение должны быть проведены очень качественно, в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Напомню, что в комментариях вы можете задавать интересующие вас вопросы по теме статьи и рассказывать о своём опыте. Так что пишите, не стесняйтесь!

В следующем видео практикующий специалист по автотехнической экспертизе отвечает на вопросы автолюбителей .

П.С.: Статью украсили фото Alfa Romeo Brera. Взял здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/461515.

Эксперты Центральной лаборатории судебной экспертизы «Первый Эксперт» осуществляют

  1. Прoизвoдствo судебной автотехнической экспертизы в соответствии с определениями судов, постановлениями прокуратуры и подразделений внутренних дел, постановлениями нoтариусoв о назначении независимой автотехнической экспертизы, в соответствии с действующим законодательством РФ.
  2. Прoизвoдствo судебных автотехнических экспертиз пo гражданским, арбитражным, уголовным делам и административным правонарушениям.
  3. Прoизвoдствo независимой автотехнической экспертизы автомобилей пo заявлениям граждан и юридических лиц, в том числе на договорной длительной основе;
  4. консультации пo техническим вопросам производства независимых автотехнических экспертиз автомобилей, в том числе по вопросам целесообразности проведения исследований, формулировки вопросов для получения всестороннего и объективного заключения, отражающего существенные моменты и детали.

Основанием для проведения автотехнической экспертизы являются обращения граждан и организаций, определения судов Российской Федерации, постановления нотариусов, правоохранительных органов.

Судебная автотехническая экспертиза

Предмет исследования

  1. Качество и техническое состояние автомобиля, его узлов, агрегатов, деталей.
  2. Причины выхода из строя узлов и агрегатов автомобиля.
  3. Качество проведенного технического обслуживания, ремонта автомобиля.
  4. Причины и обстоятельства причинения вреда автомобилю (ДТП или иное).
  5. Стоимость устранения повреждений и дефектов автомобиля.
  6. Стоимость автомобиля на различные даты в различном состоянии.

Особенности назначения и проведения судебной автотехнической экспертизы

Основанием для проведения судебной автотехнической экспертизы является определение суда.

Стороны по делу вправе участвовать в обсуждении вопросов, требующих разрешения при проведении экспертизы, предлагать кандидатуру эксперта. В порядке подготовки к такому обсуждению в судебном заседании сторонам полезно заранее получить консультацию эксперта о возможности и целесообразности ответа на те или иные вопросы. По результатам такой консультации ЦЛСЭ "Первый эксперт" выдает информационное письмо с указанием на возможность проведения экспертизы, ее сроков, стоимости и экспертов, которым она может быть поручена, с приложением документов, подтверждающих квалификацию экспертов. Для получения информационного письма Вы можете обратиться лично или направить электронное письмо с кратким описанием предмета судебного спора и предполагаемых к разрешению вопросов. В последнем случае информационное письмо будет направлено Вам в виде электронной (сканированной) копии, с печатью руководителя и его подписью. Как правило, подобной формы для целей обсуждения кандидатуры эксперта достаточно. Окончательно круг вопросов и эксперта определяет суд.

Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы, в том числе от лиц, участвующих в проведении экспертизы (сторон по делу). При отсутствии в предоставленных судом материалах необходимых сведений эксперт заявляет ходатайство о предоставлении недостающих документов, и только после удовлетворения судом данного ходатайства может использовать эти материалы. В таком случае, если у Вас есть документы, которые могут оказать влияние на результат исследования, приобщите их к материалам дела до передачи последнего эксперту, этим Вы сократите срок проведения экспертизы. Это касается, в том числе, фото- и видеоматериалов.

Стороны по делу вправе участвовать в проведении экспертизы. В частности, проведение осмотра объекта исследования производится экспертом с обязательным уведомлением всех участников процесса.

Эксперт не вправе общаться со сторонами, если это может поставить под сомнение его независимость и непредвзятость. Предметом обсуждения может служить только порядок проведения экспертизы, например, место и время осмотра объекта исследования, если он находится у одной из сторон.

Эксперт не вправе сообщать кому-либо (даже руководителю собственной организации) результаты экспертизы.

Экспертиза качества и технического состояния автомобиля (кузова, двигателя, КПП, подвески)

Предметом экспертизы автомобиля являются фактические данные о его техническом состоянии, так, могут быть исследованы: все типы двигателей автомобилей, КПП,

элементы подвески, кузов, несущие конструкции автомобиля, элементы электрооборудование и т. п. Независимая экспертиза автомобилей по определению технического состояния может включать в себя вопросы касающиеся:

Определения причин, обстоятельств и времени возникновения дефектов (неисправностей), возможных причинно-следственных связей между дефектами, их прогрессирование и взаимное влияние друг на друга; возможности своевременного выявления дефектов;

Определения возможности устранения выявленных дефектов в соответствии с существующими ремонтными технологиями; определения потенциальной возможности, в случаях, когда такую возможность можно определить; последующего проявления (повторения) устраняемого дефекта; экономической и технической целесообразности проведения ремонта и соответствия ремонтной технологии характеру дефекта.

Автотехнической экспертизы автомобиля (автоэкспертизы) по определению его техническoгo состояния в целом, а также отдельных узлов и агрегатов; выявлению дефектов качества;

Определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля, годных остатков, качества произведенного ремонта согласно требованиям нормативно-технической документации, техническим регламентам, государственным стандартам.

Отдельно можно выделить ситуацию проведения технической экспертизы автомобилей в рамках действия Федерального закона «О защите прав потребителей». В соответствии со ст. 18, 19 указанного закона, при возникновении спора относительно причины возникновения дефекта организация-продавец (исполнитель, импортер) обязаны провести независимую экспертизу качества автомобиля. Потребитель также имеет право обратиться с требованием о проведении независимой экспертизы автомобиля , при этом на разрешение перед экспертом могут быть поставлены, например, следующие вопросы.

Вопросы для автотехнической экспертизы автомобиля

  1. Имеются ли на автомобиле дефекты (недостатки) двигателя внутреннего сгорания, КПП, элементов подвески, лакокрасочного покрытия и так далее?
  2. Возможно ли возникновение выявленного дефекты вследствие использования некачественного топлива (некачественного выполненного ранее гарантийного ремонта, др.)?
  3. Происхождение выявленных дефектов производственное или эксплуатационное? Имеются ли механические и иные следы ненадлежащей эксплуатации транспортного средства?
  4. Могли ли действия потребителя привести к образованию выявленных дефектов?
  5. Возможно ли устранение последствий воздействия (химического, механического и др.) на поверхность кузова транспортного средства, узлы и агрегаты и т.д.?
  6. Каковы технология и объем необходимых ремонтных работ по устранению выявленных дефектов?
  7. Возможно ли повторное проявление (возникновение) дефекта после его устранения вследствие конструктивной особенности или недоработки узла или агрегата транспортного средства?
  8. Какова утрата товарной стоимости транспортного средства после выполнения ремонтных работ в полном объеме?
  9. Какова стоимость необходимого ремонта? Каковы фактические временные затраты на проведение ремонта?
  10. Является ли c технической точки зрения существенным недостатком …. (указать какие дефекты)? Иные вопросы требующие специальных познаний...
  11. Возможна ли эксплуатация автомобиля с выявленными дефектами?

Техническая экспертиза автомобиля предполагает осмотр, диагностику транспортного средства, дефектовку агрегатов, узлов и элементов качество которых поставлено под сомнение, исследовательскую и аналитическую части. Результатом проведенной экспертизы автомобиля является итоговое экспертное заключение с подробным описанием процесса диагностики, исследований и мотивировкой выводов эксперта по поставленным вопросам.

Центральная лаборатория судебной экспертизы «Первый Эксперт» располагает широкими техническими возможностями для проведения всесторонних исследований - экспертизы автомобилей в рамках проведения автотехнических экспертиз транспортных средств, их узлов и агрегатов с использованием новейшего современного диагностического оборудования (автомобильных сканеров, электронных стетоскопов, видеоэндоскопов, позволяющих зафиксировать дефекты внутренних частей двигателя, состояние цилиндропоршневой группы, скрипы, стуки и люфты подвижных частей автомобиля, подвески и т.п.). Все исследования проводятся судебными экспертами, аттестованными по специальности 13.2 "Исследование технического состояния транспортных средств". Судебная и внесудебная экспертиза автомобилей может быть назначена и проведена в отношении технического состояния двигателя автомобиля, АКПП, кузова, элементов подвески и электрооборудования и других узлов и агрегатов, а также конструкции автомобиля в целом.

Срок проведения автотехнической экспертизы автомобилей, исчисляемый с момента обращения заказчика или поступления и регистрации определения суда о назначении судебной экспертизы, составляет 5 - 7 календарных дней при проведении досудебной экспертизы и порядка 20 дней при проведении экспертизы на основании определения суда.

Стоимость зависит от сложности, объема исследований и поставленных вопросов - от 20 000 рублей. Возможен выезд экспертов в регионы Российской Федерации и проведение автотехнической экспертизы по определениям судов субъектов РФ.

Экспертиза обстоятельств ДТП. Трасологическая экспертиза.

Судебная автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций, расчет параметров движения и взаимодействия транспортных средств, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей. Возможно проведение комплексной оценочной и трасологической экспертиз в рамках определения возможности получения транспортными средствами повреждений при их взаимодействии.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП - фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии транспортного средства, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, режиме движения транспортного средства (далее ТС) и т.д. В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП могут быть получены ответы на вопросы касающиеся:

  1. определения скорости движения и других параметров транспортного средства;
  2. определения тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени;
  3. определения удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные лицом, назначившим экспертизу, моменты;
  4. установления технической возможности предотвращения ДТП в заданные лицом, назначившим экспертизу, моменты;
  5. определения взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
  6. определения времени преодоления ТС определенных участков пути;
  7. установления момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
  8. определения взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  9. определения того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  10. какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  11. определения соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
  12. установления у водителя технической возможности в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД для избежания происшествия;
  13. установления технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицом), назначившим экспертизу, момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствие);
  14. определения причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
  15. установления технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по результатам, полученным экспертом расчетным путем, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
  16. определения причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.

В частности на разрешение экспертизы ДТП (автотехнической, транспортно-траслогической) могут быть поставлены вопросы (Вопросы для экспертизы ДТП):

  1. Определить скорость движения автомобиля Х и автомобиля У перед столкновением.
  2. Каков механизм столкновения автомобилей Х и У?
  3. Каков остановочный путь и остановочное время автомобиля Х со скорости км/ч и автомобиля У со скорости км\ч в данной дорожно-транспортной ситуации?
  4. Установить моменты возникновения опасности для движения автомобилей.
  5. Располагал ли водитель автомобиля Х возможностью предотвратить столкновение с автомобилем У в момент (указать)?
  6. Располагал ли водитель автомобиля У возможностью предотвратить столкновение с автомобилем Х в момент начала движения от (указать место)?
  7. Требованиями каких пунктов Правил дорожного движения должны были руководствоваться водители автомобилей Х и У в данной дорожно-транспортной ситуации и соответствовали ли их действия указанным пунктам?
  8. Определить наличие причинно-следственной связи между действиями водителя автомобиля Х и ДТП между автомобилями У и Z.
  9. Соответствуют ли повреждения автомобиля Х обстоятельствам ДТП и столкновению с автомобилем У?
  10. Определить стоимость восстановительного ремонта автомобиля Х по состоянию на момент ДТП с учетом износа.

Нередко стороны предлагают для разрешения экспертом вопросы по оценке действий водителей с точки зрения их соответствия (или несоответствия) правилам дорожного движения. В соответствии с законом эти вопросы находятся в исключительной компетенции суда (эксперта в области права). Тем не менее, эксперт-автотехник в ряде случаев, действительно, может оказать суду содействие при решении данных вопросов (именно с технической точки зрения). Такая техническая помощь суду(ГПК, АПК, КоАП, строго говоря,) является функцией другой процессуальной фигуры – специалиста, а не эксперта. Однако, в условиях повсеместной высокой загрузки судов и необходимости соблюдения сроков судопроизводства, данные процессуальные тонкости не всегда соблюдаются, и перед экспертом могут быть поставлены такие вопросы. В подобных случаях эксперты ЦЛСЭ "Первый эксперт" дают развернутый ответ на поставленный вопрос, указав, что исследование проведено исключительно с технической точки зрения, а ответ на вопрос не носит категорический характер (установить вину в нарушении нормативно-правого акта может только суд).

Срок проведения экспертизы обстоятельств ДТП - от 10 дней.

Оценка ущерба автомобиля

Предмет исследования

  1. Наличие и характер повреждений автомобиля.
  2. Причины, обстоятельства и способ образования повреждений.
  3. Объем и технология восстановительного ремонта по устранению повреждений.
  4. Стоимость работ, запасных частей и материалов, необходимых для восстановления.
  5. Размер утраты товарной стоимости автомобиля в результате повреждения и последующего восстановления.
  6. Стоимость автомобиля по состоянию на момент, предшествующий повреждению.
  7. Стоимость автомобиля в поврежденном состоянии.

Особенности оценки ущерба автомобиля

Наибольшую сложность составляет исследование по вопросам 1 - 3, так как для этого эксперт должен обладать знаниями и практическим опытом как в области знаний конструкции автомобиля (его деталей, агрегатов, узлов и способов их ремонта), так и области транспортно-трасологической диагностики. , Ответы на вопросы 4 – 7, напротив, могут быть получены на основе общедоступной информации, которой в настоящее время более чем достаточно. В то же время, поскольку результатом исследования является именно стоимость (ремонта или самого автомобиля), формально деятельность по установлению стоимости относится к оценочной. Тем самым, в соответствии с законом "Об оценочной деятельности" результат исследования должен быть оформлен в виде отчета об оценке, тогда как фактически речь идет об автотехнической экспертизе (это не относится только к экспертизе по ОСАГО). Решается эта ситуация следующим образом. Либо к проведению экспертизы (оценки) привлекается оценщик для оформления отчета (который несет ответственность фактически только за форму документа), либо эксперт-автотехник самостоятельно получает дополнительное оценочное образование и право подписи отчета. Последний вариант - наиболее предпочтительный.

Однако на практике часто происходит подмена понятий в пользу формального прочтения закона, и оценка ущерба автомобиля производится вообще без привлечения эксперта-автотехника. Отчет об оценке в этом случае соответствует только букве закона, а содержание такого отчета может иметь мало отношения к конкретному автомобилю и реальному ущербу. Качественные услуги по оценке ущерба автомобиля могу быть представлены только в случае их оказания профильным специалистом – экспертом-автотехником.

Все исследования в ЦЛСЭ "Первый эксперт" проводятся исключительно специалистами, имеющими высшее профильное образование ("Автомобили и автомобильное хозяйство", "Организация и безопасность дорожного движения"), а также регулярное повышение квалификации по основной специальности. Большинство экспертов имеют дополнительное оценочное образование и являются членами саморегулируемой организации оценщиков.

Вопросы

  1. Какова рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля по устранению повреждений, полученных в результате ДТП (такого-то числа)?
  2. Какова рыночная стоимость восстановительного ремонта автомобиля по устранению повреждений, полученных в результате ДТП (такого-то числа) с учетом износа заменяемых деталей?
  3. Каков размер утраты товарной стоимости автомобиля в результате повреждения в ДТП (такого-то числа)?
  4. Какова стоимость автомобиля по состоянию на момент, предшествующий ДТП (такого-то числа)?
  5. Какова стоимость автомобиля в поврежденном состоянии (стоимость годных остатков)?

Как мы работаем

1 Обращение в компанию Вы можете либо позвонить, либо заказать звонок на сайте, а также приехать к нам в офис. 2 Согласование договора Если у Вас не осталось больше вопросов и наше предложение удовлетворяет Вашим требованиям, мы составляем договор и переходим к выполнению исследования, или же готовим информационное письмо для предоставления в суд. 3 Выполнение работы После получения документов и оплаты специалист приступает к работе, организовывается выезд при необходимости. 4 Результат работы! Итогом нашей работы является акт экспертного заключения (заключение специалиста), подготовленное в соответствии с действующими методиками и нормативно-правовыми актами.

Вам необходима экспертиза?

Узнать подробную информацию об экспертизе, сроках её проведения, необходимых документах и стоимости, а также получить бесплатную консультацию можно у нашего специалиста:

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой технического состояния транспортных средств

  1. Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов? Соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта?
  2. Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность? Когда она возникла (до, в момент, после ДТП)?
  3. Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП? Если да, то каким образом? Каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства?
  4. Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и пр.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью?
  5. Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия?
  6. Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?
  7. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать ДТП?
  8. Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства? Каково качество произведенного ремонта автомашины? Каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой)?

Ряд вопросов этого рода автотехнической экспертизы решается комплексно с участием эксперта-металловеда

  1. Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?
  2. Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?
  3. Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?
  4. Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой механизма дорожно-транспортного происшествия

  1. Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания транспортного средства)?
  2. Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы? Какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?
  3. За какое время данное транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути? Какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда)? Какова величина тормозного, остановочного пути?
  4. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени? До какого момента у него была эта возможность? Как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство? Какие пункты ПДД нарушены, и существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?
  5. Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?
  6. Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП

  1. Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги? Каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП? Имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
  2. Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?
  3. Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.) и других особенностей?
  4. Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали возникновению ДТП (в том числе: отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и пр.)?

Автотехническая экспертиза представляет собой специальное исследование автотранспортных средств с целью оценки их текущего состояния и определения механизма произошедших с ними изменений. Как правило, автотехническая экспертиза применяется в отношении автомобилей, побывавших в дорожно-транспортных происшествиях. Данное исследование необходимо для установления актуальной стоимости транспортного средства и определения нанесенного его владельцу материального ущерба. Кроме того, с помощью этого вида экспертизы можно выяснить подробности происшествия, определить факторы, по которым суд впоследствии сможет установить виновника аварии. Предмет исследования автотехнической экспертизы является довольно сложным и многокомпонентным объектом, он включает в себя сам автомобиль, состояние дорожного полотна, особенности погодных условий в момент инцидента, оставленные на полотне и автомобиле следы различного генеза.

Потребность в автотехнической экспертизе возникает, если объем нанесенного потерпевшему материального ущерба вызывает сомнения, и при этом не позволяет оставить ситуацию нерешенной, то есть спор должен быть урегулирован в суде. Круг проблем, решаемых автотехнической экспертизой достаточно велик, в него входит анализ непосредственно транспортного средства и обстоятельств, в которых случился инцидент. Задачей исследования является поиск причин, которые лежат в основе происшествия, а также определение последствий, которые повлекло за собой случившееся. Автотехническая экспертиза предваряет определение лица, виновного в том, что произошла авария. Виновность конкретного человека (или организации) определяется только в судебном порядке, однако, предоставление максимальной информации обеспечивается посредством данного исследования.

Автотехническая экспертиза имеет множество названий. Ее также называют автотранспортной, дорожно-транспортной, транспортной экспертизой, автоэкспертизой и экспертизой дорожно-транспортных происшествий. Большое количество наименований исследования связано, прежде всего, с широким кругом решаемых проблем. Причем, данное исследование проводится не только в отношении машин, прошедших через аварию или столкновение, но и для оценки качества выполненных ремонтных работ, а также других манипуляций, связанных с изменением конструкции автотранспортного средства.

Основные направления производства автотехнической экспертизы

Автотехническая экспертиза – это сложный, многоступенчатый процесс, исследующий множество аспектов произошедшего, начиная от самого автомобиля и заканчивая анализом дорожных условий и следов, оставленных автомобилем на дорожном полотне. Иногда необходимо произвести комплексное исследование сложившейся ситуации. В большинстве же случаев достаточно проанализировать только транспортное средство, например, особенности его производственных характеристик или нанесенные в момент аварии повреждения. В связи с этим, автотехническая экспертиза подразделяется на следующие виды:

Автооценочная экспертиза определяет текущую рыночную стоимость автомобиля в том виде, в каком он направлен на проведение исследования. Эксперт исчисляет цену, ориентируясь на среднерыночные показатели. В результате данного вида автотехнической экспертизы также можно установить объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства в результате случившейся аварии. При этом специалист ориентируется на средние показатели цены аналогичного автомобиля того же года выпуска, кроме того, он вычисляет стоимость машины с учетом поврежденных частей и деталей.

Экспертиза дорожных условий анализирует состояние того отрезка дороги, на котором произошла авария. Исследование оценивает состояние дорожного полотна, наличие на нем повреждений, правильность нанесенной разметки, а также корректность установленных дорожных знаков. Любой из перечисленных аспектов в случае имеющихся нарушений может привести к столкновению, при этом вина с граждан, управляющих автомобилями, должна быть снята.

Экспертиза состояния транспортных средств устанавливает техническую пригодность автомобиля к эксплуатации. Специалист, проводящий данный вид автотехнической экспертизы, исследует имеющиеся в автотранспортном средстве поломки, недостатки производственной сборки, преднамеренно нанесенные повреждения. Подобный анализ может выявить непригодность автомобиля к эксплуатации, а также определить причины данного состояния машины.

Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из самых объемных и трудоемких по исполнению разновидностей автотехнической экспертизы. Исследование определяет множество факторов, сопровождавших ДТП и устанавливает их влияние на механизм нанесенных повреждений. Данный вид экспертизы учитывает направление движения автомобилей, погодные условия, состояние граждан, управлявших транспортными средствами, особенности дорожного покрытия и другие показатели. Эксперт исследует оставленные автомобилями следы, материалы дела, метеорологические данные, показания свидетелей, производит необходимые анализы и так далее.

Порядок проведения автотехнической экспертизы

В первую очередь при возникновении необходимости в проведении автотехнической экспертизы, инициатор исследования направляется для получения предварительной консультации с экспертом. Консультация проводится с целью определения конкретного вида автотехнической экспертизы, ее стоимости и сроков проведения, постановки цели и задач исследования, а также формулирования списка вопросов эксперту. На предварительной консультации также определяется, будет ли экспертиза проведена одним специалистом или комиссией экспертов.

При принятии положительного решения о производстве автотехнической экспертизы, инициатор исследования заключает с экспертным центром договор на проведение данного анализа. В договор в обязательном порядке включается информация о стоимости и сроках осуществления предстоящей экспертизы, цели и задачи, поставленные перед экспертом, перечень вопросов, на которые он должен будет ответить. После заключения договора, заказчик представляет эксперту все имеющиеся у него материалы. В каждом конкретном случае проведения исследования, список материалов оговаривается отдельно. В большинстве случаев для производства автотехнической экспертизы необходимо передать эксперту следующие документы:

  • Технический паспорт, содержащий сведения о типе, марке автомобиля и других его характеристиках.
  • Документы, подтверждающие личность владельца и его право на обладание данным транспортным средством.
  • Сведения о произошедшем инциденте – количество пассажиров, скорость передвижения транспортного средства, состояние дороги, наличие дорожной разметки и дорожных знаков и так далее.
  • Показания свидетелей, справку о дорожно-транспортном происшествии (если имеются и если необходимы).
  • Другие документы – по требованию эксперта, проводящего исследование.

После получения всех необходимых документов и материалов эксперт приступает к производству автотехнической экспертизы. В первую очередь он тщательно изучает все имеющиеся сведения, потом осуществляет другие необходимые экспертные мероприятия – анализы, исследования и так далее. Изучив полученные результаты исследования и решив поставленные перед ним задачи, специалист формулирует свое экспертное мнение и отвечает на заданные вопросы. На последнем этапе эксперт составляет экспертное заключение, в которое заносит описание произведенных действий, копии полученных документов, экспертный вывод и ответы на вопросы. После передачи заключения инициатору экспертизы, специалист, проводивший исследование, может быть вызван в суд для дачи показаний или разъяснений относительно вынесенного им экспертного заключения.

Правовая база для производства автотехнической экспертизы

Обязанности и права эксперта, осуществляющего производство автотехнической экспертизы, закреплены в Федеральном законе № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года (статья 16 и 17 соответственно).

Статья 25 того же Закона регламентирует порядок формирования экспертного заключения и его содержание.

Вопросы, которые задаются специалисту, проводящему автотехническую экспертизу

  1. Каковы причины произошедшего столкновения?
  2. Каково было состояние дорожного полотна в момент аварии?
  3. Соответствовало ли нанесение дорожной разметки требованиям нормативных документов?
  4. Какова текущая стоимость исследуемого автомобиля?
  5. Каков объем материального ущерба, нанесенного владельцу автотранспортного средства?

Стоимость и сроки

  • Судебная экспертиза

    Судебная экспертиза проводится по определению суда. Для назначения экспертизы в нашу организацию необходимо подать ходатайство о назначении экспертизы и приложить к нему информационное письмо с указанием реквизитов организации, возможности выполнения экспертизы по поставленным вопросам, стоимость и срок проведения исследования, а также кандидатуры экспертов с указанием их образования и опыта работы. Данное письмо должно быть заверено печатью организации и подписью ее руководителя.

    Наши специалисты подготавливают информационное письмо в течение одного рабочего дня , после чего мы высылаем его скан-копию по электронной почте. Также, при необходимости, оригинал письма можно забрать в офисе нашей организации. Как правило, в суде не требуется оригинал информационного письма, достаточно представить его копию.

    Услуга по составлению информационного письма предоставляется бесплатно .

  • Внесудебное исследование

    Внесудебное исследование проводится на основании договора по 100%-ой предоплате. Договор может быть заключен как с юридическим, так и с физическим лицом. Для заключения договора не обязательно присутствовать в офисе нашей организации, в этом случае пересылка всех документов, в том числе экспертного заключения, будет осуществляться при помощи услуг почтовых операторов (Dimex, DHL, PonyExpress), что займет не более 2-4 рабочих дней.

  • Рецензирование экспертного заключения

    Рецензия необходима в тех случаях, когда требуется оспорить выводы проведенной экспертизы, чтобы затем провести повторное исследование. Условия заключения договора на рецензирования точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение письменной консультации эксперта (справки)

    Справка не является заключением, носит информационной характер и содержит ответы на вопросы, которые не требуют проведения полного исследования, но позволяют оценить целесообразность проведения полноценной экспертизы.

    Условия заключения договора на справку точно такие же, как и на внесудебное исследование.

  • Получение предварительной консультации эксперта

    Наши специалисты готовы ответить на любые ваши вопросы, касающиеся проведения судебных и внесудебных экспертиз, оценить целесообразность проведения экспертизы, оказать помощь при постановке формулирование вопросов на исследование, сообщить возможность проведения того или иного анализа и многое другое.

    Консультация проводится на основании письменного запроса.

    Для этого необходимо заполнить форму онлайн-заявки (либо отправить нам запрос по e-mail), где следует максимально подробно описать обстоятельства дела, сформулировать цели, которые требуется достичь при помощи экспертизы, предварительные вопросы, по возможности приложить все возможные документы и описания объектов.

    Чем подробнее вы расскажете обстоятельства дела, тем продуктивнее будет помощь эксперта.

  • Дополнительные услуги

    Уменьшение срока производства экспертизы в два раза

    30% к стоимости

    Выезд эксперта в пределах города Москвы для осуществления осмотра объектов, отбора образцов для исследования, участия в судебном заседании или иных мероприятиях, требующих присутствия эксперта

    Выезд эксперта в пределах Московской области

    Выезд эксперта в другие регионы России

    Транспортные и командировочные расходы

    Подготовка дополнительного экземпляра экспертного заключения

    Юридическая консультация по вопросам, не связанным с проведением и назначением экспертиз

    от 5 000 руб.

    Составление искового заявления

Примеры проведённых экспертиз

Август 2018 года

Суд: Арбитражный суд Московской области

Номер дела: А40-114582/16-8-996

Истец: СПАО "Ингосстрах"

Ответчик: ООО "Экотранс-М"

Цель экспертизы (вопросы на исследование):

  1. Что произойдет с электрической системой автомобиля «МАЗ» водителя Гука Н.Ю., если его автомобиль, при скорости 80 км/час, совершил удар кабиной, в нижней части которой расположен щиток предохранителей электрической системы – в прицеп впереди двигающегося автомобиля?
  2. Имеются ли в действиях водителей Гука Н.Ю. и Горохова А.Н. нарушения ПДД РФ в первой аварии?
  3. Что произойдет с аварийным знаком имеющим стандартную высоту – 40см при наезде на него со скоростью 100 км/час автомобиля Мерседес, водителя Ерова Ф.Г., имеющего поддонный проход высотой – 20см?
  4. Имеется ли причинная связь между действиями (бездействиями) водителей Гука Н.Ю. и Горохова А.Н. с фактом ДТП по второй аварии, в результате которой погиб водитель Ёров Ф.Г.?
  5. Имеются ли в действиях водителей Гука Н.Ю., Горохова А.Н. и Ёрова Ф.Г. нарушения ПДД во второй аварии?.

Чаcтые вопросы

  • Сколько времени займет автотехническая экспертиза?

    Автотехническая экспертиза является исследованием, которое имеет достаточно широкий спектр вопросов и объектов исследования. Таким образом, сроки проведения автотехнической экспертизы зависят от многих факторов, эксперту необходимо ознакомится со всеми материалами дела, чтобы назвать срок необходимый для производства экспертизы.

  • Что исследует трассологическая экспертиза транспортных средств?

    Трасологическая экспертиза транспортных средств исследует:

    • слепки с объемных и оттиски с поверхностных следов;
    • фотоснимки следов, изготовленные по правилам масштабной измерительной фотографии;
    • предметы со следами (одежда, обувь);
    • части или детали транспортного средства (шина или шины автомобиля, осколки фарных рассеивателей, указателей поворотов, лобовых стекол, части лакокрасочного покрытия;
    • человека или труп, если на теле обнаружены следы шин в виде ссадин и кровоподтеков (назначается комиссионная экспертиза с участием судебно-медицинского эксперта).
  • Год назад я приобрел автомобиль. Позже заметил сколы краски в форме небольших (до 5-7 мм) кругов на крыльях и дверках, на капоте. На крыше, багажнике и передних и задних торцевых частях машины таких сколов нет. Дилерский центр согласен покрасить крылья, двери и капот. Однако есть предположение, что данные сколы связаны с какими-либо производственными дефектами и в последующем, после покраски такие сколы могут появиться в других местах. Поэтому необходимо проведение экспертизы, чтобы установить каков характер и возможные причины появления сколов: производственные, эксплуатационные. Возможно ли это?

    Для того чтобы ответить на ваш вопрос в рамках автотехнической экспертизы нужно будет провести исследование на предмет достаточной адгезии лакокрасочного материала с окрашиваемой поверхностью. Это делается с помощью метода решетчатых надрезов. Данный метод частично-разрушающий: на поверхности автомобиля будет выцарапана сетка размером 20х20 мм, в двух произвольно выбранных местах. Если Вы собираетесь красить машину, это совсем не страшно. По поводу сроков, экспертиза займет от 7 до 10 дней.

  • Как быть и что делать, если после аварии страховая компания насчитала маленькую страховую выплату, которая явно не покрывает все расходы по ремонту авто?

    В случае несогласия с размером выплат страховой компании рекомендуем Вам провести независимую оценку автомобиля. Независимый эксперт рассчитает все убытки и оценит размер выплаты. Автооценочная экспертиза определит денежную стоимость нанесенного ущерба. Заключение эксперта будет являться доказательством в суде.

  • Я двигался на малой скорости по проезжей части. Второй автомобиль стоял припаркованным, но неожиданно начал движение, в результате чего повредил бампером правое крыло моего автомобиля. Соответственно, водитель утверждает, что с его стороны движения не происходило, что я совершил наезд на припаркованный автомобиль. Может ли ваша экспертиза установить, совершил ли его автомобиль движение и по какой причине произошло столкновение?



Просмотров