Говард Картер (Howard Carter). Биография. Фотографии. Говард Картер: биография

Татьяна Федотова, Александр Кузнецов

Он был примером настоящего джентльмена, честного и неподкупного, но, будучи вспыльчивым и непреклонным, легко наживал врагов. Если в споре он чувствовал свою правоту, то становился эталоном упрямства, а в многолюдном собрании терялся, не умея поддержать разговор. Судьба прощала ему многие ошибки, ведь в сердце Говарда Картера всегда горела любовь, любовь к делу всей жизни.

Говард рос домашним ребенком, слабым и болезненным. Он воспитывался в многодетной семье и свое будущее представлял однозначно: он станет художником-анималистом, как отец. Но однажды...

Однажды вместе с отцом, Самюэлем Картером, Говард оказался в доме Уильяма Амхерста, друга семьи, члена парламента, увлеченного древней историей. Амхерст был сказочно богат, и его коллекция египетских древностей уступала лишь коллекции, хранившейся в Британском музее. Увидев все эти загадочные вещи, мальчик почувствовал к ним необъяснимую тягу и с тех пор только и мечтал о том, чтобы еще хоть раз посмотреть на удивительные сокровища из Египта. И уже совсем скоро Говарду посчастливилось не только их увидеть, но и тщательно изучать: барон Амхерст порекомендовал юношу профессору-египтологу Перси Ньюберри, который искал талантливого художника для помощи в раскопках. Так начался путь Говарда Картера в древнюю таинственную страну Египет.

Юноша провел все лето и часть осени 1891 года, изучая манускрипты в Британской библиотеке и рисуя экспонаты египетской коллекции, выставленные в Британском музее. И уже в конце осени, попрощавшись с семьей, отправился в Египет. Ему было 17 лет.

В Египте судьба свела его с Уильямом Питри, археологом от Бога. Питри провел на раскопках 75 лет и многое сделал для того, чтобы египтология была признана серьезной наукой. «С помощью археологии мы начинаем понимать тот долг, что стоит перед нами. Сейчас мы находимся только на пороге понимания, — объяснял он Картеру и с сожалением добавлял: — Большинство людей считают археологию приятным времяпровождением». Именно Питри заронил в душу Говарда настоящую любовь к археологии и ввел в круг людей, которые «больше были одержимы истинной любовью к работе, нежели жаждой славы, наград или признания общественности».

Для юноши вроде Картера египтология была не столько тяжелой работой, сколько захватывающим приключением. Он объездил весь Египет, путешествовал по Нилу на лодке, ночевал в палатке и верхом на осле перебирался с одного места раскопок на другое; многие дни питался рисом, чечевицей, помидорами и пшеничными хлебцами («Вкус просто замечательный», — писал он домой). Днем он одевался довольно легко, а вечерами натягивал толстые шерстяные свитера. Живя в Египте, он освоил древнеегипетское письмо и современную арабскую речь.

В 1899 году директор Египетской службы древностей Гастон Масперо пригласил Картера занять должность инспектора. К этому моменту Картер, несмотря на отсутствие специального образования (его всю жизнь потом называли выскочкой и гордецом), зарекомендовал себя как высококлассный профессионал, давно перестав быть только художником при раскопках. На протяжении следующих лет он был самым расторопным инспектором. Картер восстанавливал развалины храмов, построил в Абу Симбеле электростанцию, чтобы освещать вырубленные в скалах гробницы не факелами, от которых росписи на стенах покрывались толстым слоем копоти, и следил за порядком на всей этой территории, предупреждая продолжавшиеся набеги грабителей могил. Именно в это время Говард почувствовал, что может осуществить свою мечту — найти нетронутую гробницу, гробницу Тутанхамона, полумифического фараона, в существование которого мало кто верил. «С самого первого своего посещения Египта в 1891 году я мечтал о раскопках в Долине царей», — вспоминал это время Картер.

Может, так все и продолжалось бы, но однажды вечером 8 января 1905 года в их лагерь вломились несколько пьяных французских туристов, которые сначала потребовали проводника для экскурсии в мастабу (гробницу), а потом затеяли драку с археологами. И естественно, Картер приказал охранникам защитить археологов и сами раскопки. Этот незначительный инцидент перерос в настоящую драму. Взбешенные туристы потребовали от лорда Кромера, главного английского консула в Египте, чтобы Картер официально извинился перед ними, но «упрямый глупец», убежденный в своей правоте, наотрез отказался. Мало того, решил подать в суд, а как иначе? Хулиганы должны быть наказаны! Взбешенный Масперо, хоть и неплохо относился к Картеру, вынужден был под давлением официальных лиц наказать строптивого археолога и назначил его в дельту Нила, в город Танта, представлявший очень небольшой археологический интерес. И уже в октябре того же 1905 года Картер ушел из Египетской службы древностей и стал, как сказали бы сейчас, «свободным художником». Работать гидом и делать рисунки для туристов — вот все, что ему теперь оставалось. И это после успешной карьеры! Из-за своей принципиальности он потерял почти все: любимое дело, стабильный заработок, а главное — мечту найти нетронутую гробницу! Она не давала Картеру покоя. Почему? На подобные вопросы трудно найти логичный ответ. Наверное, если бы все объяснялось логикой, мир так и не увидел бы гробницы Тутанхамона да и многих других прекрасных вещей и поступков...

А что же дальше? Несмотря на все драматические события, Картер продолжал оставаться одним из самых компетентных археологов того времени. И по старой памяти в 1907 году Гастон Масперо порекомендовал его молодому богатому англичанину лорду Карнарвону, которому врачи посоветовали поехать в Египет, так как влажный британский воздух не способствовал его выздоровлению после автомобильной аварии. Лорд был человеком активным и сидеть без дела было не в его правилах — он решил стать археологом. И работа закипела. Наконец-то Картер смог вернуться к делу всей своей жизни. Это были самые трудные, но и самые счастливые годы! Картер и Карнарвон сотрудничали пятнадцать лет, до самой смерти лорда. Лишь в 1914 году они смогли получить разрешение на раскопки в Долине царей, но Первая мировая война помешала начать работу. И только в 1917 году они взялись за дело. К тому времени никто не верил, что в Долине что-то осталось: каждый сантиметр был перекопан, Долина молчала. Так думали все, кроме Картера. Он не думал, а знал, что обязательно найдет Тутанхамона.

Это был последний год, когда лорд Карнарвон согласился финансировать раскопки. Еще бы! Прошло уже пять лет, а результаты никак не могли оправдать затраченных средств, и немалых! Только Картер не переставал верить. И вот 1 ноября 1922 года у основания гробницы Рамсеса VI рабочие обнаружили 16 ступеней, ведущих вниз — и к давнишней мечте Картера.

Вот как вспоминал об этом мгновении сам археолог: «Я полагаю, что большинство археологов не станет скрывать, что они испытывают чувство благоговения, даже замешательства, попадая в покой, много веков назад запертый и запечатанный благочестивыми руками. На мгновение представление о времени как факторе человеческой жизни теряет всякий смысл... Самый воздух, сохранившийся здесь в течение десятков столетий, был тем же воздухом, которым дышали те, кто нес мумию к месту ее последнего отдохновения. Время исчезло, стертое множеством интимных деталей, и мы чувствовали себя почти святотатцами.

Это было, пожалуй, первым и наиболее сильным ощущением. Но вслед за ним сразу нахлынула целая волна других — счастье открытия... При мысли, что сейчас мы, может быть, перевернем непрочитанную страницу истории или разрешим одну из ее загадок, нас захватила чистая радость исследователей и одновременно — почему бы в этом не признаться? — напряженное ожидание искателей кладов».

Фараон Тутанхамон, преемник Эхнатона (Аменхотепа IV), был весьма незначительным правителем и не прославился в истории абсолютно ничем. Известно только, что он был женат на младшей дочери Эхнатона, царевне Анхесенамон, и умер очень молодым (есть версия, что Тутанхамон был родным сыном Эхнатона). И если бы не памятники из его гробницы, имя Тутанхамона упоминалось бы только в узком кругу ученых-египтологов. Но в ноябре 1922 года состоялось одно из крупнейших археологических открытий XX века - в «Долине царей» впервые была обнаружена неразграбленная царская гробница, содержавшая полный погребальный комплекс уникальных по сохранности и художественной ценности предметов.

Честь открытия гробницы Тутанхамона принадлежит английскому археологу Говарду Картеру и лорду Карнарвону, финансировавшему экспедицию. Богатый, независимый человек, спортсмен, собиратель произведений искусства и путешественник, совершивший кругосветное плавание на паруснике, лорд Карнарвон еще юношей увлекся древностями. Он был завсегдатаем антикварных магазинов, коллекционировал старые гравюры и рисунки. В археологии он увидел возможность сочетать две обуревавшие его страсти - к спорту и собирательству, и с 1906 года Карнарвон сначала самостоятельно, а затем в сотрудничестве с археологом-профессионалом Говардом Картером вел раскопки в Долине царей. Так в результате целеустремленных многолетних археологических поисков состоялось великое открытие.

Еще в начале XX века экспедиция американца Теодора Дэвиса обнаружила в Долине царей, в тайнике под скалой, фаянсовый кубок, на котором значилось имя Тутанхамона. Неподалеку в углублении скалы нашли запечатанные глиняные сосуды, в которых находились головные повязки плакальщиков и другие предметы, также с именем Тутанхамона, а в обнаруженной Дэвисом шахте-могиле отыскалась деревянная шкатулка. На обломках золотой пластинки, лежавшей в шкатулке, тоже значилось имя Тутанхамона.

Дэвис заключил, что открытая им могила-шахта и является местом погребения этого фараона. Но Говард Картер был убежден в другом: все эти предметы использовались во время погребения фараона, а после завершения обряда были собраны, уложены в сосуды и спрятаны недалеко от гробницы. Следовательно, захоронение Тутанхамона находится где-то поблизости!

В феврале 1915 года Картер и Карнарвон начали ее планомерные поиски. Это был довольно смелый шаг: Долина царей к тому времени считалась хорошо изученной, здесь побывали десятки экспедиций, и весь ученый мир был убежден, что время великих открытий в Долине царей миновало. Тем Не менее Картер и Карнарвон были твердо убеждены в успехе. «Рискуя быть обвиненным в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твердо надеялись найти совершенно определенную гробницу, а именно: гробницу фараона Тутанхамона», - писал впоследствии Картер.

Тщательно, метр за метром, его сотрудники обследовали Долину царей. В ходе этих поисков ими было сделано много интересных открытий: найдены неиспользованная гробница царицы Хатшепсут, сооруженная еще во время правления ее мужа, Тутмоса II, в которой стоял незаконченный саркофаг из кристаллического песчаника; тайник с предметами, принадлежащими фараонам Рамсесу II и Мернептаху; вещи жены фараона Тутмоса III - Меритра-Хатшепсут. Всю территорию, на которой могла находиться гробница Тутанхамона, расчистили от грунта. Необследованным оказался лишь небольшой клочок земли, на котором стояли лачуги, где жили рабочие некрополя.

«Сезон проходил за сезоном, не принося результатов, - вспоминал Говард Картер. - Мы вели раскопки месяцами, трудились с предельным напряжением и не находили ничего. Только археологу знакомо это чувство безнадежной подавленности. Мы уже начали смиряться со своим поражением и готовились оставить Долину, чтобы попытать счастья в другом месте».

В тот день, когда археологи приступили к сносу хижин рабочих и раскопкам последнего нерасчищенного участка территории, было сделано открытие. 3 ноября 1922 года под первой же сломанной хижиной была обнаружена высеченная в скале ступенька. Когда лестницу расчистили, на уровне двенадцатой ступеньки показался дверной проем, замурованный и запечатанный печатью. Археологи стояли на пороге тайны…

«Внезапность этой находки так ошеломила меня, а последующие месяцы были так наполнены событиями, что я едва нашел время собраться с мыслями и все это обдумать», - писал Картер. Он осмотрел печать: это была печать царского некрополя с изображением шакала и девяти пленных. Следовательно, там, в гробнице, покоился прах какой-то высокопоставленной особы. Дрожа от нетерпения, Картер пробил в двери отверстие такого размера, чтобы туда можно было просунуть электрическую лампочку, и обнаружил, что весь проход по ту сторону двери завален камнями и щебнем. Это доказывало, что гробницу пытались максимально обезопасить от непрошеных гостей.

Утром 6 ноября Картер отправил Карнарвону телеграмму: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями. До Вашего приезда все снова засыпано. Поздравляю».

Более двух недель провел Картер в томительном ожидании. 23 ноября лорд Карнарвон вместе со своей дочерью леди Эвелин прибыл в Луксор.

24 ноября дверь была полностью расчищена. В ее нижней части был обнаружен оттиск печати с ясно читаемым именем Тутанхамона. Сомнений не оставалось - это была гробница фараона.

Но радость открытия соединялась с большой тревогой: обнаружилось, что часть замурованного входа в гробницу оказалась дважды последовательно вскрытой, а затем вновь заделанной. Следовательно, грабители побывали в гробнице. Но успели ли они ее разорить? - вот что теперь волновало исследователей.

«Так как теперь была видна вся дверь, мы сумели увидеть то, что до этого было скрыто от наших взоров, а именно: часть замурованного прохода дважды вскрывали и вновь заделывали; ранее найденные нами печати - шакал и девять пленников - были приложены к той части стены, которую открывали, печати же Тутанхамона, которыми и была первоначально запечатана гробница, находились на другой, нижней части стены. Таким образом, гробница вовсе не была, как мы надеялись, совершенно нетронутой. Грабители побывали в ней, и даже не раз», - пишет Картер. Но то обстоятельство, что гробница была вновь запечатана, говорило о том, что грабителям не удалось очистить ее полностью.

Расчистив галерею, археологи натолкнулись на вторую дверь, тоже опечатанную. Наступил решительный момент.

«Дрожащими руками, - вспоминает Картер, - я проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. Темнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала, как в только что очищенной нами галерее. Опасаясь скопления газа, мы сначала зажгли свечу. Затем, расширив немного отверстие, я просунул в него свечу и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелин и Коллендер (египтолог, участник экспедиции. - Авт.), стоя позади меня, с тревогой ожидали приговора.

Сначала я ничего не увидел. Теплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были стройные фигуры зверей, статуи и золото - всюду мерцало золото! На какой-то миг - этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, - я буквально опешил от изумления.
Не в силах более сдерживаться, лорд Карнарвон с волнением спросил меня: «Вы что-нибудь видите?». Единственно, что я мог ему ответить, было: «Да, чудесные вещи». Затем, расширив отверстие настолько, чтобы в него можно было заглянуть вдвоем, мы просунули внутрь электрический фонарь».
При свете фонаря из темноты возникли фантастические животные с горящими глазами, матово поблескивающие большие статуи, массивный золотой трон, алебастровые и золотые сосуды… Головы диковинных зверей отбрасывали на стены чудовищные тени. Словно часовые, стояли одна против другой две статуи из черного дерева, в широких золотых передниках, в Злотых сандалиях, с палицами и жезлами. Их лбы обвивали золотые изображения священных змей. В темноте сияли инкрустированные белой пастой и алебастром глаза.

«Можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем то, что вырвал из мрака наш фонарь», - сказал Картер, когда первое волнение улеглось.

Его слова подтвердились, когда 17 ноября археологи открыли дверь и луч света от сильной электрической лампы заплясал на золотых носилках, на массивном золотом троне, на статуях и алебастровых вазах… На пороге лежала гирлянда цветов - последняя дань усопшему.

Словно завороженные стояли Карнарвон и Картер, глядя на всю эту мертвую роскошь и на сохранившиеся на протяжении стольких тысячелетий следы жизни. Прошло немало времени, прежде чем они очнулись и убедились, что в этом помещении не было ни саркофага, ни мумии…

Обойдя шаг за шагом всю комнату, археологи обнаружили между статуями часовых еще одну, третью, запечатанную дверь. «В мыслях нам уже представилась целая анфилада комнат, похожих на ту, в которой мы находились, тоже наполненных сокровищами, и у нас захватило дух», - вспоминал Картер.

27 ноября археологи обследовали дверь и убедились в том, что рядом с ней, прямо на уровне пола, находится ход, тоже запечатанный, но позднее, чем сама дверь. Значит, и здесь успели побывать грабители? Но что могло скрываться за этой дверью? И почему грабители попытались проникнуть за третью дверь, не обратив никакого внимания на те богатства, которые находились перед ними? Какое же неслыханное сокровище они искали, если спокойно прошли мимо кучи золотых вещей, лежавших в первом помещении?

Картер и Карнарвон уже понимали, что за третьей дверью их ожидает нечто совершенно необычное. Но, несмотря на сжигавшее их нетерпение, они решили действовать методично и последовательно.

Всю осень и зиму археологи планомерно расчищали гробницу и вывозили из нее находки, сделанные в первой камере. Здесь оказалось около семисот различных предметов. От пристани на Ниле прямо к гробнице Тутанхамона была проложена узкоколейная железная дорога, по которой тяжелые ящики доставляли к специально зафрахтованному пароходу. Расстояние было небольшое - всего полтора километра, но, так как рельсов не хватало, пришлось прибегнуть к хитрости: когда вагонетка проходила некоторое расстояние, путь позади нее разбирали, а снятые рельсы укладывали впереди вагонетки. Так драгоценные находки проделали обратный путь спустя три тысячелетия после того, как они были торжественно доставлены с берега Нила в гробницу усопшего царя. Еще через семь дней они были в Каире.

В пятницу, 17 февраля 1923 года, в 2 часа дня в передней комнате гробницы собралось примерно двадцать человек - ученые и члены египетского правительства. Никто из них не подозревал, что именно суждено увидеть им через какие-нибудь два часа.

С величайшими предосторожностями Картер принялся разбирать замуровку, скрывающую вход во второе помещение. Работа была тяжелой и требовала много времени: кирпичи могли обрушиться и повредить то, что находится за дверью. Когда было проделано первое отверстие, «искушение сейчас же прервать работу и заглянуть в расширявшееся отверстие было так велико, что мне с трудом удавалось его побороть», - пишет Картер. Через десять минут он просунул в расширенное отверстие электрический фонарь.

То, что он увидел, было совершенно неожиданно, невероятно и непонятно: перед ним была… глухая стена! И только когда отверстие еще больше расширили, все присутствующие увидели, что это была стена из чистого золота…

То, что Картер первоначально принял за стену, на самом деле было всего лишь передней стенкой самого огромного и дорогого в мире саркофага.

Понадобилось два часа тяжелой работы для того, чтобы расширить отверстие настолько, чтобы в него можно было войти.
Погребальная камера, как оказалось, находилась примерно на метр ниже, чем передняя комната. Картер вошел в нее первым. Перед ним возвышался покрытый листовым золотом саркофаг размерами 5,2×3,35×2,75 м, занимавший едва ли не все помещение. Только узкий проход шириной около 65 см, весь заставленный погребальными приношениями, отделял его от стены.

Расположенные с восточной стороны большие двустворчатые двери саркофага были хотя и закрыты на засов, но не запечатаны. Дрожащей рукой Картер отодвинул засов. Со скрипом раскрылись двери, и перед ним оказался еще один обитый золотом ящик. Как и первый, он был заперт. Но на этот раз печать была цела!

Это был поистине звездный час Картера и Карнарвона. Они обнаружили первое и пока единственное неразграбленное захоронение египетского фараона! Казалось, большего успеха невозможно было ожидать. Но тем не менее этот успех еще ждал их!

Дойдя до другого конца погребального покоя, они неожиданно обнаружили маленькую дверь, которая вела в третье помещение - сравнительно небольшую по размерам комнату. «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы», - писал впоследствии Картер.

Посередине помещения возвышался покрытый золотом ларец. Его окружали изваяния четырех богинь-охранительниц. Их лица были настолько исполнены сострадания и скорби, что «уже одно созерцание их казалось чуть ли не кощунством».

Исследование этой величайшей в истории археологии находки растянулась на несколько лет. Зимой 1926–1927 гг. был вскрыт обитый золотом саркофаг. В нем находился второй, во втором - третий…

«Сдерживая волнение, приступил я к вскрытию третьего ящика, - писал Картер. - Я, наверное, никогда не забуду этот напряженнейший момент нашей кропотливой работы. Я разрезал веревку, удалил драгоценную печать, отодвинул засов, открыл дверцы, и… перед нами оказался четвертый ящик. Он был точно такой же, как и остальные, но только еще роскошнее и красивее, чем третий. Впереди - снова неизвестность…

Что скрывалось за незапечатанными дверями этого ящика? В страшном волнении я отодвинул засов. Медленно открылись дверцы. Перед нами, заполняя собой чуть ли не весь ящик, стоял огромный, совершенно целый саркофаг из желтого кристаллического песчаника. Казалось, чьи-то милосердные руки только что опустили его крышку. Какое незабываемое, великолепное зрелище! Золотое сияние ящика еще больше усиливало впечатление. По четырем углам саркофага распростерли крылья богини, словно защищая и охраняя того, кто спал здесь вечным сном».

84 дня понадобилось для того, чтобы убрать два верхних ящика и освободить погребальную камеру. Наконец 3 февраля увидели царский саркофаг во всем его великолепии - высеченный из цельной желтой кварцитовой глыбы, 2,75 м длиной, 1,5 м шириной и 1,5 м высотой. Сверху он был прикрыт гранитной плитой.

В тот день, когда лебедки начали поднимать эту плиту, вес которой составлял около 1,5 тонны, в гробнице снова собралось множество народу. «Когда плита начала подниматься, наступила мертвая тишина. В первый момент всех охватило разочарование: ничего, кроме просмоленных полотняных бинтов. Но, когда бинты были размотаны, все увидели мертвого фараона»…

Так показалось на первый взгляд. Но на свет появилась не мумия фараона, а его скульптурный портрет из золота. Золото ослепительно сверкало, и вся скульптура выглядела так, как будто ее только что принесли из мастерской. В скрещенных руках фараон держал знаки царского достоинства: жезл и инкрустированную лазуритом и синей пастой плеть. Синие лазуритовые полосы блестели на головной повязке царя. Лицо было сделано из чистого золота, глаза из арагонита и обсидиана, брови и веки из стекла цвета лазурита. Это лицо напоминало в своей неподвижности маску, и в то же время оно было словно живое. Рядом лежал скромный венок - последнее «прости» любимому супругу от молодой вдовы…

Археологи сняли золотую крышку. Под ней оказалась вторая, изображавшая лежащего в богатом убранстве фараона в образе бога Осириса. То же самое увидели и тогда, когда вскрыли третий фоб. В ходе этой работы ее участники обратили внимание на то, что гробы были очень тяжелы. Причина этой поразительной тяжести вскоре стала ясна: третий фоб длиной в 1,85 м, как и два предыдущих, был сделан из чистого листового золота толщиной в три миллиметра. Трудно было даже приблизительно назвать стоимость этого сокровища.

Семь саркофагов, помещенных один в другой, вскрыли археологи, прежде чем добрались до восьмого, в котором лежала мумия фараона. Наступил последний решающий момент. Было вынуто несколько золотых гвоздиков, затем крышку гроба приподняли за золотые скобы. Перед археологами лежал Тутанхамон…

«Сложные и противоречивые чувства, овладевающие человеком в такие моменты, невозможно выразить словами», - вспоминал Картер. Он увидел благородное, с правильными чертами, полное спокойствия, нежное юношеское лицо с четко очерченными губами». Оказалось, что Тутанхамон был небольшого роста и хилого сложения; в момент смерти ему было около 18–19 лет.

Английский ученый П. Э. Ньюберри исследовал найденные в гробнице венки и гирлянды цветов и установил, какие цветы росли три тысячи триста лет назад на берегах Нила. Ему даже удалось определить, в какое время года был похоронен Тутанхамон: зная, когда цветет василек, когда созревает мандрагора - «яблоко любви» из «Песни песней» - и черноягодный паслен, он пришел к выводу, что Тутанхамон был похоронен не ранее середины марта и не позднее конца апреля.

Мумию украшало просто невероятное количество драгоценностей. Лицо покрывала маска из кованого золота с портретными чертами фараона. Под каждым слоем бинтов обнаруживались все новые и новые сокровища. Фараон был буквально усыпан с ног до головы золотом и драгоценными камнями!

Но еще большие сокровища были найдены в гробнице Тутанхамона. Здесь находились бесчисленные предметы материальной и духовной культуры древних египтян, и каждый из них мог послужить достаточным вознаграждением за зиму тяжелых археологических раскопок. Более того, египетское искусство целой эпохи было представлено здесь в таком многообразии и такими совершенными образцами, что Картеру было достаточно беглого взгляда, чтобы понять: тщательное изучение всех этих сокровищ «приведет к изменению, если не к полному перевороту во всех прежних воззрениях и теориях».

Найденные в гробнице мебель и посуда, ювелирные изделия, оружие, колесницы и модели кораблей - все поражает разнообразием формы и красотой.

Изумительна по своему совершенству золотая маска царя с инкрустацией из лазурита. Прекрасна герма - поколенная статуя Тутанхамона, сделанная из дерева, покрытая фунтом и раскрашенная. Невысокая корона, оставляющая открытыми раковины ушей, надвинута на лоб. Нежное лицо озарено сиянием больших черных глаз. Замечательна золотая статуэтка Тутанхамона, стоящего на черном леопарде. Сильный мускулистый зверь легко несет хрупкую фигурку царя. Сочетание черного дерева с золотом удивительно красиво.

Самым оригинальным портретом Тутанхамона является маленькая головка, сделанная из дерева, покрытая тонким слоем гипса и раскрашенная. Тутанхамон здесь изображен совсем юным. Подобно солнечному богу, фараон рождается из цветка лотоса. Капризный рот тронут болезненной улыбкой, большие раскосые глаза внимательно смотрят вдаль. Это один из самых поэтичных образов, созданных в египетском искусстве.

В гробнице Тутанхамона было обнаружено несколько моделей судов, сделанных из дерева. Эти длинные барки с носом и кормой, украшенными цветами лотоса, предназначались для переправы к «полям блаженных». Четыре барки такой же формы, но снабженные троном, должны были служить фараону во время ежесуточного следования за солнцем в его пути по небосводу. Из алебастра сделана барка, украшенная головами диких козлов. В центре ее возвышается легкий балдахин, покоящийся на колонках с двойными капителями в виде цветов лотоса и папируса.

Не менее важной находкой были три больших ложа. О существовании их было известно и ранее из росписей на стенах гробниц, но найти их, однако, до сих пор не удавалось. Это были удивительные сооружения - с возвышением не для головы, а для ног. На одном из них красовались изображения львиных голов, на втором - коровьих, на третьем можно было увидеть голову полукрокодила-полугиппопотама. На ложе были горой навалены драгоценности, оружие и одежда, а сверху лежал трон. Его спинка была так изумительно украшена, что Картер впоследствии утверждал: «Это самое красивое из всего, что до сих пор было найдено в Египте».

Роспись одного из ларцов изображает фараона на колеснице, охотящегося на львов. Эти сцены исполнены поразительного для египетского искусства динамизма: стремителен и неудержим бег царских коней…

А вот и сама парадная колесница царя. Она была слишком велика, чтобы ее можно было целиком внести в гробницу, и потому ее, как и три другие колесницы, распилили. В нижней части ее кузов украшен вырезанными из дерева головами уродливого бога Беса. Головы позолочены, во рту виден ярко-красный язык, темно-красные глаза обведены полосами из фиолетовой пасты. На голове бога тиара из нежно-голубых и темно-фиолетовых перьев. Снаружи колесница украшена рельефным орнаментом, состоящим из растительного узора и спиралей. На внутренней стороне колесницы помещено изображение фараона в образе сфинкса, наступающего на пленных ливийцев, негров и азиатов. Очень выразительны лицо пожилого ливийца со своеобразной, украшенной перьями прической, курчавая голова негра и суровый профиль сирийца. И столь же типичны изображенные на посохе фараона азиат из слоновой кости и неф из черного дерева, символизирующие северных и южных противников Египта.

На спинке кедрового кресла, покрытого ажурной резьбой, изображена эмблема вечности в виде застывшей на коленях фигуры с протянутыми в обе стороны руками. А вот - символы загробного мира: позолоченная голова священной коровы и змеиное божество. Вот позолоченные статуэтки богинь-охранительниц… Бог загробного мира Анубис в виде шакала, охраняющий вход в сокровищницу… Парадное оружие фараона - кинжалы, меч копья, украшенные золотом… Браслеты, перстни, нагрудные украшения…! И еще многие и многие художественные предметы, дающие яркое представление о верованиях и искусстве древних египтян: сундуки и ларцы, заполненные драгоценностями, бесчисленные опахала, ожерелья, амулеты, скарабеи - изображения священного жука.

Все эти бесценные сокровища хранятся теперь в Каирском музее.

«Единственным примечательным событием жизни Тутанхамона было то, что он умер и был похоронен», - сказал Говард Картер. Но даже если этого незначительного правителя похоронили с такой роскошью, то какие сокровища находились в гробницах великих фараонов Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II? Можно не сомневаться, что в каждой из их погребальных камер было больше драгоценностей, чем во всей гробнице Тутанхамона. Но всем колоссальным богатствам суждено было попасть в руки грабителей.

Howard Carter

Детство

Говард Картер был младшим из 8 детей Самуила и Марты Картеров. Детство Говарда Картера прошло в Суоффеме в графстве Норфолк, поэтому во многих источниках именно этот городок обозначают как место рождения египтолога. Отец Картера, художник по профессии, с детства занимался обучением сына рисованию, прививая при этом интерес к истории культуры.

Начало карьеры

Говард Картер занимался археологией с 1891 года, вступив в возрасте 17 лет в Британскую организацию археологических исследований Египта . К 1899 году он принимал участие в ряде археологических экспедиций в Египте, зарисовывая надписи, скульптурные изображения и архитектуру Древнего Египта . В частности, он работал на раскопках в Бени-Хассане, резиденции периода Среднего царства . Некоторое время начинающий египтолог работал под началом ведущего специалиста в области археологии Уильяма Флиндерса Питри . Известность ему принесли проведённые в 1893-1899 годах исследования Джесер Джесеру - построенного в XV веке до н. э. архитектором Сенмутом для женщины-фараона Хатшепсут террасного поминального храма и скальной гробницы в Дейр-эль-Бахри на западе Фив .

Успех, сопутствовавший Картеру в открытии храма Хатшепсут (Дейр-эль-Бахри), предопределил его назначение в 1899 году генеральным инспектором Египетского отдела древностей, откуда он уволился в 1905 году после конфликта между охраной египетских памятников и группой буйствовавших пьяных французских туристов. В 1902-1914 годах Картер инспектировал работы американского археолога Теодора Дэвиса , получившего разрешение египетского правительства проводить раскопки в Долине Царей. Дэвис и Картер обнаружили целый ряд усыпальниц знаменитых фараонов Нового царства , в частности, гробницы царицы Хатшепсут , Хоремхеба , Рамсеса Саптаха , а также саркофаг с останками, отождествлёнными с мумией «фараона-еретика» Эхнатона .

Сотрудничество с лордом Карнарвоном

В 1906 году Говард Картер познакомился с археологом-любителем и коллекционером древностей лордом Карнарвоном , выделившим средства на дальнейшие археологические изыскания профессионального коллеги. С 1914 года Картер и Карнарвон приступили к совместным раскопкам в Долине Царей. В результате их сотрудничества при раскопках фиванского некрополя были открыты гробница Аменхотепа I и захоронения нескольких цариц XVIII династии. Дальнейшие раскопки были прерваны Первой мировой войной , но, как только позволили обстоятельства, Картер убедил Карнарвона продолжить исследования в Долине Царей.

Открытие гробницы Тутанхамона

Тандем Картера и Карнарвона вскоре стал всемирно знаменитым: азартный Карнарвон нашёл храброго, практичного и самоотверженного профессионала, идеально подходящего для реализации идеи, которой был одержим лорд - находки гробницы неизвестного до тех пор эфемерного фараона конца XVIII династии - Тутанхамона. Научное сообщество скептически отнеслось к изысканиям Картера и Карнарвона, а вскоре и сам лорд утратил интерес к неудачным раскопкам. Однако 4 ноября 1922 года Картер нашёл засыпанный вход в гробницу KV62 , причём печати на дверях оказались нетронутыми, что вселяло серьёзные надежды на возможность совершения крупнейшего археологического открытия века. Строители усыпальницы фараона XX династии Рамсеса VI , видимо, засыпали путь в гробницу Тутанхамона, что объясняло её относительную сохранность.

26 и 27 ноября 1922 года Картер, его помощник Артур Каллендер (итал. ) , лорд Карнарвон и леди Эвелин проникли в камеру , став первыми современными людьми, вошедшими туда. Каллендер осветил электрической лампой нагромождение погребальных предметов. Они также нашли два запечатанных прохода, включая тот, что вёл к погребальной камере . Согласно дневнику сводного брата лорда Карнарвона - Мервина Герберта , первой ступила внутрь леди Эвелин, будучи некрупной в сравнении с другими участниками тайной вылазки .

После длительных раскопок 16 февраля 1923 года Картер, наконец, спустился в погребальную камеру гробницы («Золотой чертог»), где находился саркофаг фараона. Среди погребённых с ним утвари и прочих предметов было обнаружено множество образцов искусства, носящих печать влияния Амарнского периода. Гробница юноши-царя, остававшаяся запечатанной более трёх тысяч лет, оказалась практически не тронута расхитителями гробниц и содержала более трёх с половиной тысяч предметов искусства, большая часть которых находится ныне в Каирском музее . Самым прославленным экспонатом музея считается найденная в той же гробнице посмертная маска Тутанхамона, выполненная из 11,26 кг чистого золота и множества драгоценных камней.

Открытие гробницы малоизвестного преемника знаменитого Эхнатона освещалось в средствах массовой информации как самое значительное открытие в истории египтологии и, возможно, археологии вообще. Владелец обнаруженных сокровищ, тогда ещё практически неизвестный юный правитель Египта, сразу же превратился в объект повышенного внимания, а феноменальное открытие не только сделало его имя общеизвестным, но и вызвало очередной всплеск обновлённого интереса ко всем следам египетской цивилизации в современном мире.

«Проклятие фараонов»

Результаты деятельности

Раскопки Картера в Долине Царей вызвали повсеместный рост интереса к археологии в целом и Древнему Египту в частности.

Образ в массовой культуре

Литература

Кинематограф

Примечания

  1. SNAC - 2010.
  2. Find a Grave - 1995. - ed. size: 165000000
  3. Babelio
  4. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  5. Union List of Artist Names - 2010.
  6. LIBRIS - 2012.
  7. Howard Carter. Howard Carter"s diary and journal 1922. (неопр.) . www.griffith.ox.ac.uk. Проверено 19 октября 2018.
  8. Reeves, C. N. Valley of the Kings: the decline of a royal necropolis. - London: Kegan Paul, 1990. - С. 63. - ISBN 0-7103-0368-8 .
  9. Person Page (неопр.) . www.thepeerage.com. Проверено 19 октября 2018.
  10. Thomas Hoving. Tutankhamun: The Untold Story. - Cooper Square Publishing, 1978. - ISBN 9780815411864 .
  11. Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt // ред. Kathryn A. Bard - С. 191
  12. Philipp Vandenberg. Der König von Luxor . - Köln: Bastei Entertainment, 2014. - ISBN 9783838757773 .

В 1323 году до нашей эры в древнем Египте умер молодой фараон, которому было только девятнадцать лет. Возможно, он был убит своими врагами. По сравнению со своими современниками, его могила в долине царей была довольно скромной. После его смерти, его преемники попытались вычеркнуть даже память о нём, удалив его имя из всех официальных документов. Удалялось даже то, что было вырезано на камнях. Но, как оказалось, все попытки преемника только обеспечили фараону возможность прославиться. Его имя было Тутанхамон: King Tut. Древние египтяне почитали фараонов как богов. После смерти тела королей были тщательно забальзамированы. Мумифицированные трупы помещали в сложные гробницы и окружали всеми богатствами королевской семьи, которые могли бы понадобиться царям в следующей жизни. Затем могилы тщательно запечатывались. Защиту от воров обеспечивали лучшие архитекторы Египта. В некоторых случаях проходы блокировали тяжёлыми гранитными блоками. Чтобы обмануть злоумышленников были разработаны ложные двери и скрытые помещения. Наконец, на входе в гробницы размещали проклятия.

Большинство из этих мер предосторожности не срабатывали. В древние времена грабители находили лазейки в гробницах. Они вскрывали двери, пробивали проходы вокруг гранитных блоков и находили секреты скрытых помещений. Они лишали королей их ценностей. Мы уже никогда не узнаем, пострадал ли хоть один вор от гнева проклятий.

В XIX веке европейские археологи особо заинтересовались историей Египта. Они искали старые могилы и изучали их глубокие ходы в надежде найти забытый склеп, который не был бы ограблен в древности. Археологи знали, что фараонов хоронили с несметными сокровищами, представлявшими огромную художественную и научную ценность. Как правило, их ждало разочарование.

Поиск пропавшего без вести короля

Молодой англичанин Говард Картер прибыл в Египет в 1891 году. В последующие годы он обнаружил не одну запечатанную гробницу в долине царей, но так и не нашёл могилы пропавшего без вести царя. В 1906 году для финансирования своих исследований Картер нашёл коллекционера древностей лорда Карнарвона. После пяти лет безуспешных поисков неизвестной могилы пропавшего фараона Тутанхамона Карнарвон утратил интерес к раскопкам. В 1922 году он решил прекратить поиски, но Картеру удалось уговорить лорда выделить средства ещё на один сезон раскопок. Археолог приехал в Египет и привез с собой желтую канарейку. Он надеялся что «золотая птица» приведёт к искомой могиле. 4 ноября 1922 года Картер обнаружил вырубленные в скале ступени, которые были скрыты кучей мусора, оставленного строителями гробницы Рамсеса IV. Копая дальше, он обнаружил ещё пятнадцать ступеней, ведущих к древней двери с нетронутой печатью. На двери было имя Тутанхамон.

Говард Картер и команда археологов спускаются в только что найденную гробницу

Картер рассказывал, что вечером того дня, когда он приехал домой, на пороге его встретил слуга с жёлтыми перьями в руке. С огромными от страха глазами он сообщил, что канарейка была убита коброй и произнёс: «Змея фараона съела птицу, потому что вы вошли в скрытую могилу! Вы не должны беспокоить могилу!» Посмеявшись над таким суеверным вздором, Картер отослал слугу домой.

Немедленно отослав телеграмму о находке Карнарвону, Картер с нетерпением ожидал его приезда. Дверь внутренней части гробницы оказалась ещё нетронутой. Карнарвон прибыл в Египет 26 ноября и смог наблюдать как Картер открыл двери в гробницу. Держа свечу, первым вошёл Картер, за ним лорд. Карнарвон спросил «что удалось увидеть?». Картер ответил: «Да, удивительные вещи». День открытия гробницы стал праздничным днём для всех, причастных к этому событию, лиц. Казалось, никто не беспокоился о каких-либо проклятиях. Позже ходили слухи, что Картер нашёл табличку с проклятием, размещённым на ней, и спрятал её сразу, чтобы не спугнуть работников. Картер отрицал, что подобные вещи имели место.

Сокровища внутри гробницы Тутанхамона

Археологи вскрывают гробницу Тутанхамона

Могила была цела и содержала удивительную коллекцию сокровищ, в том числе и каменный саркофаг. В саркофаге находились три золотых гроба, вложенных друг в друга. Внутри последнего была мумия юноши-царя, фараона Тутанхамона.

Сообщения прессы о проклятии гробницы Тутанхамона

Через несколько месяцев после открытия гробницы Тутанхамона произошла первая трагедия. Лорд Карнарвон в возрасте 57 лет заболел воспалением лёгких и спустя пару дней скончался в Каирской больнице. Одной из причин смерти могло быть заражение, полученное в результате укуса неизвестного насекомого. По легенде в тот день в Каире происходили перебои с электроснабжением. В тот же вечер в Англии, по сообщению сына Карнарвона, его собака долго выла и тоже умерла.

Странным показалось и то, что в 1925 году, когда развернули мумию Тутанхамона, рана на щеке фараона была расположена точно так же, как и укус насекомого, приведший к смерти Карнарвона. К 1929 году от неестественных причин преждевременно скончались одиннадцать человек, имеющих отношение к открытию гробницы. Среди них были:

  • двое близких Карнарвона;
  • личный секретарь Картера;
  • археолог Артур К. Мейс;
  • отец секретаря Картера Бетель (покончил с собой, выпрыгнув из здания).

Все последующие новые гибели пресса тщательно объясняла и приписывала «Проклятию мумии» и, к 1935 году общее число «жертв Тутанхамона» составляло уже 21 человек. Было ли на самом деле проклятие или это всё просто сенсационная выдумка прессы?

Герберт Э. Винлок, директор музея Метрополитен в Нью-Йорке, провёл своё собственное расследование возможного проклятия. По его данным, из 22 человек, имеющих отношение к открытию гробницы в 1922 году, только 6 умерли до 1934 года. Из 22 человек, присутствующих на открытии саркофага в 1924 году, только двое умерли в следующие десять лет. Свидетелями разворачивания мумии в 1925 году были десять человек, и все выжили, по крайней мере, до 1934 года.

Статистика

В 2002 году учёный медицинского университета Монаша в Мельбурне, Австралия, по имени Марк Нельсон, завершил исследование, в котором доказал, что проклятия гробницы Тутанхамона никогда не существовало. Нельсон отобрал 44 человека, бывших в Египте во время обнаружения гробницы. Из них 25 человек потенциально могли подвергнуться проклятию, так как участвовали во вскрытии священных печатей на входе в гробницу, или присутствовали при открытии саркофага или гробов, а также при разворачивании мумии. Средний возраст группы был около 70 лет. А средняя продолжительность жизни для тех, кто не подвергался проклятию, была 75 лет. Очевидно, что разница несущественна, но на первый взгляд, можно было подумать, что проклятие действительно.

Говард Картер и саркофаг Тутанхамона

Многие из историй, связанных с проклятием, абсолютно ни на чём не базируются. Так, например, доподлинно неизвестно, змея ли проглотила канарейку Картера. Если говорить о перебоях в электроснабжении города Каира в 1923 году, то это было обычным явлением, поэтому не стоит выдумывать сверхъестественных или мистических причин произошедшего. Нет ничего удивительного и в кончине лорда, имевшего неважное здоровье ещё до открытия гробницы. В те времена инфекции были распространённой причиной смерти, так как все это происходило еще задолго до изобретения антибиотиков. Проклятие могло психологически влиять на людей, которые верили в него. Говард Картер, человек, открывший гробницу, никогда не верил в существование проклятия и дожил до 64 лет, состарившись от естественных причин.

Может проклятием оказался грибок?

Некоторые люди предполагали, что болезни, связанные с древними египетскими гробницами могли иметь рациональное объяснение, базирующееся на биологии. Доктор Каирского университета Эззедин Таха исследовал медицинские карты музейных работников и заметил, что многие их заболевания были вызваны Aspergillius Nigera (чёрной плесенью). Этот грибок вызывал лихорадку, усталость и сыпь. Доктор предположил, что грибок мог выжить в гробницах в течении тысяч лет, а затем был подхвачен вошедшими археологами.

Тутанхамон прославил Говарда Картера на весь мир. Мало того, что гробница юного фараона не была вскрыта и таила в себе невиданные сокровища, вокруг этой находки возникла легенда о тысячелетнем проклятии, в которое кое-кто продолжает верить и сегодня. Настоящий приключенческий роман!

Говард Картер родился 9 мая 1874 года в Англии. Он мечтал стать художни-команималистом, как и его отец. Профессор египтологии Перси Э. Ньюберри быстро распознал в юноше талант и отвез его в Лондон, в Британский музей. Здесь Картер копировал иероглифы. Ему было всего семнадцать лет, когда он отправился с профессором в Египет и стал самым юным членом Общества исследования Египта. Вскоре после приезда его принял на работу величайший археолог того времени Уильям Флиндерс Питри. Под его началом Картер освоил основы работы археолога и исследователя. После работы у Питри молодой египто- лог стал помощником швейцарца Эдуарда Навиля. На протяжении шести лет он совершенствовался в своей профессии, изучал способы реставрации и сохранения реликвий прошлого.

В 1899 году француз Гастон Масперо, директор Службы египетских древностей, назначил юношу генеральным инспектором Верхнего Египта и Нубии. Когда богатый американский археолог-любитель Теодор Дэвис получил от Масперо разрешение работать в знаменитой Долине Царей, он попросил Картера взять руководство над раскопками. Несмотря на то, что отношения между

ними были натянутые, вместе они обнаружили гробницу Тутмоса IV, официально открытую в феврале 1903 года.

Зависть коллег

Одновременно с этим Картер продолжал работать инспектором Службы древностей. Его внимание к мельчайшим деталям и стремление публиковать данные даже о самой скромной находке вызывали у других египтологов раздражение.

Они с пренебрежением отзывались об ученом-самоучке, считая, что наука ничего не выигрывает от этих «мелочей». Говард Картер не обращал внимания на эти нападки, но Масперо посоветовал ему немного умерить свой пыл.

Однако 8 января 1905 года произошел неприятный инцидент, имевший серьезные последствия для карьеры Картера. Французские туристы, пытавшиеся проникнуть в Серапеум Саккарского некрополя без билета, оскорбили, а затем и ударили сторожа: Картер вступился за защищавшегося египтянина. Туристы подали на него официальную жалобу, но археолог отказался принести извинения, и его вынудили оставить свой пост. Казалось, что карьера египтолога загублена, а ведь ему был всего тридцать один год. Чтобы заработать на жизнь, Говард Картер стал продавать свои рисунки туристам и заниматься экспертизами. Его снова нанял к себе на службу Теодор Дэвис - для составления инвентарей и научных консультаций. Так, в 1906 году Дэвис показал ему золотые листы с печатями Тутанхамона и его супруги, обнаруженные в разграбленной гробнице, не принадлежавшей царю.

Лорд Карнарвон - щедрый меценат

Граф Карнарвон родился в 1866 году. Он был очень богат и проводил досуг, путешествуя по всему свету. В 1901 году он попал в автомобильную аварию, из-за последствий которой ему с 1903 года приходилось проводить зимы в Каире. В последующие годы он добился разрешения на раскопки ради славы открытий и пополнения своей коллекции. Поскольку Карнарвон не был ученым, в 1908 году он обратился за помощью к Говарду Картеру. Коллекционер очень помог египтологу при переговорах с местными и британскими властями. Вероятно, одновременно с поисками древностей он консультировал Министерство иностранных дел по вопросам политики Великобритании в Египте. Карнарвон разделил увлечение Картера поисками Тутанхамона, но, к несчастью, так и не увидел завершения раскопок, скончавшись 5 апреля 1923 года. Дело мецената продолжили его дочь и супруга, продлив концессионное соглашение. Они не имели права претендовать на находки, однако египетское правительство компенсировало им затраты.

Поддержка лорда Карнарвона

Граф Карнарвон страстно увлекся древнеегипетской цивилизацией в 1903 году. В 1908 году он обратился к Гастону Масперо, попросив порекомендовать ему сотрудника для проведения раскопок. И Масперо посоветовал Карнарвону обратиться к Картеру, блестящему египтологу, отлично знакомому с местностью и египетской культурой и владеющему арабским.

Их сотрудничество началось в Дейр-эль-Бахри: в Долине Царей в то время еще работал Дэвис. Однако в 1914 году последний, утомленный работами и убежденный в том, что он обнаружил все захоронения на этом месте, разорвал соглашение. Масперо передал концессию Карнарвону и Картеру, и те возликовали. Когда началась Первая мировая война, раскопки были прерваны, и лорду Карнарвону пришлось вернуться в Англию. Картер перевернул почти всю Долину Царей. Единственное место, где еще могла скрываться гробница Тутанхамона, находилось неподалеку от усыпальниц Рамсеса II и Мернептаха. Однако, несмотря на многолетний упорный труд, раскопки не принесли никакого обнадеживающего результата, который мог бы подтвердить эту гипотезу. В 1922 году у лорда Карнарвона закончились средства. 

Терпение лорда тоже было на исходе. Он решил остановить раскопки. Но Картер, готовый финансировать работы из собственного кармана, уговорил его на еще один год.

Раскопки были продолжены у гробницы Рамсеса VI, на том месте, где археологи нашли хижины рабочих. Прошло совсем немного времени, и в начале ноября 1922 года команда расчистила первые ступени, уходящие куда-то в скалу. В конце лестницы обнаружилась дверь с печатью царского некрополя. Хороший знак! Рассказывая о своем открытии, Катер процитировал телеграмму, которую он отправил лорду Карнарвону в Англию: «Сделали удивительное открытие в Долине. Роскошная гробница с нетронутыми печатями. Закрыли ее до вашего приезда. Мои поздравления». 24 ноября 1922 года лорд Карнарвон с дочерью и Говард Картер спустились по ступеням, ведущим к двери, и обнаружили на ней печать Тутанхамона. Однако сомнения еще оставались. Быть может, это - всего лишь тайник? Пройдя по коридору, они проделали отверстие во второй двери, ведущей в первый зал гробницы. Внутри таились настоящие диковины...

Почему Тутанхамон?

В своих исследованиях Картер пришел к выводу, что усыпальница Тутанхамона еще не обнаружена. Несмотря на иронию, с которой его коллеги вспоминали об этом «царьке» из XVIII династии, египтолог был воодушевлен отсутствием предметов, связанных с Тутанхамоном, на рынке антиквариата. Как и некоторые открытия, это могло говорить о том, что гробница фараона не разграблена! Смутные времена возвращения культа Амона и непродолжительность правления Тутанхамона (ок.1340-1330 гг. до н. э.) отчасти объясняют эту особую ситуацию. Фараон взошел на трон совсем юным, никогда не правил самостоятельно и умер, когда ему было около двадцати лет. Военачальник Хоремхеб, занявший вскоре его место, из зависти присвоил все достижения Тутанхамона, приказал стереть его картуш из списков царей и основал новую династию. Если бы все было иначе, во времена XX династии гробница юного фараона не избежала бы грабежей, и Рамсес VI не построил бы над ней свою усыпальницу.

Гробница Тутанхамона - чудо

В помещении, в которое проникли Картер и его друзья, их взглядам предстали горы сокровищ. Из-за отсутствия саркофага помещение сочли чем-то вроде вестибюля гробницы. Так как вещи в этом подземном зале и примыкающей к нему комнатке лежали в полном беспорядке, исследователи предположили, что здесь побывали грабители, но по какой-то причине не успели закончить свое дело и были вынуждены бежать. После этого гробница была тщательно спрятана, а упоминания о жизни Тутанхамона - удалены из царских реестров; никто больше, даже в древние времена, не вспоминал о его существовании.

Между двумя статуями фараона в натуральную величину Картер и Карнарвон нашли еще одну дверь, которая, несомненно, должна была их привести в погребальную камеру. Не в силах больше ждать, археолог пробил в ней отверстие. То, что он увидел внутри, превосходило все его ожидания. Однако отверстие необходимо было заделать, потому что любое захоронение следовало вскрывать не иначе как в присутствии представителя Службы древностей. В конце ноября 1922 года команда археологов приступила к официальному открытию двери в гробницу. После того, как было зафиксировано наличие еще одной комнаты и двери, ведущей, по-видимому, в зал с саркофагом, власти запретили вскрывать ее до тех пор, пока все предметы, обнаруженные в первом зале, не будут инвентаризированы и вынесены из гробницы. Для помощи Картеру в этом титаническом труде была нанята команда специалистов. В нее входили, главным образом, сотрудники нью-йоркского Метрополитен- музея, рассчитывавшего за свои услуги получить древности для своей коллекции.

17 февраля 1923 года замурованная дверь была торжественно открыта. Погребальную камеру посетили высшие должностные лица. Ее стены были отделаны золотом и синим фаянсом. В центре, занимая почти всю площадь помещения, стоял огромный покрытый золотом катафалк. Когда три золотых саркофага, вложенных один в другой, были вскрыты, в последнем из них, изготовленном из чистого золота общим весом 110,4 кг, обнаружилась нетронутая мумия фараона!

Туристы, число которых росло день ото дня, были крайне недовольны желанием Картера и Карнарвона максимально ограничить доступ к памятнику. То же чувство разделяли и журналисты. Однако гробница должна была остаться в целости и сохранности, по крайней мере, до тех пор, пока из нее не вынесут все сокровища. Единственным журналистом, допущенным на место раскопок, стал Артур Мертон из газеты «Тайме», которая финансировала работы.

Беды Говарда Картера

Завистливые конкуренты обвиняли Картера и его мецената в осквернении гробниц, называя их врагами Египта - в те годы, когда отношения этой страны с Англией были весьма напряженными. Отношения команды со Службой египетских древностей, главой которой был уже не Масперо, тоже постепенно испортились.

Открытие гробницы стало политическим козырем. Теперь было ясно, что лорд Карнарвон не получит ничего из найденного археологами: вывоз одного-единственного сосуда или украшения из Египта спровоцирует революцию.

В 1924 году, оставшись без поддержки лорда Карнарвона, скончавшегося годом раньше, после очередного конфликта с властями Картер решил закрыть гробницу. Но это противоречило условиям концессии: она была аннулирована, и Картер больше не имел права доступа к гробнице. Археолог, вынужденный уехать из Египта, отправился в США, а затем, после целого ряда публичных лекций, вернулся в Англию.

Когда египетское правительство вернулось к более умеренной политике, Картеру предложили продолжить работы. Вдова лорда Карнарвона согласилась на менее выгодные условия, и Картер получил новую концессию.

В 1927 году Картер наконец открыл двери царской сокровищницы, но конец этой истории был уже близок. Все находки перевезли в Египетский музей Каира (за исключением первого саркофага с мумией фараона), гробницу открыли для посетителей, и Картер лишился своей мечты. Он скончался, ненавидимый большинством коллег и забытый миром, 2 марта 1939 года в Англии. 



Просмотров