Избыточные требования погубят рынок такси. Осторожно: излишние требования к участникам закупки Действия заказчика при описании объекта закупки

О правилах, по которым поставщиков включают в список квалификации по капитальному ремонту,

  • Постановление правительства от 04.02.2015 № 99 о дополнительных требованиях к участникам закупок сложных строительных объектов,
  • Письмо ФАС о том, что заказчик может писать в техзадании и инструкции по заполнению заявки, а что — нет.
  • Какими способами заказчики закупают строительные услуги?

    Электронный аукцион

    С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень . В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

    В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать.

    В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам. Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207 (Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб. на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.)

    Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

    Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

    Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

    Дополнительные требования

    В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования :

    • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
    • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
    • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

    Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

    • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
    • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
    • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
    • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

    Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

    Риски при подготовке заявки

    Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

    Неудобный формат документации

    Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

    • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок.
    • заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

    Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

    В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение . Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

    Избыточные и противоречивые требования

    Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

    Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

    Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

    Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

    Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

    К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

    Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах). В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании. «Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

    Скрытые работы и требования

    Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

    Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

    Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

    Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 октября 2014 г. N К-1469/14
    "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"

    Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),

    рассмотрев жалобу ООО "Санкт-Петербургская Трубная Компания" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. Б. Снос нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. А. Строительство нежилого здания по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 291, лит. А (взамен снесенного) (номер извещения 0172200002514000184) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:

    В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.

    По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

    1. В документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены показатели товаров, используемых при выполнении работ, а именно: "показатели для которых указаны варианты значений", "показатели для которых установлены диапазоны значений".

    2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

    3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.

    Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

    В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 09.10.2014 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено на 10.10.2014.

    В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

    В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

    1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 19.09.2014;

    2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 192 195 020 рублей;

    3) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки.

    На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили доказательства, а именно сведения об устройствах защитного отключения, отвечающих указанным в технической части документации об Аукционе требованиям, а именно: сведения об устройстве защитного отключения "Выключатели дифференциальные ВД1-63 (УЗО)" со следующими показателями: условия эксплуатации - УХЛ 4, степень защиты выключателя - IP20.

    Согласно доводу жалобы Заявителя "плиты теплоизоляционные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, не могут выпускаться шириной 487,9 или 665,8 мм".

    В соответствии с пунктом 89 Технического задания документации об Аукционе установлены требования к плитам теплоизоляционным: ширина более 487,9 и менее 665,8 мм.

    На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили доказательства, а именно сведения о плитах теплоизоляционных, отвечающих указанным в технической части документации об Аукционе требованиям, а именно сведения о товаре "плита теплоизоляционная "Венти Баттс Д" с шириной 600 мм.

    Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование частоты 60 Гц для шнура с рабочим напряжением не более 380 В.

    В соответствии с пунктом 16 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товару "Шнур": рабочее напряжение - не более 380 В, частота - 50 или 60 Гц.

    На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что указанные требования установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и потребностями Заказчика, Уполномоченного органа с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества.

    Согласно доводу жалобы Заявителя "В приложении N 3 к Техническому заданию требования к показателям товара N 499 Смесь асфальтобетонная тип 3, установлены для горячей плотной асфальтобетонной смеси тип Б, марки III. В приложении N 3 к Техническому заданию требования к показателям товара N 500 Смесь асфальтобетонная тип 4, установлены для горячей плотной асфальтобетонной смеси тип В, марки III", при этом согласно локально-сметному расчету смесь асфальтобетонная тип 3 и 4 должна быть пористая, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

    На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что заявка на участие в Аукционе составляется в соответствии с требованиями, указанными в Техническом задании документации об Аукционе, при этом требования к товарам "Смесь асфальтобетонная тип 3", "Смесь асфальтобетонная тип 4" соответствуют потребностям Заказчика, Уполномоченного органа, а также с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества, что не противоречит Закону о контрактной системе.

    Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ, что не позволяет надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

    3. Согласно доводу жалобы Заявителя "по ряду показателей товаров, указаны избыточные требования к потребительским свойствам".

    На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что требования, указанные Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе, установлены в соответствии с потребностями Заказчика, Уполномоченного органа, также с целью использования при выполнении работ товара надлежащего качества, что не противоречит Закону о контрактной системе.

    При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.

    Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

    4. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

    В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

    В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

    При этом частями 5 , , 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

    Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.

    Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.

    В пункте 5.2 проекта государственного контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлено "Если Подрядчик не приступил к исполнению контракта в установленные сроки, а также в случаях нарушения Подрядчиком конечного и (или) промежуточных сроков, определенных Календарным планом выполнения работ, Подрядчик уплачивает Заказчику по его письменному требованию неустойку в виде пени в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком надлежащим образом за каждый день просрочки исполнения каждого из обязательств, предусмотренных настоящим контрактом".

    Согласно пункту 5.14 проекта государственного контракта документации об Аукционе "В случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также иных нарушений, ответственность за которые предусмотрена другими пунктами контракта Подрядчику начисляются штрафы в размере ________________".

    В пункте 5.13 проекта государственного контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлено "В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Заказчику начисляются штрафы в размере ________________".

    Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

    2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение частей 5 , , 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

    3. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 10.10.2014 по делу N К-1466/14 по данному делу предписание не выдавать.

    4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 10.10.2014 по делу N К-1466/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

    Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

    Законом о закупках предусмотрено право Заказчика самостоятельно формировать и устанавливать требования к закупаемому или используемому товару и материалам. При этом Заказчик не обязан каким-либо образом объяснять необходимость установленных им требований к материалам. В данном случае, он руководствуется исключительно собственной потребностью.

    Не стоит, однако, забывать, что требования должны соответствовать двум основным правилам:

    • к поставке должны подходить товары как минимум двух производителей;
    • требования к товару должны быть ясными, без противоречий, дабы не вводить в заблуждение потенциальных участников закупки.

    Составляем инструкцию к заполнению заявки

    Законом о закупках прямо прописано обязательное наличие инструкции по заполнению заявки в составе документации. Правда требований непосредственно к форме и содержанию такой инструкции законодатель не устанавливает.

    Именно поэтому некоторые Заказчики не считают необходимым проводить тщательную разработку этого раздела документации и ограничиваются формальным наличием абсолютно неинформативной и бесполезной инструкции.

    Между тем, это один из самых важных разделов закупочной документации. Подробное указание на то, каким образом участникам закупки следует толковать использование тех или иных знаков препинания в тексте требований, включение в инструкцию исключений и особенностях предоставления сведений о показателях позволит как участнику, так и Аукционной комиссии избежать недоразумений и нарушений при рассмотрении заявок.

    Более того, противоречия, содержащиеся в инструкции по заполнению заявки, могут привести к наложению административного штрафа на должностное лицо утвердившее документацию с нарушениями требований .

    Требования к материалам, которые не могут быть установлены

    44-ФЗ содержит перечень характеристик, требования к которым могут устанавливаться Заказчиком при осуществлении закупки. А именно таковыми являются функциональные, технические и качественные. Требования к иным по своей сути характеристикам не допускаются к установлению, исходя из норм 44-ФЗ.

    Так, к примеру нарушением признается установленное требование к химическому составу материалов. К примеру, процентное содержание тех или иных химических элементов в металле или сплаве.

    Более того, исходя из практики некоторых контролирующих органов исполнительной власти, требование о сроке годности товара также не может относиться к характеристикам, перечисленным в ст.33 44-ФЗ.

    Согласно письмам Федеральной антимонопольной службы Заказчик не вправе устанавливать требования к тем характеристикам материалов, которые могут быть известны и определены путем проведения испытаний.

    Логика проста. Для того, чтобы произвести испытания и предоставить сведения о конкретном и достоверном значении такого показателя, участнику необходимо уже на момент подачи заявки иметь заявленный материал в наличии.

    Разумеется, далеко не все участники имеют на складах постоянный запас необходимых материалов. Да и закупка материалов, без какой-либо гарантии заключения контракта в дальнейшем, является нерациональным и бессмысленным шагом для коммерческой организации. Исходя из сказанного, устанавливая подобные требования, Заказчик ограничивает количество возможных участников закупки.

    Вместе с тем, стоит отметить, что принятие решения о наличии в документации излишних ограничивающих требований может быть достаточно субъективным. Каких-либо прямых указаний относительно четкой границы излишнего и оптимального для должного удовлетворения потребности Заказчика Антимонопольная служба не приводит.

    Однако для Заказчика будет далеко не лишним не увлекаться наполнением документации требованиями, над разгадкой которых может сломать голову даже опытный специалист в сфере, к примеру строительства. Нагромождение требований к характеристикам, которые дублируются в соответствующем государственном стандарте (когда требование о соответствии этому стандарту также установлено) неизменно вызывает массу вопросов, жалоб, недоразумений.

    В конечном итоге это практически всегда приводит к затягиванию процесса закупки, а в некоторых случаях к отмене закупки либо необходимости внесения изменений в документацию.

    История вопроса: На официальном сайте 22.02.2014 было размещено извещение № 0372200029214000001 о проведении аукциона в электронной форме с Н(М)ЦК 3 756 000,00 руб., Заказчик - СПб ГБУ «Курортный берег». Было подано пять заявок, к аукциону комиссией Заказчика были допущены только две. Одна заявка была отклонена за непредставление конкретных показателей, две – за предоставление недостоверных сведений. 28.02.2014 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела жалобу ООО «Биоэкология» на действия аукционной комиссии Заказчика.
    Мнение заявителя: ООО «Биоэкология» была подана заявка на участие в аукционе на поставку туалетных модулей-павильонов. Аукционной комиссией Заказчика заявка была признана не соответствующей требованиям аукционной документации, ООО «Биоэкология» было отказано в допуске к участию в аукционе на основании: «Заявка не соответствует пункту 3.1.3 части 1 аукционной документации: в заявке участника предоставлены недостоверные сведения». Заявитель утверждает, что его заявка содержит все сведения о конкретных показателях материалов в полном соответствии с требованиями Закона и аукционной документации.
    Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки и инструкцию по ее заполнению. Заказчиком в документации не прописаны необходимые для формирования заявки рекомендации. Неопределенность с требованиями по оформлению заявки и отсутствие инструкции нарушает Закон.
    Мнение Заказчика: Требования к техническим характеристикам материала установлены в приложении № 1 к Техническому заданию Части III документации об аукционе. В соответствии с положениями п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и п. 3.1.3 Раздела 3 аукционной документации первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным Заказчиком. В заявке Участника указано: «Материал: сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода 1,22%, массовая доля марганца 10,30 %, массовая доля кремния 0,81%». Однако по ГОСТ 380-2005 марке ст3пс соответствуют другие характеристики : «Массовая доля углерода 0,14-0,22%, массовая доля марганца 0,40-0,65%, массовая доля кремния 0,05-0,15%». Таким образом, заявка содержит недостоверные сведения.
    Комиссия установила:
    По п. 1 «Туалетный модуль-павильон» приложения № 1 к Техническому заданию Заказчиком установлено требование: «Материал должен быть сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода должна быть не более 1,22%, массовая доля марганца должна быть менее 10,40 %, массовая доля кремния должна быть менее 0,85%». В заявке ООО «Биоэкология» по п. 1 значится: «Материал: сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005. Массовая доля углерода 1,22%, массовая доля марганца 10,30 %, массовая доля кремния 0,81%». Однако в соответствии с ГОСТ 380-2005 стали марки ст3пс соответствуют следующие характеристики: «Массовая доля углерода 0,14-0,22%, массовая доля марганца 0,40-0,65%, массовая доля кремния 0,05-0,15%», следовательно, заявка ООО «Биоэкология» содержит недостоверные сведения.
    Таким образом, аукционной комиссией на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участнику закупки правомерно отказано в допуске к участию в аукционе. Жалоба является необоснованной.
    Согласно Закону о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
    В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки, если это возможно, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
    Комиссия УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушения п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе: 1) в документации об аукционе при описании материала установлены не стандартные показатели; 2) в приложении № 1 к техническому заданию при описании объекта закупки установлены очевидно избыточные требования для данного материала (например: массовая доля углерода в материале должна быть менее 3,05%, массовая доля марганца не должна быть более 0,5 %, массовая доля кремния должна быть менее 6,05%, массовая доля фосфора не должна быть более 0,04%).
    Решение комиссии:
    1. Признать жалобу ООО «Биоэкология» необоснованной.
    2. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика нарушения п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
    3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов .
    4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика и членов его аукционной комиссии.
    Из предписания:
    - отменить все совершенные действия и принятые решения в ходе осуществления закупки № 0372200029214000001;
    - вернуть участникам размещения заказа поданные ими заявки на участие в аукционе № 0372200029214000001.

    Второе чтение Закона «О такси», в котором немало «приятных» сюрпризов, Госдума планирует провести в мае

    Фото Светланы Холявчук/ТАСС

    Минтранс подготовил поправки в законопроект «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…», которые оказались в распоряжении РБК . В Государственной Думе утверждают, что всерьёз обсуждать этот вариант законопроекта пока нельзя. Кроме того, депутаты подготовили свой вариант поправок.

    Такси может стать дороже

    Документ был принят Государственной Думой в первом чтении ещё в 2014 году. С тех пор идёт подготовка ко второму чтению законопроекта, обсуждаются различные варианты. Согласно одному из них, распространённому сегодня, 20 апреля, в СМИ, всех - и онлайн-операторов, и таксистов, и пассажиров - ждут «приятные» сюрпризы, заплатить за которые, скорее всего, придётся конечному потребителю услуги - пассажиру.

    Так, в поправках, подготовленных Минтрансом, указывается, что онлайн-сервисы должны будут согласовывать тарифы на поездки с перевозчиками, проверять у водителей разрешение на деятельность по перевозке пассажиров и багажа и разрешение на предпринимательскую деятельность, а также вводят ответственность агрегатора перед пассажирами за качество услуги.

    Кроме этого, Минтранс предлагает ограничить максимальное количество выдаваемых в России разрешений на извоз, а в случае если число желающих будет больше, проводить аукционы. Также поправки предусматривают введение единого цвета кузова для всех лицензированных таксистов (если этого требуют региональные законы).

    Против согласования цен между агрегаторами услуг такси и перевозчиками сегодня высказался глава ФАС Игорь Артемьев . Хотя глава антимонопольной службы и не видел соответствующего предложения Минтранса, он убеждён что появление такой нормы «может способствовать созданию картельного сговора».

    «Надеюсь, что они (Минтранс) какие-то оговорки сделали. Надо сказать, что согласование цен между конкурентами, а они являются конкурентами между собой, - это картельный сговор, и для него есть 178-я статья Уголовного кодекса», - сказал Игорь Артемьев журналистам.

    Начальник Отдела пресс-службы и информации Минтранса Тимур Хикматов пояснил «Парламентской газете», что окончательный вариант поправок будет готов позже.

    «Все заинтересованные ведомства направляют свои предложения по законопроекту. После получения всех позиций Правительство примет взвешенное решение, - пояснил он в комментарии. - В соответствии с регламентом кабмина поправки к законопроекту подписываются председателем Правительства, заместителем председателя Правительства, осуществляющим в соответствии с распределением обязанностей взаимодействие с палатами Федерального Собрания, как правило, после рассмотрения проекта на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности».

    Представители Get-такси к моменту сдачи материала на запрос «Парламентской газеты» не ответили. С компаниями Яндекс-такси и Uber связаться не удалось.

    «Одна баба сказала»

    Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков пояснил «Парламентской газете», что видел документ, подготовленный Минтрансом, однако обсуждать его преждевременно.

    «Я надеюсь, что вариант законопроекта, который в итоге придёт в Государственную Думу, будет сильно отличаться от имеющейся версии документа. Пока же идут переговоры, заинтересованные стороны в этом участвуют», - сказал депутат.

    В ближайшее время в Правительстве пройдёт согласительное совещание по проекту поправок.

    Лысаков, в свою очередь, подчеркнул, что работа над законопроектом в Государственной Думе не прекращалась.

    «Мы подготовили свои поправки, - рассказал депутат. - Они взвешенные и дают возможность рынку развиваться, вводят единые стандарты и для отечественных, и для западных компаний».

    Законодатель рассказал о том, в чём поправки, подготовленные в Госдуме, отличаются от документа Минтранса.

    «Сейчас проблема в том, что заходящие на наш рынок иностранные компании, такие как Uber, Get-такси, могут «сожрать» наших перевозчиков, поскольку они дают заказы (хотя и утверждают, что это не так) через приложения любым водителям, то есть часто - «бомбилам», - пояснил Лысаков. - Наш законопроект заставит их передавать заказы только лицам, имеющим разрешение на таксомоторную деятельность. Иначе получается, что легальный таксист платит налоги, и его штрафуют в случае нарушений. А нелегальный получил через агрегатора заказ, положил деньги в карман, отчислил компании её долю, и эти деньги ушли за границу. Кому это выгодно?»

    Своим вариантом законопроекта депутаты хотят поставить этому преграду.

    «Хотят работать - пусть зарегистрируются, встанут на налоговый учёт и платят налоги. Тогда будет правильная, равная и честная конкуренция. И передавать заказ посредническая информационная компания должна будет только лицу, имеющему разрешение. Будет разработан соответствующий реестр», - уточнил Вячеслав Лысаков.

    По его мнению, обсуждать сейчас то, «что пока не имеет окончательного варианта и не внесено, всё равно что вести разговор на тему «одна баба сказала».

    У каждого своя мера ответственности

    В поправках, подготовленных Минтрансом, по мнению Вячеслава Лысакова, «много «чудес». «Спорные моменты заложены там по квотам, по единому цвету, это всё позавчерашний день. Зачем нам тащить это всё в законопроект, тем более в сложных экономических условиях, когда люди теряют работу, когда две трети таксистов - это «бомбилы»? Минтранс предлагает, например, сократить количество машин через квотирование. Я всегда говорил, что если в регионах сократить количество машин, то там останутся только компании, принадлежащие родственникам, друзьям местных чиновников. Это абсолютная истина», - считает законодатель.

    «Даже если Правительство и внесёт свои поправки, это абсолютно не означает, что они автоматически войдут в законопроект, над которым мы работаем уже два года, - утверждает Вячеслав Лысаков. - Профильный комитет Госдумы оставит то, что посчитает нужным. Если эти предложения совпадут с нашими, ну что ж, мы порадуемся, что движемся в одном направлении, и оставим их. А если попробуют навязать обязательный цвет для автомобилей такси, который абсолютно не добавляет ни качества услугам такси, ни безопасности вождению, мы будем против».

    Депутат пояснил, что в тех регионах страны, где был введён обязательный цвет для автомобилей такси, автомобилисты прекратили получать разрешения, потому что никто не захотел перекрашивать свои автомобили или наклеивать на них плёнку.

    «Может, это чиновнику какому-то нужна такая норма? Или бизнесмену, у которого есть мешок денег и он может в любой регион привести определённое количество покрашенных в нужный цвет машин, захватить рынок и диктовать свои условия? Мы с этим не можем согласиться! Есть шашечки и есть фонарь! И этого достаточно!» - убеждён Вячеслав Лысаков.

    Однако, согласно законопроекту, подготовленному депутатами, регион всё-таки может вводить дополнительные требования как для автомобилей, используемых для работы в такси, так и для водителей.

    «Но при одном условии, - уточнил Лысаков. - Если власти экономически поддерживают этот бизнес, - например, с помощью организации бесплатных стоянок, организации лизинга автомобилей и т. п. То есть «пряник» показать, ну и немного «кнутом пощёлкать». И то с обоюдного согласия местной власти и таксистов. Если ввести избыточные требования, то никого на этом рынке не останется, люди сбегут попросту и станут «бомбилами». Так уже было в 2011 году».

    Говоря о предложенной Минтрансом ответственности агрегатора перед пассажирами за качество услуги, Вячеслав Лысаков сказал, что каждый должен нести свою меру ответственности.

    «Задача агрегатора, диспетчерской службы - передать информацию лицу, имеющему разрешение на таксомоторную деятельность. Они несут ответственность только за то, чтобы в оговоренное время приехала машина, по сути, - считает автор поправок к Закону «О такси», - за всё остальное - безопасность пассажира, возможное ДТП, поломку несёт ответственность водитель, имеющий лицензию, или перевозчик в соответствии с Гражданским, Уголовным кодексами и КоАП».

    Законопроект, подготовленный депутатами, практически готов ко второму чтению. Сейчас уточняются его отдельные положения, происходят согласования с профессиональным сообществом. В Государственной Думе сообщили, что во втором чтении законопроект, скорее всего, будет рассмотрен в мае.



    Просмотров