Комитет по предпринимательству в сфере туризма. Комитет по предпринимательству в сфере туризма Поправки в закон о туризме

С января 2017 года российские турагентства обяжут функционировать согласно новым законодательным нормам. Реформирование туристической отрасли было инициировано, чтобы повысить степень защиты потребителей и увеличить прозрачность данного рынка. На сегодняшний день новая законодательная норма уже принята, так что турфирмам предстоит в течение оставшегося времени провести грамотную подготовку, чтобы суметь работать в новых условиях. В противном случае они просто не смогут продолжать функционировать. Давайте разберемся, какие инновации принесет этой 2017 год.

Туристические инновации 2017 года

Напомним, что еще в августе 2015 года Владимиром Путиным было инициировано создание единого госреестра турагентств. Главная цель инициативы - сделать невозможным функционирование фирм-однодневок. Это должно привести к повышению ответственности участников туррынка, многие из которых сегодня работают «в тени». Туристы смогут отслеживать наличие фирмы в реестре, что позволит им сделать выбор в пользу проверенных компаний.

В марте 2016 года в рамках объединения «Турпомощь» такой реестр был создан. Более того, с 1 января 2017 года участие в нем является обязательным. Согласно недавнему заявлению Александра Осауленко, руководителя «Турпомощи», фирмы, не вступившие в организацию, не предоставившие подтверждения о наличие договоров с туроператорами и не зарегистрированные в этом перечне, просто не смогут реализовать путевки туристам.

Он также отметил, что существует вероятность исключения фирмы из реестра. Это будет сделано, если оператор направит в адрес «Турпомощи» письменное уведомление о том, что разорвал с фирмой-агентом договорные отношения. В новой законодательной норме было уточнено несколько формулировок. Так, агентством может называться лишь реализатор путевок, работающий за комиссию от туроператора, выступающий от его имени и по его поручению.


Новый закон должен создать прозрачные условия в деятельности турфирм

Несомненно, такое уточнение является важным аспектом, ведь до этого момента в РФ функционировало более 40 тысяч агентств, деятельность которых никак законодательно не контролировалась. Это привело к возникновению мошеннических схем, когда фирмы-однодневки просто прекращали работу после сбора предоплаты с туристов.

Действие нового закона, прежде всего, направлено на агентства, которые занимаются продажей туров за границу. Однако, согласно словам Андрея Гаврилова, президента Альянса туристических агентств, сегодня наблюдается стремительный рост потока туристов, желающих отдохнуть на российских курортах, но данная законодательная норма не гарантирует защиту их прав.

Гаврилов предположил, что закон еще может претерпеть некоторые изменения - возможно, его откорректируют с целью обеспечения такой защиты. Кроме того, нуждается в доработке момент, касающийся внесения денег туроператором, так как у агентств, живущих за счет 10-15% комиссионных от тура, не всегда есть возможность внести за него депозит.


Новые законы для туристической сферы РФ еще требуют доработки

Законодательные коллизии

Тем не менее, до сих пор неясными остаются несколько значимых моментов.

  • Новый закон никак не отвечает на вопрос, что делать агентствам, имеющим договорные отношения сразу с несколькими операторами. К примеру, туры в Венгрию реализуют три основных оператора, а российские агентства-посредники работают сразу со всеми венгерскими операторами. Возникает закономерный вопрос - какой из трех венгерских операторов должен брать на себя ответственность за подачу списков доверенных агентов, и можно ли как-то обязать это сделать иностранного оператора?
  • Согласно новому законодательному акту, у агентства может возникнуть необходимость перевести оператору предоплату. Однако система оплаты депозитов невозможна для реализации теми фирмами, которые работают за 10-15% комиссионных от турпутевки. Это может привести к ослаблению туристического рынка, так как скажется на выживаемости фирм. Пока неясно, сколько фирм-агентов просто уйдет с рынка в 2017 году, если это условие будет закреплено в качестве обязательного;
  • Необходимость регистрации в едином реестре вызвала множество дискуссий. Дело в том, что ведение таких регистрационных списков должно быть возложено на какой-то единый общероссийский орган исполнительной власти. Пока данные полномочия не возложены ни на минкультуры, ни на Ростуризм, ни на налоговую, ни на Роспотребнадзор, так что непонятно, кто будет нести ответственность за релевантность информации и принимать претензии в случае возникновения ошибок. «Турпомощь», которая сейчас занимается ведением данного перечня, является авторитетным объединением, однако никаких властных полномочий у него нет;
  • На сегодняшний день не существует точного перечня критериев, дающих турагентствам право работать в отрасли туристических услуг. Пока что требование только одно – наличие договора с туроператором, но этим дело явно не ограничится.

С наступлением нового года кардинально меняются некоторые отрасли, в том числе и закон о туризме 2017 года. Туристические фирмы получат новые требования, которые несколько будут жестче, чем были. Но при всем этом права самих туристов будут защищаться на должном уровне.

Ситуация в туризме

Туристическая отрасль за последние 2-3 года никак не могла процветать и развиваться. На это оказал влияние появившийся кризис в стране, что вызвало сокращение туристов по всем направлениям для отдыха. Многое оказало влияние и установленные запреты по определенным туристическим местам. Теперь есть ограничения на поездки в некоторые страны мира, на курорты. В большей степени это связано с политической направленностью, а не от самих отдыхающих.

Стоит отметить, что не все туристические компании и фирмы смогли уверенно играть на рынке. Жизнь определенных из них сократилась, и они сбавили свои обороты до минимального значения. Они делали все для того, что сократить свои затраты, но при этом угодить клиентам. Но все же зачастую именно права отдыхающих нарушались почти постоянно.

С этой целью, с целью защиты прав потребителей, правительство страны начала внедрять в жизнь реформу, которая напрямую касается деятельности в области туризма.

Инновации в туризме с 2017 года

Государственный реестр туристических агентств начал появляться еще в 2015 году по инициативе президента страны. Это было предпринято для того, чтобы с рынка начали уходить полностью фирмы-однодневки, обманывающих простых граждан и создающих плохое мнение вообще о таких фирмах. Если какой-либо фирмы нет в реестре, с которой турист решил заключить договор, то лучше всего от нее вообще отказаться, так как есть большая вероятность мошенничества. Сотрудничать нужно именно с теми, кто проверен и позволяет делать карьеру на положительных отзывах.

Объединение «Турпомощь» полноценно начало функционировать в марте 2016 года. В настоящий момент каждая туристическая компания обязательно должна быть в списке реестра. Если этого не будет, то продать путевки для туристов будет невозможно. Фирмы должны подтвердить факт заключенных договоров с операторами, входить в перечень компаний реестра.

Фирма может быть вообще исключена из реестра. Здесь причиной может стать уведомление от самого оператора о том, что произошел разрыв любых договорных отношений с фирмой, являвшейся агентом.

По новому законодательству в сфере туризма от 2017 года к агентству относится лишь тот, кто осуществляет реализацию путевок, а также работающие за размер комиссии от туристического оператора. При этом они выступают от его имени или же по поручению. В настоящий момент это позволит значительно сократить количество агентств по всей стране, которых ранее насчитывалось более сорока тысяч. Законодательно они никак не контролировались.

Стоит отметить, что такие кардинальные меры направлены в большей степени на осуществление отдыха граждан за пределами страны. Но все же в настоящее время повышается количество желающих провести свой отпуск на российских курортах. По этой причине закон будет несколько корректироваться и изменяться, чтобы права туристов были защищены на всех уровнях и в полном объеме.

Среди новшеств стоит выделить и следующие очень важные пункты:

  • Реализованные путевки вносятся в реестр, где указываются полные сведения о гражданах, отдыхающих за границей, с местом, временем пребывания и других моментах. Это позволяет владеть информацией даже на случай каких-либо чрезвычайных происшествий.
  • Создается фонд персональной ответственности. Он необходим для того, чтобы страховать возможные риски для отдыхающих. От каждой путевки в него будет уходить 1% от полной стоимости.
  • Размер компании будет влиять на величину вносимых взносов в системе «Турпомощи» с 1 января 2017 года.
  • Появление электронной путевки, что начнет функционировать лишь с 2018 года.
  • К числу руководителей не смогут относиться те лица, у которых имеется не снятая и не погашенная судимость.

Размеры страховых взносов туроператоров с 2017 года

Фонд «Турпомощи» претерпел изменения, и теперь он будет состоять из двух фондов, куда добавиться еще и фонд персональной ответственности, прописанный в законе. Компенсационный будет заменен на резервный, куда будут вноситься средства в установленных размерах. При этом он не будет облагаться налогами.

Если у туроператора будет не более десяти тысяч туристов на выезд в течение года, а стоимость туристического продукта в данном направлении составит не более 40 млн рублей, то тогда размер взноса будет составлять 50 тысяч рублей. При количестве выездных туристов не более 100 тысяч человек – сумма будет увеличена вдвое до ста тысяч рублей.

300 тысяч рублей придется платить тем туристическим операторам, которые смогли отправить на отдых в течение года от ста до пятисот тысяч туристов. А если их количество будет превосходить полмиллиона, то размер взноса будет равен пятистам тысячам рублей.

Но при всем при этом остается очень много нюансов и неточностей в ФЗ, которые могут привести не только к проблемам функционирования фирм, но и их полному разорению с течением времени с начала действия новых положений закона.

Неясные моменты

Все вопросы вы можете задать опытным юристам. Получите бесплатную юридическую консультацию онлайн или по телефону, отправив запрос:

Нельзя получить ответ по агентствам, которые сотрудничают сразу с несколькими операторами в области туризма. Так, например, для реализации путевок в Венгрию существует три оператора. Но вместе с ними работают все агентства-посредники. Вопрос тут возникает в том, что из операторов в таком случае должна предоставлять информацию об имеющихся агентах, а также как происходит сотрудничество и взаимодействие с иностранными операторами. Что касается последних, то также не дан ответ по поводу того, как с них брать оплату.

В определенных ситуациях по установленным направлениям, операторы должны внести предоплату от полной стоимости выбранного тура, заключив соглашение. Но как поступать тем фирмам, которые работают лишь от комиссионных оператора, в размере 10-15%. Некоторые фирмы на этом фоне не смогут выжить и будут вынуждены принять решение о своей ликвидации. Это приведет к ослаблению туристического рынка. Пока условие будет оставаться в качестве обязательного, с рынка будут постепенно уходить одна за другой фирмы. Неизвестно их будет количество.

Проблемным остается направление регистрации в едином реестре фирм и компаний. Никакой государственный орган исполнительной власти не закреплен в качестве ответственного. То есть, нет того лица, кто будет отвечать за полноценную информацию в реестре и ее корректировку. Некоторыми полномочиями обладает объединение «Турпомощь», но все власти у него как такового не имеется.

В настоящий момент есть лишь одно условие, при котором может работать туристическое агентство на рынке – это наличие заключенного договора. Но этого совершенно недостаточно, чтобы вывести на необходимый уровень весь бизнес в области туризма. Вероятнее всего будут вноситься еще какие-либо изменения, и происходить корректировки в процессе существования законодательного акта.

Агентская деятельность турфирм с 1 января 2017 года

Инновации качественно коснулись работы агентов. Теперь они обладают своей ответственностью перед туристом, с которым работают. Туристический продукт должен быть реализован ему на должном уровне, в противном случае агент понесет установленную ответственность. Больше всего здесь касается передачи денежных средств, полученных от желающего отдохнуть туроператору. Кроме этого есть обязательное уведомление оператора о том, что заключен договор с туристом. Происходит согласование об условиях предоставления услуг и вариантах путешествия, отдыха. Несоблюдение данных норм приведет к появлению гражданской ответственности у туроператора.

Агенты не обязаны вступать в ряды «Турпомощи». А вот операторы должны сообщать в обязательном порядке о заключенных договорах с контрагентами.

Финансовая обеспеченность туристических фирм с 2017 года

Оператор туризма может осуществлять страхование своей деятельности сразу у нескольких страховщиков. Достаточно заключить договор страхования ответственности туроператора. Кроме этого он имеет право на несколько гарантий перед банком. Банковские гарантии и договора на страхование ответственности должны действовать в течение одного срока и прекращать действие в один день.

Финансовая обеспеченность ответственности оператора, который осуществляет свою деятельность на местном рынке или в области въездного туризма, должна быть равна как минимум 500 тысяч рублей. Если же речь касается выездного туризма, то тут цифры несколько отличаются:

  1. 10 млн рублей как минимум, при количестве туристов не более десяти тысяч и размере туристского продукта – не более сорока млн рублей.
  2. Не меньше 50 млн для операторов, которые в предыдущем году не работали по выездному туризму, а также для юрлиц, которые ранее не осуществляли деятельности в данном направлении.
  3. 3 процента стоимости продукта туризма для операторов при количестве отдыхающих больше 10 тысяч и размере стоимости продукта как минимум в 40 млн рублей. При этом размер финансовой обеспеченности не должен быть меньше 50 млн рублей.

Полномочия туристов

Туристы будут защищены по новому закону о туризме от 2017 года лучше, чем раньше. Но это в большей степени касается именно выездного туризма. Так, до начала путешествия отдыхающему должны быть выданы на руки билеты в обе стороны, а также документы, подтверждающие факт брони места в гостинице. При этом для него разъясняется право на осуществление страхования других возможных рисков. Это осуществляется дополнительно, но уведомить туриста следует. Возникает гражданская ответственность у туроператора.

Каждое лицо, заключившее договор с компаниями, имеет право потребовать копию сертификата, согласно которого они внесены в Единый реестр.

Ответственность туроператора с 2017 года и возможные наказания

Ответственность туроператора будет увеличена. Если взять, например, отсутствие регистрации в Едином реестре туроператоров, то с 2017 года размере штрафа составит от пяти до десяти миллионов рублей. Пострадают при этом и сами должностные лица, не выполнившие в полной мере свои обязанности, установленные законодательно. Кроме штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей, они будут отстраняться от деятельности как минимум на полгода. Более подробно вас проконсультирует юрист бесплатно по телефону или онлайн.

В скором времени вступит в силу новый закон для турфирм 2017 года , который создан для того, чтобы провести реформацию туристической отрасли. Специалисты утверждают, что такой подход позволит значительно увеличить степень доверия к туристическим фирмам и сделают их доходы более “прозрачными”.

Сейчас уже практически готова новая законодательная база, поэтому турфирмы должны начинать привыкать к тому, что им придется работать в совершенно других условиях. Если они не сумеют быстро адаптироваться к внедряемым новшествам, на их существовании можно ставить крест. Давайте же разберемся с основными инновациями в сфере этого бизнеса, которые ждут нас в 2017 году.

Нововведения в турбизнесе с 2017 года

Еще два года назад, а именно в 2015 году Владимир Путин подписал ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристическую деятельность”. Главной целью такой инициативы было устранение фирм-однодневок, которые не влияли на наполняемость бюджета страны.

Власти уверены, что подписание этого закона приведет к повышению ответственности среди участников туристического бизнеса, а также позволит многим выйти из “тени”. Туристы без труда смогут отследить наличие фирмы в реестре и выбрать для себя подходящую компанию, предлагающую лучшие .

После того, как в марте 2016 года был подписан закон, касающийся объединения “Турпомощь” был создан особый реестр. Кроме того, фонд “Турпомощи” также претерпел некоторые изменения. Теперь вместо одного “компенсационного фонда”, туроператорам придется вносить средства в два: резервный и фонд персональной ответственности, причем, согласно новому закону изменились основные взносы в резервный фонд:

  • 50 тысяч рублей для тех туроператоров, которые имеют не больше 10 тысяч туристов в год в сфере выездного туризма. При этом, необходимо, чтобы общая стоимость турпродукта в этой области за прошлый год не превышала 40 млн. рублей.
  • 100 тысяч рублей для тех туроператоров, которые имеют не больше чем 100 тысяч туристов в год в сфере выездного туризма.
  • 300 тысяч рублей для туропераротов, которые имеют больше чем 100 тысяч туристов в год в сфере выездного туризма, но не больше чем 500 тысяч включительно.
  • 500 тысяч рублей для тех туроператоров, количество туристов у которых превышает 500 тысяч человек в год в сфере выездного туризма.

С 1 января 2017 года участие в реестре “Турпомощи” будет обязательным. Как заявил руководитель этой организации Александр Осауленко, если до установленной даты турфирмы не вступят в “Турпомощь”, а также не предоставят всю необходимую информацию о себе, они просто не смогут функционировать и продавать путевки туристам.

Кроме того, Осауленко отметил, что фирму могут исключить из реестра, если она подаст письменное прошение об этом в адрес “Турпомощи”. Также стоит уточнить, что новый законодательный акт не оставил без внимания и турагентства. Теперь агентством, по сути, может являться лишь реализатор путевок, который работает за определенную комиссию от туристического оператора и выступает от его имени и по предварительному поручению.

Это уточнение крайне важно для турбизнеса России, ведь до недавних пор здесь функционировало более 40 тысяч агентств, при этом деятельность этих организаций никоим образом не контролировалась. Такая вседозволенность привела к тому, что начали появляться компании-мошенники, прекращающие свою работу сразу после получения предоплаты от клиента.

Новый закон, прежде всего, коснется фирм, работающих на продажу путевок за границу. Но учитывая тот факт, что в последнее годы увеличился поток туристов на , закон следует слегка доработать, чтобы защита распространилась и на туристов, предпочитающих отдыхать в пределах родины.

Законодательные “пробелы”

В то время как чиновники в кулуарах рассуждают о достоинствах нового закона, до сих пор непонятны некоторые моменты в нем:

  • Закон никак не регламентирует деятельность фирм, которые заключили договора сразу с несколькими туроператорами.
  • Исходя из положений закона, агентство в некоторых случаях должно перечислить предоплату туроператору. Однако депозиты не возможны в тех организациях, которые работаю за 10-15% комиссии от сделки. Такая позиция приведет к тому, что рынок туризма ослабнет и многие фирмы разорятся. Уже сейчас понятно, что большинство турагентств “лопнет” в 2017 году, правда, точное их количество неизвестно.
  • Обязательная регистрация в едином реестре вызвала ряд разногласий. Вся соль в том, что регистрационные списки должны проверяться общероссийским органом исполнительной власти. Но на данный момент никто из них не взял на себя подобную ответственность за релевантность информации. Даже при возникновении каких-либо ошибок, предприниматель или покупатель не будут знать, кому предъявлять претензии. Даже у “Турпомощи” нет подобных полномочий, потому что она является лишь авторитетным объединением.
  • На данный момент нет четко прописанных критериев, по которым бы туристическая фирма имела законное право функционировать. Пока установлено единственное требование — договор с туроператором, но как показывает практика, это далеко не все!

Впрочем, наши власти в скором времени однозначно проведут доработки и все имеющиеся коллизии устранятся.

Реформированный закон о туризме будет принят в третьем окончательном чтении в пятницу вечером, однако в законную силу он вступит только 1 января 2017 года. В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработку во второе чтение с тем, чтобы принять его в окончательном варианте вечером в этот же день. По словам первого зампредседателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, такое «хитрое» телодвижение потребовалось, чтобы внести необходимые для туристического закона поправки в налоговый кодекс об освобождении от налогов фондов «Турпомощи»: теперь резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператоров освободят от налогов.

По оценкам экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», промедление с введение в действие нового закона оценивается скорее положительно - в оставшееся до конца года время предполагается принять все необходимые нормативно-правовые акты.

Напомним, кроме налоговых послаблений для « », в «правилах игры» для турбизнеса новый закон меняет следующее: прежде всего дифференцирован размер взноса в объединение «Турпомощь». Для туроператоров с количеством выезжающих туристов не более 10 тысяч в год взнос составит 50 тысяч рублей, не более 100 тысяч — 100 тысяч и далее по нарастающей. При этом размер вступительного взноса в «Турпомощь» установлен в 100 тысяч рублей. Помимо этого закон предполагает установление ежегодного взноса в фонд персональной ответственности туроператора, размер которого составит 1% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. При этом максимальный размер фонда персональной ответственности составляет 7% от общей цены турпродукта.

В свою очередь, поправки в налоговый кодекс предполагают, что средства, полученные объединением «Турпомощь» в виде взносов, перечисленных в резервный фонд и в фонды персональной ответственности туроператоров, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Пока все суммы взносов туроператоров в некоммерческую организацию считаются налогооблагаемой базой на основании того, что взносы делаются из средств прибыли туроператоров.

«В среду было принято решение советом Думы о выносе на третье чтение законопроекта, но кроме этого есть и соответствующая рекомендация правительства о том, что принятие отраслевого закона должны быть синхронизированы с изменениями в налоговый кодекс, которые внесены только в этом году. Принятие их отдельно и та норма, которая предполагалась в законопроекте - что он вступает в силу в течение 180 дней, создали бы дополнительные проблемы. Поэтому уполномоченными органами в четверг было принято решение о вступлении закона в силу с 01.01.2017», - пояснил ситуацию , вице-президент . По его оценке, такое промедление пойдет закону на пользу - за это время будут приняты не только изменения в налоговой кодекс, но и все необходимые нормативно-правовые акты, которых около 20, чтобы позволить закону реально действовать. «Есть возможность адаптироваться и органам управления, а самое главное бизнесу - туроператорам дается время, чтобы понять новую норму, выбрать форму обеспечения ответственности», - рассказал Юрий Барзыкин.

По оценке эксперта, срок для того, чтобы сформировать рабочую нормативно-правовую, базу достаточный. «Несмотря на все нюансы, данный перенос мы оцениваем скорее позитивно», - резюмировал Юрий Барзыкин.

C 1 января 2017 года вступит в силу измененная редакция Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

В настоящее время продолжается совершенствование нормативной базы, определяющей особенности осуществления туристской деятельности. В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Пензенской области сообщает, что с1 января 2017 года вступит в силу существенно измененная редакция Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон).

В соответствии с измененной статьей 4.1 Закона осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - финансовое обеспечение ответственности туроператора).

Также Законом предусмотрен новый механизм финансовой защиты интересов туристов в виде фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма (статья 11.6 Закона). Если указанный фонд сформирован в максимальном размере (не менее семи процентов от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год), то финансовое обеспечение ответственности туроператора не требуется. Средства фонда персональной ответственности предназначены для возмещения - туристам реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристического продукта.

Порядок и условия такого возмещения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2016 года №779 «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма» (далее - Правила).

Основанием для возмещения является факт причинения туристу ущерба, в случае не выполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации турпродукта.

Новой редакцией статьи 4.1 Закона предусмотрен ряд обязанностей туроператора в случае невозможности исполнения им всех обязательств по заключенным договорам о реализации туристского продукта.

Так, туроператор обязан:

а) прекратить заключение новых договоров о реализации туристского продукта, в том числе обеспечить прекращение их заключения турагентами,
реализующими туристский продукт, сформированный таким туроператором;

б) направить информацию о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения обязательств по договорам о реализации
туристского продукта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в объединение туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления туроператорской деятельности в сфере выездного туризма), в организацию, предоставившую туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора;

в) разместить эту информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Датой установления факта причинения реального ущерба считается день, когда туроператор публично заявляет о прекращении своей деятельности по причине невозможности исполнения обязательств или день, когда объединению туроператоров стало известно о прекращении деятельности туроператора.

Также Правилами определены лица, имеющие право предъявлять требования о возмещении реального ущерба, в том числе, до наступления фактической даты выезда в страну временного пребывания, указанной в договоре о реализации туристского продукта. К таким лицам отнесены сами туристы, иные заказчики туристского продукта или их представители, действующие на основании надлежащим образом удостоверенной доверенности. Под реальным ущербом, подлежащим возмещению, понимаются расходы туриста и (или) иного заказчика в соответствии с договором о реализации туристского продукта.

Следует учесть, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела Iчасти первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Правилами также утверждены перечень информации, которая должна содержаться в требовании о возмещении денежных средств, и перечень прилагаемых к требованию документов.

Обращаем внимание, что к новеллам Закона относятся положения в соответствии с которыми определена возможность заключения договора между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком в форме электронного документа (статья 10 Закона). В этом случае к требованию о возмещении денежных средств должен быть приложен договор о реализации туристского продукта в форме электронного документа на электронном носителе информации.

Деятельность по возмещению реального ущерба возложена на объединение туроператоров. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 2130-р статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма присвоен ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь».

В соответствии с Правилами на объединение туроператоров возлагается обязанность разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомление о дате начале сбора требований о возмещении денежных средств. В течение 90 рабочих дней с наступления объявленной даты формируется реестр туристов, предъявивших свои материальные требования в установленном порядке, после чего в течение 10 рабочих дней осуществляется процедура рассмотрения требований и принятия решений о возмещении реального ущерба.

Пунктом 12 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возмещении реального ущерба. К таковым отнесены:

а) наличие в приложенных к требованию документах неполных и (или) недостоверных сведений;

б) наличие факта причинения реального ущерба туристу и (или) иному
заказчику, не обусловленного неисполнением туроператором своих обязательств по
догов ору о реализации туристского продукта;

в) отсутствие денежных средств в фонде после произведенных выплат в
порядке и сроки, установленные Правилами.

При принятии положительного решения о возмещении реального ущерба денежные средства перечисляются на банковский счет туриста и (или) иного заказчика.

Решение об отказе в таком возмещении может быть обжаловано путем направления заявления в объединение туроператоров в течение 30 рабочих дней со дня принятия обжалуемого решения. Срок рассмотрения такого заявления не может превышать 5 рабочих дней.

Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма формируется Ассоциацией «Турпомощь» для каждой компании отдельно за счёт ежего-дного взноса туроператора - 1% от общей цены выездного турпридукта за предыдущий год. Для новых туроператоров размер взноса устанавливается в сумме 100 тыс. рублей. Если необходимость выплат наступит до формирования максимального размера фонда, то возмещению подлежит разница между суммой реального ущерба и суммой, полученной туристом по договору страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации турпродукта или по банковской гарантии.




Просмотров