Конституция монако. Государственное устройство княжества монако. Революция и Империя

Август 6, 2018

Если вы собираетесь какое-то время пожить в Монако или вообще уехать в это уникальное государство навсегда, то вам небезынтересно было бы узнать, что представляет собой его правовая и судебная система. Несмотря на то, что страна занимает всего два квадратных километра, а ее население составляет 35 тысяч жителей – это именно отдельное государство, а не коммуна Франции, и соответственно оно имеет свой аппарат власти, суверенитет, социальную базу, право собирать налоги, внутренние и внешние функции.Поскольку Монако граничит с Францией со всех сторон, то, конечно, имеет от нее особую зависимость. Взамен Монако получает от этой страны защиту, например, в случае войны Франция обязуется взять крошечное Монако под свою опеку. Тем не менее, в Монако имеется своя армия, численность которой составляет сто человек. Правда, в местном военном оркестре музыкантов больше, вероятно потому, что они более востребованы…

Влияние французского законодательства

Правовая система Монако относится к романо-германской правовой семье , а значит ей присуще чёткое отраслевое деление норм права. Конечно, Франция не могла не оказать на нее существенного влияния, поэтому конституции этих государств в общем-то идентичны. Некоторые пункты французского законодательства буквально дублируются в Монако и применяются там с абсолютной точностью. Это касается целого ряда различных сфер деятельности, например, телекоммуникаций, страхования, почты и так далее. Никакой разницы с французскими законами в этих областях нет.

В области гражданского права монегаски тоже не стали оригинальничать, они взяли за основу гражданский кодекс Франции, созданный в далеком 1804 году, и практически ничего в нем не изменили. Да и с правом в области торговли власти Монако решили не экспериментировать: посмотрев на процветающую Францию, они продублировали и ее торговый кодекс, внеся самые минимальные и формальные поправки, чтобы не выглядеть полными плагиаторами. На суть документа данные исправления не повлияли.

Поскольку Монако – все же отдельная страна, то своя Конституция в ней, разумеется, есть. Как и любая европейская Конституция, она основывается на уважении основных прав и свобод человека.

Экономика и трудовое право

Экономика Монако, как известно, имеет свои особенности. Это государство уникально прежде всего потому, что в нем живут самые богатые люди планеты. Со всей Земли сюда стекаются их миллионы и миллиарды. Чтобы притянуть в страну желанные иностранные капиталы, власти ввели льготный налоговый режим, которого нет больше нигде в мире. Блестящая идея сработала, и в крохотное Княжество стали собираться миллиардеры со всего света, дабы сохранить и приумножить свои богатства. Сегодня в Монако действует более 800 иностранных компаний, имеющих статус международных, и благополучно работает 50 банков.

Если вы планируете устроиться в Монако на работу, то, вероятно, вам интересно узнать, что собой представляет трудовое право этой страны. Власти сделали его вполне соответствующим международным стандартам. Но, конечно, минимальную оригинальность они проявили и тут. Например, рабочая неделя по законам Монако составляет не грубых 40 российских, и даже не 35 ленивых французских, а – изящных 39 часов. То есть, монегаски уверены, что миллионы – миллионами, а работать все-таки надо.

Работая в Монако, вы имеете полное право объединяться в любые профсоюзы. Если вас не устроит «нищая» зарплата в 3-5 тысяч евро, ничуть не смущаясь, выходите бастовать. Никто вас за это не арестует: в Конституции ваше право на забастовку зафиксировано с недвусмысленной ясностью. Но вот если вы имеете должность в каком-нибудь госучреждении, то о протестах и высказывании неудовольствия можете забыть – госслужащим бастовать запрещено. Да и в самом деле, зачем пилить сук, на котором сидишь?

Преступления и наказания

Смертная казнь была разрешена в Монако до 1962 года. Но гуманные власти этим страшным приговором не пользовались с середины XIX века. Последний заключенный был казнен в 1847 году, после чего нарушителей закона стали помещать в комфортную местную тюрьму, где сегодня в камерах стоят телевизоры и кондиционеры, а из окон открывается роскошный вид на Княжество.

Число счастливчиков, то есть, простите, преступников, которые смиренно отбывают там наказание, каясь в содеянных грехах, составляет не более 10 человек. По загадочным причинам большинство из них – россияне. Это, без сомнения, свидетельствует об их исключительных способностях. Совершить серьезное правонарушение в Монако весьма проблематично: здесь каждый третий житель – полицейский, и через каждые двадцать метров висят видеокамеры.

Судебная система

Французское законодательство бесцеремонно проникло и в местное судопроизводство, а точнее – его тоже старательно переписали местные власти, не утруждаясь что-то менять. Чтобы добавить какой-нибудь нюанс, всю судебную власть официально передали в руки действующему Князю. Однако это не значит, что он лично ею распоряжается. Правитель делегирует эти полномочия преданным вассалам, коими являются суды и трибуналы Монако, они же в свою очередь дейстуют от лица главы государства.

Судебная система Монако вполне традиционна. Верховный суд назначается Князем, он состоит из пяти членов и двух заместителей, которые работают не более четырех лет, а затем переизбираются опять же Князем. Но, чтобы он принял решение о назначении, ему необходимо внимательно рассмотреть кандидатуры, которые предлагает Государственный совет, парламент, Совет Короны, Апелляционный суд и гражданский суд первой инстанции. Верховный суд является высшим судебным органом и выполняет основные функции конституционного контроля, поэтому неудивительно, что ему уделяется такое пристальное внимание.

Оставшиеся суды представлены Кассационным и Апелляционным, судом первой инстанции и мировым. Его судьи также назначаются монархом, после рекомендации различными инстанциями. В судах имеют право работать французские граждане, и на практике такое нередко случается.

Если вам необходимо юридическое сопровождение в Монако, обратитесь в надежную международную компанию Cofrance SARL. Мы поможем урегулировать любые вопросы или представим ваши интересы на суде.

Вконтакте

Государство в Южной Европе, на побережье Средиземного моря, окруженное с суши территорией Франции.
Территория - 1,95 кв. км. Столица - г.Монако.
Население - около 32,5 тыс. чел. (1998 г.); из них коренные жители монегаски - около 6 тыс., французы - около 13 тыс., итальянцы около 5 тыс.
Официальный язык - французский.
Религия - католицизм.
С XV в. Монако - самостоятельное княжество под протекторатом Генуи, в 1524-1641 гг. - под испанским, затем под французским протекторатом, в 1793-1814 гг. - в составе Франции. В договоре, подписанном в 1918 г. между Францией и княжеством, говорится, что Монако обязуется "осуществлять свои суверенные права в полном соответствии с политическими, военными, морскими и экономическими интересами Франции" и должно "согласовывать с французским правительством все мероприятия, касающиеся международных отношений княжества". Франция представляет Монако за рубежом.

Государственное устройство

Монако - унитарное государство. В административном отношении состоит из 4 слившихся округов - городов: Монако, Монте-Карло, Ла-Кондамин и Фонвьель.
Действует Конституция, дарованная монархом в 1962 г. и сменившая первую монакскую конституцию 1911 г. По форме правления Монако конституционная наследственная монархия (княжество). Политический режим демократический. Официально в Монако нет политических партий: имеются различные политические организации.
Законодательная власть принадлежит Князю и Национальному совету (парламент), состоящему из 18 депутатов, избираемых на 5 лет путем всеобщего прямого голосования. Полномочия парламента ограничены: он не имеет права контролировать деятельность правительства, а также выступать с законодательными инициативами.
Глава государства - Князь (Prince), которому, согласно ст.3 Конституции, принадлежит исполнительная власть. Князь в Монако назначает и отзывает членов правительства, может в любое время распустить парламент, представляет Монако в государственных сношениях и имеет право заключать и ратифицировать договоры, издает ордонансы во исполнение таких договоров и законов. Князю помогают совещательные органы: Совет Короны, консультирующий главу государства по вопросам международных договоров, роспуска парламента, амнистии и помилования, и Государственный совет, который дает заключение на проекты ордонансов и законов.
Исполнительную власть на практике осуществляет Правительственный совет, возглавляемый государственным министром (Ministre d"Etat). В соответствии с договором 1918 г. между Монако и Францией 2 места из 4 в Правительственном совете занимают представители Франции, включая пост государственного министра. Последний назначается Князем из списка трех кандидатов, предложенных Президентом Франции. Князь назначает и других членов Правительственного совета: советника по внутренним делам, советника по проблемам социальной политики и общественной занятости и советника по делам финансов.

Правовая система

Правовая система Монако относится к романо-германской правовой семье и имеет значительное сходство с правовой системой Франции. В целом ряде областей (страхование, телекоммуникации, почтовые услуги и др.) непосредственно действуют французские законы.
Конституция (ст.2) закрепляет за княжеством статус правового государства, основанного на уважении основных прав и свобод человека.
Основной источник гражданского права - ГК 1881 г., представляющий собой вариант ГК Франции 1804 г. Торговый кодекс Монако также весьма близок французскому аналогу.
Экономическое законодательство Монако нацелено на привлечение в страну иностранных капиталов путем предоставления сверхльготного налогового режима. В стране действует около 800 международных компаний и 50 банков.
Трудовое право Монако в целом соответствует международным стандартам. Работники могут свободно объединяться в профсоюзы. Конституцией закрепляется право на забастовку в соответствии с законодательством. Закон запрещает бастовать государственным служащим. Установленная законом рабочая неделя - 39 часов.
Главный источник уголовного права - УК Монако. Смертная казнь за все преступления была отменена Конституцией 1962 г. (ст.20). Последняя смертная казнь имела место в 1847 г.
В судопроизводстве, за некоторыми исключениями, также господствует французское законодательство. Согласно Конституции (ст.19) арест (кроме ареста на месте преступления) допускается только на основании судебного ордера, выданного не позднее 24 часов с момента ареста.

Судебная система. Органы контроля

Согласно Конституции судебная власть принадлежит Князю, который, однако, в полном объеме делегирует ее осуществление местным судам и трибуналам, действующим от имени главы государства.
Судебная система состоит из мировых судей, судов первой инстанции, Апелляционного и Кассационного судов. Имеется также Верховный суд (Tribunal Supreme), состоящий из 5 членов и 2 заместителей, назначаемых Князем на 4 года. Кандидатуры судей представляются по одному на каждое место парламентом, Государственным советом, Советом короны, Апелляционном судом и гражданским судом первой инстанции. Верховный суд выполняет некоторые функции конституционного контроля и является высшим органом административной юрисдикции. Судьи других судов также назначаются монархом и являются обычно французскими гражданами.

По форме правления Монако - конституционная монархия, с некоторыми вторичными признаками дуализма. Главой государства является князь.

Государственное устройство страны регулируется конституцией, введённой в действие 17 декабря 1962 года. Конституция, в частн

ости, хоть и провозглашает принцип разделения властей, однако власть князя абсолютна (ничем и никем не может быть ограничена). В 2002 конституция княжества была пересмотрена. Официально были несколько расширены полномочия законодательного органа (Национального совета).

Исполнительная власть представлена Государственным министром (главой правительства) и возглавляемым им Государственным советом (правительством) из четырёх человек. Государственный министр является французским гражданином, который утверждается князем на срок в 3 года по представлению французского правительства.

Законодательная власть

поделена между князем и однопалатным Национальным Советом (парламентом) из 24 членов, избираемых каждые 5 лет на основе всеобщего избирательного права. В 2002 году парламент получил право законодательной инициативы (ранее оно принадлежало только князю). Совет может вносить поправки к правительственным проектам, утверждает введение налогов. Также он ратифицирует международные договоры, изменяющие существующее внутреннее законодательство.

Судебная ветвь власти также возглавляется князем; различные судебные инстанции вершат правосудие от его имени.

Глава государ

ства - князь, который представляет княжество в отношениях с другими государствами, выдвигает законопроекты, осуществляет по согласованию с Национальным советом полный или частичный пересмотр конституции, обладает правами помилования, амнистии, награждения и предоставления монакского гражданства. Князь Монако с 9 мая 1949 - Ренье III (Луи Анри Максанс Бертран) из династии Гримальди, родился в 1923, внук князя Луи II. Окончил Гастингский университет в Великобритании и университет в Монпелье (Франция), в 1944-1945 служил во французской армии в чине полковника. Умер 6 апреля 2005.

При князе действует Совет короны, который призван помогать главе государства в осуществлении ряда конституционных прерогатив и консультировать его по вопросам, затрагивающим интересы государства. Он дает заключения по проектам законов и указов, представленным на его рассмотрение князем.

Парламент Монако - Национальный совет, состоящий из 24 членов, избираемых на 5 лет всеобщим голосованием граждан Монако обоего пола, которым исполнилось не менее 18 лет. 16 членов Национального совета избираются по мажоритарной, 8 - по пропорциональной системе голосования. Члены парламента принимают законы и бюджет княжества; для внесения поправок в конституцию требуется не менее 2/3 голосов. Национальный совет может быть распущен главой государства при согласии Правительственного совета, но безотлагательно должны быть назначены новые выборы. Правительство страны не несет ответственности перед Национальным советом.


Исполнительная власт
ь исходит от князя. Управление осуществляется государственным министром, представляющим главу государства и назначаемым им. Государственному министру помогает возглавляемый им Правительственный совет из советников, ответственных за руководство специализированными департаментами. Министр и члены совета несут ответственность перед князем за управление княжеством. В обязанности правительства входят: разработка законопроектов и представление их князю, обеспечение соблюдения законов, руководство административными и общественными службами, издание министерских актов и постановлений, касающихся исполнения законов и княжеских указов, командование силами порядка и полицией, ведение внешней политики и т.д.

Законодательная власть в Монако принадлежит князю, но он полностью делегирует ее судебным органам, действующим от его имени. Система судопроизводства основана на французском кодексе законов. Она состоит из судов первой инстанции, мирового и апелляционного судов. Имеется также Верховный суд, состоящий из пяти членов и двух заседателей, назначаемых князем сроком на четыре года по представлению Национального совета.
В административном отношении княжество состоит из четырех кварталов, соответствующих образующим его городам.

В Монако имеется полиция, но нет собственной армии, кроме королевской гвардии, состоящей из 65 человек. Вопросы обороны находятся в компетенции Франции.

Независимое княжество Монако занимает полосу земли вдоль Средиземного моря длиной немногим более 3 и и шириной менее 1 км; граничит с Францией, с которой связано общностью таможенного и почтово-телеграфного управления и в некоторых других отно-шениях (например, в организации народного образова-ния). Монако имеет договор с Францией, подтвержденный в 1918 г. В Монако находится известный игорный дом («казино»), приносящий государству (и его главе) из-рядный доход. Постоянного населения 21 тыс. (по данным 1956 г.), ежегодный приезд туристов — около 650 тыс.

Конституция 1911 г., исходящая от «божьей ми-лостью суверенного князя Монакского» и несколько раз изменявшаяся им же, вручает законодательную власть «князю и Национальному Совету». Национальный Совет избирается в числе 18 членов всеобщим (только для мужчин), но косвенным, через выборщиков, голосова-нием. Национальный Совет не имеет законодательной инициативы: она принадлежит князю, а Национальный Совет может лишь «просить князя внести законопроект по определенному вопросу». Законы, которые принимает Совет, нуждаются в княжеском утверждении (абсолют-ное вето); Совет может быть распущен досрочно; он не может заседать более 30 дней в году; даже его регламент подлежит санкции князя. Князь может издавать поста-новления с силби закона по любым вопросам, даже из-меняющие конституцию, для чего в качестве консульта-тивного органа существует назначаемый князем Госу-дарственный Совет.

Конституция Монако в отличие от других консти-туций предпосылает рассмотрение законопроектов
правительством рассмотрению их законодательной вла-стью, придавая, очевидно, первому несравненно большее значение, чем второй. Правление осуществляется «под верховенством князя» государственным министром, «при котором состоит совет» из трех членов, назначаемых кня-зем; князем же назначается и государственный министр. Национальный Совет не располагает никакими правами контроля по отношению к правительству: нет ни отчет-ности, ни тем более ответственности правительства пе-ред Национальным Советом; он не имеет даже права предъявлять запросы правительству.

В конституции имеется перечень «демократических свобод» (ст. 6—14). Но в этом перечне отсутствует упоминание о свободе союзов, свободе печати или о со-блюдении тайны переписки. Особым постановлением за-прещается монакским подданным участвовать в игре в казино.

Из постановлений конституции о местном самоуправ-лении видно, что княжество составляет одну общину, Совет которой избирается прямыми выборами (выбирают и женщины), имеется мэр по выбору Совета. Государ-ственный министр может отстранить этого мэра от долж-ности, может и вовсе сместить его.

Конституция учреждает и суды: Верховный, Апел-ляционный и один суд первой инстанции. Осужденные отбывают наказание во французских тюрьмах.


КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОРДОНАНС

4 января, 1911 г . (измененная суверенным Ордонансом 18 ноября 1917 г.)

Мы, Альберт I, милостью Божией суверенный Князь Монакский, свободно и собственной волей осуществляя нашу суве-ренную власть, предоставили и предоставляем нашим подданным, как за себя лично, так и за наших преем-ников, нижеследующее конституционное устройство:

Отдел I

КНЯЗЬ-. ТЕРРИТОРИЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Статья 1. Княжество Монако образует независи-мое Государство.

Статья 2. Свободные и суверенные права Князя навсегда признаны и закреплены международными дого-ворами, в частности договорами, заключенными между Францией и Княжеством 14 декабря 1641 г. и 2 фев-раля 1861 г.

Статья 3. Государственная собственность Княже-ства образуется путем изъятия из частной собственности Князя. Она неотчуждаема и неотъемлема.

Частью государственной собственности являются улицы, площади и дороги Княжества, при условии, что они всегда окажутся открытыми для общественного пользования, за исключением улиц и -дорог, служащих продолжением французских. Земли и строения, которые
будут перечислены в постановлении, подлежащем изданию Князем в течение трех месяцев со дня опублико-вания настоящего акта, также будут составлять часть государственной собственности сверх недвижимостей, указанных в статьях 432 и 433 Гражданского кодекса.

Статья 4. Отменена.

Отдел II ПУБЛИЧНЫЕ ПРАВА

Статья 5. Все монегаски равны перед законом. Никто из них не пользуется какими-либо привилегиями.

Монегасками являются:

1) все лица, родившиеся в пределах Кня-жества или за границей от отца монегаска.

Внебрачный ребенок, происхождение которого установлено во время его несовершеннолетия пу-тем признания или судебным решением, следует гражданству того из своих родителей, происхож-дение от которого было установлено сначала. Если же акты или решения в равной мере уста-навливают принадлежность к гражданству отца и к гражданству матери, то ребенок следует гражданству отца;

2) иностранка, вышедшая замуж за монак- ского подданного;

3) всякий натурализованный иностранец;

натурализация предоставляется постановлением

Князя по выяснению нравственных качеств и положения ходатайствующего о ней.

Могут быть натурализованы:

a) иностранец, доказавший свое проживание в Княжестве в течение десяти лет по достижении им 21 года;

b) иностранец, получивший от Князя разре-шение установить свой домицилий в Княжестве согласно статье 13 Гражданского кодекса, после постоянного проживания в течение трех лет со дня опубликования постановления с указанным разре-шением.

Этим не должны нарушаться права, ранее приоб-ретенные.

Статья 6. Свобода личности гарантируется. Никто не может быть подвергнут преследованию иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной законом форме.

За исключением случаев задержания с поличным на месте преступления, никто не может быть подвергнут аре-сту иначе как на основании мотивированного постановле-ния судьи, которое должно быть предъявлено при аресте или же не позднее двадцати четырех часов после него.

Статья 7. Никакое наказание не может быть уста-новлено и применено иначе как в силу закона.

Статья 8. Жилище неприкосновенно. Никакой до-машний обыск не может быть произведен иначе как в предусмотренных законом случаях и в установленной им форме.

Статья 9. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах общества, в случаях и в форме, установлен-ных законом, и при условии справедливого предвари-тельного возмещения.

Статья 10. Свобода религии и ее публичного испо-ведания, а равно свобода выражать свои миения по всем вопросам гарантируются; преследуются лишь пра-вонарушения, совершенные в связи с осуществлением этих свобод.

Статья 11. Никто не может принуждаться к уча-стию каким бы то ни было образом в религиозных актах и обрядах и к соблюдению установленных религией дней отдыха.

Статья 12. Мопегаски имеют право собираться мирно и без оружия, подчиняясь установленным для осуществления этого права предписаниям, но не испра-шивая для этого предварительного разрешения. Это правило не распространяется на собрания под открытым небом, к которым полностью применяются полицейские правила.

Статья 13. Каждый имеет право обращаться к ор-ганам государственной власти с петициями, подписан-ными одним шщ несколькими лицами.

Статья 14. Учреждается Верховный трибунал в ка-честве первой, а также апелляционной инстанции для рассмотрения жалоб на нарушения прав и свобод, уста-новленных настоящим отделом.

Отдел III

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Статья 15. Правление Княжеством осуществляется под верховенством Князя Государственным министром, при котором состоит Совет.

Статья 16. Государственный министр представ-ляет Князя; Министру принадлежит высшее руководство органами администрации; он распоряжается вооружен-ными силами; он председательствует в Совете Прави-тельства, где его голос дает перевес.

Статья 17. Совет Правительства под председатель-ством Государственного министра состоит из трех совет-ников, назначаемых Князем и возглавляющих три сле-дующих департамента:

1) Внутренних дел (общая полиция, полиция государственной безопасности, народное просве-щение и искусство, религиозные культы, больницы и благотворительные учреждения, административ-ное руководство общиной).

2) Финансы (государственный бюджет, веде-ние государственных регистров, управление запас-ных фондов, государственные имущества, казна-чейство, различные поступления, отношения с монопольными организациями, финансовое руко-водство общиной).

3) Общественные работы и различные во-просы (дороги и общественные работы, обществен-ная гигиена и санитария, гавань).

Всякому решению или представлению Совета Прави-тельства должно предшествовать обсуждение; протокол заседания вносится в особый реестр с подписями после голосования присутствовавших членов.

Постановления министров должны сообразоваться с соответствующими решениями Совета.

Статья 18. Постановлением Князя могут быть уч-реждены палаты или технические комитеты для содей-ствия правительственным советникам в выполнении их обязанностей.

Отдел IV ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

Статья 19. Состав Государственого Совета регу-лируется постановлением Князя.

Председательствование в Совете осуществляется директором судебных учреждений.

Статья 20. На Государственный Совет возлагается подготовка проектов законов и постановлений, которые предлагаются на рассмотрение Князя. Совет рассматри-вает проект бюджета Княжества.

Отдел V ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Статья 21. Законодательная власть осуществляется Князем и Национальным Советом.

Князь издает постановления, необходимые для вы-полнения законов и для применения международных договоров и соглашений.

В случаях различного толкования конституционных положений по вопросу о том, должен ли быть в данном случае издан закон или же постановление, князь решает этот вопрос постановлением в соответствии с заключе-нием Государственного Совета.

Статья 22. Национальный Совет состоит из 18 чле-нов, избираемых на четырехлетний срок путем всеоб-щего голосования по спискам.

Статья 23. Бюро Национального Совета состоит из председателя и вице-председателя, ежегодно избирае-мых Собранием из состава своих членов. Должности мэра и Председателя Национального Совета несдвме’ стимы.

Статья 24. Национальный Совет принимает свой регламент, подлежащий утверждению Князем.

Статья 25. Национальный Совет собирается еже-годно на две очередные сессии, в мае и ноябре, по созыву княжеского Правительства. Каждая сессия мо-жет продолжаться не более пятнадцати дней.

Статья 26. Князь объявляет о закрытии сессии. Он может также созывать Совет на чрезвычайные сессии.

Статья 27. Князь может, получив заключение Го-сударственного Совета, распустить Национальный Со-вет; в этом случае в течение трех месяцев производятся новые выборы.

Статья 28. Сношения князя с Национальным Со-ветом производятся путем посланий, которые огла-шаются Государственным министром.

Статья 29. Государственный министр и правитель-ственные советники имеют доступ в Национальный Со-вет и свои места в нем. По их требованию они должны быть выслушаны.

Статья 30. Законодательная инициатива и право (утверждения законов принадлежат Князю. Князь вводит законы в действие путем опубликования.

Статья 31. Национальному Совету предоставляется возможность просить Князя внести законопроект по какому-либо определенному вопросу, но с указанием в форме предварительного проекта, в частности отно-сительно общественных работ, положений, которые дол-жны быть включены в проект, а также средств и спо-собов его осуществления.

Статья 32. Никакой прямой налог не может быть установлен без согласия Национального Совета.

Статья 33. Составленный Правительством бюджет в целом представляется ежегодно на обсуждение Нацио-нального Совета.

Бюджет публикуется в форме закона.

Расходы княжеского дома определяются ежегодно законом и выделяются в порядке приоритета из общих бюджетных поступлений.

Контроль финансового хозяйства осуществляется Счетной комиссией.

Статья 34. Указанные расходы покрываются за счет кредитов, выделяемых из общих ресурсов Казна-чейства.

Если в результате выполнения бюджета окажутся свободные излишки сверхсметных предположений, то эти излишки вместо обращения на погашение кредитов поступают в резервный фонд, в первоначальном образо-вании которого Князь участвует предоставлением в дар одного миллиона франков.

Статья 35. Национальный Совет определяет на ноябрьской сессии средства, которые могут быть предо-ставлены с 1 января следующего года в распоряжение Коммунального совета для покрытия входящих в его компетенцию расходов на управление, на общественные работы и на местные нужды.

Статья 36. Если расходный бюджет Княжества не принят Национальным Советом в должный срок, то бюд-жет определяется постановлением Князя на базе цифр предыдущего года.

Отдел VI

ОБЩИНА

Статья 37. Княжество составляет единую об-щину.

Статья 38. Имеются одна муниципальная админи-страция, один общинный совет и один муниципалитет в составе мэра и трех его заместителей.

Статья 39. Общинный совет состоит из 15 членов, выбираемых на трехлетний срок всеобщим прямым голо-сованием по спискам.

Мандаты члена общинного совета и члена Националь-ного Совета не являются несовместимыми.

Статья 40. Общинный совет собирается каждые три месяца на очередные сессии. Продолжительность каждой сессии не должна превышать восьми дней.

Статья 41. Кроме того, для рассмотрения спе-циальных вопросов могут созываться чрезвычайные сес-сии по требованию или с разрешения Государственного министра.

Статья 42. Общинный совет может быть распущен постановлением Государственного министра по получении заключения Государственного Совета.

Статья 43. В случае роспуска общинного совета Государственный министр поручает специальной делега-ции выполнять функции совета впредь до выборов нового совета. Эти выборы должны быть произведены в течение трех месяцев.

Статья 44. В общинном совете председательствует мэр, или, за его отсутствием, заместитель его, или совет-ник, следующий по списку.

Статья 45. Общинный совет разрешает дела об-щины. Его решения, сообщенные Государственному ми-нистру, подлежат исполнению через 10 дней после этого сообщения, если со стороны Министра не последует воз-ражений.

Статья 46. Общинный совет выносит постановле-ния указанным в предыдущей статье порядком по сле-дующим вопросам:

1) организация и функционирование местных учреждений; регламентирование местной муници-пальной полиции, гигиена, местное социальное обеспечение;

2) проектирование работ по нивелировке и вы-равниванию общественных дорог в пределах об-щины;

3) проектировка строительства зданий общины;

4) бюджет общины.

Статья 47. Бюджет общины составляется из дохо-дов от общинного имущества и из сумм, ежегодно пре-доставляемых Национальным Советом в распоряжение общины.

Статья 48. Мэр и его заместители выбираются об-щинным советом из числа его членов тайным голосова-нием абсолютным большинством голосов. Эти выборы производятся в течение месяца, следующего за выборами общинного совета.

Если после двух голосований ни один кандидат не по-лучит требуемого большинства, производится баллоти-ровка между двумя кандидатами, собравшими наиболь-
шее число голосов. В случае равенства голосов выбран-ным считается старейший по возрасту.

Заседание, в котором производятся указанные выборы, ведется под. председательством старейшего по возрасту члена общинного совета.

Статья 49. Мэр является представителем высшей власти по выполнению законов и постановлений. Он яв-ляется также представителем и уполномоченным общины по охране и управлению ее имуществом, по выполнению решений общинного совета и по руководству муници-пальными органами. Он представляет общину в судебных учреждениях. Он является гражданским должностным лицом.

В случае отсутствия мэра или каких-либо препятствий его заменяет один из его заместителей, а за отсутствием их — один из членов общинного совета в порядке списка.

Статья 50. На имя мэра как такового казначей-ством Княжества открываются кредиты в размере не свыше предоставленных общинному совету сумм.

Статья 51. Только мэр может выдавать платежные приказы казначейству в пределах указанных кредитов, как на свое имя, так и на имя других лиц.

Однако, если он откажет в выдаче приказа об оплате расхода, правильно разрешенного и подлежащего оплате, оплата производится по распоряжению Государственного министра, заменяющему приказ мэра.

Статья 52. Счета финансового управления мэра за истекший год представляются им общинному совету в на-чале нового года. Они подлежат передаче на утвержде-ние Государственного министра.

Статья 53. Если мэр отказывается выполнить ка-кую-либо свою обязанность или пренебрегает ею, Госу-дарственный министр может, предъявив ему соответ-ствующее требование, выполнить эту обязанность в слу-жебном порядке.

Статья 54. Распоряжением Государственного ми-нистра мэр и его заместители могут быть отстранены на два месяца от выполнения своих обязанностей.

Распоряжением Государственного министра, издан-ным по получении заключения Государственного Совета, мэр и его заместители могут быть отозваны.

Мэр или его заместитель, будучи отозваны, не яв-ляются больше членами общинного совета и могут быть вновь избраны не ранее чем по истечении трех лет.

Статья 55. Предписания изданных ранее постано-влений Князя, в частности 11 июля 1909 г. о муниципаль-ной полиции и 7 мая 1910 г. об общинном совете, срхра- няют силу, поскольку они не противоречат настоящей Конституции.

Статья 55Ыз. Возрастной ценз для лиц, избирае-мых в Национальный Совет и в общинный совет, уста-навливается в 25 лет.

Члены Совета Правительства и члены судебной маги-стратуры не могут быть членами Национального Совета.

Все прочие должностные лица обладают правом быть избранными в Национальный Совет. Однако число таких членов Совета не может быть больше трех. В случае из-брания более трех должностных лиц в результате разде-ления голосов поровну между несколькими кандидатами предпочтение отдается старейшему по возрасту.

Статья 56. Выборы в Национальный Совет и в об-щинный совет регламентируются статьями 6—75 Закона № 30 от 3 мая 1920 г. о муниципальных органах с при-менением, поскольку это касается Национального Совета, новых предписаний, вытекающих из настоящего положе-ния.

Постановлением Киязя будут определены условия, на которых женщины будут допущены к участию в выборах, с оговоркой о последующем расширении этого участия, подлежащего также регламентированию постановлением1.

Такая же оговорка устанавливается относительно вве-дения системы пропорционального представительства.

Отдел VII ПРАВОСУДИЕ

Статья 57. В судоустройство Княжества, действую-щее на основании постановления 18 мая 1909 г., не вно-сится никаких изменений.

] Постановлением 19 мая 1945 г. женщинам предоставлено было право участия в выборах общинного совета.

Статья 58. Верховный трибунал, учреждаемый со-гласно статье 14 настоящей Конституции, состоит из пяти членов, назначаемых Князем, а именно: одного члена —. по представлению Государственного Совета, одного — Национального Совета, двух — Апелляционного суда и одного — гражданского трибунала первой инстанции.

Указанные органы представляют по два кандидата на каждое место.

Общие положения

Постановление Князя, изданное в соответствии с прин-ципами настоящего конституционного закона, определяет подробности его применения.

Переходные положения

Настоящая Конституция вступает в действие немед-ленно после выборов в Национальный Совет и в общин-ный совет. Эти выборы должны быть произведены не позднее 1911 г.

До введения в действие Конституции общинный совет продолжает функционировать на законном основании согласно постановлениям о его учреждении.



Просмотров