Нахождение в других городах, регистрация и сотрудники милиции - андрей суворов. Иностранцы и апатриды в международном праве. Проживание гражданина РФ

Данная информация может представлять интерес для граждан, имеющих гражданство России и в том числе и гражданство Греции, или других стран или ВНЖ в Греции. Подробное толкование статьи о регистрации вашего другого гражданства в федеральной миграционной службе - что, кому, и как.

Российских граждан, имеющих двойное гражданство или ВНЖ другой страны, обязали сообщать о нем в Федеральную миграционную службу. 4 августа закон вступил в силу, а с 17 августа начинается отсчет 60-дней, срока, в который необходимо подать уведомление.

В законе также указывается, что неисполнение "обязанности гражданина уведомить ФМС России о наличии имеющегося иного гражданства (или ВНЖ)" карается высокими штрафами, впоть до уголовной ответственности.

Сообщить о втором гражданстве можно как лично, придя в отделение миграционной службы, так и по почте. Процедуру уведомления в ближайшее время разработает ФМС.

Кроме того, необходимо уведомлять ФМС о наличии второго гражданства и у детей. Данные в ФМС в этих случаях необходимо будет передавать "законным представителям гражданина РФ, не достигшего 18-летнего возраста, за исключением также категории постоянно живущих за границей".

Напоминаем еще раз, что новый закон (Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ) вступил в силу 4 августа. С этого момента у всех россиян, имеющих второе гражданство, есть два месяца, чтобы уведомить о нем миграционную службу. Для жителей Крыма нововведение начнет действовать с 2016 года.

Тех, кто нарушит процедуру уведомления, накажут административным штрафом – от 500 до одной тысячи рублей. А вот россиянам, которые умолчат о своем втором гражданстве, грозит уголовная ответственность. Это штрафы до 200 тысяч рублей, либо принудительные работы на срок до 16 суток.

Между тем, в законе предусмотрены исключения. Они касаются, например, тех, кто имеет российское гражданство, но постоянно проживает на территории другой страны.

Как сообщили в ФМС России (см. видео №3. Пресс конференция ФМС), посольства и консульские отделы РФ за рубежом НЕ имеют полномочий принимать документы (уведомления) от граждан.

Однако, наверное только там можно получить подробные ответы на интересующие вас вопросы, причем в каждом конкретном случае. В том числе, получить ответ на вопрос, нужно ли именно Вам уведомлять ФМС России о наличии второго паспорта, так как есть один нюанс - в законе.

ИСКЛЮЧЕНИЕ СДЕЛАНО ДЛЯ "ГРАЖДАН РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ, ИМЕЮЩИХ ТАКЖЕ ИНОЕ ГРАЖДАНСТВО, ИЛИ ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО, ИЛИ ИНОЙ ДОКУМЕНТ, КОТОРЫЙ ПОДТВЕРЖДАЕТ ПРАВО НА ЕГО ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ".

Попадаете ли вы под эту формулировку или нет, и как понять насколько постоянно вы проживаете за рубежом, чтобы попасть под имеющуюся категорию граждан - можно, скорее всего, уточнить лишь в консульстве или непосредственно в ФМС России (которые, кстати, сами не дают точной формулировки данному понятию).

Юристы указывают на то, что закон «сырой» и в нем недостаточно четко изложены механизмы его исполнения. Например, в российском законодательстве отсутствует четкое определение, КТО ЯВЛЯЕТСЯ «ГРАЖДАНИНОМ РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИМ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ». В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ читаем: Статья 20. Место жительства гражданина 1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. «Преимущественно» – не расшифровывается. Для сравнения, в Гражданском Кодексе Украины ПМЖ прописано чётко – это место, где человек проживает более половины календарного года. «По умолчанию» такая же норма действует и в России, но далеко не во всех случаях. Мы сталкиваемся с тем, что различные юридические ситуации влекут за собой и различное толкование понятия ПМЖ.

Приведём примеры. В российском законодательстве по вопросам усыновления граждане, находящиеся на ПМЖ за пределами РФ приравниваются к иностранным гражданам и для них действуют иные законодательные нормы, нежели для граждан РФ. В этом случае юристы определяют ПМЖ следующим образом. Гражданин РФ считается постоянно проживающим за рубежом, если у него есть вид на жительство или иной документ, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории иностранного государства и подтверждающий право на свободный выезд и возвращение в это государство.

КРИТЕРИЕМ ПМЖ за рубежом является также факт снятия кандидата с постоянного регистрационного учета в РФ и постановка его на учет в посольстве РФ в соответствующем зарубежном государстве. ЕСЛИ У КАНДИДАТА СОХРАНИЛИСЬ ГРАЖДАНСТВО РФ И ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ТО ФОРМАЛЬНО ОН НЕ ВХОДИТ В КАТЕГОРИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ЛИБО ГРАЖДАН РФ, "ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ" ЗА РУБЕЖОМ.

То есть, если у вас есть паспорт гражданина РФ и прописка (регистрация) на территории РФ, то никого не интересует как долго и где вы проживаете: ФОРМАЛЬНО вы относитесь к категории граждан РФ "ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ", даже при наличии второго (двойного) гражданства (см. видео №2 О втором - двойном гражданстве и их отличиях одного от другого).

В вопросах, касающихся налогообложения граждан, действуют другие нормы. В Законе о валютном регулировании и валютном контроле используется термин резидент – применительно к правам и обязанностям лиц в финансовых и налоговых правоотношениях. Ст.1, п.6 даёт определение резидента: это физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО ГОДА, В ТОМ ЧИСЛЕ ИМЕЮЩИХ ВЫДАННЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНОМ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Итак, для сферы налогообложения ГРАЖДАНИН РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ (а значит неризедент) – это любой гражданин, находяшийся за пределами РФ БОЛЕЕ ГОДА.

Однако, в Конвенции между Россией и Грецией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал мы опять встречаем более расплывчатое определение: Если в соответствии с положениями физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его положение определяется следующим образом: a) оно считается резидентом только того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обоих Государствах, то оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов); b) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Государств, оно считается резидентом только того Государства, ГДЕ ОНО ОБЫЧНО ПРОЖИВАЕТ. «Обычно проживает» опять-таки трактуется юристами как – более 180 календарных дней в году.

А что говорится по этому поводу в подзаконных актах, касающихся консульского учёта? Приказом Министерства иностранных дел РФ в 2011 г. были введены Правила ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации. В них читаем, что «Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации ведут учет граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории соответствующего консульского округа, в целях обеспечения их прав, интересов и безопасности...» Кто такие «временно находящихся или постоянно проживающие» и чем между собой отличаются – в документе не прописано. В Консульстве РФ регистрируют ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ зарегистрироваться (но не обязывают делать это). Хотя для получения загранпаспорта в Консульстве РФ и оформления некоторых документов регистрация является обязательной .

Есть еще один момент, на который указазывают юристы. Дело в том, что при пересечении границы Российской Федерации на паспортном контроле пересекающих границу граждан не регистрируют. То есть Федеральная пограничная служба не ведет учёт въезжающих и выезжающих граждан и единственным доказательством сроков вашего проживания за пределами РФ является ваш загранпаспорт со штампами Паспортного контроля. Поэтому, на всякий случай, сохраняйте старые загранпаспорта (как совет, данный одним юристом).

В конце ноября 1991 г. в связи с прекращением существования СССР Верховный Совет принял Закон "О гражданстве". Этот нормативный акт вступил в действие в начале февраля 1992 г.

В 1997 г. Комиссия по вопросам гражданства, действовавшая при Президенте РФ, приняла решение разработать новую редакцию Закона "О гражданстве". Это было связано с тем, что первоначальная редакция создавалась в переходный период, и в ней не были учтены особенности дальнейшего развития страны, специфика взаимоотношений с независимыми государствами. Кроме того, были выявлены некоторые противоречия Конституции 1993 г. Новый ФЗ "О гражданстве" вступил в силу в июле 2002 г. Рассмотрим далее, что значить быть гражданином Российской Федерации .

Гражданство

Это понятие трактуется в трех основных значениях. Гражданство представляет собой:

  • Суверенное право государства.
  • Публично-правовой статус человека.
  • Конституционно-правовой институт.

Суверенное право

Гражданство предполагает наличие возможности государства регулировать публично-правовые отношения в одностороннем порядке.

Государство представляет собой совокупность территории, материальных и природных ресурсов, административного аппарата, населения. Последнее, в свою очередь, состоит из индивидов, постоянно живущих или временно находящихся на территории страны.

Население России неоднородно по составу и далеко не все индивиды и их группы считают государство своим и, соответственно, не все признают своим долгом защиту госбезопасности при возникновении вооруженных конфликтов. Принимая это во внимание, власть заботится об устойчивости государства. Для этого она стремится к духовному, идеологическому и формально-правовому выделению части населения, на которую она может опереться при решении тех или иных задач, и которой она доверяет участие в делах страны.

Представители власти стремятся к тому, чтобы граждане Российской Федерации составляли большинство населения, определяющего общее направление поведения людей, находящихся на территории страны в целом. Прочие группы - иностранцы и субъекты, не имеющие гражданства, - также полезны власти, однако они не принадлежат государству.

Формально-правовое выделение граждан Российской Федерации производится посредством:

  • Одностороннего определения властью порядка и условий приобретения, признания, прекращения гражданства.
  • Заключения органами госвласти международных договоров.

Гражданин Российской Федерации: определение

Если рассматривать гражданство как публично-правовое состояние человека, то оно представляет собой специфичную устойчивую связь индивида с государством. Она обладает первичным характером относительно прочих юридических связей человека и власти.

Гражданином РФ признается субъект, получивший гражданство в соответствии с законодательством. Оно может быть прекращено исключительно в порядке, установленном нормативными актами.

Гражданство является устойчивой категорией, что подтверждается его бессрочностью и неизменностью. Первичность состоит в том, что именно состояние принадлежности к РФ определяет содержание правового статуса гражданина Российской Федерации , комплекс его обязанностей, прав и свобод. В силу этого, на индивида распространяется суверенная воля власти. Вместе с тем граждане Российской Федерации находятся под покровительством и защитой государства вне зависимости от страны пребывания.

Подданство

Оно также предполагает принадлежность лица к определенному государству. Однако подданство и гражданство - это разные категории. Разница состоит в характере и степени принадлежности.

Институт подданства свойственен, как правило, монархиям. Оно рассматривается как крайняя степень принадлежности. Подданный имеет определенный комплекс свобод, обязанностей и прав, однако в качестве субъекта власти в своей стране не выступает.

Гражданство предполагает взаимную принадлежность. По закону, граждане Российской Федерации принадлежат государству, а государство - гражданам. Проще говоря, последние являются собственниками своей страны. Группа граждан является первичным субъектом власти. Гражданство определяет круг лиц, которые составляют этот коллектив.

Принцип единства

Действовавший ранее закон предусматривал вместе с общероссийским гражданством и республиканское. Это положение вытекало из квалификации республик как государств. В то время принцип единства, что республиканское и общероссийское гражданство не являются обособленными друг от друга категориями. Соответственно, эффекта двойной принадлежности не возникает.

Республиканское гражданство можно было получить только при наличии общероссийского. Для приобретения необходимо было проживать на территории республики в течение определенного времени. При этом республики не наделялись правом прекращать свое гражданство.

Действующее сегодня законодательство закрепляет только российское гражданство. Принадлежность же к конкретной республике не предусматривается, но, однако, не отрицается.

Двойное гражданство

В законодательстве, действовавшем в СССР, оно категорически отвергалось. В Законе от 1 декабря 1978 г. было указано, что за советским гражданином не признается принадлежность к другой стране.

Сегодня двойное гражданство разрешено. При этом следует обратить внимание на официальную формулировку. В Законе говорится, что гражданин РФ, имеющий другое гражданство, рассматривается исключительно как гражданин РФ. Исключения могут предусматриваться в федеральном законодательстве или международных соглашениях.

Суть двойного гражданства заключается не в том, что государство в определенных ситуациях разрешает становиться гражданином другой страны и не допускает этого, если соответствующее право гражданина Российской Федерации не закреплено нормативно. Смысл в том, что власть признает некоторые юридические факты. Само по себе получение гражданства другого государства не влечет

Правовое положение иностранцев

Оно закреплено ФЗ №115.

Согласно нормативному акту, временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется на основании разрешения (РВС), оформленного уполномоченными органами, в пределах утвержденной Правительством квоты. Срок действия РВС - 3 года.

Без учета квоты разрешение может выдаваться иностранцу, если он:

  • Родился в РСФСР и имел гражданство СССР или родился в РФ.
  • Является нетрудоспособным, но имеет дееспособного ребенка-гражданина России.
  • Имеет нетрудоспособного родителя-гражданина РФ.
  • Состоит в браке с гражданином РФ.
  • Осуществил инвестиции в РФ в размере, утвержденном Правительством.

В законодательстве могут устанавливаться и иные случаи.

Юридические возможности граждан России

Ключевым нормативным актом, определяющим их, является Конституция. В 32-й статье Основного Закона закреплены гражданские и политические (в том числе избирательные) права граждан Российской Федерации . Они конкретизируются в федеральных и региональных законах и прочих нормативных актах.

Так, специальными правовыми документами закреплено право, порядок и условия социального обслуживания граждан Российской Федерации . В этих нормативных актах установлен перечень гарантий и льгот для отдельных категорий граждан (пенсионеров, многодетных, малоимущих и пр.).

Особое значение имеют положения ФЗ № 59 "". Этот нормативный акт регулирует взаимодействие населения и представителей власти.

Во 2-й статье ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации " установлено, что субъекты могут обращаться как лично, так и посредством направления коллективных и индивидуальных сообщений в муниципальные и госорганы, должностным лицам, в муниципальные и государственные учреждения, осуществляющие публично значимые функции. Реализация права осуществляется индивидами добровольно и свободно. При этом она не должна ущемлять интересы других субъектов.

Рассмотрение всех обращений осуществляется бесплатно.

Обязанности гражданина Российской Федерации

Они, так же как и права, закреплены Конституцией. Обязанности необходимы для обеспечения гармоничного развития общества и государства. Их игнорирование и злоупотребление правами приводит к тому, что человек переступает границы дозволенного в своем стремлении получить желаемое любой ценой. Это, в свою очередь, влечет ущемление интересов других людей.

Необходимо четко понимать разницу между и гражданина. Наличие первых обуславливается непосредственно фактом бытия индивида. При признании их на официальном уровне они становятся гражданскими обязанностями. Они:

  • Направлены на защиту и развитие основных социальных ценностей.
  • Служат реализации и индивидуальных и общественных интересов.
  • Обладают высшей юридической силой.

Классификация

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации разделяют на конкретные и общие. К последним относят:

  • Соблюдение Конституции и федерального законодательства, уважение интересов и свобод других лиц, исполнение предписаний, установленных нормативными актами.
  • Бережное отношение к окружающей среде, природным богатствам.
  • Забота о сохранении культурно-исторического наследия, памятников природы.

Общие обязанности распространяются на всех российских граждан. Их выполнение обеспечивается посредством применения мер воспитательного воздействия, а при недостаточности таковых - мер уголовной и административной ответственности.

В специальную группу входят обязанности:

  • Родителей перед детьми и детей перед родителями.
  • Налогоплательщиков (своевременно и в полном объеме отчислять налоговые платежи в бюджет).
  • Военнослужащих.

Личные документы

Они необходимы каждому гражданину Российской Федерации. Документы требуются в самых разных ситуациях: при устройстве на работу, обращении в госорганы или банковские организации, поступлении в учебное заведение и пр. Большая часть личных документов оформляется компетентными госструктурами.

Документы можно разделить на различные категории. Личными бумагами гражданина продолжительного действия считаются паспорт РФ, свидетельство о рождении и загранпаспорт, для иностранцев - РВС, вид на жительство (ВНЖ). В эту же категорию включены:

  • Удостоверение лица, подлежащего призыву на службу в ВС.
  • Военный билет.
  • Водительское удостоверение.
  • Страховой медполис.

Кроме того, граждане используют свидетельства:

  • О регистрации/расторжении брака.
  • Обязательного пенсионного страхования.
  • ИНН (о постановке на учет в налоговой службе).

В качестве дополнительных документов выступают:

  • Свидетельство о праве на собственность.
  • Свидетельство о госрегистрации автомобиля.
  • Талон техосмотра.

Временными бумагами являются:

  • Свидетельство о временной регистрации.
  • Удостоверение личности. Оно выдается в случае утери паспорта на время его восстановления.

Для иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, временными считаются документы:

  • Миграционная карта.
  • Свидетельство о постановке на учет в УФМС.
  • Разрешение на ведение трудовой деятельности в России.
  • Виза.

Документы, подтверждающие личность

Их достаточно часто требуют в разных организациях. Подтвердить личность в случае отсутствия паспорта можно следующими документами:

  • Свидетельством о рождении (для несовершеннолетних до 14 лет).
  • Загранпаспортом.
  • Удостоверением военнослужащего, мичмана и пр.
  • Военным билетом.
  • Справкой об освобождении из места лишения свободы.

Принцип сохранности гражданства

Он имеет особое значение для лиц, находящихся за границей. Суть принципа в том, что наличие гражданства РФ не связано с обязательным проживанием в России. Многим людям приходится выезжать за границу по тем или иным причинам. При этом срок нахождения за пределами страны может быть достаточно продолжительным. Если гражданин РФ уезжает из страны и планирует постоянно проживать за рубежом, он не будет автоматически лишен российского гражданства. Вместе с тем, субъект, проживающий в РФ, может по собственному желанию выйти из гражданства.

Стоит отметить, что в советское время эти вопросы решались несколько иначе. Так, в Указе Президиума ВС СССР от 1967 года говорилось, что лица, выехавшие в Израиль для постоянного проживания, признавались автоматически выбывшими из советского гражданства.

Обеспечение покровительства и защиты российских граждан, находящихся за границей

О нем говорится в 7-й статье Закона "О гражданстве". В ст. 4 этого же нормативного акта установлен запрет на выдачу российского гражданина иностранному государству и высылку его за пределы России.

Сегодня за границей находится довольно много россиян. Некоторые живут за рубежом постоянно, некоторые пребывают временно. Само по себе нахождение человека за пределами России нельзя рассматривать как ограничение его конституционного статуса. Несмотря на то, что он не находится в РФ, он остается ее гражданином.

В качестве формального основания для покровительства и защиты таких людей выступает документ, подтверждающий гражданство. Это может быть общегражданский, заграничный, дипломатический, служебный паспорт, удостоверение моряка. Приехав в другую страну, субъект должен встать на учет в консульском учреждении или диппредставительстве. С момента его регистрации сотрудники этих организаций должны охранять его интересы и при необходимости оказывать помощь.

Под понятием «двойное гражданство» следует понимать наличие у человека подданства одновременно двух или нескольких государств. В России этот вопрос легализовано с такими странами как Туркмения и Таджикистан. Что касается других стран мира, то в них россияне также могут завладеть подданством, но на территории своего государства они не рассматриваются как «двойные граждане».

Государственная Дума Российской Федерации в мае 2014 приняла закон о двойном гражданстве, который вносит определенные изменения в отношения между обществами. Согласно данному законодательному акту лицо, скрывшее факт наличия другого гражданства или несвоевременное сообщение о нем, будут привлечены к ответственности. В данной статье будет идти речь о том, какие же наказания могут быть применены к таким гражданам.

Данные изменения были внесены из-за того, что: личность, имея два подданства (кроме русского) определенным образом связана с другой страной и имеет перед ней обязанности. А это в свою очередь приводит к уменьшению проявлений патриотизма и приверженности России. И когда будут возникать ситуации, где нужно будет принимать решения, которые будут касаться интересов РФ, результат будет подвергнут интересами не только России, но и иной страны.

Внимание! В наше время очень большое количество стран наложили запрет на ношение двойного гражданства. Российские власти же не ограничивают своих граждан в этом вопросе, но как отмечалось выше, ограничения касаются государственных служащих.

На рассмотрение в Государственную думу вынесен также закон, согласно которому право на двойное гражданство или вид на жительство не смогут получать ни супруги, ни дети госслужащих. При нарушении данного законодательного акта, служащему выдвигают акт о потере доверия и освобождают от занимаемой должности.

Нужно заметить, что пока данный закон не был принят, не проводились даже проверки наличия иностранного паспорта. С принятием законодательного акта о двойном подданстве, всем гражданам России в обязательном порядке нужно предоставить информацию о существовании иностранного паспорта.

Сущность постановления о двойном гражданстве

Представленный новый закон не накладывает вето на двойное гражданство, россиянам разрешается получать гражданство другой страны или документ, свидетельствующий о разрешении пребывания в ней постоянно. Но им необходимо обратиться с сообщением о данном факте в Миграционную службу РФ в установленный промежуток времени. Если же происходит нарушение этой законодательной нормы, лицо будет привлечено к уголовной ответственности. Обратите внимание, с подобным сообщением обязаны обратиться все граждане России, в том числе и дети. До достижения момента совершеннолетия, сообщения должны предоставлять родители или опекуны ребенка.

Но как говорят, нет правил без исключений, оно присутствует и здесь, позволяя не подавать подобное сообщение гражданам РФ находящихся на постоянном обитании в другом государстве, и в случаях предусмотренных законом или действующими договоренностями между РФ и другими странами.
С января 2016 года жители Крыма, также должны предоставлять уведомление, если они имеют в наличии два подданства.

Оповещение ФМС

Нововведенный закон предупреждает о том, что гражданин РФ, при получении второго подданства должен в течение двух месяцев после оформления, в письменном виде, оповестить органы Федеральной миграционной службы . Данное сообщение можно представить лично или с помощью почтового отделения (отправив письмом). Вся процедура, связанная с подачей сообщение находится на этапе разработки и усовершенствования. Но следует отметить, что миграционной службе России сообщено перечень сведений, которые нужно предоставляться лицам с двойным гражданством. К ним относятся:

  1. ФИО лица, обладающего двойным подданством;
  2. дата и место рождения;
  3. данные о месте жительства или пребывания;
  4. информация о номере и серии паспорта гражданина России или документа, который действует на территории РФ и паспорта иностранного государства;
  5. название подданства другого государства;
  6. основание, согласно которому произошло получения второго подданства и его дату;
  7. данные о продлении периода действия документа на право проживания в другой стране, в случае его окончания;
  8. при присутствии, документы о выходе из подданства или об отказе от документов, позволяющих проживать на территории страны, на постоянной основе.

Совместно с заявлением, содержащим все перечисленные сведения нужно предоставить ксерокопии паспорта гражданина РФ и документа, доказывающего наличие подданства другой страны или разрешающего находиться на территории другого государства постоянно.

Ответственность, в случае сокрытия факта наличия второго гражданства

Закон РФ о двойном гражданстве гласит, что в случае сокрытия или запоздалого сообщения о наличии второго гражданства к правонарушителю может применяться ответственность согласно действующему законодательству.

К административному виду ответственности могут привлечь граждан России в случае предоставления заявления с не правдивой информацией или при несвоевременном представлении сообщения. Административная ответственность в этом случае будет руководствоваться статьей № 19.83 КоАП РФ. Согласно данной статье в случае несоблюдения требований закона при несвоевременном обращении с уведомлением или указания в нем неполных или ложных сведений с правонарушителя взимается взыскание, в размере, который колеблется от пятисот до тысячи рублей .

Согласно статье № 3302 правонарушителю придется заплатить штраф в размере:

  • двухсот необлагаемых минимумов дохода гражданина;
  • взыскания, которое равно размеру заработной платы нарушителя за двенадцать месяцев
  • четырехсот часов исправительных работ.

Внимание! Данные санкции применяются к лицам, которые осознанно уклоняются от выполнения обязательств, касающихся представления данных о двойном подданстве.

Правовые коллизии нового закона

После того, как в силу вступил новый закон, появились и определенные неопределенности, а именно: при подаче заявления с уведомлением о получении другого гражданства при условии постоянного проживания на территории другого государства не было указано, что именно понимается под постоянным проживанием. Не было понятно, как поступать с зарегистрированными в России людьми, которые по определенным причинам (учеба, работа) временно находятся на иностранной территории. Ведь если соблюдать требования статьи №6 Федерального закона «О гражданстве РФ» сообщения нужно предоставить лично или с помощью почты России. А если лицо находится за границей, выполнить это не удавалось невозможным.

Когда был принят этот закон, определенные трудности появлялись и у лиц, находившихся в другом государстве с целью прохождения курса лечения. Ведь, чтобы осуществить хотя бы отправку сообщения с помощью почты требуется личное присутствие и предъявления паспорта.

В результате, для решения всех непонятных нюансов с 31 декабря 2014 начал действовать закон № 507-Ф3. Он предоставляет возможность гражданам, которые временно находятся за рубежом предоставить сообщение по возвращении в Россию, но в течение месяца с момента пересечения границы. В случае возвращения гражданина, который постоянно проживал за границей для изменения места проживания, ему необходимо обратиться с сообщением в течение двух месяцев с момента возвращения.

Для личностей, которые находятся за границей на лечении, закон позволяет подачу сообщения представителем, имеющим в наличии заверенную нотариусом или главным врачом учреждения доверенность.

Надеемся, что представленная информация из закона о двойном гражданстве РФ будет служить для вас подсказкой и поможет избежать неприятностей в случае необходимости получения второго подданства.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Одним и главных условий построения демократического и социально ориентированного российского государства является его открытость для мира. Граждане других стран, находясь в России, должны обладать полноценным «пакетом» прав, и закрепленный в законодательстве административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ подтверждает их наличие. Иностранцы и апатриды, как и сами россияне, равны перед российским законом, а при получении официального статуса могут пользоваться большинством социальных благ. Рассмотрим все по порядку.

Гражданство: что это

Иностранцы: кто это

Согласно все той же ст. 3 Закона «О гражданстве РФ», иностранцем считается тот, кто не является россиянином и при этом имеет гражданскую принадлежность к другому государству. Правовое положение иностранного гражданина в РФ определяется одноименным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, в соответствии со ст. 2 которого для приобретения статуса иностранца мало просто не иметь российского паспорта – нужно также иметь доказательства наличия иного гражданства, например, паспорт другой страны.

Конституция РФ, в частности ст. 62, декларирует равенство иностранных и российских граждан, наделяя владельцев обоих статусов равными правами и обязанностями на территории страны. Тем не менее, права иностранцев в ряде случаев носят ограниченный характер: в или участии в избирательном процессе, не исключена также и так далее.

При этом важно понимать, что понятие «иностранец» объединяет в себе множество категорий физических лиц: , временно пребывающие и постоянно проживающие иностранцы, сотрудники дипломатических ведомств и др.

Апатриды: кто это

Апатриды, или лица без гражданства, согласно ст. 2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации » № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года, представляют собой группу лиц, не являющихся россиянами и не имеющих паспорта и гражданства какой-либо другой страны. Несмотря на такое принципиальное отличие от иностранных граждан, в своем правовом положении апатриды приравнены к иностранцам. Никто не может сказать наверняка, какое количество людей без гражданства проживает в мире. По данным ООН, это около 12 млн человек. По официальным данным российских миграционных органов, апатридов около 14 тыс. человек, хотя неофициальные источники оценивают безгражданство в России десятикратно больше.

Существует несколько основных причин безгражданства: рождение от родителей апатридов при условии, что законодательство страны их пребывания это предусматривает; , если он возможен; распад страны и так далее.

Например, самую массовую группу апатридов в стране составляют граждане бывшего СССР, которые после распада Союза не приняли гражданство России по своим личным убеждениям.

Иностранцы и апатриды в международном праве

Каждая страна самостоятельно определяет правовой статус иностранцев и апатридов на своей территории. Однако принципы, которые должны содержаться в таком национальном законодательстве, закреплены международным законодательством. Что же касается таких понятий, как «апатриды» и «бипатриды», в международном праве эти статусы не тождественны. Термин «бипатрид» обозначает лицо, имеющее гражданство двух или более стран, источники его возникновения могут быть разные, при этом специфика статуса одинакова: государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями.

Права иностранцев и апатридов отражены в Декларации ООН о правах человека от 1985 года. Она, в частности, позволяет странам-членам самостоятельно определять правовой режим иностранцев на своей территории, обязывать их соблюдать законы страны пребывания и нести ответственность за их нарушение, запрещает массовую высылку иностранцев из страны, а также вменяет в обязанность государства обеспечить иностранцам доступ к дипломатической защите со стороны государства гражданской принадлежности.

Апатридам международное право уделяет несколько больше внимания. Прилагая усилия к тому, чтоб обеспечить апатридам широкое использование общепринятых прав и свобод, Генассамблея ООН в 1954 году приняла Конвенцию о статусе апатридов . Данный документ предусматривает, что субъекты административного права страны пребывания лица без гражданства предоставляют ему статус, приравненный к иностранцам или же более благоприятный статус. Предполагается, что страна пребывания апатрида обязана выдать ему удостоверяющие документы, если таковые у него отсутствуют. Кроме прочего, страны-участники гарантируют невозможность дискриминации апатридов, доступ им ко всем гражданским, трудовым и прочим правам.

Вместе с этим в 1961 году ООН приняла Конвенцию о сокращении безгражданства, которая предполагает, что страны-участники должны создавать условия для натурализации апатридов, предоставляя им упрощенный порядок приобретения гражданства. В контексте Конвенции многие страны стали запрещать своим гражданам добровольно выходить из гражданства, становясь апатридом – в большинстве стран его можно лишь заменить иным гражданством (в том числе и в России).

Правовой статус неграждан в РФ

Как уже было сказано, основы правового положения иностранных граждан и апатридов в России в первую очередь заложены в Конституции (п. 3 ст. 62) и ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которым иностранцы и лица без гражданства обладают таким же объемом прав и обязанностей, что и граждане РФ, за исключением тех изъятий, которые предусмотрены для них законодательством. Следует подчеркнуть, что в основу правового статуса как иностранцев и апатридов, так граждан РФ заложены одни и те же .

Так, административный статус таких лиц по законодательству исключает дискриминацию по отношению к ним, а также включает основные нормы, заложенные международно-правовыми актами. По российскому законодательству, иностранцы равны перед законом независимо от их происхождения, финансового положения, отнесения к той или иной национальности или расе, пола, языка, занятости, религиозных взглядов и прочих субъективных обстоятельств.

Конституционно-правовой статус бипатридов и апатридов и, конечно же, иностранцев предполагает для них ряд изъятий, среди которых:

  • невозможность принятия на государственную службу / государственную должность;
  • недопуск к государственной тайне;
  • отсутствие избирательных прав на государственном уровне;
  • отсутствие воинской обязанности;
  • специальные составы правонарушений и административных взысканий (например, нарушение сроков пребывания и соответственно);
  • проживание и деятельность на основании специальных разрешений и так далее.

Правила въезда и выезда

Правила, по которым и иностранный гражданин, и лицо без гражданства посещают или покидают страну, установлены положениями Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию » от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ. Согласно ст. 24 данного нормативного акта, условия въезда/выезда зависят от категории иностранца и апатрида, к которой они относятся. В общих случаях для посещения России и выезда из нее указанным лицам необходим , а также российская виза. Обладатели РВП представляют на границе схожий пакет документов, а вот владельцы ВНЖ могут въезжать уже без визы. Примечательно, что ВНЖ для апатридов является удостоверяющим их личность документом, а поэтому они могут въезжать/выезжать в/из РФ лишь на его основании.

Согласно ст. 25 вышеуказанного закона, для получения визы иностранцам и апатридам требуется приглашение, которое могут оформить:

  • органы государственной власти;
  • дипломатические ведомства;
  • международные и российские организации;
  • граждане РФ и иностранцы, проживающие в РФ;
  • юридические лица, осуществляющие хоздеятельность и состоящие на учете в органах исполнительной власти и др.

Виза имеет установленную форму и может быть одно-, много- или двукратной – от этого зависит количество пересечений границы, на которое может претендовать иностранец. В зависимости от целей пребывания лицо может оформить разные формы визы: дипломатическую, служебную, туристическую, учебную и т.д.

При пересечении границы иностранцы, согласно ст. 25.9 закона, обязаны заполнять .

Ознакомьтесь более детально с информацией о .

Ограничения на въезд и выезд

По основаниям, указанным в ст. 24 ФЗ № 114, въезд и выезд из РФ могут быть не разрешены, что относится к ограничениям для лиц, не являющихся гражданами РФ. Основания для ограничения во въезде перечислены в статьях 26 и 27 закона.

Въезд в Россию может быть запрещен по следующим причинам:

  • нарушение таможенных правил (запрет на въезд до устранения нарушений);
  • сообщение недостоверных сведений в части целей своего пребывания в РФ;
  • привлечение на территории РФ к ответственности за административные проступки более двух раз за три года (запрет на въезд на три года с момента последнего правонарушения);
  • участие в международной организации, признанной нежелательной в РФ;
  • нарушение сроков пребывания в РФ (запрет на 3-10 лет с момента выезда);
  • ранее осуществлялись депортация, экстрадиция или выдворение (запрет на 5 лет с момента выезда);
  • неснятая или непогашенная судимость;
  • отсутствие медицинской страховки;
  • использование поддельных документов и др.

Читайте больше о тех, кому запрещен въезд в страну и кто занесен в .

Что касается выезда, то он также может быть ограничен для иностранцев и апатридов в случаях, предусмотренных ст. 28 закона:

  • задержание по подозрению в преступлении;
  • привлечение к уголовной ответственности;
  • привлечение к административной ответственности;
  • уклонение от обязанностей, возложенных решением суда;
  • неуплата установленных законодательством налогов.

Права, свободы и обязанности иностранцев и апатридов

Как уже было сказано, статус иностранца и апатрида во многом приравнен к статусу гражданина на территории РФ.

На практике это выражается в том, что иностранец или лицо без гражданства имеет право:

  • на свободу чести, совести, тайну переписки, защиту права собственности, жилища и т.д.;
  • на пособия, пенсии и прочие социальные блага в соответствии с законодательством;
  • на невмешательство в личную и семейную жизнь;
  • заниматься и иной хозяйственной деятельностью;
  • на обращение в суд и иные государственные органы с целью реализовать свои гражданские процессуальные права;
  • на получение бесплатной медицины и образования в РФ;
  • осуществлять (с некоторыми ограничениями в зависимости от категории иностранца);
  • на и как с российскими, так и с иностранными гражданами;
  • быть членом общественных организаций;
  • на социальную защиту, защиту от посягательств на жизнь и здоровье и др.

Иностранцы и апатриды пользуются в России правами и несут обязанности по налогам и иным обязательствам, возложенным на граждан РФ, лишь за некоторыми исключениями.

В число основных обязанностей иностранцев входит:

  • постановка на по прибытии в Россию;
  • уведомление миграционных органов о смене места пребывания или проживания;
  • соблюдение Конституции, законов и подзаконных нормативных актов;
  • уплата налогов в соответствии с законодательством и налоговым режимом, применяемым к лицу;
  • обязательство не использовать права и обязанности в целях злоупотребления ими;
  • бережное отношение к природе, окружающей среде и природным богатствам;
  • бережное отношение к культурному и историческому наследию;
  • обязанность выехать из РФ по окончании действия визы или срока временного пребывания и так далее.

Правовой режим

Совокупность всех указанных прав и обязанностей, а также особенности конституционного регулирования положения иностранцев и апатридов вместе составляют правовой режим, который характеризует правовой статус лица в стране в целом. Именно от установленного в стране правового режима зависит объем правомочий, предоставляемых негражданам. Правовой режим обычно определяется национальным законодательством и международными договорами.

Доктринально различают:

  1. Национальный режим – предоставление негражданам такого же объема прав и обязанностей, которые гарантированы гражданам.
  2. Преференциальный режим – особый льготный режим, распространяющийся по международному договору на две договорившиеся страны и не распространяющийся на все остальные.
  3. Режим наибольшего благоприятствования – установленный международным договором режим, при котором стороны гарантируют гражданам договаривающихся стран особый благоприятный режим, которым уже пользуются граждане иной страны.
  4. Режим реторсий – те страны, в которых установлен режим реторсий по отношению к некоторым странам, в определенной степени ограничивают права и обязанности граждан этих стран на своей территории.
  5. Режим привилегий – когда иностранцы из определенной страны пользуются большим объемом прав, чем собственные граждане.

Учитывая положения ст. 62 Конституции РФ, можно смело говорить, что в России для иностранцев действует национальный режим, который, впрочем, и предусматривает некоторые ограничения.

Отдельно стоит разобраться, какой правовой режим распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства в области наследования.

Так, согласно ст. 2 ГК, Гражданский кодекс применяется и к отношениям, в которых участвуют иностранцы и апатриды, это значит, что указанные лица могут наравне с россиянами оставлять наследство, завещать его, а также наследовать имущество.

Принцип равенства отражен и в ряде международных договоров РФ, включая Минскую конвенцию 1993 года. Таким образом, в области наследования для неграждан действует также национальный правовой режим.

Участие неграждан в гражданских правоотношениях

Далее попробуем выяснить, может ли апатрид быть участником гражданских правоотношений. Таким правоотношением являются любые отношения между субъектами гражданского права, если они регулируются Гражданским кодексом. Как правило, они касаются имущества и нематериальных благ, а также возникновения по отношению к ним прав и обязанностей у субъектов. Чтобы было понятнее: гражданские правоотношения – это отношения, касающиеся приобретения и прекращения прав на вещи и объекты интеллектуальной собственности, исполнения определенных видов услуг и т.д.

Так, все та же ст. 2 (абз. 4 п. 1) ГК позволяет применять к отношениям, возникающим с иностранцами или апатридами, гражданское законодательство. А это значит, что указанным лицам разрешено участвовать в гражданских правоотношениях.

Правосубъектность неграждан

Правосубъектность иностранцев и апатридов представляет собой общую категорию, сочетающую в себе их дееспособность и правоспособность. Правоспособностью, согласно ст. 17 ГК, является способность лица автоматически приобретать права и обязанности, а дееспособностью, согласно ст. 21 ГК, является способность приобретать права и обязанности посредством своих действий. С учетом этого объем правосубъектности неграждан определяется правовым режимом, а так как в РФ действует национальный режим, иностранцы обладают такой же правосубъектностью, что и граждане РФ, за некоторыми изъятиями.

Эти изъятия, в частности, могут касаться гражданской правосубъектности. Например, запрет на владение отдельными видами имущества, в частности, земельными участками в приграничных территориях, долями в стратегически важных предприятиях и др. Обратим внимание, что гражданская дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяется по праву страны их гражданской принадлежности и , но если негражданин постоянно проживает в России, то его дееспособность определяется ГК РФ.

Ограничения предусмотрены и для трудовой правосубъектности. Так, иностранцы не могут быть капитанами, старшими помощниками и старшими механиками российских морских судов, не могут работать на предприятиях, связанных с обороноспособностью страны, не могут быть судьями, выступать учредителями российских СМИ.

Касается это и административной правосубъектности. Так, после прибытия в Россию у неграждан возникает полная административная правоспособность, но при этом их дееспособность несколько уже, чем у граждан. Касается это занятия административных должностей в органах власти, осуществления деятельности, связанной с принадлежностью к гражданству, доступу к гостайне и т.д.

Ответственность неграждан за правонарушения

Анализ действующего законодательства позволяет отметить, что деятельность, поведение, а следовательно, и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ контролируется на тех же основаниях, что и деятельность российских граждан. При совершении уголовного или административного проступка они привлекаются к ответственности на общих основаниях и по одним нормативным актам.

Вместе с этим для отдельных категорий неграждан на время их пребывания в России могут быть предусмотрены некоторые особенности правового статуса. Например, для сотрудников дипломатических ведомств и членов их семей предусмотрен иммунитет – юрисдикция РФ на них не распространяется. Кроме дипломатов, при исполнении служебных обязанностей не подчиняются российской юрисдикции капитаны самолетов и кораблей, а также военнослужащие других стран.

Помимо вышеуказанных исключений, иностранцы, совершившие правонарушение в РФ, могут понести специальную форму ответственности, например, административное выдворение, которое может быть применено, например, за и только в отношении неграждан. Еще одна специальная форма – депортация, которая применяется при нарушении режима пребывания, осуществлении противоправной деятельности, принятии решения о нежелательности пребывания гражданина и т.д.

Категории неграждан

В зависимости от статуса и сроков нахождения в РФ, законодательство различает следующие категории иностранных граждан и лиц без гражданства:

  • временно пребывающие;
  • временно проживающие;
  • постоянно проживающие.

Каждая из них имеет свои особенности правового статуса, поэтому их целесообразно рассмотреть подробнее.

Временно пребывающие

В общих случаях максимальный срок временного пребывания, согласно ст. 5 ФЗ № 115, определяется сроком действия визы. Если негражданин прибыл в РФ по безвизовой схеме, то срок его пребывания составляет не более 90 дней в течение полугода, за некоторыми исключениями. Например, если он осуществляет трудовую деятельность, срок его временного пребывания будет равен сроку действия разрешения на работу. По окончании срока действия визы, или разрешенного безвизового пребывания негражданин обязан либо выехать из России, либо продлить срок своего временного пребывания, либо .

Временно проживающие

Таковыми, согласно ст. 6 закона, считаются все, кто смог оформить разрешение на временное проживание. Данное свидетельство позволяет всем его иностранным владельцам проживать в РФ на протяжении трехлетнего срока и оформить вид на жительство.

Разрешение на временное проживание выдается иностранцам в пределах установленной Правительством РФ квоты: на 2019 год она составляет чуть более 90 тыс. разрешений. Законом также установлены категории лиц, которые могут претендовать на РВП вне , в том числе нетрудоспособные родители совершеннолетних россиян, инвесторы, супруги россиян и проч. РВП оформляется миграционными органами по месту проживания заявителя по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года № 789.

Те, кто оформил РВП, ежегодно обязаны уведомлять миграционные органы о своем проживании в РФ. При наличии РВП они могут свободно выезжать за пределы РФ, трудоустраиваться без разрешения (в пределах региона проживания) и пользоваться основным набором социальных благ.

Право неграждан постоянно проживать в стране удостоверяется видом на жительство. Обладатели ВНЖ свободно могут въезжать и выезжать из России. Согласно ст. 8 ФЗ № 115, документ выдается иностранцам, которые прожили в РФ на протяжении минимум одного года с РВП или в льготном порядке (например, для переселяющихся соотечественников). ВНЖ выдается сроком на 5 лет с неограниченное количество раз.

Как и при наличии РВП, владелец ВНЖ обязан ежегодно подтверждать свое проживание в России, но вместе с этим он волен самостоятельно менять место своего проживания, участвовать в муниципальных и региональных выборах, без территориальных ограничений устраиваться на работу, оформлять приглашения для приезда родственников и друзей, пользоваться всеми социальными гарантиями, что и граждане. Кроме того, вид на жительство позволяет по прошествии 5 лет претендовать на оформление гражданства РФ.

Ознакомьтесь более детально с тем, что собой представляет .

Передвижение по территории РФ

Иностранные граждане, находящиеся на территории России на законных основаниях и имеющие соответствующие документы, в личных или деловых целях наделены, согласно ст. 11 ФЗ № 115, свободой передвижения. То есть они вольны передвигаться по территории России всеми доступными видами транспорта в любое необходимое им место. Следует понимать, что к личным целям относится туристическая поездка, путешествие по России или поездка к родственникам/знакомым. К деловым, в свою очередь, стоит относить передвижения, связанные с профессиональной или хозяйственной деятельностью, посещение конференций и семинаров.

Но есть и исключения. Так, иностранцы и лица без гражданства на территории РФ не обладают возможностью посещать ряд режимных объектов и территорий без специального разрешения. Постановлением Правительства от 11 октября 2002 года № 754 определен перечень таких территорий, в него входят военные городки, пограничная зона, зоны экологического бедствия, объекты Вооруженных сил и т.д.

Кроме того, отдельный акцент законодатель сделал на запрет на смену места жительства для обладателей РВП. Так, они не могут без разрешения менять свое место жительства даже в пределах региона проживания. Запрет, однако, на передвижения не распространяется.

Правовое положение беженцев и переселенцев

Еще одной категорией неграждан являются беженцы. Данный гуманитарный статус предоставляется им в соответствии с Федеральным законом «О беженцах» , согласно которому претендовать на этот статус могут иностранцы и апатриды, если есть обоснованные опасения полагать, что на территории страны их гражданской принадлежности или проживания они могут стать жертвой преследований по расовым, этническим, религиозным, национальным, социальным и иным мотивам.

Оформив данный статус в России и получив соответствующее , его обладатель имеет право:

  • на размещение в центре временного пребывания с питанием и бытовыми услугами;
  • на финансовую и натуральную помощь, предусмотренную законодательством;
  • на осуществление хозяйственной и трудовой деятельности без специального разрешения;
  • на беспрепятственный выезд из России и др.

Данный гуманитарный статус следует отличать от статуса вынужденного переселенца. Так, последние, в отличие от беженцев, как правило, граждане РФ, переселяющиеся внутри страны или приехавшие в Россию из-за преследований за рубежом.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В отличие от статуса беженца, политическое убежище предоставляется исключительно президентом и лишь в случае преследования за политические убеждения и общественную деятельность, если таковое направлено непосредственно против просителя убежища. Порядок предоставления политического убежища предусмотрен Указом Президента от 21 июля 1997 года № 746, согласно которому, если такой проситель преследуется в своей стране за действия, признаваемые Россией как преступление (также имеются иные основания для отказа), политическое убежище ему не предоставляется.

В связи с этим вопрос убежища тесно связан с вопросом экстрадиции – выдачи преступника государству, которым он преследуется за уголовные преступления. Конституция запрещает выдавать лиц, преследуемых по этническим, политическим и иным подобным мотивам. Совершенно другое дело – обвинение в преступлении. Россия ведет активное международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, без проблем выдавая преступников союзным странам, даже если те попросили политического убежища.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, отметим, что в России действует национальный режим национального пребывания иностранцев и апатридов. Это значит, что неграждане пользуются всеми теми же правами и обязанностями, за некоторыми исключениями. Так, иностранцы в полной мере могут претендовать на медицинскую и социальную помощь, судебную защиту, осуществление трудовой и хозяйственной деятельности, свободу передвижения и выезда за пределы РФ и иные гарантированные Конституцией РФ права. Однако в зависимости от категории, к которой они относятся, для них могут быть предусмотрены некоторые ограничения.

Статус гражданина и человека в РФ: Видео

Данный материал посвящен регистрации граждан по месту пребывания и возможности путешествовать в другие города, не задумываясь о наличии последней, а также способах общения с сотрудниками милиции желающими видеть вашу регистрацию в другом городе.

Начнем с разоблачения известных мифов. Существует мнение, что приехав в другой город, область или край все граждане РФ должны в течении 3 дней получить временную регистрацию. Иногда более грамотные утверждают, что этот срок составляет 90 дней. При чем подтвердить время вашего пребывания в данном населенном пункте можно исключительно железнодорожными билетами или еще чем либо. Все это от начала до конца является абсолютным бредом с юридической точки зрения.

Для начала разберемся, что такое регистрация по месту пребывания (то что в обиходе называется временной регистрацией) и для чего она нужна. Место пребывания гражданина определено в статье 2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года № 5242-1 (далее - Закон РФ )

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина , - в которых он проживает временно.
Схожее определение иметься в пункте 3 «Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713) (далее - Правила ). Правила утверждены в соответствии со статьей 3 Закона РФ.

И так место вашего пребывания это жилое помещение, а ни как не улица, или бульвар в другом городе. Что же тогда является местом жительства гражданина. Местом жительства в соответствии со статьей 3 Закона РФ называется:

«Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. »

Как видно место жительство у гражданина одно, а регистрация по месту жительства (то самое что мы называем пропиской, постоянной пропиской) осуществляется, например путем проставления отметки в паспорте гражданина РФ. Это закреплено в пункте 18 Правил:

«18. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства . Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. »

Теперь посмотрим, когда на гражданина возлагается обязанность зарегистрироваться по месту временного пребывания. Пунктом 9 Правил установлено следующие:

«9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях , не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней , обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:………. »

Обратим внимание, что обратится за регистрацией по месту временного пребывания необходимо только по истечении 90 дней проживания в жилом помещении не являющимся местом жительства гражданина. То есть регистрироваться по месту временного пребывания необходимо, только в случае постоянного и непрерывного проживания в одном жилом помещении более 90 дней. И что самое главное речь идет о жилом помещение не являющимся местом вашего жительства (указанным в вашем паспорте гражданина РФ). В законодательстве не упоминается, что это помещение должно быть обязательно в другой области или городе. Формально проживая даже в соседнем подъезде не по месту вашего жительства более 90 дней вы должны зарегистрироваться по месту временного пребывания. Но сотрудники милиции пытаются спрашивать регистрацию у иногородних граждан и при ее отсутствии грозят административным штрафом. Статья которую они обычно пытаются инкриминировать 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КРФоАП ).

« Статья 19.15. Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации 1. Проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина Российской Федерации , обязанного иметь удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей. »

Как мы видим, административная ответственность наступает в случае проживания в конкретном жилом помещении без регистрации по месту временно пребывания по истечении 90 дней. Само по себе нахождение на улице любого другого города не говорит о том, что вы в данном городе проживаете. Но как правило сотрудники милиции спрашивают когда вы приехали и если вы ответите, что менее 90 дней, то требуют от вас это доказать всякого рода билетами. Также могут сказать вам, что срок не 90 дней, а всего лишь 3 дня, после вам чего необходимо регистрироваться. А если ответите, что более 90 дней, то грозят вам штрафом за отсутствие регистрации в данном городе. О том, как в таких случаях отвечать сотрудникам милиции и почему вы не обязаны доказывать время вашего прибытия скажем ниже , а пока обсудим абсурдность использования билетов как доказательств вашего пребывания.

Способов перемещаться по стране может быть множество это поезд, самолет, машина. Если в случае поезда или самолета имеется билет, то для машины вы ни как не докажите факт своего приезда в данный день. Некоторые сотрудники милиции в случае прибытия автотранспортом требовали чеки на бензин и прочую чушь. Но согласитесь если вы приехали на машине вашего знакомого, ни каких чеков от оплаты им бензина у вас нет. И так есть много вариантов при которых доказать фактическое время вашего приезда в город не возможно.

Теперь разберемся, почему собственно вы не должны доказывать время вашего приезда. Это все известная презумпция невиновности и в административном законодательстве установлена в статье 1.5 КРФоАП:

« Статья 1.5. Презумпция невиновности 1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. 3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность , за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. »

То есть доказывать, что вы не нарушали административного законодательства вы не обязаны. Но как же все это объяснить встретившемуся на улице сотруднику милиции, приведем пример общения с ним на эту тему.

Сотрудник милиции, например спрашивает вас: «Когда вы приехали в город». Если вы приехали менее 90 дней назад можете смело назвать точную или приблизительно дату вашего приезда. Если же вы находитесь в городе более 90 дней лучше ответить что месяц, два назад. Хотя как мы знаем само по себе нахождение на улице другого города без регистрации по месту пребывания не правонарушение, может последовать логичный вопрос: «Если вы в городе более 90 дней, то где вы проживаете?». И если ответите правду, но у него появится шанс составить на вас протокол за проживания в жилом помещении без регистрации по месту временного пребывания. Хотя теоретически вы могли жить в разных жилых помещениях не задерживаясь более чем на 90 дней в каждом, если сможете так ответить то попробуйте.

После ответа, что вы находитесь в городе менее 90 дней вас может сотрудник милиции спросить: «А как вы можете это доказать?» Можно без рассуждения на тему презумпции невиновности ответить так: «А вы можете доказать, что я приехал в город не того числа, которое вам сказал, у вас есть основания так считать?». Фактически ответ вопросом на вопрос, но доказательств у него нет, и следовательно таким же будет его ответ. На любые рассуждения на тему необходимости регистрации в городе, можете добавить: «Что регистрироваться по месту временного пребывания нужно не в городе, а конкретном жилом помещении по истечении 90 дней». При попытке сказать вам, что регистрироваться нужно по истечении 3 дней (они знают, что это не так, но пытаются сыграть на вашем неведении) сошлитесь на пункт 9 Правил регистрации граждан РФ. После данного диалога сотрудник милиции должен вас отпустить, так как законных оснований вас задержать для составления протокола у него нет. Вопрос задержания для установления личности в случае отсутствия у вас паспорта тема отдельного обсуждения, и может возникнуть даже при вашем нахождении в родном районе.

Рассмотрим еще часто встречающейся случай с визитом участкового для проверки регистрации к вам домой. Можно конечно банально не открывать дверь, но рано или поздно, при наличии его рвения вы встретитесь. Впрочем, диалог на тему времени вашего нахождения в данном жилом помещении аналогичен, с той лишь разницей, что вас будут спрашивать про время вашего приезда не в данный город, а в данное жилое помещение. Тут возможностей доказать у него, что вы живете более 90 дней чуть больше. Это показания соседей, но даже в этом случае не уверен, что можно найти свидетелей, которые подтвердят, что вы непрерывно проживали более 90 дней, если вас хотя бы два дня не видели, вы можете смело заявить, что ездили домой, в другой город. И на вопрос доказать это, вы можете также смело сказать: «А вы можете доказать, что я в эти дни не уезжал домой или еще куда либо?». Как сами видите процедура доказательства вашего проживания в конкретном жилом помещении более 90 дней очень затруднительна для участкового.



Просмотров