Обучение безопасным методам и приемам труда. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и обучение по охране труда – это одно и тоже? Стажировка на рабочем месте

Организация и проведение инструктажей по охране труда

А. Вводный инструктаж

Согласно статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить инструктажи по охране труда и стажировки на рабочем месте. Правила проведения инструктажей по охране труда определены в Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденном постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений, проходящие производственную практику проходят вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом по предприятию возложены эти обязанности. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ (в частности, ГОСТ 12.0.004-90 (1999) «Организация обучения безопасности труда») с учетом специфики деятельности организации.

Примерный перечень основных вопросов вводного инструктажа
(по ГОСТ 12.0.004-90 (1999):

1. Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства.
2. Основные положения законодательства об охране труда
2.1. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации.
2.2. Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, организации, ответственность за нарушение правил.
2.3. Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.
3. Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений. 4. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма.
5. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.
6. Средства индивидуальной защиты. Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.
7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.
8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
9. Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении.
10. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цехе.
Вводный инструктаж должен проводиться в кабинете по охране труда с использованием технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.).
Вводный инструктаж должны проходить все категории поступающих без исключений. Инженер по охране труда должен регулярно сверять в отделе кадров, все ли поступившие на работу прошли вводный инструктаж.
По результатам проведенного инструктажа лицо, отвечающее за работу с кадрами, производит окончательное оформление вновь поступающего сотрудника и направляет его к месту работы.
Проведение вводного инструктажа должно быть скреплено подписями инструктируемого и инструктирующего в журнале регистрации вводного инструктажа, а также в документе о приеме на работу (как правило, в приказе (распоряжении) о приеме на работу на оборотной его стороне).

Б. Инструктаж на рабочем месте

Инструктаж на рабочем месте заключается в ознакомлении работников с основными положениями и требованиями по безопасности труда, санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, строительными нормами и правилами, техническими регламентами, стандартами (государственными, отраслевыми, организации), правилами устройства и безопасной эксплуатации различных видов оборудования, правилами и инструкциями по охране труда, организационно - методическими документами, методическими указаниями, рекомендациями, а также с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, описаниями и демонстрациями безопасных методов и приемов выполнения работ. Инструктаж по охране труда завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов выполнения работы.
Приобретенные знания проверяет работник, проводивший инструктаж (руководитель подразделения, руководитель работ и т.д.).


Примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте (по ГОСТ 12.0.004-90 (1999):

1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе.
2. Безопасная организация и содержание рабочего места.
3. Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности). Требования по предупреждению электротравматизма.
4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты).
5. Безопасные приемы и методы работы; действия при возникновении опасной ситуации.
6. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими.
7. Схема безопасного передвижения работающих на территории цеха, участка.
8. Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов.
9. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.
10. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.
Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.
Инструктажи подразделяют на:
- вводный;
- первичный на рабочем месте;
- повторный;
- внеплановый;
- целевой.
Перед началом самостоятельной работы работник проходит стажировку на рабочем месте. В зависимости от сложности работ она длится от 2 до 14 смен.
На предприятии должен быть приказ, в котором указываются руководители стажировки.
Стажировка завершается проверкой знаний работниками инструкций по охране труда, мер безопасности при эксплуатации оборудования, правил пожаро- и электробезопасности и оформляется в журнале инструктажа на рабочем месте.

В. Повторный, внеплановый, целевой инструктаж

Повторный инструктаж работников на рабочем месте проводится для того, чтобы повысить уровень их знаний и навыков по охране труда. Его проходят все работники не реже 1 раза в 6 месяцев за исключением тех работников, которые согласно приказу работодателя освобождаются от первичного инструктажа. Повторный инструктаж может проводиться индивидуально с каждым работником или с группой работников одной профессии.
Внеплановый инструктаж проводится:
- при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;
- при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;
- при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и тому подобное.);
- по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
- при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев;
- по решению работодателя (или уполномоченного им лица).
Целевой инструктаж проводится в следующих случаях:
- при выполнении разовых работ, которые напрямую не связаны с обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и тому подобное);
- при ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и катастроф;
- при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы;
- при проведении в организации массовых мероприятий.
Все виды инструктажа должны проводиться непосредственно руководителем работ.

Проверка знания требований охраны труда

Экзамены по охране труда сдают все работники предприятия, за исключением руководителей подразделений и должностных лиц, прошедших обучение по охране труда в специализированных учебных центрах и имеющих соответствующее удостоверение.
Для проведения проверки знаний работников предприятия по охране труда необходимо:
1. Издать приказ о создании комиссии для проверки знаний по охране труда.
2. Подготовить Программу обучения по охране труда работников рабочих профессий.
3. Издать приказ о проведении обучения и проверки знаний по безопасности труда работников предприятия.
4. Оформить протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников.
5. Организовать подготовку работников к сдаче экзаменов:
- сделать рабочую папку с инструкциями и Программой обучения и расположить ее в удобном для ознакомления месте;
- провести занятия и лекции по охране труда и пожарной безопасности;
- объявить работникам о дне сдачи экзаменов в соответствии с приказом.
6. Принять экзамены и оформить протокол.

Обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве

Обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве начинается с издания приказа об ответственных за оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях и аптечке первой помощи.
В соответствие с эти приказом инженер (ответственный) по охране труда должен провести обучение ответственных за оказание первой доврачебной помощи в лечебном учреждении, имеющем лицензию на оказание этого вида услуг (в основном это медучереждения МЧС).
Обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве проводится во время учений (тренировок) по пожарной безопасности или во время специальных учений (гражданская оборона).
В заключение надо отметить, что работники, не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, к работе не допускаются.

Теги: Система обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте, проверка знания требований охраны труда, первая помощь пострадавшим на производстве


Всем привет! В прошлой статье я рассуждал о программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для работников рабочих профессий. Сегодня вдогонку пост о программах обучения по охране труда/безопасным методам и приемам выполнения работ. Заметьте, я употребляю два этих понятия.

Мы не будем сегодня залезать в специальные правила безопасности по отраслям, там чаще всего всё написано понятно. Сосредоточимся на ГОСТ 12.0.004-90 и Постановлении 1/29.

Прошу также обратить внимание на то, что в этой статье я везде употребляю термины «рабочий» и «работник рабочей профессии», так как все РАБОЧИЕ являются РАБОТНИКАМИ, но не каждый РАБОТНИК является РАБОЧИМ.

Что нам говорит ГОСТ 12.0.004-90 по поводу обучения и проверки знаний рабочих.

4.1. В отдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проводят дополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

4.2. Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.

4.3. Обучение осуществляют по программам, разработанным с учетом отраслевых типовых программ и утвержденным руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом.

4.4. После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков.

Что всё это значит? То есть, исходя из этого, обучению и проверке знаний подлежат только работники отдельных отраслей, к работам которых предъявляются повышенные требования безопасности. Это означает, что учить нужно далеко не всех.

Далее пункт 4.3. Скажем так, далеко не все отрасли разрабатывали типовые программы обучения работников рабочих профессий. Что, если ваше предприятие работает в отрасли, где не разработали ни одной типовой программы обучения. Как быть?

По этому вопросу ГОСТ 12.0.004-90 себя исчерпывает. Да и не стоит забывать, что он носит всё-таки рекомендательный характер.

Обратимся к Постановлению 1/29.

2.2.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Лично я не совсем понимаю эти 2 абзаца. Во первых, в первом абзаце идет речь об обучении безопасным методам и приемам выполнения работ, а во втором уже об обучении по охране труда. То есть, этот документ разделяет эти 2 понятия.

Во вторых,в этом пункте указаны условия при которых проводится эти 2 вида обучения: первое — всем, второе только при подготовке, переподготовке и обучении другим профессиям.

Я думаю многие согласятся, что этот документ достаточно противоречивый и, надеюсь, у Минтруда тоже скоро дойдут до него руки.

3.1. Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Вы слышали это?! Оказывается комиссию для проверки знаний рабочих вообще можно не создавать! Достаточно, что проверку знаний проедет единолично непосредственный руководитель. А мы привыкли штамповать приказы о комиссиях. Ну да ладно, всё равно без протокола и комиссии не обойтись. Нужно же как-то доказать, что вы обучили и проверили рабочего. Но это уже совсем другая история.

Чем же поможет в нашем вопросе этот пункт. Он четко гласит — ПРОВЕРКУ ЗНАНИЙ ПРОВОДИ В ОБЪЕМЕ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА! Это означает, что программа обучения, как и программа инструктажа, должна базироваться на ИНСТРУКЦИЯХ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.

Многие скажут, что не надо ничего придумывать, ведь есть Письмо Минтруда от 17.05.2004, утверждающее Примерную программу обучения по охране труда работников организаций. Но, если вы вчитаетесь в нее, то поблагодарите Минтруд за то, что она только ПРИМЕРНАЯ. Нет, она вполне себе может быть использована для обучения специалистов и служащих, но она же практически неприменима для рабочих! Или может рабочему надо знать о Руководстве МОТ-СУОТ 2001, OHSAS 18001-1996, ГОСТ Р 12.0.006-2002, о котором идет речь в теме 2.3. этой Программы?! А может ему будет интересна тема 1.9.: Административная и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение или неисполнение требований законодательства о труде и об охране труда?! На кой хрен скажите мне, рабочему нужно всё это! Повторюсь, я рад, что многие документы Минтруда являются примерными и не обязательными .

Ну а теперь, я предложу свой вариант программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ рабочих.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ безопасным методам и приемам выполнения работ слесаря КИПиА

Настоящая программа составлена на основании ГОСТ 12.0.004-90 и Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29, с учетом Письма Минтруда России от 17.05.2004.

Основой для проведения обучения и последующей проверки знаний работников рабочих профессий являются инструкции по охране труда и пожарной безопасности.

  1. Понятия «охрана труда» и «пожарная безопасность».
  2. Обязанность работника по соблюдению требований охраны труда, пожарной безопасности и трудового распорядка.
  3. Основные причины травматизма для данной профессии.
  4. Основные требования безопасности по ИОТ слесаря КИПиА 6 разряда.
  5. Требования безопасности для электротехнического персонала по ремонту распределительных устройств.
  6. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования линий по производству базальтопластиковой арматуры.
  7. Требования безопасности для электротехнического персонала при производстве работ на лестницах и стремянках.
  8. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования линий по нанесении песчаных анкеров на базальтопластиковую арматуру.
  9. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин.
  10. Требования безопасности при проведении работ на высоте.
  11. Требования безопасности для электротехнического персонала при работе с мегомметром.
  12. Требования безопасности при работе с ручным слесарным инструментом.
  13. Требования безопасности при передвижении пешим ходом по территории и производственным помещениям.
  14. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных и складских работ.
  15. Требования электробезопасности.
  16. Основы пожарной безопасности.
  17. Действия работника при несчастном случае, пожаре и (или) аварии.
  18. Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

Ну как вам такой минимум знаний для рабочего, а? Практически всё в ней из инструкций по охране труда для работника этой профессии. Ничего лишнего!

Это вариант программы, по его подобию, руководствуясь инструкциями, можно составить любую программу. Для программы вы также можете составить конспект, но, я сч

Не знаю как вы, а я, если ГИТ будет предъявлять мне что-то по обучению и проверке знаний рабочих — дам почитать ему эту статью.

Будьте минималистами, не раздувайте документацию по охране труда до нереальных размеров, дайте работнику только то, что ему нужно. 🙂

В следующий раз поговорим подробнее о проверке знаний работников рабочих профессий.

Спасибо за внимание. Не забываем согласовывать все документы по охране труда с собой 🙂 и профсоюзом.

Скачать образец Программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ рабочих в формате WORD

P.S. Не стоит игнорировать и отраслевые программы обучения, если они разрабатывались ведомствами для вашей отрасли.

  • Какое обучение по охране труда необходимо для допуска к самостоятельной работе вновь принятого работника?
  • Может ли работать специалистом по ОТ на предприятии сотрудник имеющий опыт работы, но не имеющий профильного высшего образования?
  • Имеет ли право подписывать протокол проверки знаний учащихся, преподаватель, принятый в учебный центр по договору ГПХ?
  • Как происходит обучение по ОТ врачей и медсестер, имеющих только лечебную функцию?
  • Кого внести в список персонала для обучения охране труда?

Вопрос

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и обучение по охране труда – это одно и тоже? Или есть какой документ, ставящий знак равенства между этими двумя понятиями?

Ответ

2.1. Проведение инструктажа по охране труда

2.2. Обучение работников рабочих профессий (в данном разделе говорится об обучении безопасным методам и приемам выполнения работ)

2.3. Обучение руководителей и специалистов

Т.е. и все виды инструктажей, и обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, и обучение по От и проверка знаний требований ОТ (с выдачей удостоверений) - это все относится к обучению по ОТ.

Таким образом, «знак равенства между этими двумя понятиями» ставит Порядок 1/29.

Но установленный порядок прохождения этих видов обучения ( , обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, и обучения по охране труда с последующей проверкой знаний и выдачей удостоверений) отличается.

Как и когда должно проводиться обучение безопасным методам и приемам выполнения работ работников рабочих профессий указано в разделе 2.2. Порядка 1/29.

Извлечения:

2.2.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу

Обратите внимание! Процедура данного обучения не прописана. Следовательно, Вы имеете право в включить раздел «Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ согласно производственным инструкциям и инструкциям по ОТ». Если нет производственных инструкций, то - согласно руководствам (инструкциям) по безопасной эксплуатации оборудования.

Таким образом, факт проведения обучения безопасным методам и приемам выполнения работ будет у Вас подтвержден записью о прохождении инструктажа на рабочем месте и содержанием программы инструктажа. Сроки, установленные в п. 2.2.1., также будут соблюдены. Вы проведете это обучение сразу после приема на работу работника (т.е. в отведенный Вам месяц Вы «укладываетесь).

НО… это касается только работников, принимаемых на работу с допустимыми условиями труда. Поскольку …- см. п.2.2.2.

2.2.2. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с , безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда .

Т.е. для работников с вредными и опасными условиями труда установлен именно такой порядок:

1) сначала обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,

2) затем - стажировка - для практического освоения

3) затем - сдача экзамена,

4) только после этого - допуск к самостоятельной работе.

Т.е. для этих работников Вы сначала проводите , включающий в свою программу теоретическое обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,

2) затем проводите стажировку - для практического освоения приемов безопасного выполнения работ непосредственно на рабочем месте (под руководством руководителя стажировки),

3) затем принимаете экзамен,

4) только после этого издаете приказ о допуске к самостоятельной работе.

Впоследствии с данными работниками (работающими во вредных условиях труда) Вы уже буде проводить труда и проверку знаний требований охраны труда .

Порядок, форма, периодичность и продолжительность данного обучения устанавливается работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. См. п.2.2.3. Порядка 1/29.

Безопасные методы труда– методы, позволяющие создать условиятруда, исключающие производственный травматизм и возникновение профессиональных заболеваний.

Работающий должен быть обучен безопасным приемам работы, обя-зан уметь правильно оценить производственную обстановку, своевременнозамечать и устранять опасности. Порядок и виды обучения безопасности труда регламентируются ГОСТ12.0.001-90 «Организация обучения безо-пасности труда. Общие положения». Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом попредприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях– на руководителя подразделения. Своевременность обу-чения контролирует отдел охраны труда или инженерно- технический ра-ботник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя.

Обучение завершается экзаменом по безопасности труда. Рабочие, связан-ные с выполнением работ повышенной опасности, а также объектов, под-контрольных органам государственного надзора, должны проходить пе-риодическую проверку по безопасности труда. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторнуюпроверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной про-верки он к самостоятельной работе не допускается. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют за-нятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

Инструктажи по характеру и времени подразделяют следующие ви-ды:

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии, с временными работниками, командированными, учащимися и студента-ми, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с

учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных или прак-тических работ. На предприятии вводный инструктаж проводит инженер по охране труда, а с учащимися в учебных заведениях– преподаватель.

После окончания инструктажа делают запись в журнале регистрации ввод-ного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструк-тирующего.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, временными работниками, со студентами и учащимися, прибывшими на практику и при проведении практических за-нятий в учебных классах, лабораториях.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работ-ником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квали-фикации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже од-ного раза в полугодие. Проводят его индивидуально или с группой работ-ников, обслуживающих однотипное оборудование, по программе первич-ного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводят:

1. При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменения к ним.

2. При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, ис-ходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безо-пасность труда.

3. При нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести к травме, аварии, взры-ву или пожару, отравлению.

4. По требованию органов надзора.

5. При перерывах на работе– для работ, к которым предъ-являют дополнительные(повышенные) требования безопасности труда– более чем на30 календарных дней, а для остальных работ– 60 дней.

Целевой инструктаж проводят при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; при органи-зации массовых мероприятий с учащимися(экскурсии, походы).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ(мастер, пре-подаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой зна-ний. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельнойработе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторно-го, внепланового, работник, проводивший инструктаж, делает запись вжурнале регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину егопроведения. Целевой инструктаж фиксируется в наряд-допуске или другой доку-ментации, разрешающей производство работ.

Вопрос

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

При проведении аттестации рабочих мест необходимо руководствоваться «Временными межотраслевыми рекомендациями по аттестации рабочих мест в промышленности», соответствующими отраслевыми рекомендациями. Аттестация - логическое продолжение составления паспортов производственных объединений (предприятий). В ходе ее учитывают также результаты проведенной ранее (при разработке Программы сокращения ручного труда и Комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровитель-ных мероприятий) паспортизации ручных работ и работ, связанных с неблагоприятными условиями труда. В свою очередь, результаты аттестации создают основу для внесения необходимых дополнений в соответствующие программы и планы. В дальнейшем указанные работы должны быть совмещены по срокам и проводиться по единому первичному документу.
Для проведения работы по аттестации (переаттестации) и рационализации рабочих мест на предприятии создают центральную общезаводскую комиссию, возглавляемую главным инженером. В ее состав включают руководителей функциональных подразделений (технологического, конструкторского, труда и заработной платы и т. д.), представителей партийной, профсоюзной организаций, совета бригадиров, НОТ, ВОИР и др. Состав общезаводской аттестационной комиссии и график проведения аттестации в цехах утверждает приказом руководитель предприятия. График проведения аттестации разрабатывают в такой последовательности:
- рабочие места, на которых применяют ручной труд с тяжелыми и вредными условиями;
- рабочие места, на которых применяют только ручной труд;
- рабочие места, на которых применяются ручной труд параллельно с механизированным; другие рабочие места.
Цеховые аттестационные комиссии возглавляют начальники цехов. В их состав включают мастеров, технологов, нормировщиков, представителей партийной и профсоюзной организаций, бригадиров и передовых рабочих. Состав цеховых аттестационных комиссий, сроки проведения аттестации рабочих мест в цехах, а также графики проведения аттестации на участках утверждают начальники цехов. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест на предприятии несут главный инженер и начальники цехов.

Функции цеховой аттестационной комиссии:

Сопоставляет фактические значения показателей, характеризующих организационно-технический уровень рабочего места, с нормативными и фиксирует - оценку соответствия (несоответствия) аттестуемых показателей в акте аттестации рабочего места;

Принимает решения об аттестации (неаттестации) рабочего места;

Проводит технико-экономический анализ характеристик рабочего места, вырабатывает и фиксирует в акте аттестации решение о дальнейшем

Использовании аттестованных и неаттесто-ванных рабочих мест;

Представляет общезаводской аттестационной комиссии такие документы: акты аттестации рабочих мест, подписанные всеми членами цеховой аттестационной комиссии; технико-экономические расчеты, подтверждающие возможность (невозможность) их сокращения; проект плана мероприятий по повышению организационно-технического уровня неаттестованных рабочих мест и предложения по срокам их повторной аттестации; проект плана сокращения рабочих мест и предложения по созданию новых, отвечающих прогрессивным решениям.

Общезаводская аттестационная комиссия рассматривает акты аттестации и технико-экономические расчеты и принимает окончательное решение по дальнейшему использованию рабочих мест. Рассматривает предложения цеховых аттестационных комиссий по повышению организационно-технического уровня рабочих мест и поручает функциональным подразделениям разработать конкретные мероприятия (по соответствующим направлениям) для их включения в план повышения эффективности производства предприятия. Устанавливает сроки повторной аттестации неаттестованных рабочих мест.

Общезаводские и цеховые комиссии должны привлекать к участию в проведении аттестации рабочих мест передовиков производства, инженерно-технических работников, рационализаторов и изобретателей. Для развития творческой инициативы рабочих и специалистов в этом направлении целесообразно создавать творческие группы, периодически проводить смотры-конкурсы на лучшую постановку работы по аттестации рабочих мест.

Материально поощряют работников предприятия за разработку и внедрение мероприятий по рационализации рабочих мест, сокращению неэффективных и высвобождению персонала производства из фондов премирования за создание и внедрение новой техники, материального поощрения и заработной платы.


Похожая информация.




Просмотров