Перечень вопросов для экспертизы по дтп. Все, что вы хотели знать, об автотехнической экспертизе дтп. Если есть пострадавшие в ДТП

Автотехническая экспертиза — исследование, при проведении которого используются в области судебных автотехнических и криминалистических средств для установления фактов о ДТП. Познания касаются механики, математики, технических данных, безопасности при езде на автомобильном транспорте и тому подобного.

Исследование проводится в рамках уголовного делопроизводства при расследовании преступлений, которые связаны с безопасностью движения, а также гражданских дел по возмещению материального вреда вследствие ДТП.

Объекты исследований

В данном случае роль непосредственного объекта принадлежит ДТП, объяснениям очевидцев и участников и прочим доказательствам. Также они получаются при осмотре места происшествия.

Проводится независимая автотехническая экспертиза в негосударственных и государственных учреждениях. При этом обязательно изучаются протокол осмотра, схема к нему, другие сопутствующие документы, фотоматериалы обстановки и повреждений машин.

Виды автотехнических экспертиз

Выделяются следующие виды судебных исследований:

  • транспортно-трасологическая экспертиза и анализ следов на ТС и месте ДТП;
  • определение технического состояния ТС и обстоятельств ДТП;
  • анализ дорожных условий, технического состояния дороги и условий на месте происшествия.

Помимо этого, иногда требуется комплексное психологическое транспортное исследование, где обследуется состояние самого водителя на момент ДТП. Рассмотрим, как проводится автотехническая экспертиза каждого из этих видов по отдельности.

Транспортно-трасологическая экспертиза

Целью этого вида исследования становится установка механизма произошедшего ДТП или его следов. К последнему относятся следы ТС, имеющие отношение к ДТП.
Объектами экспертизы являются следы колес, полозьев, гусениц, неходовой части. Колеса разнятся от типа, модели, марки, механизма и обстоятельств образования. Важную информацию получают при исследовании ширины колеи, шины, рисунка оставленного протектора и т. п.

К предметам относятся следы неходовой части ТС, то есть сцепных устройств, бамперов и прочего.

Если автотехническая экспертиза необходима для идентификации ТС, то перед специалистом ставятся следующие вопросы.

  1. Остались ли следы ТС на месте ДТП?
  2. Принадлежит ли деталь или ее обломок данному ТС?
  3. Образованы ли следы данным ТС?

Кроме того, задаются диагностические задания относительно механизма ДТП, отдельных этапов, при которых оставлены следы, и прочее. Вопросы в данном случае могут касаться следующих моментов:

  • режима движения и угла столкновения ТС;
  • взаимного расположения при столкновении;
  • расположения ТС и пешехода при наезде;
  • последовательности наложения следов;
  • установления факта, что следы образованы в результате столкновения;
  • прочие вопросы.

Исследование технического состояния транспортного средства

Данный вид экспертизы необходим для выявления неисправностей, их причин и проявления дефектов. Она проводится для установления обстоятельств ДТП и других дел. К примеру, автотехническая экспертиза потребуется при появлении споров о продаже ТС со скрытыми дефектами или неисправностями либо некачественного ремонта и обслуживания в сервисном центре. Тогда специалисту предстоит ответить на вопросы, касающиеся:

  • общего технического состояния ТС и его отдельных систем и деталей;
  • исправности ТС;
  • соответствия его технического состояния требованиям о допуске к эксплуатации;
  • наличия недостатков и, при положительном ответе, уточнении каких;
  • причине и времени их появления;
  • характера неисправности (эксплуатационный, конструктивный или производственный);
  • характера дефекта (значительный или нет);
  • распространения или нераспространения на недостатки гарантии;
  • возможности появления недостатка вновь после устранения.

Исследование обстоятельств ДТП

Автотехническая данного вида связана с транспортно-трасологической, так как имеет одну цель: выяснение обстоятельств происшествия. Однако рассматриваемый вид направлен на восстановление картины ДТП в целом, а транспортно-трасологическое исследование решает более узкий спектр задач.

Эксперту задаются вопросы о:

  • скорости движения ТС перед столкновением;
  • длине остановочного и тормозного пути;
  • времени, при котором автомобиль преодолел конкретное расстояние;
  • возможности остановки автомобиля в конкретных обстоятельствах;
  • причинах опрокидывания или заноса;
  • возможности предотвращения ДТП;
  • взаимного расположения ТС в определенный момент, в том числе перед столкновением.

Иногда автотехническая судебная экспертиза включает и вопросы, которые не всегда входят в компетенцию специалистов. Тогда эксперты вправе не отвечать на них. Примером могут служить следующие.

  1. Как водитель должен был себя вести при конкретной ситуации, чтобы обеспечить безопасность движения?
  2. Действовал ли водитель в соответствии с ПДД?

Эти вопросы относятся к компетенции юристов. Следовательно, отвечать на них должны соответствующие специалисты, а не автотехнические эксперты.

Исследование дорожных условий

Автотехническая экспертиза, вопросы которой касаются дорожных условий, назначается при необходимости проверки показаний участников дорожного движения в случае, если они сослались на объективные причины, приведшие к ДТП.

Также исследование актуально в ряде случаев по административным правонарушениям. Если привлеченное лицо по главе 12 КоАП отказывается признать факт своей вины (например, ссылаясь на отсутствие дорожных знаков или дорожной разметки), то эти обстоятельства проверяются. С этой целью назначается автотехническая экспертиза. Вопросы эксперту тогда ставят следующие.

  1. Могли ли стать причиной происшествия отсутствующие знаки или их неточное расположение?
  2. Установлены ли знаки в соответствии с требованиями существующего ГОСТа?
  3. Укладываются ли «лежачие полицейские» в действующий ГОСТ?
  4. Были ли причины, относящиеся к организации движения на дороге, которые способствовали ДТП?
  5. Была ли техническая возможность избежать ДТП?

Может быть поставлена задача определить момент возможности предотвращения ДТП, если бы водитель вовремя снизил скорость.

Исследование по оценке автотранспорта

Если при назначается автотехническая экспертиза, вопросы на ней ставят следующие.

  1. Какие необходимо использовать технологии для ремонта ТС?
  2. Во сколько обойдется ремонт ТС?
  3. Сколько стоит ТС в конкретном состоянии, указанного года выпуска, с учетом износа и особенностей комплектации, а также установленного в машине дополнительного оборудования?
  4. Сколько стоят пригодные к использованию остатки ТС?
  5. Какой размер утраты стоимости пострадавшего транспортного средства?

Комплексная психологическая автотехническая экспертиза

Определение этого вида подразумевает привлечение экспертов, умеющих оценить «человеческий фактор» при ДТП, то есть обладающих специальными знаниями в области психологии и психофизиологии. В данном случае, когда проводится независимая автотехническая экспертиза автомобиля, оценивается реакция водителя на ту или иную ситуацию на дороге, когда было необходимо принимать решение. Принимается во внимание опыт вождения ТС, состояние человека, темперамент и иные обстоятельства, которые должны быть исследованы.

Это, безусловно, имеет важное значение. Поэтому, когда назначается автотехническая целесообразно требовать и проведение данного вида исследования. Она особенно необходима тогда, когда в результате происшествия есть пострадавшие. Специалисту могут быть поставлены вопросы, касающиеся:

  • времени реакции человека, находящегося за рулем на появление помехи в конкретной ситуации;
  • конфликтной ситуации между водителем и другими участниками происшествия, которая повлияла на психическое состояние;
  • влияния этого состояния на выполнение функций вождения;
  • соответствия его психофизиологических возможностей тем требованиям, которые необходимы для обеспечения безопасного вождения;
  • возможности своевременного правильного восприятия водителем создавшейся ситуации на дороге;
  • возможности предотвращения ДТП при имеющемся психофизиологическом состоянии водителя.

Заключение

Из-за огромного количества аварий на дорогах автотехническая экспертиза при ДТП - один из самых распространенных видов исследований, назначаемых для установления фактов по делу. К сожалению, некоторые из аварий имеют тяжкие последствия. Поэтому так важна точная доказательная база при происшествиях.
Нередко по делам такого вида главными источниками версии следствия становятся результаты, которые дает автотехническая экспертиза. Стоимость в столице на данный вид услуг начинается, в среднем, от 20000-25000 рублей. Но потерпевшая сторона вправе взыскать эту сумму в дальнейшем у виновника происшествия.

Скоростная жизнь диктует определенные правила, по которым автомобили перемещаются по дорогам, но дорожно-транспортные происшествия стали уже почти привычным явлением в современной жизни.

При серьезном ДТП важно выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Обычные процедуры предусматривают осмотр места происшествия, опрос свидетелей и различные диагностические мероприятия.

Основным видом исследования является автотехническая экспертиза при ДТП. Она проводится при невозможности выяснить детали происшествия либо для их уточнения.

Экспертиза включает в себя несколько видов процедур. Каждая из них проводится по своим основаниям и исследует разные аспекты ДТП.

Исследование обстоятельств происшествия

В процессе экспертизы могут быть рассчитаны параметры движения во время ДТП, а также проведен анализ действий водителя.

Специалист, который организует исследование, должен ответить на множество вопросов, поэтому экспертиза обстоятельств – довольно трудоемкий процесс, требующий опыта и знаний.

Только эксперт в силах восстановить картину событий, которые происходили как во время ДТП, так и предшествовали возникновению опасной ситуации.

Часто при помощи данного исследования устанавливается вина или невиновность участников происшествия. Автотехническая экспертиза при ДТП и ее результаты становятся единственным доказательством в суде при невозможности установить истинное положение дел во время аварии. Она позволяет установить следующее:

Данный вид диагностических мероприятий взаимосвязан с другими типами исследований в области ДТП, так как автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП) проводится только комплексным методом.

Исследование технического состояния автомобиля

Экспертиза является составляющей частью основного исследования обстоятельств и проводится с учетом особенностей транспортного средства. Уточняются имевшиеся до ДТП неисправности и их влияние на дорожную ситуацию, а также основные характеристики ТС.

Диагностика технического состояния предполагает осмотр узлов машины, а также соответствие заявленных параметров указанным в документах.

  • Экспертиза двигателя, коробки передач, приборов и кузова. Осмотр на наличие повреждений и установление времени их возникновения.
  • Если автомобиль имеет заводской дефект или повреждения возникли в процессе эксплуатации, эксперт выясняет, стало ли это причиной ДТП.
  • Повреждения, возникшие в результате столкновения (наезда), также подвергаются такому исследованию, как экспертный анализ ДТП. Автотехнические экспертизы в этих случаях выявляют, с каким объектом произошло столкновение, а также характерные неисправности.
  • Специалист должен определить степень влияния повреждения на возникновение происшествия .

Трасологическое исследование

Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.

Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.

Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.

Инженерно-психологическое исследование

Во время экспертизы происходит оценка психологического равновесия водителя, как общего, так и предполагаемого, во время ДТП. Эксперт тщательно изучает эту составляющую в силу того, что результаты могут существенно повлиять на исход судебного расследования.

В том случае, если водитель мог предотвратить аварию, вовремя среагировав на препятствие или занос, суд может признать его виновным в происшествии. При рассмотрении уголовного дела выносится обвинительный приговор, решение по гражданскому иску предполагает лишение водительского удостоверения.

Исключительные обстоятельства аварии, которую невозможно было предотвратить, позволяют признать водителя невиновным в происшествии. Суд учитывает при этом наличие пострадавших и другие обстоятельства.

События и параметры для исследования

Проведение автотехнической экспертизы при ДТП запрашивает заказчик – следователь, суд, физические или юридические лица. Для осуществления диагностических мероприятий привлекаются независимые специалисты, которые смогут объективно оценить ситуацию. По результатам выносится заключение эксперта, которое затем может быть использовано в суде.

Исследование проводится в следующих случаях:

Для того чтобы получилась более ясная картина ДТП, эксперты исследуют такие параметры:

  • Видимость.
  • Обзорность.
  • Дорожные условия и обстановку.
  • Помехи движению.
  • Опасные зоны и наличие аварийной обстановки.

Исследуя каждый из пунктов, специалист может создать трехмерную модель аварии.

КАСКО и ОСАГО

Автотехническая экспертиза после ДТП проводится в большинстве случаев для страховой компании. По общепринятым правилам страховщик осматривает автомобиль на наличие повреждений и, если имеет место страховой случай, выплачивает определенную сумму. Практика показывает, что компании часто занижают количество денежных средств, которые получит автовладелец.

В этом случае у получателя есть возможность обратиться в суд за назначением независимой экспертизы технического состояния автомобиля.

Есть другой, более короткий путь взыскания страховых денег. Опытные юристы советуют заранее провести оценку повреждений и уведомить страховщика о месте и времени процедуры. Затем автовладелец со всеми документами, в том числе с заключением эксперта, обращается в страховую компанию для получения выплат.

Если есть пострадавшие в ДТП

Потерпевшие или родственники обращаются в суд для возмещения ущерба здоровью. В этом случае должны быть проведены и автотехнические исследования, и экспертизы судебно-медицинского характера, которые не только определят степень тяжести нанесенного здоровью вреда, но и сделают заключение о действиях водителя в ДТП.

В документе не определяется, был ли у водителя прямой умысел на совершение дорожного преступления и виновен ли он. Результаты могут только указывать на обстоятельства, которые впоследствии влияют на исход дела.

Кто проводит исследования

Во время судебного расследования независимую экспертизу могут заказать следователи и судьи, как отмечалось ранее. Если же автовладелец обращается к специалисту самостоятельно, ему стоит уточнить, зарегистрирован ли эксперт (или экспертная компания) в Министерстве юстиции, и какой идентификатор ему присвоен. На проведение исследований обязательно должна быть лицензия, иначе заключение будет недействительным.

Сервисный центр, в котором обслуживается и ремонтируется автомобиль после ДТП, являясь заинтересованным лицом, не может производить автотехническое исследование. Экспертиза также не проводится частными лицами, не владеющими соответствующими навыками и инструментами.

В конечном документе должны быть указаны все обстоятельства (явные и предполагаемые по расчетным формулам), которые стали причиной происшествия. Заключение с неполной информацией может существенно ухудшить положение автовладельца и повлиять на исход дела. В практике довольно часто втречаются назначения повторной экспертизы, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.

Вопросы и исходные данные

Существуют вполне определенные вопросы автотехнической экспертизы после ДТП, на которые специалист должен ответить в процессе исследования. Также имеется перечень необходимых данных, предоставляемых эксперту для работы.

Базовые данные:

  • Марка и модель автомобиля (ТС), его состояние, число пассажиров.
  • Вид дорожного покрытия (сухой асфальт, лед, грязь и т. д.).
  • Тормозной путь – наличие, длина, время полной остановки.
  • Точка ДТП.
  • Скорость автомобиля (или нескольких ТС) до аварии.
  • При наезде на пешехода – характер наезда, какой частью автомобиля он был совершен. Видимость и угол обзора для участников ДТП.
  • Столкновение двух и более ТС – угол, под которым передвигались автомобили. На сколько градусов произошло смещение ТС после происшествия.
  • Действия водителя в момент аварии.
  • Замеры расстояния, на котором находились объекты перед происшествием и во время него.
  • Авария во время обгона – скорость потока и пострадавших ТС, количество автомобилей на полосе движения, действия водителей.

Судебная автотехническая экспертиза ДТП должна предоставить ответы на следующие основные вопросы:

  • Расчетная скорость ТС на базе соответствующих замеров тормозного пути
  • Расстояние, на котором находились объекты друг от друга в начале. Если был совершен наезд на пешехода, который переходил дорогу - как далеко находился автомобиль в тот момент, когда пешеход начал пересекать проезжую часть. При столкновении на перекрестке – как далеко располагалось ТС1 от ТС2, начинающего въезд на пересечение дорог.
  • Мог ли водитель предотвратить ДТП путем своевременного торможения либо другими технически возможными действиями? Была ли возможность избежать происшествия, если бы водитель вовремя отреагировал на опасную ситуацию?
  • Какие действия участников происшествия соответствуют правилам дорожного движения, а какие – нет.
  • При обгоне – расчет безопасного расстояния между автомобилями для совершения обгона в заданных условиях

Закон

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы которой решены в полном объеме, будет являться неоспоримым доказательством в рамках судебного расследования.

Порядок назначения специального исследования закреплен в КоАП РФ, ст. 26.4. В ней сказано, что эксперт, проводящий диагностические мероприятия, предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Поэтому при назначении экспертизы следует указать название компании или Ф.И.О. специалиста, который будет этим заниматься, чтобы при необходимости было кого привлекать.

Перед тем как отправить материалы на исследование, суд обязан ознакомить с ними участников процесса. Они имеют право дополнить указанные в направлении вопросы, на которые автотехническая экспертиза при ДТП обязана дать ответы.

Заключение в суде имеет относительную значимость, если экспертиза проводилась по инициативе сторон. Назначенная самим судом, она должна быть принята к изучению. В том случае, если суд с заключением не согласен, позиция должна быть мотивирована.

Пример

Какие вопросы можно ставить перед экспертом, если они не выходят за рамки его компетенции (на примере бокового столкновения ТС):

  1. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители (перечень статей) ТС?
  2. Установить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения и относительно проезжей части.
  3. Время и скорость движения ТС1 (выезжающего с прилегающей территории) до возникновения опасного момента.
  4. Имел ли возможность водитель ТС1 путем экстренного торможения предотвратить столкновение, если его скорость была допустимой для движения в жилой зоне?
  5. Определить скорость ТС2 перед началом торможения, исследуя длину тормозного пути и расстояние, на которое было перемещено в момент столкновения ТС1.
  6. См. п.4 для водителя ТС2 и движения с допустимой скоростью по проезжей части

Для математических расчетов длины тормозного пути, дальности расположения и скорости существуют сложные формулы, в которых за исходные данные берется информация из предоставленных эксперту документов.

Оценка ущерба

На основании заключения, которое дает автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, не только определяется виновность одной из сторон в происшествии, но и рассчитывается нанесенный транспортному средству ущерб.

Степень вреда, причиненного автомобилю, определяется совершенно другими экспертами. В исследовании может быть использовано заключение экспертизы обстоятельств. Прежде всего, независимая оценка необходима для составления перечня повреждений, полученных в ходе ДТП.

Специалисты, исходя из автотехнического исследования, могут определить, какие именно неисправности возникли вследствие происшествия. Кроме этого, задачей экспертного бюро является расчет стоимости поврежденных деталей и работ по восстановлению ТС по максимальным рыночным ценам.

Это исследование ни в коем случае не проводят в рамках такого процесса, как автотехническая экспертиза после ДТП. Оценка ущерба не входит в компетенцию специалистов по диагностике обстоятельств.

Сроки проведения экспертиз

Время, за которое должны быть закончено то или иное исследование при ДТП, законом не регламентировано. Однако компании, предоставляющие такие услуги, сами заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно провести экспертизу.

На практике автотехническая диагностика обстоятельств аварии проводится от 14 до 30 дней, в зависимости от загруженности специалиста. Оценку ущерба после ДТП некоторые экспертные бюро предлагают произвести за срок от 1 до 3 дней.

Стоимость услуг зависит от марки транспортного средства (легковое или большегрузное), а также от количества повреждений, которые выявила оценочная или автотехническая экспертиза.

Расчет ущерба при ДТП не должен проводиться в бюро, которые являются партнерами страховых компаний. Как правило, такие фирмы стремятся предоставить не соответствующее истине заключение, которое позволяет в несколько раз уменьшить страховую сумму для водителя.

Дорожно-транспортные происшествия – сложные ситуации, сопровождающиеся сочетанием многих факторов, влияющих на возникновение самого ДТП и на его последствия. Задачей ГИБДД, страховых компаний и других вовлеченных сторон становится выяснение этих факторов, мер их воздействия и соотнесения с действиями участников аварии. Решает такую задачу автотехническая экспертиза при ДТП.

Автотехническая экспертиза в общем случае – это проводимая специалистом диагностика автомобиля, в том числе необходимая для выяснения причин дорожной аварии с участием исследуемого транспортного средства. Проведение экспертизы при ДТП требует специальных навыков и опыта, поэтому проводится уполномоченными лицами и организациями. Круг задач не относится лишь к сфере автоаварий.

При экспертизе машины после ДТП проверяют:

  • состояние пострадавшего автомобиля, его узлов и агрегатов, качество деталей, сборки авто;
  • причины поломки узла машины;
  • качество обслуживания или ремонта авто, поскольку неправильно проведенные над ТС работы могут привести к аварии;
  • обстоятельства ДТП и причины, приведшие к аварии;
  • оценивают стоимость ремонта машины и устранения дефектов после ДТП;
  • устанавливают цену авто в том или ином состоянии на некоторый момент времени.

Когда нужна экспертиза

Обязательный этап в разборе ДТП – установление виновника происшествия. Этому лицу (водителю, пешеходу, коммунальным службам) в дальнейшем придется компенсировать стоимость нанесенного другим сторонам ущерба, а потерпевшим нужно доказать наличие ущерба и установить его величину.

К сожалению, не всегда виновник аварии соглашается с предъявленными к нему претензиями. К тому же непосредственно на месте бывает сложно определить, чьи действия привели к ситуации или же установление виновного в ДТП происходит неправильно. Техническая экспертиза автомобиля после ДТП нужна именно для таких спорных ситуаций, когда требуется установить, кто (или что) явился причиной аварии, определить пострадавших, сумму ущерба, картину происшествия в целом. Экспертиза проводится, когда разрешить спорную ситуацию нельзя без профессиональных автотехнических знаний, нет единодушия сторон в размере ущерба от ДТП, или одна из сторон-участниц аварии придерживается позиции, с которой другая не согласна.

Автотехническая экспертиза служит для следственных и судебных органов инструментом выявления виновника ДТП и раскрытия всех обстоятельств события. Это крайне важно, ведь некоторые детали ДТП могут смягчить степень ответственности водителя ТС, усугубить таковую или указать на других виновных. Например, на некачественно проведенные в автосервисе работы, дорожную службу, не содержащую покрытие в должном качестве, забывшую установить знаки при ремонте. А на основании оценки ущерба от ДТП предъявляются требования к виновному водителю и его компании-страховщику.

В некоторых источниках встречается название «дорожно-транспортная экспертиза». Ряд профессиональных экспертов считает этот термин более верным, поскольку в объекты экспертного исследования входит не только автомашина, но и состояние трассы, различных дорожных конструкций, действия в сложившейся ситуации каждого из водителей, прочие обстоятельства и нюансы случившегося ДТП.

Виды проводимых проверок

При оформлении бумаг на экспертизу нужно выбрать эксперта. Возможна и , если ходатайство подается не судом, а одной из сторон спора. Если запрос делает суд, эксперта выбирает он. В любом случае специалист должен иметь персональный идентификатор и лицензию от Минюста.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП можно скачать на нашем сайте.

Проведение экспертизы

Процедура экспертизы проходит в нескольких этапов:

  • участвующие стороны уведомляют о факте будущей экспертизы, времени и месте проведения таковой;
  • проводится осмотр места аварии и пострадавшего в ДТП транспорта с целью дальнейшей экспертизы;
  • собранные сведения анализируются, специалисты готовят результат экспертизы;
  • уполномоченный эксперт составляет заключение по ДТП, предоставляемое заявителю.

Вопросы для экспертов

Чтобы автотехническая экспертиза ТС после любого ДТП достигла поставленной цели, стала максимально точной и корректной, в ходатайстве нужно указывать правильный перечень вопросов специалисту. Далее предложен рекомендованный для автотехнической экспертизы по ДТП список вопросов эксперту.

Для проверки обстоятельств:

  • какова была действительная скорость движения ТС до начала водителем торможения;
  • протяженность тормозного и остановочного пути;
  • была ли у водителя ТС какая-либо техническая возможность избежать аварии через применение техники экстренного торможения;
  • какими нормами, требованиями и пунктами Правил дорожного движения следовало руководствоваться каждому участвовавшему водителю ТС в сложившейся ситуации;
  • действовал ли по ПДД водитель;
  • какова величина допустимой скорости передвижения ТС на участке трассы с аналогичным поворотным радиусом или видимым расстоянием;
  • минимально допустимая в конкретной ситуации дистанция движения ТС по отношению к едущему впереди;
  • соответствовали ли с технической точки зрения объяснения водителя реальному положению дел;
  • какое расстояние было, когда водитель объективно мог увидеть пешехода, вышедшего из-за неподвижного препятствия;
  • кто из участников аварии имел преимущество при движении;
  • каково расстояние, на котором должен был водитель ТС начать маневр по безопасному обгону или объезду.

Для технической экспертизы:

  • были ли у транспортного средства неисправности;
  • каковы причины имевшихся неисправностей ТС;
  • был ли дефект причиной аварии;
  • могла ли поломка ТС случиться как следствие ремонта или обслуживания;
  • каким было влияние неисправности или дефекта на устойчивость ТС, его управляемость;
  • был ли в состоянии водитель ТС, с учетом обнаруженной поломки, предотвратить аварию;
  • был ли шофер/иное лицо, ответственное за выпуск на трассу/рейс ТС, в состоянии выявить поломку до аварии;
  • являлся ли выполненный ремонт ТС качественным;
  • если ТС ремонтировалось, устранена ли была в итоге поломка;
  • полностью ли выполнены перечисленные в заказ-наряде работы.

Для трасологической экспертизы:

  • где расположено место наезда/столкновения/удара;
  • как расположены ТС на момент самой аварии относительно друг друга и проезжей части, полотна и границ таковой;
  • каков был механизм аварии;
  • какова траектория перемещения автомобилей при ДТП до удара и после него;
  • какие из документально зафиксированных повреждений пострадавших ТС могли быть нанесены в ходе аварии;
  • какими конкретно частями ТС контактировали на начало ДТП;
  • был ли при аварии неподвижен автомобиль на момент удара;
  • какой из участников произошедшего ДТП двигался, а какой – стоял неподвижно.

Для проверки дорожных условий отрезка трассы:

  • соответствие установленных в месте аварии дорожных знаков ГОСТу и ПДД;
  • состояние покрытия трассы и соответствие его ГОСТу на участке случившегося ДТП;
  • наличие разметки на рассматриваемом участке, и ее соответствие ГОСТу;
  • соответствовал ли (если применимо) режим светофора в зоне аварии предписанием ГОСТу;
  • безопасно ли организовано движение на данном участке трассы, и есть ли огрехи и недостатки в его организации.

Для автотоварной:

  • какие на ТС имеются повреждения и дефекты;
  • объемы предстоящих ремонтных работ;
  • стоимость восстановления ТС после аварии;
  • какова будет рыночная стоимость поврежденного транспорта.

Сроки проведения

С момента принятия ходатайства процедура должна быть проведена:

  • обычным порядком: экспертиза осуществляется за 15 – 30 дней;
  • в неотложных и важных случаях, за дополнительную плату, сроки проведения автотехнической экспертизы после ДТП могут быть сокращены до 3-5 дней.

Стоимость вопроса

Цена любой экспертизы в каждом случае рассчитываются индивидуально на договорной основе. В среднем, в 2019 году стоит ориентироваться на сумму от 15 тысяч рублей.

Заключение эксперта


По результатам проведенной экспертизы ДТП специалист выдает отчет, в котором приведены ответы на все вопросы, поставленные при ходатайстве. Важно понимать, чем для суда является заключение экспертизы ДТП: такая бумага – официальный документ, на его основании будут разрешаться спорные вопросы о вине сторон, размере нанесенного в ДТП ущерба и величине компенсаций, другие обстоятельства.

Оспаривание результатов

Если сторона не согласна с результатами экспертизы, их можно оспорить. Например, могли быть выяснены новые обстоятельства ДТП, найдены неточности в отчете, ошибки эксперта.

Для этого можно провести повторное исследование ситуации. Но если просто подать ходатайство на вторичную экспертизу, оно, скорее всего, удовлетворено не будет, поскольку у подателя отсутствуют аргументы для этого. Поэтому необходимо сначала сделать рецензию на заключение эксперта по ДТП.

Рецензия на автотехническую экспертизу ДТП – документ, составляющийся уполномоченным экспертом. Специалист анализирует отчет судебной экспертизы, выявляет возможные неточности, несоответствия процессуальным нормам, ошибки, факты некорректного расследования и неучтенные обстоятельства по рассматриваемому ДТП. Он предоставляет заявителю рецензию с перечислением всех нарушений. Документ подается в суд и на этом основании назначается повторная автотехническая экспертиза по ДТП.

В ходе расследования ДТП необходимо установить меру вины каждого участника столкновения. Иногда автоавария наступает в ходе взаимодействия и влияния друг на друга различных факторов: погодных условий, технического состояния автомобиля и т.д.

Чтобы выделить все факторы, приведшие к аварии и оценить их влияние, нужно Что такое экспертиза ДТП, зачем она нужна?

Автотехнические экспертизы ДТП, или сокращенно АТЭ, – это исследование всех обстоятельств автоаварии, транспорта, участвующего в ней, а также других объектов и факторов, имеющих отношение к столкновению.

Она дает ответы на многие вопросы, касающиеся автоаварии. В том числе, позволяет определить причины ДТП, степень вины каждого участника и размер материального ущерба, причиненного в результате столкновения.

Если в автоаварии люди получили ранения либо погибли, то для определения меры ответственности каждого автомобилиста обязательно назначается автотехническая экспертиза.

Характеристика автотехнической экспертизы.

Следует знать, что АТЭ ДТП, включает в себя ряд исследований, позволяющих выявить обстоятельства аварии, чтобы дать им всестороннюю оценку, а также определить виновного и меру его ответственности.

Для решения такого широкого диапазона заданий эксперту придется исследовать различные предметы.

Даже очень хороший специалист не сможет в совершенстве освоить, как проводятся все виды исследований.

Поэтому, экспертизы разделены на виды в зависимости от объекта изучения. Эксперты специализируются на конкретных видах экспертиз и хорошо знают, как проводится то или иное исследование.

Например, транспортная экспертиза проводится на месте столкновения. Она позволяет установить обстоятельства происшествия, в частности, как двигался автотранспорт всех участников аварии до момента столкновения, и какие повреждения, из имеющихся после ДТП, имеют отношение к конкретному инциденту.

Кем назначается?

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы.

АТЭ – это судебная экспертиза по ДТП, но она выполняется как во время судебного рассмотрения дел, так на стадии следствия.

Чтобы проводилось такое исследование, необходима инициатива судьёй, сотрудников следствия либо органов дознания. Её могут назначить на основании ходатайства участников автоаварии или заинтересованных людей.

Судьи назначают экспертное исследование, когда в ходе судебного разбирательства свидетели дают противоречивые показания, путаются в обстоятельствах дела, а собранная доказательная база не позволяет определить, кто виноват в аварии.

Органы следствия и дознания инициируют экспертизу для установления всех обстоятельств и факторов, спровоцировавших опасную ситуацию на автодороге.

Автомобилисты, ставшие участниками ДТП, просят назначить экспертизу, когда несогласные с выдвинутыми им обвинениями.

Эксперту нужно будет дать ответы на вопросы, касающиеся технических характеристик автодороги и действий автомобилиста.

Мнение эксперта

Наталья Алексеевна

С этой целью они изучат по фотографиям место столкновения и проанализируют повреждения, полученные транспортом всех участников ДТП. На основании полученной информации они смогут составить точную картину происшествия и определить виновную сторону.

Виды экспертиз, назначаемых после ДТП

Автотехническая экспертиза в зависимости от объекта ДТП, который изучается, подразделяется на несколько видов.

Мы коротко остановимся на каждом из них.

Экспертиза обстоятельств автоаварии

Эксперт очень внимательно изучает сложившуюся перед столкновением автотранспорта дорожную ситуацию, чтобы определить степень вины всех участников происшествия. Для этого он устанавливает реальное техническое состояние машин и скорости движения обоих автомобилей на момент столкновения.

На основании обозначенной информации эксперт определяет причины возникновения опасной ситуации на автодороге и удаленность машин во время неё. Также моделируются возможные сценарии дорожных происшествий с учетом действия и бездействия автомобилистов. Таким образом, эксперт даст ответ на вопрос: была ли у водителей возможность избежать ДТП.

Исследование технического состояния автотранспорта

Проводится экспертиза каждого автомобиля, принимавшего участие в ДТП, на предмет наличия неисправностей. По всем выявленным поломкам и дефектам эксперт делает заключение – были ли они до аварии или появились вследствие столкновения. Исследуется работоспособность коробки передач и других элементов авто.

Транспортно-трасологическое исследование

Изучаются все следы, имеющие отношение к автоаварии. По ним эксперт сможет смоделировать движение автотранспорта перед столкновением, его расположение на дороге.

Эксперт не выезжает на место автоаварии.

Все материалы для исследования ему предоставляет заказчик. Поэтому, участникам дорожного происшествия всегда необходимо делать максимальное количество фотографий, стараясь запечатлеть все, что имеет отношение к аварии.

Важный момент, который нужно знать всем автолюбителям: трасологическая разновидность исследования при автотехнической экспертизе проводится исключительно по материалам фото и видеосъёмки.

Автотовароведческая экспертиза

В результате такой автоэкспертизы проводят оценку стоимости автомобиля после ДТП либо её годных остатков. Она помогает определить размер причиненного во время аварии материального ущерба автотранспорту.

На основании экспертного заключения определяется сумма компенсации по полису обязательной автостраховки, которую получит потерпевшая сторона.

Инженерно-психологическое обследование

После автоаварии исследуют не только транспорт, но состояние водителей. Специалисты проводят экспертизу, позволяющую определить состояние психики на момент дорожного происшествия и после него.

По результатам исследования эксперт сделает следующее заключение: была ли у автолюбителя возможность предотвратить столкновение, которой он по определенной причине не воспользовался. При положительном ответе эксперта, автолюбителя в ходе судебного процесса признают виновным. Судья, в зависимости от степени тяжести автоаварии, назначат водителю срок лишения свободы.

При сложных авариях кроме всех видов АТЭ могут понадобиться дополнительные исследования, проводимые криминалистами.

Разновидности экспертиз

Виды проводимых экспертиз.

Чтобы расследовать сложные автоаварии, знаний и опыта одного эксперта может быть недостаточно. Поэтому можно заказать комиссионную экспертизу.

Она предусматривает формирование комиссии, состоящей из нескольких человек, имеющих одинаковую специализацию.

На поставленные вопросы эксперты дают совместные ответы, и принимают общий вывод.

Если у кого-то мнение кардинально отличается от остальных, то он даёт свой отдельный ответ, о чем обязательно делается запись.

При формировании команды из экспертов, специализирующихся на разных исследованиях говорят о проведении комплексной экспертизы.

Когда после ознакомления с заключением поведенной АТЭ остались вопросы, то заказывают дополнительное исследование с новым списком вопросов. При необходимости перепроверить выводы, полученные после первой экспертизы, заказывают повторное исследование у экспертов, не выполняющих первый заказ.

Порядок проведения АТЭ

Полная автотехническая экспертиза, назначается после ДТП с тяжелыми последствиями: нанесен вред здоровью потерпевших участников аварии или наступил летальный исход. Страховщики заказывают в основном только автотовароведческую экспертизу, чтобы определить, на какую сумму причинен материальный вред машине потерпевшего автомобилиста.

Его должна компенсировать страховая компания виновного в аварии водителя, но только в пределах лимита, установленного законом об ОСАГО. Если этих средств будет мало, то недостающую сумму личными деньгами компенсирует автомобилист, спровоцировавший столкновение.

Порядок назначения и проведения АТЭ при административных, уголовных и арбитражных судебных процессах практически одинаковый. Существует только некоторое отличие в терминологии и процессуальных особенностях. Как мы уже писали, инициировать АТЭ может следователь, сотрудник органа дознания, судья, виновный либо потерпевший водитель, а также их адвокаты.

Им необходимо подать ходатайство, иначе АТЭ не будет иметь законной силы. На стадии досудебного разбирательства они подают ходатайство специалисту, ведущему дело. Во время судебного процесса документ подается на судебном заседании, но только до завершения стадии исследования доказательств.

Апелляционный суд принимает ходатайство только по уважительной причине – судом первой инстанции была отклонена эта просьба. Количество ходатайств, подаваемых одним человеком, законом не ограничено.

Как правильно составить ходатайство?

Как написать ходатайство о назначении судебной экспертизы?

Ходатайство пишут в свободной форме, но документ должен обязательно иметь три части: вводную, описательную и резолютивную.

Вводная часть содержит реквизиты суда и данные сторон дела. В описательной части указываются основания для проведения АТЭ и заказанные виды экспертиз.

Перечисляется список вопросов, на которые экспертам надо найти ответ. В последней части документа указывается желаемый эксперт и список предметов, передаваемых ему для исследования.

Все вопросы, на которые должен ответить эксперт:

  1. Рассматривающие технические характеристики автотранспорта.
    Ему необходимо оценить техническое состояние авто до и после ДТП. Нужно определить скорость движения и другие характеристики машинки на момент автоаварии.
  2. Анализирующие действия автомобилиста.
    Эксперт оценивает последовательность и правильность действий водителя, попавшего в аварийную ситуацию. Он определяет, нарушал ли водитель ПДД, и мог ли он избежать столкновения.
  3. Перечень вспомогательных вопросов.
    Эксперт изучает состояние автодороги и погодные условия на момент аварии.

Таким образом, эксперт определяет все неисправности автомобиля, выясняет причину их появления и дает заключение, могли ли они спровоцировать ДТП либо на него повлияло состояние дороги, погодные условия и другие факторы. Также он определяет необходимый объём ремонтных работ для полного восстановления машины.

Назначение АТЭ

Ходатайство об отводе эксперта.

Следователь или судья, рассмотрев полученное ходатайство, и приняв по нему положительное решение, выносит Определение или Постановление о назначении АТЭ.

В документе он должен указать на основания проведения автотехнической экспертизы, установить исполнителя, перечислить вопросы для него, и обозначить список исследуемых материалов.

Они имеют право ходатайствовать об отводе эксперта, о включении в перечень вопросов дополнительных вопросов, о назначении новых исследований.

Также они могут присутствовать при выполнении экспертиз и знакомиться с экспертными заключениями. Свидетель по делу о ДТП имеет право ознакомиться с заключением по экспертизе, касающейся только его.

С Постановлением должны быть ознакомлены все стороны судебного процесса.

Если одна из сторон автоаварии не предоставляет эксперту материалы, обозначенные в Постановление, то она мешает проведению исследования. В таком случае, суд может принять решение не в пользу уклоняющегося от АТЭ автолюбителя, без проведения самого исследования.

Требования к экспертам и срокам исследования

Автотехническая экспертиза при ДТП может проводиться экспертной организацией или частным экспертом. Они должны иметь лицензию от Минюста, позволяющую заниматься таким видом деятельности и персональный идентификатор. Эксперт должен всегда занимать нейтральную позицию.

Сроки проведения АТЭ не регламентируются никакими нормативными документами. Её продолжительность зависит от следующих факторов:

  • количеством материалов передаваемых на экспертизу;
  • типа автотранспорта;
  • степенью сложности полученных при ДТП повреждений.

Еще один важный момент длительности исследования – загруженность эксперта. Комплексная экспертиза в среднем выполняется за 2-3 дня.

Что собой представляет заключение эксперта?

В заключение эксперта указывают.

Результаты проведенного исследования эксперт оформляет в виде специального документа, который называется Заключение по АТЭ.

Это официальный документ, имеющий три обязательные части:

  1. Вводная часть заключения начинается с того, что указывается название экспертной организации и данные эксперта, который проводил исследования, а также перечисляются виды выполненных экспертиз.
    Затем подается перечень вопросов, которые устанавливает ходатайство. Причем, в обоих документах должна быть одинаковая формулировка, без любых изменений.
  2. Основная часть.
    В ней эксперт перечисляет, какой автотранспорт, и материалы были переданы для проведения исследований. Коротко излагает обстоятельства дела. Обязательно указываются данные людей, присутствующих во время экспертизы. Он перечисляет нормативные документы, на основании которых проводились экспертиза. Затем описывается комплекс проведенных исследований, подаются все чертежи, схемы, фототаблицы и используемые методики.
  3. Заключительная часть.
    Эксперт дает развернутые ответы на все поставленные заказчиком в ходатайстве вопросы, а также делает аргументированный вывод о повреждениях автотранспорта, во время автоаварии.

Документ подписывается экспертом, который выполнил исследование, и заверяется печатью экспертной организации. Судья может вызвать эксперта непосредственно на судебное заседание, чтобы тот дал разъяснения по своему заключению.

Итог

Правильно организованная и проведенная автотехническая экспертиза позволяет максимально точно оценить обстоятельства и причины, которые привели к ДТП, и объективно определить виновного водителя. Без исследования не всегда удается это сделать правильно. Допущенная ошибка может существенно повлиять на судьбу человека.

Также проведенное исследование позволяет оценить реальный размер вреда, причиненного транспорту, что даст возможность получить компенсацию, в размере достаточном для полного его восстановления. Удачи на дорогах!

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Задача автотехнической экспертизы - установление техсостояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков, дорожной разметки, механизма ДТП, психофизиологического состояния водителя и участников ДТП.

Виды автотехнической экспертизы

Судебная экспертиза технического состояния транспортных средств (автотехническая экспертиза);
- судебная экспертиза механизма ДТП;
- судебная автодорожная экспертиза (технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП);
- судебная экспертиза психофизиологического состояния водителя.
- какие вопросы решает автотехническая экспертиза технического состояния транспортных средств?

Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов, соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта;

Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь), если нет, то в чем заключается неисправность; когда она возникла;
Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП, если да, то каким образом; каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства;
Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и пр.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью;
Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия;
Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс;
Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать совершению ДТП;
Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства; каково качество произведенного ремонта автомашины; каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой).

Вопросы, которые решают с участием эксперта-металловеда:

Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?
Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?
Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?
Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?
Какие вопросы решает автотехническая экспертиза механизма ДТП?

Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания транспортного средства)?
Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы; какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?
За какое время транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути; какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда); какова величина тормозного, остановочного пути?
Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени; до какого момента у него была эта возможность; как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения, чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство; какие пункты Правил дорожного движения нарушены. Существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?
Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?
Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?
Какие вопросы решает автотехническая экспертиза технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП?

Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги; каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП; имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?
Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.) и других особенностей?
Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали совершению ДТП (в том числе отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и др.)?
Какие вопросы решает комплексная медицинская, психологическая и автотехническая экспертиза психофизиологического состояния водителя и других участников ДТП?

Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
Каково время реакции водителя на появление помехи в данной ситуации?
Мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения ДТП; мог ли водитель предотвратить ДТП?
Объектами автотехнической экспертизы могут быть: место ДТП, транспортные средства и их части (узлы, детали, обломки).
Как определяют результативность автотехнической экспертизы?

Результативность автотехнической экспертизы определяется качеством и полнотой представляемых эксперту материалов, к которым относятся протоколы осмотров места ДТП, подробно иллюстрированные фототаблицами, чертежами, схемами, а также ряд иных сведений.

К ним относятся информация о:

состоянии проезжей части дороги, ширине и типе покрытия, наличии тротуаров, обочин, кюветов, наличии и величине ям, выбоин, уклонов и пр.;
техническом состоянии и типе транспортного средства, его загруженности, координатах места ДТП, длине следов колес и их характере;
положении транспортных средств относительно друг друга;
контактировавших частях транспортных средств; о погодных условиях, видимости и обзорности дороги с места водителя;
применении водителем экстренного торможения;
расстоянии, пройденном транспортным средством после появления помехи, в том числе в заторможенном состоянии;
наличии или отсутствии обозначенного пешеходного перехода в зоне видимости водителем участка ДТП;
расстоянии, пройденном пешеходом по проезжей части до места наезда;
сведениях, какой частью транспортного средства был сбит пешеход или нанесен удар другому транспортному средству;
действиях пешехода перед его выходом на проезжую часть (стоял, двигался в том же направлении, резко изменил направление движения).



Просмотров