Почему необходимо соблюдать законы? Зачем нужны законы? Знай и соблюдай российские законы

Ответы и объяснения

1. законы необходимы чтобы поддерживать порядок в обществе

2. заокны необходимы, чтобы виновные получали наказание в соответствии со своими нарушениями.

3. законы необходимы, чтобы защитить в социальном, материальном плане жизнь людей

4. законы необходимы чтобы защищать работника и работодателя в сфере трудовых отношений

5. законы необходимы для того, чтобы знать, что же является нарушением, а что нет (т.е. что такое хорошо и что такое плохо)

Если не соблюдать законы или если их не будет, то в обществе не будет порядка, наступит анархия. всем будет дозволено совершать все, что угодно и никто не сможет сказать, какие поступки человека противны общществу а какие нет. без законов человек не будет защищен ни в социальном, ни в трудовом ни в материальном плане. В конце концов жизнь человека без соблюдения законов не будет стоить ничего, а в настояще время,если взять уголовное право жизнь человека — это великая ценность, за которую (если ее отнять) предусмотрено наивысшее наказание, вполть до пожизненного заключения.



Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были отдать всё. Народное единство позволило покончить со Смутой. И Россия была спасена.
Какие же уроки можно извлечь из этих событий?
Смутное время, конечно, слишком сложный период. Но одно можно сказать твёрдо: ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли, как это всё же случилось в отношении нашей родины в 1991 году.


Порядок. Какое замечательное слово! Порядок – это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.). А русский писатель В. И. Даль (1801 – 1872) считал, что порядок – это правильное устройство.
Человеческое общество нуждается в правильном устройстве. Люди это поняли давно и придумали юридические законы – правила, которые, как ты знаешь, устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок.

К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Например, Вова нарушает ПДД. Можно сказать, что тем самым они подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу.
Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.

А теперь подумай, что такое справедливость. Можно ли добиться её в обществе?
Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.





Поскольку мы говорим о законах, нам важно знать мнение юристов – специалистов, которые хорошо в них разбираются. В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.
Чтобы стало понятнее, познакомьтесь с побасенкой, которую любят рассказывать юристы.
Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».
Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!»
И наказал хулигана.

У людей есть только одни способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому. Для этого и нужно соблюдать законы, потому что только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу в обществе. В Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Вот, например, часть 5 статьи 13 указывает: «Запрещается создание… общественных объединений, цели… которых направлены на… изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Строго, но справедливо! Согласны?


Неудивительно, что многие политики побаивались и не любили его. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. Ибо вера в олимпийских богов считалась высшим законом, который сплачивал афинян в единое государство. И суд большинством голосов приговорил его к смертной казни.
Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. Он был глубоко убеждён, что нарушение закона способно причинить погибель обществу. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? – говорил он друзьям. – А, кроме того, какой дурной пример для молодёжи!»
Сократ остался верен судебному решению. В назначенное время он принял чашу с ядом. Наказание свершилось, ибо так проголосовало большинство судей.
А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. Самому же Сократу была сооружена бронзовая статуя.

Урок по обществознанию на тему «Почему важно соблюдать законы» 7 класс

Почему важно соблюдать законы?

В нашей стране существуют определенные законы, которые теоретически положено соблюдать всем жителям государства. Но на практике все происходит почему-то совсем по-другому, и, наверное, каждый человек хоть раз да нарушал закон, пусть и по мелочи. Это, естественно, не есть хорошо. Почему же следует соблюдать законы, мы постараемся рассмотреть ниже.

Первая и, пожалуй, главная причина заключается в том, что если люди перестанут соблюдать законы, то в государстве наступит полный хаос. Законы представляют собой своеобразные соглашения, которые направлены на регулирование отношений между людьми, организациями и государством. Если не будет законов, то, соответственно, эти отношения ничем не будут регулироваться, что приведет к печальным последствиям.

Вторая причина - это вероятность наказания. Никому не хотелось бы по своей воле оказаться в тюрьме или платить огромный штраф, не так ли? А несоблюдение законов чаще всего приводит именно к этому. Чтобы избежать сурового наказания, необходимо соблюдать прописанные в законах нормы и вести себя так, чтобы не противоречить им.

В качестве третьей причины можно назвать постоянный страх за себя и свое имущество в случае несоблюдения законов. Представьте только на минуту, что будет происходить на улице, если люди не будут соблюдать законы? Будет полнейшая анархия, не так ли?

Четвертая причина важности соблюдения законов заключается в защите наших интересов государством. Являясь законопослушными гражданами, мы находимся под защитой государства. А если мы нарушаем закон, то стоит ли ждать соблюдения установленных правовых норм от представителей власти?

Таким образом, можно говорить о том, что соблюдать законы важно и нужно. В противном случае несоблюдение имеющихся норм может привести к серьезным проблемам.

Для чего соблюдают законы

Рассматривая социальные нормы, мы отмечали, что существует много правил, не обязательных для исполнения, но, тем не менее, исполнение которых помогает людям жить. Существуют нормы, обязательные для исполнения, они называются законами. На данном уроке будет рассмотрено, что представляют собой законы, почему их надо придерживаться и к чему приводит неисполнение таких правил.

Порядок в быту и в обществе

В человеке внутри заложено стремление к упорядочиванию чего-либо. Люди часто собирают модели железных дорог, городов, которые упорядочены, доведены до совершенства. Это касается и обычной уборки в доме. Каждый школьник берется за такую работу без энтузиазма, но со временем, выработав определенную систему, он приводит комнату в порядок, желая довести его до идеала, но порядок сохранить на долгое время никогда не получается (рис. 1).

Рис. 1. Хаос и порядок (Источник)

Каждый человек является маленькой частью глобальной системы, и то, что происходит с ним в жизни, – это небольшой прообраз того, что происходит в обществе. Человек убрался в квартире, создал порядок в своем быту, то же касается и общества, человек и его должен упорядочить, чтобы не было хаоса, так как тогда человеческая жизнь будет неопределенной и неуравновешенной. Люди нуждаются в тепле, в пище, в получении образования, получении медицинского обслуживания, в организованном отдыхе. Механизмы, с помощью которых эти процессы организовываются, выдуманы давно и называются они законами.

Закон – писаные правила поведения человека. Существует один главный закон, который определяет границы для того, чтобы были написаны все остальные законы. Такой закон называется Конституцией. Он и формулируется как основной закон государства. Конституция – рамочное соглашение, потому в ней описаны все стороны, определяющие жизнь людей в той или иной стране. Если там написано, что гражданин отдельно взятого государства ни при каких обстоятельствах не может быть лишен жизни, это значит, что ни один закон, написанный в последующем, не может посягнуть на человеческую жизнь. И это касается всего остального.

Конституция – Основной Закон государства

Современное общество – очень сложный механизм. В нем много всевозможных связей, ситуаций, возникающих каждый день, потому никакой единый закон, какой бы полный он ни был, не может описать все те события, которые происходят с человеком в его повседневной жизни, а тем более Конституция, которая носит самый общий характер. Для того чтобы регламентировать повседневную жизнь людей, существует масса узконаправленных законов («Закон об образовании», «Закон о здравоохранении»), всевозможные кодексы – своды законов, касающиеся разных направлений общественной жизни (Кодекс законов «О семье», «Трудовой кодекс» и т. д.).

Законы и кодексы

Законов великое множество, и знание их требует изучения специальной дисциплины, обучения специалистов по правоведению. Таких специалистов называют юристами. Их деятельность охватывает большое количество разных сфер и направлений, обладающих определенной спецификой. Существует множество юридических профессий: адвокат, прокурор, судья и т. д. (рис. 2).

Профессия юриста

Неоднократно было отмечено, что все люди разные, и к сожалению, многие не имеют чувства справедливости и ответственности. Некоторые люди нарушают законы, и это плохо, вредно и опасно. Любой человек может подумать, что ничего страшного в небольшом отходе от буквы закона нет, если так он добьется определенного успеха в каком-нибудь деле. Но право человека ограничивается правом его соседа, и обходить закон, написанный для всех, по определению нельзя.

Нарушение закона

Совершив какое-то противоправное действие, нарушая закон, человек тем самым нарушает всю систему. На примере обычной вазы можно показать и хрупкость системы. Сделав противоправный поступок, человек разбивает целостность вазы (системы) (рис. 3).

Рис. 3. Ваза как символ человеческого общества (Источник)

Уголовный кодекс

Для людей, которые совершают преступления, существует Уголовный кодекс.

Уголовный кодекс – свод законов, который регламентирует поведение общества относительно тех людей, которые переступают закон, нарушая в опасной форме жизнь и деятельность общества и отдельно взятых граждан. Это жесткая система мер наказания вплоть до лишения свободы (рис. 4).

Рис. 4. Итог преступных действий (Источник)

Свободное общество

В каждом государстве существует система законов, государство имеет специальный аппарат чиновников, которые должны следить, чтобы граждане исполняли законы. Государство имеет свои правоохранительные органы и систему, исполняющую постановления суда.

В философии существует мысль о том, что человеческое общество может жить и без государства, существовать без всей мощной структуры охраны порядка. Для этого необходимо лишь четкое понимание каждым человеком того, что надо соблюдать законы. Если каждый будет исполнять законы, не ущемлять интересы другого человека, тогда никому не будут нужны милиционеры, тюрьмы, прокуратура, все чиновники, на которых тратится огромное количество денег по их содержанию, и само государство. Проблема здесь лишь в одном. Построить такое общество, а это анархия – общество, в котором нет государства, – крайне сложно. Все люди разные, одни выполняют законы, другие сознательно пренебрегают ими, считая, что их эгоистические интересы важнее интересов всего остального общества. Результат построения свободного общества предвидеть сейчас нельзя, так как построить такое справедливое общество всеобщего благоденствия, скорее всего, невозможно. Возможно, в будущем, когда люди станут намного умнее и научатся все, без исключения, выполнять законы, такое общество будет построено.

Для чего соблюдают законы?

Даже такая жесткая система наказаний основана по принципу справедливости. Философы говорят: «Справедливость – это когда каждому воздается по его правам». Если человек нарушает права, то он должен понести за это ответственность, если чьи-то права были ущемлены, то они должны быть компенсированы.

Законы не защищают слабых от сильных. Законы защищают добропорядочных и законопослушных людей. Для того чтобы был порядок, необходима система, любое нарушение системы разрушает ее, потому и существуют законы. Всякого рода ограничения и правила, законы служат, чтобы сохранить человеческую свободу. Оговаривая рамки человеческого поведения, законы устанавливают именно то поле, где человек абсолютно свободен.

Подводя итог, нужно отметить, что у человеческого общества нет другого пути. Если люди не хотят глобальной катастрофы, если люди не хотят в будущем увидеть мир в том виде, в котором его представляют фантасты, где правит только сильный – надо соблюдать законы. «Dura lex, sed lex» – «Закон суров, но это закон» – говорили древние римляне. Эта основа римского права и сейчас остается основой человеческого общества.

Список литературы

  • Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 224 с.: ил.
  • Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. – М.: Дрофа
  • Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7. – М.: Мнемозина.
  • Домашнее задание

    1. Запишите несколько причин, почему надо исполнять законы.
    2. Найдите в интернет-ресурсах несколько правовых систем древнего мира и средних веков, чем они отличались от современного права?
    3. Напишите небольшое сочинение на тему: «Исполнение законов – моя гражданская обязанность».
    4. *Проведите опрос в классе, насколько часто ваши сверстники делают мелкие административные правонарушения (перебегают дорогу на красный свет или переходят ее в неположенном месте, не покупают билет в городском транспорте и т. д.). Сделайте выводы. Как вы считаете, можно ли решить эту проблему, и каким способом?

    Почему важно соблюдать законы

    Что такое закон? Что такое опричнина, какие несчастья она принесла России?

    Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно. Законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

    Закон устанавливает порядок в обществе

    Почему важно соблюдать законы? На этот вопрос можно найти много разных ответов. Мы дадим только три. Но, на наш взгляд, очень важных. Начнём с уроков истории, которые полезно учесть в разговоре о законах.

    ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

    Слово «смута» имеет много значений: непорядок, расстройство в делах, разруха, а также восстание, мятеж и даже раздор между народом и властью.

    Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось в начале XVII в. и продолжалось до 1613 г., когда был избран царь Михаил Фёдорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей погибли от голода, в междоусобной борьбе, от рук иностранных захватчиков.

    Законного правительства не было, управление страной несколько раз переходило из рук в руки: друг друга сменяли самозванцы, польские ставленники, бояре.

    Смута поселилась прежде всего в умах и душах людей. Они подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться её недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости.

    Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы страны. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были пожертвовать личными интересами, отдать все свои средства на нужды народного ополчения. И Россия была спасена.

    Чем грозило государству отсутствие законной власти?

    Вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, совершают покупки, ходят в театры и кино, путешествуют, придерживаясь установленных правил. Эти правила позволяют поддерживать порядок. Случаются нарушения порядка, но это почти всегда приводит к плачевным результатам. Ведь правила установлены, чтобы людям жилось удобно и спокойно.

    Порядок - это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.). В. И. Даль считал, что порядок - это правильное устройство.

    Средства, с помощью которых люди устанавливали порядок, - обычаи и традиции - начали складываться уже в первобытном обществе. Как вести домашнее хозяйство, действовать на охоте, делить добычу, обмениваться продуктами, судить и наказывать - вся жизнь общины была подчинена строгим правилам. А иначе человек не мог выжить.

    С возникновением государства появились юридические законы - правила, которые, как ты знаешь, устанавливает (и охраняет!) государство. Эти правила обязаны соблюдать все.

    Правильное устройство жизни общества - залог надёжности. Людям удобно и спокойно, когда в доме исправно работает отопление, есть электричество и газ, когда в магазинах есть продукты, хорошо работают больницы, школы, транспорт, когда граждане не только знают, но и соблюдают законы, чиновники честно исполняют свои обязанности, а полиция умеет поддерживать общественный порядок.

    Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства - Конституцию. Там чётко сказано о том, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и о многом другом.

    Помимо главного закона - Конституции, существуют ещё и другие: об образовании, об охране окружающей природной среды, о средствах массовой информации, о воинской обязанности и военной службе, Семейный кодекс, Трудовой кодекс и т. д. Даже по названиям можно догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области жизни общества.

    К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Нарушители законов подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу. Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей наказывать.

    В России принят Уголовный кодекс. Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

    Зачем надо соблюдать законы

    Почему важно соблюдать законы?

    Слово «смута» имеет много значений: это непорядок, расстройство дела, разруха, а также восстание, мятеж и даже раздор между народом и властью. Одним словом – непорядок.

    Смутное время, или «великая разруха Московского государства», как говорили тогда, случилось на рубеже XVI-XVII вв. и продолжалось примерно 12-15 лет, до 1613 г., когда был избран царь Михаил Фёдорович Романов. За эти годы Россия была разорена, тысячи людей погибли от голода. Законного правительства не было, управление страной переходило из рук в руки около десяти раз: сменяли друг друга самозванцы, польские ставленники, Семибоярщина.

    Смута поселилась, прежде всего, в умах и душах, люди подняли оружие друг на друга, всякий думал о своей выгоде, а не о благе Отечества. Ослаблением страны не замедлили воспользоваться её недруги, готовые отхватить себе лакомый кусок Русской земли. При общей анархии (безвластии, беспорядке) России грозила потеря государственной независимости.

    Но именно эта угроза всколыхнула патриотические силы. В сознании народа победила идея гражданского согласия, сильной законной власти. Ради порядка и общего блага люди готовы были отдать всё. Народное единство позволило покончить со Смутой. И Россия была спасена. Какие же уроки можно извлечь из этих событий? Смутное время, конечно, слишком сложный период. Но одно можно сказать твёрдо: ослабление законной власти, разгул анархии, нарушение порядка и справедливости могут привести страну к разрухе, стереть с лица Земли, как это всё же случилось в отношении нашей родины в 1991 году.

    Закон устанавливает порядок в обществе.

    Не приходилось ли вам задумываться, что такое порядок и зачем он нужен в обществе? А ведь вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, лечатся, ездят на машинах, поездах, велосипедах, отдыхают, путешествуют, ходят в кино и магазины, придерживаясь установленных правил. Конечно, случаются нарушения порядка. Но к чему это приводит? Правила установлены, чтобы людям удобно и спокойно жилось, всякое нарушение их может кончиться весьма плачевно.

    Порядок. Какое замечательное слово! Порядок – это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н. э.). А русский писатель В. И. Даль (1801 – 1872) считал, что порядок – это правильное устройство. Человеческое общество нуждается в правильном устройстве. Люди это поняли давно и придумали юридические законы – правила, которые, как ты знаешь, устанавливает государство. Эти правила должны соблюдать все. Людям удобно и спокойно, когда в доме тепло и светло, когда есть продукты, хорошо работают транспорт, магазины, школы, больницы, когда соблюдаются правила уличного движения, иначе говоря, когда в стране порядок.

    Хочешь узнать, с чего начинается порядок, — открой главный закон государства – Конституцию РФ. Там чётко сказано, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и многое, многое другое.

    Но Конституция – это только главный закон, существуют ещё и другие: «Об образовании», «Об охране окружающей природной среды», «О средствах массовой информации», «Семейный кодекс», «Трудовой кодекс», «Закон о воинской обязанности и военной службе» и т. д. Даже по названию вы сможете догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области нашей жизни.

    К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Например, Вова нарушает ПДД. Можно сказать, что тем самым они подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу. Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей непременно наказывать.

    В России принят «Уголовный кодекс». Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Следовательно, закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

    Закон стремится установить справедливость

    А теперь подумай, что такое справедливость. Можно ли добиться её в обществе? Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.

    Справедливость очень нужна людям. Когда невиновного наказывают – обидно. Когда незаслуженно ставят плохую отметку – неприятно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт его и унижает. Несправедливо, когда у одних все права, а у других только обязанности. Наверное, каждый человек в глубине души убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые – осуждены, наказаны.

    Люди издавна стремились каким-либо способом утвердить в обществе справедливость. И нашли самый надёжный способ – с помощью законов. Вот Русская Правда – древний свод законов, которые начали записывать более 900 лет тому назад. Уже в нём можно увидеть стремление законодателя к порядку и справедливости. Например, есть в Русской Правде статья, которая называется «О коне»: «Если кто коня купит… а будет в коне порча, то пойти к продавцу, у которого купил, и взять у него своё серебро (деньги)».

    А в Соборном уложении 1649 г. – сборнике законов царя Алексея Михайловича в главе X под названием «О суде» прямо указывается: «Суд царя… Алексея Михайловича… должен судить всех людей Московского государства, от большого до малого чина, по правде (справедливо)».

    Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

    Законы, которые принимаются у нас в России, призваны утверждать и защищать справедливость. Так требует Конституция – закон законов. И сама же служит главным образцом справедливости. Можешь в этом убедиться.

    Статья 6. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности…

    Статья 19. Все равны перед законом и судом.

    Статья 43. Каждый имеет право на образование.

    Статься 58. Каждый обязан сохранять природу…

    Закон устанавливает границы свободы поведения

    Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свобода передвижения, свободный человек, свободное место, свободная квартира, свобода слова, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих словосочетаниях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, неволи, возможность действовать по своему желанию. Вообще, свобода – это нормальное, естественное состояние человека.

    Поскольку мы говорим о законах, нам важно знать мнение юристов – специалистов, которые хорошо в них разбираются. В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: свобода состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому. Чтобы стало понятнее, познакомьтесь с побасенкой, которую любят рассказывать юристы.

    Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками». Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!»

    И наказал хулигана.

    Вы поняли, в чём мудрый смысл это побасенки?

    Оказывается, свобода, как и права человека, не может быть беспредельной, безграничной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей.

    Подумайте: людей много, у каждого свои интересы, желания – своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённых правил поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

    У людей есть только одни способ избежать человеческой катастрофы – не причинять вреда другому. Для этого и нужно соблюдать законы, потому что только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу в обществе. В Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Вот, например, часть 5 статьи 13 указывает: «Запрещается создание… общественных объединений, цели… которых направлены на… изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Строго, но справедливо! Согласны?

    Человек

    Жил в древних Афинах философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Хотя Сократ и не написал ни строчки, но о нём сохранилось немало рассказов его соотечественников, поклонников, учеников. Он был не только выдающимся мыслителем, но и мужественным гражданином. Ответственных государственных должностей он не занимал, однако не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских обязанностей – посещения народных собраний, участия в суде присяжных и т. п. Не раз смело и открыто критиковал он политиков за несправедливость и беззаконие, которые совершаются в государстве.

    Неудивительно, что многие политики побаивались и не любили его. Против него было выдвинуто обвинение в том, что он не верит в богов и дурно влияет на молодёжь. Это было равносильно обвинению в государственной измене. Ибо вера в олимпийских богов считалась высшим законом, который сплачивал афинян в единое государство. И суд большинством голосов приговорил его к смертной казни. Друзья уговаривали Сократа бежать из тюрьмы. Однако философ наотрез отказался из уважения к судебному решению, которое было равносильно закону. Он был глубоко убеждён, что нарушение закона способно причинить погибель обществу. «Разве общество может существовать, если судебные решения не имеют в нём никакой силы? – говорил он друзьям. – А, кроме того, какой дурной пример для молодёжи!»

    Сократ остался верен судебному решению. В назначенное время он принял чашу с ядом. Наказание свершилось, ибо так проголосовало большинство судей. А вскоре афиняне раскаялись в содеянном. Они разоблачили главного клеветника и казнили его. Самому же Сократу была сооружена бронзовая статуя.

    Зачем нужны законы

    Человек с рождения уже пребывает во взаимодействии с законами. Законы должны быть в любом цивилизованном государстве и должны соблюдаться любым гражданином конкретной страны. Под этим термином подразумевается не только наличие обязанностей, но и наделение каждого гражданина правами, о чем сегодня в нашей стране мало кто помнит. Зачем нужны законы и каков их смысл в современном государстве? Давайте разбираться…

    Необходимость в законах.

    Законы регулируют взаимодействие людей в обществе. Если бы законы перестали действовать, то общество бы моментально погрузилось в пучину анархии и беззакония. Трудно себе представить, какие были бы последствия повсеместного их несоблюдения. Законы у каждой нации бывают не только зафиксированы документально, еще есть такие, которые передаются из уст в уста, зависят от культурного наследия нации. Например – духовные, нравственные, этические. Человеку, хочешь не хочешь, приходится считаться и с ними. Несоблюдение одних – может сразу сказаться на моральном устое общества, других – обязательно отразиться позже, по прошествии некоторого времени.

    Каждое государство принимает собственный свод законов, который может иметь как минимальные отличия, так и кардинальные. Простой пример: Россия и Беларусь, или Россия и Израиль. В Беларуси практически идентичные с нашей страной духовные ценности, направления в культуре, быт. В Израиле же отличия довольно существенные: там многие носят оружие без разрешения, там нельзя жениться или выходить замуж за лиц, не принадлежащих к еврейской национальности. Наконец, вы только вдумайтесь, автобусы там также разделены – для евреев и для неевреев; у них существует праздник, когда горит большой костер, и каждый, проходя мимо, в огонь кидает живых существ (кошек, собак и т.д.).
    Что ж, у каждой нации свои законы и свое культурное наследие, хотя Израиль трудно назвать нацией – большинство евреев живет за пределами своей страны, не знает родного языка, спортивных успехов нет вообще – одна ущербность…

    Государственные законы.

    Государство принимает свод законов, регулирующих взаимоотношения своих граждан. Законы предусматривают соблюдение порядка, закрепление прав, ну и в идеале направлены улучшение благосостояния всей нации, а не отдельных граждан. Необходимо знать, какие есть законы, хотя бы основные. Вот некоторые из них: закон о полиции, об образовании, о недрах земли. Их нарушение в зависимости от степени тяжести неумолимо приведет к наказанию, согласно процессуальному кодексу.

    Если каждый представитель государства будет соблюдать не только официально принятые законы, но также духовные и моральные принципы, то могущество общества будет только увеличиваться. В ином случае любую страну ожидает участь Римской империи, которая сгинула в небытие из-за повсеместного пьянства и разврата, царившего в ней.

    Дети тоже должны знать законы.

    Еще с юных лет ответственные родители доносят до их чад, что незнание закона не освободит от ответственности либо самих детей, либо, что более вероятно, их родителей – вот зачем нужно соблюдать законы. Ведь пока ребенок не достиг определенного возраста, за его проступки будут расплачиваться родители.

    Для того чтобы дети знали основы главных законов страны, в нашей школьной программе предусмотрено несколько предметов, которые кратко объясняют, зачем нужны законы. Это закладывает в детский ум необходимость их соблюдения и неотвратимость наказание за их нарушение.

    Важность соблюдения законов.

    Безусловно, есть и такие люди, которым принятые законы, что называется «нипочем». В их понятии это и есть свобода. Однако им следует помнить, что такая «свобода» будет недолгой. В любом случае, им рано или поздно надо будет подстраиваться под общество, в котором правят закон и порядок.
    Если человек научится жить и творить, не нарушая их, то для него это принесет только пользу.

  • Калькулятор ОСАГО Поволжский страховой альянс (ПСА) Удобный калькулятор ОСАГО Поволжский страховой альянс (ПСА) онлайн поможет рассчитать стоимость страховки Страховые компании - партнеры Калькулятор ОСАГО Страховая компания Поволжский […]
  • Суд признал банкротом сеть ресторанов «Япоша» Арбитражный суд Москвы по заявлению банка «Траст» признал банкротом компанию «Япошка-Сити», управляющую сетью ресторанов «Япоша». Об этом сообщает Российское агентство правовой и судебной […]
  • Образец соглашения о расторжении договора аренды. Акт приема-передачи по договору аренды СОГЛАШЕНИЕ о расторжении договора аренды земельного участка от _______ № _____ г. г. К-ск ___________г. Арендодатель - Департамент имущественных и […]
  • Самое страшное наказание для японского ребенка. История из жизни. Ребенок сделал, что не хорошее. Мама вышла из себя и выставила сына за дверь. Через несколько минут снаружи послышалось плачь. «Я больше так не будут» - утерая слезы […]
  • Бюллетень по атомной энергии. 2005. № С. 50. Терминологический словарь по промышленной безопасности, 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Нтц «Промышленная безопасность», 2006 кандидат юридических наук, руководитель Федеральной […]
  • Как писать гражданство в анкете правильно У нас несколько раз в комментариях спрашивали, как правильно указать гражданство в анкете. Хороший вопрос, ведь если ошибиться с заполнением этой графы, могут возникнуть проблемы при пересечении […]
  • КТД на тему: «Я знаю и соблюдаю законы».

    Цели:

    1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.

    2. Выяснить значение понятий “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей.

    3 . Повышать социально-правовую компетентность учащихся.

    4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.

    5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

    Оборудование:

    1. Плакат: “Календарь правовых дат”

    2. Эпиграфы к занятию:

      “Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности” (Б. Франклин);

      “Живи по закону, поступай по совести” (латинское изречение);

      “Учись думать о себе и о других” (китайская мудрость).

    3. Мультимедийное оборудование.

    Ход мероприятия:

    Одна из обязанностей гражданина России - знать и соблюдать законы. При этом знание законов одинаково полезно как для государства (тогда граждане не нарушают норм права), так и для самого человека (он знает, как поступить в том или ином случае, как себя защитить). На сегодняшнем мероприятии мы познакомимся с правами и обязанностями человека как гражданина государства, а также, учитывая, что вы являетесь учащимися школы, мы ознакомим с правами ребенка и, самое главное, с его обязанностями.

    В несметном нашем богатстве слова драгоценные есть:

    Отечество, верность, братство.

    А ещё есть 6 совесть и честь…

    Ах, если бы все понимали, что это не просто слова.

    Каких бы мы бед избежали, и это не просто слова!

    Не только слова!

    Мы ответим на 6 наивных вопросов, которые стали самыми актуальными с момента принятия закона:

      Почему принят этот закон?

      Правда ли, что он принят только у нас в стране?

      Не нарушает ли закон права человека?

      Что будет если нарушить закон?

      Чем занять свободное внеучебное время?

      Есть ли уже результаты действия закона?

    Стих читает ученик.

    В Астраханском нашем крае,

    Появляется закон, никому он не знаком.

    Защищает жизнь он нашу, делаете он краше,

    Чтоб здоровье укрепил, безнадзорным не ходил.

    Ночью дома ты сиди, анти действий не веди!

    Табаку объявлен бой. Беспризорники домой!

    Изучили мы Закон. И теперь знаком нам он.

    Его не будем нарушать, статьи все будем соблюдать!

    Во многих странах мира действуют законы, достаточно жестко определяющие ответственность родителей за детей и общественность осознаёт особую значимость соблюдения этих законов. Так как речь идёт о её подрастающем поколении.

    В нашей стране многие регионы стремятся перенять положительный опыт семейной политики.

    Воспитывать себя способен лишь тот, в ком жива главная нравственная категория – совесть.

    Стих читает ученик.

    Совесть, благородство и достоинство-

    Вот оно святое наше воинство.

    Протяни ему свою ладонь,

    За него не страшно и в огонь.

    Ответим на вопрос « Не нарушает ли Закон права человека?»

    Нет, конечно, не нарушает. Закон разработан на прочном нормативно-правовом фундаменте: Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе РФ. Статья 38 содержит очень важные пункты:

    № 1 Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

    №2 Забота о детях, их воспитание равное право и обязанности родителей.

    Юристы проработали соответствие всех вводимых понятий. Например6 несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет, безнадзорный несовершеннолетний – контроль за поведение которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей. Наш Закон в полной мере обеспечивает и защищает прав ребёнка!

    Ученик читает стихотворение

    Закон один, для всех он равен:

    Для молодёжи, для подростков, для детей.

    Чтоб никакой беды не приключилось с нами,

    выучить необходимо несколько статей.

    Детям целый день одним

    Без присмотра нельзя находиться;

    Тем, кто старше, надо им домой

    В назначенное время возвратиться.

    Давайте, же, родители и дети,

    Не будем игнорировать закон,

    Ведь друг за друга мы в ответе

    И наша жизнь поставлена на кон!

    « Молодежь России – это сила!»

    И закон мы будем соблюдать,

    Чтоб на свете жить счастливо

    И всех проблем чтоб непременно избежать!

    Ведущий

      Без сопровождения взрослых дети не должны находиться в общественных местах

    До 7 лет-круглосуточно;

    С 7 до 14 лет – с 21 часа

    С 14 до 18 лет с 22 часов.

    Ответственность за это несут родители.

      Детям и несовершеннолетним продавать алкогольную продукцию – нельзя;

    Пиво, табак – нельзя.

    Ответственность за это несут продавцы.

      Детям до 16 лет запрещено находиться в игорных заведениях.

    Ответим на следующий вопрос:

    Что будет, если нарушишь закон?

    Нарушившие закон будут доставлены в орган внутренних дел, где будут содержаться до 3 часов. Сотрудники выясняют условия жизни и выявляет обстоятельства совершения правонарушения.

    Родителей ждёт наказание в виде штрафа или серьёзное предупреждение.

    А также отобрание его у родителей и лишение родительских прав.

    Помещение ребёнка в детскую трудовую колонию.

    Чем же занять свободное время?

    Дети должны заботиться о своём здоровье и для этого построены спортивные площадки.

    Ученик: Основной документ, по которому живет каждый гражданин нашего государства – это Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации – это основной закон, который имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

    Ученик: Действующая Конституция принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г. Конституция РФ состоит из 2 разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Она закрепляет основы конституционного строя России, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

    Ученик: Права человека – принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность гражданину действовать по своему усмотрению или получать определённые блага. (Конституция РФ)

    Ученик: Школа – социальный институт, где ты не только получаешь знания, но и приобретаешь опыт взаимодействия с другими людьми. От того, насколько хорошо ты знаешь свои права и обязанности, настолько успешным станут твои школьные годы и в последующем весь твой жизненный опыт. Если ты будешь добросовестно и ответственно выполнять свои обязанности, разумно пользоваться своими правами, уважать права других людей, тогда и окружающие будут соблюдать и уважать твои права.

    Ученик: Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. Если вы имеете права, то значит, вы имеете обязанности.

    Ученик: Вы должны знать, что каждая школа, гимназия, лицей имеет Устав – главный документ, определяющий всю деятельность учреждения, а на основании Устава – внутренний распорядок.

    Ученик: Защищая свои права, ты всегда должен помнить о своих обязанностях.
    1. Выполнять требования Устава и внутреннего распорядка школы.

    2. Вовремя приходить на занятия.

    3. Своевременно и в полном объеме готовить домашние задания.

    4. Уважать права одноклассников, других учащихся и работников школы.

    5. Бережно относиться к школьному имуществу.

      Пусть ты пока еще ребенок,

    Но должен знать уже с пеленок,

    Что ты уже России сын,

    Пусть маленький, но гражданин

      Как работу строить верно,

    как решать: кто прав - неправ

    Правил свод давно придуман,-

    Называется устав

      По законам мы живем

    Утром, вечером и днем

    Орган, где их создают

    Все парламентом зовут

      Все взрослые жители города, края

    Своих депутатов всегда выбирают,

    Неважно, кто ты по профессии: летчик,

    Ученый, водитель, простой переплетчик,

    Юрист или повар, нефтяник, писатель,

    На выборах ты- избиратель

      Я – гражданин России!
      Не правда ль, звучит красиво?
      Смело, достойно, гордо!
      Сказано как-то твердо!
      Я – гражданин России!
      И если б меня спросили,
      Чем же я так горжусь?
      Я бы ответил просто:
      Не надо пустых вопросов!
      Ведь моя родина – Русь!

    1) Домашнее задание

    Представление команд

    (Название команды и представление командира команды).

    2.Сказочный вопрос

    Капитаны команд выбирают по 1 карточки, правильный ответ приносит в копилку своей команды от 1 до 5 баллов.

    Задача 1

    Мультфильм «Гуси-Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.

    Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?

    (Похищение ребенка, нарушение его прав: на жизнь, на свободу, возможность воспитываться в семье).

    Задача 2

    Сказка В.Гаршина «Лягушка - путешественница».

    Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

    (Право на свободу передвижения).

    Задача 3

    А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».

    Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

    (Право на труд).

    Задача 4

    Мультфильм «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.

    Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» - дядюшки Тыквы были нарушены?

    (Право на владение личным имуществом).

    Задача 5

    Сказка Ш. Перро «Золушка».

    Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

    (Право на отдых).

    Задача 6

    Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

    (ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.)

      Конкурс «Перевертыши»

    Участники получают листы с перевертышами названий сказок. Необходимо разгадать название сказки и назвать права, которые нарушают герои этого литературного произведения.

    1.Петух одноцветный (Курочка Ряба)

    2.Желтая шляпка (Красная шапочка)

    3.Замарашка и семь великанов (Белоснежка и семь гномов)

    4.Пес без ботинок (Кот в сапогах)

    5.Утки-селезни (Гуси-лебеди)

    6.Серебряный замок (Золотой ключик)

    4. Задание «Определи вид преступления»

    Задание озвучивается по очереди каждой команде.

    Задание 1

    Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (кража)

    Задание 2

    Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (грабеж).

    Задание 3

    Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство ст. 159).

    Задание 4

    Пропали личные вещи из гардероба

    Задание 5

    Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба.

    (Ложный донос, Бандитизм уголовного кодекса).

    Задание 6

    Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (адм. Правонарушение. Анти общественное действие. Хулиганство).

      Конкурс «Обязанности»

      Назовите основной закон страны, который каждый гражданин страны обязан соблюдать; (Конституция)

      Обязанность совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных (родителей)

      Документ, удостоверяющий личность (Паспорт)

      Основной документ образовательного учреждения, в котором прописаны основные права и обязанности школьников (Устав)

      Обязанность гражданина своевременно оплатить, установленные законом, (Налоги)…..

      Обязанность каждого гражданина защищать свою родину, называется – (Служба)

      Обязанность родителей ….. своих несовершеннолетних детей; (Содержать)

      Основное право и обязанность каждого школьника (Учиться)

      Каждый гражданин обязан сохранять и приумножать историческое и ………… наследие страны; (Культурное)

      Каждый гражданин обязан бережно относиться к ……… и её богатствам; (Природе)

      С какого возраста паспорт действует бессрочно? (С 45 лет.)

      Где предъявляют паспорт

    6)«Задачкино»

    I . Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребята?

    Ложный звонок

    В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. (Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д.)

    Порча школьного имущества

    Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)

    Порча чужого имущества

    На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

    (Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).

    Драка на улице

    Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения. (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)

    Ограбление ларька

    Двое 15 летних подростков забрались вечером в продовольственный ларек: побили бутылки, сломали стекло, украли продукты. Ущерб нанесли на сумму 10 тысяч. Кто должен нести ответственность за материальный ущерб. (уголовное правонарушение по статье кража, наказание для данных лиц будет соответствующее, т.е штраф, возмещение ущерба, исправительные работы или обязательные работы. Но в большинстве случаев, отвечают за детей их родители).

    Угроза жизни

    Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» (как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление, с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)

    7) «Занимательная»

    Ответить на вопросы:

    1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»)

    2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета.)

    3. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воров­стве ювелирных изделий. (Сорока.)

    4. Его приговорили утопить в загородном пруду как бес­призорного, беспаспортного, безработного. (Буратино.)

    5. В финале этого фильма один из героев публично про­возгласил «Да здравствует наш суд - самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница».)

    6. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. (Шапка.)

    8) Составьте пословицы

    Грамоте учиться – а потехе час

    Делу время, всегда пригодится

    Жить – суда боится

    Правда, родине служить

    Дело- мастера боится

    Тот герой, не сиди на печи

    Хочешь, есть калачи – кто за родину горой

    Конкурс "Правовой статус ребёнка"

    Командам поочередно будут предлагаться вопросы. Необходимо ответить с какого возраста ребенок приобретает называемые права и обязанности, несет ответственность за свои поступки.

      Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.

      Имеет право на жизнь /с рождения/.

      Имеет право иметь имущество, распоряжаться им /с рождения/.

      Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

      Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.

      Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступлении (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.

      Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.

      Несет ответственность за проступки, связанные с нарушение общественного порядка /с 16 лет/.

      Вправе посещать школу /с 6 лет/.

      Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.

      Несет имущественную ответственность, за нанесенный ущерб /с 14 лет/.

      Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

    Конкурс. “Песня о правах”.

    Звучат песни . Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

    “В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).
    “Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).

    “Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)

    “Может знает лес” (право на жизнь.)

    “ На крутом бережку” (право на отдых).

    “Наташка-первоклашка” (право на образование).

    “Я служу России” (обязанность встать на воинский учет.)

    Представьте, что вы все юристы. Ваша задача, определить виды юридической ответственности в различных нарушениях.

    Виды ответственности:

    А – административная ответственность.

    Г – гражданско – правовая.

    У – уголовная.

    Д – дисциплинарная

    Виды нарушений:

      Порвал учебник одноклассника (Г)

      Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

      Избил одноклассника (У)

      Совершил кражу мобильного телефона (У)

      Совершил прогул в школе (Д)

      Переходил дорогу в неположенном месте (А)

      Разбил окно (Г)

      Нецензурно выражался в школе (А)

    Молодцы, с этим заданием вы справились. У вас на столе лежат примеры из жизни.

    1. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать?

    (С 16 лет. Административная. Предупреждение, исправительные работы.)

    2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

    (Предупреждение в первый раз. Во второй раз задержание.)

    3 Подросток Коля,13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажёг спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещество, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожёг тела. Является ли это административным преступлением?

    (Изготовление самодельных взрывных устройств административная ответственность, возложен штраф на родителей)

    (ненадлежащее воспитание ребёнка)

    4 Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их?

    (Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа.)

    5. Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива, в аллее, напротив школы они её распили.

    (Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей.)

    6 Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности.

    (С 14 лет. Порча имущества штраф.)

    Ответы на вопросы.

    Чем вы увлекаетесь?

    Посещаете ли вы кружки?

    Чем занимаетесь в свободное время?

    Какие кружки работают в нашей школе?

    Какие из них вы посещаете?

    Куда и когда вы с родителями ходили в последний раз?

    Как родители принимают участие вместе с вами в ваших классных мероприятиях?

    Жителям России, детям и подросткам

    Чтобы в этой жизни процветать,

    Нужно быть послушным и неравнодушным

    И законы края соблюдать.

    Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества.

    Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназначенность. И только узаконенный приоритет прав человека может полноценно реализовать себя, выстроить свою собственную жизнь. Демократия невозможна без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.

    Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!

    Спасибо за внимание.

    Закон – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. В настоящее время для современного общества характерно увеличение количества преступлений, общественно опасных деяний и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними подростками и молодыми людьми в возрасте до 21 года. Состояние безнадзорности детей, социальная неустроенность, неблагополучие в семьях приводят к большому количеству преступлений и правонарушений.

    На мероприятие будут приглашены глава администрации сельского поселения, депутат местного поселения и молодежь села. Ведущая будет рассказывать о правах и законах, а также о действиях со стороны молодежи, выходящих за рамки закона. В беседе примут участие приглашенные гости, а также привлекут к беседе присутствующую молодежь. Будет идти разговор о наиболее распространенных преступлениях среди подростков, видах наказаний, применяемых к несовершеннолетним, отягчающих и смягчающих обстоятельствах, о законах и иных законодательных актах, существующих на сегодняшний день.

    Классный час

    Тема: «Мы и закон»

      Цель : формирование правовой грамотности учащихся, положительного отношения к законам государства, к законам нашего образовательного учреждения; формирование интереса к дальнейшему изучению законов.

    Задачи :

      Познакомить детей с их основными законами нашего государства; познакомить с законами нашего образовательного учреждения;

      Формирование положительного отношения к законам государства, к законам нашего образовательного учреждения; формирование интереса к дальнейшему изучению законов.

      Развитие уважения к своим правам и обязанностям, к нормам поведения в обществе, к соблюдению законов.

      Воспитание толерантности.

    ХОД УРОКА

      Организационный момент

      1. Приветствие.

    Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом!

    Скажем «Здравствуйте» руками!

    Скажем «Здравствуйте» кивком!

    Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

    Станет радостно кругом!

      2. Объявление темы и постановка цели занятия:

    Проблемная ситуация и сообщение темы урока

    Дорогие ребята, все мы являемся гражданами Республики Казахстан, это значит, что мы имеем права и обязанности, закрепленные в Конституции Республики Казахстан.
    Дети, вы, наверное, часто слышите от взрослых, что они говорят вам: «Ты должен!» Должен готовить уроки, должен помогать маме, вставать рано и.т.д. И ты им часто отвечаешь «Я тоже человек! Я имею право отдохнуть» Таким образом, вы отстаиваете свои права. Но какие права? Знаешь ли ты свои настоящие законные права? Обо всём этом мы узнаем и поговорим сегодня. Запомни: важно не только знать свои права и обязанности и главные законы. Важно ещё их соблюдать. Только, если мы все, будем знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудром и справедливом государстве и будем счастливы.
    III Что такое закон? 1-й ученик.

    Мы знаем о законе мало,

    Не больше всех иных,

    Мы знаем, делать нужно то,

    Что благо для других.

    2-й ученик. Человеку много нужно,Чтобы счастливо прожить!

    Нужен дождь и даже лужи,Нужно с кем-нибудь дружить.

    Нужен ветер, нужно море.

    Учитель: А сейчас послушайте, пожалуйста, легенду.

    " Давным –давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять - оскорбляй. Можно все. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!
    В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи и государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны".

    Учитель: Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы стали ее жители, почему они чувствуют себя в безопасности? (Жители стали жить по законам.)

    – Ребята, как вы ребята понимаете слово «закон»?

    – Закон – это нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти или самого народа, регулирующий наиболее значимые отношения , воплощающий права и свободы человека, его приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой в правовой системе.

    Итак, Закон – это некое правило, общая и обязательная к исполнению норма поведения, адресованная всем без исключения. Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

    Что люди могут делать и что нельзя?

    Что они обязаны и что не обязаны?

    На что они имеют право и на что не имеют?

    3. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»

    Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

    К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

    1.Был принят в ноябре Всемирный документ.

    Мы этот день, как праздник будем отмечать.

    Ведь в действие вступил На сотни тысяч лет

    Закон, что жизнь детей рожден защищать.

    Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

    Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)

      Право на жизнь

      Право на имя при рождении

      Право на медицинскую помощь

      Право на образование

      Право на отдых и досуг

      Право иметь имущество

      Право свободно выражать свои взгляды

      Право на свободное перемещение

      Право на заботу и воспитание родителями

      Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

      Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

    Посмотрите сценки. Как бы вы разрешили ситуации представленные в них?

    Сценка 1. Мама: Сколько раз тебе говорила – после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы! Сын: Но мама! Ты же все равно не спишь (В данном случае поведение сына ущемляет права родителей и соседей на отдых и является нарушением общественного порядка).

    Сценка 2. Мама: Сынок, я ухожу. Приберись, помой посуду, сходи в магазин.Сын: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же, Конвенцией я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования. (Самообслуживание не может быть препятствием в самоо б разовании.)

    Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства.

    Конституция – это основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

    1)Есть обязанности и права,

    Конституция их дала.

    Все записаны они

    Для людей и для страны.

    2) Закон главный, закон важный –

    Конституция страны.

    Обязан подчиняться каждый,

    Выполнять его должны.

    Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и фиксирующий его (государства) конституционный строй.

    Учитель:

    1. А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам.

    Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

    1. В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (нарушила Лиса в сказке «Заячья избушка»)

    2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

    3. В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал кукол в рабстве? («Приключения «Буратино». Карабас-Барабас).

    4. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

    5. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

    6. Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из сказки «Репка»)

    Следующая игра, ребята, называется «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав» / выбери одного героя из трёх, остальных зачеркни/.

    Право на жизнь

    А) Золушка

    Б) Колобок

    В) Кот в сапогах

    Право на неприкосновенность жилища

    А) Сестрица Алёнушка

    Б) Три поросёнка

    В) Колобок

    Право на свободный труд

    А) Золушка

    Б) Красная Шапочка

    В) Балда

    Право на свободу вступления в брак

    А) Золушка

    Б) Дюймовочка

    В) Алёнушка

    Право на владение личным имуществом

    А) Красная Шапочка

    Б) Буратино

    В) Баба Яга

    Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании», «Устав школы» , в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

    4. Обязанности ребёнка.

    Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

    Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

    Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

    Какая самая главная обязанность у вас в семье?

    А у вашего папы?

    У кого больше всего обязанностей?

    А какие обязанности существуют у учеников?

    V. Законы школы

    – Мы с вами каждый день приходим в школу. И Давайте представим, что наша школа – это тоже маленькое государство. Соответственно у нас тоже должен быть основной закон.

    – как вы думаете – что это за закон, как он называется? (Устав)

    Устав - это свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения (слайд 16)

    – В нем записаны права и обязанности всех работников школы, а так же учащихся. Я предлагаю вам рассмотреть все ваши права и обязанности, предусмотренные нашим уставом.

    А теперь небольшой вопросник. Ответьте пожалуйста на следующие вопросы.

      Закон – это…

      Основной и самый главный закон государства.

      Какие бывают законы?

      Свод правил, регулирующий порядок и поведение в образовательном учреждении.

      Права учащихся

      Что нельзя делать на уроке?

      Как должен выглядеть ученик?

      Как должна выглядеть ученица?

    Итак, молодцы. Справились с заданием. Надеюсь, вы много нового сегодня усвоили.

    И закончить наш урок я хотела бы такими словами:

    Если ты соблюдаешь законы – твоя жизнь развивается в правильном направлении, то есть вперед и вверх.

    Наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание.

    Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

    • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
    • Как предложить событие в «Афишу» портала?
    • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

    Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

    Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

    Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

    Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

    Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».



    Просмотров