Среднее образование за рубежом. Личный опыт: как дети уезжают учиться за границу

Хотим сразу же сообщить посетителям нашего сайта, что мы работаем только по ценам самих учебных заведений. Иными словами, отправляясь на обучение через нашу компанию, Вы заплатите за образование и проживание ровно столько же, сколько заплатили бы, бронируя программу и проживание самостоятельно. А иногда мы предлагаем специальные цены, которые ниже официального прайса учебных заведений на 5-20%!

Так сколько же стоит образование за рубежом?

Стоимость обучения зависит от многих факторов: страны, ценовой политики самого учебного заведения, типа программы и продолжительности обучения… Точные цены Вы всегда найдёте на нашем сайте на страницах с описанием конкретных учебных заведений. А в этой статье, мы хотим дать Вам общее представление о стоимости обучения за границей.

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ:

Языковой курс в Англии для ребёнка будет стоить ОТ 700 фунтов в неделю (включая обучение, проживание, питание и экскурсионную программу). Практический смысл имеет отправлять ребёнка на такую программу хотя бы на 2-3 недели. За это время не только повысятся языковые навыки, но и появится (и это для ребёнка главное!) внутренняя мотивация учить язык.
в Великобритании будет стоить не меньше 140 фунтов за одну неделю. Плюс проживание (не меньше 120 фунтов в неделю). Хотите ли Вы учиться в крупном городе или небольшом провинциальном городке сильно влияет на цены…
Длительные языковые курсы в Великобритании всегда предлагаются лингвистическими центрами со значительными скидками. Год обучения (9 месяцев) обойдётся примерно в 4,5-5 тысяч фунтов стерлингов. Эти программы идеальны для тех, кто хочет впоследствии учиться в зарубежном вузе, но не обладает нужным уровнем английского.
Среднее образование в британской школе-пансионе В ПРИНЦИПЕ не может быть дешевым! Здесь «низший порог» цен начитается от 17,000 фунтов за год. Эта цена включает обучение, проживание, питание.
Высшее образование в Англии (подготовка к университету, бакалавриат, магистратура) не так уж и дорого, как о нем ходят слухи! Разлет цен составляет от 7,000 до 14,000 фунтов - это стоимость обучения _ примерно 8,000 фунтов понадобится в год на проживание, питание и транспортные расходы.

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В США:

Языковые курсы для детей и подростков в США помогают не только усовершенствовать язык, но и расширить кругозор - увидеть другой континент, познакомиться с многогранной культурой Соединенных Штатов. Недельное пребывание (обучение с проживанием и питанием) обойдётся в сумму от 850 USD.
Стоимость языковых курсы в США для взрослых нельзя назвать слишком высокой. Большая конкуренция заставляет школы держать сравнительно низкие цены за обучение (от 290 USD за неделю) и проживание (от 190 USD за одну неделю).
Длительные языковые курсы в США можно назвать ОЧЕНЬ экономичными! 9-месячное обучение (со скидкой за длительность) будет стоить от 8,500 USD.
Среднее (школьное) образование в США не столько популярно, как аналогичные программы в старой доброй Англии, но именно это является плюсом для многих родителей, которые стремятся отправить детей на учебу туда, где мало «наших»… Год обучения с пансионом составляет порядка 40-45,000 долларов.
Высшее образование в США отличается большим разбросом цен. Мы можем помочь Вам с зачислением в вузы, где стоимость обучения составляет всего лишь 7,000 USD. Но среди наших партнёров есть немало престижных американских университетов со стоимостью обучения в районе 35,000 долларов.

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В АВСТРАЛИИ:

Языковые курсы для детей в Австралии стали не такой уж экзотикой! Мы ежегодно отправляем много не только индивидуалов, но и целые школьные группы на учебу в эту удивительную страну. Неделя обучения с проживанием в Австралии обходится в 600 AUD .
Языковые курсы для взрослых в Австралии привлекают наших клиентов не только с Дальнего Востока (из-за сравнительной близости перелета), но и креативных, амбициозных молодых людей из Европейской части России. Минимальная стоимость недели обучения в Австралии составляет 220 AUD, а неделя проживания будет стоить 230 AUD . Но не забывайте, что при длительных курсах цены даются со скидкой!
Длительные языковые курсы в Австралии обычно интересуют тех, кто за сравнительно небольшие деньги хочет добиться максимума! Год пребывания в стране - и ты говоришь не хуже «носителя языка»! Стоимость года обучения будет составлять от 9 200 AUD.
Стоимость среднего образования в Австралии зависит от многих факторов. Но минимально годовая программа (обучение с проживанием в средней школе) будет стоить от 30 00 AUD в частной школе и от 24 000 AUD в государственной.
Высшее образование в Австралии (Колледжи/Политехники, Бакалавриат, Магистратура, MBA) привлекает своим качеством и перспективами трудоустройства. Стоимость обучения варьируется от 9 000 AUD до 32 000 .

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ:

Языковые курсы для детей в Новой Зеландии ещё не так популярны, как аналогичные программы в других странах, но всё большее количество родителей отправляет своих детей именно сюда, ведь классические британские традиции продолжают свято блюсти в бывшей колонии! Недельная программа (обучение с проживанием, питанием и насыщенной культурной программой) обойдется от 655 NZD .
Языковые курсы для взрослых в Новой Зеландии обойдутся минимум в 260 NZD за 1 неделю, а стоимость проживания зависит от места учебы и типа проживания (семья, общежитие и отель просто не могут стоить одинаково)…
Длительные языковые курсы в Новой Зеландии мы советуем выбирать тем, кто планирует получение здесь высшего образования. Такая поездка послужит прекрасным способом убедиться в том. Что выбор страны для обучения был выбран правильно! Год обучения (9 месяцев) обойдётся примерно в 9 350 NZD .
Среднее (школьное) образование в Новой Зеландии мы предлагаем и в государственных и частных школах-пансионах. При планировании подобной программы, исходите из того, что минимально 1 год обучения и проживания Вам обойдётся в 18-20 000 NZD.
Высшее образование в Новой Зеландии - это и профессиональное образование и высшее, и программы поствысшего образования. Говоря о ценах «вообще», можем сказать, что год обучения в политехнике будет обходиться в сумму от 16 000 NZD, год обучения на бакалаврской программе в университете от 21 000 NZD, а стоимость магистерской программы от 22 000 NZD.

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В КАНАДЕ:

Языковые курсы для детей в Канаде часто выбирают те, кто рассматривают возможность после школы продолжить обучение в вузах этой страны. Они заранее хотят понять «подходит нам эта страна или нет?». Недельная программа для подростков обходится от 850 CAD (включая обучение с проживанием).
Краткосрочный языковой курс для взрослого в Канаде будет стоить от 290 CAD за одну неделю. Дополнительно оплачивается проживание (не меньше 170 CAD в неделю).
Длительный языковой курс в Канаде, скажем, Академический Год (36 недель) будет стоить минимум 9,000 CAD, без учета стоимости проживания (ещё минимум 7,000 CAD).
Среднее образование в Канаде наша компания предлагает, как в государственных, так и в частных школах. Наиболее экономичные варианты - обучение в государственной школе с проживанием в принимающей семье. Такая программа будет стоить от 23,000 CAD в год.
Высшее образование в Канаде очень популярно! Выпускники школ едут учиться в колледжи и университеты, выпускники вузов выбирают программы поствысшего образования! Их привлекает довольно низкие цены! Год обучения: от 10,000 CAD, ещё примерно в эту же сумму обойдётся проживание, питание и транспортные расходы.

Думаем, общее представление о «порядке цен» Вы получили. Чтобы иметь более детальную информацию не только о ценах, но и о учебных заведения и их программах, посетите, указанные выше ссылки, и свяжитесь с нами для того, чтобы получить бесплатную консультацию.

Идея обучения детей за границей вот уже добрый десяток лет поглощает умы россиян. Это считается престижным. «Мой ребенок учится в Англии» – согласитесь, звучит очень красиво. Фраза, произнесенная на зависть друзьям и коллегам, подчеркивает определенный статус. Но все ли так однозначно? И как, реализуя собственные амбиции, не забыть об интересах самого ребенка? Об этом рассказал известный семейный психолог Владивостока Олег Юрьевич Сумарин.

Ни в одной стране мира не принято отправлять на обучение за границу маленьких детей

Стоит отметить, что проблемы, о которых мы будем говорить, относятся прежде всего к детям школьного возраста.

Почему начало популяризироваться обучение за границей? Ну конечно, это СМИ. Чем больше публикаций о прекрасной жизни где-то там, тем больше желающих появляется отправить своего ребенка за границу. Когда наш ребенок из России приезжает туда, оказывается, что он на порядок интеллектуальней, развитей своих сверстников. Потому что наше школьное образование значительно качественнее, и это факт. С моей точки зрения – это коммерция. Наши дети обучаются там на платной основе, и поэтому бизнес поставлен на широкую ногу. Достаточно часто отправляют детей в возрасте 7–8 лет, когда личность еще не сформировалась.

Пример из практики помощи детям , травмированным обучением за границей и ранним отделением от родителей.

Мальчик 10-11 лет, учится в Англии

Приводит ко мне на прием мама сына – ребенка 10–11 лет. Мальчик склонен к полноте, а это тоже показатель психологической неустойчивости, потому что известно, что излишний вес – это часто способ защиты человека, который заедает какую-либо проблему. Причем этот мальчик ведет себя не по годам взросло, несмотря на его возраст, он рассуждает и держит себя как взрослый человек, отвечающий за своих родителей. Еще бросается в глаза то, что у него присутствуют признаки невроза: подергивания, навязчивые движения и т. д. Мама заявляет о следующей проблеме: ее ребенок в школе ведет себя неадекватно. Он тычет ножницами в одноклассников, периодически устраивает какие-то истерики вплоть до того, что поднимается вопрос об исключении его из школы.

Все дети после 16 лет, которым я оказывал психологическую помощь, заявляли, что не отправили бы своего ребенка, за границу. Эти дети, лишенные родителей и родной страны, уже не знают другого способа существования.

Мне стало интересно, и я начал расспрашивать о школе. И оказывается, что этот ребенок учится в Англии. Причем он живет в чужой семье, которая следит за ним. Отправили его лет в семь. Когда я об этом узнал, у меня был легкий шок. Почему? Как любящая мама может отправить своего ребенка в другую страну? А мама заявляет мне, что он сам так решил. Вопрос: как семилетний ребенок может сам решить, где учиться? И решить покинуть своих родителей?

Начинаю работать с мальчиком и понимаю, что он ведет себя асоциально преднамеренно. Подсознательно у него только одна мотивация: чтобы его забрали домой. Он привлекает внимание и делает все, чтобы вернуться в свою родную семью. Он ведет себя как взрослый человек, уставший от груза проблем. Этот ребенок несет проблемы отца и матери в свою жизнь. У мамы, увидевшей все это, появляются слезы. Конечно, она понимает, что жизнь ребенка калечится и что она неправильно поступает, оставляя его в чужой стране, но успокаивает себя тем, что хочет лучшего будущего для своего ребенка. Самое ужасное, что ребенок говорит маме, что если ей так лучше, то он уедет обратно. Этот ребенок жертвует собой, своей жизнью ради блага матери. Как ребенок может доверять другим людям, если родная мама предает его?

Девушка в 10 лет уехала учиться в Швейцарию

Приходит ко мне девушка лет семнадцати. Она в 10 лет была отправлена на учебу в Швейцарию. Там же обучается ее младшая сестра 12 лет. У девушки опять же хроническое одиночество, неуверенность в себе, недоверие к миру. Она абсолютно разумна и четко осознает свои проблемы. Девушка понимает, что несет проблемы отца и матери в свою жизнь – их проблемы в отношениях, ответственность за их неверное решение отправить ее учиться за рубеж, когда она была слишком мала. Что с ней происходит? Она не видит себя в будущем, у нее нет основы, от которой бы она отталкивалась, и причиной этого является ранняя разлука с родителями.

Очень важный момент. Все дети после 16 лет, которым я оказывал психологическую помощь, заявляли, что не отправили бы своего ребенка, за границу. Эти дети, лишенные родителей и родной страны, уже не знают другого способа существования. Они являются продуктами совершенно другой социальной среды, других цивилизационных норм и правил. Они очень закрыты, им очень сложно рассказать о своих проблемах. Если здесь, на родине, ребенок был представителем класса с высокими социальными возможностями, то там он оказывается вне контекста. Там он становится одним из многих, оказывается совершенно в иной социальной конструкции.

Дети, которых отправили жить и учиться за границу, по возвращении на родину испытывают чувство страха. Россия для них становится чужой и непонятной страной. Такие дети лишаются чувства защищенности в жизни.

Здесь, находясь с родителями, ребенок имеет возможность куда-то идти, развиваться и к чему-то стремиться, он может доказать миру, что он, как и его родители, что-то собой представляет. Там, конечно, он этого лишен. Я, так же как многие специалисты-психологи, считаю, что всему свое время. Лучше, чтобы ребенок достиг совершеннолетия, и тогда он уже может спокойно получать образование за границей. Он сам может решить, сколько и где ему учиться, что делать после учебы.

Какие основные проблемы можно выделить относительно этой темы?

  1. Проблема одиночества и неуверенности в себе . Это относится практически ко всем детям, которых отправили за границу в раннем возрасте. Им присущи замкнутость и нервозность, поскольку они психологически не подготовлены и лишены общения с родителями. Мы не берем сейчас в расчет телефон или скайп. Мама должна обнимать, гладить своего ребенка, готовить ему и уделять внимание. Только в этом случае ребенок будет чувствовать ее присутствие и поддержку.
  2. За границей ребенок предоставлен сам себе, и на фоне психологически неустойчивого состояния часто дети пытаются решить проблему через употребление наркотических веществ. Любая зависимость – это поиск решения внутренней, глубинной проблемы.
  3. Сложность социальной адаптации за границей . Это связано с тем, что чаще всего за границу отправляют детей из обеспеченных семей. Здесь, в России, их родители – это люди с определенным статусом, к которому привык и сам ребенок. При отправке за границу уровень его статуса понижается, что отрицательно сказывается на его социальных достижениях.
  4. У большинства семей, принявших решение отправить чадо на обучение за границу, серьезные проблемы в партнерских отношениях . Потому что любящие друг друга родители всегда рядом со своим ребенком. Очень часто последствия родительских партнерских проблем дети, дистанцированные от семьи, берут на себя, считая себя виновными в проблемах родителей.
  5. Дети, которых отправили жить и учиться за границу, по возвращении на родину испытывают чувство страха. Россия для них становится чужой и непонятной страной. Такие дети лишаются чувства защищенности в жизни. Неважно, где они впоследствии живут. Получается, что и там, за рубежом, они не совсем свои. Такой ребенок оказывается своим среди чужих, чужим среди своих.

Возвращаясь к тому – хорошо это или плохо, могу ответить однозначно: всему свое время. Китайцы в этом плане поступают грамотно: отправляют детей после окончания школы, когда они обретают опору под ногами, знают, кто они в этом мире, и спокойно погружаются в другую среду. Им не надо ничего никому доказывать. Они могут быть самостоятельными и самодостаточными. И тогда на этой базе в обучении дети получают дополнительные бонусы в качестве иностранного языка и расширения кругозора.

Лучше всего действовать поэтапно

Сначала нужна подготовка: ребенок до 11-го класса может путешествовать с родителями за границу, выезжать на языковые курсы в другие страны. Здесь есть очень важный момент: такой ребенок точно знает, что вернется домой, в свою семью и не потеряет опору и защиту, которую дают ему родная страна и семья. Он сохраняет свою идентичность, свои родовые корни. А когда приходит время, по окончании школы в России, молодой человек или девушка могут решить, где продолжить обучение. Это и есть самостоятельное, взвешенное решение, ответственность за которое несет сам молодой человек.

Малышам поездка в другую страну без родителей может принести больше вреда, чем пользы. Разлука с мамой и папой, незнакомое окружение — это большой стресс для дошкольников и первоклассников, поэтому лучше отложить учебу на курсах для детей за рубежом на период подросткового возраста. Идеальное время для первого путешествия — 11-17 лет. Опыт самостоятельной жизни также не помешает: ребенок поймет, что вы доверяете ему, а не докучаете гиперопекой. Социально активным подросткам очень полезно окружение носителей языка — общаясь с иностранными соучениками дети очень быстро начинают разговаривать сами.

Какую страну выбрать

Если вы отправляете ребенка на курсы для школьников за границей для изучения определенного языка, то выбирайте место, где на нем говорят все. Английский лучше изучать в США, Великобритании, Ирландии, на Мальте и даже в Австралии. Еще один немаловажный фактор — удаленность школы и возможность прямого перелета, если ребенок летит один. Учебные заведения в Европе расположены в нескольких часах перелета от дома, тогда как в Австралию и США можно добираться до 12 часов.

Получить среднее образование за рубежом дети-иностранцы могут, начиная с 7-летнего возраста. Однако чаще всего родители отправляют на учебу ребят постарше. Обычно им уже есть 12-15 лет.

Причин дать ребенку среднее образование за границей масса. Прежде всего, это:

  • высокий уровень преподавания;
  • многовековые традиции;
  • оборудованные классы, лаборатории, библиотеки, спортзалы, творческие студии;
  • возможность развить таланты и реализоваться в любых направлениях;
  • целенаправленная подготовка к поступлению в иностранный вуз;
  • престижный диплом;
  • комфортные условия пребывания;
  • гарантия безопасности;
  • знакомство с другой страной;
  • отличный шанс в совершенстве овладеть иностранным языком.

Но это не полный перечень преимуществ получения школьного образования за рубежом. Важно, что учебные заведения составляют собственные программы на основе государственной и ребенок может выбрать наиболее подходящую для себя.

Частные школы за рубежом, обучение в которых могут пройти дети из России, принимают ограниченное число иностранцев. Как правило, квота не превышает 10% от общего числа учащихся. Есть возможность как совместного, так и раздельного обучения мальчиков и девочек. Для одаренных детей работает система грантов, которая позволяет талантливому ребенку поступить в школы за границей бесплатно. В учебных заведениях полностью организован досуг. На выходных ребята выезжают на экскурсии, участвуют в спортивных соревнованиях, посещают театр или идут все вместе в кино. Проживают они на территории учебного заведения на полном пансионе или в семье учителя. Опекунство со стороны резидента обязательно.

Важно! «Канцлер» предоставляет возможность воспользоваться собственной базой опекунов.

Подарите детям путевку в лучшую жизнь - полноценное среднее образование за рубежом.

Выбор учебного заведения

Обучение детей за границей в швейцарских и британских школах считается наиболее престижным, но и цена получения среднего образования в них значительно выше, чем во многих других странах. В рейтингах им не уступают американские учреждения. Обучение школьников за рубежом в них обходится несколько дешевле. Неоспоримым «плюсом» является и большое количество средних образовательных учреждений в США, готовых принять иностранцев.

Начиная с 1994 года «Канцлер» сотрудничает с ведущими школами этих государств. Для клиентов компании там всегда есть места.

Англия славится лучшими традициями преподавания. Швейцария слывет новатором в международной образовательной системе. А американские школы известны комплексным подходом к развитию учеников. Спорт там на втором по значимости месте после наук.

Материальная обеспеченность и квалификация преподавательского состава частных школ за рубежом на высоте. Обучение для детей за границей - это шанс стать студентами лучших иностранных вузов.

Американская программа High School откроет двери в Принстон, Гарвард, Йель. Английская A-Level позволит учиться в Кембридже и Оксфорде. По этим же программам можно поступить в университет в Швейцарии или выбрать международный бакалавриат IB.

Учиться в именитых приватных школах США, Британии и Швейцарии - большая честь. В связи с этим для претендентов разработаны строгие условия зачисления.

Высокий уровень владения иностранным - обязательное условие для академического обучения за рубежом. В связи с этим стоит тщательно подготовиться к поступлению. Детям желательно предварительно посетить языковые школы за границей. Также им можно пройти каникулярные курсы в образовательном учреждении, в котором они планируют провести следующий год.

Специалисты компании знакомы с реальными рейтингами всех представленных школ и вузов. Они лично побывали в каждом учебном заведении. «Канцлер» поможет выбрать программу учебы под персональные запросы. Но для начала мы устроим ребенка в языковую школу за рубежом для совершенствования знаний английского.

В 16 лет Тимур Горяев, председатель совета директоров концерна «Калина», интересовался несколькими вещами – как бы поиграть в футбол, подружить с девчонками и позаниматься боксом. Будущее казалось абстрактным, он думал, что все само собой устроится. Его дочери оказались намного взрослее отца в том же возрасте: сами планируют свою жизнь, учатся в заграничных школах и знают, что вряд ли вернутся в Россию. Тимур рассказал журналу «Бизнес и Жизнь» о том, как «унизительное по своему качеству» наше образование заставило его выбрать дочерям другую жизнь.

Сейчас я очень доволен тем, что дочки учатся в Англии, и в том, что связано с дочерьми, мою жизнь можно назвать счастливой.

В Екатеринбурге обе дочки учились в тринадцатой гимназии, и проблем, связанных с их учебой, у меня не было. Пятерки были трудовые – их ставили не «за папу», но дело-то не в этом. Пятерки пятерками – а дальше что? Наше образование – унизительно по своему качеству. Взять хотя бы изучение иностранного языка. Человек учит его пятнадцать лет – в школе и институте – и получает смехотворный результат. На концерн приходят люди с золотой медалью и красным дипломом (у нас высокая планка), и основная причина, по которой часть отсекается, – не способность и двух слов связать ни на одном языке, кроме русского, хотя бы на уровне простого общения «здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь».

У нас много болтовни про качество средней школы и о том, что у нас детей готовят «не то что за границей», но обычно эти рассуждения слышишь от людей, которые с иностранным образованием никогда не сталкивались и не понимают, о чем говорят. А про нашу высшую школу говорить просто смешно. Как довольно крупный в этом городе работодатель, я отчетливо понимаю, насколько наше российское образование не соответствует по качеству современным требованиям. Но когда я начинал дома разговор об учебе за границей, у старшей это вызывало неприятие: «Далеко, непонятно, страшно, я никуда не поеду. У меня здесь все хорошо, здесь у меня друзья и прекрасная школа». – «Тебе решать». С моей стороны не было приказов, мол, собираешься и уезжаешь.

Сначала дети уезжали в Европу на лето

Я начал с простого – стал дочек отправлять в летние языковые лагеря: младшей тогда было семь лет, а старшей – десять. В первый раз было тревожно и мне, и им, тем более что я их сразу законопатил за границу на пять недель. Год за годом от посещений летних лагерей и путешествий со мной по разным странам у дочерей начало потихоньку формироваться понимание, что там, наверное, учат иначе. Я доволен, что у меня хватило ума и терпения дождаться того момента, когда старшая дочь в середине учебного года сама подошла ко мне: «Папа, я готова, давай вместе выберем школу, и я поеду». Мы выбрали женскую школу – победил прагматичный подход. Посмотрели рейтинги по успеваемости – в смешанных школах они ниже. В женской школе общение с мальчиками тоже есть, но только на мероприятиях, которые проводятся совместно с мужскими школами, а во время учебной недели девочки сфокусированы на учебе, ерундой не занимаются и меньше времени тратят на то, чтобы понаряднее одеться и покрасивее накраситься.
В Англии тоже есть балбесы, которые ходят в свои балбесные школы. То, что школа где-то в Европе, еще ни о чем не говорит, и в идеале стоит съездить туда, прежде чем отправить ребенка. Мне самому это не удалось, и я к дочери приехал только через полгода, но мне все понравилось. И условия, созданные для учебы, спортивные залы, центр искусств, компьютерные залы. И то, что у них есть школьная форма. Младшая у меня вегетарианка, и в ее школе есть отдельные стойки и для вегетарианцев, и для тех, кто по религиозным соображениям не может что-то есть: для мусульман есть халяльная пища, для евреев – кошерная. В Англии уже маленьких детей учат уважению к человеку и к его убеждениям.

Условия проживания в Англии не барские, а, прямо скажем, довольно аскетичные, и роскоши нет. В швейцарских школах, куда дети ездили в летние лагеря, у каждого была своя меблированная комнатка, свой туалетик, свой душ, а в Англии – коридорная система. Когда я слышал от знакомых истории о том, как они отправляли детей учиться за границу, а те чудили, мне казалось это небылицей. А потом посмотрел на одного папу – он отправил пятнадцатилетнюю дочку учиться в Лондон и снял ей там квартиру: «Моя дочь не может жить в общежитии!» Я же специально выбрал школу не в Лондоне, а в маленьком городке, где все под присмотром, все в общежитии. Первый год ученики живут по 4-6 человек в комнате в многонациональных коллективах – это тоже очень позитивно: все из разных культур и учатся сосуществовать, притираться друг к другу и с детства привыкают, что мир очень разнообразен. И только старшеклассники имеют каждый свою комнатку – 2 на 1,5, куда входит кровать и стол.

Старшей было 14 лет, когда она уехала в Англию, и первый год ей, конечно, было тяжело. Младшей дочери в этом смысле было легче – она приехала в школу, где уже училась ее сестра. Они обе очень быстро в Англии освоились и повзрослели, и не в том смысле, что начали пить и курить, а в том, что стали далеко планировать свою жизнь и осмысленно к ней готовиться – читать правильные книги, заводить правильные знакомства. Быстро взрослеют дети и оттого, что попадают в очень конкурентную среду. Рейтинг у какой-то из школ высокий не потому, что ее директор дружит с начальником гороно, а потому, что из этой школы дети ежегодно поступают в элитные университеты. И в этих школах все дети умненькие, способные, все нацелены в жизни на успех, все сидят занимаются, обсуждают, что нужно сделать, чтобы поступить в университет, знают, сколько баллов нужно набрать, и рассуждают не на уровне «нравится – не нравится», а на уровне «потому что». Все понимают, что нужно сдать экзамены. Но все в этой школе сдают экзамены хорошо. А что еще смотрят? Хороший университет отбирает по резюме и собеседованию, и резюме – не та вещь, которую ты сел и написал. Резюме ученик пишет своей жизнью и поступками: благотворительные акции, поездки за границу, участие в студенческих научных обществах, в олимпиадах, учебная практика в школах. У меня старшая дочка еще до университета дважды проходила рабочую практику в двух разных банках – в Москве и в Лондоне. Младшая мечтает быть медиком и проходила практику в Великобритании. Практика нужна для того, чтобы понять – твое ли это, и для того, чтобы записью о ней в резюме показать, насколько серьезно ты к этому относишься.

Эффективное детство

Некоторые родители пытаются продлить дет¬ство – «оно ведь раз в жизни». Но ведь и зрелость тоже раз в жизни, и старость. Ну и ящик, я надеюсь, тоже раз в жизни. Я сравниваю себя шестнадцатилетнего со своей младшей дочерью, которой сейчас столько же, – она намного взрослее меня. Я в этом возрасте интересовался несколькими вещами – поиграть в футбол, подружить с девчонками и позаниматься боксом. Будущее казалось абстрактным, думал, что все само собой устроится. Смотрю на свою младшую дочку – она сама планирует свой день, строит учебные планы, распределяет силы между предметами. Я был удивлен, когда узнал, что в школе у дочерей есть урок, на котором они дегустируют вина. У меня это не сильно вязалось с жесткой школой, но дочки мне объяснили, что вино – часть культуры и они должны в ней разбираться. Пить им не дают, а раз в неделю дают пробовать разные сорта, и теперь они не только могут отличить красное от белого, но и регионы, склоны – будущим леди это не помешает.
Я не знаю ни преподавателей моих дочерей, ни родителей их друзей. Туда, где я не нужен, не влезаю. Как-то старшая мне рассказала о том, что у нее возникло непонимание с одним из преподавателей – дочь все учит, та ее поощряет, но оценки ставит неважные. Я предлагаю: «Давай я поговорю с учителем». – «Папа, ты считаешь, что я сама не могу разобраться?» – «Можешь, но я приеду, и мы с ней пообщаемся как два взрослых человека». – «Ты приедешь показать, какой ты великий и страшный? Папа, тут же Европа. Не надо, я сама все проясню». Так и произошло.

Как ни странно, именно российские родители хотят для детей самого лучшего образования. Например, взять Америку или Европу – способный мальчик вырос в хорошей приличной верующей семье где-нибудь в провинции, дай бог накопили денег на колледж, и этим образование заканчивается. Если еще скопили денег, отправляют в университет, но в тот, что поближе к дому, чтобы почаще видеться. Я знаю это, потому что у меня друзья есть во Франции, в Германии. А мы все равно отправляем детей далеко, поэтому выбираем прославленные учебные заведения по объективным рейтингам. Именно поэтому русские дети получают лучшее в мире образование, становятся гражданами мира и они нужны лучшим компаниям. У меня дочка не успела закончить второй курс, а ей уже прислали ворох солидных предложений. Эти дети стали интеллектуальной элитой мира, окончив лучшие университеты, и им доступна роскошь общения с такими же везунчиками, как они. Понятно, что дальше жизнь перетасовывает, кому-то больше везет, кому-то меньше, но трамплин мощнейший.

Европа не исправит оболтуса

Если испорченный продукт положить в холодильник, он будет продолжать там портиться. Если вы хотите шестнадцатилетнего подонка куда-то отправить – в армию или за границу, чтобы там его исправили, то ничего не выйдет. Европейская система образования не является исправительной системой. Отправляя туда пусть маленького, но воспитанного человека, вы даете ему шанс получить хорошее по мировой шкале образование. Но если ваш ребенок не планирует кем-то быть, отправляйте его куда угодно – такие потом и устраивают гонки на машинах. Если в ребенка не инвестировать время, вложенными в него деньгами это не компенсировать и пытаться – бессмысленно. Прежде чем куда-то ребенка отсылать, нужно посмотреть на свое чадо – он-то на что годен. Может, и не стоит посылать ребенка получать высшее образование, если он по своим интеллектуальным способностям не готов, и попробовать раскрыть другие его таланты. В любом виде деятельности есть свои высоты профессионального мастерства. Коваль – тот, который кует лошадей, – работа не для выпускников вузов, но есть коваль и Коваль. И есть такие профессионалы, за которыми охотятся, и они неплохо зарабатывают.

Назад дороги нет

Надо понимать, что, став по менталитету полноценными иностранцами, дети не вернутся в Россию. Впитав в себя европейские ценности, дети начинают хорошо понимать все, что происходит в нашей стране. У человека там родина, где ему хорошо, и нет никакой связи между канадским деревом береза и таинственной русской душой. Когда человеку плохо в другой стране, этому одна причина – он не может адаптироваться. Никому же не приятно чувствовать себя чуркой. Это мы здесь ходим и покрикиваем на россиян, приехавших с Кавказа. А когда сам чурка? В Штатах проще – там все такие. А вот во Франции, если французским владеете не в совершенстве, вы всегда чурка. Но если у вас отличное образование и вы свободно говорите на языках, вам везде хорошо. Так что проблема эмигрантов – это не проблема березок, а проблема неспособности говорить с людьми на равных. Я сказать ничего не могу – я никому не интересен. Помню, когда учился в США, между моими однокурсниками было общение, после уроков все шли в паб, я со всеми иду, но стою со своей кружкой пива в уголке и в разговоре не участвую. Я все понимал, писал, читал, но говорить не мог, и вскоре меня даже перестали куда-то звать, никто со мной не общался – я был отверженным. А я – человек общительный, и мне в роли молчаливого свидетеля – непривычно и тягостно. Прошел первый семестр, и внезапно меня прорвало, и я стал общаться, у меня друзья появились, и совершенно другая жизнь стала по качеству.

У дочерей остались друзья в России, но их основная жизнь – там. Меня не пугает, что они не вернутся ко мне. Быть чьим-то родственником – это не обязанность. У нас считается с патриархальных времен, что родственные отношения ко многому обязывают. Ты родился – и у тебя уже есть тети, братья, ты их не выбирал, но голос крови требует. От меня голос крови вообще ничего не требует. Мне плевать. Если человек хороший, если у него есть ценности, я его уважаю. Если он болван, даже будучи моим родственником, я готов, чтобы родителей не огорчать, встретиться с ним на семейном празднике, но собственно этим свое общение и ограничу. То же самое с детьми. Я не считаю, что они мне чем-то обязаны, но если они выросли и их по-прежнему тянет провести время с отцом, и мы можем вечером посидеть и поговорить о моих планах, их жизни, значит, есть дружба – это главное.



Просмотров