Временный управляющий. Временный управляющий в арбитражном процессе и его функции. Банк признается банкротом, если

Временный управляющий при банкротстве юридического лица необходим в том случае, когда через 3 дня после начала процедуры банкротства вводится стадия наблюдения. Она длится в среднем 3-5 месяцев. Новый руководитель изучает финансовое положение компании-должника и делает заключение, насколько вероятна возможность финансового оздоровления.

Выбор кандидатуры

Занимать эту должность может лишь физическое лицо. Займодатели имеют право предложить свою кандидатуру, либо Арбитражный суд назначает того человека, который соответствует требованиям:

  • он должен быть гражданином РФ;
  • у него не должно быть судимостей или административных штрафов;
  • последние три года он не принимал участие в управлении компанией-должником;
  • он не является заинтересованным лицом (родственник, преемник и т.д.)

Если подходящей кандидатуры нет, суд делает запрос в гос. организацию, которая ведает делами финансового оздоровления. В течение недели она должна предоставить временного управляющего. Заметим, такому человеку не обязательно оформлять ИП, в отличие от тех управленцев, которых выбирают займодатели. Если выбранный кандидат не может исполнять возложенные на него обязанности, вместо него назначается другой человек.

Временный управляющий исполняет свои обязанности с момента назначения и до тех пор, пока:

  • не будет назначен конкурсный или внешний управляющий;
  • должник и его займодатели не заключат мировое соглашение;
  • суд не решит отказать в признании факта банкротства.

Обязанности управляющего

Главная задача временного управляющего – сохранить активы компании-должника. От него также требуется определить:

  • реальна ли возможность вернуть долги;
  • насколько ликвидным является имущество должника;
  • удастся ли восстановить платежеспособность, если ввести внешнее управление;
  • какова рыночная стоимость компании-должника.

На стадии наблюдения новый руководитель составляет план мероприятий по возврату должнику платежеспособности и одновременно пытается выявить «следы» фиктивного банкротства. Например:

  • бухгалтерская отчетность утеряна;
  • дебиторская задолженность не контролируется;
  • долговые обязательства не исполняются вопреки тому, что необходимыми финансами компания располагает;
  • руководство фирмы заключало заведомо убыточные договоры;
  • нет данных о контрагентах, которые пользуются имуществом должника.

При этом руководитель компании-должника не должен создавать препятствия для временного управляющего и обязан предъявлять оригиналы документов по первому требованию. Если эти оригиналы утеряны, управляющий имеет право запросить их копии у контрагентов.

Еще одна обязанность временного руководителя – составлять список займодателей и фиксировать их требования (при этом должник имеет право оспорить требования кредиторов, на это ему дается 1 неделя). За 10 дней до первого заседания по делу о банкротстве управляющий обязан уведомить кредиторов о начале процедуры банкротства и провести для них первое заседание.

Вся финансовая деятельность компании-должника должна находиться под строгим контролем временного управляющего. И руководитель компании-должника обязан не только уведомлять его о решении заключить ту или иную сделку, но и спросить разрешения. Если наблюдателю покажется, что этот шаг только усугубит финансовое положение должника, он имеет право запретить подписывать договор.

Если сделку заключат за его спиной, он вправе ходатайствовать перед судом о признании этой сделки недействительной. Кроме того, ему даны полномочия не подпускать к управлению компанией тех людей, которые, по его мнению, плохо справляются со своими служебными обязанностями.

Завершение процедуры

По завершении стадии наблюдения временный управляющий составляет отчет о проделанной работе, в котором делает выводы о финансовой несостоятельности компании-должника. В этом документе он может также указать свои рекомендации по ее финансовому оздоровлению, возвращению платежеспособности. К отчету прилагаются необходимые документы:

  • материалы, на основе которых анализировалось финансовое состояние должника;
  • протоколы собраний кредиторов;
  • заключение о том, является ли банкротство преднамеренным и др.

Все они направляются в Арбитражный суд, который принимает решение отказать в признании должника банкротом или перевести дело на другую стадию банкротства.

Временный управляющий за свои услуги получает денежное вознаграждение в виде оклада (фиксированная сумма) и процентов. Выплачивает его должник, и этот платеж входит в список первоочередных. Размер оклада регламентируется законом «О банкротстве» и на сегодняшний день составляет 30 000 рублей в месяц. Арбитражный суд может увеличить эту сумму по ходатайству займодателей и должника.

Временный управляющий может и лишиться своей должности. Происходит это, когда становится понятно, что он ненадлежащим образом исполняет свои обязанности (по ходатайству СРО арбитражных управляющих) либо если сам того захочет. В этом случае оплата его услуг прекращается.

Итак, временный управляющий – физическое лицо, которое назначается Арбитражным судом на должность руководителя компании-должника. Его задача – выяснить истинное финансовое положение фирмы и определить, насколько возможно финансовое оздоровление. Он за свои услуги получает денежное вознаграждение. Выплаты производятся из средств должника.

Рыночная экономика формирует условия, в которых производители продукции, товаров широкого потребления, поставщики услуг вступают в жесточайшую конкуренцию. Не каждое предприятие может выдержать быстрые темп развития, поэтому некоторые из них вынуждены приостановить хозяйственную деятельность.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Арбитражный суд в ходе расследования банкротства юридических лиц назначает временного управляющего, который занимается управлением его деятельностью.

Основные моменты

В условиях конкуренции на рынке остаются предприятия с высокой организацией труда, продукция которых обладает отличным качеством.

Процедура позволяет решить сложнейшие задачи сферы коммерческой деятельности, если ее правильно использовать. Его применение не всегда дает желаемый результат.

Но для отдельных хозяйствующих субъектов она может стать единственно приемлемым способом выхода из затруднительного положения.

Например, банка, коммерческая деятельность которого в корне отличается от деятельности субъектов, осуществляющих производственную деятельность. В силу указанной причины процедура ее банкротства производится по другому способу.

Банк признается банкротом, если:

При банкротстве банковского учреждения сразу конкурсное производство, минуя процедуру наблюдения и финансового оздоровления.

На временного управляющего возлагается большая ответственность, поскольку он должен представлять интересы обанкротившегося лица в ходе проведения этапа наблюдения.

Он вводится Арбитражным судом спустя 3 дня с момента приема искового заявления кредиторов. На его проведение законодатель установил срок, равный 3 месяцам. При возникновении необходимости он продлевается до 5 месяцев.

Что это такое

Под понятием «банкротство» соответственно определения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» подразумевается:

Факт банкротства устанавливается в ходе проведения хозяйственной деятельности юрлица, факторов, которые привели его к несостоятельности. Основная цель анализа заключается в выяснении его истинного финансового состояния.

Процедура банкротства состоит из отдельных этапов, в ходе которых решается ряд поставленных задач.

К ним относятся:

Показатели Описание
Наблюдение принимаются меры по сохранению имущества обанкротившегося лица, анализируется его финансовое состояние, составляется перечень требований, предъявляемых кредиторами, проводится их первое собрание
Финансовое оздоровление позволяет восстановить платежеспособность, возобновить хозяйственную деятельность, полностью погасить долги перед кредиторами
Внешнее управление управление хозяйственной деятельностью передается внешнему управляющему. Основная цель данного этапа заключается в приведении финансового положения юрлица к прежнему состоянию, чтобы оно могла расплатиться с долгами. При этом состав старого руководства полностью заменяется новым
Конкурсное производство завершающий этап процедуры банкротства, предполагающий соразмерное удовлетворение требований кредиторов
добровольное волеизъявление сторон относительно приостановления судебного разбирательства с последующим установлением новых прав и обязанностей сторон конфликтной ситуации

Нужно заметить, что максимальная защита интересов самого должника, его кредиторов достигается при четком и правильном выполнении отдельных этапов процедуры банкротства.

Кто попадает под категорию

В соответствии с нормативами под банкротством физлица подразумевается его неплатежеспособность.

В ходе выполнения процедуры обанкротившееся лицо должно разработать план выхода, если Арбитражный суд предоставил ему некоторое время для осуществления полной выплаты долгов.

Физические лица признаются банкротами, если:

Что касается юридических лиц, то законодатель установил для них размер долга в 300 000 рублей. Срок неуплаты для обоих лиц одинаков.

Куда обращаться

При выявлении признаков банкротства юрлицам следует подать заявление в Арбитражный суд. Он уполномочен законодателем на ведение дел по банкротству всех субъектов экономики вне зависимости от их правового положения.

Помимо него правом подачи искового заявления о возбуждении дела против обанкротившегося лица наделены кредиторы, государственные органы различной инстанции, внебюджетные фонды. Например, Федеральная налоговая служба.

Конкурсный управляющий при банкротстве банка

Если кредитное учреждение признается Арбитражным судом банкротом, то вводится конкурсное производство сроком на год.

Он может быть продлен по ходатайству одного из участников дела о банкротстве на полгода, если он подаст соответствующее прощение в Арбитражный суд. Для осуществления процедуры он назначает конкурсного управляющего.

Необходимые условия

Порядок предъявления требований кредиторами предусмотрен в Федерального закона № 127-ФЗ.

Они наделены правом представления своих требований к кредитному учреждению в любое время сообразно положениям , в продолжение которого осуществляется конкурсное производство.

При предъявлении требований кредитор обязан указать наряду с существом предъявляемых требований сведения о себе, в том числе фамилию, имя, отчество, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, и почтовый адрес для направления корреспонденции (для физического лица), наименование, место нахождения (для юридического лица), а также банковские реквизиты (при их наличии).

Указанные требования предъявляются конкурсному управляющему наряду с приложением вступивших в силу решений суда, арбитражного суда, определений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда или иных судебных актов, а также подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований.

Временным управляющим называется лицо, назначенное Арбитражным судом с целью обеспечения сохранности имущества обанкротившегося лица.

Данное определение изложено в положениях Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Акт был издан законодателем 26 октября 2002 года за номером 127-ФЗ.

Зачастую предложенная кредиторами на должность временного управляющего кандидатура защищает их интересы, ущемляя при этом права обанкротившегося лица.

Оно лишено права выбора кандидатуры в соответствии с положениями Федерального закона № 127-ФЗ. Она должна отвечать требованиям, изложенным в — вышеуказанного акта.

В их число входит:

Временный управляющий назначается на период осуществления процедуры наблюдения. Его полномочия заканчиваются вслед за введением процедуры внешнего управления, когда происходит смена управляющих.

Нужно отметить, временный управляющий при банкротстве физических лиц назначается до введения конкурсного производства.

Как правило, срок его полномочий напрямую зависит от соответствующего этапа, которое проводится в тот или иной промежуток времени.

Если временный управляющий не справляется со своими обязанностями, не может исполнить возложенные на него обязательства, то Арбитражный суд имеет полное право назначить на его место другое лицо.

Кандидат на должность временного управляющего может отклонить свою кандидатуру, если имеет на то основание. Он должен подать заявление, чтобы его освободили от исполнения обязанностей временного управляющего.

Оно подается в Арбитражный суд, который при наличии уважительной причины назначает другое лицо.

Какие выполняет функции

Погашение долгов по предъявленным кредиторами требованиям производится на основании установленной законодателем очередности.

Вне очереди совершаются выплаты по обязательствам, выявленным в ходе конкурсного производства, судебные издержки, расходы на опубликование сведений.

Кем назначается

Выбор кандидатуры на должность временного управляющего остается за кредиторами.

Но утвердить выбранную кандидатуру должен Арбитражный суд, если сочтет его подходящим для проведения этапа наблюдения.

Он может назначить временного управляющего из числа арбитражных управляющих, если нет соответствующей кандидатуры.

Арбитражный суд направляет запрос в государственный орган, занимающийся вопросами о банкротстве и финансового оздоровления. Он вносит предложения по кандидатурам на рассмотрение в суд в продолжение одной рабочей недели.

При этом обязательным условием является его правовое положение, то есть временный управляющий должен быть физическим лицом. Порядок утверждения кандидатуры предусмотрен в Федерального закона № 127-ФЗ.

Какие полномочия

Временный управляющий должен принять непосредственное участие в деле о банкротстве.

Законодатель наделил временного управляющего особыми полномочиями, позволяющими осуществлять контроль над хозяйственной деятельностью обанкротившегося лица.

Полномочия временного управляющего состоят из его прав и обязанностей одновременно. Он может в любой момент подать заявление в Арбитражный суд, если предполагаемый банкрот совершил какие-либо сделки без уведомления в установленном законодателем порядке.

На выполнение юридических действий следует получить согласие временного управляющего, которое оформляется в письменном виде.

Согласие временного управляющего требуется при осуществлении определенных действий.

К ним относятся:

Права и обязанности

Временный управляющий наделен определенными правами и обязанностями, которые должен соблюдать в ходе осуществления процедуры банкротства.

Он имеет право:

Показатели Описание
На предъявление требований суду о признании сделки недействительной, если она была совершена с правонарушениями в соответствии с указаниями акта № 127-ФЗ
Обращения в Арбитражный суд с ходатайством чтобы были применены дополнительные меры по обеспечению сохранности имущества обанкротившегося лица, введению запрета на совершение сделок без его разрешения, например, передаче либо об осуществлении отмены принятых ранее мер
На подачу ходатайства в Арбитражный суд об отстранении руководителя обанкротившегося лица от занимаемой должности
На получение любой информации имеющихся в наличии документов относительно хозяйственной деятельности пребывающего в состоянии банкротства субъекта экономики
На осуществление иных видов полномочий установленных предписаниями Федерального закона № 127-ФЗ. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Одновременно с наделением определенными правами законодатель возложил некие обязанности на временного управляющего.

В их число входит:

По окончательному завершению процедуры наблюдения временный управляющий должен предоставит в Арбитражный суд отчет.

Видео: арбитражный управляющий

Особые нюансы

В соответствии с нормативами законодательных актов временный управляющий при банкротстве юридического лица осуществляет свою деятельность до введения внешнего управления.

В ходе его осуществления назначается внешний управляющий, которому временный передает дело о банкротстве с полной документацией, которая было собрана при проведении наблюдении.

По своей сути банкротство юрлица есть его неплатежеспособность, возникшая перед кредиторами и государственными органами, внебюджетными фондами из-за отсутствия средств.

В отдельных случаях оно расплачивается с кредиторами за счет средств, которые были выручены от имущества.

Она должна содержать информацию относительно:

Законодательная база

Вопросы относительно банкротства юридических и физических лиц регулируются рядом законодательных актов.

В них предусмотрен порядок, по которому производится процедура банкротства, определен круг лиц, наделенных правом подачи искового заявления.

Федеральный закон:

Номер Описание
№127
Он был издан 29 декабря 2014 года под номером 482-ФЗ
Испущенный 29 декабря 2014 года за номером 476-ФЗ
№122
№129
№943-1

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела - возлагается на временного управляющего. По смыслу законодателя, временный управляющий - это лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных законом о банкротстве (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.). Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, это контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

Требования к кандидатуре временного управляющего и к его квалификации определяются общими требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим.

Вместе с тем Законом о банкротстве 2002 г. установлены определенные требования к порядку выдвижения кандидатуры временного управляющего и его утверждения арбитражным судом. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес СРО, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная СРО составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств (п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве 2002 г.).

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Именно оставшуюся кандидатуру и утверждает арбитражный суд. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

В случае непредставления такого списка в срок, установленный законом, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в недельный срок обеспечить представление списка кандидатур другими СРО. Следует заметить, что в определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом.

Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, они продолжают осуществлять свои полномочия (с некоторыми ограничениями, установленными Законом о банкротстве 2002 г.).



Вместе с тем временному управляющему предоставлено право в случае необходимости обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности. Под необходимостью, видимо, следует понимать те случаи, когда руководитель должника не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества должника, препятствует осуществлению обязанностей временного управляющего либо иным образом нарушает закон (например, совершает без согласия управляющего сделки, о которых говорилось выше).

В этом случае функции руководителя должника возлагаются на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия. Если кандидатура не представлена, суд назначает одного из заместителей руководителя, а в случае их отсутствия - одного из работников (п. 4 ст. 69 Закона о банкротстве 2002 г.).

Полномочия временного управляющего имеют ограниченный срок действия и прекращаются:

1) утверждением арбитражным судом мирового соглашения;

2) принятием решения об отказе в признании несостоятельности (банкротства) данного должника.

В следующих случаях временный управляющий обязан функционировать до утверждения соответственно административного, внешнего, конкурсного или нового временного управляющего:

1) вынесение определения о введении финансового оздоровления;

2) вынесение определения о введении внешнего управления;

3) принятие решения об открытии конкурсного производства;

4) удовлетворение ходатайства временного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей.

В целях защиты интересов кредиторов и сохранности имущества должника закон наделяет временного управляющего широким кругом прав. Так, временный управляющий вправе предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника (не предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве 2002 г.), в том числе о запрете должнику совершать без его согласия любые сделки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам и т.д.

Временный управляющий также имеет право получать любую, в том числе конфиденциальную, информацию о деятельности должника. Данное право обеспечивается в Законе о банкротстве 2002 г. правомочием временного управляющего на обращение с ходатайством в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от выполняемых функций. Предоставление временному управляющему по его требованию любой информации, касающейся деятельности должника, является обязанностью органов управления должника, поэтому нарушение этой обязанности рассматривается законодателем как препятствие в осуществлении деятельности временного управляющего.

Одной из основных обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. Анализ проводится в целях определения достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. В процессе наблюдения временный управляющий на основе детального анализа финансового состояния должника должен предоставить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о нем: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, положение должника на товарных рынках и т.д. Кроме того, именно в процессе проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий имеет возможность установить наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Интересен тот факт, что Законом о банкротстве 1992 г. обязанность проводить анализ финансового состояния должника устанавливалась только для конкурсных управляющих. В то же время в обязанности арбитражного управляющего (действовавшего в период внешнего управления) входили разработка плана проведения внешнего управления имуществом должника и организация его выполнения, что подразумевало и необходимость проведения на практике арбитражным управляющим финансового анализа состояния должника.

Анализ финансового состояния должника в соответствии с положениями Закона о банкротстве 1998 г. в различных процедурах банкротства осуществлялся при соблюдении общих методических подходов, хотя выбор конкретных методов в каждом отдельном случае производился с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности должника.

При проведении наблюдения, как правило, осуществлялся анализ структуры баланса предприятия-должника, оценка его платежеспособности, а также анализ бухгалтерской отчетности должника.

Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий была утверждена постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (в настоящий момент утратило силу).

Под неудовлетворительной структурой баланса понималось такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не могло быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника.

Анализ баланса предприятия производился на основании:

Баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца, представляемых руководителем предприятия и заверенных в установленном порядке;

Баланса предприятия за последний отчетный период, направляемого налоговыми органами в случае непредставления в установленные сроки соответствующих документов руководством предприятия.

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являлись:

Коэффициент обеспеченности собственными средствами;

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Проведение анализа финансового состояния должника могло быть осуществлено также в соответствии с Методическими рекомендациями по реформе предприятий (организаций), утвержденными приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. N 118.

При анализе финансово-экономического состояния должника принимались во внимание не только методы финансового анализа, но и способы анализа его результатов. Одним из таких способов являлся анализ бухгалтерской отчетности должника, представляющий собой изучение полученных показателей с целью определения состава имущества, финансового положения предприятия, источников формирования собственного капитала и т.д.

В настоящее время при анализе финансового состояния должника следует исходить из Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367.

Общий анализ должен включать в себя не только оценку отдельных видов имущества должника, но и результаты исследования причин утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности, результаты анализа активов и пассивов должника, возможностей безубыточной деятельности должника и т.д. (п. 6 указанных правил).

Показателями, характеризующими платежеспособность должника, являются:

Коэффициент абсолютной ликвидности;

Коэффициент текущей ликвидности;

Показатель обеспеченности должника его активами;

Степень платежеспособности по текущим обязательствам.

К числу показателей, характеризующих финансовую деятельность должника, следует отнести:

Коэффициент автономии (финансовой независимости);

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах);

Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;

Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.

В указанном постановлении содержатся также показатели, характеризующие деловую активность должника, а именно:

Рентабельность активов;

Норма чистой прибыли.

Для того чтобы иметь комплексное, системное представление о финансовом положении должника, на практике помимо общих методов оценки используют и специальные, к которым можно отнести, в частности, метод проведения прогнозных разработок, позволяющий обоснованно подтвердить (или опровергнуть) наличие реальной возможности восстановления платежеспособности должника при использовании в дальнейшем всех предусмотренных законом мер, а именно: перепрофилирование производства, продажа предприятия должника и др.*(164)

Важной обязанностью временного управляющего, осуществляемой им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, является установление размера требований кредиторов.

Установление размера требований кредиторов необходимо главным образом для определения числа голосов каждого из конкурсных кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов в целях их участия в первом собрании кредиторов. Размер требований устанавливается на основании заявлений кредиторов, предъявляемых ими в течение месяца после получения уведомления о принятии арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (это уведомление должно быть осуществлено в течение 14 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения).

Конкретное требование кредитора может быть отнесено либо к установленным, либо к неустановленным в соответствии с критериями установления размера требований, содержащимися в Законе о банкротстве 2002 г. Установленные требования должны быть предъявлены временному управляющему с приложением подтверждающих требования документов; требования, не признаваемые установленными, - арбитражному суду, должнику, временному управляющему, иным кредиторам, предъявившим требования, и реестродержателю.

Закон о банкротстве 2002 г. не содержит указаний относительно формы и содержания предъявляемых кредитором требований. Однако судебно-арбитражная практика исходит из того, что требование кредитора оформляется в свободной, но обязательно письменной форме с указанием долга по денежным обязательствам и обязательным платежам. В требовании могут быть указаны и подлежащие уплате неустойки, проценты, финансовые (экономические) санкции, которые (в том числе установленные решениями судов) в сумму требований при определении числа голосов конкурсных кредиторов не включаются*(165).

В совокупности все предъявленные требования кредиторов могут быть отнесены:

К требованиям, в отношении которых заявляются возражения;

К требованиям, возражения по которым не заявляются.

Возражения могут быть предъявлены в арбитражный суд не позднее 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов. Следует признать оправданной позицию законодателя в отношении того, кто именно из участников конкурсных отношений обладает таким правом. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает, что возражения могут быть предъявлены должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника либо представителем собственника имущества унитарного предприятия (п. 2 ст. 71)*(166).

При наличии возражений проводится специальное заседание арбитражного суда. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.

По результатам рассмотрения обоснованности требований либо возражений должника суд выносит определение, в котором указывается размер требований, признанных необоснованными.

Закон о банкротстве 2002 г. в отличие от Закона о банкротстве 1998 г. предусматривает возможность обжалования определения об установлении требований кредиторов.

Обязанность по созыву, подготовке и проведению первого собрания кредиторов также возложена законодателем на временного управляющего*(167).

Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, которая определяется при принятии заявления о несостоятельности (банкротстве), должен провести первое собрание кредиторов как минимум за 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве 2002 г.).

При уведомлении кредиторов, уполномоченных органов, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов, о сроке, дате и месте проведения собрания временный управляющий также сообщает им сведения о числе голосов, которыми они будут располагать на первом собрании кредиторов.

По общему правилу собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника (оно определяется на основании ст. 54 ГК РФ). Временным управляющим может быть определено и другое место проведения собрания кредиторов.

На первом собрании кредиторов принимают участие две категории лиц, а именно: лица, обладающие правом голоса, и лица без права голоса.

Одновременно Законом о банкротстве 2002 г. установлен перечень лиц, которые вправе участвовать в первом собрании кредиторов без права голоса: руководитель должника, представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия.

В соответствии с Законом о банкротстве 1998 г. первое собрание кредиторов считалось правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов, однако при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены*(168).

Однако Закон о банкротстве 2002 г. установил требование кворума (о чем говорилось выше). Голосование проводится по правилам, установленным ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г. Поскольку для решения некоторых вопросов может потребоваться большинство голосов от общего числа голосов кредиторов, то не исключены ситуации, когда голосов присутствующих кредиторов будет недостаточно для принятия решения. В этом случае законодатель предусматривает возможность проведения повторного собрания (п. 3 ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г.).

Временный управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.

Вместе с тем кредиторами на первом собрании могут быть приняты следующие решения:

1) о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

2) о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) о заключении мирового соглашения;

5) об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава (ст. 73 Закона о банкротстве 2002 г.).

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, введения финансового оздоровления, внешнего управления или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Временный управляющий

(англ temporary manager) - в РФ лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»**.

В.у. назначается из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии предложений -из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии указанных лиц кандидатура В.у. предлагается гос-ным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в недельный срок с момента получения указанного запроса.

В.у. действует с момента его назначения и до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, или до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего, или до утверждения арбитражным судом мирового соглашения, или до принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом. В случае временной неспособности В.у. исполнять возложенные на него обязанности вправе назначить заместителя В.у. В.у. вправе обратиться в арбитражный с ходатайством об освобождении его от исполнения обязанностей В.у. при наличии уважительных причин. В случае удовлетворения этого ходатайства арбитражный суд назначает нового В.у., а до нового назначения В.у. продолжает исполнять свои обязанности.

В.у. вправе: предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в т.ч. о запрете совершать без согласия В.у. , не предусмотренные п. 2 ст. 58 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и др. имущества на третьим лицам, а также об отмене таких мер; обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности; получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника; осуществлять иные полномочия, установленные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Органы управления должника обязаны предоставлять В.у. по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

В.у. обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; определять наличие признаков фиктивного банкротства и преднамеренного банкротства; устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве; созывать первое кредиторов.

По окончании наблюдения В.у. представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Временный управляющий" в других словарях:

    Временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;... Источник: Федеральный закон от 26.10.2002 N 127 ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) О несостоятельности … Официальная терминология

    ВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» … Юридическая энциклопедия

    Временный управляющий - физическое лицо, назначенное арбитражным судом для наблюдения и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника … Словарь терминов антикризисного управления

    Временный управляющий - (англ temporary manager) в РФ лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»**. В.у. назначается из числа … Энциклопедия права

    ВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ - в соответствии с Законом от 18 июля 2000 г. Об экономической несостоятельности (банкротстве) временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначаемое хозяйственным судом в целях проверки наличия оснований для возбуждения… … Юридический словарь современного гражданского права

    ВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ - лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом» … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

    УПРАВЛЯЮЩИЙ ВРЕМЕННЫЙ - ВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ … Юридическая энциклопедия

    ВРЕМЕННЫЙ СВЯЩЕННЫЙ СИНОД - Св. Тихон, Патриарх Московский и всея России. Фотография. Нач. 20 х гг. ХХ в. (ГИМ) Св. Тихон, Патриарх Московский и всея России. Фотография. Нач. 20 х гг. ХХ в. (ГИМ)учрежден в 1923 г. св. Тихоном, Патриархом Московским и всея России, вскоре… … Православная энциклопедия

    Арбитражный управляющий - (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) Гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных настоящим… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право



Просмотров