Запрет на допуск товаров иностранного происхождения. Запрет на закупки иностранного по в россии. Товары легкой промышленности и машиностроения

Национальный режим - это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

продукты легкой промышленности (ПП от 11.08.2014 № 791) ;

товары, имеющие оборонное значение (ПП от 14.01.2017 № 9) ;

Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.

Ограничения в закупках

Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

Список товаров, которые попадают под ограничения:

    некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289) ;

    отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968) ;

    отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832) .

Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

Предоставление преференций

Преференции по 44 ФЗ - это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.

Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ

Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:

    Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.

    В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.

    В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50% . Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства - приоритет для них не предоставляется.

    В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50% . Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.

Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.

Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

В целях поддержки российского производства законодателем определены особые условия допуска групп товаров иностранного производства, а также установлены запреты на приобретение некоторых товаров иностранного производства в целом.

Вместе с тем, нормативные акты, определяющие условия закупки упомянутых товаров написаны достаточно сложно и вызывают ряд затруднений при применении, как у Заказчиков, так и у участников закупок.

Законодательно определены перечни категорий товаров, на поставку которых установлены ограничения.

Товары в сфере медицины

Одним из наиболее часто применяемых документов, ограничивающих поставку иностранных товаров, является Постановление №102, которое содержит перечень медицинских изделий с указанием кодов ОКПД и , при закупке которых Заказчиком должно быть установлено ограничение допуска.

Аналогичные условия установлены Правительством при закупке ряда лекарственных препаратов иностранного производства, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших.

Прежде всего, стоит отметить, что закупать товары, входящие в перечень и не входящие в него одним лотом прямо запрещено законодательством.

Суть самого ограничения заключается в следующем. Если на участие в закупке подано хотя бы две заявки, в которых содержится предложение о поставке товаров,не иностранного производства. Кроме того производители товаров, предлагаемых в заявках не должны быть аналогичными друг другу.

Если это условие соблюдено, то все заявки, содержащие предложение о поставке иностранных товаров отклоняются, и организации не принимают участия в торгах.

При этом, страна производства товаров должна быть не просто указана в заявке, но и подтверждена сертификатами о происхождении. Заметим, что данный документ не является обязательным в составе заявки, и прикладывается участником, только если он сам желает обезопасить себя от рисков, связанных с отклонением заявки.

Разумеется, что в случае подписания контракта с участником, который победил в закупке, в том числе благодаря применению постановления, товар, поставляемый по контракту, не может быть заменен на товар иностранного производства.

Радиоэлектронная продукция

Закупка этого вида продукции, точнее, ограничения и условия допуска регламентированы Постановлением Правительства РФ № 968. В основной своей части принцип действия ограничения аналогичен постановлению, касающемуся медицинских изделий.

Основная разница состоит в перечне документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Помимо сертификата СТ-1 подтверждающими документами будут являться инвестиционные контракты, уведомления и подтверждения Министерства промышленности и торговли РФ.

Пищевые продукты

Условия допуска товаров пищевой промышленности, перечень товаров, на которые распространяются ограничения, определены Постановлением Правительства РФ № 832.

Сохраняя тот же подход к условиям допуска, что и в предыдущих рассмотренных случаях, постановление несколько упрощает способ подтверждения страны происхождения товаров. В данном случае участнику необходимо только продекларировать, то есть попросту указать страну происхождения товара в составе заявки. Разумеется, что при поставке товаров эти сведения должны соответствовать заявленным.

Товары легкой промышленности и машиностроения

Согласно Постановлению №791 закупка товаров легкой промышленности, определенных перечнем для государственных и муниципальных нужд запрещена вовсе. Исключение составляют те случаи, когда закупаемые товары не производятся в России или на территории стран Евразийского союза.

При этом подтверждением отсутствия такого производства является соответствующий документ Министерства промышленности и торговли, который в обязательном порядке должен быть получен Заказчиком при осуществлении закупки.

Относительно товаров сферы машиностроения, условия и ограничения допуска установлены Постановлением № 656. При этом, Правительством аналогичным образом запрещаются к закупке товары иностранного производства, входящие в перечень.

  • On 19.02.2018
  • 0 Комментарии
  • Запрос котировок, Запрос предложений, Импортозамещение, Конкурс, Статьи, Электронный аукцион

Товарам из России и стран ЕАЭС в рамках закупочной деятельности представляются преференции. Это так называемый национальный режим в закупках. Нередко у поставщиков возникают вопросы, связанный с его применением. Попробуем ответить на некоторые из них.

Как определить, что в отношении объекта закупки действует национальный режим?

Заказчики обязаны указывать на это в плане-графике . Кроме того, в документах по закупке должно быть указано:

  • документ (постановление Правительства) , которым регулируется применение нацрежима в отношении закупаемого товара или услуги;
  • комплект документов , которым участник должен подтвердить российское происхождение товара;
  • условия для поставщика указать в заявке цену за единицу товара;
  • предупреждение о том, что за недостоверную информацию о стране происхождения поставщик несет ответственность .

Какими документами подтверждается происхождение товара?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что именно закупается. Действующие правила предусматривают такие

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. Декларация о стране происхождения - составляется в свободной форме.
  2. Акт экспертизы Торгово-промышленной палаты (выдается сроком на 1 год).
  3. Сертификат СТ-1 (выдается на основании указанного выше акта или по заявлению поставщика разово, на 3 месяца или на год).
  4. Копия СПИК - специального инвестконтракта, по которому юридическое лицо инвестирует в производство товара на территории страны 3 млрд рублей и более, и товар закупается без конкурса.

В следующей таблице представлены некоторые группы товаров и документы, которыми подтверждается их российское происхождение.

Таблица. Документы для подтверждения некоторых объектов закупки

Объект закупки Документы

Радиоэлектронная продукция

  • СПИК,
  • подтверждение Минпромторгом России производства этих товаров на территории России,
  • уведомление Минпромторга о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения,
  • разовый или годовой сертификат СТ-1
Мебель,

Продукция машиностроения

  • СПИК,
  • акт экспертизы ТПП,
  • сертификат СТ-1

Медизделия, для которых установлены ограничения допуска

  • сертификат СТ-1
Продукты

    декларация о стране происхождения товара,

    декларация о производителе товара

Товары легкой промышленности

    декларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых произведен товар

Программное обеспечение

    название программного продукта,

    декларация в свободной форме о стране происхождения

В документации может быть установлено, что поставщик обязан в качестве подтверждения происхождения товара представить сертификат СТ-1 . Если такое требование отсутствует, то выбор документа остается на усмотрение поставщика.

Декларация о производстве продукции может быть составлена изготовителем самостоятельно в свободной форме.

Важно знать! Нужно правильно указать название страны, в которой произведен товар. Взять его следует из Общероссийского классификатора стран мира. В соответствии с ним, для отечественного товара следует указать Россия или Российская Федерация , но ни РФ.

Если поставщик проигнорирует требования подтверждающих документов

Иногда по невнимательности либо незнанию поставщики пропускают требования национального режима. Что будет в таком случае с их заявкой? Это зависит от того, какое именно ограничение действует в отношении объекта закупки:

  1. Если объект запрещено закупать . В этом случае при отсутствии подтверждающих российское происхождение документов заказчик заявку отклонит . Например, так будет, если объектом закупки выступает мебель.
  2. Если национальный режим в отношении объекта закупки реализован, как предоставление ценовой преференции , то заявка без подтверждающих документов пойдет как иностранная. Это значит, что снижающий коэффициент к цене заявки при оценке применен не будет .

    Если поставщик определяется , то заключить контракт можно будет лишь по цене, на 15% меньше предложенной.

  3. Если применяется правило «третий лишний », товар с неподтвержденной страной происхождения пойдет как иностранный.

    Правило «третий лишний». Иностранный товар будет рассматриваться в том случае, если на закупку, кроме него, будет подана только одна заявка с российским товаром. Если заявится еще один поставщик товара отечественного происхождения, заявку с иностранным товаром отклонят.

Данные в СТ-1 и декларации должны быть одинаковые

В первой части аукционной заявки поставщик прикладывает декларацию о происхождении товара. Во второй части заявки заказчик может потребовать сертификат СТ-1. Данные о стране производства в этих документах должны совпадать. Если такого соответствия не будет, заказчик должен заявку победителя отклонить . В этом случае будет считаться, что поставщик представил недостоверные сведения.

Будет ли заказчик проверять происхождение товара?

Это зависит от того, какие документы для подтверждения требуются. Если декларация в свободной форме , то предварительно проверять заказчик ничего не будет. В контракте он укажет ту страну, которую задекларировал поставщик. Когда будет производиться приемка товара, заказчик проверит страну его происхождения.

Если по условиям закупки необходимо представить сертификат СТ-1 , то проверить его не составит труда. Это можно сделать в реестре на сайте ТПП, и заказчик этой возможностью воспользуется.

Что будет, если в декларации указать Россию, а поставить китайский товар?

Заменять объект закупки, в отношении которого действует национальный режим, запрещено. Причем вы не можете его заменить даже на лучший товар. Заказчик такой объект закупки не примет , поскольку таковы требования законодательства.

Придется либо поставлять российский товар, либо расторгать контракт. При этом возможны два варианта:

  1. Контракт будет расторгнут по соглашению сторон . Но для этого заказчик должен пойти навстречу поставщику.
  2. Контракт будет расторгнут заказчиком в одностороннем порядке или по решению суда . Основанием выступит недостоверная информация о соответствии товары требованиям. В этом случае исполнитель лишится обеспечение контракта, а также будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков .

Сертификат СТ-1 - где его взять?

За сертификатом нужно обратиться в региональное отделение Торгово-промышленной палаты. Сертификат выдается на основании акта экспертизы ТПП , который действует в течение года. Если акт есть, то для получения и СТ-1 участнику нужно помимо него подать заявление и правоустанавливающие документы.

Если акта экспертизы нет, то дополнительно нужно представить документы и сведения, которые подтверждают возможность производства товара. Например, лицензию, если она предусмотрена законом. Конкретный перечень каких документов необходимо уточнить в ТПП.

Если товар российский лишь частично

Иногда бывает, что часть объекта закупки имеет российское происхождение, а часть - иностранное. Что будет, если включить такой товар в заявку? Опять же, все зависит от того, как реализован национальный режим для этого объекта закупки.

Если действует полный запрет на иностранные товары , то такую заявку отклонят.

Если для российского товара предусмотрена ценовая преференция , то дальнейшие действия заказчика зависят от типа процедуры и доли указанного в заявке российского товара:

  1. Если это аукцион:
    • доля российского товара больше 50% - в случае победы поставщику не снизят цену контракта на 15%;
    • доля российского товара меньше 50% - вся цена контракта будет снижена на 15%.
  2. Конкурс, запрос предложений и . Если доля российской продукции больше 50% , поставщику предоставляются преференции и применяется понижающий коэффициент ко всей заявке.

Обратите внимание! В данном случае под долей российского товара подразумевается его стоимостная оценка, а не объем.

Пример. Товар А с ценой 10 рублей за единицу составляет 60% от объема заявки, а товар Б с ценой 30 рублей - 40%. Несмотря на большую долю в объеме, стоимостная часть товара А меньше, чем товара Б. Поэтому в данном случае преференция поставщику предоставляться не будет.

Поэтому для расчета доли того или иного товара в стоимости всей заявки необходимо указывать не только происхождение, но и цену каждой позиции.

Что делать, если закупаемые товары не производятся в России?

Под российским товаром в рамках национального режима понимается продукция, произведенная как в России , так и на территории других стран ЕАЭС (Таможенного союза) .

Если заявленные к закупке товар не производится в ЕАЭС, тогда заказчики могут закупать иностранные товары.

Возникает следующий вопрос - как доказать, что на территории Таможенного союза товар не производится? Ответ простой - должно быть соответствующее заключение Минпромторга . Только этот документ является основанием для закупки иностранных товаров, в отношении которых действует национальный режим. Все прочие доказательства будут отклонены, как и сама заявка.

От 16 ноября 2015 года, в соответствии с которым государственным структурам запрещено закупать иностранное ПО при наличии российского аналога. Новость об этом появилась 20 ноября 2015 г. и прошла по новостным ресурсам; зачастую - со сгущением красок.

В реальности постановление преследует следующие задачи. Цитата: «Цель документа - защита внутреннего рынка Российской Федерации, развитие национальной экономики, поддержка российских организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ, учитывая в том числе ограничения на использование иностранного программного обеспечения отдельными российскими организациями, установленные рядом иностранных правообладателей в связи с введенными США и некоторыми другими странами санкциями».

Постановление издано во исполнение положений принятого летом закона №188-ФЗ (от 29 июня 2015 г), которым предусматривается создание Реестра российского ПО. В частности, постановление утверждает правила формирования и ведения этого Реестра.

Оба нормативных документа приняты в рамках реализуемой программы импортозамещения ПО, разработанной Минкомсвязи. Поэтому вначале давайте подробнее остановимся на уже принятых документах, а потом поговорим о концепции в целом. И начать логичнее с закона.

Закон №188 о Реестре российского ПО

Вносит нормы о Реестре российского ПО в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 2006 г. и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон состоит всего из трех статей.

Целями создания Реестра указаны:

  • расширение использования российских программ для ЭВМ и баз данных
  • подтверждение происхождения российских программ
  • оказание правообладателям таких программ государственной поддержки

Нормы, касающиеся создания и ведения Реестра, а также другие текущие вопросы (назначение ответственного за ведение Реестра и разработку нормативных документов госоргана и др.) в законе не указаны и должны быть введены постановлением правительства.

В законе сформулированы основные требования к российскому ПО:

  1. Исключительное право на программу для электронных вычислительных машин или базу данных на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит одному либо нескольким из следующих лиц (правообладателей):
    1. Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию;
    2. российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) гражданами Российской Федерации и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией;
    3. российской коммерческой организации, в которой суммарная доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, российских некоммерческих организаций, указанных в подпункте «b» настоящего пункта, граждан Российской Федерации составляет более пятидесяти процентов;
    4. гражданину Российской Федерации;
  2. Программа для электронных вычислительных машин или база данных правомерно введена в гражданский оборот на территории Российской Федерации, экземпляры программы для электронных вычислительных машин или базы данных либо права использования программы для электронных вычислительных машин или базы данных свободно реализуются на всей территории Российской Федерации;
  3. Общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам, предусматривающим предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг в связи с разработкой, адаптацией и модификацией программы для электронных вычислительных машин или базы данных и для разработки, адаптации и модификации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, в пользу иностранных юридических лиц и (или) физических лиц, контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций составляет менее тридцати процентов от выручки правообладателя (правообладателей) программы для электронных вычислительных машин или базы данных от реализации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, включая предоставление прав использования, независимо от вида договора за календарный год;
  4. Сведения о программе для электронных вычислительных машин или базе данных не составляют государственную тайну, и программа для электронных вычислительных машин или база данных не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

Этим же законом №188 в закон «О контрактной системе…» вносятся дополнения (ч. 3 ст. 14), суть которых в том, что устанавливается запрет на допуск товаров, работ и услуг, происходящих из иностранных государств и/или оказываемых иностранными лицами. Применять их можно только в виде исключения, для этого требуется писать специальное обоснование и размещать его вместе с госзаказом.

В законе указаны цели введения запрета. Цитата: «В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок».

Постановление №1236 от 16 ноября 2015 года

Постановление №1236 принято для урегулирование вопросов, переданных в ведение Правительства законом №188. Интересно, что принято оно 16 ноября, а положения закона вступают в силу с 1 января 2016 года, т. е. осталось всего полтора месяца.

В Постановлении подтверждается запрет на приобретение иностранного ПО или прав на его использование при совершении закупок в интересах государственных структур. Но более подробно говорится об исключениях - случаях, когда можно использовать зарубежное ПО. Их два:

  • в Реестре нет ПО с нужной функциональностью («ПО того же класса»)
  • ПО, содержащееся в Реестре, по функциональным, техническим и/или эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика

Классы ПО устанавливаются в Реестре, и ПО должно быть сгруппировано по функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам для облегчения поиска и сравнения.

Уполномоченным органом (он разрабатывает все нормативные документы, а также отвечает за ведение Реестра или назначает оператора Реестра) назначено Министерство связи и массовых коммуникаций. Оно должно утвердить (за 2 месяца) классификатор программ и БД (где указываются характеристики ПО), правила его применения, положения об экспертном совете (состав совета - до 31 декабря), дать предложения (совместно с другими заинтересованными лицами) по общим правилам определения требований к закупаемому ПО и связанным с этим услугам, а также в 6-месячный срок разработать схему, в соответствии с которой на ПО из Евразийского союза будет распространяться режим российского ПО. А главное - обеспечить запуск Реестра с 1 января 2016 года.

Также Постановлением утверждается текст правил формирования Реестра (в нем и расписана процедура подачи и рассмотрения заявки на включение ПО в Реестр российского ПО) и порядок подготовки обоснования для использования зарубежного ПО. Последний называется вполне в российском бюрократическом стиле: «правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения…» (посчитайте, сколько существительных подряд! И это еще не конец фразы).

Таким образом, постановление носит технический характер и издано в соответствии с требованиями закона №188.

Стратегия импортозамещения

Оба документа приняты в рамках существующего у Минкомсвязи плана импортозамещения, который был представлен главе правительства в апреле 2015 г.

Минкомсвязи от 01.04.2015 утвержден . Сам план содержит целевые показатели соотношения использования российских и зарубежных программных продуктов и сервисов к определенным датам (2020 г., 2025 г.) и рассчитан на 10 лет - 2015-2025 гг.

Документ включает в себя три направления: предоставление преференций отечественной ИТ-продукции при госзакупках; коллективная разработка клиентских и мобильных операционных систем; господдержка отечественных производителей ПО для промышленности, ТЭК, строительства и других отраслей. Рассмотрим их более подробно.

  • Отрасли, где в России есть конкурентоспособные продукты хорошего уровня, которым, однако, все равно были бы полезны преференции при осуществлении госзакупок. Сюда отнесены, в частности, антивирусы и программы по информационной безопасности. Уже на сегодняшний день доля импорта ПО этих типов - около 60%. Сюда же отнесено ПО для бизнеса (ERP, CRM, электронный документооборот, управление проектами) и корпоративные интернет-сервисы (базовые - электронная почта, работа с файлами, браузер, мессенджеры), где у российских разработчиков есть достаточно хорошие позиции.
  • Отрасли, где конкурентоспособного ПО сегодня нет. Это клиентские и мобильные операционные системы, серверные ОС, пользовательское офисное ПО, системы управления базами данных, средства управления облачной инфраструктурой и виртуализацией. На сегодня доля импорта по этим направлениями - 95% и выше. Поскольку процесс самостоятельного создания конкурентоспособных продуктов на этом направлении крайне сложен, Минкомсвязь предлагает путь коллективной разработки, который будет координировать еще одна отраслевая некоммерческая организация.
  • Отраслевое ПО, необходимое в нишевых сценариях для различных отраслей экономики (промышленность, здравоохранение, строительство и пр.). Сегодня в зависимости от направления доля импорта в них составляет от 70% до 95%.

Ради каких целей создается маркировка российского ПО

Итак, формальные требования к российскому ПО и его владельцам изложены в законе. Но какими целями руководствовалось государство при их формулировании? То есть зачем это все?

Одна из главных целей - обеспечить свой контроль над разработчиком. Опыт введения санкций показал, насколько легко другое государство может развалить ИТ-инфраструктуру, запретив производителям ПО из своей юрисдикции работать с российскими заказчиками. Катастрофические последствия такой ситуации понять легко и просто.

Поэтому если ПО работает в госструктурах, то его разработчик должен работать в соответствии с российским законодательством и в российской юрисдикции. Более 50% такого предприятия-разработчика должны принадлежать российским физическим или юридическим лицам, что призвано гарантировать стабильность работы и независимость от внешнего контроля, будь то контроль иностранного государства или частной корпорации. Кстати, это не единственный аргумент, есть и другие. Например, большинство зарубежного ПО (включая условия лицензий) разрабатывается в соответствии с требованиями западного, чаще - англосаксонского законодательства, которое существенно отличается от российского. Иногда требования лицензий зарубежного корпоративного ПО противоречат требованиям российского законодательства. А разбирательства должны проводиться в британских или американских судах.

Второй, не менее важный фактор - экономический. Российское предприятие платит налоги, зарплаты и пр. тоже в России. Таким образом, средства от покупки ПО государственными органами остаются в экономике России, а не уходят за рубеж. С той же целью установлено и следующее требование о том, что общие отчисления за рубеж не могут превышать 30%. Причем здесь будут, судя по всему, учитываться не только затраты на приобретение прав на продукты, технологии, алгоритмы и пр., но и прямые затраты на разработчиков, т. е. «офшорное программирование» тоже не подходит. Большая часть цикла разработки ПО должна максимально осуществляться внутри страны.

Наконец, российское ПО должно присутствовать на рынке, т. е. свободно продаваться, а специализированные продукты для госнужд выведены из-под действия этой схемы и не подлежат внесению в Реестр. Зачем это сделано? На мой взгляд, одна из причин этого требования - повышение эффективности. ПО, которое предлагается на открытом конкурентном рынке, имеет совершенно другой уровень функциональности, стабильности и удобства работы, а также имеет другой механизм ценообразования. То есть при правильной работе должен гарантироваться приемлемый уровень функциональности, качества и удобства работы, а также адекватное ценобразование.

Некоторые заблуждения об импортозамещении

Новая схема законодательного регулирования вызвала, скажем так, противоречивую реакцию в обществе. Особенно у «свободных художников», которые привыкли к свободе и отсутствию ограничений, поэтому любую попытку регулирования (особенно связанную с запретом чего-нибудь) воспринимают в штыки.

Для начала, нужно отдавать себе отчет - Реестр и связанные с ним требования работают только в отношении госзакупок, т. е. в случаях, когда ПО приобретается для государственных нужд. Впрочем, сейчас об импортозамещении думает не только государство. Санкции, из-за которых зарубежные производители (в основном американские) могут в любой момент «отключить» российских клиентов, а также девальвация рубля, из-за которой резко подорожала в рублях стоимость иностранного ПО и его поддержки, заставляют и частные российские компании активнее искать подходящее российское ПО: во-первых, нет таких валютных и политических рисков, во-вторых, с местным разработчиком всегда проще договориться. Остаются вопросы с надежностью, квалификацией и пр., но это уже как раз индивидуальные случаи.

Далее - да, мне тоже кажется, что практически все профессиональное ПО обладает некоторой уникальной функциональностью, сгруппировать которую будет сложновато. Однако в большом количестве случаев государственным органам необходимы простые решения типа текстового редактора или электронных таблиц. Разница в их функциональности невелика, и возможно использование любых решений. А вот другие соображения (в том числе взаимодействие с разработчиком и др.) играют по-прежнему важную роль.

В интернете полно саркастических предложений «импортозаместить Photoshop». Но! Во-первых, раздутая репутация именно этого пакета часто приводит к тому, что его требуют ставить даже в тех случаях, когда необходимо всего-то изменить размер изображения. Во-вторых, потребности в профессиональных узкоспециализированных пакетах в государственных органах сильно преувеличены. Тем более, что для таких случаев специально предусмотрен механизм исключений. Если аналогов действительно нет либо необходим именно тот или иной пакет, всегда можно составить обоснование, но теперь появляется возможность и механизм его оспорить.

Этот последний пример я привел специально, чтобы показать, что очень часто люди склонны сводить сложную и многогранную ситуацию к своему небольшому опыту, а дальше расширять этот свой опыт до масштабов страны или даже планеты. На этой неправильной логике основаны многие заблуждения.

И битва за СПО

Интересно, что первоначально в качестве одного из вариантов импортозамещения рассматривалось более широкое использование свободного программного обеспечения (СПО). Но в финальном варианте его не оказалось. Потому что у СПО есть как свои плюсы, так и свои весомые минусы.

Во-первых, СПО также распространяется на условиях определенной лицензии. То, что лицензия не предусматривает оплаты, не всегда означает, что использовать это ПО можно как угодно.

Во-вторых, для крупных проектов, ориентированных на широкий круг пользователей, решающее значение имеет качество технической поддержки, т. к. от сбоев, ошибок и пр. можно потерять куда больше денег, чем сэкономили на покупке. И вот тут у СПО возникает много проблем.

В-третьих, очень многое для корректной работы необходимо «дорабатывать напильником», причем объем доработок крайне велик.

В результате все равно получается отдельный большой и сложный проект. В основе его может лежать СПО (как в проектах «российских линуксов»), а может что-то другое. Но уже нет принципиальной разницы между ними.

В общем, отдельный статус для СПО не был прописан, и такое ПО не имеет особого преимущественного положения по сравнению с другими решениями.

Проблемы, недоработки, решения

Конечно, к новой системе, которая еще толком не заработала, есть много вопросов.

В основном обсуждаются, как обычно, способы обойти запрет. Кстати говоря, судя по весенним обсуждениям, многие из предложенных тогда способов обхода (основанных на предварительных формулировках закона) государство прикрыло. Например, много говорили о том, что можно создать «российскую прокладку», на которую будут переводиться права и… Но закон требует, чтобы права принадлежали на территории всего мира, а не только РФ, что делает такой «промежуточный» способ неработоспособным. В принципе, то же можно сказать о большинстве предложенных тогда «обходных» вариантов.

Можно включить западный продукт в состав отечественного (о такой ситуации радостно под девизом «найден механизм, как обойти запрет»), но выплаты за его использование не должны превышать 30% от общей выручки, что сильно ограничивает возможности - грубо говоря, без серьезного российского прибавочного продукта такое решение не должно быть интересным. Либо - искусственно завышать на 70% цену «российского» продукта, чтобы полная оплата за иностранный составляла не более 30%. Но на конкурентном рынке такое завышение невозможно, а во всех остальных случаях этим должны заниматься компетентные органы.

Есть варианты, при которых механизм не будет работать, а в перспективе может еще и принести вред. Например, возможен вариант, что российское юрлицо приобретает права на тот или иной программный продукт для дальнейшей продажи его государственным органам (либо его разрабатывают за рубежом по заказу российской компании). Но обязательства по поддержке при этом несет иностранный разработчик, и в случае отказа от осуществления поддержки сложное и дорогое ПО может оказаться бесполезным.

Наконец, есть и момент полноты оценки. Указанных в Реестре параметров вряд ли хватит для всесторонней оценки нужного ПО. А значит - пригодится аналитическая служба (своя или внешняя), а также хорошо бы иметь и тестовую лабораторию. В корпоративной сфере «внешние» и открытые исследования крайне не поощряются, а возникающие проблемы все предпочитаю решать в «узком кругу» между заказчиком и разработчиком, с минимальным выходом информации наружу. Это хорошо с точки зрения репутации бизнеса, но зачастую приводит к серьезным потерям просто из-за отсутствия информации - каждому приходится пройти длинный путь по выявлению и правильной диагностике проблемы, который для компании может стоить немалых денег.

Власть против бизнеса. Или за?

И власти, и бизнес сходятся в понимании, что единомоментный переход на российские решения по всем направлениям не нужен и опасен - много где уровень функциональности и качества еще не тот, а где-то нормальных российских решений вообще нет. Развивать свое ПО нужно постепенно, но уверенно, и поддержка государства должна стать хорошим подспорьем для частных компаний.

Представители бизнеса жалуются, что западные корпорации обладают гораздо большими возможностями по маркетингу и могут в течение длительного времени сидеть без прибыли ради захвата рынка. Российские компании не могут себе позволить такую тактику, т. к. не имеют доходов с других рынков, да и в России не имеют достаточного запаса оборотных средств.

При этом позиция многих представителей бизнеса состоит в том, что массированные проектные инвестиции - не лучший способ развития; часто в результате таких «проектов» получаются нежизнеспособные продукты. Лучше создавать и поощрять спрос на внутреннем рынке, тогда конкурентные условия позволят выявить лучшие продукты. А также - что государство должно активно продвигать российские решения за рубежом (об этом говорится, например, в ). Правда, пока отрасль просит не вливать деньги, а обеспечивать внутренний спрос и возможности для развития, государство опять планирует выделять деньги на некие «спецпроекты», заниматься этим должен ОАО «Росинфокоминвест». Плюс странная схема с «совместной разработкой ПО», которую будет координировать некая специально создаваемая государством АНО… В общем, на уровне практических решений пока не все ясно.

С другой стороны, проблема может оказаться в самих производителях «российского» ПО, которые в промежутках очень охотно рассказывают рынку, что они не российские, а «международные компании», открывают центры разработки за рубежом, переводят в другие страны штаб-квартиры, центры финансовых операций, а иногда и руководство. Российские юрлица очень часто принадлежат зарубежным компаниям из офшоров, а далее следы теряются ©.

Конечно, у такого поведения есть и объективные основания. Российский рынок все же относительно мал, и более-менее крупные компании вынуждены выходить на мировой уровень, а там появляются более выгодные юрисдикции, более выгодные страны для организации ферм разработчиков и т. д. Но…

Наконец, последняя проблема: а хватит ли квалифицированных специалистов? Тем более, что конкуренция за них на мировом уровне очень высока, а российские компании сейчас не в состоянии предложить лучшие условия для рынка - состояние экономики не то.

В результате…

Созданная система только начинает работать, и судя по всему, проблем у нее впереди будет еще много. Тем не менее, на мой взгляд, она задает правильное направление развития. Государство возвращает себе активную роль, начинает планировать развитие отрасли, причем выступая в качестве не только регулятора, но и одного из участников рынка. То есть старая позиция правительства «рынок сам все отрегулирует, а государству нужно отойти в сторону» постепенно уходит в прошлое. И это хорошо.

Ограничение закупок с помощью «реестров» - скорее всего, не очень действенная мера. Хотя принцип взят правильный: российским должно считаться то ПО, которое делается в России российскими компаниями и с продаж которого налоги платятся в России. Должны быть льготы своему производителю, хотя меры к дестимулированию покупки зарубежного ПО все же лучше делать экономическими. Впрочем, государство, как закупщик ПО, вправе ставить любые удобные ему требования. Ибо странности и глупости правил закупки, существующих у крупнейших мировых корпораций, ему еще долго переплюнуть не удастся.

Если говорить о моем личном мнении, то мне кажется, что эта инициатива государства (как и многие другие) верная и двигает рынок в нужном направлении. Другой вопрос, что даже хороший набор правил не гарантирует успеха всего проекта - ведь очень многое зависит от конкретных людей, ответственных за исполнение, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. А вот тут все довольно грустно: например, только что ОНФ представил лично президенту доклад о колоссальной неэффективности создаваемых последние десять лет Особых экономических зон (ОЭЗ). Набирает обороты скандал с технопарком «Университетский» и т. д. То есть без личного вмешательства опять ничего не работает. Впрочем, некоторые ОЭЗ построены и успешно функционируют, и тоже в первую очередь благодаря энергии и личным качествам людей, которые занимались их обустройством.

P. S. Сбербанк перехода c Oracle и MS SQL на PostgreSQL для ряда систем.

  • Опубликовано в Авторские статьи
  • Прочитано 61415 раз

Вопрос удовлетворения государственных нужд имеет одни и те же истоки, что и сам институт государства. Удовлетворение государственных нужд, выражающих общественные потребности, является одним из наиболее важных вопросов жизни общества.


Государственный заказ на отечественные товары способствует развитию экономики страны, позволяет задать вектор развития промышленного производства, строительства и сферы услуг. Законодательство о государственных закупках оказывает поддержку и субъектам малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческим организациям. Этим во время сложной экономической ситуации государство дает возможность развиться и закрепиться на рынке вновь созданным мобильным и социально значимым организациям.

Государственный заказ является действенным инструментом экономического регулирования и воздействия, причем не только на национальном уровне, но и в макроэкономическом секторе. Изменение экономико-политической обстановки нашло свое отражение в нормативно-правовых документах, вводящих запреты и ограничения на проведение государственных и муниципальных закупок определенных иностранных товаров и поставщиков/исполнителей некоторых государств.

Национальный режим при осуществлении государственных и муниципальных закупок

Правовой основой применения запретов и ограничений при осуществлении государственных и муниципальных закупок является положения контрактной системы о национальном режиме.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупок товаров иностранного происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами и услугами, выполняемыми и оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ.

На федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ возложена обязанность размещения перечня иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством РФ установлены:
- запреты на допуск товаров иностранного производства, поставляемых иностранными лицами;
- ограничения допуска указанных товаров для целей осуществления государственных и муниципальных закупок.

Вопрос отнесения товаров к стране происхождения решается в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров. Страна происхождения товаров, происходящих с территории государства - члена Таможенного союза, определяется согласно законодательству такого государства - члена Таможенного союза, если иное не установлено международными договорами.

В развитие данных положений и с целью устранения технических неточностей Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ, внесены изменения, в части понятий «информация о стране происхождения товара» и «наименование страны происхождения». Начиная с 01.01.2015 заявки на участие в открытом конкурсе и электронном аукционе должны содержать информацию о наименовании страны происхождения товара.

Кроме того, Федеральным законом № 498-ФЗ с 15.09.2015 расширен перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в запросе котировок, приведенный в ч. 3 ст. 73 Федерального закона № 44-ФЗ. С указанной даты в данный перечень входят и документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товаров условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ, либо заверенные копии данных документов.

Министерством экономического развития РФ в разъяснение положений о национальном режиме подготовлен ряд писем. Согласно «О мерах поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрены меры, направленные на защиту интересов отечественных производителей. В «О применении ОКПД и ОКПД2 при формировании плана-графика на 2016 г. и размещении извещения о закупках для целей соблюдения запрета, условий и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами» разъяснено, что при размещении извещения на официальном сайте в 2016 году соответствующие коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002), содержащиеся в нормативных правовых актах, устанавливающих в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, регулирующих выбор способа осуществления закупки, установление преимуществ и ограничений, а также дополнительных требований при проведении закупки, следует указывать как дополнительную информацию

Кроме того, Минэкономразвития России в «О распространении действия ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ на случаи защиты национальных интересов РФ путем введения запрета либо ограничений на ввоз отдельных видов продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению» разъяснило, что положения о запретах и ограничениях, установленных ст. 14 Федерального закона № 44-ФЗ не распространяется на закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

1. Запреты на допуск товаров иностранного производства, поставляемых иностранными лицами

Запрет товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства

(ред. от 29.12.2015) «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 1224) установлен запрет на допуск товаров (за исключением товаров указанных в приложении к Постановлению), происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.

Кроме этого установлено, что запрет на допуск указанных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует.

Подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, является заключение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации об отсутствии производства на территории Российской Федерации товаров обрабатывающих отраслей промышленности, в случае отсутствия продукции, производимой на территории Российской Федерации и имеющей схожие технические и эксплуатационные характеристики с соответствующими товарами, позволяющей ей выполнять те же функции и быть коммерчески взаимозаменяемой.

В отношении запрета на товары, происходящие из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства Министерством экономического развития Российской Федерации подготовлено «Об осуществлении для нужд обороны страны и безопасности государства закупок товаров, происходящих из иностранных государств, в том числе входящих в Перечень товаров, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102» согласно которому к закупкам для обеспечения обороны страны и безопасности государства относятся закупки, осуществляемые в рамках государственного оборонного заказа.

В развитие данного запрета Минэкономразвития разъяснило, что согласно пункта 2 Постановления Ф № 1224 подтверждением отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров по перечню согласно приложению является включение товаров в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость», или соответствующее заключение по результатам экспертизы, проводимой Минпромторгом России в установленном порядке. Данная позиция была отражена в

Запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров

«Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 791) установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (кроме государств – членов ЕАЭС), и услуг по прокату таких товаров. Необходимо отметить, что данный запрет не применяется в сфере государственного оборонного заказа. Указанное постановление утверждает два списка товаров. Первый список устанавливает запрет на закупку товаров при осуществлении закупок для федеральных нужд, а второй - при проведении закупок для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Запрет не распространяется на поставку (прокат) товаров, если их производство на территории государств - членов ЕАЭС не осуществляется. Отсутствие производства участник должен подтвердить заключением, выданным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

К участникам закупки товаров и услуг, поименованных в указанных перечнях, устанавливается дополнительное требование в соответствии с п. 1 Постановления № 791.

В случаях, когда товары (услуги) закупаются у единственного поставщика, при их описании в извещении об осуществлении закупки необходимо учитывать положения п. 2 Постановления № 791.

Запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения

(ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 656) запрещен допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.

Перечень таких товаров содержится в приложении к названному Постановлению. Например, в Перечень включены автобусы, автомобили пожарные, автомобили скорой медицинской помощи (п. п. 18, 31, 33 Перечня).

В разъяснение указанных положений Министерством экономического развития подготовлены «О документальном подтверждении страны происхождения товара при закупке отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств» и «О документах, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемого им товара (работы, услуги) условиям допуска, запретам и ограничениям, установленным законодательством РФ в сфере закупок», согласно которым разъясняется, что для подтверждения соответствия товара, предлагаемого участником конкурса или аукциона, запретам, установленным заказчиком в соответствии с постановлением № 656, заявка участника должна содержать сертификат происхождения товара.

По данному вопросу так же имеются «О документах, представляемых в составе заявки на участие в электронном аукционе на закупку товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств», согласно которому при проведении электронного аукциона на закупку отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, заявки участников аукциона, которые не содержат во второй части указанного сертификата о происхождении товара, отклоняются в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ

Вопрос возможности распространения запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках осуществления закупок по Федеральному закону № 223-ФЗ разъяснен в письмах Минэкономразвития и . Согласно смысла указанных писем Постановление № 656 распространяется исключительно на заказчиков, указанных в статье 3 Закона № 44-ФЗ, и не распространяет свое действие на Закон № 223-ФЗ.



Просмотров