Авиафобия как избавиться. Как это работает? Самолет - самый безопасный транспорт: несколько фактов

Аэрофобия может возникнуть безо всякой причины, а может стать результатом пережитого стресса, например, если вы стали свидетелем какой-то катастрофы.

Страх сам по себе – естественная реакция организма, которая помогает нам вести себя так, как требуют обстоятельства. Мы привыкаем к базовому страху и практически не ощущаем его. Жить с ним помогает целый набор защитных механизмов. Но если в механизмах происходит сбой, появляются тревожные расстройства, навязчивые мысли, фобии, то есть страх, в котором полностью отсутствует здравый смысл.

Как отличить аэрофобию от обычного предполетного волнения?

Если у вас за несколько дней до предполагаемого путешествия появились приступы паники, причем такой силы, что вы не можете себя заставить даже зайти в аэропорт, если начинаете менять планы и свою жизнь, если при мысли о самолетах у вас влажнеют руки, а во время полета вы начинаете задыхаться, у вас фобия.

Все естественные страхи заставляют нас действовать активно, фобии пассивны: человек не ищет путей избавления от своего страха, а просто боится. В этот момент рациональный страх выходит из-под контроля, и мы не можем управлять своими чувствами и эмоциями.

Причины возникновения

Этот страх не имеет никакого отношения к инстинкту самосохранения. Обычно пассажир думает не о том, что происходит с ним сейчас, а выстраивает в своей голове возможные картины авиакатастрофы в будущем. Это совершенно иррациональный страх, который строится на мнимых угрозах. Чтобы бороться с аэрофобией, необходимо убедить себя в том, что ничего плохого не произойдет.

Фобия развивается даже у тех, кто ни разу не видел авиакатастроф и не поднимался в воздух. Ею часто страдают люди с тягой к излишнему контролю.

Примечательно, что страхи у мужчин и женщин отличаются: слабый пол уверен, что именно их самолет рухнет и они не смогут выбраться из-под обломков, а сильный пол доверяет технике, но испытывает тревогу из-за того, что не может контролировать ситуацию. Эмоции у женщин более выражены: они могут устраивать истерики, плакать, кричать. Мужчины прячут страх в себе. Сильнее всего аэрофобии подвержены пожилые люди.

Помните, что самолет – очень надежная конструкция, все системы в нем дублируют друг друга. И даже если одна из них выходит из строя, всегда есть резервный способ устранить неисправность прямо во время полета. Этим объясняется и тот общепризнанный факт, что количество происшествий на воздушном транспорте значительно меньше, чем на наземном. А от турбулентности еще ни один самолет не пострадал и тем более не упал.

Фобия – это любой страх, который мешает жить. Страх полетов может привести к серьезным психологическим проблемам, например вызвать приступ паники или панические атаки. Поэтому, если ваша боязнь заставляет вас менять планы, ее нужно обязательно лечить.

Как победить аэрофобию

Есть несколько способов

1. Медикаментозное лечение: используют антидепрессанты и успокоительные. Если среди симптомов появляются обмороки, истерики, назначают более серьезные препараты (транквилизаторы).

2. Нейролингвистика: отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

3. Когнитивная поведенческая терапия: пациентпод контролем психотерапевта или психолога раз за разом погружается в атмосферу полета, переживает много взлетов и посадок, при этом тренирует навыки релаксации. Это необходимо делать до тех пор, пока в бессознательном не закрепится ассоциация полета на самолете с расслабленным состоянием, а не с паникой. Для этого часто используют симуляторы виртуальной реальности и другие компьютерные технологии.

4. Гипноз. С помощью гипноза можно определить, почему возникла боязнь, и понять, как с ней лучше бороться. Во время сеанса специалист успокаивает клиента, вводит его в расслабленное состояние и задает необходимые вопросы.

Как подготовиться

Есть масса книг и видеокурсов по аэрофобии, изучите их. Чем более вы информированы, тем легче справиться с паникой. Почитайте об устройстве самолетов, это поможет вам успокоиться.

Если вы владеете английским, помогут избавиться от страха специальные видеокурсы на YouTube от различных авиакомпаний или сайты типа fearofflyinghelp. На русском языке сейчас тоже есть подобные видеоуроки. Попросите своего врача выписать вам успокоительное.

И помните: 90% аэрофобов смогли победить свой страх. Значит, у вас есть все шансы.

В самолете

Если вы уже сидите в самолете, значит, половина дела сделана и вы можете гордиться собой. Но вы чувствуете, что вас начинает охватывать паника. Эти несколько шагов помогут справиться с тревогой.

- Попробуйте расслабиться, принять удобное положение, наденьте повязку для сна, включите спокойную музыку. Успокоиться всегда помогает дыхание: вдох (в два раза короче выдоха), дышать можно под счет и как можно медленнее. Концентрируясь на этом процессе, вы не заметите, как неприятные ощущения покинут вас. Если вас пугают звуки турбин, используйте наушники.

- Поговорите с попутчиком или походите по салону самолета.

- Настройте себя на то приятное, что ждет вас: представьте, как обрадуетесь, когда увидите своих друзей или посетите новые места, попробуете новую еду, встретитесь с семьей.

- Используйте мобильные приложения для аэрофобов, например Skyguru. Оно работает в авиарежиме и подробно рассказывает, что происходит в полете. Пассажир получает информацию о том, когда можно ждать турбулентности и стоит ли опасаться тряски на борту. В процессе полета приложение «разговаривает» с пользователем, так что у вас возникает ощущение защищенности, постоянной связи с психотерапевтом, хоть и виртуальным.

- Чем раньше вы поймете, что испытываете панику, тем скорее сможете с ней совладать. Игнорируя свои эмоции, вы только усугубляете ситуацию. Примите свою тревожность.

Победить аэрофобию

Как перестать бояться летать?

10 мобильных приложений, которые помогут избавиться от тревоги, бессонницы, депрессии и аэрофобии

Сегодня мобильные телефоны и планшеты сопровождают нас с первых минут пробуждения до последних секунд перед сном. Психологи и психотерапевты решили воспользоваться новыми технологиями, чтобы помочь нам справиться с неприятными психологическими состояниями и их физическими симптомами. Список из десяти популярных приложений и мнения специалистов по поводу «мобильной» медицины в статье

Ежеминутно в каждом аэропорту планеты поднимается в воздух самолет с пассажирами на борту. 70 % сидящих в салоне людей испытывают страх полета, что вполне естественно. Вот только не каждый способен справиться со своей фобией. Чтобы понять, как не бояться летать на самолете, следует разобраться в причинах этого страха.

Причины страха

Страх летать на самолете – это естественный признак, свойственный любому человеку. Одни люди умеют его заглушать и игнорировать, другие, «раздувая из мухи слона», превращают все в фобию. Происходит это по многим причинам, и корни проблемы заложены в подсознании.

  • Рефлекторная боязнь передается людям с генным кодом от предков, которых пугали первые «железные птицы». По этой причине невольно человек сжимается, когда невдалеке пролетает самолет;
  • Когда авиалайнер взмывает в небо, организм человека интуитивно реагирует настороженностью – его вырвали из привычной среды. Те, кто психологически подвержен фобиям, начинают нервничать, а иногда и серьезно паниковать, не всегда осознавая причину своего страха;
  • Часть людей боится лететь в самолете осознанно, насмотревшись триллеров об авиакатастрофах, хотя реальные новости не пестрят ежедневными сводками о крушении самолетов. Такие паникеры еще загодя настраивают себя на трагизм ситуации;
  • Обычно страшатся полетов, осуществляемых в первый раз, – здесь пугает страх неизвестности. Есть и такая категория людей, для которых первый полет оказался неудачным из-за плохого самочувствия, возникшего на борту. Приняв сильное укачивание за опасность, подсознание наложило табу на данный способ передвижения, а психологическое восприятие превратило его в фобию.

Обратите внимание! Какова бы причина страха при полете ни была, необходимо разобраться, насколько это фобия (или всего лишь неуютное ощущение непривычной обстановки).

Симптоматика

Аэрофобия – не единственный вид страха, которыми страдают люди. Есть боящиеся высоты и замкнутого пространства, а также незнакомой компании. Именно эти страхи могут стать причиной приступа паники. Чтобы понять, насколько вы аэрофобны, следует примерить на себя нижеприведенные симптомы описываемой проблемы:

  • Страх испытывать перед полетом на самолете вы начинаете задолго до путешествия, и не в состоянии контролировать внутреннюю панику;
  • Перед тем, как подняться по трапу самолета, вы принимаете успокоительную дозу алкоголя, седативных средств или антидепрессантов;
  • При взлете и посадке авиалайнера вы неосознанно вжимаетесь в пассажирское кресло, ваши ладони потеют, а пальцы судорожно впиваются в подлокотники;
  • Во время полета все ваше сознание сосредоточено на слежении за звуками двигателей. Если позволяет обзор иллюминатора, вы не сводите глаз с работающих моторов;
  • Если самолет попал в зону турбулентности, ситуация вводит вас в шок, и вы мысленно прощаетесь с жизнью;
  • Каждое действие стюардессы вызывает у вас подозрение, и вы пытаетесь понять, что она скрывает за улыбкой.

Обратите внимание! Если даже половина этих признаков у вас присутствует, вы – аэрофоб, для которого полет становится настоящим наказанием.

Как сгладить ситуацию

Когда человек подчиняется своим страхам, это перерастает в серьезную болезнь. Если путешествие самолётом не воспринимается, как естественное событие, его можно сделать более спокойным. Для этого нужно просто отвлечься от своей фобии, переключившись на что-то другое.

  • Зная о предстоящем полете, к нему можно настроиться заранее. Не стоит изучать сводки об уже происшедших авиакатастрофах, лучше посмотреть статистику аварий, происходящих на Земле. В ДПТ людей гибнет гораздо больше, чем в воздухе;
  • Чтобы психологически настроиться на полет, желательно заблаговременно пройти регистрацию и попросить себе место в стороне от иллюминаторов. Пока идет загрузка самолета, вы спокойно осваиваетесь в своем кресле. Не стоит просить места и в хвостовой зоне – там ощутимее всего турбулентность;
  • Перед полётом не рекомендуется успокаивать себя алкоголем и серьезными препаратами – они могут спровоцировать неадекватную реакцию. Не поможет и кофе, действующее возбуждающе на психику. Лучше всегда иметь при себе таблетки от укачивания и фруктовые леденцы;
  • Чтобы не поддаваться фобии, себя необходимо отвлечь, поэтому стоит взять в дорогу интересную книгу или журнал с кроссвордами, скачать на ноутбук или планшет фильм с волнующим сюжетом, занять себя увлекательной игрой;
  • Послушайте приятную успокаивающую музыку, льющуюся из наушников, она поможет заглушить звуки двигателей. Специально для полета можно закачать на плеер релакс-фонотеку;
  • Пообщайтесь с соседями по салону. Разговоры – хороший способ отвлечься от своих страхов. Даже если рядом сидит такой же аэрофоб, как и вы, взаимное общение поможет вам справиться с проблемой;
  • Если нет желания ни вести светские беседы, ни отвлекать себя от плохих мыслей досужими занятиями, можно просто поспать. Для этого достаточно захватить с собой в салон надувную подушку и одеяло (а также бируши и повязку на глаза). Если забыли о такой возможности, некоторые авиакомпании могут предложить вам постельные принадлежности;
  • Даже не обязательно спать – можно просто лежать с закрытыми глазами и вспоминать приятные моменты своей жизни, думать о предстоящей встрече, вспоминать близких людей или строить планы на ближайший год.

Дополнительная информация! Вами были приняты все меры, а паническое состояние не отпускает? Тогда займитесь дыхательной гимнастикой. Делаются упражнения так: сначала глубоко вдохните воздух ртом, задержите его в легких на 5 сек., затем выдохните и еще 4 сек. не дышите. Повторите действия несколько раз: это поможет очень быстро успокоиться.

Профессиональная помощь

Если страхи полетов присутствуют уже давно, а путешествие самолетами – частая вынужденная реальность, без помощи специалиста здесь не обойтись. Стоит уделить серьезное внимание своему психоэмоциональному состоянию, посвятив ему достаточно времени.

  • Найдите опытного психолога, который поможет разобраться, почему вы боитесь летать, и научит правильно справляться с фобией. Одной беседой здесь не отделаться – придется пройти курс психотерапии, прежде чем начнете воспринимать полеты более естественно и перестанете бояться летать;
  • Частью лечения является использование авиастимуляторов, позволяющих на виртуальных тренажерах выработать привыкаемость к перелетам. Этот момент хорош тем, что в приземленных условиях, в специально оборудованном помещении, создается ощущение реальности полетов;
  • Врач поможет подобрать лекарственные препараты для предстоящего путешествия. Здесь нужно взять во внимание, что предлагаемые таблетки – не решение проблемы, а только часть терапии, и самостоятельно они от фобии не избавляют.

Лекарственные препараты, назначаемые врачом для полета, можно разделить на 2 вида: накопительные и быстрого действия. К первой группе относятся те, что принимаются в несколько этапов – непосредственно перед вылетом, а затем через каждые полчаса-час. Вторая группа препаратов имеет достаточную концентрацию успокоительного, чтобы 1 таблетки хватило на несколько часов воздействия.

Лечение проводится медикаментами седативного и противотревожного характера, тормозящими нервные импульсы, снимающими спазмы и судороги в мышцах.

Важно! Каким именно препаратом лечить аэрофоба, врач решает сам, исходя из индивидуальных особенностей пациента, состояния его психики, причин, вызывающих страхи, и запущенности проблемы.

Прибегать постоянно к данным средствам не следует, так как к большинству из них может возникнуть привыкаемость. Этот способ лечения аэрофобии должен носить кратковременный характер, и применяться к тем, кто путешествует самолетами не так часто.

Сам человек может подготовиться к будущему полету заблаговременно. Недели за 3 до предстоящего путешествия можно начать принимать ежедневно глицин или экстракт валерьянки в дозах, указанных в инструкции. Это поможет снизить нервное напряжение и избежать стрессовой ситуации.

Законы физики

Некоторых людей панически пугает полет именно из-за оторванности от Земли. Не все осознают принцип действия аэродинамики, поэтому не до конца понимают, как такая тяжелая металлическая махина с кучей пассажиров на борту и большим объемом багажа может удерживаться в воздухе на протяжении нескольких часов.

Если вы летите впервые, чтобы успокоить свое воображение и перестать бояться, стоит ознакомиться с некоторыми конструктивными особенностями самолетов:

  • Авиалайнеры оснащены мощными двигателями, способными не только поднять машину в воздух, но и удерживать ее длительное время среди облаков;
  • Не стоит бояться того, что двигатели сломаются: их у самолета, как минимум, 2 шт. Если 1 мотор по какой-то причине откажет, 2-й возьмет его функцию на себя. Даже если откажут сразу оба двигателя, самолет сможет аккуратно приземлиться, как планер;
  • Держаться и планировать в воздухе самолету помогают крылья, которые достаточно прочно прикреплены к корпусу. Шанс, что они в полете отвалятся, сведен к нулю;
  • Все системы, которыми оснащены авиалайнеры, имеют дублирующие программы. Стоит произойти сбою, как в работу сразу же вступает система-дублер (а их в пассажирских самолетах не менее 4-х);
  • Можно не беспокоиться о риске попасть в авиакатастрофу из-за плохого самочувствия пилота – в самолетах надежная система пилотирования, позволяющая аккуратно посадить машину по заложенной в нее программе;
  • Полет каждого лайнера контролируется с Земли диспетчерскими службами, с которыми летчики находятся на постоянной связи. Обо всех нестандартных ситуациях, изменениях погодных условий пилоты будут сразу же оповещены;
  • Не должна пугать и зона турбулентности, в которую попадает не каждый самолет. Аэродинамические параметры конструкции рассчитаны с учетом этого природного явления, так что самолет обладает достаточным запасом прочности, чтобы выдержать такие встряски;
  • На борту работают профессионалы, которые не считают себя камикадзе. Они спокойно выполняют свои обязанности, так как уверены в надежности «стальной птицы».

Дополнительная информация! Чтобы произошла неординарная ситуация, судьбе придется постараться, ведь каждый самолет перед вылетом тщательно проверяют технические службы. Пользуются они специальными диагностическими устройствами, так что неисправную технику не допустят даже на взлетную полосу. На терминалах усилен таможенный досмотр, что исключает попадание на борт опасного багажа.

Не стесняйтесь признаться окружающим – «я боюсь летать на самолете». Среди ваших знакомых найдутся уже неоднократно летавшие. Они знают, что делать, чтобы побороть свою боязнь. Примите к сведению их советы.

Впечатлят вас и отзывы сторонних людей, которые научились подчинять свои страхи:

  • Дмитрий: «Я раньше боялся летать на самолете, хотя не мог осознать причины этого. В одной из командировок влюбился в красивую девушку. Теперь я каждую пятницу лечу к ней на свидание. Во время полета я только и думаю о предстоящей встрече, строю планы, как мы проведем время. Теперь, пока нахожусь на борту, ни разу не возникло чувство тревоги или паники»;
  • Ольга: «Меня постоянно одолевают какие-то страхи. Мне не комфортно в закрытых помещениях, я панически боюсь попасть в авиакатастрофу. Из-за этого потеряла очень выгодную работу – в нашем бизнесе даже минуты имеют значение. Быстро решать проблемы позволяют самолеты – самый лучший вариант мобильности. Я же пользовалась исключительно автомобилем, теряя время и клиентов. В итоге пришлось обратиться к психотерапевту и пройти специальный тренинг. Мною и сейчас периодически руководят неосознанные эмоции, но я стараюсь их контролировать. Осознав, что фобии – это игра моего подсознания, я рискнула воспользоваться услугами авиакомпании и уже успела сделать 2 перелета».

Если не лечить фобию

Когда невозможно избежать полета, а ты панически этого боишься, начинаются проблемы не только психологического плана. Если не научиться справляться со страхами, фобия поглощает человека полностью, превращая в угрюмого неврастеника.

  • Перед предстоящим полетом человека начинают одолевать панические мысли, в итоге его мучают кошмары, или он вообще не может спать;
  • Становясь раздражительным, невыспавшимся, аэрофоб срывается на близких ему людях, отчего портятся семейные отношения;
  • Тем, кто скрывает свои страхи, еще сложнее переносить полеты. Фобия, загнанная вглубь себя, приводит к развитию сердечных болезней, гипертонии, инфарктам;
  • Если необходимость перелетов связана с профессиональной деятельностью, каждая попытка отсрочить полет или заменить его другим видом передвижения сказывается на карьерном росте. Психологические встряски по этому поводу делают аэрофоба пациентом неврологического отделения;
  • Страх пользоваться услугами авиакомпаний обедняет отдых – не на каждый курорт можно быстро и легко добраться железнодорожным транспортом (а тем более автомобилем).

Важно! Любой вид фобии будет быстро прогрессировать, если подчинить ей свою психику и отказаться от помощи профессионалов.

Надеясь, что справится сам, человек прибегает к употреблению мощных психотропных препаратов или алкоголю. Чем чаще возникает необходимость в перелетах, тем быстрее развивается вредная привычка. Такой допинг не облегчает ситуации, а делает ее еще более запущенной.

Алкоголь в условиях низкого давления и сухого воздуха в салоне самолета может спровоцировать дурноту (порой с рвотой). Организм находится в подвешенном состоянии, и даже малая доля алкоголя на высоте нескольких тысяч метров от Земли способна вызвать сильное опьянение, в результате которого наступает упадок сил. От этого у пьяного человека сразу же ухудшается настроение, и паника наваливается с еще большей силой.

Видео

Если вы осознаете, что подвластны фобии, не стоит этого стесняться и скрывать. У каждого человека имеются свои комплексы и страхи, от которых лучше избавиться, а не загонять их внутрь себя. Аэрофобию можно преодолеть, если внимательно изучить свой страх, вникнуть в конструктивные особенности самолетостроения и понять принципы аэродинамики.

Тысячи человек ежедневно пользуются услугами авиакомпаний, совершая множественные перелеты в течение года, и продолжают спокойно жить, любить, работать. Они на собственном опыте поняли, что риск быть жертвой авиакатастрофы микроскопически мал. Это должно стать для вас действенным аргументом. Так стоит ли бояться самолетов?

Если вы хотите побороть страх перед полетом, то вы должны знать об одном достаточно эффективном методе. Методе, результативность которого при лечении различных фобий, в том числе и аэрофобии, подтверждена многочисленными научными исследованиями. Имя ему – систематическая десенсибилизация (десенситизация).

Суть метода состоит в вызывании в сознании тревожных образов одновременно с использованием релаксационных техник. Определенное количество повторений обычно приводит к снижению уровня тревоги, вплоть до полного ее исчезновения. В дальнейшем человек, оказавшись в ситуации, ранее его пугающей, вдруг обнаруживает, что тревога и страх ушли.

Вполне естественно, что этот метод широко применяется психотерапевтами для того, чтобы помочь людям преодолеть страх полетов на самолете. Но особая прелесть состоит в том, что его легко осуществлять самостоятельно. И при достаточной настойчивости вы с большой вероятностью сможете побороть аэрофобию.

Как это работает?

Есть такой замечательный анекдот о знаменитом русском ученом И.П. Павлове, том самом, который ставил эксперименты на собачках. Вот этот шедевр.

Сидит, значит, академик Павлов в кафе. Вдруг раздается телефонный звонок. «Чёрт, собак забыл покормить», – подскакивает Павлов.

О чем этот анекдот? О том, что условные рефлексы вырабатываются не только у собак. Представьте себе мозг Павлова. Там, среди прочего, есть 2 нейронные цепочки. Одна из них отвечает за восприятие звуков, другая – за кормление питомцев. Ранее, до экспериментов, они не были никак связаны друг с другом. Однако вследствие того, что Павлов много раз давал животным корм именно после звонка, его мозг выработал ассоциативную связь между звонком и кормлением. Другими словами, у него у самого возник условный рефлекс на звонок. Причем возник самопроизвольно!

Вы спросите: какое отношение все это имеет к боязни летать на самолете? Да самое прямое! У любого человека в мозге есть нейронная цепочка, которая отвечает за эмоцию страха, и есть цепочка, в которой хранится информация о самолетах и воздушных путешествиях. И они в норме НЕ СВЯЗАНЫ друг с другом! А вот у аэрофоба они-то волею судеб как раз и оказались связанными!

Стоит «простимулировать» одну из них, как возбуждается другая. Попросите человека, который страдает от боязни перелетов, пофантазировать о возможном полете на самолете. (Если же вы сами из таких, то и ходить далеко не нужно). Наверняка эти мысли вызовут типичный приступ тревоги с типичными симптомами: сердцебиением, повышением давления, тошнотой, одышкой, потливостью, а иногда и ощущением будто вот-вот упадешь в обморок.

Не нужно быть Павловым, чтобы догадаться, что решение проблемы заключается в разъединении этих нейронных цепочек. То есть связь между центром страха и «хранилищем» информации о полетах должна быть убрана за ненадобностью.

Как это сделать? Один из способов – это как раз и есть метод систематической десенсибилизации. Если представлять пугающее событие мнгогократно, но в безопасной обстановке и сопровождая это релаксационными техниками, то тревога уходит. То есть патологическая связь между двумя упомянутыми центрами растворяется, взамен же возникает другая, более адаптивная. Неплохо, не так ли?

В нашей статье мы разберемся как это делать правильно и максимально эффективно.

Особенности применения метода систематической десенсибилизации при аэрофобии

Исследователи сходятся в оценках эффективности метода. Так, вероятность успеха при лечении страхов доходит до 90%. Особенно, если фобия относится к типу «специфических», т. е. тревога вызывается строго определенными стимулами (в противовес агорафобии и социальной фобии, где страх может быть вызван широким спектром ситуаций). В этой связи боязнь летать на самолете – отличная мишень для применения метода десенсибилизации.

Результат техники практически не зависит ни от интенсивности беспокойства, ни от стажа проблемы или от того, как именно – сразу или постепенно – появлялась фобия. Правда, избавиться от страха полета будет сложнее, если он основан на сильной (выше, чем у большинства людей) боязни высоты, идущей с детства.

Метод систематической десенсибилизации точно не поможет лишь в одном случае. А именно когда мы имеем дело не с фобией, а с навязчивыми мыслями (обсессиями).

Отличить одно от другого достаточно легко. При фобии человек не будет испытывать страха, если лететь никуда не надо. Разве что тревогу, если заставлять его думать об этом специально.

При навязчивостях человек постоянно возвращается к пугающим мыслям о перелете, всевозможным опасностям, подстерегающим его в самолете. Даже когда нет никакой потребности куда-либо лететь. Причем в большинстве случаев это происходит «автоматически»: мысли и страхи всплывают в сознании непроизвольно. В подобных случаях необходимо использовать другие методы психотерапии.

Для успешного применения систематической десенсибилизации с целью преодоления страха перед полетом весьма полезно владение информацией о пассажирских самолетах. Хотя бы на элементарном уровне. Не помешает также и знание статистики, согласно которой, кстати, воздушный транспорт намного безопаснее автомобильного.

Избавляемся от страха перед полетом самостоятельно

Сама процедура десенсибилизации состоит из 4-х этапов:

  1. Обучение техникам релаксации;
  2. Создание журнала тревожных ситуаций;
  3. Ранжирование ситуаций по степени вызываемой тревоги;
  4. Последовательное «соединение» каждой из ситуаций с релаксацией.

Этап №1. Техники релаксации.

Здесь мы предполагаем, что вы уже обучились техникам расслабления и уже являетесь специалистом по или . Если нет, то обратитесь к соответствующим статьям (см. ссылки).

Какой способ релаксации лучше? Советовать какой-то конкретный мы не будем, выбирайте на свой вкус. Главное, чтобы вам он нравился.

Этап №2. Создание журнала тревожных ситуаций

Здесь вы должны извлечь из вашего сознания все возможные ситуации, которые связаны со страхом перед полетом, записав их в специальный журнал.

Сюда нужно включить также сопутствующие полету процедуры, например, регистрацию, нахождение в терминале и т. д. Также здесь должны быть перечислены происшествия, происшедшие с вами в реальности. Например, у вас имеется опыт того как ваш самолет попал в зону высокой турбулентности. И, конечно же, не забудьте записать ситуации, которые вы не переживали на личном опыте, но которые периодически случаются. Например, вы видите как кому-то в салоне самолета стало плохо.

Важно, чтобы ситуации были записаны не сухо и коротко, а представлены в достаточно ярких деталях. То есть они должны быть действительно волнующими. Так, вы можете сделать заметку: «Прохожу таможенный контроль», а можете записать: «Прохожу таможенный контроль, работник берет мои документы и, хмурясь, пристально вглядывается мне в глаза». Второй вариант лучше. А иначе методика не даст ожидаемого результата.

Часто люди, которые используют эту методику для преодоления страха перед полетом, допускают серьезную ошибку. В список тревожащих ситуаций они записывают что-то вроде: «Во время взлета самолета я слышу гул двигателя, у меня начинается паническая атака». Зачем программировать себя на возникновение панической атаки?! Не нужно этого делать. Ситуации должны быть красочными, но объективными, без описания своих возможных тревожных чувств по этому поводу. Тем более, что мы планируем сделать их адекватными и спокойными.

Этап №3. Ранжирование ситуаций по степени тревожности.

Допустим, по предыдущему шагу у вас получился список из 15-20 тревожащих ситуаций, касающихся аэропорта, самолета и самого перелета. Теперь вам их нужно расположить в порядке увеличения связанного с ними уровня беспокойства.

Это можно сделать несколькими способами. Но лучше поступить следующим образом. Выпишите ситуации на отдельные карточки и разложить их одна за другой так, что каждая последующая более «заряжена» страхом, чем предыдущая.

У вас получится приблизительно такая последовательность:

Примерный список ситуаций. Кликните мышкой, чтобы посмотреть

  1. Резервирование билетов на самолет через Интернет.
  2. Сбор чемоданов;
  3. Регистрация в аэропорту;
  4. Таможня;
  5. Ожидание в терминале;
  6. Поездка в аэропорт на такси;
  7. Прохождение по трапу на борт;
  8. Прохождение мимо кабины пилотов;
  9. Поиск своего места;
  10. Среди пассажиров есть люди с арабской внешностью.
  11. Самолет летит ровно на определенной высоте.
  12. Самолет в воздухе делает небольшой поворот согласно маршруту;
  13. Борт идет на посадку;
  14. Самолет разгоняется по взлетной полосе, звук двигателя;
  15. Самолет отрывается от земли и набирает высоту;
  16. Турбулентность;
  17. Турбулентность, стюардесса успокаивает кого-то из пассажиров.

Обратите внимание на следующую деталь. Ситуации располагаются именно по увеличению уровня беспокойства, а не в той последовательности, в которой они происходят во времени.

Разумеется, у вас будут свои представления, причем изображенные не схематически, как у нас для экономии места, а в подробностях. И, конечно, своя иерархия.

[свернуть]

Затем вам следует тщательно оценить интенсивность вашей тревоги по поводу каждой из этих ситуаций по 100-балльной шкале. Оценки следует проставлять карандашом на оборотной стороне карты. Не забывайте придерживаться следующей рекомендации: меньше размышляйте, а записывайте первое число, пришедшее к вам в голову.

Кстати, может оказаться так, что одна или две ситуации получат оценку «0». Т.е. вы их выписали, но, как оказалось, они вас не тревожат. Что ж, прекрасно. Можете смело убрать эти карточки из вашего списка.

Баллы Уровень тревоги
1-19 Низкая тревога
20-39 Тревога ниже среднего
40-59 Средняя тревога
60-79 Тревога выше среднего
80-100 Высокая тревога

Важное условие: в каждой категории должно находиться минимум 2 карточки. Если это не так, значит, возвращайтесь к предыдущим этапам. Попытайтесь придумать еще ситуаций, попробуйте более внимательно проставить оценки в баллах.

Но предположим, что у вас все получилось. Что ж, отлично! Вы проделали хорошую работу и теперь нужно дать вашему организму отдых. Сложите карточки по порядку, отложите их в сторону на сутки и приготовьтесь к последней проверке.

На следующий день перемешайте карточки и попытайтесь снова расположить их по порядку, не подглядывая на цифры на обратной стороне. Вам удалось воспроизвести иерархию без ошибок? Ответ положительный? Поздравляем, вы готовы одержать победу над страхом полетов на самолете! Если нет, значит, что-то идет не так. Наш совет: получите консультацию у психолога или психотерапевта соответствующего профиля.

Этап №4. Последовательное «соединение» пугающих ситуаций с релаксацией

Как мы уже отмечали ранее, метод систематической десенсибилизации позволяет последовательно уменьшать степень тревоги, «привязанной» к определенным ситуациям. Это достигается многократным вызыванием у себя в воображении этих ситуаций, в то время как вы находитесь в состоянии глубокой расслабленности.

  • Первое, на что вы должны обратить внимание – это обстановка, в которой вы будете делать упражнения. Она должна быть спокойной и безопасной. Если это ваша комната, то туда никто не должен входить. Отключите также телефон.
  • Исходите из того, что длительность сессии десенсибилизации должна быть равна 30 минутам. Однако вы не должны пытаться уменьшить у себя чувствительность более чем к 3-м ситуациям за 1 сессию.
  • Каждое последующее занятие должно начинаться с той карточки, которую вы успешно проработали в прошлый раз.
  • Если вы действительно хотите преодолеть страх перед полетом, то мы рекомендуем заниматься ежедневно. Список тревожных ситуаций, состоящий из 16 пунктов, вы проработаете где-то за 2-3 недели.
  • Если же вам предстоит перелет в ближайшем будущем, то мы советуем проводить сессии 2 раза в день. Соответственно, это позволит вам добиться результата быстрее.

Точная последовательность действий

Итак, вы полны решимости преодолеть все ваши страхи перед полетами на самолете. Вы выделили время, обустроили рабочее пространство и карточки с ситуациями лежат перед вами. Теперь вашей задачей будет проработка каждой ситуации. Сама проработка состоит из 6 шагов:

Шаг 1. Добейтесь хорошей степени расслабленности с помощью выбранной вами техники.

Шаг 2. Прочтите соответствующую карточку и представьте, будто вы находитесь как раз в центре описанных событий. (Напоминаем, на первой сессии вы берете самую первую карточку, последующие же вы всегда начинаете с последней успешно проработанной ситуации). Время концентрации на ситуации – от 5 до 30 секунд, в зависимости от того, сколько сможете вытерпеть. Постарайтесь не выходить из состояния релаксации.

Шаг 3. Прекратите воображать ситуацию и определите уровень испытываемого вами беспокойства по шкале 0 – 100. Если ваши мышцы напряглись, значит, расслабьте их вновь. Добейтесь расслабленности вновь и побудьте в этом состоянии 30 секунд.

Шаг 4. Перечитайте описание ситуации вновь, вообразив себя ее участником столько, сколько сможете вытерпеть. Но не более 30 секунд.

Шаг 5. Остановитесь и снова определите свой уровень тревожности. Если есть хотя бы небольшая тревога, возвращайтесь к шагу 2. Если все хорошо, значит, переходите к шагу 7.

Шаг 6. Переходите к следующей ситуации строго по сконструированной вами иерархии. Повторите описанную выше процедуру, начав с шага 1.

Полезный совет . Каждую сессию вам следует заканчивать несколькими минутами релаксации. Подумайте о чем-то хорошем и приятном, том, что доставляет вам удовольствие.

Решение возможных проблем при использовании метода

Практически каждый второй, кто использует метод систематической десенсибилизации для того, чтобы побороть страх полета, сталкивается с такими затруднениями.

  1. Не получается вызвать у себя беспокойство на шаге 2.
  2. Степень тревоги не уменьшается, даже после многих повторений циклов.

Тем не менее, все решаемо, повода для паники нет. Давайте сперва разберемся в причинах этих затруднений.

Как правило, минимально необходимый уровень беспокойства не удается вызвать потому, что ситуация не описана достаточно ярко. Что нужно сделать? Очевидно, описать ситуацию детальнее. Как вариант, можно попробовать вообразить ее дольше, чем 30 секунд.

Иногда бывает так, что ситуация прорабатывается спонтанно еще во время ее записывания на карточку. Что ж, наш совет таков: безболезненно удалите ее из общего перечня.

Проблема с плохо снижающимся уровнем беспокойством чаще всего бывает связана со слишком резким скачком «заряженности». А ведь она должна повышаться от ситуации к ситуации плавно!

Что надо сделать в этом случае? Сначала проверить, а правильное ли она место занимает в иерархии? Если нет, значит, список нуждается в корректировке. Внесите необходимые исправления.

Если все правильно, значит, следует разбить сложную ситуацию на 2-3 составляющие, затем разместите их на промежутке между последней успешно проработанной картой и той, на которой вы споткнулись.

Или, быть может, вы слишком нетерпеливо стремитесь получить результат и концентрируетесь на дискомфорте дольше, чем нужно? Попробуйте сократить это время.

Тяжело в учении — легко в бою!

Вся процедура систематической десенсибилизации в борьбе со страхом полета может оказаться бесполезной, если вы не поставите жирную точку в этом деле. Вам необходимо совершить полет на самолете!

Фото 1920-х годов. Но вам вовсе необязательно повторять трюк.

Исследования показывают, что результаты десенситизации будут долгосрочными, только если упражнения подкреплены реальным «экспериментом».

Да, вы будете немного волноваться, но наблюдаемый уровень волнения в каждой из ситуаций будет в несколько раз менее интенсивным. Вы легко это преодолеете. А совершив первый полет, вы заметите, что следующий осуществить будет намного легче!

Страх перед полетом на самолете является закономерной реакцией, на необычную ситуацию. Однако фобия в отличие от нормальных опасений представляет собой паническое, неконтролируемое состояние, в результате которого человек отказывается от использования воздушного транспорта. Большое количество людей не в состоянии справиться со страхом, несмотря на известные статистические данные, о безопасности полетов.

Древнегреческие слова ἀήρ – «воздух» и φόβος – страх, составляют термин аэрофобия, означающий боязнь перемещения с помощью летательных аппаратов. Данный симптом наблюдается у 15% взрослого активного населения планеты. Проявиться он может в любом возрасте, часто после 25 лет. Причем человек мог раньше спокойно летать, а в какой-то период жизни, в 30, 40 или 50 лет начать испытывать патологический страх. Причем дебют аэрофобии в старшем возрасте может быть связан со страхом смерти. Женщины страдают страхом перелетов немного чаще, чем мужчины.

Основой аэрофобии не является инстинкт самосохранения. Истинных поводов к боязни нет, она основана на воображаемой опасности в будущем. Данная фобия часто возникает у людей перед их первым полетом в жизни. Совершенно иррациональный страх полностью поглощает все разумные доводы.

Что влияет на развитие страха

Аэрофобия может быть самостоятельным расстройством, или же симптомом какого-то другого тревожного состояния. Например, акрофобия () может вызывать страх полетов, или клаустрофобия () при нахождении в самолете будет провоцировать приступы паники. В конце концов, аэрофобия может быть способом контролировать свою внутреннюю тревогу, вызванную абсолютно разными индивидуальными причинами, как-то хронической депрессией или пережитым стрессом. В зоне риска находятся: мнительные и впечатлительные личности, невротики и люди с обсессивно-компульсивными расстройствами.

Самолет, действительно, является самым безопасным транспортным средством, тем не менее, аэрофобия является чуть ли не самой распространенной фобией. На развитие этого страха активно влияют средства массовой информации. Каждая авиакатастрофа обязательно подробно освещается в СМИ и, конечно, активно запоминается населением.

На заметку! При этом за последние десять лет каждый год из-за авиакатастроф погибает от 200 до 1000 человек по всему миру. Автомобильные же аварии каждый год уносят жизни 1,25 миллиона человек. Несмотря на это аэрофоб предпочтет путешествие на машине авиаперелету.

Фобия проявляет себя психологическими и соматическими состояниями и симптомами. Уже после того, как аэрофоб только узнал о предстоящем полете, у него начинаются навязчивые мысли, может портиться сон, могут мучить кошмары. С приближением момента посадки в самолет, добавляются периодическая тошнота, вплоть до рвоты, тахикардия, головные боли. При посадке в самолет и во время полета возможны обмороки, повышенное потоотделение, «пустота» в голове, постоянные позывы к мочеиспусканию, дрожь и ощущение «ватных» конечностей, панические атаки. Все это превращает воздушное путешествие в ад и заставляет человека избегать полетов. Аэрофобия мешает успешной карьере в некоторых случаях, а также лишает возможности много путешествовать.

Кроме всего прочего на развитие аэрофобии влияет наследственность. Здесь существует генетическая детерминированность, причем необязательно, чтоб ваши родители боялись именно летать на самолете. Любые тревожные расстройства у ваших родственников могут быть фактором влияния.

Как преодолеть страх полета на самолете

Многим людям по долгу службы приходится совершать регулярные перелеты. Если человек испытывает описанные нами ранее симптомы аэрофобии при каждом полете, и они не ослабевают, а проявляются стабильно или даже усиливаются – то стоит серьезно задуматься. В таком случае обязательно стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Анализируя каждую отдельную ситуацию, специалист назначит необходимое лечение.

  1. Психотерапия. Как мы говорили, аэрофобия может быть как симптомом, так и самостоятельной проблемой. В процессе психотерапевтических сессий, врач установит вашу личную причину и будет работать с ней.
  2. Медикаментозное лечение. В более тяжелых случаях фобии в комплексе с психотерапией применяют специальные препараты. Используются седативные средства от травяных успокоительных, до мощных транквилизаторов.

Что касается психотерапии то, как и многие другие, данная фобия эффективно лечится с помощью когнитивно-бихевиоральной терапии. Специалист помогает вам осознать и изменить ошибочные паттерны (шаблоны) мышления, которые вызывают страх. Экспозиционное погружение (один из методов когнитивно-поведенческой терапии) часто применяется при работе с аэрофобией. Работа состоит в том, что человека помещают в стресс, который он старается избежать, одновременно с этим терапевт обучает техникам релаксации.

Постепенно клиент обретает контроль над своими мыслями и поведением, происходит когнитивное реконструирование (создаются новые паттерны, которые не предполагают паники при ощущении полета). Для воссоздания стрессовой ситуации используются как воображение клиента, так и реальный полет на самолете в присутствии психотерапевта. Современные технологии позволяют использовать аппаратуру для создания виртуальной реальности, что дает возможность погрузиться в атмосферу полета.

Кроме когнитивных и бихевиоральных методов с аэрофобией успешно работают с помощью гипноза и нейролингвистического программирования.

В своем видео клинический психолог, психотерапевт Вероника Степанова рассказывает о самых неожиданных причинах, стоящих за боязнью полетов. Это может быть страх оценки, позора, потери контроля. Именно поэтому часто не лишним будет пройти глубинную терапию, с помощью психоанализа, аналитической или индивидуальной психологии. Только в случае решения внутреннего межличностного конфликта есть гарантии, что аэрофобия не мутирует в любую другую. Если же пройти только когнитивно-поведенческий курс, не разобравшись с истинной причиной повышенной взволнованности, есть вероятность, что да, полетов вы бояться не будете, однако, проблема вылезет каким-то другим расстройством, вплоть до психосоматики.

Что делать, если вы обнаружили страх во время полета

Не стоит записывать себя в аэрофобы, если внезапно во время полета почувствовали жуткий страх, тремор конечностей, панику. Подобный приступ может быть единичным и вызван различными причинами. Однако для того, чтобы не потерять сознание и завершить свое воздушное путешествие более или менее спокойно, необходимо предпринять дополнительные меры.

В первую очередь необходимо позвать бортпроводника. Все стюардессы и стюарды проходят подготовку, в процессе которой они, в том числе обучаются взаимодействию с пассажирами, страдающими аэрофобией. Поэтому бортпроводник предпримет все необходимые действия для вашего успокоения. Это может быть и разговор, способный развенчать ваши опасения, и седативный препарат, вроде валерианы или пустырника, и алкогольный напиток, который поможет расслабиться.

Главное не сделать это регулярным способом борьбы со страхом, иначе постепенно помогать он перестанет, и даже будет усугублять ситуацию, вызывая дополнительные навязчивые мысли.

В борьбе с аэрофобией важно не запускать ситуацию. Если человек вынужден регулярно совершать перелеты, то рекомендуется заранее обратиться к психотерапевту. Далеко не все клиенты способны будут избавиться в быстрые сроки от фобии, поэтому лучше начинать не за неделю до полета. Как мы уже упоминали, причины аэрофобии могут быть самые разнообразные, и решение их крайне важно для здорового функционирования человека.

Кроме того, абсолютно всем тревожным людям, невротикам, мнительно-впечатлительным особам крайне не рекомендуется смотреть фильмы-катастрофы, зачитываться новостями о падениях самолетов и прочими ужасными вещами. Конечно, в нашей жизни масса страшного и ужасного, но концентрация на негативе заставляет мозг вычленять его из окружающего пространства. Создается впечатление, что ничего другого и нет. Никто не призывает к бездумному «позитивному мышлению», однако, и тотальный пессимизм не является адекватной оценкой.

Совет! Психологи советуют побольше прислушиваться к себе, к своим настоящим желаниям и потребностям. Не забывайте радовать себя, награждать и делать в своей жизни не только то, что «надо». Когда вы будете в гармонии с собой и своим организмом – тревог, страхов и фобий будет меньше.

Вывод

Боязнь летать на самолете в той или иной степени присуща доброй половине всех тех, кто на них летает. Здесь и страх авиакатастрофы (смерти, боли, паники), и чувство отсутствия контроля над происходящим, и боязнь высоты. Тем не менее, большинство самостоятельно справляются со своим страхом. Аэрофобам же рекомендуется проходить курс когнитивно-бихевиоральной психотерапии, которая способствует научению контролировать свои чувства и мысли.

Кроме этого важно проверить, не является ли фобия лишь попыткой контролировать свою взволнованность, вызванную какими-либо межличностыми отношениями. При тяжелых формах аэрофобии применяется медикаментозное лечение, в основном состоящее из анксиолитиков.

Это серьёзная проблема. Страх перед перелётами часто мешает нам открывать для себя новые города и страны и просто отдыхать. Что с этим делать - разбираемся вместе с профессиональным пилотом и авиационным психологом, руководителем центра «Летаем без страха» Алексеем Гервашем.

Скажем сразу, ничего постыдного или ненормального в страхе перед полётами нет. Около 30% людей боятся летать, более 5% из-за этого полностью отказываются от полётов. Легенда бокса Мохаммед Али чуть не разрушил свою карьеру, отказавшись лететь на Олимпийские игры. Два часа тренеры уговаривали Али взять билет на самолёт. И боксёр согласился, но только при условии, что полетит он, надев на себя парашют. Так уж устроен наш мозг. Нейрофизиологи утверждают, что мы умеем бояться с самого рождения. За страх отвечают амигдалы - области мозга, которые, если говорить упрощённо, определяют, какие ситуации для нас не являются обычными и как на них реагировать. Полёт на высоте 10 тысяч метров, конечно, не самая обычная ситуация для всего нашего организма, отсюда и соответствующая реакция. Что же с этим делать?

«Самолёт - самый безопасный вид транспорта». Эту фразу мы слышим так часто, что она уже перестала иметь вообще какой-либо смысл. Особенно для аэрофоба. Но за ней стоят цифры, которые, возможно, вас удивят. А может быть, даже уменьшат ваши страхи. В среднем в день по всему миру производится около 140 тысяч пассажирских рейсов. Это около 48 миллионов рейсов в год. Годовой пассажиропоток составляет около пяти миллиардов человек. Чтобы посмотреть, сколько самолётов находится в небе в данный момент, достаточно открыть один из специальных сервисов в Интернете (их несколько, например ) и узнать не только число рейсов (их действительно очень много), но и направления, скорость самолётов, высоту, на которой они летят.

К сожалению, авиакатастрофы случаются. И статистика по погибшим в таких катастрофах - в среднем 500 человек в год. Много, конечно. Но с учётом годового потока в пять миллиардов выходит один человек на 15 миллионов. Для сравнения, только в России в 2015 году в результате автомобильных аварий погибло 23 тысячи человек. А только в США каждый год в среднем 450 человек умирает при падении с кровати.

Узнайте больше об авиации

Если верить статистике, получается, что шанс погибнуть по дороге в аэропорт гораздо выше, чем в самолёте. Но даже зная это, мы всё равно боимся. Боимся уже хотя бы потому, что не понимаем, как «эта огромная штуковина» может держаться в воздухе. Вместо того чтобы перед полётом в очередной раз просматривать сводки происшествий, лучше почитайте о том, как «всё устроено». И тогда вы узнаете, что турбулентность ни разу не становилась причиной авиакатастрофы , что самолёт может «болтать» не только в облачную погоду и что трясущиеся при турбулентности и посадке крылья - это нормально и даже хорошо , потому что именно гибкость крыла обеспечивает машине максимальную прочность и возможность переносить сильнейшие нагрузки.

Алексей Герваш

Узнать как можно больше об объекте своего страха - это хорошая рекомендация. Но могу сказать, что очень часто в подобных ситуациях здравый смысл, к сожалению, перестаёт работать. И вы боитесь, даже несмотря на то, что вроде бы понимаете, что всё в порядке. Страх перед полётами иррационален, и логики в боязни летать немногим больше, чем в боязни темноты или клоунов. Дело в том, что основные причины аэрофобии вообще не связаны с авиацией. Главные причины - это глобальный дефицит доверия к жизни, повышенная тревожность, перфекционизм. Поэтому и работать с аэрофобией нужно серьёзно, с помощью специалистов. Аэрофобия давно уже изучена и хорошо поддаётся терапии. Вот только люди с тревожностью и дефицитом доверия не всегда соглашаются на эту терапию. Многие считают, что обойдутся успокоительными. Кто-то не верит, что терапия сможет помочь. Некоторые люди вообще рассуждают так: «Я боюсь летать, потому что летать опасно. Обращусь к специалисту, он мне поможет думать, что летать безопасно. Я ему поверю, полечу и что-то со мной случится. Потому что летать опасно». Типичная логика аэрофоба. Некоторые считают, что это никакая не фобия, а здравый смысл. И иногда только со временем человек начинает осознавать, что проблема в нём самом.

Перестаньте думать, что вы контролируете всё

«В самолёте от меня ничего не зависит. Не то что на земле. Если непредвиденная ситуация возникнет, когда я еду в машине, я всегда смогу остановиться» (выйти, увернуться, затормозить - нужное подчеркнуть). Так чаще всего говорят аэрофобы, противопоставляя ситуацию в воздухе ситуациям «внизу». Нам кажется, что здесь мы всё контролируем, и поэтому ничего плохого с нами не случится. Мы привыкли думать, что если мы будем вести себя правильно (не разговаривать с незнакомцами, переходить улицу на зелёный свет, не возвращаться домой поздно), то окажемся в полной безопасности. К сожалению, это иллюзия, и человек, как бы правильно он себя ни вёл, ни от чего не застрахован. Мы говорим об этом не для того, чтобы напугать вас и заставить не выходить из дома, а для того, чтобы вы понимали - полного контроля нет не только в полёте, но и на земле. Нужно это обдумать, принять и научиться с этим жить.

Попытайтесь понять свой организм

Помните о том, что полёт для вашего организма - это ненормальная ситуация. Не предполагала природа, что мы будем летать на высоте 10 тысяч метров. Отсюда и многочисленные ошибки вестибулярного аппарата, которые могут вас здорово напугать. Например, иногда нам кажется, что самолёт очень сильно кренится в сторону при повороте. Мы начинаем беспокоиться, что что-то не так, и мысленно готовиться к худшему. На самом же деле это наш собственный вестибулярный аппарат обманывает нас же, и крен не такой уж сильный, как нам кажется.

Или сильное сердцебиение и дрожь в ногах. Вам может показаться, что с вами что-то не так, может накрыть паника. Здесь тоже лучше отдавать себе отчёт в том, что дрожь в коленях и сердцебиение - это реакция организма на выброс адреналина. Организм реагирует на угрозу (причём неважно, реальная это угроза или придуманная вами) и считает, что с угрозой нужно драться или убегать от неё, поэтому дыхание учащается. Чтобы облегчить это состояние или, по крайней мере, не ухудшить его, нужно закрыть глаза, откинуться на спинку кресла и сделать простое дыхательное упражнение. Вдох на четыре счёта, задержка дыхания на четыре счёта и выдох - тоже на четыре счёта. Справиться с аэрофобией это не поможет. Но поможет снять приступ паники здесь и сейчас.

Не совершайте этих ошибок

Не делайте тех вещей, которые, кажется, могут помочь, но на самом деле только усиливают вашу аэрофобию.

  • не пытайтесь спастись от страха с помощью алкоголя или снотворного;
  • не просиживайте часы в Интернете в поисках информации о катастрофах;
  • не придумывайте себе приметы.

Алексей Герваш

пилот, авиационный психолог, руководитель центра «Летаем без страха»

На первых этапах человек, в принципе, может справиться с аэрофобией самостоятельно. Книги почитать, узнать, как летают самолёты. Научиться правильно дышать и не концентрироваться на негативных мыслях. Но очень часто люди совершают все мыслимые и немыслимые ошибки и только ухудшают ситуацию. Чем, например, плох алкоголь. Выпивая (или принимая какие-то снотворные препараты), вы как будто устраняете себя из той среды, в которой находитесь. К следующему разу в вашем мозгу уже формируется определённая картина: раз вам нужны были методы, чтобы устраниться из этого места, значит, это место плохое. И аэрофобия усиливается. Ещё одна ошибка - постоянно искать информацию о катастрофах, расследованиях этих катастроф и примерять всё это на себя. Наш мозг устроен так, что он будет фильтровать информацию, и вы будете концентрироваться только на негативе. А дальше аэрофобы постепенно обрастают приметами – например, ездят в аэропорт только на определённой машине (мол, ездили раньше на ней, и это принесло удачу - не разбились). Всё это в конечном счёте только усугубляет ситуацию.

  • скачайте специальные приложения для аэрофобов.
  • Если вы уже в самолёте и начинаете паниковать

    • не давайте своему телу напрягаться, закройте глаза и сознательно расслабьте мышцы (как при медитации);
    • нормализуйте дыхание с помощью простых дыхательных упражнений;
    • сконцентрируйтесь на своих внутренних ощущениях и попробуйте прекратить попытки узнать о ситуации в салоне по лицам стюардесс, а также позвольте себе не следить за звуками, которые издаёт самолёт;
    • мысленно представьте шкалу своей тревожности. Она может быть похожа на термометр или цифры на табло с градацией от одного до десяти. Представляйте, как снижается уровень вашей тревожности на шкале;
    • как только с первые признаки паники удалось ослабить, переключитесь на что-то, что будет занимать ваше внимание - книга, работа, фильм, разговор с соседом или даже просто завтрак.


    Просмотров