Что является основным источником существования семьи. Источники средств к существованию. Что такое современная семья и каково её значение

В данной статье будет уделено внимание вопросу о том, для чего нужны множественные источники дохода и каким образом их можно создать.

Одной зарплаты не хватит

В случае если основные источники доходов - только зарплаты то это довольно нестабильное ее финансовое положение. Особенно это актуально, если за окном прослеживается очередной финансовый кризис.

Немаловажное значение этот вопрос приобретает, если эти источники дохода перекрываются вследствие утраты места работы, а семью кормить нужно, да и существуют иные финансовые обязательства (например, банковский кредит). В этом случае поможет вариант заработка еще и в другом месте.

Поэтому в тематической литературе можно встретить трактование такого понятия, как множественные источники дохода. Именно создание таковых будет способствовать формированию настоящей финансовой свободы. Особенно если такие источники формирования доходов будут пассивными. Другими словами, это прибыль, которую получает человек, независимо от того, работает он или отдыхает.

Пассивные источники дохода

Итак, что это такое и по каким критериям они могут быть оценены:

1. Открытие собственного бизнеса. Речь идет о таком виде деятельности, который не требует особого участия в процессе функционирования, однако потребует много внимания на начальном этапе.

2. Доход от сдаваемой в аренду недвижимости. Это может быть личное имущество как в России, так и за ее пределами. Такие источники доходов семьи относятся к достаточно стабильным. На первом этапе целесообразно иметь такую недвижимость за границей.

3. Авторские права - довольно интересные источники дохода, формируемые за счет различных печатных либо аудио-, видеоматериалов, а также изобретений, созданных лично. Источником такого заработка служит получение авторского гонорара.

4. Банковский депозит, являющийся самым распространенным источником дополнительного дохода. Формируется он за счет вложения определенной суммы денег в банк под проценты, которые и относятся к пассивному типу заработка.

В каком порядке лучше формировать доходы

Если на сегодняшний день в семье существует только один вид дохода, то специалисты рекомендуют добавлять другие постепенно.

Множественные источники дохода: их создание

Для успешной реализации своих достижений и наработок с целью получения в будущем необходимо составить определенный алгоритм действий:

Выбирается направление деятельности, в котором планируется создать источник дохода;

Составляется определенный план его формирования;

Внедряется этот план в жизнь.

Другие источники доходов

Помимо пассивных, существуют еще и такие источники доходов, как:

Премия за работу;

Возмещение и компенсация ущерба;

Стипендия;

Алименты.

Доходы и расходы

При условии получения семьей регулярного заработка, у нее есть возможность планирования соответствующего уровня расходов. Однако зачастую, распределяя траты на будущие ежемесячные выплаты, можно обнаружить необходимость в появлении дополнительных платежей. Таким образом, могут появиться дополнительные финансовые планы.

Совсем другое дело, если речь заходит о нерегулярных заработках. В этом случае источники доходов и расходов спланировать сложнее, так как остается неопределенным размер такого среднего семейного бюджета за предыдущий год и момент, касающийся того, какая ожидается минимальная его сумма в месяц.

Важным вопросом для бюджета любой семьи является его планирование в соответствии с минимальным размером источника доходов. А в случае появления излишков уже можно будет их направлять на покрытие дополнительных нужд.

Безопасность источников доходов

В данном случае необходимо еще раз повторить о необходимости наличия в семье, помимо основного источника доходов, еще и дополнительных. Например, если член семьи получает только социальное пособие, то существует вероятность изменений в действующем законодательстве, которое приведет к утрате им статуса гражданина, отвечающего конкретным критериям для получения такого пособия.

Лучший вариант - работают все трудоспособные члены семьи. При этом они должны иметь разные места работы, чтобы в случае каких-либо реорганизаций на предприятии семья не осталась без заработка. Семейный доход находится в зависимости от большого количества факторов, однако эффективное планирование будет способствовать усилению эффекта роста доходов с их распределением между источниками.

Дополнительный источник дохода

Случайные расходы составляют:

Капитальный и текущий ремонт;

Закупку оборудования;

Расходы на обследование и по болезни.

Существуют также так называемые «нежелательные» расходы, состоящие из:

Штрафов и пеней;

Различных компенсаций (например, ремонт жилья залитых водой соседей);

Процентов за неоплаченные в срок обязательства.

Подытоживая изложенный материал в данной статье, необходимо отметить, что составление семейного бюджета является неотъемлемой частью любой "ячейки общества". Только благодаря эффективному планированию сможет на достаточном финансовом уровне существовать и семья.

За счет чего живут люди? Этот вопрос важен и для каждого человека, и для исследователей, изучающих самые разные стороны жизни общества. Важнейший источник информации, позволяющей ответить на этот вопрос применительно ко всему населению страны, - всеобщие переписи населения. Естественно, что получение такой информации было предусмотрено и программами двух последних российских переписей - 2002 и 2010 годов.

В переписном листе 2010 года в вопросе об источниках средств к существованию (рис. 1), по сравнению с переписью 2002 года , произошло два важных изменения.

Во-первых, снова введен, задававшийся в советских переписях вопрос об основном источнике средств к существованию для тех, у кого их несколько.

Во-вторых, иначе сформулирован первый пункт, который в 2002 году выглядел так: "Доход от трудовой деятельности (кроме работы в личном подсобном хозяйстве)".

Рисунок 1. Вопросы об источниках средств к существованию в переписном листе Всероссийской переписи населения 2010 года

Для интервьюера, да и для респондента, вопрос об источниках средств к существованию - далеко не самый простой вопрос переписного листа. Список источников велик, некоторые из них, особенно "трудовая деятельность" и "пособия", содержат, по сути, свой список, между другими трудно провести четкую грань. Сложность вопроса также в том, что он полуоткрытый. Это требует от респондентов с "иным" источником средств к существованию дополнительных усилий: ознакомиться со списком из 11 источников и дать определение своему "иному" источнику.

Дать правильный ответ позволяет инструкция, содержащая пояснения к каждому вопросу (табл. 1). По сравнению с переписью 2002 года, они дают детальные указания, позволяющие провести более точную грань между трудовой деятельностью и такими источниками, как личное подсобное хозяйство и "иной источник". В то же время и эта инструкция не исключает определенных затруднений. Например, в отношении личного подсобного хозяйства не совсем понятно, как трактовать "при условии, что производимая продукция идет в основном на потребление в своем хозяйстве" - в денежном или натуральном выражении? Не совсем ясно из инструкции, куда следует отнести социальную пенсию по инвалидности, поскольку социальные пенсии проходят по рубрике "пенсия (кроме пенсии по инвалидности)".

Таблица 1. Список вариантов ответов на вопрос 11 переписи 2010 года об источниках средств к существованию и пояснение к ним

Полная формулировка 2010 года

Пояснение

Трудовая деятельность, включая работу по совместительству

Вознаграждение деньгами или натурой за свою трудовую деятельность , включая фермерское хозяйство, разовые заработки, доход от собственного бизнеса; а также денежное вознаграждение людям свободных профессий.

Личное подсобное хозяйство

При условии, что производимая продукция идет в основном для потребления в своем хозяйстве .

Стипендия

В т.ч. лицам, направленным на обучение службой занятости и предприятиями

Пенсия (кроме пенсии по инвалидности)

По возрасту, за выслугу лет, социальная пенсия в т.ч. по случаю потери кормильца, а также денежные компенсации льгот пенсионерам

Пенсия по инвалидности

Пенсию по инвалидности

Пособие (кроме пособия по безработице)

Категории получателей: матери (отцы) детей до 1,5 лет; работавшие матери детей до 3 лет; опекуны детей; дети из малообеспеченных семей; дети, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; дети одиноких матерей; жены (мужья) военнослужащих; студенты и аспиранты (в академических отпусках); получатели субсидий на оплату жилья (см. также текст)

Пособие по безработице

Зарегистрированные безработные, получающие пособие по безработице, а также получающие материальную помощь за счет средств фонда занятости.

Другой вид государственного обеспечения

Детские дома, школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов и т.п. лицам, находящимся на обеспечении государства.

Сбережения; дивиденды; проценты

Сбережения, наследство, доход по денежным вкладам и ценным бумагам.

Сдача внаем или в аренду имущества; доход от патентов, авторских прав

Доход от сдачи внаем или в аренду недвижимого и движимого имущества, патентов, авторских прав и гонораров.

Иждивение; помощь других лиц; алименты

На иждивении отдельных лиц, в т.ч. дети, на которых выплачиваются алименты.

Иной источник (назовите какой именно)

Все что не перечислено выше (например, попрошайничество, сбор и сдача бутылок) .

Не указавшие источников средств к существованию

Источник : Инструкция о порядке проведения ВПН-2010.

Нельзя не учитывать и того, что "средства к существованию" - эвфемизм дохода, а вопросы о доходе вызывают повышенную подозрительность у населения. Трудность может вызвать и применение общего правила отнесения таких источников, как пенсии и пособия, согласно которому они должны быть записаны тем, кому назначены, а не тем, кто их получает.

Все же большинство источников понятны, остановимся на некоторых нюансах.

В рубрике "пособия" (здесь и далее под пособиями будут подразумеваться "пособия (кроме пособия по безработице)" важно отметить, что речь идет о ежемесячных пособиях, и, соответственно, все единовременные (напр., по родам) и периодические пособия (по временной нетрудоспособности) здесь не учитываются. Поскольку этот источник указывается для тех, кому назначено пособие, а не для тех, кто его получает, то, например, ежемесячное пособие на детей в возрасте до 16 лет , которое получают матери, указывается для ребенка. Пособия назначаются только на детей в семьях с доходом ниже прожиточного минимума в регионе. Размеры пособий невелики. В 2009-2010 годах в большинстве регионов пособие составляло 100-300 рублей и лишь в 7 регионах - 300 и более рублей. В большинстве регионов пособие покрывало лишь 2-7% от прожиточного минимума детей . Таким образом, по распространенности этого источника средств к существованию можно судить о материальном благополучии семей с детьми.

И в строке "пособия", и в строке "иждивение" указаны алименты, чтобы подчеркнуть, что в одних случаях дети из неполных семей окажутся в рубрике "иждивение", в других - "пособия". Рубрика "пособия", таким образом, в основном относится к детям и женщинам. Важно, однако, что сюда входят также "субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", значительно расширяющие половозрастной состав этой рубрики. Так в 2010 году субсидии получали 3,76% семей и среднемесячный размер субсидий составил 896 руб .

Пенсии - здесь и далее под пенсиями будут подразумеваться "пенсии (кроме пенсий по инвалидности)" - распространены во всех возрастах. В детских -пенсия по случаю потери кормильца, она же - для учащихся в возрасте 18-23 года. Позже к ней присоединяются различного рода досрочные трудовые пенсии по возрасту. Первые случаи назначения таких пенсий появляются уже с 30-35 лет, но более массово - с 40, а в основном - с 50. Среди многолюдных льготных категорий пенсий можно отметить и относительно редкие, такие, как пенсии женщинам, родившим пять или более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, и матерям детей - инвалидов с рождения, воспитавшим их до восьми лет. Кроме того, часть граждан имеет право на одновременное получение двух пенсий, одна из которых, как правило, - пенсия по инвалидности, а другая - трудовая пенсия по старости). Пенсии по инвалидности тоже встречаются во всех возрастах, в частности, в виде социальных пенсий . Поскольку социальные пенсии отнесены к "пенсиям (кроме пенсий по инвалидности)", не вполне понятно, как переписчики обходились с социальными пенсиями по инвалидности.

Если следовать опубликованным методологическим пояснениям к переписи, на основе которых составлена табл. 1, рубрика "другой вид государственного обеспечения" понятна каждому. На всякий случай, заметим, что под "и т.п. лицам, находящимся на обеспечении государства" могут пониматься члены коллективных домохозяйств вроде тюрем, СИЗО и казарм. Среди лиц с этим источником средств к существованию в возрастах с 20 и примерно до 70 лет, преобладают мужчины.

1 - Васин Сергей Алексеевич - с.н.с., Институт демографии НИУ ВШЭ
2 - Козлов Владимир Александрович - доцент Кафедры демографии НИУ ВШЭ
3 - Васин С. За счет чего живут россияне / Демоскоп Weekly № 213-214, 12-25 сентября 2005 года
4 - В т.ч. тем, кто находился на больничном, в оплачиваемом отпуске (очередном, по беременности и родам, по уходу за больным и т.п.) или в неоплачиваемом отпуске по инициативе администрации предприятия (учреждения, организации) сроком не более 6 месяцев.
5 - Отмечается также тем, кто занят в своих подсобных хозяйствах (включая дачи, сады, огороды и т.п.).
6 - В инструкции указано, что в этом поле не может быть записан доход от вторичной занятости или подработки (он относится к источнику "Трудовая деятельность, включая работу по совместительству").
7 - Учащимся общеобразовательных учреждений в семьях с низким среднедушевым доходом и до 18 лет. При этом максимально высокий возраст - до 23 лет - выплаты детского пособия установлен детям погибших (умерших) родителей, пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Точнее тем из них, кто продолжает обучение в очной форме.
8 - Елизаров В. Стимулирование рождаемости и поддержка семей с детьми в современной России / Рождаемость и планирование семьи в России: История и перспективы. Сборник статей / Под ред. Троицкой И.А., Авдеева А.А. - М., 2011. - ("Демографические исследования", выпуск 18), с. 135.
9 - "либо отцам, либо опекунам, либо другим родственникам (если мать и (или) отец умерли, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными и т.п.), фактически осуществляющим уход за ребенком" (Инструкция о порядке проведения ВПН-2010).
10 - Ежемесячное пособие могут также получать не только жены, но и мужья военнослужащих-контрактников, но, скорее всего, такие случаи редки.
11 - http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/jil-f/jkh48.htm последнее посещение 03.08.2013.
12 - Дети-инвалиды до 18 лет, инвалиды с детства, инвалиды, не выработавшие необходимый стаж для получения трудовой пенсии

<<< Назад

Решением Батыревского районного суда назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца и разъяснено, при каких обстоятельствах назначается указанный вид пенсии

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Из смысла названной нормы закона следует, что претендующие на назначение пенсии по случаю потери кормильца граждане должны соответствовать двум условиям:

1) быть нетрудоспособными. Данное условие означает отсутствие у гражданина в силу объективных причин (т.е. в силу определённого возраста либо состояния здоровья (наличие инвалидности) способности трудиться и иметь тем самым заработок, являющийся источником средств к существованию.

Таким образом, объективными причинами нетрудоспособности являются:

а) определённый возраст:
- до 18 лет;
- до 23 лет - для граждан, обучающихся по очной форме обучения;
- старше 55 лет - для женщин;
- старше 60 лет - для мужчин;

2) состоять на иждивении умершего.

Под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жильё, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости). При этом члены семьи должны были получать содержание только от умершего кормильца, т.е. они не получали материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество умершего кормильца являлись единственным источником средств их существования.

Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь умершего кормильца членам семьи, осуществляемая систематически в течение определённого периода времени перед смертью кормильца, т.е. эта помощь была не разовой, не единовременной, не от случая к случаю. В действиях умершего кормильца должна прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи.

Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что у членов семьи кроме средств, представляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (стипендия, зарплата и т.д.). Закон не исключает права гражданина быть признанным иждивенцем и в том случае, когда он уже получает какую-либо пенсию (например, пенсию по старости). Основным критерием признания гражданина иждивенцем служит факт получения помощи в качестве основного источника средств к существованию, т.е. помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без неё члены семьи, получавшие её, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.

В рассматриваемом случае ребёнок получал помощь от отца (не менее 4 тысяч в месяц) в качестве основного источника средств к существованию. Без этих денег он не смог бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.

С учётом вышесказанного Батыревский районный суд обязал Управление Пенсионного фонда назначить ребёнку пенсию по случаю потери кормильца.

Зачем сотрудникам военкомата знать, сколько зарабатывают родственники призывника? Может, им еще и ключ от квартиры принести? Такое ощущение, что эти сведения собираются, чтобы знать потом, сколько можно с родителей содрать во время призыва или сколько запросить за отмазку от армии, - поделилась мама одного из старшеклассников Светлана Егорова.

Не понравились родителям и пункты, предлагающие сообщить о состоянии здоровья призывника и членов его семьи.

Все призывники проходят медицинскую комиссию, почему мы должны писать о состоянии здоровья детей на каких-то листочках, которые потом просмотрит и классный руководитель, и учитель ОБЖ, раздавший анкеты, и еще непонятно кто? - поинтересовалась мама другого старшеклассника.

Подобных жалоб от родителей школьников с ноября прошлого года по март текущего поступило в правозащитную организацию «Правовой фонд» Ульяновска уже более 400! Стоит отметить, что предложенные военкоматом бланки состоят из трех частей: анкета, лист изучения призывника и справка о семье призывника. Вопросы двух последних как раз и провоцируют нелестные высказывания родителей в адрес как военкомата, так и учителей школ.

Эти сведения запрашивались законно, мы уже письменно пояснили это министерству образования Ульяновской области. Министерству обороны надо знать о материальном состоянии семьи призывников, - весьма категорично ответил по телефону ВрИО военного комиссара Ульяновской области Олег Филатов, а затем добавил, - эти анкеты - не декларация о доходах. Кто-то указывает место работы родителей, но не указывает должность и размер заработной платы, хотя желательно заполнять анкеты максимально подробно.

Сотрудники министерства образования Ульяновска ситуацию никак не прокомментировали, но оформили официальный запрос в облвоенкомат о законности раздачи подобных анкет по школам. И вот какой ответ за подписью того же Олега Филатова они получили: «Согласно Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе (приложение №1 к приказу Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г № 400), руководители образовательных учреждений, в которых обучаются граждане, по запросам отделов военного комиссариата, в срок до 1 ноября высылают в их адрес заполненные анкеты на этих граждан. Данные, содержащиеся в анкете, заносятся в лист изучения призывника, который так же заводится на гражданина при проведении с ним мероприятий первоначальной постановки на воинский учет. На последующем этапе проводится непосредственное изучение призывника работниками отдела военного комиссариата как по месту учебы, а также путем вызова его и приглашения родителей в военный комиссариат. Основными методами изучения призывника являются беседа с призывником, с его родителями, с преподавателями образовательных учреждений, в которых он учится. В беседе с родителями, в том числе, уточняется состав и материальное положение семьи, отношения в семье, наличие вредных привычек и другие вопросы».

Из этого ответа следует, что данные в «лист изучения призывника» и «справку о семье призывника» должны заноситься непосредственно работниками военкомата со слов родителей и призывника. Закон, на который сослались сотрудники военкомата, никак не подтверждает законность их действий, но это их не смущает.

Обещали разобраться

В пресс-службе министерства образования Ульяновской области сообщили, что такие анкеты раздавались только в школах города, а не области, а потому этот вопрос закрыт, поскольку его решение не входит в их полномочия. Между тем, в департаменте образования при администрации Ульяновска, который курирует деятельность городских школ, заявили, что о такой проблеме слышат в первый раз, но обещали разобраться в ситуации.

Выдача анкет на руки призывнику запрещена законом, и действия директоров и преподавателей ОБЖ, которые раздавали эти анкеты школьникам, являются противозаконными! - убежден правозащитник, руководитель «Правового фонда» Ульяновска Игорь Корнилов. - Согласно подпункту «б» пункта 9 Инструкции N 400 от 2 октября 2007 года, изданной Министром обороны, военный комиссариат обязан запрашивать до 1 ноября заполненные анкеты на граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет от руководителей образовательных учреждений, в которых они обучаются. Согласно пояснениям по заполнению анкеты, категорически недопустимо предлагать гражданину самому заполнять данный документ. «Лист изучения призывника» и «справка о семье призывника» заполняются только сотрудниками военкомата и только со слов родителей, у них есть полномочия получать информацию от соответствующих государственных органов (МВД, ФМС, Пенсионный Фонд и т.д.).

По закону никакой административной ответственности за незаполнение анкет не предусмотрено законом, потому требования учителей ОБЖ и тем более угрозы в данной ситуации совершенно не уместны. Военный комиссариат просто переложил свои обязанности по учету призывников на плечи руководителей учебных заведений, а те в страхе побежали исполнять «приказ». Кроме того, выяснилось, что розданные Ульяновским областным военкоматом бланки и анкеты значительно отличаются от тех, что утверждены Приказом №400. В самом приказе учтено всё: и наличие коммерческой и налоговой тайны, тайны банковских вкладов и врачебной тайны, но для сотрудников облвоенкомата и приказ министра обороны - не приказ.

На данный момент заявление о рассмотрении законности действий областного Ульяновского военкомата и директоров школ, которые заставляли заполнять учеников и их родителей эти анкеты, находится на рассмотрении в военной прокуратуре.

Директор департамента по вопросам общественной безопасности областного правительства Ульяновской области Людмила Крутилина тоже обещала разобраться в ситуации:

Мы связались с военкоматом, решение будет принято в ближайшее время.

Прошло две недели после обещания Крутилиной, но она так ничего и не сделала. Видимо, такой скандал в самый разгар весеннего призыва никому не нужен, а школьники под весенний призыв пока не попадают, так что ситуацию решили отложить в долгий ящик.

Между тем, при мониторинге интернета выяснилось, что такая проблема существует не только в Ульяновске. На форумах призывников молодые люди и их родители из разных городов России задают такие же вопросы и выкладывают копии анкет, розданные военкоматом, причем, судя по датам, вопросы о законности действий военных комиссариатов возникают не первый год:

Мне выдали некую «справку о семье призывника». Там нужно указать всех, с кем я проживаю, где они работают, имеют ли группу инвалидности, размер пенсии. Еще нужно указать материально-имущественное положение семьи. Обязательно ли нужно это заполнять? - написал 22 января 2012 года пользователь Gregor из Самары

Вас никто не заставляет отвечать на все вопросы, можете поставить прочерк, мы так делали, - ответил в подобной теме Василий Тарасов из Комсомольска-на-Амуре в 2011 году.

Зачем военкомату данные о доходах родителей призывника? - поинтересовалась Ульяна Волчкова из Тюмени в 2010 году.

Как видно из сообщений на форумах, в других городах России массовых возмущений родителей по поводу анкет призывников пока нет, они просто ставят прочерки напротив вопросов военкомата. При этом факт, что одинаковые анкеты, составленные без учета закона, стали использоваться военными комиссариатами разных городов России, вызывает подозрения, что Министерство обороны РФ просто закрыло глаза на самоуправство региональных военкоматов.

малая соц. группа, члены к-рой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. С. выполняет важнейшие общественные и соц. функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую и т. д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СЕМЬЯ

основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психол. отношений. Как социальное явление С. претерпевает изменения в связи с развитием общества; однако прогресс форм С. обладает относит, самостоятельностью.

На ранних этапах существования человечества - в рамках родо-племенных отношений - С. не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совм. воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная С. как союз супругов, ведущих совместное х-во и воспитывающих собственных детей. Т. о., С. явилась одним из наиб. ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие отношения в связи с зарождением первонач. форм частной собственности. Самой ранней формой С., сохранившейся до наст, времени, была патриархальная С., в к-рой объединялись родственники неск. поколений при главенстве старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной С. авторитарны, при ведущей роли старшего поколения. Экон. взаимозависимость в патриархальной С. была настолько велика, что обособление отдельных ее членов было практически невозможно.

В 20 в. по мере роста благосостояния населения развитых пром. стран получила распространение т. и, нуклеарная С., объединяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. В массовом масштабе появились неполные С., состоящие лишь из одного родителя с детьми. Нуклеарная С., предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, экон. и психол. независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Однако отсутствие возрастной иерархии неск. поколений привело к демократизации внутрисемейных отношений и стиля воспитания.

В совр. условиях существуют С. разных типов - и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также С. смешанных форм, когда, напр., совм. проживание неск. поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Экон. функции С. отступили на второй план; совр. С. поддерживается не столько необходимостью совм. выживания, сколько психол. мотивами.

С. как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. С. - первый коллектив, к-рый дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В С. юный гражданин получает первые практич. навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с др. людьми, усваивает нормы, к-рые регулируют поведение в разл. ситуациях повседневного общения. Объяснения и поучения родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого.

На протяжении тысячелетий С. была осн. формой социализации. Вопрос о роли С. в формировании человека привлекал внимание мн. ученых и порождал противоречивые суждения. Антич. философы, в частности Платон, утверждали: все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают прежде всего из наличия неравных условий воспитания в С. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и пр. пороки. Философы нового времени не обошли эту проблему, хотя оценивали ее по-разному. Т. Кампанелла, Ш. Фурье, В. Годвин считали, что счастье людей недостижимо при сохранении моногамной (единобрачной). С. и семейного воспитания (эту форму воспитания ребенка они отрицали как абсолютное зло). Т. Мор и Г. Мабли, настаивая на единобрачии, предполагали сочетание семейного и обществ, воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей; при этом общество должно взять на себя максимум забот по воспитанию детей. Детям лишь в младенчестве надлежит жить с родителями. Затем они должны воспитываться в обществ, дет. учреждениях, чтобы преодолеть разнородность влияния отца и матери на мировоззрение ребенка и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития его собственных способностей. Последняя точка зрения получила нек-рое распространение и в сов. пед. науке: вплоть до нач. 60-х гг. существовало мнение о том, что гос-во должно взять на себя воспитание детей «от люльки до ун-та». Совр. ученые, не преуменьшая роли обществ, воспитания, подвергают критич. пересмотру эту тенденциозную точку зрения, указывая, что гармонич. ное развитие ребенка наиб. полно осуществляется при сочетании семейного и обществ, воспитания, а не при их противопоставлении.

Ведущий компонент воспитат. потенциала С. - внутрисемейные отношения, поскольку С. как определенная социальная общность выступает прежде всего как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. Естеств. основу С. составляют брачные и родственные связи, к-рые в определенном смысле являются первичными. Помимо них, С. включает в себя хоз.-экон., правовые, нравств., эмоционально-психол. и др. связи. Внутрисемейные отношения взаимосвязаны с нац. и бытовыми отношениями. В преобразованном виде С. аккумулирует в себе всю их совокупность.

Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено как тем, что они выступают первым специфич. образцом обществ, отношений, с к-рыми человек сталкивается с момента рождения, так и тем, что в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство обществ, отношений и т. о. создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности др. компонентов воспитат. потенциала С. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной С., а следовательно, ее воспитат. возможностей.

Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, к-рые делают семейное воспитание наиб. адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиб. полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психол. механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в разл. областях жизни, познает.н. усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравств. основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психич., но и физич. развитие. Психол. наблюдения показывают: нормальное развитие ребенка в возрасте от 4 мес до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается в постоянном личном контакте с одним лицом (обычно это мать). Прекращение данного контакта на длит, время нарушает естеств. формирование мн. качеств детей.

Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми в С. создаются как посредством его постоянного взаимодействия с родителями и прародителями, так и посредством тех связей, к-рые она устанавливает с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т. п.). С. не однородная, а дифференци-ров. социальная группа, в ней представлены разл. возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в С. сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значит. ельно облегчает нормальное психич. и нравств. развитие ребенка, позволяет ему наиб. полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Значимость этого обстоятельства становится особенно очевидной в условиях феминизации воспитат. учреждений и одностороннего, только женского влияния на психику детей.

Психологи отмечают, что уникальной характеристикой внутрисемейных отношений - супружеских и между родителями и детьми - является близость, представляющая исключит. воспитат. ценность. Прежде всего потому, что неповторимы интимные узы воспитателя и воспитанника, глубоко личный контакт между ними, что обусловливает эффективность общения, его воспитат. силу. С одной стороны, это находит выражение в интенсивности, прочности и глубине усвоения ребенком в процессе подражания и сопереживания нравств. позиций родителей, проявляющихся в их привычках, суждениях и оценках, в их отношении к др. людям, обществ, событиям и т. д. С др. стороны, это проявляется в особой чувствительности, предрасположенности ребенка к внушению со стороны родителей, их сознательным установкам, касающимся его поведения.

В атмосфере любви и близости, делающих общение ребенка с родителями эмоционально насыщенным, удовлетворяется его потребность в положит, эмоциях, в к-рых он нуждается с момента рождения. Общение в С. оказывает сильнейшее влияние на дет. психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад С. в эмоционально-нравств. развитие личности становится особенно ощутим в эпоху, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм обществ, жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития индивида, его «эмоциональной недостаточности». Внутрисемейные отношения, т. о., важнейший фактор превращения человека в активного участника культурной жизни.

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают С. и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравств.-эмоциональный климат С., а следовательно, ее воспитат. возможности.

Степень нравств.-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах С., как демократическая, авторитарная и С. переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравств. и психич. развитие детей. Сравнит, исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демокр. тип С. обладает более высоким воспитат. потенциалом. Установлено, в частности, что в таких С. значит. ельно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких С. обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из С. с более низкой степенью демократизации отношений. Существ, влияние на ребенка оказывает также согласованность либо, наоборот, дезор-ганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу С.). Имеются данные, согласно к-рым неблагополучная С. негативно влияет на познават. деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно к-рой дети, воспитанные в конфликтной С., оказываются плохо подготовленными к семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются значит. ельно чаще.

Конфликтная атмосфера в С. объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в С. с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в т. ч. и педагогической). и, наоборот, когда в плохо обеспеченных С. у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни пед. знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитат. неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы С Аномалии в пси-хич и нравств. развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих отрицат. явлений, к-рые нередко становятся причиной самой конфликтно-сти либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицат. ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т и). Считается, что конфликтная атмосфера С способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в пренатальном периоде его развития Волнение матери как следствие стрессовой ситуации оказывает разрушающее действие на плод Эмоциональное состояние матери остро воспринимают дети любого возраста Особенно чувствительны к взаимоотношениям родителей подростки Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет. с отклонением от нормы В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, к-рые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психич. травмам В С с ненормальными отношениями супругов более чем в 2 раза чаще встречаются дети с аномалиями психики У лиц, воспитывавшихся в С, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность неврологич. реакций

Духовное развитие ребенка во многом зависит от контактов, к-рые устанавливаются между родителями и детьми Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер Получено достаточно убедительных доказательств того, что в С с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.н. Им свойственно более адекватное осознание образа «Я», его целостность, а следовательно, и более развитое чувство человеческого достоинства Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.

В С с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается Мн исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, к-рое характеризуется отрицат. эмоциональной окра-шенностью, ранит.н. ожесточает ребенка Поскольку дет. сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед др людьми.

Формирование личности ребенка происходит как под непосредственным влиянием объективных условий его жизни в С (семейных отношений, структуры и численности С, примера родителей и т.д.), так и под воздействием целенаправленного воспитания взрослыми Воспитание активизирует процесс освоения ребенком общественно необходимых нормативов поведения, оказывает серьезное влияние на его способности к восприятию стихийных воздействий окружающей среды, стимулирует усвоение положит. примера.

Успех сознат воспитат. деятельности взрослых зависит от мн обстоятельств Она становится эффективной в том случае, если осуществляется не в отрыве от реальной жизни родителей, а находит свое подтверждение в ней Влияние на семейное воспитание оказывает духовная культура родителей, их опыт социального общения, семейные традиции Особая роль принадлежит пед. культуре родителей, к-рая дает возможность сузить тот элемент стихийности, свойственный воспитанию семейному в большей мере, чем любой иной его форме.

Интимно-эмоциональная сфера семейных отношений и любовь к ребенку - необходимое условие его полового воспитания Особую важность в этой связи приобретает многообразие нравств. чувств, в формировании к-рых С играет определяющую и незаменимую роль, весь опыт неполовой любви и дружбы, к-рый ребенок получает в С, и в первую очередь любовь и уважение к матери Научившись в С уважать мать, ребенок впоследствии, став взрослым, всегда с уважением будет относиться к женщине, материнству, С Только в С рождаются нравств. -эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни,

Супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности В С на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца.

Мужественности С вносит известный вклад в становление психол пола ребенка, включающего определенный набор черт характера, особенностей поведения, установок, эмоциональных реакций и т.д. В наст. время роли отца и матери взаимодополнимы, хотя частично и сходны Родители, заменяя и дополняя друг друга, выполняют разнообразные воспитат. задачи Взаимодополнение связано прежде всего со спецификой выполнения мужских и женских социальных ролей в С От мужской роли отца обычно ждут энергичность, силу, смелость, ответственность за принятие решений и т.н. От женской роли матери зависит воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты, др нравств. качеств человека Именно мать в первую очередь создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей, вводит их в общение с более широким кругом родственников, приучает к семейным традициям Однако родители - и отец и мать - совместно осуществляют заботу о детях, формируют их представления о мире и людях, учат разбираться в социальных ситуациях, соблюдать моральные нормы.

Гармонич. ное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в С каждого из родителей, но и с согласованностью их воспитат. действий Исследования показывают, что ок 2/3 нервно больных детей пережили противоречивые воспитат. методы своих родителей

Наилучшая позиция, к к-рой следует стремиться обоим родителям, это признание ребенка как личности, как равноправного члена семьи, без переоценки или недооценки его роли Родителям следует относиться к проявлениям активности ребенка свободно, неформально, без излишнего любопытства или диктаторства, приноравливаясь к уровню его развития, проявляя уважение к его индивидуальности Наилучшим способом воздействия является объяснение, а не навязывание или принуждение Ребенок в такой С знает, чего от него ждут, понимает, что эти ожидания он способен оправдать.

Влияние С на развитие ребенка на разных этапах его не остается одинаковым «Пик» этого влияния приходится на первые годы жизни Это не означает, что роль семейного воспитания утрачивается с поступлением ребенка в обществ. обра-зоват учреждения Пребывание в них не исключает ежедневного общения родителей с детьми и, следовательно, родительского влияния Более того, С - единственный воспитат. институт, нравств. воздействие к-рого человек испытывает на протяжении всей жизни Поэтому следует говорить не об утрате влияния С на ребенка, а об утрате монопольного влияния С начинает разделять свою воспитат. функцию с др. институтами И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным воспитанием и воспитанием общественным, тем значит. ельнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

Лит Макаренко А С, Книга для родителей, M, 1969, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M, 1978, Иваново И, Семья, общество и социа лизация индивида, в кн. Семья как объект филос. и социология исследования Л, 1974, Лаптеноке Д, Семья и духовное развитие личности, Минск, 1977, ХарчевА Г, Мацковский M С, Совр. семья и ее проблемы, M, 1978, Б с с т у ж с в-Л ада И Ф, Семья вчера, сегодня, завтра, M, 1979,

Отличное определение

Неполное определение ↓



Просмотров