Классный час по правам ребенка. Классный час «Права ребёнка — это ваши права Классный час есть права и у детей

Конспект правового классного часа для 10 класса

Цель: расширение правовых знаний подростков.

Предварительная подготовка: необходимо заранее подобрать ребят, которые будут помогать вам в проведении этого классного часа.

Ход классного часа

Учитель. Знаете ли вы, ребята, что ваше благополучие и права всегда вызывали пристальный интерес международного сообщества? Еще в 1924 году Лига Наций (предшественница ООН) приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Ученик. Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», и в силу этого вы, ребята, должны быть объектом особой защиты и помощи.

Ученица. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Учитель. Однако время и положение детей - будущего всего человечества - потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979 по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

Ученик. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Ученица. Конвенция - документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально- депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Учитель. А теперь, ребята, давайте познакомимся с содержанием Декларации прав ребенка. Вы ознакомитесь с упрощенной лингвистической версией Декларации. Она разработана в целях обеспечения знания учениками своих прав и изложена доступным языком.

Ученик. Декларация прав ребенка.

Ученица. Принцип 1. Все дети имеют право на все то, о чем говорится ниже, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка,

религии, политических и других убеждений, а также независимо от места рождения и положения своих родителей.

Учитель. Принцип 2. Ты имеешь право воспитываться и развиваться физически и духовно, в здоровых и нормальных условиях и в условиях свободы и достоинства.

Ученик. Принцип 3. Ты имеешь право на имя и принадлежность к стране.

Ученица. Принцип 4. Ты имеешь право на особую о себе заботу и защиту, а также на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.

Учитель. Принцип 5. Ты имеешь право на особую заботу, если ты несколько отстаешь в своем развитии.

Ученик. Принцип 6. Ты имеешь право на любовь и понимание, предпочтительно со стороны своих родителей и семьи, а также со стороны правительства, если родственники не могут тебе помочь.

Ученица. Принцип 7. Ты имеешь право бесплатно посещать школу, играть и обладать равной возможностью для собственного развития и учебы так же, как быть ответственным перед обществом и быть полезным ему.

Учитель. Принцип 8. Ты обладаешь правом всегда быть среди первых, ожидающих помощи.

Ученик. Принцип 9. Ты имеешь право быть защищенным против актов жестокости или эксплуатации, в том числе ты не будешь обязан делать работу, которая затрудняет твое развитие как физически, так и умственно.

Ученица. Принцип 10. Ты должен обучаться умению жить в мире, взаимопонимании, терпимости и дружбе среди людей.

Учитель. В римской мифологии существовали божества, оберегавшие ребенка в различных жизненных ситуациях, покровительствовавших его развитию, обучению, безопасности. Кунина, Оссипага, Румина, Статан, Фабулин, Эдуса, Куба - далеко не полный их перечень. А какие лица и организации (государственные, общественные, частные) в нашей стране ответственны за жизнь, здоровье, развитие, безопасность детей? Назовите их и перечислите их полномочия!

Происходит обсуждение, ответы учеников.

Ученик. Конвенция о правах ребенка - документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм,

уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Ученица. Конвенция о правах ребенка (извлечение) 1989 года.

Учитель. Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летне- го возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Ученик. Статья 2. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Ученица. Статья 3. Во всех действиях в отношении детей, независимо оттого, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Учитель. Статья 6. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Ученик. Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Ученица. Внимательно послушайте рассказ!

Учитель. Крики двухдневного малыша привлекли внимание уборщика на Курском вокзале города Москвы. Малыш - девочка, одетая в теплые вещи, лежала в картонной коробке на улице перед входом на вокзал. В коробке была оставлена записка следующего содержания: «Пожалуйста, позаботьтесь обо мне!». Милиция обратилась по радио с предложением к матери девочки прийти в пункт милиции и заявить о себе и своих правах на малышку. Была вызвана бригада врачей «Скорой помощи».

Обсуждение рассказа по вопросам: 1. Подумайте, как может сложиться судьба этой малышки? 2. Какие права девочки должны быть неукоснительно соблюдены? 3. Правильно ли поступили работники милиции, сделав объявление по радио и вызвав врачей?

Ученик. Статья 8. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

Ученица. Статья 9. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Учитель. Пятилетняя Аня и трехлетний Саша не знали ласки матери и отца. Отец бросил семью, а мать пьянствовала и не обращала внимания на малышей. Дети были постоянно голодны, часто ночевали в подвале. Решением суда мать и отец были лишены родительских прав на детей. Аня и Саша попали в детский дом.

Обсуждение по вопросам.

1. Как может сложиться их дальнейшая судьба?

2. Правильно ли поступили компетентные органы, лишив родителей прав на детей?

3. В чьих интересах это было сделано?

4. Нет ли здесь нарушения прав детей?

Ученик. Статья 10. В соответствии с обязательством государств-участников заявления ребенка или его родителей на въезд в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом. Государства-участники далее обеспечивают, чтобы предоставление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи.

Ученица. Статья 11. Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Учитель. Статья 12. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Ученик. Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или других средств по выбору ребенка.

Ученица. Статья 14. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Учитель. Статья 15. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Ученик. Статья 16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ученица. Статья 17. Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.

Обсуждение по вопросам:

1. Что такое средства массовой информации?

2. Почему их часто называют четвертой властью в стране?

3. Каково их назначение?

4. Могут ли средства массовой информации навредить здоровью психическому развитию детей?

Учитель. Статья 18. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Ученик. Статья 19. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Ученица. Статья 20. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Учитель. Статья 28. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Ученик. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

Задание: составьте Устав вашего класса, где нашли бы свое отражение права и обязанности учащихся и учителей.

Ученица. Возьми на заметку!

Учитель. Обязанности - необходимое и должное поведение человека в обществе.

Ученик. Активная обязанность - совершать определенные положительные действия в пользу уполномоченных лиц.

Ученица. Пассивная обязанность - воздерживаться от поступков, ущемляющих права других лиц.

Учитель. Виды обязанностей:

1) уважать права других людей;

2) не нарушать чужие права;

3) не препятствовать осуществлению прав других;

4) не злоупотреблять своими правами.

Ученик. Статья 31. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Обсуждение по вопросам:

1. Как вы проводите свой досуг?

2. В каких играх и развлечениях вы принимали участие?

3. Имеет ли право учитель задерживать учащихся в классе во время перемены?

Ученица. Статья 33. Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

Обсуждение по вопросам:

1. Какое воздействие на организм ребенка может оказать табакокурение? алкоголь? наркотики?

2. Каким может родиться ребенок, если мать в период беременности курила? употребляла алкоголь и наркотики?

Одна из значимых тем, на которые следует обратить внимание - обязанности и права ребенка. посвященный данному вопросу, можно провести как в первом, так и в одиннадцатом классе. Довольно часто дети не знают о своих правах, о том, как их защитить. Но что еще печальнее, школьники не знают и своих обязанностей. Поэтому главная цель любого педагога - рассказать детям об их правах и обязанностях, ознакомить с основными нормативными документами, такими как "Конвенция прав ребенка", и научить их защищать свои интересы.

Что такое классный час?

В первую очередь необходимо разобраться с тем, что такое классный час, каковы его основные цели.

Классный час - воспитательное занятие, на котором не только планируется школьная коллективная жизнь класса, подготавливается то или иное задание, но и, в первую очередь, проводится воспитательная беседа.

Любой классный час начинается с определения темы, постановки целей и задач. Выбирается форма работы, жанр и название мероприятия. Затем проводится тщательная подготовка к нему - подбирается и компонуется материал, составляется конспект занятия.

После завершения мероприятия полезно провести его анализ как самостоятельный, так и с участием учеников.

Отличительная особенность классного часа от любого другого урока состоит в том, что он не имеет четкого временного регламента, не привязан к определенному месту. Его могут проводить как дети, так и взрослые работники школы, выбрав при этом любое место - классную комнату, актовый зал, музей, библиотеку или же и вовсе выйти на природу.

Как подготовить?

Вам срочно требуется провести классный час, посвященный правам и Вы не знаете, с чего начать? Предлагаем вам воспользоваться нашей помощью.

В первую очередь, определитесь с местом проведение занятия. «Азбука прав ребенка» - классный час, который лучше всего провести в классной аудитории.

Необходимо составить план мероприятия. Конспект любого состоит из:

1. Названия.

3. Перечня используемого оборудования.

4. Хода классного часа.

5. Подведения итогов.

6. Рефлексии.

Ниже мы предложим вам перечень основных названий, целей и возможных вариантов заданий, которые вы можете использовать при составлении конспекта занятия.

Название

Как известно, любой воспитательный час обязан иметь название, отображающее тему занятия. Мы предлагаем вам использовать одно из следующих названий:

1. "Азбука прав ребенка".

2. "Азбука правовой культуры".

3. "Наши права и обязанности".

4. "Ваши права, дети".

Классный час может иметь и другое название. Главное, чтобы оно отображало основные цели занятия.

Цели

В шапке конспекта вы также обязаны указать основные цели занятия. Если вы начинающий педагог, то данное задание может показаться вам сложным. Поэтому предлагаем вам воспользоваться следующими формулировками:

1. Образовательная:

Ознакомить учеников с правами ребенка;

Ознакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка»;

Познакомить учеников с основными правами детей;

Дать преставление об ООН и принятых ею документах;

Ознакомить с документами, защищающими права детей;

Повторить основные понятия из области права;

Запомнить основные права и обязанности граждан страны;

Научить детей защищать свои права;

Научить приметь свои права и обязанности в жизни.

2. Развивающая:

Развивать память и речь учащихся;

Развивать логическое мышление

3. Воспитательная цель, которую можно воплотить при проведении мероприятия «Права ребенка», классный час для учеников 1 - 11 классов:

Воспитывать чувство уважения к семье;

Формировать уважительное отношение к окружающим;

Воспитывать уважение к правам одноклассников;

Формировать отрицательное отношение к правонарушениям;

Формировать активную жизненную позицию;

Воспитывать ответственность за свое будущее;

Формировать правовую грамотность.

Оборудование

При проведении классного часа по правам ребенка можно использовать следующее:

Презентацию;

Компьютер и проектор;

Ситуативные карточки;

- "Конвенция прав ребенка" (классный час, посвященный правам ребенка, обязательно должен ознакомить с данным документом);

Конституция РФ;

Грустные и веселые смайлики;

Листы с индивидуальными тестами;

Устав школы.

Начало мероприятия

В начале занятия необходимо подвести детей к теме урока, провести актуализацию опорных знаний по теме. Сделать это можно следующим способом:

1. Для начала рекомендуется зачитать фрагмент из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино», в котором описывается обращение Карабаса Барабаса с куклами. Затем необходимо поинтересоваться у детей, как владелец кукольного театра ведет себя с куклами. Хорошо ли это? Нарушает ли он права ребенка?

Классный час в начальной школе желательно начинать именно так. Отметим, что заинтересовать таким образом можно не только малышей, но и старшеклассников.

2. Провести беседу с учениками, задав им следующие вопросы:

Что они понимают под понятием "право"?

Какие права ребенка им известны?

Как они думают, кто и как защищает их права?

После того как дети выскажут свое мнение, педагог может переходить к основной части и ознакомить детей с правами ребенка.

Беседа

Обязательной частью воспитательного мероприятия является беседа, в ходе которой педагог знакомит детей с их правами и обязанностями, документами, которые охраняют их права.

Так, в ходе беседы классный руководитель обязан:

1. Рассказать о документах, которые регулирую права ребенка и человека:

Конституции РФ.

Семейном кодексе РФ.

Федеральном законе об образовании.

2. Классный час «Права и обязанности ребенка» также подразумевает разбор основных прав ребенка, таких как:

Право на имя;

Право проживать с родителями;

Право на получение образования;

Право на медицинскую помощь;

Право говорить на родном языке;

Право на отдых;

Право на свободу слова;

Право на уважение.

3. Рассказать об основных обязанностях. По возможности ознакомить с уставом школы.

Примерные виды заданий

Предлагаем вам использовать следующие виды заданий при изучении темы «Права ребенка» классный час. 7 класс справится с данными заданиями лучше всего. Интересны они будут и для старшеклассников. Для начальной школы рекомендуем подобрать что-то попроще.

1. Класс делится на три больших группы. Ученикам предлагается составить собственную декларацию в виде таблицы. При этом первая группа заполняет колонку «Мы имеем право на...», вторая - «Мы обязаны...», третья - «Мы никогда не обязаны...»

2. Обсудите с детьми, какие права и обязанности выполняются, а какие - нарушаются. Почему?

3. Еще одно весьма интересное задание для старшеклассников. Предложите им составить памятку-устав школы для младших школьников, оформить ее в виде плаката.

4. Дайте ученикам список основных нормативных документов о правах ребенка. Предложите разделить их на две колонки - международные и российские правовые акты.

5. Мероприятие на тему «Права ребенка» (классный) час можно начать с заполнения следующей анкеты:

1. Какие ты имеешь права?

2. Каковы твои обязанности?

3. С какими нарушениями ты чаще всего сталкиваешься? Нарушение прав или обязанностей?

4. Что такое права?

5. Что такое обязанности?

6. Зачем нужны права и обязанности?

В конце занятия предложите школьникам перечитать свои анкеты. Спросите, изменили бы они свои ответы.

6. Предложите жизненные ситуации и попросите ребят прогнозировать их, указать, кто прав, а кто виноват.

Отметим, что при проведении занятия «Права ребенка» (классный час для 1 - 5 классов) можно использовать также ситуации из сказок.

Примеры ситуаций для старшеклассников:

Вася не хочет дежурить, так как детский труд запрещен.

Федя разрисовал парту, так как он имеет право на творчество и самовыражение.

Настя слушает громко музыку после 12 часов ночи, так как имеет право на отдых.

Петя бегает по классу во время урока и утверждает, что имеет право на свободу передвижения.

Подведение итогов

Для подведения итогов мероприятия «Права ребенка» (классный час, 7 класс) можно использовать упражнение «микрофон».

Детям можно предложить ответить на следующие вопросы:

Что нового вы узнали в ходе классного часа?

О каких правах вы узнали?

Каковы ваши обязанности?

Как необходимо относиться к окружающим, чтобы не нарушать их права?

Какие документы защищают ваши права?

Куда вы можете обратиться, если ваши права нарушают?

Каким правом вы пользуетесь в школе?

Рефлексия

Классный час «Права и обязанности» ребенка желательно завершать рефлексией. Для ее проведения можно использовать смайлики с различными мордочками. Ученики должны взять в руки и показать смайлик, который отображает их настроение по окончанию занятия.

Желательно, чтобы они объяснили свой выбор.

Выводы

Хотя бы раз в год необходимо обсуждать со школьниками такой вопрос, как "Конвенция прав ребенка". Классный час на эту тему поможет не только ознакомить детей со своими правами, но и научить их выполнять возложенные на них обязанности.

На занятии происходит знакомство младших школьников с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «право», «обязанность», а так же - с правами и обязанностями ребенка 1-3 -х классов. Воспитываем правовую культуру маленького гражданина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Права ребенка – это ваши права»

Подготовил: социальный педагог МОУ «СОШ №3 г.Свирск» Н.О. Васильева

Цели: познакомить детей с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «право», «обязанность», через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи: способствовать формированию у учащихся стремления знать и изучать свои права и обязанности.

Формирование УУД.

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Знакомство с гостями встречи: консультант, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – Аликина Е.В.; инспектор ОДН, лейтенант полиции Скепкина А.В.

2. Игра «Доброе слово по кругу».

Игра проводится внутри каждой группы. Дети «передают» по кругу друг другу добрые слова. Это поможет создать доброжелательную атмосферу для последующей работы.

3. Работа по теме занятия.

1.А разговор наш сегодня будет на очень злободневную, важную тему:

(СЛАЙД№1) «Права ребенка – это ваши права»

Богатство и нищета по - прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра. Как вы думаете, от кого надо защищать детей?

(СЛАЙД №2)

В США в городе Нью - Йорке высится 39 - этажное здание, в котором размещается Штаб - квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главная цель которой – избавление грядущих поколений от бедствий войны. Каждый год созывается Генеральная Ассамблея ООН – это собрание делегатов всех государств – членов этой организации. Сейчас их более 180.

(СЛАЙД №3)

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят очень важный документ - Конвенция о правах ребенка. Наше государство также подписало этот документ. Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав

Речь в Конвенции идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права.

О каких своих правах вы знаете? Перечислите их.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства.

Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства. Конвенция о правах ребенка – это довольно большой документ, поэтому перечислим только основные права детей, закреплённые в этом документе:

Каждый ребёнок имеет право: (СЛАЙД №4- 12)

на жизнь

на сохранение и укрепление здоровья

на медицинское обслуживание

на свободное выражение своего мнения

на семью

на образование

на отдых

на защиту от физического и психического воздействия.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

Разобраться в ваших обязанностях и об ответственности вам помогут наши гости.

Об административных правонарушениях вам расскажет Аликина Е.В.-секретарь КДН и ЗП.

Об уголовной ответственности вы услышите от инспектора ОДН, лейтенанта полиции Скепкиной А.В.

4. Рефлексия

Если вы согласны с утверждением, кивните головой в знак согласия, а если нет - поднимите обе руки вверх.

Ребенок имеет право:

Бесплатно учиться в школе,

Унижать, обижать других детей,

Отдыхать,

Учиться без каникул,

Без разрешения брать чужие вещи,

Получать бесплатную помощь врачей,

Ударить человека,

Издеваться над животными,

Выражать свое мнение,

Чтобы его защищали,

Портить школьное имущество.

5. Итог

Я – ребенок, я - человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Классный час:

Права ребенка в современном мире.

Колупаева Татьяна Александровна, классный руководитель 8 класса.

Цель: Создать условия для формирования представления учащихся о правах ребенка, и о единстве прав и обязанностей в обществе; для развития у учащихся чувства собственного достоинства.

Форма: Классный час- диалог.

Эпиграф классного часа:

Обеспечение прав и благосостояние детей является ключом к устойчивому развитию стран и к миру и безопасности во всем мире.

Исполнительный директор Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) Керолл Беллами.

Тип: Интерактивный.

Методы: "Мозговой штурм",

работа в группах,

игровые моменты,

Подготовительный этап:

1. Для проведения классного часа с учащимися проведена беседа о правах ребенка учителем обществознания.

Оборудование: Конвенкция о правах ребенка; Конституция Р.Ф.; памятка «Ты не одинок»; бумагу и фломастеры.

Ход классного часа:

1. Ребята, мы встретились за круглым столом подискутировать на тему " Права ребенка в современном мире."

Ребята, как вы понимаете права ребенка? (Это значит жить счастливо.)

2. " Мозговой штурм". Что нужно всем детям, чтобы стать счастливыми?

Подготовительный этап "штурма" :

Записать на доске вопрос, который рассматривается.

Первый этап "штурма" - приготовить полоски бумаги, написав на них слова, какие бы дали ответ на поставленный вопрос. Ученики выдвигают предложения. Учитель закрепляет на доску те слова, которые выбрали учащиеся.

Второй этап "штурма" - учитель ставит задание: сгруппировать предложения в потребности (осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное.) и прихоти.

Вопрос: Без чего вы можете обойтись - без потребностей или прихоти?

Какие потребности являются одинаковыми для всех?

3. Информация: Подобный перечень потребностей был составлен Организацией Объединенных Наций и в последствии перерос в Конвенцию о правах ребенка. Её подписали представители 191 страны, в том числе и Россия. Конвенцию называют "мировой конституцией прав ребенка". Это свидетельствует о её наивысшей силе.

Первым международным актом деятельности ООН в области утверждения всеобщего уважения к основным правам и свободам человека стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948г. Этот день по решению Генеральной Ассамблеи - одного из главных органов ООН, состоящего из всех государств-членов, объявлен Днем прав человека, который широко отмечается во всех странах уже 60 лет.

4. При стремлении человека, стать счастливым, каждый человек имеет право на счастье.

Определить, что значит "иметь право".

Передовая игрушку по кругу, каждый учащийся, взяв игрушку в руки, должен закончить фразу: "Я имею право..."

Вывод: У всех людей есть права.

Вывод: У всех людей есть права и обязанности.

У кого больше прав - у взрослых или у детей, и почему?

Вывод: Чем больше у человека прав, тем больше у него обязанностей.

1 группе - права учащегося в школе.

2 группе - обязанности учащихся в школе.

Вывод: Такие списки прав составили многие люди.

Вопрос: В каком документе Российской Федерации записаны все права и обязанности российских граждан?

Подведение итогов классного часа:

Вопрос: Ребята, какую новую информацию вы получили сегодня?

(Существует Конституция Р.Ф. которая защищает наши права, а Конвенция о правах ребенка дает уверенность, что нам окажут помощь при нарушении наших прав.)

Вопрос: Что вы будете делать, подверглись нарушению ваших прав?

Примеры.

Раздать памятки куда могут обратиться дети за помощью.

Вопрос: Вы можете рассказать эту информацию людям оказавшимся в трудной ситуации?

Самоанализ внеклассного мероприятия

Классный час на тему: "Права ребёнка"

Цель:

обобщить знания детей об основных правах ребёнка;

развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Ход занятия

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

Учитель: Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе со взрослыми для серьёзного разговора.

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его – право на надежду!

Учитель: И темой нашего первого классного часа станет тема «Права ребёнка». То есть ваши права.

Учитель: - Что такое право ?/Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми/ Ожегов

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

Учитель:

В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, проституции несовершеннолетних, экономической эксплуатации.

Учитель: ребята, как же защитить ребенка и какие шаги в этом направлении предприняло мировое сообщество?

Учитель : достаточно долгим было детское бесправие. Долгим был и путь становления детского права.

* Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

* После Второй Мировой Войны ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

* Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире.

Однако декларация (лат. Declaratia - провозглашение ) не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей.

С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна.

Конвенция - документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.

В преамбуле ((франц. preambule, от позднелат. praeambulus - идущий впереди) в праве вводная или вступительная часть законодательного или иного правового акта, а также декларации или международного договора) напоминается, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании.

Учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признается важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране.

Учитель: ребята, попробуйте перечислить жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.

Учащиеся:

* Дети, оставшиеся без попечения родителей

* Безнадзорные и бездомные дети

* Дети-инвалиды

* Дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии)

* Дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий (в том числе дети - вынужденные переселенцы и дети-беженцы)

* Дети - жертвы насилия

* Дети, отбывающие уголовное наказание за совершенные преступления в местах лишения свободы

* Дети, оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Учитель: мы с вами, ребята, выявили только несколько аспектов этой проблемы.

Но уже из услышанного видно как серьезно обстоят дела. И защищать права ребенка надо всему мировому сообществу в целом и каждому человеку в отдельности.

А теперь переходим к самой Конвенции, вернее к некоторым её статьям. Внимание на слайды.

Прочитаем по цепочке некоторые статьи Конвенции.

(Дети знакомятся со статьями Конвенции)

Учитель: Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанность?/ Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения/

Какая самая главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего? (А какие обязанности у учеников?

А откуда вы это знаете? / Устав школы/

Давайте обозначим некоторые из обязанностей школьника

Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»

Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать?

(Разбираем ряд ситуаций)

Ситуации:

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: -Вика, Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: -Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне рожицы.

Учитель: Проведем еще одну игру «Права детей в сказке»

1.Персонажи каких сказок появляются на экране?
2.Как зовут персонажа?
3.Какие права персонажа не соблюдены?

АНКЕТА

1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________

2. Что обязан делать ученик?_____________________________

3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_________________________________________

4.Что такое права?_____________________________________

5. Что такое обязанности?_______________________________

6.Зачем придумали права людей и обязанности?____________

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



Просмотров