Мчс на современном этапе. Доклад: МЧС России. Роль и задачи МЧС России

Цель мероприятия: познакомить учащихся с историей создания МЧС, её символикой, основными задачами; раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни.

Задачи мероприятия:

  1. Воспитание чувства долга, готовности прийти на помощь в трудную минуту, уважения к людям, участвующим в ликвидации ЧС.
  2. Воспитание чувства патриотизма у молодого поколения, любви Родине, к своему народу.
  3. Ориентирование учащихся на выбор будущей профессии.

Оборудование: мультимедийное проектор, микшер, компьютер, микрофон, колонки, экран, презентация «Те, кто службу несет в МЧС», презентация к мероприятию «МЧС – гордость России», презентация «Добрые советы от МЧС», инвентарь для оказания первой медицинской помощи, видеоролики.

Ход мероприятия

Ведущий 1 Добрый день, уважаемые гости! Самое дорогое для каждого человека - жизнь, какой бы сложной она ни была. Еще первобытный человек в упорной борьбе с грозными силами природы отстаивал свое первейшее и неотъемлемое право – право на жизнь. Однако существует немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь. По нелепой случайности или неожиданно, по стечению обстоятельств, можно оказаться в ситуации, когда минуты решают все.

Ведущий 2 Сегодня наше мероприятие мы посвятим тем людям, без которых мы не можем обойтись в трудную минуту. Эти люди живут среди нас, только они очень отважные, сильные, смелые. К ним мы обращаемся, когда нам грозит какая-то опасность. Мы говорим о людях, которые спешат к нам на помощь без страха в глазах, рискуя своим здоровьем, своей жизнью, мы говорим о тех,

Вместе КТО СЛУЖБУ НЕСЕТ В МЧС!

Выступление учащихся 2 класса

1. Нет спасателя нужнее,
Нет спасателя важнее,
Они там, где помощь ждут,
От беды всегда спасут.
2. Где надежда угасает,
К жизни снова возвращают
Смелые спасатели,
3. Вас, ребята, с праздником,
Славных дел вам на Земле,
Успевать всегда, везде,
Быть надеждой и опорой,
Гордостью страны родной!

4. Над огнём завесой плотной
Дым летает беззаботно,
Но живут надеждой люди -
Помощь вовремя прибудет!
МЧС всегда на страже.

И в беде спасает граждан.

5. Спасателей, спасающих народ,
Которым не страшны землетрясенья,
Завалы, оползни и наводненья –
Сегодня поздравлять пришел черед.

Ведущий 1 Долгое время в нашей стране не было специалистов, которые бы могли квалифицированно бороться с последствиями бедствий, катастроф, аварий. Часто эта задача возлагалась на армию, которая не имела для этого специального оборудования, не имела специально подготовленных людей. С ростом чрезвычайных ситуаций, которые приводят к гибели людей, и возникла потребность в создании МЧС. Слайд 1

Ведущий 2 17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей.

Ведущий 1 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается основанием МЧС России.

Ведущий 2 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Кужугетовича Шойгу. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).

Ведущий 1 19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР , был образован .

Ведущий 2 30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в . Слайд 2

Ведущий 1 10 января 1994 года Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу. Слайды 3-5 .

В настоящее время (с 21 мая 2012г.) министерство возглавляет генерал-лейтенант запаса, кандидат технических наук, лауреат премии Правительства Российской Федерации Владимир Андреевич Пучков. Слайд 6

Выступление вокальной группы с песней «Марш спасателей»

Ведущий 2 В деле спасения большое значении имеет хорошая техническая оснащённость подразделений МЧС. Наличие современного оборудования, мощной спасательной техники, машин пожаротушения, надёжных костюмов, подводных аппаратов, спасательных катеров, робототехники, авиатехники делает работу спасателей более мобильной и эффективной. Какие же подразделения включает в себя МЧС? Это и Пожарно-спасательные силы, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, и авиация МЧС, и служба спасения на водах и множество других подразделений. Слайды 7-13

Ведущий 1 Народная мудрость гласит: «Беда не приходит одна!». МЧС изменило это правило. Отныне беда не застанет нас врасплох. Теперь за бедой всегда приходит спасение. В настоящее время МЧС имеет 8 региональных центров, каждый из которых обладает всем необходимым для ликвидации последствий аварий и катастроф.

Ведущий 2 Сегодня основная задача Министерства – совершенствование государственной стратегии в области ЧС. Успешно реализуется Федеральная целевая программа снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При МЧС создан и успешно работает Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования, которые ежедневно информируют все заинтересованные службы о возможных бедствиях и их последствиях. Как результат, в несколько раз возросла оперативность и эффективность реагирования, и, что самое главное – безопасность жизни людей. Большое внимание МЧС уделяет подготовке кадров. Академия гражданской защиты и учебно-методические центры готовят специалистов и спасателей. Накоплен бесценный опыт предотвращения ЧС и ликвидации их последствий. И это даёт нам право утверждать: «Спасатели МЧС – профессионалы высшего класса, готовые всегда прийти на помощь. Они окажут её всем, в независимости от национальности, политических взглядов». МЧС имеет следующую структуру Слайды 14-20

Выступление учащихся 3 класса

1. Люди, которые нам помогают

Выжить в огне, воде и беде,

Ими горжусь, их отвагой и силой.

Вам мой поклон, уваженье везде!

2. Если где-то наводненье,

Извержение вулкана,

Взрыв, обвал, землетрясенье, -

Спасатель будет неустанно

Пострадавших выручать

И в беде им помогать!

Ведущий 1 Символика МЧС. Основным символом министерства РФ по чрезвычайным ситуациям является Белая Звезда Надежды и Спасения, на базе которой разработана эмблема МЧС России, представляющая собой вытянутый по вертикали восьмиугольник, в центре которого расположен международный отличительный знак гражданской обороны - голубой треугольник в круге оранжевого цвета) Слайд 21

Ведущий 2 Техника МЧС имеет цветографические схемы, специальные звуковые и световые сигналы, единые для любых аварийно-спасательных служб: техника предотвращения и помощи при чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны - основной цвет белый, цвет декоративных полос оранжевый, вдоль оси симметрии декоративной полосы наносят дополнительную полосу синего цвета шириной не более 1/4 ширины контрастирующей полосы; противопожарная служба - основной цвет красный, цвет декоративных полос белый. Слайды 22-34

Ведущий 1 Спасатели России, Вам спасибо!
Вы всем нам помогаете не раз!
Отвага, доблесть Вам всегда по силам,
Вы с нами в самый сложный, трудный час!
Пусть счастьем будет каждый день наполнен,
Удача вам сопутствует везде.
О Вас, всегда мы с уважением помним,
Ведь нет нужнее службы на земле!

Ведущий 2 Российские спасатели по праву считаются одними из самых опытных и подготовленных в мире, поэтому они участвуют в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций не только у нас в стране, но и за рубежом. Государством учрежден ряд наград, которыми по заслугам оценивается труд и подвиги российских спасателей.

Презентация «Те, кто службу несет в МЧС» (под марш спасателей слайды урок МЧС)

Ведущий 1 Их беспокоить зря нам не надо,

Правила жизни всегда соблюдай!

Служба спасения - это ведь важно!

Хлопоты ты им не доставляй!

Ведущий 2 Какие же жизненные ситуации можно отнести к опасным? Выступление учащихся 5-6 классов об опасностях подстерегающих в природе и быту.

Практические групповые занятия в исполнении учащихся 11 класса: оказание первой помощи при травмах, отравлении дымом, при обморожении, спасение утопающих, провалившихся под лёд.

Показ презентации «Добрые советы от МЧС»

Первоклассникам раздаются памятки - напоминалки

Куда звонить при возникновении экстренных ситуаций

Если в доме вспыхнет пламя,

Вряд ли справитесь вы сами,

Перед тем как спорить с ним. Наберите …(01)

Если видишь преступленье

Иль к нему приготовленье,

Граждан защити права,

Набери скорей …

Если человеку плохо,

Толку нет вздыхать и охать,

Срочно номер набери

Скорой помощи…

Если сильно пахнет газом,

Форточки откройте сразу,

Не включайте свет в квартире

И звоните …

Ведущий 1 Спасатели - бесстрашные люди, которые всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты. Спасатель - профессия особенная! Пройдет время, вы вырастете, перед вами встанет вопрос выбора профессии. Служба МЧС рада будет принять в свои ряды смелых и выносливых бойцов.

А мы с вами должны помнить (Рефлексия):

Ответы учащихся

1) чтобы быть здоровым нужно соблюдать правила безопасности;

2) в трудную минуту обращаться к спасателям МЧС;

3) расти сильными, смелыми, отважными людьми, помогать другим, любить свою родину;

4) помнить: наша счастливая жизнь - в наших руках.

Ведущий 2 Мы гордимся российскими службами, охраняющими нашу жизнь и здоровье. Мы благодарим вас, служащие МЧС за вашу стойкость и мужество, готовность всегда прийти к нам на помощь. И сегодня, в канун празднования 25-летия МЧС, мы дарим вам музыкальный сувенир.

Исполняется песня «Героям России»

(на её фоне ведущие прощаются со слушателями)

Ведущий 1 На этом наша программа заканчивается, благодарим всех за внимание.

Литература:

  1. Ильин А.А. Большая энциклопедия выживания. – М.: изд-во «Эксмо», 2004.
  2. Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях. М.: Аванта +, 2001.

При подготовке программы использовались информационные ресурсы следующих сайтов:

http://www.mchs-saratov.ru

http://ru.wikipedia.org

http://video.oboz.ua

http://pugachjov.sarmo.ru

http://images.yandex.ru

В презентациях смена слайдов производится по щелчку.

Совсем скоро исполнится двадцать семь лет с даты появления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, и ликвидации последствий стихийных бедствий. Эта знаменательная дата будет отмечаться через два дня после католического Рождества, однако история создания МЧС уходит корнями в пятнадцатый век. Считается, что в этот период времени остро назрела потребность в создании особой государственной структуры, которая помогала бы населению справляться со всевозможными катастрофами, в том числе и стихийными бедствиями. Конечно, созданная организация была далека от эффективно реагирующей на все ЧС современной структуры. Но все же она положила начало государственной защите населения от всевозможных бед. Так как история создания системы МЧС очень интересна, то мы посвятили ей данную статью. Из нее вы узнаете предысторию формирования этой структуры, ее цели и задачи, а также некоторые интересные факты о ней.

История создания МЧС: начало

Каждый день люди сталкиваются с пожарами, наводнениями и другими стихийными бедствиями. Им приходится справляться с последствиями разрушений, а также пытаться восстановить привычную жизнь. Сделать все это в одиночку довольно сложно, поэтому на помощь россиянам всегда готовы прийти сотрудники МЧС. Сегодня сложно даже представить, что когда-то этой структуры не существовало, но историки считают, что начало истории создания МЧС было положено в конце пятнадцатого века.

Царь Иван III в середине своего правления издал указ о формировании пожарной службы. Изначально это была небольшая команда, действующая на крайне ограниченном пространстве. Но вскоре она разрослась, а с легкой руки царя даже обрела противопожарные правила, регламентирующие ее деятельность. Все население России был ознакомлено с этими правилами и обязано было их придерживаться.

Чуть позже Петр I распорядился о введении пожарной повинности. Ее должны были нести мужчины, что значительно увеличило количество пожарных команд в России.

С течением времени российская промышленность стала выходить на новый уровень развития. Повсюду стали возникать горнообогатительные предприятия, нефтедобывающие комплексы, развивалось морское дело и химическая промышленность. Этот промышленный скачок спровоцировал большое количество аварий, несчастных случаев и травм. В связи с этим стали появляться специализированные команды спасателей, имеющие опыт только в узконаправленной деятельности. Постепенно эти группы обрастали различными актами, правилами и нормативами, требовавшими объединения и слияния в одну структуру.

История создания МЧС тесно переплетена с процессом формирования в молодой советской России такого понятия, как «гражданская оборона», указ о которой был издан в октябре тридцать второго года двадцатого столетия. Именно к этой дате был разработан, принят и опубликован список рекомендаций по поведению населения в условиях бомбардировки регионов потенциальным врагом. Думается, что с этого указа началась масштабная разработка государственного проекта мер по защите населения в ЧС.

Окончательно этот процесс завершился в начале шестидесятых, когда в государстве появилась хорошо развитая и поддерживаемая нормативными актам система ГО. Она стала своеобразным руководством для граждан в критических ситуациях.

Двадцать седьмого декабря девяностого года двадцатого столетия вышел указ о формировании небольшой самостоятельной спасательной команды, которая и положила начало современной истории создания МЧС России.

Заключительный этап формирования Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, и ликвидации последствий стихийных бедствий

Если говорить об истории создании МЧС России кратко, то можно отметить, что буквально через несколько месяцев новая структура доказала свою эффективность, взяв на себя руководство всеми происшествиями, попадающими в разряд чрезвычайных. Весной девяносто первого руководителем корпуса спасателей (РКС) стал Сергей Шойгу.

Через некоторое время он выступил с инициативой переименовать существующую структуру из-за масштабности поставленных перед ней задач. В итоге появился Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям. За последующие годы это подразделение еще не раз меняло свое название. Постепенно в его состав вошли различные пункты спасения и контроля, созданные еще в советские времена. Их эффективность была доказана годами работы, поэтому они и стали частью новой структуры.

Буквально через четыре года после своего создания организация доросла до размеров самостоятельного министерства, которое возглавил бессменный Сергей Шойгу. Можно подумать, что на этом закончилась история создания и развития МЧС. Однако на самом деле в девяносто четвертом году прошлого века начался очередной этап становления данной структуры, ставшей одной из самых мощных и эффективных не только в России, но и среди других стран.

Численность структуры

Пятнадцать лет назад численность сотрудников МЧС не превышала семидесяти тысяч человек, но вошедшие в состав министерства триста тысяч пожарников заметно расширили возможности подразделения и усилили его. На сегодняшний день российские сотрудники министерства имеют очень высокий уровень подготовки и нередко вылетают на ликвидацию последствий стихийных бедствий и тушение пожаров за границу.

История МЧС России кажется крайне простой, но в реальности эта структура не является статичной. Она постоянно видоизменяется и совершенствуется, чтобы полностью соответствовать потребностям современности. Об этом нам тоже хочется рассказать читателям.

Что сегодня представляет собой МЧС?

Об истории создания МЧС в РФ мы вам уже поведали, но многие до сих пор довольно плохо представляют, чем именно занимается эта структура и каким образом она функционирует.

С самого первого момента своего образования подразделение реагирует и выезжает на ликвидацию последствий природный катастроф, эпидемий, а также техногенных происшествий. К последней группе относятся выбросы энергий, взрывы, пожары и серьезные аварии на заводах, фабриках и других производственных объектах.

Отличительной чертой министерства, которая сформировалась еще на самых первых этапах развития МЧС в России (история создания и предыстория появления этой структуры нами уже была озвучена ранее), является совместная и слаженная работа с различными организациями. В случае возникновения руководящие органы сразу же переключается на МЧС и все остальные службы, имеющиеся в регионе, выполняют его указания. Это позволяет решать задачу быстро и практически мгновенно реагировать на все возникающие в процессе работы трудности. Впрочем, именно этим и славятся российские спасатели во всем мире.

Немного о термине «ЧС»

Так как история создания современной системы МЧС связана с возникновением чрезвычайных ситуаций на территории России, то нам хочется дать этому термину максимально четкое определение.

Заглянув в словарь, вы сможете узнать, что под ЧС понимается возникновение условий, которые на определенной территории нарушают нормальный уклад жизни, нанося урон государственному и частному имуществу, вызывая угрозу жизни и здоровью людей, а также меняя экосистему. В общей массе эти процессы являются обратимыми, но в случаях, когда чрезвычайная ситуация возникла в результате техногенной катастрофы, ликвидировать ее последствия может быть практически невозможно.

Думаем, теперь нашим читателям стало более понятно, с чем ежедневно сталкиваются сотрудники МЧС и какие сложные задачи они решают. Впрочем, к основным задачам этой государственной структуры мы вернемся немного позже.

Характеристика работы сотрудников МЧС

Так как министерство является государственной структурой, то оно воплощает именно видение государства о необходимости и целесообразности тех или иных реакций. В информационный центр этой структуры стекается вся информация о ЧС и мерах по их ликвидации. Можно представить МЧС в виде огромного мозгового центра, который принимает, анализирует и классифицирует информацию. Параллельно принимаются решения о необходимости вмешательства сотрудников министерства в решение ситуаций, ведь зачастую проблему вполне можно решить на местном уровне силами спасательных подразделений, имеющихся в регионе.

При необходимости, когда происходят масштабные катастрофы, сотрудники МЧС прибывают на место происшествия в течение четырех часов. Это время уходит на подготовку оборудования, инструктаж спасателей относительно ситуации и дорогу до места пожар, аварии или катастрофы. Во многих случаях в качестве транспорта используются вертолеты.

Считается вполне нормальным, если МЧС оказывается на месте происшествия уже после милиции, спасательных служб региона и медицинских работников. Эта специфика известна каждому, кто сотрудничал с данным министерством.

Организационная структура

Сразу хочется заметить, что МЧС имеет довольно разветвленную структуру, которая уже многие годы показывает себя очень эффективной. Мы представляем ее в виде списка:

1. Центральный аппарат.

Сюда входит административный аппарат, производящий управление всей структурой целиком. К этой группе относится министр, его замы, секретари, а также военный эксперт и главный пожарный инспектор.

2. Управления, входящие в состав министерства.

Их насчитывается десять. Каждое выполняет свои функции и поставленные задачи. К примеру, информационное управление отвечает за своевременное обеспечение данными о катастрофах и их анализ.

3. Департаменты.

На всей территории России функционируют девять департаментов МЧС. Среди них можно назвать, например, департаменты управления и финансово-экономический.

Подобная организационная структура формировалась на протяжении нескольких лет и считается законченным вариантом.

Научно-исследовательские учреждения

Такая мощная структура, как МЧС, должна обладать значительной научной базой, поэтому в состав министерства входят несколько учреждений, ведущих серьезную исследовательскую работу.

На сегодняшний момент таких институтов пять.

Обучение

В современном мире престиж МЧС поднялся очень высоко и многие молодые люди видят свое будущее именно в данной структуре. По результатам социологических опросов не только юноши, но и немалое количество девушек хотели бы связать жизнь с работой спасателя или пожарного.

На сегодняшний день обучение будущих сотрудников МЧС проводится в восьми высших учебных заведениях. Они располагаются в разных городах России. К примеру, свой институт имеется в Санкт-Петербурге, в Иванове и на Дальнем Востоке.

Интересно, что в данной структуре существует и институт культуры МЧС России, состоящий из шести отделов.

Коммерческие услуги

Более двух лет существует особый перечень услуг, оказываемых на коммерческой основе. На сегодняшний день он достаточно широк и включает в себя массу пунктов. К примеру, сотрудники МЧС могут оказать содействие в тушение пожара на частной территории или выставить противопожарные посты.

Стоит отметить, что эти услуги пользуются большим спросом у населения, поэтому их перечень планируется в ближайшее время еще расширить.

МЧС РФ: основные задачи

История создания структуры нам уже хорошо известна, но немаловажно ознакомиться и со списком реализуемых задач МЧС, который остается в неизменном виде уже несколько лет. Периодически в него вносятся незначительные коррективы, но в целом он не подвергается сколько-нибудь существенным изменениям:

  • решение вопросов пожарной безопасности;
  • защита в случае возникновения ЧС;
  • помощь всем гражданам в зоне катастрофы;
  • реагирование на ситуации за пределами страны;
  • регулирование всех организационных и нормативных вопросов структуры;
  • координация действий разных организаций в процессе разрешения возникшей проблемы;
  • сбор, классификация и обмен информацией о ситуации в разных регионах страны.

Заключение

Сегодня мы постарались максимально подробно рассказать читателям об МЧС России. История создания, структура и функция этого государственного ведомства теперь не будут для вас секретом. А главное, теперь вы точно знаете, почему именно двадцать седьмого декабря россияне празднуют день спасателя.

Цели урока:

  • Познакомить с деятельностью МЧС России.
  • Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни.
  • Ориентировать учащихся на выбор будущей профессии.

Оборудование: презентация (Приложение 1), компьютер и медиапроектор для показа презентации.

Ход мероприятия

1. Слайд 3.

(Учитель читает историю создания МЧС, знакомит с эмблемой.)

У: Что такое МЧС? Стихийные бедствия не зависят от человека и предсказать их очень трудно. А бывает, что стечение людских ошибок приводит к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе. Следствием небрежности и несоблюдения правил безопасности могут возникнуть пожары, охватывающие большие территории. Вы знаете, что такое чрезвычайная ситуация?

(Ответы учащихся)

У: Правильно. Это опасность, которая угрожает сразу многим людям, называют чрезвычайной ситуацией. Справиться своими силами, в одиночку в таких обстоятельствах невозможно. Для этого надо большое количество людей, которые будут оказывать помощь, много специальной техники и разных специалистов. Для руководства такими спасательными операциями в нашем правительстве создали специальное министерство. Оно называется так – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сокращённо его называют МЧС России. Образовалось оно в 1990 году. Именно МЧС руководит отрядами спасателей, готовит специалистов и технику.

Слайд 4, 5.

У: 10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время. Прочитайте, какой это героический человек.

2. Слайды 6 – 10.

У: Спасатель – профессия героическая Когда человек попадает в беду, ему нужна помощь окружающих. Часто эта помощь необходима, потому что не хватает собственных сил, иногда человек не может долго настроить себя на борьбу с бедой, переживает неприятные последствия происшедшего. Долгое время в нашей стране не было специалистов, которые бы могли квалифицированно бороться с последствиями бедствий, катастроф, аварий. Часто эта задача возлагалась на армию, которая не имела для этого специального оборудования, не имела специально подготовленных людей. Только с 1992 года в нашей стране начали готовить специалистов по профессии – спасатель. Многие из них стали героями.

(Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о героизме спасателей)

Воробьёв Юрий Леонидович

В 1991 г. стал заместителем Председателя Российского корпуса спасателей. С 1991 по 1994 гг. – первый заместитель Председателя ГКЧС России, с 1994 по 2007 гг. – первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Является одним из организаторов Российского корпуса спасателей и основателей МЧС России. Внёс большой вклад в создание и развитие системы РСЧС. Непосредственно руководил рядом сложнейших операций по ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Герой Российской Федерации (2003).

Замараев Валерий Валентинович

Заместитель начальника ПСС отряда “Центроспас” МЧС России. Возглавлял самые ответственные и сложные поисково-спасательные операции. Погиб, спасая детей в городе Беслане Северной Осетии 3 сентября 2004 года. Указом Президента Российской Федерации №1532 от 11 декабря 2004 года за мужество и отвагу, проявленные при освобождении заложников, подполковнику запаса Валерию Валентиновичу Замараеву посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Чернышев Евгений Николаевич

Начальник службы пожаротушения Федеральной противопожарной службы Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по г. Москве, полковник внутренней службы. Погиб 20 марта 2010 г. при исполнении служебного долга. При ликвидации пожара в здании бизнес-центра на 2-й Хуторской улице Чернышев повторно вошел в горящее здание, чтобы убедиться в отсутствии там людей и попал под обрушившуюся кровлю. Приехал в свой выходной день на личной машине через 15 минут после сообщения о пожаре. Указом Президента Российской Федерации посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации 24 марта 2010 за №343.

Легошин Владимир Данатович

Сотрудники “Центроспаса”, в том числе и В.Д.Легошин, принимали участие в боевых действиях в период Первой и Второй чеченских войн. Обстрелы и террористические акты не помешали им выполнять гуманитарные операции по оказанию помощи мирному населению. Несколько сотрудников МЧС России погибли в Чеченской Республике.
28 мая 1995 года мощное землетрясение стерло с лица Земли город Нефтегорск на Сахалине. В.Д.Легошин прибыл туда с первым самолётом МЧС и незамедлительно организовал проведение спасательной операции. Благодаря умелым и самоотверженным действиям своего командира, подчинённые В.Д.Легошина сумели отыскать и извлечь из-под завалов живыми 35 человек. Девять спасённых жизней было на личном счету В.Д.Легошина.

У: Предлагаю почтить минутой молчания память всех спасателей, отдавших жизнь, спасая людей.

3. Слайды 12-21

У. Какие же подразделения включает в себя МЧС? Это и Пожарно-спасательные силы, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, и авиация МЧС, и служба спасения на водах и множество других подразделений. Транспортная авиация МЧС доставляла гуманитарную помощь в разные страны: Японию, Афганистан, Сербию, Колумбию, Грецию. С её помощью вывозили больных, раненных, лишённых крова людей, тушили пожары, высаживали десант спасателей в труднодоступные районы.

В распоряжении отрядов спасателей имеются самолёты и вертолёты, которые могут в любое место страны доставить все необходимое людям, оказавшимся в беде. МЧС России входит в пятёрку лучших спасательных служб мира. Важным результатом работы МЧС за эти годы является сотни тысяч спасённых жизней. Сотрудники МЧС принимали участие в международной операции по оказанию помощи населению Юго-восточной Азии пострадавшему от цунами. Жители Индонезии получили помощь в Аэромобильном госпитале МЧС За десять дней он принял 729 пострадавших, в том числе 333 детей.

У: Как вы думаете, кто еще помогает спасателям в поиске людей после землетрясения или лавины? Конечно, спасатели – собаки.

4. Слайд 22

В наше время для спасательных работ после схода лавин для поиска пострадавших под завалами, а также после землетрясений и других природных катастроф чаще всего применяются немецкие овчарки. Они лучше всего адаптируются в экстремальных погодных условиях, а также поддаются даже самой жесткой дрессировке. В спасении на водах используются ньюфаундленды, которые способны работать даже в условиях очень сильного шторма. Они прекрасно держаться на воде и понимают свое важное предназначение. Сенбернары, как мы уже говорили, специализируются на спасении альпинистов и горнолыжников.

Если поиски пропавших ведутся на суше, собака может тремя способами сообщить, что она нашла человека: подать голос, взять что-либо у спасенного и вернуться с подмогой, находиться между хозяином и пострадавшим.

Самым сложным считается поиск людей под обломками. Собака должна четко улавливать человеческий запах от массы других и обнаруживать пострадавшего из-под обломков толщиной в метр.

При спасении на водах собаки подплывают к утопающему в специальном жилете. Пострадавший добирается до берега, опираясь на пса. Если же пострадавший без сознания, то спаситель тянет его на сушу за руку.

5. Слайды 23, 24.

У: А нередко и сами животные нуждаются в помощи спасателей. Ребята, вы можете привести примеры таких случаев?

У: Иногда для вызова спасателей достаточно и таких ситуаций, которые могут произойти в любой момент с каждым из нас. Женщина вышла на балкон повесить выстиранное белье, а дверь порывом ветра случайно защелкнулась. Она была дома одна. Помочь ей никто не мог. Холодным осенним днем женщина оказалась на холодном балконе в легком платье. Кто-то из соседей услышал ее и вызвал…

Как вы думаете, кого вызвали соседи? (Спасателей)

– Действительно, спасателей – бесстрашные люди, которые всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты. Спасатель – профессия особенная!

– А вам интересно, чем закончилась спасательная операция, о которой я начала рассказывать? (Спасателям пришлось сначала вскрывать металлическую входную дверь, а затем и балконную. Женщина, к счастью, не простудилась, ведь спасатели провели всю операцию быстро и умело)

У. Пройдет время. Вы вырастете, перед вами встанет вопрос выбора профессии. Служба МЧС рада будет принять в свои ряды смелых и выносливых бойцов.

Светлана Жилина
Проект «Служба спасения». Проект краткосрочный, познавательно-творческий

Проект

«Служба спасения »

Проект краткосрочный , познавательно-творческий

Участники проекта : дети подготовительной группы № 4, родители, воспитатель.

Руководитель проекта : Жилина Светлана Валерьевна.

Актуальность темы

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие» , «безнравственность» , «бездуховность» , мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Этот проект я построила по принципу интеграции образовательных областей (физическое развитие, познавательное развитие , речевое развитие, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Мы хотим, чтобы жизнь наших детей была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. Наша задача состоит в том, чтобы дети поняли : человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Сегодня вопросы привития детям навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, при необходимости действовать, очень актуальны. Следовательно, обучение детей основам безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей уже в дошкольном возрасте.

Гипотеза

Основу гипотезы проекта составили предположения о том, что профессия спасатель является необходимой и социально значимой в современных условиях. Если убедимся, что безопасность нашей жизни зависит не только от знаний и умелом их применении, но и оказания профессиональной помощи в различных жизненных ситуациях, то докажем важность и необходимость Службы Спасения .

Цель проекта

Ознакомление с деятельностью МЧС России.

Формирование знаний о необходимости и важности МЧС в современной жизни

Развитие у детей желания ценить мужество и героизм людей этой профессии.

Задачи проекта

Формирование представлений о работе службы спасения , профессиях спасатель и оперативный дежурный;

Формирование умения у детей умение правильно вести себя в критической ситуации;

Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью.

Предполагаемые итоги реализации проекта :

1. Обогащение знаний детей о работе МЧС.

2. Понимание детьми необходимости и важности труда спасателя МЧС .

3. Знание правил безопасного поведения и умение правильно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах, в различных опасных ситуациях.

4. Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчером «Службы спасения » .

5. Развитие у детей познавательной и речевой активности, мышления, коммуникативных навыков.

План реализации проекта

1этап – подготовительный :

Подбор литературы, иллюстраций, видеоматериала по данной теме;

Подбор форм образовательной организованной деятельности с детьми, родителями;

Составление перспективного плана;

Создание развивающей среды;

2 этап – практический (реализация проекта ) :

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о работе спасателей ;

Беседы, просмотр презентации, спортивные соревнования;

Детское творчество, чтение художественной литературы;

Взаимодействие с родителями.

3 этап – завершающий :

- итоговое мероприятие : Спортивное развлечение «Сильныее, ловкие, смелые» .

Обобщение результатов работы, их анализ;

Фото отчет.

Взаимодействие с родителями :

Наглядная информация «Памятка родителям «Мамы и папы» ». Совместная творческая деятельность с детьми.

№ п/п Этапы проекта Срок реализации Взаимодействие участников проекта Продукт деятельности

1. Чтение художественной литературы С. Маршак «Пожар» , С. Маршак «Кошкин дом» . 15. 03.2016.

1 половина дня Воспитатель, дети С. Маршак «Пожар» ,

С. Маршак «Кошкин дом»

2. Памятка для родителей 15. 03. 2016.

1 половина дня Воспитатель Стенд «Для вас, родители»

3. Просмотр презентации «МЧС России. Служба спасения » 15. 03.2016.

1 половина дня Воспитатель, дети Презентация

4. Беседа с элементами проблемных ситуаций : «МЧС России»

1 половина дня Воспитатель, дети Конспект беседы

5. Конкурс детских рисунков 15.03.2016.

Домашнее задание Родители, дети Рисунки

6. Итоговое. Соревнование «Сильные, ловкие, смелые» 16. 03. 2016.

1 половина дня Воспитатель, дети Фотографии

Презентация "Служба спасения "

Беседа с элементами проблемных ситуаций «МЧС России» .

Задачи :

Формирование знаний о деятельности МЧС России, ее необходимостью и важностью в современной жизни.

Формировать у детей умение правильно вести себя в критической ситуации;

Воспитание у детей уважения к мужеству и героизму людей этой профессии.

Жизнь, какой бы сложной она ни была, самое дорогое для каждого человека. Однако существует немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь. По нелепой случайности или неожиданно, по стечению обстоятельств, можно оказаться в ситуации, когда минуты решают все. Вывод один - надо уметь предвидеть опасности, знать правила поведения в критической ситуации и способы выхода из неё.

Но есть опасность, которая угрожает сразу многим людям (чрезвычайные ситуации) . Стихийные бедствия не зависят от человека и предсказать их очень трудно. А бывает, что стечение людских ошибок приводит к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе. Следствием небрежности и несоблюдения правил безопасности могут возникнуть пожары, охватывающие большие территории. Чрезвычайные ситуации возникают на промышленных объектах при работе технологического оборудования, при пожарах, при выбросах радиоактивных и химических веществ и т. д.

Справиться своими силами, в одиночку в таких обстоятельствах невозможно. Для этого надо большое количество людей, которые будут оказывать помощь, много специальной техники и разных специалистов.

Спасатель -профессия героическая. Когда человек попадает в беду, ему нужна помощь окружающих. Часто эта помощь необходима, потому что не хватает собственных сил, иногда человек не может долго настроить себя на борьбу с бедой, переживает неприятные последствия происшедшего.

Какие же подразделения включает в себя МЧС? Это и Пожарно-спасательные силы , специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, и авиация МЧС, и служба спасения на водах и множество других подразделений.

Транспортная авиация МЧС доставляла гуманитарную помощь в разные страны : Японию, Афганистан, Сербию, Колумбию, Грецию. С её помощью вывозили больных, раненных, лишённых крова людей, тушили пожары, высаживали десант спасателей в труднодоступные районы.

В распоряжении отрядов спасателей имеются самолёты и вертолёты, которые могут в любое место страны доставить все необходимое людям, оказавшимся в беде.

Как вы думаете, кто еще помогает спасателям в поиске людей после землетрясения или лавины? Конечно, спасатели - собаки . Если поиски пропавших ведутся на суше, собака может тремя способами сообщить, что она нашла человека : подать голос, взять что-либо у спасенного и вернуться с подмогой, находиться между хозяином и пострадавшим.

Самым сложным считается поиск людей под обломками. Собака должна четко улавливать человеческий запах от массы других и обнаруживать пострадавшего из-под обломков толщиной в метр.

При спасении на водах собаки подплывают к утопающему в специальном жилете. Пострадавший добирается до берега, опираясь на пса. Если же пострадавший без сознания, то спаситель тянет его на сушу за руку.

А нередко и сами животные нуждаются в помощи спасателей . Ребята, вы можете привести примеры таких случаев?

Кто такой спасатель ?

Как можно спасателя отличить от обычного человека? (по форме) . Как вы думаете, какую роль должна выполнять такая форма? (защита от холода и ветра, дождя и непогоды) .

А почему она такая яркая? (форма должна быть заметна издалека, чтобы спасателя было видно при любых условиях – например, в лесу. А чтобы лучше видеть спасателя в темноте , на одежду нашиты светоотражающие полосы.)

Чем спасатель защищает голову ? Зачем?

Как вы считаете, кто может быть спасателем ? Какими чертами характер должен обладать настоящий спасатель ? (храбрость, мужество) .

Да, конечно, спасатели должны быть всегда в очень хорошей физической форме, быть сильными и смелыми. А еще они должны обладать многими знаниями, поэтому спасатели каждый день учатся . Как вы думаете, чему? (выслушиваются предположения детей) .

Как спасатели узнают , что кому-то срочно нужна их помощь? (Выслушиваются ответы детей) .

Верно. Есть специальные телефонные номера, по которым звонят те, кому срочно нужна помощь.

Телефонный звонок принимает оперативный дежурный. Оперативный дежурный круглосуточно находится в информационно-диспетчерском центре, принимает звонки – и днем, и ночью, и в выходные, и в праздники. Сокращенно его называют ИДЦ.

Что нового вы узнали?

О каких профессиях мы сегодня говорили?

Как вы поведете себя, если увидите, аварию на улице или тонущего человека, захлопнулась дверь и вы ее не можете открыть, в подъезде сильно пахнет газом?

Люди каких профессий работают в службе спасения ?

Какими инструментами и оборудованием пользуются специалисты службы спасения ?

Помните ли вы телефон службы спасения ?

Теперь мы знаем, что дома могут произойти разные ситуации. И чтобы ни произошло мы можем всегда сообщить о случившимся в специальные службы . Сейчас будет испытание. Я раздам вам карточки с номерами телефонов экстренных служб . Озвучиваю ситуацию, а вы поднимаете соответствующую карточку. По какому телефону надо позвонить в той или иной ситуации.

Если дома появился сильный дым, набери по телефону … (01) .

Если вдруг в квартиру ломится чужой,

Говорит плохие, страшные слова,

Угрожает и стучится в дверь ногой,

Ты в полицию звони быстрей… (02)

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели(03)

Бом-Бом! Бом – бом!

Загорелся Кошкин дом (01)

Если что внутри болит набери скорей (03)

Спасатели - бесстрашные люди , которые всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты. Спасатель - профессия особенная! 27 декабря в России празднуется День спасателя .

Пройдет время вы вырастете, перед вами встанет вопрос выбора профессии. Служба МЧС рада будет принять в свои ряды смелых и выносливых бойцов.

Спортивное итоговое развлечение в подготовительной группе «Сильные, ловкие, смелые»

Задачи :

1. Совершенствование двигательных навыков детей (упражнения в равновесии, координации движений, ориентировки в пространстве)

2. Закрепление основных видов движений (ходьба по скамейке, лазание по стенке, передвижение на четвереньках) .

3. Развитие психофизических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, умений правильно действовать в экстремальных ситуациях, способствование обеспечению безопасности жизнедеятельности.

4. Воспитание у детей навыков взаимоотношений сотрудничества.

Оборудование :

гимнастические скамейки, лестница, кубы, гимнастические палки, каски спасателей , 2 куклы, 2 носилок, 2 флажка, емкость с водой, 2 ведерка, 2 кружки, 2 тоннеля из ткани.

Ход развлечения.

Ведущий : Ребята, кто из вас знает, кто такие спасатели ? (ответы детей) .

1 ребенок :

МЧС – отряд спасения , где беда – всегда он там.

Проявите лишь терпение – МЧС поможет вам.

2 ребенок :

Если ты попал в беду, к тебе на помощь я приду,

Потому что службу эту очень важной нахожу.

3 ребенок :

Если где-то беда, то на помощь всегда

К нам без промедления выезжает служба спасения .

Ведущий : Кто из вас мечтает стать спасателями ? (ответы детей) . А ведь эта профессия считается одной из самых опасных, потому что спасатели приходят на помощь людям, попавшим в беду, часто рискуя собственной жизнью. Чтобы спасатель мог справляться со своей работой, он должен быть сильным и выносливым. Поэтому они много занимаются спортом, тренируются. Проходят полосы препятствий. Вы хотите попробовать? (ответы детей) . Для начала нам надо размяться (проводится разминка) .

О. Р. У. (без предметов)

На разминку встали дружно. Нам сейчас размяться нужно.

1. Круговые вращение головы.

2. Руками «Ножницы» .

3. Наклоны туловища «Зонтик» .

4. Приседания.

5. Стоя на коленях повороты туловища.

6. Лежа на спине «Велосипед» .

7. Прыжки «Ножницы» вперед – назад.

8. Дыхательные упражнения.

Ведущий : Всех участников прошу приготовиться к соревнованиям.

Что за дым над головой, что за гром на мостовой,

Дом пылает за углом.

Весь чердак уже в огне,

Кто-то бьется там в окне.

1 эстафета : “Помоги кукле” (вынести куклу из огня на носилках)

Ведущий. Пострадавших вы спасли , а теперь нужно потушить пожар.

2 эстафета «Потуши огонь» (стараться не разлить воду, действовать по сигналу) .

Ведущий : Ребята, а кто из вас сможет назвать опасные предметы? (утюг, сковорода, газовая плита) . Я предлагаю вам поиграть в игру. У меня есть много картинок, на которых изображены различные предметы. Вы должны выбрать из них только те, которые могут быть опасны. (проводится игра “Опасные предметы”)

Ведущий : Дома острые ножи ты на место положи,

Не раскидывай иголки, убери их все на полку.

Если ножницы достал, убери, откуда взял.

Тогда ни девочки, ни мальчики

Не порежут свои пальчики.

А если вы порезали палец? А если вас укусит оса? А вдруг случится так, что вы обморозите пальцы, щеки? (ответы детей) Молодцы! Я теперь точно знаю, что себе вы сможете помочь, вдруг заболеет кто-то из ваших близких?

3 эстафета «Поднимись на вершину» (подняться по стенке, снять флажок, передать эстафету следующему) .

4 эстафета «Полоса препятствий» (пройти по гимнастической скамейке с гимнастической палкой в руках, добежать до кегли, вернуться обратно).

Ведущий : Молодцы ребята, вот здесь вы показали скорость и сноровку. А сейчас предлагаю вам немножко отдохнуть. Ребята, я буду задавать вопросы, а вы все вместе должны отвечать : «Это я, это я, это все мои друзья!» Но будьте внимательны…

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас, завидев дым, говори : «Пожар! Горим!»

Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

Кто, почуяв газ в квартире открывает окна, двери?

Кто от маленькой сестрички прячет, дети дома спички?

А признайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнем?

Кто костров не разжигает и другим не позволяет?

Ведущий : Вы очень хорошо справились, ребята! Молодцы! Вы были очень внимательными, а теперь приступаем к очередному состязанию.

5 эстафета «Спасатели , на выезд» (проползти в тоннеле, оббежать куб, вернуться в команду) .

6 эстафета «Собери искорки» . (собрать муляжи искорок)

Ведущий : На этом наши соревнования заканчиваются. Ребята, вы сегодня проявили себя как настоящие спасатели . справились со всеми заданиями, показали, что можете быть находчивыми, смелыми, сможете оказать помощь в трудную минуту. Я думаю, что в будущем кто-то из вас обязательно станет спасателем .



Просмотров