Плановые проверки мчс на 10 лет. Вступил в силу новый регламент «пожарных» проверок. Что изменилось? Что проверяет Пожарный надзор

Пожарный инспектор, как специалист техники безопасности, имеет свои особенности работы, которые характеризируют его деятельность. Подобные факторы сосредоточенны в сфере рассмотрения определенных пунктов, которые свойственны соблюдению правил безопасности, в частности предотвращения опасности возникновения пожара.

Итак, на что обращает внимание пожарный инспектор при проверке:

Проверка планов эвакуации. Каждое общественное учреждение обязано иметь соответствующие подробные планы эвакуации на случай возникновения пожароопасных ситуаций, которые помогут сотрудникам беспрепятственно выйти из здания. В случае отсутсвия планов эвакуации администрация организации может быть подвержена .

Проверка имеющейся пожарной сигнализации. Именно она должна сообщать всем находящимся в здании людям о соответствующей пожарной опасности и вынудить их покинуть помещения до возникновения несчастных случаев. Отсутствие данной системы безопасности также карается штрафными санкциями.

Наличие специальной инструкции по пожарной безопасности, которую должны внимательно прочесть и подписать все сотрудники предприятия. В ней должно быть освещено все нюансы обращения с электрическими предметами, приборами и другими автоматизированными средствами, которые могут вызывать замыкания в электросети и привести к возникновению пожара.

Проверка имеющихся средств для первичного тушения пожара, в которые входят песок, лопаты, топор, огнетушители с указанным сроком годности. Стоит отметить, что подобный комплект должен быть практически на всех этажах здания и гарантирует отсутствие несчастных случаев, если его вовремя использовать.

Наличие внутренних пожарных кранов и их комплектацию пожарными рукавами. Они должны не иметь никаких выраженных признаков дефектов или деформаций, которые впоследствии смогут привести к возникновению несчастных случаев. Стоит отметить, что изгибы и другие негативные элементы состояния пожарного рукава способны оборвать его под высоким давлением воды.

Проверка специальной пропитки всех имеющихся оконных проемов, дверей и стеллажей. Их деревянная основа не должна гореть, тем самым помогая предотвратить возникновения пожароопасных ситуаций. Кроме этого, они не должны под воздействием высоких температур выделять опасные токсины или неприятный запах, который сможет пагубно воздействовать на человеческий организм.

Наличие непредвиденных препятствий на эвакуационном пути. К ним можно отнести разнообразные решетки, складируемые стройматериалы, мусор, который не пресекает доступ к аварийному выходу. В случае возникновения реальной опасности все они смогут препятствовать нормальному прохождению сотрудников общественной организации к безопасному выходу, который также должен быть оснащен специальной светящейся вывеской.

Просмотр планировки здания и отсутствие каких-либо вмешательств в нее со стороны администрации. В случае их наличия и несогласованности с надлежащими инстанциями предполагается наложение штрафных санкций.

Наличие таких аксессуаров системы пожарной безопасности, как электрические фонари или аварийного освещения. С их помощью сотрудники или посетители общественного здания смогут беспрепятственно найти необходимый пожарный выход и проследовать к нему. Стоит отметить, что освещение зачастую не предусмотрено в зданиях без дополнительного государственного финансирования.

Проверка наличия специально оборудованных помещений для курения и наличие там урн и пепельниц. Согласно законодательству, подобные места для отдыха сотрудников должны быть у каждого общественного учреждения.

В случае специально установленных противопожарных дверей, обязательно проверить всю документацию, подтверждающую их качество и надежность. В случае невыполнения ими своих непосредственных функций и возникновения несчастного случая ответственность будет нести администрация и пожарный инспектор, который проводил соответствующую проверку.

Проверка имеющихся табличек с необходимой фамилией того, кто ответственный за пожарную безопасность. Именно этот человек обязан проводить контроль за соблюдением всех основных правил техники безопасности и проверку после окончания рабочего дня отключение электрических приборов.

Использование разнообразных каминов, чайников и других предметов в не отведенных для этого местах. Стоит отметить, что подобные аксессуары категорически запрещены в общественных зданиях, которые характеризируются наличием большого количества макулатуры, таких как библиотеки или специализированные архивы.

Проверка проводки, а именно наличие скруток, дефектов или деформаций, которые способны стать непосредственным источником короткого замыкания, а тем самым, и возгорания. Все признаки постороннего вмешательства в работоспособность электрических сетей, без ведома пожарной инспекции, должны тщательно документироваться и являются основой для штрафных санкций.

Эти пункты являются основными этапами деятельности пожарного инспектора, от исполнения которых непосредственно зависит проверяемого объекта.

Необходимая документация при проверке

Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в организации.

Приказ о порядке проведения противопожарных инструктажей.

Приказ о назначении ответственного лица за первичные средства пожаротушения.

Приказ о назначении ответственного лица за проведение пожароопасных работ.

Приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство.

Приказ о определении и оборудовании мест для курения.

Приказ о порядке обесточивания электрооборудования.

Приказ о порядке осмотра и закрытия помещений.

Приказ о порядке уборки горючих отходов и пыли.

Журнал учета проверок контролирующими органами.

Журнал проверки производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности.

Эксплуатационный паспорт огнетушителя.

Журнал ТО огнетушителей.

Журнал учета первичных средств пожаротушения.

Журнал учета пожарных кранов.

Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов.

Инструкция для ответственного за пожарную безопасность помещения.

Инструкция о мерах пожарной безопасности на предприятии.

Инструкция по техническому обслуживанию огнетушителей.

Инструкция по эксплуатации пожарного водопровода.

Памятка сроки проверки и перезарядки огнетушителей.

Нормы пожарной безопасности обучение мерам пожарной безопасности работников.

Нормы оснащения помещений переносными огнетушителями.

Акт проверки огнезащитной пропитки.

Заявка на перезарядку огнетушителей.

Порядок действий сотрудников в случае возникновения пожара.

Порядок закрытия производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

План противопожарных мероприятий на год.

Журнал отработки плана эвакуации.

Полный комплект необходимых документов (приказы, инструкции, журналы по ПБ, положения, рекомендации) Вы можете приобрести на нашем сайте. Потратив совсем немного времени, Вы получите готовые документы по пожарной безопасности.

Проходим проверку пожарной безопасности – пошаговая инструкция

Проверка пожарной безопасности - неотъемлемая составляющая любого вида предпринимательской деятельности, без разницы - связана она с производством или с обслуживанием клиентов. Если у вас есть помещения, использующиеся в бизнесе, то пожарный инспектор обязательно нанесет вам визит, а в ряде случаев от его решения будет зависеть сам факт осуществления вашей деятельности в качестве ИП, ООО или ОАО. Поэтому перед началом регистрационных действий обязательно ознакомьтесь с действующими противопожарными нормами и постарайтесь их соблюдать уже на этапе создания производства или организации обслуживания клиентов.

Законодательное обеспечение проверок пожарной безопасности

Проверки пожарной инспекции регламентируются принятым в 2004 году №820-ФЗ «О государственном пожарном надзоре». Этот нормативный акт устанавливает порядок проведения проверок, полномочия инспекторов, права и обязанности проверяемого лица или организации, периодичность проведения проверок. В соответствии с этим законом пожарная инспекция обязана

  • заблаговременно уведомить проверяемого о факте предстоящей проверки,
  • а саму проверку проводить не чаще одного раза в 2 года , с продолжительностью не более 1 месяца (увеличение этих сроков возможно только в исключительных случаях).

Более частый визит проверяющего допускается при условии контроля за исполнением предписаний инспекции по ранее выявленным нарушениям.

Основываясь на другом нормативном акте - №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля…» органы государственной власти, а именно - Генеральная прокуратура и сама контролирующая организация - не только направляют в адрес проверяемого уведомление о проверках, но и публикуют во всеобщем доступе план их проведения, в том числе и план пожарных проверок.

В частности, по адресу http://plan.genproc.gov.ru/plan2018/ размещен план проверок контролирующими организациями юр. лиц и ИП на 2018 год. Любой предприниматель может ввести наименование своей организации (или ИП), ИНН и в результате узнать будет ли проведена проверка пожарной безопасности в предстоящем году.

Мораторий на плановые проверки для субъектов малого бизнеса

На период 01.01.2016 - 31.12.2018 объявлен мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства.

Этот запрет имеет свои исключения - он не распространяется на некоторые ИП, которые работают в особо значимых сферах, например:

  • здравоохранение,
  • образование,
  • социальная сфера,
  • электроэнергетика и другие.

В этих организациях плановые проверки разрешается проводить и два и три раза в три года. Виды деятельности и допустимая периодичность проверок определены Постановлением Правительства Российской Федерации.

Несмотря на мораторий, всем организациям без исключения, нужно неукоснительно выполнять все правила пожарной безопасности, начиная от проектирования и строительства зданий и оборудования помещений и заканчивая наличием огнетушителей в должном количестве и заправленных, проверенных на работоспособность. Огонь не прощает халатности, расхлябанности и упрощений всего и вся! Тому есть немало трагических примеров с массовыми человеческими жертвами.

Шаг 1: Начало пожарной проверки

Итак, начало проверки пожарной безопасности - это получение уведомления о дате визита проверяющих, сроках и порядке проведения проверки. В указанную в уведомлении дату к вам придет пожарный инспектор и первое, что он должен сделать - предъявить вам письменное распоряжение начальника пожарного управления (или его заместителя).

Без предъявления этого документа никакой проверки пожарной безопасности проводиться не может.

В этом документе обязательно должна присутствовать

  • информация о дате проведения проверки,
  • ее виде,
  • наименовании проверяемой организации (или ИП)
  • и самое главное - о Ф.И.О. и звании инспектора.

Всю эту информацию вам необходимо проверить самым тщательным образом и при обнаружении несоответствий потребовать замены документа на достоверный (например, к вам пришел другой инспектор). Кроме этого, проверяющие не вправе превышать сроки проверки, заявленные в данном распоряжении.

Не лишним будет снять ксерокопию распоряжения о проверке пожарной безопасности, чтобы вы могли всегда обратиться к его содержанию и проконтролировать действия инспектора на предмет нарушения.

Шаг 2: Проверка документов

После того, как пожарный инспектор подтвердит свои полномочия, он в первую очередь попросит вас предъявить документы, которые необходимы для соблюдения режима пожарной безопасности контролируемого объекта. Перечень таких документов может варьироваться в зависимости от вида осуществляемой деятельности, опасности производства, размеров помещения, количества работников и так далее. Тем не менее в этот перечень обязательно войдут:

  • внутренние приказы о противопожарных мероприятиях (назначении ответственных лиц, о проведении инструктажей, указании и оборудовании мест для курения);
  • план эвакуации сотрудников на случай пожара (на следующем шаге проверки пожарной безопасности инспектор обязательно сравнит предъявленный план с реальным планом здания);
  • журнал проведения противопожарных инструктажей (необходимо, чтобы в журнале были отражены факты регулярных инструктажей всех работников);
  • договоры с организациями, устанавливающими и проводящими техническое обслуживание средств пожарной сигнализации и систем пожаротушения (в большинстве случаев у вас также спросят и копии лицензий этих организаций, которые вы должны затребовать до подписания соответствующих договоров);
  • акты проверок пожарных гидрантов или водопроводов (если они, конечно, есть в вашем здании).

Необходимость наличия в помещении средств пожарной сигнализации и пожаротушения зависит от площади и специфики использования здания. Уточнить подпадает ли используемое вами здание или помещение под действующие нормы можно в так называемом НБП 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», а скачать его - в конце данной статьи.

Шаг 3: Проверка пожарной безопасности помещения

После контроля документов инспектор приступит к непосредственному осмотру здания (или помещения), в ходе которого проконтролирует:

  • соответствие плана эвакуации реальной конфигурации помещений;
  • материалы отделки стен, полов и потолков;
  • наличие, правильное расположение и состояние аварийных выходов;
  • состояние решеток на окнах - они должны обязательно открываться изнутри, если все окна в помещении зарешечены;
  • наличие, количество, состояние и правильное расположение огнетушителей и противопожарного оборудования;
  • общее состояние помещения, проходов и эвакуационных путей на предмет захламления;
  • наличие информационных табличек о путях эвакуации, пожарных выходах, обозначении огнетушителей и указание номера телефона при пожаре;
  • наличие и состояние систем оповещения о пожаре (для тех помещений, где работают более 10 человек);

Шаг 4: Составление акта проверки пожарной безопасности


По итогам проведенных контрольных мероприятий инспектор должен составить акт о проведенной проверке пожарной безопасности. Еще в процессе осмотра помещения и проверки документов, он может попросить дать объяснения о каких-либо выявленных нарушениях или недочетов в организации противопожарной безопасности. Учитывая эти комментарии, а также основываясь на общепринятой практике, составляется Акт пожарной проверки. Как правило, его составление занимает 2-3 дня, после чего пожарный инспектор предъявляет его руководителю проверяемого юр. лица или ИП под подпись.

В Акте пожарной проверки содержится:

  • информация о составителе (инспектор) и проверяемой фирме, дате проведения проверки;
  • описание текущего пожарно-технического состояния проверенного помещения;
  • перечень выявленных нарушений с апелляцией к действующим нормам противопожарной безопасности;
  • меры воздействия на нарушителя, возложенная на него ответственность;
  • объяснения ответственных за выявленные нарушения лиц;
  • отметки об ознакомлении проверяемого лица (или его представителя) с актом, а также о согласии или несогласии с его содержанием и информацией о нарушениях;
  • в случае выявления серьезных нарушений, к акту прикладываются протоколы, составленные в ходе проверки на ответственных за противопожарную безопасность лиц.

Если вы не согласны с содержанием Акта пожарной проверки, в нем не зафиксированы ваши объяснения, вы считаете нарушения или меры воздействия необоснованными, то обязательно в форме акта указывайте «Не согласен» и подробно аргументируйте свою позицию.

Из существующей практики можно утверждать, что проверка пожарной безопасности дело серьезное, но редко приводящее к серьезной ответственности в случае первоначального обнаружения несерьезных нарушений. В большинстве случаев пожарный инспектор ограничивается предупреждением и составляет соответствующее предписание с рекомендациями по устранению нарушения, а также с указанием сроков проверки соблюдения этих предписаний. Если же вы злостно нарушаете противопожарные нормы, либо не соблюдаете предписания пожарных инспекторов, то вам не избежать административной ответственности, а в крайних случаях - и возбуждения уголовного дела.

Видео по теме

27 января 2017 года вступил в силу Приказ МЧС России от 30.11.2016 N 644, в котором представлен новый Административный регламент исполнения МЧС функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

Что устанавливает новый регламент? Документ в основном посвящен вопросам организации и проведения плановых и внеплановых проверок органами пожарного надзора. Установлены предмет надзора, права и обязанности ревизоров и проверяемых лиц, основания для проведения проверок, порядок, сроки их проведения, досудебный порядок обжалования решений и действий контролеров и др. В документе также частично затронуты вопросы организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований пожарной безопасности.

Каково главное нововведение в порядке «пожарных» проверок? Главное нововведение заключается в том, что государственный пожарный надзор в России теперь будет осуществляться на основе риск-ориентированного подхода.

Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения плановых проверок зависит от того, к какой категории риска или классу опасности относится деятельность юрлица (ИП) или используемые этим лицом производственные объекты. Проще говоря, чем рискованнее, опаснее деятельность организации (ИП), тем чаще ее будут проверять в плановом порядке.

Зачем понадобились эти изменения?

Предполагается, что внедрение риск-ориентированного подхода позволит уменьшить затраты госструктур на контрольные мероприятия. Проверяемые лица также смогут сократить соответствующие издержки, и кроме того будут избавлены от избыточного давления со стороны государственного аппарата. Процесс перехода системы госконтроля на риск-ориентированный подход был запущен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. Этим документом установлены правила отнесения деятельности юрлиц (ИП) и используемых ими объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности, приведены виды проверок, которые необходимо осуществлять с применением риск-ориентированного подхода. В перечень попали и проверки, проводимые Госпожнадзором.

Но ведь сейчас действуют «надзорные каникулы» для малого бизнеса?

Действительно, на трехлетний период (с 2016 по 2018 гг.) установлен мораторий на проведение плановых неналоговых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Интересно, что «надзорные каникулы» были введены Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ, который ввел и такое понятие, как риск-ориентированный подход. Согласно этому закону риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля в обязательном порядке применяется с начала 2018 года. Однако Правительству РФ дано право досрочно определить те виды деятельности, в которых указанный подход может применяться раньше установленной даты. Правительство воспользовалось этим правом и «запустило» риск-ориентированный подход в систему «пожарных» проверок.

Как часто будут проходить «пожарные» проверки по новым правилам? Периодичность плановых проверок зависит от присвоенного класса риска, например:

  • для категории высокого риска - один раз в 3 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 4 года;
  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;
  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет;
  • для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся.
Эти сроки установлены в приложении N 9 к регламенту МЧС.

Как будет определяться класс риска?

При присвоении объектам различных категорий риска учитываются тяжесть возможных негативных последствий несоблюдения на объекте противопожарных требований. Так, например, объекты дошкольного, начального и среднего образования, детские лагери считаются объектами высокой категории риска, а офисные здания высотой менее 15 метров или кафе, рассчитанные на 50 человек - объектами умеренного риска. Порядок ведения перечней таких объектов установлен п. 28-30 регламента МЧС.

Каким образом проверяемое лицо может узнать о грядущей проверке?

О проведении плановой проверки лицо, в отношении которого она проводится, должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала (п. 59 регламента МЧС). Копию документа могут направить либо по почте заказным отправлением, либо с помощью электронной почты, причем отправлен должен быть электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как долго может продолжаться проверка?

По общему правилу, срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 26 регламента МЧС). По результатам проверок должен быть составлен акт.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение пожарной безопасности? За непосредственно нарушение требований пожарной безопасности в зависимости от характера правонарушения организацию могут оштрафовать на сумму от 150 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 20.4 КоАП РФ), а за неисполнение в срок предписания пожарного инспектора - на сумму от 70 тыс. до 80 тыс. рублей (часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

В настоящее время значительно активизировалась деятельность государственных органов в части контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей. В настоящей статье мы попробуем рассмотреть основные действия представителей юридического лица при проведении проверки пожарной инспекцией, дадим юридическую справку относительно подобных проверок. Полученная информация может быть полезна не только при проверке органами МЧС, но и при проведении контрольных мероприятия иными государственными структурами.

Для начала, предлагаю определиться, какие бывают виды проверок, иными словами, на основании чего на предприятие может прибыть инспекция. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определил виды и процедуры проверок, а также меры ответственности по их результатам. Согласно данному документу, мы можем столкнуться с плановыми и внеплановыми проверками, которые также могут подразделяться на документарные и выездные.

Предметом плановой проверки является соблюдение предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. По общему правилу, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В исключительных случаях, а именно: в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Срок проведения проверок, кроме исключительных случаев, не может превышать двадцать рабочих дней. Этот срок является общим как для плановых (документарных, выездных), так и для внеплановых (документарных, выездных) проверок.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Законодатель устанавливает следующие основания для поведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

2) поступление заявлений о фактах:

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Исключением из общего правила являются субъекты малого и среднего предпринимательства, внеплановые выездные проверки в отношении которых могут проводиться только в двух случаях:

  • в случаях поступления обращений и заявлений о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • в случаях поступления обращений и заявлений о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры, либо по их непоследственной инициативе, по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений ГПН МЧС.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований норм пожарной безопасности.

Итак, определившись с видами проверок, мы можем сделать вывод (и получить тому документальное подтверждение) о цели прибытия пожарной инспекции. Проверка осуществляется на основании Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС РФ №517 от 01.10.2007г.

При прибытии на предприятие для проверки инспектор обязан:

  • предъявить служебное удостоверение;
  • ознакомить уполномоченного представителя организации с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя ГПН МЧС о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
  • вручить под роспись заверенные печатью копии распоряжения или приказа уполномоченному представителю юридического лица.

Согласно ст. 6 Закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в России осуществляется только должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности. Другими словами, осуществлять надзор и проверку противопожарного состояния могуть только представители ГПН, а не начальники пожарных отрядов, как это бывает зачастую в связи с ростом коррупции.

Инспектора ГПН имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами, проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (в том числе в нерабочее время), входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей.

Кроме того, пожарные инспекторы вправе требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки, давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

В перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей проверки, входят:

  • правоустанавливающие документы на здания, сооружения, строения, территорию (свидетельство регистрации права собственности на недвижимое имущество (земельный участок), договоры аренды и иные документы, подтверждающие право пользования или распоряжения земельным участком, зданиями, строениями, сооружениями, помещениями, оборудованием, подобными объектами, транспортными средствами, в том числе договоры лизинга;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), банковские реквизиты организации;
  • заверенная копия устава юридического лица, решения о назначении руководителя;
  • документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов защиты, документы по организации обучения работников предприятия мерам пожарной безопасности, в т.ч. журналы инструктажей работников, журналы учета огнетушителей);
  • копии планов территории, объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений);
  • техническая документация на системы противопожарной защиты;
  • договоры на обслуживание систем противопожарной защиты (с приложением лицензий и планов работы на год);
  • акты проверки наружнего и внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу (весений и осенний);
  • технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами пожарной безопасности, иными нормативными правовыми актами в зависимости от специфики деятельности предприятия;
  • акты приемки выполненных огнезащитных иных работ в области пожарной безопасности, выполнение которых предполагает наличие лицензии МЧС России;
  • расчёты категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классов зон по ПУЭ производственных и складских помещений, зданий.

Попробуем разобраться с задачами проверки фактически и юридически, а также с регламентами проведения оной, которые могут быть нам полезными. Юридически задачами проверки пожарной инспекцией являются:

  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности;
  • предотвращение возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным. растениям;
  • систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности.

Фактически инспектор зачастую обращает внимание на следующие моменты в деятельности проверяемой организации:

  • Наличие приказа о соблюдении правил пожарной безопасности (и о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность: по учреждению; по структурным подразделениям; за хранение и применение ЛВЖ и ГЖ).
  • Наличие планов эвакуации на случай пожара (наличие журнала отработки плана эвакуации).
  • Наличие средств оповещения на случай пожара (акт приемки).
  • Наличие автоматической противопожарной сигнализации (акт приемки, договор на обслуживание и схему ее расположения).
  • Ведение журнала осмотра помещений ответственным лицом, перед закрытием предприятия.
  • Наличие инструкции по пожарной безопасности.
  • Наличие журнала инструктажа о мерах противопожарной безопасности.
  • Наличие первичных средств пожаротушения, их исправность, (огнетушители должны иметь бирку с указанным сроком перезарядки).
  • Наличие внутренних пожарных кранов, их укомплектованность рукавами и наконечниками (акт проверки пожарного водопровода).
  • Обозначение эвакуационных выходов светящимися табло («ВЫХОД») белого цвета на зеленом фоне.
  • Наличие акта об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стелажей и т.п.
  • Состояние путей эвакуации (наличие глухих решеток на оконных и дверных проемах, мест хранения ключей от запасных выходов)
  • Перепланировка помещений без согласования с пожарной охраной

Техническое состояние электросетей:

  • протоколы замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
  • наличие аварийного освещения, либо электрических фонарей;
  • наличие замков на электрощитах, наличие исполнительной схемы, наличие маркировки электрощита;
  • договор на обслуживание электросетей;
  • наличие перегрузок питающих линий (подключение дополнительных токоприемников без учета допустимой нагрузки электросети);
  • наличие времянок;
  • наличие скруток в проводах;
  • наличие некалиброванных плавких вставок;
  • наличие электропроводки с поврежденной изоляцией;
  • пользование плитками, кипятильником, чайником в помещениях, не предназначенных для приема пищи.

Наличие специальных мест для курения, оборудованных пепельницами и урнами.

Наличие табличек на дверях с фамилией ответственного за пожарную безопасность, и номером телефона, по которому можно вызвать пожарную охрану.

При наличие противопожарных дверей – сертификат на них.

При осуществлении строительных работ - сертификаты на строительные материалы, сведения о проведенной огневой защите и пр.

Действие при проверке

Исходя из вышеизложенного, можно резюмировать. При прибытии на объект пожарной инспекции следует убедиться в полномочиях проверяющих лиц. Напоминаю, что надзор за деятельностью юридических лиц осуществляют только подразделения ГПН МЧС. Любая проверка государственного органа производится на основании распоряжения (приказа). Распоряжение (его заверенная печатью копия) обязательно должно быть передано руководителю Компании или иному должностному лицу (определенному внутренним приказом Компании), одновременно с предъявлением служебного удостоверения проверяющего (за исключением внеплановых проверок по инициативе прокуратуры). Проводить проверку может только инспектор, данные которого указаны в постановлении. Данный инспектор обязан представиться и предъявить служебное удостоверение, распоряжения о проведении проверки. На основании распоряжения проверяются только те факты и основания, которые записаны в самом постановлении.

Практика свидетельствует, что Закон № 134-ФЗ дает руководителям организации эффективные инструменты для защиты прав. Одним из таких инструментов является «Журнал учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентированный статьей 9 Закона. В соответствии с ней: «В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись».

В свою очередь, требование внести запись в «Журнал учета мероприятий по контролю» содержатся также в ведомственных инструкциях о проведении проверок, например приказ МЧС России от 17.03.2003 № 132 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ», пункт 62.

В дальнейшем, вы обязаны предоставить доступ к помещениям и/или документам, согласно заявленным в распоряжении о проведении проверки. Общий их список приведен в статье. Следует предоставлять доступ только к тем сведениям, которые запрашивает инспектор. Его задача выявить максимум нарушений, а ваша - пройти проверку с минимальными потерями.

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юрлица при проведении проверки (плановой и внеплановой) имеют право:

  1. непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  2. получать от органа ГПН и их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  3. знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии сними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа ГПН;
  4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

На основании проведенной проверки, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, а также ему может быть передано предписание на устранение выявленных проверкой недостатков, с указанием срока контроля исполнения предписания.

Организуя собственный бизнес, будущий собственник должен понимать и быть готовым ко всем трудностям, с которыми ему придется столкнуться.

Одной из обязательных процедур, которые иногда приносят достаточное количество хлопот, являются плановые и внеплановые проверки различных служб ( , ), в том числе и МЧС.

Для того чтобы ни пришлось нести ответственности и платить серьезные штрафы за несоблюдение каких-либо требований Министерства по чрезвычайным ситуациям, следует знать все моменты, связанные с проверками.

Проверки предприятий на предмет соблюдения требований пожарной безопасности являются обязательными процедурами.

Они проводятся на основании закона России «О пожарной безопасности» и направлены на выявление каких-либо нарушений, которые могут привести к опасной ситуации.

Во время проверки осмотру могут подлежать все здания, сооружения, строения, помещения, территории и прочие объекты, принадлежащие той организации, юридическому лицу или обычным гражданам, у которых проходит проверка.

Проверки МЧС делятся на два вида:

  • плановые;
  • внеплановые.

Осмотр первого вида включается в специальный годовой график, с которым можно ознакомиться на сайте МЧС России.

Осмотр второго вида производится тогда, когда в службу пожарного надзора поступают данные о наличии в какой-либо организации несоблюдения требований пожарной безопасности, которое может привести к появлению пожара и создать угрозу жизни и здоровью граждан.

Плановая проверка МЧС: основания для проведения и особенности

Для того, что бы организацию, предприятие или какой-то объект внесли в план проведения проверок, должны быть следующие основания:

  • прохождение трех лет с момента проведения предыдущего планового осмотра;
  • истечение трех лет с момента ввода объекта, подлежащего защите, в эксплуатацию, а также изменение класса его пожарной безопасности;
  • прохождение одного года с момента предоставления или переоформления лицензии МЧС (для предпринимателей или юридических лиц, имеющих лицензию Министерства чрезвычайных ситуаций).

График таких проверок утверждается заранее. Для их проведения проверяемая организация должна быть заранее уведомлена. Предупреждение проверяемой организации осуществляется за один рабочий дня до начала осмотра. При этом происходит обязательное уведомление прокуратуры о предстоящей проверке.

Приказ о проведении проверки МЧС заключительный акт

Для того, что бы начать осмотр надзорный орган должен предъявить приказ или распоряжение об осуществлении проверки.

При этом копия данных документов должна быть предоставлена собственнику недвижимости, руководителю или другому должностному лицу для подписи.

Во время изучения распоряжения следует обратить внимание на наличие обязательных реквизитов:

  • название надзорного органа;
  • ФИО должностных лиц и экспертов, проводящих проверку;
  • название проверяемой организации, предпринимателя или фирмы;
  • цели, задачи, сроки и предмет осмотра, его правовые основания;
  • перечень документов, которые должно предоставить проверяемое лицо и прочее.

После того, как проверка закончена, составляется акт, в котором отображаются следующие моменты:

  • дата, место и время составления документа и проведения осмотра;
  • название надзорной организации и проверяемой фирмы, а также ФИО и должность лиц, участвующих с обеих сторон;
  • данные о результатах работы, в том числе и выявленные нарушения;
  • данные об ознакомлении с результатами работы либо об отказе в ознакомлении, а также подписи сторон.

К этому акту прилагаются объяснительные записки лиц, которые ответственны за нарушения.

В случае выявления несоблюдения каких-либо требований проверяющий орган может составить перечень предписаний по устранению нарушений и установить сроки их выполнения.

Внеплановая проверка МЧС: основания и особенности проведения

Внеплановая проверка проводится в том случае, если юридическое лицо или предприниматель не соблюдают требования безопасности, не выполняют предписания надзорных служб, не устраняют источники причинения вреда здоровью и жизни людей и животных, а также окружающей среде.

Основанием для такого осмотра служат следующие ситуации:

  • окончание срока исполнения предписаний надзорного органа;
  • поступление в пожарно-надзорную службу обращений или заявлений лиц или организаций с информацией о наличии на каком-то объекте угрозы либо причинения вреда жизни, здоровью живых существ.

Данная проверка осуществляется в выездной или документальной форме (либо в обоих вариантах). Перед проведением она согласовывается надзорным органом с прокуратурой.

После этого происходит уведомление проверяемого лица за один день до проведения проверки. Если в результате осмотра выявлено невыполнение организацией предписаний надзорного органа, он может применить штрафные санкции.

Для того, что бы появление представителя пожарного надзора с проверкой, а также его действия во время осмотра не было неожиданностью, следует знать все полномочия данной службы.

Представители пожарного надзора могут прийти на объект в любое время (даже в нерабочие дни). При этом они могут производить осмотр всех территорий, сооружений, зданий, строений и прочих объектов, принадлежащих проверяемой организации.

В случае если в службу поступили достоверные данные о каких-либо нарушениях условий пожарной безопасности в жилых или нежилых зданиях, земельных участках физических или юридических лиц, которые могут угрожать безопасности людей и привести к пожару, то представители пожарного надзора могут беспрепятственно проникнуть на эти территории.

В компетенции пожарно-надзорных органов находится также изучение и согласование проектов, смет и прочих документов, связанных со строительством зданий, их реконструкцией, капитальным ремонтом, расширением и прочими операциями.

Данное рассмотрение, а также согласование производится в той части, которая касается соблюдения правил пожарной безопасности. Кроме этого такое изучение документации осуществляется также в случае наличия фактов отступления от существующих требований безопасности.

Представители пожарно-надзорной службы могут давать руководителям фирм, каким-либо должностным лицам, а также обычным гражданам, советы по устранению выявленных нарушений, способных привести к пожарам. Все этим советы обязательны для исполнения.

Одними из таких предписаний могут быть следующие пункты:

  • снятие товаров с производства;
  • прекращение выпуска какой-либо продукции;
  • временная остановка реализации каких-то товаров, предоставления услуг, остановка производства и прочее.

Такие требования могут быть выдвинуты в том случае, если производимая, выпускаемая или реализуемая продукция не соответствует всем правилам пожарной безопасности.

В случае возникновения пожарной ситуации представители пожарных органом могут производить дознание, вызывать должностных лиц и прочих граждан, фигурирующих в делах по пожарам, с целью получения от них каких-либо документов, объяснений, справок и так далее.

Если надзорные органы выявили какие-либо нарушения, то они могут наложить штрафные санкции в виде административных взысканий. Такие меры могут быть предприняты и в случае уклонения либо несвоевременного выполнения должностными лицами всех требований надзорных органов.

Вышеперечисленные полномочия являются основными. Кроме них имеется еще ряд дополнительных моментов, которые позволены представителям пожарно-надзорных служб.

Все это дает им возможность проводить качественную, тщательную и всестороннюю проверку, которая максимально убережет проверяемые территории от возникновения пожаров.

Таким образом, соблюдение правил и требований пожарной безопасности является важным моментом деятельности юридического лица или предпринимателя. Такое несоблюдение может привести к приостановке производства, прекращения реализации небезопасных товаров и прочих мер.

Кроме этого, небезопасная пожарная ситуация и нежелание выполнять все предписания надзорного органа может привести в административной ответственности и штрафам.



Просмотров