Право короля первой брачной ночи. Как лишают девственности в разных странах мира? Право первой ночи. Папуа - Новая Гвинея

В европейских странах право землевладельцев и феодалов после заключения брака зависимых крестьян провести первую ночь с невестой, лишая её девственности . В некоторых случаях крестьянин имел право откупиться от этого уплатой особой подати.

Многие историки сегодня придерживаются мнения, что право первой ночи на практике почти не применялось.

Некоторые исследователи (Шмидт) совершенно отвергают существование такого обычая в качестве правомерного явления, но большинство приводит ряд фактов, свидетельствующих о несомненном существовании «права Первой ночи». Оно было распространено почти во всех странах Европы; пережитки его доходили до XIX века.

Относительно происхождения этого права существуют различные мнения. Некоторые, как Вольтер , видят в нём неизбежное следствие рабства: «человек, могущий распоряжаться другим человеком, как животным, имеющий власть над его жизнью, может столь же легко спать с его женой». Другие объясняют происхождение права Первой ночи тем, что крепостные могли жениться и выходить замуж не иначе, как с разрешения своего господина. Виллан , чтобы получить такое разрешение, должен был пойти на некоторые «уступки»; иные господа давали своё разрешение только под известного рода условиями, а из единичных случаев развился малу-помалу обычай, обратившийся в право.

Как ни справедливы такого рода объяснения для отдельных случаев, но факт существования права Первой ночи в различных странах и у различных народов указывает на более древнее происхождение этого обычая. Бахофен , Морган , Энгельс видят в праве Первой ночи остаток группового брака. В эпоху, когда уже начинала складываться парная семья, мужчины сохраняли ещё право на всех женщин своего племени. С постепенным развитием культуры круг людей, имеющих право на женщин, становится все меньше, осуществление этого права ограничивается и во времени, и, наконец, оно сводится к одной лишь брачной ночи, сначала для всех, потом только для главы семьи, для жреца, военачальника и для сеньора - в средние века. По данным, приводимым Фридрихом Энгельсом, у многих народов друзья и родственники жениха и невесты предъявляли свои исконные права на невесту в брачную ночь, и жених стоял только в конце этого ряда. Так было в древности у балеаров, у некоторых африканских племён; до сих пор этот обычай существует у бареа в Абиссинии . У других должностное лицо, представитель племени или рода - касик , шаман , жрец , князь - заступает место общественной группы и пользуется правом Первой ночи.

Появление обычая, вероятно, связано со страхом пролития крови при лишении девственности. Считалось, что данный акт связан с утратой большого количества маны , и оттого вредит обычному человеку. Именно поэтому приглашали колдуна или вождя.

Право Первой ночи как остаток группового брака в конце 19-го века существовало ещё у большинства жителей Аляски (Bankroft, «Nature Races», I, 181), у таху в Северной Мексике (ib., стр. 584) и у некоторых других народов.

Существование права Первой ночи подтверждается многими обычаями и обрядами, надолго удержавшимися в народе. Уже тот факт, что у многих народов старший сын был лишаем наследства (переходившего к младшим), указывает на то, что его не считали принадлежащим к семье.

«Jungferzins» (подать девственности), сохранившаяся до самых последних дней господства феодализма, самим своим названием свидетельствует, что она явилась прямым продолжением jus primae noctis. Знаменателен также обряд, по которому господин в день свадьбы своих крепостных после венчания должен был перешагнуть через брачную кровать или поставить на неё свою ногу. К этому символическому подтверждению права на Первую брачную ночь относится характерный указ 1486 года , изданный Фердинандом Католиком и подтверждающий сам факт существования jus primae noctis; «мы полагаем и объявляем, - гласит указ, - что господа (сеньоры) не могут также, когда крестьянин женится, спать Первую ночь с его женой и в знак своего господства в брачную ночь, когда невеста легла в кровать, шагать через кровать и через упомянутую женщину; не могут также господа пользоваться против воли дочерью или сыном крестьянина, за плату или без платы» (цитировано в каталонском оригинале у Зугенхайма: Sugenheim, «Geschichte der Aufhebung der Leibeigenschaft», СПб., 1861, стр. 35).

Когда вышло из употребления право Первой ночи - сказать трудно, так как не во всех странах оно удержалось одинаково долго. Во Франции, этой классической стране феодализма, ещё в 1789 году были единичные случаи пользования этим правом - правда, случаи, окончившиеся печально для феодалов. В пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро » (), действие которой происходит в современной автору Испании, граф Альмавива особым постановлением отказывается в честь своей юной невесты от этого права относительно своих подданных.

Указание на существование права Первой ночи в России исследователи (Шлецер , Эверс , Татищев , Елагин) видят в рассказе летописи о замене княгиней Ольгой «княжьего» чёрной куной. Обычай давать выкуп помещику перед свадьбой удержался до отмены крепостного права; подать эта известна была под названием «выводной куницы». Во всяком случае насилие со стороны помещика над новобрачными из крепостных в последние столетия были фактом, а не правом. Князь Васильчиков в своей книге «Землевладение и земледелие» удостоверяет, что в бытность предводителем дворянства ему не раз случалось встречаться с фактами подобного насилия помещиков над крестьянками. В 1855 году , за 6 лет до отмены крепостного права, тайный советник Кшадовский был судим и присужден к денежному штрафу за пользование правом Первой ночи.

Современным отголоском "права первой ночи" в России можно также считать то, что многие свадьбы включают (уже снова почти традиционный) обряд "выкупа невесты", который, впрочем, не имеет ничего общего со средневековыми обычаями, а служит, как бы, их возместителем, требующим от жениха компенсации отнюдь не денежной, а исключительно в виде демонстрации своей сообразительности и остроумия. Впрочем, отсутствие этих качеств не налагает на жениха практически никаких обязательств.

В эпоху Просвещения возникла целая серия мифов, касающихся периода Средневековья и пытающихся представить его как самую аморальную и неприглядную эпоху всей нашей истории. Пояса целомудрия, которых никогда не было; сжигание ведьм, относящееся скорее к XVI веку; да и целая серия других бесчинств, таких, например, как право первой ночи. Все эти мерзости были сильно преувеличены и искажены с целью подорвать авторитет знати и церкви. Так существовало ли на самом деле «ius primae noctis»? Да, хотя это и не было задокументировано. Подобные случаи были достаточно распространены и не только в теории.

Контекст

Брак для всех?

Slate.fr 26.09.2012

Брак полезен для здоровья

Time 17.03.2013

Брак по расчету

Свободные новости плюс 13.08.2013

Это ислам дал нам однополый брак?

The American Conservative 25.02.2014

Право первой ночи, «ius primae noctis», было феодальной привилегией, в соответствии с которой господин имел право провести первую брачную ночь с женой своего вассала, то есть, лишить ее девственности.

Это расценивалось как один из многих актов произвола в отношении вассалов, практически принадлежавших региональному феодалу так же, как земля, на которой они жили, или урожай с нее.

Германское происхождение

Происхождение этой традиции точно не установлено, хотя еще Геродот упоминал об обычае одного из ливийских народов, заключавшемся в том, что «вождю племени предлагали на выбор всех готовящихся к замужеству девушек, и если одна из них ему нравилась, он мог первым познать ее».

В Средние века «право первой ночи» могло возникнуть из германского обычая, называемого «Байлагер» (Beilager), согласно которому главам княжеств предоставлялось право первого совокупления с невестой. Эта традиция исходила из представления о магической силе крови девственницы. Точнее, германский Байлагер заключался в праве господина разделить ложе с новобрачной, однако он терял это право в случае выплаты ему отступных наличными. Концепция о привилегии на право первой ночи укрепилась в феодальную эпоху, причем само понятие всегда ассоциировалось с уплатой дани или налогов, получивших такие местные наименования, как «меркет», «cullagium» (введенный папой Урбаном II ежегодный сбор) или «vadimonium» (обязательство явиться в суд под угрозой штрафа).

Большинство историографов сводят случаи пользования правом первой ночи к конкретным районам и напоминают также, что эта феодальная привилегия нередко осуществлялась и не в прямом смысле, а посредством уплаты господину определенной пошлины за разрешение на вступление в брак между его вассалами. Более того, во многих местах становилось традицией симулирование господином сексуального акта — например, он перепрыгивал через невесту на свадебных праздниках — как напоминание о власти феодала над своими вассалами и о возможности использования им своего права первой ночи.
Те, кто утверждает, что этого обычая никогда не было, цепляются за почти полное отсутствие документации, в том числе юридических текстов, указывающих на совершение подобных актов произвола, хотя они и признают, что в эпоху Средневековья письменные традиции были еще слаборазвиты и не выдерживали испытание временем. Однако, в Решении арбитражного суда Гуадалупе (Sentencia arbitral de Guadalupe) 1486 года, которым король Фердинанд Католик (Fernando El Católico) положил конец многим бесчинствам феодалов по отношению к своим каталонским вассалам, говорится, что «они [господа] не имеют права воспользоваться первой ночью и переспать с новобрачной, утверждая таким образом свое господство». Эта фраза доказывает, что право первой ночи существовало ранее, хотя бы теоретически.

Но одно дело теория, и совсем другое — практика. Право «ius primae noctis» вызывало сильнейшее негодование унижаемых им вассалов и нередко приводило к крестьянским восстаниям. То есть это оказывалось чересчур громким, но абсолютно не практичным доказательством господства феодалов. Тем не менее, сексуальное насилие над женами вассалов было достаточно распространенным явлением, хотя и не обязательно господин требовал его удовлетворения, и во многих случаях дело ограничивалось угрозами сделать это. Холопы были беззащитны.

Церковь защищает институт брака

Даже монархи пытались бороться с этим видом произвола, существовавшим в течение веков именно благодаря чрезвычайной слабости центральной власти. Многие правители распоряжались лишь небольшой частью территорий, у них почти не было собственной армии, поэтому их власть в существенной мере зависела от верности наиболее крупных сеньоров. Альфонс X Мудрый, Фердинанд Католик и другие монархи, обладавшие настоящей и сильной властью, принимали законы, направленные против злоупотреблений феодалов и недвусмысленно запрещали право первой ночи.

Кроме того, возрастающие с каждым веком авторитет и сила Церкви, способствовали становлению брака как церковного института. По мере укрепления церковного брака становилось ясно, что каноническое право стало превыше любых вековых традиций или обычаев, и что, если Бог и Церковь благословляют брачный союз, то отпадает необходимость вмешательства знати в этот процесс.

Начиная с того времени, когда Церковь монополизировала оформление браков, сексуальные злоупотребления перешли из разряда псевдо-правовых в капризы никем не контролируемых господ, неспособных уважать достоинство зависящих от них людей. Брак становится чем-то священным, и даже господа феодалы не могут его осквернить.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Сегодня древнейшие обычаи могут показаться вызывающими и даже варварскими. Однако это часть свадебной истории мира, с которой любопытно познакомиться. Кто-то обрадуется, что нынче такое не практикуется среди современных молодожен; кто-то, возможно, даже огорчится…

Не удовольствие - а опасность

В глубокой древности во всем мире была как никогда велика сила суеверий. Поэтому кровь, появляющаяся при лишении девушки девственности, ассоциировалась у многих народов со злом. Во избежание неприятностей, такое опасное дело не доверяли жениху. Со «злом» первым боролся, к примеру, старейшина или колдун. Однако у разных народов эту миссию выполняли разные люди. Причем в разном количестве и различными способами…

Шаманы лишали девушек невинности, чтобы спасти от злых духов

В древних скандинавских племенах волхв крал девственную невесту с наступлением темноты перед первой брачной ночью и утаскивал в лес. Там он приносил у костра жертву (лося или кабана) богине Фрие, чтобы потом совершить ритуальное соитие с девушкой.

Древний секс на первом свидании

В Древнем Египте незамужняя девушка в определенный день приходила в храм Великой Богини, где должна была отдаться первому встречному мужчине. Можно себе представить, как, наверное, любил околачиваться в том храме мужской пол!

В Индии один из народов приглашал на свадьбу неместного мужчину, который оставался в деревушке на ночь, чтобы лишить девственности невесту.

Подумать только, но то, что сегодня для нас является самой отвратительной и больной изменой, в папуасском племени арунто считалось нормой. Незадолго до свадьбы жених сам (!) просил двух-трех своих друзей украсть невесту и лишить ее невинности. Но это было только началом, ведь после того, как девушка стала женщиной, в ее дом до свадьбы мог прийти каждый мужчина племени с вполне конкретной целью…

Первым был… не человек

Совсем не по-человечески поступали жители племени куаньяма, расположенного рядом с Намибией. Будущих невест лишали невинности куриным яйцом!
Были в истории народы, которые проделывали это с местными девушками при помощи костяного ножа или пальца. Так поступали в Новой Гвинее, на Маркизских островах, в племенах Центральной Австралии и Центральной Америки. Делала это, как правило, пожилая женщина. А после - все мужчины клана жениха по очереди совокуплялись с невестой. Последним был законный супруг.

Дефлорация как почетное право

Однако некоторые древние народы вкладывали иной смысл в традицию «права первой ночи». Например, древние жители Балеарских островов считали ее привилегией. Поэтому первым с невестой «ложился» самый старший и самый почетный из гостей на свадьбе, затем следовали все другие в убывающем порядке по возрасту и рангу. Жених был последним. А в Северной Африке начала нашей эры первая брачная ночь стала даже своеобразным «продолжением банкета», развлечением для гостей. Каждый по очереди совокуплялся с невестой и дарил ей подарок.

Картина В.Д. Поленова «Право господина»

В Средние века практически повсеместно первая брачная ночь - это наипочетнейшее право. Для феодала стало Священной обязанностью лишать невинности крепостных девушек. Графы, герцоги могли в год делать женщинами до сотни девиц! И даже отважные средневековые рыцари в сияющих доспехах безропотно обязаны были уступать «право первой ночи» с их дамой сердца своему сеньору.
К счастью, в Швейцарии, например, такой обычай изжил себя в конце XVI века, а некоторые германские государства стали заменять его данью или выкупом. Бытовали такие традиции и в России вплоть до отмены крепостного права в 1861 году. В различных странах Европы жених добирался до невесты во втором порядке до XVII-XVIII веков.

«Я что у тебя не первый?!!»

Древние и средневековые традиции были в первую очередь против жениха, потому как первым мог быть кто угодно, только не он. Сегодня же быть первым для каждого мужчины - подарок на вес золота. Может быть, в них говорит генетическая память об обидах праотцов?..

Сегодня первая брачная ночь - часто первая не во всех смыслах

Но в современном мире говорить о «праве первой ночи» не имеет особого смысла, потому как сегодня, как никогда, актуальна условность этого термина. Ведь для многих девушек первая брачная ночь не является первой во всех смыслах этого слова. Однако в Африке еще остаются племена, которые практикуют нестандартные для цивилизованных стран сегодня подходы к первой брачной ночи…

Елена Калужина

Была очень важным моментом в жизни любого человека, особенно женщин. Как правило, уже с самого первого дня полового созревания любая девушка представляет то, как именно пройдет ее первый раз любви. Обычно большинство из них фантазируют об идеальном романтичном месте, где никто не будет беспокоить влюбленных. Разумеется, в этих фантазиях всегда присутствуют лепестки розы, свечи, шелковые простыни, шампанское, фрукты и очень нежный и ласковый мужчина рядом.

Здорово, когда все действительно происходят именно таким образом, как мечтала девушка. Однако далеко не каждого человека ожидает такое приятное событие. Некоторые дамы с ужасом вынуждены вспоминать свой первый секс. В некоторых странах девушки испытывают огромные муки и нестерпимое унижение в этом процессе. К сожалению, ритуал дефлорации на некоторых континентах и по сей день является важной частью священных обрядов. При этом поведение жителей некоторых племен просто поражает. Некоторые традиции остались в древности, однако чаще всего и сегодня их отголоски прослеживаются в разных культурах. Рассмотрим, как лишают девственности в разных странах мира.

Папуа - Новая Гвинея

Тут существует племя под интересным названием Тробриан. Согласно древним поверьям, уже множество веков его жители считают, что представительницы прекрасного пола должны лишаться невинности в возрасте 6-8 лет. На самом деле невозможно представить, какой огромный стресс представляет собой такая процедура для маленького ребенка. Однако жителей племени не особенно интересует психология.

В этом возрасте девочки должны начинать расхаживать по деревням абсолютно обнаженными, чтобы начать привлекать мальчиков и более того - взрослых мужчин. При этом заняться сексом с ребенком может абсолютно любой мужчина в возрасте от 10 до 70 лет. Радует хотя бы то, что перед этим ему необходимо познакомиться с ее родителями.

Однако не стоит обольщаться. Эта процедура необходима для того, чтобы уточнить, действительно ли она является девственницей. Если родители подтверждают целомудрие своего ребенка, то в этом случае проводится импровизированная первая брачная ночь.

Однако на этом ужасы для девушек не заканчиваются. Обычай торжественной дефлорации обладает последствиями.

Если девушка потеряла невинность в 6 лет, то у нее есть 2 года на то, чтобы попробовать насладиться детством. Дело в том, что после 8 лет с ней имеют право заниматься сексом любые мужчины, которые этого захотят. При этом ни сама девочка, ни ее родственники не смогут этому помешать. Однако страстных натур порадует то, что в этом племени девушкам разрешено вступать в половые связи с любыми мужчинами и сколько угодно раз. А вот ужинать с представителями мужского пола считается неприличным до бракосочетания.

Океания

Говоря о том, как лишают девственности в разных странах мира, стоит обязательно рассмотреть и этот ужасный обычай.

В Океании, если молодая девушка и ее ухажер уверены в том, что они любят друг друга и планируют в скором будущем связать свои жизни вместе, то не стоит ждать романтики. Представительнице женского пола придется пройти одно нелегкое испытание. Стоит отметить, что в данной стране не принято вступать в сексуальные связи до бракосочетания. Все девушки обязательно должна оставаться девственными до замужества. Однако не стоит слишком сильно радоваться таким прекрасным традициям.

За пару дней до брачного обряда жениха имеет право пригласить в гости от 3 до 5 своих друзей и предоставить им свою девушку в качестве любовницы. Товарищи новоиспеченного мужа забирают невесту и вместе с ней уезжают за пределы деревни, где они по очереди начинают заниматься с ней сексом. После этого вся компания возвращается домой. Друзья в подробностях рассказывают жениху о том, что им понравилось, а что не очень устроило в будущей жене. Помимо этого, они обязательно привозят с собой окровавленную простыню, чтобы доказать молодому человеку, что невеста действительно была невинной до поездки в лес.

После этого обычая первой брачной ночи жениху дается некоторое время на размышления. В итоге он принимает окончательное решение, действительно ли он хочет жениться на своей девушке. Если его ответ положительный, то на этом издевательство над прекрасной половиной заканчивается. Однако при отрицательном вердикте мужчина просто продолжает искать новую половинку, а девушка вынуждена терпеть насмешки соседей и своих родственников. Считается очень позорным, если она не смогла удовлетворить друзей потенциального жениха. В этом случае она, скорее всего, навсегда останется одна.

На этом ужасы того, как лишают девственности в разных странах мира, не заканчиваются. Напротив, в некоторых странах обычаи буквально доходят до абсурда.

Суматра

В некоторых поселениях этого острова до сих пор действует обычай права первой ночи, согласно которому невинности девушку лишает ее отец и другие родственники. Обычно это происходит, как только ей исполняется 17 лет. Если же девушка отказывается проходить подобный обряд, то в этом случае она не сможет выйти замуж.

Процедура происходит очень незатейливым образом. В определенный день в доме собираются все родственники. А после этого отец девушки и все мужчины, которые являются ее родственникам, заходят по очереди в ее комнату и засовывают ей во влагалище фаллические фигурки или просто пальцы. Сложно даже представить, что в этот момент испытывает несчастная. По завершении обряда начинается грандиозное празднование. И это далеко не все традиции того, как лишают девственности в разных странах мира.

Тибет

Здесь до сих пор еще сохранились традиции, согласно которым молодой человек может жениться исключительно на девственнице, при этом он обязан сохранить ее девственную плеву до того момента, пока кто-нибудь из мужчин не проявит свое желание провести с ней ночь. При этом это может быть хоть друг мужа, хоть абсолютно незнакомый человек. В этом случае любой мужчина просто заходит домой к молодоженам и требует предоставить ему право первой ночи.

Если пара на это соглашаются, то в этом случае жена горемыки отправляется на несколько дней к своему новому кавалеру для того, чтобы он смог вдоль ей насладиться. Самое интересное то, что по возвращении домой девушка обязательно должна быть беременной. Только после того как она принесет ребенка от абсолютно незнакомого человека, она имеет право зачать ребенка уже со своим мужем. При этом чужое дитя обязательно нужно растить как свое собственное.

Япония

Если говорить о том, как лишали девственности в былые времена, то довольно долгое время считалось, что быть гейшей в этой стране - очень почетно. Эти девушки никогда ни в чем не нуждались. При этом никто не имел права их оскорблять. Более того, они были объектом всеобщего восхищения и уважения. Однако прежде чем вступить на подобную карьерную лестницу, будущим гейшам необходимо было избавиться от своей девственной плевы. В этом случае проводился особый обряд дефлорации. Он заключался в том, что будущая гейша выставляла свою девственность на продажу. В итоге тот, кто предлагал самую большую сумму на торгах, мог провести с девушкой ночь. Данный обряд был направлен также на то, чтобы новая «работница» смогла познакомиться с огромным количеством будущих клиентов.

Саудовская Аравия

В этой стране до сих пор бытует интересная традиция, согласно которой невесту лишают девственности прямо в процессе свадьбы. К счастью, это хотя бы делает жених. Однако прелюбодеяние должно обязательно происходить публично. Гости должны наслаждаться процессом того, как невеста превращается в женщину. Однако и тут все непросто. При этом жених должен покрыть указательный палец белым полотном и прорвать им девственную плеву будущей супруги. После этого он должен продемонстрировать окровавленной клочок материи всем присутствующим.

Как лишали девственности в древности: Греция и Рим

Если верить старинным текстам, которые были найдены в разрушенных медицинских учреждениях, то в те времена считалось, что девочки готовы к постельным играм, как только им исполнится 14 лет. До этого момента они имели право и вовсе не носить одежду. Более того, самое интересное заключается в том, что в некоторых поселениях считалось позорным, если женщина была нетронутой до бракосочетания. До этого мероприятия она обязательно должна была лишиться невинности в храме. Процесс прорывания плевы считался обрядом жертвоприношения. Для того чтобы избавиться от злополучной девственности, юная прелестница отправлялась в храм. По дороге она должна была познакомиться с первым встречным и отдаться ему в священном месте.

Скандинавия

Во многих племенах считалось, что потеря невинности - это очень важный обычай. Как только девушка и парень решали пожениться, то в первую брачную ночь она должна была отправиться в лесную чащу. После этого к ней присоединялся волхв, который разводил костер и убивал какую-нибудь живность для жертвоприношения. После этого он совершал соитие с невестой.

Как лишали девственности в Древней Руси

Если говорить о наших предках, то они были не такими коварными, как в некоторых других странах. Считалось, что если молодые люди решали пожениться, то в первую брачную ночь жених не всегда мог совершить супружескую обязанность. Если такое происходило, то в этом ему на помощь приходил его друг. Как правило, это должен был быть более опытный в этих делах человек, который с легкостью мог справиться с данной процедурой. После этого жених мог наслаждаться своей невестой, которая уже потеряла невинность. Таким же образом поступали балканские славяне. Правда, они сразу передавали невесту другу жениха. Поэтому говоря о том, как лишали девственности в Древней Руси, сильно краснеть не приходится.

Индия

В этой стране процедура дефлорации выполнялась за деньги специально обученными людьми. При этом решение о том, что девушке пора распрощаться с невинностью, как правило, принимала ее мать. В процессе лишения невинности специалист использовал камень, дерево или другие материалы, которым придавалась фаллическая форма.

Франция

В этой стране считалось, что первую брачную ночь муж не имеет права разделить со своей женой, если на то не дается соглашения его сеньора. Кроме этого, новоиспеченный муж даже платил за это деньги. При этом сеньор мог отказать мужчине, если ему самому приглянулась та или иная девушка. Поспорить с ним никто не имел права.

В традициях некоторых стран, в том числе и России новоиспеченный муж не всегда имел, казалось бы, законное право первым разделить ложе со своей суженой. И чаще всего интимная связь с чужим мужчиной для невесты была делом далеко не добровольным.

Удобный обычай

Право первой ночи – явление по понятным причинам не закрепленное никакими законодательными актами, существовавшее в родоплеменных культурах или странах с высоким уровнем социального неравенства. Еще Фридрих Энгельс отмечал, что в традициях некоторых народов жених был последним человеком, кто мог претендовать на свою невесту в первую брачную ночь. Перед ним его суженой могли воспользоваться братья, дальние родственники и даже друзья. В племенах Африки и Южной Америки первоочередное право на невесту имели шаманы или вожди, что объяснялось необходимостью обезопасить молодую пару от злых духов.

В средневековой Франции «Ius primae noctis» было своеобразной привилегией феодала, который спокойно мог позволить себе интимную связь с женой своего вассала. По мнению историков, такая привилегия могла возникнуть из германского обычая Beilager, согласно которому крупные землевладельцы имели первоочередное право на сексуальный контакт с невестой любого из своих подданных. В некоторых случаях вассал мог выплатить своему феодалу отступные и тогда тот отказывался от права пользования его женой.

Ученые справедливо ссылаются на отсутствие документов, подтверждающих право первой ночи в Средневековой Европе, однако косвенные свидетельства все же имеются. К примеру, сохранившееся решение арбитражного суда в испанской Гудалупе от 1486 года, которое гласит, что король Фердинанд II отныне запрещает господам пользоваться привилегией провести ночь с невестой вассала, доказывает, что такое право все же было где-то прописано.

Любопытно, что право первой ночи, демонстрирующее произвол феодалов, в некоторых случаях могло быть выгодно невесте. Далеко не все девушки до замужества хранили девственность, которая считалась едва ли не обязательным условием замужества. Ночь, проведенная с господином, избавляла невесту от переживаний относительно преждевременно потерянной невинности.

Возрожденная традиция

По мнению этнографов, право первой ночи – обычай, весьма распространенный в языческой славянской культуре. Половой контакт с невестой мог иметь более искусный в любовных делах член племенной группы. Цель обычая – избавить молодую от травмирующего опыта. Нередко правом первой ночи мог воспользоваться отец будущего мужа. Практиковалось также похищение невесты друзьями жениха. Согласно Василию Татищеву, обычай давать невесту в пользование старейшему общины или селения был запрещен княгиней Ольгой и заменен выкупом.

В трансформированном виде право первой ночи сохранилось и в христианской Руси. К примеру, в некоторых деревнях на свадьбе каждый приглашенный мужчина должен был несколько раз прижаться к молодой, имитируя половой акт: это якобы позволяло невесте морально подготовиться к первой брачной ночи.

В удаленных украинских селах до недавнего времени был распространен обычай, согласно которому жених должен был предоставить доказательства лишения невинности своей суженой. В случае неудачи ему давали еще два шанса. Если и они не имели успеха, то его место должен был занять старший родственник или самый опытный из свадебных гостей мужчина.

В середине XVIII столетия по мере укрепления крепостничества в России право первой ночи получило новый толчок. Это тяжелейшее для крестьянства время, породившее «салтычих», практически не давало надежды крепостным противостоять произволу помещиков. Хотя российские законы и позволяли защищать крестьян от злоупотреблений душевладельцев, на деле всесильная знать редко привлекалась к судебной ответственности, пуская в ход деньги и связи.

Русский писатель и общественный деятель князь Александр Васильчиков, владелец образцового имения Трубетчино, в своей книге «Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах» приводит немало фактов насилия, в том числе и сексуального, помещиков над крепостными, когда невинные крестьянские девушки в течение многих лет безнаказанно растлевались для удовлетворения похоти своего господина.

Произвол по-русски

К сожалению, в России не все помещики, подобно Александру Васильчикову, заботились о своих подданных. Обычно чем дальше о столицы, тем чаще фиксировались случаи злоупотребления положением и властью. Борис Тарасов в книге «Россия крепостная. История народного рабства» сообщает, что если насилию со стороны более влиятельного соседа подвергались мелкие дворяне, то крестьянские девушки и вовсе оказывались перед ним беззащитны. Принуждение к разврату, по словам Тарасова, было сродни отдельной повинности - своеобразной «барщине для женщин».

Историк Василий Семевский пишет, что некоторые помещики, проводившие бὀльшую часть времени за границей, на Родину приезжали с одной лишь целью – удовлетворить свою похоть. К приезду барина управляющий имением должен был подготовить список всех подросших крестьянских девушек, каждая из которых попадала в распоряжение хозяина на пару ночей. Когда список заканчивался, помещик ехал в другую деревню.

Русский публицист, выходец из богатого дворянского рода Александр Кошелев описывал это постыдное явление на примере своего соседа, молодого помещика С. Этот барин, страстный охотник до «свеженьких девушек», не позволял состояться крестьянской свадьбе, пока не испытает достоинство невесты. Однажды родители одной из девушек на выданье не подчинились своеволию хозяина, пишет Кошелев. И тогда помещик приказал доставить всю семью в дом, приковал мать и отца к стене и заставил их лицезреть, как он насилует дочь.

Этот случай обсуждал весь уезд, однако обладавшему влиянием молодому развратнику все сошло с рук. Впрочем, бывало, что власти все же наказывали распоясавшегося господина. Так, в 1855 году суд определил тайному советнику Кшадовскому выплатить штраф пострадавшей за пользование правом первой ночи. Только после отмены крепостного права традиция растления крестьянских невест в России пошла на убыль.



Просмотров