Правовые викторины для старшеклассников. Интеллектуально - правовая игра юридическая азбука для школьников. Представление членов жюри

Сценарий игры для старшеклассников «Правовой КВН»

Ход игры:

Ведущий: Трудно представить успешным человека, грамотным специалиста без знания права. Его роль в современной жизни огромна. Знание права позволяет человеку чувствовать себя уверенно в любой ситуации, ориентироваться в огромном количестве норм, правил, установленных государством. Правовая грамотность – необходимое условие формирования правового государства и гражданского общества и именно вам – выпускникам, ученикам 10-х классов совсем скоро предстоит решать эти важные задачи.Дорогие игроки и болельщики. Вы знаете, что сейчас у нас идет месячник правовых знаний. В рамках этого месячника мы предлагаем вам принять участие в игре "Правовой КВН", оценить свои знания и знания соперников

Условия игры: 6 этапов и 2 музыкальные паузы. За прохождение этапов каждая команда получает жетоны. По их количеству определяется победитель.

Представление членов жюри.

1 этап: Представление команд (название команды, девиз, представление капитанов)

Участникам предлагается дописать высказывания выдающихся людей, пословицы об общественной морали и нравственности.

Подчеркнутое слово закрыто в предлагаемом задании:

- “Совесть - 1000 свидетелей” (античная мудрость)

- “Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой ” (М.М. Пришвин, писатель)

- “Чтоб быть свободным, нужно подчиняться законам ” (античная мудрость)

-“Опьянение не что иное, как добровольное безумие. Продли это состояние на несколько дней – кто усомнится, что человек сошел с ума?”

(Сенека, философ)

- “Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков”. Лао Цзы, философ)

- “ Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия”. (Г. Галине, философ)

- “Не сближайся с людьми, у которых слишком гибкая совесть. ” (Э. Делакруа, художник)

Музыкальная пауза (каждая команда готовит музыкальный номер)

3 этап: “Что? Где? Когда?”

Командам задаются вопросы, на которые они должны ответить в течение минуты. Начинается конкурс с домашнего задания (приготовленные заранее вопросы)

С какого возраста у гражданина нашей страны наступает правоспособность? (С рождения и до смерти)

О ком писатель Абу-ль-Фарадж пишет: “Вначале он становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым и уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей валяется в грязи. (О человеке в состоянии опьянения)

- “Черный ящик”. Этот предмет появился в 1989 году. С тех пор им пользуются в 61 стране мира для того, чтобы защищать детей от рождения до 18 лет. (“Конвенция о правах ребенка”)

Можно ли усыновить 11-летнего ребенка, изменить его фамилию без его согласия? (с 10 лет только с согласия ребенка)

В каком документе находит отражение правоспособность учащегося школы? (В Уставе школы)

Каков максимальный срок отбывания наказания, установленный для несовершеннолетних? (10 лет)

С какого возраста и за какие проступки учащийся может быть исключен из школы? (За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению педагогического совета школы)

В каком возрасте легче всего заболеть наркоманией? (В детском возрасте)

С какого возраста наступает уголовная ответственность у гражданина нашей страны? Каков минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности в мире? (В РФ – с 16 лет, за часть преступлений – с 14 лет. В 30-е годы 20 века минимальный возраст, подлежащий уголовной ответственности, составлял 12 лет. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность в Америке наступает с 7 лет, в Англии – с 10 лет).

4 этап: «Правовой лабиринт». Вам предстоит разгадать правовой кроссворд, состоящий из 17 вопросов. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов -17. Время – 5 минут

Музыкальная пауза

5 Этап: «Мы выбираем, нас выбирают…» Совсем скоро вам предстоит принимать участие в избирательных кампаниях. Что знаете вы о выборах в РФ? Перед вами на столах тестовые задания на тему «Избирательное право». Максимальное количество балов за этот конкурс – 12 (по количеству вопросов). Время – 5 минут.

1.В каком государстве неучастие в выборах наказывается лишением свободы? а)В России б) В Австралии в) В Турции

2.Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые получили в своих округах большинство голосов избирателей, характерно для… а) мажоритарной избирательной системы; б) пропорциональной избирательной системы; в) смешанной избирательной системы

3. Смешанная избирательная система в РФ применяется при выборах а) в Государственную Думу; б) президента; в) губернатора

4.В каком возрасте гражданин РФ получает право баллотироваться на пост Президента? а) в 18 лет; б) в 35 лет; в) в 27 лет

5. Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства называется а) присяга; б) инаугурация; в) церемониал

6. Количество депутатов, избираемых в Государственную Думу а) 350; б)400; в) 450

7. Путём референдума нельзя решать: а) вопрос о помиловании; б) вопрос о принятии Конституции; в) вопрос о пересмотре действующего закона;

8. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны: а) Государственная Дума Российской Федерации; б) Президент страны; в) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ).

9. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? а) с21 года; б) 18 лет; в) с 25 лет.

10. Что такое пассивное избирательное право? а) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; б) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны; в) право не принимать участие в выборах.

11. Что такое активное избирательное право? а) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; б) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны; в) право на участие в работе избирательной комиссии

12. В каком году был избран первый Президент РФ? а) в 2000г.; б) в 1990г; в) в 1991г. 6.

6 этап: «От теории – к практике». Перед вами на экране изображения. По ним вам необходимо классифицировать правонарушения, определить вид и меру ответственности за каждое из них. Устный ответ дает капитан команды. Максимальное количество баллов – 6 . Время – 12 минут

Заключение:

Ведущий рассказывает легенду: “Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: “Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?”

Мы надеемся, что знания, полученные на уроках, на сегодняшнем мероприятии пригодятся вам в жизни. Вы должны хорошо знать свои права и обязанности, соблюдать законы, никогда не приступать их.

Мы верим, что вы будете законопослушными гражданами нашей страны.

Слово для награждения предоставляется жюри.

Викторина по праву «Мир права»

Методическая разработка

Учителя истории и обществознания

Быштак-оол Надежды Николаевны

Пояснительная записка

В современном обществе правовая культура является важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. А, значит, ведущую приобретает правовое воспитание учащихся, которое представляет целенаправленное,организованное и систематическое воздействие на личность. Эффективной формой приобщения школьников к правовой культуре, стимулирования их познавательно-творческой деятельности и становлению активной жизненной позиции выступает внеурочная деятельность, в частности, проведение предметных недель. Одним из мероприятий в рамках недели правовых знаний является правовая викторина для старшеклассников.

Цели викторины:

    формирование правовой грамотности учащихся;

    закрепление навыков внутригрупповой коммуникации;

    выработка установок на законопослушное поведение

Форма проведения:

Игра проводится в форме викторины между командами 9-11 классов. Каждая команда располагается за отдельными столами. Количество команд - 3 (по количеству классов), в команде 5 игроков.

Условия для проведения игры:

    наличие помещения (класс, актовый зал);

    оборудование;

    задания;

    жюри (3 человека)

Оборудование, оформление

    изображение государственных символов;

    компьютер;

    медиапроектор;

    экран,

    таблица подведения итогов (на доске и у жюри)

Предварительное задание для команд:

разработать и презентовать название, эмблему и девиз команды

Ход игры:

    Введение (3 минуты)

Сегодня вы, ребята, выступите в роли сыщиков, экспертов, криминалистов – одним словом, в роли знатоков права. Но самое главное – вы должны определить, как необходимо вести себя в правовом поле взрослых, чтобы не допускать правонарушений и не преступать границ. Правовые знания, закрепленные сегодня, помогут вам выработать способы поведения в конкретных жизненных ситуациях. Мы предлагаем вам принять участие в викторине «Мир права», оценить свои знания и знания соперников. Игра состоит из четырех этапов, каждый из которых будет оценивать компетентное жюри. Желаем удачи!

    Представление команд.

Этап №1: конкурс презентаций команд (название, эмблема, девиз). Каждой команде дается 3 минуты. Общее время -9 -10 минут

    Конкурс №2 «Правовой лабиринт»

Вам предстоит разгадать правовой кроссворд, состоящий из 17 вопросов. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов -17. Время – 5 минут

КРОССВОРД «Правовой лабиринт»

По горизонтали:

1 . Лицо, профессией которого является квалифицированная юридическая помощь.

3.Основной закон РФ.

5. Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным.

7. Общественный институт, занимающийся удостоверением сделок и приданием юридической силы различным документам.

9. Совокупность общеобязательных правил поведения, установленных либо санкционированных государством.

11. Устойчивая правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

12. Круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.

15. Должностное лицо, на которое возлагается функция контроля над соблюдением законных прав и интересов.

16. Требование, предъявляемое истцом в судебном порядке.

17. Система государственных служб и органов по охране порядка.

По вертикали:

2.Способность самостоятельно, без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.

3.Прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

6. Уполномоченный по правам ребенка

8. Общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и их отношения с государством.

10. Специалист по правоведению, юридическим наукам.

13. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

14. Действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

4.Разминка для болельшиков «Как ты знаешь Конституцию своей страны?»

1.Правило, установленное государством, и обязательное для исполнения всеми.

2. Основной закон страны.

3.Верховнество государственной власти внутри страны и независимость в международных делах.

4.Политко-правовая связь лица и государства, которая выражается во взаимности их прав и обязанностей.

5.Тип политического режима, основанный на признании народа в качестве источника власти.

6.Государство демократического типа, основными признаками которого являются:

верховенство закона, разделение властей, свобода слова, гарантии прав граждан.

7.Когда принята ныне действующая Конституция РФ?

8.Кто был президентом страны в это время?

9.Вступление к Конституции.

10.Сколько глав в Конституции?

11. Как называется 5 глава Конституции?

12.Сколько разделов в Конституции?

13.Чему посвящён второй раздел?

14.Высший представительный орган власти в любом государстве?

15. Как называется парламент в нашей стране?

5. Этап № 3 «Соотнеси понятие». Конечно, настоящим юристам не обойтись без прочных теоретических знаний. Начнем наш конкурс с самого серьезного задания: в течение 3 минут командам необходимо соотнести понятия с их содержанием.

(работа команд с письменным заданием). Соотнесите понятие и содержание:

общество

А. Семейный союз мужчины и женщины, который определяет взаимные права и обязанности.

социум

Б. Основной закон государства.

этнос

В. Способ организации жизни людей.

брак

Г. Ущемление в правах отдельных лиц или группы лиц по национальному, расовому, половому либо иному признаку.

геноцид

Д. Латинская форма слова «общество».

расизм

Е. Уничтожение большой группы людей по национальным, религиозным, политическим мотивам.

декларация

Ж. Греческая форма слова «народ».

конвенция

З. Теория о превосходстве своей расы над другими.

конституция

И. Документ, не имеющий обязательной силы, в котором провозглашаются основные принципы.

10.

дискриминация

К. Международное соглашение по важному социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

6. Конкурс для болельщиков « Правовые ситуации»

По новой программе правового образования юридические тонкости предлагаемых жизненных ситуаций может четко разобрать даже шестиклассник. Но знания закона необходимы в любом возрасте, независимо от школьной программы. Поэтому сейчас мы совместно , опираясь на ваш жизненный опыт и уже приобретенные знания, попытаемся проанализировать точки зрения права и морали каждую конкретную ситуацию (в процессе обсуждения по каждому случаю ведется многоплановая, разносторонняя беседа; в этом и заключается дидактическая цель).

а) 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

б) 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается, имеет немалый доход. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?

в) 3 ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть? г) Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Подумаешь! Мне все равно ничего не будет!». Прав ли он?

д) На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли их наказать?

е) Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?

7.Этап №4 конкурс «Мы выбираем, нас выбирают…» Совсем скоро вам предстоит принимать участие в избирательных кампаниях. Что знаете вы о выборах в РФ? Перед вами на столах тестовые задания на тему «Избирательное право». Максимальное количество балов за этот конкурс – 12 (по количеству вопросов). Время – 5 минут.

1.В каком государстве неучастие в выборах наказывается лишением свободы?

а)В России

б) В Австралии

в) В Турции

2.Первый и последний президент СССР:

а) Б. Ельцин

б) В. Путин

в) М. Горбачев

3. Что такое референдум

а) власть 1 монарха

в) власть народа

4.В каком возрасте гражданин РФ получает право баллотироваться на пост Президента?

а) в 18 лет;

б) в 35 лет;

в) в 27 лет

5. Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства называется

а) присяга;

б) инаугурация;

в) церемониал

6. Количество депутатов, избираемых в Государственную Думу

а) 350;

б)400;

в) 450

7. Путём референдума нельзя решать:

а) вопрос о помиловании;

б) вопрос о принятии Конституции;

в) вопрос о пересмотре действующего закона;

8. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны:

а) Государственная Дума Российской Федерации;

б) Президент страны;

в) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ).

9. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?

а) с21 года;

б) 18 лет;

в) с 25 лет.

10. Что такое пассивное избирательное право?

в) право не принимать участие в выборах.

11. Что такое активное избирательное право?

а) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

б) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны;

в) право на участие в работе избирательной комиссии

12. В каком году был избран первый Президент РФ?

а) в 2000г.;

б) в 1990г;

в) в 1991г.

8. Конкурс для болельщиков

1. Что такое права человека?(Это охраняемая, обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни).

2. В каком международном документе изложены основные права человека?(Всеобщая декларация прав человека).

3. Какая международная организация приняла этот документ? (ООН).

4. Какая человеку пользам от того, что у него есть права? (он не зависит ни от кого,кроме закона, является свободным в проявлении своей воли).

5. Переведите на русский язык термин «декларация». (Объявление, провозглашение).

6. Переведите на русский язык термин «привилегии» (Особые права)

7. Что означает право на жизнь? (Право родиться, жить и умереть естественной смертью).

8. Что означает право на свободу? (Человек, не совершивший никаких противозаконных действий, не должен никем насильственно удерживаться).

9. Что такое право человека на свободу передвижения? (Это возможность самому выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы страны и возвращаться).

9. Этап №5 «От теории – к практике».

Перед вами на экране изображения. По ним вам необходимо классифицировать правонарушения, определить вид и меру ответственности за каждое из них. Устный ответ дает капитан команды. Максимальное количество баллов – 6 . Время – 12 минут

10. Разминка - продолжить пословицу

1.Хоть криво сиди, (но прямо суди)

2. Не садил, не поливал, (а рвать поспел).

3. Дело право, (только гляди прямо)

4. Кто за правое дело стоит, (тот всегда победит)

5. За признание –(половина наказания)

6. Нашел, да не объявил – (все равно, что утаил)

7. Сперва рассуди, (а потом осуди)

8. Правда суда (не боится)

9.Под защитой права (никто не бывает обманут)

10. Мудрость закона нельзя (исчислять деньгами)

11. Где парит сила, (там закон бессилен)

12. Истцу - первое слово, (ответчику – последнее)

13. Судья праведный –(ограда каменна)

14. Нет мяса без костей, (Вершин, без горных склонов,) Нет пира без гостей,(Державы - без законов.)

15. Дуракам закон (не писан)

16. Меч правосудия (не имеет ножен)

8 конкурс для болельщиков. 1.(Это охраняемая, обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни).

11. Подведение итогов. Награждение победителей.

Ключи

Ответы 1 разминки «Конституция»

1.закон

2.Констиуция

3. Суверенитет

4. Гражданство

5.Демократия

6.Правовое

7.12.12.1993г

8.Б.Ельцин

9.Преамбула

10.9

11.Федеральное Собрание

12.2

13.заключительные и переходные части

14.Парламент

15.Федеральное Собрание РФ, Великий Хурал (РТ)

Ответы 3 этапа «Соотнеси понятия»: В,Д,ж,а,е,з,и,к,б,г.

Ответы конкурса для болельщиков «правовые ситуации»

А.(Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.173 КЗОТ.)

11г.

14 .с

13.н

15.о

16.и

Б. (С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.27 ГК. Дети с 6 до 14 лет могут совершать только мелкие сделки – без денег. Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст. 28 ГК.)

В. (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления –

с 14 лет. Ст.105 УПК. Если правонарушитель не достиг возраста 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.)

Г. (Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины ко всем администрация вправе применить следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.)

Д. (Это расценивается как мелкое хулиганство, ст.158 АК., за которое предусмотрен штраф в размере до одного МРОТ; при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН)

Е. (Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления, ст.31 УПК.)

Ответы «Мы выбираем, нас выбирают »: б,в,б,а,б, в,а,в,б,а,б,в

1.Статья 214. Вандализм
Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах,
наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Кража в магазине подразумевает хищение чужого имущества и предусматривает ответственность по части 1 или 2 (если совершена группой лиц по предварительному сговору) статьи 158 УК РФ, где установлена минимальная санкция в виде штрафа в размере до 80 000 рублей, максимальное наказание – сроком до пяти лет. Не все знают, что уголовная ответственность при совершении кражи в магазине наступает только при условии, если стоимость похищенного имущества превышает 1000 рублей. В обратном случае, магазинная кража признается мелким хищением и квалифицируется как административное правонарушение, за которое статьей 7.27 КоАП РФ предусмотрены либо штрафные санкции не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток

3. распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте .

Согласно статьи 20.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ, появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах - влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.

Условия игры: принимают участие две команды по 6-8 человек, каждая команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана. До игры, команды придумывают свой вопрос команде противников.

Оформление игры: стенд “Человек. Государство. Закон”, где представлена литература по данной теме.

Начинается игра со вступительного слова ведущего:

“Ни при каких обстоятельствах в человеке не может проснуться кто-то другой, о ком он прежде ничего не подозревал…,” - писал А. Де Сент-Экзюпери.

Взрослым свойственно пристально вглядываться в подрастающее поколение и пытаться определить, что принесет оно миру, каким будет завтрашний день. Вот 4 точки зрения на молодежь, попытайтесь определить, к какому времени они относятся:

  1. “Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков”.
  2. “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна”.
  3. “Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушаются своих родителей, видимо, конец мира уже не далек”.
  4. “Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру”.

Присутствующим предлагается определить, к какому времени принадлежат данные высказывания.

Слово ведущего:

Первая точка зрения принадлежит Сократу(470-399 гг. до н.э.), вторая - Гесиоду (720г. до н.э.). Автор третьего высказывания – египетский жрец, живший за 2000 лет до н.э. И, наконец, четвертое обвинение обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст горшка – свыше 3000 лет.

Итак, проходили века и тысячелетия, молодежь становилась все хуже и хуже. Остается непонятным, каким образом цивилизации удалось не только выжить, но и достичь успехов. В чем же дело?

Самая главная причина в том, что молодежь не однородна и, наряду с передовой частью в ней всегда представлены и отрицательные типы, которые ведут себя достаточно активно, чтобы бросаться в глаза окружающим, преступают закон.

К сожалению, молодежь и в наши дни совершает преступления. В последнее время появились новые виды преступлений: вандализм, вымогательство, торговля наркотиками и их распространение, ложное сообщение об угрозе террористического акта. Случаи издевательства и унижение человеческого достоинства, называемые “дедовщиной”, стали распространенным явлением в нашей армии.

Цель нашего сегодняшнего мероприятия: повышение уровня правовой культуры.

Условия игры: 5 этапов и 2 музыкальные паузы. За прохождение этапов каждая команда получает жетоны. По их количеству определяется победитель.

Представление членов жюри.

1 этап: Представление команд (название команды, девиз, представление капитанов)

Участникам предлагается дописать высказывания выдающихся людей, пословицы об общественной морали и нравственности.

Подчеркнутое слово закрыто в предлагаемом задании:

- “Совесть - 1000 свидетелей” (античная мудрость)

- “Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой” (М.М. Пришвин, писатель)

- “Чтоб быть свободным , нужно подчиняться законам” (античная мудрость)

-“Опьянение не что иное, как добровольное безумие. Продли это состояние на несколько дней – кто усомнится, что человек сошел с ума?”

(Сенека, философ)

- “Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков”. Лао Цзы, философ)

- “ Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия”. (Г. Галине, философ)

- “Не сближайся с людьми, у которых слишком гибкая совесть. ” (Э. Делакруа, художник)

Музыкальная пауза (каждая команда готовит музыкальный номер)

3 этап: конкурс “Преступление и наказание”

Каждая команда получает задание: в перечисленных ниже действиях отметьте те, которые являются преступлениями (ответ подчеркнут)

Сергей К. не пустил в дом участкового милиционера.

Александр Н. оскорбил нецензурными словами пассажира и нанес ему телесные повреждения.

Михаил С. курил вблизи склада горюче-смазочных материалов.

Водитель продолжил движение на запрещенный сигнал светофора.

14-летние подростки баловались огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки.

Заказчик не выплатил исполнителю вознаграждение в срок.

Виктор К. на митинге призывал пойти военным походом на одну из соседних республик.

Иван С. в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал физической расправой.

Вера А. совершила кражу сотового телефона.

Музыкальная пауза (каждая команда готовит музыкальный номер)

4 этап: конкурс капитанов “Определи понятие”:

Каждый капитан вытягивает по жребию по 4 таблички с терминами и объясняет, что означают эти понятия:

Присяжные заседатели, Третейский суд, Инкриминирование, Умысел, Вандализм, Презумпция невиновности, Экоцид, Аффект.

5 этап: “Что? Где? Когда?”

Командам задаются вопросы, на которые они должны ответить в течение минуты. Начинается конкурс с домашнего задания (приготовленные заранее вопросы)

С какого возраста у гражданина нашей страны наступает правоспособность? (С рождения и до смерти)

О ком писатель Абу-ль-Фарадж пишет: “Вначале он становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым и уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей валяется в грязи. (О человеке в состоянии опьянения)

- “Черный ящик”. Этот предмет появился в 1989 году. С тех пор им пользуются в 61 стране мира для того, чтобы защищать детей от рождения до 18 лет. (“Конвенция о правах ребенка”)

Можно ли усыновить 11-летнего ребенка, изменить его фамилию без его согласия? (с 10 лет только с согласия ребенка)

В каком документе находит отражение правоспособность учащегося школы? (В Уставе школы)

Каков максимальный срок отбывания наказания, установленный для несовершеннолетних? (10 лет)

С какого возраста и за какие проступки учащийся может быть исключен из школы? (За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению педагогического совета школы)

В каком возрасте легче всего заболеть наркоманией? (В детском возрасте)

С какого возраста наступает уголовная ответственность у гражданина нашей страны? Каков минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности в мире? (В РФ – с 16 лет, за часть преступлений – с 14 лет. В 30-е годы 20 века минимальный возраст, подлежащий уголовной ответственности, составлял 12 лет. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность в Америке наступает с 7 лет, в Англии – с 10 лет).

Заключение:

Ведущий рассказывает легенду: “Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: “Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?”

Мы надеемся, что знания, полученные на уроках, на сегодняшнем мероприятии пригодятся вам в жизни. Вы должны хорошо знать свои права и обязанности, соблюдать законы, никогда не приступать их.

Мы верим, что вы будете законопослушными гражданами нашей страны.

Слово для награждения предоставляется жюри.

В приложениях представлены сценарии миниатюр.

В настоящее время одной из главных проблем современного общества является нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. Это связано с одной стороны с ростом правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде подростков, а с другой - с недостаточной эффективностью имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов несовершеннолетних, неисполнением международных стандартов в данной области. Кроме того, актуальность Интеллектуально - правовой игры «Юридическая азбука для школьников» обосновывается следующим:
1) мнимая осведомленность несовершеннолетних о действующем законодательстве в области прав несовершеннолетних;
2) затруднения в сопоставлении подростком своего поведения и требований закона;
3) несовершеннолетние не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации;
4) при оценке или характеристике того или иного противоправного поступка подростки руководствуются не нормой закона, а мотивом действия;
5) наблюдается зависимость правосознания несовершеннолетних от влияния взрослых и более авторитетных для них людей или воздействия мнения группы.
Правовые знания, приобретенные как в процессе обучения, так и в результате интеллектуально правовой игры содействуют правильному пониманию общественных явлений, способствуют развитию социальной активности несовершеннолетних, дают возможность правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать законные пути и средства защиты личных прав и интересов. Вовлечение учащихся в игровую деятельность позволяет выработать правовые убеждения, навыки правомерного поведения, а также практическое применение норм действующего законодательства в повседневной жизни, приобрести опыт использования их в борьбе против правонарушений.Апробация интеллектуально- правовой игры: МБОУ СОШ г. Нижний Новгород, г. Краснознаменск, г. Москва
Цель интеллектуально - правовой игры:
- формирование правовой культуры и правового сознания подростков;
- профилактика правонарушений несовершеннолетних;
- развитие познавательной активности учащихся.
Задачи игры:
- познакомить учащихся с нормативными правовыми актами в области прав и обязанностей несовершеннолетних;
- способствовать формированию правовой культуры учащихся;
- воспитание личности, осознающей достоинство человека;
- развивать умение работать в группе (сотрудничество);
- формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения и солидарности;
- способствовать формированию и развитию профессиональной коммуникативной и педагогической компетенции (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях - ПК 17; осуществление правового воспитания - ПК 19 - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») студентов Международного юридического института.
Участники игры: учащиеся 6 классов МБОУ СОШ - три командыВремя проведение игры - 45 мин.
Ведущие игры: студенты Международного юридического института (г.Москва)
Предварительно в каждом классе - участнике игры проводится классный час, где обсуждаются и анализируются основные вопросы и положения, выносимые на игру.
Классный час проводят - студенты, аспиранты Международного юридического института.Игра состоит из 6 этапов. Каждой команде выдается маршрутный лист для прохождения и оценивания каждого этапа.

1 этап:
Разминка «Имею право, но обязан»
Из представленных на экране нормативных правовых актов командам представляется выбрать те, где перечисляются права и обязанности детей, в том числе и школьников (НПА в виде коллажа - плаката).На этап отводится - 5 минут. Оценка осуществляется следующим образом: 1 балл - команда дала наиболее точный ответ, далее - оценка пропорциональна правильности ответа.Ответ: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка 1989г., Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Устав школы.

2 этап:
Попробуй, угадай!
На экране участникам предлагается изображение, на котором есть открытые окна. Участники должны отгадать - название мультфильма и какое право (права) в соответствии с Конвенцией о правах ребенка были нарушены.Участникам предлагается 2 варианта задания:1. Количество открытых окон - 5,2. Количество открытых окон - 8 Если участники затрудняются с 1 вариантом в течение 3 минут, открывается 2 вариант - дополнительно предоставляется 3 минуты. Кто из команд первый угадает название мультфильма - тот получает 1 балл. После того как участники угадали название мультфильма - открывается слайд полностью и участники отгадывают зашифрованное право - каждый правильный ответ 1 балл.

Ответ: Мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», нарушение Конвенции о правах ребенка: незаконное вмешательство в личную жизнь; запрет на похищение ребенка (Государство должно всеми силами бороться против похищения детей).

3 этап: Твои права
На экран выводится следующее изображение. Задание - какие права ребенка символизирует каждая представленная картинка. Время, отводимое на задание - 5 минут.Команды должны свои ответы огласить и представить письменно жюри.

Ответ: Право на образование, Права на имя, Право на отдых, досуг, Право на жилище,Право личной жизни, тайна переписки.

4 этап: Правовые ребусы
Каждой команде предлагается отгадать 5 ребусов. Максимальное время на разгадывание - 5 минут. Выигрывает та команда, которая отгадает все ребусы первая. Правильно отгаданный один ребус - 1 балл Ребусы созданы с помощью программы http://rebus1.com

примеры ребусов:

Ответ: право на жизнь

Ответ: Конституция

5 этап: Компьютерные пазлы
От каждой команды необходимо выбрать по одному участнику, которому надо будет собрать пазл; назвать, какое правонарушение зашифровано - работа всей команды. Предварительно каждому участнику конкурса предоставляется тренировочный пазл, чтобы понять как управлять деталями картинки. Правильно определенное право ребенка - 1 (один) балл, выигрывает та команда, которая не только соберет пазл первой, но и даст правильный ответ. Создание пазла - http://www.игрыпазлы.com/cоздайте-пазл.html
6 этап: Детектив
В коридоре разбросаны различные предметы. Участникам этапа предстоит провести расследование и определить, что произошло. Участвуют все члены команды, но ничего двигать или трогать нельзя. От каждой команды можно выбрать по одному участнику, который имеет возможность рассмотреть все вблизи.

По разбросанным предметам надо определить какие сказки зашифрованы и какие права ребенка были нарушены (участникам необходимо назвать не менее 5 ответов по каждой угаданной сказке) (например, «Снежная королева» и «Золушка»). После того как участники отгадали сказки им можно в качестве подсказки раздать лист с правами ребенка по Конвенции 1989г. Правильно угаданная сказка - 1 балл, каждый правильный ответ по правам ребенка - 1 балл.
Ответ: Сказка «Золушка»
1. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Мачеха в сказке обзывала ее, кричала на нее, эксплуатировала и иногда поднимала на нее руку.
2. Золушке поручили тяжелую работу - «высыпали горох и чечевицу в золу, и ей приходилось сидеть и выбирать их оттуда опять» - нарушение права ребенка на защиту от тяжелой, непосильной работы.
3. Золушке образования не давали - нарушение права ребенка на образование.
4. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. Никакую защиту Золушка от Мачехи и сестер не получала.
5. Отдыхать Золушке тоже особо не удавалось - нарушение права на отдых.
Сказка «Снежная королева»
1. Похищение Кая Снежной королевой, Герду у себя оставила старушка - колдунья - нарушение ст. 35 Конвенции о правах ребенка, которая гласит о предотвращении похищения детей.
2. Колдовство Снежной королевы по отношению к Каю, колдовство старушки - колдуньи по отношению к Герде, чтобы они забыли все, в том числе и родителей - нарушение ст. 9 Конвенции, которая гласит, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию.
3. Маленькая разбойница не слушалась свою мать - неуважительное отношение к родителям.
4. Колдовство Снежной королевы по отношению к Каю, что он «почернел от холода, но не чувствует этого» - нарушение права ребенка на здравоохрание и здоровое развитие.
5. Финка отправила Герду на Олене в страну Снежной королевы в мороз без башмаков и рукавиц - нарушение права ребенка на здравоохрание и здоровое развитие.
Подведение итогов
По окончании игры жюри подводит итоги.В качестве членов жюри приглашаются: - учителя МБОУ СОШ,- преподаватели МЮИ. Победителем признается команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Награждение победителей и участников игры. Игра предполагает два тура: I тур - внутришкольный - соревнование команд одного МБОУ СОШ.II тур - межшкольный - соревнование команд, занявших первое место по итогам I тура игры.
Задания для данного тура разрабатываются отдельно.



Просмотров