Санитарное просвещение населения. Образец отчета производственной практики по ортопедической стоматологии Темы санпросвет работы по хирургической стоматологии

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : «Санитарно - просветительская работа в стоматологии: А беседы, Б лекции, В выступление по радио и телевидению, Г статьи в печать. Составление плана, подготовка материала».

ТИП ЗАНЯТИЯ : семинарско - практическое.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ : познакомить студентов с проведением санитарно - просветительской работы в стоматологии, составление плана урока гигиены, беседы или лекции.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: зубоврачебная лаборатория, кабинет гигиены.

ВРЕМЯ , ОТВЕДЕННОЕ НА ЗАНЯТИЕ: 5 часов (225 минут).

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: таблицы, фантомы, средства и предметы гигиены полости рта, набор инструментов, рабочая программа, методическая разработка занятия.

РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:

1. Организационный момент 2 минуты;

2. Сообщение темы, плана, цели занятия 3 минуты;

3. Контроль исходного уровня знаний 10 минут;

4. Демонстративная часть 20 минут;

5. Самостоятельная работа 173 минуты;

6. Оформление дневников, манипуляционников 10 минут;

7. Подведение итогов 5 минут;

8. Домашнее задание 2 минуты.

СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

1. Что такое профилактика и ее роль в стоматологии.

2. Инструменты для первичного осмотра.

3. Перевязочный материал.

4. Правила дезинфекции и стерилизации инструмента.

5. Порядок обследования стоматологического больного.

6. Правила медицинской этики и деонтологии.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Правильно провести обследование пациента.

2. Правильно заполнить историю болезни стоматологического больного.

3. Определить гигиенический индекс.

4. Определить индекс КПУ.

5. Определить индекс РМА.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Методическое обоснование

1. Организация занятия. Преподаватель отмечает отсутствующих, проверяет готовность студентов к проведению занятия.

Для привития дисциплины и аккуратности.

2. Сообщение темы, плана, цели занятия. Преподаватель предлагает свой план проведения занятия студентам с указанием времени отведенного на каждый момент занятия.

Для лучшей ориентации студентов при проведении занятия.

3. Проверка исходного уровня знаний студентов по теме занятия.

А индивидуальный опрос /Приложение №1. Б Фронтальный опрос. Приложение №2

В Письменный опрос.

Приложение №3. Г эталон - тесты. Приложение №4.

4. Демонстративная часть. Преподаватель знакомит студентов с: А Профилактикой кариеса зубов. Согласно данным ВОЗ, большинство населения земного шара страдает кариесом зубов, который без своевременного лечения и предупреждения приводит к преждевременной потере, а следовательно и к раннему старению организма. Причины заболевания кариесом зубов до конца не выяснены. Но установлено, что в его развитии большую роль играет наследственность, предрасположенность организма к болезням и частота их возникновения, составы и свойств потребляемой пищи, режим питания, количество и физико - химические особенности стопы, количественный и качественный состав микроорганизмов полости рта и биолого - химического условия местности. В результате многочисленных исследований разработан комплекс мероприятий, способствующих снижению кариеса зубов. Он включает рациональное питание, общеоздоровительные мероприятия, гигиенический уход за зубами. Санацию полости рта у стоматолога, введение в организм макро- и микро элементов, витамины и другие биологически активных веществ, укрепляющих структуру зубных тканей. Особое значение в профилактике кариеса имеет фтор и кальций, которые способствуют ее устойчивости к растворению под воздействием кислотообразующих микроорганизмов. Б Организация санпросвет беседы в школе: Нужно помнить, что в 1 - 2 классе гигиенический урок проводится 1 раз в неделю. 3 кл.- 1 раз в 2 недели. 4 кл - 1 раз в месяц.

Для ознакомления студентов с причинами возникновения кариеса. Студенты должны знать роль фтора и кальция в профилактике кариеса зубов.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Зубы человеку необходимы для откусывания, размельчения и пережевывания пищи. Здоровые зубы влияют на внешний вид человека, украшая лицо ослепительной улыбкой. Но нельзя забывать. Что зубы играют важную роль в формировании звуков речи и общем состоя человека. Заболевание зубов и десен является самыми распространенными заболеваниями человека.

Нередко больные зубы являются результатом многих заболеваний, могут стать причиной болезней - сердца, почек, суставов и др.

2 СТРОЕНИЕ ЗУБА.

Каждый зуб состоит из 3 - х основных основных частей:

1. Коронка - часть зуба, которая видна в полости рта.

2. Корень - часть зуба, которая располагается в челюсти.

3. Шейка - часть зуба, которая расположена между коронкой и корнем.

Она прикрыта десной.

3. ТКАНИ ЗУБА

Коронка зуба покрыта сверху эмалью. Эмаль - это самая твердая ткань организма, в ее состав входит важный компонент - кальций. Под эмалью располагается дентин. Он составляет основную часть зуба, это большая часть из которого построена не только коронка, но и корень, покрывает цемент.

Внутри коронки и в канале корня зуба спрятано сплетение нервных волокон и кровеносных сосудов, называемое - пульпой. Нервы и сосуды проникают в зуб через отверстие, которое имеется в верхушке каждого корня, пульпа - самая чувствительная ткань зуба.

4. ВИДЫ ЗУБОВ И ИХ ФУНКЦИИ.

Зубы человека не одинаковы по форме и функции. В передней части п рта расположены резцы - зубы с режужим краем, которые выполняют функцию откусывания пищи. По бокам от резцов находятся клыки - конусовидные зубы, предназначенные для отрывания пищи, далее располагаются малые коренные зубы (премоляры) и большие коренные зубы (моляры). Эти зубы более крупные, имеют жевательную поверхность, на которой расположены углубления – фиссуры, богорки - бугры зубов.

У ЧЕЛОВЕКА ДВА КОМПЛЕКТА ЗУБОВ.

А Временные - их 20.

Б Постоянные - их от 28 до 32.

Временные зубы сохраняют пространство для постоянных и направляют их рост. Временные зубы отличаются от постоянных размером и беловато - голубым цветом - поэтому их называют - молочными.

Временные зубы начинают прорезаться к 6 месяцам, а заканчивают к 3 - м годам все 20.

В возрасте 5 -6 лет - появляются первые постоянные зубы. С 6 лет и до 12 - временные зубы меняются на постоянные.

Постоянные зубы формируют прикус - соотношение верхних зубов по отношению к нижним при их смыкании.

Чтобы зубы были ровными и красивыми, ничто не должно мешать их росту. Вредные привычки мешают правильному произношению звуков сосание соски, грызение карандашей, ручек, пальцев, воротничка рубашки.; давление языком на зубы, прикусывание губ.

К вредным привычкам относят и грызение семечек, курение, спать на высокой подушке, неправильная осанка. Лечат неправильный прикус специальные врачи - ортодонты с помощью специальных пластинок.

5. ЗУБНОЙ НАЛЕТ.

В норме в полости рта человека существует большое количество микроорганизмов,

Каждый раз когда мы едим сладости и после пьем сладкие напитки, бактерии перерабатывают сахар в кислоту, которая разрушает зубы; зубы имеют естественную защиту, слюна растворяет кислоту и смывает ее с поверхности зубов. Слюна помогает залечивать повреждения зубов на начальной стадии, их ее выделяются такие минеральные вещества, как Са, фосфаты, которые укрепляют и защищают зубы. Неприятности начинаются когда слюна не справляется с огромным количеством кислоты во рту. Чтобы поддержать низкий уровень кислоты во рту и дать слюне выполнять свои функции, все дети должны ограничить количество сахара, которое потребляется с ешьте. Ешьте вместо сладостей больше сырых фруктов, орехов, жуйте сырые овощи - морковь, пейте натуральные соки.

Чистите зубы 2 раза в день правильной пастой, такой как: «Бленд - а - мед» и «Колгейт».

Для этого надо:

1. Вымыть руки.

2. Вымыть зубную щетку.

3. Нанесите на щетку небольшое количество зубной пасты с горошину.

4. Начинайте чистить зубы с вч с правой стороны с больших коренных зубов, движения подметающие с щечной поверхности; затем горизон.- возвратно - поступательные и заканчивают круговыми движениями чистим жевательную поверхность зубов, затем чистим небные поверхности и язычные.

Не забываем чистить язык, моем щетку и ставим на место, щетиной вверх, 2 раза в год посещаем стоматолога - проверяем зубы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

1. Какие инструменты применяют для обследования первичного пациента?

2. Какие еще инструменты и для чего находятся в лотке?

3. Как производят первичный осмотр?

4. Какую документацию ведут в смотровом кабинете.

Приложение №2.

1. Зубной кабинет терапевтической стоматологии?

2. Какие наконечники вы знаете?

3. Боры, их назначение?

4. Какой перевязочный материал используется в стоматологическом кабинете?

5. Требования к внутренней отделке помещения?

6. Как производится дезинфекционная обработка и стерилизация инструментария?

Приложение №3.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОПРОСА.

1.Стандартный метод чистки зубов при помощи зубных щеток.

2. Правила чистки зубов флоссом.

3. Перечислите инструменты, применяемые для осмотра пациента.

4. Для чего применяются экскаваторы, гладилки, штопферы, матрицы.

5. Для чего применяются стоматологические: зеркало, зонд, пинцет.

6. Боры, виды боров, назначение боров.

7. Состав моющего раствора.

8. Как и чем производят предстерилизационную очистку инструментария?

Санитарно-просветительную работу следует направить на выяснение населению этиологии зубо-челюстных деформаций, на выяснение мероприятий, которые родители и воспитатели должны принять для того, чтобы предупредить развитие зубо-челюстных деформаций у детей. Тематика санитарно-просветительной работы, примерно, следующая:

1. Общеоздоровительные мероприятия благоприятствуют правильному и нормальному развитию жевательного аппарата.

2. Жевательный аппарат для своего развития нуждается в достаточной функциональной нагрузке. Следует иметь в виду, что исключать из рациона ребенка твердую пищу нерационально.

3. Влияние некоторых детских заболеваний на формирование жевательного аппарата (рахит, спазмофилия, скрофулез и пр.).

4. Взаимосвязь заболеваний верхних дыхательных путей с зубо-челюстными деформациями.

5. Значение сохранения молочных зубов для развития жевательного аппарата.

Для правильного формирования постоянного прикуса необходимо, в частности, сохранить полноценный молочный прикус. Для этого необходимо следить за тем, чтобы молочные зубы не разрушались кариесом.

Родители и воспитатели должны своевременно показывать ребенка врачу-стоматологу, проверять, проходил ли ребенок санацию и т. д. Одним словом, не относиться индиферентно к тому, что молочные зубы разрушаются кариесом, ибо, мол, это временные, а не постоянные зубы.

6. Борьба с дурными привычками детей. Так называемые дурные привычки- сосание соски, пустушки, пальцев, кулачка, губы, языка - часто являются этиологическими факторами зубо-челюстных деформаций.

Дурные привычки у детей, страдающих рахитом, зубо-челюстный аппарат деформируют сильнее, следовательно, необходимо, чтобы родители, воспитатели и ухаживающий за детьми персонал не приучали детей к этим дурным привычкам, а при наличии их вели бы с ними решительную борьбу. Некоторые матери приучают ребенка к сосанию пустушки полагая, что это успокаивает ребенка. Вообще ребенок, когда его ничто не беспокоит (мокрая пеленка, боль в животике и др.), обычно спокоен, а пустушка не уменьшает раздражения ребенка от мокрой пеленки и не снимает чувства боли в животике или в другом органе, если таковые имеются. Мать, приучая ребенка к пустушке, или не обращая внимания на то, что ребенок систематически сосет пальчик, кулачок, поступает неблагоразумно.

По поводу сосания некоторые из зарубежных авторов высказали предположение, что это проявление сексуализма. Разумеется, это совершенно необоснованное предположение. Другие полагают, что сосание в известной мере утоляет чувство голода. Это также неверно, ибо ребята (в младенческом возрасте) сосут пальцы, пустушки в течение всего дня и непосредственно после кормления грудью, когда ребенок безусловно сыт. Если мать или воспитательница не приучает младенца к сосанию пустушки, он сосать не будет. Следовательно не нужно приучать ребенка к сосанию пустушки или пальца, а если ребенок усвоил такую привычку, то необходимо систематически бороться с нею, чтобы отучить ребенка от этого. О вреде так называемых дурных привычек родители и воспитатели не осведомлены.

7. Искусственное вскармливание также является этиологическим моментом в развитии зубо-челюстных деформаций. О значении вскармливания детей грудным молоком вряд ли нужно распространяться.

Искусственное вскармливание младенца, к которому приходится прибегать в тех случаях, когда мать почему-либо не в состоянии кормить грудью своего ребенка, должно быть правильно проведено. Во-первых, смеси, если нет отцеженного женского молока, должны быть достаточно питательны. Во-вторых, процесс кормления должен быть рационализирован. Сосательные движения для младенца являются тем функциональным напряжением, под влиянием которого происходит смещение нижней челюсти с дистального положения в нейтральное. Искусственное вскармливание через резиновую соску лишает ребенка этого функционального напряжения, особенно в тех случаях, когда бутылочке придают вертикальное положение. В этом случае молоко течет в рот ребенка без какого бы то ни было усилия с его стороны. Поэтому следует соску подобрать твердую, а не мягкую, отверстие в соске сделать миниатюрное, затем бутылочка должна иметь горизонтальное положение, а не вертикальное. Кроме этого, необходимо следить за тем, чтобы бутылочка не давила на верхнюю или нижнюю челюсть. Это давление может привести к деформации (уплощению) челюсти во фронтальном участке. Если искусственное кормление младенцев явление не распространенное, то пользование пустушкой - весьма частое явление. Между тем, здоровый ребенок не нуждается в пустушке, а заболевший ребенок нуждается в лечении, но отнюдь не в усыплении.

8. Правильный уход за ребенком. У детей может развиться привычка спать с открытым ртом при неправильном положении головки в постели, при этом нижняя челюсть может сместиться чаще дистально, а иногда и мезиально. Это происходит деже в тех случаях, когда носовое дыхание не затруднено. Длительное лежание на одном боку может привести к сдавлению челюсти на соответствующей стороне. Поэтому надо выяснить родителям вред от неправильного положения головки ребенка в постели.

Если у ребенка выработалась привычка спать с запрокинутой назад головкой, то мышцы, оттягивающие нижнюю челюсть назад, смещают нижнюю челюсть дистально и у ребенка разовьется дистальный прикус. Чтобы отучить ребенка от этой привычки, необходимо стелить постель так, чтобы голова его лежала выше. При этом следует помнить, что ребенок вследствие привычки сдвинет подушку либо сам сдвинется и придаст привычное дорзальное положение голове. Поэтому следует часто проверять, как ребенок лежит в постели. Когда ребенок любит сворачиваться «калачиком», то он придает голове вентральное положение, хотя тяга мышц мезиально значительно слабее, чем дистально, однако иногда и это может привести к образованию мезиального прикуса. Следовательно, с такой привычкой также следует бороться.

9. Ранняя экстракция молочных зубов, разрушение кариесом коронки молочного зуба приводят часто к зубо-челюстным деформациям, к торможению роста челюстных костей.

Вот основные вопросы, которые должны быть освещены в санитарно-просветительной работе детских стоматологических учреждений, детских консультаций. Вопросы ранней ортодонтической терапии, которая имеет профилактическое значение, ибо она проводится в периоде молочного прикуса или в начальном периоде смены зубов (когда меняются фронтальные зубы), освещены в «частной терапии» по каждому виду деформации отдельно.

Система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний методами агитации и обучения. Целью санитарно-просветительной работы является гигиеническое воспитание населения и привитие ему санитарной культуры на основе приобретения полезных навыков и привычек здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Санитарно-просветительная работа ведется с помощью агитации и обучения.

Различаются три основных направления: 1) распространение сведений о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний; 2) пропаганду соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения; 3) гигиеническое обучение и воспитание.

Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной. К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, т. е. непосредственное общение медицинских работников с населением. Пассивные формы – это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарных бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.

Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь пассивные формы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время на неограниченную аудиторию. Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества работы позволяет усилить эффект пассивных методов санитарного просвещения. По широте воздействия на аудиторию санитарно-просветительная работа может быть массовой, коллективной, индивидуальной.

Массовая санитарно-просветительная работа заключается в издании книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выпуске кинофильмов, выступлениях по телевидению, радио, коллективная — в докладах, лекциях, выступлениях, беседах, выпуске санитарных бюллетеней, настенной печати и др., индивидуальная – в проведении индивидуальных бесед.

Следует различать пропагандистскую и агитационную работу. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (дети, подростки, взрослые, рабочие и т. д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды находится определенный предмет, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить сведения и иметь свое суждение. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если рассматривать их как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.
Наиболее эффективными методами санитарно-просветительной работы являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действенность объясняется непосредственным общением врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания, позволяет учитывать социальные, профессиональные, образовательные и индивидуальные особенности слушателей. Вместе с тем непосредственное общение с аудиторией предъявляет высокие требования к выступающему (умение привлечь внимание, владение навыками свободной, эмоциональной и убедительной речи, способность доходчиво преподносить материал и др.). Беседа, выступление, лекция – это всегда своего рода диалог, требующий активной деятельности как говорящего, так и слушателей. Эффект убеждения при выступлении во многом зависит от того, насколько вовлечен в контакт с врачом его слушатель.
Конечной целью санитарно-просветительной работы являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а убеждения и поступки слушателя в результате приобретения им этих знаний. Последовательность достижения цели имеет следующий вид: информация – знания – убеждения – навыки – привычки.

Санитарно-просветительная работа - это комплекс мероприятий, целью которых является профилактика заболеваний, воспитание здорового образа жизни, сохранение здоровья, повышение трудовой, физической и интеллектуальной активности, продление жизни каждого гражданина России. Для продвижения идей и донесения знаний используются пропагандистские, агитационные, образовательные и воспитательные методы.

Основные направления

Санитарно-просветительная работа, как отрасль медицины, формируется с учетом достижений и опыта социологии, педагогики, а также психологии. Практическое воплощение задач реализуется доступными способами, охватывающими максимальное количество граждан - СМИ, созданные на базе клиник «школы здоровья», народные университеты, печатные материалы, лекции и устное просвещение в каждом медицинском учреждении.

Проведение санитарно-просветительной работы реализуется путем агитации и воспитания по таким основным направлениям:

  • Популяризация методов, способов здорового образа жизни и профилактических мероприятий путем пропаганды, воспитания, личного примера, убеждения.
  • Обучение, воспитание гигиенических привычек с раннего возраста.
  • Пропаганда, внедрение и призыв целевой аудитории к ведению здорового образа жизни, восполнению знаний о профилактике заболеваний, способах сохранения здоровья.

Методы санитарно-просветительной работы носят пассивный и активный характер.

Актив, пассив, массовость и адресность

К пассивным средствам относятся печатные издания массового распространения среди населения, размещение листовок, постеров, бюллетеней, проведение тематических выставок, демонстрация фильмов. Активные методы - это личные беседы врача, публичные выступления, серии лекций или докладов. Обе формы санитарно-просветительной работы дополняют друг друга и позволяют донести информацию до массового сознания в неискаженном виде.

Преимуществами активной пропаганды являются непосредственные контакты с населением, возможность разрешить все затруднения в понимании, донести информацию в полном объеме в форме непосредственного диалога. Но в этом случае лектор имеет дело только с ограниченным количеством слушателей, которые, лишь по мере собственного желания, будут распространять информацию дальше.

Санитарно-просветительная работа пассивной формы не имеет ограничений во времени и в количественном охвате аудитории. Недостатком является отсутствие прямого контакта с населением, невозможность получить обратную связь в ответ на проведенные мероприятия.

Делят на формы охвата - массовое, коллективное и индивидуальное. Массовый охват предусматривает издание книг, печать статей в периодической прессе (газеты, журналы), выступления популярных спикеров на телевидении и создание тематических программ, выпуск документальных и художественных фильмов, выступления на радио.

Для распространения информации в коллективе используются лекции, доклады, выпуски специализированной литературы (бюллетени), постеры для размещения в учреждениях на стенах и т. д. Индивидуальная форма - личные беседы медицинского работника с человеком или семьей.

Агитация или пропаганда

Санитарно-просветительная работа реализуется через пропагандистские или агитационные методы распространения информации для привлечения внимания населения и получения позитивной реакции. Агитация - это адресное обращение к конкретной целевой аудитории - подросткам, детям, клеркам, домохозяйкам, рабочим и т. д.

Пропаганда акцентирует внимание на каком-либо предмете, например, гигиене рук. Внимание акцентируется на всех сторонах полезности процедуры, средствах достижения оптимального результата, причинах, по которым необходимо придерживаться гигиены рук, угрозах, если ими пренебрегать. Словом, пропаганда дает о предмете или действии полную информацию с акцентом на полезности предлагаемых мер, побуждает к действию в согласии с рекомендациями.

Общие темы

Санитарно-просветительная работа с пациентами проводится во всех типах лечебных и профилактических учреждений. Каждая организация составляет собственный план мероприятий в зависимости от своего профиля, с учетом преследуемых целей и задач.

Темы санитарно-просветительной работы в каждой клинике разнятся, но есть определенный общий спектр проблем, который освещается в лекциях и беседах:

  • Режим труда и отдыха.
  • Эмоции и их влияние на самочувствие, здоровье в целом.
  • Вред табакокурения, способы отказа.
  • Алкогольная зависимость и способы излечения.
  • Питание - рациональность, режим, диеты.
  • Кишечные инфекции - возникновение, профилактика.
  • Витамины - их значение, влияние на организм.
  • Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Профилактика язвенных заболеваний.
  • Ожирение - возникновение, лечение, профилактика.
  • Профилактика онкологических заболеваний.
  • Профилактика аллергических поражений.
  • Проблемы ВИЧ\СПИДа.
  • Роль физической культуры и спорта.
  • Последствия аборта.
  • Профилактика возникновения вредных привычек в пубертатном возрасте.
  • Гиподинамия и ее пагубность для здоровья.
  • Стресс - последствия и способы профилактики.
  • Основы и прочие.

Беседы и лекции проводятся с группами пациентов (20-30 человек). Окончание мероприятия происходит после получения аудиторией всех ответов на заданные по теме лекции вопросов. Вся просветительная деятельность персонала медицинского учреждения фиксируется в журнале учета санитарно-просветительной работы (форма № 038-0/у). Фиксируются виды работ, количество часов, ответственное лицо, тема лекции, беседы, дискуссии.

Роль амбулаторно-поликлинических учреждений

В амбулаториях, поликлиниках реализуют методы санитарно-просветительской работы по направлениям:

  • Привлечение внимания населения к профилактике заболеваний и принципам гигиены, в также вовлечение населения в ежедневное выполнение санитарно-гигиенических мероприятий в рамках своей семьи, дома, рабочего места и т. д.
  • Просветительная работа в среде диспансеризуемых лиц и наблюдение за ними в динамике развития.

В период профилактических осмотров применяют краткосрочные, усиленные меры информирования населения для привлечения большего количества участников. В агитации указывается роль диспансеризации, ее значимость для каждого человека, транслируется убеждение в ее неоспоримой полезности. Целью является положительное отношение обслуживаемого населения к профилактическим осмотрам и активное желание принять в них участие.

В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни. Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета. Даются рекомендации гигиенического характера по отношению к труду, отдыху, спорту, питанию, отказу от вредных привычек.

С пациентами, входящими в группу риска появления какого-либо заболевания, проводятся индивидуальные беседы, рассказываются первые симптомы и признаки начала болезни. Специалист подкрепляет свои слова тематическими печатными материалами - памятками, буклетами, где содержатся конкретные советы для устранения причин, факторов, составляющих угрозу здоровью. Также пациенты приглашаются на коллективные мероприятия - лекции, дискуссии, просмотры специальных фильмов.

К наиболее распространенным видам заболеваний на сегодняшний день относятся избыточный вес, гипертоническая болезнь, алкоголизм, преддиабетическое состояние. Пациентам очерчивают круг проблем, приводящих к началу болезни, - гиподинамия, вредные привычки, пищевые нарушения, нарушения баланса труда и отдыха, стрессы и т. д.

Санитарно-просветительская работа с этим контингентом преследует целью изменение привычек, наработку разумного поведения, практическое освоение здорового образа жизни. От произошедших позитивных перемен и собственных усилий пациента, в большей степени, чем от усилий медицинского работника, зависит скорейшее выздоровление, улучшение состояния, устранение угрозы появления патологии.

Просветительство в стационарах

Санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях стационарного типа проводится с целью повышения эффективности лечения заболеваний, привития пациентам гигиенических навыков. Для достижения результатов в отделениях информируют население о следующем:

  • Правилах поведения в отделении для пациентов и посетителей. Особенностях поведения больного после выписки из стационара, мерах предотвращения обострения и развития болезни. При информировании учитывается необходимость полного понимания пациентом природы своего заболевания, его течения, состояния.
  • Освещаются общие медико-гигиенические вопросы, интерес к которым у больных возрастает.

Все темы санитарно-просветительной работы затрагиваются в беседах с пациентом на каждом этапе его пребывания в стационаре:

  • В приемном отделении рассказывают о правилах поведения в учреждении, вручается памятка, где указан распорядок дня, описываются требования к пациенту.
  • В палате проводится беседа в индивидуальном порядке или вовлекается вся группа пациентов палаты.
  • В свободное от процедур время с пациентами ведут дискуссии или беседы в общих холлах. При этом используются наглядные пособия, слайды, иллюстрации с основными медицинскими сведениями, рекомендациями.
  • При выписке врач проводит личную беседу, вручает пациенту памятку о поведении, дает рекомендации по дальнейшей профилактике, реабилитации.

Больных с хроническими заболеваниями информируют о причинах возникшей патологии, дают практические советы по мероприятиям доврачебной самопомощи. Пациент должен знать и ориентироваться в признаках начала обострения своего состояния, чтобы суметь принять первичные меры до прихода врача. Основной аудиторией таких лекций являются пациенты, страдающие сердечно-сосудистыми заболеванием, сахарным диабетом, бронхиальной астмой и рядом других патологий.

Сестринское просветительство

Санитарно-просветительная работа медсестры начинается с момента попадания пациента в медицинское учреждение и длится на протяжении всего срока его лечения или диагностики. Основными задачами среднего медицинского персонала являются:

  • Рекомендации пациенту по подготовке к исследованиям.
  • Разъяснительные беседы с пациентом и его родственниками, сопровождающими лицами.
  • Проведение опросов, анкетирования больных, участие в планировании санитарно-просветительных мероприятий.
  • Ведение учета и документооборота каждого проведенного занятия, лекции, индивидуальной или коллективной беседы.

Санитарно-просветительная работа базируется на знаниях:

  • Основ гигиены труда, отдыха, психогигиены и профилактики психологических состояний.
  • Факторов риска и методов профилактики распространения заболеваний.
  • Основ физической активности, культуры, закаливания, оптимального режима физической активности для каждой возрастной категории населения.
  • Основ проблематики наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотреблениями лекарственными препаратами.
  • Вопросов бытовой гигиены, личной гигиены, экологической и радиационной культуры.

Методы работы медсестры

В деятельности медсестры приветствуются различные методы организации санитарно-просветительной работы для распространения знаний и информации. Главным способом является беседа по всем интересующим больных проблемам, а также обсуждение вопросов самопомощи в случаях обострения заболевания. Для полного донесения информации из текста исключаются сложные обороты и непонятные, широкому кругу слушателей термины.

Структура беседы включает вступительную часть, где анонсируется тема и ее важность, в основной части приводится фактический материал, проводится рассмотрение проблемы или вопроса с разных сторон, заключительная часть посвящается выводам. Длительность беседы в санитарно-просветительной работе медсестры составляет не более 20 минут, после беседы необходимо ответить на все возникшие у слушателей вопросы. Перед проведением беседы пишется ее конспект или посвящается реферат (рецензируется врачом).

Темы санитарно-просветительной работы медсестры подбираются в зависимости от профиля отделения, сезонных заболеваний, проявленного интереса со стороны пациентов, уровня образования и возрастной категории больного.

Просветительство для женщин

Санитарно-просветительное воспитание в среде женского населения дифференцируется по возрастному признаку и подразделяется на работу со здоровыми лицами, женщинами групп риска и больными с гинекологическими диагнозами. Работа ведется как с группами посетительниц, так и индивидуально. Пациенткам выдаются буклеты для дальнейшего изучения с мужем.

Женщин репродуктивного возраста агитируют вести здоровый образ жизни. Рассказывают о материнстве, планировании семьи, преподносят знания о медико-генетических исследованиях с целью профилактики наследственных или генетических патологий у будущего ребенка. Также медицинские работники уделяют внимание информированности женщин о методах профилактики нежелательной беременности, гинекологических заболеваний, разъясняют вред аборта. Призывают к прохождению регулярных гинекологических осмотров и явки к специалисту при наступлении беременности.

Пациенткам с диагностированными заболеваниями даются дополнительные рекомендации по дальнейшему поведению с целью скорейшего выздоровления. Каждую посетительницу знакомят с информацией по профилактике онкологических заболеваний.

Женщинам старшей возрастной группы рассказывают об особенностях течения климакса и менопаузы, широко освещаются вопросы гигиены в этом периоде, рекомендуют меры профилактики возрастных гинекологических заболеваний, в том числе онкологических.

Работа с беременными ведется на протяжении всего срока вынашивания ребенка. Женщине прививаются знания о поведении, навыки, способствующие здоровью матери и ребенка, сохранению и благополучному разрешению беременности. Специалисты в индивидуальном порядке и на коллективных лекциях рассказывают о поведении во время родов, в послеродовом периоде, дают знания об уходе за младенцем с первых часов его жизни, пропагандируют грудное вскармливание.

Будущим матерям выдается печатный материал, где систематизирована информация о гигиеническом поведении в каждом периоде беременности, родов. Также проводится просветительная работа с родственниками женщины, в первую очередь с будущим отцом.

Просветительство в детских учреждениях

В детских медицинских учреждениях проводится санитарно-просветительная работа с родителями, другими членами семьи, а также комплекс мероприятий рассчитанный на педагогов школ и воспитателей дошкольных учреждений.

В задачи входит:

  • Распространение знаний об охране здоровья ребенка.
  • Формирование необходимости ежегодного прохождения профосмотров ребенка.
  • Формирование готовности обращения за медицинской помощью, а также неукоснительность выполнения рекомендаций врача для скорейшего выздоровления ребенка.
  • Привитие знаний и навыков создания оптимальных условий жизни, способствующих здоровому развитию ребенка.
  • Призывы формировать у детей здоровые гигиенические привычки.

В основе гигиенического просветительства семьи лежит последовательность изложения необходимых знаний для обеспечения здоровья детей. Индивидуальная беседа специалиста подкрепляется печатными материалами с подробным изложением необходимых знаний относительно особенностей организма ребенка в конкретном возрастном периоде.

В памятке для родителей могут быть собраны рекомендации по вскармливанию, режиму дня, уходу, физическим нагрузкам, закаливающим процедурам. В систему просветительства входит освещение необходимости профосмотров, планового вакцинирования, выполнения всех рекомендаций лечащего врача и т. д.

Целевая установка. Научиться построению беседы, освоить основные элементы общения с аудиторией.

Санитарно-просветительная работа имеет два направления - пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний и агитация населения за соблюдение правил и методов здорового образа жизни и профилактики болезней путем воспитания и убеждения.
Формы проведения санитарно-просветительной работы (санпросветработа) подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения медицинских работников с населением: проведение бесед, выступлений, лекций, докладов. Пассивные - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др.
Конечной целью санпросветработы является не знание о предмете беседы или выступления врача, а убеждение и поступки, выработанные у слушателя в результате приобретения им этих знаний. Информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация-» знания-» убеждения-» поступки. В процессе беседы, выступления, чтения информация может реализоваться в знания, но этого может и не произойти. Перерабатывается только информация, усвоенная, ставшая «моей». От знаний к убеждениям ведет следующая ступенька, в результате прохождения которой знания становятся оценкой и отношением человека к явлениям жизни, мотивом его поведения. Наконец, поступками принято считать не любые осмысленные действия человека, а те, которые совершаются им на основе убеждения, его сознательного и ценностного отношения к жизненным явлениям. Таким образом, целью санпросветработы является воспитание у человека правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без убеждения невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.
Добиться этого призвана систематическая санпросветработа врача, в первую очередь в ее самых активных формах - беседах, выступлениях, лекциях. Традиционно они состоят из вступления, главной части и заключения.
Вступление - очень важная часть беседы или лекции, оно призвано вызвать интерес аудитории, установить с нею контакт, овладеть вниманием. Вначале необходимо сообщить название темы и основных вопросов выступления. Можно сделать это в форме приглашения совместного обсуждения и поиска ответов на вопросы. Для этого могут служить юмористические замечания, замечания о значении темы для слушателя и оратора, вопрос или сообщение, захватывающее внимание, цитаты, интересные факты. Например, беседу «Гигиена полости рта - основа профилактики стоматологических заболеваний» можно начать словами: «Многие из присутствующих с детства ухаживают за полостью рта, другие делают это нерегулярно. Есть примеры, когда люди совсем не чистят зубы, однако у большинства присутствующих зубы болели или болят. Не рождается ли в связи с этим у Вас вопрос: есть ли смысл в уходе за полостью рта?» Возможно и такое начало беседы: «Часто можно слышать рассуждения: мои родители никогда не чистили зубы, но они у них не болели. Мы с мужем и наши дети постоянно ухаживаем за полостью рта, но, несмотря на это, приходится регулярно обращаться за помощью к врачу. Поэтому есть ли смысл в уходе за полостью рта?» Беседа может начаться с демонстрации данных о снижении интенсивности поражения населения кариесом в странах, где на протяжении 5 - 10 лет осуществляется гигиеническое воспитание населения. Эти данные способны вызвать глубокий интерес аудитории и привлечь ее внимание к теме. Выступление может быть начато с демонстрации полости рта до и после правильного проведенной чистки зубов с привлечением внимания к внешней, эстетической стороне вопроса, а в дальнейшем ходе беседы к ее внутреннему содержанию. Таким образом, цель выступления - привлечение внимания и интереса слушателей - может быть достигнута различными способами, но оно не должно быть длинным (не дольше 3 - 4 мин).

Главная часть выступления обычно строится из ряда тезисов, основных положений, требующих доказательств. Их раскрытию посвящена тема беседы, лекции. Тезисы должны быть четко сформулированы и располагаться в определенном порядке, с отделением главного от второстепенного. Например, в упомянутой выше теме основной тезис отражен в названии беседы: гигиена полости рта - основа профилактики стоматологических заболеваний. Для доказательства и усвоения его слушателям должны быть сообщены следующие положения: 1) современные представления о здоровом состоянии полости рта; 2) гигиена - основа здоровья органов полости рта; 3) уровень гигиены полости рта и состояние ее органов; 4) основные методы и средства поддержания гигиены полости рта; 5) поддержание гигиены полости рта- путь к профилактике стоматологических заболеваний.
Последняя часть выступления - заключение, подведение итогов всего выступления в виде основных его идей с целью закрепления сказанного, усиления впечатления, вызова готовности к определенным действиям и поступкам. В этой части беседы уместны шутка, аллегория, цитата, но они дожны быть строго связаны с целью выступления, закреплять его эффект.
Концовку желательно построить в виде демонстрации диапозитивов с изображением здоровых и красивых зубов. На их фоне можно еще раз подчеркнуть роль гигиены в сохранении здоровья органов полости рта. Уместным, запоминающимся и образным может быть демонстрация красивой улыбки с рядом белоснежных зубов, высказыванием в виде шутливого пожелания, что с помощью правильного гигиенического ухода за полостью рта, зубами можно до глубокой старости сохранить улыбку, которая украшает лицо каждого человека.
В выступлениях большое значение имеет техника речи. Время произнесения фразы должно быть не более 4 - 10 с, а скорость речи не более 100 - 110 слов в минуту, так как иначе она не воспринимается слушателями. Наиболее важные места надо произносить медленнее. Большое значение имеют паузы: они фиксируют внимание аудитории на сказанном, мобилизуют на новые суждения докладчика. Особенно важна пауза перед наиболее интересным и важным моментом повествования, перед шуткой, после вопросов, перед афоризмом, после завершения части беседы. Продолжительность беседы 15 - 20 мин, лекции 20 - 30 мин.
Важную роль играют психологические подходы в общении с аудиторией. По любой теме слушатели имеют какое-то свое личное мнение, установку. Новую установку сформулировать труднее, чем изменить старую. Поэтому убеждение осуществляется через усиление имеющихся у слушателей установок, изменения в нужном направлении их мнения. Обычно каждый человек реагирует первоначально на убеждающие моменты в соответствии со своим стереотипом. Такое восприятие способствует приспособительным реакциям. Этот фактор надо учитывать в беседах и выступлениях, так как люди всегда реагируют и поступают в пределах своих возможностей, ориентируясь на свои потребности.
Поэтому в беседах и выступлениях надо идти навстречу ожиданиям аудитории с определенной коррекцией с помощью вновь вносимых знаний и убеждений, но идти вразрез ожиданиям слушателей никогда нельзя. Пропаганда есть искусство достижения желаемого, но в пределах возможного. Выступающий должен излагать свое мнение спокойно, искренне, рассматривая и оценивая его с разных сторон. Вместе с тем в сообщаемых докладчиком фактах обязательно должны быть элементы новизны. Интерес слушателя быстро истощается, если он не слышит нового, вызывающего у него любопытство и удивление. На таком фоне легко возникает познавательный интерес и усвоение новых знаний, выработка убеждений.
В этом плане отдельно следует остановиться на способах доказательства выдвигаемых тезисов и положений. Они используются с помощью аргументов - доказательной логики мысли. В качестве аргумента наиболее часто выступают факты, создающие научный уровень выступлений, бесед. В их подборе нужны тщательность и добросовестность.



Просмотров