Ст 23.2 коап кого привлекает к ответственности. Кто оплачивает услуги переводчика

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 23.2 КоАП РФ. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных , 5.36 , 6.10 , 6.23 , 20.22 настоящего Кодекса.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении , передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 23.2 КоАП РФ, судебная практика применения

В п.п. "ж" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" содержатся следующие разъяснения:

Рассмотрение дел комиссией по делам несовершеннолетних. Передача дела на рассмотрение судьи

При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ , учитывая при этом следующее:

в соответствии со статьей 23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет (в том числе дела, перечисленные в частях 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 КоАП РФ , и дел о правонарушениях в области дорожного движения, которые рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом). Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных ,

СТ 23.2 КоАП РФ

1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23, 20.22 настоящего Кодекса.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Комментарий к Ст. 23.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматривают районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" несовершеннолетний - это лицо, не достигшее возраста 18 лет. Таким образом, в комментируемой статье речь идет о лицах в возрасте от 16 до 18 лет.

Статья 11 указанного Закона гласит, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются на территории субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 утверждено Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав являются:

Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Дела об административных правонарушениях, отнесенные КоАП РФ к подведомственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, можно разделить на две группы:

1) дела об административных правонарушениях, совершенных самими несовершеннолетними;

2) дела об административных правонарушениях, совершенных в отношении несовершеннолетних.

То есть в компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав входит также рассмотрение дел об административных правонарушениях по: ст. 5.35 "Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних"; ст. 5.36 "Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей"; ст. 6.10 "Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ"; ст. 6.23 "Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака" и ст. 20.22 "Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ" КоАП РФ.

Орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении по ст. 11.18 КоАП РФ "Безбилетный проезд", а также в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ), вправе передать его на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Полный текст ст. 23.2 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 23.2 КОАП РФ.

1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23, 20.22 настоящего Кодекса.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 274-ФЗ.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Комментарий к статье 23.2 КоАП РФ

1. Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, т.е. лицами в возрасте от 16 до 18 лет, рассматривают районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления районов и городов. Создание подобных органов связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защите их прав со стороны государства. Важная роль отводится указанным комиссиям - коллегиальным органам, осуществляющим несудебные юрисдикционные функции. Главная их задача - организация работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охрана их прав, оказание подросткам помощи в получении образования и социально-бытовом устройстве.

2. В компетенцию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав входит также рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 5.35 (неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних); по ст. 5.36 (нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей); по ст. 20.22 (появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 (безбилетный проезд), а также об административных правонарушениях в области дорожного движения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают только в том случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, передают его в комиссию.

3. Задачи и функции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп.). Кроме того, правовой статус комиссий определяется Положением об этих органах, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с изм. и доп.). В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защиты населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 6.23, 20.22 настоящего Кодекса.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Комментарий к статье 23.2 КОАП РФ

1. В качестве одного из специально уполномоченных органов по расследованию и рассмотрению дел об административных правонарушениях выступают комиссии по делам несовершеннолетних. Примерное положение о таких комиссиях разработано и утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав". Положения ч. 1 настоящей статьи призваны определить предметную компетенцию комиссий, которые рассматривают дела о правонарушениях, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия, а также ряд иных административных проступков, перечень которых регламентирован комментируемой статьей.

2. Особый порядок привлечения комиссий по делам несовершеннолетних закон предусматривает в случае безбилетного проезда несовершеннолетнего лица. По общему правилу указанные правонарушения рассматриваются должностными лицами органов автомобильного транспорта, морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации. В случае если указанные органы принимают решение о передаче дела на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, данное правонарушение составляет компетенцию соответствующей комиссии, но исключительно по данному конкретному делу. Иные аналогичные дела, в отношении которых указанное решение не принято, подлежат рассмотрению органами соответствующего вида транспорта.

Статья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

1. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35 , 5.36 , 6.10 , 20.22 настоящего Кодекса.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 11.18 настоящего Кодекса, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Комм. Бекетов О.И.

Дела об административных правонарушениях, отнесенные законодателем к подведомственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссий), можно разделить на две группы:

Дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;

Дела об административных правонарушениях, совершенных в отношении несовершеннолетних.

Передача основной массы дел об административных правонарушениях, совершенных подростками, на рассмотрение специализированных юрисдикционных органов (комиссий) является одним из основополагающих принципов административной ответственности несовершеннолетних. Важнейшей задачей этих комиссий и смыслом их деятельности является осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.

Во-вторых, это руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Федерации или органов местного самоуправления, которые несут административную ответственность за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, за предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем, за совершение действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (ст.5.36 КоАП РФ).

В-третьих, это лица, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних (ч.2 ст.6.10 КоАП РФ) и, наконец, в-четвертых, это иные совершеннолетние лица (ч.1 ст.6.10 КоАП РФ), которые подлежат привлечению к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ.

В отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего комиссия вправе на основании действующего законодательства применить определенные меры воздействия: общественное порицание, предупреждение, возложение обязанности возместить причиненный несовершеннолетним ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда и некоторые другие. Комиссия вправе входить в районный (городской) суд с заявлениями об ограничении дееспособности родителей, о лишении их родительских прав, об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав, а также о выселении без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно.

Помимо комиссий, дела об административных правонарушениях подростков могут в соответствии с частью 2 ст.23.2 КоАП РФ рассматриваться другими органами. Так, на одних и тех же основаниях со взрослыми, одними и теми же субъектами административной юрисдикции рассматриваются дела о безбилетном проезде (полете), провозе без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате (ст.11.18 КоАП РФ); дела об административных правонарушениях в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ). При этом дела о перечисленных правонарушениях несовершеннолетних также могут быть рассмотрены комиссией, но лишь в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, с учетом характера последнего и личности привлекаемого к ответственности передает его на рассмотрение комиссии.

Орган или должностное лицо, принимающие решение о передаче дела в комиссию, должны учитывать, что некоторые виды административных наказаний, например лишение права управления транспортным средством, конфискацию, указанные органы назначать не правомочны. Если несовершеннолетний правонарушитель заслуживает назначения такого наказания, дело должно быть направлено комиссией в соответствующий суд.

Комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии с общими правилами производства, установленными Кодексом (ст.1.6 , главы , , КоАП РФ и др.).

В связи с особым правовым статусом несовершеннолетних, обусловленным их возрастом и связанными с ним психическими, социальными и иными особенностями развития личности подростков, наличием системы норм семейного и других отраслей законодательства, устанавливающих обязанности родителей и иных лиц по воспитанию, обучению и содержанию детей, Кодекс предусматривает дополнительные процессуальные гарантии прав несовершеннолетнего: обязательное уведомление родителей или лиц, их заменяющих, о его административном задержании (ст.27.3 КоАП РФ); право судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, признать обязательным присутствие законного представителя несовершеннолетнего, привлекаемого к административной ответственности (ст.25.3 КоАП РФ); законодательный запрет назначения лицам, не достигшим возраста 18 лет, административного ареста (ст.3.9 КоАП РФ); право юрисдикционного органа удалять несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать на подростка отрицательное влияние (ст.25.1 КоАП РФ); обязательное присутствие педагога или психолога, а в случае необходимости - законного представителя при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 14-летнего возраста (ст.25.6 КоАП РФ); извещение прокурора о месте и времени рассмотрения каждого дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним (ст.25.11 КоАП РФ); содержание несовершеннолетних, в отношении которых применено административное задержание, отдельно от взрослых лиц (ст.27.6 КоАП РФ); привод законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности (ст.27.15 КоАП РФ), и другие гарантии, обеспечивающие установление юридической истины по делу, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, предупреждение правонарушений с их стороны.

Анализ положений статьи 23.2 Кодекса позволяет считать, что процессуальные правила рассмотрения дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, должны применяться и в случаях, когда лицо, совершившее правонарушение до 18 лет, к моменту рассмотрения дела уже достигло этого возраста.

Постановление комиссии по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.



Просмотров