Стажировка водителей при приеме на работу в рф. Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе Программа стажировки водителя при поступлении на работу

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

ПОЛОЖЕНИЕ

О повышении профессионального мастерства и стажировки

Водителей и механизаторов участка АТиСТ

П.Счастья


СОГЛАСОВАНО

Исполняющий обязанности председателя профкома

________________

"____"_________________2013г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

________________

"____"________________2013г.


Введение

Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями законодательных актов по охране труда, Единой системы управления охраной труда и промышленной безопасности в ОАО «Газпром» (ВРД 39-1.14-021-2001), ”Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей” РД-200-РСФСР-12-0071-86-12.

Проходящий повышение профессионального мастерства, а также стажировку водитель или механизатор обязан выполнять требования безопасности изложенные в "Инструкции по охране труда для всех профессий ХХХХХХХХХХХХХХ".

Общие требования.

1.1. Лица, вновь принимаемые на работу в качестве водителей, механизаторов, а также водители, механизаторы, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года или переведённые на новый тип, марку транспортного средства к управлению транспортного средства допускаются после прохождения стажировки.

1.2. Стажировка проводится в соответствии с пунктом 4.2.28. Единой системы управления охраной труда и промышленной безопасности в ОАО «Газпром» (ВРД 39-1.14-021-2001), а также ”Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей” РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 года.

1.3. Программа стажировки распространяется и на водительский состав автопогрузчи­ков, строительно-дорожных машин и тракторов.

Стажировка водителей и механизаторов.

2.1. Целью стажировки является адаптация водителей и механизаторов к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих изучение конструктивных особенностей, безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и пассажиров.

2.2. Водители и механизаторы после прохождения первичного инструктажа на рабочем месте и производственного обучения должны в течении первых

2-14 рабочих смен или дней (в зависимости от характера роботы, квалификации) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных распоряжением по службе (цеху, участку).

2.3. Допуск водителей и механизаторов к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.

2.4. Стажировка должна осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

2.5. Стажировка должна осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставников. Водитель закрепляется за водителем - наставником, как правило, на весь срок стажировки.

2.6. Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, грузовых и легковых автомобилях - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших ежегодное обучение по теме: «Безопасности дорожного движения». Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.

2.7. Механизатор-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплини­рованных механизаторов, имеющих непрерывный стаж работы не менее 5 лет и удостоверение тракториста-машиниста с категориями (АВСDЕF), не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших ежегодное обучение по теме: «Безопасности дорожного движения». Механизаторы-наставники назначаются прика­зом по филиалу.

2.8. Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (Приложение 1).

2.9. К выходу на маршрут для проведения маршрутной стажировки допускаются водители и механизаторы транспортных средств, прошедшие предрейсовый медицин­ский осмотр.

2.10. За период стажировки водителям-наставникам выплачивается заработная плата из расчета тарифной ставки, предусмотренной для водителя автомобиля, на котором они проводят стажировку.

2.11. Стажировка на рабочем месте включает следующее:

Изучение действующих производственных инструкций по охране труда, видам работ и пожарной безопасности;

Ознакомление с тактико-технической характеристикой транспортного средства, проверка технической комплектности узлов и агрегатов, принадлежностей и приспособ­лений, внешнего вида транспортного средства;

Отработка практических навыков по безопасным методам и приемам труда при проведении технического обслуживания и ремонта транспортного средства;

Управление транспортным средством в присутствии водителя-наставника, учитывая погодные и дорожные условия на маршруте.

3. С тажировки водителей грузовых и легковых автомобилей.

3.1. Срок стажировки водителей (принимаемых на работу и при переводе

с одной марки автомобиля на другую) определяет главный инженер филиала. В зависимости от стажа работы водителя и категории транспортных средств рекомендуются следующие сроки стажировки:

Таблица № 1

3.2. Срок стажировки водителей, имеющий водительское удостоверение кате­горий В,С,Д,Е со стажем работы более трёх лет, работающих на транспортных средствах категории В, при переводе с одной марки автомобиля на другую того же типа транс­портного средства - 1 смена.

Стажировка механизаторов.

4.1. Срок стажировки механизаторов (принимаемых на работу или при переводе с одной марки самоходной машины на другую) определяется в зависимости от стажа работы механизатора и категории транспортного средства рекомендуются следующие сроки стажировки:

Таблица № 2

4.2. Срок стажировки механизаторов, имеющий удостоверение кате­горий А, В, С, D, Е, F со стажем работы более трёх лет, при переводе с одной марки самоходной машины на другую того же типа - 1 смена.

Стажировка водителей при приеме на работу представляет собой мероприятие, которое проводится далеко не всегда. При этом многие люди не знают о том, зачем нужна данная процедура и в каких ситуациях она является необходимой. Именно об этом мы и поговорим в нашей статье.

Что это?

Стажировка водителей при приеме на работу представляет собой специализированную систему адаптации шофера к реально существующим условиям, чтобы он мог работать в конкретном направлении. Практические занятия требуются для того, чтобы определить и, соответственно, максимально быстро устранить какие-либо недостатки в уже имеющейся подготовке, закрепить полученные знания, навыки и умения для достижения предельно безопасного управления транспортным средством.

Стажировка водителей при приеме на работу позволяет подготовить сотрудника к самостоятельному выполнению своих обязанностей в городских условиях, проинформировать его об основных скоростных нормативах, опасных дорожных участках и тех местах, где чаще всего происходят дорожно-транспортные происшествия. Помимо всего прочего, специальные инструкторы занимаются обучением водителя различным действиям, которые позволят предотвратить возникновение аварий и просто опасных ситуаций на дороге.

Зачем и когда это нужно?

Стажировка водителей при приеме на работу осуществляется в том случае, если у сотрудника был достаточно длительный перерыв в работе (в соответствии с нормами учитывается перерыв более одного года). Также данная процедура осуществляется в том случае, если специалист только окончил учебное заведение или собирается работать в горных условиях. Стажировка водителей автобусов при приеме на работу также осуществляется, если они будут управлять новым для себя видом транспорта или выезжать на пассажирские маршруты. Помимо всего прочего, обязательными практические занятия являются для тех людей, которые недавно начали жить в условиях крайнего севера, так как там часто приходится встречаться со снегопадами и гололедом, что сильно сказывается на необходимых действиях при езде.

При приеме на маршрут

Стажировка водителей автобусов при приеме на работу представляет собой отдельную тему, потому что эта работа непосредственно связана с риском для здоровья и жизни пассажиров, а шофер не только ответственен за собственную жизнь, но еще и руководит судьбами множества других людей. Стажер изначально водит автобус в соответствии с заранее установленным маршрутом, закрепленным за его транспортным средством, а также в обязательном порядке должен проводить все процедуры, находясь под пристальным руководством наставника.

Стажировка водителей автобусов при приеме на работу в школу или другие учреждения включает в себя две части – маршрутную и предмаршрутную, вне зависимости от того, присутствует ли у специалиста допуск определенной категории. Предмаршрутная стажировка представляет собой прохождение теории, а также различные занятия с использованием специальных тренажеров. Главной целью проведения таких мероприятий является закрепление уже имеющихся знаний, а также определение каких-либо пробелов в теории с последующим их устранением для обеспечения максимально комфортного и безопасного управления транспортным средством.

Как проводится предмаршрутная стажировка водителей при приеме на работу? В Москве и других крупных городах принято группировать учащихся в соответствии с присвоенными им категориями. Теория преподается специализированными сотрудниками служб безопасного движения в комплексной работе с наставниками.

Обязанности

Водитель автобуса обязан:

  • Уметь плавно начинать движение, тормозить и не забывать о том, что он везет живых людей.
  • Уметь плавно входить в различные повороты.
  • Поддерживать оптимальную скорость, не делая резких рывков.
  • Своевременно следовать по остановкам маршрута.
  • Своевременно заканчивать путешествие по маршруту.
  • Соблюдать все установленные меры предосторожности не только в процессе движения, но и в момент остановки.
  • Постоянно наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в области дверей.
  • Открывать двери только после того, как произойдет полная остановка транспорта.
  • Заранее объявлять о совершающихся остановках.
  • Следить за порядком в салоне своего транспортного средства, если ведется работа без кондуктора.
  • Принимать оплату за проезд, если ведется работа без кондуктора.

Именно это все проверяется в процессе того, как проводится стажировка водителей в РФ и других городах.

Основные положения

Для проведения проверки разрабатывается специализированная программа, а также масса других методических пособий, которые определяются для конкретной категории. Наставник, которым проводится стажировка водителей грузовых автомобилей при приеме на работу или же шоферов других транспортных средств, в обязательном порядке должен придерживаться основополагающих правил этой программы.

После того как теоретическая подготовка будет окончена, должна провестись практическая проверка всех знаний учащегося. Маршрутная стажировка водителя представляет собой полностью самостоятельное управление автомобилем под пристальным контролем со стороны наставника, закрепленного за стажером руководством предприятия. Главной целью, которую преследует такая стажировка водителей автомобилей при приеме на работу, является закрепление основных теоретических и практических знаний, а также проверка умения их использования в реальных условиях. В процессе маршрутной стажировки водитель двигается без каких-либо пассажиров.

Действующие положения говорят о том, что практика должна в обязательном порядке проводиться под постоянным присмотром со стороны наставника, назначенного в соответствии с приказом руководства компании, или под руководством какого-нибудь другого лица, получившего данное назначение в соответствии с договором. У наставника должна присутствовать лицензия или специальное свидетельство, которое позволяло бы ему проводить обучения, а также опыт вождения данного транспортного средства на протяжении более пяти лет с полным отсутствием каких-либо нарушений ПДД.

Общая продолжительность, которую должна иметь стажировка водителей при приеме на работу в организацию, устанавливается в соответствии с данными о водителе, а точнее, основываясь на его общем стаже работы, времени перерыва, а также зависит от рассматриваемого вида транспорта и маршрута. Подготовка водителей на предприятии осуществляется в реальных дорожных условиях в процессе проведения пассажирских перевозок конкретно по тем маршрутам, где этот шофер в дальнейшем должен будет работать на постоянной основе. В конечном итоге практика заканчивается проведением профессионального собеседования, а также еще одной контрольной поездкой с дальнейшей отметкой в листе, может ли быть этот специалист допущен к работе. Таким образом, срок стажировки водителей при приеме на работу может быть самым разным.

Зачем нужна контрольная проверка?

Контрольная проверка проводится для того, чтобы обеспечить адекватную оценку профессионального мастерства водителя. В основном она представляет собой сборник тестовых вопросов из стандартной программы. Такая стажировка водителя при приеме на работу (образец ниже) представляет собой именно тест теоретических знаний, и только потом уже можно будет приступать к практической части, когда оценивается навык управления транспортным средством. Практический опыт подразумевает проведение тестирования в реальных условиях передвижения по маршруту с фиксацией даже самых незначительных нарушений, которые потом суммируются между собой. В результате делаются выводы по поводу того, является ли этот работник пригодным. В конечном итоге после проведенной стажировки специалисты предоставляют заключение о том, допущен ли он к работе, причем в данном документе обязательно должен указываться конкретный тип транспортного средства и установленный маршрут. Хранится же заключение непосредственно в личном деле сотрудника.

Бывает так, что все-таки отказывают в допуске после того, как была проведена стажировка водителей при приеме на работу. Приказ руководства при этом может предусматривать перевод этого специалиста по его личному согласию на какие-либо другие виды работ. А если же тот не проявляет такого желания или не имеет возможности, его просто увольняют в соответствии с Трудовым кодексом. К ежедневному выполнению своих обязанностей могут допускать только тех водителей, которые предварительно прошли у врача предрейсовый осмотр, причем перед выездом обязательно проводится осмотр автобуса, проверка исправности различных узлов, которые обеспечивают безопасность движения. В конечном итоге оформляются путевые документы, и водитель может отправляться по маршруту в соответствии с установленным графиком.

Категории

  • 1 категория. Человек раньше нигде не работал водителем, но при этом имеет соответствующую профессию по образованию, сдал необходимые экзамены ГИБДД и располагает правами категории «D».
  • 2 категория. Лица, которые прошли предварительную переподготовку на категорию «D», имея ранее «В» и «С».
  • 3 категория. Лица, которые раньше не водили автобусы, но при этом имеют I и II класс.

  • 4 категория. Лица, имеющие право на управление автобусом, но при этом не работающие в этой сфере более полугода.
  • 5 категория. Работники, перерыв в работе у которых превышает три месяца.
  • 6 категория. Водители, которые раньше водили одну марку автобусов, а сейчас были вынуждены переходить на другую.
  • 7 категория. Водители, которые перешли на другие маршруты. Если они раньше не знали данный маршрут, то в таком случае должна быть проведена маршрутная стажировка на протяжении как минимум четырех часов, в то время как в горных сложных маршрутах это время увеличивается до восьми часов с обязательным присутствием наставника, идеально знающего данную дорогу.

Таким образом, в зависимости от категории, изменяется и то, какая стажировка водителей при приеме на работу требуется для проведения компанией и как долго она должна проводиться.

Ответственность

За организацию, а также обеспечение соответствующего контроля за стажировкой отвечает:

  • Главный инженер, который должен периодически контролировать выполнение данной процедуры.
  • Компетентные лица, получившие поручение со стороны главного инженера, должны контролировать, насколько правильно выполняются положения о стажировках.
  • Инструкторы занимаются наблюдением за процедурой стажировки, а также устранением замеченных недостатков.

В общем и целом, основная ответственность за то, как водитель проходит стажировку, возлагается на его наставника, потому что он пребывает в непосредственной близости к водителю и должен лучше остальных обращать внимание на различные ошибки, исправляя их в нужный момент. Помимо всего прочего, наставник занимается контролем предмаршрутной стажировки и потом проводит со своим стажером маршрутную.

Основные правила

Как и в случае с любым другим обучающим процессом, здесь предусматриваются определенные требования, а также четко установленный порядок проведения. В качестве ключевых правил стажировки можно отметить следующее:

  • Назначение обучающего лица, которым становится кто-то из самых опытных сотрудников компании.
  • Закрепление стажера за конкретным наставником, который будет обучать его в процессе всего времени обучения.
  • После проведения процедуры стажировки принимается тест ответственным лицом.

Отдельное внимание следует уделить тому, что обучать специалиста нужно именно на той марке автобусов, которую он в дальнейшем будет использовать на своем маршруте. При этом стоит отметить, что водитель-наставник должен иметь как минимум пятилетний стаж работы на данной категории транспортного средства, а также как минимум три года водить ТС на шасси большегрузных автомобилей. Также на протяжении этого срока он не должен попадать по своей вине в ДТП или же грубо нарушать действующие правила дорожного движения.

Основные этапы

В данном случае предусматривает несколько наиболее важных шагов:

  • проведение проверки теоретических знаний водителя;
  • вождение в какой-нибудь парковой зоне или же специально оборудованной для этого площадке;
  • езда в городских условиях (или непосредственно по дороге будущего маршрута) под пристальным наблюдением со стороны наставника;
  • контрольная поездка вместе с определенным грузом или же пассажирами, что также осуществляется под присмотром ответственных лиц;
  • полное оформление всей необходимой документации, в которой будут фиксироваться результаты проверки стажера.

Проверка основных знаний ПДД в процессе приема водителя на работу проводится через экзамен, на котором соискатель должен будет отвечать на вопросы различных билетов. В соответствии с требованиями данного испытания нужно дать правильный ответ на 20 заданных вопросов, при этом допускается всего четыре неправильных ответа. Если человек не может пройти данный этап, то в таком случае ему запрещается продолжать стажировку с применением транспортного средства. Предусматривается возможность участия не более чем в трех экзаменах, а после успешного прохождения теоретической части водителю выдается специализированный лист с информацией о проверке знаний ПДД.

Стажировка водителей – это система адаптации шофера к реальным условиям для работы на конкретном предприятии. Практические занятия необходимы, чтобы выявить, а также устранить недостатки в подготовке, закрепить полученные знания, умения, водительские навыки, чтобы достичь максимально безопасного управления транспортным средством. Во время стажировки работника готовят к самостоятельной работе в условиях города, информируют о нормативах скорости, опасных участках дорог и местах, где чаще всего случаются ДТП, обучают действиям, направленным на предотвращение опасных ситуаций и аварий.

Стажирование проводится с теми водителями, кто имел длительный перерыв в работе (более одного года). Также проводится стажировка водителей при приеме на работу после окончания учебного заведения или для работы в горных условиях. Целесообразно проводить переподготовку при переводе работника на новый вид транспорта или новый пассажирский маршрут. Для приезжих в условия крайнего севера водителей проводят обязательные практические занятия, для того, чтобы водитель знал, как действовать в условиях гололеда или снегопада.

При приеме на автобусный маршрут

Стажировка водителей автобусов – это отдельный разговор, так как такая работа связана с риском для жизни пассажиров, от шофера зависит не только его жизнь, но также жизни многих людей. Стажер начинает водить автобус по установленному маршруту, закрепленному за его транспортным средством и обязательно под руководством наставника.

Стажировка при приеме на работу водителей состоит из предмаршрутной и маршрутной частей, независимо от того, имеется ли допуск соответствующей категории. Предмаршрутное стажирование – это прохождение теории, занятия при помощи специализированных тренажеров, занятия на учебной площадке. Целью таких занятий является закрепление полученных знаний, выявление пробелов в теории и устранение их для безопасного и комфортного управления транспортным средством. Перед проведением предмаршрутного стажирования, учащихся группируют в соответствии с категориями. Теорию преподают работники служб безопасного движения совместно с наставниками.

Водитель автобуса должен:

  1. уметь плавно трогаться с места, тормозить и помнить, что не дрова везет}
  2. уметь плавно совершать повороты}
  3. поддерживать скорость без резких рывков}
  4. своевременно прибывать к остановкам общественного транспорта}
  5. своевременно заканчивать маршрут}
  6. соблюдать предосторожности при начале движения или остановке}
  7. наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в дверях}
  8. осуществлять открытие дверей только после полной остановки транспорта}
  9. объявлять остановки}
  10. наблюдать за порядком в салоне при работе без кондуктора}
  11. принимать оплату за проезд от пассажиров при работе без кондуктора.

Некоторые положения

Для проведения стажировок разработана специальная Программа стажировки водителей и другие методические пособия, указания для той или иной категории.

Наставник должен строго придерживаться этой программы. По окончании теоретических занятий стажер обязан пройти контрольную проверку практических, теоретических знаний учащегося. Маршрутная стажировка водителя – это самостоятельное управление транспортным средством под контролем наставника, которого предприятие закрепляет за стажером. Целью является также закрепление практических и теоретических знаний в условиях реального движения по тому маршруту, где потом предстоит работать. Во время маршрутной стажировки движение осуществляется без пассажиров.

Положение о стажировке водителей пункт 2.3 говорит, что практика проводится под присмотром наставника, назначенного согласно приказу руководства организации, или под руководством другого лица, назначенного путем заключения договора. Наставник должен иметь свидетельство или лицензию, подтверждающую его право проводить обучение, и опыт вождения автобуса не менее 5 лет, а также отсутствие с его стороны нарушений ПДД.

Длительность занятий устанавливают исходя из общего стажа работы, времени перерыва работы, а также от вида транспорта, маршрута (междугородный, пригородный, городской, горный). Стажировка водителей на предприятии проводится в реальных условиях работы на дорогах, во время пассажирских перевозок именно по тем маршрутам, где в дальнейшем предстоит работать шоферу. Завершается практика собеседованием и контрольной поездкой с последующей соответствующей отметкой в листке – допускается или не допускается.

Контрольная проверка необходима, чтобы оценить профессиональное мастерство водителя, она проводится с помощью тестовых вопросов из программы стажировки. Практическую часть стажировки оценивают путем контрольной проверки навыков управления транспортным средством. Работника тестируют в реальных условиях движения по маршруту и фиксируют малейшие нарушения, которые потом суммируют и делают выводы о пригодности работника. По окончании стажирования, водителю выдают заключение, допускающее его к работе, где указан тип транспортного средства, маршрут. Заключение должно храниться в личном деле работника.

Бывает так, что допуск не выдается. Тогда человек переводится по его согласию на другие виды работ. При нежелании или не возможности перевода на другую работу, работника увольняют по соответствующей статье Трудового кодекса. К ежедневной работе допускаются водители, прошедшие предрейсовый осмотр у врача. Перед выездом обязательно осматривают автобус, проверяют исправность узлов, обеспечивающих безопасность движения. Затем получают путевые документы и выезжают по маршруту, согласно установленному графику.

Категории водителей, подлежащих стажировке.

Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей содержит нормы длительности прохождения стажировки на реальных маршрутах перевозки пассажиров в зависимости от присвоенной им категории.

  1. 1 категория -} ранее не работавшие водителями лица, которые закончили учебное заведение по профессии водитель, сдали экзамены ГИБДД и получили права категории «D». Длительность стажировки составляет – 61 час предмаршрутной и 163 часа маршрутной}
  2. 2 категория – лица, прошедшие переподготовку с категорий «В» и «С» на «D». Практика длиться: предмаршрутная – 30 часов, маршрутная – 72 часа}
  3. 3 категория - водители, ранее не работавшие на автобусе, имеющие I и II класс. Длительность составляет: предмаршрутной – 18 часов, маршрутной – 32 часа}
  4. 4 категория – шоферы, которые имеют права на управление автобусом, имеющие перерыв в управлении более чем полгода. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 16 часов}
  5. 5 категория – работники с трехмесячным перерывом. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 24 часа}
  6. 6 категория – водители автобусов, перешедшие с одной марки на другую. Длительность составляет: предмаршрутная не проводится, маршрутная – 32 часа}
  7. 7 категория – шоферы, переведенные на другие маршруты. Если маршрут не известен был ранее, проводится маршрутная стажировка водителя автобуса не менее чем 4 часа, в сложных горных маршрутах – 8 часов в присутствии наставника, который отлично знает конкретно взятый маршрут.

Ответственность за стажировки

За организацию и контроль стажировок на предприятиях отвечает:

  • главный инженер периодически контролирует выполнение стажировок}
  • периодический контроль над тем, как выполняется положение о стажировках, возлагается на компетентных лиц по поручению гл. инженера}
  • прохождение стажировок также контролируют инструкторы, устраняют замеченные недостатки и контролируют водителей-наставников.

В целом за прохождение стажирования водителем ответственность возлагается на наставника, так как он непосредственно находится рядом с водителем, должен замечать любые ошибки, а также исправлять их. Также наставник контролирует предмаршрутную стажировку, проводит со своим стажером маршрутную стажировку. Вместе со стажером водитель-наставник проверяет автобус перед выездом на маршрут, контролирует прохождение медицинского ежедневного осмотра и получение путевых документов.

В данной статье подробно разберем стажировку водителей транспортных средств.

Для начала выясним зачем вообще нужна стажировка водителей.

Стажировка - деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока.

В соответствии со Статьей 212 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ:

  • Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Так же в соответствии со Статьей 225 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

То же самое есть и в пункте 2.2.2. Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Так же о стажировке сказано Пункте 13 Приказа Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:

  • Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки .

Дополнительно, для компаний перевозчиков, в Приказе Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», есть пункте 1.3. Приложения № 2 с перечнем мероприятий по подготовке работников к безопасной работе. В том числе в перечень этих мероприятий входит:

  • проведение стажировок водителей транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

Не следует забывать что под водителями подразумеваются все лица допущенные к управлению ТС.

На основании всего вышеперечисленного однозначно определяем что с водителями нужно проводить стажировку. Далее еще раз перечислим в каких случаях должна проводиться стажировка водителей :

  • Лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств.
  • Водители, имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года.
  • Водители, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой.

Кто должен проводить стажировку водителей

Как мы уже знаем из Статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанность по организации стажировки возложена на работодателя:

  • Работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

То же самое указано в Пункте 2.2.2. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Более подробно об этом сказано в Пункте 16 Приказа Минтранса № 59:

  • Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника . Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Именно в этом пункте, помимо того что стажировку должен проводить водитель-наставник, описаны требования к водителю-наставнику. Он назначается из водителей:

  • не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Так же следует обратить внимание на то что водитель-наставник обязательно должен быть назначен приказом по организации. И если в штате нет водителя подходящего под вышеуказанные требования то водителя-наставника можно привлекать со стороны.

Когда в какие сроки проводится стажировка

Согласно пункта 2.2.1. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29:

  • Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

В пункте 13 Приказа Минтранса № 59 сказано:

  • Количество часов стажировки устанавливается работодателем .

Что, где и как доводят до водителя на стажировке

В очередной раз процитируем Статью 225 Трудового кодекса РФ:

Пункт 2.2.2. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29 дословно это повторяет:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Безопасные методы и приемы выполнения работ. Понятно что под этой формулировкой понимается обучение водителя технике безопасности при выполнении им своих служебных обязанностей. Для того чтобы регламентировать процесс стажировки необходимо в организации разработать Программу стажировки водителей ТС . В этом документе должно быть четко и последовательно описано какую информацию доводит водитель-наставник в процессе стажировки. Программа стажировки должна быть рассчитана на несколько рабочих смен. Количество часов стажировки устанавливается работодателем. В документе должна быть указана информация разбитая на следующие темы:

  • Рабочее место транспортного средства, его организация, обустройство и содержание, укомплектованность автомобиля;
  • Подготовка, запуск и проверка исправности и работоспособности автомобиля и оборудования, контроль показаний контрольно-измерительных приборов;
  • Погрузка и выгрузка автомобиля;
  • Маршруты движения;
  • Анализ возможных ДТП;
  • Пожарная безопасность.

Непосредственно сама стажировка должна иметь теоретическую и практическую часть и должна проводится на том транспортном средстве и на том маршруте где далее будет работать водитель. Об этом сказано в пункте 15 Приказа Минтранса № 59:

  • Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

В процессе стажировки должен вестись стажировочный лист. Утвержденной формы стажировочного листа нет, но в пункте 18 Приказа Минтранса № 59 сказано что стажировочный лист должен содержать следующие сведения:

  • номер стажировочного листа;
  • фамилия, имя и отчество водителя;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • фамилия, имя, отчество водителя-наставника;
  • дата и время прохождения, количество часов стажировки;
  • замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

Окончание стажировки

По окончании стажировки, для проверки уровня готовности водителя к самостоятельной работе, необходимо провести экзамен. Об этом сказано в Статье 225 Трудового кодекса РФ:

  • Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Детального описания процесса экзамена нет, соответсвенно он может быть как устным так и письменным. Экзамен принимает непосредственный руководитель экзаменуемого водителя. Об этом сказано в пункте 3.1. Постановления Минтруда № 1/29:

  • Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

После приема экзамена в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте делается запись о прохождении стажировки. Согласно ГОСТ 12.0.004-2015, утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 09.06.2016 № 600-ст, форма А.5 журнала инструктажа на рабочем месте имеет следующие графы:

  • Дата;
  • Фамилия, имя, отчество инструктируемого;
  • Год рождения;
  • Профессия, должность инструктируемого;
  • Вид инструктажа (первичный, на рабочем месте, повторный, внеплановый);
  • Причина проведения внепланового инструктажа;
  • Фамилия, инициалы, должность инструктирующего;
  • Подпись инструктирующего;
  • Подпись инструктируемого;
  • Данные о стажировке на рабочем месте (количество смен, подпись стажируемого, допуск к работе).

Именно в последних столбцах, в графах 10 — 12, делается отметка о результатах прохождения стажировки.

Итог

При проведении стажировки водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статьи 221 и 225;
  • Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Пункты 2.2.1., 2.2.2 и 3.1;
  • Приказ Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Пункты 13, 15, 16, 17, 18 и 19;
  • Дополнительно для перевозчиков Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Пункт 1.3. Положения № 2;
  • ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с «Программами обучения безопасности труда»).

Стажировка проводится перед допуском водителя к самостоятельной работе, в течение месяца после приема водителя на работу и после проведения с ним первичного инструктажа на рабочем месте. Продолжительность стажировки определяет работодатель. Стажировка проводится со следующими работниками:

  • Водителями транспортных средств;
  • Лицами, впервые принимаемые на работу в качестве водителей;
  • Водители, имевшие перерыв в трудовой деятельности, более одного года;
  • Водители, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой;
  • Водители, при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

Стажировку проводит водитель-наставник на том транспортном средстве и на том маршруте где далее будет работать водитель. В процессе стажировки ведется стажировочный лист. По окончании стажировки проводится экзамен.

Документальное обеспечение стажировки:

  • Программа стажировки;
  • Приказ о назначении водителя-наставника;
  • Приказ о проведении стажировки;
  • Стажировочный лист;
  • Журнал инструктажа на рабочем месте.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД» , можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Так же на сайте www.сайт можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.

Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту [email protected] , и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

УТВЕРЖДАЮ

должность

наименование организации

____________________Ф.И.О.

«__»________________201_ г.

Программа

стажировки водителей наименование организации

Цель стажировки

Ознакомление работника с функциональной структурой подразделения, характером и особенностями предстоящей работы, производственно-технологическими процессами. Практическое освоение приемов и методов трудовой деятельности.

Общие требования

В период стажировки работник должен подробно изучить:

  • инструкции по охране труда по основной и смежным профессиями, видам работ;
  • требования к правильной организации и содержанию рабочего места, транспортного средства;
  • порядок проверки исправности оборудования, безопасной подготовки и пуска в работу транспортного средства;
  • назначение контрольно-измерительных приборов, а также блокировочных, сигнализирующих, предохранительных и защитных средств, и приспособлений, используемых при эксплуатации транспортного средства;
  • меры противопожарной безопасности, расположение и принципы действия противопожарных средств, и т. п.;
  • способы предупреждения и устранения аварийных ситуаций, действия при тушении пожаров, загораний, загазованности;
  • порядок применения средств коллективной и индивидуальной защиты (СИЗ) и предохранительных приспособлений, требования к спецодежде, специальной обуви;
  • правила оказания доврачебной помощи при ДТП, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током и других несчастных случаев.
Содержание и последовательность этапов стажировки Продолжительность смен
1 2 3
1 Ознакомление с рабочим местом, транспортным средством; с оборудованием; производственной территорией, помещениями, маршрутами движения транспортных средств и пешеходов; с содержанием инструкции по охране труда, причем особое внимание следует обратить на необходимость строгого выполнения всех требований инструкции. Схема безопасного передвижения транспортных средств по территории. 1
2

Ознакомление с техническими характеристиками и мерами безопасности при эксплуатации автомобиля, с устройством и порядком обслуживания транспортных и грузоподъемных средств, и механизмов, со всеми опасными местами механизма, машин, с устройством и применением предохранительных ограждений, приспособлений, а также назначением и правилами пользования средствами индивидуальной защиты

Подбор, применение инвентаря, приспособлений, инструмента и др. в соответствии с инструкциями по охране труда и технологических регламентов.

1
1 2 3
3 Ознакомление с особенностями работы в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также с особенностями эксплуатации в сложных дорожных условиях. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и перевозки грузов. Требование безопасности перед началом и окончанием работ. Обеспечение безопасности и сохранности оборудования на время перерывов в работе и после окончания смены 1
4 Дублирование в присутствии стажирующего лица практических приемов подготовки к эксплуатации и эксплуатации автомобиля и операций при погрузочно-разгрузочных работах, включая применение приспособлений и инструмента при различных вариантах, характере и сложности работ, а также с порядком проверки исправности приспособлений и инструментов. Меры предупреждения пожаров, обязанности при возникновении пожаров, способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения и сигнализации, места их расположения. Противопожарные тренировки. Действия при возникновении опасной ситуации. 1
5 Ознакомление безопасными приемами и методами работы, применение которых должно предохранить работника от травмирования, профзаболеваний и отравлений и т.д. в зависимости от характера сложности работ (управления транспортным средством), включая работу с технологическим оборудованием, грузоподъемными механизмами, приспособлениями, инструментом, по результатам которой принимается решение о возможности допуска работника к постоянной самостоятельной работе. 1
Итого 5

Примечание.

Если общая продолжительность стажировки составляет менее 5 смен, то соответственно изменяется продолжительность каждого из этапов или исключаются отдельные этапы. Это устанавливается исходя из практического опыта, конкретных обстоятельств и обязанностей (функций) работника.

Должность (ответственного за БДД) (подпись) Ф.И.О.



Просмотров