Должностные обязанности офицера-воспитателя кадетского корпуса и профессиональные требования к нему. Личный состав кораблей

Назначение и состав корабельной вахты

Вахта - особый вид дежурства на кораблях Военно-Морского Флота, требующий непрерывной бдительности и неотлучного пребывания на посту.

В состав корабельной вахты входят: вахтенный офицер, помощник вахтенного офицера, командир вахтенного поста, вооруженный вахтенный у трапа (сходни), командир спасательной шлюпки, вахтенный на шлюпке, вахтенные на концах, рассыльный.

Руководство корабельной вахтой возлагается на вахтенного офицера, а на стоянке на дежурного по кораблю, если вахтенный офицер не назначен.

Кроме того, на него возлагается, руководство специальной вахтой на командных пунктах и боевых постах, которые обеспечивают управление кораблем, наблюдение и применение оружия. Специальной вахтой, которая несутся в боевых частях и службах, руководят командиры боевых частей и начальники служб.

При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) личный состав назначается на вахту на сутки и несет ее в три смены, на ходу корабля в две или три смены в зависимости от длительности плавания и решаемых кораблем задач. При пребывании корабля в немедленной готовности к походу, а также в готовности до 1 часа дежурная и вахтенная службы несутся по-походному. Сменившийся личный состав является подвахтенным. В случае необходимости он привлекается для временного усиления вахты или подсмены отдельных вахтенных.

Продолжительность вахты 4 часа. Однако, в зависимости от обстановки приказанием командира корабля ее продолжительность на отдельных постах может быть установлена от 1 до 6 часов. На рулях и наблюдательных постах продолжительность вахты, как правило, 2 часа.

Для охраны кораблей и военного имущества выставляются вооруженные вахтенные. Посты вооруженных вахтенных устанавливаются у трапа (сходни), на причальном сооружении, на батопорте (при стоянке в доке), на льду у корабля и в других случаях, когда в этом возникает необходимость. Число постов и время вахты устанавливает командир корабля.

Перед заступлением очередной смены на вахту вахтенный офицер (дежурный по кораблю) проводит ее развод в установленном месте. После развода заступающая смена принимает вахту от сменяющейся и командиры вахтенных постов, а также вахтенный инженер-механик (дежурный по электромеханической боевой части) докладывают о заступлении очередной смены вахтенному офицеру. По его команде сменившийся личный состав уходит со своих постов и к исполнению обязанностей вахтенных приступает новая смена.

Вахтенный офицер назначается из офицеров, сдавших зачеты и допущенных приказом командира корабля к самостоятельному несению ходовой (якорной) вахты. Вахтенный офицер на ходу корабля подчиняется командиру корабля или старшему помощнику, когда последний, замещая командира корабля, находится на ГКП (ходовом мостике). При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) вахтенный офицер подчиняется старшему помощнику командира корабля и дежурному по кораблю.



Никто, кроме указанных выше лиц и их прямых начальников, не имеет права вмешиваться в распоряжения вахтенного офицера.

Вахтенному офицеру подчинены:

а) личный состав командных пунктов и боевых постов, находящихся в боевой готовности по обеспечению управления кораблем, наблюдения и применения оружия корабля на самооборону;

б) наряд корабельной вахты и корабельного дежурства, если дежурный по кораблю не назначен.

Вахтенный офицер отвечает за поддержание установленной боевой готовности корабля, внешнюю безопасность корабля, исправное несение корабельной вахтенной службы личным составом. Личный состав корабля, кроме лиц, которым вахтенный офицер подчинен, обязан исполнять все требования вахтенного офицера.

Вахтенный офицер обязан:

а) при исполнении своих служебных обязанностей руководствоваться корабельными расписаниями и другими документами, определяющими боевую и повседневную деятельность корабля;

б) поддерживать установленную боевую готовность корабля;

в) в управлении корабельной вахтенной службой особое внимание обращать на бдительное несение службы вахтенными постов зрительного и технического наблюдения;

г) знать район плавания и уметь использовать технические средства кораблевождения для определения места и путеисчисления;

д) следить за внешней безопасностью корабля и принимать меры, предупреждающие аварий и предпосылки к ним;

е) знать состояние зрительных и технических средств связи и наблюдения корабля, уметь их использовать; правильно применять опознавательные сигналы;

ж) объявлять тревоги по приказанию командира корабля или лица, его замещающего, а в их отсутствие в случаях, не терпящих отлагательства - самостоятельно;

з) знать состояние главной энергетической установки корабля;

и) следить за исправным действием механизмов и устройств, находящихся на верхней палубе;

к) знать запасы корабля по продовольствию, горючему и смазочным материалам, пресной воде и др.;

л) знать меры, применяемые при усилении ветра и волнения моря, ухудшении видимости, опускающемся тумане, тропическом циклоне (тайфуне, урагане);

м) следить за постоянной готовностью дежурных спасательных средств к использованию;

н) подавать команды и сигналы в соответствии с распорядком дня и контролировать их выполнение;

о) организовать выполнение воинского приветствия прибывающим на корабль должностным лицам, а также встречным и проходящим кораблям;

п) вести вахтенный журнал, подписывая в конце вахты сделанные в нем записи.

Вахтенный офицер должен быть подготовлен к руководству к борьбе за живучесть корабля. Он немедленно объявляет аварийную тревогу в случае взрыва, пожара, затопления отсека (помещения), большого поступления пара, разрыва трубопроводов воздуха высокого давления, гидравлики, заклинивания кормовых (больших кормовых) горизонтальных рулей и появления опасной концентрации газов (вредных веществ). В случае ухудшения радиационной обстановки, вахтенный офицер подает сигнал «Радиационная опасность» и осуществляет руководство борьбой за живучесть корабля до прибытия на ГКП командира корабля или лица, его замещающего.

При всяком неожиданном случае или обстоятельстве, когда у вахтенного офицера возникнут сомнения в безопасности плавания корабля, а также в других случаях, если появится необходимость в помощи или присутствии командира корабля (помощников командира корабля), он обязан как днем, так и ночью немедленно вызвать его. В крайних случаях, не терпящих отлагательства вахтенный офицер должен действовать самостоятельно, известив о происшествии или предпосылке к нему командира корабля и других лиц, смотря по обстоятельствам.

По тревогам вахтенный офицер передает свои обязанности старшему помощнику командира корабля или специально назначенному лицу и занимает место согласно расписанию.

Вахтенный офицер на ходу корабля обязан:

а) следить за точным удержанием назначенных курса и скорости, режима и рода движения, глубины погружения подводной лодки; удерживать корабль на назначенном месте в строю (ордере);

б) контролировать точность и безопасность следования корабля назначенным маршрутом, периодически определяя место корабля и нанося его на карту;

в) руководить работой БИП по обеспечению безопасности плавания;

г) следить за изменением пеленга на встречные корабли (суда), плавающие предметы и др. и определять условия расхождения и опасность столкновения с ними;

д) включать (выключать) ходовые огни и следить за их исправным действием, а при плавании без огней - за полным затемнением корабля;

е) принимать меры к прекращению дымления и искрения из труб в случае их появления, а также меры по затемнению в ночное время;

ж) следить за положением подъемно-опускаемых устройств и возможностью их использования в зависимости от глубины места, волнения и скорости хода корабля;

з) руководить подъемом и подачей сигналов при изменении курса, скорости хода, при маневрировании корабля, взлете и посадке летательных аппаратов, а также при ухудшении видимости;

и) докладывать командиру корабля (старшему помощнику командира) обо всем обнаруженном, что может повлиять на безопасность плавания или на выполнение поставленной задачи, а также об изменении обстановки и условий плавания. В случае непринятия ими никаких действий на сделанные доклады и рекомендации по уклонению от опасности производить запись об этом в вахтенный журнал корабля и продолжать выполнять свои уставные обязанности по обеспечению безопасности плавания корабля;

к) информировать вахтенного штурмана (БИП, стартовый командный пункт авиации) о начале и окончании поворота на новый курс, изменении режима управления рулями, скорости хода, начале и окончании изменения глубины погружения подводной лодки, полученных приказаниях, связанных с изменением маршрута, места в строю (ордере), появлении и скрытии берегов и средств навигационного оборудования, резких изменениях гидрометеорологической обстановки, подъеме и опускании забортных устройств и о других действиях;

л) получать от вахтенного штурмана справочные данные, необходимые для выполнения обязанностей; информацию о времени поворота на новый курс за 5 минут, за 1 минуту и в расчетный момент начала поворота; продолжительность лежания на новом курсе и его безопасность;

м) контролировать исправную работу и переключение размагничивающего устройства;

н) предупреждать командира электромеханической боевой части за 30 минут до прихода корабля к назначенному месту (плавбазе, якорной стоянке, узкости и т.д.), а также в других случаях, когда он сочтет необходимым;

о) производить расчеты маневрирования при совместном плавании в строях (ордерах), а также для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов.

Вахтенный офицер имеет право без разрешения командира корабля изменить курс и скорость корабля (на подводной лодке - и глубину погружения) только в случаях, грозящих опасностью кораблю (во избежание столкновения с другим кораблем, при обнаружении близкой опасности, для уклонения от примененного противником оружия, идущего на корабль), а также для спасения упавшего за борт человека; при этом он обязан немедленно доложить командиру корабля о причинах изменения курса, скорости хода, и о других принятых мерах.

На подводной лодке при нахождении ее в подводном положении вахтенный офицер обязан:

а) вести круговое наблюдение в перископ за морем и воздухом при движении подводной лодки на перископной глубине;

б) следить за дифферентом, плавучестью и глубиной погружения подводной лодки и при необходимости поддифферентовывать ее; периодически с разрешения командира подводной лодки измерять эхолотом глубину под килем, сверяя ее с глубиной на карте;

в) контролировать режим работы главной энергетической установки, радиационную обстановку, плотность электролита и напряжение аккумуляторной батареи, процентное содержание водорода в отсеках и аккумуляторных ямах, о чем докладывать командиру подводной лодки;

г) следить за изменением гидрологических условий в районе плавания;

д) следить за использованием средств регенерации и составом газовоздушной среды;

е) контролировать подъем и опускание выдвижных устройств и состояние забортной арматуры в зависимости от глубины погружения;

ж) регулировать передвижение личного состава из отсека в отсек, следить за тишиной и порядком в них.

Вахтенный офицер при стоянке на якоре (бочке, швартовах) обязан:

а) докладывать командиру корабля (старшему помощнику) и дежурному по кораблю о всех входящих на рейд и выходящих с рейда кораблях и судах, а, также обо всем, что может повлиять на безопасность стоянки корабля;

б) следить за правильным использованием корабельных катеров и шлюпок, руководить их отправкой и приемом, производить посадку в них людей, не допуская перегрузки;

в) проверять выполнение рейдовых и портовых правил личным составом корабля и проходящих катеров и шлюпок;

г) принимать меры к обеспечению безопасной стоянки и движения катеров и шлюпок у борта корабля;

д) принимать меры к оказанию помощи шлюпкам, терпящим бедствие, а также к спасению утопающих;

е) требовать от личного состава соблюдения корабельных правил, установленной формы одежды, порядка и чистоты на верхней палубе и бортов корабля;

ж) руководить подъемом и спуском Военно-морского флага, а также включением (выключением) якорных огней, подъемом и подачей сигналов в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72);

з) представлять за 30 минут до подъема флага старшему помощнику командира корабля письменно утренний доклад по установленной форме;

н) контролировать своевременность отбития склянок.

Вахтенный офицер при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) ведет наблюдение: за якорной цепью и вытравленным количеством ее, которое всегда должно соответствовать условиям стоянки и состоянию погоды, за швартовами, за готовностью к отдаче второго якоря.

При усилении ветра требует от вахтенного рулевого докладывать ему замеры направления и силы ветра через каждый час или каждые З0 минут, сообразуясь с обстановкой, принимает меры к подъему на борт катеров и шлюпок или отсылает их в укрытое место с разрешения командира корабля (старшего помощника командира). Вахтенный офицер обязан следить за дрейфом корабля, лично определяя место корабля по контрольным пеленгам и замерам на навигационной РЛС дистанции до береговых ориентиров, прокладывая их на специальном планшете, а также используя брошенную за борт балластину. В случае обнаружения дрейфа он должен немедленно доложить командиру корабля.

Вахтенный офицер контролирует съезд с корабля и возвращение на него личного состава, своз различных грузов, оборудования и доставку их на корабль.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРАБЛЯ……………………………………6

Общие положения КУ ВМФ-2001…………………………………. 6

Повседневная и боевая организация корабля………………….8

Повседневная организация………………………………….8

Боевая организация………………………………………….10

Корабельные расписания…………………………………………..14

Объявление тревог на корабле……………………………………18

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА НА КОРАБЛЕ…………………………………..19

Общие положения……………………………………………………19

Виды и формы боевой подготовки………………………………...20

Подготовка матросов, старшин и мичманов……………………..25

Подготовка офицеров………………………………………………..26

Подготовка корабля…………………………………………………. 28

Планирование и учет боевой подготовки……………………….. 28

ПОВСЕДНЕВНАЯ СЛУЖБА КОРАБЛЯ…………………………………..29

Корабельный распорядок и содержание корабля………………30

Корабельный распорядок…………………………………… 30

Повседневная жизнь корабля……………………………………….34

Размещение личного состава на корабле…………………34

Каждый взрослый мужчина знает, с какого звания офицерский состав берет свое начало - это, конечно же, лейтенант. А можете сейчас перечислить все армейские чины по порядку? Если нет, то стоит дочитать эту статью до конца. Будучи школьником или студентом, вам наверняка рассказывали на уроках по НВП (допризывная подготовка) о субординации в вооруженных силах. Какая-то часть полученной информации отложилась в багаже знаний. Как бы там ни было, знания в этой области лишними не бывают. Особенно это касается мужчин, чтобы при необходимости не задумываясь понять, кто перед вами: капитан, прапорщик, сержант или генерал. В этой статье вы подробно узнаете о воинских званиях офицерского состава. Чтобы не запутаться, начнем с азов.

Что такое и для чего они нужны

В армии РФ воинские чины предоставляют всем, кто поступает на службу без исключения, независимо, в каком месте будет служить человек и какой пост займет. Звания - это своеобразная иерархия, которая определяет статус, круг полномочий и степень ответственности военнослужащих всех родов войск. Соответственно, устанавливает иерархию (субординацию) между военнослужащими. Это касается и званий офицерского состава. В армии заведено разграничивать регалии по роду войск:

  • корабельные чины (морская составляющая армии);
  • общевойсковые звания (части и соединения сухопутного базирования).

Если воинское подразделение или боевое судно имеет гвардейский статус, то в обращении к военному, который проходит службу в данном подразделении, прибавляется слово «Гвардии». Примером может служить словосочетание: «Гвардии лейтенант», «Гвардии майор». Получив определенное звание, после увольнения со службы за выслугу лет чин остается за человеком пожизненно. К званию будет прибавлено «в отставке», примером в таком случае будет - «майор в отставке».

Офицер

Впервые привычное для нас понятие «офицер», возникло в эпоху царя Петра Первого. Государь выпустил указ, где устанавливался порядок прохождения армейской службы для дворянства. Декретом вводилась иерархия воинских чинов. В русской армии впервые появились звания офицерского состава. С тех пор воинские различия неоднократно дополнялись, а структура видоизменялась несколько раз. За многовековую историю офицерский корпус стал своеобразным стержнем, основополагающим элементом построения современной армии РФ. За несколько веков были сформированы традиции и понятие «чести», которые бережно хранят и передают из поколения в поколение.

Иерархическая структура

Звания офицерского состава имеют определенную структуру. К каждой группе офицерского звена относятся соответствующие армейские чины. Принято различать следующие начальствующие звенья:

  • младшее командное звено;
  • командиры среднего звена;
  • офицеры высшего командного звена.

Помимо вышеперечисленных категорий армия Российской Федерации состоит:

  • из рядовых солдат и матросов;
  • сержантского состава в сухопутных подразделениях, на флоте аналогом является чин старшины;
  • прапорщиков (в царской армии назывались - унтер-офицер) и мичманов (военно-морской аналог).

Младшее командное звено

Ранняя стадия военной карьеры начинается с присвоения звания младшего офицерского состава. В него входит:

  • Младший лейтенант. На погоне одна маленькая звезда. Может командовать взводом. В наши дни присваивается редко. Необходимый срок службы для получения очередного звания не менее двух лет.
  • Лейтенант. Отмечается двумя небольшими звездами. Самый распространенный первоначальный офицерский чин. Получают после окончания военного училища. Также присваивается при зачислении на военную службу по контракту, если у соискателя есть диплом об окончании университета, института или академии. Если военнослужащий имеет звание прапорщик, то после окончания университета тоже получает лейтенантские погоны. Необходим трехлетний срок службы для получения очередного чина.
  • Старший лейтенант. Чин отмечен тремя звездами небольшого размера. Статус дает возможность служить на посту заместителя командира роты. Потребуется трехлетний срок службы для дальнейшего продвижения.
  • Капитан. Статус отмечен небольшими звездами в количестве четырех единиц. Очередная ступень карьерной иерархии. Звание дает возможность быть командиром роты, также офицер может проходить службу на посту заместителя командира батальона. Необходим четырехлетний срок службы для очередного продвижения по службе.

Командиры среднего звена

Группа военнослужащих представляет собой своеобразный стержень среднего командного звена армии. Перечень званий старшего офицерского состава:

  • Майор. Чин отмечен звездой среднего размера. Носители погон служат на постах руководителей служб на уровне учебной роты или батальона. Ими могут быть комендатура, штаб батальона, а также должность комбата. Четырехлетний срок службы для очередного звания.
  • Подполковник. Чин отмечен двумя средними звездами. Чин позволяет занимать пост комбата, заместителя командира или начальника штаба на полковом уровне. В данном звании часто выходят в отставку по выслуге лет. Потребуется пятилетний срок службы для очередного чина.
  • Полковник. Погон имеет три среднего размера звезды. Высшая карьерная ступень старшего командного звена. Носители данного статуса служат на посту командира войсковой части или проходят службу на посту начальника штаба дивизии. Высшие чины присваиваются крайне редко, поэтому для большинства звание полковник становиться пиком армейской карьеры.

Офицеры высшего звена

Какой лейтенант на заре своей армейской карьеры не мечтал стать генералом. Но, к сожалению, данное звание присваивается редко. К званиям высшего офицерского состава относятся:


Корабельные звания

Воинские звания высшего офицерского состава, присваиваемые в ВМФ РФ:

  • Младшие офицеры:
  1. младший лейтенант;
  2. лейтенант;
  3. старший лейтенант;
  4. капитан-лейтенант.
  • Старшие офицеры:
  1. капитан 3 ранга;
  2. капитан 2 ранга;
  3. капитан 1 ранга.
  • Высшие офицеры:
  1. контр-адмирал;
  2. вице-адмирал;
  3. адмирал;
  4. адмирал флота.

Корабельные звания и должности, которые занимают военнослужащие, соответствуют общевойсковым званиям с поправкой на ведомственные различия.

Права, обязанности, задачи офицеров

Главной задачей, которую выполняют офицеры в ВС, является обеспечение функционирования и устройство армейской службы на вверенном им участке. Подготовка, обучение военнослужащих и поддержание боеготовности личного состава и техники. Грамотный офицер также должен заботиться, решать проблемы и возникающие вопросы в процессе несения службы своих подчиненных.

Офицер не только следит за исполнением приказов, но и несет личную ответственность за действия людей, которые находятся под его началом. Права и обязанности военнослужащих четко регулируются уставом прохождения военной службы.

Заключение

После распада СССР армия РФ на протяжении десяти лет финансировалась по остаточному принципу. Это привело к плохому состоянию вооруженных сил, как следствие, к массовому увольнению из армейских рядов кадровых офицеров. Также пострадал престиж военной службы, быть офицером было не модно. Но ни что не стоит на месте, к управлению государством пришли новые люди и шаг за шагом начало возрождаться Российское государство. На данный момент осуществляется оснащение вооруженных сил новыми видами вооружений, денежное довольствие кадровых офицеров тоже существенно выросло. В военные вузы снова большой конкурс. Сегодня быть офицером не только модно, но и престижно.

Статья 26. Общие обязанности

Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;

строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом;

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

(в ред. Федерального закона от 28.06.2002 N 75-ФЗ)

Статья 27. Должностные и специальные обязанности

1. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

2. Командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

3. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Ответственность офицеров: дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая и уголовная.

Статья 28. Ответственность военнослужащих за правонарушения

1. Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

2. За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ.

4. За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

6. За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Что запрещается офицерам?

Военнослужащие не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним.

Компания должна назначить офицера охраны компании. Офицер охраны может действовать в этом качестве в отношении нескольких судов, по усмотрению компании, но при этом должно быть четко указано, за какие суда отвечает офицер охраны.

Основными функциональными обязанностями офицера охраны компании являются:

Обеспечение проведения оценок охраны судна;

Обеспечение разработки, представление на одобрение и в дальнейшем осуществление и поддержание плана охраны судна;

Обеспечение того, чтобы в план охраны судна своевременно вносились все изменения для устранения недостатков;

Организацию проведения внутренних проверок и обзоров деятельности, связанной с охраной;

Организацию и проведение первоначальной и последующих проверок судна назначенной или признанной организациями;

Повышение информированности в области охраны и повышение бдительности;

Обеспечение того, чтобы персонал, ответственный за охрану, прошел надлежащую подготовку;

Обеспечение эффективной связи и взаимодействия между офицерами охраны судов и портовых средств;

Обеспечение совместимости между требованиями охраны и требованиями безопасности на море.

Обязанности офицера охраны судна.

На каждом судне компания должна назначить лицо командного состава, ответственное за охрану (офицер охраны). Основными функциональными обязанностями его является следующее:

Проведение регулярных проверок охраны судна с целью убедиться в поддержании соответствующих мер охраны;

Поддержание плана охраны судна;

Координация действий, в части охраны, при обработке груза с судовым персоналом и должностными лицами портовых средств,



Выдвижение предложений о внесении изменений в план охраны судна;

Своевременные доклады офицеру охраны компании о любых недостатках и принятии мер по их устранению;

Повышение информированности в вопросах охраны и повышение бдительности на судне;

Обеспечение надлежащей подготовки судового персонала, ответственного за охрану судна;

Обеспечение того, чтобы охранное оборудование правильно эксплуатировалось, испытывалось, калибровалось и обслуживалось.

Офицер охраны судна отчитывается в своих действиях перед капитаном судна, в зависимости от обстоятельств, может обращаться к офицеру охраны компании. Обязанности офицера охраны судна часто возлагаются по совместительству на лиц командного состава, однако, в связи с этим, на судах, особенно на грузовых, возникают проблемы. На пассажирских судах обязанности офицера охраны возлагают обычно на помощника капитана по пассажирам.

Обязанности офицера охраны портового средства.

Для одного или более портовых средств должен назначаться офицер охраны. Назначение производит Начальник порта по согласованию с Назначенным органом. Основными функциональными обязанностями офицера являются:

Проведение первоначального освидетельствования охраны портового средства и оценка его охраны;

Обеспечение разработки, поддержание, внедрение и выполнение плана охраны портового средства;

Проведение регулярных проверок и представление рекомендаций по изменению плана охраны портового средства;

Повышение бдительности и подготовки в отношении охраны персонала портового средства;

Направление соответствующим властям о всех событиях, угрожающих безопасности портового средства;

Координация действий с офицерами охраны компаний и судов;

Обеспечение того, чтобы охранное оборудование правильно эксплуатировалось;

Оказание помощи офицерам охраны судов в установлении личности людей, желающих пройти на судно.

Офицер охраны портового средства должен обладать знаниями и получить подготовку с учетом рекомендаций, приведенных в части В Кодекса ОСПС. Члены персонала портового средства, имеющие обязанности по охране, также должны обладать достаточными знаниями и навыками для выполнения порученных им задач. Для обеспечения эффективного выполнения плана охраны должны проводиться регулярно учения по взаимодействию судно- портовое средство. Эти учения должны проводиться, по крайней мере, один раз в три месяца. Различного рода занятия, в которых могут участвовать офицеры охраны компаний, судов и портовых средств совместно с соответствующими властями Договаривающихся правительств должны проводиться регулярно, промежуток между этими занятиями не должен превышать 18 месяцев. На этих занятиях должны отрабатываться связь, координация действий, обеспечение ресурсами и принятие ответных мер.

Декларация об охране судна.

Одним из основных документов, направленных на повышение уровня безопасности объектов морского транспорта, в соответствии с требованиями Конвенции СОЛАС и части А Кодекса ОСПС, является двухстороннее соглашение между судном и портовым средством или другим судном о распределении функций и ответственности в области охраны при взаимодействии между собой в процессе осуществления перевозок грузов и пассажиров.

Оформление Декларации охраны осуществляется либо по требованию Назначенного органа власти, на территории которого расположено портовое средство, либо по требованию судна, которое взаимодействует с портовым средством, или другим судном. В обоих случаях стороны должны информировать друг друга относительно необходимости составления такого соглашения и требований, которые предусмотрены в ней. Необходимость составления Декларации по охране может быть выявлена в результате проведения оценки охраны портового сооружения или судна, или обусловлена указанием Администрации государства – флага судна.

Причины и обстоятельства, которые приводят к необходимости составления Декларации по охране, должны быть отображены в плане охраны судна, которое плавает под украинским флагом, или в плане охраны портового средства, расположенного на территории Украины.

Судно, которое плавает под украинским флагом, может требовать оформления Декларации по охране в случаях, если:

Судно эксплуатируется с более высоким уровнем охраны, чем его имеют портовое средство или другое судно, с которыми оно взаимодействует, или на нем установлен третий уровень безопасности;

Между странами - участницами Конвенции СОЛАС имеется договоренность об обязательном заключении Декларации по охране относительно определенных международных рейсов или специфических судов, которые используются в этих рейсах;

Имеет место угроза нарушения охраны судна или был инцидент, связанный со случаями нарушения охраны судна или портового сооружения;

Судно находится в порту или взаимодействует с судном или портовым сооружением, которые не нуждаются в наличии принятого плана охраны;

Взаимодействие судно/судно осуществляется за пределами акватории порта;

Этого требует Администрация Украины.

Порт Украины может требовать оформления Декларация по охране в случаях, если:

Портовое сооружение эксплуатируется с более высоким уровнем охраны, чем его имеет судно, с которыми оно взаимодействует, или в портовом средстве или на судне, которое заходит в порт, установлен уровень охраны 3;

Между странами-участницами Конвенции СОЛАС имеется договоренность об обязательном заключении Декларации по охране относительно определенных международных рейсов или специфических судов, которые используются в этих рейсах;

Имеет место угроза нарушения охраны портового сооружения или был инцидент, связанный со случаями нарушения охраны портового сооружения или судна;

В порт прибывает судно, которое перевозит опасные грузы;

Портовое сооружение взаимодействует с судном, которое не нуждается в наличии принятого плана охраны;

По распоряжению Назначенного органа власти Украины.

В случае изменения уровня безопасности того или другого судна или портового сооружения стороны должны заключить новую Декларацию по охране.

Порядок составления Декларации.

Декларация по охране составляется от имени судна – его капитаном или назначенным офицером охраны судна, а от имени портового сооружения – офицером охраны портового сооружения. Декларация заполняется украинским и английским языками в двух экземплярах, которые сохраняются у сторон, которые ее заключили. Если инициатором составления Декларации выступает судно, которое плавает под украинским флагом, капитан или офицер охраны судна должен:

Вступить в контакт с офицером охраны портового сооружения;

Проверить уровень безопасности портового сооружения и сравнить его с уровнем безопасности судна;

Удостовериться, что форма Декларации из охраны, которая используется портом, отвечает Кодексу ОСПС;

Получить план мероприятий охраны порта;

Сформулировать перечень необходимых мероприятий охраны от портового сооружения для поддержки необходимого уровня охраны судна;

Согласовать проект Декларации из охраны с офицером охраны портового средства;

Подготовить Декларацию для подписания.

Если инициатором составления Декларации из охраны выступает Назначенный орган власти Украины, или украинский порт, офицер охраны портового средства должен:

Вступить в контакт с капитаном или офицером охраны судна;

Проверить уровень безопасности судна и сравнить его с уровнем безопасности портового сооружения;

Удостовериться, что форма Декларации, которая используется на судне, отвечает Кодексу ОСПС;

Получить план мероприятий охраны судна, который выполняется или планируется;

Сформулировать перечень необходимых мероприятий безопасности от судна для поддержки необходимого уровня безопасности;

Согласовать проект Декларации с капитаном или офицером охраны судна.

Минимальный срок сохранения заключенной Декларации устанавливается:

Для портового средства не менее трех лет с момента выхода судна из порта;

Для судна за последние 10 мероприятий судна с любыми взаимодействиями судно-судно и судно-портовыми средствами.

Охрана судна

При уровне охраны 1 для установления и принятия мер по предупреждению происшествий, связанных с охраной, на всех судах с учетом рекомендаций, приведенных в части. В настоящего Кодекса, должна осуществляться, с помощью надлежащих мер, следующая деятельность:

Обеспечение выполнения всех задач по охране судна;

Контроль доступа на судно;

Контроль посадки людей и погрузки их вещей;

Наблюдение за районами ограниченного доступа с целью обеспечить, чтобы доступ в них имели только лица, имеющие разрешение;

Наблюдение за палубами и районами вокруг судна;

Надзор за операциями по обработке груза и судовых запасов;

Обеспечение того, чтобы средства охранной связи находились под рукой в постоянной готовности к использованию.

При уровне охраны 2 по каждому виду деятельности, должны быть приняты дополнительные меры защиты, предусмотренные планом охраны судна, с учетом рекомендаций, приведенных в части В настоящего Кодекса.

При уровне охраны 3 по каждому виду деятельности, должны быть приняты повышенные специальные меры защиты, предусмотренные планом охраны судна, с учетом рекомендаций, приведенных в части В настоящего Кодекса.

При установлении Администрацией уровней охраны 2 или 3 судно должно подтвердить получение указаний относительно изменения уровня охраны.

Перед заходом в порт, находящийся на территории Договаривающегося правительства, установившего уровень охраны 2 или 3, или во время пребывания в таком порту судно должно подтвердить получение этого указания, а также подтвердить должностному лицу портового средства, ответственному за охрану, что оно приступило к выполнению соответствующих мер и процедур, изложенных в плане охраны судна, а в случае уровня охраны 3 - указаниях, направленных Договаривающимся правительством, которое установило уровень охраны 3. Судно должно сообщать о любых трудностях, встретившихся при выполнении мер и процедур. В таких случаях должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, должно установить связь с лицом командного состава судна, ответственным за охрану, и скоординировать соответствующие действия.

Если Администрация требует, чтобы судно установило более высокий уровень охраны, чем уровень, установленный в порту, в который судно намеревается зайти или в котором оно уже находится, либо на судне уже установлен такой более высокий уровень охраны, то судно должно незамедлительно информировать об этом компетентный орган Договаривающегося правительства, на территории которого находится портовое средство, и офицера охраны портового средства.

В таких случаях офицер охраны судна и офицер охраны портового средства должны установить связь друг с другом и скоординировать соответствующие действия, если необходимо. Администрация, требующая, чтобы суда, имеющие право плавать под ее флагом, установили уровень охраны 2 или 3 в порту другого Договаривающегося правительства, должна незамедлительно информировать об этом такое Договаривающееся правительство.

Если Договаривающиеся правительства устанавливают уровни охраны и обеспечивают предоставление информации об уровне охраны судам, находящимся в их территориальном море или сообщившим о своем намерении войти в их территориальное море, то таким судам должно быть рекомендовано проявлять бдительность и немедленно сообщать своей Администрации и всем соседним прибрежным государствам любую информацию, которая привлекла внимание и может касаться охраны на море в этом районе.

Информируя такие суда о применимом уровне охраны, Договаривающееся правительство, с учетом рекомендаций, приведенных в части В настоящего Кодекса, должно также информировать эти суда о мерах охраны, которые они должны принять, и, если необходимо, о мерах, принятых Договаривающимся правительством для обеспечения защиты от угроз.

Выводы по лекции.

1. В Кодексе ОСПС сформулированы конкретные обязанности Договаривающихся правительств и порядок действий по защите судов и портовых средств в различных реальных ситуациях.

2. В Кодексе ОСПС сформулированы конкретные обязанности юридических и физических лиц, связанных с выполнением действий по защите судов и портовых средств от террористических и пиратских акций.


Лекция № 5.

ТЕМА: «Основные положения Кодекса ОСПС. Оценка охраны судна».

План.

1. Общие требования к проведению оценки охраны судна.

2.Оценка охраны судна.

а). Подготовка к проведению оценки охраны судна.

б). 1 этап. Определение возможных угроз и потенциальных рисков для судна в районе плавания.

в). 2 этап. Определение и оценка нуждающихся в защите людей, видов деятельности, услуг и операций.

г). 3 и 5 этапы. Определение возможных сценариев угроз основным судовым операциям и оценка вероятности таких ситуаций.

д). 4 этап. Обзор состояния охраны на судне.

ОФИЦЕР ПО ОХРАНЕ СУДНА

(Выдержка из Кодекса ОСПС (ISPS) часть А)

12.2. Кроме оговоренных где-либо в данной части Кодекса ОСПС, обя­занности и ответственность офицера по охране судна должны включать, но не ограничиваться.

1 проведением регулярных проверок охраны судна с целью обеспечения выполнения соответствующих мер по охране,

2 поддержанием и наблюдением за выполнением плана охраны судна включая любые поправки к плану;

3 координированием аспектов охраны по обработке груза и су­довых запасов с другим судовым персоналом и соответствующими офицерами охраны портовых средств;

4 внесением предложений об изменениях в план охраны судна;

5 сообщением офицеру компании по охране о недостатках и несоответствиях, выявленных во время внутренних аудиторских про­верок, периодических пересмотров, проверок охраны и утверждения соответствий, а также выполнением любых коррективных действий;

6 усилением осведомленности по охране и бдительности на борту,

7 обеспечением того, чтобы предоставлялась соответствующая подготовка судовому персоналу, при необходимости.

8 доклады обо всех происшествиях, связанных с охраной;

9 координация вопросов, связанных с выполнением плана ох­раны судна, с должностным лицом компании, ответственным за охра­ну. и с соответствующим должностным лицом портового средст­ва ответственным за охрану; и

10 обеспечение того, чтобы охранное оборудование, если оно имеется, должным образом эксплуатировалось, испытывалось. калиб­ровалось и обслуживалось.

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА, УЧЕНИЯ, ТРЕНИРОВКИ ПО ОХРАНЕ СУДНА

(Выдержка из Кодекса ОСПС (ISPS) ч. А)

13.1. Должностное лицо компании, ответственное за охрану, и соответствующий береговой персонал должны обладать знаниями и пройти обучение, принимая во внимание руководство, представленное в части В данного Кодекса.

13.2. Лицо командного состава судна, ответственное за охрану должно обладать знаниями и пройти обучение, принимая во внимание руководство, представленное в части В данного Кодекса.

13.3. Члены экипажа судна, имеющие специальное обязанности и область ответственности по охране, должны понимать свою ответст­венность за охрану судна в соответствии с планом охраны; судна, а также должны обладать достаточными знаниями и способностями для выполнения своих обязанностей, принимая во внимание руководство представленное в части В данного Кодекса.

13.4. Принимая во внимание руководство, представленное в части В данного Кодекса, для обеспечения эффективного исполнения плана охраны судна, учения должны проводиться через определен­нее периоды времени, с учетом типа судна, замены персонала судна, портовых средств в которые придется заходить судну, и других соответствующих обстоятельств.

13.5. Должностное лицо компании, ответственное за охрану своим участием в тренировках через соответствующие периоды вре­мени должно обеспечивать эффективную координацию и внедрение судовых планов охраны, принимая во внимание руководство, пред­ставленное в части В Кодекса.



Просмотров