ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем. Анализ экзамена по обществознанию в форме егэ


Наиболее успешные результаты выпускники получили по следующим элементам содержания: Общество и природа; Взаимосвязь сфер жизни общества; Человек – как продукт биологической, социальной и культурной эволюции; Деятельность; Религия; Собственность и ее содержание; Многообразие социальных групп; Социальный статус и социальные роли; Семья и ее тенденции ее развития; Власть. Политические партии и движения: Политические режимы; Право в системе социальных норм; Правоотношения; Правонарушения, их признаки, виды, ответственность.


Содержательные элементы, по которым получены низкие результаты: Общество как система, общество как динамическая система; Проблема противоречивости общественного прогресса; Познание: его виды, формы, сферы знаний. Истина и ее критерии; Формы и разновидности культуры; Измерители экономической деятельности; Многообразие рынков; Государственный бюджет: Кредитно-денежная политика; Экономика производителя Неравенство и социальная стратификация; Этнические общности и межнациональные отношения; Политическая система; Признаки, формы, функции государства; Система органов власти РФ и их полномочия.


Причины пробелов в знаниях выпускников: 1. Субъективного характера: способности выпускников; особенности усвоения материала, степень мотивации детей; особенности преподавания предмета в конкретном классе, школе); 2. Объективного характера: Высокий уровень теоретизации материала; Различная степень представленности проверяемого на ЕГЭ содержания в используемых учебниках


Хорошо сформированы умения выпускников: Распознавать признаки понятий; Указывать характерные черты социального объекта; Сравнивать признаки социальных объектов; Устанавливать соответствие терминов, определений, понятий и признаков; Осуществлять выбор позиций из предложенного списка; Адекватно воспринимать содержание прочитанного фрагмента текста; Находить ответы на поставленные вопросы.


Слабо сформированы умения выпускников: Называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту; Давать целостные характеристики социальных явлений, объектов определенного класса; Оценивать истинность суждений о социальных явлениях с точки зрения научных знаний; Привлекать для анализа дополнительную информацию; Формулировать оценочные суждения; Аргументировать собственную позицию; Раскрывать теоретические положения курса с помощью примеров; Решать обществоведческие задачи; Составлять сложный план развернутого ответа по определенной проблеме, теме.


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Определить признак указанного понятия Например: В процессе своего развития общество 1) осталось частью природы 2) обособилось от природы и стало от нее полностью независимым 3) обособилось от природы, но осталось тесно с ней связанным 4) перестало претерпевать на себе воздействия природы


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Устанавливать понятие по приведенному признаку Например: Преобладание общины, натуральный характер хозяйства, приоритет коллективных интересов над индивидуальными – характерные черты общества 1) традиционного 2) индустриального 3) постиндустриального 4) Вступающего в эпоху промышленной революции


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Сравнивать близкие понятия и социальные объекты, выделять их общие и особенные признаки Например: Что свойственно человеку в отличие от животного? 1) потребности 2) целеполагание 3) эмоции 4) инстинкты


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Различать смыслы (значения) одного понятия Например: Обществом в широком смысле слова называют 1) группу людей, созданную по интересам 2) весь окружающий человека мир 3) группу людей, основанную на личном взаимодействии друг с другом 4) исторически сложившуюся систему социальных отношений


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями Например: К социальным нормам относятся 1) обычаи народа 2) научные идеи, ставшие основой правоведения 3) экономические законы 4) Философские взгляды


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Находить недостающую для ответа информацию Например: Высшие органы государственной власти в стране Н. формируются выборным путем. Ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) независимы друг от друга. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что страна Н. является президентской республикой? 1) глава государства одновременно является главой парламента 2) глава государства одновременно является главой правительства 3) президент является символом нации 4) глава государства назначается парламентом


Методические комментарии к группам заданий: Часть А – задания с выбором ответа: Анализировать социальные факты и реальные или смоделированные жизненные ситуации Например: Популярный композитор работает над новой песне, посвященной дружбе народов всего мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером? 1) политическая 2) духовная 3) экономическая 4) социальная


Методические комментарии к группам заданий: Идентифицировать примеры социальных явлений и фактов реальной жизни Например: Примером норм государственного права является следующая норма: 1) получение взятки должностным лицом влечет за собой ответственность в виде лишения свободы от трех до пяти лет 2) член кооператива имеет один голос при принятии решения в общем собрании пайщиков 3) разбирательство дела в заседании суда первой инстанции происходит с участием подсудимого, явка которого в суд обязательна 4) Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания


Часть А – задания с выбором ответа: Преобразовывать условно-графическую или статистическую информацию в словесно-описательную Например: В при­ведённой ниже диа­грам­ме пред­став­ле­ны дан­ные о раз­ных ка­те­го­ри­ях на­ се­ле­ния стран Z и Y, же­ла­ю­щих вновь на­чать учить­ся. Какой вывод можно сде­лать на ос­но­ва­нии дан­ных диа­грам­мы? 1) В стра­не Z рав­ные доли спе­ци­а­ли­стов с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем и до­мо­хо­зя­ ек же­ла­ют вновь на­чать учить­ся. 2) Спе­ци­а­ли­сты со сред­ним об­ра­зо­ва­ни­ем обеих стран за­ни­ма­ют ли­ди­ру­ю­щее место среди же­ла­ю­щих вновь на­чать учить­ся. 3) В стра­не Y среди тех, кто хочет вновь учить­ся, доля спе­ци­а­ли­стов с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем выше доли до­мо­хо­зя­ек. 4) В стра­не Z среди же­ла­ю­щих вновь на­чать учить­ся пре­об­ла­да­ют пен­си­о­не­ры.


Часть А – задания с выбором ответа: Анализировать различные суждения об определенном социальном объекте или процессе Например: Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке? А. Индивидуальное и общественное в человеке – результат биологической эволюции. Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связано друг с другом 1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны


Часть А – задания с выбором ответа: Умение оперировать понятиями при анализе типичных ситуаций жизни человека и общества Например: Что является правонарушением? 1) Отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные пункты из-за урагана 2) Невыполнение строительной фирмой сроков строительства дома, указанных в договоре 3) Отсутствие внимания к пожилым людям в среде молодежи 4) Обращение гражданина с жалобой на действия представителей городской администрации


Умение оперировать понятиями при анализе типичных ситуаций жизни человека и общества Например: Что является правонарушением? 1) Отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные пункты из-за урагана 2) Невыполнение строительной фирмой сроков строительства дома, указанных в договоре 3) Отсутствие внимания к пожилым людям в среде молодежи 4) Обращение гражданина с жалобой на действия представителей городской администрации


Умение различать суждения фактического и оценочного характера Например: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой. (A) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией брака в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним. Определите, какие положения текста носят: 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. АБВГД


В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (А) Правительство утвердило программу поддержки молодой семьи. (Б) Ее частью стало ипотечное кредитование на льготных условиях. (В) Ипотечное кредитование долгосрочная ссуда, предоставляемая юридическому или физическому лицу банками под залог недвижимости: земли, производственных и жилых зданий, помещений, сооружений (Г) Представляется, что подобная программа будет способствовать выходу страны из демографического кризиса. (Д) Реализация программы льготной ипотеки, скорее всего, приведет к росту цен на квартиры в ближайшей перспективе. Определите, какие положения текста носят: 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов. АБВГД


Задание С9 – написание эссе Усовершенствование критериев оценивания обществоведческого эссе в КИМах Критерий 1 Раскрытие смысла высказывания (1 балл) Критерий 2 - Характер и уровень теоретической аргументации (2 балла). Причем наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки по этому критерию на 1 балл. Обратите внимание учащихся, что с этого года оценивание эссе не идет по «накопительной» системе, а баллы можно потерять, допустив ошибку, например, в определении понятия, в характеристике социальных объектов, в объяснении причинно- следственных и функциональных связей и др. Критерий 3 Качество фактической аргументации (2 балла).


Структура эссе Цитата проблема поднятая автором, ее актуальность; смысл высказывания; собственная точка зрения; аргументация на теоретическом уровне; два примера из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений; вывод.




Рекомендации по работе с графиками, диаграммами, гистограммами. Определите тип диаграммы: линейчатая, круговая, графическая. Установите, соотношения, каких величин графически изображает данная диаграмма. Внимательно изучите легенду: названия осей, масштаб обозначений на осях X и Y; цветовые обозначения различных величин, подписи к ним. Выявите количественные показатели каждой из величин и сравните их. Обобщите результаты и сделайте выводы.


Работа с понятиями и терминами - Ведение специальных словарей терминов; - Анализ понятий в «связках» (природа общество, природа – культура, общество – природа) - Прием использования маркеров Маркер - это сущностный, родовой смысл понятия. понятие - "индивидуальность" - маркер - "своеобразие". - понятие - "индивид" - маркер - "типичное, общее". - понятие - "суверенитет" - маркер - "независимость". Прием использования подчёркивания При работе с термином "право" учащимся предлагается: подчеркнуть главные слова. право- система обязательных правил поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения). представить данное определение в виде четырёх предложений (это и есть признаки права).


Задания на интерпретацию текста (С1 – С4) В заданиях С1 – С4 ответ должен быть четким и понятным. Нужно учить школьников считать, сколько позиций должно быть в ответе, так как на этом строятся критерии оценивания выполненного задания. Например: Задание С2 в одном из вариантов – Какие три внутренних основания легитимности выделил автор? Приведите по одной авторской характеристике каждого основания. Ответ должен включать шесть позиций: 3 внутренних основания легитимности и 3 характеристики каждого основания. Дети, отвечая на вопросы задания, выделяют или основания, или характеристики. А это ноль баллов. 3. Отвечая на вопрос задания-задачи желательно четко выделить примеры или аргументы, буквально: Примеры: 1) 2) 3) Аргументы 1) 2) 3)


Важные особенности пособий издательства «Легион» Разработка диагностических материалов проводится в течение 8 лет; Измерительные материалы составлены на основе требований ФГОС по истории и обществознанию для основной и старшей школы; Отбор содержания измерителей строится на основе кодификаторов и спецификации экзаменационных работ ЕГЭ и ГИА-9; Создан банк педагогических измерителей по истории и обществознанию, апробированный в образовательных учреждениях Ростовской области.


Приказом Министерства образования и науки России 729 от 14 декабря 2009 года «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» ООО «Легион» вошло в список издательств, книги которых допущены к использованию в школах России. Приказ зарег. в Минюст России г






Работа, направленная на повышение качества издаваемых пособий: - проведение пробного тестирования в общеобразовательных учреждениях (репетиционного, в рамках промежуточной аттестации, тематического, апробационного); - работа с одаренными детьми (воскресные предметные школы, летняя математическая школа); - семинары с учителями



Анализ экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ

Количество учащихся: 3

Количество писавших работу: 3

Учитель: Залевская Н.И.

ФИ ученика

Задания 2 группы

человек и общество, включая познание и духовную культуру

экономика

социальные отношения

политика

первичный

вторичный

% выполнения

Абсолютная успеваемость: 100%

ФИ ученика

Часть 1 (35 баллов)

Часть 2 (27 баллов)

Всего баллов

% выполнения

первичных

вторичных

Анализ экзамена в форме ЕГЭ показал следующее:

Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом, задания двух уровней сложности: 10 заданий базового уровня и 10 заданий повышенного уровня. Максимальный первичный балл - 35

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

Задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

Задание на выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц;

Задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

Задание на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений;

Задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Задания 1-3 нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п.

Задания 4-19 включают в себя задания базового и повышенного уровней, направленные на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4-6); экономика (задания 7- 10), социальные отношения (задания 11, 12); политика (задания 13-15); право (задания 16-19).

Задание 20 направлено на проверку умений: анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в нейфакты и мнения, аргументы и выводы; объяснять внутренние и внешниесвязи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальныхобъектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальнойсистемы, социальных качеств человека.

Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом, два задания базового уровня (21 и 22) и семь заданий высокого уровня сложности (23-29). Максимальный первичный балл - 27.

Задания 21 и 22 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 21), а также применять ее в заданном контексте.

Задание 23 нацелено на характеристику (или объяснение, или конкретизацию) текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания.

Задание 24 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста.

Задание 25 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.

Задание 26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.

Задание-задача 27 требует: анализа представленной информации, в том числе статистической и графической; объяснения связи социальных объектов, процессов; формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов. При выполнении этого задания проверяется умение применять

обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задание 28 требует составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.

Завершает работу альтернативное задание 29, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем.

Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов.

Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 5 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23-28 - по 3 балла; задания 29 - 5 баллов.

Итого - 29 заданий (62 балла).

Анализ показал, что учащиеся лучше выполнили задания 1 части по сравнению с пробным экзаменом, проведенным в апреле 2017 г. (рис. 1)

Рисунок 1.

Сравнительный анализ выполнения заданий 1 части

Анализ показал, что учащиеся лучше выполнили задания 2 части по сравнению с пробным экзаменом, проведенным в апреле 2017 г. (рис. 2)

Рисунок 2.

Сравнительный анализ выполнения заданий 2 части

Анализ показал, что учащиеся улучшили свои показатели выполнения заданий на базовом, повышенном и высоком уровнях (таб. 1).

Таблица 1.

Сравнительный анализ выполнения заданий (по уровням сложности)

ФИ ученика

Базовый уровень (19 б.)

Повышенный уровень (20 б.)

Высокий уровень (23 б.)

7 баллов\37%

12 баллов\63%

12 баллов\60%

11 баллов\55%

9 баллов\39%

6 баллов\32%

14 баллов\74%

11 баллов\55%

14 баллов\70%

3 балла\13%

14 баллов\74%

15 баллов\79%

8 баллов\40%

16 баллов\80%

0 баллов\0%

8 баллов\35%

Средний балл по классу - 57,7 (на пробном экзамене - 44,6 ).

Анализ выполнения задания показал, что учащиеся выполнили:

- 56 % заданий 1 группы (пробный - 44% );

- 89 % заданий из раздела "Человек и общество, включая познание и духовную культуру" (пробный - 44 %);

- 76 % заданий из раздела «Экономика» (пробный - 45,5 %);

- 78 % заданий из раздела «Социальные отношения» (пробный - 41,5 %);

- 50 % заданий из раздела «Политика» (пробный - 50 %);

- 58 % заданий из раздела «Право» (пробный - 62 %);

- 100 % задания №20 (пробный - 66 %);

- 35 % заданий 2 части (пробный - 11 %).

Затруднения вызвало задания 3, 17 (базовый уровень); 15, 18 (повышенный уровень); 24-29 (высокий уровень).

Анализ пробного ЕГЭ по обществознанию учащихся 11 класса.

3 апреля 2012 года проводился пробный ЕГЭ по обществознанию. Из 21 учащегося 11 класса экзамен выбрали и выполнили 8 учащихся.

Основной целью экзамена была оценка качества обществоведческой подготовки выпускников средней (полной) школы.
Содержание экзаменационной работы отражало интегральный характер предмета. Все задания охватывали основные разделы курса, базовые положения различных областей научного обществознания. Объектами проверки выступали: широкий спектр предметных умений и видов познавательной деятельности, знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, социальные качества личности и условия их формирования, важнейшие экономические явления и процессы, политика, право, социальные отношения, духовная жизнь общества.
Пробная экзаменационная работа состояла из трех частей, которые различались по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Общее количество заданий – 37. Часть А включала 20 заданий с выбором ответа. Часть В-8 заданий, на которые надо было дать краткий ответ в виде слова(словосочетания) , цифры или последовательности цифр. Часть С включала 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требовали полного ответа (дать объяснение, обоснование, высказать и аргументировать собственное мнение). Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий экзаменационной работы составлял 61 балл.

Пробная экзаменационная работа по обществознанию была представлена в одном варианте.
На выполнение всей работы отводилось 3,5 часа (210 минут).


Все учащиеся хорошо справились с выполнением заданий части А, но некоторые задания пропустили, успешно справились с комплексом заданий для работы с текстом С1-С4; с атрибуцией документа, разъяснением сущности характеризуемой в источнике проблемы, выявлением позиций автора, определением примеров, приводимых в тексте, отличительных черт, признаков.

Наибольшее затруднение вызвали все задания части В -на выявление причин и свойств социальных явлений, процессов и задания С6, С9 – в них учащиеся не смогли представить собственные точки зрения при раскрытии проблемы, применить при этом термины и понятия обществоведческого курса, аргументировать свою позицию с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Некоторые учащиеся не смогли правильно заполнить бланки ответов.

При выполнении пробного экзамена учащиеся показали следующие результаты:

Подзолкова Алёна-32 задания(89 б), Ерохина Анастасия-32 задания(89б), Ширяева Алина-30 заданий(84б), Беликова Анастасия-28 заданий(81б), Мацегорова Анастасия-25 заданий(74б), Литовченко Юлия-20 заданий(62б), Мариненко Юлия-17заданий(54б), Подзолкова Кристина-13заданий(40б)

1.Продолжить работу по подготовке учащихся 11 класса к единому государственному экзамену, учитывая ошибки, допущенные участниками при выполнении заданий.

2.Обратить внимание на оформление ответов в части «В», которые не должны стать поводом снижения результатов и потере баллов за правильный ответ из-за заполнения бланка.

3.Нацелить учащихся в части «А» заполнять все ответы.

4.Учить их рационально распределять время при выполнении работы. 5.Донести до них, что работа должна быть оформлена аккуратно, написана

разборчивым почерком.

6.Шире использовать методики проблемного обучения, новые

технологии.

7.Учить детей сопоставлять, сравнивать суждения о социальных явлениях, выявлять признаки, систематизировать факты, понятия, извлекать информацию из источника.

8.Обратить внимание учащихся на выполнение заданий С6 и С9 , т.к. многие учащиеся не смогли представить собственную точку зрения при раскрытии проблемы, применить при этом термины и понятия обществоведческого курса, аргументировать свою позицию с опорой на факты общественной жизни и личный опыт.

Учитель: Сасина Е.Н.

Анализ результатов ЕГЭ 2014 года по обществознанию

Учитель: Фаттахова Л.Р.

В 2014 году в ЕГЭ по обществознанию приняли 11 выпускников Новошешминской СОШ (79 % всех учащихся)

Успеваемость -100%.

Средний балл по школе- 58,6. Выше районных результатов на 4,1 балла; выше республиканских – на 2,75 и российских на 5,53 балла. Лучший результат – 72 балла (Семеняк А.)

Экзаменационная работа состояла из 3 частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и числу заданий. Часть1 содержит задания двух уровней: 14 заданий базового уровня сложности и шесть повышенного уровня. Часть 2 содержит четыре задания базового уровня (В1, В2, В3 и В8) и четыре задания повышенного уровня

сложности (В 4, В5, В6, В7). В части 3 – два задания базового уровня (С1 и С2) и семь заданий высокого уровня сложности (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9).

Анализ выполнения заданий части А

В части 1 работы (А1–А20) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право. Задания этой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия.

Часть А

Из приведенной таблицы видно, что успешно (91%) справились выпускники с заданиями:

А 1- Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития(типы обществ);

А 3- Человек и общество. Познание и духовная жизнь;

А 10, 11 - Социальная стратификация и мобильность; социальные группы и др.; социальные отношения.

При выполнении заданий части А затруднение у экзаменуемых вызвали задания:

А 2- виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления;

А 20- право (задание на анализ двух суждений).

Анализ выполнения заданий части В

В части 2 на одних и тех же позициях в различных вариантах (В1–В8) находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.

Вместе с тем в каждом варианте заданиями части 2 представлены все пять содержательных блоков-модулей. Умения, проверяемые в части 2 работы, включают в себя помимо перечисленных выше умения устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.

Задания части В

Успешно справились (91-100%) учащиеся с заданиями:

В 1- выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц

В 3- классификация путем установления соответствия

В 4, 7 - осуществление выбора необходимых позиций из предложенного списка

Сложность вызвало задание В 6, которое предполагает определение терминов и понятий, соответствующих

предлагаемому контексту. Выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне (задание В 8) также вызвало затруднение у 4 (36 %) учащихся. В целом, с заданиями данного уровня сложности учащиеся справились на уровне выше среднего.

Анализ выполнения заданий части С

Задания части 3 (С1–С9) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней (полной) школы (философию, экономику, социологию, политологию,

социальную психологию, правоведение). При выполнении заданий данной модели проверяется умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Часть С

Задания С1–С4, с которыми учащиеся успешно справились, объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного текста. Задания С1 и С2 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Задание С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.

Затруднение у учащихся вызвало задание С 8 , требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана причинно-следственные, функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов.

5 учащихся (45%) не справились с заданием С6 , требующим конкретизации приведенных положений; оно проверяет умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

Задание С9* оценивается по критериям в 5 баллов и нацеливает экзаменующегося на написание мини-сочинения (эссе) по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, ученых-обществоведов. Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения (справились 100%), формулировать собственное отношение к затронутой автором проблеме, выдвигать аргументы различного характера и на различных уровнях (73 % учащихся получили от 1 до 2 баллов по этому критерию), подготавливать творческую работу. Сложность в данном задании вызвало теоретическое обоснование выбранной проблемы. По этому критерию только 2 ученика (Семеняк, Малая) получили 1 балл из возможных 2 баллов.

В целом, итоги экзамена свидетельствуют о вышесреднем уровне обученности по предмету.

1.В течении учебного года тщательнее прорабатывать задания типа В 6, В 8, С8, С 9.

2.Способствовать осознанному выбору учащимися экзамена.

3.Учебный процесс осуществлять на основе организации активной познавательной деятельности учащихся на основе деятельностного подхода обучения, т необходимого для выполнения заданий, требующих комплексного подхода.



Просмотров