Герб Татарстана: описание, значение, история. Символика республики Татарстан: герб и флаг Что обозначают цвета и жесты герб татарстана

Герб Татарстана

История геральдических знаков Татарстана в большей степени повторяет историю Российскую. На самых ранних и наиболее известных общероссийских символиках и памятниках (геральдических) встречаются изображения Казанской и Болгарской печатей. Их можно увидеть на печати И.Грозного(XVI век), на завесе на спинке трона царя Михаила (XVII век), в “Титулярнике”(1672г), на рисунке государственной русской печати (1699г), и многих других. Казанская и Болгарская печати и есть прообразы нынешнего герба Татарстана.

Что изображено на современном гербе Татарстана

В центре круглой формы герба на красном диске солнца представлен образ барса с крыльями и круглым щитом на боку. Передняя правая лапа барса слегка приподнята. Красный диск солнца обрамлен татарским национальным узором золотисто-зеленого цвета, в верхней части которого изображен цветок тюльпана, а внизу на основании – золотистая надпись “Татарстан”. Розетка на круглом щите представлена восьми лепестковой астрой, а крылья животного – семью перьями. Весь герб повторяет зеленый, белый и красный цвета флага республики .

Крылатый барс древнейших времен – Бог плодородия и покровитель детей, а на современном гербе он – покровитель своих граждан и всего многонационального народа республики.

С самых древних времен Солнце было главным божеством множества народов. На гербе же Татарстана красный диск солнца – доброе знамение, жизнь, успех в делах, счастье. Белый щит на левом боку барса – всесторонняя защищенность всех граждан республики. Астра – вечный источник жизненных сил и долголетия. Цветок тюльпана и орнамент – олицетворение пробуждения весенней природы и символ великого возрождения Татарстана.

Приподнятость передней правой лапы барса означает традиционный жест, который утверждает величие власти, и представляет начало новых дел, движение с правой ноги к хорошим и добрым обновлениям. Острые когти, зубы демонстрируют способность защитить себя и тех, кому барс покровительствует. Перья на крыльях символизируют пространство влияния силы барса – земное и небесное. Хвост в поднятом положении – дружелюбие и хорошее настроение.

Три обрамляющих золотых круга на разных уровнях герба символизируют единство, бесконечность и наивысшее совершенство.

Каждая расцветка герба тоже своего рода символы: золотая – красота, изящество и богатство земли; зеленая – возрождение; белая – честность и чистота помыслов народа; красная – безмерная сила, энергия и жизнестойкость.

Создан Государственный герб Татарстана доктором наук Н. Г. Ханзафаровым и художником-монументалистом Р. З. Фахрутдиновым, а утвержден в феврале 1992 года.

Геральдика не существует сама по себе, она закрепляется и регулируется законом, в частности - «О государственных символах Республики Татарстан ».

Флагом Республики Татарстан является прямоугольное полотнище с идущими по порядку горизонтальными зеленой, белой и красной полосами. Белая полоса занимает одну пятнадцатую полотнища, расположена она в средней части, идущей следом за зеленой полосой, которая имеет одинаковую с красной ширину. Зеленый цвет означает весеннюю зелень, возрождение, белый олицетворяет чистоту, а красный знаменует жизненную силу, энергию, зрелость . Флаг имеет соотношение ширины и длины - 1:2.

Герб Татарстана

Еще одна неотъемлемая часть символики Татарстана - его государственный герб. Что за зверь на гербе Татарстана? На гербе изображен крылатый барс, с закрепленным на боку круглым щитом, его лапа приподнята, он стоит на фоне солнца, обрамленный национальным татарским орнаментом с надписью «Татарстан ». Крылья барса состоят из семи перьев, а розетка на щите насчитывает восемь лепестков цветка астры. Сам герб имеет круглую форму, он выполнен в таких же цветах, как и флаг. В частности, солнце на гербе - красное, обрамление - зеленое, сам барс и его крылья, а также розетка на щите - белые.

Помимо этого, данная символика имеет и золотистый цвет - им окрашены надпись «Татарстан» и обрамляющий герб орнамент, и цвет этот символизирует красоту, изящество, богатство земли. На трех уровнях герба расположены три золотых круга, выражающих идеи высшего совершенства, единства и бесконечности.

Центральный образ на гербе выбран не просто так, крылатый барс у Волжских Булгар в древности был защитником детей, божеством плодородия, и ныне это символ покровительства народа Татарстана. Приподнятая передняя правая лапа являет традиционный жест верховенства и величия власти, а также означает доброе пожелание в движении Республики на пути ее обновления. Острые когти и зубы зверя свидетельствуют готовность защитить тех, кому он покровительствует - свой народ. Красный диск солнца также в древние времена имел свое значение, и для многих народов он символизировал главное божество, а ныне означает успех, жизнь, счастье, знамение.

Круглый щит на левом боку крылатого барса говорит о защищенности народа Татарстана в правовом, силовом и экономическом плане. Четкое количество лепестков астры на щите символизирует долголетие, вечный жизненный источник. Семь перьев в крыле - пространственный символ воздействия силы барса - на земле и на небе. И даже положение хвоста указывает на дружелюбие, хорошее настроение. А все вместе на гербе Республики утверждают такие ценности, как дружба, добро и справедливость, мир и прогресс.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Герб Республики Татарстан является государственным символом республики Татарстан Утверждён Постановлением Верховного Совета Республики Татарстан № 1415-XII от 7 февраля 1992. В настоящее время правила использования Государственного герба регламентируются Законом «О государственных символах Республики Татарстан».

Описание

Популярный татарский растительный орнамент и цветок тюльпана олицетворяют пробуждение весенней природы и символизируют возрождение Татарстана.

Три золотых круга охватывают герб на трёх уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

Символические значения цветов: золотой цвет - изящество , красота , богатство земли Татарстана; зелёный цвет - зелень весны, возрождение Татарстана; белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана; красный цвет - зрелость , энергия , сила , жизнь , жизнеспособность Татарстана.

Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро , справедливость , благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс .

Исторические символы

Ханская эпоха

Символами Казанского царства были на жёлтом фоне лежащий и смотрящий назад крылатый четырёхногий чёрный дракон со стреловидными языком и хвостом, а также на жёлтом фоне чёрная сова с персями желтоватыми . В Золотой Орде двуглавый орел встречается на монетах с конца XIII по вторую половину XIV века. Наиболее ранними считают двуглавых орлов на медных фоллариях монетного двора Сакчи (район Дуная) с изображением тамги беклярибека Ногая ( -) . Позже двуглавый орел встречается на монетах золотоордынских ханов Тохты , Джанибека , Узбека и Тохтамыша , широко представлен в корпусе монет Крыма в составе Золотой Орды (сер. XIII - нач. XV в.) .

Царская эпоха

В 1552 году Казанское царство прекратило своё существование и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к Русскому государству, а царь Иван ІV принял и титул «Царь Казанский».

Древнейшая дошедшая до нас достоверная эмблема Казани - печать Казанская с Большой печати Ивана Грозного (1577 год). Эмблема представляла собой изображение дракона-василиска (зиланта) в короне. Подобный дракон изображен на печатях царства Казанского под грамотой воеводы князя И. М. Воротынского (1596 год), данной архимандриту Казанского Преображенского монастыря Арсению с братией, под оброчной грамотой архимандриту Свияжского Богородицкого монастыря Герасиму (1637 год), на грамоте под ввозной грамотой игумену Казанского монастыря Ипатию (1693 год) и на других документах.

    Russian coat of arms of Volga Bulgaria.svg

    Российский герб Волжской Болгарии.

27 мая 1920 года Декретом ВЦИК на территории, выделенной из бывшей Казанской губернии и прилегающих территорий была образована Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика в составе РСФСР (тат. Avtonomia Tatarstan Soviet Socialistiq Respublikasy ).

На одном из фигурировавших проектах герба республики в красном щите, обрамленном пшеничными колосьями были изображены восходящее солнце и над ним лук, а внизу серп и молот . Щитодержателями выступали рабочий и колхозник с киркой и косой в руках.

Муниципально-территориальное деление :

Городские округа : Казань Набережные Челны
Районы : Агрызский Азнакаевский Аксубаевский Актанышский Алексеевский Алькеевский Альметьевский Апастовский Арский Атнинский Бавлинский Балтасинский Бугульминский Буинский Верхнеуслонский Высокогорский Дрожжановский Елабужский Заинский Зеленодольский Кайбицкий Камско-Устьинский Кукморский Лаишевский Лениногорский Мамадышский Менделеевский Мензелинский Муслюмовский Нижнекамский Новошешминский Нурлатский Пестречинский Рыбно-Слободский Сабинский Сармановский Спасский Тетюшский Тукаевский Тюлячинский Черемшанский Чистопольский Ютазинский

Отрывок, характеризующий Герб Татарстана

– Мне и довольно, – вспыхнув, сказала Соня.
– Нет, но я тысячу раз влюблялся и буду влюбляться, хотя такого чувства дружбы, доверия, любви, я ни к кому не имею, как к вам. Потом я молод. Мaman не хочет этого. Ну, просто, я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова, – сказал он, с трудом выговаривая фамилию своего друга.
– Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас, как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо.
– Вы ангел, я вас не стою, но я только боюсь обмануть вас. – Николай еще раз поцеловал ее руку.

У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих adolescentes, [девушек,] выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами adolescentes и adolescents, [девушки и юноши,] танцовавшие до упаду; эти взрослые девицы и молодые люди, приезжавшие на эти балы с мыслию снизойти до них и находя в них самое лучшее веселье. В этот же год на этих балах сделалось два брака. Две хорошенькие княжны Горчаковы нашли женихов и вышли замуж, и тем еще более пустили в славу эти балы. Особенного на этих балах было то, что не было хозяина и хозяйки: был, как пух летающий, по правилам искусства расшаркивающийся, добродушный Иогель, который принимал билетики за уроки от всех своих гостей; было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцовать и веселиться, как хотят этого 13 ти и 14 ти летние девочки, в первый раз надевающие длинные платья. Все, за редкими исключениями, были или казались хорошенькими: так восторженно они все улыбались и так разгорались их глазки. Иногда танцовывали даже pas de chale лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью; но на этом, последнем бале танцовали только экосезы, англезы и только что входящую в моду мазурку. Зала была взята Иогелем в дом Безухова, и бал очень удался, как говорили все. Много было хорошеньких девочек, и Ростовы барышни были из лучших. Они обе были особенно счастливы и веселы. В этот вечер Соня, гордая предложением Долохова, своим отказом и объяснением с Николаем, кружилась еще дома, не давая девушке дочесать свои косы, и теперь насквозь светилась порывистой радостью.
Наташа, не менее гордая тем, что она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Обе были в белых, кисейных платьях с розовыми лентами.
Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал. Она не была влюблена ни в кого в особенности, но влюблена была во всех. В того, на кого она смотрела в ту минуту, как она смотрела, в того она и была влюблена.
– Ах, как хорошо! – всё говорила она, подбегая к Соне.
Николай с Денисовым ходили по залам, ласково и покровительственно оглядывая танцующих.
– Как она мила, к"асавица будет, – сказал Денисов.
– Кто?
– Г"афиня Наташа, – отвечал Денисов.
– И как она танцует, какая г"ация! – помолчав немного, опять сказал он.
– Да про кого ты говоришь?
– Про сест"у п"о твою, – сердито крикнул Денисов.
Ростов усмехнулся.
– Mon cher comte; vous etes l"un de mes meilleurs ecoliers, il faut que vous dansiez, – сказал маленький Иогель, подходя к Николаю. – Voyez combien de jolies demoiselles. [Любезный граф, вы один из лучших моих учеников. Вам надо танцовать. Посмотрите, сколько хорошеньких девушек!] – Он с тою же просьбой обратился и к Денисову, тоже своему бывшему ученику.
– Non, mon cher, je fe"ai tapisse"ie, [Нет, мой милый, я посижу у стенки,] – сказал Денисов. – Разве вы не помните, как дурно я пользовался вашими уроками?
– О нет! – поспешно утешая его, сказал Иогель. – Вы только невнимательны были, а вы имели способности, да, вы имели способности.
Заиграли вновь вводившуюся мазурку; Николай не мог отказать Иогелю и пригласил Соню. Денисов подсел к старушкам и облокотившись на саблю, притопывая такт, что то весело рассказывал и смешил старых дам, поглядывая на танцующую молодежь. Иогель в первой паре танцовал с Наташей, своей гордостью и лучшей ученицей. Мягко, нежно перебирая своими ножками в башмачках, Иогель первым полетел по зале с робевшей, но старательно выделывающей па Наташей. Денисов не спускал с нее глаз и пристукивал саблей такт, с таким видом, который ясно говорил, что он сам не танцует только от того, что не хочет, а не от того, что не может. В середине фигуры он подозвал к себе проходившего мимо Ростова.
– Это совсем не то, – сказал он. – Разве это польская мазу"ка? А отлично танцует. – Зная, что Денисов и в Польше даже славился своим мастерством плясать польскую мазурку, Николай подбежал к Наташе:
– Поди, выбери Денисова. Вот танцует! Чудо! – сказал он.
Когда пришел опять черед Наташе, она встала и быстро перебирая своими с бантиками башмачками, робея, одна пробежала через залу к углу, где сидел Денисов. Она видела, что все смотрят на нее и ждут. Николай видел, что Денисов и Наташа улыбаясь спорили, и что Денисов отказывался, но радостно улыбался. Он подбежал.
– Пожалуйста, Василий Дмитрич, – говорила Наташа, – пойдемте, пожалуйста.
– Да, что, увольте, г"афиня, – говорил Денисов.
– Ну, полно, Вася, – сказал Николай.
– Точно кота Ваську угова"ивают, – шутя сказал Денисов.
– Целый вечер вам буду петь, – сказала Наташа.
– Волшебница всё со мной сделает! – сказал Денисов и отстегнул саблю. Он вышел из за стульев, крепко взял за руку свою даму, приподнял голову и отставил ногу, ожидая такта. Только на коне и в мазурке не видно было маленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал. Выждав такт, он с боку, победоносно и шутливо, взглянул на свою даму, неожиданно пристукнул одной ногой и, как мячик, упруго отскочил от пола и полетел вдоль по кругу, увлекая за собой свою даму. Он не слышно летел половину залы на одной ноге, и, казалось, не видел стоявших перед ним стульев и прямо несся на них; но вдруг, прищелкнув шпорами и расставив ноги, останавливался на каблуках, стоял так секунду, с грохотом шпор стучал на одном месте ногами, быстро вертелся и, левой ногой подщелкивая правую, опять летел по кругу. Наташа угадывала то, что он намерен был сделать, и, сама не зная как, следила за ним – отдаваясь ему. То он кружил ее, то на правой, то на левой руке, то падая на колена, обводил ее вокруг себя, и опять вскакивал и пускался вперед с такой стремительностью, как будто он намерен был, не переводя духа, перебежать через все комнаты; то вдруг опять останавливался и делал опять новое и неожиданное колено. Когда он, бойко закружив даму перед ее местом, щелкнул шпорой, кланяясь перед ней, Наташа даже не присела ему. Она с недоуменьем уставила на него глаза, улыбаясь, как будто не узнавая его. – Что ж это такое? – проговорила она.
Несмотря на то, что Иогель не признавал эту мазурку настоящей, все были восхищены мастерством Денисова, беспрестанно стали выбирать его, и старики, улыбаясь, стали разговаривать про Польшу и про доброе старое время. Денисов, раскрасневшись от мазурки и отираясь платком, подсел к Наташе и весь бал не отходил от нее.

Два дня после этого, Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в английскую гостинницу». Ростов в 10 м часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в английскую гостинницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостинницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони, Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся.
Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его.
– Давно не видались, – сказал он, – спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором.
– Я к тебе заезжал, – сказал Ростов, краснея.
Долохов не отвечал ему. – Можешь поставить, – сказал он.
Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. – «Играть на счастие могут только дураки», сказал тогда Долохов.
– Или ты боишься со мной играть? – сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким нибудь странным, большей частью жестоким, поступком выходить из нее.
Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но прежде, чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему:
– А помнишь, мы говорили с тобой про игру… дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать.
«Попробовать на счастие, или наверное?» подумал Ростов.
– Да и лучше не играй, – прибавил он, и треснув разорванной колодой, прибавил: – Банк, господа!
Придвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него.
– Что ж не играешь? – сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.
– Со мной денег нет, – сказал Ростов.
– Поверю!
Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.
– Господа, – сказал он, прометав несколько времени, – прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.
Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.
– Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, – отвечал Долохов. – Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, – прибавил он Ростову.
Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.
Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.
– Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он.
Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.
– Так ты не боишься со мной играть? – повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать:
– Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее.

Государственный герб Республики Татарстан утвержден 7 февраля 1992 г. Описание герба: "Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан ". (Конституция Республики Татарстан, статья 161 )

Поиски символа для герба Республики Татарстан проходили сложно. В ряде проектов предлагалось в качестве центральных атрибутов использовать изображения крылатого (летучего) змея - дракона, так называемого Зиланта , и башни Сююмбеки . Башня Сююмбеки Казанского кремля, построенного в XVI веке, является дозорной. Сооружение ее относится к концу XVII - первой половине XVIII веков, высота башни 58 метров. Крылатый змей, в свою очередь, является древнетюркским и болгарским символом. "Царь-змей" - мифологическое существо - выступал защитником слабых и символом власти и силы. Не случайно, видимо, среди татар с давних пор широко распространены поверья о змеях.

С крылатым змеем связана татарская легенда об основании Казани и ее герба. В соответствии с легендой, территорию города первоначально занимали змеи. В XVIII веке был записан более подробный вариант этой легенды, по которому крылатый змей после гибели своих сородичей перелетел на пригородный холм Джилантау, с которого долгое время наводил ужас на город, пока не был убит.

После взятия Казани русские основали на холме Джилантау монастырь, именуемый в писцовых книгах XVI века Илантовым . В писцовых книгах XVII века он стал значиться Зилантовым . Такое название за ним и сохранилось. Крылатый змей Зилант стал гербом Казани. К названию герба имеет прямое отношение и название холма. Джилантау означает "змеиная гора" . Змея и змей по-татарски имеют одно и то же наименование "елан" . В некоторых тюркских языках и наречиях "елан" звучит как "джилан" , тюркский же звук "дж " в древней Руси передавался как "з ". Выходит, Джилантау имеет еще одно значение: гора крылатого змея - Зиланта.

Русские геральдисты внесли существенные изменения в образ крылатого змея. Вначале его изображали в виде гуся со змеевидным хвостом на фоне сердца, пронзенного мечом. Затем, в 1781 году ему добавили красные крылья и ноги. А в 1856 году священная "белая змея" превратилась в черного петуха со змеиным хвостом.

Депутаты не приняли изображение крылатого змея в качестве государственного символа. Причин тому несколько. Во-первых, его образ не получил достаточно широкого распространения среди волжских болгар. Зилант использовался как символ только некоторыми болгарскими племенами. Наконец, фантастическое существо обладает недобрым началом, способно убить взглядом все живое.

В ходе дискуссии о гербе свой вариант предложил кандидат филологических наук, вице-президент культурного общества имени Ш. Марджани (известный татарский историк-бытописатель XIX века) Н. Ханзафаров . Он считал, что центральное место в гербе Татарстана должен занять крылатый барс . Еще в VII веке волжские болгары использовали этот символ - символ богатства, плодородия, благородства, покровитель данного государства. Барс считался у волжских болгар священным животным, поэтому он изображался со знаком святости - крыльями. Семь членений крыльев барса означают семь небесных миров. Приподнятая передняя лапа барса символизирует верховную власть в государстве, подчеркивает ее величие. Острые зубы и когти животного говорят о его способности постоять за себя и за тех, кого оно защищает. Поднятый хвост барса обозначает уверенность, свободолюбие, независимость.

На боку барса изображен щит , в центре которого находится восьмилепестковый цветок астры . Щит обозначает защиту, покровительство; астра - один из любимых садовых цветов у татар. Четное число лепестков цветка подчеркивает вечный источник жизни, пожелание долголетия, процветания.

Красное поле щита, на котором изображен могучий крылатый барс, обозначает цвет восходящего солнца. Татары издавна говорили о нем как о самом священном и могущественном источнике света и жизни на земле. Красное солнце имеет не только божественное значение, но и символизирует безоблачность, непорочность и чистоту, олицетворяет доброе знамение.

Обрамляет герб по зеленому колцу популярный растительный орнамент казанских татар. Лепестки орнамента выполнены в виде волн, так как Республика расположена в междуречье трех крупных рек Европы: Камы, Волги, Вятки. Лепестки орнамента идут от вершины герба, где расположен трехлепестковый цветок тюльпана (изображение тюльпана всегда преобладало в орнаменте казанских татар). Орнамент ниспадает к надписи "Татарстан", как бы переходит в нее. Круглая форма герба обозначает щит.

В таком варианте герб исполнил художник-монументалист, член Союза художников Татарстана Риф Загреевич Фахрутдинов . Так произошло возрождение древнего крылатого барса - символа независимости Республики Татарстан.

(По материалам статьи В. Сапрыкова "Крылатый барс Татарстана"
в журнале "Наука и жизнь"
#10/1994)

После распада Советского Союза в национальных республиках встал вопрос о выборе официальных символов. Волжские татары вспомнили о крылатом белом барсе, который с 1992 года располагается на государственном гербе Татарстана. Как это было и почему так произошло, наш сегодняшний рассказ.

Татаристы и булгаристы

К началу 1990-х годов в Татарстане сложились два разных подхода к решению вопроса об идентичности татар. «Татаристы» делали акцент на золотоордынских и, шире, кипчакских корнях волжских татар, а «булгаристы» акцентировали внимание на . Из стана последних раздавались даже предложения о необходимости поменять этноним «татары» на «булгары». Татаристская идеология апеллировала к агрессивной и захватнической политике Золотой Орды и намекала на подчинение ею Руси. Булгаристская теория, напротив, подчёркивала территориальную целостность, богатую культуру и многовековые традиции Волжской Булгарии и, соответственно, татар.

Верх взяла «золотая середина»: было решено, что татары остаются татарами, но идентичность берут булгарскую. В споре татаристов и булгаристов победил татарский народ, оказавшийся наследником богатой многовековой культуры Волжской Булгарии.

Зилант

Тогда же, в начале 1990-х годов, встал вопрос и о новом символе татар. Среди всего многообразия предложений было два явных фаворита - летучий змей Зилант и крылатый Белый Барс.

Сначала предполагалось в качестве республиканской символики использовать Зиланта и образ знаменитой башни Казанского Кремля - Сююмбеке (построена в конце XVII - начале XVIII века). Этот вариант походил на изображение герба Любляны, на котором зелёный дракон возвышается над замком словенской столицы.

Крылатый змей является древнетюркским и болгарским символом. Согласно мифологии, он выступал защитником слабых и олицетворял собой силу и власть. По древней легенде Зилант обитал на горе у реки Казанки. На этой зилантовой горе в 1560 году был построен православный монастырь. По легенде, позднее змей переселился и сейчас проживает в озере Кабан, где охраняет царские сокровища Сююмбеке.

В 1781 году царским указом Зилант был помещён на герб Казанской губернии и всех её городов. В указе он был описан как «чёрный коронованный дракон, крылья и хвост червлёные, клюв и когти золотые, язык червлёный». Кстати, русские геральдисты несколько изменили образ крылатого змея. Вначале его изображали в виде гуся со змеевидным хвостом на фоне сердца, пронзённого мечом. Затем, в конце XVIII века добавили красные крылья и хвост, а в 1856 году Зилант и вовсе начал изображаться в виде чёрного петуха со змеиным хвостом.

Вариант с Зилантом был отклонён по нескольким причинам. Его образ был не самым распространённым среди волжских булгар в средние века. А главное - фантастическое существо обладает недобрым началом и способно убивать взглядом всё живое.

Зилант не стал символом всего Татарстана в постсоветский период, но сохранил своё значение и по-прежнему изображается на гербе Казани.

Ак Барс

В ходе дискуссии о новом символе Татарстана свой вариант предложил филолог Назым Ханзафаров. Именно он выдвинул идею с крылатым барсом. Ещё в VII веке волжские булгары использовали этот символ, который означал плодородие, богатство и даже благородство.

Крылатый барс - это, несомненно, тотемная фигура для татар. В первобытные времена господствующей формой мировоззрения был анимизм (от лат. «anima» - «душа»-). Именно тогда, в глубокую и первобытную древность, сформировалось представление о священных для того или иного племени животных и растениях. Мифы о родстве людей и животных глубоко архаичны. Как правило, в них отражалось представление о родословной племени или рода, которая восходит к тотемному животному. Письменная традиция доносит до нас имя булгарского племени барсил, которое можно перевести как род/племя Барса.

Несомненно, барс наряду с волком являлся тотемным для татар и других тюркоязычных народов Евразии животным. Археологических подтверждений тому немало. Например, найдено много замков и бронзовых статуэток с изображениями барса. Нередко белый барс изображался крылатым и рогатым, что означало его связь с небом и счастьем. Знаменитый арабский путешественник Ибн-Фадлан говорит о том, что слышал рассказы о некоем животном с большим ценным рогом, которое якобы водится в лесах Булгарии.

Учитывая богатую историю и мировоззрение, неудивительно, что именно Ак Барс стал символом постсоветского Татарстана.

О деталях герба

С февраля 1992 года крылатый белый барс официально красуется на гербе Республики Татарстан. Воспользуемся официальной, принятой версией. Семь членений крыльев барса означают семь небесных миров. Приподнятая передняя лапа символизирует верховную власть и подчеркивает ее величие. Острые зубы и когти говорят о силе, а поднятый хвост о уверенности и свободолюбии Ак Барса. Красное поле щита, на котором изображено животное, - это цвет восходящего солнца и могущественный источник света и жизни на земле. Красное солнце символизирует безоблачность, непорочность, чистоту и доброе знамение.

Обрамляет герб по зеленому кольцу популярный растительный орнамент волжских татар. Поскольку республика расположена в междуречье Волги, Камы и Вятки, лепестки орнамента выполнены в виде волн. В вершине герба изображен трехлепестковый цветок тюльпана. Орнамент нисподает к надписи «Татарстан». Круглая форма герба обозначает щит. Именно в таком варианте герб исполнил художник-монументалист Риф Фахрутдинов.

Широкое распространение изображений белого барса в многонациональном Татарстане свидетельствует, что с выбором символа элиты явно не ошиблись. А с 1995 года «Ак Барсом» зовётся казанская хоккейная команда, что автоматически сделало изображение с герба известным миллионам болельщиков за пределами Татарстана.

Литература

Давлетшин Г. Белый волк и крылатый барс. // Родина. 2005. № 8.

Король Г.Г. Фантастические животные в декоре средневекового художественного металла Саяно-Алтая. // Российская археология. 2013. № 3.

Сапрыков В. Крылатый барс Татарстан. // Наука и жизнь. 1994. № 10.

Лезина Л.Е. Тюрско-татарские мифологические образы в архитектуре города Казань. // Система ценностей современного общества. 2014. № 33.



Просмотров